Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Эссе на конкурс Государственная служба.docx - Конкурсное эссе на тему "Государственная служба - верное служение в интересах страны"

Конкурсное сочинение

«Мемлекеттік қызмет-елдің мүддесіне адал еңбек»

ученицы 9 «Б» класса

средней школы № 2

Избасаровой Жанны

Учитель: Тлеугалиева Зульфия Газизовна

Самый несчастный из людей тот,

Для которого в мире не оказалось работы.

А.П.Чехов

План.

І Вступление.

Выбор профессии- сложное дело.

ІІ Основная часть .

1.Информированность учащихся школы о государственной службе.

2.Качества,которыми должен обладать госслужащий.

3.Государственная служба – честное служение народу.

ІІІ Заключение .

Честное служение народу-залог процветания страны.

Правильно выбрать профессию-сложный и очень ответственный шаг в жизни человека,от выбора професии во много зависит и наша судьба.В будущем я хочу выбрать себе профессию по душе. Когда в небе падает звезда,люди загадывают себе желание и верят в то,что оно исполнится.Я верю,что и я выберу себе любимую профессию и буду служить во благо государства.

Существует множество различных профессий и специальностей.Человек выбирает себе из множества профессий одну,руководствуясь при этом порывали души,обстаятельствами,окружающей средой, возможностями. Поэтому,для правильного выбора професси, молодежь должна получать знания в школе и в дальнейшем развивать эти навыки.

В средней школе №2 в течение учебного года проводятся беседы с учащимися выпускных классов по выбору профессии. Ежегодно представители государственных учреждений посещают школу и ведут беседы по профориентации.

В школе проводятся классные часы «Нет коррупции!». Хорошо известно,что коррупция процветает в государственных учреждениях. Поэтому,глава государства Н.А. Назарбаев в ежегодном «Послании народу Казахстана» призывает вести жесткую борьбу с коррупцией,т.к. на государственной службе должны работать честные и порядочные люди.

По моему мнению, сочетание «государственная служба» говорит само за себя.Человек,находящийся на государственной службе, служит народу, он является слугой народа и должен обладать определенными качествами.Я думаю, что госслужащий должен обладать следующими основными характеристиками: честностью, воспитанностью, доброжелательностью, коммуникабельностью, информированностью, ответственностью, образованностью, эрудированностью. Все перечисленные качества являются обязательными для госслужащего.Человек, обладающий этими качествами, будет являться профессионалом в своем деле.

Как было сказано выше, государственные служащие- это слуги народа, поэтому, эти люди должны быть профессионально развиты и деятельны, а главное –честны.

В госучреждениях есть много коррупции и это пагубное явление надо в корне искоренять и привлекать к ответственности за коррупционные действия.

Я считаю,что каждый уважающий себя казахстанец должен препятствовать коррупционным действиям госслужающих в целях развития правовой грамотности населения.

Также госслужающий должны самосовершенствоваться,т.к. жизнь преподносит нововведения во все сферы жизни.Поэтому, госслужащий должен быть всесторонне развитым и информированным.

Коммуникабельность, терпимость, доброжелательность должны быть главными чертами характера госслужащего, потому что он работает с большим количеством людей, а добро порождает добро.

В заключение, хочу призвать людей, находящихся на государственной службе к честному труду во благо народа.Ведь честный труд-залог процветания государства.

Свое сочинение хочу закончить словами великого русского поэта А.С. Пушкина.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Конкурсное сочинение

«Мемлекеттік қызмет-елдің мүддесіне адал еңбек»

ученицы 9 «Б» класса

средней школы № 2

Избасаровой Жанны

Учитель: Тлеугалиева Зульфия Газизовна

Самый несчастный из людей тот,

Для которого в мире не оказалось работы.

А.П.Чехов

План.

І Вступление.

Выбор профессии- сложное дело.

ІІ Основная часть .

1.Информированность учащихся школы о государственной службе.

2.Качества,которыми должен обладать госслужащий.

3.Государственная служба – честное служение народу.

ІІІ Заключение .

Честное служение народу-залог процветания страны.

Правильно выбрать профессию-сложный и очень ответственный шаг в жизни человека,от выбора професии во много зависит и наша судьба.В будущем я хочу выбрать себе профессию по душе. Когда в небе падает звезда,люди загадывают себе желание и верят в то,что оно исполнится.Я верю,что и я выберу себе любимую профессию и буду служить во благо государства.

Существует множество различных профессий и специальностей.Человек выбирает себе из множества профессий одну,руководствуясь при этом порывали души,обстаятельствами,окружающей средой, возможностями. Поэтому,для правильного выбора професси, молодежь должна получать знания в школе и в дальнейшем развивать эти навыки.

В средней школе №2 в течение учебного года проводятся беседы с учащимися выпускных классов по выбору профессии. Ежегодно представители государственных учреждений посещают школу и ведут беседы по профориентации.

В школе проводятся классные часы «Нет коррупции!». Хорошо известно,что коррупция процветает в государственных учреждениях. Поэтому,глава государства Н.А. Назарбаев в ежегодном «Послании народу Казахстана» призывает вести жесткую борьбу с коррупцией,т.к. на государственной службе должны работать честные и порядочные люди.

По моему мнению, сочетание «государственная служба» говорит само за себя.Человек,находящийся на государственной службе, служит народу, он является слугой народа и должен обладать определенными качествами.Я думаю, что госслужащий должен обладать следующими основными характеристиками: честностью, воспитанностью, доброжелательностью, коммуникабельностью, информированностью, ответственностью, образованностью, эрудированностью. Все перечисленные качества являются обязательными для госслужащего.Человек, обладающий этими качествами, будет являться профессионалом в своем деле.

Как было сказано выше, государственные служащие- это слуги народа, поэтому, эти люди должны быть профессионально развиты и деятельны, а главное –честны.

В госучреждениях есть много коррупции и это пагубное явление надо в корне искоренять и привлекать к ответственности за коррупционные действия.

Я считаю,что каждый уважающий себя казахстанец должен препятствовать коррупционным действиям госслужающих в целях развития правовой грамотности населения.

Также госслужающий должны самосовершенствоваться,т.к. жизнь преподносит нововведения во все сферы жизни.Поэтому, госслужащий должен быть всесторонне развитым и информированным.

Коммуникабельность, терпимость, доброжелательность должны быть главными чертами характера госслужащего, потому что он работает с большим количеством людей, а добро порождает добро.

В заключение, хочу призвать людей, находящихся на государственной службе к честному труду во благо народа.Ведь честный труд-залог процветания государства.

Свое сочинение хочу закончить словами великого русского поэта А.С. Пушкина.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

30.06.2014

Празднование Дня государственного служащего в Казахстане должно способствовать укреплению авторитета государственной службы, популяризации провозглашенного Президентом страны - Лидером нации Н.А. Назарбаева основного принципа работы профессионального государственного аппарата - «служение народу и государству превыше всего».

Успешное развитие Казахстана связано с работой грамотных, честных и принципиальных государственных служащих, на которых возлагается решительное обновление всего государственного аппарата, успешная реализация Стратегии развития Казахстана-2050 года. Государство должны олицетворять достойные представители государственной службы: компетентные, честные, уважающие и исполняющие закон служащие, способные откликнуться на нужды людей. Только с компетентным, профессиональным аппаратом государственной власти можно успешно реализовывать любые демократические преобразования. От труда, самоотверженного служения народу зависит многое – стабильность, уверенный ход развития страны.

Н.А. Назарбаев смог выстроить эффективную вертикаль власти, удержавшую страну от политических эксцессов, массовых волнений в период перехода к рыночной модели экономики, уверенному вхождению в Евразийский экономический союз. Казахстанский путь показал, в чем заключается подлинная мощь народа и страны. Это - единство и согласие, твердая политическая воля и ясное понимание приоритетов стратегии развития. Поэтому главный успех страны - рождение духа нового Казахстана - духа перемен и устремленности в будущее.

Прошло 15 лет после вступления в силу Закона «О государственной службе». Помню, с какой ответственностью, чувством патриотизма принималась Присяга административного государственного служащего Республики Казахстан в стенах ранее существовавшего Управления по ЧС. Это былая целая церемония. Каждый новоиспеченный государственный служащий, расценивая несение государственной службы как выражение особого доверия со стороны общества и государства, приносил клятву: соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, добросовестно и профессионально служить народу Казахстана, защищать интересы государства, проводить политику Президента. Это главное в государственной службе, нарушение присяги несовместимо с высоким званием государственного служащего. Каждый человек, находящийся на государственной службе, должен осознать всю значимость своей, работы, понять, что он встал на путь служения народу. Каждый государственный служащий должен быть истинным патриотом своей страны, справедливым, преданным своему делу. Процесс формирования положительного имиджа государственного служащего тесно взаимосвязан и с имиджевой политикой исполнительной власти.

Основные положения, предъявляемые к позитивному имиджу государственного служащего, определены в Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан, в котором отмечается: «несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих». За всю плеяду государственных служащих обидно, что встречаются волокита, бюрократизм, преобладание личных интересов над государственными, такое зло, как коррупция.

В период моей службы, неоднократно проходил конкурс на занятие вакантных должностей государственных служащих, осуществлялась их подготовка на месте, пробное тестирование. При беседе задавался вопрос, чем вызвано желание поступить на государственную службу. Конечно же, звучали слова: желание служить государству, это престижно, это открытая перспектива карьерного роста и т.п. Обращалось внимание, что это не только почетно, но и ответственно. Необходимо ориентироваться на собственную идею, цель, мечту. Качество работы госслужащего измеряется не наградами, а конкретной работой, полезными для общества результатами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Госслужба - труд и жизнь на благо страны

Отбор госслужащих с соблюдением принципов меритократии - веление времени.

Мне как специалисту в области современного менеджмента хотелось бы высказать свои соображения по первому разделу 100 шагов Плана нации, касающемуся формирования профессионального государственного аппарата. Встает закономерный вопрос: почему Глава государства уделяет этому вопросу первостепенное внимание? Дело в том, что государственная кадровая политика Республики Казахстан - одно из приоритетных направлений деятельности государства в координации мероприятий по развитию и совершенствованию трудового потенциала страны.

Государственная кадровая политика включает разработку общих принципов работы с людьми, их воспитание, обучение, общеобразовательную, специальную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Основополагающая функция государства - оптимальный подбор и расстановка кадров, их развитие, создание условий для поддержания необходимого профессионального уровня во всех сферах хозяйственного и культурного созидания. По какому же пути должно идти, по мнению Лидера нации, дальнейшее формирование профессионального государственного аппарата в нашей стране?

Должна быть установлена система обеспечения госслужбы надежными, профессиональными специалистами, которые в своей повседневной деятельности не только могли бы выполнять квалифицированно стоящие перед ними задачи, но и своим поведением способствовали бы росту уважения и авторитета к органам государственного управления и государства в целом, добиваясь понимания и поддержки народа. В связи с этим, по мнению Главы государства, необходима модернизация процедуры приема на госслужбу. Поступление должно начинаться с низовых должностей, а отбор кандидатов на низовые должности и карьерное продвижение осуществляться на основе компетентностного подхода.

В этом контексте усиливается роль Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции РК. Требуется обязательный испытательный срок для впервые поступивших на госслужбу. Состоятся введение региональных корректирующих коэффициентов к должностному окладу госслужащих; обязательное предоставление служебного жилья ротируемым госслужащим на период исполнения должностных обязанностей без права приватизации.

На сегодня, по мнению многих видных ученых-политологов, одним из самых важных аспектов реформирования госслужбы является внедрение системы принципов меритократии. Это приводит, как правило, к экономическому росту и предотвращению коррупции, в то время как политические назначения ассоциируются с большим уровнем коррупции. Исторически сложилось, что отбор госслужащих с соблюдением принципов меритократии был редким феноменом.

До сих пор в мире существовали четыре альтернативных способа отбора: наследственный, путем выборов, покупка должности и патронат. Учитывая все это, Глава государства обосновывает необходимость перехода в перспективе на конкурсный отбор для карьерного продвижения госслужащих. Он обращает особое внимание на укрепление принципа меритократии за счет выдвижения на вышестоящие должности корпуса «Б» только по конкурсу из числа госслужащих, занимающих нижестоящие должности.

Если посмотреть на опыт западных стран, то можно заметить общий тренд в сторону профессионализации госслужбы через централизацию кадровых функций всех центральных госорганов в одну центральную кадровую службу. Тем самым обеспечивается фокусирование линейных министерств на своих основных профильных функциях. Это дает возможность минимизировать риски патронатных отношений в госорганах.

Кроме того, некоторые зарубежные страны, например Новая Зеландия, проводят реформы по децентрализации и дерегулированию процесса отбора госслужащих, чтобы сделать данный процесс более гибким, открытым и комплексным. Чтобы внедрить в отечественную практику позитивный зарубежный опыт, Президентом РК ставится задача обеспечить допуск к работе на госслужбе для зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан РК - сотрудников международных организаций.

Нельзя забывать и о проблеме этики. Перед госслужащим возникает вопрос морального выбора в процессе его профессиональной деятельности. Этика наряду с психологическими, педагогическими, экономическими и другими компонентами - очень важная составляющая в профессиональной культуре административных работников. Отсюда вполне уместными представляются предложения Лидера нации о внедрении новых этических правил, разработки этического кодекса госслужбы.

Общим наследием прошлого стала размытость морально-этических основ общества. Тоталитарная система воспитала понимание того, что государственная собственность является «ничейной» и «урывать куски» не является аморальным. В результате мелкое «несунство» стало массовым. Оно не осуждалось обществом и даже поощрялось на бытовом уровне.

Преодолевать такое восприятие в обществе приходилось в период, когда появилась частная собственность, проходил процесс приватизации. Это не могло не сказаться на высоком уровне коррупции. Не зря в «100 шагах» вопросу усиления борьбы с коррупцией уделяется первостепенное внимание. Нельзя упускать из виду то, что свои ответственные функции госслужба в полной мере может осуществить лишь при условии, если будет функционировать как правовой институт. В связи с этим нужно полностью согласиться с рекомендациями Президента страны о целесообразности принятия нового закона о госслужбе, проведения комплексной аттестации действующих госслужащих после принятия данного закона.

А в заключение скажу, что госслужащие - это кадровый состав только государственных органов. При этом «служба» в знаменитом словаре русского языка Владимира Даля трактуется как польза, угода, деятельность, жизнь для других.

Рашит КАРЕНОВ, заведующий кафедрой менеджмента КарГУ им. Е. Букетова, доктор экономических наук, Почетный работник образования РК

Государственную политику призваны реализовать кадры управления, административный аппарат, государственные служащие, олицетворяющие государственную власть. Аппарат формирует политическая власть, которой он служит. Занятые в аппарате государственные служащие выполняют свои профессиональные обязанности в соответствии с положением, занимаемой должностью.

Какова бы ни была сущность общественного строя, эффективность государства зависит прежде всего от работы государственного аппарата. Поэтому к государственным служащим повсюду предъявляются высокие требования со стороны общества, принимаются специальные кодексы повеления государственных служащих. Сотрудники аппарата должны понимать свое назначение, чувствовать причастность к решению текущих и перспективных задач, честно трудиться на благо работодателя, т.е. государства, народа, что означает: точно и своевременно исполнять законы, указы, постановления, решения судов, добиваться соблюдения исполнительской дисциплины повсюду, где затрагиваются интересы государства, права граждан.

На Западе используются две системы государственной службы: а) кадровая, б) контрактная. Кадровая служба предполагает длительное (вплоть до пожизненного) нахождение на госслужбе с подчинением требованиям статуса. Например, в Германии, Франции чиновник не может быть уволен, допускается только перевод на другое место. Контрактные госслужащие близки к обычным наемным работникам, они, в сущности, менеджеры, а их босс - государство в лице какого-то органа. Переход их из госслужбы в бизнес и обратно свободен. Контрактная служба характерна для США. Однако и здесь есть список должностей, увалить с которых новый президент не имеет права.

К государственным служащим предъявляются квалификационные требования по уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности, знанию конституции, законов и иных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Государственной службой в России является профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, иных государственных органов Российской Федерации и субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ. Гражданин, осуществляющий деятельность на должности государственной службы, является государственным служащим. Государственные служащие работают на основании служебного контракта, а не трудового договора.

Система государственной службы включает гражданскую, военную и правоохранительную службы. Гражданская государственная служба подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъекта РФ. Военная и правоохранительная являются видами федеральной государственной службы.

Построение и функционирование системы государственной службы базируются на принципах федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека, равного доступа граждан к госслужбе, открытости, профессионализма и компетентности, общественного контроля.

Должности государственной службы распределяются по труппам и категориям. Проходящим федеральную госслужбу присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания, а госслужбу субъектов РФ - классные чины. Соотношение должностей определяется указами Президента РФ. Составляется Реестр должностей государственной службы отдельно по Российской Федерации и субъектам РФ. В государственных органах могут предусматриваться должности, не являющиеся должностями государственной службы. Деятельность работников на таких должностях регулируется законодательством о труде.

Нанимателем на федеральную государственную службу является Российская Федерация, на гражданскую службу субъекта РФ - субъект РФ. Нормативными актами утверждаются квалификационные требования к гражданам для замещения государственных должностей. Вакантные должности госслужбы замешаются по конкурсу. Граждане могут поступать на госслужбу и по контракту, заключаемому на определенный или неопределенный срок, срок обучения или после его окончания.

На деятельность, связанную с государственной службой, установлены ограничения. Государственный служащий не вправе:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой, а также предпринимательством лично или через доверенных лиц;
  • быть депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего, вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, ссуды и т.п.), связанные с исполнением должностных обязанностей;
  • участвовать в забастовках;
  • использовать служебное положение в интересах политических партий, объели нений;
  • использовать в неслужебных целях средства технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество;
  • состоять членом органа управления коммерческой организации, если на это нет соответствующего решения компетентного государственного органа.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций; представлять в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, валяющихся объектами налогообложения.

Государственный служащий, с одной стороны, ограничен в деятельности существующими нормами, а с другой - должен проявлять инициативу, гибкость, уметь приспосабливаться к смене приоритетов на политической арене. Он участвует в выработке решений в области политики, помогает политикам определять ее возможные результаты, выступает как эксперт, информируя об уровне знаний в данной области, адаптирует стратегические цели к решениям на среднем и нижнем уровнях, согласуя их с новыми политическими направлениями, организует реализацию решений, принятых на уровне большой политики, воплощает их в конкретные документы.

В целях обеспечения гражданам равного в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой доступа к федеральной государственной службе замещение вакантных должностей федеральных государственных служащих осуществляется на основе проведения конкурсов.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата - победителя в конкурсе на соответствующую должность. Решение по результатам конкурса оформляется приказом государственного органа.

Для стимулирования повышения квалификации государственных служащих введена их аттестация.

Руководитель государственного органа с учетом результатов аттестации принимает решение о повышении служащего в должности, о присвоении очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые условия службы, о включении служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую должность. Служащий в случае признания его не соответствующим замещаемой должности направляется на повышение квалификации либо с его согласия переводится на другую должность.

Субъекты РФ и муниципальные образования руководствуются этими же положениями при аттестации служащих органов государственной власти и местного самоуправления.

Квалификационные требования по должностям федеральной государственной службы, валяющиеся основой для проведения конкурсов на замещение вакансий и аттестации кадров, разрабатываются Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ.

В стране насчитывается около 1130 тыс. государственных и муниципальных служащих (без силовых структур), из них 400 тыс. - федеральные, остальные - в регионах и местных органах. В свою очередь, федеральные служащие заняты: в центральном аппарате - 30,3 тыс. чел., территориальных органах - 382 тыс. чел. По сравнению с СССР численность аппарата значительно возросла, но остается намного ниже, чем в развитых странах. В таблице приводятся сравнительные данные о численности работников федеральных органов исполнительной власти.

Доля государственных служащих в занятом населении составляет, %: Россия - 1,7; США - 15; Германия - 13; Япония - 8,8; Франция - 22. Но следует иметь в виду, что, например, в Германии учителя относятся к государственным служащим, а в России - нет.

Каждый орган государственной власти имеет свой аппарат служащих, призванный обеспечивать его деятельность. Аппараты всех ветвей власти составляют единый государственный аппарат, имеющий несколько иерархических слоев: департаменты, управления, секретариаты. В составе департаментов и управлений создаются отделы, которые могут функционировать и как самостоятельные подразделения.

При формировании конкретного аппарата управления применяются различные подходы: функциональный (под определенные задачи); профессиональный (с учетом профессиональной пригодности); технократический (свобода от политических пристрастий); фракционный (с учетом групповых квот). В зависимости от уровня управления предпочтение отдается тем или иным подходам. Различают также функции руководства (анализ, прогнозирование, опережающее реагирование, умение провести в жизнь намеченное) и технического обеспечения (новые технологии управления, компьютеризация, информатика).

Чтобы аппарат работал уверенно, разрабатываются количественно оцениваемые и четкие требования к компетентности и психологическим качествам служащих; инструкции, определяющие, кто, на каком уровне, какое принимает решение; критерии оценки деятельности ведомств и должностных лиц; порядок документооборота. Работа аппарата оценивается прежде всего по количеству новых идей, обоснованных предложений, оперативности решения вопросов.

Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих. Они призваны повысить доверие общества к государственным институтам, исключить злоупотребления на госслужбе при исполнении должностных (служебных) обязанностей, углубить осознание государственными служащими своей ответственности перед государством, обществом, гражданами. Государственные служащие должны отдавать приоритет государственным интересам, быть профессионалами, добросовестно исполнять служебные обязанности, обладать неангажированностью и независимостью от каких-либо профессиональных и политических групп и организаций, высокими морально-нравственными качествами.

Государственный служащий не допускает влияния личных интересов на исполнение должностных обязанностей, политических партий на свою служебную деятельность, избегает конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа; воздерживается от публичных выступлений, суждений, оценок в отношении безопасности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности. Государственный служащий обязан признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Каждый гражданин имеет право получать, а государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Государственная власть везде является привилегией, но не везде она по назначению используется; история полна примеров присутствия у власть имущих самых негативных личных качеств. Поэтому к высшим руководителям предъявляются особые требования. Высшие должности могут занять люди любой профессии, так как профессионализм здесь требуется не в конкретной профессии и не в политическом, хозяйственном опыте, а по совокупности качеств.

Способность к подвижническому служению общему делу доказывается всей предыдущей жизнью и деятельностью. Выдвижение должно быть логичным по результатам прежней работы, понятным и естественным, подкрепляться политическим весом, авторитетом. Эти качества надо рассматривать как важнейшие, их нельзя компенсировать ничем, без них нельзя преуспеть, даже обладая энергией молодости.

В США для отбора высших государственных служащих используется специальная модель «Ядро квалификации высших руководителей». Претендующий на высокую должность обязан соответствовать критериям этой модели. Он заполняет специальную форму, где отражает свою деятельность и ее результаты. Специальный совет проверяет его компетентность и дает заключение.

Приняли законы по этике федеральных чиновников. Им, в частности, запрещено:

  • участвовать в политической деятельности, кроме голосования на выборах;
  • лоббировать в любой форме в период государственной службы и в течение определенного времени после ухода с нее;
  • получать деньги за выполнение должностных обязанностей из любых источников, кроме правительства США;
  • иметь финансовые интересы, противоречащие должностным обязанностям, использовать для их удовлетворения служебную информацию;
  • получать компенсацию за представительство чьих-либо интересов. кроме официальных, своих как частного лица, интересов близких членов семьи;
  • использовать свой офис для личной выгоды;
  • принимать подарки за исполнение (неисполнение) своих обязанностей (разрешается принять из одного источника подарок на сумму до 20 долл., но не более 50 долл. от одного лица в год).

Кодекс этики правительственной службы требует служения общественным интересам, проявления личных высоких моральных качеств, стремления к профессиональному превосходству, поддержания этических норм в организации. Каждое лицо, находящееся на государственной службе, должно ставить преданность высоким моральным принципам и государству выше преданности отдельным лицам, партиям или государственным органам; поддерживать конституцию страны, законы и постановления государства, органов власти и не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения.

Советская кадровая политика была чрезвычайно жесткой, требовала беспрекословного подчинения служебному долгу, интересам государства. Малейшие проявления даже попыток ставить личные интересы выше общих беспощадно пресекались независимо от служебного ранга. Применялся номенклатурный принцип подбора кадров для всех уровней власти и управления. Невозможно было перейти на более высокий уровень, не пройдя все предыдущие. Секретарем обкома КПСС нельзя было стать, как правило, лицам моложе 45 лет, а секретарем ЦК КПСС - 50, министром - 55 лет. Это гарантировало качественный отбор по критериям, очевидным и убедительным для всех.

Костяк кадров составляли выдвиженцы, т.е. социально надежные, прошедшие все ступени административного или хозяйственного управления люди. Контроль за работой государственного аппарата осуществляли партийные комитеты, что исключало попадание на ответственные посты случайных людей (приятельские отношения могли играть роль лишь при прочих равных показателях). Работа госслужащего была престижной и высокооплачиваемой. Весьма стимулировала возможность карьерного продвижения, особенно в связи с переездом из региона в Москву. Переход с преуспевающего предприятия на заурядную должность в министерстве считался венцом карьеры.

С распадом СССР резко понизился статус государственной службы, коренным образом изменилась кадровая политика, разрушилась система подготовки и распределения кадров. Вплоть до 2000 г. из органов государственного управления уходили квалифицированные специалисты. В результате снизился профессиональный уровень государственных служащих. На ответственных постах, позволяющих распоряжаться огромными ресурсами, оказались случайные люди. Государство оказалось неконкурентоспособным на рынке квалифицированного управленческого труда. Специалисты, проработав 2-3 года в аппарате и установив полезные связи, уходили в заранее подготовленные фирмы.

Основной причиной явилась низкая оплата труда во всей бюджетной сфере и государственном секторе в целом, хотя этому трудно найти обоснование, почему здесь оплата труда обязательно должна быть ниже, чем в частном секторе, за равноценную работу. В производственном секторе разницы быть никакой не должно. Государственные компании живут по законам рынка. Государство для управления ими нанимает по контракту менеджеров, которым безразлично, на какого собственника работать. Например, во Франции так управляются крупнейшие госкомпании «Газ де Франс», «Электрист де Франс».

Аналогичное положение и в основных отраслях социальной сферы, например в образовании. Оплата учителя в частной и государственной школах не может существенно различаться по объективны м причинам.

С принятием нового законодательства ситуация в отношении государственных служащих меняется в лучшую сторону. Закон о гражданской государственной службе вводит политические должности, к которым отнесены министры и их первые заместители. На эти должности претенденты назначаются, на прочие должности - используются конкурсы и контракты. В оплате госслужащих резко повышается роль премий и надбавок, они могут превышать собственно оклад и выплачиваться за конкретные достижения. Другой стимул - перспективы карьерного роста, сохраняется и пакет социальных льгот (медобслуживание, пенсионное обеспечение).

Для защиты госслужащего от субъективного к нему отношения своего ведомства вводится практика подбора кадров через карьерную кадровую службу, назначение политических руководителей высшим руководством. Вводятся стандарты обслуживания в госучреждениях, регламентирующих деятельность чиновников. Для ограничения сферы администрирования разрешительный принцип заменяется заявительным, позволяющим минимизировать зависимость юридических и физических лиц от своеволия нечестных чиновников. Вводятся административные суды, где граждане могут разрешать споры с государственными органами.

В организацию подготовки и переподготовки кадров внесено плановое начало. Правительство РФ утвердило государственный план подготовки управленческих кадров для народного хозяйства. Предусмотрена подготовка в вузах ежегодно 5 тыс. чел. Финансирование осуществляется за счет федерального, региональных бюджетов, организаций. граждан. Функции государственного заказчика и контроль за реализацией плана возложены на Минэкономразвития России.

Утверждается также государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Он формируется на основе заявок федеральных органов исполнительной власти. Сформированный проект заказа представляется в Правительство РФ на утверждение. Федеральная служба по труду и занятости является государственным заказчиком работ и услуг по научному, методическому, учебному, информационному сопровождению государственного заказа. Средства на исполнение заказа выделяет Минфин России.

Грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы является неисполнение законов, указов Президента РФ, вступивших в силу решений судов. Оно может проявляться в нарушении порядка применения норм и сроков исполнения, установлении не предусмотренных нормативными правовыми актами процедур реализации прав граждан, искажений содержания актов.

Персональную ответственность за состояние исполнительской дисциплины несут руководители федеральных органов власти и главы исполнительной власти субъектов РФ. Они обязаны, в частности, рассматривать не позднее трех дней сообщения в средствах массовой информации о нарушениях подчиненными должностными лицами и работниками законов, указов, неисполнении государственными служащими законов, указов, решений судов. Итоги рассмотрения должны быть направлены в соответствующие средства массовой информации не позднее двух недель с момента опубликования.

На страже интересов граждан выступают законы Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Об основах государственной службы Российской Федерации».

При обжаловании в суд действий, нарушающих права гражданина, на государственные органы, государственных служащих, другие организации и лица, действия которых обжалуются, возлагается обязанность документально доказать законность обжалуемых действий; гражданин в свою очередь обязан доказать лишь факт нарушения своих прав и свобод. Установив обоснованность жалобы, суд определяет меру, предусмотренную Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими законами. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия признаны незаконными, так и на тех, кем предоставлена информация, ставшая основанием для незаконных действий.

В Гражданском кодексе РФ установлено, что вред, причиненный в результате незаконных действий государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации или субъекта РФ. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы (Минфин России).

Для борьбы с коррупцией сокращаются те государственные функции, где чиновник может принять решение по усмотрению, а также выводятся технические и обслуживающие функции за пределы госаппарата, т.е. разгосударствляются. Этой цели служит система электронных административных регламентов, позволяющих формализовать при подготовке документов набор возможных решений и контроль их исполнения. Для этого в ведомстве составляется карта, где указываются функции и полномочия. Задается маршрут движения документа. Если появляется отклонение от маршрута, то на пульте у руководителя срабатывает «си тал тревоги».

Государственную службу координирует Управление кадровой политики Президента РФ. Управление участвует в формировании кадрового резерва для замещения государственных должностей, назначение на которые осуществляет Президент РФ; изучает кадровую ситуацию в органах исполнительной власти; обеспечивает кадровую политику Президента РФ в субъектах РФ.

Управление готовит и представляет необходимые документы по вопросам назначения Президентом РФ на государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, присвоения Президентом воинских званий высших офицеров, высших специальных званий, дипломатических рангов, квалификационных разрядов и классных чинов.

Похожие публикации