Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Основные правила стратегического мышления для вашего успеха. Компетенции стратегического мышления

Стратегическое мышление - это ментальный процесс, применяемый человеком в контексте достижения успеха в игре или других начинаниях. Результатом этой деятельности являются мысли о том, как вести себя в настоящем, чтобы получить что-то в будущем.

1. Размышляйте

Этот совет уже присутствовал в тексте. Но он настолько важен, что мы оформим его в отдельный пункт.

Стратеги создают связи между идеями, планами и людьми, которые другие не видят. Но как вы можете создать эти связи, если вы никогда не даете своему уму возможность увидеть их?

Другими словами, подсказка о том, как мыслить стратегически, является первым словом в самой фразу: «мыслить». И это означает принять на себя обязательство замедлить работу и позволить вашему разуму развернуться в другую сторону.

Простой способ сделать это: запланировать время на размышления. Лучший инструмент: бумага и ручка. Время дня: утро или вечер.

2. Расширяйте свой кругозор

Невозможно стать стратегом, если вы не будете интересоваться миром и происходящими в нем событиями. Но и этого мало: нужно понимать человеческую психологию, изучать работу мозга, читать научные книги и многое другое.

Стратегическое мышление и любопытство идут рука об руку. В конце концов, чем больше идей и опыта у нас есть, тем больше материала есть для установления связей.

Приобретать опыт можно не только из книг: отправьтесь в небольшое путешествие, знакомьтесь с новыми людьми, изучайте природу. Также посещайте семинары и конференции на самые разные темы. Обновляйтесь постоянно.

3. Принимайте решения

Стратегия - это не только мысль; это также выполнение задачи. Поэтому, как только вы начнете создавать идеи и устанавливать связи между ними, вам придется приступить к принятию решений о том, что делать дальше. А так как всегда существует ограничение во времени, деньгах и ресурсах, нужно научиться расставлять приоритеты.

Когда мы мыслим стратегически, то принимаем непопулярные, тяжелые решение. Чтобы оптимизировать прибыль придется кого-то уволить, закрыть какую-то продуктовую линейку. Или что еще сложнее: тратить меньше времени на семью, чтобы достичь успеха в бизнесе. Или наоборот.

Худшее, что может быть в этой ситуации - не суметь принять четкое решение и выбрать не тот путь.

4. Отдаляйтесь и приближайтесь

Мы часто не видим леса за парой деревьев. Поэтому необходим баланс: нужно смещать фокус внимания то на детали, то на общую картину.

Свои преимущества и недостатки есть у обоих подходов. Когда мы смотрим на ситуацию в общем, то можем упустить важнейшие детали, не заметить нюансы. Если же чрезмерно вдаемся в детали, можем пойти не в ту сторону, заниматься совершенно не тем, чем планировали изначально.

Знать, когда приближаться, а когда отдаляться - это тонкое мастерство, которое можно воспитать лишь с опытом. Сейчас же важно знать, что есть два уровня масштаба в любой ситуации.

5. Задавайте вопросы

Мы уже говорили о важности вопросов. Они помогают навести резкость, выяснить причины, заметить следствия, сосредоточиться на важном.

Задавайте себе подобные вопросы:

  • Что в моей стратегии работает, а что - нет?
  • Что меняется в мире? В каких областях?
  • Что нужно людям?
  • Что нужно мне?
  • Откуда я знаю, что не заблуждаюсь?
  • В каких областях мне нужно улучшаться?
  • Какие книги стоит прочитать?
  • Каковы слабые стороны моей стратегии?
  • Как их можно превратить в преимущества?
  • Что может пойти не так?
  • Рациональна ли эта идея?
  • Могу ли я доверять этому источнику?

Поиск ответов имеет значение. Он включает мозг на полную мощность и заставляет его искать ответы. Важно не останавливаться и подбрасывать своему разуму все новые и новые вопросы.

6. Поставьте себя на место другого человека

Стратегия, которую вы создали, безусловно опирается и на других людей. А значит, если вы неправильно понимаете особенности человеческой натуры, то можете наделать массу ошибок.

Вы можете думать, что создали сплоченную команду профессионалов, которая создаст новый продукт за следующие шесть месяцев. Но этого мало, важно еще ежедневно уметь вызывать у них энтузиазм и мотивацию, искать правильные стимулы, мудро направлять работу.

Научитесь разрешать конфликты, потому что без этого вся ваша стратегия может стоить не больше, чем бумага, на которой она напечатана. Это невероятно важно именно в бизнесе.

7. Осознайте свои собственные предубеждения

Чтобы стать стратегом, нужно постоянно подвергать сомнению свои мысли. Признание того, что идеи могут быть ошибочными, не влияет на ваш собственный авторитет, а, скорее, наоборот. Вы открыты для проверки фактов и своего мышления, что только позволяет разуму развиваться.

Задайте себе следующие вопросы:

  • Каковы нынешние обстоятельства?
  • Является ли моя точка зрения верной? В чем ее изъяны?
  • Что влияет на мое мышление?
  • Какой прошлый опыт привел меня к этой точке зрения?

8. Научитесь понимать последствия

Каждый выбор имеет последствия. После того, как создадите несколько версий реализации своей стратегии, подумайте о последствиях каждого варианта. Этот шаг важен для принятия окончательного решения; с практикой станет легче.

Четкое определение эффектов различных сценариев важно для принятия окончательного решения. Задайте эти вопросы, чтобы оценить, какой результат будет лучше всего соответствовать вашему видению:

  • Каковы «за и против» каждого варианта?
  • Что каждый из них подразумевает?
  • Какая стратегия поможет реализовать цели лучше всего?
  • Есть ли в этом варианте шанс реализовать долгосрочные возможности?

Книги

Развитие стратегического мышления во многом зависит от количества усвоенной информации и умения использовать стратегические методы. Это база, на которой растут наши знания и опыт. Следующие книги пополнят эту базу.

  • «48 законов власти» Роберт Грин.

Стратегическое мышление — это способность осознавать промежуточные задачи на пути к цели. К этим задачам могут относиться: достижение промежуточных целей, осознание необходимых ресурсов, помощь других людей и так далее.

Если упростить, то это похоже на компьютерную игру, где для достижения цели(прохождения игры), нужно сначала пройти множество уровней. Только в жизни человек сам формулирует те уровни, которые он должен пройти. В жизни человек не просто игрок, но и автор игры.

Например, стратегической целью может быть строительство дома. Первой целью будет заработать денег. Второй — купить землю. Третьей — сделать проект. Четвертой — найти хороших строителей. Пятой — начать строить дом. Шестой — осуществлять контроль над строительством. Седьмой и финальной — переехать в дом.

Каждый их этих пунктов сам состоит из множества подпунктов. Способность всё это осознать, спланировать и реализовать и обеспечивается стратегическим мышлением.

Из каких навыков состоит стратегическое мышление?

Стратегическое мышление — это не какая-то данность, которая у одних есть с рождения, а другим недоступна. Это конкретный сложный навык, который люди вырабатывают с течением жизни. Этот навык состоит из более мелких, которые мы сейчас и рассмотрим.

Умение ставить конкретную цель

Навык кажется очевидным, но это не совсем так. Многие люди не знают, чего они конкретно хотят добиться, предпочитая мыслить какими-то абстрактными категориями. Их сознание просто к этому не приучено. А между тем, этот навык является наиглавнейшей составляющей в любом деле.

Многие люди совсем не склонны задумываться о том, чего они хотят и по этой причине остаются всегда неудовлетворенными. Даже если им попадаются просто золотые возможности, они их просто не видят, ведь их внимание не настроено должным образом.

Вернусь к примеру с домом. Абстрактной целью является просто желание — “Хочу построить дом”. Это не слишком конкретная цель. Конкретная цель — это “Хочу дом вот по этому проекту, расположенный вот в этом месте за такую-то стоимость.”

Такая цель уже позволяет что-то оценивать и планировать. Пока же человек не конкретизирует чего он хочет, он будет находиться в зоне фантазий. Которые так и останутся фантазиями.

На этом этапе человек отвечает на вопросы: “Зачем мне это?”, “Для кого это делается?”, “Стоит ли оно того?, “Чего конкретно я хочу добиться?”. Ответы на эти вопросы позволят отсечь всё лишнее на следующих этапах. Позволит делать только самое необходимое и сэкономить ресурсы.

Сбор информации о цели

Невозможно разрабатывать какую-то стратегию без сбора информации. Полководец не может составить план войны против того соперника о котором он ничего не знает. Так и в любом деле.

Это нужно для того, чтобы как можно более точно представить себе промежуточные этапы, оценить необходимые ресурсы, оценить вероятность успеха и многое другое.

Умение собирать информацию — это комплексный навык, в который входит умение общаться с людьми, работать с источниками, анализировать информацию, либо умение поручить данную часть работы другому человеку или организации.

На этом этапе стратегически мыслящие люди отметают те цели, которых невозможно добиться с имеющимися ресурсами.

Планирование

На основе полученных сведений разрабатываются промежуточные цели, которые затем анализируются таким же образом.

На данном этапе человек уже может четко видеть слабые места своего плана. Это последний шанс отказаться от затеи с минимальными потерями.

На данном этапе человек планирует график по которому он будет действовать, формулирует сроки, разрабатывает возможные действия на случай затруднений.

Это самый объемный компонент стратегического мышления. Требует от человека способности мысленно моделировать развитие событий.

Действие.

Стратегически мыслящего человека отличает от остальных быстрый переход от планирования к делу. Он постоянно проверяет свои мысли на практике. Некоторые тестируют свой план на какой-то маленькой модели.

Даже самый лучший план не делает из человека стратега, если он этот план не реализовал. После того, как человека понял чего он хочет, он принимает решение.

Это отдельный и сложный навык. Многие люди вообще не способны принимать самостоятельные решения. Для этого у человека должен быть навык совладания со стрессом, чтобы он мог действовать в условиях неопределенности

Корректировка плана

Чем опытней человек, тем точнее он представляет себе ресурсы которые нужно будет затратить, промежуточные цели, которых нужно будет достигнуть и так далее. Однако невозможно всё предусмотреть.

По этой причине необходимо постоянно вносить коррективы в план. Это довольно сложно. Для того, чтобы не уйти совсем в другую сторону, необходимо постоянно держать мысленно конечную цель, ради которой всё делается. Это позволяет отделять главное от второстепенного.

Здесь от человека требуется навык самокритики, умение подвергать сомнению ранее принятые решения, но при этом способность держать внимание не цели.

Иные составляющие стратегического мышления

То, что я описал выше является необходимым, но недостаточным в достижении цели. Требуются кое-какие дополнительные качества личности, которые я сейчас опишу.

Умение делегировать полномочия

Большинство дел невозможно сделать в одиночку. Нам всегда не хватает ресурсов: навыков, знаний, времени, денег. Тот человек, который хочет добиться успеха в каком-то значительном проекте, понимает, что необязательно делать всё самому. Часть этапов можно поручить другим людям, часть ресурсов можно занять.

Навык видеть свои слабые места, умение понять, что легче поручить что-то другому — необходим стратегически мыслящему человеку.

Ведь стратегическое мышление это не только умение достигать цели, но и умение делать это наиболее оптимальным путем. Для этого человек должен объективно оценивать границы своих возможностей.

Разумеется в каком-то маленьком деле можно обойтись своими силами. Но от таких проектов и прибыль меньше.

Например, даже такое маленькое дело, как организация ведения этого блога, потребовала обратиться к нескольким специалистам.

Открытость новому.

В основной массе люди предпочитают действовать по старинке. Эта «болезнь» характерна для всех людей. Однако успешные люди имеют в своем арсенале навык иногда преодолевать свою инертность и пробовать новое.

Достигнуть результата можно совершенно различными способами. Глупо и губительно для дела не рассматривать новые варианты действий.

Стратегическое мышление подразумевает поиск всё более эффективных способов действовать. Но без навыка иногда преодолевать свою инертность, невозможно искать новые пути решения задач.

Широта мышления.

Широта мышления — это способность охватить максимальное количество областей действительности при решении проблемы. Для этого нужно обладать широким кругозором и опытом.

Такое качество личности позволяет видеть новые возможности, связи между явлениями. является прекрасным бонусом, который позволяет поднять стратегическое мышление человека на новый уровень.

Данное качество должно быть выражено хотя бы в слабой степени, иначе человек неизбежно будет совершать массу ошибок и неправильно оценивать обстановку.

Без умения мыслить стратегически невозможно добиться чего-то значительного. Стратегическое мышление не дается от рождения, но к счастью каждый может этому научиться, если будет дисциплинированно развивать в себе необходимые навыки.

Стратегическое мышление помогает предвидеть результаты наших решений. Конечно, это невозможно сделать со 100-процентной точностью из-за присутствия элемента случайности в жизни. Но чем опытнее стратег, тем реже у него происходит что-то «вдруг» и «внезапно». Как этому научиться? В Издательстве МИФ вышла книга «Стратегические игры» , которая преподает нам азы этого мастерства. Разбираемся.

По сути, это учебник по развитию мышления. Игрой в книге называется не то, что мы обычно имеем в виду. Вот как объясняют этот термин авторы:

«При слове игра у вас может создаваться впечатление, что речь идет о поверхностном, малозначащем предмете в масштабной картине мира, изучающем такие тривиальные занятия, как азартные игры и спорт, тогда как в мире масса более важных вопросов - война, бизнес, образование, карьера и отношения. На самом деле стратегическая игра н е просто игра; все вышеперечисленные вопросы и есть примеры игр, и теория игр помогает нам понять их суть… Способность распознавать эти игры углубит ваше понимание окружающего мира и позволит более эффективно участвовать в происходящих в нем событиях » .

В книге почти 900 страниц. Авторы учебника строят объяснение теории игр, опираясь на примеры. Построение стратегии слишком индивидуальное дело, поэтому в книге разбирается так много игр. Вот некоторые принципы, которые помогут сделать первый шаг к стратегическому мышлению.

Думайте об интерпретации

Ложная интерпретация - вот корень наших проблем. Стратегическое мышление автоматически выявляет ситуации, когда наше действие могут неправильно понять.

Вот пример на любовную тему. Женщина предлагает мужчине переехать к нему (оба игрока снимают квартиру, но у женщины площадь больше). Мужчина соглашается и при этом не хочет разрывать договор аренды. Он работает экономистом, и, просчитав ситуацию с математической точки зрения, мужчина понял, что такого выгодного варианта в случае разрыва отношений он не найдет. Как на это отреагировала женщина? Читательница наверняка правильно угадает ее реакцию: она бросила ухажера, так как для нее это был сигнал — мужчина не уверен в своих чувствах и относится ко мне легкомысленно. В свою очередь, читатели мужского пола наверняка подумают, что женщина погорячилась, так как ее кавалер не имел в виду ничего такого. Экономика, ничего личного!

К сожалению, в подобные ситуации мы попадаем слишком часто. Наши поступки воспринимаются другими по-иному. Как этого избежать? Как не попасться на удочку стереотипного мышления?

Есть простая стратегия, которая поможет свести к минимуму такие ситуации. Почаще себя спрашивайте, а правильно ли будет воспринят мой поступок? И что еще важнее: объясняйте свои действия. Мужчины часто не считают нужным вдаваться в подробности, а женщины эти самые подробности додумывают. Стратегическое мышление позволяет предвидеть такие ситуации: не попадать и не попадаться в ловушку неправильных интерпретаций.

Углубляемся:

Постройте дерево решений

Представим, что перед вами проблема. Вы думаете, как поступить. Попробуйте нарисовать дерево. Его ствол - это проблема, ветви - решения, на конце финальных веток - ваш выигрыш. Если ваше решение зависит от действий других игроков, тогда ветвей станет больше. Вот пример такого дерева.

Игра «Уличный сад»

Суть игры «уличный сад»: три игрока (Эмили, Нина и Талия) решают, вносить вклад для строительства местного парка или нет. Решение они должны принять по очереди, поэтому развитие событий зависит от ответа предыдущего игрока. Давайте пройдемся по дереву слева направо. К примеру, Эмили принимает решение не тратить деньги (идем по соответствующей стрелочке, выделенной жирным - не вносить вклад). Нина понимает, что создание сада под угрозой, поэтому решает инвестировать в строительство (идем далее по жирной стрелочке). Талия решает поддержать подругу и тоже вносит деньги.

Таким образом, мы оказываемся в пункте, с цифрами 4, 3, 3. Что они значат? Это и есть выигрыш (первое число относится к первому игроку, последнее - к третьему). Каждому варианту мы присудили очки. Самое выигрышное положение - это получить сад, но при этом не потратить денег (4 балла, этот вариант выбрала Эмили). Менее предпочтительно принять участие всем вместе или наряду с кем-то другим - это 3 балла (ты тратишь деньги и получаешь сад, при этом или никто не экономит, или экономит кто-то другой). Если же один человек участвует в строительстве сада, то парк получится довольно бедным. Если девушка при этом не потратилась, то это ей все-таки выгоднее (2 балла), чем потратиться и все равно заиметь неказистый сад (1 балл).

К чему такие долгие рассуждения? Если вы хорошенько разберетесь в этом дереве, то сможете строить такие рассуждения для собственных ситуаций. Представьте, что вы будете точно знать, сколько «стоит» то или иное решение и как поступать в зависимости от решений остальных.

Резюмируем рассуждения о дереве решений. Для его построения вам нужно определить состав участников (от кого еще зависит ход событий?), сделать список возможных ходов, дать каждому результату оценку (исходя из лучшего для вас результата и худшего). Тогда станет понятно, какое решение выгоднее принять, исходя из долгосрочной перспективы!

Развитое тактическое мышление – залог успеха практически в любой деятельности. Оно помогает одерживать победы на войне, в спорте и в более повседневных вещах – в обучении и решении бытовых проблем. Сегодня мы больше узнаем о тактическом мышлении и его структуре и рассмотрим упражнения для развития этого полезного навыка.

Немного теории

Тактика – это набор приемов, средств для достижения определенной цели. Наиболее часто ее упоминают в связи с ведением боя (тактика ведения боя), со спортом (тактика соревнования), с игрой (тактика игры).

Тактическое мышление – это быстрое, оперативное и целесообразное протекание мыслительных процессов, направленное на поиск рациональных путей решения задачи и достижение цели. Человек с таким мышлением продумывает все действия на несколько шагов вперед. Это можно сравнить с партией в шахматы, когда игроку для достижения победы необходимо не только продумать свои ходы, но и предугадать ходы противника и адекватно ответить на них. Упрощенная схема результатов тактического мышления будет выглядеть как цепочка логических выводов со структурой «Если…, то…».

Тактическое мышление обладает следующими характеристиками:

  1. Действенность. Данный вид мышления неразрывно связан с практической деятельностью, включен в нее. Ученик будет думать, какое решение математической задачи выбрать, именно в процессе работы над ней.
  2. Импровизационность. В процессе решения задач и на пути к достижению цели могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые не были учтены и продуманы. Тактическое мышление позволяет быстро сориентироваться в ситуации и принять решение-импровизацию. Например, ребенок продумал свои ответы на вопросы учителя на уроке. Но у него спросили что-то, что он не ожидал. Ученик с развитым тактическим мышлением способен легко отойти от ранее намеченного плана и выдать импровизированный ответ.
  3. Оперативность. Такое мышление всегда быстрое и четкое. Например, школьника вызывают отвечать у доски параграф по истории. За несколько секунд необходимых, чтобы встать из-за парты, ребенок продумывает, что и в какой последовательности он скажет, как ответит на вопросы и т.д.
  4. Вероятность. Заключается в том, что любое предположение не может быть абсолютно точным – всегда остается некоторая доля того, что сделанный посредством тактического мышления вывод неверен. Например, школьник решает задачу по физике. Исходя из условий, ученик уже может предположить, каким будет ответ, но не может быть уверен в этом на 100%.

Таким образом, тактическое мышление является весьма полезным навыком, помогающим ученикам даже в самых обычных ситуациях обучения. Оно включает в себя следующие задачи:

  • Постановка целей. Например, решение конкретной математической задачи, блестящий ответ у доски, победа на школьной олимпиаде и т.д.
  • Анализ собственных возможностей в данный момент времени. Ученику необходимо взвесить свои сильные и слабые стороны.
  • Учет условий. Необходимо проанализировать и принять во внимание все внешние факторы решения задачи/проблемы: где проходит, в какое время, кто находится рядом и пр.
  • Прогноз препятствий и трудностей. Необходимо предположить, какие именно затруднения могут возникнуть и как их разрешить в этом случае.
  • Составление запасного плана. Т.к. тактическое мышление характеризуется вероятностью, школьнику необходимо продумать, как он будет действовать, если его первоначальный план не сработает

На первый взгляд эти задачи кажутся достаточно сложными, особенно для ребенка. Но с помощью интересных игровых упражнений тактическое мышление можно развить у представителя любого возраста и пола.

Разгадай значение каждого символа

Каждый символ равен определенному числу. Пользуясь приведенной ниже таблицей, разгадай значение всех фигур. После каждой строки и столбца указана сумма значений символов.


Воздушные шары

Есть четыре шарика (два черных и два белых) с напечатанными на них номерами. Они расположены так, что цифры на них образуют следующую последовательность: 3, 4, 2, 1. Их поменяли местами. Задача: найди новую последовательность, отвечающую условиям:

  • Цифра, стоящая с краю слева в два раза больше соседней.
  • Нечетные номера находятся рядом друг с другом.
  • Белые шарики находятся рядом друг с другом.

Нестандартный «морской бой»

В сетке 6 на 6 клеток необходимо расположить три крейсера (4 палубы-клетки), три шлюпки (3 палубы-клетки) и три буйка (1 клетка). При этом следует учитывать значения, стоящие напротив строчек и столбцов. В каждом из них не должно быть больше или меньше заполненных клеток, чем указано. Например, в первой строчке приведенной ниже сетки не должно быть заполнено более/менее 5 клеток. При этом между одной и четырьмя заполненными клетками должен быть как минимум один пробел.


Если…, то…

Данное упражнение можно использовать абсолютно в любых ситуациях. Необходимо спровоцировать ребенка на предугадывание результата своих действий и возможного развития событий. Например:

  1. Если ты пойдешь гулять в дождь, то…
  2. Если ты плохо выучишь урок, то…
  3. Если ты выиграешь школьную олимпиаду, то…
  4. Если тебя вызовут к доске, а ты не уверен, то…
  5. Если ты станешь решать задачу таким способом, то…
  6. И т.д.

Кейворды

Кейворд – это разновидность кроссворда, с вписанными в сетке числами, под каждым из которых зашифрована определенная буква. Для подсказки в сетку внесено одно слово, на основе которого идет дальнейшая расшифровка.

Для решения этого кроссворда необходимо продумывать действия на два шага вперед, что является отличной тренировкой тактического мышления.

Импровизация

Можно использовать упражнения на творческую импровизацию и импровизацию решений:

  1. Творческая. Придумай окончание песенки, стихотворения; покажи сценку на тему школьной жизни и др.
  2. Решений. Упражнение включается непосредственно в выполнение какой-либо деятельности, в решение задачи. Например, придумай другой ход решения задачи, так как появилась новая переменная; каким путем ты пойдешь, если две дороги, по которым планировалось идти ранее, перекрыты и пр.

Судоку

Еще одной разновидностью головоломок для развития тактического мышления являются судоку – японский «числовой кроссворд». Он состоит из сетки 9 на 9 (внутри расположены 9 квадратов каждый в 9 клеток), которую необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждом столбце и строчке они встречались только один раз.


Составление плана действий

Для развития тактического мышления школьнику необходимо научиться планировать свою деятельность. Для тренировки этого умения можно:

  1. Планировать занятия на день, несколько дней, неделю и т.д.
  2. Продумывать последовательность выполнения любого действия: поход в школу, мытье посуды, решение задачи по химии, ответ у доски и пр.
  3. Составлять масштабные планы, с учетом всех мелочей. Например, план похода, план достижения цели (получение пятерки в четверти, выигрыш на олимпиаде/соревнованиях и т.п.).

Составление плана, особенно масштабного, должно занимать большое количество времени. Рекомендуется делать это поэтапно, постепенно добавляя новые детали и внося коррективы.

Размести шестиугольники

Ниже представлено несколько шестиугольников и поле, куда их необходимо вставить. Разместить фигуры нужно таким образом, чтобы в местах их соприкосновения (жирные линии) совпадали числа в треугольниках. Переворачивать шестиугольники нельзя.

Ориентирование на местности, чтение карты

Упражнение может выполняться в реальных или виртуальных условиях (компьютерные игры). Здесь ребенку необходимо:

  • Поставить цель. Например, выбраться из леса, найти речку, выбрать наиболее короткий маршрут и т.д.
  • Заранее хорошо ознакомиться с картой местности. В случае необходимости помогите ученику расшифровать какие-то знаки, определить его местоположение и пр.
  • Соотнести данные карты с тем, что он видит в реальности. Например, количество деревьев на карте и на поляне.
  • Выбрать маршрут. Определяется в зависимости от поставленной цели.
  • Достичь цели, внося коррективы при необходимости. В процессе прохождения маршрута могут возникать различные препятствия, в результате которых первоначальный план может изменяться. Можно заранее попросить школьника продумать эти трудности и пути их решения или оставить это на потом для тренировки быстроты и импровизационности тактического мышления.

«Алфавитное» путешествие

В расположенные ниже овалы необходимо вписать буквы от А до Л (включительно). Чтобы сетка была заполнена верно, нужно соблюдать условия:

  • Буква Д находится восточнее, чем буква Г.
  • Ж расположена строго (любое место на той же горизонтали/вертикали) севернее Д и западнее В.
  • А стоит рядом с К.
  • К находится строго севернее А.
  • Б расположена строго на запад от буквы А.
  • З севернее, чем Е и В.
  • И находится рядом с З, строго в северном направлении.
  • Л стоит строго западнее Е и строго севернее Г.

Шахматы

Пожалуй, это одно из самых трудных, но действенных упражнений. Если ребенок не умеет играть в шахматы, то рекомендуется начать с основ: объяснить правила, показать возможные ходы.

Когда ученик уже может самостоятельно вести партию, необходимо помочь ему с тактикой игры: спрашивайте его о значении каждого хода и его возможных последствиях.

В выпуске использованы картинки из книги Филлипс Ч. «Логика + тактическое мышление».

Добрый день друзья! Умеете ли вы просчитывать свои действия и действия оппонента на шаг вперед? А на десять шагов? Бывало ли у вас такое, что кто-то блестяще разрешил ситуацию, над которой вы бились долгое время? Почему некоторые люди умеют достигать поставленных целей без лишних проблем? Этому способствует стратегическое мышление. В этой статье расскажу о том, что это и как его развивать.

Независимо от того, хотим или нет, но все мы являемся стратегами. Конечно, лучше быть хорошим, чем плохим. Для этого нужно понимать одну важную вещь: наша жизнь сводится к постоянному принятию решений. И жизнь остальных тоже. Мы не живем обособленно, нас не окружает вакуум, поэтому все решения так или иначе взаимосвязаны. Именно эта связь оказывает огромное воздействие на мысли и поведение людей.

Каждый стремится достичь своей цели. Бывает, что цели других людей противоречат вашим. Поэтому каждый сделанный выбор должен учитывать возможность возникновения конфликта, создавать компромиссные условия. Именно тогда можно назвать ваш образ мыслей стратегичным.

Суть стратегического мышления

Данный вид мышления помогает достигать целей, решать проблемы, преодолевать трудности. Оно нацелено на оптимизацию затрат. Этим оно отличается от мышления обыденного.

Чтобы спокойно плыть по жизненному течению, выполнять привычные операции, обыденного мышления будет достаточно. Но если вы решите что-то поменять или чего-то достичь, то здесь уже пригодится умение выстраивать стратегию.

Способность мыслить на шаг вперед можно сравнить с хорошим биноклем. Что можно рассмотреть вдалеке невооруженным взглядом? А если использовать бинокль? Получается, что с использованием стратегического мышления вы сможете увидеть то, что раньше было незаметно, расширить собственные горизонты, а также избежать многих ошибок. Стратегия не просто заглядывает в будущее, она формирует его.

Составляющие стратегического взгляда

Способность мыслить стратегически – это личностная характеристика, она также определяет степень зрелости личности. На бытовом языке мы часто называем это качество мудростью, дальновидностью, чутьем, расчетливостью. Следующие элементы являются обязательными:

  1. Умение предвидеть , как будут развиваться события, к какому итогу приведут определенные действия.
  2. Четкое принятие своего места в окружении , то есть понимание глубинных взаимосвязей.
  3. Осознание собственных ценностей и принципов , на основании которых будут приниматься решения. Смелость отстаивать свои приоритеты, идти за ними.
  4. Поиск возможностей в любой, даже самой негативной ситуации. Как она может помочь для достижения цели?

Для работы стратегического мышления очень важно, чтобы человек прояснил, чего он на самом деле хочет и какими ценностями обладает. В противном случае запрос к собственному мозгу будет выглядеть столь же неясно, как: «Иди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что».

Как вы понимаете, стратегами не рождаются, ими становятся. Как развитие стратегического мышления может быть осуществлено в вашей жизни?

Развиваем навык

Для начала попробуйте подходить к каждому своему действию максимально осмысленно. Наблюдайте за тем, к каким последствиям может привести ваше поведение в различных ситуациях, насколько такие перспективы желанны. Одним из показателей развитого аналитического мышления является привычка самостоятельно спрашивать себя: «Что я хочу получить в результате?», «К каким последствиям приведет данный поступок?».

Не забывайте, что для развития качеств, которые у вас развиты плохо, необходима тренировка. Вот несколько упражнений:

  1. Рассматривайте видение результатов поведения (своего и других людей) с точки зрения различных перспектив.
  2. Занимайтесь визуализацией видения результатов. Проверьте себя, умеете ли вы это делать. Представьте дерево. Получилось? А теперь ответьте на вопросы о нем:
  • На какой высоте находится его первая ветка?
  • На сколько метров глубоки корни?
  • Какие живые существа рядом с этим деревом, как они влияют друг на друга?
  • Сколько лет данному дереву? и др.

Если эти вопросы потребовали дополнительных образов, значит вы не смогли достаточно глубоко представить себе картинку. Попробуйте развить это качество.

  1. Анализируйте любые конфликтные ситуации, в которых вы оказывались. Постарайтесь придумать хотя бы три варианта потенциальных действий, которые приблизили бы вас к достижению цели и не нарушали ваших ценностей. По сути, подобные варианты должны вывести вас из сложной ситуации максимально безболезненно, при этом с пользой.
  2. Научитесь играть в шахматы. Эта игра может научить вас тактическим действиям как нельзя лучше.
  3. Занимайтесь единоборствами. Вы научитесь действовать в реальных условиях, привыкнете просчитывать не только свои ходы, но и действия противника.
  4. Учитесь выстраивать правильные причинно-следственные цепочки. Для этого нужно посмотреть на любую ситуацию объективно, постараться выделить для каждого действия отдельно его первопричину и последствия. Чем лучше у вас это получится, тем более простым процессом станет принятие эффективных решений.


Стратегия, хаос и практика

Вообще, в случае со стратегическим мышлением это невероятно важно: учитывать внешние факторы, чужое влияние на ситуацию. Эту позицию обосновал Стивен Манн в теории хаоса и стратегическом мышлении под влиянием нелинейных процессов.

Он считает, что нам необходимо изменить устаревшую научную парадигму, признать тот факт, что мир полон не только упорядоченными движениями, которые легко предсказать, но и беспорядочными. Стратегическому мышлению необходимо также перестроиться: начать учитывать разрыв между теорией и практикой. Нелинейность означает, что все сложнее объять весь комплекс влияющих факторов. Поэтому для осмысления стратегии необходимо сдвигать традиционные логичные рамки и смотреть на ситуацию под новым углом.

Стратегия всегда должна соприкасаться с практикой. Отрываясь от реальной жизни, все стратегические размышления теряют ценность. Поэтому к мышлению относится не только умение целостно увидеть ситуацию, наметить цели, но и способность выбрать правильную схему действий.

«Уходя в магазин, жена попросила меня вымыть жалюзи. Я налил воды в тазик, взял тряпку, забрался на табуретку и начал промывать каждую пластинку, двигаясь начиная с самой верхней. Занятие, признаюсь, очень муторное. Возвращается жена, обзывает меня придурком, снимает жалюзи и за пару секунд промывает их под душем…»

Данный пример показывает неправильную схему действий. А у вас были похожие ситуации? Поделитесь в комментариях, если не жалко.

Желаю вам успешных стратегий и открытий! Поделитесь понравившейся статьей в ваших социальных сетях, пусть друзья тоже развиваются.

Обязательно посмотрите два качественных материала.

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Похожие публикации