Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Внешняя политика ссср после окончания вов. начало хв, гонка вооружений, создание военно-политических блоков

СССР и страны Центральной и Восточной Европы. Формирование советского блока

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - капиталистического и социалистического.

Изменения на международной арене определили основные задачи внешней политики Советского государства. К их числу прежде всего относится заключение мирных договоров с прежними сателлитами Германии и формирование у западных границ СССР «сферы безопасности». В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенный период стало установление дружественных взаимоотношений и поддержание тесных связей со странами Восточной Европы , ставшими на путь социализма. Стремясь не допустить их сближения с западными странами и принятия участия в «плане Маршалла», Советский Союз был вынужден брать на себя обязательства, противоречащие собственным экономическим интересам. В условиях разрухи и голода восстановительного периода он поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства, продукцию тяжелого машиностроения и металлургии. За 1945 - 1952 гг. только сумма долгосрочных льготных кредитов, предоставленная СССР странам народной демократии, составила свыше 15 млрд руб. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между социалистическими странами был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Европейского союза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х гг. не образовывали единого военно-политического союза. Однако это вовсе не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, в эту страну в феврале 1948 г. вновь были введены советские войска. В 1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР. Единственной страной, которой все-таки удалось уйти из-под сталинского диктата, стала Югославия. Ее лидер И. Броз Тито считал, что сталинская модель социализма не годится для этой страны. Он избирает путь, напоминающий нэп, с допущением в незначительных размерах частной собственности и мелкотоварного производства. Резкое несогласие вызвала также идея Сталина об объединении Югославии и Болгарии в единую федерацию. Началась полоса взаимных клеветнических обвинений и угроз. В 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Этому примеру последовали все страны народной демократии.

Итоги внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период достаточно противоречивы: с одной стороны, она способствовала укреплению позиций и расширению сфер влияния нашего государства в мире, но с другой - не удалось преодолеть конфронтации с Западом, что в значительной степени обусловило рост международной напряженности.

Среди важнейших факторов нарастания противоречий между Советским Союзом и его западными партнерами по «большой трой­ке», развернувшегося на завершающем этапе Второй мировой вой­ны и вслед за ее окончанием, особое место заняла ситуация в Вос­точной Европе, где в 1944-1945 гг. при ликвидации там гитлеров­ского господства образовалась (за исключением Греции) сфера советского контроля, были установлены под эгидой Москвы режи­мы так называемой народной демократии и из них начал формиро­ваться блок во главе с СССР.

Одну из них составляли Югославия и в значительной мере Ал­бания, где установление подобных режимов произошло хотя и при определенной советской поддержке (более прямой и непосредствен­ной в югославском случае и более опосредованной - в албанском), но преимущественно на собственной основе. Здесь еще в период фашистской оккупации компартиям удалось повести за собой боль­шую часть населения под лозунгами освобождения от захватчиков и восстановления государственной независимости, а одновременно установления власти народа и справедливого социального порядка. К моменту начавшегося в обеих странах осенью 1944 г. изгнания оккупантов, завершившегося в Албании к концу ноября того же года, а в Югославии - в мае 1945 г., коммунисты стояли там во главе мощных организованных массовых движений, которые уже являлись в каждой из стран доминирующим внутренним военно-политическим фактором. Обладая наиболее крупными в своих стра­нах партизанскими формированиями, эти движения смогли сыграть роль военной силы в освобождении (как отмечалось выше, в севе­ро-восточной части Югославии - совместно с пришедшими на по­мощь советскими войсками, выведенными затем в конце 1944 - начале 1945 г.) и одновременно разгромить все противостоявшие им военно-политические группировки, либо в той или иной мере со­трудничавшие или тактически взаимодействовавшие с оккупантами, либо обвиненные в коллаборационизме коммунистами. В итоге при ликвидации гитлеровского господства в Югославии и Албании дви­жения, возглавлявшиеся компартиями, установили контроль в обе­их странах. Там утвердились режимы, в которых коммунисты заня­ли монопольно-руководящее положение 33 .

Другую группу составляли Польша, Румыния и Венгрия, где в установлении «народной демократии», наоборот, абсолютно преоб­ладало прямое советское вмешательство.

Раньше всего и, пожалуй, наиболее грубо это было сделано в Польше. Здесь в период нацистской оккупации компартия, распу­щенная по pешению Москвы в 1937-1938 гг. и воссозданная по директивам той же Москвы в 1942 г. как Польская рабочая партия (ППР) имела опору лишь в весьма узких слоях населения. Предпринятое руководством ППР создание 1 ян­варя 1944 г. подпольной так называемой Крайовой Рады Народовой (КРН), провозгласившей себя руководящим национальным органом Польши, было не более чем политико-пропагандистским символом, который выражал претензии на власть при предстоявшем освобож­дении страны от нацистской оккупации. Реальной силой для осуще­ствления таких претензий сами польские коммунисты и блокировав­шиеся с ними группировки не обладали 34 . Во второй половине июля 1944 г. в Польшу был вместе с советскими войсками ввезен ПКНО, провозглашенный (от имени КРН как якобы «подпольного парламента») органом с функциями национального правительства, вслед за чем последовало официаль­ное советское заявление о признании полномочий КРН и ПКНО в качестве верховной польской законодательной и исполнительной власти.

На польской территории, освобождавшейся Красной Армией от гитлеровского господства, под советским патронатом начал форми­роваться из членов и сторонников ППР и примкнувших к ней групп административный аппарат этой новой власти. Одновременно совет­ские войска, силы НКВД и госбезопасности подавляли всякое со­противление создававшемуся режиму и проводили ликвидацию раз­ветвленной системы действовавших в Польше во время нацистской оккупации подпольных органов и вооруженных формирований польского эмигрантского правительства 35 . В утверж­денной 2 августа 1944 г. инструкции правительства СССР его пред­ставителю при ПКНО Н. А. Булганину, надзиравшему за создавав­шимся в Польше режимом, прямо ставились задачи, с одной сторо­ны, всемерного содействия организации новой власти во главе с ПКНО, а с другой - ликвидации всех имевшихся в стране струк­тур эмигрантского правительства 37 . В этом смысле, какими бы ни были те или иные конкретные причины тогдашней советской оста­новки на Висле, с поражением восстания устранялась возможность открытого возникновения на освобождаемой от нацистской оккупа­ции территории Польши политического центра, который бы являл­ся конкурентом режиму, создававшемуся под советской эгидой.

Примененный в Польше сценарий силовых действий для насаж­дения власти, контролируемой коммунистами, Москва во многом повторила в Румынии, хотя и с существенными отличиями, обуслов­ленными спецификой тамошней ситуации. Специфика была в зна­чительной мере связана с тем, что при разгроме Красной Армией основной группировки немецких и румынских войск, находившей­ся в районе советско-румынской границы, румынский королевский двор с частью генералитета 23 августа 1944 г. путем верхушечного переворота устранили главу прогитлеровского режима Антонеску и его правительство, объявив о переходе Румынии на сторону Объеди­ненных Наций и повернув румынскую армию против немцев. В ре­зультате в Румынии, которую заняли советские войска, сохранилась действовавшая система государственной власти во главе с королем, ее административный аппарат и армия. Правительство, созданное 23 августа, состояло в основном из военных и деятелей, близких ко двору. Компартия Румынии (КПР) получила в правительстве одно место, но даже это было вынужденной уступкой со стороны властей, обус­ловлено необходимостью считаться с советским патроном КПР, ко­торая, только что выйдя из подполья, ни численно (едва ли 1000 чел.), ни организационно не представляла собой действенного фактора. Однако уже к концу сентября 1944 г., как только КПР на­чала развертывание своей организации и деятельности, она под советским патронатом инициировала выступления от имени НДФ (Национально-демократический фронт) с нападками на правительство и поддерживавшие его две наиболее влиятельные в Румынии правые партии - национал-царанистскую и национал-либеральную. В рамках этой последова­тельно нараставшей кампании, в ходе которой КПР и ее левые со­юзники постепенно расширяли свое представительство в правитель­ственном кабинете, было выдвинуто требование вообще передать власть правительству, целиком сформированному НДФ. А параллель­но советская сторона, опираясь на свою решающую роль в союзни­ческом контроле в Румынии, обвиняла румынские власти в неудов­летворительном выполнении соглашения о перемирии и, ссылаясь на выступления НДФ, требовала преодоления «кризиса» путем ус­тупок «демократическим силам». Развязка наступила в конце февра­ля - начале марта 1945 г., когда Кремль, предъявил королю ульти­матум с требованием замены действовавшего кабинета правитель­ством НДФ. При этом использовалось то обстоятельство, что КПР и блокировавшимся с ней левым силам удалось в тот момент выве­сти на улицы Бухареста, а также некоторых других городов значи­тельное число своих сторонников. Часть из них при покровительстве советской администрации Союзной контрольной комиссии (СКК) была вооружена, создавая угрозу насильственного захвата власти. Советскими спецслужбами была проведена организационная подго­товка поддержки такого захвата, к румынской столице были стяну­ты крупные формирования войск НКВД. В связи с происшедшими 25 февраля столкновениями сторонников НДФ с румынскими пра­вительственными силами советская сторона с помощью угрозы пря­мого военного вмешательства парализовала действия властей, при­званные противостоять начавшемуся, по сути, перевороту. В итоге король был вынужден 6 марта назначить новое правительство, ко­торое сформировал НДФ и где ведущую роль фактически играли коммунисты 38 .

В отличие от Румынии, в Венгрии, куда советские войска всту­пили в конце сентября 1944 г., попытка Хорти, стоявшего во главе режима, разорвать с Германией и заключить перемирие с держава­ми антигитлеровской коалиции окончилась неудачей: немцы, чьи войска находились в стране, 15 октября сместили его и поставили у власти марионеточное правительство Салаши. В итоге значительная часть венгерской армии продолжала вместе с вермахтом сражаться против наступавших советских сил, а другая часть под командова­нием ряда хортистских генералов отказалась подчиняться немцам и предпочла сдаваться в плен Красной Армии. В этой ситуации 22 де­кабря Кремль создал под своим контролем временное венгерское правительство на той территории страны, которую уже заняли совет­ские войска (целиком они смогли занять Венгрию лишь в начале апреля 1945 г.). Однако в условиях, когда первоочередной задачей был подрыв режима Салаши и его вооруженных сил и привлечение максимально широких слоев венгерского населения на антигитлеров­скую сторону, советское руководство, отдавая себе отчет в чрезвы­чайной слабости компартии (КПВ), а также учитывая, что соглаше­ние о перемирии с Венгрией еще только предстоит подписывать вместе с западными союзниками, пошло на то, чтобы КПВ во вре­менном правительстве не имела перевеса и была представлена на­ряду со всеми основными политическими силами, занявшими анти­нацистские и антисалашистские позиции, вплоть до видных хорти-стов, прежде всего из числа высших военных, сдавшихся Красной Армии, подобно генералу Б. Миклошу, которого поставили во главе правительства. Вместе с тем благодаря советскому воздействию ком­партия все-таки получила в правительстве позиции более значитель­ные, нежели ее реальное влияние в обществе: вместе с ее тайными сторонниками, выступавшими как деятели других партий, КПВ за­няла треть мест в кабинете 39 .

Третью группу стран составляли Болгария и Чехословакия, где советское воздействие играло первостепенную роль в возникновении «народной демократии», но сочеталось с очень значительным, а то и приближавшимся к почти равному влиянием внутренней обще­ственно-политической ситуации. Компартии в обеих странах, хотя и в разной степени, смогли при крахе нацистского господства выс­тупить в блоке с другими силами Сопротивления как чрезвычайно важный фактор. Коммунисты заняли ведущее место в перевороте 9 сентября 1944 г. и в установленной им новой власти в Болгарии, а также в Словацком национальном восстании (конец лета - осень 1944 г.), которое хотя и было в итоге подавлено немцами, но во многом обусловило при начавшемся затем освобождении Чехосло­вакии серьезные позиции компартии как в обществе, так и в обра­зованном в начале апреля 1945 г. коалиционном правительстве, где она вместе с примыкавшими к ней получила треть постов, в том числе ряд ключевых. Но в то же время именно приход в обе эти страны советских войск и поддержка Москвы в огромной, если не решающей, мере сделали возможным в Болгарии успех переворота и фактически определяющее положение компартии, а в Чехослова­кии - выдвижение коммунистов на роль главного партнера Бенеша и возглавляемых им сил при формировании правительства 40 .

Ухудшение международного климата продолжалось в течение всего 1947 г., отмеченного все более заметным втягиванием восточноевропейских стран в орбиту СССР. В 1947 г. оформление режимов «народной демократии» вступило в свою вторую фазу: после интермедии «коалиционных правительств» (1945-1946 гг.) власть переходила к коммунистам. В Болгарии, где бывший руководитель Коминтерна Димитров, вернувшись из СССР, создал в ноябре 1946 г. правительство с коммунистическим большинством, летом 1947 г. была принята Конституция, скопированная с советской. В Польше сформированное в 1945 г. коалиционное правительство ушло в отставку после выборов в январе 1947 г. коммунист Берут стал президентом республики. Выборы в Венгрии (август 1947 г.), искусно проведенные коммунистам – министром внутренних дел Л. Райком, завершились поражением Крестъянской партии. Коммунисты решили, что полученные на выборах 22% голосов, делавшие их первой партией в стране, дали им право захватить все ключевые посты в правительстве, что они и сделали. Только Чехословакия, хотя и уступившая советскому давлению по вопросу о плане Маршалла, продолжала, казалось, сопротивляться установлению коммунистами своего полного контроля над государством.

Следующую фазу формирование «блоков» прошло в конце сентября 1947 г., когда представители шести компартий стран Восточной Европы и двух самых мощных западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) собрались по инициативе СССР в замке Шклярска Пореба (Польша), чтобы создать Коминформ – совместное информационное бюро со штаб-квартирой в Белграде, призванное обеспечить обмен опытом и, в случае необходимости, координацию деятельности компартий на основе взаимного согласия. На Западе известие о создании Коминформа было, естественно, воспринято как возрождение Коминтерна. На деле же есть серьезные основания полагать, что, по замыслу Сталина, этот шаг уже тогда подготавливал и «отлучение» Югославии, сея семена раздора между ее представителями, специально поставленными на второе место в иерархии международного коммунизма, и всеми остальными.

Как бы то ни было, советский блок выглядел впечатляющим монолитом, а рождение Коминформа – объявлением войны западной цивилизации. Кстати, именно таким образом заявление, опубликованное по окончании встречи и повторявшее основные тезисы доклада Жданова, представляло международное положение. Согласно ему, в мире сформировались два лагеря: с одной стороны, империалистический и антидемократический лагерь, с другой, антиимпериалистический и демократический лагерь, основная цель которого заключается в ослаблении империализма, в усилении демократии и ликвидации остатков фашизма.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала «линии Керзона», предложенной странами Антанты в 1920 г.

Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Ограничение контактов между гражданами противоборствующих лагерей

Ожесточённая борьба разведок, военно-промышленный шпионаж.

Использование различных средств негативного влияния на развитие экономики про­тивника.

Борьба за влияние в странах третьего мира, за вовлечение их в орбиту своих инте­ресов.

4) Гонка вооружений (прежде всего, разработка и размещение новых видов оружия мас­сового уничтожения, наращивание их количества):

§ Планы атомных бомбардировок СССР Соединенными Штатами

§ 1949 год – создание советской атомной бомбы

7) Проверка противника в многочисленных локальных и региональных конфликтах:

§ Раскол Германии в 1949 году на два государства – ФРГ и ГДР – в результате берлинского кризиса 1948 года.

§ Война в Корее 1950 – 1953 годы – прямое столкновение СССР и США. В результате Корея разделена на 2 государства: Южная Корея (проамериканское государство) и КНДР (Корейская народно-Демократическая республика) (просоветское государство)

9) Психологическая обработка населения в духе неприязни, ненависти к противоположной стороне. Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику. В СССР эта политика проявлялась в создании «железного занавеса» – системы международной самоизоляции. В США осуществляется «маккартизм» – преследование сторонников «левых» идей.

10) Выдвижение привлекательных идей, их распространение.

Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 году в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 года – ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.



Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты . Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту . Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 года СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

На Дальнем Востоке СССР активно поддержал строительство коммунизма в Китае. В 1947 – 1949 годах в Китае шла Гражданская война, которую вела Коммунистическая партия Китая против режима Гоминьдана. В 1949 году при помощи СССР Коммунистическая партия Китая одержала победу. Была провозглашена Китайская Народная республика , СССР и КНР стали тесными партнерами, причем ведущая роль в партнерстве принадлежала СССР. Советский Союз оказывал Китаю огромную экономическую помощь, направлял туда специалистов и рабочих.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х – начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Глава Югославии Иосип Броз Тито , сумевший самостоятельно, при поддержке западных стран, а не только Советского Союза, сформировать в годы Второй Мировой войны вооруженные силы для борьбы с немцами, был в наименьшей степени из всех восточноевропейских коммунистов обязан своим возвышением Сталину.

В отличие от других восточноевропейских коммунистических правительств, для него не существовало проблемы дипломатического признания со стороны США и Британии. Компартия Югославии в первые послевоенные годы занимала особое, более влиятельное положение в коммунистическом блоке. Югославская столица, Белград, была выбрана местопребыванием Коминформа – наследника Коминтерна .

Здесь же издавалась главная коминформовская газета – «За прочный мир, за народную демократию!»

Иосип Броз Тито.

Тито уклонялся от следования полугласным соглашениям о сферах влияния на Балканах, которые заключили СССР и западные державы в годы войны за спиной самих балканских стран. Однако Белград не ставил под вопрос лидерство Советского Союза в мировом коммунистическом движении. В Югославии велась национализация промышленности и банков, уничтожение частного сектора.

По примеру других восточноевропейских вассалов Москвы она отказалась принять участие в Плане Маршалла.

Час истины. История советско-югославского конфликта

Поводом для конфликта Белграда с Москвой стало намерение Тито и лидера болгарских коммунистов Г.

Димитрова создать на Балканах федерацию южных славян, которая помогла бы и снять болгаро-югославские противоречия из-за Македонии. Эта федерация могла оказаться притягательной для подключения других соседей. В Европе тогда обсуждались вопросы заключения многосторонней конвенции о Дунае.

Если бы проект федерации разросся до масштабов балкано-дунайского сотрудничества, то центр восточноевропейской политики сместился бы к Югославии и в «социалистическом лагере» появилось бы подобие двоецентрия. Это не устраивало Москву.

СССР сначала поддержал предлагавшийся Димитровым «мягкий» вариант федерации, по которому Болгария и Югославия оказывались равнозначными ее частями.

Но Тито выступал за более жесткий проект – единое государство.

Моська Тито. Советская карикатура эпохи конфликта Сталина с Югославией

С середины 1947 г.

Сталин стал обвинять лидеров Югославии в стремлении добиться исключительного положения. Между тем, Димитров и Тито стали говорить об общебалканском объединении, включающем Румынию, Венгрию, Албанию и Грецию (в случае победы в ней коммунистов).

Г. Димитров допускал даже возможность включения Польши и Чехословакии.

10 февраля 1948 г. югославские и болгарские лидеры были приглашены в Москву, где им было указано на недопустимость не согласованной с СССР внешней политики, причем беседа Сталина с Тито прошла в оскорбительном для последнего тоне. Димитров уступил давлению, но Тито – нет. После продолжавшегося несколько месяцев закрытого обмена письмами Сталин потребовал вынести вопрос на рассмотрение Коминформа.

28 июня 1948 г. на совещании Коминформа в Бухаресте была принята резолюция «О положении в Коммунистической партии Югославии». КПЮ была исключена из Коминформа, и вожди последнего призвали «здоровые силы» внутри югославской компартии сместить Тито.

КПЮ отвергла резолюцию. Советско-югославские отношения были порваны. Москва прекратила торговлю с Белградом и отозвала из Югославии экономических советников.

По всей Восточной Европе началась охота на «титоистов» и сторонников национальных моделей коммунизма.

Её жертвами стали видные коммунисты: Лукрециу Патрашкану (Румыния), Ласло Райк (Венгрия), Трайчо Костов (Болгария), Кочи Дзодзе (Албания). В Польше за «правонационалистический уклон» был снят с поста и подвергнут домашнему аресту Владислав Гомулка – генеральный секретарь ЦК правящей Польской рабочей партии (до ее объединения с социалистами). В Югославии разрыв со Сталиным и гонения на «титоистов» в других странах повлекли ответные преследования коминформовцев со стороны Тито.

Все эти репрессии сильно подорвали репутацию СССР на Западе.

Поэтому после смерти Сталина Н. Хрущёв поспешил нормализовать отношения с Югославией. Тито при этом сохранил большую самостоятельность от советского влияния. Югославия не вошла ни в СЭВ , ни в Варшавский договор . Югославский социализм сильно отличался от советского наличием элементов самоуправления на предприятиях трудовых коллективов и более тесными связями с капиталистическим Западом.

Уважаемые гости!

Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов.

Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Предпосылки и причины конфликта

Возникновения Советско-югославского конфликта в 1948г.

предшествовали события, которые относились к середине 1947 г. Как отмечал Хрущев Н. С. в своем докладе «О культе личности и его последствиях» 25 февраля 1956г. на закрытом заседании XX съезда КПСС, Сталин стал «в последний период более капризным, раздражительным, грубым, особенно развилась его подозрительность… ».

Сталина раздражала независимость Тито, чья сильная индивидуальность контрастировала с серой безликостью других коммунистических лидеров Восточной Европы. И. Тито пользовался большим авторитетом и сильным влиянием, за счет успешного партизанского руководства в период второй мировой войны. После окончания война И. Тито посетил многие страны Восточной Европы.

По мнению Ф. Маклина, Тито использовал эти поездки для обсуждений проблем, представлявший взаимный интерес, и подписывал соглашения, часто не согласовывая с Москвой. Одной из проблем обсуждения являлось создания Балканской федерации. Такое поведение югославского лидера вызывало негативное отношение у Сталина.

В сложившейся международной обстановки Сталин считал, что необходимо сохранять должную осторожность и осмотрительность. Он не скрывал недовольства, когда Советское государство ставили перед свершившимся фактом.

Сталина с Э. Карделем, Сталин одобрительно отнесся к югославскому намерению после ратификации мирного договора с Болгарией. Подписать с ней договор, подобный тому, который имеется с Албанией. Советское руководство в официально форме известило югославское и болгарское правительство в том, чтобы они не заключали югослава — болгарского договора.

Пока не перестанут действовать ограничения, связанные с мирным договором. Руководитель болгарского правительства Г. Димитров и И. Тито учитывая это пожелания, и не желая дать повода западным странном сорвать ратификацию этого договора, предпочли не оглашать текс Договора о дружбе, сотрудничестве… Однако в официальном протоколе об переговорах проходившие с 30 июля по 1 августа 1947г., опубликованном 2 августа, факт выработки Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между двумя странами был обнародован.

Так же было заявлено о том, что договор является бессрочным.

Узнав об этом, Сталин отправил Тито телеграмму, в которой назвал заключение Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи ошибкой, так как в силу еще не вступил мирный договор. Как утверждало, советское руководство подобный шаг, способствовал усилению военной интервенции в греческих и турецких делах против Югославии и Болгарии.

Официальная церемония подписания писания договора между Югославией и Болгарией 27 ноября 1947 г. Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи подвергся изменениям, связанные с пожеланиями Сталина.

Договор заключался на 20 лет.

Подписанный договор в западных странах был воспринят как прямая угроза Греции. Так же негативно ими было воспринято интенсивное сотрудничество Югославии и Албании.

В действительности югославско-албанские отношения были не совершенны. Существовало много противоречий связанные с торгово-экономическими отношениями двух стран.

В рамках этих противоречий югославское правительство обвинило председателя Государственной плановой комиссии Албании Нако Спиру «агентом империализма».

В албанском руководстве наметился раскол связанный с экономическим вопросом, и против Нако Спиру было выдвинуто еще одно обвинение «в шовинистической антиюгославской деятельности, в стремлении насадить хозяйственную автаркию, в установлении связей с классовыми врагами и даже в шпионской деятельности ». Предъявленные обвинения привели к самоубийству Нако Спиру.

В беседе Сталина и М. Джилоса состоявшейся в январе 1948г., Сталин произнес: «Значит члены ЦК в Албании убивают себя из-за вас! Это очень нехорошо, очень нехорошо». М Джилось попытался, объяснить ситуацию, делая упор на то, что Нако Спиру был против объединения Албании с Югославией.

В ответ Сталин заявил, что советское правительство согласно на объединение Югославии с Албанией.

21 января 1948г. в Москву пришло сообщение от посла СССР в Югославии А. И. Лаврентива, в котором говорилось о том, что «югославами решен вопрос о передислокации 2-й стрелковой дивизии в Албанию в район города Корча ». Данный вопрос решался без участия советских военных советников при югославской армии. Э. Ходжи аргументировал данное поведение необходимостью защиты Албании от нападения со стороны Греции.

Сталина подобное поведение Югославии и Албании не устраивало, кроме того он считал, что такой шаг на западе будет расценен как оккупационный.

Нами было установлено, что возникновению советско-югославского конфликта предшествовало ряд событий связанных с взаимоотношение двух стран.

Причинами конфликта, послужил ряд расхождений между СССР и Югославии связанные с проведением общей политики коммунистической партии, контактов Югославии, со странами и партиями Восточной Европы минуя согласования с советским руководством.

Взаимоотношения СССР и Югославии в период конфликта

С лета 1948г.

конфликт между СССР и Югославией стал очевиден. С 19 по 23 июня 1948г. в Бухаресте состоялось совещание Коминформа. На нем участники приняли резолюцию «О положении в Коммунистической партии Югославии». В ней говорилось, что руководство КПЮ «… за последнее время проводит в основных вопросах внешней и внутренней политики неправильную линию, представляющую отход от марксизма-ленинизма…», «руководство Югославской компартии проводит недружелюбную по отношению к Советскому Союзу и к ВКП(б) политику…», «в своей политике внутри страны руководители КПЮ отходят от позиций рабочего класса и порывают с марксистской теорией классов и классовой борьбы…»и т.п.

В конце резолюции было выдвинуто решение, оно заключалось в том, что если нынешнее руководство не признает своих ошибок, то его следует сменить на новое.

На V съезде КПЮ советские обвинения были единодушно отвергнуты, а политика Тито получила полную поддержку.

В ответ на это Сталин денонсировал договор от апреля 1945г. С этого момента югославское правительство рассматривалось как враждебное.

Дополнительный накал в конфликт внес обмен нотами летом 1949 г.

по поводу ареста в Югославии проживавших там после Октябрьской революции русских эмигрантов, получивших советское гражданство.

Их обвиняли в антиюгославской деятельности.

Окончательное расторжение дипломатических отношений между СССР и Югославией состоялось 25 октября 1949г.

Изначально Советское правительство рассчитывало на «здоровые силы» партии КПЮ, которые смогут отстранить Тито от власти.

Когда стало очевидным невозможность этого варианта, было организовано военно-политическое давление на Югославию, любая провокация грозила перерасти в открытый конфликт. По косвенным данным, вторжение должно было осуществляться на трех направлениях, с территории Венгрии, Румынии и Болгарии.

Вполне вероятны были и действия со стороны Адриатического моря. Обсуждались и крупномасштабные операции, и «точечные действия». Их могла проводить как Советская Армия, так и вооруженные силы стран «народной демократии». В проведении операции планировалось задействовать и разведслужбу.

Югославское руководство стало рассматривать СССР, как серьезный источник опасности, и поэтому пришло к выводу, что западные страны являются средством защиты от СССР.

В ноябре 1952г. КПЮ переименовали в СКЮ. Осенью 1949 г. Югославия вошла в состав Совета безопасности в качестве непостоянного члена, тем самым получила международное признание.

В связи с новыми обстоятельствами СССР пришлось отказаться от плана свержения Тито военным путем.

По свидетельству Павла Судоплатова, в предложенном ему для разработки в конце февраля 1953г. кремлевском «досье» на Тито, содержалась «идиотские резолюции Молотова: искать связи Тито с профашистскими группировками и хорватскими националистами».

К осуществлению операции были привлечены и «люди Хрущева – Савченко, Рясной и Епишев».

Убийство Тито должен был совершить разведчик Иосиф Григулевич, он являлся одним из исполнителей убийства Троцкого. Одним из вариантов совершения убийства заключалось в том чтобы Григуревич на приеме у Тито, должен вручит ему коробочку с бриллиантовым перстнем, в которой содержался механизм со смертельным газом.

Все планы, связанные с покушением на Тито были не осуществлены, а со смертью Сталина и во все отменили.

Не смотря на все усилия СССР, не удалось осуществить военную интервенцию в Югославию.

Первая причина неудач является неверно сделанная ставка советского руководства на внутренние силы партии КПЮ, которые якобы могли выступить мощной силой против Тито.

Вторая причина заключается в активном сотрудничестве Югославии со странами запада.

Урегулирование конфликта

После смерти Сталина в 1953г. ЦК КПСС и Советское правительство пришло к выводу, что разрыв отношений с Югославией причинил ущерб как интересам Югославии, СССР и всему международному коммунистическому движению. Инициатором в восстановлении отношений выступило СССР. В рамках этих усилий Советское правительство уже в 1953г.

предложило правительству Югославии возобновить экономические связи, восстановить контакты в области науки и культуры, что нашло положительный отклик с югославской стороны.

В июне 1954г. ЦК КПСС направил ЦК СКЮ письмо с предложением осуществить полную нормализацию отношений, и предлагалось провести советско-югославскую встречу на высшем уровне.

было принято решение о принятия предложения по проведению встречи на высшем уровне. В результате контактов по дипломатической линии была достигнута договоренность о проведении в Белгороде в конце мая 1955г. встречи руководителей двух стран на высшем уровне. По итогам переговоров проходившие с 27 мая по 2 июня 1955г. стороны пришли к выводу, что период, когда добрые отношения были нарушены, ушел в прошлое, и была выражена обоюдная готовность, отменить все преграды мешающие нормализации отношений.

По результатам переговоров была принята «Белградская декларация». В декларации упор делался на важность соблюдения в отношениях между государства принципа сотрудничества, уважения суверенитета, независимости и т.д.

В 1955г. Советский Союз аннулировал задолженность Югославии на сумму свыше 90 млн. долл. СССР предоставил Югославии новые кредиты на развитие.

состоялся визит И. Тито в Москву. На этой встрече была подписана Декларация об отношениях между КПСС и СКЮ. В декларации подчеркивалось, что Белгородская декларация благополучнее повлияла на развитие международных отношений между СССР и Югославией.

Нужно отметить, что восстановление международных отношений между СССР и Югославии носили длительный характер, и на определенном этапе характеризовались спадом.

Причины спада были разнообразными. Окончательное восстановление отношений произошло в 1988г.

Таким образом, было установлено, что СССР и Югославия пришла к выводу, что разрыв отношений был ошибочным шагом.

Процесс восстановления отношений проходил достаточно длительное время, причины этому были разнообразные.

Разрыв отношений с Югославией

После окончания Второй мировой войны пришедший к власти в Югославии при поддержке Англии и СССР И. Б. Тито стал верным соратником Сталина. По личной просьбе Тито летом 1945 года в его охрану были откомандированы лучшие оперативники из Москвы.

Весной 1947 года в Югославии было принято решение о переходе к строительству социализма в стране. После принятия югославского пятилетнего плана СССР начал оказание технической помощи в индустриализации. Один из первых конфликтов между Сталиным и Тито произошел по поводу Албании – даже не поставив в известность старшего товарища, Тито потребовал от правительства Албании предоставления военной базы на юге страны для размещения там югославских войск, защищающих Албанию от возможного нападения греческой армии.

В дальнейших планах Тито было объединение Югославии с Албанией. Но Сталин, в тот момент не желавший обострения отношений с Западом, выступил против инициативы Тито, и тому пришлось свернуть свои планы в отношении Албании. Вскоре появился еще один серьезный повод для конфликта между СССР и Югославией – на прошедшей 17 января 1948 года в Софии пресс-конференции лидер болгарских коммунистов Г. Димитров заявил о планах создания конфедерации балканских и придунайских государств, с включением сюда Польши, Чехословакии и Греции.

Между тем правительства многих западноевропейских стран тогда выступали с обвинениями СССР в организации помощи партизанам-коммунистам Греции, ведущим вооруженную борьбу против своего правительства.

В это же время Советский Союз выступал против предстоящего объединения западных зон оккупации Германии и создания ФРГ…

Через неделю после своего выступления на пресс-коференции Димитров получил телеграмму от Сталина: «Трудно понять, что побудило Вас делать на пресс-конференции такие неосторожные и непродуманные заявления».

Еще через неделю подобную телеграмму от В. М. Молотова (по поручению И. В. Сталина) получил и Тито: «…Вы считаете нормальным такое положение, когда Югославия, имея договор о взаимопомощи с СССР, считает возможным не только не консультироваться с СССР о посылке своих войск в Албанию, но даже не информировать СССР об этом в последующем порядке?

К Вашему сведению сообщаю, что Советское правительство совершенно случайно узнало о решении югославского правительства относительно посылки ваших войск в Албанию из частных бесед советских представителей с албанскими работниками.

СССР считает такой порядок ненормальным. Но если Вы считаете такой порядок нормальным, то я должен заявить по поручению Правительства СССР, что СССР не может согласиться с тем, чтобы его ставили перед свершившимся фактом. И, конечно, понятно, что СССР как союзник Югославии не может нести ответственности за последствия такого рода действий, совершаемых югославским правительством без консультаций и даже без ведома Советского правительства…»

Но этими телеграммами сталинский разнос младшим партнерам не ограничился – спустя три дня В.

М. Молотов (по поручению И. В. Сталина) направил следующие разгромные телеграммы руководителям Югославии и Болгарии. На этот раз Димитрова обвинили в том, что его действия мешают внешней политике Советского Союза: «Неудачное интервью тов. Димитрова в Софии дало повод ко всякого рода разговорам о подготовке восточноевропейского блока с участием СССР… В теперешней обстановке заключение Советским Союзом пактов о взаимопомощи, направленных против любого агрессора, было бы истолковано в мировой печати как антиамериканский и антианглийский шаг со стороны СССР, что могло бы облегчить борьбу агрессивных сил США и Англии».

Через шесть дней, 10 февраля 1948 года, прибывшие в Москву правительственные делегации Болгарии (Г.

Димитров, В. Коларов и Т. Костов) и Югославии (Э. Кардель, М.

Джилас, В. Бакарич; «заболевший» Тито не приехал) провели трехсторонние переговоры. Кроме Сталина в них принимали участие В. М. Молотов, А. А. Жданов, Г. М. Маленков, М. А. Суслов.

Иосиф Виссарионович заявил Димитрову: «Вы и югославы не сообщаете о своих делах, мы обо всем узнаем на улице.

Вы ставите нас перед свершившимися фактами!» Молотов поддакнул: «А все, что Димитров говорит, что говорит Тито, за границей воспринимается как сказанное с нашего ведома».

На следующий день состоялось подписание соглашения СССР с Болгарией и Югославией об обязательных консультациях по внешнеполитическим вопросам.

Через семнадцать дней, 1 марта, в Белграде открылось расширенное заседание Политбюро, на котором Тито переступил «границы дозволенного», сказав следующее: «Югославия подтвердила свой путь к социализму. Русские по-иному смотрят на свою роль. На вопрос надо смотреть с идеологической точки зрения.

Правы мы или они? Мы правы… Мы не пешки на шахматной доске… Мы должны ориентироваться только на свои силы». В ходе дальнейшей дискуссии Тито согласился с мнением одного из членов югославского Политбюро, что «политика СССР – это препятствие к развитию международной революции».

Кроме того, СССР задержал поставку оружия в Югославию, а правительство Югославии отказалось предоставить СССР конфиденциальную экономическую информацию о стране. СССР в одностороннем порядке прекратил действие протокола о консультациях, перестал отправлять техническое оборудование и отменил командировки в Югославию своих специалистов.

5 мая 1948 года И. В. Сталин отправил югославским руководителям письмо, которое, по его мнению, должно было поставить их на место: «Мы считаем, что в основе неготовности Политбюро ЦК КПЮ честно признать свои ошибки и сознательно исправить их лежит чрезмерное зазнайство югославских руководителей. После достигнутых успехов у них закружилась голова… Товарищи Тито и Кардель говорят в своем письме о заслугах и успехах югославской Компартии, что ЦК ВКП(б) ранее признавал их, а сейчас замалчивает.

Это неверно. Никто не может отрицать заслуг и успехов КПЮ. Они бесспорны. Однако заслуги и успехи коммунистических партий Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании нисколько не меньше… И все же руководители этих партий держат себя скромно и не кричат о своих заслугах, в отличие от югославских руководителей, которые прожужжали всем уши своим неуемным бахвальством… Успехи югославской Компартии объясняются не какими-то особыми качествами, а преимущественно тем, что после разгрома штаба югославских партизан немецкими парашютистами, в момент, когда народно-освободительное движение в Югославии переживало кризис, Красная армия пришла на помощь югославскому народу, разбила немецких оккупантов, освободила Белград и тем самым создала условия для прихода к власти югославской Компартии… Если бы товарищи Тито и Кардель приняли во внимание это обстоятельство как бесспорный факт, они меньше шумели бы о своих заслугах и держались бы достойно и скромно».

А тем временем в Югославии по указанию Тито был арестован член Политбюро С.

Жуйович и другие видные югославские коммунисты, открыто поддерживавшие позицию Советского Союза. В югославской партии была проведена чистка, многие из местных коммунистов были арестованы и отправлены в концлагеря.

По воле Сталина в советской и социалистической прессе появились публикации, осуждавшие «националиста» Тито. Но каждый из вождей уже сделал свой выбор, и Тито не пошел на попятную, как это сделал верный сторонник Сталина Г. Димитров…

Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. АД. Вышинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

Похожие публикации