Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Конспект урока "значение насекомых в природе и жизни человека". Тема урока "многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение" Биологическое значение признака

Цели:

    Рассмотреть значение насекомых в природе; Учить находить взаимосвязи в природе; Познакомить с некоторыми видами насекомых; Повторить экологические правила; Развивать мышление и внимание; Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: ребус, кроссворд, таблицы «Виды жуков», «Поведение человека в природе», экологические знаки, рисунки насекомых.

Ход занятия.

    Сообщение темы и цели урока.

Ребята, давайте разгадаем ребус и узнаем, о ком сегодня мы узнаем много нового и интересного.

Цель нашего занятия – узнать тайны из жизни насекомых. Узнаем почему насекомых надо охранять.

В траве краснеет мухомор. И запевает дружный хор

Кузнечиков, медведок, жуков и их соседок.

    Чтение и обсуждение экологической сказки «Как кузнечик бабочку не узнал».

После чтения идёт обсуждение по вопросам учителя, а затем учитель демонстрирует схему, на которой изображены этапы развития бабочки.

    Экологические правила.

- Рассмотрите рисунок бабочки махаона. Бабочки питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нём. Так бабочки опыляют цветы. Только из опылённого цветка вырастает плод: яблоко, груша, огурец.

- Почему говорят, что, если бабочек прогнать, урожая не видать? (Если прогнать бабочек, то некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая.)

- Но, к сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка – махаон, самая большая бабочка России (до 16 см), встречается крайне редко. Она даже занесена в Красную книгу – в ней собраны названия животных, которым грозит исчезновение.

- Как мы можем помочь бабочкам выжить? (Насекомых надо беречь, не ловить их. Надо любоваться издалека, не дотрагиваясь до них.)

- Надо ли уничтожать гусениц? (Нет, так как из них вырастут бабочки.)

    Насекомые рекордсмены.

- Отгадайте загадку:

С бронёй, а не танк, с крыльями. А не самолёт,

Летит – шумит, а без мотора. (ЖУК

- А сейчас мы познакомимся с жуками, которых называют рекордсменами.

    Викторина «Знатоки насекомых»
    Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? Почему ранним утром кузнечики сидят на самых верхушках травинок? В лесу часто встречаются огромные муравейники. Зачем они муравьям? Ведь они живут в основном под землёй. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? Назовите самого прожорливого воздушного хищника. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? Что случится с пчелой после того, как она ужалит? Зачем шмели гудят? Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
    Итог занятия:

Урок проходит в виде конкурсов. Для участья формируются 3 команды по 6 человек, остальные – болельщики.

I. Представление команд

Команда “Муравьи ”, девиз – “Бессодержательных созданий в мире нет и муравьи вам свой дадут ответ”.
Команда “Жуки ”, девиз – “Жуки гудят, скрипят, пищат и победить сейчас хотят”.
Команда “Стрекозы ”, девиз – “К борьбе готовы виртуозы, дружны, ловки сегодня мы, стрекозы”.

II. Разминка

Каждой команде задается по 5 вопросов.

Вопросы I команде

1. Как по внешнему виду узнать насекомое?
(1 пара усов, 3 пары ног, 2 пары крыльев, 3 отдела тела)

2. Какая бабочка по ночам грабит ульи? Почему укусы пчел для нее безболезненны?
(Бабочка семейства бражников – мертвая голова; укусы не действуют, т. к. тело ее густо покрыто волосками.)

3. Зачем пчеле вентилятор?
(Для охлаждения и во избежание перегрева улья они машут крыльями, приносят и разбрызгивают воду)

4. Если дневная бабочка крапивница садится под крышу сарая или залетает в комнату днем, что это значит?
(Что будет дождь через 1–2 часа)

5. Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу?
(У мухи на лапках присоски)

Вопросы II команде

1. Какие насекомые одомашнены человеком?
(Медоносные пчелы, тутовый шелкопряд, ранее тля – кошениль и дубовый шелкопряд)

2. Какой жук, почуяв опасность, встает на голову?
(Жук-чернотелка, бомбардир)

3. Кто из насекомых является настоящим виртуозом в полете?
(Стрекоза-коромысло голубое)

4. С помощью каких насекомых человек борется с насекомыми-вредителями?
(Жужелица, божья коровка, наездник, муха-журчалка)

5. Из кого состоит пчелиная семья? Чем они отличаются друг от друга?
(Матка, трутни, рабочие пчелы; отличие в размерах и выполняемых функциях)

Вопросы III команде

1. Сколько видов насекомых обитает на Земле? Каковы среды их обитания?
(2 000 000 видов; обитают повсюду – в воздухе на высоте 1 500–2 000 м, в пресных и морских водоемах, в почве, во всех растениях и животных)

2. Как спасаются насекомые?
(Мухи, бабочки, стрекозы – улетают;
осы, пчелы, шмели –жалят;
жуки – убегают;
кузнечики – прыгают;
клопы, божьи коровки, бронзовики – выделяют жидкость с отвратительным запахом)

3. Какие насекомые являются переносчиками заболеваний человека?
(Малярийный комар переносит малярию;
муха – дизентерию, холеру, дифтерит;
вши – сыпной и возвратный тифы
тараканы – дизентерию, холеру)

4. Какой вред приносят жуки–щелкуны?
(Личинки проволочника вредят посевам сахарной свеклы, кукурузы, моркови, картофеля, пшеницы; живут личинки в почве 2–3 года)

5. Какие насекомые–санитары вам известны?
(Жуки-могильщики, трупоеды)

За каждый правильный ответ учащиеся получают 5 очков.

III. Конкурс “Найди ошибку”

От каждой команды приглашают по 2 человека, учитель читает, а учащиеся должны найти ошибку. (За этот конкурс высший бал - 5 очков.)

Текст. “Приближается август. На лесных опушках и полянах пестреют цветущие растения. На одном из них мы увидим бабочку павлиний глаз, на красноватом фоне крыльев у нее ярко выступают темно-синие круглые пятна. Вдруг подлетела синица и схватила бабочку. Мы прошли дальше и чуть не разорвали паутину, которую сплел паук-тарантул. В его сети оказалось два жука: доломедес и серебрянка. В траве слышалась песня самки кузнечика. Прекрасный день выдался, сколько всего увидели”.

(бабочка павлиний глаз имеет предостерегающую окраску и не склевывается птицами, паук-тарантул не плетет сеть, доломедес и серебрянка – водные пауки и не относятся к насекомым, стрекочут самцы-кузнечики)

IV. Конкурс художников (зоошутка)

От каждой команды приглашают по 3 человека. Задание состоит в том, чтобы определить, из каких частей разных насекомых составлено это фантастическое животное.

(За этот конкурс высший бал - 10 очков.)

Ответы на зоошутку: голова мухи, сяжки жука-навозника, хоботок бабочки, переднеспинка пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья махаона.

V. Конкурс “Зоологический музей”

От каждой команды приглашают по 1 человеку (за этот конкурс высший балл – 5 очков).

Участник должен попробовать себя в качестве экскурсовода. Включается видео, идут кадры о разных отрядах насекомых, звук отключен, озвучивают участники. Побеждает тот, кто правильно и интересно справится с данным заданием.

VI. Конкурс “Поймай насекомое”

От каждой команды приглашают по 2 человека, с помощью магнитика они ловят вырезанные картинки с изображениями насекомых (использовалась детская игра “Поймай рыбку”), кто в течении 2 х минут сумеет больше всех поймать и назвать их, зарабатывает 5 очков в этом конкурсе.

VII. Кроссворд

(Кроссворд оценивается в 10 очков.)

По горизонтали:

По вертикали :

Ответы на кроссворд

По горизонтали : 3. Осы. 5. Комары. 6. Шмели. 7. Клопы. 9. Стрекозы. 11. Пчелы. 14. Кобылки. 15. Жуки. 16. Львы (муравьиные). 17. Вши.

По вертикали: 1. Блохи. 2. Бабочки. 4. Слепни. 7. Кузнечики. 8. Муравьи. 10. Тараканы. 12. Тли. 13. Мухи.

VIII. Конкурс болельщиков

За каждый правильный ответ болельщики получают 1 очко.

Пока команды отгадывают кроссворд, болельщикам предлагается ответить на вопросы:

1. Из членистоногих только насекомые имеют органы выделения в виде …?
(Мальпигиевых сосудов.)

2) Развитие личинок божьих коровок происходит с …?
(Полным превращением.)

3) Назовите жуков имеющих предостерегающую окраску?
(Клопы-солдатики, бронзовики, жужелицы, божьи коровки.)

4) С помощью каких насекомых происходит опыление растений?
(Бабочек, пчел, шмелей, муравьев.)

5) Какие жуки получили свое название от известных крупных млекопитающих и почему?
(Жук-олень – за “ветвистые” рога,
жук-носорог – за твердый вырост в виде рога,
слоники – за ротовые органы в виде хоботка.)

6) Кого называют “пчелиным волком”?
(Роющая оса для своих личинок запасает медоносных пчел.)

7) Какое насекомое слышит ногами?
(Кузнечик.)

8) Всегда ли самцы и самки комаров питаются одинаковой пищей?
(Нет, в период размножения самка ищет теплокровных животных, чтобы напиться крови, необходимой для созревания яиц.)

9) Почему при укусе комара ощущается зуд?
(Ядовитая слюна, попав в ранку, вызывает этот зуд.)

10) Назовите насекомых – вредителей полей, садов, лесов.
(Поля – капустная белянка, свекольный долгоносик, жук “кузька”, озимая совка, колорадский жук; лес – парный и непарный шелкопряд; сад – тля, яблоневая плотожерка, яблоневый цветоед.)

IX. Следствие ведут “нюхачи”

От каждой команды приглашают по 1 человеку, который разбирается в запахах.

Кусочки губки имеют запахи (мяты, укропа, хрена, апельсина). Если правильно назовите все запахи, то из их первых букв составляется название насекомого.

(Муха – отряд двукрылые.)

X. Подведение итогов

Награждение победителей и болельщиков, которые набрали больше всего очков.

Задания вопросники составлены при помощи использования литературы:

1. В. Сабунаев Занимательная зоология, – Ленинград: Детская литература, 1976 г.
2. В. В. Нестеров Зоовикторина, – М.: Просвещение, 1969 г.
3. В. А. Алексеев 300 вопросов и ответов о животных, – Ярославль: Академия развития, 1997 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Велижская средняя общеобразовательная школа № 1

Конспект урока

Многообразие насекомых, их роль

в природе и жизни человека

Выполнила:

Береснева Татьяна Михайловна,

учитель биологии

Велиж

2013

Урок: Многообразие насекомых, их роль

в природе и жизни человека.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, показать их роль в природе и практическое значение для человека;
  2. проверить уровень сформированности общеучебных умений и навыков: умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.

Оборудование:

  1. таблицы с изображением отрядов насекомых;
  2. коллекции насекомых;
  3. компьютер;
  4. мультимедийный проектор;
  5. презентация о многообразии и значении насекомых.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока:

  1. Введение в тему урока, определение цели и задач.

Ребята! Мы с вами изучили животных, относящихся к типу Членистоногих. Давайте вспомним, какие классы включает этот тип (Ракообразных, Паукообразных и Насекомых).

А какой из этих класов самый разнообразный? (насекомые)

Как показала практика

Обширнее класса нету:

От полюса и до полюса

Они заселили планету.

Именно про эту огромную группу животных идет речь в этом четверостишьи, ведь численность насекомых по разным данным насчитывается от 1,5 до 2,5 млн. видов.

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним все, что знаем про насекомых, поговорим об их многообразии и той огромной роли, которую они играют в поддержании экологического равновесия в природе. А также узнаем о практическом значении насекомых в жизни человека.

  1. Повторение ранее изученного материала (индивидуальная письменная работа учащихся с заданием: «Какие утверждения верны?»).
  1. Насекомые – исключительно водные животные.
  2. Все насекомые способны к полету.
  3. Насекомые – раздельнополые животные.
  4. Класс Насекомые насчитывает более 1,5 млн. видов.
  5. Кровеносная система насекомых замкнутая.
  6. Все насекомые растительноядные животные.
  7. Насекомые могут иметь как сложные, так и простые глаза.
  8. Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки.
  9. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.
  10. Грудной отдел несет три пары конечностей.

Ответ: 4, 5, 7, 8, 10.

  1. Изучение нового материала (беседа с рассматриванием коллекций насекомых разных отрядов).

Что вы знаете о насекомых? Какой принцип лежит в основе классификации насекомых? Каковы общие черты строения всех насекомых? Какие классы животных сходны по строению с насекомыми? В чем преимущество насекомых перед другими беспозвоночными? Почему именно этот класс занял господствующее положение на Земле?

Вспомните, на какие отряды делится класс Насекомых. Кратко охарактеризуйте эти отряды по плану:

  1. Название отряда;
  2. Число видов;
  3. Особенности внешнего строения;
  4. Местообитание;
  5. Типичные представители.

Для выполнения этого задания класс делится на группы по 3 - 4 ученика, каждая группа получает коллекции или картинки насекомых без названия. Затем группы представляют свои отряды, а другие учащиеся исправляют и дополняют.

  1. Самостоятельная работа с учебником (анализ рисунков и текста по § 16 - 19 с заполнением таблицы в тетради «Значение насекомых»).

Значение в природе

Практическое значение для человека

положительное

отрицательное

положительное

отрицательное

Ребята! В каких столбцах таблицы получилось больше всего строк с записями? Какой столбец оказался не заполнен? Почему? Представьте себе, что этот класс исчезнет. Отразится ли это на жизни природы или окажется незаметным? Почему вы так думаете? Что должен сделать человек, чтобы эти удивительные создания природы как можно дольше радовали нас своим соседством? На основании анализа данных в таблице и ответов на вопросы, сформулируйте вывод о значении насекомых на Земле и запишите его в тетрадь.

  1. Разгадывание загадок о насекомых с показом презентации (фронтальная работа с классом). Необходимо не только отгадать насекомое, но и определить его принадлежность к отряду.

От простуды лечит мед,

Он здоровье нам дает.

Мед цветочный принесла

Медоносная..................(пчела).

Слайд

Всегда готов к прыжку

Зеленый чудный конь!

Поймать его попробуй

В открытую ладонь!............(кузнечик).

Слайд

В куче мусора живет

Многочисленный народ.

Посмотрите, как хлопочет

Рыжий маленький рабочий!

Вот хвоинку тащит в дом,

Чтоб теплее было в нем.

Очень дружная семья у

У лесного...................(муравья).

Слайд

Две белых, две желтых – четыре салфетки

Сорвались с цветка и уселись на ветке.

Салфеточки белые в черный горошек –

Чудесные крылья порхающих мошек........... (бабочка).

Слайд

Лапками-лопатками работая как крот,

Злое насекомое в земле прорыло ход.

Погибла картошка, нарцисс пожелтел.

Кто у растений корни объел?.............(медведка).

Слайд

Из болота прилетел,

Позвонил и на нос сел.

Надоедливый вампир

На носу устроил пир.............. (комар).

Слайд

Этот жук в воде живет,

Лихо лапками гребет

Замечательный пловец,

Он зовется................. (плавунец).

Плоский, зеленый, похожий на щит

Жук на тоненьком стебле сидит.

Пусть его в руки взять не опасно,

Я не возьму: он ведь пахнет ужасно............. (клоп).

Слайд

Быстрокрылый вертолетик

К нам уселся на цветочек............(стрекоза).

Слайд

Ребята, давайте еще раз вспомним отряды насекомых, которые мы изучили.

Слайд

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Повторите § 16 - 19, ответьте на вопросы к этим параграфам. Найдите интересные факты из жизни насекомых. Подготовьте сообщение или презентацию о значении насекомых (по желанию).

Береснева Т.М., учитель биологии


Тема урока: «Роль насекомых в природе и жизни человека»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по теме: “Насекомые”

Задачи:

    Обучающие : обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе.

    Коррекционно-развивающая : коррекция и развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ и синтез, сравнение, обобщение.

    Воспитательная : расширять кругозор и воспитывать любовь к природе.

Оборудование: ребусы, кроссворды, презентация по теме: “Насекомые”, ИКТ.

План урока:

    Организационный момент.
    а. Постановка целей и задач урока.
    б. Сообщение темы и цели урока.

    Основная часть урока.
    а) Введение в тему.
    б) Словарная работа.
    в) Класс насекомые
    г) Повторение

д) Изучение нового материала (выступление учащихся)

    Работа по учебнику.
    6. Физминутка

    10. Самостоятельная работа.
    11. Итоги. Оценки за урок
    12. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Девиз нашего урока: “Объект поклонения. Источник вдохновения. Предмет изучения.”(Приложение 1 , слайд 1 )

А) постановка целей и задач урока

– Тему сегодняшнего урока нам поможет определить кроссворд (Приложение 1 , слайд 2 )

Отгадайте следующие загадки:

Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)

На болоте обитает
И лягушек поедает. (Цапля)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это? (Стрекоза)

Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах –
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты. (Пчела)

Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит. (Комар)

Шевелились у цветка Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей)

Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял
Сколько дел он натворил
Даже муху разбудил. (Шмель)

Проверка выполнения. (Приложение 1 , слайд 3 ): 1. Кузнечик 2. Цапля 3. Стрекоза 4. Пчела 5. Комар 6. Бабочка 7. Муравей 8. Шмель.

– Прочитайте по вертикали тему урока (Насекомые). Сегодня на уроке мы будем закреплять, вспоминать, расширять свои знания и умения по данной теме, а точнее о роли наших насекомых в природе.

Б). Сообщение темы и цели урока

– Сегодня совершим путешествие в удивительный мир – мир насекомых (Приложение 1 , слайд 4)
Тема урока: Многообразие насекомых и их роль в природе.(запись в тетради – даты, темы урока)

2. Основная часть урока

А) Введение в тему

– Посмотрите ещё раз внимательно на кроссворд. Назовите одним словом всех его представителей (Животные) . Какое из них лишнее? Почему? (Цапля – птица) . Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять насекомых? (Шесть ног, голова, грудь, брюшко и т.д .(слайд 5)

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это примерно 80 % от всех существ, населяющих сушу. Зоологам известно более 1 млн. видов насекомых и каждый год открываются тысячи новых.

Б) Словарная работа:

– Изучением насекомых занимается наука, которая называется – энтомологией (запись слова в тетради). (слайд 6)

В) Класс насекомые

– Класс Насекомые делятся на различные отряды: Двукрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые (Приложение 1 , слайд 7 ).

Скажите ребята какой отряд из всех здесь лишний?

Г) Повторение

Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета «Бабочка» слайд 8

Ты прав. Одним воздушным очертаньем.
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…

1. Какая биологическая ошибка допущена в этом отрывке? (2 пары крыльев, дыхальца)

– На какой схеме правильно показано развитие бабочки? (Приложение 1 , слайд 9)

Д) Изучение нового материала.
Ребята ваш класс разделён на 2 команды, которые имеют своё название. 1 группа – «Бабочки», 2 группа - «Пчёлы». Та команда, которая наберёт максимальное количество баллов, получит максимальную оценку. В каждой команде есть главный энтомолог, которому было поручено изучить отрицательную и положительную роль насекомых в природе. Давайте заслушаем их. Но прежде чем их заслушать, давайте начертим таблицу. (слайд 10)

В зависимости от того кто готовил положительные и отрицательные роли насекомых, командам дают противоположное заполнение таблицы, которые они заполнят на уроке, за каждый ответ по баллу).

(представление энтомологов __________Бабочкина, и ___________ Трутень.)

Е). Физминутка

Ж) Командные игры

1. Конкурс “Найди ошибку” Слайды 11-12

учитель читает, а учащиеся должны найти ошибку. (За этот конкурс высший бал - 5 очков.)

Текст. “Приближается август. На лесных опушках и полянах пестреют цветущие растения. На одном из них мы увидим бабочку павлиний глаз, на красноватом фоне крыльев у нее ярко выступают темно-синие круглые пятна. Вдруг подлетела синица и схватила бабочку. Мы прошли дальше и чуть не разорвали паутину, которую сплел паук-тарантул. В его сети оказалось два жука: доломедес и серебрянка. В траве слышалась песня самки кузнечика. Прекрасный день выдался, сколько всего увидели”.

(бабочка павлиний глаз имеет предостерегающую окраску и не склевывается птицами, паук-тарантул не плетет сеть, доломедес и серебрянка – водные пауки и не относятся к насекомым, стрекочут самцы-кузнечики)

2. Конкурс художников (зоошутка)

От каждой команды приглашают по 1 человеку. Задание состоит в том, чтобы нарисовать с закрытыми глазами бабочку. (у кого лучше, тот зарабатывает 5 баллов, хуже 3 балла.)

3. Конкурс «Убей комара».

11. Итоги. Рефлексия

–Что интересного узнали на уроке?
– Что для себя нового узнали на уроке?

Рефлексия: Порхай как бабочка - очень понравилось

Жаль как пчела - не понравилось.

Я тля – я ничего не понял(а) на уроке

Оценки за урок.

12. Домашнее задание .

– Спасибо всем за урок! (Приложение 1 ,)

Похожие публикации