Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Тема проекта: Совершенствование системы повышения квалификации кадров в организации. Переподготовка персонала

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Теоретические основы повышения квалификации персонала……………...4

1.1 Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в повышении экономической эффективности организации………………4

1.2 Основные формы обучения, повышение квалификации и подготовки кадров в условиях рыночной экономики…………………………………6

2. Анализ системы обучения и повышения квалификации персонала на ООО «Альянс»……………………………………………………………………...11

2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Альянс»…………….11

2.2 Анализ количественного и качественного состава персонала ООО «Альянс»………………………………………………………………...13

2.3 Анализ управления повышением квалификации персонала

ООО «Альянс»………………………………………………………… 16

3. Совершенствование системы обучения и повышения квалификации персонала……………………………………………………………………...20

3.1 Внедрение программы повышения квалификации и переподготовки персонала ……………………………………….…………………….....20

3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий………………...24

Заключение……………………………………………………………………..27

Список литературы…………………………………………………………….28

Введение

Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышается.

Актуальность данной темы заключается в том, что современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышение квалификации. В ходе научно-технического прогресса одни профессии исчезают, другие появляются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров.

Техническая политика, проводимая на предприятии, обеспечивает постоянное совершенствование технологических процессов повышение качества продукции. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание работе с персоналом, как в плане социального обеспечения, так и обучение, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Цель данной работы – разработать мероприятия по усовершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации персонала на предприятии ООО «Альянс».

Проанализировать систему повышения квалификации кадров

Выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы

Сформулировать предложение по совершенствованию оптимальной системы повышения квалификации на предприятии.

Объектом изучения является Строительная компания ООО «Альянс» - строительная фирма, занимающаяся производством общестроительных, отделочных и ремонтных работ, а предметом – система подготовки, переподготовки и повышение квалификации персонала на данном предприятии.

Для выполнения работы были использованы данные учета и отчетности отдела кадров и бюро по подготовке кадров ООО «Альянс». Работа состоит из трех глав.

В первой главе описаны теоретические аспекты обучения и повышения квалификации кадров.

Во второй главе описан анализ системы обучения и повышения квалификации кадров на ООО «Альянс».

В третьей описаны основные направления совершенствования системы обучения и повышения квалификации персонала.

1. Теоретические основы повышения квалификации персонала

1.1 Роль повышения квалификации персонала в повышении экономической эффективности организации

В современных условиях важнейшим условиям развития организации, авторитета ее на рынке и повышения конкурентоспособности являются корпоративные знания. Деятельность руководства по обучению и повышению квалификации сотрудников, собственная работа сотрудников в этом направлении, мощная система информационного поиска новаций и нововведений – все это должно работать на идею постоянного повышения и совершенствования корпоративного знания.

Вот почему в последнее время руководители многих фирм и организаций пристальное внимание уделяют созданию систем корпоративной подготовки специалистов, прежде всего работе учебных центров и учебных отделов.

Без серьезных организационных изменений в области подготовки и переподготовки персонала трудно ожидать качественных изменений в работе фирмы. Семинары, стажировки не могут заменить постоянной целенаправленной работы по обучению, переподготовке, информированию сотрудников. При выборе стратегии обучения сотрудников перед руководителем кадровой службы всегда существует дилемма – обучение как ликвидация последствий не слишком удачного приема сотрудников или обучения инновациям, новым технологиям деятельности на фирме.

Развитие персонала – комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров. Цель развития персонала – обеспечение организации хорошо подготовленными работниками, в соответствии с ее целями и стратегией развития.

Современная государственная политика в области профессиональной подготовки призвана обеспечить решение двух взаимосвязанных задач социально-экономического характера:

Обеспечение потребности производства рабочей силой требуемой квалификации;

Борьба с безработицей путем переподготовки безработных.

Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям фирмы и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет этого фактора. Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы.

Подготовка квалифицированных кадров затрагивает множество компонентов социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на:

Гарантии (сохранении) рабочего места;

Возможность профессионального роста на производстве;

Доходах работника.

В современных условиях развитие системы профессиональной подготовки определяется двумя противодействующими тенденциями: растущими требованиями НТП к общему и профессиональному уровню рабочей силы и стремлением предпринимателей к максимально возможному снижению издержек на ее воспроизводство.

Появление новых технологий ведет к качественному изменению не только профессиональной, но и квалификационной структуры персонала. Современные черты квалификационной структуры персонала сегодня – это возросший удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием, рабочих высшей квалификации, а также неуклонное сокращение удельного веса малоквалифицированной рабочей силы.

Квалификация – это динамическая способность человека включаться в процесс производства и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции. Она характеризует, с одной стороны потенциальную возможность работника выполнять работу определенной сложности, а с другой – уровень развития самого работника.

1.2 Основные формы обучения, повышение квалификации и подготовки кадров

Обучение и подготовка – две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а подготовка – с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Профессиональная подготовка представляет целевое обучение, конечная цель которого – обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации.

Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения, рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.

Суть концепции «непрерывного» образования состоит в постоянной адаптации, периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в течение всей активной трудовой жизни как в рамках формальной, так и в рамках неформальной системы образования на основе качественной базовой, начальной подготовки. Принцип непрерывности профессионального обучения должен обеспечиваться поэтапностью и преемственностью прохождение каждым рабочим отдельных ступеней образования на основе последовательного усвоения знаний, умений, навыков.

В системе непрерывного профессионального образования России сегодня выделяют пять ступеней квалификации (Таб.1). Их совокупность составляет квалификационную структуру профессионального образования, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии в экономической системе и учитывает квалификационные требования стран Европейского сообщества.

Методы обучения в системе повышения квалификации

При работе со взрослой аудиторией надо быть готовым к ис-пользованию разнообразных методов обучения в зависимости от целей, форм обучения, предмета рассмотрения, состава и уровня подготовки слушателей. Форма обучения, как правило, бывает, известна заранее, она прописывается в расписании и учебно-те-матическом плане. Заметим: лекция как наиболее распространенный метод обучения не всегда эффективна для взрослой аудитории. Назовем наиболее продуктивные методы для системы по-вышения квалификации. Задача сводится к тому, чтобы освоить их на практике. Презентация. Презентацией называется деятельность преподавателя по передаче информации, по изложению каких-либо теорий и принципов. Формы презентации различные и могут варьироваться от обычной лекции до некоторого вовлечения обучающихся в учеб-ный процесс через постановку проблемных «опросов и органи-зацию дискуссии. Применение метода Для освоения какого-либо конкретного аспекта теории или методологии. Преимущества метода

Навыки ведения учебных занятий

Для успешной работы со взрослой аудиторией необходим целый ряд методических приемов (навыков), обеспечивающих действенность выступлений, контактов с аудиторией, побуждение слушателей к активной работе. К таким навыкам следует отнести правильное использование речевых (вербальных) и неречевых (невербальных) приемов общения с аудиторией, подготовку материалов к выступлению. Среди вербальных методов преподаватель может ис-пользовать:

    открытые (предполагающие развернутый ответ) и закры-тые (ответ "да" или "нет") вопросы к слушателям, стимулирую-щие их активность; перефразирование (повторение ранее высказанных суж-дений другими словами), позволяющее глубже понять суть проблемы; подведение итогов, когда преподаватель обобщает суж-дения слушателей и делает на их основе выводы.
Неречевые навыки
    По мере того, как вы говорите, старайтесь поддержать контакт взглядом с каждым из членов учебной группы. Не проявляйте никаких предпочтений по отношению ни к одному человеку. Не ходите взад-вперед. Передвигайтесь по аудитории, не отвлекая при этом внима-ние слушателей. Избегайте быстрых шагов и не обращай-тесь к группе из того места, откуда вас трудно увидеть. Реагируйте на замечания обучающихся улыбкой, кивком или иным способом, показывая, что вы внимательно слу-шаете их. Стойте перед группой, не сидите - особенно в начале занятия. Важно казаться слушателям спокойным, уве-ренным и доверительным. По вашему поведению должно быть видно, что вам само-му интересно то, о чем вы говорите. Смотрите в глаза слушателям. Пользуйтесь местоимениями "Я", "МЫ", "ВЫ", когда это уместно. Не делите аудиторию на "своих" и "чужих". Используйте записи, когда это целесообразно. Не заучивайте речь и не читайте ее с листа. Следите за временем, чтобы оставить время для обсуж-дения.
Речевые навыки
    Задавайте такие вопросы, которые побуждают участни-ков к ответам и провоцируют дискуссии. Особенно по-лезными для этого могут оказаться вопросы с открытым окончанием, например: "Что вы думаете о...?", "Почему...?", "Как...?", "Что, если...?" и т. д. Если же на ваш вопрос отвечают просто "да" или "нет", спросите его: "А почему вы так считаете?". Всегда спрашивайте обучающихся, согласны ли они с утверждением, прозвучавшим в группе. Следите за речью, говорите медленно и ясно. При ведении занятия вы должны обеспечить такую об-становку, чтобы обучающиеся говорили больше, чем вы. Должны быть не только Ваши вопросы, участники могут (и должны) отвечать также на вопросы друг друга. Когда кто-либо из них задает вопрос, спросите: "Может, у кого-то есть ответ на этот вопрос?" Повторяйте утверждения слушателей, перефразируя их собственными словами. Вы можете тем самым прове-рить, правильно ли вы понимаете их слова, и подчерк-нуть самое важное в них. Ведя дискуссию и обсуждения, убедитесь, что все пони-мают задачу, направляйте обсуждение в нужное русло. Следите за тем, чтобы у участников оставалось время на то, чтобы сделать выводы. Участвуйте в подведении ито-гов и обобщении результатов дискуссий.
В процессе обсуждения у слушателей могут возникнуть вопросы, важные и нужные для них, но нарушающие намечен-ную преподавателем нить обсуждения. В таких случаях может быть использован прием, который американцы называют мето-дом "автостоянки". Сущность метода состоит в том, что такие вопросы записываются отдельно и их обсуждение откладывается), прос ставится "на автостоянку"). Возможно, что ответ на него будет получен на одном из последующих занятий. Для обсуждения вопросов, вынесенных "на автостоянку", выделяет-ся отдельное время. Такой прием позволяет преподавателю не сбиваться с принятого темпа работы. При обсуждении проблем мнения слушателей по отдель-ным вопросам могут существенно расходиться. Как известно, взрослые люди трудно меняют свои взгляды, и перед препода-вателем возникает сложная задача достижения консенсуса (единства) в аудитории. Для достижения консенсуса лучше всего использовать такой способ, как взвешивание голосов обучающихся. Он позволяет оценить взгляды и выбор позиций членов группы на максимально объективной и понятной для аудитории основе. Дадим рекомендации по использованию ме-тода взвешивания голосов. Методы достижения консенсуса: ВЗВЕШИВАНИЕ ГОЛОСОВ. Взвешивание голосов - это способ оценить взгляды и выбор позиции, мнения членов группы. Оценочные факторы и другие критерии не используются. Регистрируются голоса членов группы. Обсуждение не ведется, усилие в достижении консенсуса не предпринимается. Результаты голосования могут послужить информацией к достижению согласия, но сами не обязательно приводят к нему. Как, использовать "взвешивание голосов"? 1. Уменьшите количество вариантов в списке, устраняя повторяющиеся варианты или аналогичные идеи. Пользуйтесь скобками (), чтобы обозначить такие устра-ненные варианты. Не перечеркивайте варианты, позже они могут оказаться полезными.
    Если возникают разногласия по поводу того, что нужно исключить из списка, оставьте вариант под вопросом для голо-сования. Пронумеруйте оставшиеся варианты. Стимулируйте голосование за различные варианты, в зависимости от степени предпочтения. (Группа может устано-вить максимум в "5 голосов" за вариант). Дайте время членам группы записать свое решение, затем попросите их проголосовать за каждый вариант поднятием руки. Подсчитайте голоса и запишите в графу рядом с вари-антом.
Различные суждения в аудитории чаще всего возникают из-за того, что одни слушатели, опираясь на свой практичес-кий опыт, акцентируют внимание па одних сторонах проблемы, а другие - на других. В таких ситуациях особо важно провести всестороннее рассмотрение задачи (проблемы). Сущность зтого приема состоит в том, что на одной сторо-не учитываются "движущие силы", способствующие или опре-деляющие преимущества предлагаемого решения проблемы, а на другой стороне - "сдерживающие силы", препятствующие решению. Сопоставление движущих и сдерживающих сил дает возможность разработать стратегию поведения, позволяющую активизировать движущие силы и нейтрализовать или осла-бить влияние "сдерживающих сил". Другой методический прием для решения подобного рода задач со слушателями - анализ ПМВО (плюсы, минусы, воз-можности, опасности).
Плюсы а минусы относятся к существующему положе-нию, возможности и опасности - к предполагаемым решени-ям, к будущему. Для этого рисуется круг, который делится на 4 части. В каждой из частей круга также путем мозгового штурма или обсуждения в малых группах записываются соответствую-щие факторы, а затем проводится их анализ.

Цели учебного занятия

Уже было сказано, что взрослый слушатель идет на освое-ние дополнительных образовательных программ, ставя перед собой определенные цели, связывая с обучением свои жизнен-ные ожидания. Ему нужно не обучение вообще, а конкретные знания и навыки, позволяющие достичь ожидаемых практичес-ких целей. Выявление потребности слушателей в обучении лучше всего провести путем интервьюирования и анкетирования. С учетом выявленных потребностей слушателей в обуче-нии и, опираясь на имеющиеся знания и опыт, организатор обучения должен выбрать (разработать):

    программу обучения; стиль обучения (зависимый, сотрудничество, независимый); задачи, решаемые на каждой фазе цикла обучения; методы и приемы обучения; преподаватели, реализующие отдельные направления программы.
Цели обучения должны рассматриваться не в общем кон-тексте обучения, а в плане осуществления конкретных по-требностей педагога в решении задач своего ОУ. Он должен сформировать у обучающихся знания, навыки (практическое умение), установки (подходы, взгляды, убеждения). Для конкретного занятия освоение определенных знаний, навыков и установок является целью, а для обучения в целом - только средством. Передача знаний особых комментариев не требует. Навыки могут быть разными. Выработка каждого из навыков требует своего подхода. Наиболее сложной задачей преподавателя при работе со взрослой аудиторией является выработка установок. Обуче-ние часто приводит к изменению взглядов человека на изучаемую проблему, на пути ее решения. Преподаватель должен уметь стимулировать выработку у слушателей новых взглядов установок в соответствии с задачами обновления образования. С другой стороны, он ничего не может навязать взрослым слушателям, а попытка представить свои взгляды как единственно верные может вызвать лишь отрицательную реакцию аудитории. Цели занятия определяют формы его проведения. Дл передачи знаний чаще всего используются лекции, хотя возможны и другие методы. Для выработки навыков могут при меняться различные формы упражнений и др. Для выработки установок нужны дискуссии, работа в малых группах, ролевые игры и др. Но здесь не может быть никакого шаблона, ибо зачастую на одном занятии достигаются две, а то и более задач. Преподаватель должен следить за тем, чтобы поставленные перед каждым занятием цели были: - достижимыми (реалистичными); - ориентированными на конкретный состав слушателей задачи развития; - поддаваться измерению и наблюдению. Рекомендации по использованию отдельных методических приемов в зависимости от целей обучения Для формулирования целей и задач при изучении факти-ческого материала используйте такие слова, как: перечислите, назовите, скажите, объясните, опишите и т. п. Существуют различные виды навыков: общения, познавательные, поиска и принятия решения, разрешения проблемы и т. д. Для того, чтобы сформулировать задачи по освоению раз-личных навыков, используйте следующие слова: примените, используйте, дифференцируйте, сравните, оцените, проанализируйте, сконструируйте, разработайте, сделайте, создайте, ре-шите, спланируйте, исследуйте. Труднее всего при обучении сформировать новые подходы, изменить отношение людей к чему-либо. Результаты обучения здесь можно измерить лишь косвенно, наблюдая за поведением обучающихся. При этом могут быть использованы такие фразы, как "продемонстрируйте... путем..." т.п.

Литература: Долженко Ю.А. Теоретико-методологические основы гуманитаризации повышения квалификации педагогов. Научно-методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2003. – 143 с.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Тема проекта: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЕЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

Дипломный проект студентки

Факультета управления и предпринимательства

заочного отделения 5 курса 110664 группы

Нессоновой Ольги Анатьльевны

БЕЛГОРОД, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты изучения повышения квалификации персонала

1.2. Виды, методы и формы повышения квалификации
персонала

1.3. Основные направления повышения квалификации персонала в организации

Глава 2. Анализ системы повышения квалификации персонала МБОУ СОШ №16

2.1. Краткая характеристика учреждения

2.2. Анализ системы управления персоналом МБОУ СОШ №16

2.3. Анализ состояния системы повышения квалификации персонала МБОУ СОШ №16

Глава 3. Проект по совершенствованию системы повышения квалификации персонала МБОУ СОШ №16

3.1. Мероприятия по совершенствованию системы обучения персонала

3.2. Обоснование эффективности предлагаемых рекомендаций по

совершенствованию системы обучения

3.3. План мероприятий по внедрению проекта совершенствования

системы обучения персонала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время менеджмент все чаще обращается к проблемам повышения значимости человека в организации и его влияния на её внутреннюю и внешнюю среду. Человеческий потенциал является главным ресурсом и движущей силой организации. Его главное отличие от других ресурсов заключается в том, что их ценность со временем падает, а ценность работника растет. Подготовка и повышение квалификации кадров выступают в качестве одного из источников повышения эффективности человеческого потенциала, позволяют целенаправленно развивать его и использовать в целях развития фирмы, отрасли, региона и государства в целом.

Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации «Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором , соглашениями, трудовым договором .

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами , работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности .

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».

А согласно статье 198 «Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем».

Такое внимание профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в законодательной базе лишь подчёркивает важность данного аспекта в работе с персоналом.

Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала организации, что находит проявление в следующем:

– в процессе обучения происходит повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает организации повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;

– обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, что находит проявление в повышении качества обслуживания клиентов и эффективности труда персонала, сокращении издержек и т. п.;

– повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своей организации, а также снижением текучести кадров;

– обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.

Профессиональное обучение является важным средством профессионального развития персонала. Профессиональное обучение и развитие служат одной цели – подготовке персонала организации к выполнению поставленных перед ним целей и задач.

В процессе профессионального обучения можно выделить три основных его стадии, это подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Если профессиональная подготовка и переподготовка осуществляется исключительно на базе учреждений профессионального образования , имеющих соответствующую лицензию, то повышение квалификации может осуществляться непосредственно внутри организации исключительно своими силами или с привлечением соответствующих специалистов.

В свою очередь, работник в процессе обучения получает следующие преимущества:

– расширение карьерных перспектив как внутри, так и за пределами организации;

– более высокую удовлетворенность своей работой;

– повышение самооценки;

– повышение квалификации и профессиональной компетентности.

Таким образом, повышение квалификации работников в современных условиях становится неотъемлемой составляющей процесса управления организацией.

В любой системе управления персоналом всегда присутствует тенденция наличия в каждой управляющей подсистеме вопросов повышения квалификации, что даёт право определить его как сквозной фактор, участвующий во всех этапах управления персоналом.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения повышения
квалификации персонала

1.1. Повышение квалификации персонала как важный элемент управления персоналом организации

Обучение персонала – основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способностями общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т. п.

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалификации кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

По существующему общему правилу такое обучение не превышает 6 месяцев. Обучаемые пользуются всеми правами работников, и на них в полном объёме распространяется законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные.

Основными задачами подготовки кадров организации являются:

– характеристика требуемого уровня развития руководящих кадров;

– анализ профессионального состава и расстановки кадров;

– определение единых принципов, форм и методов повышения профессионального уровня кадров;

– расчет потребности в специалистах на перспективу и требования, предъявляемые к ним;

– направления распределения кадров;

– мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности;

– работа с резервом кадров (определение потребности, набор и выдвижение, основные направления подготовки и соответствующие мероприятия);

– подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;

– подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов;

– направление кадров для подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей;

– работа с выпускниками школ и вузов;

– особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров;

– установление связей по обмену кадров;

– подготовка руководителей нижнего звена;

– подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей;

– примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров;

– мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Переподготовка необходима при изменении профиля деятельности.

Переподготовка состоит из следующих стадий:

– изменение неправильных трудовых приемов и устаревших навыков (что наиболее трудно); оно занимает 2–3 дня;

– обучение и закрепление новых способов выполнения трудовых действий;

– приобретение навыков работы, не вызывающих затруднений.

Кроме того, лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают необходимые навыки, чем вновь принятые работники. По расчетам затраты на переподготовку инженера в 3 раза ниже, чем на поиск нового, вероятность ухода которого выше.

У высшего руководства переподготовка характеризуется короткими сроками, частотой, большим объемом информации.

Повышение квалификации – это обучение после получения основного образования для уже работающих лиц, у которых вскоре должны появиться новые обязанности. Его цель состоит в углублении и совершенствовании профессиональных и экономических знаний, приведении в соответствие с требованиями более высокой должности; закреплении новых навыков; росте мастерства по имеющимся профессиям.

Для этого создаются различные целевые курсы, школы передовых приемов, а вне организации – специальные институты и факультеты. В то же время повышение квалификации может осуществляться и стажировкой.

Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена:

– непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде;

– усложнением процесса производства и управления;

– освоением новых видов и сфер деятельности (для фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).

В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продвижение по службе.

Цели повышения квалификации работниками:

– обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач;

– увеличение их инновационного потенциала;

– подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;

– освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации;

– получение более высокого разряда или адаптации к новой технике;

– изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы;

– приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;

– привитие навыков принятия решений;

Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе.

Повышение квалификации является объектом внутриорганизационного планирования, в рамках которого:

– определяется долгосрочная (до 5 лет) потребность в нем и разрабатываются необходимые планы и программы, исходя из направлений деятельности фирмы и личных потребностей людей;

– осуществляется оперативное (до года) планирование конкретных мероприятий.

Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации происходит расширения профессионального мастерства, подготовка к работе в условиях коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.

Обучение – метод подготовки персонала, направленной на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

– повысить эффективность и качество работы;

– сократить потребность в контроле;

– быстрее решить проблему кадров (обучение привлекает нужных людей);

– сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

В момент окончания молодым человеком высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5–6 лет, через 10–12 лет работы по специальности стартовые профессиональнее и управленческие знания устаревают на 50%, через 24 года – на 75%, к концу работы – на 90%. В западных странах каждая крупная компания имеет собственную систему обучения персонала. Особенно преуспела в этом Япония, где на эти цели расходуется в 3–4 раза больше средств, чем в США. Каждый рабочий и служащий в Стране восходящего солнца тратит на эти цели 4 часа рабочего и столько же нерабочего времени в неделю.

В соответствии с данными опросов полностью удовлетворены полученным образованием 18% российских работников, профессий – 46, творческим возможностям – 22, профессиональным ростом – 18%. В этих условиях люди сами должны осознавать потребность в обучении.

84% опрошенных считают, что для большей эффективности труда им нужны дополнительные знания, 79 – регулярное повышение профессионального уровня. 82% руководителей и 77% специалистов стремятся повышать квалификацию.

Профессиональное обучение делится:

1. Специальное. ПТУ, техникум (колледж), ВУЗ обеспечивает адаптацию к начальному этапу самостоятельной жизни и профессиональные знания, связанные с особенностями практики. Вузы и техникумы (колледжи) осуществляют производство и воспроизводство знаний.

2. Дополнительное. Имеет целью боле эффективное выполнение работы, повышение культуры и расширение представлений о мире, технике, технологии, ценностях, нормах, получение новой специальности в соответствии с требованиями должности. Существует в форме:

– адаптивного, облегчающего включение человека в новые структуры; например, введение в должность или специальность;

– поддерживающего, состоящего в повышении квалификации с целью овладения новой техникой и новыми технологиями ;

– опережающего (обучение новым специальностям, работа с резервом);

– многоцелевого – для руководителей высшего уровня.

Основными задачами профессионального обучения персонала фирмы:

– обучение для усвоения новыми направлениями деятельности;

– обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций;

– обучение перед выходом на пенсию для облегчения адаптации к новым условиям.

Предпосылками развивающего обучения является: четкое определение его объема и задач, точная оценка потенциала обучаемых, степени необходимой их поддержки. Прежде, всего, такое обучение нацелено на молодых работников и должно, быть частью общей программы их развития. При её составлении принимаются во внимание:

– последовательность, насыщенность, разнообразие представляемого материала;

– способ установления обратной связи между обучаемыми и обучающими;

– число и тип обучаемых работников;

Работники могут осуществлять также самообучение знакомством соответствующей литературой, которое заменяет теоретическое образование; путем осмысления прочитанного, наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих, выполнения постоянно усложняющихся заданий.

Профессиональное обучение делится: производственное и теоретическое.

Производственное обучение. Все работы выполняемые работниками любой профессии и квалификации, можно разделить на несколько групп. В каждой из них используются одинаковые или сходные трудовые операции или приемы. Комбинируя типичные операции или приемы, работник выполняет работу по своей специальности.

В структуре производственного обучения вначале осваиваются разрозненные типичные трудовые действия, приемы и операции, затем их комбинации.

В связи с этим производственное обучение делится на три периода:

– период упражнений, когда показываются, осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции;

– период выполнение учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных типичных приемов и операций выполняются ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;

– период самостоятельной работы, когда обучаемый выполняет работы на рабочем месте, которое он займет после обучения, приучается к самостоятельной работе. Третий период заканчивается квалификационным испытанием.

При производственном обучении учитель передает свой опыт, а обучаемый воспринимает этот опыт – учится работать. По ходу своего обучения учитель предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.

Производственное обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором изучаются основы технических знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и помогающие в дальнейшем рабочему в производственном росте. Они дают обучаемому знания технологии, понимания смысла и правил выполнения работы.

Теоретические занятия ведут квалифицированные специалисты по программе и определенному расписанию, обеспечивающему окончание теории к моменту начала третьего периода производственного обучения. Обучаемый, выполняет самостоятельную работу, понимая ее теоретические основы, приучается использовать полученную теорию на практике.

Основным документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, являются учебная программа . Ей предусматривается систематическое, последовательное освоение техники и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть увязка производственного и теоретического обучения.

Любой вид обучения проводится при наличии учебных программ. Учебные программы могут, разрабатываются как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных началах.

Каждая программа содержит: объяснительную записку; производственно-квалификационную характеристику по данной профессии и квалификации; тематический план и программу теоретического обучения; тематический план и программу производственного обучения; перечень рекомендуемой литературы и наглядных пособий.

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод по данной главе, что в обучении персонала нуждается каждый кадровик. Начиная с профессиональной подготовки кадров и кончая повышением квалификации кадров.

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, колледжах, ПТУ, техникумах, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях. Целью обучения является получение образования. Так как образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Повышение квалификации дает возможность занятия более высоких должностей, повышает уверенность в себе, профессиональную гордость, позволяет выполнять более сложную работу.

В подготовке по повышению квалификации кадров современные программы имеют цель научить людей самостоятельно и системно мыслить, решать сложные проблемы, осуществлять предпринимательский подход делу, работать в команде. Они дают знания, выходящие за пределы должности, и вызывают желание учиться дальше.

1.2. Виды, методы и формы повышения квалификации персонала

Кадровая политика предприятия в части подготовки кадров может иметь различную направленность – от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных специалистов до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка специалистов широкого профиля на базе серьезной теоретической подготовки).

Многое зависит от объективных и субъективных моментов: выбора стратегии развития предприятия, типа производства и связанной с ним глубиной операционного разделения труда, от финансового состояния предприятия, от экономической грамотности руководства предприятия.

Система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение, так и интересы рабочего – получить полноценную профессиональную подготовку.

Важной задачей управления персоналом на предприятии является правильное определение численности рабочих, которых следует обучить той или иной профессии, а также выбор форм подготовки кадров.

По профессиям, подготовку по которым организация будет вести самостоятельно, решается вопрос о формах такой подготовки, а по остальным профессиям – о размещении заказов на подготовку в учебных заведениях государственной системы подготовки кадров либо в организациях, специализирующихся на выполнении образовательных услуг.

Подготовка новых работников (не имевших ранее профессии) осуществляется в организации по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях. Сроки такого обучения составляют 3 – 6 месяцев в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному работнику или другому специалисту либо включается в состав группы, где его производственным обучением руководит руководитель группы или другой член группы. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные группы и выполняют работу согласно учебной программе под руководством инструкторов.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах, на постоянно действующих курсах, создаваемых отраслевыми министерствами. В настоящее время подготовка кадров предприятиями проводится и по традиционным профессиям, не связанным непосредственно со спецификой продукции самого базового предприятия.

Сам процесс обучения в условиях договорных отношений определяется интересами участвующих сторон, что и обусловливает различия в сроках, содержании, методах профессиональной подготовки. Более того, подготовка кадров на договорной основе за соответствующую плату является своего рода гарантией для реального трудоустройства работника.

В случае заключения тройственного договора (предприятие – работник – учебное заведение) оговариваются обязанности каждой из сторон:

– предприятия – в отношении места работы, организации и оплаты труда , элементов социального обслуживания. При этом оговариваются требования к уровню квалификации работника, сроки его обязательной отработки. Последнее предусматривается, если была осуществлена специальная материальная поддержка работника во время обучения за счет предприятия;

– учебного заведения – в отношении сроков и качества обучения;

– работника – в отношении согласия на занятие данного рабочего места и подготовку (переподготовку).

В отличие от подготовки новых работников, то есть обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения квалификации переподготовка означает освоение работниками новой профессии. Переподготовка работников осуществляется непосредственно на предприятии, а также силами территориальной службы занятости.

Рассмотрим особенности организации процесса переподготовки непосредственно в организации. Наиболее широко она практикуется в организациях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутриучрежденческая текучесть работников

Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых работников, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В этом случае переподготовка должна тесно увязываться с профессионально-квалификационным продвижением рабочих, а основная ее форма – это обучение смежным и вторым профессиям. Особенно большое распространение освоение вторых и смежных профессий получило в связи с развитием коллективных форм организации труда как важного условия реализации на практике принципа взаимопомощи и взаимозаменяемости.

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

– определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;

– выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

Близость к реальной профессиональной деятельности участников,- возможность изучать проблемную ситуацию всесторонне, - высокая включенность и мотивация участников, - обучает работать с информацией, - принимать решения

Требует профессионализма ведущего, обучение может занимать много времени

Ролевые игры

Предполагают разыгрывание типичных ситуаций, с которыми участники имеют дело в работе. Ситуации предъявляются в форме смоделированных рабочих ситуаций, где каждый обучающийся играет роль конкретного участника в заданных инструкцией обстоятельствах

Получение и отработка практических умений, возможность встать на место другого человека (клиента, подчиненного)

Практическая направленность, - приобретенный опыт сохраняется надолго, -возможность проиграть разные варианты, - получение обратной связи от партнеров

Ограниченный размер группы, искусственность. Может возникнуть сопротивление участию в игре. Достаточно высокая стоимость

Программированное обучение

Отличает высокая степень структурированности предъявляемого материала и пошаговая оценка степени его усвоения, информация предъявляется небольшими блоками и, изучив каждый блок материала, обучающийся должен ответить на вопросы по нему, затем дается обратная связь в виде правильного ответа

Передача и закрепление знаний, информационное введение в тему

Обучающийся может двигаться в удобном для него темпе, возможность самостоятельно регулировать размер порций осваиваемого материала;- обеспечивает высокую степень подкрепления и немедленную обратную связь;- хорошая структуризация учебного материала

Затруднен перенос знаний и навыков, полученных в ходе обучения, в повседневную профессиональную деятельность, высокие затраты на разработку таких программ

Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга.

К наиболее распространенным методам обучения на рабочем месте относятся наставничество, метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы.

Таблица 1.3

Методы обучения на рабочем месте

Наименова-ние

Описание

Цели

Преимущества

Недостатки

Инструктаж

Разъяснение и демонстрация приемов работы на рабочем месте, проводится или сотрудников, давно выполняющим данные функции, или подготовленным инструктором

Освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося

Недорогой и эффективный метод развития простых технических навыков, недорогой метод и незатратный по времени

Ограничен во времени, немотивированность сотрудников, проводящих инструктаж, возможность формального подхода к процессу инструктажа

Настав-ничество

Наставник обучает молодого специалиста

Передать накопленные умении и опыт (мастерство)

Практическая направленность, непосредственная связь с производственными функциями сотрудника, предоставляет возможности для повторения и закрепления изученного

Метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, больших затрат времени и сил, не заинтересованность наставников (в случае отсутствия оплаты), формальный подход, ученику трудно выйти за рамки традиционного поведения

Стажировка

Обучающийся наблюдает как работают опытные специалисты, выполняет задания

Обучить специалистов и руководителей навыкам, необходимым для выполнения новой работы

Активизируется творческий потенциал работника, происходит пересмотра старых подходов к работе

Требует четкого плана и подготовки

Метод обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков

широко применяется предприятиями, требующими от работников владения несколькими профессиями

Сотрудник получает представление о работе предприятия, позитивно влияет на мотивацию сотрудника, расширяет деловые и личные контакты на работе

Требует четкого плана и подготовки, внимания к перемещенному сотруднику, занимает много времени у «принимающих» специалистов

К основным методам обучения вне рабочего места относятся чтение лекций, проведение деловых игр , разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.

Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.

Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями работника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного.

Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций. Обучение вне рабочего места связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, работник отрывается от повседневных дел; обучение осуществляется в процессе чтения лекций, практических занятий тренинга (деловые игры, производственные ситуации).

Приведенная классификация методов обучения персонала обобщает несколько классификационных признаков, но она не является исчерпывающей.

Существует множество методов обучения персонала, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо помнить при построении системы обучения персонала. Главным критерием при выборе того или иного метода должна являться его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.

1.3. Основные направления повышения квалификации персонала в организации

Перспективное планирование в области повышения квалификации определяет структурные рамки для мероприятий. Эти рамки включают в себя разработки, на которые необходимо реагировать соответствующим образом, и мероприятия, с помощью которых последует реакция на эти разработки. Они должны быть определены на фоне соответствующей стратегии предприятий.

В долгосрочной перспективе речь идет о своевременной реакции на слабые сигналы, свидетельствующие о необходимости повышения квалификации в будущем. Их задача состоит в быстром уведомлении о разработках, на которое предприятие должно обратить внимание, если оно желает выжить в условиях рынка. При этом внимание сосредоточивается на тех аспектах, которые имеют большое значение для процесса повышения квалификации.

Подобная система раннего предупреждения, предусматриваемая для определения перспективной необходимости в повышении квалификации, должна ориентироваться на факторы влияния. Чем больше мы знаем об этих факторах влияния, тем эффективнее будет работать система повышения квалификации.

Таблица 1.4

Факторы, обусловливающие необходимость повышения квалификации

ОКРУЖАЮЩЕЙ

Рынок сбыта - изменение поведения потребителей или путей реализации

Рынок рабочей силы - изменения в системе обучения или структуре рабочей силы и т. п.

Технология - новые методы производства

Правовые и общественные типовые условия - новые законы, измененные представления о ценностях

ВНУТРЕННИЕ

Персонал - изменяется структура, возрастает образовательный ценз, меняется отношение к труду, представление о ценностях, поведение, текучесть кадров, показатель несчастных случаев и т. п.

Организация - изменения рабочих процессов, концепции управления и т. п.

ИНДИКАТОР

Динамика производительности, оборота, прибыли, конкурентоспособности и т. п.

На основе ознакомления с факторами влияния могут быть определены перспективные цели повышения квалификации и разработаны конкретные мероприятия на ближайшее и отдаленное будущее (табл. 1.4). Если, например, в ближайшем окружении организации отмечено введение новых технологий в производство и на собственном предприятии планируется осуществление новых капиталовложений, то к подготовке новых квалифицированных кадров необходимо приступить заранее, с тем чтобы использование новой техники началось уже соответствующим образом подготовленным квалифицированным персоналом.

На оперативном уровне планирование осуществляется максимально на срок в один год. При этом особое значение придается двум вопросам:

1. Какой конкретно спрос на мероприятия по повышению квалификации должен быть удовлетворен в соответствующем периоде?

2. Каким образом, т. е. выполнением каких программ необходимо удовлетворить этот спрос?

Производственный спрос на мероприятия по повышению квалификации рассчитывается двумя способами:

Первый - сравнение плановых показателей с фактическими: планируемые квалификации для определенных групп работников сравниваются с уже существующими квалификациями; дефициты устраняют за счет мероприятий по повышению квалификации;

Второй увязан с необходимостью отдельных работников повышать свою квалификацию. Эта перспектива вытекает из концепции подготовки квалифицированных кадров; работника необходимо стимулировать наилучшим образом; он выражает желание повышать свою квалификацию, одобряемое предприятием.

В первом случае ответственность за повышение квалификации возлагается в основном на предприятие; во втором - общая ответственность, как предприятия, так и самого работника.

В настоящее время нет всесторонне обоснованных соображений о сроках переподготовки, временных интервалах чередующихся периодов труда и обучения.

Каждая организация разрабатывает собственную систему непрерывной подготовки, в которой, как правило, теоретическое обучение с отрывом от производства сочетается с практическим повышением квалификации непосредственно на рабочих местах.

Полный цикл непрерывной подготовки может быть рассчитан исходя из достижения высшего уровня компетентности персонала. Как свидетельствуют данные опроса, приводимые советником японского центра производительности Т. Исикава, сами работники полагают, что высший уровень компетентности достижим для служащих на канцелярских работах через 1-3 года, для высококвалифицированных рабочих и другого персонала - через 3-5 лет, для специалистов и инженерно-технических работников - через 5-10 лет*. (Ishikawa Т. Vocational Training. Japanese Industrial Relations Series. Tokyo, 1987. P. 26.)

При определении длительности полного цикла непрерывной подготовки необходимо учитывать то, что он, во-первых, привязан к роду деятельности, во-вторых, подразумевает стремление к завершению цикла служебной карьеры и, в-третьих, распадается на ряд подциклов, соответствующих высшему уровню компетентности разных категорий работников.

Это означает, что, несмотря на свое название, сроки непрерывной подготовки в фирмах далеко не всегда совпадают со всей трудовой жизнью работников. Если это более или менее достижимо в отношении управленческих категорий работников, то во всех остальных случаях подготовка может оборваться в любой момент трудовой жизни, когда по объективным показателям достигнут высший уровень компетентности, необходимой для данного рабочего места (категории самого работника, характера его труда и т. д.). Соблюдение соответствия между уровнем квалификации рабочей силы, расходами на ее обучение и потребностями производства представляет собой общее правило.

Особое место в процессе развития персонала занимает проблема «устаревания» знаний, опыта, мастерства и т. д. «Устаревание» имеет место в том случае, когда отдельная личность использует точки зрения, теории, понятия и методы, которые являются менее эффективными при решении проблемы, чем другие, существующие в настоящее время.

Компании никогда не знают, во что им обходится «устаревание», пока конкуренты не обгонят их по производству продукции. Конечно, не всякий пример неэффективности персонала фирмы связан с «устареванием». Лень, недостаточное понимание, перегрузка другими обязанностями также могут привести к неэффективности. Но расходы фирмы на разработку и принятие второсортных решений возникающих проблем, вероятно, намного больше, чем расходы, необходимые для преодоления «устаревания» своего персонала.

Существует несколько видов «устаревания» в зависимости от его причины. Профессиональное «устаревание» знания личности в ее широкой профессиональной сфере. «Устаревание» по должности - отношение технических знаний, требуемых по должности, к количеству знаний, которыми обладает лицо, занимающее эту должность.

Специалисты утверждают, что проблема морального износа рабочей силы касается каждого предпринимателя и каждого специалиста. Человек будет страдать от «устаревания», превращаясь в отсталого, закостенелого работника. Его заработная плата не будет расти или даже уменьшится с возрастом, если он не будет идти в ногу с новейшими достижениями в своей области.

Для работодателя эти проблемы являются еще более серьезными. Его «устаревший» управляющий разрабатывает неэффективные решения многих производственных проблем, что в конечном счете приводит его к поражению.

Поэтому для работодателя будут вполне разумными и обоснованными затраты на борьбу с «устареванием» персонала своей фирмы. Как правило, это признается, и каждый работодатель стремится избежать последствий "устаревания".

Изучение международного опыта организации системы переподготовки и повышения квалификации кадров показывает, что ее успешная реализация осуществляется с помощью специально создаваемых учреждений, вырабатывающих стратегию и осуществляющих координационную деятельность в области профессионального образования. При Международной организации труда создан международный центр по современному техническому и профессиональному обучению. Страны - члены ЕС имеют Европейский центр по развитию профессионального образования. В США у крупных фирм созданы организации во главе с директором, разрабатывающие постоянно действующие программы переподготовки и повышения квалификации кадров.

Назрела необходимость и у нас в стране наряду с единым координационным центром при местных отделах по труду или в центрах занятости создать специальные координационно-методическне центры по подготовке, переподготовке, повышению квалификации рабочих.

Необходимо также восстановить систему учебно-производственных комбинатов (УПК), где школьники смогут получить профессиональное образование. В настоящее же время многие УПК либо перепрофилированы, либо попросту закрыты.

Российская система образования находится в стадии введения образовательных стандартов нового поколения и одной из важных составляющих образовательной программы учреждения становится программа вынутришкольного повышения квалификации. В свете этого, перед учреждением встаёт первая и главная проблема, связанная с персоналом, это разработка программы в которой будет создана эффективная и дающая положительную динамику система внутришкольного повышения квалификации.

1. Ахапкин обучение рабочих кадров на белорусских предприятиях // Общество и экономика, 2004. – №7–8.

2. Веснин персоналом. Теория и практика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с. 688.

3. Веснин: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – с. 564.

4. Гуртова -экономическая эффективность подготовки кадров // Совершенствование организации труда и подготовки кадров. Сборник научных трудов. – Свердловск, 1992. – с. 429.

5. Егоршин персоналом: учебник для ВУЗов 3-е издание, Н. Новгород: НИМБ, 2001. – с. 613.

6. Жуковская И., Юрасов И. Концепция повышения квалификации менеджеров по персоналу // Управление персоналом, 2006. – №7, с. 43–45.

7. Кельперис И. Повышение квалификации в процессе управления персоналом // Управление персоналом, 2007. – №7, с. 113.

8. Минервин И. Внутрифирменное обучение рабочих // Экономист, 2003 – №2, с. 364.

9. Организация и методика производственного обучения рабочих: методические указания работникам отделов технического обучения под ред. . – Днепропетровск, 2003. – с. 305.

10. Основы научной организации труда на предприятии: Учебное пособие для высшей школы . Под ред. . – М.: Профиздат, 2004. – с. 659.

11. Степаненков ориентация учащихся: Учебное пособие. – М.: Университетское, 1993. – с. 283.

12. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. . – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 638.

13. Формы и методы обучения рабочих на предприятии: Методическое пособие для преподавателей теоретического обучения под ред. . – Свердловск, 2005. – с. 115.

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.
Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.
Непрерывное образование - процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.
Профессиональное образование как процесс - это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения.
Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Следует различать три вида обучения. Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров. Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту. Концепция обучения, ориентированного на личность , имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.
Таким образом, предметом обучения являются: знания - теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте; умения - способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте; навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения) - форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп (до 10 человек) в регулярных встречах вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей ее решения (речь идет о японском методе «кружок качества», который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется «вместо учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет никакого значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели. «Кружок качества» прежде всего старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо учебы» на передний план выдвигает элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения, способы общения.
Задачи обучения для отдельных целевых групп:
1. Учащаяся молодежь. Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа - производство).
2. Специалисты с опытом работы. Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности.
3. Руководители с опытом работы. Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.
Методы обучения персонала на рабочем месте:
1. Направленное приобретение опыта. Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения.
2. Производственный инструктаж. Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой.
3. Смена рабочего места (ротация). Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов).
4. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров. Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности.
5. Подготовка в проектных группах. Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач.
Характеристика видов обучения кадров:
1. Профессиональная подготовка кадров. Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь).
1.1. Профессиональная начальная подготовка. Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров).
1.2. Профессиональная специализированная подготовка. Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр).
2. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации). Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт).
2.1. Совершенствование профессиональных знаний и способностей. Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность).
2.2. Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе. Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность).
3. Профессиональная переподготовка (пере¬квалификация). Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт).
Методы обучения персонала вне рабочего места:
1. Чтение лекций. Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта.
2. Программированные курсы обучения. Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний.
3. Конференции, семинары. Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях.
4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики. Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений.
5. Деловые игры. Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения.
6. Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей. Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.).
7. Рабочая группа («кружок качества» и «вместо учебы»). Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений.
Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигнутых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, возможностях повышения в должности, расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.

Похожие публикации