Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Страны входящие в организации нато. Смотреть что такое "Североатлантический альянс" в других словарях

Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) - военно-политический союз европейских государств, США и Канады, созданный 4 апреля 1949 года подписанием в Вашингтоне Североатлантического договора.

Учредителями и первоначальными членами НАТО были 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки и Франция.

В период с 1949 года до начала 1980-х годов к Североатлантическому союзу присоединились четыре страны (Турция и Греция - в 1952 году, Германия - в 1955 году, Испания - в 1982 году).

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств.

Главная цель НАТО - гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

  • - выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
  • - служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
  • - осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств-членов НАТО;
  • - способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
  • - содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Структура:

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах , которые состоят из членов национальных делегаций. Количество национальных делегаций соответствует числу государств-членов альянса. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Комитет военного планирования (КВП ) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО.

Министры обороны стран НАТО , которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат . Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет (ВК) отвечает за планирование и проведение коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Международный военный штаб (МВШ ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

Государства-учредители

4 апреля 1949 года в Вашингтоне (округ Колумбия) состоялось подписание Североатлантического договора (известного также как Вашингтонский договор) министрами иностранных дел 12 стран: Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Соединенного Королевства, США и Франции.

В течение пяти месяцев после церемонии подписания договор был ратифицирован парламентами заинтересованных стран, закрепив их членство.

Двенадцать лиц, подписавших договор

Ряд министров иностранных дел, подписавших Североатлантический договор, принимали активное участие в работе НАТО на последующих этапах их карьеры:

  • Бельгия: г-н Поль-Анри Спаак (Генеральный секретарь НАТО, 1957-1961 гг.);
  • Дания: г-н Густав Расмуссен;
  • Исландия: г-н Бьярни Бенедиктссон;
  • Италия: граф Карло Сфорца;
  • Канада: г-н Лестер Пирсон (участвовал в переговорах о заключении договора и был одним из «трех мудрецов», составивших отчет о невоенном сотрудничестве в НАТО, который был опубликован в 1956 году после Суэцкого кризиса);
  • Люксембург: г-н Жозеф Беш;
  • Нидерланды: д-р Дирк Стиккер (Генеральный секретарь НАТО, 1961-1964 гг.);
  • Норвегия: г-н Халвард M. Ланге (один из «трех мудрецов», составивших отчет о невоенном сотрудничестве в НАТО);
  • Португалия: д-р Жозе Каерио да Матта;
  • Соединенное Королевство: г-н Эрнест Бевин (основной инициатор создания НАТО, в должности министра иностранных дел с 1945 по 1951 гг. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета);
  • США: г-н Дин Эйксон (в должности Государственного секретаря с 1949 по 1953 гг. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета).
  • Франция: г-н Роберт Шуман (архитектор европейских институтов, который также выдвинул идею о Европейском оборонном сообществе).

Гибкий подход к членству в НАТО

Подписывая договор, страны добровольно берут на себя обязательства участвовать в политических консультациях и военной деятельности организации. Хотя все страны, подписавшие Североатлантический договор, несут обязанности в соответствии с договором, им предоставляется определенная степень гибкости, которая позволяет им выбирать способы такого участия. Примером такого гибкого подхода является членство Исландии и Франции.

  • Исландия

Когда Исландия подписала договор в 1949 году, у нее не было вооруженных сил, как нет их и сейчас. Каких-либо правовых помех к их созданию у Исландии не имеется, но она приняла решение не иметь вооруженные силы. При этом, у Исландии есть береговая охрана, национальная полиция, система ПВО и добровольный экспедиционный миротворческий контингент. Также с 1951 года у Исландии имеется долгосрочное двустороннее соглашение об обороне с США. В 2006 году американские силы были выведены с территории страны, но соглашение об обороне по-прежнему действует. С 2008 года страны НАТО периодически проводят патрулирование воздушного пространства Исландии.

  • Франция

В 1966 году президент Шарль де Голль принял решение о выходе Франции из объединенной военной структуры НАТО. Это явилось выражением стремления к большей независимости в военной сфере, особенно по отношению к США, и нежелания объединять имеющиеся у Франции средства ядерного сдерживания или соглашаться на контроль над ее вооруженными силами в какой бы то ни было форме.

В практическом плане, несмотря на то, что Франция по-прежнему участвовала в работе политических структур организации, она не имела представительства в ряде комитетов, например, в Комитете оборонного планирования и Группе ядерного планирования. Это решение также привело к выводу французских войск из-под командования НАТО, и выводу иностранных войск с территории Франции. Был также введен запрет на базирование иностранных вооружений на французской территории, включая ядерное оружие. Политическая штаб-квартира НАТО (с 1952 г. находившаяся в Париже), а также Штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (располагавшийся с 1951 г. в Рокенкуре) были перенесены в Бельгию.

Несмотря на выход Франции из объединенной военной структуры НАТО, она подписала два технических соглашения с Североатлантическим союзом, в которых изложен порядок действий в случае советской агрессии. Со времени падения Берлинской стены в 1989 году Франция регулярно направляла свои войска для участия в военных операциях НАТО, являясь одной из стран, выделяющих самые многочисленные контингенты. Она также занимает четвертое месте по взносам в военный бюджет НАТО.

С начала 1990-х годов Франция постепенно отходит от решения 1966 года Например, с 1994 года (заседание министров обороны в г. Севилья) она участвует в заседаниях министров обороны, а с 2003 года французские офицеры служат в структурах Стратегического командования по операциям и Стратегического командования по трансформации. На встрече НАТО в верхах в Страсбурге и Келе в апреле 2009 года Франция официально объявила о возобновлении своего полномасштабного участия в структурах НАТО¹.

Вступление Греции и Турции

18 февраля 1952 года, через три года после подписания Вашингтонского договора, в организацию вступили Греция и Турция, что позволило НАТО укрепить свой «южный фланг».

В эпоху, когда существовала боязнь коммунистической экспансии в Европе и в других регионах мира (советская поддержка вторжения Северной Кореи в Южную Корею в 1950 г.), стратегически важно было обеспечить безопасность Юго-Восточной Европы. Членство в НАТО не только позволило сдержать коммунистическое влияние в Греции, восстанавливающейся после гражданской войны, но и освободило Турцию от советского давления из-за доступа к стратегическим морским путям.

Вступление Германии

Германия стала членом НАТО 6 мая 1955 года. Ее вступление стало результатом нескольких лет переговоров с лидерами западных стран и в самой Германии, население которой выступало против перевооружения в какой бы то ни было форме.

После окончания Второй мировой войны первоочередной задачей были поиски путей интеграции Германии в западноевропейские оборонные структуры. Федеративная Республика Германия – или Западная Германия – была создана в 1949 году, и хотя новое государство было крепко связано с Западом, ее потенциал вызывал опасения. Первоначально Франция предложила создать Европейское оборонное сообщество – европейское решение германского вопроса. Однако Сенат Франции выступил против этого плана и предложение осталось неосуществленным, оставив членство в НАТО в качестве единственного жизнеспособного решения. Чтобы это могло произойти, необходимо было выполнить три условия: победившие в войне страны (Советский Союз, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция) должны прекратить оккупацию ФРГ; Италия и Западная Германия должны быть приняты в Оборонную организацию Западного союза (военное ведомство Западного союза), а затем – сама процедура присоединения к НАТО.

Когда Германия вступила в Западный союз, он был переименован в Западноевропейский союз. Факт вступления Германии, наряду с прекращением ее статуса оккупированной страны, приблизил страну к членству в НАТО. Федеративная Республика Германия официально присоединилась к Западноевропейскому союзу 23 октября 1954 года, а ее статус оккупированной страны закончился в момент вступления в силу 5 мая 1955 года Боннской и Парижской конвенций. На следующий день Германия стала пятнадцатым членом НАТО.

После воссоединения Германии 3 октября 1990 года земли, ранее входившие в состав Германской Демократической Республики, вошли в НАТО в составе единой Германии.

Вступление Испании

Несмотря на сопротивление значительной части испанской общественности, Испания вступила в Североатлантический союз 30 мая 1982 года. Окончание диктатуры Франко в 1975 году, военный переворот в 1981 году и приход к власти Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), ведущей оппозиционной партии, которая изначально выступала против вступления в НАТО, заложили сложные социальные и политические условия, как на национальном, так и на международном уровнях.

Испания в полной мере участвовала в работе политических структур организации, но воздержалась от участия в объединенной военной структуре. Эта позиция получила подтверждение в результате референдума, проведенного в 1986 году. В том, что касается военных аспектов, Испания присутствовала в качестве наблюдателя в Группе ядерного планирования; применила оговорки к своей позиции по вопросу участия в объединенной системе связи; сохранила испанские вооруженные силы под командованием Испании и не дала свое согласие на отправку войск за пределы Испании на длительный срок. Тем не менее, испанские войска по-прежнему будут иметь возможность действовать совместно с войсками других стран НАТО в чрезвычайных ситуациях.

Применение Испанией оговорок постепенно ослабилось. Когда д-р Хавьер Солана стал первым испанским Генеральным секретарем НАТО (1995-1999 гг.), парламент Испании одобрил участие страны в объединенной структуре органов военного управления (1996 г.).

Первый раунд расширения после «холодной войны»

Падение Берлинской стены и ликвидация Организации Варшавского договора после окончания «холодной войны» открыли возможности для дальнейшего расширения НАТО. Некоторые из новых демократических государств Центральной и Восточной Европы активно стремились к интеграции в евроатлантические институты.

В 1995 году Североатлантический союз реализовал и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в котором рассматривались преимущества принятия в организацию новых членов и пути их интеграции. В исследовании делался вывод, что в связи с окончанием «холодной войны» представилась уникальная возможность укрепить безопасность во всем евроатлантическом регионе, и что расширение будет способствовать повышению всеобщей стабильности и безопасности.

На встрече НАТО в верхах в Мадриде в 1997 году Венгрии, Польше и Чешской Республике было предложено начать переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми из бывших членов Организации Варшавского договора, вступившими в Североатлантический союз.

Широко применяя опыт, приобретенный во время процесса присоединения новых членов, НАТО на встрече в верхах в Вашингтоне в апреле 1999 года начала осуществление Плана действий по подготовке к членству (ПДПЧ). ПДПЧ был создан для оказания помощи в подготовке стран, стремящихся к членству в НАТО, даже если это не предвосхищало никаких решений.

Второй раунд расширения после «холодной войны»

На встрече в верхах в 2002 году в Праге Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии было предложено начать переговоры о присоединении. 29 марта 2004 года они официально стали членами Североатлантического союза в результате самого крупного раунда расширения в истории НАТО.

До вступления в НАТО все семь стран участвовали в ПДПЧ.

Вступление Албании и Хорватии

Будучи партнерами, Албания и Хорватия сотрудничали с НАТО в целом ряде областей, при этом особое внимание уделялось реформе сектора обороны и безопасности, а также поддержке более широких демократических и институциональных реформ.

Албания участвовала в ПДПЧ с самого начала его действия в 1999 году, а Хорватия присоединилась к нему в 2002 году. В июле 2008 года Протоколы о вступлении подписали Албания и Хорватия. 1 апреля 2009 года они официально стали членами организации.

Черногория – самое недавнее вступление

Вскоре после восстановления своей независимости в июне 2006 года, Черногория присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в декабре того же года и три года спустя – к Плану действий по подготовке к членству. Она активно поддерживала операцию под руководством НАТО в Афганистане с 2010 года и в настоящее время оказывает поддержку последующей миссии. Развитие оперативной совместимости своих вооруженных сил и осуществление реформ сектора обороны и безопасности являлись важной частью сотрудничества Черногории с Североатлантическим союзом до того, как она стала государством-членом. Черногория сотрудничала с НАТО в таких областях, как создание потенциала экстренного реагирования и уничтожение излишков боеприпасов (осуществление проекта в этой области продолжается).

Протокол о присоединении был подписан в мае 2016 года, а 5 июня 2017 года Черногория стала членом Североатлантического союза.

НАТО – в переводе с английского языка (North Atlantic Treaty Organization) Организация Североатлантического договора, или Северо-Атлантический Альянс. Так что такое НАТО? Это военно-политический блок, основанный 4 апреля 1949 г. для создания системы безопасности и оказания военной помощи странам-участницам, повышения их благосостояния и сохранения мира. Членами НАТО стали 12 государств: 10 европейских (Великобритания, Франция, Италия, Португалия, Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Исландия) и США и Канада.

Причины создания НАТО

Необходимость создания такого союза диктовалась политическими обстоятельствами. После Второй мировой войны мир оказался разделенным на два лагеря: социалистический и капиталистический, между которыми существовало серьезное противостояние. Главной угрозой безопасности считался СССР, поддерживавший коммунистические движения в Европе. Для борьбы с общим врагом в 1948 г. пятью европейскими странами был подписан Брюссельский договор, ставший предтечей НАТО.

Структура НАТО

Основной руководящий орган – Совет НАТО со штаб-квартирой в Брюсселе. Председателем является Генеральный секретарь.

Высший военно-политический орган НАТО – Комитет планирования обороны, высший военный орган – Военный комитет. Также в структуре есть группы ядерного сдерживания и быстрого реагирования.

НАТО в настоящее время

Сейчас в состав НАТО входит 28 стран. Три из них – Франция, Греция, Испания – на определенных этапах не принимали участия в деятельности альянса. Интересно, что один из членов НАТО – Исландия – не имеет собственной армии.

С начала 1990-х гг. в связи с развалом соцлагеря НАТО стало активно проводить политику привлечения новых членов. Была также разработана программа «Партнерство ради мира», в которой принимает участие и Россия.

Современная деятельность НАТО имеет два вектора. Один из них (невоенный) направлен на экономическое, энергетическое, культурное сотрудничество. Второй (военный) вызывает наибольшее количество нареканий из-за участия альянса в военных конфликтах на рубеже XX-XXI вв. (Югославия, Ирак, Афганистан и др.).

Теперь вы знаете, что такое НАТО, и какую политику проводит эта организация.

- (NATO) Организация Североатлантического договора (НАТО). Создана в 1949 г., представляла собой кульминацию реакции Запада (West) на растущую опасность со стороны СССР после окончания 2 й мировой войны. Созданию НАТО предшествовали: активизация в… … Политология. Словарь.

НАТО - (Организация Североатлантического договора) (NATO (North Atlantic Treaty Organization)), оборонительный союз зап. держав. Основан в 1949 г., предназначался прежде всего для противодействия возраставшей воен. угрозе со стороны СССР и его союзников … Всемирная история

НАТО - Новосибирская ассоциация туристических организаций с 1998 г. Новосибирск, организация Источник: http://www.regnum.ru/news/353410.html НАТО Организация Североатлантического договора англ.: NATO, North Atlantic Treaty Organization с 1949… … Словарь сокращений и аббревиатур

Юридический словарь

См. Организация Североатлантического договора … Большой Энциклопедический словарь

НАТО - ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА … Юридическая энциклопедия

Организация Североатлантического договора Карта стран членов Членство … Википедия

НАТО - (Организация Североатлантического договора, North Atlantic Treaty Organisation, NATO) международный военно политический союз, созданный для обеспечения американского военного преимущества в Евразии на основе Североатлантического договора,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Неизм.; ж. [прописными буквами] Военно политический союз некоторых европейских и североамериканских стран, созданный в 1949 г. для отражения внешней агрессии. ● Сокращение английских слов: North Atlantic Treaty Organization (Организация… … Энциклопедический словарь

НАТО - (Солтүстік Атлантика Шарты Ұйымы) капиталистік елдердің басты әскери саяси блогы. 1949 ж. АҚШ, Ұлыбритания, Франция, Италия, Канада, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия мемлекеттерінің келісім шарты негізінде құрылды. Барлығы 12 ел… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

Книги

  • НАТО и Россия. Наш ответ на угрозы Запада , Рогозин, Дмитрий Олегович. Дмитрий Рогозин - российский политик и государственный деятель. До декабря 2011 года он являлся чрезвычайным и полномочным послом России при Организации Североатлантического договора (НАТО) в…
  • Нато Вачнадзе. Встречи и впечатления , Нато Вачнадзе. Москва, 1953 год. Госкиноиздат. С фотоиллюстрациями. Издательский переплет. Сохранность хорошая. За 29 лет работы в киноискусстве актрисой Нато Вачнадзе накоплен огромный опыт. Множество…

Весь послевоенный период истории Советского Союза прошёл под знаком противостояния военно-политическому блоку НАТО. Весьма непросто складывается международная обстановка и для современной России. Поэтому есть основание внимательнее проанализировать историю и современное состояние этого союза. Для Российской Федерации имеет существенное значение, какие страны входят в НАТО и какие государства имеют намерение присоединиться к этой структуре. Несмотря на неоднократные заверения современного руководства Североатлантического альянса о том, что среди своих врагов оно не видит Россию, сам факт существования этой структуры России, мягко говоря, небезразличен.

Из предыстории образования военных блоков в Европе

Важнейшей предпосылкой создания Североатлантического военного блока была международная обстановка, сложившаяся после завершения Второй мировой войны. Создание этой военно-политической структуры было обусловлено поляризацией сил и военно-промышленных потенциалов стран, разделившихся на две большие группы. Вокруг победившего в войне Советского Союза в Восточной Европе сформировался целый пояс зависимых от него стран так называемого "социалистического лагеря". Страны Западной Европы ощутили непосредственную угрозу экспансии с востока. Это поставило их перед необходимостью военно-политической интеграции для удержания сложившихся послевоенных границ и сохранения своего суверенитета.

Такая расстановка сил и даёт ответ на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. В момент его образования в организацию вошло двенадцать стран. Это были государства, не вошедшие в орбиту советского влияния. Они не испытывали желания в ней оказаться. Территориально они размещались вне зоны влияния Советского Союза. Разумеется, советская точка зрения на предысторию создания блока НАТО является диаметрально противоположной и основывается на утверждении об изначально агрессивном характере созданной в 1949 году в Брюсселе организации. Это объясняет необходимость противостояния потенциальной экспансии с запада.

Как всё начиналось

Официальной датой образования военно-политического блока считается 4 апреля 1949 года. Свою подпись в этот день под Североатлантическим договором поставили десять европейских государств, Соединённые Штаты Америки и Канада. Европейскими членами альянса со дня его основания являются: Великобритания, Бельгия, Франция, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Дания, Португалия и Италия.

Страны, входящие в НАТО, в добровольном порядке приняли на себя целый ряд международных обязательств. Прежде всего к таковым следует отнести приведение национальных вооруженных сил каждого из государств-участников к общим стандартам в вооружении и экипировке и подчинение их единому командованию.

Кроме того, страны, входящие в НАТО, договорились об объёмах военного бюджета каждого государства, выраженных в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Руководство альянса объявило о принципиальной открытости организации для вступления в неё новых членов. Важнейшим принципом существования Североатлантического военно-политического блока является обязательство, согласно которому страны НАТО расценивают агрессию против каждой из них как нападение на весь союз, со всеми вытекающими из этого положения военными решениями. В дальнейшем этот принцип доказал свою действенность. За всю историю Организации Североатлантического договора никаких непосредственных нападений на её участников зафиксировано не было. Просто не нашлось желающих проверить на прочность самую мощную военно-политическую структуру в мире.

Последствия подписания Североатлантического договора

Страны НАТО на карте мира занимают довольно значительную территорию, и расположена она в северной части Атлантики, что нашло своё отражение в наименовании альянса. В военно-политический блок в момент его образования вошли наиболее развитые в экономическом и значимые в политическом отношении государства. Создание Североатлантического альянса имело принципиальное значение для развития всей цивилизации на протяжении второй половины двадцатого века.

В 1954 году на международном совещании министров иностранных дел в Берлине советским представителем было выдвинуто предложение блоку НАТО о сотрудничестве и взаимодействии в поддержании мира и международной стабильности. Это предложение было отвергнуто. Советский Союз обоснованно расценил деятельность Североатлантического военного блока как непосредственную опасность для своего существования и был вынужден принять необходимые меры для отражения потенциальной агрессии. Они выразились в создании Организации стран Варшавского договора, противостоящей блоку НАТО по всем направлениям.

Весь последующий период европейской и мировой истории обозначается определением "холодная война". Войне этой, к счастью, не суждено было перейти в "горячую" стадию. Периоды её обострения несколько раз сменялись разрядкой напряжённости. Критической точкой холодной войны принято считать так называемый Карибский кризис в октябре 1962 года. Противостояние Советского Союза с блоком НАТО в этот момент времени достигло своей кульминации. В последующие годы шла напряжённая работа по снижению международной напряжённости. Был подписан целый ряд фундаментальных договоров, направленных на ограничение развёртывания стратегических ядерных вооружений и снижение уровня противостояния между Организацией Североатлантического альянса и странами Варшавского договора. Но даже после подписания документов о ядерном разоружении мощность совокупного ядерного потенциала обеих сторон противостояния была достаточной для того, чтобы несколько раз уничтожить всё живое на планете Земля.

Гонка вооружений

Страны НАТО противостояли государствам Варшавского договора не только на предполагаемом театре военных действий. Решающее значение в этом противостоянии имели промышленные потенциалы стран, входящих в военные блоки, и уровень производства вооружений. Принято считать, что военные расходы весьма обременительны для бюджета и требуют экономии на социальных программах. Но бурное развитие технологий производства вооружений во второй половине двадцатого века, определявшееся противостоянием двух военно-политических систем, имело и позитивное значение. Оно выражается в росте промышленного потенциала стран, участвующих в гонке вооружений. И страны, входящие в НАТО, оказались победителями в этой конкурентной борьбе. Советская экономика оказалась менее эффективной, что привело к развалу и Советского Союза, и возглавляемого им военно-политического блока стран Варшавского договора.

Вооружение стран НАТО и сегодня находится вне конкуренции по большинству тактико-технических показателей. К числу косвенных последствий гонки вооружений между Организацией Североатлантического договора и Советским Союзом следует отнести и такой феномен двадцатого века, как освоение космического пространства. Первоначально баллистические ракеты разрабатывались для доставки термоядерного заряда на другие континенты. Но сегодня космические технологии нашли самое широкое применение в различных сферах: от создания информационных коммуникационных систем до научных исследований по широкому спектру направлений.

Расширение Североатлантического альянса

Чтобы правильно ответить на вопрос о том, какие страны входят в НАТО, прежде всего, следует уточнить, о каком периоде времени идёт речь. Дело в том, что Североатлантический альянс за время своего существования пережил целых шесть этапов, после которых количество стран-участников договора увеличивалось. История доказала эффективность этого военно-политического блока. Членство в нём для его участников является привлекательным. Помимо международного престижа, оно гарантирует безопасность всем участникам договора.

Поэтому карта стран НАТО, включающая в себя большую часть Европы и два крупнейших государства Северной Америки, не является стабильной. Территория стран, входящих в Североатлантический альянс, на ней имеет устойчивую тенденцию к расширению. Особенно ярко это проявилось в начале двадцать первого века, когда на европейском континенте образовалось значительное число независимых государств, ранее входивших в состав Советского Союза и Югославии.

Процесс интеграции в структуру альянса происходит постепенно, в несколько этапов. Решение о приёме той или иной страны в члены организации принимает Совет НАТО на основе консенсуса. То есть у любой из стран-членов организации есть право заблокировать вступление в неё новых государств. Страны-участницы НАТО обязаны соответствовать целому комплексу критериев военных, организационных и экономических. Поэтому кандидатам предписывается ряд условий, которые они должны выполнить для вступления в организацию, - так называемая "Дорожная карта".

Её выполнение сопряжено со значительными трудностями и финансовыми затратами. Иногда это растягивается на долгий срок. Поэтому вопрос о том, сколько стран в НАТО, следует задавать только в привязке к конкретной исторической дате. Не следует забывать при этом о государствах, находящихся в процессе интеграции. Это означает, что скоро могут появиться новые страны НАТО. На 2014 год их насчитывается 28. И цифру эту нельзя считать окончательной.

Страны-союзники НАТО

Далеко не все государства стремятся стать полноправными членами альянса. Некоторые же просто не располагают достаточным для такого членства экономическим и военным потенциалом. Для целого ряда стран в уставе альянса предусмотрен специальный союзнический статус и программы партнёрского взаимодействия. Государства эти не следует включать в список, отвечая на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. Полноправными членами альянса они не являются. Степень вовлечённости во взаимоотношения с НАТО для разных стран варьируется в достаточно широких пределах.

Принцип отношения с союзниками определяется названием программы - "Партнёрство ради мира". Взаимоотношения с Североатлантическим альянсом способствуют поддержанию стабильности в различных регионах. Страны НАТО и государства, включённые в программу партнёрского взаимодействия с ними, нередко выполняют совместные военные операции по пресечению разгорающихся военных конфликтов.

Территориально некоторые из членов "Партнёрства ради мира" находятся далеко за пределами Европы. Например, Туркмения, Киргизия или Таджикистан. Но сотрудничество этих стран с Организацией Североатлантического договора способствует поддержанию мира и стабильности в отдалённых регионах евразийского континента. Многие развивающиеся государства желают присоединиться к этой партнёрской программе, она выгодна для них и в экономическом, и в военном отношении.

Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось крушением коммунистических режимов в целом ряде стран Восточной Европы. Своё существование прекратила не только Организация Варшавского договора, но и возглавлявший её Советский Союз. После его распада мир вступил в новую эру существования, без раскола на противостоящие друг другу военно-политические блоки.

Казалось бы очевидным решение подумать о роспуске Североатлантического альянса, как успешно выполнившего свою историческую миссию. Однако ничего подобного не произошло. Блок НАТО, страны которого ощутили себя победителями в затяжной холодной войне, и не подумал самораспускаться. На попытку поставить этот вопрос на обсуждение следовал вполне разумный ответ: зачем ликвидировать то, во что было вложено столько средств и усилий и что доказало свою эффективность?

Важнейшим аргументом в пользу дальнейшего существования Североатлантического альянса была та роль, которую эта организация выполняет в деле поддержания европейской и мировой стабильности. Дело осложнилось ещё и тем, что довольно значительная группа стран из бывшего социалистического лагеря изъявили желание интегрироваться в структуру НАТО и стать его полноправными членами. Большинство новых государств выразили намерение встроиться в систему существующего альянса. Состав стран НАТО в несколько этапов пополнился этими вновь образовавшимися государствами.

Россия и НАТО

Российской Федерации как историческому наследнику Советского Союза была предложена особая роль в сотрудничестве с альянсом. В мае 1997 года в Париже был подписан Основополагающий акт, регламентирующий отношения России с НАТО. Согласно этому документу, альянс обязан информировать Российскую Федерацию о подготовке значимых документов, однако правом вето на принятие решений Россия не обладает. По программе "Партнёрство ради мира" наша страна принимает участие в действиях альянса в миротворческих операциях в Европе и разных странах мира. Страны-участницы НАТО вынуждены считаться с ядерным статусом Российской Федерации.

В общественно-политическом поле российского социума преобладает негативное отношение к Североатлантическому военно-политическому альянсу. Это обусловлено исторической памятью нескольких поколений советских людей, в сознании которых армии стран НАТО отчётливо идентифицировались с силами мирового зла. Образ врага формировался на протяжении многих лет и десятилетий, и ситуацию невозможно быстро изменить простыми декламациями о том, что альянс не считает своим врагом Россию. Но глядя на совокупный военно-промышленный потенциал североатлантического блока, сложно найти в мире другую, сопоставимую с ним по величине военную силу, против которой развёрнута эта мощь. Поэтому у Российской Федерации есть основания относиться с недоверием к заявлениям о миролюбивом характере альянса.

Ситуация обостряется тем обстоятельством, что новые страны-члены НАТО нередко выступают с отчётливо выраженной антироссийской риторикой. Речь, прежде всего, идёт о странах Прибалтийского региона - Эстонии, Латвии и Литве. А также о новых членах НАТО из числа восточноевропейских государств, прежде всего, о Польше. Важнейшим принципом внешней политики Российской Федерации двух последних десятилетий является противодействие расширению Североатлантического альянса в восточном направлении. Но особого успеха в этом достигнуть не удалось - карта стран НАТО 2014 года свидетельствует о приближении территории организации к западным рубежам России. Наибольшим провалом внешней политики Российской Федерации следует считать всё более разгорающийся украинский кризис, разразившийся после того, как эта страна обозначила свой вектор развития в направлении Европейского союза с возможной интеграцией в структуры НАТО. Дальнейшее развитие этих событий предсказать невозможно. Но в настоящее время имеет место очевидное обострение напряжённости в отношениях между Россией и Организацией Североатлантического договора.

Перечень стран НАТО и особенности структуры альянса

В настоящее время Североатлантический блок достиг пика своего могущества. Максимальной является и общая территория, которую занимают страны НАТО. На 2014 год это: Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединённые Штаты Америки, Турция, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония. Официальная штаб-квартира Организации Североатлантического договора находится в столице Бельгии - Брюсселе.

Возглавляет альянс в настоящее время Андерс Фог Расмуссен. Это двенадцатый по счёту Генеральный секретарь НАТО. Командная система военно-политического блока структурирована на пять штабов. Их деятельность разделяется как по географическому признаку, так и по родам войск. Штабы контролируют Восточный, Западный и Южный секторы Атлантики, а также Ударный флот и Союзное командование подводными кораблями.

Армии стран НАТО подчиняются единому наднациональному командованию. Их уставы, экипировка и вооружение приведены к единому стандарту. Несмотря на то что основой боевой мощи стран альянса является их термоядерный потенциал, обычным видам вооружений в странах НАТО уделяется очень большое внимание. А это означает, что членство в организации сопряжено для её участников с довольно значительным уровнем военных расходов. Военные бюджеты государств-членов НАТО проходят согласование с руководством альянса.

Заглядывая в будущее

Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов и техногенных катастроф.

Не менее важной сферой приложения усилий для альянса является противодействие всем формам террористических и экстремистских проявлений. Образно выражаясь, структуры НАТО являются своеобразным силовым каркасом, обеспечивающим существование так называемого "общеевропейского дома".

Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.

Похожие публикации