Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Протестантская церковь: что это такое, как она возникла? Основные отличия от католической церкви. Список стран, где распространено протестантство. Особенности протестантской веры

Протестантизм - одно из основных, наряду с православием и католицизмом, направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений церквей и сект. Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрошенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения - Священное писание. В XIX-XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь религии без Бога (т.е. только как нравственного учения). Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвия, Эстонии. Общее число приверженцев протестантизма около 325 млн. человек. Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны - от церкви как государственного учреждения (в Швеции, например) до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров); от больших конфессиональных (например. Всемирный союз баптистов) и даже межконфессиональных объединений экуменическое движение) до мелких изолированных сект.

Лютеранство - крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм.

Кальвинизм - одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты

Англиканство - одно из основных направлений протестантизма, в догматике которого сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасаюшей силе церкви. По культу и организационным принципам англиканская церковь близка католической, является государственной в Великобритании. Главой англиканской церкви является король, который назначает епископов. Примас англиканской церкви - архиепископ Кентерберийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов.

Старокатолицизм - течение, отколовшееся от католицизма после Ватиканского собора 1869-1870; зародилось в Германии на основе отрицания догмата о папской непогрешимости. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Сохраняя ряд моментов из католического культа, старокатолики не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. В этом старокатолики особенно близки к англиканам.

Меннониты - христианская секта. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа. Характерным для меннонитов является крещение людей в зрелом возрасте. Церковная иерархия отрицается, общины имеют самостоятельное управление.

Баптизм - одно из направлений протестантизма. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крешение совершают над взрослыми.

Квакеры - протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в. Отрицают институт священников, церковные таинства, внешнюю обрядность. Верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. Требуют безусловной честности в отношении друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т.д. Проповедуют пацифизм, широко практикуют благотворительность.

Методизм - одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.

«Армия спасения» - международная религиозно-филантропическая организация, созданная в 1865 и реорганизованная в 1878 по военному образцу методистским проповедником У.Бутсом, ставшим ее первым генералом, для религиозной пропаганды среди беднейших слоев населения Лондона. Ныне действу во многих странах мира. Возникнув на почве методизма, «Армия спасения» разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причастие не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Полагается, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. С этой целью созданы общественные столовые с бесплатным питанием, бригады помощи алкоголикам, заключенным, проводятся кампании против проституции и т.д.

Адвентисты - протестантская церковь, возникла в 30-е гг. XIX в. Проповедуют близость второго пришествия Христа и наступления на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня.

Иеговисты, или -Общество свидетелей Иеговы* - протестантская секта, основанная в 1872 в США. Иеговисты признают единым Богом Иегову, а Иисуса Христа - порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство Бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир - царство сатаны, в близкой битве (армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на земле установится царство Божье.

Мормоны, или «Святые последнего дня» - религиозная секта, основанная в США в 1-й половине XIX в. Главный источник вероучения - Книга Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) - включает положения иудаизма, христианства и других религий. Как считают мормоны, их учение призвано дать человеку счастье как в земной, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняются «закону прогресса», и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к Богу. Человек - «Бог в зародыше». Грехопадение было запрограммировано Богом. Сущность зла, греха - не неповиновение Богу, а восстание против закона прогресса». Мормоны ожидают скорого конца света, последней битвы с Сатаной. Рассматривают себя в качестве избранного народа Израиля. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру, однако враждебны другим церквам и экуменическому движению.

«Христианская наука» - религиозная организация протестантской ориентации. Основные ее принципы состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно лишь с помощью религиозной веры. Медицинские методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природы болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол - в широко распространенном ошибочном мнении о существовании материи как объективной реальности. Достаточно отказаться от этого заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от любого недуга.

Пятидесятники - протестантское течение, основой вероучения которого является миф о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа, вследствие чего они получили «дар пророчествования» - «говорения на иноязыках». В вероучении пятидесятничества большое место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. Пятидесятники соблюдают обряды крещения и хлебопрел о мления, большое значение придают мистическому общению с Богом. Для пятидесятничества характерны мистическая обстановка молений, вера в явления и видения, культ пророков и пророчиц.

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2 , 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5 , 20-21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3 , 10-11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил» . «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее» .

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2 , 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что они отвечают?" — "Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение"... У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание» .

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1 , 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их» . Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1 , 48). Это было сказано об истинных последователях Христа - православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1-11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9-10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18-22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу , сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <...> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты» .

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» .

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

Св. Иларион. Христианство или Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм.

Начнем с того, что слово ПРОТЕСТАНТИЗМ происходит вовсе не от слова ПРОТЕСТ. Тут просто совпадение в русском языке.

Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий).

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций.

Более подробно нужно остановиться на вопросе. Кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия — Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.

Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры:

Апостольский
Верую в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, Единого Его Сына, Господа нашего, который был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён, сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшёл на небеса, сидит одесную Бога Отца всемогущего, оттуда придёт судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, святую Вселенскую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь.

Халкидонский
Последуя Святым Отцам, мы согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы — по человечеству; Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяется в Одно Лицо и Одну Ипостась; — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и (как) Сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) то предал нам символ отцов.

Никео-Цареградский
Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтие Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и седящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, покланяемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков. И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь

Афанасьевский
Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь всеобщую [кафолическую] христианскую веру.Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель.
Всеобщая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве,не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества.
Ибо одна Ипостась Божества — Отец, другая — Сын, третья же — Дух Святой.Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино, слава [всех Ипостасей] одинакова, величие [всех Ипостасей] вечно.
Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой.Отец не сотворен, Сын не сотворен, и Дух не сотворен.
Отец не постижим, Сын не постижим, и Святой Дух не постижим.Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен.
И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным [Божеством].Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотворенный и один Непостижимый.
Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ.Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий.
Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог.Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом.
Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь.И все же существуют не три Господа, но один Господь.
Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждую Ипостась Богом и Господом, так и всеобщая [кафолическая] вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа.Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным.
Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но порожден.Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит [от Них].
Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других,
но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою. И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве.И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице.
Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа.Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком.
Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком, от естества матери Своей рожденным в должное время.Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною Душою и человеческим Телом.
Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей человеческой сущности.Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом.
Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога.Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по причине единства Ипостаси.
Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос,Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день;
Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях.
И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло — [будут посланы] в вечный огонь.
Это — всеобщая [кафолическая] вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения.

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма.

1. Sola Scriptura — «Только Писанием»
«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide — «Только верой»
Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий . Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia — «Только благодатью»
Это доктрина о том, что спасение — это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.
В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus — «Только Христос»
С точки зрения протестантов, Христос — это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.
Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).
Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria — «Слава только Богу»
Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты: «Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно — от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой — Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Что такое протестантизм? Это одно из трех направлений христианства, совокупность независимых церквей и деноминаций. История протестантизма берёт начало в 16 столетии, в эпоху широкого религиозного и общественно-политического движения, получившего название «Реформация», что в переводе с латинского языка означает «исправление», «преобразование», «превращение».

Реформация

В Средневековье в Западной Европе всем правила церковь. Причём католическая. Что такое протестантизм? Это религиозное общественное явление, которое возникло в первой половине 16 века как оппозиция Римско-католической церкви.

В октябре 1517 года Мартин Лютер разместил в дверях виттенбергской Замковой церкви сформулированные им положения, в основе которых лежал протест против злоупотреблений церкви. Этот документ в истории получил название «95 тезисов», а его появление ознаменовало начало важного религиозного движения. Протестантизм развитие получил в рамках Реформации. В 1648 году был подписан в Вестфальской мир, согласно которому религия, наконец-то, перестала играть важную роль в европейской политике.

Сторонники Реформации полагали, что католическая церковь давно и далеко отошла от первоначальных христианских принципов. Безусловно, они были правы. Достаточно лишь вспомнить торговлю индульгенциями. Для того чтобы понять, что такое протестантизм, следует ознакомиться с биографией и деятельностью Мартина Лютера. Этот человек был лидером религиозной революции, свершившейся в Западной Европе в XVI веке.

Мартин Лютер

Этот человек первым перевел Библию с латыни на немецкий. Он считается одним из основателей Hochdeutsch - литературного немецкого языка. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, который однажды уехал в большой город, где проработал на медных рудниках, а затем стал зажиточным бюргером. У будущего общественного и религиозного деятеля имелось неплохое наследство, кроме того, он получил хорошее по тем временам образование.

Мартин Лютер имел степень магистра свободных искусств, изучал юриспруденцию. Однако в 1505 году против воли отца принял монашеский обет. После получения степени доктора теологии Лютер развернул широкую оппозиционную деятельность. Он с каждым годом всё острее ощущал свою слабость по отношению к Богу. Побывав в Риме в 1511 году, был ошеломлён развращенностью римско-католического клира. Вскоре Лютер стал главным противником официальной церкви. Он сформулировал «95 тезисов», которые были направлены, прежде всего, против продажи индульгенций.

Лютера незамедлительно осудили и, по традициям того времени, назвали еретиком. Но он, насколько это было возможным, не обращал внимания на нападки и продолжал свое дело. В начале двадцатых годов Лютер приступил к переводу в Библии. Он активно проповедовал, призывал к обновлению церкви.

Мартин Лютер полагал, что церковь не является обязательным посредником между Богом и человеком. Единственный путь спасения души, по его мнению, это вера. Он отвергал всяческие декреты и послания. Главном источником христианских истин считал Библию. Именем Мартина Лютера названо одно из направлений протестантизма, суть которого отвержение главенствующей роли церкви в жизни человека.

Значение термина

Сутью протестантизма изначально являлось отвержение католических догм. Сам этот термин переводится с латыни как «несогласие», «возражение». После того как Лютер сформулировал свои тезисы, начались преследования его сторонников. Шпайерская протестация - документ, который был подан в защиту приверженцев Реформации. Отсюда и название нового направления в христианстве.

Основы протестантизма

История этого христианского направления начинается именно с Мартина Лютера, который полагал, что человек найти путь к Богу способен и без церкви. Основные истины изложены в Библии. В этом, пожалуй, заключается философия протестантизма. В свое время, конечно, основы его были изложены довольно пространно, причём на латыни. Реформаторы сформулировали принципы протестантской теологии следующим образом:

  • Sοla Scriptura.
  • Sοla fide.
  • Sοla gratia.
  • Sοlus Christus.
  • Sοli Deο glοria.

В переводе на русский язык эти слова звучат приблизительно так: «только Писание, вера, благодать, Христос». Протестанты сформулировали пять тезисов на латыни. Провозглашение этих постулатов стало итогом в борьбе с католическими догмами. В лютеранском варианте существует всего три тезиса. Рассмотрим более подробно классические идеи протестантизма.

Только Писание

Единственным источником божьего слова для верующего человека является Библия. В ней и только в ней заключаются основные христианские доктрины. Библия не требует интерпретации. Кальвинисты, лютеране, англиканцы в разной степени не приняли старые традиции. Однако все они отрицали авторитет Папы, индульгенции, спасение за добрые дела, почитание мощей.

В чем же отличается протестантизм от православия? Различий между этими христианскими направлениями немало. Одно из них заключается в отношении к святым. Протестанты, за исключением лютеран, их не признают. В жизни православных почитание святых играет важную роль.

Только верой

Согласно протестантскому учению, спастись от греха человек способен только с помощью веры. Католики полагали, что достаточно всего лишь приобрести индульгенцию. Однако это было давно, в Средневековье. Сегодня многие христиане полагают, что спасение от грехов наступает после совершения добрых дел, которые, по мнению протестантов, являются неизбежными плодами веры, свидетельством прощения.

Итак, одна из пяти доктрин - Sola fide. В переводе на русский язык означает «только верой». Католики считают, что прощение приносят добрые дела. Протестанты добрые дела не обесценивают. Однако главным для них является всё же вера.

Только благодатью

Одним из ключевых понятий христианского богословия является благодать. Она приходит, согласно протестантской доктрине, как незаслуженная милость. Единственный субъект благодати - Бог. Она всегда действительна, даже в том случае, если человек не предпринимает каких-либо действий. Люди заслужить благодать не могут своими поступками.

Только Христос

Церковь не является связующим звеном между человеком и Богом. Единственный посредник - Христос. Впрочем, лютеране чтят память Девы Марии и прочих святых. В протестантизме упразднена церковная иерархия. Крещеный человек вправе проповедовать, совершать богослужение без духовенства.

В протестантизме исповедь не столь важна, как в католицизме и православии. Полностью отсутствует отпущение грехов священнослужителем. Однако существенную роль в жизни протестантов играет покаяние непосредственно перед Богом. Что касается монастырей, то их они и вовсе отвергают.

Только Богу слава

Одна из заповедей гласит «Не сотвори себе кумира». На неё и опираются протестанты, утверждая, человек должен преклоняться только перед Богом. Спасение даруется исключительно через его волю. Реформисты полагают, что любое человеческое существо, в том числе и святой, канонизированный церковью, недостоин славы и почтения.

Существует несколько направлений протестантизма. Основные - лютеранство, англиканство, кальвинизм. Стоит рассказать об основателе последнего.

Жан Кальвин

Французский богослов, последователь Реформации постриг принял еще в детстве. Обучался в университетах, где обучалось немало лютеран. После того как во Франции конфликт между протестантами и католиками существенно обострился, уехал в Швейцарию. Здесь учение Кальвина приобрело широкую популярность. Он пропагандировал протестантизм также и на своей родине, во Франции, где число гугенотов быстро росло. Центром Реформации стал город Ла-Рошель.

Кальвинизм

Итак, основоположником протестантизма на франкоязычном пространстве стала Жан Кальвин. Однако Реформатские теории он продвигал больше в Швейцарии. Попытка гугенотов, тех же кальвинистов, закрепиться у него на родине, не имела особого успеха. В 1560 году они составляли примерно 10 % от общего населения Франции. Но во второй половине 16 столетия разразились Гугенотские войны. В ходе Варфоломеевской ночи было уничтожено около трех тысяч кальвинистов. Все же гугеноты добились некоторых послаблений, что удалось им благодаря Нантскому эдикту - закону, который даровал французским протестантам вероисповедные права.

Кальвинизм проник и страны Восточной Европы, но здесь не занял лидирующего положения. Влияние протестантизма было довольно сильным в Голландии. В 1571 году кальвинисты прочно закрепились в этом государстве и образовали Нидерландскую реформатскую церковь.

Англиканство

Вероисповедная база последователей этого протестантского течения утверждены еще в шестнадцатом столетии. Главная особенность англиканской церкви - абсолютная лояльность трону. Согласно мнению одного из основоположников учения, атеист представляет собой угрозу для нравственности. Католик - для государства. Сегодня англиканство исповедует около семидесяти миллионов человек, из них больше трети проживает в Англии.

Протестантизм в России

Первые приверженцы Реформации появились на территории России и ещё в шестнадцатом столетии. Сперва это были протестантские общины, основанные мастерами торговцами из Западной Европы. В 1524 году между Швецией и великим княжеством московским был заключён мирный договор, после чего в страну хлынули последователи Мартина Лютера. Это были не только торговцы, но также художники, аптекари, ремесленники.

Уже, в царствование Ивана IV, в Москве появились также медики ювелиры. Многие прибыли из европейских стран по приглашению, как представители социальных профессий. Ещё больше иностранцев появилась во времена Петра Первого, который активно приглашал высококвалифицированных специалистов из протестантских стран. Многие из них стали впоследствии частью российской знати.

Согласно Ништадскому договору, заключенному в 1721 году, Швеция уступила России территории Эстляндии, Лифляндии, Ингерманландии. Жителям присоединенных земель гарантировалась свобода вероисповедания. Об этом было сказано в одном из пунктов договора.

Иностранцы появлялись на территории России и другим путем, менее мирным. Особенно много протестантов было среди военнопленных, в частности, после Ливонской войны, завершившейся в 1582 году. В конце 17 столетия в Москве появились две лютеранские церкви. Кирхи также были построены в Архангельске, Астрахани. В течение 18 столетия в Петербурге сформировалось несколько протестантских общин. Среди них три немецкие или итальянские, одна голландская реформатская. В 1832 году был утвержден устав протестантских церквей на территории Российской империи.

Крупные протестантские общины на протяжении XIX столетия появлялись и на Украине. Их представители были, как правило, потомками немецких колонистов. В середине 19 века в одной из украинских деревень образовалась община штундистов, которая в конце шестидесятых годов насчитывала более тридцати семей. Штундисты сперва посещали православной церкви, обращались к пастырю для совершения брака в причине детей. Однако вскоре начались преследования, которые сопровождались конфискацией литературы. Тогда и произошёл разрыв с православием.

Церкви

В чём заключаются главные особенности протестантизма, сказано выше. Но есть ещё внешние отличия этого христианского направления от католицизма, православия. Что такое протестантизм? Это учение, согласно которому в жизни верующего главным источником истины является Священное Писание. Протестанты не практикуют молитвы за умерших. К святым они относятся по-разному. Некоторые их почитают. Другие полностью отвергают. Протестантские церкви свободны от пышного убранства. В них нет икон. Зданием для церкви может служить любая постройка. Протестантское богослужение состоит из молитвы, проповеди, пения псалмов и причастия.

Протестанты, кто они? Протестанты – это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких ветвей христианского учения. Протестанты, католики и православные придерживаются основополагающих принципов христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году.

Символ Веры.

Веруем во Единого Бога, Всемогущего Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло; для нас человеков и для нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и девы Марии и вочеловечившегося; распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по Писаниям; и вошедшего на Небеса, и сидящего одесную Отца; и опять грядущего со славою судить живых и мертвых; Которого царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, животворящего, исходящего от Отца, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, изрекавшего чрез пророков. В Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение в отпущение грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его Божественную сущность и грядущее Пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние вера необходимы, чтобы иметь жизнь вечную и избежать ада. Все вместе эти три группы и составляют самую большую религию в мире – христианство. По всему миру насчитывается около 400 миллионов протестантов, 1,15 млрд. католиков и 240 миллионов православных (энциклопедия «Википедия»).

Однако взгляды католиков православных и протестантов на некоторые вопросы разнятся. Протестанты, или евангельские христиане, верят, что Библия – самый авторитетный источник учения для христиан. Православные христиане и католики в основном верят, что церковные традиции имеют большой вес и считают, что можно понять Библию только в контексте церковной традиции. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в эту основополагающую палитру мнений. Однако, несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна 17:21 «Да будут все едино…».

Кто такие протестанты с точки зрения истории?

Строго говоря, сам термин «протестанты» был применен к пяти немецким князьям, которые выразили протест против санкций принятых католической церковью в отношении Мартина Лютера – доктора богословия, монаха, который изучая Библию, пришел к выводу, что Церковь отступила от учения Христа и Апостолов. Мартин Лютер призвал христиан вернуться к Библии (которую в 16 веке уже мало кто читал) и верить так, как верила древняя христианская Церковь. Позже название «протестанты» закрепилось за всеми последователями немецкого реформатора. А так же за всеми христианами, которые так или иначе провозглашали свою верность Писанию и евангельской простоте, образ которой они видели в первоапостольской церкви. Исторически принято считать, что протестантизм зародился в Европе в 16 веке. Он распространялся по планете, охватывая разные страны и континенты, порождая внешне разные, но внутренне единые христианские конфессии и деноминации. К «первой волне» протестантизма, возникшей в 16 веке принято относить лютеран, кальвинистов (реформатские церкви). В 17-18 веках в движении протестантов «второй волны» появились такие течения, как баптисты, методисты. К «третьей волне» протестантизма возникшей в 19-20 веках принято относить евангельских христиан (евангелистов), Армию спасения, пятидесятников и харизматов. Пламенными проповедниками идей, которые позже назовут протестантскими, были учителя ранней церкви Тертуллиан и Августин блаженный, проповедники Джон Виклиф и Ян Гус (сожженный на костре за свои убеждения), и многие другие.

Однако в связи с этим возникает другой вопрос: Кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Что Протестанты считают основой своей веры? Это прежде всего, Библия – Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам. Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский, Халкидонский, Никео-Царьградский, Афанасьевский. Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura – «Только Писанием» «Веруем, учим, исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Заветов»

2. Sola fide – «Только верой» Это учении об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты е обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia – «Только благодатью» Это доктрина о том, что спасение – это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

4. Solus Christus – «Только Христос» С точки зрения протестантов, Христос – это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него. Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а так же учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «Всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo Gloria – «Слава только Богу» Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклонятся только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Против чего протестуют протестанты?

Слово «протестант» вошло в обиход со времен Мартина Лютера, когда немецкие князья выразили протест на церковном соборе в Спирее в 1529 году против формального вероисповедания, продажи индульгенций и покупки церковных должностей. Сейчас протестантскими называют все евангельско-христианские организации. Современные протестанты в России протестуют против абортов, алкоголизма, наркомании – против греха и против формального вероисповедания.

Как протестанты истолковывают Библию?

Протестанты считают, что каждый христианин ответственен за качество своей духовной жизни. Каждый может сам понимать основные доктрины Библии с Божьей помощью, размышляя над Писанием и внимательно изучая его.

Что протестанты думают о церковных традициях?

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8 «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

Почему большинство протестантов не крестят младенцев?

Протестанты верят, что все дети после смерти попадают в рай. Библия говорит, что дети не знают добра и зла. В Послании к Римлянам 5:13 написано: «… Но грех не вменяется, когда нет закона». В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев.

Почему протестанты крестятся в воде снова, когда становятся взрослыми?

В Деяниях Апостолов 19:1-7 Апостол Павел крестил 12 человек, которые были крещены до этого. Многие протестанты считают, что крещение без покаяния бессмысленно, и так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла, то взрослым часто рекомендуют креститься снова, после того, как они покаются. Большинство протестантов следуют библейским примерам, в которых крещение происходит после покаяния, а не наоборот (Евангелие от Матфея 3:6; от Марка 1:5, 16:16; от Луки 3:7-8; Деяния 2:38,41,8:12,16:15,33,18:8,19:5,22:16).

Почему в церквях и домах протестантов нет икон?

Протестанты считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш». Во Второзаконии 4:15-16 Господь говорит: «Твердо держите в руках ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь … дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…». Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклонятся этим образом вместо Бога.

Почему протестанты не молятся святым или деве Марии?

Протестанты говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю. Они основывают это на Второзаконии 18:10-12, где говорится: «Не должен находиться у тебя… вопрошающий мертвых». «Вопрошающих мертвых» значит тот, кто общается с умершими (от еврейского «дараш» - консультироваться, узнавать, искать или молится умершим). Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1Паралипоменон 10:13-14). В 1Тимофею 2:5 говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос».

Кто такие протестанты с точки зрения общественного мнения?

Советские религиоведы дают протестантизму весьма спокойные и не кричащие оценки: «Протестантизм одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных Церквей и вероисповеданий, связанных своим происхождением с Реформацией… Разделяя общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство для верующих, исключительный авторитет Библии как единственного источника вероучения». Энциклопедия «Кругосвет» дает протестантизму такое определение: «Протестантизм, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции». Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней» называет протестантизм одним из главных направлений в христианстве. Люди, которым не чужда русская христианская духовность даже склонны отзываться о протестантизме весьма образом. А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву писал, что единство христианской церкви находится во Христе и именно так верят протестанты!Пушкин признавал протестантизм подлинно христианской Церковью. Ф.И Тютчев высоко ценил протестантизм, что нашло отражение в его стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье», где поэт восхищается верой, которая ведет людей к Богу и побуждает к молитве.

Протестантизм, как и любое религиозное движение весьма многообразен. Протестантизм – это вера композиторов И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, писателей Д. Дэфо, К.С. Льюиса, ученых И. Ньютона и Р. Бойля, религиозных лидеров М. Лютера и Ж. Кальвина, борца за права человека М.Л. Кинга и первого лауреата конкурса им. Чайковского Вана Клиберна. А наш современник, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор наук, востоковед И.В. Подберезский пишет: «Протестантская Россия – что за чушь?» - иронически вопрошали в конце прошлого – начале нынешнего века, в разгар гонений на протестантов. И тогда же был дан ответ, суть которого можно повторить и сейчас: «Протестантская Россия – это Россия богобоязненная, работящая, непьющая, не лгущая и не крадущая». А это вовсе не чушь. И право же, с ней стоит познакомиться поближе». И хотя общественное мнение – не критерий истины, равно как и мнение большинства (было же в истории человечества время, когда большинство считало Землю плоской, но от этого истина о шарообразности нашей планеты не изменялась), тем не менее немало россиян находит протестантизм положительным явлением в русской духовной жизни.

И, хотя мнение людей очень интересно и важно, наверняка многим хочется узнать: А кто такие протестанты с точки зрения Бога?

Уж коль скоро Бог оставил нам Свое мнение в Библии, то мы можем дерзнуть и сказать, что Богу нравятся люди, которые протестуют! Но протестуют не в общем смысле этого слова… Протест их – это не проявление неуживчивого характера. Он направлен против греха, гордыни, сектантской брезгливости, невежества, религиозного мракобесия. Первых христиан называли «всесветными возмутителями», за то, что они дерзали исследовать Писание и доказывать свою веру на основании Писания. А возмутители – это бунтари, протестанты. Апостол Павел считал, что Крест Христов – это скандал для неверующего мира. Неверующий мир поставлен в неловкое положение, Бог, сама мысль о существовании, Которого делает неуютной жизнь миллионов грешников, вдруг показал свою любовь к этому миру…

Бог стал Человеком и умер за их грехи на кресте, а потом воскрес и победил грех и смерть. Бог вдруг наглядно показал Свою Любовь к ним. Любовь как первый весенний ливень готовую обрушиться на головы обывателей, смывая грехи, увлекая за собой мусор и осколки разбитой и никчемной жизни.

Да, протестанты, - это люди, которые против. Против вялотекущей религиозной жизни, против злых дел, против греха, против жизни вразрез с Писанием! Протестанты не мыслят жизни без верности Христу, без пламенеющего в молитве сердца! Они протестуют против пустой жизни без смысла и Бога!

___ Может быть настало время нам всем присоединиться к этому протесту?____

Похожие публикации