Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Скорочтение для детей онлайн. Скорочтение: упражнения для детей при обучении в домашних условиях и советы педагогов. Чтение слов целиком

Природа мозга и ума в состоянии научится скорочтению с помощью метронома, который может применяться разными способами. Для начала сделать так, чтобы каждый удар метронома означал продвижение вашей визуальной указки на один определенный шаг. С помощью заданного темпа можно установить и поддерживать стабильный ритм чтения, избегая падения скорости чтения по ходу времени. После того, как этот темп чтения установится, ничто не мешает таким же способом повышать свою скорость чтения и далее.

Затем вы настраиваете метроном на неестественно- быстрый темп.. Эта форма тренинга опять-таки помогает вам "прыгать выше головы" за счет стремления достигнуть новых норм, невзирая на то, что они очень высоки.

Как работают глаза при чтении

На самом деле глаза не смотрят неподвижно в одну точку. Чтобы увидеть больше информации, они делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами.

Можно ли следить за текстом пальцем?

Простейший указатель – это кончик вашего пальца. Просто поставьте палец под строкой в тексте и двигайте им, когда вы читаете. После того, как вы к нему привыкните, вы сможете читать намного быстрее, чем прежде.

Указатель поможет при контроле, вы физически сможете регулировать скорость чтения, двигая рукой. Если ваша рука движется быстрее, вы вынуждены читать быстрее. Так же как, если вы замедлите свой указатель, вы станете читать медленнее. Данный вид контроля позволяет внимательно читать сложные или важные части текста и быстро справляться с понятными и не имеющими важности частями.

Потренируйтесь двигать указателем быстрее, чем вы успеваете произнести слова в голове. Это избавит вас от привычки автоматически озвучивать слова.

К сожалению, когда вы читаете, это положение постоянно двигается. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. Решением этой проблемы является использование указателя .

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Компьютерные упражнения (тренинги) на расширение (измерение) угла зрения

  • Угол зрения и чтение - упражнение для вхождения в состояние скорочтения
  • Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
  • Таблицы Шульте - расширение угла зрения для вхождения в состояние медитации и режим быстрого чтения.

Компьютерные упражнения (тренинги) на восприятие текста

  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Чтение и ритм

Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:

  • Чтение задом на перед (наоборот)

Для скорости чтения главное не скорость, а контроль над чтением

Скорочитать - это не просто развить скорость чтения до предельной скорости, с которой вы успели пробежать по строчкам. В результате многие считают, что они в не состоянии усвоить информацию и отмечают, что восприятие ухудшается, если они увеличивают скорость чтения.

Способность контролировать скорость сделает ваше чтение эффективнее, чем если вы просто будете мчаться по тексту.

Большинство людей могут читать, используя только 2 скорости: беглый просмотр и чтение. Скоростное чтение открывает промежуточные его ниши. Теперь вы можете просматривать текст, читать без озвучивания в голове, быстро читать , медленно читать и даже ползти по тексту, в случае если смысл непонятен или сложен.

Материал надо сделать интереснее, прежде чем браться за книгу. Сделать интересным для того чтобы без труда концентрироваться на нём во время чтения.

Погружение в читаемый материал

Если вы увидите что материал интересен, вы сможете полностью погрузиться в него. Полное погружение в материал может сократить время чтения, при этом, восприятие материала не ухудшиться. Этого может быть достаточно, чтобы изменить ваше отношение к тому, что следует прочесть.

Умение читать без озвучивания слов в голове поможет открыть путь для предельной скорости чтения, которая очень полезна, если текст легко воспринимаем или в нём много ненужной информации. Это не то же самое, что быстро пробежать текст глазами.

Для быстрого чтения требуется активное чтение. Перед тем, как вы начнете читать, настройте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы надеетесь извлечь из последующего чтения. Даже если вы на 100% уверены, что вам нужно выучить, это упражнение поможет вашему мозгу быстрее заметить соответствующие детали в тексте. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге.

Активное чтения для освоения навыка скорочтения

Активное чтение подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень подходит для быстрого чтения. Но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый. Знайте, когда читать медленнее

Иногда полезным является быстрое прочтение написанного, где мало нужной информации, так же часто нужно сбавлять скорость, чтобы уяснить что-то важное или непонятное. Если сравнить чтение с вождением машины представьте что вы едите по прямой соответствующей стандартам автомагистрали, вы можете свободно набирать скорость. Но если вам нужно делать крутые повороты на горной дороге, лучше эту скорость снизить.

Прежде чем заниматься скорочтением, ребенка учат читать. Очевидно, но факт. Как правило, с дошкольниками это делают родители. И весьма часто они допускают ряд педагогических оплошностей. Вот основные ошибки родителей и пути решения.

  1. Называть правильные наименования букв алфавита: «эм», «эр», «эль», «тэ». Ребенок не разницы между буквой и звуком, ему будет трудно соединять буквы в слова. Вместо букв нужно называть звуки, а не буквы : [м], [р], [л], [т] и так далее.
  2. Использовать алфавит с картинками. Помогает освоить буквы, но мешает чтению (например, трудно понять, почему от сложения «машины» и «аиста» получается слог «МА»). Выход: использовать разный методический материал – кубики, магниты, мягкие буквы, картинки.
  3. Запрещают водить пальчиком по строкам, предлагая возвращаться к новой строке с помощью одного взгляда. Ребенок быстро устает. Правильным будет разрешить водить по строкам пальцем или закладкой .
  4. Учат читать по буквам, складывая «м» + «а» = «ма». Ребенок утомляется, проделывая «лишние» интеллектуальные усилия. Нужно обучать чтению по слогам, даже желательно по книгам, где слова разделены на слоги.
  5. Используют какую-то одну . Это закладывает определенные паттерны, которые возможно помешают чтению в будущем. Стоит попробовать комбинировать методики, посоветовавшись с психологом или педагогом, которому доверяешь.

Если тебя беспокоит, что ребенок «застрял» на слоговом чтении, ему никак не удается прочесть слова целиком, посмотри этот вебинар (со 2.30 минуты), где педагог Ольга Лысенко делится действенными методами для обучения детей 6-10 лет более беглому чтению.

Когда начинать обучение скорочтению?

Позиции педагогов сходны в одном: не стоит учить беглому чтению ребенка, который еще читает по слогам. Начинать занятия можно, когда он уже умеет без усилий прочитывать слова целиком и понимать целые фразы . Иначе пострадает понимание прочитанного. К тому же продолжительность уроков для не каждому малышу по силам. Стандартно предлагается заниматься по 60 минут в день, в несколько подходов, если нужно.

Если заниматься по 60 минут в день, через 10 дней скорость чтения с учетом понимания текста должна увеличиться в 2−5 раз.

Итак, слишком раннее обучение, скорее вредно. В этом специалисты сходятся. А вот по поводу своевременного старта их позиции отличаются. Одни полагают, что начинать нужно в младшей школе , потому что в средних и старших классах придется «переламывать» привычные, но неправильные навыки чтения. Это отнимает силы и демотивирует.

Здравствуйте, дорогие читатели! Рад, что вы вновь пришли ко мне на блог – значит вам полезны мои посты. Вы знали, что наш мозг работает не на все 100%? Кто-то говорит, что на 10%, а кто-то – на 35%. Но факт заключается в том, что возможности человеческого ума очень велики – и это правда. Проблема в том, что их нужно развивать, работая над собой в разных сферах. Тема нашей сегодняшней беседы – техника скорочтения как освоить и не потерять в качестве восприятия информации.

Что такое скорочтение?

Если говорить кратко – это умение читать быстрее, чем обычно, воспринимая и запоминая основную информацию. Как ни странно, но научиться этому может каждый, здесь не нужен талант гениальности, а лишь упорство и желание научиться чему-то новому и полезному.

Технику скорочтения освоить очень просто при помощи различных методов и тренировок. Но для начала узнаем, зачем полезно ею владеть.

Плюсы умения:

  • Эта техника вам необходима, если вы читаете много НЕ художественной литературы – и вам нужно быстро и точно овладевать информацией.
  • Вы успеете прочитать вдвое, а то и трое больше книг за год, чем обычно.
  • У вас увеличится словарный запас.
  • Вы обретете умение концентрироваться на чем-то конкретном и выделять главное.
  • Изучение чего-либо будет удаваться быстрее и эффективнее.

Быстрое чтение дается не всем: кто-то осваивает технику на 100%, а кто-то нет. Но в любом случае, уделив время изучению, вы повысите скорость восприятия текста в разы и это пригодится вам в учебе и работе. Главное – поставить для себя цель и точно знать, что это вам нужно.

Освоение происходит при помощи некоторых методов, разработанных учеными и основателями техники еще в 20-х годах прошлого века.

Методы техники быстрого чтения

Существуют курсы и программы скоростного чтения, но при помощи специальных методик обучаться можно и в домашних условиях.

Есть 5 методик:

  1. Сдерживание мысленного проговаривания текста.
  2. «Пристрелка».
  3. Ключевые слова.
  4. Слово как картинка.
  5. Вертикальное чтение.

Рассмотрим их поподробнее.

1. Сдерживание мысленного проговаривания текста

Вы замечали, что при чтении в голове мы как бы проговариваем все слова вслух? Это звучит наш голос, при чем еще и так красиво, с нужными паузами и интонацией, даже лучше, чем мы читаем вслух. Это называется артикуляцией. Именно это и тормозит процесс чтения, ведь на проговаривание текста нужно время, которое так бесценно.

Как избавиться от этой привычки? Просто во время прочтения книги настукивайте знакомую мелодию пальцами или считайте в уме до 100. Получается?

2. «Пристрелка»

Это более сложное упражнение, но очень эффективное. Суть скоростного восприятия текста – в выделении самого главного. Читающий должен за пару секунд увидеть в тексте основное и незнакомое, не тратя время на ненужную информацию. Не думайте, что это феноменальная способность.

Потренируйтесь для начала на предметах:

  1. Выберите предмет. К примеру, картину на стене.
  2. Несколько секунд внимательно посмотрите на нее, попытайтесь запомнить все детали.
  3. Дальше закройте глаза и воспроизведите увиденное в голове. Изображение будет неполным.
  4. Дальше откройте глаза и взгляните на картину еще раз. Обратите внимание на детали, о которых забыли первый раз.
  5. Снова закройте глаза и увидите, что картина стала полнее. То же самое сделайте 7-8 раз.

Упражнение стоит делать 4 раза. Таким образом вы повышаете умение воспринимать и визуализировать информацию.

3. Ключевые слова

Этот метод весьма полезен при подготовке к паре, семинару или совещанию. В таких ситуациях нужно быстро и четко выделять основную информацию и запоминать ее.

Для этого определитесь с темой и выберите ключевые слова по ней. То есть, выделяйте только те слова и предложения, которые вам нужны. Такое беглое чтение сокращает время и дает запомнить только нужное.

4. Слово как картинка

Еще один метод, ускоряющий чтение. Без него точно не обойтись. Здесь придется подключить зрительную память. Если она у вас плохо развита, ее нужно обязательно тренировать.

Для этого понадобится подготовка:

  1. На отдельных листах или на компьютере напишите длинные слова (не меньше 6 букв), по пару слов на лист.
  2. Периодически смотрите на них. Главное – не пытайтесь его прочитать по буквам. Смотрите как на одно целое.
  3. Попытайтесь это слово повторить вслух.

Повторяйте занятие несколько раз в день. Такая методика применяется даже в младших классах некоторых школ.

5. Вертикальное чтение


Цель метода – научить воспринимать не только все слово сразу, но и целую страницу. Наверное, это высший пилотаж, но и это вам под силу.

Подготовьте специальные таблицы, где в произвольном порядке проставлены цифры от 1 до 16. Нужно смотреть в середину таблицы и пытаться воспринять цифры вокруг.

Тут задействуется периферическое зрение. Кстати, у женщин оно развито лучше, чем у мужчин. Со временем количество чисел нужно повышать. Попросите, чтобы кто-то вас проверял.

Мы рассмотрели основные методики скорочтения, благодаря которым можно освоить технику самостоятельно.

Конечно же, заниматься нужно регулярно, на протяжении некоторого времени. Хорошо, когда вместе с вами занимается ваша подруга или друг. Это мотивирует идти к цели сообща, а еще дает ощущение, что вы такой не один, и создает чувство поддержки.

Интересные упражнения для развития техники

Кроме методов существует немало полезных упражнений, которые помогут освоить технику и научиться читать быстрее.

«А может буквы не нужны»

Это упражнение не только помогает научиться быстро читать, но и развивает память и зрительное восприятие. Попросите кого-то помочь или найдите готовые слова в интернете.

Делается все просто:

  1. Вычеркните из слов несколько букв. Например, через одну.
  2. Прочтите слово без этих букв.

Чтобы было веселее, посоревнуйтесь с кем-то, кто больше прочтет правильно.

«Вперемешку»


Это упражнение тоже связано с отдельными словами, только его суть немного другая.

Нужно во всех словах перепутать буквы: все, кроме первой и последней. Дело в том, что благодаря зрительной памяти и словарному запасу мозг на автомате читает слова правильно. Но если усложнить их, получится хорошая тренировка для памяти.

«Зачем нам все слова»

Чем-то похоже на выделение отдельных слов по теме. Суть заключается в чтении текста, пропуская каждое второе слово.

Это дает возможность концентрироваться на всем тексте в общем, а не на конкретном слове. Так развивается интуиция и зрительная память.

«Пересказ»

Важно понимать, что смысл техники скорочтения не в том, чтобы быстро пробегать глазами текст, а в извлечении из него полезной информации.

Именно для этого все прочитанное нужно кому-то пересказывать. Это очень помогает творческим личностям или тем, кто много общается с людьми, преподает или проводит совещания.

«Не возвращайтесь»

Такая проблема у многих людей, особенно при чтении:

  • художественной литературы,
  • в домашней обстановке,
  • когда рядом кто-то болтает и нельзя сконцентрироваться на 100%.

Тогда мы возвращаемся к уже прочитанному предложению или фразе. Это и тормозит процесс. При чем люди делают это несознательно, а на автомате.

«Как в школе»


Помните, как в детстве мы читали сказки и водили пальчиком? Так это очень полезно! Такая техника позволяет лучше сконцентрироваться, если вам нужно вчитаться в текст дословно.

«Лишнее»

А давайте опять вспомним школу! Бывало, когда читаешь скучный параграф по истории и пропускаешь целые куски. Так вот, за это мама больше не поругает.

Это очень полезно, если вы понимаете, что определенные куски текста вам не нужны. Просто пропускайте, но не переусердствуйте. Мозг расслабляется и не хочет потом ничего воспринимать.

«На слух»

Вы замечали, что аудио воспринимается вовсе не так, как печатная информация? Дело в том, что звуковой ряд действует на другую часть мозга.

Это позволяет учиться воспринимать текст в целом, не обращая внимание на буквы. К тому же, экономит время. Ведь за это время можно и покушать приготовить, и на работу дойти. Главное – не остановиться и не заслушаться.

Курс

Если Вам мало того, что написано в статье, то вы можете пройти полноценный курс. Вот самый продвинутый сайт по развитию навыков.

Резюме


Совершенству нет предела. И если вы уже научились распределять свое время, то включите в свой график освоение техники скорочтения.

Даже если вы не собираетесь бить мировые рекорды по количеству прочитанных книг, изучение навыка позволит развить:

  • память;
  • скорость чтения и технику речи;
  • зрительную память;
  • периферическое зрение;
  • умение концентрироваться;
  • умение выделять главное.

На этом у меня все. Читайте, развивайтесь, подписывайтесь на мой блог. Всем добра и до скорой встречи!

Педагоги младшей и средней школы давно обнаружили взаимосвязь между скоростью чтения и успеваемостью учащихся. Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится. По этой причине родители стремятся научить ребенка скорочтению до начала обучения в школе или в начальных класса. Какие существует упражнения для детей по быстрочтению, как их проводить и с чего начать заниматься, будем обсуждать в нашей статье.

Что такое

Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом не понимать, что он прочитал, то скорочтение не окажет вам помощь в учебе, а даже наоборот.

Под скорочтением в правильном смысле принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения при этом должны быть не менее 120-150 слов в минуту. В более старшем возрасте составляет до 200 лексических единиц.

Обучиться скорочтению может любой ребенок. Но, по мнению психологов и педагогов, оптимальным возрастом является период с 10 до 12 лет. Хотя положительный опыт применения методики есть у детей 7 лет, и даже 6 лет.

Проблемы

Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями. У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память).

  1. Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
  2. Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
  3. Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна. Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
  4. Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке.

Упражнения

Самыми эффективными считаются те упражнения, которые устраняют причину низкого темпа чтения и тренируют скорость визуального восприятия информации. Рассмотрим некоторые из них.

На расширение поля зрения

Упражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе уроков по динамическому чтению. Дети в 7 и 8 лет или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. Похвастать таким навыком могут далеко не все взрослые, а дети, спустя 1-2 месяца тренировок, делают это легко. Используйте следующие методы работы.

Таблицы Шульте

Это числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.

Красно-черные таблица Горбова-Шульте






Словесные пирамиды

Аналог клиновидных таблиц. Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

В качестве варианта предлагаются таблицы с целыми словам по бокам пирамиды или слоги, соединяя которые, ребенок получает смысловая лексема.

На борьбу с регрессией глаз

Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки.

  • Отрезаем полстрочки

Действовать нужно следующим образом:

  • Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца.
  • Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку.
  • Продолжает чтение, двигая закладку по странице.
  • Возврат глаз на верхний текст невозможен - он спрятан. Закономерность движения только вперед вырабатывается автоматически.
  • Указка

Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться.

На подавление артикуляции

Проговаривание слов даже губами, бесшумно мешает увеличению скорости чтения. Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.

  • Читаем под музыку

Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию. Важно, регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника.

  • Бормотун

Или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.

  • Карандаш

Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой.

  • Барабанная дробь

Отстукивать ритм может учитель или сам ученик. Барабаньте без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию.

Важно! Этот тренировочный блок выполнять школьникам младших классов сложно. Упражнения мешают восприятию информации, поэтому контролировать смысловое восприятие прочитанного нужно регулярно.

Упражнения на внимание

Корректировка уровня внимания необходима для усовершенствования способности быстро воспринимать текст, видеть знакомые слова, проскальзывая по ним взглядом. Проводите следующий комплекс упражнений:

  • Составляем слова

Напишите длинное слово на листе бумаги. Например, предпринимательство. Из него составляется лексемы из одного – двух слогов: мир, лес, стол и другие.

  • Найди отличия

Запишите пары слов: пар-бар, вол-кол, тропа-укроп. Ребенок объясняет, чем они похожи, чем отличаются.

  • Загадки

Вопросики с подвохом тренируют внимание. Например, сколько яблок вырастет на березе, если их в саду 8, а на каждой в прошлом периоде выросло по 10 фруктов.

Придумывать хитрые загадки можно самим, вместе с ребенком.

  • Работа обоих полушарий
  • Путаница

Выучите несколько стихотворения с ребенком. Наберите заученные строчки на ПК, но поменяйте слова местами, распечатайте. Задача школьника состоит в том, чтобы расставить их правильно.

  • Отмечаем главное

Читайте небольшой тест. Отмечайте карандашом главные мысли, основные тезисы.

  • Называем цвета

Увлекательное задание. Используйте такое поле:

Называть нужно не слова, а цвет и оттенок, которыми они напечатаны.

Упражнения на развитие памяти

Для тренировки памяти подойдут такие задания:

  • Визуальный диктант

Возьмите небольшой текст, из 5-8 предложений. Школьник читает. Затем закройте все предложения, кроме первого. Пусть ребенок запомнит его. Дайте на это 10 секунд. Уберите текст. Ученик должен записать предложение по памяти. Переработайте весь текст таким образом.

  • Ремонт слов

Элементарное восстановление пропусков в словах. Сначала будет пропущена одна буква в некоторых словах, потом можно давать текст с недостатком слогов, даже слов.

  • Восстановление цепочки

Учитель, родитель читают группу слов. Они могут быть связаны друг с другом семантически или лексически. Например, автобус- водитель- гараж- бензин-ремонт-слесарь- автошкола. Число слов зависит от способностей юного ученика и его возраста.

Ребенок повторяет слова после прослушивания. Важно сохранить порядок следования цепочки. Увеличивайте количество слов постепенно, доведите сложность до 20 единиц, желательно не связанных по смыслу.

  • Выработка стратегии быстрого чтения

Есть несколько вариантов. Выбирайте любой, который подходит и понятен Вам, ребенку. Методы можно использовать изолированно и комплексно, чередуя упражнения на одном уроке или через занятие:

  • Метод принудительного ускорения

Нужно работать в паре. Помогать отстающим ученикам могут более успешные. Ведущий читатель быстро проговаривает текст, водит пальцем или указкой по странице. Наблюдающий следит, подстраивается под темп. На следующем уроке чтение проходит в бесшумном режиме. Нужно только следить за движениями указкой или пальца. При этом скорость должна быть на хорошем уровне.

  • Метод фиксации

Ребенок читает текст по частям с метрономом. Нужно обвести овалом начало, средину и конец строчки. Таким образом, несколько предложений поделены на три равные части. Под каждый такт метронома ученик схватывает отдельную часть взглядом, вслух читать нельзя. Занятие по метод проводите ежедневно 3-4 недели.

  • Метод скольжения

Способ похож на диагональное чтение. Карандашом обведите несколько первых слов каждого предложения, включите метроном. На первых ударах ученик читает обведенные слова, на втором - остальные. Скорость скольжения постепенно увеличивается.

Важно! На первых порах требовать понимания нельзя. Важно отработать навык восприятия текста фрагментарно. Осознание прочитанного придет позже.

Методика профессионального обучения детей скорочтению, а также полная система обучения в домашних условиях представлена в книгах. Возьмите себе на заметку несколько пособий из перечисленных ниже:

  1. Г. Абдулова. “Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше”.
  2. Ш. Ахмадуллин “Скорочтение для детей”.
  3. Ш.Ахмадуллин. “Обучение детей скорочтению”.

Авторские материала подходят для организации индивидуальных занятий с родителями и в группах. Разработчики методик утверждают, что результат появится быстро: от 10 дней до месяца, если посвящать тренировкам 1 час в день. Книги по скорочтению для детей можно скачать бесплатно в интернете или заказать их бумажный вариант.

  • Не тратьте время на чтение большого текста, лучше обработать пару маленьких отрывков в хорошем темпе.
  • Делайте перерывы между занятиями, если они короткие. Например, для первоклассников выбирайте такую схему: читать 3 раза в день по 7-10 минут, через каждые 2-3 часа.
  • Начинайте с простых тестов.
  • Перед началом обучения скорочтению автоматизируйте звуки, восприятие слогов. Можно воспользоваться слоговой таблицей. Ее читают по вертикали, горизонтали, диагонали. Скачайте в интернете понравившийся вариант или воспользуйтесь этим.
  • Как разминку используйте на каждом уроке.
  • Для первоклассников или дошколят пользуйтесь яркой литературой, с картинками, красочными иллюстрациями, чтобы развить интерес к урокам.
  • Автоматизируйте чтение частотных слов. Для этого подходят карточки Домана-Маниченко. Их можно использовать с младенческого возраста. Метод основан на фотопамяти.
  • Вместо строгих систем работы используйте , хоровое чтение, обработку текста в парах.
  • Контролируйте технику чтения регулярно, записывайте в дневник.
  • Ведите тетрадь успехов. Хвалите малыша за малейший успех, чтобы не отбить желание заниматься.
  • Занимайтесь чтением вместе, покажите положительный пример.
  • Предоставить ребенку время читать самостоятельно, без вашего контроля. Это повысит ответственность, самооценку.

Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.

Здравствуйте, мои любознательные. Завершая маленький цикл про умение скоро читать для детей сегодня, как и было обещано, дадим упражнения для скорочтения на освоение этой техники. Потому, если вы намерены самостоятельно пройти домашнее обучение, добро пожаловать на тренировочную дорожку!

План урока:

Расширяем угол зрения

В первую очередь, упражнения для развития навыка скорочтения для детей должны быть направлены на умение концентрироваться на нужной информации и видеть одним взглядом как можно больше, то есть, раз за разом расширять поле охвата текста. Что детям без особой тренировки делать трудновато.

Их маленький по размерам текстовый захват – одна из причин медленного поиска и восприятия информации. По большей мере, именно из-за малого поля зрения детей учат читать сначала по слогам, а уж потом целыми фразами.

Итак, поехали! Основной наш помощник в этом – таблицы Шульте. Их полно в интернете, можно распечатать. Даже есть игры на основе этих табличек в он-лайне на время. В таблицах Шульте могут быть как буквы, так и цифры, чаще — последние.

Основная цель – рассредоточенный взгляд, который даёт возможность «взять» большую площадь странички (на компьютере – экрана). Упражнение может быть в разных вариациях:

  • ищем с помощью рассеянного взгляда одинаковые элементы,
  • запоминаем наибольшее количество элементов,
  • смотрим на середину строки, а глазами стараемся увидеть крайние слева и справа знаки.

Всё это делается при помощи неперемещаемого взгляда с центрального объекта таблицы. Кстати, такая техника Шульте хороша и для тоже.

Ещё есть такие графические пирамиды, на верхушке которых угол зрения самый маленький, а ближе к основанию он заметно расширяется. Придётся спуститься с неё вниз, чтобы овладеть «широкоформатным» зрением.

Можно её перевернуть:

Тренируем концентрацию

Отработанная даёт возможность среди «воды» найти главную мысль.

Включаем оба полушария

Для этого берём несложный для ребёнка текст и начинаем его читать по несколько предложений либо по одному абзацу. Только делать это нужно одним глазом: то правым, то левым. Этот нехитрый приёмчик включает в работу оба полушария головного мозга.

Отмечаем главное

Эта техника часто используется учёными, да и другими знаменитыми личностями тоже. Они посредством простого карандаша, а лучше маркера, выделяют для себя самое главное в тексте – по 2-3 мысли, по которым можно судить обо всём тексте на странице. Да ещё и не просто выделяют, а ставят свои пометки в виде «!», «+» либо «-», тем самым соглашаясь либо сомневаясь.

Называем цвета

Очень интересное упражнение, с которым не всегда справляются сразу даже взрослые. Вот вам слова.

При переходе к каждому следующему надо называть цвет, которым записано слово, а не читать то, что написано!

Ищем слова

Простое упражнение, но достаточно эффективно развивает внимание. Нужно на заданную букву найти все слова в тексте. Возможен другой вариант: найти на странице определённое слово или даже фразу. Лучше это делать на время.

Загадки

Для детей это наиболее простой способ оттренировать концентрацию. Хороши для скорочтения так называемые загадки-обманки и вопросики с подвохом. Ну, например,

Долой регрессию

Чтобы не возвращаться глазами к прочитанному тексту, делаем вот такие упражнения, которые увеличат скорость чтения.

Отрезаем полстрочки

Во время чтения текста закрывайте ребёнку листочком бумаги половину строчки. Это научит догадываться о том, что написано и выработает закономерность движения вперёд, а не возвращаться назад — «пока не закрыли, подглядеть».

Указываем

Возьмите в качестве указки обычный карандаш либо ручку. Ну, если уж очень хочется поиграть в учителя, можно и настоящую мини-указку. Что делаем? Передвигаем постоянно по мере чтения текста указку вперёд, чтобы взгляд ребёнка следовал за ней интуитивно, «не оборачиваясь» назад.

Читаем на скорость

Подобно в школе. Берём таймер и улучшаем результаты. Самым пиком будет чтение с метрономом.

По его щелчку нужно переходить на следующую строку. Вместо прибора может вполне сидеть родитель и через установленный интервал, который с каждым разом тренировки сокращается, будет отхлопывать ладошкой по столу. Закончились хлопки, — значит, должны и строчки закончиться. А теперь вопросы по тексту!

Читаем без артикуляции

Проговаривание слов у детей во время чтения – это настоящий бич для техники скорочтения, так как дополнительная артикуляция замедляет скорость.

«Губы!»

Так называется команда, которую необходимо применять для тренировки беззвучного чтения. Слыша команду «губы!», ребёнок прижимает палец и читает про себя. Услышав «вслух!», он начинает читать вслух.

Занимаем рот

Пусть карандаш грызть – плохая привычка, лучше поставьте чашку с орехами. Некоторые советуют жевательную резинку, но сомневаюсь: можно не жуя проглотить.

Барабаним по столу

Заблокировать речь поможет барабанная дробь пальцами. Нужно только подобрать мотивчик и заранее его отработать: сначала лёгкий для «воспроизведения», затем можно посложнее.

Под музыку

Тренируем память

Развитие памяти имеет немаловажное значение в обучении скорочтению.

Ремонтируем слово

Для прочтения берём текст с пропущенными буквами, которые придётся «по ходу пьесы» отгадывать. Это требует держать в памяти слова и смысл ранее прочитанного.

Шиворот-навыворот

Перевернём страницу вверх ногами и попробуем прочитать текст теперь уже справа налево. Такие упражнения для детей полезны для развития в памяти буквенных эталонов, и неважно, как они расположены.

Восстанавливаем цепочку

Берётся набор слов так, чтобы каждое предыдущее желательно было связано со следующим, ну например, машина-улица-светофор и так далее, чтобы ребёнок мог их выстроить в цепочку. Начать можно с 5-ти, далее увеличивая их количество до 10-ти. Один раз прослушивается вся цепочка, а потом слова в ранее установленном порядке восстанавливаются просто вслух либо на листочке бумаги.

Пишем зрительные диктанты

Разработанные профессором Федоренко диктанты состоят из 6 предложений, наращивание их длины происходит по одной-две буквы. Ребёнку отводится время прочитать текст, делая это по строкам. Сначала открывается одна строчка, читается, воспроизводится. Затем из-под листа бумаги открывается только вторая по счёту строчка. И в такой последовательности запоминается весь текст.

Да здравствует мышление

Регулярно решаете логические задачи? Значит с мышлением у вас всё в порядке. Что даёт мышление? Оно выключает глаза в отношении лишней информации и отделяет главное от второстепенного.

Составляем тексты

Делаем это на время по заданному сценарию:

  • где все слова только на определённую букву,
  • где должны быть использованы заданные слова.

Играем

В «города», «овощи», «фрукты» и тому подобное, а также просто в слова на определённую букву алфавита, подбирая нужные за отведённый промежуток времени.

Вот такие нехитрые занятия помогут освоить технику скорочтения в домашних условиях. Главное – регулярность тренировок, и тогда обязательно всё получится! Готовы? Тогда на старт, внимание, поехали!

«ШколаЛа» желает вам удачи! А еще предлагает подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» .

До новых встреч!

Похожие публикации