Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Владимир виленович шигин адмирал дубасов. Дубасов фёдор васильевич


Моряк, прославившийся в последнюю турецкую войну взрывом на Дунае турецкого броненосца "Хивзи-Рахман" (1877). Воспитывался в морском кадетском корпусе и Морской академии.

{Брокгауз}

Дубасов, Федор Васильевич

Генерал-адъютант, адм., чл. Гос. Сов., род. в 1845 г.; по окончании Мор. корпуса произведен в гардемарины; в 1870 г. окончил Мор академию. В 1877 г. с отрядом гв. экипажа отправился в Кишинев, где сосредоточились наши силы. С началом войны получил в командование мин. катер, вошедший в состав Дун. флотилии. Первым боев. делом Д. была постановка в Мачин. рукаве Дуная, против Браилова, 3 линий мин. заграждения; эта операция, произведенная под огнем турок с 3 паров. катеров, обеспечила безопасность Барбошского моста, захваченного русскими в самом начале войны. В то же время, не желая останавливаться на одних пассив. действиях, Д. атаковал в ночь на 14 мая 1878 г., вместе с лейт. Шестаковым и мичманами Персиным и Балем, на 4 катерах, вооруженных шестов. минами, тур. суда, стоявшие в Мачин. рукаве. Бр-ц "Сейф" был потоплен без каких-либо потерь с нашей стороны. Д. получил за этот подвиг орден святого Георгия 4 степени. Командуя румын. лодкой "В. К. Николай", Д. принял участие в постановке мин у Гирсова и в верховьях Мачин. рукава, а затем, при переправе войск через Дунай у Галаца, Д. на той же лодке пошел для демонстрации к Мачину, чтобы угрозой атаки не дать туркам возм-сти вывести артиллерию против Галац. отряда. Лодка и 2 катера исполнили свою работу, выдержав огонь неприятеля в течение 3 ч, пока Галацкий отряд, переправившись из Галаца, овладел Буджак. высотами. В июле Д. перешел к Лерноводам и 9 июля сделал поиск на Дунай с целью определить крайний пункт остановки тур. войск; обстреляв найденный им лагерь, Д. заставил пехоту отступить из него, а затем, встретившись с монитором, вступил с ним в артиллер. бой, в котором зажег своего прот-ка. Только приближение 2-го тур. монитора и парохода заставили Д. отступить. 10 июля он предпринял новую рек-цировку к Силистрии; выполнив ее частью водой, частью по суше, Д. вернулся в Черноводы, у которых поставил ряд мин. заграждений. 24 авг. Д. с одним у.-офицером добрался берегом в Калараш (против Силистрии), оттуда к бер. Дуная и, т. обр., убедился, что моста, о котором были слухи, в действительности нет, а на о-ве возведена батарея. Затем по инициативе Д. было решено пустить брандера против коммерч. груз. судов, сосредоточенных в Силистрии. Попытка эта не имела успеха. К деятельности Д. во время войны надо отнести также заграждение минами порта Кюстенджи. За боев. заслуги Д. был произведен в кап.-лейт. и получил орден святого Владимира 4 степени с мечами. После войны Д. командовал в 1879-1880 гг. гв. отрядом мин-сок, в 1882 г. - практич. отрядом мин-сок, в 1883-1885 гг. - крейс. "Африка", в 1888 г. фрег. "Светлана", в 1888-1891 гг. фрег. "Владимир Мономах", в 1891 г. кораблем "Петр В." и батареей "Не-тронь-меня". В 1893 г. Д. был произведен в контр-адмиралы и в 1897 г. поднял свой флаг младш. флагмана в эскадре Тих. океана. В авг. того же года Д. был назначен командующим эскадрой и на этом посту оставался до авг. 1899 г., когда был произведен в чин. вице-адмирала. В командование Д. эскадрой произошло занятие (1898) П.-Артура и Талиенвана. Интересно отметить, что Д. был против занятия П.-Артура: когда в начале ноябр. 1897 г. Германия заняла Киао-Чау, а Англия, по слухам, намеревалась захватить Артур, Д. телеграфировал в Петербург, что "занятие архипелага Каргодо с портом Мозампо, только что мною подробно осмотренным, вполне разрешает вопрос стратег. упрочения нашего на берегах Вост. океана, давая нам базу, господствующую над сообщением Кореи с Сев. Китаем и Японией". Далее Д. говорит: "мог бы занять базу и удержать, минировав второстеп. проходы и защищая эскадрой главные". Телеграмма эта была отправлена 26 ноябр., а 29-го получено из СПб. предписание отправить отряд судов в П.-Артур. В ночь на 1 декабр. отряд адм. Реунова вышел в П.-Артур, имея предписание Д. в случае оскорбит. для нашего достоинства и чести действий англ-н "действовать, защищая эту честь, как повелевает присяга". 4 декабр. адмирал Реунов занял П.-Артур, а затем в течение зимы велись переговоры о полной уступке этого порта России; окончат. занятие П.-Артура произошло 16 мрт. 1898 г. адм. Д. Все это время, да и долго спустя, эскадра поддерживала полн. готовность начать военные действия. Для компенсации Японии из Кореи были отозваны наш финанс. агент и инструкторы армии; меры эти расходились со взглядами Д. на Корею. Адмирал писал: "Можно подумать, что правительство наше не допускает мысли о войне с Японией; между тем эта страна деят-но и настойчиво готовится к ней, и ввиду этого мы, по моему убеждению, не можем связывать себе руки в действиях, которые прямо необходимы, чтобы не быть застигнутыми в беспомощ. состоянии. Об этом я не могу и не д. умалчивать перед моим нач-вом прямо по долгу присяги", - прибавлял Д. На занятие П.-Артура и Талиенвана адм. Д. смотрел пессимистически: "Мы вступаем уже на такой путь, с которого нет поворота... Я не хочу быть пророком, но думаю, что это неизбежно вовлечет нас в больш. затруднения; во всяком случае, это м. связать наши руки именно в ту минуту, когда явится необходимость предпринять самый решит. шаг в деле решения Корейск. вопроса; и это заставляет меня еще раз опасаться, что мы можем совершенно проиграть это дело". Осмотрев Квантун, Д. писал в СПб.: "П.-Артур и Талиенван нераздельно связаны между собой и, чтобы сохранить за Артуром его стратег. значение, необходимо решиться почти удвоить вышеуказанные затраты, широко распространив их на Талиенван". Далее Д. писал: "Как база для наших мор. сил П.-Артур совершенно не отвечает требованиям". При этом Д. подробно указывал на все его стратег. неудобства при войне с Японией, которые целиком оправдались в 1904 г. Таковы были здравые мысли рус. начальника эскадры; как видно, они не получили должн. оценки, и мин-ство иностр. дел поступило как раз наоборот. По возвращении с Востока Д. был назначен в 1901 г. председ-лем техн. комитета, на каковом посту оставался до 1905 г.; в руководстве этим техн. учреждением Д. проявил ту же ясность мысли, которая отличала его и на посту начальника эскадры. При разборе Гулльск. инцидента в Париже Д. заменил заболевшего адм. Казанкова в качестве члена междунар. следств. комиссии; только благодаря чрезвыч. усилиям, по его собствен. словам, Д. удалось склонить мнения делегатов к заключению, которое не было оскорбит-но для рус. флота и личн. состава, участвовавшего в происшествии на Доггер-банке; за это выдающееся дело Д. был назначен генерал-адъютантом. В 1905 г. Д. занял пост генерал-губернатора Москвы и находился на этом ответств. месте до серед. 1906 г.; за это время произошло изв. декабрьское усмирение восстания лейб-гвардии Семен. полком. В Москве в Д. брошена была бомба; другой раз, уже по оставлении поста, в Петербурге на него бросился преступник в Таврич. саду; но оба раза судьба спасла ему жизнь. В 1906 г. Д. был произведен в адм. и назн. чл. Гос. Сов., в 1907 г. - пост. чл. сов. госуд. обороны, в 1908 г. ему пожалован орден святого Александра Невского. Умер 19 июня 1912 г., похоронен в Александро-Невской лавре.

Дубасовы - старинный русский дворянский род, история которого восходит к XVII веку. Фамилия упоминается в родовых книгах Тверской, Калужской, Смоленской и Пензенской губерний. Род Дубасовых был неразрывно связан с флотом - на его гербе есть серебряная галера с золотыми веслами в память о ратном подвиге бомбардира Автоно?ма Дубасова, который в 1709 году участвовал во взятии шведского бота «Эсперн»

По окончании Морского корпуса, Федор Васильевич был произведен в чин корабельного гардемарина. В возрасте 18 лет совершил первое кругосветное путешествие на корвете «Богатырь». В 1870 году окончил Морскую академию с присвоением чина лейтенанта.

Служба на флоте

В 1877 при начале войны с Турцией, ему было вверено командование минным катером «Цесаревич». 14 мая 1877 капитан-лейтенант Дубасов и лейтенант А. Шестаков с несколькими мичманами и матросами на четырех минных катерах атаковали турецкие броненосцы, взорвали и потопили турецкий однобашенный броненосный монитор «Сеифи». Дубасов, мичманы Персин и Баль подплыли на трех катерах к затонувшему броненосцу и сняли с него флаг. Дубасов и Шестаков первыми в ту кампанию были награждены орденом св. Георгия 4-й степени, Дубасов был зачислен в Свиту Его Величества флигель-адъютантом.

В 1879 году Дубасов был назначен командиром отряда мелких судов с поручением устроить минные заграждения на реках Дунае и Серете. За успешное выполнение задания был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и золотым оружием.

Вскоре по окончании Русско-турецкой войны капитан-лейтенант Дубасов выступал обвинителем на судебном процессе по делу о крушении у берегов Крыма яхты «Ливадия». В своей речи он предъявил обвинение в гибели судна командованию флотом, проявившему при попытках спасти яхту полную неорганизованность. Выступление Дубасова приобрело общественную огласку, а он сам был переведен на Балтийский флот.

Командовал отрядом миноносок, а в 1883-1885 - крейсером «Африка». Через два года был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен командиром корабля «Светлана».

С 1 января 1889 командовал броненосным фрегатом «Владимир Мономах». Сопровождал цесаревича Николая в его путешествии на Дальний Восток. Дубасову принадлежат известные теоретические труды в области военно-морского дела - его лекция о миноносной войне почти сразу была периздана военными ведомствами Англии и Франции.

1891 - командир броненосца «Петр Великий». 6 мая и 2 июля 1891 года императорскими указами Фёдору Васильевичу разрешено принять и носить сиамский орден Белого слона 3-й степени и японский орден Восходящего Солнца 2-й степени со звездой.

1893 - контр-адмирал.

1892-1897 - морской агент при российском посольстве в Берлине. Состоял пожизнным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве будучи с 1893 по 1897 гг. председателем Ревизионной комиссии Братства (его жена Александра Сергеевна Дубасова, урожд. Сипягина, в 1922-1924 гг. будет первой председательницей Братства в эмиграции).

1897-1899 - командующий Тихоокеанской эскадрой. Под его командованием в 1898 году эскадра вошла в Порт-Артур, хотя сам Дубасов был противником устройства базы Тихоокеанского флота в этом порту, предпочитая ему бухту Мозампо.

6 декабря 1898 года награжден орденом Св. Анны I степени, 15 марта 1899 года произведен в чин вице-адмирала и утвержден в должности начальника эскадры. 6 декабря того же года назначен старшим флагманом 1-й флотской дивизии.

Государственная деятельность

1901-1905 - председатель Морского технического комитета.

В 1904-1905 был членом Международной комиссии, созданной для расследования Гулльского инцидента. Высказал особое мнение, что в числе пароходов, по которым стрелял адмирал Рожественский, был и японский миноносец, успевший скрыться. За успешное разрешение дела, 14 марта 1905 года он был зачислен в Свиту Его Величесва генерал-адъютантом.

В 1905 командирован для подавления крестьянских волнений в Черниговскую, Полтавскую и Курскую губернии; в Курской губернии распространил объявление, в котором говорилось: «Если сельские общества или хотя немногие из их членов позволят себе произвести беспорядки, то все жилища такого общества и все его имущество будут по приказу моему уничтожены».

24 ноября 1905 года назначен Московским генерал-губернатором. Руководил подавлением Декабрьского вооруженного восстания в Москве. 7 декабря 1905 года объявил Москву и Московскую губернию в положении чрезвычайной охраны и суровыми методами положил конец беспорядкам.

Полиция сумела предупредить два покушения на адмирала, но 23 апреля 1906 года в 12 часов дня, по окончании праздничного богослужения в Большом Успенском соборе, в коляску Дубасова социалист-революционер Борис Вноровский бросил бомбу. Адъютант Дубасова граф С. Н. Коновницын был убит, кучер - ранен, а самому адмиралу раздробило ступню левой ноги.

В июле 1906 Дубасов уволен от должности Московского генерал-губернатора и назначен членом Государственного совета.

2 декабря 1906 года, в годовщину московского восстания, Федор Васильевич прогуливался по Таврическому саду в Петербурге, когда П. Воробьев и В. Березин, члены «летучего террористического отряда» эсеров произвели по нему 13 выстрелов, а еще двое боевиков бросили бомбу, начиненную мелкими гвоздями. Адмирал был оглушен и слегка ранен, но остался жив. Обратился к царю с просьбой о помиловании покушавшихся, приговоренных к смертной казни.

1905-1907 - член Совета государственной обороны. 6 декабря 1906 года произведен в чин адмирала.

В 1908 году Федору Васильевичу Дубасову была пожалована одна из высших наград Империи - орден Святого Александра Невского.

Последние годы жизни

В последние годы жизни адмирал тяжело болел - сказывались ранения. Последним его большим делом было активное участие в строительстве храма Спаса-на-Водах в память моряков, погибших в Порт-Артуре и при Цусиме.

Федор Васильевич Дубасов умер в 1912 году. Похороны состоялись 21 июня 1912 года, в день его рождения, в Александро-Невской лавре. Николай II и члены царской фамилии лично выразили вдове почившего соболезнование.

Семья

Супруга: Александра Сергеевна Сипягина (род. 1854). После революции эмигрировала в Берлин, где в 1922-1924 гг. занимала должность председательницы Свято-Князь-Владимирского братства.

Дочь: Дарья Федоровна Дубасова (род. 1888), замужем за Никитой Алексеевичем Татищевым (1889-1948).

Пушечный рёв

покрывает басом:

по крови рабочей

пустился в плавание

царёв адмирал,

каратель Дубасов…

Владимир Маяковский

Сегодня имя адмирала Дубасова мало что говорит читателю. Если о нём что ещё и помнят, то только то, что в декабре 1905 года адмирал подавил восстание в Москве. Именно за это имя Дубасова было предано анафеме. Если о нём вспоминали, то исключительно по Маяковскому…

И всё же не будем торопиться в окончательных оценках, а познакомимся с личностью одиозного адмирала подробнее. Право, он того стоит!

Мастер минных атак

Весной 1877 года русская армия устремилась в турецкие пределы. Россия протянула руку помощи братской Болгарии. Благоухали сады, солдат дурманил аромат цветущих яблонь и абрикосов. Полки шли на юг, на юг…

С ходу, форсировав Дунай, армия устремилась дальше. Однако в её тылу оставалась мощная турецкая флотилия – почти пять десятков боевых кораблей под началом опытного флотоводца Гуссейн-паши. Эту флотилию необходимо было если не уничтожить, то, по крайней мере, изгнать из районов переправ. За это трудное и опасное дело взялись несколько десятков моряков-балтийцев, у которых даже не было кораблей. Зато было новое, неведомое туркам, оружие – «мины-крылатки», которые они с осторожностью выгружали ночами с покрытых рогожей телег. Во главе отряда стал капитан 1-го ранга Иван Рогуля, с ним вызвались пойти отчаянные добровольцы: лейтенанты Дубасов, Скрыдлов, Шестаков.

Фёдор Дубасов принадлежал к известной морской династии. Старый русский дворянский род Дубасовых восходил своей историей к XVII веку. Фамилия упоминается в родовых книгах Тверской, Калужской, Смоленской и Пензенской губерний.

В своё время отец лейтенанта служил на Чёрном море и отличился в турецкой войне 1828 года. Морскую же свою родословную Дубасовы вели от славного петровского бомбардира Автонома Дубасова, геройски павшего при абордажном взятии шведского бота «Эсперн» в далёком 1709 году. С тех пор по воле Петра Великого на их фамильном гербе красовалась серебряная галера с золотыми вёслами – память о подвиге пращура.

Следуя фамильной традиции, Фёдор Дубасов в 1863 году с блеском закончил Морской корпус, с производством в корабельные гардемарины. В восемнадцать лет совершил своё первое кругосветное путешествие, по окончании которого поступил на академические классы и успешно окончил их в 1870 году.

Весной 1877 года балтийцы были настроены решительно, но пока они тряслись по разбитым валахским дорогам к неблизкому Дунаю, над рекой уже прогрохотали первые залпы. Армейцы и не думали сидеть сложа руки, моряков ожидаючи. И когда турецкий фрегат-броненосец «Люфти-Джелиль» попытался было пробиться к одной из переправ, он был расстрелян армейскими артиллеристами, взорвался и затонул на глазах у обескураженного Гуссейн-паши. А на следующий день прибыли на Дунай и балтийцы.

Дубасов, как приехал, так сразу – на берег, взял бинокль и стал рассматривать затопленный броненосец.

– Вот те на! – аж присвистнул. – Потопить-то потопили, а флаг снять позабыли.

Другие офицеры флотские тоже бинокли взяли. Точно! Над полузатонувшим неприятельским броненосцем развевался на мачте кроваво-красный турецкий флаг с полумесяцем и звёздами.

Этого русские моряки стерпеть не могли. Уже через полчаса в приёмной местного армейского начальника генерал-майора Салова сидел лейтенант гвардейского экипажа Фёдор Дубасов.

– С чем пожаловали? – осведомился генерал, с интересом разглядывая морского гвардейца.

– Прошу у вашего превосходительства разрешения мне на снятие турецкого флага с утопленного броненосца! – кратко доложился тот.

– Но ведь это опасно, господин лейтенант? – покрутил седой ус Салов. – Вот ведь и лазутчики доносят, что турецкие суда там уже намедни видели.

– Не опасней, чем в штыковые атаки хаживать! – ответил лейтенант.

Ответ генералу понравился.

– Ах, молодость, молодость, – вздохнул он. – Впрочем, на войне как на войне. Поиск разрешаю и желаю удачи!

Старшим в поиск решил идти сам капитан 1-го ранга Рогуля. Кроме него, вызвались адъютант императора полковник Струков, есаул Дукмасов и, конечно же, сам Дубасов. В полночь на трёх паровых шлюпках храбрецы вошли в Мачинский рукав и, сбавив ход до малого, пошли мимо неприятельских позиций. Было тихо. Лишь где-то вдалеке слышалась редкая ружейная стрельба да ржали под берегом стреноженные кони. На подходе к «Люфти-Джелилю» столкнулись с первой неожиданностью – сразу три турецких монитора, все под парами, с боевым освещением.

– Никак, днём будут пытаться снять с корабля механизмы, – вполголоса резюмировал Рогуля. – Надо поторапливаться!

Две шлюпки остались в стороне, прикрывая третью. Дубасов тихо подошёл к борту разбитого броненосца, по-кошачьи взобрался на мачту, боцманским ножом перерезал фалы и уже с флагом в руках прыгнул в шлюпку. На обратном пути ещё умудрились подобрать в камышах обожжённого матроса с уничтоженного броненосца. Так и вернулись с флагом и пленником.

Генерал Салов был доволен:

– Лихо, лихо! Хоть сейчас к нам в пехоту записывай!

А боевая страда на Дунае только начиналась. В мае сильный отряд турецких кораблей внезапно появился у города Браилова, что расположен неподалёку от Мачинского рукава. Неприятельские броненосцы сразу же создали серьёзную угрозу армейским тылам. Турки были настроены весьма решительно. Надо было срочно что-то предпринимать. Моряки совещались недолго.

– Надобно произвесть диверсию, и обязательно с успехом. Только это заставит турок отказаться от своих намерений, – предложил каперанг Рогуля. – Атаковать же следует на паровых катерах, их уже подвезли.

Командиром выбранных для атаки катеров был назначен Фёдор Дубасов. В ночь на четырнадцатое мая под проливным дождём от браиловской пристани отошли четыре катера, тотчас взявшие курс на Мачинский рукав, где располагались турецкие корабли. Головным шёл «Цесаревич» под началом самого Дубасова, далее в двадцати саженях «Ксения» лейтенанта Шестакова, «Джигит» мичмана Персина и «Царевна» мичмана Баля. Светила луна, проглядывавшая сквозь разрывы дождевых облаков. По команде Дубасова катера перестроились в боевой порядок.

На часах было два с половиной пополуночи. Наконец вдали показались неприятельские корабли. В середине рукава стоял на якоре крупный бронированный монитор, несколько далее под берегом ещё один, за последним угадывались контуры ещё одного парохода. Намётанным глазом моряки быстро определили своих противников: посреди реки флагманский «Сельфи», далее у берега «Килидж-Али», а далее канонерка «Фетхуль-Ислам». Всё это лучшие корабли Гуссейн-паши. Времени для долгих раздумий не оставалось. Конечно, хорошо бы атаковать сразу все суда, но сил для этого явно недоставало – решающее слово было за Дубасовым.

– Атакуем ближайший, «Сельфи»! – скомандовал он. – Шестаков ждёт конца моей атаки, чтобы меня поддержать. Остальные прикрывают, сообразуясь с обстановкой!

Внезапно на «Цесаревиче» упало давление. Дубасов вздохнул:

– Стоп машина!

Четыре раза за время атаки пришлось из-за неполадок останавливать машину на «Цесаревиче», но Дубасов от своих намерений отказываться и не думал. Наконец машинный унтер Гусев радостно доложил:

– Так что исправились, можем гнать вовсю!

– Вперёд полный! – немедленно распорядился лейтенант. – Ну, держитесь, гололобые!

На подходе к монитору русских моряков с палубы окликнул часовой.

Дубасовы - старый русский дворянский землевладельческий род, история которого восходит к XVII веку. Фамилия упоминается в родовых книгах Тверской, Калужской, Смоленской и Пензенской губерний. Род Дубасовых был неразрывно связан с флотом - на его гербе есть серебряная галера с золотыми веслами в память о ратном подвиге бомбардира Автоно#769;ма Дубасова, который в 1709 году участвовал во взятии шведского бота «Эспери»

По окончании Морского корпуса Федор Васильевич Дубасов был произведен в чин корабельного гардемарина. В возрасте 18 лет совершил первое кругосветное путешествие на корвете «Богатырь». В 1870 году окончил Морскую академию с присвоением чина лейтенанта.

Служба на флоте

В 1877 г. при начале войны с Турцией, ему было вверено командование минным катером «Цесаревич». 14 мая 1877 г. капитан-лейтенант Дубасов и лейтенант Шестаков с несколькими мичманами и матросами на четырех минных катерах атаковали турецкие броненосцы, взорвали и потопили турецкий однобашенный броненосный монитор «Сеифи». Дубасов, мичманы Персин и Баль подплыли на трех катерах к затонувшему броненосцу и сняли с него флаг. Дубасов и Шестаков первыми в ту кампанию были награждены орденом св. Георгия 4-й степени, Дубасову был присвоен почетный чин флигель-адъютанта.

В 1879 году Дубасов был назначен командиром отряда мелких судов с поручением устроить минные заграждения на реках Дунае и Серете. За успешное выполнение задания был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и золотым оружием.

Вскоре по окончании Русско-турецкой войны капитан-лейтенант Дубасов выступал обвинителем на судебном процессе по делу о крушении у берегов Крыма яхты «Ливадия». В своей речи он предъявил обвинение в гибели судна командованию флотом, проявившему при попытках спасти яхту полную неорганизованность. Выступление Дубасова приобрело общественную огласку, а он сам был переведен на Балтийский флот.

Командовал отрядом миноносок, а в 1883-1885 годах - крейсером «Африка». Через два года был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен командиром корабля «Светлана».

В 1889-1891 годах командовал броненосным фрегатом «Владимир Мономах». Сопровождал цесаревича Николая в его путешествии на Дальний Восток.

Дубасову принадлежат известные теоретические труды в области военно-морского дела - его лекция о миноносной войне почти сразу была переиздана военными ведомствами Англии и Франции.

1891 - командир броненосца «Петр Великий».

1893 - контр-адмирал.

1897-1899 - командующий Тихоокеанской эскадрой. Под его командованием в 1898 году эскадра вошла в Порт-Артур, хотя сам Дубасов был противником устройства базы Тихоокеанского флота в этом порту, предпочитая ему бухту Мозампо.

1899 - вице-адмирал.

Государственная деятельность

1901-1905 - председатель Морского технического комитета.

В 1904-1905 годах был членом международной комиссии, созданной для расследования Гулльского инцидента. Высказал особое мнение, что в числе пароходов, по которым стрелял адмирал Рожественский, был и японский миноносец, успевший скрыться. За успешное разрешение дела ему было пожаловано почетное звание генерал-адъютанта.

В 1905 г. командирован для подавления крестьянских волнений в Черниговскую, Полтавскую и Курскую губернии; в Курской губернии распространил объявление, в котором говорилось: «Если сельские общества или хотя немногие из их членов позволят себе произвести беспорядки, то все жилища такого общества и все его имущество будут по приказу моему уничтожены».

25 ноября 1905 года назначен московским генерал-губернатором. Руководил подавлением Декабрьского вооруженного восстания в Москве. 7 декабря 1905 года объявил Москву и Московскую губернию в положении чрезвычайной охраны и суровыми методами положил конец беспорядкам.

1906 - полный адмирал.

Полиция сумела предупредить два покушения на адмирала, но 23 апреля 1806 года в 12 часов дня, по окончании праздничного богослужения в Большом Успенском соборе, в коляску Дубасова социалист-революционер Борис Вноровский бросил бомбу. Адъютант Дубасова граф С. Н. Коновницын был убит, кучер - ранен, а самому адмиралу раздробило ступню левой ноги.

В июле 1906 г. Дубасов уволен от должности московского генерал-губернатора и назначен членом Государственного совета.

2 декабря 1906 года, в годовщину московского восстания, Федор Васильевич прогуливался по Таврическому саду в Петербурге, когда П. Воробьев и В. Березин, члены «летучего террористического отряда» эсеров произвели по нему 13 выстрелов, а еще двое боевиков бросили бомбу, начиненную мелкими гвоздями. Адмирал был оглушен и слегка ранен, но остался жив. Обратился к царю с просьбой о помиловании покушавшихся, приговоренных к смертной казни.

1907 - член Совета государственной обороны.

В 1908 году Федору Васильевичу Дубасову была пожалована одна из высших наград Империи - орден Святого Александра Невского.

Последние годы жизни

В последние годы жизни адмирал тяжело болел - сказывались ранения. Последним его большим делом было активное участие в строительстве храма Спаса-на-Водах в память моряков, погибших в Порт-Артуре и при Цусиме.

Федор Васильевич Дубасов умер своей смертью 19 июня 1912 года в 9 часов утра. Похороны состоялись 21 июня, в день его рождения, в Александро-Невской лавре. Николай II и члены царской фамилии лично выразили вдове почившего соболезнование.

Семейная жизнь

Супруга: Александра Сергеевна Сипягина (род. 1854)

ДУБАСОВ ФЁДОР ВАСИЛЬЕВИЧ - российский государственный и военный деятель, адмирал.

Дво-ря-нин. Окон-чил Морской кор-пус (1863 год) и Ака-де-мический курс морских на-ук при Морском училище в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1870 год). Слу-жил на ко-раб-лях Си-бир-ской фло-ти-лии и эс-кад-ры Ти-хо-го океана (1863-1867 годы), Балтийского фло-та (1870-1876 годы).

С на-ча-лом русско-турецкой вой-ны 1877-1878 годов командир от-ря-да мин-ных ка-те-ров и ка-но-нер-ской лод-ки «Ве-ли-кий князь Ни-ко-лай» на реке Ду-най, в мае 1877 года од-ним из пер-вых ус-та-нав-ли-вал ми-ны на этой ре-ке. 14(26).05.1877 года от-ряд мин-ных ка-те-ров под ко-мандованием Дубасова с по-мо-щью шес-то-вых мин по-то-пил один из турецких мо-ни-то-ров (Дубасов на-гра-ж-дён ор-де-ном Святого Ге-ор-гия 4-й сте-пе-ни).

В 1878-1892 годах ко-ман-до-вал от-ря-да-ми ми-но-но-сок и ко-раб-ля-ми, в том числе крей-се-ром «Аф-ри-ка» (1883-1885 годы), фре-га-та-ми «Свет-ла-на» (1888 год), «Вла-ди-мир Мо-но-мах» (1889-1891 годы), бро-не-нос-цем «Пётр Ве-ли-кий » (1891 год), бро-не-нос-ной ба-та-ре-ей «Не тронь ме-ня» (1891-1892 годы).

Раз-ра-ба-ты-вал во-про-сы морской так-ти-ки, в ча-ст-но-сти спо-со-бы при-ме-не-ния мин-но-го и тор-пед-но-го ору-жия. Морской агент в Гер-ма-нии (1892-1895 годы). Млад-ший флаг-ман (1896-1897 годы), ко-мандующий (1897-1899 годы) эс-кад-рой Ти-хо-го океана. Вы-сту-пал про-тив за-ня-тия Рос-си-ей Ляо-дун-ско-го полуострова (счи-тал, что это при-ве-дёт к вой-не с Япо-ни-ей), для кон-тро-ля над по-бе-режь-ем Ко-реи, Северного Ки-тая и Япо-нии пред-ла-гал соз-дать во-енно-морскую ба-зу на юге Ко-рей-ско-го полуострова. В 1898 годупод руководством Дубасова бы-ли за-ня-ты пор-ты Порт-Ар-тур и Да-лянь (Даль-ний). Стар-ший флаг-ман 1-й флот-ской ди-ви-зии Балтийского фло-та (1899-1901 годы).

Председатель Морского тех-ни-че-ско-го комитета (1901-1905 годы). Генерал-адъ-ю-тант (1905 год). В но-ябре 1905 года по по-ру-че-нию императора Ни-ко-лая II со-вер-шил по-езд-ку по ря-ду уез-дов Чер-ни-гов-ской губернии, где не-за-дол-го до это-го под влия-ни-ем Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов име-ли ме-сто кре-сть-ян-ские бес-по-ряд-ки, при-ну-ж-дал сель-ские об-ще-ст-ва к при-ня-тию при-го-во-ров об ис-клю-че-нии и вы-сыл-ке в Си-бирь за-чин-щи-ков вол-не-ний.

Московский генерал--гу-бер-на-тор , ру-ко-во-дил по-дав-ле-ни-ем воо-руженных вос-ста-ния в Мо-ск-ве, наи-бо-лее круп-но-го из Де-кабрь-ских воо-ру-жён-ных вос-ста-ний 1905 года. 7(20) декабря объ-явил Мо-ск-ву и Московскую губернию на по-ло-же-нии чрез-вы-чай-ной ох-ра-ны, при-ка-зал про-из-ве-сти мас-со-вые аре-сты сре-ди ре-во-лю-цио-не-ров, при-ме-нять ору-жие при раз-го-не ми-тин-гов; 9(22) декабря на-чал на-сту-па-тель-ные дей-ст-вия в цен-тре го-ро-да, 14(27) декабря ввёл ко-мен-дант-ский час и за-пре-тил лю-бые со-б-ра-ния. Не по-ла-га-ясь на де-мо-ра-ли-зо-ван-ные час-ти московского гар-ни-зо-на, на-сто-ял на при-сыл-ке в Мо-ск-ву час-тей из других го-ро-дов. 17(30) декабря от-дал при-каз об артиллерийском об-стре-ле главного оп-ло-та вос-став-ших - района Пре-сня. Эсе-ра-ми был при-го-во-рён к смер-ти, в 1906 году на не-го два-ж-ды бы-ли со-вер-ше-ны по-ку-ше-ния, оба ра-за Дубасов был ра-нен. С 1905 года по-сто-ян-ный член Со-ве-та государственной обо-ро-ны. С 1906 года член Государственного со-ве-та по на-зна-че-нию, при-мы-кал к груп-пе пра-вых.

Сочинения:

О ми-но-нос-ной вой-не. [СПб., 1888];

На фре-га-те «Вла-ди-мир Мо-но-мах». 1889-1891. П., 1916.

Иллюстрация:

Ф. В. Ду-ба-сов. Архив БРЭ.

Похожие публикации