Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий. Душа болит: причины проблемы и способы ее решения

В нашей жизни порой происходят события, которые прерывают эмоционально-спокойное течение нашей жизни. Теряем ли мы людей или ощущение собственной значимости — в сутолоке навалившихся переживаний смысл собственной жизни становится вдруг неясным, эмоциональные раны множественными, а боль от них невыносимой. Душевная боль, зарождаясь внутри, пронизывает насквозь в поисках выхода. Что делать, если болит душа? Посмотрим этапы и способы исцеления душевной боли и эмоциональных ран. Эта статья о том, как дать боли уйти через рану, понимая её необходимость и пройти через все этапы трансформации себя, что бы освободиться.

Почему, чувствуя боль, не стоит пытаться от неё избавиться.

Присутствовать, чувствуя боль, – это так просто, и в то же время это может оказаться невероятно сложно.

Чтобы чувствовать боль и не спешить излечить её, приглушить, избежать или чем-то прикрыть её, требуется огромная смелость. Это именно тот момент, когда нужно просто сдаться. В процессе исцеления наступает время, когда уже прочтены все книги, пройдены консультации со всеми гуру и испробованы все крутые техники, и остается только то, что меньше всего хочется делать, – прочувствовать свои болезненные эмоции. Ирония в том, что именно присутствие и проживание боли в конце концов приводит нас к тому, что мы искали, избегая чувствовать свою боль.

Ключ к исцелению эмоциональных ран – это готовность переносить дискомфорт ради трансформации. Эта готовность необходима для того, чтобы действительно очистить и исцелить детские травмы.

Дискомфорт может быть самым разным:

  • Непонимание со стороны членов семьи
  • Присутствие и проживание своей боли, позволение этой боли быть
  • Проживание периода гнева или горя без знания о том, когда эти неприятные чувства закончатся
  • Мало энергии или ощущение потерянности и неуверенности
  • Разрешение себе быть уязвимым и получать поддержку от других
  • Дистанцирование от когда-то близких людей

Наша культура всячески поддерживает идею мгновенного вознаграждения и быстрых результатов. Требуются невероятные смелость и сила, чтобы идти по длинному и малопривлекательному пути исцеления, у которого свой срок. Вдобавок к культурному аспекту стоит вспомнить еще и о наших инстинктах выживания, которые говорят нам бороться или принять бой в случае ощущения опасности. Вот почему поддержка так важна в процессе исцеления.

Почему привычные модели по избеганию боли не работают.

Раненый внутренний ребенок ищет облегчения единственным известным ему способом – следуя своим изначально заложенным семейным моделям, которые использует для того что бы пережить боль, но обычно именно эти модели и причиняют её. Получается замкнутый круг. Выход из него в том, чтобы развивать в себе навык заботиться и утешать своего внутреннего ребенка, и в то же время делать другой выбор, выходящий за рамки привычной модели и лучше отражающей наши истинные желания и потребности. Формирования связи внутренней матери с внутренним ребенком помогает эффективно отделиться от семьи и культурных моделей, которые причиняют страдания.

Большинство из нас в процессе взросления предавали себя, то есть оказывались в ситуации, где не было другого выхода, кроме как создать некийвнутренний разлом,чтобы выжить. Такой разлом обычно означает, что мы заглушали свои истинные чувства и отвергали себя, чтобы нас приняли наши близкие. Для исцеления необходимо восстановить способность в полной мере чувствовать свои чувства и таким образом чувствовать и выражать свою правду о том, кто мы есть, без тени стыда.

Хотя нас окружают послания избегать боли, приходящие как извне, из культурной среды, так и изнутри, из ранних механизмов адаптации, исцеление происходит, только когда мы присутствуем в своей боли, позволяя своим чувствам течь как реке.

Истина – за пределами зоны комфорта. Там, где заканчивается наша зона комфорта, начинается пространство отделения от своих дисфункциональных моделей, привитых нам культурой или средой.

Этапы трансформаций переживаний.

Чтобы научиться переносить дискомфорт ради, нужно пройти два основных этапа. Иногда они могут накладываться друг на друга, но в целом это движение от сопротивления к сдаче.

1) СОПРОТИВЛЕНИЕ

На этом этапе обычно очень много отвращения к испытываемым болезненным чувствам и избегания смотреть на них. Мы можем самыми разными способами пытаться заглушить или подавить правду о том, что мы чувствуем. Сопротивление может проявляться через само-саботаж, забывчивость, перегруженность и зависимости. Иногда сопротивление может быть полезно в качестве внутреннего барьера, замедляющего ход событий, пока мы не будем готовы увидеть что-то. А иногда это просто избегание того, с чем, как мы знаем, нам нужно столкнуться.

Требуется тщательное само-исследование, чтобы увидеть, какой именно тип сопротивления в нас действует. Сопротивление может возникать на каждом новом уровне исцеления, но по мере своего роста можно научиться лучше распознавать в себе сопротивление и легче проходить его.

Большинство из нас сдается просто потому, что боль от сопротивления становится слишком сильной.

В конце концов мы учимся доверять тому, что для облегчения нужно прочувствовать боль, а не бежать от неё, и в полной мере наслаждаемся вкусом радости и свободы, который возникает, когда мы в контакте с настоящим в себе. Это ни с чем не сравнимое ощущение – пройдя боль, погрузиться в радость от ощущения единства в себе. В этом умиротворение от внутренней гармонии – чувствования и выражения своих настоящих чувств без необходимости защищать их.

Именно здесь находится гармония между личными несовершенствами и незаменимостью роли каждого из нас в великом совершенстве жизни.

В конце концов тоска и голод по проживанию свое правды затмевает все остальные желания, включая желание освободиться от боли. Этот голод по своей правде правдив и приводит именно туда, куда нужно в каждый настоящий момент. Иногда это «нужно» заключается в проживании следующего уровня внутренней боли. Моменты облегчения и блаженства, которые открываются после того, как боль пережита, безусловно стоят того. Снова и снова мы учимся тому, что проживание своей боли и присутствие, когда больно, соединяют нас с глубокой правдой о нас самих.

Как готовность принять болезненные чувства приносит освобождение от боли.

Мне кажется, что одна из причин, по которой распятие – это такой мощный и распространенный символ в западном мире, кроется в том, что он символизирует самое сложное – готовность принять свои болезненные чувства и быть в присутствии с ними.

Когда мы позволяем себе жить, исходя из настоящего, возникает новое внутреннее пространство.

Когда мы проделываем внутреннюю работу, в конце концов возникает приверженность: сперва оживление, потом голод и яростная приверженность проживанию своей внутренней истины. Формируется желание каждый миг проживать из глубинного огня своего истинного «я». Каждый момент начинает видеться как возможность жить, исходя из простого открытого осознания того, что есть.

Боль несет нам послание.

У многих из нас глубоко внутри звучит ностальгия. Безымянная тоска и щемящее горе. Многие испытали это еще детьми в отношениях с матерью – ощущение отсутствия почвы под ногами и брошенности на произвол судьбы. Погружение в это чувство ностальгии в материнской ране в конце концов приводит к осознанию того, что мы не можем быть по-настоящему брошенными. Это становится возможным, когда мы взращиваем в себе любящую внутреннюю мать для своего внутреннего ребенка, проживая её глубочайшее отчаяние.

Это отчаяние открывает дверь к нашему источнику – к единой осознанности, в которой всё едино.

Таким образом наша боль несет послание. Это послание о том, что пора вернуться домой, в свой изначальный дом внутри себя, то есть к осознанию своей истинной идентичности - Сознания, к знанию того, что мы – дух, и невозможно на самом деле причинить нам вред или бросить нас, потому что мы едины со всем сущим.

Я вспоминаю моменты в процессе моего собственного исцеления, когда я прорабатывала слои горя в материнской ране, чувство своей бесполезности и желание умереть. И в готовности просто почувствовать всю глубину этого невероятного отчаяния и горя я знала, что достигла самого дна. Боли глубже этой не было. Эта боль была в самом фундаменте. И стоя на этом фундаменте, и оставаясь в присутствии со своей глубочайшей болью, я была свободна.

Чтобы освободиться от боли, нужно её прочувствовать.

Пребывая в присутствии со своей болью, мы начинаем понимать, что вся боль, которую мы чувствуем, не является правдой о том, кто мы есть на самом деле. Мы начинаем видеть, чтона самом деле мы – открытое, любящее присутствие, которое мы воплощаем, когда погружаемся в свою боль. Это и есть наша истинная природа под всеми остальными масками.

Кульминация проживания «себя» заключается в проживании «отсутствия себя», то есть бескрайнего любящего пространства, которое с любовью свидетельствует нашу боль и полностью охватывает её. Именно это здоровая мать делает для своего ребенка. Руперт Спайра как-то сказал, что осознанность подобна пространству комнаты: оно безусловно принимает всё происходящее в этой комнате. Так же и ребенку для здорового развития нужна мать, безусловно присутствующая и принимающая. Однако мать – это простой человек со своими недостатками, который склонен ошибаться. Мы все в какой-то степени ранены своими матерями.

Эта первоначальная священная рана призывает нас стать такой любящей матерью для себя. и для всей жизни.

Воплощая в себе безусловную любовь внутренней матери, мы заново соединяемся с самой жизнью. Мы заново соединяемся с центром, где нет ни рождений, ни смертей, который постоянно рождается и умирает в бесчисленных формах. Это и есть та ступень эволюции, которая кроется в боли материнской травмы.

Мы, женщины, росли, веря в то, что божественные силы находятся за пределами нас. В процессе же исцеления приходит осознание того, что самое желанное для нас, самое святое, вечное и чистое находитсяв нас самих и всегда там было. На самом деле, это и есть мы. Не один или некоторые из нас, но каждый в равной степени, ибо каждый из нас и есть жизнь.

Мы все соединены, поэтому каждый раз, когда ты любяще проживаешь свою собственную боль, ты активируешь силу единства во всех.

Если болит душа, терпеливо пройдите все этапы исцеления душевной боли. Не зарывайте эмоциональные раны в новых впечатлениях, к которым вы можете быть не готовы. Что бы боль прошла, она должна отболеть.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Отчего болит душа? За что наказывает Господь? Как сохранить душевный мир? Как стяжать дух мирен? Что делать, если потерял душевный мир, любовь, если с каждым днем становишься все хуже и хуже, и кажется, что уже душа умерла и никак не воскреснет…

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«Б ывает, встретишь знакомого: вид у него понурый, голова опущена, ни на кого не смотрит, что ни скажешь ему, – ничему не радуется, ничто его не интересует. «Что с тобой? Ты заболел?» – «Нет, я здоров, у меня болит душа… «

Тело свое мы видим, можем осязать. Видим раны и ссадины, чувствуем, когда болит сердце, почки. И тогда мы идем к врачу, и врач выписывает нам лекарства. Но что делать, когда болит душа? Как исцелить ее? Все, кому знакомы боль души, знают, что эту боль никакими снадобьями, напитками не залить. Душа мучается, страдает, часто даже тогда, когда в жизни есть все: работа, семья, достаток.

Отчего страдает душа? Оттого, что мы забыли о ней, не заботимся, не питаем. Тело мы моем, одеваем, кормим, а душу? Как тело не может обходиться без пищи, так и душа. Ей нужна духовная пища: молитва, чтение Священного Писания, добрые дела. Те, кто часто творят добро, знают, как умиротворяется душа после каждого благого дела. Недаром святые говорят: «сделал доброе дело – себе сделал».

За чистотой тела мы следим строго. Представьте себе человека, который несколько десятков лет не мылся. С ним и общаться неприятно, и самому ему неловко появляться в обществе. Душа, как и тело, требует омовения. Сколько греховной грязи накопилось на ней, она уже задыхается, а у кого-то совсем пропитана грехом и не чувствует угрызений совести. И такой человек говорит: у меня все хорошо, я не грабил, не убивал, я – человек неплохой. У таких людей душа уже не болит, она для Бога и добрых дел мертва.

Но тем, у кого душа еще жива, кто способен чувствовать боль, есть возможность исцеления. Христос сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.2:28) . Давайте остановимся, проанализируем всю свою жизнь, вспомним, кому мы причинили зло (делом, словом, помышлением), кого осудили, оклеветали, обманули, – все это осквернило душу, нанесло глубокие раны.

Иные страдают из-за больного самолюбия, тщеславия, гордыни; допустим, человек способный, а все таланты приписывает только себе, забывая, что их даровал Господь, и заслуги в том самого человека никакой нет. Кто-то раздражается, обижается, а то и скандалит… Так и множатся наши грехи, а значит, и раны душевные. Тогда и надо обратиться к духовному врачу – священнику, придти в духовную лечебницу – Церковь, и на исповеди в Таинстве Покаяния рассказать все Господу в присутствии священника. Господь через священника прощает нам грехи и дает благодатные силы на борьбу с грехом. В покаянии мы очищаем душу, добрыми делами залечиваем раны, а молитвой – питаем…

Господь – полнота Любви, Он никогда никого не наказывает. Любовь не может наказывать. Мы, когда грешим, сами себя наказываем. Каким путем? За наши грехи благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть демонов. И мы сами себя ставим под удар наказания. А Господь никого не наказывает.

Слово «наказание» имеет следующий смысл. Родители дают наказ своим детям, чтобы они слушались, вели себя нравственно – не курили, не ругались, не сквернословили, не пьянствовали. Если дитя исполняет наказ родителей, то ему все будет удаваться в жизни. А если он наказ родителей не исполняет, он сам себя наказывает. Подрался – на него заводят дело в милиции. Украл что-то – то же самое. То есть сам себя человек наказывает.

Как сохранить душевный мир? Это нетрудно, надо только себя настроить, сказать себе, что с сегодняшнего дня я больше не буду обращать внимание на пустяки, не буду раздражаться, обижаться, сердиться на ближних, а все, что бы ни случилось, буду принимать с благодарностью и не буду роптать; начну считать, что посланное мне – по грехам моим. Если мы так себя не настроим, то вся жизнь пройдет впустую: какими мы были – с пороками и страстями – такими и останемся. Для того, чтобы в душе всегда были мир и покой, надо всецело предаться Богу, чтобы Господь жил в нас, а мы – в Нем. Когда мы будем жить не по своей воле, а по воле Божией, тогда все станет на свои места, душа умиротворится и успокоится.

Как стяжать дух мирен? Все знаем, как стяжать, но не все хотим потрудиться. Теорию знаем, а на практике – ну никак не получается! Знаете, как настраивает себя смиренный человек? Он доволен и рад всему, что ему дает Господь. Местечко дали, где уберется только подстилочка – он и рад этому; там поспит и Бога поблагодарит.

Однажды в Александрии в большой праздник съехалось в монастырь множество нищих, калек и убогих. Места, где можно переспать, многим не нашлось; прямо в коридоре устраивались. Один старец после молитвы в своей келье через полуоткрытого дверь слышит: «Господи, Господи, как Ты нас любишь! Как все прекрасно, как хорошо! Вот, у меня рогожа – я ее подстелил, ею же и накрылся. Сколько людей голодных сейчас, а мы сегодня даже поели, хоть и не досыта, но поели. Многие люди в холоде, в тюрьме, в камерах находятся, воздуха там нет. А здесь все прекрасно, все хорошо. Мы на свободе, а есть люди, которые белого света не видят. У них кандалы на руках и ногах и цепи. А здесь полная свобода. Господи, какая Твоя милость великая!» Так благодарил Господа больной нищий. Надо уметь благодарить Господа везде и всегда. Тогда и душа умиротворится.

Когда Юлиан – отступник – злейший враг христиан уничтожал веру православную, жил и служил в Каппадокии святитель Василий Великий. Там было 17 еретических храмов ариан, и только один православный. За очень короткое время святитель поработал так, что стало 17 православных и остался один еретический. Приехал представитель Юлиана – Модест, стал убеждать святого, чтобы он прекратил свою деятельность, перестал исповедовать веру Христову, чтобы перешел в арианство, пугал его смертью, ссылкой, лишением богатства. Святитель Василий Великий ответил на это так:

– То богатство, которое ты думаешь у меня отнять, я давно передал через руки нищих, вдов и сирот в потусторонний мир. У меня ничего не осталось, кроме кожаных книг. Ты меня пугаешь ссылкой, но Бог на всяком месте. Где бы я ни был – везде Господь. Ты меня пугаешь смертью, а я к этому стремлюсь! Быстрее хочу разрешиться от тела и соединиться с Господом.

Вот как рассуждали святые люди.

Бывают у человека разные периоды. Поначалу, когда ребенок только учится ходить, его поддерживают родители. У него еще нет своей силы стоять: с помощью родительской он стоит на ножках и радуется. А когда родители его отпускают, позволяют самому свободно идти, он постоит немного и падает. Так и у нас. Господь Своею благодатию нас поддерживает; мы тогда себя чувствуем сильными, крепкими – все можем! Крепко стоим в вере и можем ходить. Но как только благодать отошла от нас – мы падаем и не в силах подняться, чтобы идти.

Поэтому на себя надеяться никогда не надо. Надо всецело предаться в руки Божий. Почему у нас нет сил духовных? Потому, что надеемся на себя, на свои силы. А ведь если Господь нам не поможет, мы ничего сделать не сможем. Потому-то всегда надо уповать на помощь Божию, помнить, что Господь все управит, как лучше».

Скажите-ка – доводилось ли вам в последнее время слышать, чтобы кто-то беспокоился: а все ли у него в порядке с душой? Зато, наверное, вам не придется напрягать память, чтобы вспомнить, как вы выслушивали жалобы друга на трудности психологического или эмоционального плана.

Разница есть, согласитесь. Мы стали «обездушенным», зацикленным на своих психологических проблемах обществом. Обычная раньше, традиционная забота о «душевном здоровье» у нас сейчас подменена всепоглощающим интересом к своему психологическому и эмоциональному благополучию.

Мы превратились в «хорошо отлаженное» – как некий механизм – общество.

А душа… она всегда была чем-то таинственным, не поддающимся анализу. По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Психологический термин «self», «самость» или, для простоты, «Я» – очень модный нынче концепт. Классические труды Фрейда были написаны в конце 19 – начале 20 веков. Его идеи были моментально подхвачены поп-культурой, «популярной психологией» после Первой мировой войны. В «ревущие двадцатые», в эпоху возвращения к мирной жизни после ужасов войны, люди повально увлекались учением Фрейда. Его рассуждения о том, что нравственные и сексуальные запреты «опасны и вредны», стали особенно популярны. Это было десятилетие, ставшее свидетелем первых всполохов приближающейся сексуальной революции.

Современные, с головы до ног исследованные психологами, зацикленные на своих психологических проблемах люди просто зачарованы собой. Мы анализируем, квалифицируем, классифицируем, со всех сторон рассматриваем мельчайшие составляющие нашего «Я».

«Работа над своим «Я», «психологическая самопомощь», «стань психологом самому себе» – такие типичные выражения из арсенала «кухонной психологии». Однако цель этого насквозь «психологизированного» подхода к человеку имеет мало отношения к тому, что называется «душевным здоровьем».

Современное христианство подхватило это мировосприятие и приспособило Писание к современным требованиям. Всевозможные варианты «Евангелия благосостояния» (идеология, главный посыл которой – Бог заинтересован в том, чтобы люди были финансово обеспечены, имели крепкое здоровье, счастливые браки и в целом жили хорошо.

Сторонники этой идеологии утверждают, что люди, по Библии, должны быть богатыми и обеспеченными. Согласно этому учению, к материальному процветанию ведет подлинная вера, и оно является признаком Божьего благословения – прим. ред.) – все они основаны на «психологизированной» картине мира. Даже в популярных евангелических церквях считается, что «рожденная свыше» жизнь, жизнь воцерковленного человека должна быть счастливее прежней. Христос стал средством для достижения более успешного в социуме, более довольного собой, более благополучного психологически «Я».

«Психологизированное Я» включает в себя и то, как мы зациклены на «успешности». Но говорить о том, что, вот, мол, дела у меня стали получше – совершенно некстати на исповеди. «Все ли хорошо у меня с душой?» – вот гораздо более уместный вопрос. И душа должна быть очень сильна, чтобы мы могли справиться с гневом, разочарованиями, соблазнами, неудачами.

«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 16:18)

Святые вовсе не были «хорошо сбалансированными», «уравновешенными» людьми.

«Психологизированное Я» отлично сочетается с нашей потребительской культурой – уместнее было бы назвать его «потребительское Я». Когда мы покупаем что-то ради удовольствия, ради комфорта – мы покупаем это для нашего «Я», для того чтобы оно стало, как сейчас считается, «более здоровым». Никто не спорит, душевные страдания должны быть облегчены, но не ценой же наших душ. Современное понятие «Я» – это блеклое подмена понятия «душа».

А что же такое «душа»?

Душа – это то, чем мы живы. Она нематериальна, она как бы растворена в нас.

Святой Григорий Нисский предложил такое определение: «Душа есть сущность рожденная, сущность живая, умственная, сама собою сообщающая органическому и чувственному телу силу жизненную и способность воспринимать чувственное, доколе соприсутствует природа, способная к принятию того».

Многое из того, что мы описываем как «личность», «индивидуальность», чем мы так страстно интересуемся и о чем так усиленно заботимся – по большей части всего лишь работа тела. Тело можно лечить, изменять, оно может даже исчезнуть при определенных обстоятельствах. Наша память, желания, страсти, наш «стиль общения» – это не наша личность, не то, что нас определяет.

Скажем, мой мозг может быть подвержен синдрому дефицита внимания с гиперактивностью, но к моей душе это никакого отношения не имеет. Мозг – это инструмент, с помощью которого душа выражает себя (говоря словами современного афонского старца), но мозг и его деятельность – это не душа.

Мне представляется интересным поразмышлять над опытом тех, кто претерпел великие мучения за веру – и над их наблюдениями над природой души. Один их таких достойных внимания примеров – воспоминания отца Романа Брага, румынского монаха, 10 лет проведшего в заключении в тюрьмах при коммунистическом режиме. Он подвергался там пыткам, сильнейшему психологическому давлению.

Он писал: «Никуда нельзя пойти, нельзя даже выглянуть в окно – в камере-одиночке окон нет. Но все равно нужно куда-то двигаться. И ты идешь вглубь себя, вглубь своего сердца и разума. Спрашиваешь себя – кто я? зачем Господь привел тебя в этот мир? Даже сомневаешься – есть ли Господь и какие у меня с Ним отношения?

Когда мы свободны, у нас нет времени задаваться такими вопросами, и вера наша поверхностна. Можно ведь очень много знать, и ум твой может быть подобен энциклопедии, но если ты самого себя не знаешь, в себе самом не разберешься – даже если ты все на свете знаешь – ты скользишь по поверхности, если не спрашиваешь себя: «Зачем я живу?», «В чем смысл моей жизни?», «Зачем Господь создал меня?», «Если я верю в Бога, чего Он хочет от меня?».

Такие вопросы, особенно задаваемые человеком самому себе в ситуации, которая кажется безвыходной, в окружении врагов, могут свести с ума. Или, как в случае с отцом Романом, дать истинное знание о душе и пролить свет подлинного знания о чуде дарованной нам жизни.

На вопрос «Зачем я живу?» нельзя ответить, используя ресурсы только лишь своей личности. Велики ли возможности личности в камере-одиночке?

Эти вопросы направляют наше внимание напрямую к душе. Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

И эта тишина – лучший звук для души. Шум же разума – болтовня, пустая болтовня.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» – это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» – часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

И это разочаровывает современный ум, – ведь нам надо все увидеть, взвесить, измерить и сравнить. Мы даже сомневаемся, что душа на самом деле есть, – мол, может, так просто принято называть что-то другое, например, некую функцию мозга? И все, чего мы хотим от души – это чувство самоощущения, самосознания. Нам подавай некое селфи души – неоспоримое и самое убедительное подтверждение существования чего-либо в современном мире.

Наша жизнь – это нечто большее, чем просто описание метаболических процессов в клетках наших тел. Душа, в которой заключается наша жизнь, воплощает, несет в себе смысл, цель нашего бытия. Душа была создана, чтобы познать Бога, и все ее внимание направлено именно на Него. Нам становится яснее, что такое nous, божественное сознание, когда мы искренне молимся, когда мы ощущаем присутствие Господа. Самосознание в nous – оно в раскаянии, покаянии, когда мы «возвращаемся к себе».

Искреннее раскаяние – это не когда ты чувствуешь себя плохо из-за того, что сделал что-то не так, некая грусть, которая может быть просто нашими эмоциями. На самом деле это осознание, глубокое осознание того, что без Бога, отдаленные от Него – мы ничто. В монашеской традиции это называется «память смертная». Это знание души о ее истинном состоянии. И именно в этом состоянии душа жаждет вернуться к Господу.

Вспомните слова из Великого покаянного канона Андрея Критского, которые поют в самом начале Великого Поста, обращающие наше внимание на это: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

Душа – это наша жизнь, это в буквальном смысле якорь нашего бытия.

«Потребительское Я» плохо приспособлено для истинного бытия. Стоит такому «Я» столкнуться с невозможностью выбора, как присущий ему нарциссизм повергает «потребительское Я» в отчаяние. Люди в современном мире часто делают покупки, чтобы хоть немного «приглушить» депрессию.

Но наше истинное бытие – это душа. Только в душе неизбежные в нашем мире боль, страдания, недуги обретают смысл. «Потребительское Я» не выносит страданий и цепляется за всякую ложную надежду, обещающую избавление от страданий.

Но вот послушайте снова отца Романа: «Страдания полезны не только для христианина, но и вообще для всякого человека. Если ты не знаешь страданий – ты ничего не знаешь». Это говорит человек, который был заключен в тюрьму режимом, который Солженицын описывал как «страшнейшее варварство современного мира».

Господь Сам прямо говорил, что спасение души подразумевает страдания. Он говорил – те, кто последуют за Ним, должны будут «принять свой крест». И говорил Он не о широкой дороге, по которой нужно идти к самореализации, но об узенькой тропинке, где уничижается собственная воля, это пресловутое «Я» и достигается всецелое послушание совершенной воле Господа.

Современный мир душу свою потерял. К счастью, мир в любой момент готов предоставить нам сколько угодно боли и страданий и тем самым дать нам шанс вновь обрести ее.

Проснись, восстани, душа моя.

Перевод Анны Барабаш

«Когда кажется, что в жизни все рушится, начинайте думать о том, что построите на освободившемся месте».

«Никто ничего не может сказать про вас. Что бы люди ни говорили, они говорят про самих себя». Раджниш

Жизнь - это дар. И она становиться благословением, когда есть цель мотивация стремление приоритеты. Когда есть мечты и возможность их реализовать. Когда есть умиротворение в данное мгновение жизни «здесь и сейчас», и гармония с самим собой. Когда есть любовь и благодарность за саму жизнь, за возможность жить и творить. Благодарность за то что есть в твоей жизни - благодарность за возможность равно вставать, и созерцать восход солнца, а в конце дня закат. Наблюдать как празднуют жизнь птицы, слышать их голоса, чувствовать аромат цветов, радоваться дождю и ветрам.

Гармония с самим собой, это когда делаешь то что любишь, то к чему лежит душа, то к чему есть предрасположенность/способности.

«Важно делать то, что ты любишь, и делать это хорошо. Я никогда не встречал успешных людей, которые занимались бы тем, что им не нравится. Жизнь таких людей выглядит жалкой». Уоррен Баффет

Когда человек ничего не делает, стены становятся уже, краски сгущаются, приходят негативные/отрицательные мысли, страх, скованность, нерешительность.

«Вы ограничены только теми стенами, которые сами построили вокруг себя».

Иногда человеку приходят продолжительные сны. Таким образом человек бессознательно убегает/устремляется к своим снам, ищет в них, отраду, утешение, всё то чего ему не хватает в реальной жизни. Так приходит депрессия.

Любой человек может преобразить свою жизнь, может стать успешным, сильным, счастливым. Это не нечто доступное для избранных, это выбор того какого качества будет жизнь человека, и он доступен каждому.

Достаточно изменить мысли, настрой, отношение к самим вещам/неурядицам. Изменить распорядок дня, привычки, приоритеты, соблюдать режим и дисциплину в расставленных приоритетов. Привнесите в свою жизнь - творчество, танцы, спорт, бег, здоровый образ жизни и т.п. И тогда результаты не заставят себя ждать. Это просто аксиома, и проверенные временем методы и подходы.

«Если Вы хотите прожить свою жизнь более целостно, гармонично, счастливо - очень важно признать себя здоровым, поверить в себя здорового и принять ответственность за жизнь.»
«Анатомия духа» Кэролайн Мисс.

Когда человек безразличен к вещам, к жизни, со временем приходит чувство что он что-то упускает словно песок сквозь пальцев, упускает время «здесь и сейчас», годы своей жизни, мгновения, и возможности. Именно по этой причине большинство людей испытывают, ненависть, зависть, агрессию, апатию, раздражение, уныние, безразличие и прочее.

На востоке говорят; «Наша жизнь это то - из чего состоят наши мысли».

«Падать - часть жизни, подниматься на ноги - ее проживание. Быть живым - это подарок, а быть счастливым - это ваш выбор». Раджниш

Измените свою жизнь, своими руками. Немного воли, не много дисциплины, немного желания изменить свою жизнь к лучшему, и преображение начнётся. Самый трудный шаг - лишь первый.

Как видите «всё что с нами происходит - к лучшему». Воспринимайте каждое мгновение жизни, каждую ситуацию, как вызов начать что-то с нуля, изменить что-то в себе в лучшую сторону. Воспринимайте всё как начало новой главы в своей жизни - но не как конец.

«Не спрашивай „за что“? - скажи себе „для чего“!?» Сказать жизни - «Да». Виктор Франкл

Мир - Вам!

~ Не забывайте отмечать оценкой те ответы, которые Вам понравились. Весьма признателен за то, что цените работу психологов.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Доброго времени суток. www.kulturologia.ru/files/u18955/folosof-06.jpg «Когда кажется, что в..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Похожие публикации