Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Волокуши и нарты для снегохода: как сделать своими руками. Самодельные сани из пластиковых труб: инструкция по монтажу Самодельные сани для мотособаки из пластиковых труб

Всем давно известно, что конные сани являются наиболее древним русским средством передвижения в зимний период. Самые старинные изображения похожих на сани изделий для перевозки различных грузов специалисты в области археологии нашли в римской эпохе. На самодельные полозья ложились огромные каменные блоки, большой массы грузы и другие тяжести.

В древней Руси, из-за специфических особенностей зимнего периода, они стали самым многочисленным транспортным средством. Лошадь, запряженная в сани, давно стала символом России и воспета всеми известными писателями и поэтами.

Именно с русскими санями можно связать большой пласт отечественной культуры. В различных областях нашего государства существовали свои особенности в изготовлении старинных саней и телег. В наше время все виды саней принято разделять на такие категории: городские, спортивные, охотничьи, беговые и розвальни. Наиболее простым видом являются розвальни , которые применялись в основном сельскими жителями для транспортировки различных грузов. Также были распространены городские сани. Они более компактные и позволяют развивать хорошую скорость. Их применяли для перевозки людей в черте города.

Обычно русские сани по своему строению очень похожи на телегу. Они оборудованы оглоблей и дугой. Именно поэтому метод запрягания коня у них полностью одинаковый. В случаях, когда необходимо запрячь тройку лошадей , применяется троечная упряжь, в которой коренник обязательно запрягается в оглобли, а две другие лошади пристегиваются за шлеи.

Сразу отметим, что универсальных саней не бывает. Взаимоисключающими при этом являются такие факторы, как специфика трассы и снежного покрова, рельеф местности, и др. Кстати, у профессионала всегда имеется несколько саней для различных ситуаций, что, несомненно, очень удобно и практично.

При выборе саней покупатель обычно обязан решить ряд задач, связанных с материалом и конструкцией их изготовления. Для глубокого снега подойдет пластик, для каменистой трассы необходимы металлические лыжи, а если предвидится перевозка пассажиров – нужно позаботиться об амортизаторах для саней. Давайте разделим условно все виды саней на 4 группы, а именно: грузовые сани, волокуши, пассажирские и самодельные. Теперь сделаем краткий обзор предложений, которые существуют на сегодняшний день, их технические характеристики и стоимость.

Грузовые сани для снегохода

Этот вид саней является более сложным по своей конструкции, нежели обычные пластиковые волокуши. Спрос на такие сани весьма значителен. Поверхностью скольжения грузовых саней служат лыжи. Кроме того, очень часто применяется подвеска с амортизаторами.
При распределении саней по группам класс таких утилитарных саней отличается возможностью транспортировки тяжелых и габаритных грузов. Есть еще и другой популярный класс грузовых саней-боксов, использующихся туристами для путешествия.
Однако главным преимуществом любого вида таких саней является их максимальная грузоподъемность. Другое немаловажное свойство – комфортные ходовые характеристики, зависящие от устройства подвески и площади поверхности скольжения. В отличие от волокуш, грузовые сани имеют меньшую площадь контакта с трассой, равную площади лыж. Благодаря широкой лыжной базе сани эти более устойчивы при маневрах, а устойчивость курса на склонах обеспечивается наличием коньков.
Из-за достаточно высокой посадки платформы транспортируемый груз лучше защищен от попадания воды. Главный недостаток грузовых саней – их большой собственный вес. К тому же, в связи с использованием металлического каркаса и других частей, такие сани всегда обмерзают толстым льдом, что дополнительно увеличивает их вес. Поэтому приходится возить с собой киянку для периодического сбивания льда.
На санях с платформой необходимо тщательно и грамотно укладывать багаж для обеспечения наилучшего баланса нагрузки и повышения герметичности упаковки. С этой точки зрения лучшими будут сани-боксы, у которых уже отведена оптимальная зона для укладки и защита груза от влаги.

Волокуши для снегохода

Эти сани используются наиболее часто. Популярность их связана с простотой конструкции и стоимостью. В связи с этим максимальное количество предложений от производителей нашей страны и зарубежных фирм предвидит именно изготовление саней-волокуш. Да и мастера самодельной техники могут смастерить такие сани, стоимость которых получится около 5-8 тысяч рублей.
Однако, учитывая простоту такой конструкции, сани-волокуши имеют очень значительный недостаток. Им является большая вероятность повреждения передних углов корпуса и прицепного устройства.
К преимуществам таких саней, кроме их простоты изготовления и малой бюджетной стоимости, относятся также их незначительный вес, низко расположенный центр тяжести, быстрая загрузка багажа, слабое обмерзание пластикового корпуса, да и по воде они едут наподобие небольшой лодочки.
Главный недостаток волокуш – невозможность приспособить их для комфортной перевозки пассажиров, ведь из-за контакта их с поверхностью трассы всей нижней частью корпуса на них невозможно установить амортизаторы и каждый изъян на дороге «ловится» корпусом саней. Как пример заметим, что сани с лыжами способны пропустить камни, бугры и неровности промеж колеи. Это же свойство саней-волокуш исключает их применение в каменистой горной местности, где есть существенная угроза повредить днище об острые камни.
Другой минус этих саней – их небольшая грузоподъемность, невозможность перевозить груз большой длины, неустойчивость курса на склоне, намокание груза при движении по воде или в шуге.

Пассажирские сани для снегохода

У нас в стране такие сани являются редкостью из-за своей высокой стоимости, а также отсутствия грамотно обустроенных снегоходных маршрутов с подготовленной поверхностью.
Иногда можно встретить экземпляр пассажирских саней на какой-то базе отдыха или в прокате. Сани для перевозки пассажиров еще встречаются у рыбаков, увлекающихся подледной ловлей, однако ими обычно являются самодельные девайсы.

Наиболее распространенной у нас конструкцией пассажирских саней является пластиковая капсула с подрессоренными лыжами. Можно встретить иногда и сани с открытым верхом, которые менее практичны из-за попадания на пассажиров выхлопных газов снегохода. Поэтому лучшей комбинацией для перевозки людей будет мощный снегоход с четырехтактным двигателем на низах и хорошим моментом.

Самодельные сани для снегохода

Самодельные сани для снегохода могут иметь самые разнообразные и оригинальные конструкции, включающие комбинации предыдущих трех групп девайсов. Иногда встречаются настолько оригинальные технические решения, что позавидовать им могут даже иностранные компании-производители. Но позавидовать могут лишь самой конструкции и не более, ведь заработки мастеров-самодельщиков, как правило, не оправдывают трат времени, и «детища» мастеров являются всегда проявлением амбиций изобретателей. Именно среди самоделок можно подобрать хорошие сани, стоимость которых будет в два или даже больше раза дешевле зарубежных фирменных. Однако в отношении ремонта специфика и неординарность конструкции могут стать причиной явных затруднений. Да и гарантии на такие изделия никто не выдает. Поэтому прежде, чем заказать такие сани у одного из умельцев-изобретателей, следует проанализировать характер и способ его общения на снегоходных форумах и сделать соответствующие выводы о популярности и совершенстве его изделий.

КАК СДЕЛАТЬ САМОДЕЛЬНЫЕ КОЛЕСА ДЛЯ СНЕГОХОДА

Колёсные снегоходы - вездеходы (снегоболотоходы, в шутку называемые самодельщиками «каракатами», или «луноходами») на шинах низкого давления (часто именуемых «пневматиками») - очень популярные машины среди конструкторов-энтузиастов. Однако высокая трудоёмкость изготовления колёс, а главное - низкая надёжность их шин (как правило, сделанных из камер колёсных тракторов) зачастую охлаждают творческий пыл умельцев.

Между тем, покрышку для колеса такого вездехода можно изготовить из подходящей шины (с диагональным волоконным кордом, не рваной и не совсем «лысой») от колеса грузовика или колёсного трактора. Для преобразования обычной шины в «пневматик» от неё отсекается все лишнее: ведь нагрузка вездехода (даже с пассажирами) на них в несколько десятков раз ниже, чем в штатном варианте.

Как известно, любая пневматическая шина - это многослойная оболочковая конструкция из резины, наваренной на корд, которая на бортах заворачивается вокруг стальных стержней-сердечников слоистой петлёй. Для наглядности можно распилить поперёк болгаркой любую ненужную шину (ведь валяются они везде, даже в тайге и тундре), и всё станет ясно. Условно покрышку можно разделить на следующие составные части: беговая дорожка, борта и боковины (наружные и внутренние для шин с направленным рисунком протектора - одинаковые по конструкции, но зеркально отображённые).

Каждая часть, в свою очередь, состоит из нескольких (и даже множества) тесно взаимосвязанных элементов. Так вот, снаружи надо снять избыточную резину боковин и протектора, а изнутри - удалить посадочные сердечники (оставив при необходимости лишь один) и даже часть прорезиненной кордовой основы шины, вот только при этом очень трудно оставить в целостности нити корда оставшегося ближайшего слоя. Для колёс своего вездехода я использовал «кразовские» шины размерами 1090x508x420 мм (диаметр качения х посадочный диаметр х ширина).

Пока шины были ещё неободранными, они весили столько, что в одиночку не мог их приподнять и поставить на беговую дорожку протектора. После же обдирки покрышка весит максимум 30 кг, а всё колесо - около 50 (ещё камера - 4 - 5 кг и диск - 16 кг). Думаю, что легче сделать уже невозможно, по крайней мере, очень непросто. По ходу процесса облегчения (уменьшения массы) покрышки изготовил несколько приспособлений (в основном, различные фасонные долота).

Основное требование к ним - прочность, так как все они ударного действия. И ещё. Боковые ножи фасонных долот должны иметь развал 3 - 5°. Тогда их не будет заклинивать в прорубаемых канавках, а в самих канавках протектора не будут застревать камешки. Сначала на кромке борта (посадочного диаметра) шины ножом вырезал уголок до стальных проволок сердечника и изучил внутреннее строение борта обрабатываемой покрышки. Затем прорезал посадочную кромку изнутри ножом с отступом от внутреннего края на 17 - 20 мм на глубину 4 - 5 мм по периметру.

Слои, а, точнее, петли, надо раздвинуть. Для этого использовал самодельное приспособление (наподобие циркуля) из двух лучей (отрезков трубы наружным диаметром 22 мм), на концах которых приварены клинья (у меня они из П-образного профиля - швеллера, но будет лучше вырезать их из уголка). Полки клиньев сводил вместе, забивал их кувалдой в прорезь между петлями и растягивал сначала двумя рычагами-монтировками за свободные полки швеллеров лебёдкой. Но так разрывать слои оказалось делом нелёгким.

Поэтому приварил к клиньям тяги и расслаивал бортовые петли шины уже с помощью лебёдки. Разорвав слои в этом месте, передвигал приспособление дальше по посадочной окружности. За одну установку отрывал 60 - 70 мм. Помогать можно ножом, но только тупым, чтобы не резать нити корда. При первоначальном зарезе угодить между слоями вряд ли получается, но это и не важно. А вот дальше необходимо, подрезая нитки, попасть точно между нужными слоями. Лишние слои от каждой боковины (от борта до середины протектора) отделял за три прохода по кругу (тремя полосами).

Когда отделяемая полоса начинала мешать осуществлению операции, её отрезал, обязательно оставив миллиметров 10 уже отделённой полосы, иначе потом очень сложно попасть именно на этот же слой. Надрезал бортовую часть кордовой основы изнутри и отрывал её, навёртывая на лом с ухом (ключ для сборки отопительных регистров в батарею с двумя зубьями-зацепами). У меня была слабая лебёдка, да я и не торопился: за два часа ободрал боковины, за час - поперечные прорези беговой дорожки, часа три наворачивал на лом куски по 300 - 400 мм.

Сейчас эту операцию я выполнил бы по-другому. Нужно было бы сделать одну прорезь глубиной 60 - 70 мм. Внутрь вставить клинья приспособления так, чтобы не изломать оставляемый сердечник. Боковины прикрутить по периметру болтами к какой-либо наружной заякоренной станине. Зацепить за удаляемые внутренние кольца сердечника трос и «тягачом» выдрать все внутренности - петлю с сердечником и несколько слоев основы-каркаса - за один раз.

Далее - обработка наружной стороны покрышки. С неё надо срезать лишнюю резину. Для этого сначала желательно исследовать толщину наваренной на боковине резины, протыкая её шилом до ниток: слышно по характерному звуку зацепляемых ниток. Затем надо собрать колесо и накачать камеру - так легче резать. Боковину я срезал почти до ниток основы ножом 50-мм ширины, с правой стороны которого имелся Г-образный ограничитель глубины резания. Нож вставляется в перфоратор с мягким боем, иначе инструмент долго не терпит - крошится. Место реза на покрышке поливается водой для смазки.

Левая часть ножа идёт поверх резины, а правая зарезается до упора на 4 - 6 мм. И так несколько проходов по кругу, от борта до протектора - и боковина лысая. Нож должен быть заточен грубо, с зазубринами: так он лучше режет (или пилит). На беговой дорожке следует определиться с высотой протектора над нитками. Плоским ножом-стамеской с шириной лезвия 80 - 120 мм с боку до середины поперек шины с каждой стороны срезать лишнюю резину, подложив шаблон-упор под нож в существующие углубления протектора.

Шаблон сделал из алюминиевой проволоки нужной переменной толщины, изогнув по рисунку канавки. Поскольку нож плоский, а упор-шаблон широкий, то надо добавить 3 - 4 мм высоты, так как шина торообразная и обязательно срежется больше, чем рассчитываешь. Все 98 грунтозацепов на покрышке срезал за два часа. Так как перфоратор у меня был с жёстким ударом (электромолоток) и крошил ножи, то для нарезания грунтозацепов в форме «ёлочки» изготовил приспособление вроде рубанка.

«Рубанок» состоит из стержня, выполненного из арматурного прутка-катанки диаметром 20 мм и длиной около 400 мм с приваренной к нему с одного конца стальной квадратной трубой 20x20 мм и длиной около 200 мм, к которой сзади снизу приварен ещё нож в форме скобы шириной около 10 мм. Высота ножа - по глубине вновь нарезаемого протектора. Перед началом вырезания канавок на беговой дорожке шины мелом размечаем две-три «ёлочки», поливаем это место водой. Данную операцию лучше выполнять вдвоём с помощником - один держит и направляет рубанок, второй бьёт по концу стержня кувалдой.

За один удар пробивается 10 - 30 мм (зависит от силы удара и сноровки работающих). 98 канавок пробили за пять часов и один час потратили на отрезание хвостов Г-образным ножом. У меня рубанок вытерпел семь колёс и остался жив, правда, нож лопался, раз пять по сварочному шву, и приходилось вновь его подваривать. Вот, вроде бы, и всё. На обдирку одной шины уходило часов восемнадцать, не считая изготовления инструмента. Работа тяжёлая и больше чем на три часа в день меня не хватало.

Камера подбирается чуть меньше покрышки для удобства монтажа. При накачке до давления 0,15 - 0,2 атмосферы она прилипает к покрышке. При меньшем давлении во время движения камера может проскальзывать в покрышке, а покрышка - на ободе колеса Чтобы подстраховаться от проскальзывания покрышки на ободе при низком давлении в камере, к ободу на полке диска делал по периметру шесть выступов по 4 мм из полосы металла 20-мм ширины, а на борту покрышки - соответствующие углубления (зубчатое соединение), ничего не проворачивается.

Про колёса. Поскольку «кразовское» колесо (диск с ободом) из-за его большой массы в вездеходе использовать нецелесообразно, его пришлось изготовить из «жигулёвского». К ободу «жигулёвского» колеса с обеих сторон доварены две конические поверхности из металла 2,5 - 3 мм. К конусам приварены половинки мотоциклетных ободьев (посадочные полки с бортовыми закраинами). И такие колеса отлично удерживают облегчённые шины и нагрузки на них. Кому-то выкройка конусов покажется непосильной задачей. Но тут можно и учебник открыть.

Чертите на листе поперечный разрез вашего будущего колеса (конус на нём будет выглядеть в виде отрезка прямой между мотоциклетной полкой и ободом «жигулёвского» колеса). Продолжите отрезок до пересечения с осью колеса. Точка пересечения будет центром радиусов сектора выкройки усечённого конуса. Затем следует измерить рулеткой длину окружности посадочной полки мотоциклетного обода (или вычислить её по диаметру обода), отмерить такую же длину по наружной дуге конуса. То же самое нужно произвести с ободом «жигулёвского» колеса и отмерить полученную величину по внутренней дуге.

Выкройку конуса для экономии листа железа лучше разбить на две части. Раскроить (вырезать электролобзиком) надо с 5-мм припуском по длине, сварить половинки встык, согнуть через колено для соединения концов. Мотоциклетный обод надо разрезать болгаркой прямо по отверстиям спиц, оставив вертикальную полочку (закраину) для жёсткости. Положить отрезанную часть обода на лист древесно-стружечной плиты («дсп») и набить гвоздей по внешней его окружности.

Далее наложить на него конус соответствующей стороной и накрыть ещё листом «дсп» и стянуть по центру болтом. Добившись с помощью молотка и рулетки параллельности плит (биения до 10 мм можно считать нормой), приварить полку к конусу стежками по 40 мм с разных сторон, чтобы не повело. Несколько советов по выбору шин и колёс, исходя из местных дорожных (а точнее - внедорожных) условий предстоящей эксплуатации.

Наши условия: лес, кочки, мох, оттаявшая мерзлота глубиной до полуметра, горные речки, сыпучий снег зимой, колеи от зимников, которые, как правило, проходят именно в том единственном месте, где можно проехать. Рекомендую выбирать такой наружный диаметр (диаметр качения) шины колеса, чтобы обеспечить просвет под машиной 350 - 400 мм: примерно такой, как у грузового автомобиля «Урал». Более высокие препятствия можно объехать. Колею колёс желательно тоже делать «ураловскую», иначе можно собрать всё, что не выломали эти вездеходы.

Давление в шинах для передвижения по мху - 0,15 - 0,25 атмосферы, по дороге - 0,35 - 0,55. Не гонитесь за шириной шин колёс: на снегу при недостатке мощности они хуже узких, к тому же уменьшают полезную площадь самой машины и труднее управляются. Машину желательно спроектировать так, чтобы кабина была спереди (это значительно улучшает обзор), а колёса переднего моста выступали за передний габарит - тогда они будут укладывать кустарник под машину.

При переправе через горные речки предпочтительнее, чтобы машина тонула и цеплялась колёсами за дно, чем плыла. В тундре - крае болот и озёр - возможны другие требования. Ездил на облегчённых покрышках пять лет, в том числе по лесу и ни разу шины не протыкались. Если сравнивать эти самодельные покрышки с фирменными импортными или отечественными промышленными «трэколскими», то у нас в Якутии они нередко прокалываются даже на дорогах общего пользования.

КАК СДЕЛАТЬ САМОДЕЛЬНЫЙ ПРИЦЕП-КУПЕ ДЛЯ СНЕГОХОДА

Прицеп-купе представляет собой четырехлыжные сани с остекленной пассажирской кабиной, оснащенной автономным отопителем и осветительными плафонами. Кабина имеет единственную боковую дверь, откидывающуюся вверх. Сиденья, сделанные на базе офисных кресел, могут поворачиваться: в транспортном положении пассажиры располагаются тандемом, а на стоянке они могут сидеть лицом друг к другу.

При необходимости между креслами можно установить откидную столешницу. Пассажирская кабина преимущественно деревянная. Основой ее служит нижняя (силовая) панель кабины, представляющая собой своеобразный сандвич. Внутри силовой панели располагается каркас, состоящий из поперечин и боковин.

Сверху и снизу панель оклеена 4-мм фанерой; пустоты между брусками каркаса заполнены строительным пенопластом. Такая панель при сравнительно небольшой толщине и малой массе обладает значительной жесткостью как на кручение, так и на изгиб. Для поперечин следует подобрать прямослойные доски толщиной 40 мм, из которых выполняются заготовки необходимых размеров, - ширина самой большой (средней) поперечины составляет 110 мм.

Для боковин потребуются доски толщиной 20 мм. Каркас силовой панели собран на эпоксидном клее. С помощью этого же связующего в каркас вклеиваются блоки из строительного пенопласта, а также закрепляется обшивка из 5-мм фанеры. Кабина собирается на готовом основании. Наиболее целесообразна следующая схема его монтажа. Для начала на нижней (силовой) панели кузова собирается каркас крышевой панели и средний пояс.

Далее нижняя панель устанавливается на козелки в исходное (рабочее) положение, а затем все три элемента каркаса (нижняя и крышевая панели, а также средний пояс) соединяются с помощью двух наклонных шпангоутов, вырезанных из 12-мм фанеры. В результате получается достаточно жесткая конструкция, которую можно достраивать «по месту» - монтировать продольные стрингеры, устанавливать поперечины и дополнительные облегченные шпангоуты.

На подготовленном таким образом каркасе закрепляются рамки лобового, заднего и боковых стекол, а также формируется рама дверного проема. Кстати, дверь в прицепе-купе всего одна - слева. Готовые стекла для кабины подобрать достаточно сложно, поэтому проще вырезать их из плексигласа.

Далее каркас обшивается снаружи 3-мм фанерой. Следует заметить, что удобнее обшивать каркас вместе с дверью, и уж после отверждения эпоксидного клея удалить ее из каркаса, прорезав фанеру обшивки электролобзиком. Пространство между шпангоутами заполняется пенопластовыми блоками. После выравнивания пенопласта заподлицо со шпангоутами кабина изнутри оклеивается искусственной кожей.

Снаружи кабина сформирована поверхностями одинарной кривизны, которые, как правило, придают транспортным средствам некий «доморощенный» вид. Однако существует немало приемов, позволяющих придавать фанерным оболочкам двойную кривизну. Один из таких приемов показан на примере крышевой панели, сформированной из трех полос фанеры.

После вышкуривания и оклейки стеклотканью такая поверхность уже ничем не отличается от панели двойной кривизны. В принципе, тот же прием можно использовать и при формировании нижней части кабины - начиная от ее пояса. Снаружи кабина оклеивается слоем стеклоткани на эпоксидном связующем, после чего выравнивается двухкомпонентной автошпаклевкой и окрашивается - сначала слоем грунта, а затем двумя слоями автоэмали.

Лыжи склеены на эпоксидном связующем из полос 3-мм фанеры и полосы нержавеющей стали толщиной 0,8 мм - суммарная толщина пакета составляет 20 мм. Перед склейкой необходимо сделать простейший стапель, закрепив на деревянном брусе несколько поперечин; в передней части стапеля высота их должна плавно уменьшаться в соответствии с кривизной носка лыжи. При склейке фанерные полосы поджимаются к поперечинам стапеля с помощью скоб, согнутых из стального прутка в виде буквы «П», на «ножках» которой нарезается резьба.

Потребуются также деревянные траверсы с просверленными в них отверстиями, в которые вводятся «ножки» скоб; зажим осуществляется с помощью гаек. В средней части каждой из лыж устанавливаются направляющие подрезы из листовой нержавеющей стали толщиной 3 мм.

На лыже шарнирно закрепляется маятник подвески - дуга, согнутая из стальной трубы диаметром 22 мм. В передней своей части дуга опирается на пружинно-гидравлический амортизатор от коляски мотоцикла «ИЖ», в задней - на опору из отрезка стального швеллера. Конструктивно передние и задние лыжи одинаковы.

И те и другие шарнирно установлены на трубчатых поперечинах, которые, в свою очередь, закреплены на силовой панели кабины. Передние лыжи - поворотные, с рулевыми тягами, шарнирно связанными с дышлом, с помощью которого кабина-купе соединяется со снегоходом-буксировщиком. Носки лыж оттягиваются вверх с помощью резинового шнурового амортизатора диаметром 8-10 мм.

Буксировочный фаркоп - стандартный, автомобильный, шаровой, с шаром диаметром 50 мм. В задней части кабины располагается отсек, в котором закрепляется автомобильный аккумулятор - для освещения кабины, работы двух задних габаритных фонарей и привода автономного отопителя (от автомобиля «Запорожец»).

Последний располагается в переднем отсеке кабины. Забор воздуха для отопителя осуществляется через жалюзи в передней части кабины. Электропроводку целесообразно делать таким образом, чтобы при движении в цепь снегохода-буксировщика включался аккумулятор прицепа. И последнее.

Пассажирский прицеп в обязательном порядке должен быть оснащен стояночным стопором - в простейшем случае им может стать пара штырей, заглубляемых в снег через отверстия в задних лыжах.

Сани в заснеженных регионах – это распространенный вид транспорта для перевозки бытовых грузов. Чаще всего с их помощью доставляют поваленные деревья и хворост, пригодные для заготовки дров и последующей растопки печи и камина. В данном мастер-классе, в качестве основы для саней использовались только подручные материалы.

Материалы

Чтобы сделать сани для дров своими руками, вам будут нужны:

  • листы гофрированной жести;
  • куски фанеры;
  • угловые металлические скобы;
  • старые лыжи;
  • канат;
  • винты, шайбы и гайки;
  • дрель;
  • молоток;
  • пила;
  • карандаш;
  • защитные очки и перчатки.

Шаг 1 . Кусок жести станет основанием саней. Обрежьте его до соответствующих габаритов. Если вы уже знаете ориентировочную ширину тропок в лесу, где набираете дрова, старайтесь отталкиваться от них и от примерной длины бревен. Для резки можете использовать любой подходящий инструмент, но лучше всего зарекомендовала себя в данном процессе угловая режущая машинка. Управлять ей легче и по металлу она идет мягче.

Шаг 2 . Кусок фанеры также обрежьте до размеров уже имеющегося гофрированного основания из жести.

Шаг 3 . К подогнанному листу фанеры с двух концов прикрепите два бруса.

Шаг 4 . Обрежьте лыжи и переднюю их часть прикрепите к одному из концов фанеры. Они будут нужны, чтобы зафиксировать жесть в передней части саней в изогнутом состоянии для лучшего скольжения по снегу.

Шаг 5 . Прикрепите гофрированную жесть к фанере.

Шаг 6 . Сани практически готовы. Теперь нужно сделать вертикальные крепления, чтобы дрова во время перевозки не скатывались с них. Путем проб и ошибок оказалось, что лучше всего для этого подходят куски дерева квадратного сечения, прикрепленные к брусьям основания с помощью металлических уголков.

Шаг 7 . Прикрепите к полученной зимней повозке веревку.

Зима всегда приходит неожиданно, даже если ее очень ждешь: однажды утром, проснувшись и выглянув в окно, мы увидим долгожданный снег, который так манит детишек порезвиться! Да и взрослые обычно не прочь весело перекинуться парочкой снежков, с наслаждением вдыхая чистый морозный воздух и щурясь на сверкающий белизной, еще не тронутый снежный покров.

Не будет ошибкой сказать, что главный атрибут зимних детских (а часто и взрослых) игр – санки.

Не обойтись без санок и родителям, которым приходится возить детишек в детский сад; важное подспорье в хозяйстве – сани, приспособленные решения для различных задач. Как правило, любые сани можно купить в розничном или интернет магазине: выбор моделей огромен, ценовой диапазон очень широк, набор использованных материалов и расцветок также, как говорится, на любой вкус. Но как быть, если вы – человек творческий, а мастеровые руки соскучились по инструментам? Конечно же, приниматься за дело! А сэкономленные деньги, чувство удовлетворения результатом и гордость ребенка за своего отца, который «может все!», станут заслуженной наградой.

Итак, прежде, чем приняться за дело, следует выбрать тип санок, продумать их дизайн и устройство, а также определиться с материалами. Скажем честно, самостоятельно («на коленке») можно собрать санки классического типа
либо финские сани, которые отличаются наличием в передней части сиденья со спинкой и удлиненными полозьями с небольшими противоскользящими платформами для ног.

Как вариант, можно рассматривать снегокат с передней поворачивающейся лыжей и рулем, однако это несколько выходит за рамки данной статьи и санками, в строгом смысле, не являются.

Дизайн и устройство детских санок могут быть самыми разнообразными – от простеньких, нацеленных на решение строго утилитарных задач, до резных, с использованием ажурных элементов и частей из гнутого дерева, обычно в псевдотрадиционном стиле. Не будет секретом, что каждый домашний мастер выбирает конструкцию по своим возможностям и техническим навыкам, нередко отталкиваясь от имеющихся в наличии материалов.

Вам потребуется затратить около 1 тыс. рублей на расходные материалы и уделить день времени на изготовление, но в результате вы получите надежную конструкцию, не уступающую по эксплуатационным характеристикам магазинным изделиям, и сэкономите немалую сумму денег.

Сани из пластиковых труб сможет поднять даже девушка

В данной статье представлена инструкция, следуя которой можно сделать санки . Мы рассмотрим конструктивные , приведем перечень инструментов и материалов, необходимых для их изготовления.

Сложности выбора

Первоначально определитесь, какие санки нужно сделать — для развлечения ребенка либо серьезную прицепную конструкцию для снегохода. С изделиями для детей трудностей не возникает — стандартная конфигурация советского образца, состоящая из несущего каркаса, полозьев и сидения со спинкой, тогда как пластиковые сани для снегохода вариативны в своем исполнении.

Исходя из конструктивных особенностей и функционального назначения, пластиковые сани для снегоходов классифицируются на 3 вида:

  • Грузовые;
  • Волокуши;
  • Пассажирские.

На изделиях, используемых для перевозки грузов, в качестве полозьев используются лыжи, соединенные с несущей платформой посредством амортизаторов, устраняющих колебания транспортируемого объекта на неровностях. Грузоподъемность и устойчивость таких конструкций достигается за счет увеличения их размеров — каркаса (широкая грузовая платформа предотвращает перекидывание саней на поворотах) и скользящей поверхности (чем больше площадь полозьев, тем лучше сани проходят рыхлый снег).

При эксплуатации в условиях высокого и рыхлого снега рационально сделать пластиковые сани волокуши. Это корытообразная конструкция, в которой отсутствуют полозья — о снег, при передвижении, трется гладкое дно санок. Данные изделия применяются для транспортировки грузов, для перевозки людей они не предназначены.

Пластиковые санки волокуши имеют ключевой недостаток — из-за особенностей конструкции при езде они воспринимают удары камней, неровностей и выбоин, что приводит к повреждении лицевой части конструкции. Преимущество — низкий вес, простота изготовления.

Из чего состоят сани

Типовая конструкция саней стандартной конфигурации (грузовых, детских либо пассажирских) состоит из трех узловых элементов:

Санки в собранном виде
  • Несущего каркаса для фиксации седалища;
  • Полозьев (лыж);
  • Стоек, соединяющих каркас с лыжами;
  • Седалища — площадки из дерева, на которой размещается груз либо пассажир.

От механической прочности каждого элемента зависит итоговая эксплуатационная пригодность изделия. Самодельные санки из ПВХ труб можно рассматривать как надежную конструкцию — пластик не теряет прочность при минусовых температурах, не деформируется при точечных ударах (при столкновении с камнями) и имеет низкий вес.

Чтобы сделать санки из ПВХ труб своими руками первоначально определитесь с функциональным назначением изделия — компактные сани не нуждаются в широких полозьях и усилениях каркаса, тогда как конструкции для транспортировки грузов требуют использования уширенных лыж и увеличенного количества стоек в несущей раме.

Что для этого понадобится

Чтобы изготовить санки своими руками вам потребуются следующие инструменты и материалы:

  • ПВХ труба диаметром 30-40 мм (для каркаса) и 110 мм (для полозьев);
  • Фитинги соответствующего диаметра;
  • Пилка-ножовка либо болгарка;
  • Строительный фен либо паяльная лампа (потребуется для гибки труб);
  • Аппарат для ;
  • Лист фанеры толщиной 10 мм. (для седалища);
  • Маркер, рулетка, уровень, канцелярский нож;
  • Напильник, наждачная бумага;
  • Стальной угловой профиль (для усиления соединений конструктивных узлов).
Оборудование и место для сборки

Расход материалов зависит от того, каких габаритов вы планируете сделать санки. Приобретайте трубы отрезками в 1.5-2 метра, чтобы в процессе работы раскраивать их на заготовки требуемых размеров.

Процесс изготовления

Делая сани для снегохода своими руками отдавайте предпочтение прямоугольным конструкциям — они проще в исполнении. Оптимальные размеры — 180 см. в длине и 75 см. по ширине между полозьями. Допустимо увеличение размеров, при уменьшении пострадает устойчивость изделия.

Санки из труб ПВХ изготавливаются по следующему алгоритму:

  1. Размечаются трубы меньшего диаметра для несущего каркаса — два пояса, по 180 (продольный) и 70 (поперечный) см. соответственно. Участки распила помечаются маркером, резка труб выполняется болгаркой либо ножовкой;
  2. После нарезки края труб обрабатываются напильником и наждачкой для устранения заусениц;
  3. Заготовки укладываются на ровную рабочую поверхность и соединяются посредством пайки либо саморезов и металлических уголков. Стыковки угловым профилемпредпочтительный вариант, обеспечивающий большую итоговую прочности изделия;
  4. Размечаются стойки для соединения каркаса и полозьев, используйте высоту в 20-30 см. Трубы нарезаются и зачищаются от заусениц. Количество стоек — по 5-7 шт. на каждую сторону (шаг 10-15 см);
  5. Ножом и напильником на стыковочных кромках стоек , необходимая для плотного прилегания элементов каркаса между собой;
  6. Стойки посредством уголков присоединяются к несущему каркасу;
  7. Изготавливаются самодельные лыжи из пластиковых труб. Заготовка трубы требуемой длины разрезается болгаркой на два продольных участка, которые прогреваются феном и выгибаются до плоской формы. Передние части полозьев загибаются под углом 150 градусов;
  8. Лыжи крепятся на стойках посредством двухсторонней фиксации уголками;
  9. К несущему каркасу присоединяется седалище из фанеры и дополнительные аксессуары — держатели для рук, багажник.

Используя оставшиеся в процессе сборки саней отрезки можно изготовить снегоступы из полипропиленовых труб. Вам потребуется два куска трубы длиной в 150 см, прочный шнур (капроновый либо нейлоновый) — 50 метров, и резиновые подкладки (приобретаются в спортивных либо хозяйственных магазинах) для фиксации стопы.

Изготавливаем снегоступы своими руками из пластиковых труб:

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

  • Нарезается две заготовки трубы длиной 130 см;
  • В центральной части трубы делается отметка и участок сгиба прогревается строительным феном, после чего труба выгибается так, чтобы прямые участки размещались параллельно друг другу;
  • После гибки труба охлаждается в емкости с водой;
  • Овальный участок заготовки прогревается и выгибается под углом 120 градусов (поднятие нужно для предотвращения зацепа снега при ходьбе);
  • Краям прямых участков придается изогнутая внутрь форма, далее они склеиваются и фиксируются шурупом;
  • В центральной части заготовки на саморезы устанавливается поперечная перемычка;
  • Внутреннее пространство снегоступа перекрывается сеткой из капронового шнура, вязка узлов выполняется по приведенной ниже схеме.

Похожие публикации