Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Цель внеклассного мероприятия по химии. Внеклассное мероприятие по химии "школа детективов". II гейм. “Темная лошадка”

Цель: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора учащихся
Задачи:
- развитие логического мышления и интереса к естественным наукам, интеллектуального потенциала;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание коллективизма.
Игра проводится для учащихся 9 классов. В игре принимают участие команды по 5 человек (4 и более команд)
Подготовка к игре: повторить изученный материал по химии, порядок проведения качественных реакций на ионы.
Оборудование: кусочки ткани, пропитанные NaCl; 4(по числу команд) лотка, в которых 3 пробирки, NaOH, BaCl 2 , AgNO 3 ; таблица для тура 3; криптограммы, таблица для тура; в семи пронумерованных склянках: сода, сахар, соль, крахмал, порошок стиральный, мел, мука.
Ведущий: Уважаемые собравшиеся гости, мы вас пригласили сегодня для того, чтобы вы стали свидетелями, как становятся настоящими детективами. Вам будет предложена уникальная возможность побывать на вступительных экзаменах в «Школу детективов». Сегодня сдают вступительные экзамены 4(5) группы и вы можете оказать посильную помощь своим командам, чтобы они прошли успешно испытания.
Разрешите представить вам компетентное жюри, которое будет сегодня оценивать ваши испытания………….
Первый Тур
Команды представляют своё название, эмблему и девиз. (ОЦЕНИВАЕТСЯ в 3 балла)
Второй тур
Ведущий: Переведите с химического языка на общепринятый прочитанные фразы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Слушаем внимательно фразы, после этого, если имеется ответ, поднимаете табличку с номером команды и отвечаете:

  1. Не всё то аурум , что блестит. (золото)
  2. Белый как карбонат кальция. (мел)
  3. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (соль)
  4. Феррумный характер.(железный)
  5. Слово - аргентум, молчание - аурум. (серебро, золото)
  6. Уходит как аш-два-о в оксид кремния . (вода, песок)
  7. Аллотропная модификация углерода чистой воды. (алмаз)
  8. За купрумный грош удавился. (медный)
  9. Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия. (стекло)
  10. Много оксида водорода утекло с тех пор. (воды)
  11. Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо).
  12. Стойкий станумный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик).

Ведущий: Экспертов просим объявить баллы
Третий тур: Экспериментальный. Без права на ошибку
Ведущий: Наши команды успешно прошли первое испытание, но впереди их ждет новое, требующее практических знаний и навыков.
«На месте ограбления был найден кусочек ткани. При его изучении стало ясно, что он принадлежит преступнику. Дальнейшее расследование помогло обнаружить и место работы предполагаемого преступника - один из химических заводов того же города, где и произошло ограбление.
Химический завод состоял из шести цехов. В каждом из них использовалось одно из ниже перечисленных веществ: хлорид алюминия, нитрат магния, хлорид железа (III), сульфат цинка, хлорид натрия, сульфат калия. Помогите следователю уменьшить область поиска преступника, определив цех, в котором он работает. Решите эту задачу рациональным способом»
У вас на столах даны кусочки ткани, таблицы, которыми вы можете пользоваться, и реактивы, с помощью которых вы сможете определить вещество, следовательно, и цех.
На выполнение этого задания 5-7 мин.
Конкурс оценивается в 5 баллов, при этом учитывается быстрота и правильность выполнения. Для оценки вы должны сдать алгоритм выполнения задания.

Вещество

студенистый ↓, растворяется в избытке

Условные обозначения: * - избегать избытка реактива; ν- вещество определено; ↓- вещество в воде нерастворимо.

Ведущий: Пока команды усердно трудятся над заданием, команда болельщиков может заработать дополнительные баллы для своей команды. Для этого нужно разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов. Каждый ребус - 2 балла (один представитель болельщиков вытаскивает из стопки себе два ребуса, которые нарисованы на отдельных листах)
Ответы: Мышьяк, бор, висмут, никель, цирконий, марганец, ванадий, медь, углерод, азот, олово, астат.

Ведущий: Эксперты, огласите количество баллов за этот конкурс и общее количество.
Четвертый тур. Шифровка
Ведущий: Преступники для передачи друг другу сообщений пользуются различного рода шифровками.
Расшифруйте имя и фамилию режиссера, снявшего в 1984-1986гг. многосерийный фильм «Михайло Ломоносов».
Участники, получите криптограммы:
1) 8,27,24,13,15,26 - прибор, применяемый при очистке воды от нерастворимых в ней примесей.
2) 6,3,27,4,22,7 - предмет для получения огня.
3) 6,1,26,17,14,17,19,17,26,17,19 - название соединения химического элемента с водородом, которым богаты источники курорта Мацеста.
4) 1,10,15,17,19 - порядок исследования химических явлений
5) 18,22,7,24,7 - деталь аналитических весов
6) 5,10,24,10,11,17 - металл, известный с глубокой древности
7) 22,7,24,13,31,27,32 - металл, соединение которого с хлором, входит в состав хлорной извести
8) 25,7,28,24,20,19,10,25,27,10 - целенаправленное восприятие химических объектов с целью их изучения

(Ответы: 1) фильтр 2) спичка 3) сероводород 4) метод 5) шкала 6) железо 7) кальций 8) наблюдение
Режиссер - Александр Прошкин)
Ведущий: Эксперты оценивают конкурс следующим образом:первая команда, справившаяся правильно с заданием, получает 5 баллов, вторая - 4, третья - 3, четвертая - 2. Вы должны сдать расшифровку криптограммы и ключ. На задание отводится 5-10 минут.
Ведущий: Задание для болельщиков - разгадать ребусы (на отдельных листах)

Ответы: Железо, азот, германий, галлий, медь, олово, натрий, полоний.


Ответы: Мел, испарение, сахар, кислород, горение, водород, вода, дождь.
Пятый тур:
Ведущий: Любой детектив по одному описанию должен определить, о каком веществе идёт речь. Каждой команде будут прочитаны некие определения, относящиеся к загаданному веществу. Если ответ готов после первого определения, то вы получаете 5 баллов , если со второго, то -4, с третьего -3, четвёртого -2, пятого только -1 балл.
1)

  1. Этот металл известен человеку с глубокой древности.
  2. Его содержание в водах мирового океана составляет примерно 8 млрд. тонн.
  3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
  4. Из этого металла делают украшения и монеты.
  5. Этот металл- символ солнца (ЗОЛОТО)
  1. Его называют безжизненным газом
  2. Он довольно инертный газ
  3. При обычных условиях вступает в реакцию только с литием
  4. Он легче воздуха
  5. Он входит в состав воздуха (АЗОТ)
  1. Этот элемент входит в состав белков.
  2. Незаменимый при производстве резины и спичек.
  3. Простое вещество этого элемента может быть пластическим, кристаллическим, моноклинным
  4. Вещество горит сине-голубоватым пламенем
  5. Вообще не смачивается водой (СЕРА)
  1. В организме человека этот элемент присутствует в тканях зубов, печени, в клетках нервной системы
  2. Вещество, содержащее этот элемент, входит в состав пудры
  3. Его сплавы используют в предметах домашнего обихода
  4. Этот металл не окисляется кислородом воздуха
  5. Сплав этого металла с медью называется латунью (ЦИНК)
  1. За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает этот металл.
  2. Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.
  3. Этот элемент хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
  4. Пары металла страшно ядовиты
  5. Находится внутри градусника. (РТУТЬ)
  1. Его называют всёсъедающим.
  2. При его открытии погибло много исследователей
  3. Входит в состав фреона.
  4. Обладает высокой химической активностью.
  5. Входит в состав зубной пасты (ФТОР)
  1. Рассеян по земле по всюду. Немного есть в морской воде.
  2. Летучий, темный, кристалличный
  3. Он мало растворим в воде
  4. Раствор спиртовой, стал типичный
  5. В аптеках встретите везде (Иод)
  1. Это элемент 3 периода, неметалл.
  2. В 1771 году Карл Шееле разработал способ получения этого вещества из костей, применявшийся вплоть до 19 века.
  3. Впервые в 1669г это вещество получил немецкий аптекарь Бранд
  4. Используется в производстве спичек
  5. Одна из его модификаций светится в темноте. (ФОСФОР)
  1. Этот элемент в больших количествах встречается в морской воде
  2. Молекула данного элемента - двухатомна.
  3. Способен регулировать баланс между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга.
  4. Название в переводе обозначает «зловонный»

5. Единственная среди неметаллов жидкость. (БРОМ)

  1. Бесчисленны его соединения, какие образует он
  2. Из-за многообразия образуемых им соединений выделили в отдельный ряд
  3. Он в чистом виде черный, мрачный, неплавкий и едва горюч
  4. Бывает как кристалл прозрачный, в котором блещет солнца луч
  5. Он содержится в карандашах, в драгоценном камне, саже. (УГЛЕРОД)

Ведущий: Эксперты, огласите счет за этот конкурс и общий счет
Шестой тур. Экспериментальный.
На столах в пронумерованных стаканах или чашках: крахмал, сахар, соль, сода, стиральный порошок, мука, мел.
Ведущий: Перед вами находятся семь белых кристаллических веществ, которые вам хорошо знакомы. Вы должны определить, пользуясь своей наблюдательностью каждое из веществ. Можно нюхать, пробовать на ощупь, но не на вкус! Условие - за каждое угаданное вещество - 2 балла, всего вам в зачёт 14 баллов.
Ответ: 1-стиральный порошок, 2-сода, 3-соль, 4-мука, 5-крахмал, 6-мел, 7- сахар.
Ведущий: А пока наши детективы выполняют задание, мы посмотрим различные превращения (Проведение опытов)
Ведущий: Участники, передавайте свои ответы экспертам и слушаем ваши объяснения.
Эксперты, огласите счет.
Седьмой тур
Это последнее задание в нашей школе детективов. Его выполнение может ещё всё изменить. Будьте внимательны.
Вы прекрасно справились с заданием экспериментальным, сейчас вам предлагается расшифровать название вещества. Оценивается данное задание на скорость. Первая команда , быстрее всего справившаяся с заданием получает 4 балла, вторая -3, третья -2 и четвёртая -1 балл.

Ответ - В ребусе зашифровано: Оксид железа (III)
Ведущий: Теперь мы посмотрим, кто из участников могут стать настоящими криминалистами
Слово экспертам
(награждение команд, вручение победителям дипломов)
Спасибо всем за внимание и участие. До свидания, до новых встреч.

Приложение

ДИПЛОМ

Выдан____________________________________________________

ученику (це) 9 __ класса школы № ___ г. ___________

в том, что он(а) ____ ___________ 20__г.

успешно усвоил(а)

курсы «ШКОЛЫ ДЕТЕКТИВОВ»

Данный диплом даёт право на распространение

своих знаний в области ХИМИИ,

как на уроках, так и во внеурочное время.

Председатель комиссии:

Эксперты:

Город Сургут

Таблица для т ретьего тура: Экспериментальный. Без права на ошибку

Вещество

студенистый ↓, растворяется в избытке

студенистый ↓, растворяется в избытке

Вещество

Определенное вещество

Таблица для шестого тура. Экспериментальный.

Класс

Вещества

Под каким номером?

СТИРАЛЬНЫЙ

Таблица для четвертого тура: Шифровка

Таблица для жюри

Болельщики

Общий счет

1 баллза каждый правильный ответ

По 2 балла за ребус

Проводится среди учащихся 8-11 классов.

Цель мероприятия: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через практическую работу, через занимательные опыты, викторину, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся.

От каждого класса формируется команда участников, состоящая из 4 человек. Командам дается задание подготовить название, представление команд, обращение к жюри и соперникам.

1. Команда “Химики” ;

2. Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки”;

3. Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;

4. Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.

1. Команда “Алмаз” ;

2. Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;

3. Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;

4. Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.

1. Команда “Кислота” ;

2. Девиз: “Нас, кислот, огромный строй – водород тому виной”;

3. Обращение к соперникам: “Разбегайтесь кто куда! Мы команда – “Кислота”;

4. Обращение к жюри: “Спорить мы не будем с вами: место первое за нами”.

1. Команда “Феррум” ;

2. Девиз: “Мало будь железным, надо быть полезным!”;

3. Обращение к соперникам: “Мы ребята бойкие, как железо стойкие. Не желаем мы вам бед, а желаем вам побед”;

4. Обращение к жюри: “Мы жюри приветствуем, потому не бедствуем”.

Заседание клуба имеет несколько театрализованную форму. Действие проходит на площадке королевского дворца правительницы Химического королевства Амальгамы III.Ведущим распорядителем является придворный Магистр химических наук Бертоллет.

Действующие лица:

  • Королева Химического королевства - Ее Величество Амальгама III (учащаяся-старшеклассница)
  • Придворный Магистр химических наук Бертоллет (учащийся-старшеклассник, который будет исполнять роль ведущего).
  • Члены Ученого совета (жюри) - ученики старших классов, учителя-предметники. Каждый из них (по старшинству) получает звание “Главный советник”, “Первый советник”, “Советник по историческим вопросам” и т. д.
  • Хранитель времени и истины - ученик, который будет наблюдать за соблюдением командами правил игры и временных ограничений.

Роль каждого участника представления обыгрывается костюмами: у Королевы на голове будет корона, у Магистра - магистерская шапочка, перед членами ученого совета могут просто находиться соответствующие таблички, а у Хранителя - секундомер в руках.

Ход игры

(Звучат фанфары. Входит Магистр.)

Магистр. Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших учеников нашего города и ответить на вопрос: “Достойны ли они стать лучшими химиками великой химической страны?”. Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удалось ни одному человеку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнем! Ее Величество королева Амальгама III- блестящая правительница химической страны. Всем встать!

(Входит королева, садится.)

Королева. Добрый день, мои верные подданные. Здравствуйте, Магистр. Сегодня для нашего государства знаменательный день. Мы будем рады присвоить звание лучшие химики самым достойным из собравшихся. Только для этого вам нужно будет пройти ряд испытаний. Готовы ли вы проявить чудеса смекалки, смелости и блеск ума, чтобы заслужить в честном поединке право стать гражданином моей великолепной страны? Обещаете ли вы бороться честно, без обмана? Вас, уважаемые советники, я попрошу стать непредвзятыми судьями и оценивать команды справедливо.

Магистр. А что, если на некоторые вопросы даже члены ученого совета не смогут дать ответ?

Королева. Тогда нам придется обратиться к хранителю времени и истины.

(Хранитель встает, кланяется. У него в руках - большая книга и большие часы.)

Магистр. Значит, мы можем начинать?

Королева. Начинайте! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами. Пусть они представятся нам. Это и будет их первым заданием.

Магистр. Итак, первый конкурс - представление команд.

(Идет первый конкурс, члены жюри выставляют оценки (но пятибалльной шкале), объявляют результаты.)

Королева. Итак, с командами мы познакомились. Однако лучшими химиками не могут стать люди, не знающие историю своей страны.

Магистр. Ваше Величество, вы абсолютно правы. Именно поэтому мы заранее поручили Советнику по истории подготовить вопросы для команд, чтобы выяснить, знакомы ли участники турнира с историческими личностями нашей страны.

Королева. Хорошо, Советник, вы можете начинать.

Советник по истории. Уважаемые участники турнира!

Этап проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, - 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки - 9 баллов, и так далее до 0. Самую первую подсказку представители команды вытягивают сами. Последующие им называют Советники.

Николай Николаевич Зимин.

10 баллов. Этот российский ученый родился 25 августа 1812 года в городе Шуше Елизаветпольской губернии. Лишившись родителей, он с раннего возраста остался на попечении двух старших сестер.

9 баллов. Во время учебы в Казанском университете на физико-математическом факультете этот человек, проявив блестящие способности к математическим наукам и астрономии, привлек к себе внимание профессоров и ректора университета Н. И. Лобачевского.

8 баллов. Во время своей длительной заграничной командировки в Берлин он изучал математику, слушал лекции известного физиолога и анатома И. Мюллера, занимался у физиолога и гистолога Т. Шванна, интересовался также медициной, посещая для этого клиники и лечебницы.

7 баллов. В Петербурге 26 октября 1868 года было образовано Русское химическое общество, президентом которого единогласно был избран этот человек.

6 баллов . Русское химическое общество в ознаменование памяти этого ученого и другого выдающегося русского химика А. А. Воскресенского, скончавшегося в том же году, учредило премию, которая выдавалась раз в четыре года, за лучшие самостоятельные работы по химии, выполненные в России молодыми русскими химиками.

5 баллов. Демонстрация портрета.

4 балла. Среди многочисленных учеников этого человека было два замечательных химика - А. М. Бутлеров и А. П. Бородин.

3 балла. Реакция, названная его именем, положила начало развитию в России анилино-красочной промышленности.

2 балла. Знаменитый ученый А.-В. Гофман, получив сообщение о смерти этого человека, свое выступление на заседании Немецкого химического общества закончил словами: “Если бы... не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы вписанным золотыми буквами в историю химии”.

1 балл. Знаменитое превращение, открытое этим ученым: получение анилина из нитробензола.

Михаил Васильевич Ломоносов

9 баллов. В 19 лет ушел учиться.

8 баллов. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.

7 баллов. По его инициативе основан Московский университет (1755).

6 баллов. Развил атомно-молекулярное учение.

4 балла. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири.

2 балла. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины.

1 балл. Член Академии художеств.

Александр Михайлович Бутлеров.

10 баллов. Он родился 6 сентября 1828 года в городе Чистополе Казанской губернии и, рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки.

9 баллов. Его первыми учителями в Казанском университете были Н. Н. Зинин и К. К. Клаус. Под их руководством он получил великолепную лабораторную подготовку.

8 баллов. В представлении этого ученого на кафедру химии Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев писал: “...один из величайших русских ученых. Он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов. Ученик знаменитого нашего академика Н. Н. Зинииа, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани, где и продолжает развивать самостоятельную химическую школу... В химии существует его школа, его направление”.

7 баллов. После защиты докторской диссертации этот ученый для расширения своего кругозора предпринимает длительную заграничную командировку. В течение года он посещает все лучшие европейские лаборатории, слушает лекции выдающихся химиков и встречается с виднейшими представителями западноевропейской химической науки; говорит на четырех европейских языках.

6 баллов. Этот ученый принимал горячее участие в развитии и укреплении женского высшего образования в России. Он говорил: “Надо стремиться к тому, чтобы в каждом университетском городе были не только высшие женские курсы, а женские отделения университетов, и по всем факультетам”.

5 баллов. Демонстрация портрета.

4 балла. С 1871 года этот ученый состоял членом Вольного экономического общества. Особенно известна и плодотворна его деятельность в этом обществе в деле развития в стране рационального пчеловодства. Его труд “Пчела” был издай Обществом, и Общество присудило за эту работу почетную награду. Особенно большим успехом пользовалась его брошюра “Как водить пчел”.

3 балла. Этот ученый стал инициатором разведения чая на Кавказе. Обнаружив недалеко от Сухуми дикорастущие кусты чая, он основал первую на Кавказе чайную плантацию.

2 балла. В период наивысшего подъема своего творчества он написал свой знаменитый учебник “Введение к полному изучению органической химии”. Первый выпуск этого учебника вышел на русском языке в 1864 году. Вслед за этим последовал его перевод на немецкий язык, чрезвычайно способствовавший распространению среди зарубежных химиков теории химического строения органических веществ.

1 балл. Его знаменитая теория строения органических соединений гласила:

  • углерод имеет четыре единицы сродства;
  • четыре единицы сродства углерода равноценны;
  • атомы углерода, соединяясь между собой, могут образовывать цепи;
  • атомы углерода, соединяясь между собой, могут образовывать двойные и тройные связи и кольца.

Дмитрий Иванович Менделеев.

10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.

9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтя-
ной промышленности.

8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры “абсолютного кипения”. Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях.

7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.

б баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей.

5 баллов. Демонстрация портрета.

4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему “О соединении спирта с водой”.

3 балла. В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.

2 балла. Его знаменитый закон гласит: “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”.

1 балл. Демонстрация таблицы “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”.

Владимир Васильевич Марковников.

10 баллов. Этот ученый родился 22 декабря 1838 года в деревне Черноречье близ Нижнего Новгорода в семье офицера.

9 баллов. Уже будучи знаменитым ученым, он приступил к изучению состава кавказской нефти. В своей статье “Исследование кавказской нефти”, выпущенной им совместно с В. Н. Оглобипым в 1883 году, он приходит к выводу о том, что главной частью бакинской нефти (до 80 %) являются углеводороды, названные авторами “пафтеиами”. Впоследствии эта группа углеводородов получила название “ароматические углеводороды”, или “арены”. За эту и другие работы в области изучения кавказской нефти Международный нефтяной конгресс присудил этому ученому в 1900 году золотую медаль.

5 баллов. Он не был ученым, замкнутым в своей специальности. Его занимали вопросы минеральной химии и геологии. Он живо интересовался проблемой происхождения глауберовой соли в приволжских соляных озерах и вопросом о происхождении самих соляных озер.

7 баллов. Во время преподавания химии в Московском университете его лаборатория была одной из первых русских лабораторий, открывших свои двери женщинам. В числе первых работ, вышедших из этой лаборатории, была работа Ю. В. Лермонтовой “О получении нормального бромистого пропилена”.

6 баллов. Он был первым и наиболее талантливым учеником знаменитого русского химика А. М. Бутлерова. С согласия учителя, еще во время учебы в Казанском университете, он издает литографированный курс его лекций по органической химии.

5 баллов. Демонстрация портрета.

4 балла. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов этот ученый развил исключительно интенсивную деятельность по организации санитарной помощи действующей армии, работал над составлением “Инструкции для дезинфекции госпиталей, санитарных поездов и полей сражений”. А во время вспышки в 1878 году “ветряной чумы” он издал совместно с доктором Отраднинским популярную брошюру “Чума в России” и тогда же составил “Практическое руководство к дезинфекции”.

3 балла. Основным направлением его теоретических и практических исследований было изучение взаимного влияния атомов в молекулах веществ.

2 балла. Реакция присоединения галогеноводородов к непредельным углеводородам подчиняется известному правилу его имени.

1 балл. “При гидрогалогенировании несимметричных алкенов атом водорода направляется к более гидрогенезированному, а атом галогена - к менее гидрогенезированному атомам углерода”. Кто автор этого правила?

(пока члены ученого совета подсчитывают баллы, выступление членов кружка “Занимательные опыт”)

1 помощник магистра. А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.

На лаб. штативе укрепляет пробирку с дихроматом аммония. Слегка нагревает дно пробирки с помощью спиртовки.

1 помощник магистра. Вам запомнится, ребята, это извержение. Тип реакции какой здесь?

Магистр. Разложения!

Королева.

Ну, советники, каковы итоги?
Кто лучший был, а кто похуже?
Узнать про то нам очень нужно!

(члены ученого совета оглашают результаты первого конкурса)

Королева. Да, теперь я спокойна. Эти люди знают историю моего государства. Может быть, когда-нибудь и их имена будут занесены в летопись страны. Ну а как у них обстоят дела с разгадыванием химических загадок? Хватит ли им знаний и смекалки узнать вещества и элементы по описанию их свойств?

Магистр. Я думаю, Ваше Величество, это можно проверить. Давайте попросим нашего Первого советника провести для участников турнира испытание.

Королева. Конечно. Вы слышали, Советник?

Первый советник. Да, Ваше Величество. Я всегда готов служить Вам.

Королева. Тогда объясните участникам условия конкурса и приступайте!

Первый советник. Командам будет задано по 6 вопросов. Все ответы должны начинаться на букву “К” или “С” (по жеребьевке)

Вопросы для первой команды:

  1. Соединение серы, имеющее запах тухлых яиц. (сероводород)
  2. Токсичный туман? (смог)
  3. В воде она родиться, но странная судьба. Воды она боится и гибнет в ней всегда. (соль)
  4. От какого металла нужно отрезать 1/3, чтобы получилась известная кость? (серебро – ребро)
  5. Общее название солей кремниевой кислоты. (силикаты)
  6. Нагревательный прибор. (спиртовка)

Вопросы для второй команды:

  1. Как называется жженый сахар? (карамель)
  2. Самый распространенный химический элемент? (кислород)
  3. Как называются вещества, ускоряющие химическую реакцию? (катализаторы)
  4. Химическая посуда. (колба)
  5. Общее название мела, мрамора, известняка? (карбонат кальция)
  6. Как называется раствор, образующийся при нагревании крахмала с водой? (клейстер)

Вопросы для третьей команды:

  1. Элемент VI группы, известный людям с древних времен? (Сера)
  2. Всесильный окислитель (Если только дров дадите). (Кислород)
  3. Соли угольной кислоты. (карбонаты)
  4. Знак химического элемента. (Символ)
  5. Признак, по которому одно вещество отличается от другого. (свойство)
  6. Элемент третьего периода, у которого на внешнем слое четыре электрона. (кремний)

Вопросы для четвертой команды:

  1. По производству этого вещества судят о развитии химической промышленности страны? (серная кислота)
  2. Какой неметалл ценится дороже золота, и платят деньги за то, чтобы от него избавиться? (углерод – сажа)
  3. Разрушение металла под действием окружающей среды? (коррозия)
  4. Как называются изделия из глины? (керамика)
  5. Положительно заряженный ион. (катион)
  6. Реакция, при которой из двух или нескольких веществ образуется одно сложное вещество. (соединение)

Вопросы для пятой команды:

  1. Элемент с латинским названием “аргентум”. (серебро)
  2. Химическая связь в молекуле воды. (ковалентная)
  3. Назовите фамилию русского ученого, получившего альдегид из ацетилена? (Кучеров)
  4. Как называется топливо для заправки самолетов? (керосин)
  5. Тяжелый металл, вызывающий отравление клеток головного мозга. (свинец)
  6. Как по-другому называется реакция соединения веществ? (синтез)

Королева. Благодарю Вас, Советник. Я убедилась, что эти ученики знают жителей моей страны хорошо. И со смекалкой у них все в порядке. А теперь я хочу предложить им свое задание.Наше государство волшебное. Только лучшие химики владеют секретами волшебства. Мои придворные случайно смешали песок, соль, древесные и железные опилки. Вот вам мой королевский приказ: “В течении семи минут разделите эту смесь на компоненты!”. В помощники можете пригласить одного восьмиклассника. А пока вы занимаетесь мастерством, помощники магистра покажут свои фокусы.

1-й помощник:

Жарко здесь! Хочу я пить!
У кого б воды спросить.

2-й помощник:

Я бы выпил очень много
Газировки без сиропа.

3 помощник:

Ой, а я люблю с сиропом!
Только чтоб совсем немного!

4-й помощник:

Братцы! Мне нужна корова –
Молочка хочу парного!

Выходит 5 помощник , у которого в руках большая колба с жидкостью:

Вы, ребята, пить хотите?
В колбе сказочная жидкость.
Чудеса мне по плечу,
Я ведь химию учу!
Подставляйте-ка стаканы!
Опыт точно проведен,
Все у нас идет по плану!

(Наливает жидкость в химические стаканы)

Вот вода, вот газировка, вот парное молоко.
Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!

(Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов)

Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом государстве есть серьезные запреты.
Вы запомните, друзья, здесь ни есть, ни пить нельзя!

5 помощник: Чудо первое свершилось, что в стаканах находилось?

1 помощник: А ответ совсем простой – был у меня стакан пустой.

2 помощник: У меня в стакане сода.

3 помощник: Вместе с ней – метилоранж.

4 помощник: В моем – бария хлорид.

5 помощник О чем это говорит? Не составит нам труда понять, что в колбе…

Зрители: Кислота!

Королева. Прежде чем отправиться дальше послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать известный русский режиссер К.С. Станиславский. Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил ни капли. “Ты слышал крики, выстрелы?” - спросил его магараджа. – “Ты видел, как тебя пугали?”. “Нет, повелитель, я смотрел на молоко”. Не слышать и не видеть ничего постороннего, вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь проверим, насколько внимательны вы.

Второй советник!

Второй советник. Да, Ваше Величество.

Королева. Объясните участникам условия конкурса и приступайте!

Второй советник. Слушаюсь. Каждая команда получает по три ребуса. В течении пяти минут вам необходимо их решить. За временем будет следить Хранитель.

Магистр: А я покажу пока свое волшебство. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя) .

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно
Веселее улыбнись – это обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто:
Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.

(Опыт "Образ нерукотворный" На плотном листе бумаги заранее рисуют кисточкой контуры фигуры человека следующими растворами: лицо и руки – роданида аммония NH 4 CNS; одежду – танина; волосы – желтой кровяной соли.

После того как лист высохнет, обрызгивают его из пульверизатора раствором хлорида железа (III). На бумаге появляется изображение человека в черной одежде с красным лицом и руками, с синими волосами.

Хлорид железа (III) с роданидом аммония образует комплексную соль красного цвета (руки и лицо); с желтой кровяной солью – комплексную соль синего цвета (волосы); с танином – комплексную соль черного цвета (одежда).)

Магистр: Вот еще одно развлеченье: кто даст руку на отсеченье? Жалко руку на отсеченье, тогда нужен больной для леченья (приглашается зритель) . Обращается к помощнику: ты будешь ассистентом.

Магистр: Оперируем без боли, правда, будет много крови.

Магистр: При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод. Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.

(Опыт "Много крови без ран" Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCL 3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется “кровяная” полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по “порезу”. “Рана” мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.)

(Первый советник оглашает результаты)

Магистр. Ну, как, Ваше Величество, Вы довольны состязанием?

Королева. Да, Магистр. И сейчас предложим последние испытание. Третий Советник!

Третий советник. Да, Ваше Величество.

Королева. Объясните участникам условие последнего конкурса.

Третий Советник. Слушаюсь! Каждая команда получает черный ящик. В этом ящике записки с отдельными словами из определения и пустые бумажки. Вам необходимо составить определение и на пустой бумажке написать это понятие. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее!

1. Простое вещество – вещество, состоящие из атомов разных химических элементов.

2. Оксиды – вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

3. Кислоты – сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл.

4. Индикаторы – вещества, изменяющие свою окраску в растворах кислот и щелочей.

Королева. Наша химическая страна справедливая. Магистр!

Магистр. Да, Ваше Величество!

Королева. Проверь знания и у остальных жителей нашей страны.

Магистр. Слушаюсь, Ваше Величество! Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки.

Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воле.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (Кислород)

Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний)

Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный. (Алюминий)

Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь)

Я светоносный элемент.
Я спички вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)

Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мной дышат. (Азот)

У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Мышьяк)

В горах далеких Шао Линь
Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (Фарфор)

Такова моя природа:
Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (Стекло)

Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я … (Мелом)

Королева. Да, Магистр! Я еще раз убедилась, что жители моей страны хорошо знают химии. Я попрошу Совет подвести итоги соревнования команд и назвать нам победителя. А пока они совещаются, будьте добры, уважаемый Бертоллет, продемонстрируйте нам некоторые из Ваших чудес.

Магистр. С удовольствием, Ваше Величество. Попрошу помощников вынести мне поднос!

(Звучит музыка. Ассистенты выносят оборудование.)

Магистр (медленно колдуя):

Часто говорят, друзья,
Что нет дыма без огня.
Поражу сейчас вас я:
Вот он дым, но нет огня!

(В фарфоровой чашке находится вата, смоченная раствором аммиака. К вате Магистр подносит “волшебную палочку” - стеклянную палочку, обмотанную тканью, кончик которой пропитан концентрированной соляной кислотой.)

Волшебство нас окружает,
Удивляет, поражает.
Палочкой волшебной тронь –
Зажигается огонь!
Обойдусь без спичек я
В получении огня! Раз!

(Опускает палочку в концентрированную серную кислоту.)

(Смоченную палочку опускает в кристаллический перманганат калия.)

(Быстро прижимает палочку к пропитанной медицинским (96 %~ным) спиртом вате.)

Огонь, гори!

Волшебство нас окружает,
Удивляет, поражает.
На цветок
Водой мы брызнем,
Чудо! Он же расцветает!

(“Волшебные цветы” Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения “волшебной фразы”, их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.)

Магистр. Ваше Величество, эти цветы для Вас!

Королева. Благодарю, Магистр. А сейчас я попрошу членов Ученого Совета огласить результаты.

Подводятся итоги конкурса. Королева вручает медали победителям, активным болельщикам.

Королева. Итак, вы доказали, что вы действительно достойны носить звание “Знатоки” нашей химической страны. Я поздравляю вас. Мне было очень приятно встретиться с вами. А сейчас – до свидания.

Цель мероприятия:

  • В игровой форме повторить важнейшие вопросы курса химии 9-го класса;
  • Вызвать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся;
  • Развивать творческие способности.

Подготовка к игре: две команды (по 6 человек) из параллельных классов, ассистенты, жюри (старшеклассники); “черная шляпа”, часы с секундной стрелкой, ребусы с химическим содержанием, пять пронумерованных пробирок: сахар, соль, мука, крахмал, сода, стиральный порошок.

Ведущий: Добрый день, ребята и гости! Мы рады видеть вас на нашем “Счастливом случае”. Сегодня встречаются команды 9а и 9б классов. Слово командам для представления: названия, шуточные параметры (общий вес, рост), увлечения.

Кроме команды-победителя будет выбран самый активный зритель и лучший игрок по решению ведущего и ассистентов.

Каждая команда за 1 мин отвечает на вопросы.

  1. То, из чего состоят физические тела. (Вещества).
  2. Химические явления. (Химические реакции).
  3. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. (Молекула).
  4. Определенный вид атомов. (Атом).
  5. Наиболее частая степень окисления водорода в соединениях. (“+1”).
  6. Условная запись вещества с помощью знаков и индексов. (Химическая формула).
  7. Один из отечественных авторов атомно-молекулярного учения. (М. В. Ломоносов).
  8. Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки веществ с немолекулярным строением? (Атомы, ионы).
  9. Запись химических реакций с помощью химических знаков и формул. (Химическое уравнение).
  10. Реакция, при которой из одного сложного вещества получается несколько более простых веществ. (Реакции разложения).
  11. Единица измерения количества вещества. (Моль).
  12. Масса одного моля вещества. (Молярная масса).
  13. Реакция, при которой из двух или более веществ образуется одно сложное. (Реакции соединения).
  14. Назовите вещество Na 2 SO 4 . (Сульфат натрия).
  15. Формула поваренной соли. (NaCl).
  16. Наука о веществах и их превращениях. (Химия).
  17. Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или схожи между собой. (Свойства).
  18. Разделение смесей с помощью фильтра. (Фильтрование).
  19. Мельчайшая химически неделимая частица. (Атомы).
  20. Вещества, образованные атомами одного вида (Простые).
  21. Величина, показывающая во сколько раз масса атома больше 1/12 массы атома углерода. (Относительная атомная масса).
  22. Число атомов в молекуле. (Индекс).
  23. Масса молекулы, выраженная в а. е. м. (Молекулярная масса).
  24. Условный заряд атома в соединении. (Степень окисления).
  25. Назвать вещество Na 2 S. (Сульфид натрия).
  26. Число Авогадро. (6,02 10 23).
  27. Все ли вещества состоят из молекул? (Нет).
  28. Молярный объем газов при н. у. (22,4 л/моль).
  29. Химическая связь в хлориде натрия. (Ионная).
  30. Самое твердое вещество в природе. (Алмаз).
  31. Степень окисления кислорода в H 2 O 2 . (-1).
  32. Какую водку не станет пить самый “горький” пьяница? (Царскую – смесь азотной и соляной кислот).
  33. Название смеси из 2-х объемов водорода и 1-го объема кислорода. (Гремучий газ).
  34. Какая кислота есть в желудке человека? (Соляная).
  35. Два простых вещества, находящиеся в природе в жидком состоянии. (Ртуть, бром).
  36. Химический элемент, в ядре которого нет нейтронов. (Водород).
  37. Какая вода мутится от дыхания? (Известковая).
  38. Самый легкий инертный газ. (Неон).
  39. Химический элемент, в ядре которого 3 протона. (Литий).
  40. Бесцветный газ с запахом тухлый яиц, тяжелее воздуха, в смеси с воздухом взрывоопасен. (Сероводород)
  41. Газ, применяемый в производстве минеральной воды, газированных напитков. (Углекислый).
  42. Этот газ обнаружил немецкий ученый Парацельс в 16 веке, когда погружал железный гвоздь в раствор серной кислоты. (Водород).
  43. Какому благородному металлу с высокой ковкостью можно поставить в вину истребление целого племени? (Золото).
  44. Галоген при обычных условиях – темно-фиолетовое, почти черное вещество. (Йод).
  45. Электроны, которые при движении образуют облака гантелеобразной формы. (р – электроны).
  46. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. (Ионы).
  47. Химик, который ввел современные обозначения химических элементов. (Й. Берцелиус).
  48. Способ разделения жидкостей, основанный на различии в температурах кипения. (Дистилляция).
  49. Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. (Электролиты).
  50. Распад электролита на ионы при расплавлении или растворении в воде. (Диссоциация)

Загадочная пауза.

Ведущий предлагает загадки зрителям.

Нитрокраска, нитролак,
Нашатырь и аммиак,
Воздух, нитроглицерин,
И капрон, и анилин –
Все содержит “нитроген”.
Кто же он, вернее “эн”?

(Азот)

Этот чудо-минерал
В мире вице-адмирал,
Главный повар в ресторане
И палач на свежей ране.

(Галит)

Он в белом песке и кварце
В составе стекла и сплавов,
И если в резину войдет,
Стойкость к жаре и
Морозу ей придает.

(Кремний)

Он повсюду и везде:
В камне, воздухе, воде,
Он и в утренней росе,
И в небесной голубизне.

(Кислород)

Зловонный элемент.
Как вещество ожоги причиняет.
Но пользу он несет, когда
Его как соль в больнице применяют.

(Бром)

Из меня состоит все живое.
Графит, антрацит и алмаз.
Я на улице, в школе, и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.

(Углерод)

II гейм. “Темная лошадка”.

Ведущий. Наша “Темная лошадка” – это вещество, очень распространенное в природе, но в чистом виде практически не встречающееся. Это оксид, но никто его так не называет. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. Лао Цзы утверждал, что это “самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом”. В общем, это самая необыкновенная жидкость на свете. (Вода).

Шуточная пауза.

Ассистенты предлагают присутствующим

Правила выживания в химической лаборатории:

  • Если откупорили что-либо – закупорьте.
  • Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.
  • Если включили – выключите.
  • Если открыли – закройте.
  • Если разобрали – соберите.
  • Если не можете собрать – позовите на помощь умельца.
  • Если не разбирали – не вздумайте собирать.
  • Если пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке.
  • Если хотите воспользоваться тем, что принадлежит другому, попросите разрешения.
  • Если не знаете как это действует, – не трогайте.
  • Если не знаете, как это делается, – сразу спросите.
  • Если это вас не касается – не вмешивайтесь.
  • Если не можете чего-либо понять – почешите в затылке.
  • Если все же не поймете – не пытайтесь.
  • Если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли живы.
  • Если не усвоили этих правил – не входите в химическую лабораторию.

III гейм. Вопросы из “черной шляпы”.

Ведущий предлагает представителям команд поочередно тянуть вопросы из черной шляпы:

  1. Этот ученый известен всему миру как автор открытия величайшего закона, но он еще и основоположник гидратной теории растворов. (Д. И. Менделеев).
  2. В атмосфере этого газа каучук становится хрупким, а красители воспламеняются, обесцвечиваются, название этого газа в переводе с греческого – “пахнущий”. (Озон).
  3. Один учащийся утверждает: “Сера в воде тонет, ведь ее плотность равна 2.” А второй возражает: “Нет, сера в воде не тонет”. Кто из них прав? (Оба, кусочки тонут, а порошок всплывет).
  4. С помощью этого вещества можно распознать серную кислоту и ее солей. (Хлорид бария).
  5. Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя в действительности не существовал? (Философский камень).
  6. Говорят, что этот галоген французскому ученому Бернарду Куртуа помог открыть “четвероногий” соавтор. Назовите этот элемент и соавтора открытия. (Йод, кот).

Экспериментальная пауза.

Ведущий. После знакомства с правилами выживания в химической лаборатории мы предлагаем уважаемым зрителям попытаться распознать вещества в пронумерованных пробирках: сахар, соль, мука, крахмал, сода, стиральный порошок.

Будьте осторожны, соблюдайте правила ТБ.

(Можно подготовить ассистентов для демонстрации занимательных опытов).

IV гейм. “Ты – мне, я – тебе”.

Представители команд готовят друг другу занимательные вопросы.

Примерные вопросы.

  1. Однажды Бертолле растирал кристаллики KClO 3 в ступке, в которой на стенках осталось небольшое количество серы. Через некоторое время произошел взрыв. Так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую позднее стали применять при производстве… Чего? (Первых шведских спичек).
  2. Недавно во Флориде построен первый дом из алюминия. Алюминий был получен при переработке вторичного сырья. Всего на сооружение дома потребовалось более полумиллиона единиц этого вторичного сырья. Что это за сырье? (Банки из-под пива и безалкогольных напитков).
  3. Парижские ученые Гей-Люссак и Гумбольдт занимались исследованиями газов. Для опытов им были нужны тонкие пробирки, которые изготовлялись только в Германии. Но посылки облагались высокими налогами. Это было не по карману ученым. Чтобы этого избежать, Гумбольдт предложил одно решение, после которого посылки стали проходить через границу без пошлины. Что же запаивалось в пробирки, если посылки с пробирками снабжались этикеткой: “Осторожно! Немецкий…”. (Воздух. На таможне не смогли найти по карточке налог на воздух).
  4. По приказу Наполеона для солдат, находившихся в походе, было разработано дезинфицирующее средство с троекратным эффектом: лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 г. на выставке в Париже это средство получило “Гран-при”. Дошло это средство и до наших дней. Под каким названием оно выпускается у нас в стране? (Тройной одеколон).

Музыкальная пауза.

Ассистенты или зрители исполняют частушки о химии.

Приготовить соответствующие костюмы: взлохмаченные волосы, рваный халат, на лице грязь, палец забинтован, на глазу повязка и т. д.

Получал я водород
И прибавил кислород.
Они взорвались сразу,
Теперь хожу без глаза.

Попробовать на вкус решила кислоту,
Глядь, языка уж нет во рту.
Растаял мой язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет.

Вы не думайте, друзья,
Что пришла так в школу я.
Злая щелочь платье съела,
Вот такое, братцы, дело.

Мне не хватало волшебства,
В пробирке размешал я вещества
Взрыв раздался –
Еле жив остался!

Сунул палец я в пробирку,
Получилась в пальце дырка.
Вот беда, игра опасна,
Слезы лью теперь напрасно.

Ах, ребята, без сомненья,
Надо химию учить.
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.

Надо лучше успевать
Нам, друзья, в учении
И не следует вздыхать,
Что химия – мучение!

V гейм. “Гонка за лидером”.

Ведущий начинает с проигрывающей команды.

  1. Вещества, ускоряющие химические реакции. (Катализаторы).
  2. Самый распространенный элемент в природе. (Кислород).
  3. Химическая реакция, при которой происходит выделение тепловой и световой энергии. (Горение).
  4. Реакции, протекающие с выделением энергии. (Экзотермические).
  5. Сложные вещества, образованные металлом и кислотным остатком. (Соли).
  6. Назвать вещество Ca(NO 3) 2 . (Нитрат кальция).
  7. Однородные системы, состоящие из молекул растворителя и растворенного вещества. (Растворы).
  8. Реакция между кислотой и основанием. (Нейтрализации).
  9. Назвать вещество CuO. (Оксид меди (II).
  10. Оксиды, которым соответствуют кислоты. (Кислотные).
  11. Растворимые в воде основания (Щелочи),
  12. Формула гашеной извести. (Ca(OH) 2).
  13. Соляная кислота. (HCl).
  14. Назвать вещество Na 2 HPO4.(Гидрофосфат натрия).
  15. Оксид, реагирующий с кислотами и со щелочами. (Амфотерные).
  16. Автор Периодического закона. (Д. И. Менделеев).
  17. Что указывает порядковый номер элемента? (Заряд ядра и число электронов в атоме).
  18. Разновидности атома одного и того же элемента. (Изотопы).
  19. Сколько электронов может находиться на первой орбитали? (2 электрона).
  20. Свойство элемента оттягивать на себя электроны от других элементов. (Электроотрицательность).
  21. Связь, образованная общими электронными парами. (Ковалентная).
  22. Химическая связь, возникающая между ионами. (Ионная).
  23. Частицы в узлах атомной кристаллической решетки. (Атомная).
  24. Формула фосфорной кислоты. (H 3 PO 4).
  25. Назвать вещество Ba(OH)2. (Гидроксид бария).
  26. Самый электроотрицательный элемент. (Фтор).
  27. Процесс отдачи электронов. (Окисление).
  28. Автор цитаты: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…” (М. В. Ломоносов).
  29. Автор Теории электролитической диссоциации. (Сванте Аррениус).
  30. Вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. (Индикаторы).
  31. Общее название элементов VIII – А группы Д. И. Менделеева. (Инертные газы).
  32. Разрушение металлов под действием внешней среды. (Коррозия),
  33. Общее название солей азотной кислоты. (Нитраты).
  34. “+” ионы. (Катионы).
  35. Присоединение электронов. (Восстановление).
  36. Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам).
  37. Песок, с которым пьют чай. (Сахар).
  38. Элемент “жизни и мысли. (Фосфор).
  39. Металл, который использовался в церкви для получения “Святой воды”. (Серебро).
  40. Недастаток какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).
  41. Этот элемент входит в состав зубной пасты (Фтор).
  42. Металл – символ солнца. (Золото).
  43. Этот металл есть в градуснике. (Ртуть).
  44. Это основание иначе называют: гашеной известью, пушонкой, суспензию – известковым молоком. (Гидроксид кальция).
  45. Реактив на хлорид – ион. (Нитрат серебра).
  46. Угарный газ. (СО).
  47. Тип реакции между цинком и соляной кислотой. (Замещения).
  48. Кто изобрел динамит? (Нобель).
  49. Как хранят натрий? (Под керосином).
  50. Какой элемент всегда рад? (Радон).
  51. Какой элемент входил в состав сооружения, которое красил Том Сойер? (Бор).
  52. Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПСХЭ? (Водород).
  53. Какой элемент образует больше всего соединений? (Углерод).
  54. Тип реакции окисления серы. (Соединения).
  55. Какое ядовитое вещество применяется для лечения на курорте Мацеста? (Сероводород).

Химические ребусы.

Пока жюри подводят окончательные итоги, выбирают самого лучшего игрока, самого активного зрителя, всем присутствующим предлагают химические ребусы.

Итоги. Награждения.

В качестве призов можно предложить связки сушек капитанам команд, лучшим игрокам – символические химические реторты.

Ведущий: Спасибо всем за внимание и участие в игре! Успехов в дальнейшем изучении химии!

Разработка внеклассного мероприятия по химии
Урок — турнир по химии «Что мы знаем, что мы умеем» (8 класс)

Цель. Расширение интегрированных знаний обучающихся по предметам естественно-научного цикла; активизация
познавательной деятельности и повышение
мотивации обучающихся к изучению химии.
Развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности, при использовании
нестандартных игровых форм учебной деятельности;
Способствовать расширению и углублению знаний обучающихся о химических элементах, строении их атомов и
классах неорганических соединений.
Воспитывать у обучающихся культуру поведения, общения друг с другом во время мероприятия.
Форма проведения мероприятия — урок — турнир.
Материалы и оборудование: периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости, реактивы для экспериментов.
Правила проведения игры:
1. В игре принимают участие 2 команды по 5 человек,
2. В игре принимают участие болельщики. Болельщик, правильно, ответивший на вопрос ведущего получает жетон, который он может отдать любой команде.
3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
4. Жюри подводит и объявляет итоги по каждому конкурсу.

Турнир состоит из следующих этапов:
1. Терминологический бой
2. Кто больше?
3. Дальше, дальше, дальше.....
4. Оживление схемы
5. Вещество в моем доме
6. Химические соединения
7. Пантомима
8. Блицтурнир капитанов
9. Исправь ошибку
10. Шиворот на вывород
11. Подведение итогов

Ход мероприятия
Организационный момент: Проверка готовности команд к игре. Инструктаж и объяснение правил игры.
Вступительная часть:
Здравствуйте! Мы открываем турнир который будет проходить под девизом: «Что мы умеем, что мы знаем». Предмет изучается первый год. Как и любая наука требует к себе серьезного и ответственного отношения. Сегодня мы определим самого внимательного, самого сообразительного. Каждое выполненное задание и правильный ответ оценивается в один балл.
В честь открытия турнира зажигаем огонь (заранее готовится смесь веществ перманганата калия, серной кислоты, этилового спирта).

I «Терминологический бой».
Дай определение терминам - кислота, оксид, соли, электрон, формула, реакция окисления.

II «Кто больше?» Выбрасывается четыре кубика, на сторонах которых химические знаки. Нужно составить формулы классов веществ в течении одной минуты.

III «Дальше, дальше, дальше....» За определенное время команды должны ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Газообразная природная смесь (воздух)
2. Газ, образующийся во время грозы (озон)
3. То, из чего состоит тело (вещество)
4. Пресная или морская вода обладает большей электропроводностью? (морская.)
5. К каким химическим явлениям относится почернение серебряных изделий? (химическим.)
6. Самое твердое природное вещество (алмаз)
7. Очень быстрая химическая реакция (взрыв)
8. Окисление железа (по-другому) (ржавление)

IV «Оживление схемы»
От каждой команды по два человека работа у доски
I команда S-SO2-SO3-H2SO4-CaSO4
II команда P-P2O5-H3PO4-Ca3(PO$)3

V «Вещества в моем доме»
По одному участнику от команды отгадывают задания
1.Назовите формулу угарного газа. (СО)
2.Химическое название поваренной соли. (Хлорид натрия)
3.Солью, какой кислоты является пищевая сода. (Угольной кислоты)
4.Назови элемент, из которого состоит вещество активированный уголь. (Углерод)
5.Какая кислота используется для гашения соды. (Уксусная)

VI «Химических соединения»
Заполните пропуски в уравнениях реакции и расставьте коэффициенты
Na + ? = NaO HCI+? =CL2 + ? ? +? = LiOH + H2
VII Конкурс «Пантомима»
Пантомима всей команды. Изобразить
I команда - агрегатные состояния воды
II команда — взаимодействия натрия с водой
В это время помощники показывают занимательные опыты.
Химический опыт «ИСКУССТВЕННАЯ КРОВЬ»
Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение. Уравнение реакции: FeCl3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl
Проведение опыта: намочить одну ватку раствором хлорида железа (III) и протереть ей руку одного из ведущих. Другую ватку намочить раствором роданида калия и протереть ей лезвие ножа. Провести ножом по руке ведущего - появится так называемая «искусственная кровь»
как вы догадались, имя этому опыту - «искусственная кровь»!

VIII “Блицтурнир капитанов»
Капитанам предлагается по 10 вопросов, отвечать на которые нужно сразу, не раздумывая. За каждый верный ответ по одному баллу.
Вопросы к первому капитану:
· Самая мельчайшая частица вещества (атом)
· Стекло не может течь
· Самый активный металл
· Самый распространённый элемент в атмосфере
· Соль угольной кислоты
Вопросы ко второму капитану:
· Переход вещества из жидкого состояния в твердое
· Самый активный неметалл
· Соли кремневой кислоты
· Название химического элемента купрум
· Чем богата капуста ламинария

IX “Исправь ошибку»
Сейчас вашему вниманию предлагается рассказ, содержащие физические и химические ошибки. За каждую исправленную ошибку один балл.
В яркий солнечный день ребята направились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много углекислого газа. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, пополз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипедист. Ехать ему было легко, и он распевал веселую песенку: «Вода, вода кругом». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида кремния. Трое мальчиков с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.

Учитель: Следующий тур называется «Шиворот на выворот» здесь вам нужно перевести с химического языка на общепринятые фразы.
1. Не все то аурум. Что блестит.
2. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове
3. За купрумный грош удавился
4. Феррумный характер
5. С тех пор много аш-два-о утекло
6. Уходит,как аш-два-о в оксид кремния.

Викторина для родителей «Вспомним химию»
1. Песок, с которым пьют чай. (сахарный)
2. Каким химическим элементом богата капуста ламинария (йод)
3. Какой химический элемент содержится в яблоках (железо)
4. Металл, который содержится в святой воде (серебро)
5. Нехватка какого элемента приводит к карису (фтор)
6. Когда испорчено яйцо, я тоже сразу на лицо. Я отбиваю аппетит и очень сильно ядовит.
7. Хотя я соль, но под водой, вас удивлю своей средой. Посуду мыть, стирать белье, могу и это не вранье (сода).
Жюри подводит итоги и называет команду-победителя, которые получают отметку «отлично», выделяется самый эрудированный участник этой игры. Рефлексия

Литература
1. Блохина О.Г.Я иду на урок химии: книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
2. Бочарова С.И. Внеклассная работа по химии. 8-9 классы.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера.- М.: за знания, 2006.

МОУ «Бендерская гимназия №2»

Внеклассное мероприятие по химии

в 8 классе

« В лабиринтах химии »

подготовила

учитель химии

Стоян А.В.

Образовательные задачи:

    закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;

    вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;

    развитие коммуникативных навыков;

    осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

    развитие памяти, внимания;

    развитие образного мышления;

    развитие творческого воображения;

    развитие восприятия;

    повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

    воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

    развитие творческих способностей учащихся;

    самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.

Цели мероприятия:

    закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии;

    заинтересовать учащихся предметом;

    развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

    помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.

В лабиринтах химии.

ВЕДУЩИЙ: Химия - это наука великая и до сих пор до конца непознанная. Ещё в I в. до н.э. в поэме Тита Лукреция Кара "о природе вещей" идут рассуждения и объяснения химических явлений. Сегодня наше мероприятие связано тесной нитью с химией, её процессами и веществами. Для этого нам нужны две команды (команды занимают свои места за столами). П редставляю вам независимое жюри, которое будет судить наше состязание. (Представление жюри).

ВЕДУЩИЙ: для того, чтобы наше мероприятие началось необходимо узнать, как же будут называться наши команды. Для этого я загадаю каждой команде по загадке. Ответ на загадку и будет название команды. За правильность ответа каждая команда получит по 1 баллу.

1. Угадай название команды

Для первой команды:

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)

Для второй команды:

Чаще черный я по цвету,

Могу и быть прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным. (Углерод)

Для третьей команды:

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе. (Водород)

2. Конкурс «Техника безопасности»

ВЕДУЩИЙ: Приглашаю по одному участнику от каждой команды. Они вытягивают рисунок, на котором нарисовано Правило техники безопасности. Им надо рассказать о каком правиле идёт речь на рисунке. За правильно отгаданное правило команда получает 5 баллов.

    В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

    Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением ладони.

    Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей.

Проверим правильность выполнения задания. (Участник от команды выходит и рассказывает правило по ТБ)

Химическая пауза

ВЕДУЩИЙ: Химия - это наука о веществах и их превращения, для непосвященных они кажутся чудесами или фокусами. И сейчас мы бы хотели показать вам несколько фокусов.(Реакция нейтрализации, обесцвечивание подкисленного раствора марганца перекисью водорода).

3. Конкурс « Дешифровщик»

ВЕДУЩИЙ:

В этом конкурсе командам предлагается расшифровать фразы, используя Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева. Буквы текста зашифрованы номерами химических элементов. Чтобы составить фразу необходимо найти элементы под этими номерами и записать первую букву названия химического элемента.

За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

Задание для первой команды:

23-19,7, 5, 49, 11, 63, 22, 63 - 24, 49, 25, 49,49 -11, 63, 3, Ь, 79,Я - 63, 16, 43, Ь - 49-78, 49, 22, Ь.

(В кабинете химии нельзя есть и пить)

Задание для второй команды:

3, 50, 25, 50, 11, 50, 16, 50, 23 –74, 63, 3, 49, 19, 49, 53 – 92, Ч, 63, 11, Ы, 53 - 87, 49, 79, 49, 19 – 49 – 24, 49, 25, 39, 36.

(Ломоносов – великий ученый физик и химик).

Задание для третей команды:

9,8,37,25,92,3,ы – 16,50,47,81,18,83,3,я,63,29 – 84,76 - 83,18,57,63,41,73,41,50,16,73,53.

Химическая пауза

ВЕДУЩИЙ: А я покажу пока свое волшебство. Смотрите, платочек горит и не сгорает. (Опыт несгораемый платок)

ВЕДУЩИЙ: Проверим правильно ли наши команды разгадали шарады.

После конкурса подводятся предварительные итоги.

4. Конкурс Загадок

ВЕДУЩИЙ: в этом конкурсе командам надо отгадать по 2 загадки. Их буду читать поочереди каждой команде. За каждую правильно отгаданную загадку команда получит по 1 баллу. Если команда не может отгадать загадку, то ее может отгадать команда соперников и ей будет присужден этот балл.

1 команда. Я - металл серебристый и легкий,

И зовусь самолетный металл,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий).

2 команда Разглядев мой спектр в оконце,

Нашли меня на Солнце.

Я с благородностью дружу,

В семейство газов я вхожу. (Гелий)

3 команда Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь)

1 команда. .В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.

Угасает жизнь растений,

Без него, без удобрений.

В наших клеточках живет

Важный элемент … (азот)

2 команда Такова моя природа:

Известняк, песок и сода,

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня

Я прозрачно и светло

И зовут меня (Стекло)

3 команда Из названий двух животных

Мое имя состоит,

На таре, где меня хранят,

Знак токсичности стоит, потому что сильный яд. (Мышьяк)

ВЕДУЩИЙ: давайте подведем предварительные итоги.

5. Конкурс «Анаграммы»

ВЕДУЩИЙ: Анаграммы – это загадки, ответы на которые из одних и тех же букв. Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы так, чтобы получилось новое.

1. Буквы лежат на столе перед вами.

Первое слово – фигура одна,

Всего в ней, заметьте, – четыре угла.

Слово второе сумейте собрать –

Красно – бурую жидкость вам надо назвать. (ромб – бром)

2. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Две вещи с различным совсем назначеньем,

Но сделаны обе они из стекла.

Первая – в опытах очень значима.

Вторая – сосуд для хмельного вина. (колба – бокал)

3. Буквы лежат на столе перед вами.

Расставьте их так, чтобы стали словами.

Горючий продукт я, «живу» на болотах.

Но есть одна буква в названье коротком.

Прыжок её быстрый – и все изменилось:

Я стал элементом. Так чудо свершилось! (торф – фтор)

Игра со зрителями

ВЕДУЩИЙ: а пока команды выполняют задание, я поиграю со зрителями. Они помогут добыть баллы для своих команд. За каждый правильный ответ игрок - зритель получит по 1 баллов.

1) Какой элемент не имеет постоянной "прописки" в периодической системе химических элементов? (Водород)

2) Название какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)

3) Какой газ утверждает, что он - это не он? (Неон)

4) Какой неметалл является лесом? (Бор)

5) Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)

6) Какой химический элемент вращается вокруг солнца? (Уран)

7) Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)

9) Какой химический элемент легко превратить в весёлое зрелище, где есть клоуны? (цинк - цирк)

10) В состав названия какого металла входит дерево? (Никель)

11) Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)

13) Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото)

14) В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (Бром, хром)

15) От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить кость скелета животного или человека? (Серебро)

ВЕДУЩИЙ: пока жюри подводит итоги мы принимаем с вами клятву химика:

КЛЯТВА ХИМИКА

Принимая с глубокой признательностью даруемые мне знания
И постигая тайны химической науки,
Клянусь именами Михаила Васильевича Ломоносова,
Дмитрия Ивановича Менделеева,
Александра Михайловича Бутлерова
И всех наших Учителей:
в течение всей жизни не омрачать чести химического братства,
в которое ныне вступаю. Клянусь! Клянусь! Клянусь!

ВЕДУЩИЙ: Давайте узнаем победителя.

ВЕДУЩИЙ: мне осталось пожелать всем удачи и успеха. Учите химию, и ваши мысли будут более стройными, а чувства более тонкими.

В заключение юным химикам в качестве подарка проводим праздничный салют.(горение порошкового железа в пламени спиртовки).

Список используемой литературы:

    Э.Г.Злотникова, Л.В.Махова и др. “Урок окончен – занятия продолжаются”. Внеклассная работа по химии. М. “Просвещение” 1992 г.

    В.Н.Алексинский “Занимательные опыты по химии” М. “Просвещение” 1980 г

    Т.С.Назаров, А.А.Грабецкий и др. “Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии” М. “Просвещение” 1984 г.

    Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» - Москва: «Блик и Ко», 2000 г. – с. 224.

    Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. Рабочая тетрадь 8 класс. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия - 8» М.: Дрофа, 2006-2008.

    Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. - М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека).

    Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).

Похожие публикации