Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Некрасов история любви. Панаева авдотья яковлевна. Заключительное слово учителя

07:47 am - Любовь поэта:Некрасов

НАЁМНЫЕ ЖЁНЫ НЕКРАСОВА

Как любил «певец русской женщины»

«Всех возмущало не то, что Некрасов был многолюб, многоженец, неспособный к однобрачной любви. Таковы почти все лирики… Пушкин любил сто тринадцать или сто четырнадцать женщин и это казалось естественным, это ни в ком не вызывало вражды. Если что возмущало в Некрасове, так именно то, что любовь Некрасова, по крайней с первого взгляда, не была любовью поэта… Разойдясь с одной женщиной, он мгновенно сходился с другой… Женщины для него не любовницы, но как бы наёмные жены». Так писал знаток творчества и и личности Н.А.Некрасова Корней ЧУКОВСКИЙ в своей статье «Подругипоэта». Статья была напечатана в историческом альманахе «Минувшие дни», начавшем выходить в конце1927 года. После четырех выпусков альманах был прикрыт явно по идеологическим соображениям, а увидевшие свет сборники в библиотеках угодили в закрытый фонд. Поэтому предложенная К.И.Чуковским трактовка интимной жизни «певца русской женщины» вряд ли известна широкому кругу любителей русской поэзии…

УТОМИТЕЛЬНАЯ ПАНАЕВА

Привлекательная смуглянка с постоянным румянцем на лице Авдотья Яковлевна ПАНАЕВА, бывшая замужем за писателем И.И.Панаевым, прочнее всех остальных женщин была спаяна с биографией поэта. Ей он посвятил больше любовных стихов. Только она вошла в его литературную жизнь. От неё единственной Николай Алексеевич имел ребёнка, скончавшегося в младенчестве. Но она была уже третьей или четвёртой подругой поэта…

Любовная жизнь мастера пера началась в Петербурге, где он сперва скитался полубездомным бедняком. Его первая подруга была весёлой гувернанткой. Её смех доставлял ему радость:

Ты хохочешь так бойко и мило,

Такврагов моих глупых бранишь,

То, понуря головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь…

Но зачастую смертельно усталый, задавленный непосильной литературной поденщиной, он в ответ на участливые вопросы и ласки любимой уныло молчал. Пушкинское «чудное мгновенье» превращалось у него в молчаливую скуку. И «при виде этой страстной преданности начинало разыгрываться сладострастие жестокости». Автор упомянутой статьи пишет: «В первой половине жизни Некрасов – плебей, и его любовь – любовь плебея… Они любили друг друга неумело и страстно, голодали и нищенствовали, расходились и снова сходились, но эти богемные годы прошли, и плебейская любовь заменилась у Некрасова барской».

По мнению Чуковского, Авдотья Панаева была из тех утомительных женщин, которые любят ощущать себя мученицами. Живя с Некрасовым в 1850-е годы, она писала друзьям: «Радость мне нейдёт. Об удовольствиях я так же мало думаю, как преступник о рае», «лишь бы не потерять головы от горя…» Она признавалась, что была противна поэту своею «исступлённою грустью».

В 1860году Некрасов бурно влюбляется в какую-то девушку (предположительно Марию НЕВРОТИНУ). И хотя тогда ему было 39 лет (а на деле он казалсястарше), девушка полюбила его. Он принял эту любовь по-некрасовски, с мучительным недоверием к своим нравственным и физическим силам: «Что дам я доверчивой девочке, которая полюбила меня первой любовью?». Панаевой между тем оставалось одно – ревновать…

ЖАДНАЯ ЛЕФРЕН И ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ МЕЙШЕН

Вскоре Некрасов приблизил к себе высокую и приятную француженку Селину ЛЕФРЕН. Его враги с негодованием рассказывали, будто отправляясь к Селине, он заставлял несчастную Панаеву приготовлять для соперницы ужин. Панаева решилась уйти от него, покастала хозяйкой дома…

С этого времени кончились трудные и мучительные отношения Некрасова с женщинами и началсябезмятежный любовный комфорт. Селина Лефрен словно родилась для того, чтобы сделаться содержанкой богатого барина. Корректна, элегантна, покладиста и в меру безразлична. Она была очень удобной женщиной, так как не требовала ничего, кроме денег, которые у Некрасова к тому времени стали водиться. Его талант редактора и организатора литературных сил теперь вовсю развернулся в журнале «Современник».

Нанятая жена Селина отлично понимала свою роль. В благодарность за это Николай Алексеевич охотно позволял ей набивать сундуки бархатами, серебром и кружевами. Он знал, что, когда эти сундуки будут наполнены доверху, она покинет его и уедет в Париж. Было похоже, что он смертельно устал от настоящей любви и теперь с удовольствием вкушает поддельную. Для всей России Некрасов был учителем жизни, великим поэтом, а для неё он был просто богатым меценатом. Разговаривать много с Селиной Некрасов не мог, так как плохо говорил по-французски, а она не владела русским.

Когда Селина скопила свои тысячи денег, она покинула Россию навсегда. А её место около Некрасова немедленно заняла молодая, красивая женщина, шестая или седьмая по счёту, Прасковья Николаевна МЕЙШЕН. После смерти мужа-немца, который оставил ей дом, поэт вывез её из Ярославля.

Молодую вдову прельстило, что у Некрасова был собственный выезд: отличные вороные лошади, крытые голубой сеткой. У фешенебельного катка на Конюшенной Прасковье все завидовали и считали её генеральшей. Молодую «генеральшу», естественно, окружали молодые поручики. Один из них, смелый усач Котельников, даже появлялся в некрасовской ложе в театре, когда поэт по обыкновению приезжал лишь к последнему действию.

Николаю Алексеевичу это наскучило. Он предложил Прасковье Николаевне немедленно вернуться в Ярославль. Перед отъездом она отплатила ему обильными сплетнями, изобразив себя невинной жертвой его разнузданного и грубого нрава. За краткое сожительство поэт ни в чём не отказывал ей. Однажды он писал брату Федору: «Отпусти ей всё, что она потребует из карабихской моей мебели и бронзы» (для ярославского дома Прасковьи).

ПРЕДАННАЯ ФЕКЛА ВИКТОРОВА

Когда Прасковья ушла от Некрасова, ему было 48 лет. Он недолго оставался один. Вскоре в его доме водворилась очередная поклонница,дочь барабанщика Фекла. Феклабыла очень молода. Примечательно, что, чем старше становился поэт, тем более молодую подругу он себе выбирал. Панаевой было 44 года, Селине – 32, Прасковье – 25, Фекле –19.

Некрасову не нравилось её простонародное имя – Фекла Анисимовна. Он стал называть её Зиной, Зинаидой Николаевной ВИКТОРОВОЙ. По словам сестры Некраc ова, Зина, блондинка с ямочками на щеках, походила на балованную, смазливую, сытую горничную из богатого господского дома. Роскошные магазины на Невском проспекте для неё, не слишком грамотной, были величайшим источником радостей. В отличие от Прасковьи, она заучивала наизусть стихи поэта, целовала ему руки и почти никуда не выезжала безмужа.

Зине одной удалось сделаться Некрасовой. Этого она добивалась упорно, осторожно, с оглядкой. Поэт обвенчался с ней весной 1877 года, уже будучи безнадежно больным. Свадебные песни звучали для него панихидой: жених был худ как скелет. Он умер 27 декабря того же года от рака кишечника в возрасте 56 лет.

ЗинаидеНиколаевне поэтпосле смерти по завещанию не оставил никаких денежных средств. Все авторские права на произведения завещал своей сестре А.А.Буткевич. Молодая вдова уехала к себе на родину в Саратов и жила там замкнуто, избегая всяких знакомств и разговоров о своей жизни со знаменитым человеком. В саратовских газетах время от времени появлялись известия, что вдова поэта сильно нуждается. Умерла она в 1915 году, на 70-м году жизни, одинокой,всеми забытой, кроме баптистов, к которымобратилась в последние годы…

ЖЕНЩИНЫОБЛАГОРАЖИВАЛИПОЭТА

Как же любил Некрасов? Во вторую половину своей жизни он был хозяином во временных брачных союзах. Чуковский пишет: «Литературный заправила, рулевой, - он проявил тот же повелительный нрав и в своих отношениях к женщинам. И, старея, он оставался господином в любви, сохраняя и этот руль в своих (а не в женских) руках».

По Чуковскому, в жизни и в любви поэт проявил свою двойственность как и разночинец, и барин. Но схема его прозаической, обезвреженной любви не была убогой. Некрасов «был не то, что лучше, но сложнее, … поэт заполнил даже эту схему живыми, поэтическими, тревожными чувствами, …многое уродливое в нём только сильнее подчеркивало его душевную красоту».

Когда Селина уехала за границу, он застрадал по ней самой настоящей тоской, как тоскуют по жене или другу. А когда через несколько лет ему стало известно, что она не прочь возвратиться к нему из Парижа, он настойчиво стал звать её на прежних условиях. Когда ему шел 53-й год, он, утомленный трудами и годами, приехал в столицу Франции на свидание со своей иностранкой и снова стал её мужем на 3-4 недели.

Кажется, мастер пера не был свободен от простодушной иллюзии об идейном единении с Зиной. Он адресовал ей не только ласковые слова (например, «глаза жены сурово нежны »), но и, умирая, оставил ей свою революционную заповедь о необходимости «борьбы за брата-человка ».

По убеждению Корнея Чуковского, изумительно щедрый человек, Некрасов был в тысячу раз лучше, чем думают. Сложность его натуры, надрывная жизнь, утрата настоящих друзей привели его к замкнутости, одиночеству.ЖЕНЩИНЫ ДЕЛАЛИ ЕГО ЖИЗНЬ СВЕТЛЕЕ, БЛАГОРОДНЕЕ. Они были тем опьянением, без которого было слишком мучительно жить.

В то время, когда он воротился к Селине, уже был в полном разгаре его роман с Зиной. Значит, он любил их обоих одновременно. Но и это не всё. Тогда же он стал страшно тосковать о Панаевой. ТРИ ЛЮБВИ В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ! В его окрашенных страстью элегиях, обращенных к Панаевой, и призыв, и ревность, и мольба, и отчаяние:

Безумец! для чего тревожишь

Ты сердце бедное своё?

Простить не можешь ты её –

И не любить её не можешь!

Именно Евдокию Яковлевну он любил, кажется, по-настоящему. Из всех близких к Некрасову женщин одна только Панаева оказалась верна его памяти. Её воспоминания о нём являются лучшей апологией поэта в русской мемуарной словесности…



Панаева, Авдотья Яковлевна

писала повести и романы под псевд. Станицкого ; некоторые писала вместе с Некрасовым.

{Половцов}

Панаева, Авдотья Яковлевна

(по второму мужу Головачева ) - писательница. Жена писателя И. И. Панаева (см. ). С 1846 около 15 лет была гражданской женой Н. А. Некрасова.

Лит-ую деятельность начала под псевдонимом Н. Станицкий хроникой "Семейство Тальниковых" , запрещенной цензурой за "подрывание родительского авторитета". Под тем же псевдонимом написала ряд романов, повестей и очерков, печатавшихся гл. образ, в "Современнике": "Мелочи жизни" , "Роман в петербургском полусвете" , "Женская доля" и др. В сотрудничестве с Некрасовым написала романы "Три страны света" , "Мертвое озеро" , имевшие в свое время большой успех. Панаева ставила в своих произведениях различные общественные проблемы, гл. обр. интересуясь вопросами семейного и общественного положения женщины и ратуя за ее эмансипацию. Романы П., представляющие собой характерный образчик "жоржсан-дизма", в формальном отношении сохраняют зависимость от французской семейной мелодрамы; художественный их уровень невысок.

Выдающийся историко-литературный интерес представляют "Воспоминания" П., написанные ею в конце 80-х годов (в "Историческом вестнике", 1889; первое отдельное изд., СПб, 1890). Несмотря на отдельные ошибки и неточности (особенно в хронологии) "Воспоминания" Панаевой - чрезвычайно ценный источник для изучения литературной среды 40-60-х гг. Панаева сообщает яркие факты, бросающие свет на классовое расслоение редакции "Современника". Крайне резко нападая на ее дворянскую часть - Анненкова, Боткина и особенно Тургенева, - их барственность, фанфаронство, Панаева с особой теплотой повествует о Белинском, Чернышевском, Добролюбове, Решетникове и др. идеологах революционной демократии 40-60-х гг., рисуя их портреты на живом фоне быта. Мемуары П. написаны в чрезвычайно живой, образной форме.

Библиография: I. Воспоминания, под ред. и с примеч. К. И. Чуковского, изд. 3-е, Л., 1929; Семейство Тальниковых, Повесть, Л., 1928.

II. Чуковский К., Жена поэта (Авдотья Яковлевна Панаева), П., 1922 (перепечатано с некоторыми изменениями как вступ. ст. к "Воспоминаниям"); Его же, Авдотья Панаева и Некрасов, в кн. "Семейство Тальниковых", Л., 1928. Отзывы о "Воспоминаниях": Цинговатов А., Авдотья Панаева, "Красная новь", 1927, № 10; Евгеньев-Максимов В., Авдотья Панаева. Воспоминания, "Звезда", 1927, № 10; Рамм Е., Авдотья Панаева. Воспоминания, "Печать и революция", 1928, I. Отзывы о "Семействе Тальниковых": Медведев П., "Звезда", 1928, № 6; Книпович Евг., "Красная новь", 1928, I.

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902.

П. Калецкий.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Панаева, Авдотья Яковлевна" в других словарях:

    Авдотья Панаева Имя при рождении: Авдотья Яковлевна Брянская Дата рождения … Википедия

    ПАНАЕВА (Головачева) Авдотья Яковлевна (1820 93), рус. писательница. В воспоминаниях оставила краткое описание встречи с Л. у А. А. Краевского, перед отъездом поэта на Кавказ (в мае 1840 или апр. 1841). В повести «Пасека» (1849) П. воспроизвела… … Лермонтовская энциклопедия

    Головачёва (1820 1893), русская писательница. Автобиографическая повесть «Семейство Тальниковых» (1847). Романы «Три страны света» (1848 49) и «Мёртвое озеро» (1851; оба совместно с Н. А. Некрасовым); «Воспоминания» (1889). * * * ПАНАЕВА Авдотья… … Энциклопедический словарь

    Авдотья Панаева Имя при рождении: Авдотья Яковлевна Панаева Дата рождения: 31 июля (12 августа) 1820 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 30 марта (11 апреля) 1893 Место смерти: Санкт Петербург Род деятельности: русская писательница … Википедия

    Панаева (Головачёва) Авдотья Яковлевна (псевдоним Н. Станицкий) , русская писательница. Дочь актёра Я. Г. Брянского. Жена И. И. Панаева. Первое и лучшее произведения П. запрещенная цензурой… …

    ПАНАЕВА (Головачева) Авдотья Яковлевна (1820 1893) русская писательница. Романы Три страны света (1848 49) и Мертвое озеро (1851; оба совместно с Н. А. Некрасовым); Воспоминания (1889) … Большой Энциклопедический словарь

    ПАНАЕВА Авдотья Яковлевна - ПАНАЕВА (Головачёва) Авдотья Яковлевна (псевд. Н. Станицкий) (1820—93), русская писательница. Жена И. И. Панаева, с 1846 (ок. 15 лет) гражд. жена Н. А. Некрасова. Ром. «Три страны света» (1848—49) и «Мертвое озеро» (1851) написаны совм … Литературный энциклопедический словарь

    Панаева Авдотья Яковлевна - (1820 1893) жена И. И. Панаева, хозяйка литературного салона, впоследствии гражданская жена Н. А. Некрасова … Словарь литературных типов

    Головачёва Панаева Авдотья Яковлевна , русская писательница; см. Панаева А. Я … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

Книги

  • Воспоминания , Авдотья Яковлевна Панаева. Авдотья Яковлевна Панаева - русская писательница. Дочь актёра Я. Г. Брянского. В 1837 году вышла замуж за писателя И. И. Панаева. С середины 40-х годов в течение 15 лет - гражданская жена Н.…

Серым дождливым петербургским днем, в четыре часа по полудни писатель лежал на тахте и разглядывал рисунок на обоях. Обед уже прошёл, до ужина было далеко. Да и есть ему не хотелось. У писателя была глубокая депрессия, причину которой он давно позабыл. Литейный проспект монотонно шумел за высокими окнами.
Вдруг двери распахнулись, и в комнату влетела роскошная брюнетка, по своему обыкновению без меры возбужденная.
- Николай! Как же Вы можете лежать, когда такое происходит?
Она подбежала к окну и раздвинула шторы:
- Поглядите же! Поглядите же, что творится!

Писатель знал, что в таких случаях лучше повиноваться, и нарочито нехотя поднялся с лежанки. Он подошел к окну и встал, поглаживая бороду.
Ему открылся вид на парадный подъезд министра государственных имуществ.
Швейцар, дворник и городовой грубо оттолкнули от дверей и погнали вдоль улицы бедно одетых людей, тех что пытались попасть на прием к министру с нижайшей просьбой.

Возмутительно! Они ждали приема с шести утра, а с ними обошлись, как со скотом! - продолжала негодовать женщина.
Писатель ничего сказал, он молча вернулся на свою тахту.

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…

Через час писатель Николай Некрасов уже читал новое стихотворение своей гражданской жене Авдотье Панаевой…

АВДОТЬЯ (ЕВДОКИЯ) ЯКОВЛЕВНА ПАНАЕВА (урожденная Брянская)
(1820-1893)

Она родилась в семье актеров Александринского театра. Её мать играла в опереттах, а отец считался неплохим трагиком. Жили небогато и невесело, к тому же в доме установилась нервная обстановка из-за деспотических замашек матери. Родители думали, что Авдотья пойдет по их актёрским стопам, или, хотя бы, будет танцовщицей. Но у Авдотьи были свои представления о женском счастье.


Однажды в балетном училище ей рассказали о знаменитой француженке, о писательнице с мужским псевдонимом Жорж Санд. Дома Авдотья немедленно примерила брюки отца и нарисовала себе усы углем. В этом виде она вышла к родителям и сказала, что собирается стать писательницей. Даже мужскую фамилию себе придумала - Станицкий.
Родители пришли в ужас. Матушка в опереточном экстазе заламывала руки, батюшка молчал, застыв в трагической позе. Родители немедленно решили выдать свое неуравновешенное чадо замуж.

Как раз подвернулся подающий надежды журналист Иван Иванович Панаев, и через месяц сыграли свадьбу. Естественно, родители ошибались, представляя себе факт замужества как панацею от вольностей! Думали, пойдут дети, пеленки, домашние заботы…

Иван Панаев оказался натурой противоречивой. Авдотью он любил, восхищался ее красотой, но сохранять супружескую верность был не в состоянии. Вообще, он страстно любил женщин. Все его произведения наполнены образами замечательных представительниц прекрасного пола, которые оказываются всегда не в пример лучше персонажей-мужчин. Заводя интриги на стороне, Панаев и своей жене предоставил абсолютную свободу. Но Авдотья долго не могла решиться на измену.

А кандидатур на роль любовника Авдотьи было немало.
Она ведь так любила литературу, вот муж и предложил ей любого литератора на выбор. У них в доме проводили вечера самые известные поэты, писатели и журналисты. Это же было время невероятного взлета русской литературы - 1840-е годы!

В доме Панаевых не закрываются двери. Здесь ежедневно бывают и Достоевский, и Белинский, и Толстой, и Чернышевский, и Гончаров - и все они до смерти влюблены в прекрасную Авдотью Яковлевну. Их притягивает ее броская внешность, огромные глаза и осиная талия. К тому же, она проявляет незаурядные способности к литературе. Авдотья блистает на вечеринках, кокетничает со всеми, но - на ухаживания не отвечает.

Однажды Ивана Панаева знакомят с начинающим, и при этом - амбициозным писателем, Николаем Некрасовым. В тот незабываемый вечер Некрасов первым делом читает подборку своих порнографических стихов, чем очень веселит Ивана Панаева, а после рассказывает о своих идеях по поводу серьезных литературных журналов. Он предлагал восстановить легендарный «Современник», печатать лучших писателей и к тому же - зарабатывать деньги.
- Надо вырваться из грязи, - убежден молодой писатель.

С этого момента Панаев и Некрасов стали друзьями и партнерами. Для начала, пока только деловыми.


Знакомство Некрасова с женой Панаева стало роковым.
Через день писатель уже пытается утопиться в Фонтанке на глазах у прекрасной Авдотьи. Добрые прохожие спасают не умеющего плавать Некрасова.
- Если не будете моей, буду топиться еще раз! - заявляет он Панаевой,- Камнем пойду на дно!
Она не соглашалась очень долго… Для Некрасова прошла целая вечность.

Пока не свершается то, о чем Авдотья Панаева напишет проникновенные строчки:

Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней
С него я жизнь свою считаю
И праздную в душе своей!

Это случилось на даче в Казанской губернии. Летом 1845 года. Они были втроем - чета Панаевых и Некрасов. После безумной ночи Некрасов разнервничался. Он устраивает большой скандал и сцену ревности, но быстро остывает и пишет Авдотье:

Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
Как ты и верила, и колебалась снова
И как поверила вполне!

Своим странным семейством, втроем они возвращаются в Петербург и снимают общую квартиру на любимых Некрасовым Пяти углах. Некрасов и Панаев начинают восстановление «Современника», Авдотья помогает им как корректор. Некрасов много и успешно играет в карты, называя себя «карточным головорезом». Игра не только не разоряла его, но еще и давала средства для безбедного существования.

Это была почти идиллия, перемежающаяся скандалами и изменами. Историки спорят, кто кого больше изводил - Некрасов Панаеву или наоборот?
В любом случае, Авдотья от этой мучительной связи пострадала гораздо больше, к тому же внебрачная беременность от Некрасова закончилась потерей новорожденного ребенка.
И, тем не менее, троица была неразлучна. Все вместе они переехали в дом на Литейном проспекте, где теперь находится музей-квартира Некрасова.

«Современник» стал процветающим журналом, но каждый выпуск сопровождался репрессиями на правительственном уровне. Почти все произведения, выбранные Некрасовым и Панаевым для печати, оказывались негодными - с точки зрения цензуры.
Так и роман Авдотьи Панаевой «Семейство Тальниковых», написанный в 1848 году под чутким руководством Некрасова, оказался крамольным. Его в, конечном итоге, запретили. В романе Авдотья рассказывает об ужасах домашнего воспитания, о насилии над детьми, скрытом от общества.
«Роман подрывает родительскую власть!» - такую резолюцию вынесли цензоры.
Следующая публикация романа произойдет только в 1928 году с предисловием Корнея Чуковского.

Проблемы с цензурой не могут сломить Панаеву, она берется только за самые щекотливые и запретные темы. Воспитание, семья, любовь и брак - вот в этих понятиях Панаева пытается разобраться. Собственный опыт пока что оказывается неудачным, ну и что?
Она ищет свой путь, не такой, как у ненавистных ей мещан-обывателей. Открыто живёт с двумя мужчинами, пишет крамольные произведения, да еще дружит с революционно настроенными писателями. Когда Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость, кто его открыто навещал? Конечно, Авдотья Панаева. О ней шептались в так называемом приличном обществе, ее осуждали.

Авдотья переживала, узнав об очередных сплетнях, и все нервы выплескивала на своего гражданского мужа. Жизнь Некрасова тоже складывалась непросто. «Современник» начал приносить неплохой доход, и тогда в редакцию прислали то, что сейчас называется аудиторской проверкой. Заставили предоставить всю документацию, отчитаться за каждый рубль. Некрасов впадает в депрессию, как тогда называли - хандру. И, опять же, срывается на Авдотье, кричит на нее, устраивает сцены.

Но… После каждой громкой ссоры Некрасов присылает ей стихи, которые вновь и вновь примиряют их.

Мы с тобой бестолковые люди…
Что минута, то вспышка готова!

Панаева покорена стихами Некрасова, за эти строчки она может простить всё.

Почти шестнадцать лет продолжается роман втроем. Несколько раз Некрасов в сердцах уходит от Авдотьи к любовницам, открыто встречается с французской актрисой… Авдотья плачет на груди Ивана Панаева, который сам уже давно запутался и не знает, что делать. Потом Некрасов возвращается с новыми, пронзительными стихами, и вот оно - примирение.

Бесконечно так продолжаться не могло. Журнал «Современник» всё-таки закрыли, а Некрасов и Панаева навсегда расстались… Формально это произошло из-за денег. Всплыли финансовые претензии родственников, незакрытые векселя. И тут уже не помогли прекрасные стихи и пылкие признания. Легендарный роман втроём закончился.

Иван Панаев умер. А в 1864 году Авдотья получает предложение руки и сердца от литературного редактора Головачева. Ей 44 года, но она всё еще очень хороша. Неожиданно, новый брак оказывается очень счастливым. Авдотья родила долгожданного ребенка, жизнь потекла размеренно и тихо, без безумных вечеринок и супружеских измен.

Панаева пишет мемуары и новые романы. Но в 1877 году Головачев умирает от туберкулеза, и Авдотья Ивановна с дочерью оказываются без средств к существованию.

Долгие годы русская Жорж Санд с трудом перебивалась переводами и редактурой. Её дочь тоже стала писательницей, чьи женские романы были популярны в 1910-х годах.

Я чувствую себя позабытым автором ушедшей эпохи, - говорила Авдотья Панаева в конце жизни. Но, к счастью, она ошибалась. Ее имя и в наши дни хорошо известно, и не только в связи с именем Николая Некрасова.

Авдотья Яковлевна родилась в 1820 году в семье актеров Александрийского театра в Петербурге. Ее родители, Брянские, часто принимали гостей, среди которых были и граф Милорадович, и князь Шаховский, который стал крестным Авдотьи, и Екатерина Семенова, и Василий Каратыгин, и декабрист Александр Якубович. Про последнего Панаева писала в своих «Воспоминаниях»: «Якубович постоянно спорил со всеми и очень горячился, когда говорил. Часто, сильно разгорячась, он сдвигал свою черную повязку со лба на волосы, которые у него были черные, густые и стояли дыбом, и я всякий раз рассматривала круглое углубление у него на лбу и даже раз ткнула пальцем в это углубление, чтобы удостовериться, есть ли там пуля. Он очень смеялся и защитил меня, когда тетки накинулись на меня и хотели наказать за мою дерзость».

Атмосфера театральных интриг и сплетен, деспотичная мать-картежница и равнодушный отец — вот что окружало маленькую Авдотью в дни ее детства. Девочку отдали в театральную школу, где у всех учениц была одна мечта — обзавестись богатым поклонником. В этом заведении девочек учили тому, как красиво лепетать на французском, как правильно кокетничать, когда следует смущенно улыбнуться или скромно опустить ресницы. Свой первый роман «Семейство Тальников» Авдотья посвятила своему безрадостному детству.

Единственной возможностью вырваться из закулисной жизни театра для будущей писательницы было замужество. Не достигнув и 19 лет, она выходит замуж за журналиста Ивана Панаева. Благодаря мужу Авдотья вошла в литературное общество Петербурга 1840-х и стала хозяйкой самого часто посещаемого литературного салона. За панаевским столом нередко сидели Виссарион Белинский, Аполлон Григорьев, Федор Достоевский. Но семейная жизнь не была гладка: Иван Иванович, по выражению современников, человек пустой, любитель увеселений и развлечений, позер по натуре и редкостный охотник до «клубнички», уже в первые несколько месяцев потерял интерес к жене, начал ей изменять и беспрерывно кутить. Но несчастье Авдотьи в браке было обусловлено не изменами мужа, а его абсолютным безразличием, которое порождало недвусмысленное волокитство со стороны посетителей салона. Ей не раз признавались в любви, но Панаева была непреклонна. Кроме того, у пары родилась дочь, которая не прожила и двух месяцев. Жизнь Авдотьи Яковлевны в то время отнюдь нельзя назвать радостной.


Вскоре она познакомилась с Некрасовым. Он, двадцатидвухлетний бедный поэт, сразу влюбился в эту смуглую девушку с яркими черными глазами, большим алым ртом и тонкой талией. Он признался ей в любви, но как и к другим своим почитателям, так и к Некрасову Авдотья Яковлевна была равнодушна. Однако импульсивный молодой поэт не сдавался. Однажды они катались на лодке по Неве, и Некрасов вновь начал объясняться в любви, в ответ услышал лишь насмешку. Тогда не умеющий плавать Некрасов бросился в реку и, конечно, начал тонуть. Его успели спасти. Поэт пообещал броситься в Неву снова, если Авдотья не ответит ему взаимностью. Некрасов был без ума и сгорал от любви. Постепенно и в Панаевой начало зарождаться чувство, и спустя 3 года она все же поддалась напору поэта.

В 1848-м Панаева и Некрасов стали открыто жить вместе в квартире Панаева. Петербург негодовал, вокруг этого трио ходили сплетни вперемешку с насмешками и презрительными колкостями. Больше других доставалось Панаеву, при живой жене оставшемуся холостяком и допустившим блуд в собственной квартире. «Только божественное его легкомыслие помогло ему в течение стольких лет играть эту невыносимую роль, которой и часу не вынесли бы более глубокие души. Его спасла его святая пустота, про которую еще Белинский говаривал, что она «неизмерима никакими инструментами», — писал спустя десятилетия о нем Чуковский. Кроме того, Панаев с Некрасовым начали «дружить» и строить вместе «Современник».

15 лет, проведенные в гражданском браке с Некрасовым, были больше похожи на пытку. Поэт был эмоциональным ипохондриком, жутким ревнивцем, он нередко оскорблял и бранил Авдотью Яковлевну публично. Они расставались и вновь сходились неоднократно. В конце 1850-го Панаева забеременела, на этот раз новорожденный не прожил и дня. В 1853 году история повторилась. Панаева была безутешна. Она уехала за границу «поправить нервы».

В это же время начинаются проблемы с Некрасовым: он охладевает к Авдотье Яковлевне, начинает изменять, и Панаева примеряет роль отвергнутой женщины. После смерти Панаева в 1862 году вместо логичного заключения брака пара продолжает уже ставшее привычным сожительство.

В середине 1860-х Авдотья Яковлевна съезжает с квартиры и выходит замуж за Аполлона Головачева, литератора и секретаря «Современника». Он был младше ее на 11 лет. У них рождается дочь Евдокия, которая становится для писательницы всем, и Авдотья Яковлевна наконец-то становится по-настоящему счастлива.

Некрасов же после расставания встречался с разными женщинами, даже женился на простой девушке Фекле Викторовой, но его музой и любовью всей жизни так и осталась Авдотья Яковлевна.

Некрасов и Головачев скончались в один год. Материальное положение Авдотьи Яковлевны было трудным, поэтому она начала писать мемуары. Они были опубликованы в 1889-м.

Серым дождливым петербургским днем, в четыре часа по полудни писатель лежал на тахте и разглядывал рисунок на обоях. Обед уже прошёл, до ужина было далеко. Да и есть ему не хотелось. У писателя была глубокая депрессия, причину которой он давно позабыл. Литейный проспект монотонно шумел за высокими окнами.
Вдруг двери распахнулись, и в комнату влетела роскошная брюнетка, по своему обыкновению без меры возбужденная.
- Николай! Как же Вы можете лежать, когда такое происходит?
Она подбежала к окну и раздвинула шторы:
- Поглядите же! Поглядите же, что творится!

Писатель знал, что в таких случаях лучше повиноваться, и нарочито нехотя поднялся с лежанки. Он подошел к окну и встал, поглаживая бороду.
Ему открылся вид на парадный подъезд министра государственных имуществ.
Швейцар, дворник и городовой грубо оттолкнули от дверей и погнали вдоль улицы бедно одетых людей, тех что пытались попасть на прием к министру с нижайшей просьбой.

Возмутительно! Они ждали приема с шести утра, а с ними обошлись, как со скотом! – продолжала негодовать женщина.
Писатель ничего сказал, он молча вернулся на свою тахту.

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…

Через час писатель Николай Некрасов уже читал новое стихотворение своей гражданской жене Авдотье Панаевой…

АВДОТЬЯ (ЕВДОКИЯ) ЯКОВЛЕВНА ПАНАЕВА (урожденная Брянская)
(1820–1893)

Она родилась в семье актеров Александринского театра. Её мать играла в опереттах, а отец считался неплохим трагиком. Жили небогато и невесело, к тому же в доме установилась нервная обстановка из-за деспотических замашек матери. Родители думали, что Авдотья пойдет по их актёрским стопам, или, хотя бы, будет танцовщицей. Но у Авдотьи были свои представления о женском счастье.
Однажды в балетном училище ей рассказали о знаменитой француженке, о писательнице с мужским псевдонимом Жорж Санд. Дома Авдотья немедленно примерила брюки отца и нарисовала себе усы углем. В этом виде она вышла к родителям и сказала, что собирается стать писательницей. Даже мужскую фамилию себе придумала – Станицкий.
Родители пришли в ужас. Матушка в опереточном экстазе заламывала руки, батюшка молчал, застыв в трагической позе. Родители немедленно решили выдать свое неуравновешенное чадо замуж.
Как раз подвернулся подающий надежды журналист Иван Иванович Панаев, и через месяц сыграли свадьбу. Естественно, родители ошибались, представляя себе факт замужества как панацею от вольностей! Думали, пойдут дети, пеленки, домашние заботы…
Иван Панаев оказался натурой противоречивой. Авдотью он любил, восхищался ее красотой, но сохранять супружескую верность был не в состоянии. Вообще, он страстно любил женщин. Все его произведения наполнены образами замечательных представительниц прекрасного пола, которые оказываются всегда не в пример лучше персонажей-мужчин. Заводя интриги на стороне, Панаев и своей жене предоставил абсолютную свободу. Но Авдотья долго не могла решиться на измену.
А кандидатур на роль любовника Авдотьи было немало.
Она ведь так любила литературу, вот муж и предложил ей любого литератора на выбор. У них в доме проводили вечера самые известные поэты, писатели и журналисты. Это же было время невероятного взлета русской литературы – 1840-е годы!
В доме Панаевых не закрываются двери. Здесь ежедневно бывают и Достоевский, и Белинский, и Толстой, и Чернышевский, и Гончаров – и все они до смерти влюблены в прекрасную Авдотью Яковлевну. Их притягивает ее броская внешность, огромные глаза и осиная талия. К тому же, она проявляет незаурядные способности к литературе. Авдотья блистает на вечеринках, кокетничает со всеми, но - на ухаживания не отвечает.
Однажды Ивана Панаева знакомят с начинающим, и при этом - амбициозным писателем, Николаем Некрасовым. В тот незабываемый вечер Некрасов первым делом читает подборку своих порнографических стихов, чем очень веселит Ивана Панаева, а после рассказывает о своих идеях по поводу серьезных литературных журналов. Он предлагал восстановить легендарный «Современник», печатать лучших писателей и к тому же - зарабатывать деньги.
- Надо вырваться из грязи, - убежден молодой писатель.
С этого момента Панаев и Некрасов стали друзьями и партнерами. Для начала, пока только деловыми.
Знакомство Некрасова с женой Панаева стало роковым.
Через день писатель уже пытается утопиться в Фонтанке на глазах у прекрасной Авдотьи. Добрые прохожие спасают не умеющего плавать Некрасова.
- Если не будете моей, буду топиться еще раз! – заявляет он Панаевой,- Камнем пойду на дно!
Она не соглашалась очень долго… Для Некрасова прошла целая вечность.

Пока не свершается то, о чем Авдотья Панаева напишет проникновенные строчки:

Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней
С него я жизнь свою считаю
И праздную в душе своей!

Это случилось на даче в Казанской губернии. Летом 1845 года. Они были втроем - чета Панаевых и Некрасов. После безумной ночи Некрасов разнервничался. Он устраивает большой скандал и сцену ревности, но быстро остывает и пишет Авдотье:

Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
Как ты и верила, и колебалась снова
И как поверила вполне!

Своим странным семейством, втроем они возвращаются в Петербург и снимают общую квартиру на любимых Некрасовым Пяти углах. Некрасов и Панаев начинают восстановление «Современника», Авдотья помогает им как корректор. Некрасов много и успешно играет в карты, называя себя «карточным головорезом». Игра не только не разоряла его, но еще и давала средства для безбедного существования.
Это была почти идиллия, перемежающаяся скандалами и изменами. Историки спорят, кто кого больше изводил – Некрасов Панаеву или наоборот?
В любом случае, Авдотья от этой мучительной связи пострадала гораздо больше, к тому же внебрачная беременность от Некрасова закончилась потерей новорожденного ребенка.
И, тем не менее, троица была неразлучна. Все вместе они переехали в дом на Литейном проспекте, где теперь находится музей-квартира Некрасова.
«Современник» стал процветающим журналом, но каждый выпуск сопровождался репрессиями на правительственном уровне. Почти все произведения, выбранные Некрасовым и Панаевым для печати, оказывались негодными – с точки зрения цензуры.
Так и роман Авдотьи Панаевой «Семейство Тальниковых», написанный в 1848 году под чутким руководством Некрасова, оказался крамольным. Его в, конечном итоге, запретили. В романе Авдотья рассказывает об ужасах домашнего воспитания, о насилии над детьми, скрытом от общества.
«Роман подрывает родительскую власть!» - такую резолюцию вынесли цензоры.
Следующая публикация романа произойдет только в 1928 году с предисловием Корнея Чуковского.
Проблемы с цензурой не могут сломить Панаеву, она берется только за самые щекотливые и запретные темы. Воспитание, семья, любовь и брак – вот в этих понятиях Панаева пытается разобраться. Собственный опыт пока что оказывается неудачным, ну и что?
Она ищет свой путь, не такой, как у ненавистных ей мещан-обывателей. Открыто живёт с двумя мужчинами, пишет крамольные произведения, да еще дружит с революционно настроенными писателями. Когда Чернышевский был заключен в Петропавловскую крепость, кто его открыто навещал? Конечно, Авдотья Панаева. О ней шептались в так называемом приличном обществе, ее осуждали.
Авдотья переживала, узнав об очередных сплетнях, и все нервы выплескивала на своего гражданского мужа. Жизнь Некрасова тоже складывалась непросто. «Современник» начал приносить неплохой доход, и тогда в редакцию прислали то, что сейчас называется аудиторской проверкой. Заставили предоставить всю документацию, отчитаться за каждый рубль. Некрасов впадает в депрессию, как тогда называли – хандру. И, опять же, срывается на Авдотье, кричит на нее, устраивает сцены.

Но… После каждой громкой ссоры Некрасов присылает ей стихи, которые вновь и вновь примиряют их.

Мы с тобой бестолковые люди…
Что минута, то вспышка готова!

Панаева покорена стихами Некрасова, за эти строчки она может простить всё.
Почти шестнадцать лет продолжается роман втроем. Несколько раз Некрасов в сердцах уходит от Авдотьи к любовницам, открыто встречается с французской актрисой… Авдотья плачет на груди Ивана Панаева, который сам уже давно запутался и не знает, что делать. Потом Некрасов возвращается с новыми, пронзительными стихами, и вот оно - примирение.
Бесконечно так продолжаться не могло. Журнал «Современник» всё-таки закрыли, а Некрасов и Панаева навсегда расстались… Формально это произошло из-за денег. Всплыли финансовые претензии родственников, незакрытые векселя. И тут уже не помогли прекрасные стихи и пылкие признания. Легендарный роман втроём закончился.
Иван Панаев умер. А в 1864 году Авдотья получает предложение руки и сердца от литературного редактора Головачева. Ей 44 года, но она всё еще очень хороша. Неожиданно, новый брак оказывается очень счастливым. Авдотья родила долгожданного ребенка, жизнь потекла размеренно и тихо, без безумных вечеринок и супружеских измен.
Панаева пишет мемуары и новые романы. Но в 1877 году Головачев умирает от туберкулеза, и Авдотья Ивановна с дочерью оказываются без средств к существованию.
Долгие годы русская Жорж Санд с трудом перебивалась переводами и редактурой. Её дочь тоже стала писательницей, чьи женские романы были популярны в 1910-х годах.
- Я чувствую себя позабытым автором ушедшей эпохи, - говорила Авдотья Панаева в конце жизни. Но, к счастью, она ошибалась. Ее имя и в наши дни хорошо известно, и не только в связи с именем Николая Некрасова. Во всяком случае,эту статью в день читают не менее 50 человек. Спасибо Вам за прочтение!

Похожие публикации