Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Еремеев Б. А. Социально-психологический подход к образованию - Психология человека. Методы социальной психологии в сфере образования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История развития социальной психологии в СССР. Проблематика социальной психологии. Развитие социально-психологической мысли в конце XIX - начале XX вв. Становление и развитие социальной психологии. Предмет генетической (возрастной) социальной психологии.

    реферат , добавлен 07.06.2012

    Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Методология и методы социально-психологического исследования. Проблема группы в социальной психологии.

    книга , добавлен 10.02.2009

    Основные этапы истории развития социальной психологии. Суть взглядов на предмет социальной психологии в психологических теориях. Особенности развития отечественной социальной психологии. Предмет, структура и задачи современной социальной психологии.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Место социальной психологии в системе гуманитарного знания. Современные представления о предмете и задачах социальной психологии. Эксперимент как один из основных методов социальной психологии. Особенности применения метода наблюдения, его специфика.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Особенности подготовки эксперимента в практической психологии. Использование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. Характеристика и специфика методов диагностирования психологии личности, применяющихся в практике социальной психологии.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2011

    Социальная психология как отрасль научного знания. Личность в группе, социуме и обществе. Противоречие между индивидуальным и общественным сознанием с точки зрения диалектики. Этапы развития социальной психологии. Разработка концепции психологии народов.

    реферат , добавлен 16.04.2009

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ в. Эта дискуссия была вызвана двумя важными обстоятельствами:

1) возрастающими запросами практики;

2) изменениями, произошедшими в области самой психологической науки. Советская психология окрепла, появились квалифицированные кадры, возросло количество и качество теоретических и практических исследований. Начало дискуссии положила статья А. Г. Ковалева (1959 г.), в которой рассматривались два основных вопроса:

1) понимание предмета социальной психологии и круга ее задач;

2) соотношение социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социологией – с другой стороны.

О предмете социальной психологии нет общепринятого представления. Это обусловлено высокой сложностью социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей. Поэтому каждое психологическое направление выделяет свой круг ведущих проблем.

Существуют два основных подхода к вопросу о предмете социальной психологии.

Первый понимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй – главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и положение личности в группе.

Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее: социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.

Из определения вытекает, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.

По мнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и других существует подход, который разделяет предмет теоретической социальной психологии (изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях) и предмет прикладной социальной психологии (закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений).

Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.

2 ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Особенностью социальной психологии является ее широкое включение в жизнь общества. При изучении психологических характеристик как больших, так и малых групп она связана с конкретными задачами, которые стоят перед обществом определенного типа, его традициями, культурой.

Задачи для исследователей:

1) корректный анализ зарубежной социальной психологии, содержания ее теоретических концепций, методов и результатов исследований. Не приемлемо как простое копирование выводов, идей зарубежных исследователей, так и однозначное отрицание чужого опыта. Необходимо рассматривать этот опыт под углом зрения условий, существующих в конкретном обществе;

2) отработка прикладного характера исследования в социальной психологии. Социальному психологу важно помнить об этических проблемах, которые неизбежно встают в процессе исследований; понимать и осознавать проблемы, диктуемые обществом; находить свое место в решении этих проблем.

В связи с переменами, происходящими в обществе в последнее время, растет потребность в социально-психологической теории. Идет переоценка ценностей, ломка стереотипов, смена ролевого поведения, этнополити-ческие конфликты!. Реальна проблема психического здоровья общества. Многие так и не смогли адаптироваться к рыночным отношениям. Переход от социальных гарантий в области здравоохранения, образования, трудовой занятости к личной ответственности идет очень болезненно. Новая социальная реальность выдвигает и новые задачи.

Основные из этих задач следующие:

1) теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление типов социально-психологических характеров;

2) исследование всего многообразия отношений и общения, их изменения в современном социуме;

3) выработка социально-психологического отношения на природу государства, политики, экономики и общества;

4) разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);

5) выработка теоретических основ социально-психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи нуждающимся в этой помощи слоям населения. Социальная психология должна помочь разобраться в механизмах преступного поведения, явлениях массовых забастовок и протестах населения, вести переговоры по освобождению заложников, т. е. принимать участие в решении проблем конкретного общества.

Общество диктует проблемы социальной психологии, поэтому главная задача социального психолога – уметь выявить эти проблемы. В построении целостного здания социально-психологической науки эта часть работы и наиболее важна.

3 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Социальная психология имеет длинную предысторию, но короткую историю. Она формировалась из многих источников, поэтому в качестве предпосылок ее развития выступают различные области знаний: археология, этнография, языкознание, антропология, различные философские школы как идеалистического, так и материалистического толка.

Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, которые регулировали общественную жизнь людей. Способы воздействия на широкую публику были известны еще древним ораторам. Эти знания составляли первоначальную систему сведений о социально-психологических явлениях. Это донаучный этап развития социальной психологии. На этом этапе теория и практика еще были неразрывны.

Следующий этап в формировании социально-психологических знаний называется философским, так как многие социально-психологические проблемы были рассмотрены в рамках философских учений. В античности это были взгляды Платона, Аристотеля. Г. Олпорт считает Платона родоначальником социальной психологии, в философии нового времени – Т. Гоббса, Дж. Локка, К. Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Г. Ф. В. Гегеля, Н. А. Бердяева, Ф. М. Вольтера, М. Монтеня и многих других. На этом этапе происходит постепенное разделение социально-психологических знаний на теоретические и практические (Аристотель: «Человек – общественное животное»). В философских воззрениях социально-психологические аспекты чаще всего представляли простой перечень примеров, эти идеи не существовали в чистом виде, выделить их было затруднительно, они были связаны с трактовкой более общих психологических идей.

Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. По этому вопросу можно выделить три методологические позиции. Согласно первой позиции общественное сознание преобладает над индивидуальным. Человек подчинен обществу и действует по его законам. Сторонники второй позиции полагали, что индивидуальное сознание – уникальное явление, способное определять общественное сознание. Третья позиция предполагает противоречивость общественного и индивидуального сознания, т. е. в ее основе идея вечного противоречия между человеком и обществом. Это основное положение философии экзистенциализма.

Таким образом, как и в любой дисциплине, зарождение социально-психологических идей осуществлялось в рамках философии, а лишь затем происходило отделение в самостоятельные дисциплины.

4 ВЫДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

Начальный этап выделения социальной психологии в самостоятельную науку можно определить как феноменологический (середина Х1Х в.). Он связан:

1) с развитием языкознания;

2) накоплением значительных фактов в области этнографии, антропологии, археологии;

3) становлением массового производства и развитием городов.

На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельные психические явления (народный дух, поведение толпы, подражание, внушение). Для их изучения разрабатываются способы и приемы исследования. В этот период ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковый материалы, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке. Английский антрополог Э. Тейлор завершает работу о первобытной культуре, американский этнограф Л. Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Л. Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека.

Непосредственными «родителями» социальной психологии считаются психология и социология.

Психология второй половины Х1Х века – это прежде всего психология индивида, ее социальный аспект лишь намечается. Наиболее это заметно в патопсихологии. Психиатрическая практика использует гипноз как специфическую форму внушения, рассматриваются вопросы регуляции поведения человека другим индивидуумом. Как отмечает М. Г. Ярошевский (1976 г.), прообраз социальной психологии зарождается на боковых путях психологии, а не на магистральной линии развития.

Социология как самостоятельная дисциплина начала функционировать в середине Х1Х в. (родоначальник – французский философ О. Конт). Попытки объяснить социальные явления независимо от других наук не удались. Корни социальных явлений, как правило, находились в психологии. Так, французский социолог Г. Тард представлял общую модель социального как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Подобные модели оказались несостоятельными, после чего законы социального стали сводиться к законам коллективной психики.

Оформляется психологическое направление в социологии. Его родоначальники: Л. Уорд и Ф. Гиддингс. Это направление, с одной стороны, тормозило становление социальной психологии как самостоятельной дисциплины, так как запутывало вопрос о ее предмете, с другой – вызывало повышенный интерес к развитию социально-психологического знания.

5 ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Датой зарождения описательной социальной психологии большинство исследователей считает 1895 г., когда немецкие ученые-лингвисты Ж. Штейнталь и М. Лазарус опубликовали статью «Вводные рассуждения о психологии народов», где изложили свой взгляд на развитие новой науки.

В этот период зарождаются первые социально-психологические концепции.

Психология народов возникает в Германии в основном в трудах философа М. Лаза-руса и языковеда Х. Штейнталя. Представители этого направления говорили, что существует психика, присущая всему народу в целом. Концепция развита в трудах В. Вундта. Он считал, что психология народов должна изучать продукт культуры: язык, мифы, обычаи, искусство. Сегодня национальная (этническая) психология особенно актуальна на фоне кровавых межнациональных конфликтов.

Психология масс. Направление связано с именами Г. Тарда и Г. Лебона. В их работах были обобщены наблюдения за поведением больших человеческих общностей. Сейчас эти исследования не потеряли актуальность, так как перед обществом остро стоит вопрос о психологии неуправляемой толпы. Основатели социальной психологии дали четкую характеристику толпы и человека, как части толпы. Включение личности в массу ведет к обезличиванию. Человек заражается настроением масс, теряется чувство ответственности.

Психология инстинктов исходила из того, что человеческая личность действует по инстинктивным биологическим мотивам. Теория была развита в трудах У. Макдугалла. Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх). Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.

Большое влияние на развитие социальной психологии оказали работы Ч. Кули. Он первым ввел понятие «Я – концепция» как представление человека о самом себе. Это представление является отражением того, что, по мнению личности, думают о нем другие. Другим важным понятием Ч. Кули было понятие первичной группы. Это семья, неформальные объединения по месту жительства или работы, учебный класс и т. п.

Таким образом, уже первые социально-психологические концепции показали, что проблемы, стоящие перед обществом, невозможно решать лишь с психологической или социологической стороны. Необходим синтез этих наук, что и выразилось в возникновении новой самостоятельной дисциплины – социальной психологии.

6 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Экспериментальный период в развитии социальной психологии начался после 1945 г. Официальным отсчетом послужила программа В. Меде (Европа) и Ф. Олпорта (США). В прорамме сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную науку. В США, где наблюдалось бурное развитие капиталистических форм экономики, активно развивались прикладные исследования. Значимость этих исследований еще больше возросла на фоне развернувшегося экономического кризиса. Старая описательная социальная психология не могла решать новые задачи. В 1930-х гг. создано Общество психологических исследований социальных проблем.

Большое количество практических исследований впервые появилось в рамках функционализма. Представители функционализма {Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с позиции их социальной адаптации. Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни. Исследователи фиксировали внимание не на внутренних психических процессах, а на социальных функциях. Основным объектом исследования становится малая группа. Этому способствует повсеместное распространение экспериментальных методик, применение которых главным образом возможно лишь в малых группах. Отрицательным моментом при этом являлось одностороннее развитие социальной психологии, прежде всего в США, так как был утрачен интерес к теоретической стороне социальной психологии. Такое «отлучение» от теории привело к тому, что экспериментальный период в развитии социальной психологии стал обрастать острыми противоречиями. Положительным моментом этого периода явилось проведение многочисленных исследований в области малых групп, разработка методик, ставших классическими, накопление большого опыта в проведении прикладных исследований. Отрицательным – игнорирование массовых процессов, анализа их психологической стороны. После критики примитивного анализа этих процессов в первых концепциях, они были сняты вообще. Данные, полученные в четко разработанных лабораторных экспериментах, заменили знание о реальных проблемах общества.

С 1950-х гг. стал возрождаться интерес к теоретическому знанию. Исследователи (Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская, П. Н. Шихерев) выделяют четыре основные теоретические школы в 1960-х гг. ХХ в.: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм. Первые три направления представляют социально-психологические варианты психологической мысли, интерак-ционизм – социологической.

7 БИХЕВИОРИЗМ. ПСИХОАНАЛИЗ

Бихевиоризм – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного. Это определение дано И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым, Д. Уотсоном, Э. Толме-ном, Б. Скиннером, К. Халлом и др. Поведение изучалось по формуле: стимул – реакция. Реакция – это ответ на внешний стимул, посредством которого происходит адаптация индивида к окружающей среде. Закономерности поведения человека выводились из закономерностей внешнего стимулирования.

Центральной социально-психологической проблемой в рамках бихевиоризма стала проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта путем проб и ошибок, и идея подкрепления. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Закон эффекта выражается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится преобладающей только та, которая сопровождается положительными эмоциями.

Закон упражнения заключается в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения, лежит в основе формирования социальных привычек.

Закон готовности выявляет возможности человека посредством упражнений улучшать адаптацию на психофизиологическом уровне.

Закон ассоциативного сдвига проявляется в том, что если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого нейтральный) приобретает способность вызывать ту же реакцию.

Основываясь на идеях К. Халла, в социальной психологии была разработана теория фрустрации – агрессии Н. Миллера и Д. Дол-ларда, предложены многочисленные модели диадического взаимодействия.

Основной методологический упрек бихевиоризму состоит в том, что большинство работ выполнено на животных.

Психоанализ прежде всего ассоциируется с именем З. Фрейда. В социальной психологии не получил широкого распространения. Попытки построения социально-психологических теорий в рамках этого направления связаны с именами Э. Фромма и Дж. Салливана. Некоторые вопросы социальной психологии получили свое развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Можно выделить две социально-психологические проблемы, решаемые в рамках психоанализа: проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновении влечений человека с социальными запретами, и проблема источников социальной активности личности.

В рамках этого течения стала развиваться практика проведения Т-групп (групп тренинга), где используются механизмы воздействия людей друг на друга. Психоанализ дал толчок новому психологическому течению – гуманистической психологии (представители А. Маслоу, К. Роджерс).

8 КОГНИТИВИЗМ. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Когнитивизм рассматривает социальное поведение через призму познавательных (когнитивных) процессов личности. Берет начало от гештальт-психологии и теории поля К. А. Левина. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) изучали способы формирования знаний человеком; преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, роль знания в поведении человека, организацию знания в памяти, развитие интеллектуальных функций, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах памяти и мышления. Были сделаны выводы, что человек во многих жизненных ситуациях принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

В когнитивной социальной психологии важное место занимает теория когнитивного соответствия, которая выделяет в качестве главного мотивирующего фактора поведения человека потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фес-тингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Г. М. Андреева считает, что когнитивизм дал начало такому направлению, как психология социального познания, которое исследует проблемы познания социальных явлений рядовым человеком.

Интеракционизм по происхождению – социологическая теория, основанная на теории символического интеракционизма Г. Мида, который исследовал социальные аспекты взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея – личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Развитие личности рассматривается через усвоение знаковых систем. Это то, что отличает человека от животного мира. Коммуникация представляет собой обмен символами, в процессе которого вырабатываются единые значения и смыслы. Главнейшей знаковой системой является язык.

Символическая коммуникация – это начало человеческой психики. В рамках направления изучались проблемы референтных групп Г. Хаймена, Р. Мертона, структура и динамика развития личности, ролевые теории Т. Сарбина, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.

Личность, с одной стороны, – это автономная система, проявляющаяся в независимом импульсивном поведении, с другой – зависимая социальная система, проявляющаяся в ожидаемом окружающими поведении. Активное начало в личности способно менять не только личность, но и общество.

9 ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблемы методологии важны для любой науки. Статус социальной психологии приводит к необходимости применения в практике исследования одновременно методологических принципов двух научных дисциплин: психологии и социологии, что в ряде случаев вызывает наложение закономерностей общественного развития и развития психики человека. Отсутствие собственного понятийного аппарата вызывает необходимость использования различных терминологических словарей.

В современной науке термином методология (от греч. methodos – «путь познания») обозначают три разных уровня научного знания.

1. Общая методология – это совокупность общих принципов, способов построения научного знания. В качестве общей методологии выступают различные философские системы, преломленные затем через специфику каждой науки.

2. Частная методология – система частных принципов, постулатов, посылок и т. п., применяемых в конкретной области знания. Примером является принцип деятельности. В социальной психологии этот принцип раскрывается как понимание совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают особые связи. В качестве субъекта деятельности выступает коллективным субъект деятельности. Применение этого принципа позволяет изучать атрибуты коллективного субъекта деятельности (потребности, мотивы, цели группы и т. д.) и недопустимость сведения любого исследования к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне социального контекста.

3. Методологические приемы (методология) по Т. В. Корниловой это – множество методик исследования, терапии и т. п. Могут подразделяться на метод (стратегию исследования) и методику (способы фиксации эмпирических данных, или техники. Методы нельзя рассматривать изолированно от общей и специальной методологии. Такая зависимость не абсолютна. Одни и те же методы и методики могут применяться в рамках различных методологий.

Для научного исследования с позиций современной методологической науки характерно следующее:

1) наличие конкретного объекта исследования;

2) выявление фактов, выяснение причин, разработка методов, формулирование гипотез;

3) четкое разделение между установленными фактами и гипотезами;

4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Отличительными чертами научного исследования являются тщательно собранные данные, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в дальнейшей работе.

1 °CПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Социальная психология, являясь интегральной наукой, имеет свою специфику, которая выражается в своеобразии черт научного исследования.

Данные в социальной психологии – это сведения об открытом поведении индивидов в группах, характеристики сознания этих индивидов, психологические характеристики самой группы. В зависимости от объема перечисленные данные делятся на два типа:

1) корреляционные, в основе которых лежит большой массив данных, взаимосвязанных между собой;

2) экспериментальные, имеющие небольшой объем, в ходе исследования могут вводиться новые переменные. Объединение данных в принципы, построение гипотез и теорий в социальной психологии имеет следующую специфику.

В гуманитарных теориях связи между положениями не имеют четкой логики, поэтому важное место занимает гипотеза. В социальной психологии гипотеза является теоретической формой знания. Неграмотное построение гипотез – это важная причина слабости исследований.

На основании выдвигаемых гипотез организуется сбор данных, после чего делаются обобщения, т. е. формулируются теории. На данном уровне развития социальной психологии представляется доступной разработка теорий среднего ранга, которые охватывают отдельные сферы предмета социальной психологии (например, теория лидерства, теория групповой сплоченности и т. д.). Создание специальных теорий очень важно, так как без них не возможно построение прогнозов социального поведения.

Следующим шагом является обязательная проверка гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Этот этап для социальной психологии представляется особенно сложным, что связано с ее двойственным положением. Как экспериментальная дисциплина социальная психология должна соотносить научные суждения с данными чувственного опыта – принцип верификации. Однако значительную часть социально-психологических характеристик нельзя подвергнуть верификации (например, исследования массовых процессов, больших групп). Данное противоречие привело к возрастанию интереса к качественным методам исследования, которые широко применяются в социологии. Среди качественных методов широкое распространение получил метод фокус-групп по О. Т. Мельниковой – это полустандартизированное интервью, происходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников субъективной информации о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности (например, рекламу или СМИ).

Рассмотренные выше требования к научному исследованию увеличивают методологические трудности, стоящие перед социальной психологией.

11 КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Проблема качества информации обеспечивается путем реализации принципа репрезентативности и проверки получаемых данных на надежность. Учитывая специфику социальной психологии, качество информации может объективным и субъективным. По мнению В. А. Ядова, необходимо учитывать, что источником информации является человек. Для преодоления ошибок субъективизма вводится ряд требований относительно надежности информации: обоснованность (валидность), устойчивость и точность.

Обоснованность (валидность) – это способность исследовать именно те характеристики объекта, которые и нужно измерять. Для этого можно прибегнуть к помощи компетентных экспертов или дополнительного интервью, ответы на вопросы которого также дают косвенную характеристику изучаемого свойства.

Устойчивость (достоверность) предполагает получение идентичной информации в различных ситуациях. Существуют следующие способы проверки на достоверность:

1) повторное измерение;

2) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями;

3) проверка шкалы по частям («расщепление шкалы»).

Точность – это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины, т. е. точность проверяется тем, насколько дробными являются применяемые метрики.

Для того чтобы стать источником информации, человек должен понять вопрос, инструкцию или другое требование исследователя; должен обладать информацией; уметь вспомнить то, что необходимо для полной информации; должен согласиться на выдачу информации. Именно поэтому для социальной психологии остро стоит вопрос репрезентативности. Проблема построения выборки решается сходно с социологией.

Применяются те же выборки, что и в других исследованиях: случайные, типичные (стратифицированные), по квоте и т. п. Однако применение конкретной выборки определяется конкретным содержанием объекта исследования и каждый раз решается творчески.

Наиболее сложным является решение проблемы репрезентативности при проведении социально-психологического лабораторного эксперимента. В этом случае лабораторную группу необходимо на определенный срок «вырвать» из реальной действительности. Часто для этих целей используют студентов психологических факультетов, что вызывает повышенную критику, так как пренебрегают возрастным и профессиональным критериями, у студентов возникает повышенная готовность угодить экспериментатору. Часто наблюдается эффект Розенталя – эффект, который вызывается присутствием экспериментатора.

С этих позиций естественный эксперимент можно считать наиболее перспективным для применения в социальной психологии.

12 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Существуют различные классификации социально-психологических методов. Наиболее целесообразны следующие.

1. Методы феноменологизации и концептуализации – позволяют провести предварительную работу по выделению и систематизации интересующих социально-психологических феноменов и проблем. Выделение феноменов осуществляется в соответствии с социальными потребностями, а систематизация – путем соотнесения с имеющимися теориями.

2. Методы исследования и диагностики – наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения отвечают на вопросы: что наблюдать? как фиксировать? Эксперимент предполагает создание контролируемых условий, в которых вероятно появление изучаемого феномена. Подразделяется на лабораторный и естественный. Последний предполагает создание искусственной модели действительности.

Что-либо выяснить о социально-психологических явлениях, процессах можно, исследуя продукты деятельности отдельных индивидов и групп (документы, сочинения, контрольные работы, рисунки и т. п.).

Моделирование – конструирование модели, которая дает возможность представить, прогнозировать развитие событий.

Методы исследования ориентированы на разностороннее рассмотрение какого-либо феномена, а диагностики – на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления.

3. Методы обработки и интерпретации данных. Чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего показателя и т. п.). Методы обработки дают числа, а интерпретации позволяют перевести их в психологические понятия и суждения. Для этой цели используют тесты и экспертные оценки.

4. Методы коррекции и терапии – позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей. Выделяют телесную терапию, арттерапию, психодраму и др.

5. Методы мотивирования и управления – это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование).

6. Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия (дискуссионные игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.).

7. Методы конструирования и творчества – позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового (решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства и т. д.).

13 ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проблема отношений в отечественной психологии разработана в трудах В. Н. Мясищева, который выделял два основных вида отношений: общественные и психологические.

Общественные отношения – отношения между социальными группами или между индивидами как представителями социальных групп (идеологические, политические, социальные, экономические и др.). Они носят безличный характер и реализуются во взаимодействии социальных ролей.

По мнению Г. М. Андреевой, – социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения.

Межличностные (по Мясищеву – психологические) отношения – отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения.

Как считает Г. М. Андреева, межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественных отношений. Они представляют единое целое, и недооценка одного из них искажает реальное положение дел. Не существует чистых общественных отношений, они преломляются через межличностные, поэтому человек одновременно выступает и как исполнитель безличной социальной роли, и как неповторимая человеческая личность, что реализуется через выполнение межличностных ролей.

Межличностная роль – положение человека в системе групповых связей, которое определяется индивидуальными психологическими особенностями личности. Выполнение определенной межгрупповой роли определяет статус человека в группе.

Статусные отношения возникают в связи с межличностными отношениями. Важные характеристики статуса – престиж и авторитет личности. В разных группах в зависимости от их особенностей один и тот же человек может иметь различный статус.

Межличностные отношения отличаются от общественных наличием эмоциональной основы, т. е. в процессе непосредственного общения возникают определенные эмоциональные проявления различной интенсивности. В отечественной психологии различают три уровня эмоционального проявления: аффекты, эмоции и чувства.

Отношения между малыми группами могут строиться как отношения внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискриминации, межгруппового сотрудничества.

Внутригрупповой фаворитизм – своя группа оценивается ее членами как более привлекательная (лучшая), чем другие группы. По мнению В. С.Агеева, внутригрупповой фаворитизм благотворно влияет на развитие группы на начальном этапе.

Межгрупповая дискриминация – враждебное отношение к чужой группе. Наиболее характерна для групп преступников.

Внутригрупповой фаворитизм проявляется и на уровне взаимоотношений больших групп

14 ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблема общения в отечественной социальной психологии не решается простым суммированием его составляющих. По мнению А. Н. Леонтьева, через общение реализуется вся система отношений человека. Отношения человека к окружающему миру всегда опосредованы его отношением к людям и обществу. Общение одновременно существует и в структуре общественных и межличностных отношений. Наиболее изучено в рамках социальной психологии общение как реализация межличностных отношений.

Развитие общения в мире определяется развитием всех общественных процессов. Оно меняется вследствие совершенствования средств технической связи, а также из-за изменения социальных функций человека. Преобладавшее ранее непосредственное общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным и становится более массовым. Само же непосредственное общение характеризуется увеличением вынужденных контактов между людьми.

Общение может происходить на различных уровнях, что определяется особенностями личности, ситуации, общей культурой и др.

Фатический (от лат. fatuus – «глупый») – самый примитивный уровень общения, предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора. Не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.

Информационный – осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.

Личностный (духовный) уровень – взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в целом.

Отличительной особенностью человека является общение с самим собой. Это чисто индивидуальное общение, предполагающее особую точку зрения на самого себя и окружающее, которая может меняться. В ходе такого разговора человек мысленно может общаться с тем, с кем общался недавно, продумывать тактику будущего общения и т. п.

В рамках социальной психологии уместна следующая классификация видов общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.

В последние годы наиболее актуальным является вопрос рассмотрения общения с позиций гуманистической психологии, в основе которой лежат открытость и искренность контактов.

15 ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИИ

Общение осуществляется посредством знаковых систем. Различают вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства общения.

Речь является универсальным средством общения, так как при этом менее всего теряется смысл сообщения. Речевая информация передается при помощи текста в устной и письменной формах. Преимущества письменной речи – точность формулировок, развернутость, богатство словаря, логика изложения. Преимущества устной речи – экономичность, эмоциональная насыщенность. В качестве недостатков выступают речевые ошибки, многозначность.

В общении важно наличие обратной связи. При вербальной информации это может иметь форму переспрашивания, уточнения вопроса и прочее (безоценочная обратная связь); содержать оценку информации (оценочная обратная связь); критику или корректировку (негативная обратная связь); одобрение или поддержку (позитивная обратная связь).

Важной проблемой современного общества является проблема толерантности. В контексте вербального общения это соблюдение норм реагирования на высказывание другого, допущение принципиально иной точки зрения.

Остро стоит проблема повышения эффективности речевого воздействия, в рамках которой развивается экспериментальная риторика (искусство убеждения посредством речи).

Невербальные средства общения нужны для создания психологического контакта между партнерами, выражения эмоций, отражающих истолкование ситуации. Подразделяются на три группы.

1. Визуальные: кинесика (движения частей тела); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз, лица; поза; кожные реакции; дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения – особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и т. п.).

2. Акустические: связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубами, хлюпанье носом и т. п.).

3. Тактильные: физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Согласно классификации В. А. Лабунской невербальные средства общения подразделяются на:

1) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

2) паралингвистические (вокализация) и экстралингвистические (паузы, покашливание, плач, смех, темп речи);

3) организующие пространство и время коммуникативного процесса (размещение партнеров, возможность опоздания и т. п.);

4) визуальные (контакт глаз).

16 МЕСТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ

В процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, который обусловлен индивидуальными особенностями субъектов, спецификой ситуации, преобладающими стратегиями поведения, возможными противоречиями. Установление такого контакта называется интеракцией. Интерактивный аспект общения включает многообразные проблемы взаимодействия людей. В процессе интеракции происходит развитие личности, при этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого и зависят от него.

По Н. Н. Обозову, Т. Шибутани – продуктивность общения во многом определяется совместимостью субъектов.

Психологическая совместимость в социальной группе – это осуществление взаимодействия в отсутствии психологического напряжения и при максимально возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Экспериментально установлено, что наиболее совместимы:

1) люди, испытывающие высокую потребность в общении;

2) эмоциональные, аффективные лица, предпочитающие иметь дело с себе подобными;

3) субъекты с сильной нервной системой, склонные к общению с людьми со слабой нервной системой;

4) лица с разным практическим интеллектом. На эффективность взаимодействия влияют социальные качества человека. А. Б. Добрович в качестве наиболее значимых таких качеств выделяет следующие: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность – недоминантность.

Процесс взаимодействия состоит из функциональных единиц взаимодействия (акты, действия). Впервые изучил Д. Мид. Действие состоит из четырех фаз: побуждения (первых стимулов к общению), уточнения ситуации (восприятия другого человека, ситуации и информации), непосредственного действия, завершения.

Функциональная единица общения называется трансакцией. Понятие введено Э. Берном. Представляет взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: взрослый, ребенок, родитель. Опираясь на теорию трансактного анализа Э. Берна, можно изучать закономерности общения людей.

В различных ситуациях человек может вести себя по-разному. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.

Ритуальный – задан культурой. Его цель – подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о компетенции и т. п.

Манипулятивный – состоит в желании управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою точку зрения.

Гуманистический – его целью является не изменить другого, а изменить представления обоих партнеров относительно объектов взаимодействия. Подробно исследуется в работах К. Роджерса.

17 ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Наиболее распространено антагонистическое деление на два вида взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие – конфликт, приспособление – оппозиция, ассоциация – диссоциация и т. д.

Кооперация – координация единичных сил участников, что проявляется во взаимопомощи, взаимовлиянии. А. Н. Леонтьев выделял в качестве ее характеристик разделение единого процесса деятельности между участниками и изменение деятельности каждого.

По определению И.М. Шмелева конкуренция выражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация.

Степени продуктивной конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

Конфликт – форма взаимодействия, характеризующаяся наличием противоположных тенденций у субъектов взаимодействия.

Современная социальная психология в конфликте выделяет следующие элементы:

1) стороны (участники) конфликта (черта личности – черта личности; личность – личность; личность – группа и группа – группа);

2) условия протекания конфликта (пространственно-временные; социально-психологические (психологический климат, тип и уровень общения, степень конфронтации, состояние участников конфликта); социальные (вовлеченность в конфликт, интересов различных социальных групп));

3) образы конфликтной ситуации (представление о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях протекания конфликта);

4) возможные действия участников конфликта (характер действия (наступательные, оборонительные, нейтральные); степень активности в их осуществлении (активные – пассивные, инициирующие – ответные); направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя));

5) исходы конфликтных действий (полное или частичное подчинение другому; компромисс; прерывание конфликтных действий; интеграция).

Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас выделяют пять стратегий взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание.

Стратегия взаимодействия – совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.

Приспособление – сглаживание противоречий, перестройка своих позиций.

Компромисс – урегулирование разногласий через уступки.

Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы всех сторон.

Избегание (уклонение) – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.

Соперничество (конкуренция) – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

18 СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ. ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

По определению, данному А. Н. Суховым, А. А. Бодалевым, В.Н. Казанцевым, общение – это процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.

В качестве основных компонентов общения можно выделить:

1) передатчик, отправитель;

2) получатель, приемник, адресат;

3) канал связи;

4) шум, сигнал;

5) код, декодер.

В структуре общения выделяются следующие элементы:

1) коммуникативно-информационный,

означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;

2) познавательный, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

3) интерактивный (контактный), связанный с процессом воздействия, поведения.

По мнению Н. А. Соловьевой, в реальном общении каждая из этих сторон не существует изолированно от других, их выделение возможно лишь в экспериментальных исследованиях.

Рассмотренные выше стороны общения проявляются в малых группах, поэтому необходимо дополнительное исследование средств и механизмов воздействия людей друг на друга в условиях совместных массовых действий, при изучении больших групп и социальных движений.

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. А. А. Бодалев Попробуем ответить себе, кто же прав в возникшем споре о том, как понимать личность человека и в чем же заключаются главные детерминанты, которые определяют ее формирование и

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

14. Внимание как объект психологического исследования Внимание представляет собой один из важнейших психических процессов. Оно не является самостоятельной формой отражения или познания. Его обычно относят к области явлений восприятия. Внимание характеризует

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания Как уже отмечалось, в России сторонники естественнонаучной и гуманитарной психологии вели между собой борьбу, в которой оказались победители и побежденные, но места для этнопсихологии

Из книги С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров автора Академия Международная Педагогическая

1.1. Наркомания как предмет психологического исследования Злоупотребление психоактивными веществами является международной проблемой, от которой страдает почти каждая страна на земном шаре, в том числе и Россия. Систематические исследования наркомании, широко

Из книги Психология инноваций: подходы, методы, процессы автора Яголковский Сергей Ростиславович

Глава 2 Инновационность как предмет психологического исследования В исследованиях инноваций значительную долю составляют работы, посвященные анализу детерминант успешной инновационной деятельности, которые условно можно разделить на две большие группы: личностные и

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования …Как отмечалось выше, при обучении в массовой школе доминирующее значение нередко приобретает эмпирическое мышление школьников; поэтому случаи

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

Из книги Здоровое общество автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Руководство по системной поведенченской психотерапии автора Курпатов Андрей Владимирович

Глава третья Методологические проблемы психотерапевтической науки Технологичность знания определяется тремя осями, его конституирующими. К ним относятся: «систематизм», свойственный исследованиям И.П. Павлова98, «целостность», обеспечившая универсальность позиций

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Глава 1. Методы психологического исследования

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

2. Этапы развития социально-психологического знания Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

9. Этапы социально-психологического исследования На первом этапе социально-психологического исследования необходимо выбрать тему исследования и четко её сформулировать. Далее необходимо составить программу и план работы, которые обычно базируются на какой-либо

Из книги автора

1.4. Методологические подходы к изучению психологического стресса В науке и обществе время от времени происходит изменение парадигмы – фундаментального предположения, представления о природе тех или иных явлений, событий, процессов. Одним из очередных изменений

Из книги автора

Глава 6. Теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса 6.1. Теоретические предпосылки учения о преодолении стресса Четыре взаимосвязанные концепции сформировали современные подходы к пониманию преодоления стресса: 1) эволюционная теория и

Из книги автора

10.1. Методологические и практические проблемы измерений Существует распространенное утверждение, что имеются индивидуальные различия в том, как люди реагируют на стресс. Еще когда S.A. Stouffer изучал психологию американских солдат и невроз военного времени, теперь

социальный психологический служба образование

В последние годы в российском образовании происходят коренные перемены, связанные, прежде всего, с переходом на принципиально новую, компетентную основу обучения и воспитания. Без формирования общекультурных, мета-предметных, профессиональных наук, невозможно полноценное развитие личности в современных условиях. Все более актуальным в современном образовании становится запрос на социально-психологические средства обучения и воспитания учащихся. Это обусловлено целым рядом объективных причин. Перечислим некоторые из них.

Обучение - не просто приобретение знаний, а присоединение к культурному наследию человечества в процессе социализации развивающейся личности. При этом главенствующим в развитии личности является формирование системы ее ценностей на основе взаимодействия с другими людьми, и прежде всего - с референтным окружением. Следует подчеркнуть, что социальное взаимодействие является важнейшим фактором формирования морально-нравственных качеств развивающейся личности, а обучение и воспитание в образовательном учреждении осуществляются непосредственно в системе коммуникативного взаимодействия, в процессе педагогического общения. От эффективности этого коммуникативного процесса в образовательном пространстве во многом зависит полноценное развитие личности.

Традиционно педагогический процесс в организационном и содержательном планах является коллективной деятельностью в системе как вертикальных связей («ученик - учитель»), так и горизонтальных («ученик - ученик»). Успешность образовательного процесса индивида во многом обусловлена его статусной позицией в группе и системой отношений значимости - ориентацией индивида на высоко-статусных учащихся, авторитетных взрослых, а также на референтные группы. Поэтому эффективность образовательного процесса для индивида во многом опосредована его социально-психологическим положением в системе межличностных отношений.

Не следует забывать, что наряду с образовательными учреждениями важное влияние на учащихся оказывает семья - базовый институт социализации ребенка. Семья представляет собой разновидность довольно хорошо изученной в рамках социальной психологии малой группы, обладающей характерными особенностями отношений ее членов между собой и с представителями иных групп.

Актуальной остается проблема этнических отношений в образовательном пространстве, которая также является объектом социально-психологических исследований.

Кроме того проанализировав, научно-психологические книги и их исследования, из важнейших проблем эффективности современных образовательных учреждений является гармонизация всей системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса - педагогов, администрации, учащихся и их родителей а) Крушельницкая О.Б., Орлов В.А. Актуальные вопросы социальной психологии образования / Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 4 / Под ред. О.Б. Крушельницкой. М., 2011.

б) Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 1-3 / Под ред. О.Б.Крушельницкой. М., 2007-2009.. Практически все ключевые явления, которые изучает социальная психология в образовательных учреждениях, рассматривая личностное и как групповое, существенно влияют на успешность обучения и воспитания. Видимо, поэтому в последние годы все чаще публикуются научные статьи и учебные пособия, проводятся научные конференции, посвященные актуальным социально-психологическим задачам образования.

Поэтому в течение многих десятилетий разрабатываются проблемы общения и взаимодействия учащихся и педагогов в образовательных учреждениях разного типа (дошкольные, школа, средне-специальные, высшие, учреждения дополнительного образования). В частности, изучались социально-психологические функции управления педагогическим коллективом (Р.X. Шакуров). Среди которых были выделены: целевая ориентация педагогического коллектива, его сплочение и организация, которое было направлено на социальную и психологическую поддержку детей. Также рассматривались вопросы влияния психологической личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка Рассматривались такими авторами как: (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, М.Ю. Кондратьев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.).

Педагоги и психологи обращались также к проблемам организации эффективной групповой учебной деятельности. Они также ставили цель повышения успеваемости детей учеников за счет организации качественной обратной связи со сверстниками.

Психолог Г.В. Акопов, например, определяет социальную психологию образования как новую предметную область научного знания на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000..

Становление социальной психологии образования в нашей стране тесно связано с развитием других разделов социальной психологии, которые также, в свою очередь, являются междисциплинарными. Так, по мнению исследователя - Коломинского Я. Л, в науке можно выделить особую социальную дисциплину - социальную психологию, которая исследует «...психологические закономерности формирования личности, а также их возрастные особенности в коллективе и взаимодействия между ними, а также психологические особенности групп и коллективов на основных стадиях онтогенеза» Реан А. А., Коломинский Я. Л. “Социальная педагогическая психология” . Исследователи подчеркивает, что всесторонняя разработка данных проблем необходима для того, чтобы дать педагогам и психологам методы диагностики и управления при работе с учебными группами. Кроме того, сочетание социально-психологических знаний и информации о возрастных особенностях учащихся помогает воплотить программы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом.

Исходя из этого широта и объем социально-психологических и психолого-педагогических исследований в сфере образования, на мой взгляд, позволяет вплотную подойти к разработке концепции новой отрасли знания. Это значит, что настал момент формирования предмета социальной психологии образования, который рассматривает определенные проблемы, и также использует методики для их решения.

На мой взгляд, цель новой научной дисциплины - создание социально-психологическими средствами условий для гармоничного и эффективного взаимодействия субъектов образовательного пространства.

Эти исследователи, работающие в рамках представленной научной дисциплины, видят в качестве одной из главных задач данной научной области разработку новых теоретических и методологических принципов, позволяющих вскрыть особую взаимосвязь между личностью и группой, личностью и обществом, представляющих собой интегрированную систему взаимно детерминированных развивающихся субъектов Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М. Таким образом, несмотря на то, что все перечисленные специализированные разделы науки направлены, в целом, на решение одних проблем, что делает их, несомненно, близкими друг к другу. Ракурс и аспекты рассмотрения социально-психологических феноменов, пути решения, способы и подходы к диагностике, консультационной и коррекционно-развивающей работе в образовательных учреждениях в рамках теоретической и практической деятельности, полностью аналогичны.

В связи с этим, в последние годы опубликован ряд научных работ, авторы которых рассматривают теоретические и практические аспекты функционирования образовательных учреждений и особенности деятельности психологических служб в школах. Целью работы психологов становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка.

Уже много задач сейчас поставлены перед социальными психологами практикой образования. Так, например, в последние годы наиболее частыми запросами школьных педагогов, администрации, учащихся и их родителей являются формирование гармоничной образовательной среды и развитие навыков эффективного общения Личность и группа в образовательном пространстве: Сб. науч. трудов. Вып. 1-3 / Под ред. О.Б.Крушельницкой. М., 2007-2009.. Необходимыми становятся социально-психологические средства коррекции нежелательного поведения учащихся. Осознание того факта, что ведущей целью педагогического процесса является развитие личности в образовательном процессе, заставляет учителей искать профессиональные средства влияния на учащихся, которые помогли бы им получить не только знания, навыки, но и необходимые компетенции и средства эффективной социальной адаптации. Возможно, поэтому педагоги все чаще обращают к психологам запрос на формирование «ученического коллектива», подразумевая под ним группу, направленную на учебную деятельность, сплоченную вокруг целей и ценностей образования. Поднимается вопрос о совершенствовании социально-психологического климата в ученических группах. Кроме того, важной проблемой современного школьного образования является создание условий для повышения эффективности взаимодействия ученика и учителя.

Ученическое сообщество - это особый тип социальной контактной группы, в которой личность (ученик) находится в течение длительного периода своей жизни, по крайней мере - на этапе своего взросления. В связи с этим знание и понимание социально-психологических закономерностей формирования и генезиса ученической группы, ее влияния на развитие личности становится необходимым условием реализации тех социальных, учебных, воспитательных, психологических задач, которые стоят перед современной школой или вузом. Если деятельность других групп направлена, зачастую, за пределы самой группы, т. е. в данном случае сама группа, скорее, выполняет инструментальную функцию (такое происходит, например, в спортивной команде или рабочей группе в организации), то в ученических группах деятельность направлена на самих ее членов. Кроме того, ученическая группа является частью большого учебно-воспитательного коллектива, куда также входят педагогический коллектив, администрация учебного заведения. Педагог при этом выступает не просто членом, а руководителем такой группы, регулирующим структуру группы и задающим нормы межличностных отношений.

Ученические объединения - это официально созданные группы, направленные на выполнение, прежде всего, учебных задач. С одной стороны, в ученических группах всегда присутствуют формальные отношения, с другой стороны, эти группы пронизаны разветвленной системой неофициальных взаимосвязей и взаимодействий. Понятие «ученическая группа» происходит от слова «ученик», что фокусирует внимание не столько на процессе обучения, сколько на личности, конкретном участнике группы. Поэтому важно помнить, что в ученическом объединении происходит качественно иное развитие ролей и ролевого поведения, нежели то, что мы наблюдаем в формальных группах. Именно здесь на первый план выступает система неформальных межличностных отношений. Не требует доказательств утверждение, что учителя школ и преподаватели вузов довольно часто пытаются работать с группами именно как с формальными, строго обусловленными только учебной деятельностью, забывая, что имеют дело с сообществами, члены которых тесно связаны, прежде всего, системой межличностных и при этом значимых отношений. На наш взгляд, именно неформальная структура отношений учащихся может оказать серьезное влияние на весь учебно-воспитательный процесс Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2..

Например такие психологи как, В.Н. Антошкин и А.А. Ахмадеев утверждают, что в ряду ведущих факторов эффективности учебного заведения, помимо содержания и методов обучения, мастерства педагогов, отношения к учебе учащихся, особое место занимают межчеловеческие отношения Антошкин В.Н., Ахмадеев А.А. Социальная психология в педагогике. Уфа, 2000.. Отношения эти авторы рассматривают через систему взаимодействия социально-психологических функций, ролей, качеств и статусов учеников. Исследователи подчеркивают, что учащиеся имеют два источника информации - процесс обучения и процесс общения, поэтому ученики, занимающие благоприятное положение в структуре межличностных отношений, получают возможность лучше сориентироваться и в процессе обучения. Вот почему как психологам, так и учителям необходимо особое внимание уделять процессу оптимизации межличностных взаимосвязей в рамках ученических объединений. Таким образом, особенности межличностных отношений, складывающиеся в системах «ученик - ученик» и «ученик - учитель», являются непосредственной «визитной карточкой» образовательной среды конкретного учебного заведения и выступают при этом одним из наиболее значимых факторов становления и развития личности каждого учащегося.

На мой взгляд, проблемное поле социальной психологии образования включает в себя довольно большой спектр вопросов и связанных с ними задач. Среди них - психологические проблемы социальных институтов системы образования (семья; образовательные учреждения разного типа; социальная психология общего, профессионального, дополнительного и непрерывного образования). Важнейшими объектами исследования являются: общение и другие виды деятельности в образовательном процессе; социализация личности учащегося в образовательном процессе; педагог и педагогический коллектив как субъекты образовательного процесса (профессиональная идентичность и профессиональная мотивация педагога, система отношений, личностное и профессиональное развитие); ученические группы (статусно-ролевые отношения, группообразование, неформальные внутригрупповые и межгрупповые отношения, влияние группы на учебную мотивацию и поведение учащихся); социально-психологическое сопровождение образовательного процесса (социально-психологическая компетенция психолога образования, индивидуальные и групповые социально-психологические методы работы, мониторинг системы отношений в образовательном учреждении, социально-психологические проблемы профессионального выгорания педагога и психолога); методы социально-психологического исследования личности и группы в образовательном процессе; социально-психологические средства инновационного образовательного процесса и т.д.

Вопрос о методах социальной психологии образования представляется, на мой взгляд, наиболее разработанным в настоящее время. В связи с тем, что социальная психология образования возникла на базе сложившихся психологических наук, ее арсенал может включать в себя методические средства, свойственные социальной, педагогической и возрастной психологии, успешно апробированные в многочисленных исследованиях, направленных на изучение процессов общения и взаимодействия участников образовательного процесса, повышение эффективности обучения и воспитания школьников и студентов, а также системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Среди методологических оснований отечественных исследований в данной предметной области следует, в первую очередь, упомянуть культурно-историческую теорию (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев), теорию отношений личности (В.Н. Мясищев), концепции стадиальности психического развития (Д.Б. Эльконин и др.), концепции стадиальности личностного развития (А.В. Петровский, Э. Эриксон и др.), теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах разного типа и трехфакторную модель «значимого другого» (А.В. Петровский), концепцию персонализации (В.А. Петровский).

На уровне конкретных методов и методик средствами социальной психологии образования могут выступать такие традиционные инструменты, как наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ документов, статистическая обработка данных, а также методы воздействия (социально-психологический тренинг, деловая игра, групповая дискуссия и т.д.).

Другой классификацией методических средств социальной психологии образования, на мой взгляд, может быть предложенная А.Л. Свенцицким схема из трех составляющих: методы эмпирического исследования, методы моделирования, управленческо-воспитательные методы А.Л. Свенцицкий Санкт-Петербург, август 2002.

Таким образом, социальная психология образования - активно развивающаяся междисциплинарная практико-ориентированная область знания. Она возникла и формируется на базе социальной психологии, а также опирается на достижения педагогической психологии, психологии развития, возрастной психологии, педагогики. Появление новой научной дисциплины продиктовано социальным запросом на решение актуальных проблем, связанных с общением и взаимодействием людей в современном образовательном пространстве.

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне

важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода

объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в

практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка)

людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое понимание широко представлено прежде всего в статистике, где

часто необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то определенный уровень образования, болевших сердечно-сосудистыми заболеваниями,

нуждающихся в жилье и т.д. Иногда в таком понимании термин «группа» употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний

«конструируется» группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа - с другими показателями и т.п.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе,

объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в

реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания

могут быть весьма различными).

Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология, и именно в этом плане ей необходимо четко

обозначить отличие своего подхода от социологического. С точки зрения социологического подхода, самое главное - отыскать объективный критерий

различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических

характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного

критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими.

Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом

многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые

влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с

другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей

многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влиянии, которая и определит содержание

сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее

характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения

социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.

Если для первого, как мы видели, характерен прежде всего поиск объективных критериев для различения реальных социальных групп, то для второго

характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности. Это

множество лиц, «окружающих» человека или даже взаимодействующих с ним в какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно, может быть интерпретировано

как «группа», но фокус интереса в данном случае - не содержательная деятельность данной группы, а, скорее, форма действий индивида в условиях

присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах

развития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда»

формирования личности. Однако с такой традицией нельзя не считаться: для некоторых целей, особенно в рамках общепсихологического анализа (например,

при выяснении специфики протекания определенных психических процессов в условиях «группы»), такой подход может быть оправдан. Вопрос лишь в том,

является ли этот подход достаточным для социальной психологии?

По-видимому, на него нужно ответить отрицательно. Что дает для социальной психологии определение группы как простого множества, элементом которого

является человек, или даже как взаимодействия людей, отличающихся общностью социальных норм, ценностей и находящихся в определенных отношениях

друг к другу? Констатация наличия не одного человека, а многих (действующих рядом или даже совместно), не содержит никаких характеристик этой группы, и

из анализа полностью выпадает содержательная сторона этого множества: остается лишь тот факт, что людей в данном случае «много», т.е. весьма

формальная характеристика собранных вместе индивидов. Мало что добавляет и такая прибавка, как наличие внутри множества определенных «отношений».

Хотя само по себе наличие отношений между людьми в рамках какого-то объединения существенно, отсутствие расшифровки характера этих отношений

обесценивает это дополнение. Какие-нибудь отношения возникают, естественно, всегда, если присутствуют несколько человек, а не один; они возникают,

даже если просто посадить рядом двух незнакомых людей. Значимость для личности этих отношений может быть вскрыта лишь тогда, когда сами отношения

поняты как существенная характеристика социальной группы, включенной в некоторую систему общественной деятельности (Обозов, 1979).

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри

него каких-то отношений. Стоит задача объединить социологический и (будем называть его так) «общепсихологический» подход к группе. Если признать, что

социальная психология прежде всего исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные

социальные группы, то надо признать и то, что фокус анализа - именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия на

личность конкретной социальной группы, а не просто анализ «механизма» такого воздействия. Такая постановка логична с точки зрения общих

методологических принципов теории деятельности. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа - это определенная система

деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через

нее включена во всю систему общественных отношений.

Для того чтобы обеспечить такого рода анализ, социальной психологии необходимо опереться на результаты социологического анализа групп, т.е. обратиться

к тем реальным социальным группам, которые выделены по социологическим критериям в каждом данном типе общества, а потом уже на этой основе

осуществить описание психологических характеристик каждой группы, их значимости для каждого отдельного члена группы. Важной составной частью такого

анализа является, конечно, и механизм образования психологических характеристик группы.

Если принять предложенную интерпретацию группы как субъекта социальной деятельности, то, очевидно, можно выделить некоторые черты, свойственные ей

именно как субъекту деятельности. Общность содержания деятельности группы порождает и общность психологических характеристик группы, будем ли мы

называть их «групповое сознание» или каким-либо иным термином. К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые

образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. И хотя

современный уровень развития социальной психологии не располагает ни традицией, ни необходимым методическим оснащением для анализа всех этих

образований, крайне важно поставить вопрос о «законности» такого анализа, ибо именно по этим характеристикам каждая группа в психологическом плане

отличается от другой.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание

факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать,

что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества,

(Поршнев, 1966) было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это

означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования

«мы» в отличие от другого образования - «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным

индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности. Констатация принадлежности личности к группе

представляет для социальной психологии значительный интерес, позволяя рассмотреть психологическую общность как своеобразный психологический

«срез» реальной социальной группы. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные

средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической

общностью, т.е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой.

При такой трактовке фиксируются психологические характеристики группы, а сама группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей

во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия» (Шерковин, 1975). Степень подробности, с которой в дальнейшем

анализе можно раскрыть характеристики такой общности, зависит от конкретного уровня разработки проблемы. Так, например, некоторые авторы не

ограничиваются только исследованием названных групповых характеристик, но и предлагают усмотреть в группе, по аналогии с индивидом, такие показатели,

как групповая память, групповая воля, групповое мышление и т.д. В настоящее время, однако, нет достаточно убедительных теоретических и

экспериментальных доказательств того, что данный подход продуктивен.

В то время как последние из приведенных характеристик вызывают спор с точки зрения того, относятся ли они к психологическому описанию группы, другие,

как, например, групповые нормы или групповые ценности, групповые решения исследуются в социальной психологии именно как принадлежащие к особым

групповым образованиям. Интерес к этим образованиям не случаен: только их знание поможет более конкретно раскрыть механизм связи личности и

общества. Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают посредником

между личностью и обществом. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, и нужно рассмотреть группу не просто как «множество», а как реальную ячейку

общества, включенную в широкий контекст социальной деятельности, выступающей основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной

группы. Общее участие членов группы в совместной групповой деятельности обусловливает формирование психологической общности между ними и, таким

образом, при этом условии группа действительно становится социально-психологическим феноменом, т.е. объектом исследования в социальной психологии.

В истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т.д. Однако

можно отметить несколько характерных черт этих исследований. Во-первых, сам по себе «групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных

вариантов социально-психологического подхода. Наряду с «групповым» подходом в американской, например, социальной психологии существует еще и

«индивидуальный» подход. Эти два подхода являются следствием двух источников происхождения социальной психологии: из социологии и из психологии. Для

сторонников того и другого подхода характерен поиск причин социального поведения людей. Однако сторонники индивидуального подхода ищут лишь

ближайшие причины такого поведения. Поэтому для них группа важна только как факт одновременного присутствия многих людей, но вне широкой социальной

системы, в которую она сама включена. Именно здесь сосредоточено чисто формальное понимание группы. С другой стороны, «групповой» подход в гораздо

большей степени пытается проникнуть за пределы самой группы, где индивид непосредственно черпает свои нормы и ценности, в социальные характеристики

общественных отношений. Такой подход более характерен для европейской социальной психологии, где как раз и обоснована идея необходимости учета

«социального контекста» в каждом исследовании, включая анализ психологии группы. С этой точки зрения подвергается критике такое изучение групп, когда

групповые процессы дробятся на мелкие фрагменты, и значение содержательной деятельности группы полностью утрачивается. На это обстоятельство

указывает С. Московией: «Поразительно, что при исследовании групповой динамики никогда не возникали вопросы о том, каким именно образом группа

становится продуктом своей собственной деятельности» (Московией, 1984).

Во-вторых, как бы ни толковалась группа различными авторами, для многих было характерно известное разъединение двух основных блоков

социально-психологических исследований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и

взаимодействие, т.е. коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции и т.д. В принципе, конечно, подразумевается, что все эти процессы протекают не в

вакууме, а в группе. Однако в исследованиях такая переменная, как групповая деятельность, не представлена. Зато другой блок исследований, связанный

именно с изучением групп, стоит как бы особняком. В рамках этого блока изучаются размер группы, ее композиция и структура, а групповые процессы,

рассмотренные в первом блоке, хотя и упоминаются, но вне связи с совместной групповой деятельностью. В результате возникает относительно

изолированное описание процессов и групп, во всяком случае исключаются существенные параметры группы при изучении происходящих в ней процессов.

Наконец, в-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп,

а именно к малым группам, внутри которых преимущественно исследуются складывающиеся там межличностные отношения без выяснения того, как эти

межличностные отношения зависят от характера групповой деятельности, а следовательно, как они связаны с общественными отношениями.

Все сказанное заставляет с особой четкостью сформулировать требования нового подхода к исследованию группы. Задача заключается в том, чтобы

исследованные в общем виде закономерности человеческого общения и взаимодействия теперь более конкретно рассмотреть в тех реальных общественных

ячейках, где они и проявляются. Но, для того чтобы выполнить эту задачу, кроме принятых определенных методологических принципов, надо еще и задать

концептуальный аппарат, в рамках которого может быть исследована группа в социальной психологии, описаны ее основные характеристики. Эта понятийная

схема необходима для того, чтобы можно было сравнивать группы между собой и получать в экспериментальных исследованиях сопоставимые результаты.

Программа работы секции №1
«Методологические проблемы социологических исследований в образовании».

Руководитель: Куракин Д.Ю., Центр фундаментальной социологии ГУ-ВШЭ, Москва.

Направление 1. Взаимосвязь социальной теории с методологическими решениями.

  • Куракин Д.Ю. (Государственный университет - Высшая школа экономики, Москва). Конфликт метафор и его индикаторы: проблема авторства и современный университет.
  • Абрамов Р.Н. (Государственный университет - Высшая школа экономики, Москва). Университетская автономия: борьба за метафору.
  • Вахштайн В.С. (Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва). Роль метафоры в исследованиях образования.
  • Зборовский Г.Е. (Гуманитарный университет, Екатеринбург). Образование в зеркале междисциплинарного изучения.
  • Рысакова П.И. (Институт телевидения, бизнеса и дизайна, Санкт-Петербург). Проблема определения теоретико-методологических подходов в социологии образования.
  • Юдин Г.Б. (Государственный университет - Высшая школа экономики, Москва). Задачи и проблемы построения типологии общеобразовательных учреждений.

Стендовые презентации:

  • Абрамова М.А. (Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск). Социологический и социально-психологический подходы в исследованиях проблем образования.
  • Фидря Е.С. (Северо-Восточный государственный университет, Магадан). Теория конвенций и концепция множественных форм капитала в анализе образовательных организаций.

Направление 2. Социология образования: методические проблемы и исследовательские приоритеты.

  • Осипов А.М. (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Новгород). О приоритетах социологического изучения образования.
  • Орланов Г.Б. (Академия труда и социальных отношений, Москва). Методологические проблемы исследования государственного управления вузами.
  • Оберемко О.А. (Институт социологии РАН, Москва), Коваленко С.А. (Независимый аналитический центр «Социум-регион», Краснодар). Возможности методического фундирования «Мониторинга экономики образования».
  • Мараева И.В. (ГОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан). Метод социологического мониторинга в образовании: сквозь призму парадигм.
  • Прошкова З.В. (Социологический институт РАН, Санкт-Петербург), Коростышевская П.Р. (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербург). Интернет-методы сбора информации в исследованиях образования и социологическом образовании.
  • Морозова О.Ф. (Академия труда и социальных отношений, Красноярск). Система образования в социокультурном пространстве.

Стендовые презентации:

  • Назарова А.М. (Уссурийский государственный педагогический институт, Уссурийск). Массив публикаций как индикатор состояния социологии образования.
  • Горбачева О.В. (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Казань). Тематический репертуар научных публикаций по социологии образования.
  • Гаврята Е.Ю. (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербург). Рефлексивные методы в изучении жизненных коллизий: учащиеся ПТУ перед проблемой осмысления репродуктивного поведения.

Похожие публикации