Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

На какие вопросы отвечает деепричастие? Деепричастие - примеры. Слова-деепричастия. Деепричастие

Так или иначе, оба они накрепко связаны с глаголом по морфологическим признакам и по значению. Значение определяет, на какие вопросы отвечает причастие, а также деепричастие.

Причастие

Эта часть речи имеет не только глагольные характеристики, но и признаки прилагательного. Языковеды дают разные определения причастию. Профессор А. М. Пешковский называет его смешанной частью речи, В. В. Виноградов именует причастие гибридной глагольно-прилагательной формой, сочетающей в себе специфику глагола с чертами прилагательного. Причастие, как и прилагательное, указывает признак предмета, но не простой, а признак по действию, а это роднит его с глаголом.

На какие вопросы отвечает причастие

Поскольку речь идет о признаке предмета (хоть и по действию), причастие характеризуется вопросами: какой (-ая, -ое, -ие)? Краткое причастие отвечает на вопросы: каков? каковы?

Теперь посмотрим, какие морфологические особенности причастие унаследовало от глагола, а какие - от прилагательного. Выясним, на какие вопросы отвечает причастие в разных грамматических формах.

Глагольные признаки причастия

Как и глагол, причастие имеет вид, возвратность, время, краткую и полную формы в страдательном залоге.

Причастия способны быть совершенного и несовершенного вида: рубленая изба / срубленный сук.

Причастия бывают невозвратными и возвратными: несущий истину / несущийся во весь опор.

Причастия употребляются только двух временах - настоящем и прошедшем: играющий ребенок / игравший на скрипке.

Действительные причастия и страдательные

В зависимости от того, сам ли предмет совершает действие или же он принимает на себя действие другого предмета или лица, причастия делятся на две категории: действительные и страдательные.

Действительное причастие отвечает на вопросы: какой (-ая, -ое, -ие)? Смысл его - выразить признак предмета, который самостоятельно совершает действие. (Пример: Школьники, посадившие лиственницу, ухаживают за деревцем.)

У действительных причастий в настоящем времени пишутся следующие суффиксы: -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-) . В прошедшем времени эти причастия пишутся с суффиксами -вш-, -ш- . (Примеры: несущий, читающий, дышащий, зависящий, читавший, несший.)

Страдательные причастия откликаются на те же вопросы, что и действительные, и обозначают признак предмета, подвергшегося чужому действию. (Пример: Лиственница, посаженная ребятами, хорошо прижилась.)

Вот как пишутся суффиксы страдат. причастий: -нн-, -енн-, -ом- (-ем-), -им-, -т- . (Примеры: несомый, читаемый, зависимый, читанный, встроенный, мытый.)

В страдательном залоге встречается и полное, и краткое причастие. На какие вопросы отвечает оно? Это: каков? каково? какова? и каковы? (Примеры: дерево посажено школьниками, сок выпит вчера, рубашка вышита по вороту, овощи выращены на садовом участке.)

Признаки прилагательного у причастия

Как и прилагательное, причастие способно изменяться по числам, родам, а в полной форме - по падежам. Здесь не составит труда определить, на какие вопросы отвечает причастие, используемое в конкретном падеже. Примеры:

  • Именительный падеж: человек (какой?) думающий, блокноты (какие?) исписанные.
  • Родительный падеж: человека (какого?) думающего, блокнотов (каких?) исписанных.
  • Дательный падеж: человеку (какому?) думающему, блокнотам (каким?) исписанным.
  • Винительный падеж: человека (какого?) думающего, блокноты (какие?) исписанные.
  • Творительный падеж: человеком (каким?) думающим, блокнотами (какими?) исписанными.
  • Предложный падеж: о человеке (каком?) думающем, о блокнотах (каких?) исписанных.

Особенности пунктуации причастного оборота

Причастие, при котором есть зависимое слово, составляет причастный оборот. Он обособляется запятыми, если находится после слова, которое определяет. (Пример: Дуб, одиноко растущий на равнине, был для меня своеобразным маяком.)

Причастный оборот не требует запятых, если он располагается перед определяемым словом. (Пример: Одиноко растущий на равнине дуб был для меня своеобразным маяком.)

Синтаксическая характеристика причастия

Эта часть речи чаще всего выступает в предложении в качестве определения. «Родственные связи» с глаголом делают причастие способным быть в предложении частью составного сказуемого, правда, это доступно лишь кратким формам причастия. А причастный оборот, который является неделимой конструкцией и в предложении весь целиком является членом предложения, может вообще быть любым второстепенным членом.

Деепричастие

Эту часть речи можно образно растолковать как деятельное причастие (дее + причастие). Его вопросы больше напоминают вопросы к глаголам, нежели к прилагательным, как у причастия. Задача деепричастия - обозначать добавочное действие при имеющемся основном, которое выражено глаголом. Можно сказать, что деепричастие украшает глагол: «Она гуляла, рассматривая осенние деревья». В этой части речи соседствуют характеристики глагола и наречия. С глаголом деепричастие роднит то, что оно бывает возвратным, имеет совершенный и несовершенный виды. Сходство с наречием запечатлено в его неизменяемости.

Вопросы, которые задают к деепричастию

Деепричастия вида совершенного выражают законченное добавочное действие, а потому подразумевают вопрос «что сделав?». (Примеры: сыграв на рояле, произнеся тост, сорвав ветку.) Образуются они обычно от основы инфинитива совершенного вида, к которым добавляют суффиксальные морфемы -в, -вши, -ши . Иногда деепричастия сов. вида образуются от основы глаголов будущего времени, тогда используется суффикс -а, (-я) .

Деепричастия вида несовершенного выражают добавочное действие, которое еще длится, оно не закончено. Соответственным является и вопрос: что делая?. (Примеры: играя на рояле, произнося тост, срывая ветку.) Эта категория деепричастий создается путем прибавления к основе глаголов настоящего времени и несовершенного вида суффикса -а (-я) . А суффикс -учи помогает создать деепричастие несов. вида от глагола «быть»: будучи.

Особенностью пунктуации деепричастия является то, что оно в предложении всегда выделяется запятыми. Исключением можно называть только те деепричастия, которые перешли в наречия, они в этом случае располагаются после глагола и подразумевают вопрос: как?. (Пример: Люди смотрели молча.)

Деепричастный оборот

Деепричастие плюс зависимое слово - это деепричастный оборот. На письме он, как и одиночное деепричастие, всегда выделяется запятыми. Исключением являются деепричастные обороты, ставшие фразеологизмами. (Пример: Работать засучив рукава.)

Синтаксическая роль у деепричастий всегда одна - обстоятельство.

Мы выяснили, на какие вопросы отвечает причастие и деепричастие, а также увидели, особенности каких частей речи несут в себе эти особые формы глагола.

на какой вопрос отвечает деепричастие?

  1. Что делая? Что сделав?
  2. ЧТО ДЕЛАЯ!? ЧТО СДЕЛАВ!?
  3. что делая? что сделав?
  4. Деепричастие!
    Дееприча#769;стие неизменяемая форма глагола самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства) , обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

    Сходные глагольные формы существуют в индоевропейских языках русском, латинском, французском, а также в тюркских, венгерском и эскимосском языках.

    Содержание
    1 Деепричастие в русском языке
    1.1 Вид
    1.2 Синтаксическая роль
    1.3 Примеры
    Деепричастие в русском языкеПо происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий. Однако оно имеет и признаки глагола например, время. Виднесовершенный обозначает прошедшее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а (-я) и отвечает на вопрос что делая? Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем после.
    совершенный обозначает настоящее время и отвечает на вопрос что сделав?
    Синтаксическая рольОбычно примыкает к глаголу, выполняющему роль сказуемого, является обстоятельством и не спрягается.
    Реже примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным.
    Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, несущему основную мысль сказуемого; допускает замену спрягаемой формой глагола.
    В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия. Несоблюдение этого правила приводит к комическому эффекту, описанному Чеховым в рассказе Жалобная книга (фраза Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин) .

    На письме деепричастный оборот (деепричастие с зависимыми словами) выделяется запятыми, отдельное деепричастие не всегда.

    Примеры Рассказывая, он громко смеялся.
    Стрела, пролетев, вонзилась в дерево.
    Зима. Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь (А. С. Пушкин)

Деепричастие, как и причастие, необходимо узнавать, потому что с ним связано одно из самых проблемных синтаксических правил - деепричастный оборот.
Давайте опять рассмотрим "семейный" портрет:

Папа у деепричастия - глагол. Он любит задавать вопрос: что делая? что сделав? - вы видите, это уже не вопросы глагола, а деепричастия.

Мама - (О! мама у нег о очень строгая. Она генерал милиции) Поэтому очень любит задавать вопросы. Зовут её -наречие

Сынок - деепричастие.

И конечно, сынок похож на папу тем, что обозначает ещё одно, добавочное действие

Похож сынок и на маму тем, что, как и наречие, вообще не изменяется. Никак. Никогда. И часто отвечает на те же вопросы, что и наречие.

А у самого сынка- деепричастия большая беда. И он постоянно говорит о ней своими суффиксами: -А-,-Я-,-ВШИ- ,-В-

Посмотрим на такие примеры:

девочка идёт, напевая.
мальчик идёт, напевая
дети идут, напевая

Мы видим, что деепричастие не изменяется по родам, числам.

Но, как и глагол, деепричастие бывает несовершенного вида (что делает?) и совершенного вида (что сделает?)

Также деепричастие может иметь возвратную форму (ся, сь)

Поезд замедлял ход, (что ещё делая?) подходя к станции. {замедлял (когда?) подходя. подходил и замедлял}

Поднявшись (что сделав?) на гору, мы увидели изумительную панораму. {увидели (когда?) поднявшись поднялись и увидели}

Одной из самых частых ошибок при написании в предложении деепричастия, является его неправильное употребление.
Происходит это вот почему:
В любом предложении глагол и деепричастие должны обозначать обязательно действие одного и того же предмета - подлежащего .

Найдя лодку, туристы обрадовались.
туристы == обрадовались
туристы == нашли (найдя)

Найдя лодку, радость охватила туристов
радость==охватила
радость == нашли (найдя)

Мы видим, что второе предложение составлено неправильно, так как дабавочное действие явно не относится к подлежащему.

Самый знаменитый пример неправильно составленного предложения написал А. П, Чехов:

Подъезжая к вокзалу, у меня с головы слетела шляпа.
шляпа === слетела
шляпа === подъезжала (подъезжая)

И последнее на сегодня.

Часто путают между собой деепричастия с суффиксом - вши- и причастие с суффиксом -вш- и окончанием - ий.

Игравший на лугу мальчик звонко смеялся. Главное - вопрос: мальчик какой? игравш-ий.

Игравши на лугу, мальчик звонко смеялся. мальчик ==смеялся (что делая?) игравши (играл и смеялся)

Итак, смотрим прежде всего на вопросы: деепричастие никогда не может отвечать на вопрос прилагательного: какой? , потому что у него другая мама.
Деепричастие неизменяемая, как и наречие, форма, поэтому у него
не может быть о кончания.

у причастия суффикс - вш- буквы -ий- (ия. ие...) - это окончание.
у деепричастия - вши- буква И всего одна и входит в суффикс

набравшись храбрости
набравшийся храбрости
познакомившись с попутчиками
познакомившийся с попутчиками
выбравшись на поверхность
выбравшийся на поверхность.

Ну вот на сегодня и всё. Мы с вами ещё не раз встретимся с весёлыми семейками причастия и деепричастия, когда будем обсуждать их правописание и обособление.

Всего вам доброго. Любящая вас баба Оля.

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия .

К признакам глагола относятся вид ( читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность ( читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность ( умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

- от глаголов на -чь: печь - пекя ( печа );

- от глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

- от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

- от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -п ь я.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный : испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить: жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано

II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность.

III. Синтаксическая роль

Образец морфологического разбора деепричастия

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой).

I. Потягивая (что делая?) - деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

I. (что делая?) -деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, возвр., неперех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) жмурясь (обстоятельство)

I. Окончив (что делая?) - деепричастие;

II . признаки: СВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Хрустнула (когда?) окончив (обстоятельство)

В структуре русского языка наряду с существуют так называемые особые формы глагола, о которых спорят многие лингвисты. Одни из них говорят, что по и деепричастия могут быть выведены в состав знаменательных частей, другие же утверждают, что слишком велика зависимость этих форм от самого глагола, и потому ни о какой самостоятельности не может быть и речи. Так или иначе, но в школьной программе деепричастие названо особой неизменяемой формой глагола, которая имеет значение добавочного действия и грамматические признаки наречия и глагола. Чтобы определить, является ли конкретное слово из контекста этой самой особой формой, следует знать, на какие вопросы отвечает деепричастие. В данном случае это "Что делая?" или "Что сделав?" Стоит отметить, что, отвечая на эти вопросы, слово должно дополнять сказуемое, а именно указывать на то, как совершается основное действие в предложении.

Признаки глагола

Так как деепричастие образуется от глагола и является его особой формой, оно имеет и присущие этой части речи морфологические признаки. Во-первых, вид: он может быть совершенным и несовершенным, в зависимости от того, указана ли законченность действия или нет. Например: посмотрев (СВ) и смотря (НСВ). переходность: деепричастие, как и глагол, при переходной форме может употребляться без предлога вместе с именными частями речи в родительном падеже - при отрицании - и в именительном и винительном падеже при утверждении. Например: построив отношения . А непереходное деепричастие, примеры которого часто встречаются в устной речи, всегда употребляется с предлогами. Например: спеша на помощь, радуясь солнцу .

Признаки наречия

Для того чтобы определить морфологические признаки, схожие с наречием, нужно вспомнить, на какие вопросы отвечает деепричастие. Например: я стою у окна, вглядываясь (что делая? как?) вдаль . Из примера четко видно, что слово вглядываясь обозначает одновременно и действие, и его признак, зависит от основного глагола и в предложении выступает в роли обстоятельства. Других морфологических признаков, свойственных самостоятельной части речи, таких как род, лицо, время и число, оно не имеет, так как является неизменяемым.

Деепричастие несовершенного вида

При изучении данной темы особое внимание следует уделить тому, на какие вопросы отвечает деепричастие разного вида. Так, например, несовершенные деепричастия имеют значение одновременного совершения дополнительного действия с тем, которое указывается сказуемым и отвечает на вопрос "Что делая?". Например: стоя на скамейке, он доставал чашку с верхней полки .

Образуются такие деепричастия на основе глаголов НСВ в настоящем времени при помощи суффиксов -а- или -я-. Исключением является слово быть , которое преобразуется в особую форму посредством суффикса -учи-. В других случаях -учи- и -ючи- используют исключительно для того, чтобы получить стилистически окрашенное деепричастие. Примеры: быть - будучи, играя - играючи .

Стоит отметить, что не все могут стать основой для деепричастия. В образовании не участвуют лексические единицы с окончаниями на -чь, -нуть, а также с шипящими внутри слова и с основой только из согласных букв. Например: печь, сохнуть, пишут, пьют.

Деепричастия совершенного вида

Немаловажно знать, на какие вопросы отвечает и как оно образуется, так как именно эти правила помогут правильно образовывать нужную форму слова. Вопрос для деепричастий СВ звучит так: "Что сделав?" Такие слова имеют значение действия, которое произошло до указанного сказуемым. Например: став на скамейку, он достал чашку с верхней полки .

Образуются данные деепричастия от основы в прошедшем времени при помощи присоединения следующих суффиксов:

  • -в-, если основа глагола заканчивается на гласную букву (сделав, скинув, сняв );
  • -вши-, если глагол является возвратным и его основа заканчивается на гласный (поглядевши, погладивши, увидевши );
  • -ши-, если основа заканчивается на согласный (потерявши, спрятавши ).

Причастия и деепричастия: разница

Очень важно не путать вопросы причастия и деепричастия и научиться различать эти формы глаголов. На самом деле ничего сложного здесь нет. Для того чтобы правильно определять, в какой форме употреблено слово, следует запомнить, какие вопросы у деепричастия (Что сделав? Что делая?), а какие - у причастия (Что делающий? Что сделавший?). Также следует отметить, что у этих двух форм совершенно разные морфологические признаки и значение. Так, например, причастие обозначает действия с ярко выраженными признаками прилагательного, в то время как деепричастие имеет значение добавочного действия.

Морфологический разбор деепричастия

Одной из основных тем при изучении раздела русского языка о деепричастии является данной формы глагола. Перед тем как приступить к анализу, в предоставленном предложении следует выделить грамматическую основу и найти деепричастие. Для этого к словам от грамматической основы ставятся вопросы. Пока что ничего сложного. Зная, что деепричастие отвечает на вопросы (примеры перечислены выше), указывающие на дополнительное действие предмета или лица, о котором идет речь в предложении, определить его достаточно просто. Далее его записывают и приступают к анализу.

Морфологический разбор проводят по следующей схеме:

  1. Записывают название части речи, ее грамматическое значение и указывают вопрос, который к ней можно поставить от главного слова.
  2. Записывают начальную форму деепричастия и перечисляют его морфологические признаки, а именно: вид деепричастия (совершенный или несовершенный) и его возвратность.
  3. Далее следует указать, что разбираемое слово является неизменяемой формой, а потому не имеет непостоянных морфологических признаков.
  4. В заключение указывают, каким членом предложения является деепричастие в данном случае.

Похожие публикации