Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Бразильцы в японии. Японцы в бразилии. Что заставляло их покидать Окинаву

Недаром говорят, что Бразилия — это даже не страна, а целый континент, населенный разными народами. Это особенно ярко чувствуешь здесь, в .

Сан-Паулу - город в юго-восточной части Бразилии, столица одноименного штата. Ко всем своим прочим достоинствам и недостаткам Сан-Паулу — самый большой ливанский город за пределами Ливана, самый большой итальянский город за пределами Италии и самый большой японский город за пределами Японии. Здесь есть абсолютно все, чтобы японец или китаец не чувствовал тоски по далекой родине.

В Бразилии, а точнее здесь, в штате Сан-Паулу в квартале Либердаде живет самая большая японская диаспора за пределами страны Восходящего Солнца — полтора миллиона человек. Ее история началась еще на заре двадцатого века, когда Япония, расширяя свое экономическое влияние, стала поощрять эмиграцию. Несколько тысяч японских крестьян тогда оказались на кофейных плантациях Бразилии, да так тут и остались.

Конечно, живущие здесь китайцы и японцы считают себя бразильцами, но если кто из них не успел выучить португальский, то пожалуйста, для них издаются даже газеты на их родных языках.

Где находится Либердаде в Сан-Паулу (карта)

Бразильцу не объяснить значение слова «инородец», не поймет. Здесь каждый помнит, откуда приехали в эту страну его дедушки и прадедушки, но выяснять, кто здесь коренной, а кто пришлый — такое и в голову не может прийти никому. Никого не беспокоит их японский квартал, ну японцы, ну нравится им вместе жить, что плохого то?...

Более точное положение города относительно страны вам покажет , со всеми городами и курортами этого государства.

Ни для кого не секрет, что в 2008 году бразильские японцы отмечали 100-летнюю годовщину японской эмиграции в Бразилию. Но мало кто знает о причинах этой эмиграции.

Датой начала эмиграционной политики Японии можно считать 1868 год. Именно в 1868 году Япония прекратила политику самоизоляции. И что же вышло? Границы стали открытыми и Японию поглотил современный мир с его бурлящей жизнью. Огромное количество японских крестьян были готовы к международной миграции, а образованные японцы сразу же отправились на обучение и стажировки в другие страны.

Человек зародивший японскую эмиграцию в больших масштабах - Эжен М. Ван Рид. В 1968 году он отправил полсотни японцев на Гавайские острова и еще пятьдесят человек на Гуам в качестве рабочей силы. Положение японцев на Гуаме и Гавайских островах было незавидно. Фактически их статус был равным статусу рабов. Узнав об этом, правительство Японии сразу выпустило запрет на выезд эмигрантов за рубеж.

Однако все эти события были только предпосылкой к глобальной эмиграции японцев. В 1885 году была заключена Иммиграционная конвенция между США и Японией. В конвенции было написано о том, что 30 тысяч японцев могут заключить трехлетние договора и отправляться работать на сахарные плантации Гавайских островов. Так же японцы начали выезжать во многие страны Южно-Тихоокеанского региона.

Однако прорывом в эмиграционной политики Японии можно назвать организацию в 1893 году Колониального общества. Однако не стоит понимать слово колония буквально. Общество главным образом занималось организацией поселений японцев в других странах, с целью расширения своего экономического влияния. Первым проектом общества был по созданию аграрной колонии на территории Мексики, однако проект потерпел фиаско, но благодаря ему не мало японцев попали в страны Латинской Америки.

Естественно, уже в начале 20 века многие японцы стали отправляться на обучение в США и Канаду. Правда, вскоре Соединенные Штаты Америки стали проводить антияпонскую политику, что привело к запрету на иммиграцию японцев в США и частичному запрету их иммиграции в Канаду в 1923 году.

Однако японцы не сдавались. Раз в Америку путь им был закрыт, они решили продолжить эмиграцию в другие страны. Именно в этот момент началась массовая эмиграция японцев в Бразилию. Но это была далеко не первая группа японцев, ступивших на бразильские земли. В 1908 году первая японская семья выехала в Бразилию. В Бразилии японцы работали на кофейных фермах. Когда контракты истекли, многие японцы решили остаться в этой стране. Кстати, многие считают, что одной из причин японской эмиграции в Бразилию был танец самба.

Спустя 80 лет началась обратная миграция из Бразилии в Японию. В 1990 году в Японию эмигрировали 230 тысяч бразильцев японского происхождения, дети японцев, работавших на кофейных плантациях Бразилии, на заработки. Большая часть контрактов истекла в 2004 году и многие бразильцы японского происхождения вернулись на свою теплую родину.

Материал подготовлен специально для сайта Мир Японии.

Родственные народы

Наибольшая концентрация японобразильцев наблюдается в штатах Сан-Паулу и Парана .

История

    Japanese Workers in Coffee Sieving.jpg

    Японские иммигранты работают на кофейной плантации.

Интеграция и смешанные браки

Религия

Язык

Территории проживания

    Japanese immigrant family in Brazil 01.jpg

    Японская семья в Бразилии

    Japanese immigrant family in Brazil 02.jpg

    Японская семья в Бразилии

    Japoneses no brasil.jpg

    Японские иммигранты в Бразилии

Японцы в Маринге

Dekasegi

Идентичность бразильцев в Японии

Столетие

См. также

Напишите отзыв о статье "Японцы в Бразилии"

Примечания

Ссылки

  • на YouTube - New Tang Dynasty Television

Отрывок, характеризующий Японцы в Бразилии

«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В районе Сан-Паулу Либердаде часто смешиваются традиции самбы и народного искусства Окинавы

В Сан-Паулу в районе Либердаде легко вообразить, что вы находитесь в Токио. В этом оживленном торговом районе самого крупного города Бразилии следы японской иммиграции особенно заметны по сей день.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Японская кухня и еда весьма популярны в Бразилии

Вывески многих магазинов - по-прежнему на японском языке. Внутри продаются традиционные японские товары, от продуктов до кухонной утвари.

Покрашенные красной краской арки на улицах и внутренние садики заманивают посетителей в этот редкий уголок Японии в Сан-Паулу.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В Сан-Паулу такие красные японские арки на улицах - не редкость

Начало японской иммиграции в Бразилию отмечается каждый год 18 июня - в тот день в 1908 году в порт Сантош к югу от Сан-Паулу прибыл первый японский пароход "Касато-мару". Он привез первых 780 японских иммигрантов благодаря заключенному между двумя странами соглашению.

Примерно половина пассажиров были родом из южной части острова Окинава, который располагается в 640 км от побережья Японии. На этом большом острове население до последнего времени говорило на различных диалектах старояпонского языка, который был повсеместно распространен там до аннексии острова Японией в 1879 году.

  • В Японии найдены самые старые в мире рыболовные крючки
  • Пять стран, где открыт секрет долгой жизни

А в наши дни в Бразилии обитает крупнейшая в мире община потомков японских иммигрантов за пределами Японии. Она насчитывает полтора миллиона человек.

Что заставляло их покидать Окинаву?

До конца 1960-х годов японские власти проводили политику содействия эмиграции из страны в попытках решить проблемы бедности и перенаселенности. Особенно приветствовалась эмиграция бедных крестьян из сельских районов.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Выходцев из Японии в Бразилии очень много

В рамках этой политики японские иммигранты отправлялись с конца XIX века на Гавайские острова для работы на плантациях сахарного тростника, на материковую часть США и на западное побережье Канады, а также в ограниченных масштабах в Мексику.

Но эти страны стали вводить ограничения на иммиграцию, и японские власти принялись искать более надежных партнеров по приему иммигрантов.

В Бразилии, где только в 1888 году было отменено рабство, в то время остро ощущалась нехватка рабочей силы, особенно на кофейных плантациях на юго-востоке страны.

Японские мигранты первоначально прибывали в страну именно на работу на этих плантациях, но очень быстро многие из них осознали, что гораздо выгоднее работать на собственной земле.

Вскоре японские крестьяне буквально преобразили плодородные орошаемые земли в штате Сан-Паулу. Они стали применять здесь передовые методы выращивания овощей и риса, а многие экзотические до того виды зеленых овощей впервые в истории Бразилии привозились именно выходцами из Окинавы.

Земля тогда была в этих местах чрезвычайно дешевой, и вскоре местные японцы стали процветать.

В отличие от родины, где после аннексии острова японские власти запрещали жителям говорить на местных наречиях, в Бразилии выходцы из Окинавы могли свободно говорить на родном языке и соблюдать традиционные обычаи.

Что стало с окинавским языком на Окинаве?

Йоко Гушикен, которой сейчас 70 лет, прибыла в Бразилию, когда ей было всего 10 лет.

Image caption Йоко Гушикен (крайняя справа в верхнем ряду) и после эмиграции была участницей коллектива народного танца

"Если мы говорили по-окинавски в школе, нас наказывали, но дома я говорила на языке среди своих", - рассказывает она о своем детстве.

По ее словам, она и ее старший брат, также привезенный в Бразилию, до сих пор говорят между собой по-окинавски.

Однако в самой Японии различные диалекты окинавского языка переживают упадок - говорящих на них становится всё меньше. Это заставило ЮНЕСКО внести окинавский язык в список "Атлас языков мира, которым угрожает исчезновение".

Йоко Гушикен рассказывает, что ее сестра, оставшаяся на Окинаве, с трудом понимает язык.

"Когда я была у нее в гостях, мы пошли вместе в театр, - вспоминает она. - Спектакль шел на окинавском языке, и я всё понимала, а вот она - нет".

Поп-культура или традиции?

В последние годы среди молодых людей, выросших на Окинаве, растет интерес к старому языку и культуре. Окинавские студенты Мей Накамура и Момока Шимабукуро специально прибыли в Сан-Паулу, чтобы узнать побольше о своих корнях.

Image caption Окинавские студенты Мей Накамура и Момока Шимабукуро хотят больше узнать о своих корнях, и специально для этого приехали в Сан-Паулу

Мей Накамура изучает в университете психологию и говорит, что хочет изучать историю японской иммиграции в Бразилии - особенно то, как переселенцам из Окинавы удалось сохранить свои язык и культуру.

А вот Момока Шимабукуро говорит, что ею движут личные мотивы: "Я родилась и выросла в Кине, маленьком городке на Окинаве. Я хотела бы попытаться посмотреть на историю со стороны и найти в ней собственные корни. Может быть, мне удастся обрести счастье".

Сейчас на Окинаве отношение к местным языкам со стороны Токио тоже изменилось. Японские власти стремятся подчеркивать свое бережное отношение к традиционной культуре островитян.

"Они стараются с помощью поп-музыки и фильмов в жанре "аниме" создать привлекательный образ Окинавы", - говорит бразильский историк из университета Сан-Паулу Рикардо Соргон Пиреш.

"Интерес к своим корням растет среди обитателей Окинавы, а это значит, что их начинает интересовать и то, что произошло с окинавцами в Бразилии", - объясняет Пиреш.

Кто поет по-окинавски?

Молодая певица Мегуми Гуши также прибыла в Бразилию из Окинавы с целью открыть для себя забытую предками культуру.

Правообладатель иллюстрации Associação Okinawana Kenjin do Brasil Image caption Мегуми Гуши играет на саншине и поет по-окинавски

Она приехала в Бразилию по программе культурного обмена и хочет улучшить свое произношение, чтобы петь по-окинавски.

В Сан-Паулу она проводила много времени в обществе пожилых иммигрантов, а также познакомилась с членами многих фольклорных групп, которые до сих пор используют в своих выступлениях старинный народный трехструнный инструмент саншин , корпус которого покрывается змеиной кожей.

Терио Уэхара - президент Окинавской ассоциации города Вилья-Каррао, которая участвует в программе культурного обмена.

Он считает, что традиционная окинавская культура сохранилась в Бразилии потому, что островитяне всегда стремились сохранить свои корни, даже оказавшись вдали от родины.

"На Окинаве семейные корни имеют особую ценность, - отмечает он. - И в Бразилии большинство потомков островитян помнят, откуда именно прибыли их предки, помнят семейную историю".

Окинавцы сейчас очень остро ощущают свое единство, и когда они отправляются за границу, им нужно еще больше задумываться о своих корнях".

Начну без разогрева. Японская иммиграция в Бразилию - последствие политики, проводимой японским правительством в конце 19, начале 20 века для борьбы с перенаселением. Ясное дело, уезжали не самые обеспеченные семьи. Народ контрактовался под работы на кофейных плантациях, так как негры, будучи освобожденными от рабства, предпочли свалить куда потеплее, а не остались работать по найму. Одновременно, Италия перестала оплачивать переезд своих граждан в Бразилию. В общем, потребность в рабочей силе была велика.
Предпочтение отдавалось семейным парам, которых перевозили в долг, и который отрабатывался несколько лет. Компании, перевозившие работников, пытались создать у людей ощущение, что они могут вернуться в Японию, заработав в Бразилии денег. На самом деле, все было построено так, чтобы этого не произошло.
Иммигранты сталкивались с, как минимум, настороженным отношением со стороны бразильцев. Многие из новоприбывших не могли выучить португальский язык, что, вкупе с отношением к азиатам, как к людям второго сорта, вовсе не облегчало их жизнь. Из первых партий большинство иммигрантов не прижились и вернулись в Японию.
Тем не менее, количество постепенно перешло в качество и до Второй Мировой Войны в Бразилию приехало более 150 тысяч японцев. Закрепившись в Бразилии, японцы начали "подтягивать" родственников и друзей, рожать детей и, таким образом, к нашему времени японская диаспора Бразилии - самая большая в мире за пределами Японии - около 1,5 млн. человек. Вторая по численности японская диаспора находится в США - 1,2 млн. человек.

Это все знают, но мало кто знает о том, что бразильская диаспора в Японии на данный момент насчитывает более 300 тысяч человек. Это третья по размерам зарубежная диаспора бразильцев после США и Парагвая и вторая по численности колония иностранцев в Японии после филиппинцев.
Начало иммиграции бразильцев в Японию зафиксировано в 1980-х годах, когда в Бразилии уровень жизни был крайне низким, в то время, как в Японии наблюдался экономический бум, в 1989 году в Японии вышел закон, который давал визы потомкам японских иммигрантов, а потом право на постоянное проживание и работу в Японии получили и супруги потомков. Община бразильцев в Японии получила название "dekassegui" (этим словом японцы обозначают гастарбайтеров). Понятно, что бразильцы в Японии столкнулись с теми же проблемами, что и японцы в Бразилии, плюс японская "любовь" к чужакам, плюс сложность освоения языка.
Оказалось, что, как, в свое время, сложно было закрепиться японцам в Бразилии, так и сейчас, бразильцам сложно закрепиться в Японии. Японцы рады туристам, но конкурентов из-за рубежа не торопятся принимать. Это неприятие есть на всех уровнях: мы сталкивались с примером, когда человек с прекрасным образованием и опытом работы в области администрирования предприятий здравоохранения вернулся в Бразилию, промыкавшись в Японии 6 лет, говорили с женщиной, сестра которой уехала в Японию работать в банк к своему дяде (то есть блат хороший) и, устроившись и проработав почти 10 лет, собирается возвращаться назад как раз из-за отношения к себе. Примеров достаточно: люди уезжают, не находят себе места и возвращаются. При прочих равных, работодатель - японец всегда отдаст предпочтение японцу, а не бразильцу.
Несмотря на все сложности, количество бразильцев в Японии продолжает увеличиваться, существует даже несколько десятков частных школ, где преподают на португальском языке, есть компании, ориентированные на работу с бразильцами, телевизионные каналы, журналы, различные заведения питания, супермаркеты, банки.
Бразильцы в Японии ассимилируются с трудом, всячески подчеркивая свою национальную принадлежность. Не хотят или не могут учить язык (незнание или плохое знание языка - основная проблема), носят ежедневно футболки сборной Бразилии, с размахом отмечают все бразильские праздники, чем приводят японцев в бешенство. Проблема национальной идентичности стоит довольно остро. Количество браков между японцами и бразильскими японцами крайне невелико, что только увеличивает изоляцию бразильской колонии в Японии. Сложности возникают у детей, которые, уже будучи гражданами Японии, но живя в бразильском окружении, плохо говорят по-японски. В результате, довольно много бразильцев, которые родились в Японии, но, по окончании школы, уезжают в Бразилию продолжать образование.
Есть японцы, которые считают, что бразильцы виноваты в увеличении преступности в стране. Среди полицейских нередки предубеждения в отношении бразильцев. На форумах японские бразильцы жалуются, что когда в богатом районе появляется бразилец, то полицейские тут же его замечают и стараются следить все время, что он находится там.
Пара фактов, из-за которых японцы не любят бразильцев еще больше: бразильцы ежегодно отправляют на родину более чем 2 млрд. $, основная причина, по которой бразильцы попадают в тюрьму за рубежом - наркотрафик, из всех зарубежных стран больше всего бразильцев "сидит" именно в Японии.
Наибольшая концентрация бразильцев - в городах с высокой индустриализацией. Многие работают разнорабочими или, как говорят в Японии, “serviços 3K”: kitanai (sujo), kiken (perigoso) e kitsui (pesado) (грязно, опасно, тяжело). В теории, бразильцы имеют те же права, что и японцы. На практике это совсем не так: многие просто не знают своих прав или не могут ими пользоваться по причине незнания языка.
Сталкиваются бразильцы и с конкуренцией со стороны выходцев из других азиатских стран, которые готовы работать за треть зарплаты, которую получают бразильцы.
В настоящее время обстановка несколько разрядилась: сказывается экономический рост Бразилии и ее влияние, работают организации, которые стараются привить японцам расовую терпимость, им не свойственную, плюс просто люди привыкают друг к другу.
Сейчас увеличился обратный отток японцев в Бразилию в связи с повышением в последней уровня жизни. К тому же, многие японские корпорации открыли заводы и филиалы в Бразилии.
Но, судя по официальной статистике за 2011 год, на каждого японского гражданина в Бразилии приходится 4 бразильских гражданина в Японии (статистика может быть некорректной из-за разницы иммиграционных законодательств стран). Конечно, вопрос этот очень емкий и здесь я набросал только самые вершки. К тому же, все прошло через, простите за эти слова, мою призму восприятия, и повествование носит субъективный характер.
Было бы интересно получить отклик от тех, кто знаком с ситуацией лично.

Спасибо за то, что дочитали.

Похожие публикации