Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Эмоциональное благополучие ребёнка. Эмоциональный фон

В норме эмоциональный фон варьирует в широких пределах, в соответствии с жизненной ситуацией. При длительном пребывании в неблагоприятной ситуации возможно его столь же долгое снижение. Это неблагоприятный психологический фактор, но не признак патологии.

Патологическое снижение настроения, по глубинœе и/или длительности не соответствующее вызвавшей его причинœе или вообще не имеющее видимой внешней причины, - признак депрессивного состояния. При депрессии человек не способен испытывать положительные эмоции. У него резко падает активность, часты мысли о самоубийстве. Возможны и суицидальные попытки, что делает состояние депрессии очень опасным. Оно нередко требует психиатрического вмешательства. Частый источник депрессии - длительная фрустрация (неудовлетворенность) значимой потребности.

Существуют различные виды депрессии: классическая (основное проявление - глубокое снижение настроения), астеническая (с ярко выраженной ослабленностью, сильной истощаемостью), тревожная (включающая значительное повышение тревоги), ажитированная (с возбуждением) и др.
Размещено на реф.рф
У детей депрессия нередко протекает в замаскированной форме, когда снижение настроения не особенно заметно. При этом и в данном случае наблюдается снижение уровня активности, обеднение интересов, некоторая общая вялость. Депрессия часто сопровождается неприятными соматическими (телœесными) ощущениями, болями, не имеющими явной физиологической причины.

Снижение настроения, не доходящее до уровня депрессии, называют субдепрессией. В случае если же оно сочетается с мрачной раздражительностью, то говорят о дисфории.

Специфическим эмоциональным состоянием, с которым особенно часто приходится сталкиваться психологу-консультанту, является состояние тревоги: беспокойство, волнение, ощущение угрозы, ожидание неопределœенной опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса (нагрузки, вызванной крайне важно стью адаптации к неблагоприятным или резко меняющимся условиям). Острая тревога приводит к распаду целœенаправленной деятельности и паническому поведению.

При сочетании высокого уровня тревоги с депрессивными тенденциями часто возникают фобии (навязчивые страхи) - боязнь каких-либо ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и т. п.

Благоприятность/неблагоприятность состояния

Психологические состояния можно грубо разделить на четыре категории:

> благоприятные;

> неблагоприятные в пределах психологической нормы;

> пограничные;

> патологические.

Пограничные состояния - это психические отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность, но не приводящие к инвалидизации. К ним относятся, в частности, невротические состояния, характеризуемые астенией, снижением продуктивности деятельности и эмоциональными нарушениями (тревогой, депрессией и т. п.). Могут наблюдаться тики (непроизвольные подергивания мышц), заикание, энурез (недержание мочи), невротические боли и т.п. Частой причиной невротического состояния является дезадаптация - неспособность приспособиться к изменившимся условиям жизни. В частности, у детей часто возникает школьная дезадаптация, т- е. трудности в приспособлении к нормам и требованиям школьной жизни. При пограничных состояниях иногда полезно медицинское вмешательство.

Патологические состояния (в частности, психотические ) характеризуются более глубоким нарушением психики. Стоит сказать, что для них типичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и времени, снижение критичности к своему состоянию, продуктивная симптоматика (галлюцинации, сверхценные или бредовые идеи). При этом патологическое состояние не всœегда проявляется столь ярко и подчас трудно поддается распознаванию. Патологическое состояние во всœех случаях требует медицинского вмешательства.

Эмоциональный фон - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эмоциональный фон" 2017, 2018.

Эмоциональный фон влияет на то, как мы видим и трактуем те или иные события. Если он негативный, то мы окрашиваем все в «серые» цвета, причем такое состояние может затянуться надолго.

Что с этим делать, а еще лучше — как избежать негативного эмоционального фона в работе и жизни? Об этом рассказала руководитель направления Soft Skills, бизнес-тренер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас», сертифицированный тьютор по развитию эмоционального интеллекта (European association of cultural and emotionally intelligent projects) Александра Егорушкина.

— Одна из трудностей в ситуативном управлении эмоциями связана с тем, что мы ничего не предпринимаем в своей жизни для поддержания стабильного позитивного эмоционального фона.


Бизнес-тренер консалтинговой группы

Например, за физическим здоровьем следим, физиологические потребности удовлетворяем. Но не работаем со своим эмоциональным состоянием и, как результат, сетуем на стрессы, утомляемость, апатию и отсутствие мотивации.

Давайте разберемся с тем, что же такое эмоциональный фон, как он влияет на нашу жизнь и что можно делать, чтобы его поддерживать.

Что такое эмоциональный фон

Эмоциональный фон — общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации и себе самому.

Основные характеристики эмоционального фона:

1. Слабая интенсивность. Его достаточно сложно осознать, эмоциональный фон не ощущается ярко, однако в зависимости от того, негативный он или позитивный, все остальные переживания, отношение к ситуациям диктуются именно исходя из этой полярности.

2. Бо льшая длительность, по сравнению с эмоциями. Счет идет на часы, а часто даже и на дни.

3. Причины его появления не очевидны. За счет слабой интенсивности мы не успеваем отследить, в какой именно момент зародилось зерно того или иного эмоционального фона, поэтому очень трудно понять, какое именно событие или человек на него повлияли таким образом.

4. Влияние на активность человека. Эмоциональный фон повышает или понижает активность человека, его производительность. Кроме того, он, как фильтр в фотоаппарате, накладывает оттенок своего цвета на любое событие. Если случается проблема, а человек с негативным эмоциональным фоном, он воспримет ее существенно острее, чем обычно. И наоборот.

Почему у нас меняется эмоциональный фон

В основе любой эмоции лежит удовлетворение (тогда эмоция — позитивная) или, наоборот, неудовлетворение (и тогда она негативная) глубинных потребностей, ценностей каждого конкретного человека.


Представим себе человека, у которого ценности, например, это теплые отношения в семье, забота о близких, самореализация, ответственность (под ответственностью в данном случае понимаем «если взялся, то сделай хорошо»). У него есть работа, например, он руководитель в компании. А это значит — ответственность за показатели, сотрудников, процессы, компанию, клиентов и так далее. Есть годовое планирование в бизнесе и цели, которые ему необходимо достичь. Скорее всего, они звучат как-то вроде: «Прирасти в выручке/маржинальном доходе/прибыли, запустить новый продукт/проект/ направление». Эти бизнес-цели вроде как реализуют его потребности, например, отправить семью на лето на море, заработать на новую квартиру/машину/дачу.

Человек много работает, а чтобы всего этого достичь, частенько приходит поздно и, например, не видит семью, переносит планы на отдых в угоду работе.

И получается, что он систематически сам нарушает свои ценности, ничего не делает, чтобы они удовлетворялись или делает что-то, но редко и от случая к случаю.

И в глубине начинает зарождаться неудовлетворенность работой, семьей, жизнью, хронической усталостью и постоянными стрессами в попытках все успеть. Все это в свою очередь приводит к негативному эмоциональному фону. И это то, что может длиться 2, 3, 4 месяца.

Самое интересное, что человек может этого не замечать. Но люди вокруг начинают задавать вопросы, а все ли хорошо? Это видно семье, сотрудникам, друзьям. И это опосредованно влияет на них.

А если человек понимает, что что-то пошло не так, то часто он уже или ничего не может с этим сделать или не знает, что нужно. Это усиливает неудовлетворенность собой и приводит к еще большему ухудшению состояния. Появляется раздражительность, вспыльчивость на ровном месте или, наоборот, потеря интереса ко всему и апатия.

Что делать

Чтобы не доводить до такого состояния, нужно постоянно вкладывать усилия в свое эмоциональное состояние. Наши эмоции — это такая же часть организма, как, например, сердечно-сосудистая система, и им нужно постоянное внимание на двух уровнях: 1) не делать того, что катастрофически вредит и 2) делать что-то, что помогает быть в тонусе.

Какие шаги могут в этом помочь?

Шаг 1. Понять топ-10 ценностей. Истинный, не социально желательный. Честно, для себя. Что на самом деле для вас важно? Без чего вы — не вы? Ради достижения чего вы готовы пожертвовать чем-то?

Чаще всего это что-то нематериальное, то, ради чего мы обрастаем всевозможными материальными благами, но редко задаем себе вопрос: а зачем они нам, ради чего? Именно это чаще всего и есть наши ценности. Периодически, например, раз в год, нужно возвращаться к этому вопросу, так как если не сами ценности, то их приоритеты могут меняться.

Шаг 2. Определить долгосрочные цели. Списком. Что вы хотите сделать на какой-то период, например, в ближайший год.

Шаг 3. Согласовать цели и ценности. Определить, насколько каждая из целей помогает в реализации ценностей, присвоив каждой цели индикатор от 0 до 3 (0 — не помогает, 3 — помогает). Определить, какие ценности остались без внимания и что можно добавить/ изменить, что бы они все-таки реализовывались.

Самое неприятное, что достижение целей косвенно может помогать реализовывать наши ценности, например в этом году проявлением заботы о близких может быть поездка на море для ребенка. Но наше мышление паттернизировано и не всегда само достраивает эти связи. Ему нужно объяснять и согласовывать свои цели с ценностями, так как мы согласовываем задачи подразделений в компании, чтобы они не противоречили друг другу, а работали на достижение общей цели бизнеса.


Например, для ценности «Теплые отношения в семье» цель «Отправить семью на лето на море» сейчас весит, скажем, 0. А если уехать самому на лето с семьей на море? Это, уже, например, 2. Если возможности уехать нет, то можете ли вы в свой план добавить, например, раз в две недели проводить с семьей день без телефона? Или что-то подобное.

Способ есть всегда, важно захотеть его найти и быть честным с собой в отношении того, что для вас действительно важно. На позитивность эмоционального фона не сильно влияет объем времени, который вы уделяете цели, но важно его качество. Лучше один раз в месяц, но только с семьей, чем каждый вечер, но когда семья — это лишь фон для электронной почты. Ведь у каждого из нас в жизни были 5 минут, от которых мы окрыленные ходили неделями и о которых мы до сих пор вспоминаем с улыбкой.

Шаг 4. Не откладывать продуманные вами маленькие и большие радости. В моменте загрузки нам кажется, что 5 минут ничего нам не дадут и сверхсрочная работа важнее. А если перенести пришлось, то обязательно перенести на четкий срок и все-таки сделать.

Резюме

Чтобы чувствовать себя хорошо в эмоциональном плане, нужно постоянно что-то делать. Волшебной таблетки нет. Если вы будете хотя бы немного времени, но ежедневно уделять своему эмоциональному фону, то шансы встретиться с эмоциональным выгоранием сильно сокращаются. 5 минут в день не спасут вас от появления негативных эмоций в жизни вообще, но существенно облегчат ваше состояние и то, как вы на них будете реагировать.

Эмоциональная устойчивость ребенка – задача его родителей. И первый год жизни малыша играет здесь главную роль.

Вот, что нужно помнить:

  • Ребенок рождается буквально с «клубком» эмоций, в которых он не может разобраться самостоятельно.
  • Эмоциональный фон формируется в первые 12 месяцев жизни
  • Главным учителем и опорой на пути к постижению человеческих эмоций для малыша является мама.
  • Настроение матери неизбежно влияет на настроение ребенка.
  • Зеркальные нейроны, отвечающие за умение понимать эмоции других, развиваются в процессе общения со взрослыми.
  • Сначала малыш должен убедиться, что понимают его. Затем он сможет научиться понимать других.

Эмоциональный фон: или почему мой ребенок все время плачет?

Эмоциональный фон – это базовое, преобладающее настроение малыша. Наверняка вы видели детей, которые чаще смеются и тех, кто устраивает истерики по любому поводу. Это и есть эмоциональный фон.

От чего он зависит:

  • ежедневная порция счастья. Такие положительные эмоции ребенок получает, общаясь с любящим взрослым. Мама улыбается ему, целует, обнимает, ласково разговаривает, играет с ним. Ребенок ощущает радость жизни.
  • привычка к базовому позитивному восприятию. К сожалению, современные мамы настолько заняты собой и своими гаджетами, общением с такими же подругами или другими «важными» делами, что обращают внимание на детей, только когда те плачут. Ребенок в такой ситуации видит что? Правильно, маму можно привлечь только негативными эмоциями. Это быстро станет привычным состоянием.

Чтобы вырастить гармоничную личность маме следует:

  1. сохранять спокойствие в кризисных ситуациях;
  2. избавить себя от негативных эмоций и ненужных переживаний;
  3. откликаться на проявления радости у ребенка, улыбаться в ответ, веселиться вместе с ним.

Я же не могу все время смеяться! Или как познакомить ребенка с разными эмоциями без вреда для него

Конечно, взрослая мама испытывает не только радость, но и грусть, злость, раздражение, усталость и страх. Важно помнить, что младенец реагирует на все эмоциональные проявления матери.

Хорошо, когда он видит маму разной. Так малыш познает многообразие человеческих эмоций. Однако нужно всегда соблюдать меру и не переносить свой негатив на ребенка.

Что такое зеркальные нейроны, и как они работают?

Психологи считают, что эмоциональный интеллект начинает развиваться в младенчестве. Способность ребенка сопереживать или отвечать на эмоции других заложена генетически. За это и отвечают зеркальные нейроны. Мы улыбаемся, когда кто-то улыбается нам, напрягаемся, когда кто-то падает.

Зеркальные нейроны – это физиологическая основа понимания чужих эмоций и ситуаций. У младенца набор таких клеток самый простой. Ему нужно активно развивать свои способности, чтобы научиться предугадывать действия людей и считывать настроение окружающих.

Отталкиваясь от этого, мама должна давать малышу обратную связь. Например, когда он сыт и находится у нее на руках, мама улыбается. Ребенок улыбается в ответ. Эмоциональная связь работает.

Важно! «Настройка» мамы на ребенка является ключом к формированию положительного эмоционального фона. Хорошо ли вы понимаете своего малыша? Как быстро вы определяете его эмоциональное состояние?

Эмоциональная устойчивость и ее тренировка: возможно ли это?

Как вырастить ребенка эмоционально устойчивым, ориентируясь на полученные знания? Для начала нужно принять, что дети до года призывают близких на помощь криком. Для них это единственный способ изменить ситуацию, «доложить» о дискомфорте.

Если мама реагирует на детский плач негативными эмоциями, это вряд ли даст ей очки. Ребенок не плачет назло. Он просто хочет, чтобы его потребности были удовлетворены.

Как работать с этим знанием:

  • время от времени нужно давать ребенку возможность переключиться с возникшей проблемы, самостоятельно найти выход. Например, если малыш зовет маму, а мама долго не приходит, он может начать сосать кулачок и заснуть. Найдет что-то интересное и будет играть. Детям нужно учиться заниматься собой. Это механизм психологической защиты, очень важный для будущего;
  • холодная и отстраненная мама неизбежно вырастит морального калеку. Если к ребенку никто не подходит систематически, защита будет непробиваемой;
  • если мама предупреждает любые потребности малыша, не дает ему почувствовать дискомфорт даже временно, ребенок будет лишен защиты вовсе. Он не сможет мириться с малейшим стрессом. Такие дети устраивают истерики, топают ногами, перебивают взрослых, выбрасывают еду.

Почему мама должна быть спокойной, или как не стать источником комплексов у ребенка?

Мама – оплот и опора для ребенка. С нее он начинает познание мира и на нее ориентируется во всем. Если мама раздражается от детского плача, стремится поскорее избавиться от причиняемого ей самой дискомфорта, ребенок поймет, что негативные эмоции нужно держать при себе.

Если же мама понимает потребности своего малыша, может спокойно на них реагировать, посочувствовать ему, он научиться отслеживать свои эмоции и понимать их. Ребенок не будет бояться разозлить взрослых, а станет открытым. Умение принимать эмоции и чувства – первый шаг на пути к способности правильно выражать их и справляться с негативом.

На первый взгляд может показаться, что развитие эмоционального интеллекта – сложная наука. На самом деле это просто и интересно обоим: маме и малышу. Занимайтесь вместе с детьми, и ваша жизнь станет намного лучше.

Нажмите для увеличения

То, что принято называть настроением, на суконном языке психологии называется эмоциональным фоном. Условно его можно поделить на две крайние категории – положительный фон и отрицательный. В народе это принято называть хорошим и плохим настроением. Однако здесь нюанс заключается в том, что настроение может меняться по несколько раз на дню, но эмоциональный фон – это то, что присуще человеку большую часть времени.

Разумеется, большинству людей приятнее вступать в контакты с теми людьми, у которых эмоциональный фон является положительным. С ними и разговаривать легче, и особого подхода искать не нужно, и обсуждать они готовы практически любую тему.

Однако минусы имеются и в этом случае. Поскольку эмоциональный фон у этих людей очень стабилен, они слабо реагируют не только на сложности в своей жизни, но и на чужие проблемы. Проще говоря, если вы расскажете им о своих проблемах, они вряд ли их заинтересуют. В большинстве случаев позитивно настроенные люди либо не воспринимают проблемы всерьез, либо пытаются ускользнуть от них, особенно если это чужие проблемы.

Обладатели негативного эмоционального фона являются их полной противоположностью. Общаться с ними не слишком-то приятно. Даже если они вступят контакт, в скором времени у вас сложится впечатление что это либо заядлый критикан, либо брюзга, либо патологический ворчун. Собственно, именно такие прозвища им и присваиваются.

Обычно их недолюбливают, думая, что им никто не нужен и они не хотят общаться. Однако на самом деле у них просто другой стиль общения. В большинстве случаев они не отказываются от контакта, просто у них специфическая манера общаться.

Не стоит пытаться насильно разговорить такого человека и заставлять его смеяться. Если вы начнете в его присутствии травить анекдоты он может вообще мысленно покрутить пальцем у виска. Если они радуются, то только в ответ на какое-то счастливое событие, произошедшее именно в их, а не чьей-то чужой жизни.

Не стоит рассчитывать, что они станут радоваться вашему счастью. Правда, они достаточно охотно выражают сочувствие, что отчасти хорошо, но может стать и негативом, поскольку так можно легко докатиться до совместного нытья.

Еще одной их важной чертой является то, что они достаточно враждебно настроены по отношению к окружающему миру и потому постоянно напряжены, все подвергают сомнению и ждут удара. Это не значит, что все они хронические неудачники и параноики: среди таких людей тоже встречаются успешные люди, хотя и не так часто, как среди людей с позитивным настроем.

В любом случае, не пытайтесь их переделать. Несмотря на маску из негативного настроя, многие из них довольно симпатичные и нередко очень интересные люди, так что попытайтесь найти плюсы и у них.

Информация предоставлена доцентом кафедры психотерапии и медицинской психологии БелМАПО, кандидатом медицинских наук, врачом высшей квалификационной категории Тарасевич Еленой Владимировной

Эмоциональные расстройства у детей - что это?

Изменение эмоционального фона может оказаться первым признаком душевной болезни. В реализации эмоций участвуют различные структуры мозга, а у детей младшего возраста они менее дифференцированы. Вследствие этого у них проявления переживаний затрагивают разные сферы, в том числе: двигательную активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры. У детей чаще, чем у взрослых, встречаются различные нехарактерные проявления эмоциональных расстройств, что в свою очередь затрудняет их распознавание и лечение.

Изменение эмоционального фона может скрываться за: расстройствами поведения и снижением школьной успеваемости, нарушениями вегетативных функций, имитирующими те или иные болезни (нейроциркуляторную дистонию, артериальную гипертензию).

В течение последних десятилетий отмечается нарастание негативных явлений в состоянии здоровья детей и подростков. Распространенность нарушений психоэмоционального развития у детей: в среднем по всем параметрам составляет порядка 65%.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значимых эмоциональных проблем у детей и подростков. Как отмечают специалисты, уже с первых месяцев жизни до 3 лет почти у 10% детей выявляется явная нервно-психическая патология. При этом наблюдается негативная тенденция к ежегодному увеличению этой категории детей в среднем на 8-12%.

По некоторым данным, среди старшеклассников распространенность нервно-психических расстройств достигает уже 70-80%. Более 80% детей нуждаются в той или иной неврологической, психотерапевтической и/или психиатрической помощи.

Широкая распространенность эмоциональных нарушений у детей приводит к их неполной интеграции в общеразвивающую среду, проблемам социальной и семейной адаптации.

Последние исследования зарубежных ученых свидетельствуют о том, что и младенцы, и дети дошкольного возраста и школьники страдают как всеми видами тревожных расстройств, так и изменением фона настроения.

По данным Института возрастной физиологии, порядка 20% детей, поступающих в школу, уже имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу 1-го класса их становится уже 60-70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс.

Внешне стресс у детей проходит по-разному: кто-то из детей “уходит в себя”, кто-то чересчур активно включается в школьную жизнь, а кому-то нужна помощь психолога, психотерапевта. Психика детей тонкая и ранимая, а нагрузки им зачастую приходится испытывать не меньше, чем взрослым.

Как определить, что ребенку нужна помощь психотерапевта, невролога и/или психолога?

Иногда взрослые не сразу замечаю, что ребенку плохо, что он испытывает сильное нервное напряжение, тревогу, страхи, у него нарушился сон, колеблется артериальное давление…

Специалисты выделяют 10 основных симптомов детского стресса, которые могут перерасти в эмоциональные нарушения:


Ребенку кажется, что он не нужен ни семье, ни друзьям. Или у него возникает стойкое впечатление, что «он затерялся в толпе»: начинает ощущать неловкость, чувство вины в обществе людей, с которыми у него ранее были хорошие отношения. Как правило, дети с таким симптомом на вопросы отвечают стеснительно и кратко.

    2-й симптом - проблемы концентрации внимания и ухудшение памяти.

Ребенок часто забывает, о чем говорил только что говорил, он теряет «нить» диалога, как будто ему совсем неинтересна беседа. Ребенок с трудом собирается с мыслями, школьный материал у него «в одно ухо влетает, из другого вылетает».

    3-й симптом - нарушения сна и чрезмерная усталость.

О наличие такого симптома можно говорить, если ребенок постоянно чувствует себя уставшим, но, несмотря на это, ему не удается с легкостью заснуть, а утром - проснуться.

«Сознательное» просыпание 1-го урока является одним из самых частотных видов протеста против школы.

    4-й симптом - боязнь шума и/или тишины.

Ребенок болезненно реагирует на любой шум, вздрагивает от резких звуков. Однако может быть противоположное явление: ребенку неприятно находиться в полной тишине, поэтому он или непрерывно разговаривает, или, один оставаясь в помещении, обязательно включает музыку или телевизор.

    5-й симптом - это нарушение аппетита.

Нарушение аппетита может проявляться у ребенка потерей интереса к пище, нежеланием есть даже прежде любимые блюда, или же, наоборот, постоянным желанием есть - ребенок ест много и без разбора.

    6-й симптом - раздражительность, вспыльчивость и агрессивность.

Ребенок утрачивает самоконтроль - по самому незначительному поводу в любой момент может “выйти из себя”, вспылить, грубо ответить. Любое замечание взрослых встречается в штыки - агрессией.

    7-й симптом - бурная деятельность и/или пассивность.

У ребенка развивается лихорадочная активность: он все время ерзает, что-то теребит или перекладывает. Словом, на месте не сидит ни минуты - совершает "движение ради движения".

Нередко испытывая внутреннее беспокойство, подросток с головой погружается в деятельность, подсознательно стремясь забыться и переключить свое внимание на что-то другое. Однако стоит отметить, что стресс может проявлять себя и обратным образом: ребенок может уклоняться от важных дел и заниматься какими-то бесцельными делами.

    8-й симптом - колебания настроения.

Периоды хорошего настроения резко сменяются злостью или плаксивым настроем… И так может быть по нескольку раз за день: ребенок то счастлив и беззаботен, то начинает капризничать, злиться.

    9-й симптом - отсутствие или чрезмерное внимание к своей внешности.

Ребенок перестает интересоваться своей внешностью или очень долго вертится перед зеркалом, много раз переодевается, ограничивает себя в еде, чтобы снизить вес (опасность развития анорексии), - это тоже может быть вызвано стрессом.

    10-й симптом - замкнутость и нежелание общаться, а также суицидальные мысли или попытки.

У ребенка исчезает интерес к сверстникам. Внимание со стороны окружающих вызывает у него раздражение. Когда ему звонят по телефону, он думает, отвечать ли на звонок, часто просит передать звонящему, что его нет дома. Появление суицидальных мыслей, угроз.

Эмоциональные расстройства у детей - достаточно распространенное явление, они являются результатом стресса. Эмоциональные нарушения у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, не наблюдаются причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона. Конфликты в семье и школе также являются причиной развития эмоциональных нарушений у детей.

Факторы риска - длительная неблагополучная семейная ситуация: скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей…

В таком состоянии ребенок может быть подвержен алкоголизму, наркомании, токсикомании.

Проявления эмоциональных нарушений у детей

При эмоциональных нарушениях у детей могут отмечаться:


Лечение эмоциональных нарушений

Эмоциональные нарушения у детей лечатся так же как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Основные правила назначения медикаментов у детей и подростков:

  • любое назначение должно уравновешивать возможные побочные эффекты и клиническую необходимость;
  • среди родственников выбирается ответственный за прием ребенком препаратов;
  • членам семьи рекомендуется быть внимательными к изменениям в поведении ребенка.

Своевременная диагностика психоэмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте и адекватное лечение является приоритетной задачей психотерапевтов, неврологов, психиатров и врачей других специальностей.

Похожие публикации