Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Как безупречно состарить дерево своими руками – браширование. Инструмент для искусственного старения древесины своими руками Состаренная древесина

Необходимость получения эффекта старой древесины может быть вызвана несколькими причинами. Например, желанием оформить (обставить, отделать) помещение в оригинальном стиле, личными предпочтениями хозяев, нехваткой средств на приобретение антиквариата или еще какими-то соображениями. Дерево вполне можно состарить и своими руками, если разобраться в существующих технологиях. Эта статья откроет несколько секретов, как соответствующей обработкой древесины придать ей тот вид, который необходим для конкретного интерьера.

Методик искусственного старения пиломатериалов несколько, поэтому автор не будет отдельно оговаривать, что из инструментов и препаратов может понадобиться при реализации той или другой. Ознакомившись с каждой из них, читатель и сам поймет, сообразуясь со своими возможностями, что нужно будет приготовить перед началом работы.

Основные способы старения древесины своими руками

Механический

Эта методика называется текстурированием, хотя более известна как браширование (от английского brush – щетка). Именно она является тем инструментом, с помощью которого дерево удачно стилизуется под старину. Суть такого способа в том, что производится выемка «мякоти». Как результат – рельефная поверхность образца. Практически то же самое происходит с древесиной с течением времени – в процессе ее усушки, под воздействием температуры, ультрафиолета, влажности и ряда других факторов.

Для механической обработки дерева своими руками браширование – один из наиболее простых вариантов. Но не всякая порода пригодна для такого способа имитации старой древесины. Метод потому и называется текстурированием, что основная задача – добиться ярко выраженной рельефности материала.

Что подвергается брашированию:

  • лиственница, сосна (и практически все остальные хвойные породы);
  • орех;
  • ясень.

Породы, не поддающиеся механическому старению:

  • клен;
  • фруктовые деревья (например, вишня) и ряд других (дорогих, экзотических), менее используемых при отделке квартир и домов.

Технология

Для механического способа старения дерева понадобится . Работа несложная, необходимо лишь свободное время и терпение. Но данная методика подходит в случаях, когда речь идет о небольшом объеме пиломатериалов.

Если требуется состарить дерево на обширной площади, то целесообразнее использовать эл/дрель или УШМ («болгарку») с . Так как здесь уже играют роль обороты, следует работать в средствах защиты и соблюдать предельную аккуратность. Малейшее неловкое движение – и дерево может быть безнадежно испорчено. Особенно важно, если обработке подвергается готовое изделие – стол, табурет, шкаф и так далее.

Химическое старение древесины

Предварительная обработка производится наждачной бумагой с абразивом крупных фракций.

Вариант 1

Нанесение по всей площади аммиачного раствора. Вполне подойдет и готовый нашатырный спирт, который стоит недорого. Он вызывает потемнение пиломатериала, придавая ему благородство и оригинальность. Как результат – древесина приобретает антикварный вид.

Особенность – данная технология старения подходит лишь для пород лиственных. В их структуре содержатся вещества, называемые дубильными. Именно они вызывают потемнение древесины.

Вариант 2

При помощи полимерной щетки производится «легкая» зачистка поверхности. Задача – добиться более четкого проявления годичных колец. После чистовой обработки древесина покрывается морилкой и лаком соответствующего оттенка.

Вариант 3

Дерево обрабатывается морилкой. Но не любой, а обязательно на основе воды. После того, как удалось добиться необходимого цвета древесины, состав частично смывается (желательно влажной мягкой губкой). Делается это не по всей поверхности, а в ее срединной части. В результате края остаются более темными, что характерно для старой древесины.

Вариант 4

Патирование. Более сложная в реализации разновидность химического старения, но и древесина выглядит намного роскошнее, максимально имитируя антиквариат. Суть методики в том, чтобы оттенить открывшиеся в процессе механической обработки поры на фоне остальной поверхности.

Технология

После зачистки заготовки (конкретного сегмента основы) на нее наносятся подобранные под общий интерьер составы. Наиболее простой из них – , хотя есть и специальные препараты, использующиеся для патирования дерева. В результате они заполняют поры, которые отличаются от остальной структуры более темным оттенком и контрастностью. Такая работа проводится в несколько этапов и требует много времени, так как каждый слой наносится после окончательного просыхания предыдущего.

При старении дерева своими руками технологию можно упростить. Для этого материал покрывается подобранной по цвету краской. Не дожидаясь, когда она «схватится», нужно убрать ее верхний слой. Щетка здесь бесполезна – достаточно произвести поверхностную обработку дерева «куклой» из мягкой ткани или губкой.

Вариант 5

Окрашивание. Цель этой методики – создать на поверхности древесины «проплешины», имитирующие потертости, что является одним из свидетельств солидного возраста пиломатериала.

Технология

Необходимо подобрать две эмали, отличающиеся цветом и консистенцией. После первичного окрашивания дерева оно высушивается. Далее наносится второй слой, но для этого берется более жидкая краска. Когда и этот слой окрепнет, пиломатериал на отдельных участках подвергается обработке шкуркой с мелким зерном. Как результат – обшарпанная поверхность за счет того, что в этих местах начинает проступать более темная краска.

Можно добиться и лучшего эффекта при такой методике искусственного старения. Например, обозначить «фальш-трещины», которые еще больше подчеркнут возраст дерева. Здесь уже понадобится так называемый кракелюрный лак. Его следует наносить на основу перед первичным окрашиванием поверхности.

Любая работа своими руками подразумевает наличие хотя бы минимального опыта. Поэтому нередко добиться должного результата не получается. Как быть?

  • Отшлифовать состаренную древесину.
  • Если ее поверхность имеет изгибы, впадины, то по эти места дополнительно можно покрыть морилкой. Причем в 2 слоя. Для первого – «водяной» состав, для второго – на любой другой основе (бензиновый, лигроиновый, спиртовой). После просыхания древесина обрабатывается воскосодержащим препаратом и полируется.

Термическое старение

По сути, это комплексная обработка дерева.

Этапы работы

Первый – обжиг по всей поверхности или на отдельном участке. Это необходимо для удаления всей «мякоти» и более четкого проявления структуры, годичных колец, сучков, трещин.

Второй – механическая обработка. С помощью металлической щетки удаляется нагар. Кроме того, она позволяет добиться максимально выраженной рельефности дерева.

Третий (не обязательный) – пропитка дерева морилкой. В зависимости от породы это нередко позволяет получить больший эффект от текстурирования. Однослойного покрытия вполне достаточно.

Четвертый – нанесение лака. Если состаренное дерево отлично смотрится, то лучше использовать бесцветный лак. Его задача – защитить материал от негативных воздействий атмосферы. В некоторых случаях лаком производится дополнительное тонирование древесины, но уже цветным.

  • Автор на практике использовал разные источники открытого огня и в процессе тренировок пришел к выводу, что лучший вариант – газовая горелка. Если работать паяльной лампой, то сложно добиться равномерности пламени. В результате при старении на дереве появляются подпалины, которые нивелировать довольно трудно, а иногда и нельзя.
  • Прежде чем приступать к обработке поверхности, необходимо «набить руку». Следовательно, сначала желательно получить хотя бы минимальный опыт, тренируясь на бросовом пиломатериале. Какие-то отходы древесины в хозяйстве всегда найдутся.

Восстановление внешнего вида древесины

С такой необходимостью приходится сталкиваться повсеместно. Если предмет меблировки прослужил некоторое время, и на отдельном участке или по всей площади появились дефекты, утрачен первоначальный декор, то это устраняется сравнительно легко, своими руками. В принципе, данная технология является одой из разновидностей старения дерева.

Порядок работы:

  • Удаление нанесенных слоев (зачистка древесины до основы). Используется шкурка. Размер зерна выбирается исходя из сложности обработки.
  • Оголенное дерево покрывается (в 2 слоя) акриловой краской (черной).
  • Любая мебель имеет своеобразную конфигурацию. Следовательно, все выступающие места (углы, скосы, сегменты вокруг ручек и так далее) со временем истираются. После определения данных участков они натираются парафином. Свечку в доме найти несложно.
  • Окрашивание древесины в требуемый цвет.
  • После просыхания состава парафин смывается (счищается), и на обработанных им участках проявится темная краска.
  • Финишное .

Автор напоминает, что в статье обозначены лишь наиболее простые в реализации своими руками способы искусственного состаривания дерева. Их, также как и используемых инструментов, препаратов, достаточно много. Но если понятен смысл всех технологических операций, то несложно разработать и собственную методику. Специфика работы и местные условия сами подскажут, что и как целесообразнее сделать.

При создании интерьера дизайнеры с удовольствием используют древесину. Для одних она позволяет создать определенный стиль лаконично и четко, другие могут формировать облик пространства, обращая внимание на мелкие подробности и нюансы.

Модным направлением в оформлении жилого пространства принят сельский быт, получивший французское название Прованс (дословно провинциальный). В нем могут быть использованы мотивы из Франции. Однако, не многие знают, что там не было того изящества, о котором так много говорят (только в южных областях можно найти изысканные варианты, северные районы всегда существовали существенно скромнее и беднее). Гораздо интереснее немецкий или русский сельский стиль. В них присутствует гораздо больше красок, оттенков и изделий из дерева.

Обязательные атрибуты сельского стиля – это несколько грубоватые лавки, массивные столы, отдельные табуреты, тумбы и полки над ними. Топорные изделия выполнялись с довольно тщательной отделкой. Только время меняло облик деревянных конструкций. Из-за интенсивного использования ярче проявляется структура, глубже виден рисунок волокон.

Для досок, существующих не одно десятилетие характерно наличие серебристого налета, а также почернения отдельных зон. Время по-своему раскрашивает незащищенную от осадков древесину. Есть даже желающие приобретать поделочный материал, который в течение длительного периода служил в качестве подсобного сооружения на участке. Старые доски везут за сотни, а иногда и за тысячи километров, чтобы в руках современного мастера использовать их в качестве конструкционного материала под старину.

На самом деле не обязательно искать старый сарай, чтобы из его досок изготовить мебель под старину. Есть способы, с помощью которых можно придать доскам и брускам вид, словно их применил в изделиях еще прадедушка:

  • браширование – так называется способ выявления глубокой текстуры с помощью механического воздействия на поверхностный слой;
  • окрашивание дает возможность смоделировать нахождение древесины под действием атмосферных осадков в течение длительного времени;
  • обжиг и иная термическая обработка, с помощью которой создается эффект использование леса после огневого воздействия;
  • химическая обработка, позволяющая придать современной мебели вид, какую создавали пару веков назад.

Чаще всего применяют не один выбранный способ состаривания, а комбинируют их между собой, добиваясь еще более заметного эффекта присутствия в помещении XII…XIX веков. Оказалось, что мебель под старину востребована на рынке. Некоторые пользователи рассказывают, что на этом стуле еще в n-ном году восседал предок, участвовавший в Бородинском сражении, или участник иного исторического события, например, ветеран Куликовской битвы. Слушатели с восторгом прикасаются к творению мастера средневековья, восхищаясь, насколько сумели сохранить изделие из глубины веков.

Браширование – метод состаривания древесины

Искусственное состаривание легко выполняется на древесины хвойных пород. Ее отличает наличие мягких волокон в поверхностном слое. Проявить текстуру можно, удалив часть мягких волокон, с помощью щетки с жестким металлическим ворсом (рис. 1). Проведя многократно движение вдоль волокна, несложно удалить мягкую составляющую. Останутся только структурные жесткие фрагменты.

Рис. 1 Металлическая щетка для браширования древесины

Одну-две доски несложно обработать с помощью подобной щетки. Если же нужно заготовить определенное количество леса, то придется воспользоваться средствами механизации труда. Тут помогут электродрель или углошлифовальная машинка (болгарка). На них устанавливают механическую радиальную щетку (рис. 2).

Рис. 2 Механические щетки: а – для электродрели; б – для углошлифовальной машинки (болгарки)

Внимание! Торцевые механически щетки для электродрели и болгарки могут быть полезны только для обработки торцов брусков и досок. При работе нужно использовать средства защиты: перчатки, респираторы и защитные очки, лучше маску.

Перед началом браширования следует прострогать весь пиломатериал. Многим кажется это требование по подготовке лишним, на самом деле мастера всегда уважали свой труд, а также людей, для которых они изготавливали предметы мебели. Всегда использовали строганные доски и бруски. Некоторые столяры умели с помощью топора придать заготовкам такой вид, что иные современники не сумеют сделать даже с помощью современных рубанков или станков.

Процесс выполняется в следующей последовательности:

  1. Доску (брусок) фиксируют на рабочем столе (верстаке). Здесь удобно использовать гребенку или фиксирующий клин;
  2. Включают электроинструмент и ведут щеткой вдоль волокна, направление движение на упор.
  3. При работе стараются сильно не надавливать сверху, щетка сама выберет то, что сумеет удалить с поверхности.

После трех-четырех проходов осматривают результат. Здесь не нужно переусердствовать. Получив глубину всего 0,4…0,6 мм, следует остановиться. Начало процессу положено. Через пару дней канавки сами углубятся, так как произошло разрушение в структуре древесины. Видимый эффект можно только усилить последующей обработкой лаками или маслами.

Покраска дерева под старину

Наверное, все видели, что старые доски имеют сероватый налет, придающий им вид легкого серебрения. С помощью красок можно придать подобный цвет любому деревянному изделию. Для этого применяют акриловые краски (рис. 3). Но они белого цвета. Поэтому к ним добавляют колеровочную пасту (рис. 4). Меняя концентрацию колера, можно добиться разных оттенков серого цвета.

Рис. 4 Колеровочная паста для придания оттенков древесине

На практике мебельщики применяют и более сложные способы окраски, чтобы придать дереву старинный вид. Есть способ, получивший название патинирование. Эффект подобной обработки заключается в нанесении не сплошного покрытия, а только налета бронзовой пленки. При такой обработке возникают блестящие бронзой фрагменты. На рис. 5 представлен один из способов патинирования древесины. Кроме нанесения бронзового (золотого) оттенка использованы добавки, создающие эффект старины. Кракелюры – это макронеровности, специально создаваемые на поверхности.

Рис. 5 Патинированный фрагмент фасада

Для придания изделиям вида старого дерева не обязательно окрашивать изделия полностью и покрывать непрозрачной краской. На практике используют лаки, которые после их нанесения на поверхность покрываются мелкой сеточкой.

Комбинируя прозрачную и непрозрачную отделку, можно добиться эффекта состаривания дерева до такой степени, что будет казаться – эта мебель пришла из далекого прошлого (рис. 6). Здесь есть патинирование отдельных фрагментов, есть и обработка лаками, которые придали вид антиквариата.

Рис. 6 Тумбочка под старину

Обжиг дерева под старину

Громадные возможности открывает термическая обработка. С ее помощью на дерево наносится:

  • свой неповторимый рисунок, ведь любой срез создается природой, которая никогда не повторяет себя ни в чем;
  • при обжиге меняются оттенки, появление частичек угля придает больше выразительности древесине;
  • используя старые доски, с которых огневым методом удалили старую краску, добиваются реального состаривания изделия на несколько десятилетий.

Обжиг выполняется с помощью инструментов, представленных в таблице.

Химическая обработка дерева под старину

Химические препараты: щелочи и кислоты, – придают новой древесине вид состаренной. Для кислотной обработки используется серная кислота для аккумуляторов (рис.8). При воздействии на изделие даже на твердых сортах возникают глубокие полосы текстуры. Этот способ применяют для дуба, ореха, ясеня. Использовать приходится концентрированную кислоту с плотностью 1,42 г/см 3 . Кислота меньшей плотности прорабатывает текстуру медленнее.

По завершении обработки необходимо нейтрализовать действие кислоты, поэтому используют раствор каустической соды или проливают раствором пищевой соды. Потом необходимо длительное выдерживание в воде.

Рис. 8 Серная кислота

Отличный эффект для дерева дает обработка в растворе медного купороса. Для подобной операции используют пластиковые канализационные трубы. Нижнее отверстие закрывают пробкой, а потом внутрь помещают доски или бруски. Потом заливают раствор десятипроцентной крепости медного купороса. Длительность выдержки зависит от типа древесины. Для получения вида топляка приходится выдерживать до недели. Даже мягкие сорта: сосна, ель, – приобретают высокую твердость и устойчивость к гниению. Древесина темнеет, становится бурой. Эффектно смотрится на готовых изделиях.

На рис. 9 показаны элементы мебели, изготовленные современными мастерами под старину. При обработке применялись все описанные методы. Изделия выглядят довольно интересно.

Рис. 9 Современная мебель под старину

Видео: Патинирование фасада. Мастер-класс от итальянца

Придать интерьеру индивидуальности можно различными способами. Чаще всего для этого применяют акцентирование на определенных мелочах, например, использовании необычных фактур или расцветок. Одной из востребованных технологии для формирования оригинальной фактуры является старение древесины своими руками. Методика позволяет придать поверхности неповторимый рисунок, при этом основой является природный материал.

Необходимость процедуры

Желающие смастерить мебель под старину своими руками должны научиться придавать ее поверхности максимально реалистичную внешность. Для этого используется искусственный процесс - браширование (от английского brush - щетка). Во время работы происходит структурирование волокон деревянных элементов. В природе к такому визуальному состоянию дерево доходит за более длительный период, но, используя современные средства, можно существенно сузить этот временной интервал.

В естественных условиях состаренное дерево теряет прочность, а при искусственном воздействии происходит обратный процесс, лишающий материал слабых волокон и обеспечивающий бо́льшую прочность.

Подобная обработка способствует также защите поверхности от воздействия короедов и других насекомых. В результате удастся добиться необходимой расцветки и стильной внешности. Состарить дерево своими руками можно для любых нужд: от небольших рамок для фото либо шкатулок до изготовления мебели или паркета.

Использование пород дерева

Важно учесть, что не каждый сорт древесины удастся обработать этим особым способом. На итоговое качество влияет структура природного материала. В большинстве случаев искусственное старение дерева применяется к следующим видам:

  • лиственница;
  • орех;
  • ясень.

Внутренняя структура дерева должна иметь видимый волокнистый рисунок. Он станет основой для формирования фактуры. Лишенные этого свойства пароды древесины с чрезвычайно жесткими волокнами не принято использовать. К таковым относятся:

  • груша;
  • клен;
  • вишня;

Задача исполнителя заключается в прямом способе воздействия на мягкую структуру, расположенную между годовыми кольцами. При наличии максимально однородной среды старение дерева своими руками сформировать не удастся.

Так, например, путем обжига можно превратить обычную сосну в редкую и ценную породу тропической древесины, получаемой от дерева Венге.

ВИДЕО: Превращаем сосну в венге

Применение механического способа

При проведении полного цикла браширования осуществляется следующий алгоритм действий:

  • первичная механическая обработка с использованием щетки по металлу для срезания мягких частиц с поверхности заготовки

  • проведение шлифовальных работ обдирочной щеткой с полимерной щетиной или применение наждачной бумаги с абразивом крупной фракции;
  • нанесение морилки либо иных типов красителей на обработанную поверхность;
  • полировочные работы или нанесение нескольких слоев лака, в промежутках между высыханием выполняется обработка наждачкой «нулевкой»

Во время искусственного старение древесины используются дрели или болгарки, чтобы снизить объем ручного труда и повысить производительность. В процессе используются щетки с ворсом из алюминия, стали, меди и искусственных полимеров.

Старение древесины своими руками, как показано на видео в конце главы, начинается с черновой обработки, когда инструмент водят вдоль расположения волокон с одинаковой скоростью и равномерным нажимом по всей поверхности.

Обработка не должна формировать нежелательные «ямы» в заготовках, поэтому нужно ввести инструмент ровно, без особого нажима, если задумка не требует формирования целевого грубого рельефа.

Свет во время работы должен быть качественным и обеспечивать видение природного узора. В связи с этим лучи лампы направляются перпендикулярно длине волокон. В такой ситуации оттеняется нужный рисунок.

Влажность обрабатываемой древесины подбирается в интервале 15-16%. Такое значение обеспечит предпочтительную финишную шероховатость поверхности без задранных ворсинок. Если перед тем как состарить дерево в домашних условиях применять полимерный инструмент для обработки, то добьетесь эффекта с менее выраженным рельефом.

Последующий шаг в виде шлифовки срежет приподнятый деревянный ворс из волокон. Наждачная бумага или абразивные щетки с успехом справляются с поставленной задачей. Проконтролировать степень шероховатости удастся вручную.

ВИДЕО: Искусственное старение древесины своими руками. Столярные Хитрости

Нанесение красящего слоя

Подготовленный рельеф с помощью механических средств обрабатываем окрашиванием. Это существенно усилит получаемый результат и скроет свежую обдирку механическими средствами. Благодаря игре цветов удастся получить требуемый презентабельный эффект.

Подобные изделия из дерева под старину принято окрашивать морилкой, а затем смывать ее. Это позволит зайти материалу практически моментально в мягкую структуру тканей, а при этом твердая не успеет впитать нанесены окрас. Естественная красота материала в полной мере проявится наружу.

Оставить частички золотой краски на поверхности получится, если нанести небольшой слой ее кистью, а затем жестким шпателем удалить остатки с поверхности. Частички проникнут во впадины и поры, что обеспечить успешный результат.

Защитить впадины и канавки, образованные в процессе механической обработки можно с помощью прозрачной шпаклевки. Такая методика является полезной при изготовлении столешниц, полок или иных практичных поверхностей. В процессе их эксплуатации мелкая грязь не будет забиваться в рельефные зоны.

Так как искусственно состарить дерево нужно тщательно и с возможностью его использования, то финишными операциями являются:

  • полировка;
  • лакирование;
  • вощение.

Также добиться интересной для дизайнеров фактуры удастся с помощью кракелюрного лакирования. Он формирует на лицевой стороне мелкие трещины и сколы. В них необходимо втирать краску или угольную пыль, обеспечивая неповторимый индивидуальный узор.

Выбирайте кракелюр в специализированных магазинах и в пределах сроков годности. В большинстве случаев просроченный лак не дает эффекта растрескивания.

Использование химического браширования

В процессе химического воздействия на волокна можно добиться аналогичных результатов, которые получаются от механической обработки. Для этого используются активные растворы, способные влиять на структуру мягкого волокна. Разъедая нужные области, формируется оригинальный рисунок на поверхности деревянной заготовки.

Химическая брашировка

Методика не требует использования щеток и наждачной бумаги во время активной фазы. За несколько циклов нанесения и смывания раствора происходит преображение полотна.

В травлении используются препараты, которые содержат частички, ядовитые для человека, поэтому чтобы не допустить отравления организма химическими парами, рекомендуется проводить работу на открытом пространстве.

Химические растворы, которые используются при смягчении волокон, содержат высокий процент щелочи. Можно взять для этой цели препарат, чистящие печи. После хорошего втирания слой смывается, а цикл повторяется до получения необходимого эффекта. После травления финишные операции совпадают с теми, что осуществлялись при механической обработке.

Работа с химреактивами должна проводиться с соблюдением средств индивидуальной защиты: перчатки, очки, лепесток и защитный халат или фартук. После проведения операции все остатки вещества с поверхностей смываются под проточной водой.

ВИДЕО: Как сделать столешницу из дерева под старину своими руками

Предметы интерьера и быта, декорированные искусственно состаренной древесиной:

Стол и стулья - изхготовлены из лиственницы

Кухня. Фасад - лиственница, полки - сосна

Актуальная сейчас тенденция - преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты, которые помогут вам состарить практически любую поверхность.

Рассмотрим варианты:

«Сухая кисть»

Сухая кисть - прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.


И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.

Нанесение патины или патинирование

Патина - это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании - это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

2. Патина на основе акрила

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

Лессировка

Лессировка - это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.


Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет.

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.


Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг

Набрызг - капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.

Ход работы:

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать.

Набрызг - это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле

Кракле - техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.

2. Кракле из яичной скорлупы

Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».

Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.

4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Дает эффект тонких трещин - паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.

После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.

5. Краска-кракелюр

Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.

Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи

Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.


Теперь механика: наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.

В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:

Нежно-розовый;

Цвет слоновой кости;

Сливочный;

Гиацинтовый;

Лавандовый;

Белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);

Фисташковый;

Льняной.

Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.

Травление

Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.

Травление производят различными составами - протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие - тонировать деревянные поверхности.

Процесс может происходить двумя способами:

1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.

2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.

Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.

Действие различных протрав на разные породы древесины

Медный
купорос,
1%
Железный
купорос,
4-5%
Железный
купорос,
1%
Цинковый
купорос,
2,5%
Калиевый
хромпик,
3%
Калиевый
хромпик,
5%
Дуб, ива Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Орех Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Клён Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый
Осина Тёмный серебристо-серый Серебристо-серый
Липа Светло-коричневый Розовый Тёмно-красный
Красное дерево Черный Серо-фиолетовый Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый
Сернокислый
марганец,
2,5%
Хлористый
кальций,
1%
Английская
соль,
2%
Хлорное
железо,
1%
Хлорная
медь,
1%
Калиевый
хромпик и
железный
купорос
(по 1,5%)
Дуб, ива Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый Оливково-коричневый
Орех Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение
Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый Оливково-коричневый
Клён Серо-коричневый
Берёза Коричневый Кофейный Фиолетовый Оливковый
Осина
Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый
Красное дерево Серо-фиолетовый Потемнение

Самый распространенный способ механического состаривания древесины - браширование. Его название произошло от слова Brush - «щетка».

Поверхность обрабатывают металлическими щетками, выбирая верхние мягкие волокна, оставляя только твердые.

Идеальный способ состаривания, если мебель из:

Лиственницы;

Этот способ не подойдет, если мебель сделана из:


Браширование древесины с обжигом или подкуривание

Выполняется он с помощью либо открытого огня, либо, что гораздо удобнее, с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Направляя пламя на поверхность дерева, можно добиться различного оттенка древесины – от светло-золотистого до черного. Цвет зависит от начального цвета древесины и от количества проходов огнем. Затем выполняется браширование – обработка поверхности древесины жесткой проволочной щеткой. При этом более мягкие, прогоревшие части древесины вычищаются, а более твердые (годовые кольца) остаются на месте.


Еще способ – обжиг в горячем песке

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 градусов С. В горячий песок положить заготовленные для обжига изделия и выдерживать там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей изделия должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально. Нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, соответственно нижняя часть куска будет темнее верхней. Таким образом, получается тон, переходящий от светло-желтого до темно-бурого.

Обработанную щётками и огнем поверхность можно затонировать, применяя метод лессировки или сухой кисти, добавить изображения техникой декупажа или добавить цвета набрызгом.

Дополнительное механическое воздействие

Порой время приходит в образе жучка-древоточца. Чтобы сымитировать подобные повреждения, оставленные насекомым, мастера пользуются шилом, сверлом и даже лазером. Таким же способом наносятся небольшие повреждения - сколы или потертости подобные тем, которые поверхности получают десятилетиями.

Еще один способ нанесение благородного ущерба - положить в тряпочку гайки, болтики и избить этим мешочком предмет. И далее художественно облагораживать до необходимого результата.

Имитация прошедших десятилетий, техники и приемы состаривания в сочетании химической и механической обработки, дают отличные декоративные результаты.

Для практического декорирования большую часть в арсенале материалов заслуженно занимают составы на акриловой основе. Их удобно использовать в работе: почти без запаха, разбавляются водой, легко смываются с инструментов. Имеют разнообразные эффекты (имитация металлов, масляных красок, матовой темперы) и различные текстуры. Цветовая гамма может вдохновить на переделку, даже если она и не затевалась. Они прочны, устойчивы к воде и к воздействию солнечного света.

Себилькова Анна

Красивая состаренная мебель может внести атмосферу изысканности и гармоничности в ваш дом. В естественных условиях дерево состаривается под воздействием различных природных факторов – ветра, дождя, солнечных лучей и т.д.

Но совсем не обязательно ждать пару десятков лет, чтобы купленный гарнитур приобрёл такой неповторимый вид. Можно воспользоваться специальными технологиями состаривания древесины.

Преимущества состаренного дерева

Состаренная мебель выглядит элегантно и стильно в любом интерьере

Состаренное дерево – красивый, прочный и функциональный материал, из которого производятся различные предметы мебели: столы, стулья, кровати, комоды и т.д.

Преимущества состаренной древесины следующие:

  • Поверхность не требует специальной обработки, при желании достаточно просто покрыть её лаком.
  • Эффект состаривания позволяет придать любому предмету мебели антикварный вид.
  • Натуральный древесный рисунок выглядит уникально и неповторимо.
  • Мебель из состаренного дерева будет смотреться гармонично в любом интерьере.
  • Этот материал – экологически чистый и антиаллергенный.
  • Состаренная древесина надёжна и долговечна.
  • Наконец, мебель из этого материала никогда не выйдет из моды.

Какие породы древесины лучше состаривать?

Для состаривания подойдёт мягкая древесина или материал средней твёрдости. Она обладает более яркой текстурой. Этому требованию удовлетворяют ель, лиственница и сосна. Представленные породы отличаются тем, что они имеют мягкие волокна. Весной и летом на них быстрее всего образуются годичные кольца, отчего волокна становятся «рыхлыми». Такие породы, как бук и клён, не подойдут для состаривания, поскольку их текстура слабо выражена и практически однородна.

Подготовка

Прежде чем состаривать дерево, его поверхность необходимо подготовить

Прежде чем начать состаривать деревянную мебель своими руками, нужно провести качественную подготовку поверхностей, которые вы планируете обработать. Для этого удалите все дефекты и загрязнения. Это могут быть следы жира и прочие пятна. Если этого не сделать, устаревшие загрязнения проявятся после нанесения на дерево тонировочного покрытия. Также удалите старую краску или лак и демонтируйте лишнюю фурнитуру, которая помешает обработке под старину.

Способы

Когда подготовительный этап роботы проделан, приступайте к состариванию. Для начала определитесь с технологией, которой вы бы хотели состарить мебель. Есть следующие варианты:

  • Окрашивание;
  • Кракелюр;
  • Браширование поверхности;
  • Обработка морилкой;
  • Обработка дерева специальными химическими составами (технология олдирования);
  • Нанесение позолоты;
  • Достижение известкового эффекта (технология лайминга).

Давайте рассмотрим каждый из этих способов состаривания дерева подробней.

Окрашивание

Дерево, состаренное с помощью техники окрашивания

Если хотите, чтобы деревянная мебель выглядела потёртой, можете воспользоваться техникой окрашивания. Выберите основной тон, который будет просматриваться через верхний слой краски.

Для основы можно использовать любой цвет, главное, чтобы он был более насыщенным, чем вспомогательный.

Также можно использовать колер, смешанный с белой краской и водной основой. Для второго же слоя лучше задействовать светлые оттенки. Такое сочетание цветов позволит сделать эффект выгоревшей краски. После того как краска высохнет, обработайте её наждачной бумагой с высокой зернистостью. Это позволит удалить излишнюю краску. Шкурить необходимо до тех пор, пока не появится эффект истёршейся краски. Через него проступит основной слой. Завершительным этапом обработки является покрытие лаком.

Кракелюр

Можно окрасить дерево техникой кракелюр. Проще говоря, создать эффект трещин на деревянной мебели. Вам понадобится специальный кракелюровый лак. После нанесения на него основного цвета лак потрескается. Цвет трещин зависит от выбранной основы. Чтобы добавить оригинальности, можете использовать сразу несколько цветов. Кракелюр – хороший способ быстро придать вашей деревянной мебели антикварный вид.

Браширование поверхности

Дерево, состаренное с помощью техники браширования

Технология браширования – простой метод состаривания деревянной мебели с помощью металлической щётки, наждачной бумаги с мелкой зернистостью, стамески и сверла. Прежде чем приступить к основному процессу, нужно снять верхний слой дерева. Браширование можно совмещать с окрашиванием поверхности. Наждачную бумагу и щётку используйте для снятия верхнего слоя, а стамеску и сверло – для создания борозд и червоточин. Техника браширования чаще всего используется для состаривания пола и досок. После завершения основного этапа работы покройте поверхность маслом, лаком либо же морилкой.

При декорировании деревянной мебели важно не переусердствовать, ведь роскошную мебель можно превратить в рухлядь.

Полезная информация: Браширование отлично подойдёт для мебели, изготовленной из твёрдых древесных пород, таких как орех, ясень, дуб и лиственница. Эта техника противопоказана для клёна, вишни, бука и тика.

Обработка морилкой

Дерево, состаренное при обработке морилкой

Эта техника используется в сочетании с другими. Покрытие мебели лакокрасочным материалом позволит добиться эффекта морения. Сперва необходимо обработать поверхность, а затем смыть часть морилки с помощью влажной губки. Важно оставить края, изгибы и трещины более тёмными, чем основную часть поверхности, чтобы подчеркнуть эффект состаривания.

Если же после перового раза вам не удалось достигнуть нужного результата, просто тщательно отшлифуйте поверхность. Некоторые участки можно повторно окрасить кистью, смоченной в морилке. Чтобы сделать цвет более насыщенным, после завершения основного этапа работы покройте древесную поверхность грунтовкой или нужным цветом. В самом конце пройдитесь по поверхности античным воском, используя мягкую ткань.

Технология олдирования (обработка специальными составами)

Дерево, состаренное с помощью техники олдирования

Олдирование – очень интересная техника состаривания дерева. С её помощью можно воссоздать эффекты выцветания, болотной замшелости, выгорания и т.д. Специальные химические реагенты помогут добиться потрясающего результата. Эта техника подходит лишь для твёрдых пород дерева (дуба, граба и т.д.).

Это интересно: Если выполнить олдирование мягкой древесины, она банально придёт в негодность после обработки сильными химическими веществами.

Завершительным этапом станет покрытие поверхности лаком. Он послужит для защиты поверхности.

Нанесение позолоты

Чтобы качественно состарить мебель и добиться антикварного вида, можно воспользоваться золотой платиной. Нанесение позолоты - одна из самых простых процедур, которая не отнимет много времени. Просто полностью окрасьте мебель в выбранный цвет и дождитесь высыхания.

Полезная информация: Золотую краску необходимо наносить тонким слоем. Только тогда мебель после окрашивания будет выглядеть безупречно.

Лайминг

Дерево, состаренное с помощью техники лайминга

Лаймингом называют процесс состаривания мебели с помощью известкового эффекта. Для начала подготовьте поверхность, обезжирьте её. Обработайте дерево специальным пигментом или краской. Лакокрасочные материалы помогут добиться любого оттенка и текстуры. Наносите краску вдоль волокон. Так вы подчеркнёте природную структуру дерева, а углам добавите эффекта "забившейся пыли". Для лучшего результата лайминговый состав желательно наносите кистью или марлевым тампоном.

Полезная информация: При выборе основного цвета не забывайте, что после высыхания он будет смотреться немного светлее.

Видео. Как искусственно состарить дерево своими руками в домашних условиях

Состаренное дерево - один из модных трендов дизайна нынешнего сезона. Воспользовавшись любой из описанных выше техник, вы сможете с лёгкостью придать поверхностям такой эффект в домашних условиях. Искусственно состаренная мебель будет гармонично смотреться в квартире и наполнит её уютом.

Похожие публикации