Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Конспект занятия по экологии Тема: «Комнатные растения. Конспект занятия по экологии в экологическом центре дополнительного образования Конспект размножение растений в экологическом уголке

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ульяновска

«Детский эколого-биологический центр»

Конспект занятия

«Размножение комнатных растений»

Подготовила:

Тонеева Марина Юрьевна,

педагог дополнительного

образования

Ульяновск 2015 г.

Тема: «Размножение комнатных растений».

Цель: Формирование у воспитанников знаний о строении комнатных растений, способах размножения, умений и навыков по размножению комнатных растений.

Обучающие:

    познакомить воспитанников с особенностями размножения комнатных растений;

    конкретизировать знания учащихся об анатомо-морфологических и физиологических особенностях растений.

Развивающие:

    развивать познавательный интерес у воспитанников к изучению комнатных растений;

    формировать навыки по содержанию и разведению комнатных растений.

Воспитательные:

    формировать у воспитанников бережное отношение к растениям;

    формировать ответственное отношение к порученному делу;

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, компьютер, учебные фильмы: «Развитие растений из семян» и «Размножение растений его частями», натуральные объекты: комнатные растения на разных стадиях развития (выращенные разными способами), письменные принадлежности, листы-схемы «Части растения», названия к мини - стенду для оформления таблицы: «Способы размножения комнатных растений», пакетики с семенами комнатных растений фабричного производства, конверт с письмом, инвентарь и материалы для подготовки посадочного материала комнатных растений.

Предварительная работа: изучение строения комнатных растений, экскурсия в Зимний сад ДЭБЦ, ознакомление с литературой по комнатному цветоводству.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Педагог : - Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда необходимо было преподнести цветы в качестве подарка или просто захотелось иметь то или иное растение у себя дома?

Ответы детей : (да, такое случается, если идешь на день рождения или где- то увидишь в помещении красивое растение)

Педагог :-Как в таком случае вы поступали?

Ответы детей : (покупали в магазине готовое растение)

Педагог обобщает ответы детей : можно купить новое растение в цветочном магазине, но можно вырастить растение самому, т.е. размножить его.

Как вы объясните понятие «размножение растений»?

Предполагаемые ответы дете: (увеличение растительных объектов, чтобы было больше комнатных растений и т. д.)

Педагог одобряет ответы детей и обобщает:- « Размножение - это свойство присущее всем живым организмам, свойство воспроизведения себе подобных».

Педагог объявляет тему занятия : «Размножение комнатных растений».

Педагог сообщает детям : сегодня будем говорить подробно о способах размножения комнатных растений.

2.Основная часть.

Педагог: размножением комнатных растений профессионально занимаются цветоводы. Этому могут научиться все, но прежде всего, нужно получить хотя бы самые необходимые знания о способах размножения и приобрести простейшие навыки и умения по размножению комнатных растений. При этом каждый человек должен соблюдать самое главное правило при размножении комнатного растения, которое звучит так: - « Не навреди растению!». Педагог предлагает повесить на магнитную доску табличку с правилом, чтобы оно побуждало к правильному поведению по отношению к растениям. (Прикрепляется табличка с правилом на видное место, на учебной доске).

Педагог: - в комнатном цветоводстве используют 2 способа размножения растений. Это семенное размножение (генеративное) и размножение растения его частями (вегетативное).

Повторение: работа с дидактическими листами-схемами «Части растения». Подписать части растения на листах-схемах.

Педагог предлагает детям провести взаимопроверку после выполнения данной работы.

Далее педагог уточняет : на листках - схемах «Части растения» у вас выделены все его части, среди которых есть цветок и плод с семенами . Педагог обращает внимание на то, что первый способ размножения комнатного растения - это семенное размножение . Его называют в биологии генеративным размножением . Ученые заметили, что растения, выращенные из семян, обладают большей долговечностью, имеют хорошо развитую корневую систему, легче переносят пересадки и наиболее удачны в декоративном отношении. Иными словами, их энергетика более мощная и целостная. При таком размножении растений используют готовые семена, которые развиваются в процессе жизненного цикла растения, семена, которые спеют на растении. Такие семена можно получить с растения при благоприятных условиях роста, или купить готовый пакетик семян комнатного растения в магазине. (Демонстрация различных семян растений в пакетиках фабричного производства, купленных в магазине).

Просмотр учебного фильм: «Развитие растений из семян» на примере гороха.

Пояснения педагога к фильму: - « мы с вами посмотрели учебный фильм, наглядно увидели, как развивается растение из семени. Такое явление, в короткий промежуток времени, можно наблюдать только при современных условиях съемки, когда длительное время роста нам показали всего за несколько минут».

Педагог предлагает создать таблицу «Способы размножения комнатных растений»

Коллективная работа : создание таблицы «Способы размножения комнатных растений» на мини-стенде. (На мини-стенд прикрепляется название таблицы «Способы размножения растений»).

Педагог: - с каким способом размножения познакомились только что, просмотрев учебный фильм?

Ответы детей : - первый способ - это семенное размножение .

Педагог одобряет ответы детей и предлагает прикрепить заготовленную табличку «семенное размножение (генеративное размножение)» на мини-стенд. Затем, дети подходят в порядке очереди к стенду и прикрепляют пакетики с различными семенами комнатных растений.

Игровое задание: «Найди пару».

Педагог объясняет правила: - необходимо внимательно посмотреть вокруг, рассмотреть все взрослые и молодые растения, которые стоят на отдельных столах в кабинете, запомнить, где они расположены. Получив табличку с названием комнатного растения, подобрать молодое растение в соответствии с названием и взрослое - материнское растение. Испытывая затруднения при выполнении задания, допускается помощь товарища. При выполнении задания, можно получить еще одну табличку с названием комнатного растения.

Педагог поощряет детей за выполненное задание : «Молодцы, посмотрите, как хорошо вы справились с заданием, вам удалось отыскать маму каждому молодому растению».

Работа с дидактическими листами-схемами «Части растения: п едагог предлагает внимательно рассмотреть свои листы-схемы «Части растения», которые заполняли в начале занятия и обращает внимание детей на то, что при выполнении задания «Найди пару», они использовали молодые растения, выращенные не семенами, а частями растения. Если внимательно посмотреть, то можно определить, какими частями растения - листом, стеблем или корнями. На листах-схемах «Части растения» педагог предлагает красным цветом выделить эти части растения.

Педагог: способ размножения частями растения называется вегетативным, это второй способ, которым размножают комнатные растения. Вегетативное размножение – это получение новых растений из отдельных частей взрослого растения, при этом повторяются все признаки и свойства этого растения, то есть сохраняется исходный сорт.

Педагог предлагает посмотреть учебный фильм «Размножение растений его частями».

Педагог предлагает вернуться к созданию таблицы «Способы размножения комнатных растений» на мини-стенде. (На мини-стенд «Способы размножения растений» прикрепляют заготовленную табличку « размножение растения его частями» (вегетативное размножение).

Для подтверждения данного способа размножения, педагог показывает растения, размноженные разными частями растения: листом (фиалка), стеблем (фикус, герань, хлорофитум), корнем (папоротник, канны, дремиопсис). Попутно на мини-стенд под заголовком «размножение растения его частями» (вегетативное размножение), дети прикрепляют таблички с названиями вегетативных способов размножения комнатных растений.

Педагог: С какими способами размножения познакомились?

Ответы детей : - познакомились с двумя способами размножения комнатных растений- семенное и вегетативное.

Педагог: - на последующих занятиях будем подробнее изучать способы размножения и проводить практические занятия.

Педагог объявляет, что хочет познакомить детей с письмом, которое пришло в адрес нашего объединения «Флора» от детей дошкольного возраста. (Распечатывают письмо, читают, из текста понятно, что дети из дошкольного учреждения просят о помощи озеленить групповую комнату). Педагог предлагает выполнить работу по окоренению черенков растений для будущих посадок в грунт.

Практическая часть занятия по образцу педагога: постановка листового и стеблевого черенка растений в воду для окоренения. На стаканчик делается этикетка с названием растения и датой постановки в воду для окоренения. (В кабинете заранее отведено место для проведения практической работы. На столах имеется необходимый инвентарь и растительные объекты).

3. Заключительная часть.

Педагог: - Как вы оцениваете свою деятельность на занятии, что узнали нового, чему научились, что запомнили?

Ответы детей: узнали, что растения можно размножать двумя способами, посмотрели учебные фильмы,….и т. д.

Педагог: работали на занятии хорошо, вспомнили пройденный материал, приобрели первоначальные знания о размножении комнатных растений, просмотрели интересные учебные фильмы, выполнили практическую работу по окоренению комнатного растения, бережно и аккуратно обращались с комнатными растениями.

Педагог предлагает выполнить творческое задание в свободное время : определить растения в школьном кабинете или дома, выявить какими способами можно размножать данные комнатные растения, сообщить их название и полезную информацию учителю или дома родителям по уходу и содержанию этого растения.

Литература:

    Богоявленсков А. Е., Активные формы и методы обучения

биологии, Москва, «Просвещение», 1998 г., 191 с

    Громов А.Н. Книга цветовода. – М.: Колос, 1983г.

    Дидактический материал по ботанике, Москва, «Рауб»

«Тропикао», 1994 г., 143 с.

4. Дрязгунова В.А., «Дидактические игры с растениями», М.:

Просвещение, 1981 г. 79 с.

5. Кавтарадзе Д.Н. Игры и активные методы обучения. – М., 2001

6. Молодова Л.П., «Игровые экологические занятия с

детьми».,Минск «Асар», 2001 г., 127 с.

7. Родина В.А. Цветоводство в школе. Пособие для учителей. – М.:

Просвещение, 1974г.

Конспект занятия

по экологии для детей подготовительной к школе группы Тема: Размножение комнатных растений.

Чтение сказки Виктории Батиевой «Сказка об увядшем цветке»

Программные задачи: 1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение. 2. Прививать бережное отношение к окружающей природе. 3. Уточнить знания о том, из чего можно вырастить комнатные растения. 4.Дать понятие о разных способах выращивания цветов– листовыми черенками, пасынками, цветоносами, сегментами листа, семенами. 5. Обучать способам правильной посадки черенков и семян. 6. Вызвать желание самостоятельно вырастить комнатное растение.

Предварительная работа: Наблюдение за ростом цветов и листьев,посадка пасынков и листьев цветов в воду и наблюдение за ростом корневой системы, уход за комнатными цветами (полив, рыхление), беседы на тему «Уход за комнатными растениями», чтение энциклопедий, проведение подвижных игр.

Материалы и оборудование: Комнатные растения, изображения цветов, горшочки с землей, семена, пасынки герани, бальзамина, черенки фиалки, лейка, лопаточки, вода, клеёнка.

Ход занятия.

В группе оформлена выставка комнатных растений.Звучит музыка. Входят дети, осматривают выставку, делятся впечатлениями, задают вопросы. Садятся. В-ль: Дети, посмотрите, мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Правда здесь очень красиво. В-ль : А вы знаете откуда появились комнатные цветы? (показ слайдов). Вот послушайте: Родина многих комнатных растений – это жаркие страны, не знающие зимы. Алое (столетник)-целебное растение из Южной Африки. Бальзамин- родом из Восточной Африки, он не боится солнца и цветет с весны до осени. Традесканция- растение тропических болот Америки, требует много влаги и может расти даже в банке с водой. Бегония- «всегдацветущая» из Бразилии, цветет на окне круглый год. Герань любит свет, ее родина- Южная Африка, она цветет все лето, а зимой сбрасывает листья. Фикус-из тропических стран (на островах и побережьях Индийского и Тихого океанов, в южной Африке и в Средиземноморье), редко - в умеренном климате, например, растёт и плодоносит в Крыму, Закавказье, Средней Азии. Растение Колеус- его р одина тропические районы Азии и Африки. Родина хлорофитума Южная Африка, встречается в тропической Африке и в Австралии. У нас холодный климат, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения. Ребята, все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран. Поэтому цветы и растения нужно беречь. В-ль: Ребята, расскажите, какие цветы растут у вас дома .(ответы детей) В-ль: Да, ребята, разновидностей домашних цветов очень много. А вы любите цветы? В-ль: Сейчас я прочитаю вам сказку про девочку, которая очень любила цветы.Эту сказку написала Виктория Батиева, а называется она «Сказка об увядшем цветке». Послушайте внимательно. (Приложение 1) В-ль: Ну, понравилась вам сказка?О ком рассказывается в сказке?Опишите девочку Машу.Что любила Маша? В-ль: Почему вяли у Маши цветы? Почему же нельзя рвать полевые цветы? В-ль: Кого встретила Маша в лесу? В-ль: Что посоветовала Маше фея? В-ль : Что сделала девочка? И что же у неё получилось? В-ль: А сейчас давайте и мы с вами превратимся в цветы и поиграем в игру «Цветочки на полянке». (Подвижная игра «Цветочки на полянке») (Приложение 2) В-ль: Дети, вы хотели бы чтобы в нашей группе было много цветов? Авы хотите сами посадить цветы? Есть несколько способов посадки –это пасынкование, черенкование и посадка семенами. Давайте пройдем к столу В-ль: У меня есть пасынки, черенки и семена цветов, а каких вы отгадайте: Круглые листочки, Пышные цветочки Даже очень хороши – Так решили малыши. На окне в такую рань Распустилася … (герань). На окне цветочков много, Только мокрый-он один: Мокрым Ванькой называют Всем известный …(бальзамин) Просит у меня дружок Фиолетовый цветок. Мне отдать его не жалко, Подарю дружку...(фиалку ) В-ль: Правильно. Вот посмотрите- это пасынки бальзамина и герани, стаканчики с землей. А это значит, что их можно посадить. А кто знает как правильно сажать растения? Сначала нужно сделать углубление палочкой, поместить пасынок в углубление в земле, землю прижать, но не слишком близко к стеблю. И конечно же посаженное растение нужно полить.(показ воспитателя). В-ль: А еще цветы можно посадить семенами, у меня есть семена герани . Сейчас я вам покажу как правильно сажать семена растения. (показ воспитателя) В-ль : Еще один способ посадки цветов, это размножение цветов с помощью листочков-черенкование. Мы возьмем лист фиалки, вот видите у этого черенка есть корни, и посадим в землю (показ воспитателя). В-ль : Ребята, а вы хотите подарить мамам комнатный цветок. Я предлагаю вам посадить фиалки. А теперь возьмите стаканчики с землей, черенки фиалки. (Дети приступают к посадке пасынков, взяв необходимое оборудование). После посадки дети наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование. В-ль: Мы сегодня с вами хорошо потрудились, посадили много цветов, узнали разные способы посадки комнатных растений. Мы будем за нашими саженцами ухаживать. Поливать, рыхлить землю, подкармливать удобрениями и наблюдать за их ростом, а свои наблюдения будем записывать в альбом. А сейчас можно отдохнуть и расслабиться.(Под спокойную расслабляющую музыку,предложитьсесть на ковер, закрыть глаза, расслабиться.)

Приложение 1

Виктория Батиева

Сказка об увядшем цветке

Жила-была девочка Маша, и она очень любила цветы. У нее было несколько платьев с цветами и красивые туфельки с цветами. Еще у нее был альбом, в котором она каждый день рисовала цветы. Однажды она шла по улице и увидела в траве очень красивый ярко-красный цветок. “Какое чудо, – подумала Маша, – я хочу, чтобы этот цветок украшал мою комнату”! Не раздумывая, она сорвала его и понесла домой. Но когда она пришла, она взглянула на свою прекрасную находку и чуть не заплакала: цветок поблек и увял, он был так же похож на роскошное растение, притянувшее на улице ее взгляд, как половая тряпка на великолепное платье принцессы. “Что случилось? – подумала Маша. – Неужели мне попался неправильный цветок”? Вечером она рассказала о произошедшем маме. Мама успокоила Машу. “Все цветы вянут, когда их сорвешь, – сказала она, – но если опустить их стебельками в воду, они будут красивыми еще несколько дней”. Девочка обрадовалась, и на следующий день нашла на улице еще один красивый цветок, сорвала его и быстро побежала домой. Там она налила воды в стакан и опустила туда стебель цветка. Весь вечер она любовалась им и наслаждалась его тонким ароматом. Но утром, когда она проснулась, она увидела, что этот цветок тоже завял. Маша расплакалась от обиды и досады, а потом побежала жаловаться маме. Ей показалось, что цветок завял специально, чтобы ее расстроить. Мама попыталась успокоить девочку, рассказав ей, что те цветы, что растут на улицах или в лесу, действительно, вянут очень быстро, в отличие от своих садовых “сородичей”. Это бывает, и тут уж ничего не поделаешь. Маша была умной девочкой, и понимала, что мама права. Но все же ей так хотелось, чтобы ее комнату украшал живой цветок! Однажды она гостила у бабушки в деревне, и вместе они пошли прогуляться в лес. Они дошли до опушки, бабушка присела там отдохнуть на нагретый солнцем камень, а Маша бродила между деревьев. Вдруг она увидела, наверное, самый красивый цветок из всех, какие только можно себе представить. Лепестки у него были нежно-розовые, с черными и желтыми крапинками, и красиво изгибались, напоминая формой необычную ракушку. Девочка бросилась к цветку, желая его сорвать, наклонилась, протянула ручку к стебельку… - Эй, что ты делаешь! – вдруг раздался тоненький голосок. Маша удивленно посмотрела на цветок и увидела, что оттуда выглядывает крошечная девочка с крылышками. Маша читала много книг о феях, и сразу поняла, кто это. - Ой, извините, – сказала она. – Я не знала, что это ваш цветок. - Это не мой цветок, я просто прилегла здесь отдохнуть, – недовольно ответила фея. – Но в любом случае, это не дает тебе права его срывать! - Извините, – еще раз повторила Маша. – Просто… я очень люблю красивые цветы, и хочу, чтобы у меня в комнате жил хоть какой-нибудь цветочек! У меня есть платье с цветами, есть туфельки, но нет настоящего цветка. И я несколько раз пыталась сорвать на улице цветок и унести его домой, но каждый раз он быстро увядал. Я считаю, что это нечестно! - Какая странная девочка! – удивилась фея. – Естественно, сорванные цветы вянут, неужели ты раньше этого не знала? Ты же срываешь их, повреждаешь им стебель, да еще и уносишь их с того места, к которому она привыкли. Вот представь, тебе бы сначала сделали очень больно, а потом забрали бы тебя из дома, от папы с мамой, и еще требовали, чтобы ты хорошо выглядела, была весела и довольна! Маша вздохнула. Ей стало стыдно, что она просто так, из прихоти, погубила несколько цветов. - Значит, – тихо спросила она у феи, – у меня дома никогда не будет живого цветка? - Конечно, будет, и не один, если ты послушаешься меня, – успокоила ее фея. – Сейчас я расскажу тебе, что нужно делать. Вернувшись из леса, Маша попросила у бабушки мешок, и набрала туда самой лучшей земли. Вечером, когда родители уже забрали ее домой, они с мамой сходили в магазин и купили большой цветочный горшок, леечку и семена. Одно семечко она закопала в землю и заботливо полила. Каждый день она ухаживала за своим будущим цветком – разговаривала с ним, пела ему песенки, раз в несколько дней поливала из леечки. И вот, наконец, показался росток, и в тот день Маша была счастливее, чем в свой день рождения. Он становился все выше и выше, набирался сил, и однажды Маша увидела, что на молодом растении появился бутон цветка. И когда он распустился, девочке показалось, что нет в мире ничего прекраснее.

Конспект занятия «Цветковые растения» объединения по интересам «Занимательная биология»


Описание: Материал представляет интерес для педагогов дополнительного образования экологического профиля, воспитателей дошкольных учреждений образования и учителей начальной школы.

Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)

Место занятия в учебном курсе: занятие с учащимися в объединении по интересам «Занимательная биология», тема «Удивительный мир растений», занятие № 5.

Цель занятия : знакомство учащихся с разнообразием цветковых растений.

Задачи:
Обучающая – познакомить учащихся с формами цветковых растений и их признаками.
Развивающая – заинтересовать изучением растительного мира.
Воспитывающая – воспитывать у учащихся умение работать в коллективе.

Специфика занятия: учебно-развивающее.

Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный;
- игровой;
- практический.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия: игра «Не в бровь, а в глаз», иллюстрации цветковых растений, осенние листья деревьев, картон, клей, краски, кисточки, цветная бумага, альбомные листы, простой карандаш, бумага, ручка.

Предварительная подготовка учащихся к занятию: собрать листья деревьев, подготовить сообщения.

Структура занятия:

1. Организационный этап (5 мин)
2. Ориентировочно-мотивационный этап (15мин)
2.1. Игра «Да-Нет»
3. Операционно-познавательный этап (40 мин)
3.1. Мини-лекция Общая характеристика и разнообразие форм цветковых растений»
3.2. Сообщения учащихся «Удивительные цветковые растения Беларуси»
3.2.1. Ромашка
3.2.2. Дуб
3.2.3. Боярышник
3.2.4. Росянка
3.3. Игра «Не в бровь, а в глаз»
4. Контрольно-коррекционный этап (20 мин)
4.1. Игра «Деревья, кустарники, травы»
4.2. Экологическая мастерская «Фитопечать»
5. Рефлексия (10 мин)
Подведение итогов занятия

1. Организационный этап

Знакомство с темой и целью занятия.

2. Ориентировочно-мотивационный этап

2.1. Игра «Да-Нет»


Педагог задает вопросы, а учащиеся отвечают "ДА" или "НЕТ". По ходу игры педагог дает пояснения.

Вопросы:
Верно ли, что
1. наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. у мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет)
3. у цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)

4. у папоротников есть цветы? (нет)
5. растение – живой организм? (да)
6. водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
7. водоросли - жители воды (да)
8. мхи можно встретить во влажных местах (да)
9. представителями хвойных растений являются: сосна, ель, кедр, можжевельник (да)
10. у мхов есть корни (нет)
11. самая малочисленная группа цветковые растения (нет)
12. водоросли используют в пищу (да)
13. листья папоротников похожи на перья (да)
14. растения делят на водоросли, хвощи, плауны, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения (да)
15. лишайники – это симбиоз водоросли и гриба (да)
16. ель – это цветковое растение (нет)
17. морская капуста это водоросль (да)
18. шишка- это плод хвойных растений (да)
19. роза - это цветковое растение (да)
20. сыроежка – это растение (нет)

3.Операционно-познавательный этап

3.1. Мини-лекция «Общая характеристика и разнообразие форм цветковых растений»


Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают более 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. Цветковыми, эти растения называются, потому что всегда имеют цветы, из которых потом вызревают семена. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами. Эти растения – самые распространённые в мире.
Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.
Цветковые являются самыми молодыми и сложно устроенными с эволюционной точки зрения растениями на Земле. Они смогли расселиться по суше наиболее широко, чем остальные группы растений, приспособиться к различным условиям обитания и способам жизни. В результате цветковые (или покрытосеменные) растения отличаются большим разнообразием. Это разнообразие выражается в различных форме, строении, окраске вегетативных (корней, стеблей и листьев) и генеративных (цветков, плодов, семян) органов растений, продолжительности их жизни. Все эти различия являются следствием адаптации растений к тем или иным условиям обитания.
В мире цветковых растений наиболее полно представлены различные жизненные формы. Выделяют три основные жизненные формы - травы, кустарники и деревья. При этом травы можно считать наиболее прогрессивной ветвью эволюции, так как среди голосеменных (которые являются более древними растениями) их почти нет.
Деревьям свойственны многолетние деревянистые стебли. Главный стебель называется стволом, остальные - ветвями. Совокупность ветвей дерева формирует его крону. Размер деревьев бывает разным. Так, например, вишня представляет собой достаточно невысокое дерево, а вот эвкалипт достигает 100 м. Для сравнения, высота сосен в лесу около 30 м.
Кустарники отличаются от деревьев не только малым размером. Их ствол короткий и начинает ветвиться у самой поверхности почвы, поэтому кустарники состоят в основном из ветвей. К кустарникам относятся не только привычные нам, смородина и крыжовник, но и такие растения как орешник и сирень, которые достигают достаточно больших размеров, в результате чего их можно было бы назвать деревьями.
Травы имеют обычно небольшие размеры и зеленый мягкий стебель. В остальном травянистые растения очень разнообразны: по строению стебля, форме листьев, размеру.
Разнообразие выражается и в продолжительности жизни растений. Среди цветковых существуют однолетние, двулетние и многолетние растения.
Деревья и кустарники всегда являются многолетними. Деревья могут жить сотни, а некоторые виды даже тысячи лет.
Существуют и многолетние травы. В климатических зонах с ярко-выраженной сменой сезонов у них на зиму отмирают надземные части. Но в земле остаются корни и корневища. Весной из подземных почек снова вырастают зеленые надземные части. Примерами многолетних травянистых растений являются одуванчик, крапива, ландыш.
Двулетние травы живут более года, но менее двух лет. В первый год у них растут только вегетативные органы (корни, стебли и листья). На зиму надземные зеленые части отмирают, но за лето в подземных частях многих многолетних растений успевают отложиться запасы питательных веществ (вспомните морковь и свеклу). На следующий год весной зеленые части снова отрастают, и на них развиваются цветки. После их опыления появляются плоды и семена. После того как плоды созревают, двулетние растения отмирают полностью.
Однолетние травянистые растения живут только один вегетационный период. Чаще всего с весны до осени. Однако есть цветковые растения, которые живут всего несколько месяцев и даже меньше. За это время однолетние растения успевают вырасти, зацвести, и на них успевают созреть плоды и семена. Примерами однолетних растений являются горох, пшеница, редис.

3.2. Сообщения учащихся «Удивительные цветковые растения Беларуси»

3.2.1. Ромашка


1 - Ромашки принадлежат к одной из самых крупных семейств растений в мире, составляющего почти 10% всех цветущих растений на Земле.
2 - Ромашки встречаются повсеместно на Земле, кроме Антарктиды.
3 – Английское название ромашки – Дейзи (daisy) от Старого английского "Даес Eage", что означает "глаз дня", за то, они раскрывают свои лепестки на рассвете и закрываются с закатом солнца.
4 - Ромашки символизирует чистоту и невинность.
5 - На протяжении всей истории цветок использовался в медицине, древние лекари считали, что ромашка предохраняет от «дурного глаза».
6 - В Древнем Риме, хирурги приказывали своим рабам, собирать полные мешки ромашки, чтобы извлечь их сок, употребляемый для лечения ран, нанесённых мечом и копьём. Ромашка также популярна в гомеопатии и используется для лечения множества заболеваний, таких, как ревматизм, бронхит и воспаление почек.
9 - Свежие цветочные головки и листья съедобны и могут добавляться в салаты (они «родственники» артишоков имеют высокое содержание витамина С).
10 – Белые ромашки великолепно сочетаются с синими васильками, красными маками, солнечными декоративными подсолнухами, нежными незабудками или оранжевыми ноготками.

3.2.2. Дуб


1. Дуб – символ силы, выдержки и мощи. Они растут веками и становятся свидетелями истории, храня в своих кольцах хроники прошедших лет.
2. Дубы, чаще чем любые другие деревья привлекают на себя удары молнии. Это делало их любимыми деревьями друидов, которые считали молнию знаком вдохновения, называя ее «арвен».
3. Чернила. Одним из самых важных текстов в европейской истории, включая Великую хартию вольностей, теории Ньютона и произведения Моцарта, были написаны с помощью дуба. Точнее чернил, сделанных из галл на дубовых листьях, также называемых чернильными орешками. Лист, покрытый таким веществом, способен выделять черный пигмент, называемый танином.
4. Лечебные свойства. Практически все части дуба, включая листья, кору, ветки и желуди, использовались (а в некоторых местах и продолжают использоваться) для лечения таких заболеваний, как диарея, воспаления, почечные камни и др.
5. Употребление в пищу. В давние времена дубовый плод – молотые желуди - использовались как заменитель кофе, а из дубовых побегов готовили алкогольные настойки и напитки. В еще более давние времена люди собирали желуди, делали из них муку и пекли хлеб.
6. Мы все похожи, но такие разные. Существует более шестисот видов дубовых деревьев, многие из них практически неотличимы друг от друга.
7. Биологическое разнообразие. Дубовые леса и рощи создают удобную и богатую среду обитания для большого количества различных представителей флоры и фауны.
8. Экологичность. Дубовые леса, рощи и насаждения играют важную роль в очистке воздуха от углекислого газа. Они не только перерабатывают, но и сохраняют CO2, что увеличивает способность дубов делать наш воздух чище.

3.2.3. Боярышник


1. Название возникло из-за цвета плодов, которые имеют насыщенный бордово-красный цвет. В целом же, кустарник весьма дружелюбный и даже полезный для человека, если не считать колючек на ветках.
2. Молодые побеги имеют кору коричнево-красного цвета, которая по мере роста веток меняет окрас на более тёмный и грубеет.
3. Боярышник кроваво-красный уникален ещё и тем, что может спокойно расти до 400 лет.
4. Люди используют боярышник кроваво-красный ещё с 16 века. За это время придумано множество различных рецептов и их вариаций, которые помогли избавиться от многих болезней.
5. Более интересное применение боярышнику нашли в Англии. Там на 1 мая незамужние девушки привязывают ветку боярышника к столбу, а утром смотрят, в какую сторону её склонил ветер. Принято считать, что именно оттуда избранница должна ожидать жениха.

3.2.4. Росянка


1. Росянки - одни из наиболее распространенных среди насекомоядных растений.
2. Манящая капля “росы” оказывается на поверку липкой слизью, которая и лишает насекомое возможности спастись. Лист росянки необычайно чувствителен - достаточно легчайшего прикосновения, и все его волоски приходят в движение, изгибаясь к центру в стремлении как можно “щедрее” облепить жертву клейким веществом и переместить ее в самую середину листа - туда, где находятся пищеварительные ворсинки. Постепенно лист росянки смыкается над насекомым, превращаясь в некое подобие крошечного желудка.
3. Процесс пищеварения обычно занимает несколько дней. Железы росянки выделяют жидкость, содержащую органические кислоты (в основном бензойную и муравьиную) и пищеварительные ферменты типа пепсина, расщепляющие белки насекомого до более простых соединений, которые растение способно усвоить.
4. Чарльз Дарвин, проводивший многочисленные наблюдения и эксперименты с росянкой крупнолистной, обнаружил удивительную способность этого растения переваривать даже кусочки кости и хряща.
5. От насекомых же, пойманных росянкой, остаются лишь нерастворимые ферментами хитиновые покровы, которые вскоре смываются с поверхности ловчего листа дождем или уносятся ветром.

3.3. Игра «Не в бровь, а в глаз»


Игра проводится по аналогичному типу предложенному в сборнике «Часы веселых затей» (Минск «Красико-Принт», 2000г. (с. 44-53))

4. Контрольно-коррекционный этап

4.1. Игра «Деревья, кустарники, травы»


Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие).

«Уголок природы

в экологическом воспитании дошкольников»

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В современном мире проблемы экологической среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.

В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).

Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учреждении через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Значение уголка живой природы в дошкольном учреждении - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать следующие требования:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения дошкольного учреждения.

Таким образом, для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям :

* "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения,

* при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты,

* отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками,

* растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.

Обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе,

Подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.

Уголок природы как средство

экологического воспитания

в разных возрастных группах

В младших группах при подборе обитателей уголка природы учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.

Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие, такие как:

Обыкновенная (или зональная) герань,

Фуксия,

Вечноцветущая бегония,

Бальзамин ("огонек"),

Китайский розан и др.

Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья,

Аукуба ("золотое" или "колбасное" дерево),

Колеусы.

Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода и за фикусами.

Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой . Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.

В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.

Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.

Уголок природы в средней группе

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев , так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.

В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.

Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.

Уголок природы в старшей группе

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.

В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)

Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка может быть белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.

Людмила Наумова
Конспект занятия «Поможем растениям в уголке природы»

Конспект

проведения трудовой деятельности в природе

на тему :«Поможем растениям в уголке природы »

в старшей группе.

Выполнила : Наумова Л. П.

Цель : закрепить знания об основных потребностях комнатных растений . Обобщить представления об уходе за комнатными растениями .

Задачи :

Воспитательные : Воспитывать у детей интерес к растениям , вызывать желание наблюдать и ухаживать за ними.

Развивающие : Развивать интерес к комнатным растениям . Развивать любознательность, сообразительность, познавательные способности; положительное отношение к физическому труду.

Образовательные : Уточнять представления детей о строении растений , о функциональном значении частей растения ; закреплять знания детей о потребностях растений в воде , свете, тепле. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте.

Оборудование и материалы :

растения уголка природы ; инвентарь для работы; схемы обозначающие вид инвентаря; схемы- карточки с уловными обозначениями необходимых условий для роста растений ; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки, тазы.

Предварительная работа :

Систематические наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение, наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях (экспериментирование) наблюдение за трудом воспитателя, знакомство с моделью трудового процесса). Беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях , загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.

Ход занятия:

1. часть (организационная)

Воспитатель :

Ребята, сегодня придя в группу, я увидела письмо от Феи Цветов. (открывает конверт и читает)

«Здравствуйте ребята! Я прилетела в вашу группу пообщаться с моими друзьями цветами. Ваша группа мне понравилась. Но я чуть-чуть огорчена из за внешнего вида моих друзей цветочков. Все они пыльные, не политые и не ухоженные. Сейчас я полетела навестить других своих друзей. Но я знаю, что вы умные и сообразительные ребята и предлагаю вам игру «Знатоки растений » , если справитесь с заданиями и наведете порядок в уголке природы , я обязательно вас навещу еще раз». Фея Цветов.

Воспитатель :

Ну что, ребята, докажем фее Цветов, что мы «Знатоки растений » ? (ответ детей)

Скажите, какие растения есть в нашей группе ?

Назовите растения , которые растут в Южной Африке ? (Азия) .

Вспомните и расскажите, какие растения надо поливать не в край горшка, а в поддонник (фиалка, глоксиния, амариллис, амазонская лилия.)

Назовите растения , которые нельзя опрыскивать (герань, фиалка, глоксиния, бегония –рекс)

Кончик молодого листа, какого растения завернут как улитка ? (папортник)

Назовите растения , которые любят воду (бальзамин, папортник, циперус, традесканция)

Скажите, какое растение цветет в декабре (зигокактус) .

У какого комнатного цветка пахнут не только цветы, но и листья? (герань)

Воспитатель :

Ребята, я думаю, что с первым заданием Феи мы справились. Вы готовы к следующему заданию? В нашей группе много комнатных растений . Подумайте и скажите, для чего они нам нужны? (ответы детей)

Воспитатель :

Расскажите, что вы знаете о правильном уходе за комнатными растениями ? (ответы детей)

Воспитатель : - Ребята скажите, какие условия необходимы для хорошего роста и развития комнатных растений ? (ответы детей)

2. часть (основная)

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам потрудиться. Но перед этим давайте распределим обязанности : кто и чем будет заниматься (полив, опрыскивание, протирание, рыхление, сбор сухих листьев, мытье поддонов и подоконников, очищение растений от пыли ). Рассмотрите и выберите те растения с которыми вы будете работать, определите, какой именно уход нужен для каждого растения . Подберите нужный материал для своего вида работы, а помогут вам в этом модели труда. (дети с небольшой помощью воститателя распределяются на подгруппы по два три человека)

Воспитатель : (подходит к первой подгруппе детей) расскажет, как вы будете выполнять задание? (Поливать растения ) . Перечислите правила поливки комнатных растений ?

Поливать нужно отстоянной водой комнатной температуры.

Носик лейки надо класть на край горшочка.

Поливать нужно тогда, когда верхний слой земли подсох.

Почему вы решили, что эти растение нужно поливать ? (ответы детей.) Продолжайте работу. Молодцы. (Полив растений , мытье горшка, мытье поддонов) .

Воспитатель : (подходит ко второй подгруппе детей) что вы делаете, расскажи мне? (протирание растений ) С чего вы начали работу? (Постелили клеенку, затем принесли растение , приготовили необходимые материалы). Так как растения дышат и листьями , и стеблями, и корнями. Пыль на их листочках мешает дышать, поэтому крупные листья необходимо очищать от пыли влажной тряпочкой.

А как надо обтирать листочки? (ответы детей) .

Воспитатель : (подходит к третьей подгруппе детей) чем вы занимаетесь? Для того чтобы растения лучше росли их нужно не только поливать, но и опрыскивать водой комнатной температуры. Сначала : горшочек с растением ставим в таз . Землю в горшке закрываем клеёнкой, чтоб вода не размыла землю, опрыскивать растение нужно аккуратно . Молодцы, вы хорошо знаете свою работу. (протирание горшка, мытье поддонов) .

Воспитатель : (подходит к четвертой подгруппе детей) чем вы занимаетесь, расскажите мне. (рыхление)

Как надо рыхлить?

(ответы детей)

Воспитатель : (подходит к пятой подгруппе детей) а что вы делаете, чтобы наши растения чувствовали себя хорошо? (сбор сухих листьев) . Расскажите с чего вы начала свою работу? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, заканчивайте свою работу, приводите в порядок свои рабочие места и подойдите ко мне.

3. часть (заключительная)

Воспитатель : Ребята вы сегодня хорошо потрудились, подумайте и скажите, как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей? Что вы можете сказать о результатах вашего труда? (ответы детей)

Воспитатель : Сегодня мы с вами, ребята, вспомнили о том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения . Кроме природных условий : тепла, света, воды и воздуха, растениям нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро , ласку. К доброму человеку растения тянутся , они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями . У таких людей растения плохо растут , цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки , даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво. За ваши старания, добрые дела хочу вручить вам альбомы, чтобы свои добрые дела вы отражали в своих рисунках. И я думаю, что фее Цветов очень понравится результаты вашего труда.

Публикации по теме:

С точки зрения дизайна помещения аквариум - это важный элемент интерьера. Когда он есть в комнате, именно на него обращается в первую очередь.

Огород на окне и в уголке природы» Возраст детей: 5-6 лет. Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности.

Во время прогулки в конце зимы наблюдали с ребятами нашей группы за обрезкой веток на деревьях и кустарниках. Объяснили ребятам, для.

Картотека опытов в уголке природы для детей 5–7 лет Конспект НОД в подготовительной группе «Невидимка – воздух» Тип занятия: познавательно – исследовательская деятельность..

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Трудовая деятельность»).

Похожие публикации