Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Как влияют шахматы на мозг. Чем полезны шахматы

Шахматы – отличная и интересная игра тоже относится к разряду спорта, как неудивительно. В последнее время популярность этого вида спорта резко возросла. Миллионы человек людей искренне любят эту стратегическую игру. Но мы заметили, что существует плюсы и минусы этой занимательной игры. Начнем с хорошего.

Итак, плюсы:
- Здорово, что при игре в шахматы происходит одновременная работа сразу двух полушарий мозга. В процессе игры также происходит не только бурное развитие логического мышления, но и ещё игрок учиться мыслить абстрактно. Всем известно, что левое полушарие головного мозга отвечает за логику и построение всевозможных алгоритмов. Вкупе с левым полушарием, правое полушарие, отвечающее за прогнозирование и построение картины событий в целом, совершает процессы, позволяющее предугадывать дальнейшие действия соперника.

Шахматы полезны для детей, из которых вы желаете вырастить будущих гениев. Увлекшись этой игрой, дитё учиться размышлять и вырабатывать концентрацию. Ребенок получает такие навыки как просчитывание всевозможных ходов и их последствие, предсказание последующих событий, умение делать корректные шаги. Формируются не только умственные показатели, но и личностные качества характера. Ребенок, играющий в шахматы почти всегда спокоен, уравновешен, тверд и решителен.

Поначалу, кажется, будто шахматы не приносит ничего кроме пользы. Однако, это ошибочное мнение.

Давайте рассмотрим минусы этой игры.
- Целиком, отдавшись этой игре, человек перестает вести подвижный образ жизни. Чтобы избежать последствия этой проблемы, старайтесь чаще бывать на улице и больше двигаться.

Бывает так, что шахматами занимается человек с неуравновешенной нервной психикой. Помните, что в шахматах бывают не только победы, но и проигрыши. Такой человек вероятнее всего впадет в глубокую депрессию и надолго.

Шахматист мало проводит время в кругу друзей, отдавшись чтению очередному пособию, посвященному шахматам. Это приводит к тому, что шахматист перестает иметь друзей вообще.

Для того, чтобы извлечь из этой великолепной игры одни лишь плюсы, помните, что все в мире должно происходить в меру. Поэтому старайтесь слишком не зацикливаться на игре, а вместо этого укрепить свое здоровье прогулкой или приятно провести вечер в кругу друзей и насладиться общением с ними.

3.764705

Средняя: 3.8 (17 votes)

Выберите оценку Сброс рейтинга Ужасно Плохо Удовлетворительно Хорошо Отлично

Ваша оценка: Ничего

Комментарии

Вт, 11/02/2014 - 12:48 - Гость

Профессиональный вред шахмат

Современные шахматы вредны тем, что на профессиональном уровне формируют УЗКОПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ БЕЗДУХОВНОСТЬ. Шахматисты в основной своей массе смотрят на своих соперников как на безжалостных машин, добывающих любой ценой очки, и которых надо обязательно во чтобы то ни стало сломать, обыграв их. Профессиональные шахматисты практически не ходят в театры, консерватории, филармонии, в кино, в цирки, на шоу, спектакли, балеты. Всё это приводит к тому, что у этих спортсменов по сравнению с людьми-неспортсменами сильно или значительно обеднена духовная и эмоциональная жизнь. Профессиональная зацикленность на шахматах с малых лет действительно приводит очень часто к тому, что люди, став взрослыми, не имеют друзей. Из-за всего этого, что очень часто не осознаётся и не замечается, страдают не только они, но и их близкие и друзья (если они есть).
Возьмём теперь профессию Социальный работник. Социальные работники заботятся о пенсионерах, одиноких женщинах и других имеющих какие-либо социальные затруднения. Они помогают и учат людей решать свои социальные проблемы и связанные с ними бездуховность и бедность эмоциональной жизни, формируют намного более гармоничную жизнь. Это в свою очередь повышает резко эффективность людей на работе, от чего вся страна в целом только выигрывает. Современные профессиональные спортсмены-шахматисты в отличие от хотя бы социальных работников ГАРМОНИЗАЦИИ ЖИЗНИ СТРАНЫ В ОСНОВНОМ НИКАК НЕ СПОСОБСТВУЮТ.
Кроме этого, чем больше профессиональных спортсменов-шахматистов, тем больше нагрузка ложится на экономику страны. Предположим почти все стали профессиональными спортсменами-шахматистами. Кто в этом случае в промышленности будет работать за станком, а в сельском хозяйстве выращивать хлеб?! РАБОТАТЬ БУДЕТ НЕКОМУ И В СТРАНЕ НАЧНЁТСЯ МАССОВОЕ ВЫМИРАНИЕ ОТ ГОЛОДА И БОЛЕЗНЕЙ.
Подумайте обо всём этом и ВЫ сами всё поймёте тогда.
Автор- Голованов В. В., профессиональный социальный работник и по совместительству Международный Мастер по шахматам.

Сб, 25/11/2017 - 11:24 - Гость

Профессиональный вред шахмат

– Надежда, насколько серьезна проблема игровой зависимости? Сравнима ли она, к примеру, с проблемами наркомании, алкоголизма? Или угроза, мягко скажем, преувеличена?
– Прежде всего, скажу, что серьезность этой проблемы растет с каждым годом. Сами судите – технический прогресс остановить невозможно. Компьютер, хотим мы того или нет, прочно вошел в нашу жизнь. А значит, в нее вошли и те угрозы, которые он неизбежно несет. Вот лишь несколько фактов.
189 миллионов интернет-пользователей США, по сведениям New York Times, страдают от компьютерной зависимости. В Финляндии людей, больных интернет-зависимостью, не берут в армию. Организация Smith & Jones Addiction Consultants, занимающаяся лечением алкоголизма и наркомании, собирается открыть в Европе клинику для лечения игровой зависимости. Эта клиника станет вторым заведением такого рода. В Китае клиника для лечения игровой и интернет-зависимости открылась еще в 2005 году.
Мне кажется, эти факты говорят сами за себя. Да, конечно, пока масштабы игромании не сравнимы с масштабами наркомании и алкоголизма, но тенденция налицо.
– А можно ли разделить компьютерные игры на более и менее вредные, исходя из критерия психического здоровья?
– Хотя исследования на эту тему и не проводились, но логично предположить, что игры, в которых играющий отождествляет себя с героем, значительно глубже проникают в психику. С другой стороны, можно так же самозабвенно “резаться” в тетрис, но здесь уже держит не зависимость, а, скорее, игровой азарт. Вспомним феномен “пингвина”. Примитивная игрушка, суть которой сводилась к тому, чтобы ударом дубины зашвырнуть пингвина как можно дальше. Огромное количество людей, работающих в офисах за компьютером или имеющих доступ к компьютеру, бросали работу и неделями пинали пингвина. Если перевести эти игры в человеко/часы и посчитать затраты, то ущерб от игрушки выйдет больше, чем от самой мощной диверсии.
– Но могут ли компьютерные игры при каких-то условиях быть полезными для развития детей и подростков? Или они однозначно вредны, и вопрос лишь в степени этого вреда?
– Могут. Есть масса прекрасных обучающих и развивающих программ, да и любая игрушка развивает определенные навыки. Хорошая игрушка может воспитывать, учить чему-то. Например, есть игры, в которых маленькие дети знакомятся с православным храмом, с его архитектурой, убранством. Кстати, на одну такую игру в “Фоме” была рецензия. По сути, это не столько игры, сколько обучающие программы, использующие игровые элементы. Так что польза, безусловно, возможна. Даже змеиный яд в малых дозах – лекарство, а в больших – смерть. Но здесь важно чувство меры.
С точки зрения медицины, все это совершенно безвредно до тех пор, пока не угрожает здоровью физическому либо психическому.
Для психического здоровья самая большая опасность компьютерных игр заключается в возникновении зависимости. Компьютерные игры являются уходом от реальности. Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек реализует таким образом (виртуально) большую часть имеющихся потребностей и игнорирует остальные.
– Существуют ли методы избавления от игровой зависимости?
– Говорить об эффективных, “стопроцентных” распространенных методах лечения пока рано. Здесь ведь все упирается в мотивацию пациента, в серьезность его желания избавиться от своей зависимости – а мотивацию чисто медицинскими методами не изменить.
Решительно и сразу отказываться от компьютера не нужно, да и невозможно в наши дни. Компьютерная грамотность необходима на любом рабочем месте. Даже биржа труда уже предлагает бесплатные компьютерные курсы для всех желающих. Нужно в первую очередь научиться смотреть на компьютер как на инструмент, а не как на заменитель реальности. А это самая тяжелая задача, и без квалифицированной помощи тут не обойтись.
Ведь компьютер заменяет “геймерам” реальный мир, их реальное Я – на виртуальное, придуманное. Это уход от страхов и проблем, которые окружают зависимого человека. Тут надо разбираться, почему именно человек ушел в другую реальность. Неуверенность ли в себе, неумение общаться с другими людьми, конфликты – есть масса предпосылок. И психологу в первую очередь надо устранить причину, а потом уже следствие.
И, наконец, скажу о том, что во многих случаях детской игровой зависимости работать нужно в первую очередь с родителями. Зачастую ребенок потому так самозабвенно погружается в мир компьютерных игр, что ему не хватает родительской любви, родительского внимания. Родителям следует пересмотреть свой образ жизни и отношение к ребенку. Пока этого не произойдет, психолог ничем помочь не сможет.

Священник Игорь ФОМИН: Любовь не направляют в пустоту
– Отец Игорь, Вам приходилось общаться с людьми, которые фанатично увлекаются шахматами?
– Конечно, приходилось. В основном, это люди молодые, которые всю свою присущую возрасту энергию, все силы души тратили на игры. Доходило до смешного. К примеру, один мой юный родственник так глубоко втягивался в игровые переживания, что мог несколько раз подряд пообедать и даже не заметить того.
То есть человек настолько поглощен иллюзорным миром игры, что тот становится для него идолом. Все силы своей души, всю свою любовь он направляет не на реальность, а, по сути, в пустоту. А когда любовь прилагают к пустоте – душа человеческая разрушается, в ней пустота и возникает. Кстати, это касается не только подростков – приходилось мне видеть и весьма немолодых людей, тратящих весь свой душевный потенциал на игры.
Да, конечно, с нашей, христианской точки зрения, такой человек поглощен страстью. Но сам он этого нередко просто не понимает, не видит. Для него это уход от опостылевшей реальности, от давящей атмосферы бездуховности, материальной наживы, всеобщего недоверия. Бумажке больше доверяют, чем живым людям. И если у человека в сердце нет Бога, если там не живет Христос, то ему нужна отдушина, где бы он мог себя, как ему кажется, реализовать, где мог бы отдохнуть от всей этой рутины.
Есть немало взрослых, которые самозабвенно играют в игры. Я знаю многие семьи, в которых эта проблема стоит острейшим образом. Мужчина, глава семьи, который имеет нескольких детей, приходит с работы и сразу садится за игры. И отрывается только посреди ночи. Есть и такое.
Конечно, если человек осознаёт, что с ним происходит – у него всегда есть шанс вырваться, преодолеть свою игровую зависимость. Увы, не все, даже понимая, что к чему, к этому стремятся. Ведь в игре они испытывают положительные эмоции, там они побеждают, а если нет – там всегда можно все переиграть заново.

– Вы именно в этом видите вред компьютерных игр?
– Духовный вред – да, в этом. Человек приучается легко относиться к тем или иным ситуациям. Ведь играя, он знает, что это не по-настоящему, что поражение в игровом бою – это не реальная пуля в реальную голову, что все можно переиграть. С другой стороны, в игре он испытывает сильные эмоции – восторг, раздражение, радость. В игре он бесстрашен – но его бесстрашие основано на безответственности.
Однако это взращенное играми бесстрашие человек переносит и в реальную жизнь – вместе с его оборотной стороной, безответственностью. Знаете, есть даже такой анекдот про заядлого игромана, который, попав в дорожную аварию, недоуменно сказал: “Ну и что? Перегружаемся и едем дальше”. Конечно, в жизни до такого не доходит, но, тем не менее, легко видеть, как люди, чья любовь к компьютерным играм переросла в зависимость, перестают чувствовать ответственность за своих близких, за свою работу, а в случае верующих – еще и за свою душу. Все это для него теряет значимость, а главным становится игровое пространство, где он – всесильный владыка, по сути – бог.
А из этого духовного вреда произрастает и вред социальный. Ведь у человека одна жизнь, один разум, одна душа. Вставая из-за компьютера, он не становится другим человеком. В нем остается все то, что возникло в процессе игры. Как он ведет себя внутри компьютерной игры – так же он будет вести себя и снаружи. У него притупляется чувство самосохранения, он с той же игровой легкостью начинает относиться к окружающим. На этой почве, разумеется, тут же возникают конфликты, потому что жизнь – не игра, в жизни то и дело приходится уступать другим, жертвовать своими интересами.
Нередко мне приходилось видеть, как такой “геймер” чем дальше, тем больше раздражается на близких – на родителей, детей, сослуживцев, соучеников. Он привык в игре, что все должно быть “по его”, а тут люди отказываются соответствовать желаемому шаблону, что-то требуют, заставляют. И человек пытается переделать своих близких, сделать их “удобными”. Разумеется, ничем, кроме регулярных скандалов, это кончиться не может.
– Но ведь это не только из-за игр бывает...
– Верно. Мы ведь, по сути, сейчас говорим о таких общеизвестных человеческих грехах, как властолюбие, себялюбие и сластолюбие. Они в той или иной мере присущи каждому, они были на протяжении всей человеческой истории. Но игровая зависимость их провоцирует. Ситуация в игре вымышленная, но чувства-то человек испытывает совершенно реальные.
– Думаете, игры хуже, чем, скажем, дурные книги или дурные фильмы?
– Да, я полагаю, что дурная игра хуже, чем дурная книга. Даже самая дурная книга все-таки дает пищу для ума, для воображения, заставляет сопереживать героям, внутри себя достраивать изображенный мир. То есть все-таки развивает творческие способности. Игра этого лишена, там все дано в окончательном виде. К фильму это тоже относится, но все-таки и книгу, и фильм мы воспринимаем со стороны, мы не являемся участниками этой вымышленной жизни. А в игре происходит почти полное отождествление игрока с игровым персонажем. Компьютерная игра дает человеку возможность предаться одному из самых страшных пороков – жажде власти. Мне кажется, это куда вреднее, чем самые дурные книги и картины.
– Но есть же и совершенно безобидные, неагрессивные игры. Например, “шахматы”, где герой решает разные задачи на логику и эрудицию...
– Разумеется, нельзя все игры грести под одну гребенку. Есть более вредные, есть менее. Но я не знаю ни одной игры, которая была бы безусловно полезна. Любая игра заставляет человека провести немало времени перед монитором, отключившись от реальности. А сколько за это время можно сделать, прочитать, посмотреть... Да, есть игры, развивающие эрудицию, но я не думаю, что это лучший способ самообразования. Поймите, я не отрицаю игру как таковую, особенно применительно к детям. Ребенок познаёт мир в игре. Нужно ли с детьми строить зайчиков из кубиков? Конечно, нужно. Это развивает. Но заметьте – из реальных, физических кубиков, которые ребенок держит в руках. Куда полезнее, чем манипулировать картинками на экране.
Кроме того, оценивая пользу или вред конкретной игры, нельзя зацикливаться только на одном каком-то параметре. Например, игра развивает логическое мышление. Но попутно она развивает и тщеславие, и раздражительность, и чувство зависимости. Я не знаю таких игр, польза от которых перевешивала бы вред.

День добрый, дорогой друг!

Сегодня на чаше весов польза и вред шахмат. Что перевесит, можно догадаться заранее даже несведущему человеку. Однако хочется быть максимально объективным. Ибо любой, даже самый лучший инструмент, — нуждается в правильном использовании.

Полезность

Собственно польза от занятий и игры в шахматы мало кем оспаривается, ибо кроме наблюдений за развитием детей, проводились и специальные исследования.

В Бельгии проводили такой эксперимент. В школьную программу включили уроки шахмат. В этой программе участвовали около 3 тыс. детей.

Результаты показали, что у 20 с лишним процентов детей наблюдалось ускорение умственного и даже физического развития. Успеваемость улучшилась по всем предметам.

Преимущества шахмат довольно очевидны . Тем не менее, давайте остановимся конкретнее, какие полезные качества личности развивают шахматы.

Логическое мышление

Шахматист во время партии, по сути дела, решает одну и ту же повторяющуюся задачу: поиск наилучшего решения. В данном случае хода. По сути это процесс принятия решений, который разбирается в ВУЗовской программе.

Со временем этот механизм оттачивается до автоматизма , становится подсознательным и переносится в повседневную реальность.

Согласитесь, качество принимаемых решений ключевым образом влияет на нашу жизнь.

Творческое начало

Доказано, что во время шахматной партии синхронно работают оба полушария мозга. Это оптимальный режим его деятельности.

Мы знаем, что у каждого человека есть творческое начало. Другое дело, что творческий потенциал может дремать до поры до времени. А может и вовсе оказаться нереализованным.


Важно «разбудить» творческое начало. Шахматы помогают творческим способностям выйти на поверхность .

Возможно, вы знаете, что гроссмейстер был всемирно известным музыкантом, чемпион мира великолепно играл на скрипке и даже давал концерты.

Немало шахматистов можно найти и среди известных в других областях людей. Я уже примеры, повторяться не будем.

Самостоятельность

За шахматной партией человек находится наедине с возникающими вызовами и проблемами. Принимать решения нужно самостоятельно , спросить совета не у кого.

Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений.

Кроме того, эти решения принимаются в условиях противодействия партнера.

Ответственность

Самостоятельность формирует ответственность . Решения за доской требуют концентрации внимания, выдержки, просчета последствий.

Во многом шахматная партия моделирует жизненные ситуации. Привычка искать и находить верные, часто нестандартные решения, — станет незаменимым помощником в жизни.

Эмоциональный интеллект

Это способность понимать свои эмоции, управлять ими. А также распознавать эмоции других людей.

Для дальнейшей жизни эмоциональный интеллект имеет чрезвычайно важное значение. Мы знаем, что большинство известных, успешных людей в истории, — обладали развитым эмоциональным интеллектом.

Они научились «считывать» эмоции вначале свои, затем других и затем управлять ими. А значит и самими окружающими людьми , ибо именно эмоции – спусковой механизм при принятии решений.

Шахматист во время партии не может не наблюдать за партнером. Он учится понимать его состояние, предугадывать решения.

Со временем он лучше понимает, что могут означать те или иные реакции партнеров.

Параллельно игрок учиться влиять на партнера с помощью своих эмоций. Способный в этом плане человек научается подавать те сигналы, которые считает нужным. Иногда эти процессы идут непроизвольно. Но они всегда идут и опыт записывается «на корочку».

Обратная сторона медали

Я бы выделил две проблемы, которые могут возникнуть при занятиях шахматами.

Вернее, — скорее недостатки, минусы, которые можно и нужно нивелировать.

1. Чувство меры, конечно же, — никто не отменял. Если человек занимается чем-то слишком много, это может иметь «побочные» эффекты.

Шахматы не исключение. Чрезмерные амбиции, стремление отодвинуть все на задний план во имя результатов, увеличивают влияние неудач, поражений, без которых не обойтись.


Это как лекарство, — в оптимальной дозировке лечит, а при «переборе» — сами понимаете. Отсюда и решение: шахматы не должны заслонять собой все остальные аспекты полноценной жизни.

2. Игра малоподвижная в плане физической активности. Однако, это во многом стереотип . Как шахматист с почти полувековым опытом, могу сказать, что энергетические затраты во время турнирной партии таковы, что игрок может запросто сбросить полтора –два кило .

Кроме того, во время партии не возбраняется вставать изо стола и ходить. Чем большинство шахматистов с удовольствием пользуются.

Резюме

Важно правильно организовать занятия ребенка. Да и взрослого тоже.

Так, чтобы преимущества шахмат реализовать в полной мере и избежать ситуаций, когда в занятиях шахматами присутствуют минусы, о которых сказал чуть выше.


Для этого не нужно изобретать велосипед. Все необходимое есть в онлайн школе шахмат «Шахматы с Жориком».

Методики давно существуют. Также как и профессионалы, которые помогут организовать занятия. Мы поможем построить процесс занятия шахматами так, чтобы он приносил как положительные эмоции, так и максимальную пользу .

Занимайтесь шахматами сами и обучайте ребенка. Минусы шахмат легко преодолимы, а преимущества очевидны. Полагаю, мы с вами с этим сегодня определились.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Доброго времени суток, дорогой друг!

Привычка - вторая натура, извиняюсь за избитую фразу. То, чем мы занимаемся – во многом формирует нашу личность. Давайте обсудим влияние шахмат на развитие ребенка с этой точки зрения.

Бытует мнение, что шахматы развивают память. Это действительно так. Однако далеко не самое главное, и развитие памяти – только малая толика целого спектра полезных качеств и навыков, которые дарит древняя игра.

Развитие мышления

О том, как шахматы влияют на развитие мышления, мы говорили в статье. Коротко повторю:

Обобщение

Приобщившись к шахматам, ребенок быстро поймет, что победа не приходит сама по себе. Партию надо выигрывать, а для этого необходимо думать и принимать решения.

Ребенок неосознанно начинает постигать логику и сравнительный анализ, обобщает информацию и старается выделить главное.

Концентрация внимания

В жизни важно концентрироваться на главном, отделяя его от второстепенного. И держать это главное в поле зрения.

Исследования (Н.Греков ) показали, что рассеянность резко снижается, после того, как дети приобщаются к шахматам.


Дисциплина мышления

Время – один из важнейших факторов реальности. Управление временем – необходимый навык.

Шахматисту важно распределять отведенное время на обдумывание так, чтобы не угодить в цейтнот. Пренебрежение временем, нерациональное его использование приводит к печальным последствиям.

Интуиция

В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции. Однако в основе интуиции лежит опыт и знания. Привычка доверять интуиции – это тоже навык . И шахматы эту привычку развивают.

Это тренажер для творческих изысканий, творческая лаборатория. Кстати, не забудем, что любые занятия, тренировки, тем более ребенка, — лучше проводить под руководством специалиста.


Далеко ходить не надо. Школа обучения шахматам «Шахматы с Жориком» буквально в одном клике от вас.

Окружение

Очевидно, что для развитии важное значение имеет окружение. Общее дело сближает людей, как ничто другое. Как известно:

Друзья не растут в огороде

Скажу за себя: друзья детства — шахматисты были для меня лучшими друзьями. Мы друзья и по сей день, хотя судьбы разбросала нас по разным работам и даже городам. Но у нас особая связь. Мы «свои» и всегда поможем друг другу, как никому другому.

И еще одно: шахматы могут стать «пропуском в построении карьеры на работе . Лично у меня пару раз было именно так. О чем я рассказывал .

Жизненно-важные навыки

Шахматы воспитывают и формируют важные в жизни навыки:

Самостоятельность

За доской шахматист наедине как с возможностями, так и с угрозами. Помочь некому. Результат игры – плод исключительно собственных решений.

Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений, да еще с учетом противодействия партнера.

Ответственность

Самостоятельность создает ответственность. Привычка искать и принимать собственные решения и отвечать за них делает человека надежным и ответственным.

Эмоциональный интеллект

Способность понимать свои эмоции и эмоции других людей. И управлять ими.

Шахматист во время игры наблюдает за партнеров автоматически. Кто больше, кто меньше. Кто сверлит партнера уничтожающим взглядом, кто бросает взгляд украдкой.


Он пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние . И это тоже ценный для жизни навык.

Спортивные качества

«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»

Партия иногда переходят в довольно жесткое противоборство двух людей, желающих выиграть. Но невозможно выиграть обоим. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или ничья. Так устроена игра.

Зависть, подозрительность, чрезмерная агрессивность, могут появляться в спорте как и в жизни. И в шахматах такое случается.

В нужное русло

Важно, чтобы увлечение спортом и шахматами в том числе развивало важные и полезные качества, а не те, о которых мы сказали абзацем выше.

Известно, что в восточных единоборствах вначале разьясняют нечто вроде «морального кодекса» спортсмена. Это задача наставника, тренера.

В шахматах также есть правила «джентльменского поведения» и честной игры. Важно, чтобы ребенок услышал их из уст родителя или .

Тем более, что невозможно играть в одиночку. Да и обучаться также желательно в сообществе «себе подобных» В секции, кружке. Или дистанционно. Онлайн Школа «Шахматы с Жориком » предоставляет все возможности обучения, включая членство в сообществе шахматистов.


Обучайте ребенка шахматам. Занятия окупается сторицей, «игра мудрецов» щедро отплатит за любовь и преданность.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.

Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.

В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений.

Влияние шахмат на интеллект , безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.

Не просто так шахматы известны как «игра королей». Нет никакого сомнения в том, что правители империй и королевств рассматривали данную игру как прекрасную возможность попрактиковаться в стратегическом мышлении и предсказании поведения противника на настоящем поле боя, в противостоянии с другими монархами или захватчиками. По мере того как люди больше узнают о мозге, многие начинают настаивать на том, чтобы шахматы широко использовались в образовании. В чем же заключается столь невероятное воздействие данной игры на мозг? Как она улучшает его работу?

Может повысить ваш уровень IQ

У шахмат всегда была проблема с имиджем - они воспринимались как игра для гениев и людей с уже высоким уровнем IQ. Долгое время велись споры о том, умные люди начинают играть в шахматы или же игра в шахматы делает людей умными. Как минимум одно исследование наглядно показало, что эта игра может повысить уровень человеческого интеллекта. Исследование, проведенное среди четырех тысяч подростков, продемонстрировало значительный рост IQ у тех детей обоих полов, которые четыре месяца учились играть в шахматы.

Помогает предотвратить болезнь Альцгеймера

Так как ваш мозг работает подобно мышцам, ему, как и любой мышце, требуются нагрузки, чтобы избежать травм и истощения. Во время недавнего исследования 75 человек, принявших в нем участие, постоянно занимались мозговой активностью, в том числе и играли в шахматы. И это привело к значительному снижению вероятности развития слабоумия. Собственно, как мышцы, которые не получают физических нагрузок, теряют силу, так и неиспользование мозга ведет к потере его мощности. Это еще одна причина, по которой вам стоит начать играть в шахматы.

Нагружает обе половины мозга

В ходе исследования в Германии ученые показали экспертам и новичкам в шахматах различные геометрические фигуры и шахматные позиции и замеряли реакцию людей в вопросе их распознавания. Они ожидали, что левая половина мозга экспертов будет работать намного интенсивнее, но они вовсе не думали, что и правое полушарие будет столь же активным. Время реакции на простые задания также было одинаковым, но эксперты по шахматам лучше использовали оба полушария мозга, чтобы быстрее реагировать на изображения шахматных позиций.

Повышает креативность

Так как правое полушарие мозга отвечает за креативность, вас не должно удивлять, что его активация помогает вам развиваться с творческой точки зрения. Конкретно шахматы очень сильно повышают вашу оригинальность. В течение четырех лет проводилось исследование, суть которого заключалась в следующем: ученики 7-9 классов должны были играть в шахматы, пользоваться компьютером и заниматься различными видами деятельности в течение 32 недель, а ученые замеряли, какой из видов активности провоцировал наибольший рост креативного мышления. Шахматы оказались на первом месте по всем параметрам креативности - развитие оригинальности мышления победило с большим отрывом.

Улучшает вашу память

Игроки в шахматы знают, что данная игра улучшает память. Быть хорошим игроком - значит помнить все ходы, которые совершил ваш противник, а также все время вспоминать, какие из них могут быть в том или ином случае наиболее эффективными с вашей стороны. Это не только пустые слова, есть и научные доказательства. В ходе двухлетнего исследования в 1985 году группе студентов была предоставлена возможность в любое время играть в шахматы. В результате их оценки повысились абсолютно по всем предметам, а преподаватели отметили, что эти студенты стали демонстрировать лучшую память и лучшие организационные навыки. То же исследование было повторено с детьми - и результаты подтвердились. Дети, которые играли в шахматы, стали лучше все запоминать, а их вербальные навыки также улучшились.

Совершенствует навыки решения проблем

Шахматная партия - это как одна большая загадка, которую нужно решить, при этом решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия. В 1992 году в рамках исследования почти полтысячи школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья - с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам.

Улучшает навыки чтения

Очень часто люди ссылаются на исследование 1991 года, в ходе которого были изучены навыки чтения у 53 школьников, участвовавших в шахматной программе. Результаты были оценены и сравнены с результатами тех детей, которые не играли в шахматы. Они четко показали, что игра в шахматы значительно улучшает навыки чтения.

Улучшает концентрацию

Эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы.

Способствует росту дендритов

Дендриты - это древоподобные нервные ответвления, проводящие сигнал от нервных клеток к нейронам, к которым они прикреплены. Вы можете представить их как антенны, которые ловят сигнал всех нервных клеток вашего тела. Чем больше у вас этих антенн, тем более эффективно вы сможете принимать сигналы. Изучение нового, например игры в шахматы, позволяет дендритам расти. Однако рост не прекратится, когда вы освоите игру. После этого вы сможете все время состязаться с другими людьми, и каждый поединок будет разным - именно поэтому шахматы являются идеальным способом генерации дендритов.

Если подростки будут играть в шахматы, это может даже спасти их жизни. Одним из элементов мозга, развивающимся в последнюю очередь, является префронтальная кора. Это часть мозга, ответственная за планирование, суждения, самообладание. Таким образом, подростки даже с научной точки зрения являются незрелыми, пока у них не разовьется эта часть мозга. Стратегические игры, такие как шахматы, могут ускорить развитие префронтальной коры и помочь принимать лучше решения во всех сферах жизни. А это, свою очередь, вполне возможно, предотвратит совершение глупых и рискованных поступков, которые чаще всего и ассоциируются с подростковым периодом.

Похожие публикации