Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Я не ищу гармонию заболоцкий. Анализ стихотворения "Я не ищу гармонии в природе" Заболоцкого Н.А

Творчество Николая Алексеевича Заболоцкого неразрывно связано с темой природы. Родившийся в семье агронома и сельской учительницы, обучавшийся одновременно на медицинском и историко-философском факультетах Московского университета, будущий поэт все-таки выбрал творчество и не изменял этой стезе на протяжении всей своей нелегкой жизни.

Знакомство с футуристами и участие в создании литературной группы ОБЭРИУ во многом повлияли на мировоззрение поэта, а работа в детском журнале и литературные переводы, которыми занимался Заболоцкий, позволили ему рано обрести свое имя в творческой богеме Москвы. Однако позже за это ему пришлось расплатиться сполна: за то, что не прославлял советскую страну, коммунистическую партию, вождя, Заболоцкий был обвинен в антисоветской пропаганде и осужден. Почти год провел он в тюрьме, где подвергался пыткам, с помощью которых из него «выбивали» признание в якобы контрреволюционном заговоре вместе с Николаем Тихоновым и Борисом Корниловым, а впоследствии еще 5 лет провел в сибирских лагерях.

Только в 1946 году Николай Алексеевич вновь оказался в Москве, во многом благодаря своему главному труду - поэтическому переводу «Слова о полку Игореве». С этого времени Николай Алексеевич словно ищет философскую основу для своих стихотворений. Прежние основы утрачены. В 1947 году появляется программное произведение «Я не ищу гармонии в природе». В отличие от Федора Ивановича Тютчева, который как раз воспевал гармонию человека и природы, Заболоцкий позицию своего лирического героя заявляет уже в первой строке: «Я не ищу гармонии в природе».

Далее герой очень логично и доказательно объясняет почему. Он не видит в ней «разумной соразмерности начал», его сердце «не слышит правильных созвучий», а «душа не чует стройных голосов». Дремучий мир природы, по мнению героя, своенравен, и даже в пении ветров ему слышится ожесточение. Такой пейзаж сейчас не удивит современного читателя, ведь во многих фантастических произведениях природа давно враждебна миру человека. Но в середине ХХ века такое восприятие было необычным для русской поэзии.

Однако большая часть стихотворения является антитезой вышесказанному тезису. Целых три строфы, являясь анафорой и одновременно придаточными предложениями в однородном соподчинении, представляют взгляду читателя те моменты, когда природа, «устав от буйного движенья», предстает перед героем «прообразом боли человечьей». Теперь природа одухотворена, она находится в умиротворенном состоянии.

Недаром поэт именно в этих строфах использует больше всего тропов. Эпитеты «тихий час осеннего заката», «слепая ночь», «тревожный полусон изнеможенья», «потемневшая вода» создают привычный образец пейзажной лирики, помогающей читателю глубже прочувствовать, пережить то состояние, в котором находится природа.

В этот момент «печальная природа» тяжело вздыхает, потому что ей самой «не мила дикая свобода», в которой она пребывает. Сон, описанный далее поэтом, воссоздает картину индустриального мира, сотворенного человеком: это и «блестящий вал турбины», и «зарево плотины», и «налитые током провода». Созданные человеческим гением гидроэлектростанции, главное достижение первой послевоенной пятилетки, воспринимаются автором как победа над стихией природы, первый шаг на пути «одомашнивания» дикой природы.

И если другого русского поэта ХХ века, Сергея Александровича Есенина, пугала индустриализация, что ярче всего отражено им в «Сорокоусте» в сцене поединка тонконогого жеребенка и летящего «на лапах чугунных» поезда, то Николай Заболоцкий вслед за Владимиром Маяковским (своим бывшим «коллегой по цеху» футуристов) прославляет прогресс, осуществляемый под руководством человеческого разума.

В последней строфе Заболоцкий использует прием параллелизма: в этих строчках возникает образ матери-природы, но она не просто слепо любит свое дитя, а готова «вместе с сыном солнце увидать». Это уже не идеализация природы, а, скорее, осознание неотвратимости бытия. Поздний Заболоцкий вслед за Мичуриным уверен, что ждать милости от природы уже нет смысла и человеку остается только взять у природы все самое необходимое.

Таким образом, Николай Алексеевич Заболоцкий в своем философском стихотворении не только изобразил природные стихии, но и восславил мудрость природы. Человек при этом не царь, а сын природы, венец ее творения, поэтому ему нужно не покорять природу, не противостоять стихии, а бережно от «дикой свободы» вести ее в мир разума и гармонии.

«Я не ищу гармонии в природе» Николай Заболоцкий

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,-
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе»

Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие. Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата уже пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием физической смерти.

В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе…», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим . Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека, являющегося, по всем канонам, венцом творения. Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.

Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений . Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь. Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т.е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.

Я не ищу гармонии в природе... ~ Картины художника Бузунеевой Анастасии

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!

В ожесточенном пении ветров

Не слышит сердце правильных созвучий,

Но в тихий час осеннего заката,

Когда умолкнет ветер вдалеке.

Когда, сияньем немощным объята,

Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой,—

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа

Лежит вокруг, вздыхая тяжело,

И не мила ей дикая свобода,

Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,

И мерный звук разумного труда,

И пенье труб, и зарево плотины,

И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,

Безумная, но любящая мать

Таит в себе высокий мир дитяти,

Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Николай Заболоцкий

Ernesto Сortazar - secret_feelings

Бузунеева Анастасия Валентиновна, талантливый художник-живописец, мастер песочной анимации, мастер древнего турецкого искусства эбру, родилась 20 ноября 1981 года в Туркмении, городе Мары. Там она провела своё детство. В 1995 году в возрасте 15 лет Анастасия переехала в Татарстан, город Казань, где сейчас проживает с мужем и дочерью.

Мама Анастасии, Татьяна - уроженка Туркмении. Выучившись на технолога, она проработала на ткацком заводе, доросла до должности главного экономиста ткацкого завода. Папа Валентин - родом из Татарстана, села Уралово. Как рассказывали Насте, познакомились родители у подруги Татьяны на Дне рождении в Туркмении. Потом Валентин уехал домой, в Татарстан, но молодые люди долго переписывались. Поняв, что созданы друг для друга, они поженились, и Валентин перебрался жить в Туркмению. Однако, спустя некоторое время, уже после рождения Анастасии и её брата, были вынуждены переехать в Татарстан.

Из воспоминаний Насти, бабушка по маминой линии была нянечкой в детдоме, а дедушка - строителем. По папиной линии бабушка - обычная деревенская женщина, а дедушка - тракторист. Все они сыграли большую роль в воспитании Насти, они сидели с ней, пока родители работали. Бабушки учили девочку рукоделию, а дедушка с папиной стороны - кулинарии.

У Анастасии есть брат Виталий, с которым они проводят много времени вместе, всегда поддерживают друг друга. Если в детстве Настя была очень спокойным ребенком, то брат рос шаловливым мальчиком, в детстве не обошлось без травм.

В школе у Насти были склонности к литературе и русскому языку, однако она вспоминает с улыбкой, что хотела стать космонавтом, а потом гимнасткой цирка. В старших классах занималась вокалом, театральным искусством. Настя признается, что ей всегда легко давалось рисование, она отлично рисовала портреты. После школы хотела поступать в КГФЭИ или в педагогический, но так сложилось, что поступила она в Казанское Художественное училище на отделение дизайна. Вся школа жизни уложилась в период учебы в училище. Анастасия с болью вспоминает это тяжелое время в её жизни, полное испытаний. Но именно эти проблемы помогли выработать в Насте силу и энергию для её дальнейших успехов.

По окончании училища девушка заинтересовалась этнической культурой, чему и был посвящен её дипломный проект. Проект всем понравился, защитилась девушка на пятерку. После училища Настю заинтересовала лепка. Так, она была одним из мастером, которые восстанавливали мечеть Марджани, чем Настя очень гордится.

Будучи беременной от своего первого гражданского мужа Александра, Анастасия являлась внештатным сотрудником в фирме «Седьмое небо». В её обязанности входила зарисовка иллюстраций для постановки мультфильмов «Шоу шепелявых». Параллельно Настя рисовала, её картины под псевдонимом «Анастас» стали появляться на всевозможных выставках. Затем к ней стали приходить люди, покупать картины, появлялись первые постоянные покупатели.

С нынешним мужем, Дмитрием, Настя познакомилась на работе. Именно к нему она устроилась работать художником: рисовала раскадровки, ролики, делала мультфильмы. Друзья называют Настю «идейным генератором», так как она всегда любит придумывать что-то новое, необычное. Анастасия ценит своего мужа в первую очередь за то, что он всегда готов поддержать её безумные идеи, воплотить их в жизнь. Помимо совместного дела, работы, супруги вместе с дочерью Насти, девятилетней Дашей, любят вместе путешествовать, они побывали во многих странах.

Самое главное, что Анастасия желает будущему поколению - это найти своё дело, добросовестно его выполнять, и расти профессионально.

Рубрики:




Метки:
Похожие публикации