Я не ищу гармонию заболоцкий. Анализ стихотворения "Я не ищу гармонии в природе" Заболоцкого Н.А
Творчество Николая Алексеевича Заболоцкого неразрывно связано с темой природы. Родившийся в семье агронома и сельской учительницы, обучавшийся одновременно на медицинском и историко-философском факультетах Московского университета, будущий поэт все-таки выбрал творчество и не изменял этой стезе на протяжении всей своей нелегкой жизни.
Знакомство с футуристами и участие в создании литературной группы ОБЭРИУ во многом повлияли на мировоззрение поэта, а работа в детском журнале и литературные переводы, которыми занимался Заболоцкий, позволили ему рано обрести свое имя в творческой богеме Москвы. Однако позже за это ему пришлось расплатиться сполна: за то, что не прославлял советскую страну, коммунистическую партию, вождя, Заболоцкий был обвинен в антисоветской пропаганде и осужден. Почти год провел он в тюрьме, где подвергался пыткам, с помощью которых из него «выбивали» признание в якобы контрреволюционном заговоре вместе с Николаем Тихоновым и Борисом Корниловым, а впоследствии еще 5 лет провел в сибирских лагерях.
Только в 1946 году Николай Алексеевич вновь оказался в Москве, во многом благодаря своему главному труду - поэтическому переводу «Слова о полку Игореве». С этого времени Николай Алексеевич словно ищет философскую основу для своих стихотворений. Прежние основы утрачены. В 1947 году появляется программное произведение «Я не ищу гармонии в природе». В отличие от Федора Ивановича Тютчева, который как раз воспевал гармонию человека и природы, Заболоцкий позицию своего лирического героя заявляет уже в первой строке: «Я не ищу гармонии в природе».
Далее герой очень логично и доказательно объясняет почему. Он не видит в ней «разумной соразмерности начал», его сердце «не слышит правильных созвучий», а «душа не чует стройных голосов». Дремучий мир природы, по мнению героя, своенравен, и даже в пении ветров ему слышится ожесточение. Такой пейзаж сейчас не удивит современного читателя, ведь во многих фантастических произведениях природа давно враждебна миру человека. Но в середине ХХ века такое восприятие было необычным для русской поэзии.
Однако большая часть стихотворения является антитезой вышесказанному тезису. Целых три строфы, являясь анафорой и одновременно придаточными предложениями в однородном соподчинении, представляют взгляду читателя те моменты, когда природа, «устав от буйного движенья», предстает перед героем «прообразом боли человечьей». Теперь природа одухотворена, она находится в умиротворенном состоянии.
Недаром поэт именно в этих строфах использует больше всего тропов. Эпитеты «тихий час осеннего заката», «слепая ночь», «тревожный полусон изнеможенья», «потемневшая вода» создают привычный образец пейзажной лирики, помогающей читателю глубже прочувствовать, пережить то состояние, в котором находится природа.
В этот момент «печальная природа» тяжело вздыхает, потому что ей самой «не мила дикая свобода», в которой она пребывает. Сон, описанный далее поэтом, воссоздает картину индустриального мира, сотворенного человеком: это и «блестящий вал турбины», и «зарево плотины», и «налитые током провода». Созданные человеческим гением гидроэлектростанции, главное достижение первой послевоенной пятилетки, воспринимаются автором как победа над стихией природы, первый шаг на пути «одомашнивания» дикой природы.
И если другого русского поэта ХХ века, Сергея Александровича Есенина, пугала индустриализация, что ярче всего отражено им в «Сорокоусте» в сцене поединка тонконогого жеребенка и летящего «на лапах чугунных» поезда, то Николай Заболоцкий вслед за Владимиром Маяковским (своим бывшим «коллегой по цеху» футуристов) прославляет прогресс, осуществляемый под руководством человеческого разума.
В последней строфе Заболоцкий использует прием параллелизма: в этих строчках возникает образ матери-природы, но она не просто слепо любит свое дитя, а готова «вместе с сыном солнце увидать». Это уже не идеализация природы, а, скорее, осознание неотвратимости бытия. Поздний Заболоцкий вслед за Мичуриным уверен, что ждать милости от природы уже нет смысла и человеку остается только взять у природы все самое необходимое.
Таким образом, Николай Алексеевич Заболоцкий в своем философском стихотворении не только изобразил природные стихии, но и восславил мудрость природы. Человек при этом не царь, а сын природы, венец ее творения, поэтому ему нужно не покорять природу, не противостоять стихии, а бережно от «дикой свободы» вести ее в мир разума и гармонии.
«Я не ищу гармонии в природе» Николай Заболоцкий
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,-
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе»
Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей. Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие. Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата уже пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием физической смерти.
В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под названием «Я не ищу гармонии в природе…», в котором пытается изложить свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим . Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить человека, являющегося, по всем канонам, венцом творения. Однако у каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в этом случае бессмысленно.
Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений . Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит неподдельная любовь. Именно это чувство заставляет мать жертвовать собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце увидать». Т.е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.
Я не ищу гармонии в природе... ~ Картины художника Бузунеевой АнастасииЯ не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Николай Заболоцкий
Ernesto Сortazar - secret_feelings
Бузунеева Анастасия Валентиновна, талантливый художник-живописец, мастер песочной анимации, мастер древнего турецкого искусства эбру, родилась 20 ноября 1981 года в Туркмении, городе Мары. Там она провела своё детство. В 1995 году в возрасте 15 лет Анастасия переехала в Татарстан, город Казань, где сейчас проживает с мужем и дочерью.
Мама Анастасии, Татьяна - уроженка Туркмении. Выучившись на технолога, она проработала на ткацком заводе, доросла до должности главного экономиста ткацкого завода. Папа Валентин - родом из Татарстана, села Уралово. Как рассказывали Насте, познакомились родители у подруги Татьяны на Дне рождении в Туркмении. Потом Валентин уехал домой, в Татарстан, но молодые люди долго переписывались. Поняв, что созданы друг для друга, они поженились, и Валентин перебрался жить в Туркмению. Однако, спустя некоторое время, уже после рождения Анастасии и её брата, были вынуждены переехать в Татарстан.
Из воспоминаний Насти, бабушка по маминой линии была нянечкой в детдоме, а дедушка - строителем. По папиной линии бабушка - обычная деревенская женщина, а дедушка - тракторист. Все они сыграли большую роль в воспитании Насти, они сидели с ней, пока родители работали. Бабушки учили девочку рукоделию, а дедушка с папиной стороны - кулинарии.
У Анастасии есть брат Виталий, с которым они проводят много времени вместе, всегда поддерживают друг друга. Если в детстве Настя была очень спокойным ребенком, то брат рос шаловливым мальчиком, в детстве не обошлось без травм.
В школе у Насти были склонности к литературе и русскому языку, однако она вспоминает с улыбкой, что хотела стать космонавтом, а потом гимнасткой цирка. В старших классах занималась вокалом, театральным искусством. Настя признается, что ей всегда легко давалось рисование, она отлично рисовала портреты. После школы хотела поступать в КГФЭИ или в педагогический, но так сложилось, что поступила она в Казанское Художественное училище на отделение дизайна. Вся школа жизни уложилась в период учебы в училище. Анастасия с болью вспоминает это тяжелое время в её жизни, полное испытаний. Но именно эти проблемы помогли выработать в Насте силу и энергию для её дальнейших успехов.
По окончании училища девушка заинтересовалась этнической культурой, чему и был посвящен её дипломный проект. Проект всем понравился, защитилась девушка на пятерку. После училища Настю заинтересовала лепка. Так, она была одним из мастером, которые восстанавливали мечеть Марджани, чем Настя очень гордится.
Будучи беременной от своего первого гражданского мужа Александра, Анастасия являлась внештатным сотрудником в фирме «Седьмое небо». В её обязанности входила зарисовка иллюстраций для постановки мультфильмов «Шоу шепелявых». Параллельно Настя рисовала, её картины под псевдонимом «Анастас» стали появляться на всевозможных выставках. Затем к ней стали приходить люди, покупать картины, появлялись первые постоянные покупатели.
С нынешним мужем, Дмитрием, Настя познакомилась на работе. Именно к нему она устроилась работать художником: рисовала раскадровки, ролики, делала мультфильмы. Друзья называют Настю «идейным генератором», так как она всегда любит придумывать что-то новое, необычное. Анастасия ценит своего мужа в первую очередь за то, что он всегда готов поддержать её безумные идеи, воплотить их в жизнь. Помимо совместного дела, работы, супруги вместе с дочерью Насти, девятилетней Дашей, любят вместе путешествовать, они побывали во многих странах.
Самое главное, что Анастасия желает будущему поколению - это найти своё дело, добросовестно его выполнять, и расти профессионально.
Рубрики: | |
Любовь одним - награда, Другим - жестокий бой. Бузунеева Анастасия Валентиновна,часть- 1.
Любовь одним - награда, Другим - жестокий бой. Бузунеева Анастасия Валентиновна,часть-1.
Бузунеева Анастасия Валентиновна родилась 20 ноября 1981 года в г.Мары, Туркменистан. Национальность – русская. С 1995 году живет и работает в г.Казани.
В 2005 году окончила Казанское художественное училище имени Н.И.Фешина, отделение дизайна.
из серии У Казани женское лицо
Рассвет над Казанью
Танец Сююмбике
Закрой безумные глаза
Пускай они меня не видят,
Пусть за окном опять гроза
Капли дождя нас не обидят.
Не говори мне ничего,
Мы и без слов друг друга слышим
Сквозь шепот листьев и дождя
Когда одним дыханьем дышим.
Пускай моргает яркий свет
Поверь, он нас не потревожит,
Пусть гром гремит ему в ответ,
Нас испугать и он не сможет
Пусть ветер бьется сквозь стекло,
Пусть даже окна мы откроем…
Нам все равно, будет тепло
Когда глаза с тобой закроем.
Любовь одним - награда,
Другим - жестокий бой.
В ней есть цветенье сада
И штормовой прибой.
Мы у любви во власти
Десятки тысяч лет,
Но все же лучше страсти,
Прекрасней чувства нет!
Богатая невеста
Наследие Казани
Мелодия вечерней зари
Рубашка для любимого
Колыбельная
Грезы вышивальщицы
серия Мудрость татарского народа
Весна приходит дважды... а Молодость - однажды
Красоту в миску не положишь!
Дочка, говорю тебе, а ты, невестка, слушай!
кошачья серия,котовасия
Мы, кошки нежные созданья
Зеленоглазы и стройны,
Протопчем лунную дорожку
С земли до Млечного Пути.
Мы, кошки, из дому уходим
И как бы ни хотелось вам
Мне ночью нравится безумно
Ходить по лунным проводам
Меня совсем не беспокоит
Обитель жизненных хлопот
Я Кошка, значит я счастлива
И мне, конечно, повезет
Мейн кун
Восточная сказка
Если б я был султан
На троих
Котанго
Пиво с рыбкой
Настоящему коту - круглый год март!!!
мачо
Поцелуй
лунное танго
мачо
ночной лавелас
Кошачий взгляд
В лунном свете
Анастасия Валентиновна Бузунеева активно занимается творчеством в разных направлениях: живопись, сценография, преподавание, участвует в выставках.
Для А.В.Бузунеевой жизнь – неограниченный диапазон для творчества. После рождения дочери, преисполненная материнскими чувствами, Анастасия пишет сказки и создает свою первую серию работ «Про Птиц»(2005 - 2006 г.): «Око», «Ожидание», «Для тебя». В них отражены ностальгические воспоминания детства, фольклорные мотивы и фантастические персонажи. Серия имеет литературную основу.
Затем следует серия: «Легенды о Древнем Кужебаре»: «Ночная рыбалка», «Волшебные бубны», «Рождение звезд» и другие - этой коллекцией картин художник занималась три года. Основой для этой серии стали впечатления от поездок в сибирские заповедные места. Работы, выполненные в контрастном этническом стиле – плод изучения древних наскальных изображений в Хакасии и сказаний народов Сибири.
Резкий орнаментализм, условная геометрия образов, сменяются живописными полотнами, наполненными эмоциями, чувствами трепетных женских образов – серия «Как Ангелы»: «Венок для ангела», «Мелодия для облаков». В серии картин Анастасии Бузунеевой соединяется экспрессивная пластика цветовых пятен с классическим равновесием композиции. По определению автора, здесь Ангелы уподобляются людям и люди похожи на Ангелов. Эти работы создаются «пальцевой техникой», которая требует от художника твердости руки и чувства рельефной фактуры.
Являясь уроженкой многонациональной Средней Азии, Анастасия Валентиновна с детства впитала любовь к ярким цветам и орнаментам, уважение к народным традициям.
Искренне влюбившись в Казань и желая отдать дань своей второй родине, А. Бузунеева в 2010 году начинает работать над серией «У Казани женское лицо».
И традиционно для себя она начинает с изучения материалов по истории и культуре татарского народа. Обладая интуицией, она постигает типические и индивидуальные особенности характера людей и среды, в которой они живут. Казань кажется художнику живым, динамичным организмом. Казань, прекрасная, гордая, порой капризная, но всегда величественная, как женщина, воплощается в картинах этой серии. В произведениях «Танец Сююмбике», «Рассвет над Казанью», «Сказки на ночь» затейливые переливы образов в орнаменты создают ощущение танца под тихую мелодию. Художник использует свое право на творческий эксперимент.
Дальнейшее развитие этой темы воплощается в серии «Мудрость татарского народа». В названии картин художник использует народные татарские пословицы: «Весна приходит дважды, а молодость - однажды», «Если бы Бог дал быку крылья – он порушил бы все дома», «Дожидаясь гуся – не упусти утку». В этой серии запечатлена радость художника от соприкосновения с культурой народа. Работы наполнены глубокой философией, смыслом словообразования, красотой звучания, отношением цвета к звуку. Художник передает богатый и сложный мир культуры татарского народа.
Творчеству А.В.Бузунеевой. присуще чувство ритма эпохи. В нее работах современные формы сочетаются с вечными философскими темами, лаконизм средств – со сложностью содержания. Палитра художника может быть светлой или яркой по цвету, сдержанно аскетичной или почти монохромной, но всегда несет в себе благородство колорита. В произведениях Анастасии Бузунеевой глубина чувств и логика пребывают в полной гармонии. Каждая работа выполнена с высокой степенью ответственности и требовательности к себе.
В каждом виде творческой деятельности для А.В.Бузунеевой характерно стремление к профессионализму.
2003 – 2004 г. она принимала участие в реставрационных работах старейшей казанской мечети «Марджани» (архитектурный памятник XVIIIв.) в качестве помощника мастера по гипсовой лепнине (отливка форм, демонтаж, фасадные и интерьерные работы).
Расширяя свои творческие возможности, Анастасия Бузунеева в 2006 году стала внештатным сотрудником мультипликационной студии «Седьмое Небо». Являясь целеустремленным и вдумчивым художником, Анастасия достигает высокой культуры сценографии. В сложной работе мультипликатора-раскадровщика проявляется присущая ей яркая образность, умение точно воссоздать настроение. Анастасия Валентиновна является художником-постановщиком в творческом коллективе «Мнение» при Министерстве труда и занятости. Общественное признание получили Мульти-истории «Переезд», «Как Иван Иванович кризис победил» и видеоролики на тему социальной защиты населения РТ.
В 2008 году А.В.Бузунеева обращается к работе по специальности – художник-дизайнер и сотрудничает с казанским журналом «Идель».
В 2009 году в творческой деятельности Анастасии Бузунеевой появилось новое направление - преподавательская деятельность. Она активно занимается творческим развитием детей в изостудии музыкальной школе №2, № 87.
С 2010 года Анастасия Валентиновна руководит детской творческой студией в Центре «Эрмитаж-Казань» при Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский Кремль» и является специалистом I категории. Она бережно развивает индивидуальность каждого ребенка.
Творческая студия под руководством А.В.Бузунеевой проводит активную выставочную деятельность в Центре «Эрмитаж-Казань» и принимает участие в городских выставочных проектах: «Арт-галерея 2010» (ВЦ «Казанская ярмарка»).
Произведения Анастасии Бузунеевой представлены в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский Кремль» и в галереи первого Президента РТ, а так же в частных коллекциях России и зарубежья.
Стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” (1947) носит программный характер, причем не только для послевоенного периода, но и для всего творчества Заболоцкого. Именно оно открывает раздел “Книга вторая. Стихотворения 1932-1958” в подготовленном поэтом в 1957 г. собрании своих сочинений. Написанное характерным для произведений философской лирики пятистопным ямбом, оно опирается на классическую, в частности тютчевскую, традицию и в то же время, как верно отметила критик И. Ростовцева, вступает с ней в полемику. Если Тютчев писал: “Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах... / Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе...” - то восприятие Заболоцкого совершенно противоположное:
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
He слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Природа у Заболоцкого живая, бесконечно многообразная, изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как человек, тяжким трудом и “бесплодною игрой...”. Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений:
Ho в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке,
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке...
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
Опускающаяся к реке “слепая ночь”, затихающая “в тревожном полусне изнеможенья” вода и - от частного к общему - засыпающая “печальная природа” - все это позволяет поэту создать в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих:
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано Н. Заболоцким в 1947 г. спустя 4 года после возвращения с лагерей. 6-ти летняя ссылка оставила отпечаток на внешности, характере поэта и, конечно же, на его творчестве.
Тема произведения – поиск гармонии в окружающем мире, красота индустриального города. Идея автор показывает, что природа не насколько идеальна, чтобы искать в ней гармонию. Да, можно восхищаться некоторыми пейзажами, но истинное наслаждение приносят картины могущественных творений человеческих рук.
Ключевой образ стиха – лирический герой, который сливается в единое целое с автором. Связь с читателем усиливается тем, что строки написаны от первого лица. Уже в первом куплете лирический герой заявляет, что искать гармонию в природе – напрасное для него дело. Ее нет «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе. Мир поэт называет своенравным и дремучим, наверное, эти строки являются отголоском его пребывания в лагерях. И только ночью, когда все замедляет свой бег и засыпает, лирический герой чувствует «симпатию» к ней. А все потому, что во сне природа-мать видит турбины, «током налитые провода» и плотины.
Важную роль в стихотворении играют пейзажные зарисовки, которые автор вплетает в свои раздумья. Сначала его взор охватывает весь мир от небосвода до самых глубоких недр скал, постепенно пейзаж концентрируется на тихом задумчивом осеннем вечере над рекой. Осенняя пора акцентирует внимание на настроении автора, лирического героя и стихотворения в целом. Плавно Н. Заболоцкий переходит к описанию технического прогресса. Объекты, сооруженные руками человека, привлекают блеском на фоне «слепой ночи».
Для того чтобы ненавязчиво сравнить природу и индустриальные достижения Н. Заболоцкий использует прием параллельного изображения. Картины эти разные, но резкого контраста не ощущается, наоборот они взаимодополняются. Последние куплеты показывают, что мать-природа приняла в свое лоно искусственные творенья.
Идея стихотворения Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» реализуется при помощи художественных средств. Автор использует метафоры («ожесточенное пение ветров», «… сияньем немощным объята, слепая ночь…»), эпитеты («печальная природа», «дикая свобода»). Самое яркое сравнение, отображающее мировоззрение автора – «… огромный мир противоречий… как бы прообраз боли человечьей…». Художественные средства помогают оживить природу, придать строкам философского звучания.
Композиция стихотворения несложная. Оно состоит из восьми катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – ямб с пиррихием, что позволяет замедлить темп, воспроизвести печальное настроение. Спокойная интонация произведения только раз прерывается восклицательным предложением, которым автор передает свое отношение к миру.
Стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонию в природе» – оригинальное художественное отображение мировоззрения автора, его отношения к прогрессивным изменениям в обществе.