Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Вице-спикер госдумы петр толстой извинился за антисемитское высказывание. Петр Толстой против Путина: храм Госдумы рушится из-за евреев

В четверг, 26 января, прошли Рождественские парламентские чтения, посвященные 100-летию Октябрьской революции. В них в том числе принял участия патриарх Кирилл. Здесь и произошла встреча Петра Толстого и Александра Бороды.

Как сообщают СМИ, после разговора вице-спикер и глава еврейских общин России пожалили друг другу руки, из чего следует, что стороны примирились.

Позднее в интервью Life Александр Борода заявил, что Толстого нельзя считать антисемитом, и инцидент исчерпан.

Александр Борода

Глава еврейских общин России

Если мы посмотрим объективно на историю журналистской деятельности Петра Толстого, то можем сказать, что заявление не является частью какой-то политики, которую он озвучивал раньше, мы не можем сказать, что он антисемит с прошлым, мы этого не видели, нет смысла заниматься нагнетанием, всё исчерпано. Надеюсь, наше взаимодействие с Госдумой, деятельность Госдумы и деятельность Петра Толстого будут способствовать укреплению межнационального мира и согласия.

____________________________

Вице-спикер Госдумы Пётр Толстой, участвуя в дискуссии по поводу передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви, заявил следующее:

Пётр Толстой

Вице-спикер Госдумы РФ

Наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек

На высказывание Толстого обратили внимание петербургские депутаты Борис Вишневский и Максим Резник. Они усмотрели в словах коллеги признаки антисемитизма.

Сам вице-спикер отрицает обвинения, заявляя, что обвинять его могут лишь люди с нездоровой фантазией, которые не знают истории своей страны. В защиту единоросса выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его мнению, Толстой не выходил за рамки и не назвал конкретную национальность, поэтому все обвинения беспочвенны.

Мнение блогосферы

Мне очень нравится Пётр Толстой, но его выступление заставило меня вспомнить советскую трактовку антисемитизма, согласно которой буржуазия специально провоцирует антисемитизм для того, чтобы отвлечь пролетариат от классовой борьбы с буржуазией. И, продолжая дело моих бабушек и дедушек, которые никаких храмов или синагог не разрушали, а возмущались «этим варварством» в те времена, когда возмущаться этим было опасно, я позволю себе заметить, что замените в советской трактовке антисемитизма пролетариат на православных, а буржуазию на масонов и вы получите вполне адекватную картину происходящего.

Я за передачу РПЦ и Исаакия и Херсонесского музея, но в том то и дело, что передают их, радея не о процветании Церкви Христовой, а для того чтобы спровоцировать конфликт между Церковью и теми, кто жаждет возврата советских достижений в социальной политике. А для современной России союз между советскими и православными является естественным и необходимым условием выживания, так как социальные достижения СССР были для христианства Нила Сорского изначально родными. А то, что заставило русский народ на 70 лет отвернуться от Христа, зародилось не за чертой оседлости, а в голове Екатерины Великой, которая ввела черту оседлости и крепостное право (вернее практически рабство), ориентируясь на родную ей Германию, чем довела до абсурда позицию Иосифа Волоцкого, которую он занимал в споре с Нилом Сорским.

А бабушки и дедушки Петров Толстых в полной мере попользовались преимуществами своего положения при Екатерине Великой и ее внуках и правнуках, и даже с гордостью описали это в похабной литературе, достойной отлучения от Церкви. И в результате, когда в феврале 1917 года именно они разрушили Православную Империю и отменили обязательное причастие в армии, на литургию пришло не более 10% солдат. Именно после этого разрушение 90% храмов в России стало неизбежным, а вовсе не выскакивание из-за черты оседлости тех, кто в советское время не только разрушал, но и строил, так же как и прабабушки и прадедушки Петров Толстых во времена Екатерины Великой и Александра I.

Такова селява, как говорили герои Льва Толстого в гениальном романе «Война и Мир».

Петра Толстого обвинили в антисемитизме за фразу , в которой ни слова про евреев, но есть формулировка про революционеров «из-за черты оседлости». И очень важное добавление про их правнуков, которые «работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

И этим он вскрыл почему-то очень болезненную правду для российского еврейства, и болезненная только для него. Правда это двусоставная. Первое - действительно среди лидеров революционных групп (большевистских, и не только) было очень много евреев, выходцев из местечек за чертой оседлости. Это факт очевидный, хотя и замалчиваемый и не педалируемый. Тем не менее об этом много написано, а добросовестные авторы взяли данные из Большой еврейской энциклопедии, авторы которой не посчитали эти факты антисемитизмом. На неё же опирался и Солженицын в книге «200 лет вместе» , где он дотошно исследовал роль евреев в том числе и в Великой революции и поимённо назвал всех видных участников. И очевидно, что их роль огромна - это объективно. Уж Солженицына-то не обвинишь в антисемитизме.

В качестве объяснений этого феномена мне ближе всего точка зрения Вадима Кожинова, который так же привёл немало свидетельств непропорционально большого участия евреев среди руководителей революционных движений: в процессе разрушения на первой стадии революции на лидерские позиции выходят те, кому менее жалко национальных традиций и укладов этого народа, в данном случае это были евреи, латыши и прочие малые народы Российской империи. Это не оправдание преступлений революционеров-евреев, но понимание того, почему так произошло. В конце концов, в крушении Империи виноваты не евреи, это общая вина и судьба народа Российской империи, и среди великороссов хватало немало разрушителей, которые сбивали кресты, расстреливали дворян и уничтожали государственность. Евреи только активно помогали, но немало из них затем активно строили Советскую империю, окончательно обрусев.

Вторая часть правды заключается в том, что действительно среди современных оппозиционеров-либералов немало правнуков «коммисаров в пыльных шлемах». Так, мне как-то приходилось рассказывать , в три голоса ведущих борьбу с кремлёвским режимом: их прадед по маминой линии - Цви Самойлович Фридлянд - был видным видным революционным деятелем, начинавшим в еврейской национал-сионистской организации «Поайлей Цион»; дед братьев Дзядко - Феликс Григорьевич Светов-Фридлянд - диссидентом и членом ПЕН-клуба, а мать - Зоя Светлова - известная неполживая журналистка, автор «The New Times». И таких примеров немало. Самый яркий из них: дед главреда «Эха Москвы» Венедиктова служил в НКВД и организовывал заградотряды. Понятно, что внук за деда не в ответе, как и наоборот, да и сам факт участия в Революции не говорит сразу о том, что человек плохой, но нельзя не заметить, как радикализм современных оппозиционеров-либералов похож на революционные замашки их прямых предков.

И Пётр Толстой трижды прав, когда говорит, что некоторые из потомков тех революционеров делают то же разрушительное дело, как их деды-прадеды. Но если большевики хотя бы взвалили на себя бремя власти и в итоге удержали страну от пропасти, пусть и жесточайшими методами, то современные западники ведь не способны на это, а грезят только тем, как бы продаться Западу побыстрее и продать Россию. Вот и весь их революционный замысел.

Еврейского вопроса как особенного и болезненного для русских не существует, поскольку история всё расставила по своим местам: и еврейские революционеры, и еврейские олигархи суть лишь следствие болезней самого русского мира. Когда в России наведён пусть относительный порядок, то нет и таких перекосов. Болезненным же он по-прежнему является для еврейских организаций, судя по их реакции, и это как раз беспокоит: еврейские активисты так тщательно высматривают везде антисемитизм, что видят его даже в слове «еврей», а в случае с Петром Толстым, даже без этого слова - и вот такие перекосы вполне могут вызвать в России нехорошее отношение к еврейским организациям.

Есть такой заведомо унылый вид интеллектуального состязания, как полемика, а еще хуже - жесткий кулачный бой с кучей дерьма...

Вот сегодня СМИ и блогосфера яростно кинулись реагировать на взрыв малой сероводородной бомбы (напомню, что испытания большой антисемитской бомбы последний раз проводились в нашей стране в конце 1940-х, в период борьбы с «безродным космополитизмом») - высказывание вице-спикера Госдумы Петра Толстого.

А сказал Толстой следующее: «...Наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там... из-за черты оседлости с наганом в 17-м году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

И вот с чем и с кем здесь спорить? Увы, не с кем и не с чем. Ибо у автора цитаты в голове, судя по всему, вместо знаний о российской истории - та самая субстанция, полемика с которой, как я уже сказал, невозможна по определению.

Поэтому спорить с Толстым я и не буду. Просто попробую пояснить, почему я так фатально оцениваю содержимое черепной коробки этого «истинно русского» политика.

Петр Толстой, как следует из цитаты, верит в то, что в 1917 году «жиды погубили Россию». И смогли это сделать только потому, что именно в этом году «выскочили из-за черты оседлости с наганом».

Но вот вопрос - а как же им удалось оттуда выскочить? И как представителям зловредного, но все же «малого народа» (по известному определению автора брошюры «Русофобия», философа-антисемита Игоря Шафаревича) удалось повергнуть во прах величайшую в мире империю, созданную великим народом?

Петр Толстой, я думаю, ответа на эти вопросы не знает. Как не понимает и того, что, делая такого рода заявления, выступает не столько как антисемит, сколько как русофоб. Ибо утверждать, что Великую Россию смогла погубить кучка бандитов-инородцев, вооруженная всего лишь револьверами, значит признать эту самую Россию каким-то безмозглым и безвольным историческим овощем.

И это, - повторяю, чисто русофобское! - видение государства российского как «вечной твари дрожащей», присуще Петру Толстому давно. Еще в 2012 году, накануне президентских выборов, полемизируя с оппонентами Владимира Путина, Толстой заявил: «К счастью для России, таких [как те, кто против Путина] лидеров в стране всегда было подавляющее меньшинство. Свернуть страну с ее пути им удалось лишь однажды - в ходе бескровной февральской, а затем кровавой октябрьской революции, и это отбросило Россию на десятилетия назад в ее развитии». То есть именно «подавляющее меньшинство» сперва свергло законного царя, а затем потопило Россию в крови и отбросило ее в развитии назад.

В тот раз Толстой, правда, не пояснил, какое именно меньшинство он имеет в виду. Теперь мы знаем какое: еврейское.

Вице-спикер Госдумы, депутат от «Единой России», бывший ведущий Первого канала Пётр Толстой на пресс-конференции сказал фразу, которая многими была истолкована, как антисемитская. Он указал на то, что сегодня против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступают «внуки и правнуки» тех, кто «выскочил из-за черты оседлости» в 1917 году. После волны возмущения Толстой не стал опровергать своё заявление, но отрицает, что оно является антисемитским.

Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвящённой открытию рождественских чтений «1917–2017: уроки столетия», телеведущий и депутат Пётр Толстой, который сейчас занимает пост заместителя председателя Государственной Думы, сказал буквально следующее:

Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек.

В сообщениях самого ТАСС, а также других государственных информационных агентств, этих слов нет. Их процитировало «Эхо Москвы» . В подтверждение радиостанция опубликовала аудиозапись .

Высказывание Толстого вызвало негодование очень многих, в том числе публикации в СМИ и соцсетях. Петербургский депутат Александр Кобринский назвал его антисемитским и отметил, что от официальных лиц такого никто в России не слышал с 1980-х годов. Кроме того, многие обратили внимание на то, что слова о «черте оседлости» прозвучали за четыре дня до международного Дня памяти жертв Холокоста: 27 января советские войска освободили концлагерь Освенцим.

Кобринский, как и двое других депутатов Законодательного собрания Петербурга, Борис Вишневский и Максим Резник, выступает против передачи Исаакиевского собора под управление РПЦ. Кроме него высказались многие из тех, кто к конфликту вокруг собора отношения не имеет.

Издатель сайта «Такие дела» и руководитель благотворительного фонда «Нужна помощь» Дмитрий Алешковский написал в фейсбуке:

Мои еврейские предки как раз занимались тем, что били фашистскую сволочь и восстанавливали храмы, а такие как Пётр Толстой их как раз и уничтожали. Как жаль, что фашистом в нашей стране теперь быть дозволено и почётно.

Он также рассказал о своей семье и её вкладе в российскую историю и культуру.

Многие, как журналист Александр Цыпкин, отнеслись к словам Толстого с иронией. Пост Цыпкина расшарили почти 100 раз: он просто задаёт Толстому «организационные вопросы»:

Также о словах вице-спикера высказался предприниматель и журналист Антон Носик , один из самых популярных блогеров в ЖЖ и фейсбуке. Он обвинил Толстого не только в антисемитизме, но ещё и в безграмотности, приведя другую цитату из Петра Толстого об Исаакиевском соборе.

В том же выступлении наци-спикер Госдумы сообщил, что в настоящее время в Исаакиевском соборе «болтается маятник Фуко», а на его балкон «петербургская интеллигенция водит экскурсии с шампанским». Если б он ограничился первой частью этого утверждения, можно было бы предположить, что в Исаакиевский собор он не заглядывал с 1986 года (маятник Фуко был демонтирован именно тогда). Однако же, судя по второй части наброса, он не был там вообще никогда. Потому что у Исаакиевского собора нет никакого балкона. Там есть колоннада. […] Никакого шампанского в Исаакиевском соборе (равно как и нигде в радиусе 100 метров от его касс) не наливают и не продают, в отличие от московского Храма Христа Спасителя, славного, помимо автомойки и химчистки, своими VIP-банкетами и корпоративами.

Носик не считает, что главная проблема Толстого - антисемитизм.

Предвижу недовольство российских евреев тем фактом, что зампред Госдумы оказался наци-спикером. Но, думаю, не меньшая проблема для российских граждан любой национальности - что зампред парламента от правящей партии до такой степени невменяем и упорот. Кстати, он ещё и дурак: для своего выхода из шкафа в качестве наци-спикера выбрал ту одну неделю в году, когда внукам и правнукам полицаев, вертухаев и власовцев, как кровным, так и идейным, разумно было бы промолчать.

О ситуации высказался и глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, его слова приводит «Эхо Москвы» . По его мнению, заявление вице-спикера «недопустимо». Кроме того, оно нелогично.

Он рассуждает о правнуках и говорит как праправнук человека, в своё время преданного анафеме православной церковью России. Значит ли это, что он несёт такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи, а рушили люди разных национальностей и вероисповеданий? И среди них, конечно, было огромное количество толстовцев, которые рушили церкви, в том числе, из-за того безобразного отношения, которое тогдашняя православная церковь проявляла к великому гуманитарному мыслителю, великому писателю земли русской Льву Николаевичу Толстому. Это, так сказать, просто, если уже вспоминать родственные связи.

Обвинения Петра Толстого в адрес евреев Борух Горин считает несостоятельными:

Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за её национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские. Отдельно можно заметить, что это никак не соответствует реальности, потому что не существует никаких единых взглядов на возвращение Исаакиевского собора не то что у еврейской общины России, но у евреев России как индивидуумов.

Сам Пётр Толстой отрицает, что в его словах был антисемитизм, хотя не отрицает, что фраза действительно прозвучала на пресс-конференции. Об этом он написал в фейсбуке.

Твиттер на слова Толстого реагирует в основном шутками.

Если кто не в курсе, «чертой оседлости» в царской России называлась внутренняя граница, восточнее которой запрещалось селиться еврейским подданным Империи. Запрет был отменён в 1917 году, вскоре после февральской революции. Большинство ныне живущих в России евреев-ашкеназов (включая автора этих строк) - внуки или правнуки тех, кто до революции жил за чертой оседлости. Но какое отношение имеет этот факт к передаче Исаакиевского собора в безвозмездное пользование РПЦ, вице-спикер Госдумы не объяснил. До сегодняшнего дня ни одна еврейская организация России, религиозная или светская, не высказывалась против передачи Исаакиевского собора РПЦ. Полагаю, теперь высказываться придётся - но не по сути имущественно-хозяйственного спора вокруг Исаакия, а в связи с тем, что вице-спикер Госдумы, выдающий себя за правнука Льва Толстого, на поверку оказался наци-спикером, духовным сыном Гитлера и Геббельса. Тезис о евреях-комиссарах, вредящих русскому народу - не его личное изобретение, а лейтмотив нацистской пропаганды на оккупированных советских территориях в 1941-1944 годах. Нацисты предполагали, что смогут привлечь всё население СССР на свою сторону листовками, обещающими свергнуть гнёт евреев-комиссаров. Расчёт, как мы знаем, не оправдался. Антисемитизм, служивший для нацистов важной духовной скрепой, не помог им победить СССР.

В том же выступлении наци-спикер Госдумы сообщил, что в настоящее время в Исаакиевском соборе «болтается маятник Фуко», а на его балкон «петербургская интеллигенция водит экскурсии с шампанским». Если б он ограничился первой частью этого утверждения, можно было бы предположить, что в Исаакиевский собор он не заглядывал с 1986 года (маятник Фуко был демонтирован именно тогда). Однако же, судя по второй части наброса, он не был там вообще никогда. Потому что у Исаакиевского собора нет никакого балкона. Там есть колоннада, куда действительно можно подняться, без предъявления справок о принадлежности к петербургской интеллигенции, просто купив входной билет - так же, как можно подняться на купол собора Св. Петра в Ватикане или Св. Павла в Лондоне, на галерею базилики Св. Марка в Венеции или колокольню Джотто во Флоренции, на башни Нотр-Дам де Пари, Кёльнского собора или барселонской Саграда Фамилия (все перечисленные объекты являются действующими кафедральными соборами).

Никакого шампанского в Исаакиевском соборе (равно как и нигде в радиусе 100 метров от его касс) не наливают и не продают, в отличие от московского Храма Христа-Спасителя, славного, помимо автомойки и химчистки, своими VIP-банкетами и корпоративами.

Предвижу недовольство российских евреев тем фактом, что зампред Госдумы оказался наци-спикером. Но, думаю, не меньшая проблема для российских граждан любой национальности - что зампред парламента от правящей партии до такой степени невменяем и упорот. Кстати, он ещё и дурак: для своего выхода из шкафа в качестве наци-спикера выбрал ту одну неделю в году, когда внукам и правнукам полицаев, вертухаев и власовцев, как кровным, так и идейным, разумно было бы промолчать. Если не из уважения к жертвам (на такое от наци-спикера не рассчитываю, да и незачем им уважение от неонацистской мрази), то хоть из соображений здравого смысла. Похоже, в голове наци-спикера он не ночевал. И это хорошо, что проповедью неонацизма в России занимаются глупые, недальновидные и в говно упоротые придурки. Куда хуже было бы, если б этим занялись умные, дальновидные и расчётливые циники, умеющие переждать день памяти Холокоста перед тем, как прилюдно кидать зигу.

В беседе с главным редактором издания Украина.ру заместитель председателя Государственной Думы России Петр Толстой прокомментировал процесс раскола православной церкви, затронул и другие острые вопросы российско-украинской повестки

— На очередном заседании в Страсбурге Парламентская ассамблея Совета Европы вновь не смогла принять решение, которое позволило бы российской делегации принимать участие в голосованиях…

Клоунада в ПАСЕ: Россия может покинуть организацию — Об этом можно только сожалеть. Россия не будет участвовать в работе Ассамблеи, которая принимает по отношению к одному из членов Совета Европы дискриминационные решения. То, что Ассамблея не смогла проголосовать, не выдержала напора членов украинской делегации, а также британцев и прибалтов, — просто говорит о недееспособности ПАСЕ в ее нынешнем виде. Очень жаль, что этот старейший европейский межпарламентский институт оказался в таком глубоком кризисе. Мы не видим пока способа из него выйти, потому что до принятия решения по полному и безоговорочному запрету на санкции в отношении национальной делегации мы не сможем продолжать работать с нашими коллегами из парламентов стран Совета Европы. Россия — не та страна, которая может себе позволить находиться в неравных условиях в любой международной организации.

— Украинская пресса и политики выдают случившееся в Страсбурге за свою историческую победу. Вообще в последнее время самые разные международные организации — от Организации по запрету химического оружия до Стокгольмского арбитража — принимают явно политически мотивированные решения против России. Похоже на травлю.

— Ну, мы живем в век фейковых новостей. Общественное мнение на Западе полностью дезинформировано в отношении реальных событий в России и на Украине, оно не знает истории Украины, истории России. Люди там не представляют даже приблизительно тех проблем, которые возникнут, например, в связи с принятием закона о языке, в связи с возможностью принятия решения об автокефалии Украинской церкви и так далее. Эти вещи западным обывателем просто игнорируются, они этого не видят, а клеймо агрессора нам пытаются выжечь всей мощью своих СМИ. Мы с этим уже не раз в нашей истории сталкивались, спокойно надо к этому относиться.

— То есть мы просто спокойно относимся? Ничего не предпринимаем?

— В отношении ПАСЕ мы точно спокойно относимся. В отношении Украины — посмотрим. Я думаю, что, к сожалению, там ситуация только усугубляется, особенно в преддверии президентских выборов.

— Пока мы спокойно смотрим, это нашими оппонентами рассматривается как некое отсутствие повестки, идей, нехватка политической воли…

— Кто и как это расценивает — неважно. Важно другое: за украинцев Россия принимать решения не может и не должна, мы не уподобляемся нашим западным коллегам, которые считают своим долгом вмешиваться во внутренние дела других стран. В преддверии президентских выборов украинцы сами должны решить, в каком государстве они хотят жить.

— Но в этом процессе происходят вещи, которые требуют какой-то реакции. Вот, например, дискриминационный закон об образовании вызвал гневную реакцию Венгрии, там полноценный политический и дипломатический скандал, массовая выдача паспортов живущим на Украине мадьярам, взаимная высылка консулов и так далее. Румыния тоже активизировалась. Варшава повально выдает украинцам карты поляка и так далее. А мы?

— Во-первых, мы реагируем. И в частности, Государственная Дума будет в ближайшее время делать отдельные заявления по ситуации на Украине. Во-вторых, если мы начнем раздавать паспорта, то большая часть населения нынешней Украины получит российские паспорта, в этом у меня сомнений нет. В-третьих, конечно, усилия Венгрии или Румынии в отношении компактного меньшинства, которое проживает на западе Украины, это точечная попытка помочь своим соотечественникам. Мы же исходим из того, что мы один народ и нам помогать надо в целом народу Украины, который, на мой взгляд, выбрал глубоко ошибочный путь — путь агрессивного национализма по модели прибалтийских республик. Этот путь заведет Украину в тупик. Хотя они уже в тупике — политическом, экономическом, военном. Вот и все. Мой прогноз в этом отношении негативный. Я надеюсь, у жителей Украины хватит мудрости и чувства самосохранения для того, чтобы эту ситуацию остановить.

— Тем временем украинская власть делает все яростней антироссийскую риторику и мобилизует страну на некий реванш. Внутриполитическая логика и западные партнеры подталкивают Петра Порошенко и его окружение к чрезвычайщине, все вероятнее становятся прямые вооруженные авантюры. Должна ли Россия воспринимать Украину как военную угрозу?

— На мой взгляд, Украина не является военной угрозой для России. Доблестные «победы» украинской армии под Дебальцево и Иловайском это доказывают. А у России достаточно сил и средств для того, чтобы отразить любые попытки любого военного давления, откуда бы они ни исходили.

— Наверное, лучше бы этого вообще не допустить.

— Лучше, конечно, чтобы этого не было. Но мы же не можем встать на место руководства Украины.

— Кстати, товарооборот между нашими странам, а также российские инвестиции в Украину вновь начали расти. Странная ситуация: Украина называет Россию оккупантом, агрессором и участником боевых действий в Донбассе, а при этом все БТРы и танки украинские ходят на российском дизтопливе. За девять месяцев этого года российские компании им поставили более полутора миллионов тонн этого топлива.

— Я думаю, что Россия правильно делает, что не сворачивает экономическое сотрудничество, потому что это источник получения доходов для сотен тысяч семей на Украине. Это касается и дизельного топлива, это касается и некоторых других вещей, это касается и украинцев, работающих в России. Кстати, на дизельном топливе и трактора тоже работают. Мы не должны уподобляться украинским политикам, это было бы мелко и недостойно великой страны.

— То есть вы считаете, что здесь все правильно, нормально?

— Я считаю, что в данном случае это вопрос частного бизнеса. Это же не государство поставляет. Это поставляют нефтеперерабатывающие компании, у них контракты есть. Если ситуация будет ухудшаться, если возникнут реальные политические и военные риски, то, конечно, все поставки прекратятся.

— Работают там и российские банки. Их там гнобят и громят регулярно, а они всё цепляются. Существование этих частных предприятий вы тоже считаете правильным?

— Я считаю это неправильным. Я считаю, что в случае нежелания сотрудничества надо его сворачивать. Если будут продолжаться нападения на офисы, как это было со Сбербанком, то я уверен, что руководство ни одного банка в мире не будет рисковать жизнью сотрудников, поэтому, конечно, закроют филиалы.

— Закроют?

— Я думаю, да.

— В начале нашей беседы вы сказали, что если начать свободно давать украинским гражданам паспорта, то большая часть населения Украины захочет их получить. Что в этом плохого для России? Или вы не считаете, что это плохо?

Сергей Шаргунов: Русским людям нужно давать российские паспорта — Я не считаю, что это плохо, но я считаю, что нынешняя ситуация просто сильно затрудняет такого рода намерения. Потому что одно дело дать российские паспорта гражданам ДНР-ЛНР, другое дело — давать российские паспорта людям, которые находятся непосредственно на территории, контролируемой нынешней украинской властью.

— Речь совсем не об этом. Конечно, невозможно организовать выдачу паспортов на территории Украины, не тайком же это делать. Но у нас здесь, в России, живут и работают сотни тысяч украинцев, которые хотят российского гражданства, хотят равных прав и не собираются возвращаться. У многих из них отрезаны пути назад. Тем временем в Польше и других сопредельных странах развернулась форменная борьба за украинцев. Это очень выгодное дело. Украинцы восполняют дефицит рабочей силы, улучшают демографическую ситуацию. Для России важно и создание привлекательного образа страны, и нет лучше пропаганды, чем реальные действия в отношении реальных людей. Однако…

— Что касается процедуры получения вида на жительство и гражданства, то, действительно, она достаточно сложная в РФ. Сейчас мы работаем над законопроектом, который упростит эту процедуру для граждан Украины. Что это означает? По сегодняшнему закону необходимо, как вы знаете, отказаться от гражданства Украины, выйти из украинского гражданства, чтобы получить российское. То есть нужно поехать на Украину, сдать паспорт. Конечно, большинство людей, которые находятся здесь, сделать этого не могут. Предлагаемый законопроект эту коллизию разрешит, и я уверен, что все, кто хотят жить и работать в России, будут жить и работать в России.

— Там еще много других препятствий. Все попытки либерализации миграционного законодательства и практики наталкиваются на страшное сопротивление российской бюрократии, ни одно серьезное новшество внедрить невозможно.

— На то она и бюрократия, чтобы сопротивляться. Но я думаю, что это сопротивление будет преодолено и те, кто хотят вступить в российское гражданство, смогут это сделать в упрощенном порядке.

— Сейчас в Стамбуле иностранные церковники решают вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви. Представители Русской православной церкви по этому поводу высказались максимально отчетливо и жестко, но, пожалуй, это и все, что можно сделать.

— А что еще? Раскольников просто предупредили о последствиях. Надо понимать, что вопросы веры — это вопросы, в которых люди идут до конца. И нет ничего страшнее, чем расколы по вере. Нет ничего опаснее, чем отнимать у людей храм. Нет ничего глупее, чем пытаться соорудить из каких-то петрушек аналог Русской церкви.

— Я исхожу из того, что Петр Порошенко очень неглупый человек и в его окружении дураков нет. Нельзя их недооценивать. Это предельно циничные люди, для которых нет ни бога, ни черта. Они, я уверен, рассчитали все варианты и пришли к выводу, что каких-либо страшных последствий для них возможный протест верующих украинцев не вызовет.

— Рейтинг никакой, но они давно научились жить без рейтинга, без народного доверия. Майдан и переворот устроило меньшинство. Оно и правит. И вполне возможно, что-нибудь придумает, чтобы сохранить свою власть надолго.

— Я не говорю о политике, я говорю о реакции людей, прихожан и монахов. Попытки их выгнать и на их место кого-то поставить или как-то их разагитировать — они на самом деле чреваты действительно серьезными проблемами, столкновениями. И эти столкновения будут происходить на территории Украины, не на территории России. И эти столкновения не оставят равнодушными людей. Раскол по вере — он самый глубокий. И эти раны не заживают и не лечатся на протяжении столетий. Мы знаем, что происходило с униатами, мы знаем, что происходило на Украине, когда делили храмы в очередной раз. То есть приступать, открывать этот ящик Пандоры, — это надо обладать определенным безрассудством. Поэтому мне представляется, что нынешние киевские власти в своем маниакальном желании создать какую-то национальную церковь просто не очень хорошо понимают, с чем они имеют дело.

— Почти то же самое говорилось, когда они взялись искоренять русский язык. Дескать, это взорвет страну, расколет, больше половины народа говорит и думает по-русски, за Пушкина в бой пойдет. И что? Может быть, мы так же преувеличиваем протестный потенциал церковной общины?

— Так эти действия и раскололи страну в 2014 году, многомилионные Донецкая и Луганская области взяли оружие и пошли против власти, были подавлены беспорядки и в ряде других городов, людей сжигали заживо, а Крым провел референдум и отделился от Украины. Если к этому Киев добавит религиозные притеснения, то никто не сможет спрогнозировать последствия.

Я только одно еще раз повторю: люди, которые входят в храм, люди, которые действительно считают себя прихожанами УПЦ, они с этим не смирятся, это не такой простой процесс, это гораздо глубже, чем языковая проблема.

Может быть, в краткосрочной перспективе киевский режим и выиграет что-то, но… Знаете, как в России говорят: Бог все видит. Поэтому я уверен в том, что храмы и монастыри, которые исторически принадлежат РПЦ, останутся таковыми в исторической перспективе.

— Что это означает — юридически, практически, экономически?

— Мы их вернем.

— Вот сегодня по одному европейскому телеканалу говорили: дескать, дело о покушении на Скрипалей ввергнет Россию в глубокую изоляцию. Что это может означать? И не уменьшит ли такая изоляция наши возможности влиять на ситуацию в мире и в своем регионе?

— Я думаю, никуда наши возможности не денутся. Россия — не та страна, чтобы ее можно было изолировать, это не Иран, не Корея, это большое государство, имеющее развитую экономику, пятую или шестую в мире, поэтому нам в этом смысле бояться нечего. Слова остаются словами. Но, конечно, наша разность с Западом никуда не денется, она исторически была всегда, есть и будет. И Россия на протяжении всей своей истории находилась в той или иной степени в конфронтации и с Европой, и с США. Я в этом не вижу трагедии. Я не верю в потепление мирового климата, в глобализм и в трагичность отделения от Запада. Для России это даже хорошо.

— Но в России есть довольно много людей, которые с этим не согласны, которые предпочли бы…

— Поменять свободу на колбасу?

— На «кружевные трусики», которых требовали девушки Майдана. На возможность решать свои личные задачи, не оглядываясь на интересы нации и исторические традиции. Им не нужна великая Украина, им нужен безвиз и свобода в любой момент уехать.

Кружевные трусики не панацея. Почему на Украине усиливаются антизападные настроения — Но у нас совсем другой менталитет. Нельзя сравнивать Россию и Эстонию, Латвию и даже ту же Западную Украину. Мы никогда не переходили из рук в руки, туда-сюда, и у нас нет менталитета прислуги. Вы, когда приезжаете в любую европейскую столицу, пойдите в какое-нибудь заведение, где требуется низкоквалифицированная рабочая сила — условно говоря, сиделки, нянечки, уборщицы. Вы встретите довольно много выходцев из Украины, но вы не встретите выходцев из России. Я не говорю, что в этом есть что-то удивительное, у нас просто менталитет такой.

— То есть вы не видите этой угрозы внутри страны? Угрозы Евромайдана.

— Такая угроза могла бы исходить от трех процентов населения, которые уже уехали. Ведь у нас тоже границы открытые.

Украина.ру на Youtube

Михаил Погребинский - о выборах, коррупционном скандале и «Нацкорпусе» - видео

Петр Толстой – популярный российский телеведущий, журналист, продюсер, политик, общественный и государственный деятель, заместитель председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ. Сегодня он известен также как политический обозреватель авторского проекта «Толстой. Воскресенье».

Детство и юность

Петр Толстой происходит из древнейшего рода русских аристократов. Он потомок великого классика и приходится писателю праправнуком по линии отца Олега Владимировича Толстого.

По линии матери Ольги Томара у Петра Толстого тоже имеются знаменитые предки с богатой историей рода. Пятикратный прадед телеведущего Степан Васильевич Томара был депутатом дворянства Переяславского уезда и коллежским советником, богатейшим человеком своего времени, владевшим имением Коврай, которое называли жемчужиной Переяславского края.

Прадед Петра Михаил Львович Томара – востоковед. Вместе с женой Ольгой Мамонтовой большую часть жизни он прожил в Сухуми.


В 2002 году руководитель московского «Третьего канала» Андрей Писарев позвал Толстого вести информационно-аналитическую программу «Выводы», а уже через 2 года амбициозный журналист сам занял место генерального директора «Трешки».


Семейная жизнь Александры не стала помехой для продолжения учебы – она поступила в МГИМО, на факультет международной журналистики.

Петр Толстой сейчас

Сейчас, помимо политической деятельности, Петр Олегович продолжает трудиться тележурналистом. В эфире Первого канала по-прежнему выходит авторский проект политика «Толстой. Воскресенье». В число последних тем, затронутых репортером в эфире, вошли обсуждение пресс-конференции Владимира Путина, комментарии по поводу смены названия канонической церкви в Украине и другие актуальные сюжеты.

Политическую жизнь Толстой подробно освещает в социальных сетях

Похожие публикации