Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Моделирование социальных процессов. Технология моделирования. Моделирование социальных систем

Управление целевыми процессами в организационном моделировании социальных систем

Object-oriented processes management in organizational modelling of social systems

УДК 519.876.2

Верзилин Дмитрий Николаевич

ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского университета информатики и автоматизации РАН, доктор экономических наук, профессор 199178, Санкт-Петербург, В. О. 14-я линия, д. 39

Verzilin Dmitriy Nikolayevich

199178, Saint-Petersburg, V. O.,14 liniya, 39

В статье представлена разработка моделей социальных систем и процессов в них с использованием системного подхода. Обобщены недостатки известных моделей, для повышения их качества предложено использование методов организационного моделирования. Рассмотрены вопросы координации целевых процессов на основе различных критериев и механизмы выработки управляющих воздействий применительно к социальным системам. Проанализированы формально-математические аспекты моделирования таких систем. Проработаны и предложены подходы к моделированию иерархии процессов принятия решений в них.

The article provides a development of models of social systems and their processes through implementation of system approach. It generalizes disadvantages of the existing models, suggests implementation of organizational modelling methods for their quality improvement. It reviews coordination issues of object-oriented processes based on various criteria, and mechanisms of administrative influence creation for social systems. It analyzes formal and mathematical aspects of modelling of such systems. It elaborates and suggests approaches to the modelling of decision making processes hierarchy in them.

Ключевые слова: социальная система, целевой процесс, принятие решений, координация процессов, организационное моделирование

Keywords: social system, object-oriented process, decision making, process coordination, organizational modelling

В современном мире все большее внимание уделяется вопросам оптимизации развития социальных систем и управления ими. Постепенно общество подходит к пониманию того, что для его успешного дальнейшего существования необходимо изменение приоритетов развития, отказ от принципа «человек для экономики» и переход к противоположному - «экономика для человека». Эти достоинства многократно обосновывались отечественными и зарубежными учеными. Соответственно возникает необходимость разработки и совершенствования подходов к исследованию социальных систем как таковых, а также методов управления процессами в них. Для этих целей могут успешно использоваться методы организационного

Шаныгин Сергей Иванович

доцент Санкт-Петербургского торгово-экономического института, кандидат экономических наук 194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50

Shanygin Sergey Ivanovich

194021, Saint-Petersburg, ul. Novorossiyskaya,50

управления, исторически достаточно долго развивавшиеся в разных областях человеческой деятельности. Одним из способов, традиционно и оправданно применяемых в таких исследованиях, является организационное моделирование, позволяющее обобщить описание социальной системы (СС) и воздействующих на нее факторов, выполнить формализованный анализ и оптимизацию реально протекающих в ней целевых процессов (ЦП), разработать и обосновать механизмы управления ею.

Вопросы организационного моделирования процессов управления сложными, в том числе социальными, системами исследовались многими авторами. В частности, известны труды М. Месаровича, Д. Мако, И. Тахары, посвященные общим вопросам разработки моделей организационных систем . В работе Д. Крамера обсуждаются проблемы формализованного исследования социальных систем. Значительный вклад в развитие методов исследования поведения сложных систем различного назначения внесли Р. М. Юсупов, М. Ю. Охтилев, Б. В. Соколов . Б. В. Москвиным рассмотрены в обобщенном виде вопросы координации поведения частично самостоятельных элементов сложной системы . Особенности разработки моделей целевых процессов в социальных системах предложены в работе Ю. М. Плотин-ского. Проблемы организационного моделирования систем исследованы А. И. Кочетковой . Вопросы системного анализа применительно к моделированию сложных социальных систем рассмотрены в работе В. Вайдлиха . В. Н. Бурковым, Н. А. Коргиным, Д. А. Новиковым исследованы проблемы управления сложными организационными системами .

К сожалению, многие известные модели построены при значительном числе допущений, они справедливы лишь для конкретных условий деятельности изучаемой системы или описывают только отдельные аспекты ее функционирования. Конструктивные подходы к созданию моделей сложных многоаспектных социальных систем проработаны недостаточно для использования в реальной практике. Причем большинство из них представлены в достаточно универсальном виде при большом количестве упрощений и не обеспечивают

s с; с i с s !û I

™ решения всех вопросов, необходимых для управления ^ социальной системой. Универсальность многих моде-^ лей приводит к ограничению количества учитываемых >х факторов и огрублению результатов моделирования. ^ Для долгосрочного прогнозирования точность многих 2 из них оказывается недостаточной. В связи с этим ^ актуальной является разработка научно обоснованных ^ подходов к организационному моделированию соци-ш альных систем, формулирование принципов и правил ^ разработки и использования моделей, позволяющих < повысить степень адекватности отражения моделя-о ми фактически протекающих внутренних и внешних ^ социальных процессов. Прежде всего, необходимо ш повышение точности моделирования и учет больше-о го числа факторов при планировании долгосрочного ^ развития систем.

о Значительная часть современных социальных сис-о тем относятся к классу больших систем. Поэтому ^ развитие научных подходов к управлению ими свя-^ зано с ростом сложности и масштабности решаемых 2 задач. Объективной особенностью такого развития ^ является специализация функций, приводящая к то-2 му, что большая СС объективно декомпозируется на совокупность связанных между собой самостоятельно функционирующих структурных элементов, решающих свои узкоспециализированные задачи. Соответственно это приводит к децентрализации процесса принятия решений в ее органе управления, необходимости решения задач координации целевых процессов структурных элементов в рамках стратегических ЦП большой системы и использования принципов системного подхода. Поэтому нами для анализа и моделирования ЦП в таких системах частично используются положения, приведенные в работах .

Одним из хорошо зарекомендовавших себя способов исследования сложных систем и разработки механизмов управления ими является системный подход, представляющий собой совокупность принципов, определяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе таких систем, вытекающих из особенностей их описания. При этом необходимо установить не только как функционирует система, но и почему она так функционирует. Системный подход к анализу СС базируется на следующих основных принципах:

При изучении СС главное внимание уделяется ее внешним связям с другими системами, а не ее детальной внутренней структуре;

При изучении СС сначала изучаются ее цели и функции, из которых затем выводится структура, но не наоборот;

При анализе СС учитывается стоимость получения требуемого результата;

При принятии решения органом управления СС учитываются последствия этого решения для всех других систем, которые они затрагивают .

В целом полагаем, что системный анализ СС наиболее целесообразен для решения слабоструктурированных проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично при наличии факторов неопределенности и неформализуемых элементов. Одна из задач системного анализа заключается в таком раскрытии содержания проблем, стоящих перед органом управления СС, чтобы стали очевидны все основные последствия его решений. Это позволяет более обоснованно подойти к оценке возможных вариантов решений и выбрать наилучший из них с учетом неформализуемых факторов. Соот-

ветственно системный анализ, в отличие от исследования операций, в большей степени сосредоточен на методологии решения проблем, а не на использовании конкретных математических методов. Последовательность формирования модели СС при системном подходе включает в себя несколько этапов:

1. Определение и формулирование целей функционирования СС.

2. Определение требований к СС, исходя из результатов анализа целей ее функционирования и ограничений внешней среды.

3. Выбор и описание наиболее приоритетных структурных элементов СС.

4. Анализ различных вариантов и выбор внутренней структуры элементов СС.

5. Комплексирование структурных элементов в единую СС на основе заданных критериев.

Надо заметить, что модели поведения СС не описываются простыми функциями рефлексивного типа (как механистические и биологические системы). При моделировании таких систем необходимо учитывать особенности процедур обработки информации в них. Решение органа управления зависит от собранной информации сложным образом, и эта зависимость во многих случаях является неоднозначной. Основными целями СС является чаще всего улучшение внутренних и внешних условий деятельности элементов социума. Кроме того, ее структурные элементы в рамках СС могут иметь собственные цели. Процессы функционирования такой системы плохо формализуются, для их описания традиционно используются поведенческие модели, полученные на основе экспертных оценок, позволяющих качественно описать систему, оценить допустимые границы функционирования СС и тенденции ее развития.

В истории социологических теорий можно условно выделить две основные модели социальных систем - функциональную (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.) и конфликтную (К. Маркс, Р. Дарендорф и др.). Герберту Спенсеру (1820-1903) принадлежит одно из первых в социальных учениях определение общества как целостной системы. Любая деятельность в обществе ориентирована на реализацию каких-то целей людей с помощью определенных средств и способов. Понятие "функция" отражает отношение соответствия между частью системы и потребностью, которую она удовлетворяет. С помощью анализа функций можно объяснить специфику каждого конкретного элемента социальной системы. Конфликтная модель анализа социальных систем базируется на теории классов и классовой борьбы. Социальные, в том числе и классовые, конфликты являются, по мнению Карла Маркса (1818-1883) и его последователей, важнейшей особенностью социальных систем. Конфликты неизбежно порождаются самими системами и являются источником их развития. Об этом свидетельствует вся история человечества19. Названные модели - это всего лишь два среза социальной реальности, призванные дополнять друг друга.

Для социальной работы как многофункциональной и меж-дисциплинарной деятельности характерен, с одной стороны, разброс привлекаемых и используемых ею теорий, с другой - отсутствие собственных фундаментальных теорий, поскольку еще идет становление этой сферы деятельности и разрабатываются различные "пробные" концепции. Основанием для построения обобщенной модели деятельности социального работника может служить выявление общей структуры человеческой деятельности как познавательной, так и практической. В самых разных, казалось бы, жизненных ситуациях и конкретных проблемах, встающих перед людьми, обнаруживается нечто общее, сходное, повторяющееся. Следовательно, нужно искать то единое, что присутствует в многообразных проявлениях человеческой деятельности.

Обобщенная модель должна характеризовать последовательность действий социального работника от постановки социального диагноза до завершения предполагаемых изменений и перемен.

Точные количественные методы, которые раньше использовались только в естественнонаучном познании, теперь все шире используются в познании социальном. Прогресс социальных наук в немалой степени связан с применением метода социального экспериментирования и с использованием моделей.

Социальный эксперимент выполняет две функции: исследовательскую и управленческую. Применяется как в общественных науках, так и в социальном управлении. Это модельное экспериментирование.

Сегодня все больше внимания в обществоведении уделяют изучению так называемых социальных механизмов, которые представляют собой, по сути дела, причинно-следственные модели социальных процессов. Социальные механизмы всегда связаны с распространением благ, перераспределением собственности.

Социальные процессы сложны как из-за большого числа различных объективных факторов и их взаимных связей, так и из-за субъективных факторов. Реальный эксперимент в социальной сфере имеет много ограничений:

Невозможно воздействовать на изучаемые объекты, например в исторических исследованиях - события безвозвратно ушли в прошлое;

Реальное вмешательство может нарушить функционирование объекта исследования;

Невозможно надолго и полностью "отгородить" какую-либо социальную группу от общественных связей, поставив людей в особые условия жизни;

Трудно поддаются экспериментальному изучению чувства, настроения, действия личностей.

Эти и другие трудности побудили использовать модельный эксперимент. Здесь мы сталкиваемся еще с двумя разновидностями математического моделирования: имитационным (А) и глобальным (В).

А. Имитационное моделирование. Применение математических моделей весьма успешно началось в экономической сфере (циклы конъюнктуры, хозяйственное прогнозирование). Имитационное22 моделирование как новое направление в прикладной математике и кибернетике интенсивно развивается с 60-х гг. В это время стали широко применяться сложные технические системы в самых разных отраслях деятельности (космос, транспорт, медицина, экономика). Россия имеет большой опыт разработки и внедрения имитационного моделирования в различных сферах. Отечественная школа имитационного моделирования сложилась в послевоенные годы. Ее глава академик Никита Николаевич Моисеев внес большой вклад в оптимизацию параметров советской военной техники.

При помощи имитационного моделирования сегодня получают плодотворные результаты в различных областях социального познания: политике, коммерческой деятельности, маркетинге, образовании, криминалистике и т.д. Имитирование - это способ представить суть явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте. Технология имитационного моделирования сводится к конструированию мысленной модели, имитирующей процессы по нужным, но не полным, показателям. Именно неполнота описания объекта делает имитационную модель отличной от математической в традиционном ее понимании.

Все имитационные модели построены по типу "черного ящика". Есть какой-то вход в него, который описывается внешними переменными, возникающими вне системы, и есть выход, описываемый выходными переменными, которые характеризуют результат действия системы. Происходящие в имитационных моделях процессы и взаимодействия описываются в терминах абстрактных потоков и уровней. Описание модели выглядит как множество прямых и обратных связей между компонентами.

Важный момент анализа полученных результатов - оценка траекторий ожидаемого развития.

Имитационное моделирование имеет дело с реально существующими системами и позволяет изучать их как единое целое, при желании фокусируя внимание исследователя на отдельных элементах. Процесс разработки имитационной модели позволяет осмыслить действительность: выявить взаимозависимости, определить необходимые мероприятия, их временные соотношения и требуемые ресурсы. Кроме того, появляется возможность упорядочить наши понятия и представления о действительности. Такая модель заставляет разработчика оценивать и проверять обоснованность его замыслов.

Большой интерес в имитационном моделировании представляет метод системной динамики, разработанный одним из крупнейших специалистов в области теории управления, профессором Массачусетского технологического института Джеймсом Форрестером. Системная динамика была разработана для решения проблем управления в промышленности, но впоследствии стала использоваться для анализа широкого класса динамических систем - экономических, социальных экологических.

В. Глобальное моделирование. Было замечено, что чем глубже изучают исследователи актуальные проблемы современности, тем все больше убеждаются в том, что их нельзя осмыслить и понять по отдельности. Эти проблемы системны, т.е. взаимосвязаны и взаимозависимы.

Развитие вычислительной техники обеспечило возможность изучения широкомасштабных социальных процессов. Возникает так называемое глобальное моделирование и на его основе - прогнозирование мировых социальных явлений. Начало глобальному моделированию положила работа Дж. Форрестера "Мировая динамика" (1971 г.). Здесь он рассматривает мир как единое целое, как единую систему различных взаимодействующих процессов: демографических, промышленных, экологических, исчерпания природных ресурсов и др. В этой книге успешно использованы математические методы и компьютерная техника для создания варианта модели экономического развития общества. Модель содержит четыре параметра, способных ограничить рост населения - это истощение природных ресурсов, увеличение уровня загрязнения среды, перенаселенность, нехватка продуктов питания. Расчеты показали, что при сохранении современных тенденций развития общества неизбежен серьезный кризис во взаимодействии человека и окружающей среды. На основании анализа модели был сделан вывод о необходимости стабилизации промышленного роста и материального потребления.

В 80-х гг. появляются работы в области глобального моделирования и в Советском Союзе. Крупнейший специалист по глобальному моделированию социоприродных процессов Никита Николаевич Моисеев подчеркивал необходимость жесткого контроля за планетарной деятельностью человечества, которая может обернуться целой серией глобальных катастроф. "В одном отношении, - отмечал Н.Н. Моисеев, - мы вполне солидарны с Форрестером - без регламентации человеческой активности, без внедрения планового начала на всей планете развитие человеческого общества бесперспективно".

Постоянно обостряющиеся противоречия между развитыми и развивающимися странами создают угрозу для безопасности и стабильности мира. Стоит подчеркнуть, что для решения проблемы выживания цивилизации помимо новой мировоззренческой основы необходим и новый методологический подход к познанию и пониманию реальности. Суть такого подхода, вероятнее всего, составит именно системно-диалектическая методология. К сожалению, в погоне за сверхприбылью или безграничной властью определенные круги социума способны, не задумываясь о последствиях, погубить цивилизацию в глобальной экономической, экологической либо военной катастрофе.

Моделирование общественно-исторических процессов еще сравнительно молодо, но уже дает важные результаты. Группой ученых под руководством академика Н.Н. Моисеева математическими методами была проанализирована структура международной конфликтной ситуации. Основной вывод, который был сделан из анализа модели, можно сформулировать так: в действиях участников конфликта даже в сверхопасной ситуации существует и может быть достигнут взаимовыгодный компромисс.

Долгое время конкретные науки самостоятельно разрабатывали методологию моделирования, исходя из своей специфики. Отсутствовала должная координация, и даже не было единой терминологии. Лишь постепенно осознавалась роль моделирования как универсального метода познания. Моделирование получает все более широкое применение во многих областях знаний и сферах практической деятельности. В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой не использовались бы методы моделирования. Моделировать можно объект любой природы и любой степени сложности. Как раз сложные объекты и представляют наибольший интерес для моделирования. Оно может дать результаты, которые нельзя получить другими способами.

Рассмотрим технологию моделирования. Предположим, вы убедились в невозможности или затруднительности непосредственно исследовать объект-оригинал и пришли к выводу, что его необходимо моделировать. В общем случае процесс моделирования состоит из следующих этапов:

1. Постановка задачи и определение тех свойств объекта-оригинала, которые подлежат исследованию.

2. Выбор модели, хорошо фиксирующей существенные свойства оригинала. Построение модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте исследования, а вопрос сходства оригинала и модели требует конкретного анализа.

3. Исследование созданной модели в соответствии с поставленной задачей. Это проведение так называемых "модельных экспериментов", при которых специально меняются условия функционирования модели и собираются данные о ее поведении. В результате мы получаем определенный объем информации.

4. Перенос результатов исследования модели на оригинал. Здесь важно помнить, что моделирование - не единственный источник знаний об объекте, а к использованию аналогий при моделировании следует относиться с осторожностью, очень критично. Стоит заметить, что на практике результаты первых расчетов при моделировании могут быть далеки от реальных. Мы можем переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат связан с признаками сходства оригинала и модели.

5. Практическая проверка результатов и их использование

Для построения обобщающей теории объекта,

Для преобразования объекта-оригинала,

Для управления этим объектом.

Творческое отношение к реальности состоит в сопоставлении действительности и ее модели, т.е. в поиске истины. Моделирование - циклический процесс. Это значит, что за первым циклом из 5 этапов может следовать второй, третий и т.д. При этом уточняется и совершенствуется используемая модель.

Предпосылки моделирования.

Любая система может быть смоделирована на основе использования элементов известных типов систем. Такие модели имеют соответствующие характеристики и цели. В одних случаях смоделированные подобным образом системы имеют положительный результат, обеспечивая прогрессивное развитие системы в целом, в других случаях напротив, развитие затормаживается либо наблюдается явный регресс.

В связи с этим необходимо рассмотреть эволюцию и последствия несочетаемости различных типов систем при моделировании социальной системы.

Попытки объяснить закономерности происхождения и функционирования социальной системы нередко предпринимались с точек зрения и механики, и биологии, и физики. Однако следует заметить, что нам не известны попытки моделирования механистической или биологической системы, применяя законы общественного развития.

Появление механистических теорий применительно к законам природы и общественного развития появились ещё в XVII веке. Сторонники идеи об абсолютной всеобщности применения законов механики пытались объяснить явления природы и общественной жизни с точки зрения законов, объясняющих многообразие форм движения материи. Среди них были такие выдающиеся биологи как Й.Я. Берцелиус, Ж.Б. Ламарк, А. Рукс и другие. Согласно механистам, биология допускает точные формулировки, потому что существует материя. Поэтому противопоставлять неживую природу формам живой природы нет ни какого основания. Живая природа, по утверждению А. Рукса, есть совокупность живых организмов, состоящих из клеток с ядрами, которые в свою очередь развились из неживых элементарных частиц посредством воздействия на них механических законов.

В свою очередь сторонники биологической концепции, такие как Г. Спенсер, А. Хансонг, С. Бир и другие, рассматривали модели социальных систем в контексте законов развития живых организмов. Сравнивая закономерности развития живых организмов и человеческого общества, Герберт Спенсер выделяет три группы существенных сходств: а) рост системы как увеличение количества; б) дифференциация структуры системы и в) увеличение дифференциации функций.

С точки зрения Г. Спенсера и А. Хансонга как биологическим, так и общественным системам характерны количественные изменения, характеризующие их рост. Например, живой организм развивается от зародыша к зрелой особи, а общество подобно живому организму преодолело в своем развитии путь от малочисленной родовой организации к великой нации.

Дифференциация структур в биологических и общественных системах так же имеет сходство. Для ранних стадий развития живой природы в протозойскую эру было характерно то, что организмы били микроскопичными. По мере развития их дифференциация привела к возникновению новых видов и классов животных и растений. Общественные организмы так же представлены примитивными сообществами, которые, как правило, не образуют больших групп. Зато известные в истории человеческой цивилизации великие империи насчитывали в своем составе десятки и сотни народов, говорящих на разных языках и, представляющих различные культуры.


И, наконец, как в биологических системах, так и в общественных с ростом путем простого умножения единиц и возникновения групп и подгрупп, в каждой группе происходит увеличение числа индивидуумов, отличающихся друг от друга выполняемыми функциями.

Моделирование социальной системы на таких принципах значительно ограничивало ее возможности, поскольку не предоставляло частям системы свободы выбора. Хотя надо признать, что на определенном историческом этапе они сыграли положительную роль. Например, объединение Русских княжеств под властью Великого князя и преодоление феодальной раздробленности. Укрепление самодержавия способствовало подъему хозяйства, освобождению от монголо-татарского ига.

Таким образом, автократическое правление склонно больше использовать именно модель организма. Однако развитие производительных сил и производственных отношений, технический и социальный прогресс достаточно скоро показали несостоятельность организматической модели социальной системы. Неограниченная и неконтролируемая власть одного человека или группы, как правило, приводило к возникновению тоталитарных режимов, последствия которых известно как для экономики, так и для социальной сферы.

Авторитарный стиль руководства имеет место и в современном менеджменте. Применение организматической модели к организации в некоторых ситуациях может быть вполне оправдано. Такие ситуации будут рассмотрены позже. Тем не менее, автократическое управление в целом носит регрессивный характер, так как противоречит закону социальной системы – закону свободы выбора ее частей. Это обусловливает такие ситуации, при которых управляемые части организации могут функционировать эффективнее, чем те части, которые ими управляют.

Использование законов механики и физики применительно к социальным системам имело под собой как объективную, так и субъективную основу. В 1928 году русский социолог П. Сорокин следующим образом обобщил попытку социальных физиков А. Барцело и Гарета перевести язык общественной науки на язык механики. Отдельный человек – это «материальная точка», а его окружение – «силовое поле». Поэтому, по мнению Гарета и Барцело, «увеличение силового поля индивидуума эквивалентно уменьшению его потенциальной энергии…Общая энергия индивидуума в его силовом поле остается постоянной в течение всех его изменений…» (Сорокин П., Современные социологические теории, 1928, с.17).

Другой физик, Г. Кэри, применил к общественным явлениям закон гравитации. В книге «Принципы общественных наук» Г. Кэри писал, что если индивидуума принять за молекулу, а общество за тело, то притяжение между любыми двумя телами прямо пропорционально их массе, то есть числу лиц на единицу объема, и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними.

Эти примеры показывают, что становление теории социальной организации происходило под воздействием многих факторов. Однако доминирующее влияние все же оказывало развитие производства и те общественные процессы, которые с ним были связаны.

Детерминированные модели социальных систем .

Промышленная революция, которая совершила переворот в общественной жизни, была ознаменована заменой ручного труда машинами. В результате в социальной сфере индустриально развитых стран Западной Европы и США проявились существенные противоречия. Они были связаны с вытеснением сельскохозяйственного ручного труда и резким увеличением армии наемных рабочих. Лишенные собственности бывшие крестьяне вынуждены были продавать свою рабочую силу (К. Маркс) как единственно возможный товар. Но этот товар обладал весьма низким качеством, поскольку представлял собой труд неквалифицированных рабочих. Такой труд мог быть использован там, где не требуется высокой квалификации. Например, при поточной сборке, которая представляла собой цикл несложных трудовых операций. Такая работа не предусматривала интеллектуальной нагрузки и основывалась на регламентации физических операций. Таким образом, человек стал рассматриваться организаторами производства как дополнение к системе механизмов, то ест как составная часть детерминированной (механистической системы). К тому же заменить такого рабочего было так же просто, как заменить изношенную деталь машины. Дефицит рабочих мест, высокий уровень безработицы среди неквалифицированных рабочих и крайне низкий уровень жизни – все это давало возможность работодателю относится к рабочим как к легко заменяемым деталям машин.

Воздействие детерминированной модели на организацию производства было настолько велико, что сравнительно за короткий период времени было произведено колоссальное количество товаров. Именно в этот период начинается эра маркетинга. Маркетинг стал превращаться в особую управленческую деятельность, которая обусловила такие подходы как:

а) совершенствование производства и внедрение в него новых технологий и машин, резко снижающих себестоимость товара (Г.Форд); б) совершенствование товара и обеспечение его конкурентоспособности на рынке по такому показателю как качество; в) интенсификация коммерческих усилий, направленных на решение проблемы: «как продать произведенное» (А. Слоан).

Рост и диверсификация производства, которые явились своеобразной реакцией на возрастающий спрос, неизбежно должен был поставить перед организаторами бизнеса самый главный вопрос: как управлять этим процессом. По мере того как развивалось, укрупнялось и дифференцировалось производство, становилось все более очевидным необходимость децентрализации. Феноменальные успехи, достигнутые в создании механистической модели массового производства, уже таили в себе те противоречия, которые обострились в процессе её развития. С развитием и усложнением организационных структур капиталистического производства эффективность управления ими уменьшалась с каждым годом. Хотя потребность в децентрализации управления и была очевидной, тем не менее, большинство владельцев не торопилось ввести ее на своем производстве. Причиной тому, как раз и служило несочетаемость моделей. Для механистической системы требуется централизованный контроль и инвариантность результатов работы. Децентрализация такой системы приведет к хаосу и дезорганизации, что непременно скажется на результирующих показателях. Поэтому улучшение работы одной из частей механистической системы не обусловливает улучшение показателей на выходе системы в целом, а напротив дестабилизирует функционирование всей системы.

В итоге в детерминированных системах могут быть улучшены функциональные характеристики ее отдельных частей при условии, что за этим улучшением следует модернизация всей системы с непременным соблюдением каузальных законов.

Анимационные модели социальных систем .

О влиянии биологических концепций на построение модели социальной системы уже говорилось выше. В частности одна из таких концепций нашла свое выражение в трудах философа-эволюциониста Герберта Спенсера в XIX веке, и впоследствии была обобщена профессором Песильванского университета А.М. Хансонгом в 1931 г.

Период 20-х – 30-х годов прошлого столетия ознаменовался существенными изменениями, как в области производства, так и в общественной жизни. Увеличение спроса на потребительские товары вызвал углубление дифференциации и диверсификации капиталистического производства. Процессы, происходящие в социальной сфере, тоже существенным образом меняли ее структуру. Увеличилось число государственных институтов, призванных осуществлять контроль производства и регулировать спрос. Возникли профсоюзы, которые в известной степени стали оказывать влияние на управление предприятиями. Значительно вырос профессиональный и образовательный уровень рабочих и служащих. Все это не могло не отразиться на модели управления. Например, для того, что бы поддерживать конкурентоспособность, капиталист вынужден был заботиться о перманентном техническом и технологическом перевооружении своих предприятий. Для этого были необходимы дополнительные денежные ресурсы, источником которых явились государство и граждане, готовые вложить свободные средства в акции крупного бизнеса. В результате произошло разделение собственности и управления.

Компании теперь являлись собственностью акционеров, которые в соответствие с количеством акций принимали участие в управлении посредством делегирования своих полномочий выбираемым менеджерам. Так образовались корпорации . Слово «корпорация» происходит от латинского слова corpus – тело. В этой связи, перемены, произошедшие в производительных силах и производственных отношениях, определили соответствующие подходы к построению новой модели управления. Одними из лидеров в этой обрасти стали Пьер Дюпон (1870 – 1954) и Альфред Слоан (1875 – 1966).

А. Слоан – выдающийся менеджер и теоретик менеджмента почти полвека проработал в «Дженерал Моторс». В 1921 он становится генеральным директорам компании, когда GM занимала 12% рынка, производя восемь моделей автомобилей. Для сравнения компания Ford с одной моделью имела 60% рынка. Слоан разработал новую концепцию всего за один месяц при помощи небольшой группы менеджеров. Согласно этой концепции корпорация делилась на две четко выраженные части: управление и операционный отдел . Операционный отдел не имел свободы выбора в выполняемых им функциях. Эти функции были предписаны менеджерами, которые следили за их строгим выполнением. Таким образом, функции операционного отдела ограничивались детерминированными реакциями на команды или события внешней среды.

Разрабатывая идеальную схему бизнеса для автомобильной компании, Альфред Слоан полагал, что выпускаемые модели автомобилей должны охватывать все сегменты рынка. Не разделяя точку зрения Генри Форда, что покупателя интересует только цена, Слоан утверждал, что автомобиль подчеркивает социальный статус его владельца. В этой связи компания должна предоставить возможность своему клиенту приобрести самую дешевую модель, а затем, когда он накопит денег на самую дешевую модель следующего ряда, компания должна помочь ему продать подержанный автомобиль. Так образовался рынок подержанных автомобилей. При этом каждая модель GM конкурировала не только с автомобилями других компаний, но и моделями GM других классов.

Постоянно наблюдая за покупательскими реакциями, а также в беседах с автомобильными дилерами Слоан черпал необходимую информацию, которая помогала ему в принятии управленческих решений. Успех, предложенной А. Слоаном стратегии, был обусловлен системным подходом к созданию идеальной системы управления бизнесом и правильным пониманием маркетинга, направленного на создание товаров в соответствии запросами потенциальных покупателей.

Методологической основой концепции А. Слоана явились взгляды представителей «школы человеческих отношений» в менеджменте,таких как Гуго Мюнстерберг (1863 –1916) Мэри Паркер Фоллет (1868 – 1933), Элтон Мейо (1880 – 1949), Дуглас Мак-Грегор (1906 – 1964) и других.

Прогрессивность их взглядов в плане формирования новой управленческой концепции заключалась в том, что определяющее значение в производстве отводилось человеку. Основные положения «школы человеческих отношений» нашли свое выражение в выводах Элтона Мейо и теории Мак-Грегора, о которых уже шла речь в предыдущей главе.

Влияние организматического подхода к построению модели социальной системы было весьма ощутимым. Так, говоря о том, что человек – существо социальное, Э. Мейо рассматривал группу как живой организм. В связи с этим определяющим мотивом поведения индивида в группе, по мнению Мейо, являются групповые нормы, которые определяют, что именно должны делать рабочие и служащие и чего от них можно ожидать в конкретных ситуациях. Эти нормы весьма устойчивы, поскольку они подкрепляются групповыми санкциями. Их надлежит выполнять во имя группы. Отсюда не трудно понять взгляд А. Слоана на корпорацию. «Дженерал Моторс» - это большая социальная группа, в которой корпоративные планы и распоряжения менеджеров и есть те групповые нормы, которых должны придерживаться все операционные исполнители.

Вырабатывать групповые нормы трудового поведения, по мнению Альфреда Слоана, призвано управление. Задачей же операционного отделаявляется то, чтобы корпоративные планы, требования руководства – то есть выработанные нормы трудового поведения – были трансформированы в сознание работников как непреложные ценности – нормы трудовых отношений на данном предприятии.

Придерживаясь положения Элтона Мейо о том, что социальное и психологическое положение работника на производстве имеет не меньшее значение, чем сама работа Альфред Слоан придавал большое значение неформальным отношениям в деятельности организации.

Удовлетворенность результатами своего труда определяет благоприятную атмосферу на рабочем месте и способствует сплочению группы в поддержании групповых норм компании. В этой связи А. Слоан рассматривал производительность труда не только как прерогативу управленческой структуры корпорации, а как прерогативу рабочей группы. Вслед за Мейо он полагал, что данный фактор повышения эффективности бизнеса может регулироваться в процессе неформальных отношений между работниками и менеджерами. В результате, стало очевидным, что неформальные отношения в процессе производства могут решать очень многие управленческие задачи и, что они нуждаются в определенном руководстве. Производя и продавая автомобили, менеджеры должны не только заботиться об увеличении прибыли, но и искать пути объединения работников вокруг целей компании.

Таким образом, в первой половине ХХ века с развитием теории и практики менеджмента пришло понимание того, что достижение положительного результата возможно лишь при интеграции технической и социальной составляющих процесса производства. Поэтому некоторые административные функции, такие как целеполагание, планирование, принятие отдельных решений и коррекция трудовых заданий и норм выработки стали передаваться группам операционного отдела.

Все эти изменения являлись предпосылкой тех кардинальных перемен, которые актуализировали социальные модели в построении организации. Уже в рамках анимационных моделей организация рассматривается как социальная система, а человек, наделенный умениями и навыками трудиться, как ее центральное звено. При этом на передний план теперь выходят высшие социальные потребности человека (А. Маслоу), его способности определять цели и пути их достижения, что, в свою очередь, обусловило обострение конфликта внутри системы управления, построенной на организматических принципах.

Управление обществом предполагает использование власти, в той или иной ее форме, ради достижения целей. Власть применяется для управления человеческими ресурсами, которые, в свою очередь, осуществляют преобразование материальных ресурсов для достижения поставленных целей. Уровень управления обществом формируется из людей данного общества. Поэтому цели управления обществом могут выбираются из:

  • целей общества;
  • целей людей, из которых сформирован уровень управления;
  • целей людей, которые сформировали данный уровень управления.

Подобная зависимость между управляемой и управляющей подсистемами приводит к постановке задачи более сложной, чем в случае самоорганизующихся систем. Как с точки зрения задачи анализа управления, так и с точки зрения синтеза регуляторов. С другой стороны, такая взаимосвязь позволяет осуществлять взаимное совершенствование управляющей и управляемой подсистем вплоть до создания механизма высокоинтеллектуального управления удовлетворением потребностей высокоразвитого общества. На практике до сих пор не удалось достичь не только интеллектуального управления, но даже приемлемой зависимости управляющей подсистемы от управляемой при постановке целей и контроле результатов. В частности в России это приводит к почти полной независимости власти от общества. Поэтому востребованными оказываются только технологии манипулирования общественным сознанием для получения власти. Невостребованность прикладных исследований в области управления социальными процессами не позволяет осуществлять экспериментирование с социальными объектами. Возникает уникальная по сложности ситуация, когда теоретические исследования могут использовать только ту информацию об обществе, которая создается в процессе его функционирования.

В таких условиях огромную роль при осуществлении научных исследований приобретает имитационное моделирование. При этом среди множества средств моделирования, наибольший интерес представляют те, которые позволяют использовать аналогии, адекватные процессам, происходящим в социальным системах. Этим требованиям, по мнению авторов, отвечают геометрические интерпретации (фракталы, аттракторы) и электродинамические модели. При этом первые эффективнее при анализе системной динамики. Последние предпочтительнее в задачах синтеза регуляторов, т.к. для них разработаны мощные системы визуального компьютерного моделирования и создана огромная база схемотехнических решений и аппаратных реализаций.

Посредниками между Человеком и Обществом являются другие люди. Объектами, которые осуществляют это посредничество, являются социальные конструкции. Поэтому, следуя за аналогией, предложенной О.Контом, будем понимать науку об обществе как социальную физику. Подразумевая, с одной стороны, что для познания коллективов живых человеческих существ будет применяться подход: объект исследования - гипотеза – эксперимент – формальная модель. С другой стороны, направляя основные усилия на создание моделей взаимодействия объектов в социальной системе.

Дальнейшее изложение представляет собой последовательность отдельных, сравнительно независимых, смысловых блоков. Выделение отдельных смысловых блоков позволяет читателю осуществлять их комбинирование для решения частных задач при моделировании социальных процессов. В настоящей работе смысловые блоки выстроены в логическую связанную смысловую структуру для обоснования перехода от общих представлений об обществе, к электродинамической модели социального обмена.

1. Ключевым моментом для восприятия реальности и способности восприятия реальности человеком, является понятие социализации [i] . Социализация определяет характер и способ восприятия окружающей реальности, а также способы соотнесения желаемого с достигнутым. Процесс социализации является очень сложным и итерационным. Дальнейшее изложение строится исходя из того, что этот процесс непрерывен на протяжении всей жизни человека. При этом предполагается, что в данный конкретный момент времени представление человека о себе и объектах, которые его окружают, фиксировано и доступно для изучения и измерения .

2. Введем параметр U ij , характеризующий напряжение человека i (i I G I Человечество, где G – группа людей) в отношении заданной проблемы j в момент времени t. Определим параметр U ij в начальный момент времени t = t 0 , как:

– идентифицированный человеком i I G уровень достигнутого результата (потенциала) к моменту времени t 0 по проблеме j,

– ожидаемый человеком i I G уровень результата (потенциала) к моменту времени t 0 по проблеме j.

Для простоты [v] будем считать, что напряжение прямо пропорционально силе истинных эмоций и чувств. Определим эмоцию , как мгновенную меру различия ожидаемого и идентифицированного результата, т.е. меру мгновенного напряжения. Соответственно, чувство – это средняя за период мера напряжения.

Отметим, что неожиданные препятствия вызывают самые сильные эмоции, особенно при сильном стремлении к достижению важнейших целей. Не достигнутые, но желаемые цели, интегрируются в чувство неудовлетворенности. Безысходность – крайняя степень неудовлетворенности, обусловленная невозможностью достижения большинства из важнейших целей.

3. Запишем состояние человека i испытывающего напряжения по n проблемам в момент времени t 0 , как строку матрицы:

U i =(U i1 , … ,U in), для всех j I 1,2, …, n (2)

Тогда интегральная характеристика совокупного напряжения может быть выражена функционалом F i (U i), который, в простейшем случае, представляет собой сумму отдельных напряжений, взятых с учетом знака.

4. Соответственно, для группы из k людей по отдельной проблеме j можно записать столбец матрицы:

U группы,j =(U 1j , …,U kJ) для всех i I 1,2, …, n (3)

Тогда интегральная характеристика совокупного напряжения может быть выражена функционалом F i (U i), который, в простейшем случае, представляет собой сумму отдельных напряжений всех людей группы, взятых с учетом знака.

5. Для всех проблем по всей совокупности людей можно записать матрицу:

U группы =(U ij) для всех i I 1,2, …, n и j I 1,2, …, n (4)

Напряжение группы – функционал F группы (U группы). Простейший случай – сумма всех напряжений всех людей группы, взятых с учетом знака.

6. Предположим, что целевой функцией каждого человека i группы является снижение напряжения U ij по каждой из имеющихся проблем j от момента времени t 0 к моменту времени t 1:

U ij (t 0) > U ij (t 1), где i I 1,2, …, n и j I 1,2, …, n (5)

7. Тогда целевой функцией цивилизованной социальной группы будет:

U группы (t 0) > U группы (t 1) (6)

8. Существуют многочисленные отклонения от данной целевой функции. Большинство из них обусловлено двумя очевидными причинами. Первые связаны с дисбалансом в степени снятия напряжений между членами группы. Вторые – в диспропорции в структуре снимаемых напряжений.

Рассмотрим первую группу. Под социально несправедливыми отношениями будем понимать такие отношения, при которых существует дисбаланс в целевой функции социальной группы в сторону удовлетворения напряжений одних членов группы [x] за счет других. В частности, для случая из двух подгрупп можно записать:

U группы (t 0) = a? U п (t 1) + b? U н (t 1), (7)

где a < b ,

9. Социально несправедливые отношения различаются причинами возникновения несправедливости – альтруизмом или эгоизмом человека.

Под альтруистическими отношениями будем понимать отношения, при которых часть членов социальной группы отказывается от удовлетворения части своих напряжений в пользу остальных членов группы.

Совершение альтруистического поступка может осуществляться как осознанно, так и неосознанно. Сознательный альтруизм может быть добровольным или вынужденным . Добровольные альтруисты , как правило, образуют элиту общества. Неосознанный альтруизм всегда является вынужденным, т.к. он сформирован социумом в процессе социализации человека.

Под эгоистическим отношением будем понимать такие отношения, при которых социальной группе навязана целевая функция по удовлетворению напряжений одного или нескольких человек.

Наличие второй группы обусловлено диспропорциями в структуре снимаемых напряжений различных членов группы. Причинами этого являются неоднородность целевых функций и не одновременность возникновения напряжения у различных членов группы. Их причины многочисленны, поэтому приведем только важнейшие из них – стартовые и текущие различия. Стартовые различия обусловлены разнообразием социализаций и начальных условий. Текущие различия обусловлены свойствами личности и имеющимися в ее распоряжении возможностями .

Наличие данных диспропорций снижает эффективность социальной группы, но позволяет сохранить в ней разнообразие . В случае противоположности целевых функций эффективность социальной группы оказывается минимальной. Поэтому стратегической задачей социальной группы является расширение разнообразия в областях, где необходимо найти приемлемые решения, и сужение разнообразия в областях, где необходимые решения найдены.

Дисбаланс в степени напряжений и диспропорции в структуре напряжений членов группы могут накладываться, образуя диссонансные явления в социальных группах. Рассмотрим типичное развитие диссонансных отношений. Социальной группе навязывается целевая функция по уменьшению напряжения эксплуататоров , которая реализуется исключительно за счет возрастания напряжения эксплуатируемых. Развитие ситуации приводит к тому, что эксплуатируемые превращаются из альтруистов в вынужденных эгоистов. Далее следует стремительная эскалация отношений с формированием антагонистических противоречий, которая завершается разгромом одной или аннигиляцией обеих сторон. Яркими признаками, сопровождающими процесс поляризации социальной группы, являются процессы социальной координации в каждом из противоборствующих лагерей под девизом: "Кто не с нами, тот против нас".

10. Тем не менее, существует целый ряд возможностей для социальной синхронизации, как по степени, так и по структуре снимаемых напряжений. При этом существуют два принципиально различных средства для осуществления социальной координации: насилие и добровольная синхронизация.

Сами процессы социальной координации осуществляются в виде колебаний "социального маятника" от диктатуры к анархии вокруг положения равновесия – демократии. Коэффициент затухания напряжений в социальной среде и вынуждающая сила определяют скорость затухания колебаний и ее амплитуду.

Периодические синфазные процессы в социальных группах могут приводить к возникновению резонансов. В зависимости от направленности резонансы могут способствовать высокой степени координации или, наоборот, приводить к полному разрушению социальной группы.

Отклонения от положения равновесия "социального маятника" возможны в сторону диктатуры или анархии. Возможны длительные неравновесные состояния, которые требуют энергии для их поддержания. В случае диктатуры эта энергия расходуется на подавление нежелательной реакции . В случае анархии энергия рассеивается из-за неупорядоченности деятельности . Переход через границу допустимых пределов диктатуры или анархии приводит к социальной революции. Т.к. революция является защитной мерой и направлена на разрушение существующего, то социальная система деградирует до предыдущего уровня существования или ниже.

Средством для обеспечения восходящего развития является эволюционный путь развития. Для его осуществления необходимо наличие стратегии развития обеспечивающей оптимальную, с точки зрения стратегии, процедуру сохранения полезного старого и создания необходимого нового. Сама стратегия должна разрабатываться и совершенствоваться исходя из объективно измеренных напряжений, которые испытывает социальная группа. Для обеспечения дальновидности при разработке стратегии следует осуществлять прогнозирование социальных напряжений.

Существуют многочисленные попытки использовать в качестве меры хаоса социальных систем энтропию . При этом энтропию иногда пытаются использовать как абсолютную меру в то время, когда она является мерой относительной. Поэтому предлагается в качестве фундаментальной меры упорядоченности социальной группы использовать меру энтропии социального напряжения.

11. Для осуществления процедур снятия напряжения элемент вынужден вступать в отношения с окружающей средой: Природой и Обществом .

При этом человек может осуществлять взаимодействие с элементами Природы как непосредственно (созерцание, ощупывание и т.д.), так и опосредованно с использованием технических средств (микроскопы, телескопы, реагенты и т.п.) или других людей (браконьеры, химические концерны и т.п.)

Взаимодействие с элементами Общества может осуществляться как непосредственно (наблюдение, разговор, драка, ..), так и опосредованно через технические средства (радио, телефон, автомобиль, …) или других людей (передавать привет, просьбу, узнавать что-то, делиться радостью, использовать вещи которые созданы посредством других людей и т.д.).

12. Для достижения целевой функции существует три возможности:

  • "универсальность" – каждый человек снижает свои напряжения, самостоятельно взаимодействуя с Природой
  • "смешанный" – каждый человек снижает свои напряжения частично самостоятельно, а частично используя Общество
  • "специализация" – каждый человек снижает свои напряжения исключительно посредством Общества, выполняя узкоспециализированную работу

Для того, чтобы снять напряжение необходимо обладать опытом или знанием о том, как это делается. Что предпочтительней - опыт или знания? Это зависит от того, в какой степени разработано знание и насколько доступны эксперименты в соответствующей области. В ряде случаев знание об объекте столь фрагментарны или, наоборот, столь сложны, что извлечь из них пользу для решения конкретных проблем не представляется возможным. Этот случай, когда опыт явно предпочтительней для решения прикладных задач. И, наоборот, в областях, где теоретические вопросы глубоко и основательно проработаны, достижение такого уровня знания опытным путем не только невозможно, но и опасно .

Различие между созданием знания опытным или мыслительным путем можно проиллюстрировать на дереве решений. Опытный путь предполагает практические действия для нахождения решения, т.е. последовательный перебор ветвей дерева решений. Мыслительный путь предполагает моделирование исходов на основе имеющихся данных. Результат прямо пропорционален полноте имеющихся данных и мощности интеллекта .

13. Всякое социальное взаимодействие может быть закономерным или случайным. В случае полной упорядоченности (абсолютный порядок) социальной группы любое взаимодействие не случайно. При полной неупорядоченности (абсолютный хаос) любое взаимодействие носит случайный характер.

Случайное взаимодействие – взаимодействие, характеризующееся произвольностью выбора объекта взаимодействия. Такие взаимодействия содержат в себе как самые большие возможности, так и таят самые большие проблемы. Они являются наиболее гибкими средствами решения проблем, но требует совершенного аппарата исполнения обязательств. Это выполнимо только при наличии соответствующего сознания. Даже установившийся режим неизбежных санкций не гарантирует исполнения.

Упорядоченное взаимодействие может быть достигнуто как посредством стихийной самоорганизации , так и через сознательное конструирование системы.

Для осуществления упорядоченного взаимодействия людей между собой необходимо наличие процедуры, обеспечивающей возможность организованного взаимодействия, т.е. организации . При этом из факта наличия организации не следует ее адекватность требованиям внутренней и внешней среды. Наиболее совершенным является согласованное взаимодействие, т.е. система. Системы, в свою очередь, различаются между собой тем, насколько они отвечают системным требованиям .

14. Будем понимать под социальной организацией – упорядоченное, с некоторой погрешностью, множество элементов и связей между ними. Тогда социальная система – социальная организация, обладающая целостностью и границей по отношению к внешней среде. Для существования социальной системы необходимо выполнение определенного круга функций: защита от внешних вторжений, воспроизводство элементов, обеспечения существования элементов и т.д., т.е. все то, что обеспечивает гомеостаз. Государство – это наиболее известная на сегодняшний день форма социальной организации индивидуумов совместно решающих весь круг стоящих перед ними проблем. Превращение государства из социума в систему возможно, если выполняются требования целостности.

15. Социальные институты – наиболее "крупные" элементы социальной организации, являющиеся подсистемами системы государство . Таким образом, государство – совокупность взаимосвязанных (не обязательно согласованных!) социальных институтов. Тогда можно записать задачу Социального Института:

U группы (t 0) ® СИ ® U группы (t 1) так, что U группы (t 0) > U группы (t 1) (8)

16. Для исследования взаимодействия социального института и общества можно использовать схемотехническую модель, представленную на рисунке 1. Остановимся на особенностях, существенных для понимания представленной модели. В схеме можно выделить два уровня моделирования - основной и управления обменом. На основном уровне моделируются процессы превращения энергии (генератор) и диссипации энергии (резистор). Для их осуществления необходима работа всех функциональных элементов .

На уровне управления обменом моделируются процессы принятия решения для обмена энергией, обеспеченные работой функциональных элементов. Последние рассматриваются как средства, благодаря функционированию которых обеспечивается возможность реализации решений. При этом набор этих функциональных элементов и их взаимодействие может сильно различаться как в случае социальных институтов, так и самого общества. Таким образом, традиционный подход к организации, при котором рассматриваются два уровня - управления и функционирования, видоизменяется. В итоге оказывается, что процедуры управления и функционирования необходимы как для осуществления основного процесса (превращения и диссипации энергии), так и для уровня управления обменными процессами.

Вообще говоря, такой подход к решению задачи моделирования взаимодействия вплотную приводит к постановке задачи, принятой в классической физике, когда исследование взаимодействия физических объектов осуществляются исходя из их энергий и свойств до и после взаимодействия. При решении задачи анализа результатов взаимодействия в рамках «социальной физики» новым оказывается способность социальных объектов управлять изменением своих свойств в очень широком диапазоне. С другой стороны наука последовательно переходит от исследования объектов с фиксированной структурой к объектам с изменчивой структурой. В этой связи такая постановка задачи оказывается вполне адекватной происходящему процессу и позволяет говорить о том, что, несмотря на различие методов исследований в различных науках, общий подход к исследованию природы оказывается одинаковым и основывается на анализе взаимодействий и их последствий.

Рисунок 1. Схемотехническая модель взаимодействия Социального Института и Общества

Кратко опишем работу модели. Слева от пунктирной черты представлены элементы, описывающие функционирование Социального Института (СИ), а справа от нее – элементы, описывающие функционирование Общества. СИ имеет представление об усилиях (Генератор 1), которые он готов прикладывать, выполняя работу (Генератор 2) для удовлетворения потребностей общества (Резистор 2). Кроме того, СИ имеет представление о вознаграждении (Генератор 3), которое он должен получать за эту работу. Тогда величина усилий (Обмотка возбуждения 1) будет формироваться (Компаратор 1) с учетом результатов сравнения (Компаратор 2) представления о вознаграждении (Генератор 3) и воспринятого вознаграждения (Фотодиод 1). При этом данные о вознаграждении (Светодиод 2) формируются на основании полученного вознаграждения (Резистор 1).

Для наглядности применим иное описание работы для правой части схемы. Сигнал с Генератора 2 (производитель услуги) рассеивается на Резисторе 2 (потребителе услуги). Параллельно с Резистором 2 установлен Светодиод 3 (датчик свойств услуги) и Фотодиод 4 (измеритель полезности услуги). На инверсный вход Компаратора 4 (устройство сравнения полезности) поступает сигнал, полученный с Фотодиода 4. На прямой вход Компаратора 4 подается сигнал с Генератора 6 (ожидаемая полезность услуги). Выходной сигнал с Компаратора 4 подается на инверсный вход Компаратора 3 (устройство определения затрат). Одновременно на прямой вход Компаратора 3 поступает сигнал с Генератора 5 (ожидаемые затраты за услугу). Результат сравнения сигналов на Компараторе 3 подается на Обмотку возбуждения 2 (величина затрат), которая управляет Генератором 4 (производитель затрат).

Описание существующих процессов взаимодействия социального института и общества может быть распространено и на процессы информационного обмена. Возможность информационного обмена основывается на способностях человека воспринимать и передавать информацию. Это позволяет ему обмениваться представлениями о последствиях взаимодействия, без их материального осуществления. Для анализа процессов информационного обмена с помощью данной схемы достаточно заменить материальный обмен, на обмен представлениями о свойствах материи, предполагаемой к обмену.

В статье предложен подход к анализу социальных процессов, исходя из единого интегрального параметра – социального напряжения. Предложена схемотехническая модель взаимодействия между социальным институтом и обществом, которая позволяет анализировать процессы социального обмена. Анализ модели позволяет исследовать, как величина напряжения, которые испытывают социальные объекты, формируется исходя из их представлений о полезности полученного результата, соотнесенного с представлениями об адекватности понесенных затрат.

Таким образом, разработана методологическая база для описания процессов социального взаимодействия любой степени сложности между социальными институтами и обществом.

Литература

  1. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Синергетика и прогнозы будущего, 2-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 288 с.
  2. Прангишвили И.В., Пащенко Ф.Ф., Бусыгин Б.П., Системные законы и закономерности в электродинамике, природе и обществе, - М.: Наука, 2001. – 525 с.
  • [i] Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Возможности социализации ограничены физиологическими свойствами человека и свойствами социального окружения
  • В свете дальнейшего изложения особый интерес представляют методы измерения характеристик среды путем внесения "единичного заряда". В обществе роль «единичных зарядов» могут играть определенные действия или утверждения
  • Идентификация (в данном контексте) – составленное, каким-либо образом, в сознании представление на основе ощущений, полученных по нервным окончаниям от рецепторов
  • Ожидаемое представление (в данном контексте) – представление, составленное, каким-либо образом, на основе предыдущего опыта, посредством мысленного моделирования
  • [v] На самом деле длительно испытываемое напряжение может вызывать эмоции слабее, чем недавно возникшее напряжение ("аберрация близости") и т.п.
  • Следует отличать истинные эмоции и чувства от скрытых или преувеличенных. В отдельных случаях для определения истинности требуется применять очень изощренную процедуру распознавания. Косвенные исследования должны использоваться для верификации полученных результатов, а также в случаях, когда прямые исследования не могут гарантировать их истинности (заинтересованность респондентов в результатах исследования, сильное давление властей или третьих лиц и т.п.)
  • Существует целый ряд случаев, когда человек сознательно стремится увеличить напряжение. Этот прием может использоваться: как обострение напряжения для его скорейшего снятия, как средство заглушить другое напряжение, как средство для снятия другого напряжения и т.д. Но эти состояния суть особенные и требуют отдельного рассмотрения. Тем не менее, в отдельные моменты жизни (положения длительного равновесия или, наоборот, сильно неравновесные состояния) они могут играть определяющую роль в поведении человека.
  • Для решения подобных затруднений следует применять обратное преобразование. Например, длительная бездеятельность вызывает потребность в физическом напряжении, что можно определить как недостаток физического напряжения или, точнее, как напряжение от отсутствия физического напряжения.
  • Под цивилизованными будем понимать группы, решающие проблемы каждого члена этой социальной группы. Таким образом, цивилизованными оказываются первобытнообщинные группы и некоторые добровольные общества. Нецивилизованными являются все империи и современные государства. В классической социологии цивилизация определяется через связь с наличием культуры без учета ее уровня развития
  • Из-за подвижности как социальной, так и природной среды дисбаланс необходим, в том числе и как средство для адаптации. В силу этого достижение социальной справедливости невозможно в принципе. По существу важен не сам факт дисбаланса, а его последствия, которые определяются его размерами, направленностью и причинами
  • [x] "Приоритетная" подгруппа
  • Сознательное, т.е. свободное решение индивидуума с пониманием всех или, хотя бы, наиболее существенных последствий этого решения для самого человека и его ближайшего окружения.
  • Обусловлен отсутствием других возможностей для снятия существующего у человека напряжения. Например, пешеход вынужден уступить дорогу автомобилю, чтобы не погибнуть.
  • Частный случай – "пассионарии", согласно терминологии Л.Н. Гумилева.
  • Под элитой общества следует понимать лучших людей, создавших выдающееся средства для снятия напряжений общества или снимающих наиболее существенные его напряжения. В классической социологии элиту определяют, как совокупность власть имущих и идеологов, тем самым, определяя псевдоэлиту, как элиту
  • Путем насилия или обмана. Насилие осуществляется через власть, а обман - посредством идеологии
  • Например, ребенок, наследующий состояние, находится в иных начальных материальных условиях, чем ребенок из детского дома
  • Свойства личности составляют как физические, так и социальные параметры человека. Под параметрами человека будем понимать то, что может быть измерено с высокой степенью достоверности посредством приборов или других людей. Например, физический параметр – рост или вес человека. Пример социального параметра – агрессивность.
  • Т.н. "обстановочная афферентация" по П.К. Анохину
  • Разнообразие необходимо для адаптации
  • Отношения эксплуатации возникают, когда целевая функция одной подгруппы, противоположная целевой функции другой подгруппы, достигается за счет принуждения последних посредством власти или идеологии
  • Типичный пример – империи
  • Типичный пример – рыночная экономика
  • Понимая под фундаментальностью самый высокий уровень агрегирования показателей. Таким образом, для детального исследования социальных процессов могут и должны быть использованы другие показатели и не обязательно на энтропийной основе
  • Природой в узком смысле, т.е. с природой за исключением людей
  • Обществом в широком смысле, т.е. с другими людьми и результатами их труда. Результаты людского труда могут передаваться другими людьми непосредственно (слова, эмоции, жесты и другие действия) или посредством объектов, созданных из Природы
  • Например, опыты с высоковольтным оборудованием, ядохимикатами и пр.
  • т.е. апостериори, после опыта
  • Мощность – совершенная работа за единицу времени. В случае интеллекта очень существенно зависит от социализации индивидуума. Поэтому непосредственное измерение мощности интеллекта невозможно. Яркий пример неудачного опыта – IQ и т.п.
  • Признаком интеллекта будем считать способность создавать и сопоставлять между собой различные модели
  • Часто говорят об экономике современных капиталистических государств, как о рыночной, т.е. свободно самоорганизующейся. Это миф, т.к. регулирование и лоббирование в них беспрецедентно. Адекватный пример – выбор полового или брачного партнера
  • Абсолютная адекватность принципиально невозможна, т.к. все приспосабливающиеся системы являются адаптивными. Адаптивность, по определению, предполагает задержку приспособления
  • Под требованиями среды будем понимать все цели, которые стремится достичь организация. Это включает в себя как поставленные цели, так и не поставленные и не осознанные, но которые необходимо поставить, для того, чтобы достичь поставленных целей
  • Фундаментальные требования к системе (по мере убывания значимости): надежность, помехоустойчивость, управляемость, самоорганизация
  • Будем исходить из того, что не всякое упорядоченное, а тем более не всякое множество, является системой
  • Если ввести понятие степени системности, как степени согласованности, то тогда понятие целого (интегративного эффекта) будет прямо связано с понятием согласованности. Т.е. чем выше согласованность – тем целостней система
  • Понимая социум, как большую, относительно устойчивую совокупность (группу) людей, характеризующуюся единством основных условий их жизнедеятельности, приводящих к общности их культуры. При этом высшей формой социума будет являться общество, как целостная социальная система.
  • Для социального института – производство, сбыт, финансы, кадры, планирование, снабжение, НИОКР
  • Прежде всего, структуры

Актуальность проблемы. Для успешного осуществления управленческой деятельности необходимо составить четкое представление о структуре организации, взаимодействии ее составных частей и связях организации с внешней средой.

Существующие в настоящее время организации отличаются огромным разнообразием как по направлениям деятельности, так и по форме собственности, масштабам, другим параметрам. При этом каждая организация по-своему уникальна. Однако для управления всеми организациями применяются одинаковые принципы, методы и спосо­бы. Чтобы приспособить их к особенностям конкретного предприятия, четко определить место управляющих структур в общей структуре предприятия, а также их взаимодействие между собой и с другими подразделениями, широко применяется моделирование. Поэтому изучение моделирования в управленческой деятельности является актуальной проблемой.

Степень изученности проблемы. Проблемам моделирования управленческих процессов посвящены также работы зарубежных ученых А. Демодорана, М.Х. Мескона, Дж. Неймана, Л. Планкетта, Г. Хейла, О. Моргентейна, П. Скотта, М. Эддоуса, Р. Стэнсфилда, К.Г. Корли, С. Уолли и Дж. Р. Баума.

Из отечественных специалистов, занимавшихся изучением моделирования в управлении можно отметить работы К.А. Багриновского, Е.В. Бережной, В.И. Бережного, В.Г. Болтянского, А.С. Большакова, В.П. Бусыгина, Г.К.Ждановой, Я.Г. Неуймина, А.И. Орлова, Г.П.Фомина и др.

Целью курсовой работы является изучение моделирования в управлении. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи :

1. изучить литературу по данной проблеме;

2. определить сущность понятия процесса моделирования и классификацию моделей;

3. проанализировать модель организации как объекта управления;

4. рассмотреть особенности моделирования процессов управления:

· словесной модели;

· математического моделирования;

· практическую модель управления.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Сущность моделирования в управленческой деятельности

1.1. Понятие процесса моделирования. Классификация моделей

Моделирование - это создание модели, т. е. образа объекта, заменяющего его, для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью .

Модель в общем смысле (обобщенная модель) есть создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта-оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом.

Модели объектов являются более простыми системами, с четкой; структурой, точно определенными взаимосвязями между составными частями, позволяющими более детально проанализировать свойства реальных объектов и их поведение в различных ситуациях . Таким образом, моделирование представляет собой инструмент анали­за сложных систем и объектов.

К моделям выдвигается ряд обязательных требований. Во-первых, модель должна быть адекватной объекту, т. е. как можно более полно соответствовать ему с точки зрения выбранных для изучения свойств.

Во-вторых, модель должна быть полной. Это означает, что она дол­жна давать возможность с помощью соответствующих способов и методов изучения модели исследовать и сам объект, т. е. получить некоторые утверждения относительно его свойств, принципов работы, поведения в заданных условиях.

Множество применяющихся моделей можно классифицировать по следующим критериям:

· способ моделирования;

· характер моделируемой системы;

· масштаб моделирования.

По способу моделирования различают следующие типы моделей:

· аналитические, когда поведение объекта моделирования описывается в виде функциональных зависимостей и логических условий;

· имитационные, в которых реальные процессы описываются набором алгоритмов, реализуемых на ЭВМ.

По характеру моделируемой системы модели делятся :

· на детерминированные, в которых все элементы объекта моделирования постоянно четко определены;

· на стохастические, когда модели включают в себя случайные элементы управления.

В зависимости от фактора времени модели делятся на статичес­кие и динамические. Статические модели (схемы, графики, диаграм­мы потоков данных) позволяют описывать структуру моделируемой системы, но не дают информации о ее текущем состоянии, которое изменяется во времени. Динамические модели позволяют описывать развитие во времени процессов, протекающих в системе. В отличие от статических, динамические модели позволяют обновлять значения переменных, сами модели, динамически вычислять различные пара­метры процессов и результаты воздействий на систему.

Модели можно делить на следующие виды :

1) Функциональные модели - выражают прямые зависимости между эндогенными и экзогенными переменными.

2) Модели, выраженные с помощью систем уравнений относительно эндогенных величин. Выражают балансовые соотношения между различными экономическими показателями (например, модель межотраслевого баланса).

3) Модели оптимизационного типа. Основная часть модели - система уравнений относительно эндогенных переменных. Но цель - найти оптимальное решение для некоторого экономического показателя (например, найти такие величины ставок налогов, чтобы обеспечить максимальный приток средств в бюджет за заданный промежуток времени).

4) Имитационные модели - весьма точное отображение экономического явления. Имитационная модель позволяет отвечать на вопрос: «Что будет, если…». Имитационная система - это совокупность моделей, имитирующих протекание изучаемого процесса, объединенная со специальной системой вспомогательных программ и информационной базой, позволяющих достаточно просто и оперативно реализовать вариантные расчеты.

Математические уравнения при этом могут содержать сложные, нелинейные, стохастические зависимости.

С другой стороны, модели можно делить на управляемые и прогнозные. Управляемые модели отвечают на вопрос: «Что будет, если...?»; «Как достичь желаемого?», и содержат три группы переменных: 1) переменные, характеризующие текущее состояние объекта; 2) управляющие воздействия - переменные, влияющие на изменение этого состояния и поддающиеся целенаправленному выбору; 3) исходные данные и внешние воздействия, т.е. параметры, задаваемые извне, и начальные параметры.

В прогнозных моделях управление не выделено явно. Они отвечают на вопросы: «Что будет, если все останется по-старому?».

Далее, модели можно делить по способу измерения времени на непрерывные и дискретные. В любом случае, если в модели присутствует время, то модель называется динамической. Чаще всего в моделях используется дискретное время, т.к. информация поступает дискретно: отчеты, балансы и иные документы составляются периодически. Но с формальной точки зрения непрерывная модель может оказаться более простой для изучения. Отметим, что в физической науке продолжается дискуссия о том, является ли реальное физическое время непрерывным или дискретным.

Обычно в достаточно крупные социально-экономические модели входят материальный, финансовый и социальный разделы. Материальный раздел - балансы продуктов, производственных мощностей, трудовых, природных ресурсов. Это раздел, описывающий основополагающие процессы, это уровень, обычно слабо подвластный управлению, особенно быстрому, поскольку весьма инерционен.

Финансовый раздел содержит балансы денежных потоков, правила формирования и использования фондов, правила ценообразования и.т.п. На этом уровне можно выделить много управляемых переменных. Они могут быть регуляторами. Социальный раздел содержит сведения о поведении людей. Этот раздел вносит в модели принятия решений много неопределенностей, поскольку трудно точно правильно учесть такие факторы как трудоотдача, структура потребления, мотивация и.т.п.

При построении моделей, использующих дискретное время, часто применяют методы эконометрики. Среди них популярны регрессионные уравнения и их системы. Часто используют лаги (запаздывания в реакции). Для систем, нелинейных по параметрам, применение метода наименьших квадратов встречает трудности.

Популярные в настоящее время подходы к процессам бизнес-реинжиниринга основаны на активном использовании математических и информационных моделей.

При построении любой модели процесса управления желательно придерживаться следующего плана действий :

1) Сформулировать цели изучения системы;

2) Выбрать те факторы, компоненты и переменные, которые являются наиболее существенными для данной задачи;

3) Учесть тем или иным способом посторонние, не включенные в модель факторы;

Похожие публикации