Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

На царство в 1547 г венчался. Венчание на царство Ивана IV. Народное восстание против Глинских

На вопрос В каком году и в каком городе венчан на царство Иван IV Грозный? заданный автором Простосердечный лучший ответ это Излюбленной идеей Царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого Князя Иоанна IV. Митрополит Макарий возложил на Государя знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха, после приобщения Святых Христовых Тайн Иван Васильевич был помазан миром, и митрополит благословил Богом возлюбленного и Богом избранного, Богом венчанного Православного Царя.
Позднее, в 1558 году патриарх Константинопольский сообщал Царю Иоанну Грозному, что „царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи“, „а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия“.
По случаю коронации Глинские приобрели всё, чего желали. Вскоре в Москве произошли крупные пожары. Свыше 3700 обгорелых трупов было найдено в городе (жителей было около 100 тыс.) , и по Москве поползли слухи, будто Москву спалили колдовством, а виной всему - Глинские.
Это была работа заговорщиков: царского духовника Ф. Бармина, князя Скопина-Шуйского, боярина И. П. Федорова-Челяднина, князя Ю. Темкина-Ростовского, Ф. М. Нагого и Г. Ю. Захарьина.
В Москве начался бунт. Московские события показали юному правителю разительное несоответствие между его представлениями о власти и реальным положением дел. Первые же шаги самостоятельного правления поставили его лицом к лицу с бунтующим народом, поднявшим руку на царскую семью.
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как „принц“ или даже „великий герцог“. Титул же „Царь“ в иерархии стоял наравне с титулом „король“, то есть на втором месте после императорского.
Безоговорочно титул уже с 1554 года предоставлялся Ивану Англией. Сложнее стоял вопрос о титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой „священной империи“. В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул „всходного [восточного] цесаря“. Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к „цесарству греческому“, но потребовал немедленного признания себя Царем „всея Руси“, и император уступил в этом важном принципиальном вопросе. Гораздо упорнее оказался папский престол, который отстаивал исключительное право пап предоставлять королевский и иные титулы государям, а с другой стороны, не допускал нарушения принципа „единой империи“. В этой непримиримой позиции папский престол находил поддержку у польского короля, отлично понимавшего значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством королевского титула за Иваном IV приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными москвичам „рутенами“, и привлечёт на его сторону молдаван и валахов. Со своей стороны Иоанн IV придавал особенное значение признанию его царского титула именно Польско-Литовским государством, но Польша в течение всего XVI века так и не согласилась на его требование. Из преемников Ивана IV его мнимый сын Лжедимитрий I заявил притязание на титул „императора“, но Сигизмунд III, посадивший его на московский престол, официально именовал его просто князем, даже не „великим“

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В каком году и в каком городе венчан на царство Иван IV Грозный?

Ответ от Вячеслав Лазарев [гуру]
Судя по традиционной истории его венчали на царство несколоко раз... по-моему три.


Ответ от Невролог [гуру]
его венчали в Москве, скорее всего в 1525 году!


Ответ от сложносокращенный [гуру]
В 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство


Ответ от Нет [гуру]
В январе 1547г. в Успенском соборе Кремля в присутствии дворцовой знати и иностранных послов впервые в России был совершен обряд венчания на царство. На Ивана IV были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего дерева, бармы (драгоценные оплечья) и шапка Мономаха. Венчал на царство митрополит Макарий.

Великий князь Василий III умер, когда его сыну было 3 года. После смерти матери, великой княгини Елены, Иван, которому исполнилось тогда 8 лет, остался круглым сиротой. Страной управляла Боярская дума. Реальная власть переходила от одной боярской группировки к другой. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родственники покойной великой княгини - Глинские. Дядя юного великого князя, Михаил Глинский, и его бабка, княгиня Анна, сумели подготовить политический акт большой государственной важности.

16 января 1547 г. в соборе Успения Богородицы в Кремле венчался на царство Иван IV. Митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Устами митрополита была начертана программа деятельности царя: в союзе с церковью, которая отныне объявлялась "матерью" царской власти, царь должен был укрепить "суд и правду" внутри страны, вести борьбу за расширение государства.

По завершении чина венчания великий князь стал первым русским "боговенчанным царем".

Дополнение короткого слова "царь" и в без того уже пышном титуле великого князя - "Государь и великий князь Московский, Владимирский и прочих земель" - делало его носителя равным по чину императору "Священной Римской империи", ставило выше европейских королей - английского, французского и многих иных, в том числе и ближайших соседей и соперников - польского и шведского, уравнивало с восточными соседями - казанским, астраханским ханами - наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси Ланник Л.В. Царь Иван Грозный / Л.В. Ланник - М.: Третий Рим, 2012 - с. 102.

После венчания Ивана на царство Глинские захватили неограниченную власть в стране и тотчас же принялись беззастенчиво грабить государственную казну, облагать горожан и крестьян новыми непосильными налогами.

Появление на Руси царя опередило установление царского строя. Русскому централизованному государству еще только предстояло организоваться.

Акт венчания великого князя на царство не положил конца боярскому правлению. С ним покончило восстание 1547г., которое носило ярко выраженный антибоярский характер. Вслед за выступлением жителей столицы произошли крупные волнения в провинции. Небывалое по своему размаху и организованности восстание смертельно перепугало феодалов всех степеней, заставило их искать пути консолидации своих сил, пути дальнейшего укрепления централизованной власти.

Митрополит Макарий явился ключевой фигурой в формировании новой правящей группы, перенявшей руководство страны у Боярской думы. Мудрый и спокойный политик, находящийся в окружении царя до и после бурных событий 1547г., глава церкви - могущественного политического механизма, издавна поддерживающего объединение Руси вокруг Москвы, - Макарий был сторонником укрепления единодержавия. При этом консерватизм и церковный догматизм Макария постоянно оказывал сдерживающее, ограничивающее влияние на проведение реформ, вызванных к жизни самой социальной и политической обстановкой Фроянов И. Грозная опричнина / И. Фроянов - М.: Эксмо, 2009 - с. 66.

При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников и потомства символизировать правительство, так называемую Избранную раду. Это в первую очередь А.Ф. Адашев и Сильвестр.

Бесспорно, что своим высоким положением и авторитетом Адашев, Сильвестр и другие приближенные ко двору лица были отчасти обязаны доверию и поддержке со стороны царя, а также митрополита. Но нельзя упускать из вида, что авторитет царя еще только складывался. Даже сам царский титул должен был еще войти в сознание, стать привычным для современников. Что же касается авторитета личности молодого царя, то его, скорее всего, не было.

Эпоха, предшествующая правлению Ивана Четвёртого, по своему экономическому и политическому положению была довольно непростой. То и дело вспыхивали междоусобные войны между разрозненными княжествами, а соседние державы, такие как Литва, Польша и Германия только и ждали момент для овладения русскими землями. Татаро-монгольские набеги, а также вражда русских князей мешали Руси развиваться и спокойно существовать.

Венчание на царство Ивана Четвёртого было подготовлено и проведено в Успенском соборе кремля. Посмотреть на это собралось огромное количество народа. Всех интересовало не только, что это за человек, но и как он будет управлять в такое нелёгкое время княжеством.

Итак, сам обряд венчания прошёл шестнадцатого января 1547 года, согласно существующему на тот временной период византийскому сценарию. Поэтому в церемонии были использованы такие предметы как царский жезл, крест животворящего дерева, шапка Мономаха и другие аналогичные предметы. Современники отмечают, что обряд был величественным и пышным. На нём присутствовали не только бояре и знать, но и знатные церковные служители Руси, которые были одеты в самые дорогие убранства из парчи, расшитые драгоценными камнями и золотом.

Всеобщее ликование под громкий звон церковных колоколов – всё это дополняло величественность данного красочного праздника. Таким образом, венчание Ивана Четвёртого на царство не только определяло высокий титул русского правителя, но и приравнивало Русь к Римской империи. При этом, сама Москва отныне становилась царствующим градом над всем Русским царством. Новоявленный московский князь по всем канонам был помазан миррой, а это в свою очередь выделяло его как «избранника Бога».

Конечно же, церковь также имела при этом свой особый интерес. Например, добиться приоритета в управлении державой и народом, а также значительно укрепить на Руси православие.

Необходимо также отметить, что венчание нового правителя Руси полностью не одобрялось католическими монархами. Они заявляли о том, что Иван Четвёртый является самозванцем, а сам обряд – неслыханной для истории дерзостью. Спустя полгода после церемонии начались пожары, уничтожившие тысячи домов, а также продуктовые запасы и домашний скот. Более того, в пожарах погибло более тысячи людей. Постигшее народ горе привели людей к отчаянью и недовольству правительством.

К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь наместниками Золотой орды, часто именовали себя царями. Однако официальный титул царя на Руси появился 25 января (16 января по старому стилю) 1547 года, именно тогда произошло венчание на царство Ивана IV Грозного.


В. Васнецов: Иван IV грозный

Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул признавался исключительно внутри Московского государства.

Отец Ивана, великий князь Московский Василий III, прожив 20 лет в браке и не нажив детей, отправил законную супругу Саламонию в монастырь против ее воли. Он женился на литовской княжне Елене Глинской и через 4 года 25 августа 1530 года родился наследник – Иван IV, прозванный в последствии Грозным.

Когда Ивану было три года умер отец, а через пять лет умерла и мать. Мальчик рос в обстановке вражды и обмана, борьбы за власть между его опекунами – боярами. На семнадцатом году жизни Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и принять титул царя. На этот счет существует две версии: по одной из версий у молодого Ивана очень рано сформировались стремления к власти, ощущения своего высокого избранничества и инициатива была действительно его, по другой – инициатива венчания на царство исходила от самого митрополита, человека весьма незаурядного и почитаемого, который видел Москву наследницей павшего Константинополя, продолжив укрепление православия через соединение царской и духовной власти.


Успенский Собор, Москва

Обряд венчания на царство великого князя Ивана IV проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит Макарий возложив знаки царского достоинства – животворящий крест, бармы, золотую цепь и шапку Мономаха, совершил, таким образом, обряд миропомазания.

Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.

Процедура возведения к царской власти единовластного государя была проведена не Константинопольских патриархом, ни папой Римским, а русским митрополитом. Поэтому понадобились годы, чтобы титул царя за русским самодержцем был признан другими государствами.

С 1555 года титул русского царя безоговорочно признавался Англией. Чуть позже последовала Испания, Дания и Флорентийская республика. Соборная грамота, подтверждающая титул самодержца всея Руси, подписанная тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами была утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иосифом.

Костяной престол Ивана IV Грозного

Сам Иван Васильевич придавал большое значение признание его царского титула Польско-Литовским государством. Но Польша в течении всего XVI века так и не признала его титул.

Царский титул позволил русскому царю не только укрепить власть, но и занять совсем другое положение в дипломатических отношениях. До этих пор существовавший титул - «Великий князь» переводился как «принц» или «герцог». Титул же - «царь» переводили как «император», тем самым русский самодержиц приравнивался к единственному в Европе императору – императору Священной Римской Империи. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу, и эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.

Иван Грозный принадлежал к тем редким правителям, которые не только внедряют новую политическую практику, но и приносят на престол новые политические идеи. Об одном из таких идеологических новшеств, изменивших лицо московского самодержавия, и пойдет речь.

Дело касалось царского титула московских государей. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.

16-летний Иван Васильевич смело отбросил эту ложную скромность.

Юному государю повезло, что при дворе был человек, в котором воплотились лучшие черты образованности и морали того времени, — митрополит Макарий. Современники единодушно признают за его незаурядной личностью поистине всенародный пастырский авторитет. Уже в Новгороде, во времена своего архиепископства, Макарий был необыкновенно популярен — его почитали «учительным» и «святым» человеком. Он обладал даром простого, проникновенного слова и замечательным талантом проповедника, — «беседовал с народом повестями многими» так доступно и понятно, что все «удивлялись, какая от Бога дана ему была дана мудрость в Божественном писании — просто всем разъяснять (Слово Божие)». Красноречие и образованность сочетались в нем с житейским умом и практической сноровкой.

Переехав из Новгорода в Москву на митрополию, Макарий с сердечным сокрушением обнаружил здесь не только государственные неурядицы, но и отрока-гocyдaря, одичалого и замкнутого, всеми покинутого и всецело предоставленного самому себе. Вероятно, он был первый, кто попытался серьезно восполнить недостатки в образовании и воспитании Ивана. Появление рядом с Иваном Макария, знакомого со всем кругом тогдашнего чтения, не могло не pасширить литературные интересы юноши, одаренного от природы умом и любознательностью. Иван с жадностью набросился на книги, читая все без разбора — Библию и церковную историю, русские летописи и византийские хронографы — тогдашние учебники истории.

Поучения Макария не срослись, однако, с духовной сущностью Ивана, кроме тех бесед, в которых митрополит мог касаться исключительности религиозно-политического положения московской державы, как наследницы Византии (эти идеи созрели прежде всего в образованной церковной среде), и священного, мистического значения самодержавной власти. Ибо вокруг этих двух вопросов и кружилась неотступно мысль Ивана, завороженная и поглощенная их величием. Он нашел свой собственный метод прочтения Священного Писания, ища в священных текстах тайнопись своей судьбы и толкуя слово Божие под диктовку раздраженного чувства.

Книга была для него предметом напряженных размышлений и острых переживаний. В древних текстах Иван искал и находил примеры, поучения, предсказания и пророчества, касающиеся своего времени и себя лично. «Несть власти, аще не от Бога»; «всяка душа властям предержащим да повинуется»; «горе граду, которым многие обладают» — Иван понимал эти библейские афоризмы и поучения по-своему, примеривал их к себе, прилагал к своему положению. Они давали ему освященное Божиим именем подтверждение его собственных наблюдений и выводов, вынесенных им из придворных мятежей, позволяли найти нравственное оправдание переполнявшей его ненависти к людям, похитившим у него достоинство человека и государя. Величественные образы ветхозаветных избранников и помазанников Божиих — Моисея, Саула, Давида, Соломона — завораживали его воображение; всматриваясь в них, как в зеркало, он видел на своем лице отблеск их славы и величия. С детства создав себе свой идеал государя, Царя Царей, наследника всемирной государственно-религиозной традиции — римского цезаризма и греческого православия, он почерпнул в книгах уверенность в том, что прежде было только догадкой: этот государь — он сам.

В этом мнении его могло укрепить и чтение русских летописей, где говорилось о множестве предзнаменований, отметивших его рождение. Он мог прочитать о себе, что еще «когда отрок во чреве матери возрастал, то печаль от сердца человекам отступала»; что один юродивый, по имени Дементий, на вопрос беременной Елены, кого она родит, отвечал: «Родится сын Тит, то есть широкий ум»; наконец, что 25 августа 1530 года по всей русской земле внезапно прокатился страшный гром, блеснула молния и земля поколебалась! После узнали, что в этот час родился государь Иван Васильевич. Ни одному княжескому рождению летописцы не придавали такого значения. Было от чего закружиться голове!..

И вот, постепенно, из чтения самых разнообразных источников, у Ивана возникло и окрепло сознание своего высокого избранничества. Он первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это политическое откровение о себе самом оказалось для него роковым. Земной прах возомнил себя Богом в своих владениях.

14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».

Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье. В Успенском соборе митрополит Макарий благословил его и возложил на великого князя крест, бармы и венец. Весь этот обряд, с некоторыми вариациями, был повторением церемонии венчания великого князя Дмитрия, внука Ивана III, состоявшейся полвека назад. Однако именно 16 января 1547 года можно считать подлинным днем рождения царской власти в России. Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.

Трон Ивана Грозного

Русские книжники и вообще все образованные русские люди того времени придавали огромное значение венчанию Ивана царским венцом — в его сиянии они видели отблеск возросшей мощи и славы России. Всеобщее воодушевление было неподдельным. Даже новгородская летопись, которую не заподозришь в избытке симпатий к Москве, отозвалась на это событие восторженным панегириком: «И нарекся царь и великий князь, всея великия России caмодержец великий... И держал в страхе все языческие страны… Прежде же его никого из прадедов его царем не славили в России, никто из них не смел поставиться цaрем и зваться тем новым именем, опасаясь зависти и восстания на них поганых царей».

Вот так, в непомерном самомнении 16-летнего юноши Россия обрела национальную идею и впервые осознала величественную исключительность своего государственного бытия. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. И эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.
________________________________________ _______________________
Вышла моя книга

Похожие публикации