Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Молитва за некрещеных усопших - как правильно молиться за взрослых и детей. Молитва о некрещеных усопших

У Бога все живы — об этом знает каждый христианин. Это значит, что молиться надо не только за живых, но и за усопших. Но почему тогда в Церкви не поминают некрещеных? Кто такой мученик Уар и почему ему молятся за иноверцев?

Как свидетельствует жизненный опыт, для многих путь ко храму начинается после столкновения с болезнями, скорбями и даже потерями родных. Когда любимого человека рядом уже нет, возникает вопрос «Что я для него могу сделать?». Как пережить боль потери?

В церкви действительно можно найти ответы и утешение. Ведь каждый христианин верит в то, что земными пределами жизнь не заканчивается. После физической смерти душа человека не перестает существовать. А после второго пришествия Христова точно определится, что заслужил каждый человек. Одних ждет Царство Небесное, а других — тьма кромешная.

Но никто не знает, когда на землю придет Христос во славе, чтобы рассудить каждого. До этого времени еще можно повлиять на окончательное решение. Как? Молитвами за усопших .

Но то, как будут выглядеть эти молитвы, зависит от того, какую жизнь проводил усопший на земле.

Молитва за православных усопших

Если умерший верил в Бога, был крещеным не формально, приступал к Таинствам, то такого человека можно спокойно назвать членом Церкви и поминать не только в домашней молитве, но и в храме.

Вы можете и ставить свечи, и подавать записки на проскомидию — особую часть Литургии, во время которой за каждого поминаемого вынимается частица из просфоры, которая будет погружаться в чашу для Причастия под слова молитвы:

Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся кровью Твоею Честною, молитвами Святых Твоих.

Также за усопших православных принято совершать особые поминальные богослужения — панихиды. На такие службы обычно пишут списки имен для поминовения и приносят всевозможные продукты — каждый по своим возможностям.

То есть, кроме молитвы, вы совершаете еще и милостыню, что считается одним из видов «помощи» умершим.

И конечно, никто не отменял домашнюю, «келейную» молитву за усопших :

  1. Чтение Псалтири об упокоении.
  2. Акафист за единоумершего (40 дней после смерти и столько же перед годовщиной).
  3. Всевозможные молитвы — за всякого усопшего, вдовицы и вдовца, детей за родителей и наоборот и т. д.

В православном молитвослове вы увидите много разных молитвенных текстов. Лучше посоветоваться со священником, что в вашем случае больше подходит. Главное — не объем и количество, а искренность и горение сердца. Бог быстрее услышит несколько слов, но от всего сердца, с глубокой надеждой на Божий отзыв, чем длинные молитвы, которые мы не пережили ни сердцем, ни умом.

Молитва за некрещеных и иноверцев не возносится Церковью

Если с поминовением усопших православных все более-менее понятно, то ответ на вопрос «Как молиться за некрещеных и иноверцев?» выглядит не так прозрачно.

Таковых людей не отпевают православные священники, даже если очень настаивают родственники. Подавать записки за умерших некрещеными так же нельзя, как и за иноверцев. Почему? Потому что эти люди при жизни не захотели стать православными — членами Православной Церкви. Они не крестились и, соответственно, не участвовали в Таинствах.

А Бог же никогда не действует насильно, никого не заставляет ничего делать. Так может ли Церковь отпевать по православным обычаям того, кто не принадлежал Ей при жизни? Ведь это будет насилием! Поэтому некрещеных в православии не принято отпевать в наших храмах, за них не подают записки для церковного поминовения и соответственно — не звучит соборная молитва за некрещеных.

Поэтому, как бы больно это ни звучало для родных, друзей и близких, но они также не смогут поминать в записках имена дорогих людей, которые были крещены в католичестве или протестантизме, не говоря уже о мусульманах, буддистах и представителях иных течений, которые вообще не верят в христианского Бога.

Если умершие не верили в Бога, то Церковь насильно не может просить Господа принять этих людей к Себе, поселить в райских обителях вместе с праведниками.

Келейная молитва Льва Оптинского

Но родственники или друзья могут возносить личную молитву за некрещеных и иноверцев. Как? С любовью и упованием на Бога. Стоит просить Господа проявить милосердие к людям, так и не познавшим истинный смысл жизни, потерявшимся во мраке неверия.

Оптинский старец Лев предлагал келейную молитву за умерших вне православия. Текст этого прошения наполнен надеждой на Божью волю:

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Святому Уару молятся за некрещеных: правда или миф?

В последнее время также обрела особую популярность молитва мученику Уару за некрещеных и даже самоубийц.

Ее приверженцы считают, что якобы святой Уар, которому ревностно молилась благочестивая христианка Клеопатра за своих умерших родственников-язычников, вымолил у Господа спасение усопших. Но где здесь правда, а где — выдумка? Попробуем разобраться.

— отнюдь не вымышленный персонаж. Он был воином времен императора Максимина — одного из известных гонителей христианства — и тайным христианином. Поэтому ночами он навещал посаженных в тюрьму христиан. Однажды он посетил семь учителей и обратился к ним с просьбой — помолиться за него, так как он еще не настолько тверд в вере, чтобы исповедовать Христа до мученической кончины.

Через короткое время после этого один из учителей заболел и умер. Тогда мученик Уар решил «заменить» его и пострадать с остальными. Святой умер от жесточайших пыток, но так и не отрекся от Бога.

Одна благочестивая вдова, видя его веру и страдания, решила спрятать мощи мученика у себя дома. Она вместе с сыном неоднократно молилась святому.

Когда гонения на христиан прекратились, она решила вернуться из Египта в Палестину. Чтобы забрать с собой мощи святого, она сказала, что это останки ее мужа, который был военачальником. Так ей удалось перевезти святые мощи и положить их там же, где была гробница ее предков.

Вместе со своим сыном Клеопатра каждый день молилась у гробницы. За ней последовали и другие христиане. Они получали по молитвам мученику Уару исцеление и облегчение в болезнях.

Нужно построить храм святому — задумала вдова и начала осуществлять свой план. Во всем ей помогал сын Иоанн. Вместе с епископами и собранием христиан они переложили останки праведника в новую гробницу, возле которой Клеопатра горячо помолилась за себя и сына. Она мечтала, чтобы мальчик стал воином. Но попросила мученика Уара, чтобы он помог сыну выбрать жизненный путь.

После этого Иоанн, которому уже исполнилось 17, скоропостижно скончался от горячки.

Женщина была в полном отчаянии и даже начала роптать на мученика — как он мог такое допустить? Но ей явился святой и сказал, что Иоанну действительно достался лучший путь. Если на земле он должен был стать воином и служить земному царю, то в Царстве Божьем он служит Небесному Царю. Счастливый сын попросил мать не страдать, ведь он вместе с Ангелами служит Господу.

После этого Клеопатра похоронила сына рядом со святым, раздала свое имущество и все свое время молилась в построенном храме, возле мощей мученика Уара.

Как видим, в житии святого нет ни одного слова о том, что вдова молилась за родственников-язычников. Она молилась только за своего сына. Но он отнюдь не был язычником. Если Иоанн вместе с матерью строил храм святому и молился у мощей, то мог ли он быть неверующим?

К сожалению, красивая история о том, что святой Уар вымолил родственников Клеопатры, которые были язычниками и при жизни избрали путь отречения от Бога, остается всего лишь историей, вдохновляющей на молитву за некрещеных.

Можно ли «вымолить» некрещеного?

Если святой Уар не вымаливал язычников, то как относиться к молитве за некрещеных и иноверцев? Есть ли вообще смысл молиться за тех, кто при жизни не стремился к Богу?

Обратим внимание на два нюанса:

  1. Бог даровал каждому человеку свободную волю. И если кто-то не верит в Бога и не хочет быть с Ним после смерти, то Господь не действует насильно. Он уважает выбор человека, какие бы негативные последствия он ни имел.
  2. Даже в самой молитве мученику Уару сказано, что она ослабляет вечные мучения некрещеного, но не «гарантирует» ему рай.

Показать еще


К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственни­ков. Церковь за некрещеных не молится, т. к. эти люди еще при жизни лишили себя возможности получить православное христианское поминовение, не вошли в спасительную ограду Церкви. По Уставу Церкви также нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей крещенных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры (еретиков) - эти люди отлучили себя от Церкви сами. Странно было бы совершать молитвы наравне с верными и за людей не православной веры, не признавших Православную Церковь за Церковь истинную, и, тем самым, выступавших против нее.

Самоубийцы же - люди, отказавшиеся нести своей жизненный крест, восставшие против Божиего промысла, против Божией воли, против Его Церкви.

По учению святого апостола Павла, Церковь есть живое Тело Христово, а Он - Глава, все же верующие - члены, так сказать, - живые клеточки этого великого организма, одушевляемого Духом Божиим. Некрещеные люди, равно как и еретики, есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви, потому и бесполезно заботиться о мертвом члене, бесполезно и молиться о нем. Об отрезанном и загнившем пальце можно лишь сожалеть, но вылечить его уже невозможно. Некрещеные и отступники, души которых отошли в мир иной в неприятии Бога, уподобляются гнилому зерну, брошенному в пашню вместе с зернами здоровыми. И как такому зерну, в отличие от зерен неповрежденных гнилью, не помогает ни обильное орошение, ни воздействие животворного солнца, так и душам, погасившим в себе Дух Христов, трудно получить помощь от молитвы близких.

Часто приходится слышать упреки, что Церковь, мол, жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, а среди них встречаются очень хорошие и добрые люди. Так что же мешало хорошим людям стать членами Церкви? Наверное, у каждого были причины. Один боялся потерять положение, другой - должность, кто-то стеснялся или ему было некогда, но в основе всего лежит их неверие в Бога. И это неверие, отрицание Бога душа унесла с собой в загробную жизнь, где она уже новые качества не приобретает. И поэтому молитва за неверующего даже опасна для души молящегося. (Обратите внимание. Прим. Анны)

Еще опаснее молиться за самоубийц, т. к. воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Существует расхожее мнение, что есть специальный день, когда Церковь совершает молитвы за самоубийц. Это неверно. Такого дня нет.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это - подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Если человек по слабости плоти и имел грехи, но провел свою жизнь в истинном покаянии, в стремлении изжить их из себя, то стремление это и покаяние, становясь состоянием его души, переносится в мир иной при смерти человека и становится благодатной почвой для восприятия молитв живущих. Неверие же, жестокосердие, нераскаяние, насмешливое или враждебное отношение к Церкви - есть не что иное, как хула на Духа Святого. В Евангелии же сказано, что все может проститься человеку, но хула на Духа Святого не прощается. Загробная участь душ, просветившихся истинной верой, но отошедших от нее или ее не принявших, приоткрывается из жития преподобного Макария Египетского. Проходя по пустыне, преподобный нашел человеческий череп, который оказался черепом языческого жреца и заговорил с ним. Рассказывая про адские мучения, череп поведал: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас».

Домашняя молитва за самоубийц, некрещеных и неправославных

Молитва за умерших имеет двоякую цель: испросить у Бога милости усопшему и принести утешение живым. Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:


«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя».


Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.

По примеру этой молитвы можно молиться и за некрещеных (отошедших в жизнь вечную непросвященными верою Православной), а также крещенных, но отступивших от веры (отошедших в жизнь вечную в отступлении от Святой Православной Церкви).

В этом наставлении для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего душу в предании себя и покойного воле Божией, всегда благой и премудрой. А то, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из разговора преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие своих молитв. «Когда ты молишься за мертвых, отвечал череп, - то мы чувствуем некое утешение». Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение. Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.

Великий грех не принять Спасителя и отвергнуть веру Православную, но милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать перед Ним за души усопших неправославных. Святой этот - мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в веру Православную.

О молитве за некрещеных.

1) На вопросы отвечают священнослужители и преподаватели Казанской Духовной Семинарии.

О молитве за некрещеных.

Поминание некрещеных людей не совершается на Проскомидии и на общественном богослужении.

К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников. Церковь за некрещеных не молится, так как эти люди во время жизни не вошли в спасительную ограду Церкви. Некрещеные люди есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви. О них можно лишь сожалеть, но вылечить их уже невозможно.

Часто приходится слышать упреки, что Церковь жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, а среди них встречаются очень хорошие и добрые люди. Так что же мешало хорошим людям стать членами Церкви? Наверное, у каждого были причины, но в основе всего лежит неверие в Бога. И это неверие, душа унесла с собой в загробную жизнь, где она уже новые качества не приобретает.

Вместе с тем Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней! Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Опинскому старцу Леониду (+1841 г.) обратился ученик с вопросом, можно ли молиться за погибшего отца-самоубийцу, и как. На что старец ответил:"Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:"Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя"". По примеру этой молитвы можно молиться за некрещеных, а также за неправославных или крещеных, но отступивших от веры.

То, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из жития преподобного Макария Египетского. Однажды святой Макарий, встретив в пустыне череп умершего языческого жреца, втупил с ним в беседу. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие молитв. "Когда ты молишся за мертвых, - отвечал череп, - то мы чувствуем некое утешение". Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение.

Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.

Милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать преред Ним за души усопших неправославных. Святой этот мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших некрещеными в веру Православную.

Молитва святому мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностью по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами Твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

http://kazan.eparhia.ru/talks/ask/?id=10722&print=1
______________________________________________________________________________

2) Священник Валентин Уляхин, доктор экономических наук, вот уже много лет служит в храме Святой Троицы на Пятницкой. Этот храм примечателен еще и тем, что каждую неделю здесь служится молебен св. мч. Уару – возносятся молитвы ко Господу о самых дорогих, умерших некрещеными. Трудно представить, как тяжел груз людского горя, ложащийся на плечи священника. Но для каждого есть у о.Валентина ласковое, ободряющее слово.

В Свято-Троицком храме на улице Пятницкой в Москве есть икона мученика Уара, где каждую субботу молятся об облегчении участи умерших некрещеных, приезжают люди издалека, с окраин необъятной России, потому что это единственный храм в Москве, где совершается по благословению Святейшего Патриарха молебен мученику Уару. Существует канон мученику Уару, существуют молитвы, которые имеют свою историю. Есть люди, которые сомневаются в возможности молиться о некрещеных. Более того, иногда можно встретить в прессе мнение, что нельзя ни в коем случае молиться за некрещеных. С формальной точки зрения мы не можем и не должны молиться за некрещеных, нельзя ни отпевать, ни поминать на панихидах, ни в коем случае не поминать на проскомидии. Но вот удивительно, в Священном Предании житие мученика Уара дает, тем не менее, такую возможность, молиться Уару о некрещеных.

Мощи Уара были обретены некоей госпожой Клеопатрой, которая построила храм над его мощами и молилась о своем некрещеном погибшем сыне и Сам Господь пришел к ней вместе с Уаром, таким образом на мистическом уровне было удостоверено, что ее молитва дошла до Господа, и Господь облегчил участь ее некрещеного сына.

Часто приходят в Троицкий храм молиться о некрещеных, и молятся со слезами. Иногда спрашиваешь «Вы с такой ревностью молитесь, есть ли у Вас какое-то утешение после этой молитвы?». И многие мне рассказываются, что в тонком легком сне приходят души некрещеных, общаются со своими родственниками, просят их помолиться и говорят, что молитва услышана Богом, что им становится легче. И именно об этом канон мученику Уару, в том, что есть возможность облегчить участь некрещеных и это подтверждается практикой. Бывали случаи, что не знали – крещеный человек или нет, и тогда душа приходила и сообщала о том, что крещение было и можно по уставу отпеть. Это касалось в частности многих воинов, которые погибли, и о которых думали, что они некрещеные. Но они были крещены до войны монахами, которые втайне жили в те годы в Советской России. И когда допытывались у дальних-дальних родственников, то действительно оказывалось, что человек был крещен. Такие случаи тоже бывают и неоднократно.

Когда собираются люди разного сословия, разного звания, то они все как бы равны в одном - в своей любви к тем, кто дал им жизнь. И обращаясь ко Христу, принимая таинство Церкви, готовясь к этому таинству, а некоторые впервые переступают порог храма, чтобы помолиться о своих некрещеных родственниках, они может быть и никогда бы не пришли, если бы Господь через своего мученика Уара не призвал бы их. И вот они проходят в храм и в молитве Уару открывают свою душу, познают любовь Божию, им становится легче. И они уже дальше совершают свой многотрудный путь к Богу, они воцерковляются. И вот приход Троицкого храма на улице Пятницкой на ¾ состоит их тех людей, которые начинали свое воцерковление молитвой мученику Уару о некрещенных. Это подтверждает, что Сам Господь благословляет. Действительно канонически мы не можем молиться, но Священное предание это позволило. А Священное Предание имеет не меньшее, а даже большее значение, чем Священное Писание. Православные принимают Священное Предание как источник Священного Писания. И практика молебнов мученику Уару подтверждает, что эта молитва спасительна, спасительна, прежде всего, для живых и тех, кто переступает порог храма. А ведет их любовь, любовь к своим родственникам. А ведь Бог есть любовь, значит, ведет их Бог, значит сам Господь благословляет.
(сокращенно с

Предание Церкви доносит до нас немало свидетельств о действенности молитвы за людей некрещеных, не принадлежащих к Церкви.

Однажды преп. Макарий Египетский шел по пустыне и увидел лежащий на земле человеческий череп. Когда преподобный прикоснулся к нему пальмовой палкой, череп подал голос. Старец спросил: «Кто ты?» Череп ответил: «Я был языческим жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте». Он также сказал, что, когда св. Макарий, умилосердясь над теми, кто находятся в вечной муке, молится за них, то они получают некоторое утешение. «Сколько отстоит небо от земли, на столько огня под ногами нашими и над нашими головами», - вновь сказал череп, - «Мы стоим посреде огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видеть ближнего своего. Но когда ты молишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого. Вот в чем наша отрада». После беседы старец предал череп земле.

За людей, которые умерли без святаго крещения или принадлежали к другой конфессии или вере, мы не можем молиться на Божественной Литургии и совершать за них заупокойные службы в Церкви, но никто не возбраняет нам молиться за них в наших личных домашних молитвах. Т.е. во время Литургии вообще нельзя молиться за некрещеных, ни вслух, ни даже про себя, потому что в это время приносится бескровная Евхаристическая Жертва, а она приносится лишь за членов Церкви. Такое поминание допускается лишь во время панихиды, про себя, и никогда на Литургии.

Преподобный Лев Оптинский, утешая своего духовного сына Павла Тамбовцева, отец которого трагически умер вне Церкви, сказал: «Ты не должен чрезмерно печалиться. Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблагоизволит помиловать, то кто может противиться Ему ». Великий старец дал Павлу Тамбовцеву молитву, которую, несколько изменив, можно произносить и за некрещеных:

«Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя» .

Эту молитву вполне можно употреблять при чтении Псалтири за усопших, читая ее на каждой «Славе».


Костница Седлец в городе Кутна-Гора (Чехия)

Другой святой Оптинский старец, преподобный Иосиф, позже говорил, что имеются свидетельства о плодах этой молитвы. Ее можно читать в любое время (в течение дня неоднократно). Мысленно можно творить ее и в храме. Помогает посильная милостыня, подаваемая за умершего нуждающимся. Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.

Православная Церковь свидетельствует, что есть христианский святой, имеющий особую благодать молиться об умерших некрещеными. Это пострадавший в III в. св. мученик Уар. Существует канон этому святому, в котором основное содержание — просьба к св. мученику помолиться о некрещеных. Этот канон и молитва св. мученику Уару читаются вместо тех заупокойных молитв, которые Церковь возносит о крещеных.

У близких покойного (особенно у детей и внуков - прямых потомков) есть большая возможность повлиять на загробную участь покойного. А именно: явить плоды духовной жизни (жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в Святых Таинствах, жить по заповедям Христовым). Хотя отошедший некрещеным не сам явил эти плоды, а его дети и внуки, но и он причастен к ним как корень или ствол.

И еще хочется сказать: близкие должны не унывать, а делать все возможное, чтобы помочь, помня милосердие Господа и зная, что все окончательно определится на Суде Божием.

Священник Павел Гумеров

Просмотрено (12356) раз

Долгие проводы Никеева Людмила

92. Можно ли поминать в церкви некрещеных?

Бескровная Жертва Святой Евхаристии может приноситься только за тех, чьи души получили «печать Дара Духа Святаго» в Таинстве Крещения, то есть за тех, кого Господь «знает». Умершие в неверии лишены всякой помощи такого рода, за исключением одной - милостыни, приносимой за их души. Милостыня приносит им некоторое облегчение, некоторое утешение.

Но и тут своего рода «бухгалтерский подход»: крещеный - костяшки счетов одесную, некрещеный - ошуюю - был бы неуместен. «Некрещеный» - это вовсе не всегда «умерший в неверии». К человеку, всю жизнь яростно отвергавшему веру, - у Господа один подход, к тому, кто, не будучи крещеным, жил, тем не менее, по заповедям Божиим, - иной, и, наконец, если человек уже готов был окреститься, но не успел, такого человека, по большому счету, можно считать оглашенным…

«О характере же связи с Церковью других людей, неправославных и нехристиан, - говорит проф. А. И. Осипов („Посмертная жизнь души“), - которые по каким-то причинам не приняли христианскую веру и Крещение, мы не можем судить, ибо не знаем ни об их духовном состоянии, ни обо всех объективных обстоятельствах их жизни. Мы можем и должны знать об истинной и ложной вере, но ни об одном человеке никогда не сможем сказать, что он погиб, то есть вечно и навсегда будет вне Церкви. Ибо знаем точно, что первым в рай, то есть в Церковь, вошел тот, кто по суду человеческому, несомненно, был погибшим человеком, ибо он был разбойник. Лишь Церковь своей анафемой может произнести такой суд. Пока же такого суда нет - для каждого христианина открыта дверь веры для молитвы за любого человека, независимо от его веры и убеждений, независимо от того, жив он или скончался».[назад]

Из книги Если Бог есть любовь... автора Кураев Андрей Вячеславович

Можно ли спастись вне церкви? Почему православные так убеждены, что вне Церкви нет спасения? Это что – дурная черта характера? Наследие советской идеологической нетерпимости? Пережиток более давнего «средневекового» склада мыслей и чувств? В какой мере явное и

Из книги Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир автора Кураев Андрей Вячеславович

МОЖНО ЛИ СПАСТИСЬ ВНЕ ЦЕРКВИ? ВОЗДУШНАЯ БЛОКАДА ИЛИ ГДЕ ЖИВУТ ДЕМОНЫ Почему православные так убеждены, что вне Церкви нет спасения? Это что - дурная черта характера? Наследие советской идеологической нетерпимости? Пережиток более давнего «средневекового» склада мыслей

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

93. В одних книгах приходится читать, что души некрещеных детей прямиком идут в ад, в других - это оспаривается. Как смотрит на этот вопрос Церковь? Можно ли молиться о таких детях? Проф. А. И. Осипов: «„Адскую“ участь для некрещеных детей „прорек“ когда-то блаженный

Из книги Записка церковная автора Автор неизвестен

97. Можно ли отпевать в церкви православного, перекрестившегося в протестантизм и не принесшего покаяние в этом? К сожалению, нет. Вот как аргументирует этот запрет святитель Афанасий (Сахаров): «Совершение поминовения по православному чину (особенно совершение

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

98. Можно ли молиться в церкви о неправославных христианах? Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, как однажды к нему во сне явилась девочка-протестантка. Эта девочка просила о ней молиться, потому что ее родители молиться о ней не будут. Не потому, что они плохие,

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Кого нужно и можно поминать в записках" Молитва о здравии В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Первая записка, подаваемая нами, – "О здравии". Понятие "здравие" включает не только здоровье, физическое состояние

Из книги Для Чего мы живем автора

15. Можно ли спастись вне Церкви? Вопрос:Можно ли спастись вне Церкви?Отвечает священник Александр Мень:Такой вопрос всегда задается без учета самого смысла понятия “спасение”. Когда мы говорим о спасении как о приобщении человека к божественной жизни, мы должны отдавать

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

12. Можно ли молиться за некрещеных? Вопрос:Можно ли молиться за некрещеных родственников, друзей - живых или умерших - и как? Ведь в семьях часто бывает и так: отец у тебя некрещеный, креститься не хочет, но очень хороший человек. Как за него помолиться: в храме, дома? А можно

Из книги автора

3. Можно ли подавать записки о здравии за некрещеных? Вопрос:Можно ли подавать записки о здравии за некрещеных? Много лет я включала в записки о здравии имена близких мне людей, которые не крещены. Но недавно в храме женщина, продающая свечи, решительно отказалась взять

Из книги автора

3. Можно ли доверять человеку, действующему как целитель от лица Православной Церкви? Вопрос: Можно ли доверять человеку, действующему как целитель от лица Православной Церкви?Отвечает священник Константин Пархоменко:Для этого такой человек должен предъявить документ

Из книги автора

1. Можно кратко рассказать об истории Русской Церкви? Вопрос:Можно кратко рассказать об истории Русской Церкви? Буквально основные этапы.Отвечает священник Константин Пархоменко:Если история Христианской Церкви насчитывает без малого два тысячелетия, то история

Из книги автора

Можно ли подавать записки о здравии за некрещеных? наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов)Уважаемая Галина.Женщина в церковной лавке сказала Вам совершенно верно. Записки на проскомидию можно подавать только с именами крещеных людей. За близких

Из книги автора

Можно ли сидеть в церкви? «При слабости сил и усталости сидеть в церкви можно. Сын мой! отдай сердце твоё мне (Притч. 23, 26). «Лучше думать о Боге, сидя, чем о ногах, стоя», - сказал святитель Филарет

Из книги автора

301. Благословение за труды на пользу церкви адресатки и ее мужа. Примерное соблюдение молитвенного правила. Как относиться к гостям. Поминать ли удавленника. Наставление сыну. Сведение о здоровье. Об акафисте Св. Игнатию Богоносцу Милость Божия буди с вами! Получил

Из книги автора

356. К женщине Марии. Можно ли носить имя Божией Матери. Лютеранку поминать в церкви не следует. О правиле для поклонов Милость Божия буди с вами! В первый раз слышу о том, что вы пишете. В церкви запрета никакого нет, носить имя Божией Матери. И беды от того, что празднует кто

Из книги автора

1268. Утешение о смерти юной дочери. Когда можно сидеть в церкви Милость Божия буди с вами! Добре пришли есте. Даруй Господи причаститься вам Св. Хр. Таин. Будет во спасение. Пошли вам Господи всякое утешение! Что вашу дочь позарану взял Господь, это, во истину, милость Божия.

Похожие публикации