Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Аналитическая роспись статей из журналов. Аналитическая роспись статей краеведческой тематики в электронном каталоге (на примере ГУК ОНБ им. В. Д. Федорова). Литературно - художественные журналы

Предметная компетентность учителя

Современная школа характеризуется смещением акцентов со знаниево-ориентированного подхода к компетентностному подходу в образовании: теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством, обеспечивающим успешность человека в избранной им сфере деятельности. В этом контексте компетенция рассматривается как общая готовность человека (специалиста, выпускника, обучаемого) установить связь между знанием и ситуацией,сформировать процедуру решения проблемы.

Обобщенные предметные умения

(умение решать не те конкретные задачи, которые решают на уроках в школе, а те, что будут возникать в жизни, например, понимание иноязычной речи - для иностранного языка, интерпретации таблиц и диаграмм - для математики и т.д.).Надпредметная или внепредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность. Она включает в себя:

В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день является мнение В. С. Выготского: "... учитель должен быть научно образованным

Полностью согласны с приведенной формулировкой

Формирование компетентности происходит на двух уровнях: РМО отвечает за знаниевую часть компетентности (дает определенную информацию), а деятельностное применение (освоение) происходит в основном на уровне образовательного учреждения. В этой модели основное внимание должно уделяться организации взаимодействия между двумя уровнями, чтобы удержать целостно процесс формирования компетентности. На уровне ОУ должен происходить также процесс формирования и компетентности ученика. Поэтому особенно значимо организовать на уровне ОУ обсуждение методов, способов, форм, средств формирования компетентности педагога и осуществить перенос на процесс обучения ученика. Кроме того, надо на уровне РМО, понимая, что компетентность формируется только в деятельности, обратить внимание на выбор содержания, средств, способов, методов формирования компетентности. Для успешной организации учебного процесса учителю нужно обладать в первую очередь не знаниями по тому или иному предмету, а техниками организации понимания в коммуникации, выведения в рефлексивную позицию. Для того, чтобы видеть ситуацию и организовать ситуацию рефлексию, педагог должен, прежде всего, обладать техниками проблематизации и схематизации, ему необходимы разные игротехнические средства. Основой профессионализма учителя на современном этапе является, на наш взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Данное требование к личности учителя необходимо, прежде всего, для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Неслучайно, целый ряд исследований и психолого-педагогических публикаций последних лет посвящено личным качествам учителя. Например, книга Е. И. Рогова "Личность учителя: теория и практика" (2) раскрывает профессиональные особенности мышления учителя, природные предпосылки, необходимые учителю, межличностные отношения учителя, его общительность, самоотношение, самооценку, способность к эмпатии, уровень конфликтности, привлекательность работы для учителя и др. Все это, действительно, необходимо. Но для профессионализма современного учителя использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.

Одним из способов формирования предметной компетентности педагога является разработанная программа на уровне муниципалитетета и школы использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.

Надпредметная или внепредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность. Она включает в себя:

  • психолого-педагогическую культуру учителя,
  • знание и учет возрастных особенностей,
  • владение разными педагогическими технологиями,
  • знание нормативно-правовой базы.

Предметная компетентность включает в себя:

  • знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами,
  • владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.

В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день является мнение В. С. Выготского: "... учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником" (1). ПостанФормирование компетентности происходит на двух уровнях: РМО отвечает за знаниевую часть компетентности (дает определенную информацию), а деятельностное применение (освоение) происходит в основном на уровне образовательного учреждения. В этой модели основное внимание должно уделяться организации взаимодействия между двумя уровнями, чтобы удержать целостно процесс формирования компетентности. На уровне ОУ должен происходить также процесс формирования и компетентности ученика. Поэтому особенно значимо организовать на уровне ОУ обсуждение методов, способов, форм, средств формирования компетентности педагога и осуществить перенос на процесс обучения ученика. Кроме того, надо на уровне РМО, понимая, что компетентность формируется только в деятельности, обратить внимание на выбор содержания, средств, способов, методов формирования компетентности. Для успешной организации учебного процесса учителю нужно обладать в первую очередь не знаниями по тому или иному предмету, а техниками организации понимания в коммуникации, выведения в рефлексивную позицию. Для того, чтобы видеть ситуацию и организовать ситуацию рефлексию, педагог должен, прежде всего, обладать техниками проблематизации и схематизации, ему необходимы разные игротехнические средства. Основой профессионализма учителя на современном этапе является, на наш взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Данное требование к личности учителя необходимо, прежде всего, для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Неслучайно, целый ряд исследований и психолого-педагогических публикаций последних лет посвящено личным качествам учителя. Например, книга Е. И. Рогова "Личность учителя: теория и практика" (2) раскрывает профессиональные особенности мышления учителя, природные предпосылки, необходимые учителю, межличностные отношения учителя, его общительность, самоотношение, самооценку, способность к эмпатии, уровень конфликтности, привлекательность работы для учителя и др. Все это, действительно, необходимо. Но для профессионализма современного учителя использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса. Использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.

Транскрипт

1 Компетентность и компетенции педагога

2 Компетентностный подход Компетентностный подход это подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.

3 Что такое компетенции и компетентность педагога? В чем различие? Как они взаимосвязаны?

4 Компетентность педагога Компетентность это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность.

5 Компетенции педагога это: способность действовать с учетом ограничений и предписаний, знания, умения, навыки, способы и приемы, эффективное применение знаний и умений, ценностные ориентации, мотивы, отношения, знания и опыт в той или иной области,

6 Основные составляющие компетентности педагогических работников Профессиональная компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

7 Основные составляющие компетентности педагогических работников Информационная компетентность это: качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям формулировку учебной проблемы различными информационнокоммуникативными способами квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на

8 Основные составляющие компетентности педагогических работников Коммуникативная компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей умение убеждать, аргументировать свою позицию владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

9 Основные составляющие компетентности педагогических работников Правовая компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

10 Компетенции и компетентность Знания (теория Компетентност и практика) ь Стандарты Компетенции Продукты и результат деятельност и

11 Компетенции педагога Компетенции конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели. Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность.

12 Компетенции педагога Компетентность это способность педагога решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено). Компетенция это способность педагога следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность). Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека.

13 Какие бывают компетенции? Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм учителя. Ключевые компетенции учителя универсальны, они обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом. Предметные компетенции учителя специфичны, они обеспечивают успешное преподавание конкретной учебной дисциплины. Специальные компетенции учителя узко направлены,они обеспечивают решение сопутствующих педагогических задач.

14 Ключевые компетенции Ключевые компетенции шире рамок одного предмета,они обеспечивают успех обучающей деятельности в целом. Ключевые компетенции включают: успешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, тренировка, исследование, оценивание). успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет), успешную коммуникативную деятельность (контакт, информация, отношения).

15 Ключевые компетенции Универсальны,они применимы в различных жизненных ситуациях Ими должен обладать каждый член общества; это ключ к успешной жизни человека в обществе Это универсальные способы социальной деятельности Элементарные ключевые компетенции: Информационная- готовность работать с информацией; Коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной Кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; Проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих;

16 Ключевые компетенции учителя и ученика Формирующая формирование и обретение знаний. Исследовательская критическое мышление. Тестовая обеспечение качества и самоконтроль. Поисковая,информационная поиск необходимой информации. Систематизирующая структурирование знаний. Проектная создание новых знаний. Интерактивная деловое взаимодействие. Эмпатийная эмоциональный контакт. Лидирующая конкурс инициатив.

17 Ключевые компетенции учителя Применение дидактических методов требует следующих компетенций: формирующей, исследовательской, тестовой. Информационные технологии требуют следующих компетенций: поисковой, систематизирующей, проектной. Профессиональная коммуникация требует следующих компетенций: интерактивной, эмпатийной и лидирующей.

18 Владение современными информационными технологиями Для учителя и учащихся Поиск информации (текстов, изображений, источников). Систематизация информации (база данных, редактирование, электронные таблицы). Проект (вебстраницы, конференции, презентации). Для учителя Организация мультимедийной среды e-learning Для учащихся Интеграция в мультимедийном сообществе.

19 Интерактивная компетенция Для учителя Стратегии взаимодействия с учащимися. Стратегии возможностей автономного учения. Стратегии в «зоне ближайшего развития учащихся» Для учащихся Стратегии автономного обретения знаний. Стратегии автономного самоконтроля знаний. Стратегии учебного взаимодействия (с учителем, учащимися, проектной командой).

20 Предметные компетенции Предметные компетенции необходимы для преподавания конкретного предмета. Предметные компетенции обеспечивают реализацию метода обучения с помощью эффективных технологий. Предметные компетенции позволяют учителю создавать собственные методические материалы. Предметные компетенции включают выполнение роли с профессиональнопедагогическими функциями (обучение, воспитание, управление).

21 Содержание предметных компетенций Преподавание предмета требует следующих компетенций: коммуникативной, технологической, контролирующей. Применение учебно-методический материалов требует следующих компетенций: пользователя, разработчика, рецензента. Педагогическое общение требует следующих компетенций: ассистирующей (facilitating), межличностной, гуманистической.

22 Специальные компетенции Программная овладение программой об/учения. Профильная овладение содержанием об/учения. Межпредметная интеграция знаний предметов. Социальная осознание социальных особенностей. Диагностическая осознание индивидуальности. Развивающая поиск личностных резервов. Креативная выявление склонностей и талантов. Организационная групповая динамика. Стимулирующая вовлечение в деятельность.

23 Специальные компетенции Работа в профильных классах требует следующих компетенций: программной, профильной, межпредметной. Работа с «трудными учащимися» требует следующих компетенций: социальной, диагностической, развивающей. Создание собственных дидактических материалов требует следующих компетенций: авторской, редакторской, пилотирующей.

24 Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

25 Результатами работы учителя являются: ключевые компетенции воспитанность здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние учащихся Компетентность учителя проявляется только в единстве с компетентностью учащихся

26 Педагогические критерии компетентности учителя О работе учителя судят по конечному результату, поэтому Первый критерий это уровень обученности наших учеников, уровень сформированности компетенций учеников Второй критерий уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН). Это: Учебно-информационные умения Учебно-логические умения Учебно-управленческие умения Третий критерий это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне. Об этих инновациях мы поговорим чуть позднее.

27 Литература Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика С Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика С Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. Н. Новгород: НГПУ, с. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа С Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы //Народное образование С


ФГОС ООО Кадровые условия реализации основной образовательной программы Методический семинар 26.05.2015г. Нормативные документы, определяющие требования к кадрам Единый квалификационный справочник должностей

КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 1 ПРОЛОГ Незнайка: «Что такое «компетенция?» Всезнайка: «Компетенция это когда все знаешь!». Незнайка: «Все, это что?» Всезнайка: «Чем

Утверждено 20 г. Директор МБОУ СОШ 6: /Тоболева В. И./ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ учителя 1. Общие положения. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ» знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический

Н.А. Копылова, В.А.Ургапов 1 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Аннотация. Статья посвящена проблеме компетентного подхода в образовании.

Утверждаю Директор школы &.М. Полетайкин Приказ t / 5 b От 30.08. 2014г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУЙЩ Щ 7 УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция учителя английского

Приятиях, имея опыт производственных практик. Филиал Университета машиностроения в г. Серпухове тесно сотрудничает с такими общественными организациями, как Общественный совет по образованию г. Серпухова,

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Кафедра теории и практики иностранных языков МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОП «6М011900- Иностранный язык: два иностранных языка» Выпускнику данной образовательной

СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ. Председатель ПК МОУ Директор МОУ «Волосовская СОШ 1» «Волосовская СОШ 1» Т. Л. Нестерова Н. В. Симакова (Протокол ПК от 09.2011 г.) (Приказ от.09.2011г.) Должностная инструкция

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Профессиональная компетентность педагогов (материал методического кабинета) В Федеральном

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА XIII РАЙОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Районная образовательная система в условиях стандартизации

Диагностические блоки Области профессиональных затруднений педагогов Карта комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов Состав диагностических блоков Содержание профессиональных затруднений

Модуль 10. Компетентностно-ориентированное обучение ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ: 1. Из истории компетентностного подхода в образовании. 2. Ключевые базовые компетенции в образовании. 3. Обобщенные задачи как средство

ОК-1 обладает навыками сбора, анализа и интерпретации данных и их оформления; ОК-1 обладает навыками сбора, анализа и интерпретации данных и их оформления плану 1 Общая психология Знает: -основные закономерности

Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа лицей 1420» 109444, город Москва, Ташкентская улица, дом 21, корпус 2, тел./факс: (495)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2 с. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА Принято на заседании педагогического совета МОУ СОШ 2 с. Екатеринославка Протокол от..20 года

Основы экологии, экономики, социологии; -нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; -теорию и методы управления образовательными системами; -методы формирования основных

Разработка алгоритма по созданию персонифицированной программы повышения квалификации педагога учитель высшей категории МБОУ СОШ 24 Юлия Равилевна Щербакова Учитель "новой школы" - это: специалист, - мотивированный

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Ответственный методист: Шевцова Н.В., 35-99-63; [email protected] «Мир без границ, где технологии служат образованию, помогая создавать

Л.В. Смолина Омский государственный педагогический университет Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006 www.omsk.edu Подготовка магистра физико-математического

Модель выпускника по специальности 6М011900- Иностранный язык: два иностранных языка Выпускнику данной образовательной программы присваивается степень - магистр педагогических наук по специальности "6М011900

2-БЛОК: Педагогика, методика обучения Задания с выбором одного правильного ответа 1. Учета индивидуальных особенностей воспитанников требует принцип A) личностного подхода B) связи воспитания с жизнью

ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА И.И. Вощило, преподаватель специальных учебных дисциплин,

Модель методического сопровождения ФГОС МАДОУ-Детский сад 11 В связи в введением ФГОС ДО система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИСКУССТВО Интеграция новых ИКТ - технологий в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования. Стремительный рост

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ Барабанова З.П. Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие

ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОСТИ Образовательная программа специальности 6М010100 «Дошкольное обучение и воспитание» Уровень Магистратура Цели образования по специальности 6М010100-Дошкольное обучение и воспитание

Система оценки качества образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа c углубленным изучением английского языка 1317»

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2101» Основная образовательная программа среднего

1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки должна: 1. Фиксировать цели оценочной деятельности: а)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения

Визитная карточка проекта «Удивительный алфавит» Фамилия, имя, отчество Город, область Номер, название школы Автор проекта Козлова Наталья Владимировна Нижегородская область ГО г.шахунья п.вахтан МАОУ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основные направления деятельности учителя химии в условиях перехода на ФГОС основного общего образования Марина Михайловна Шалашова, директор ИДО ГБОУ ВПО МГПУ, д.п.н.,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ Г.ЗЕРНОГРАДА Рассмотрен и рекомендован к утверждению педагогическим советом Протокол от 30.08.2018 09 УТВЕРЖДАЮ Директор Н. Н. Каракулькина

«Производственная практика, 2 курс» Составители аннотации: Полосина Т.П. преподаватель, Фомина Н.И., к.п.н., доцент Кафедра педагогики дошкольного и начального образования; Троицкая И.Ю., к.пс.н., доцент

Приложение к приказу департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 01 1 Оценочный лист профессиональной деятельности методиста образовательной организации ФИО: Должность:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 110» ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА «КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВЕДЕНИЮ ФГОС ООО» Критерии 1. Когнитивный аспект 1.1.

Методическая тема школы: «Повышение качества образования на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколения» на 2014/2017 учебные года. Цель: развитие ключевых компетенций,

Совершенствование деятельности ШМО учителей в условиях перехода на ФГОС ООО Методическая работа в школе - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система

МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Лях Юлия Анатольевна Департамент образования и науки Кемеровской области г. Кемерово, Российская Федерация На современном этапе развития российского образования

СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ. Председатель ПК Директор МОУ «Волосовская СОШ 1» Н. В. Симакова (Протокол ПК от сентября 2011 г.) (Приказ от 01 сентября 2011 г.) Должностная инструкция заместителя директора школы

П/п Новые профессиональные компетенции педагога, включенные в Профстандарт Работа с одаренными учащимися Работа в условиях реализации школьной программы инклюзивного образования Преподавание русского языка

Аннотация к рабочей программе 11 класс обществознание Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 11 класса, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе:

СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол 4 от 06.06.2016г. УТВЕРЖДАЮ Приказ 62/1-у от 06.06.2016г. директор ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери» иерей Константин Глухарев

СДП- методологическая основа ФГОС 29 февраля 2012 Системно-деятельностный подход Это не совокупность образовательных технологий и методических приемов- это философия образования, методологический базис,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» (МАОУ «СОШ 5») 456910,Российская Федерация, Челябинская область, г. Сатка, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 24-а Телефон:

Сергеева Т.Ф., зав. кафедрой общих математических и естественнонаучных дисциплин Академии социального управления, доктор педагогических наук, профессор Основные направления обновления содержания школьного

Программа стажировки.. Информационный блок программы... Разработчик программы Ведерникова Людмила Юрьевна..2. Название программы: «Конструирование учебных заданий эффективный инструмент деятельностно-ориентированной

Психология и педагогика 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины получение психолого-педагогического образования, способствующего готовности и способности к личностному и профессиональному

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Требования к выпускным квалификационным работам

Уровневая модель формирования образовательной мобильности школьников МОУ СОШ 44 Уровень Общая характеристика нововведения Ключевой показатель нового качества образования Начальная школа Основная школа

III. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Л. В. Шварева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Пенза, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Основы коммуникативной компетентности педагогов Бурбенцова О.В. учитель английского языка МБОУ Видновская СОШ 1 Ленинского района Московской области Введение В настоящее время профессиональнопедагогическая

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 29» ГО Ревда Подготовку педагога к профессиональной

ПРОГРАММА работы педагогического коллектива МБОУ «СОШ 2» над единой методической проблемой «Повышение качества образования через внедрение современных педагогических технологий в учебно воспитательный

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школы 1290 на 2015-2018 годы Данная программа разработана коллективом педагогов начального общего образования государственного бюджетного

П/п Базовые компетентности педагога Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентности 1 2 3 4 1. Социально-личностные

Инвариант спецификаций педагога в соответствии с требованиями ПСП. Компетентности Процедуры Критерии для диагностики компетентности у педагога Приложение 1. области постановки целей и задач педагогической

Д- В. Дудко

КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА И ДИНАМИКА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета им. И. Г. Петровского. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. В. Ретивых

В статье уточняется понятие «когнитивная компетентность» и определена ее струкгура. В результатах исследования показана динамика формирования когнитивной компетентности студентов 1-5-х курсов Брянского государственного университета им И.Г.Петровского.

The notion «cognitive competence)) is specified and its structure is defined in the article. The results of the research reveal the dynamics of Г- 5*-year students" cognitive competence development in the Bryansk State University.

Современные тенденции развития общества показывают, что в ближайшее время на рынке труда в РФ будет иметь место превышение предложения над спросом. В связи с чем возникает вопрос о специалисте в условиях конкуренции, которым, по мнению В. С. Безруковой, является именно тот, кто «может предложить на рынке труда высокие профессиональные качества, в ком есть реальная потребность у государствен-

ных и негосударственных предприятий» . В настоящее время конкурентоспособный специалист должен отвечать ряду требований, в частности, таким, как профессиональная мобильность, способность овладеть новыми знаниями, умениями, навыками; адаптация своей профессиональной деятельности в соответствии с изменением своей профессиональной функции. Педагогическая деятельность предъявляет к пе-

дагогу высокие требования. Широкий круг профессиональных обязанностей и диапазон его действий, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен, обуславливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию педагогических проблем. Некоторые понятия, связанные с характеристикой деятельности учителя, требуют более глубокого рассмотрения. Одно из них - компетентность педагога. «Компетентность - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии» .

Процесс формирования компетентного специалиста является одной из проблем профессиональной педагогики. Компетентность педагога приобретает в последние годы все большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образования, появляются всевозможные разновидности авторских педагогических систем, возрастает уровень запросов социума к специалисту.

Следует отметить, что в отечественной профессиональной педагогике рассматриваются различные аспекты компетентного подхода. Наиболее последовательно она излагается в работах Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой, С. Е. Шитова. Ранее эта проблема изучалась отечественными учеными в аспектах подготовки рабочих широкого профиля (П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, B. А. Поляков, С. А. Шапоринский и др.). Изучение представлений о профессиональной компетентности учителя показывает значительные изменения в подходах: от разработки основ формирования педагогической направленности учителя (А. А. Орлов, ^ Т. Каргин, И. Я. Фастовец и др.) и развития профессионально важных качеств и личности в целом (Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, И. Я. Лернер, М. Н. Скат-кин, В. А. Сластенин и др.), к определению сущности истоков педагогического творче-

ства (В. И. Загвязинский, М. М. Поташник и др.).

Э. Ф. Зеер, основываясь на идеях К. К. Платонова, спроектировал четы-рехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности специалиста, включающая в себя следующие компоненты:

Профессиональная направленность (склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы);

Профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения и навыки, квалификация);

Профессионально важные качества (внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.);

Профессионально-значимые психофизиологические свойства(энергетизм, нейро-тизм, экстравертированность, зрительная координация, реактивность и др.).

В процессе развития и становления содержания подструктур происходит их взаимодействие, что приводит к образованию интегрированных профессиональных качеств (ключевых квалификаций), в том числе конкурентоспособности, профессиональной мобильности, продуктивности профессиональной деятельности, и способствует профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры. Следует учесть, что педагог должен обладать практически всеми качествами специалиста. Общая феноменология профессионально-педагогической компетентности и ее частных видов нашла отражение в работах В. А. Адольфа, Е. В. Бондаревской, Н. В. Кузьминой и др. Ученые преимущественно осуществляют изучение отдельных сторон профессиональной компетентности. Маркова рассматривает компетентность как соотношение объективно необходимых знаний, умений, психологических качеств, которыми обладает учитель, и их влияние на процесс и результат педагогической деятельности. Н. Н. Лобанова характеризует ее как системные свойства личности и вы-

дсляет три компонента: профессионально-образовательный, профессионал ьно-дея-тельностный и профессионально-личностный. В настоящее время Европейским сообществом в профессиональном образова-

нии особое внимание уделяегся пяти кшо-чевым компетенциям (табл. 1). Компетенция - «круг вопросов, в которых кто-либо обладает познанием, опытом, а также круг чьих-то (учреждения, лица) полномочий» .

Таблица 1

Характеристика ключевых компетенций

Компетенции Содержание компетенции

Социальная Способность взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества

Коммуникативная Владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, умение пользоваться системой Интернет

Информационная Обладание информационным ресурсом, владение информационными технологиями, критичное отношение к полученной информации

Специальная Подготовленность к самостоятельному, творческому выполнению профессиональных функций, объективной оценке себя и результатов своего труда

Когнитивная Готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию, постоянному обогащению своей профессиональной компетентности

Известно, что традиционное когнитивно ориентированное образование решает, в основном, задачу формирования знаний, умений и навыков, а развитие и воспитание обучаемых рассматривается как «побочный продукт» процесса обучения. Такое обучение направлено на подготовку специалиста, а не профессионала. Приведенная выше характеристика ключевых компетенций и анализ научной литературы позволяет разграничить эти два понятия. Специалист -это работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями и навыками. Профессионал - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенцией, отличающийся индивидуальным стилем деятельности. Современному производству и обществу требуются именно профессионалы.

Профессионализм педагога оценивается рядом требований, среди которых можно выделить следующие профессионально-педагогические умения: гносгические, социальные, дидактические, организационно-методические, коммуникативно-режиссер-

ские, прогностические, рефлексивные, организационно-педагогические.

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества - индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность. Такими особенностями являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм.

К педагогически важным качествам относятся также целеустремленность (умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей) и уравновешенность (способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях).

Личность современного педагога во многом определяется его эрудицией. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать.

Профессионально значимые качества личности педагога, как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Рассматривая процесс становления личности будущего педагога следует отметить определенную роль когнитивной компетентности, когда студент самостоятельно решает и определяет " план своих действий, свободен в выборе форм, методов и средств, необходимых ему для организации и реализации собственной педагогической деятельности, когда возможна реализация и апробирование на практике полученного теоретического опыта. Решение такого рода проблем, требующих самостоятельности мышления, позволит будущим специалистам глубже понять социальный смысл знаний, накопленный ими в процессе обучения, и одновременно развивать собственные творческие способности, анализировать педагогические явления и факты, планировать и реализовывать систему учебно-воспитательной работы, обосновывать целесообразность спроектированных учебно-воспитательных задач. Сформированной умения решать научно-теоретические проблемы; планировать и реализовывать практическую деятельность способствует, в свою очередь, совершенствованию исследовательской работы, что является важной частью профессионально-педагогической культуры педагога, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфи-

ке профессиональной деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, выступает одним из условий эффективной педагогической деятельности, является обобщенным показателем профессиональной компетентности педагога и целью профессионального самосовершенствования.

Когнитивная сфера представляет собой воздействие на человека основных областей исследования восприятия, распознавания образов, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого и искусственного интеллекта. Все эти психические процессы играют значимую роль в образовательном процессе. В педагогической деятельности взаимодействуют все стороны учебного процесса от способа предъявления материала до социально-психологических аспектов отношений педагога с обучающимися. Педагог должен уметь организовывать, планировать, диагностировать, наблюдать, придавать смысл этим наблюдениям, вырабатывать решения и участвовать в их реализации. Обучение будет эффективным лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную сферу. В качестве важного условия рассматривается внутренняя мотивация и педагога и учащихся, связанная с интересом к изучаемому предмету.

Исходя из заявленных нами положений структуру когнитивной компетентности педагога можно условно представить следующим образом (рис. 1).

Стремление к постоянному профессионально-педагогическому

Когнитивная Сформированность умений и навыков профессионально-педагогического самообразования

компетентность педагога

Креативность, готовность к созданию новых педагогических ценностей

Способность к инновациям в

педагогической деятельности

Рис. 1. Структура когнитивной компетентности педагога

Когнитивная компетентность - это

единство теоретической и практической готовности педагога к профессиональной деятельности, ее постоянному совершенствованию, способность к принятию твор-

ческих решений в условиях профессиональной деятельности.

Динамику развития когнитивной компетентности студентов 1-5-х курсов демонстрирует диаграмма (рис. 2).

"Средний у ров ен ь

Рис. 2. Динамика развития когнитивной компетентности студентов 1-5 курсов

уров е нь

Анализ данных, отражающих динамику развития когнитивной компетентности, демонстрирует, что высокий уровень сформированное™ когнитивной компетентности имеет существенные различия у студентов 1-5-х курсов (8-36%), соответственно, низкий уровень к 5-му курсу снизился с 41 до 7 %; средний уровень когнитивной компетентности студентов этих курсов не имеет существенных изменений. Полученные результаты позволяют говорить о том, что необходимо искать пути формирования у будущих педагогов когнитивной компетентности. С этой целью в учебный процесс нами введены специальные педагогические

курсы «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования», «Инновационные процессы в образовании», помогающие развитию когнитивной компетентности будущего педагога.

Сформированность когнитивной компетентности педагога проявляется в системном проектировании и реализации учебного процесса в виде диагностично поставленных и поэтапно проверяемых целей и задач, в постоянном стремлении к самосовершенствованию с учетом потребностей современного общества и толерантного отношения к субъектам образовательного процесса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Безрукова В. С. Введение в профессиональную педагогику. Екатеринбург, 1996. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сьшанюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005. С. 52.

Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. С. 148.

Разделы: Администрирование школы

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX–XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Происходящие в мире и в нашей стране изменения в области педагогических целей вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие “компетенция/компетентность”. Это означает формирование новой парадигмы результата образования, рассмотрение истории становления которой предлагается.

Этапы становления компетентностного подхода в образовании.

Первый этап (1960–1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории “компетенция”, созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность.

Второй этап (1970–1990 гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения профессионализму в управлении.

Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, который был начат в 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993,1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.

Третий этап развития компетентностного подхода характеризуется тем, что в материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования.

В докладе международной комиссии “Образование: сокрытое сокровище” были сформулированы "четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить, что, по сути, определило основные глобальные компетентности.

На симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования.

Профессиональная компетентность учителя.

Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности.

Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: “владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания” (Коджаспирова Г. М.).

В психолого-педагогической литературе определение понятий “компетентность” и “компетенция” получило широкое распространение сравнительно недавно, поэтому на данном этапе развития педагогической науки не существует их точного определения. Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.

Наиболее приемлема, на мой взгляд, точка зрения доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского “ владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним”.

Критерии определения компетентности и компетенции учителя.

Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).

Формирование перечисленных компетентностей и на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.

В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:
– повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
– быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
– самостоятельно учиться;
– принимать решения и нести за них ответственность;
– адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
– нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

В педагогической литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Наиболее простым представляется подход Г.М. Коджаспировой, которая компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть учитель. Такой подход не представляется целесообразным, т.к. считается, что нет необходимости сужать понятие “компетентность” только до умения.

Следуя точке зрения Андрея Викторовича Хуторского, рассмотрим трёхуровневую иерархию компетенций учителя.

Они различаются на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности учителя, позволяющих ему получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.

Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций.

Ценностно-смысловая компетенция . Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Общепредметные (базовые) компетенции учителя.

Моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем. Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции, т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования.

В образовательной компетенции получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования:

Состав общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов, которые классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии и т.д.).

Такого рода содержание образования обеспечит не только предметоцентрированное, но и целостное становление обучающихся. В этом случае общепредметная образовательная компетентность будет нести в себе многофункциональную сущность, необходимую в производственной деятельности человека, его социально-экономических и межличностных отношениях.

Компоненты общепредметного содержания определяют системообразующую основу отдельных ступеней обучения (вертикальная связь). Также они осуществляют межпредметную интеграцию (горизонтальные связи).

Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.

  • культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
  • умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,
  • умением передавать свою информацию другим.

Первый уровень – общего теоретического представления. Содержание общепредметного образования на нем выступает в виде представления о составе, структуре и функциях социального опыта в его педагогической трактовке.

Следующий уровень – учебного предмета. Здесь конкретизируется представление учителя о том, чему нужно учить. При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании. В связи с этим выясняются два важных обстоятельства.

Во-первых, не все учебные предметы представляют основы наук. Например, нет науки, которая называлась бы "иностранный язык" или "литература".

Во-вторых, и такие предметы, как физика или история, не представляют собой сокращенные копии соответствующих наук. Отсюда следует, что при формировании содержания учебного предмета необходимо учитывать не только логику науки, но и другие области изучаемой реальности, а также условия протекания и закономерности самого процесса обучения, в котором учебный предмет реализуется в соответствии с теми или иными особенностями.

Третий уровень – учебного материала. Здесь реально наполняются те элементы состава содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены на втором в форме, специфической для каждого предмета. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах и упражнениях, которые составляют содержание учебников, пособий и других материалов для учителей и школьников.

На четвертом уровне действуют учитель и ученик, и содержание образования существует не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения – именно в этом процессе реально существует проектируемое содержание образования, т.е. происходит его "материализация".

На последнем, пятом уровне содержание общепредметного образования выступает как результат обучения, оно становится результатом деятельности и достоянием личности учителя. Это итог всей работы.

"Все большая специализация по проблемам", о которой говорил В.И.Вернадский, не означает, что стираются грани между отдельными науками и объектами их изучения. Результат возможен только в том случае, если в ходе объединения не исчезает своеобразие наук, их качественное отличие друг от друга.

Очень важно, что в результате работы происходит самоопределение педагогов относительно сферы их интересов, нахождение ими собственных норм поведения и общения в ситуации освоения профессиональных ролей в соответствии с их запросами, личными образовательными потребностями, понимание собственного профессионального ресурса.

Создаются новые образовательные и социальные практики, появляются новые партнеры, и сама педагогическая деятельность выходит за рамки сферы образования. Это позволяет объединить профессионалов в различных областях деятельности, основным результатом чего становится появление не только предметной компетентности, но и способности к переносу способов действия в одной предметной области в другую.

Предметные компетенции.

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:

  • научных знаний;
  • способов деятельности (умения действовать по образцу);
  • опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Очевидно, что составляющие профессионально-педагогической компетентности учителей различных учебных дисциплин имеют определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.

Например:

Компетенции по математике:

  • базовые математические приемы, алгоритмы измерений;
  • математический язык;
  • самостоятельная познавательная деятельность, основанная на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации;
  • математическая грамотность, т.е. необходимость вырабатывать у школьников способность определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут; высказывать хорошо обоснованные математические суждения;
  • вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни.

Компетенции по физике:

  • владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ;
  • владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях;
  • иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной.

Компетенции по русскому языку и литературе:

  • личностная;

Компетенция учителя иностранных языков как структурное образование предполагает наличие трех основных компонентов, включающих, в свою очередь, ряд ключевых компетенций:

  • коммуникативный (языковая, речевая, социокультурная компетенции);
  • дидактический (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности);
  • рефлексивный (личностная компетенция – регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).

И.А.Бредихина трактует состав профессиональной компетентности учителя иностранного языка несколько по-другому, определяя следующие составляющие компетенции:

  • коммуникативно-культурологическая (лингвистическая, речевая, лингвокультурологическая);
  • общенаучная (когнитивная, литературно-теоретическая, историко-литературная, исследовательская);
  • психолого-педагогическая (психологическая, педагогическая, методическая);
  • личностная;
  • самообразовательная (психологический, методический, лингвокоммуникативный, профессионально-прикладной компоненты).

Существуют и другие подходы к тому, что включать в коммуникативную компетенцию. Д. Хаймз объединял этим понятием следующие компетенции:

  • лингвистическую (правила языка);
  • социально-лингвистическую (правила диалектной речи);
  • дискурсивную (правила построения смыслового высказывания);
  • стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником).

Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое умение" и включает следующие ключевые компетенции:

  • языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы);
  • дискурсную (связанность /cohesion/, логичность /coherence/, организация /pattern);
  • прагматическую (умение передать коммуникативное содержание /message/ в соответствии с социальным контекстом);
  • разговорную /fluency/ (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм);
  • социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, ":знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере" Д. Хаймз.)
  • стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения);
  • речемыслительную /cognitive/ (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).

Итак, успешное применение компетентностного подхода в обучении английскому языку означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

Компетенции по химии и биологии, валеологии:

  • изучение свойств химических веществ и основ ТЭД;
  • развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций;
  • владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества;
  • осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем;
  • осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям;
  • осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты.

Профессиональная компетентность учителя физкультуры:

  • владение основами теории физического воспитания;
  • развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта;
  • владение основами знаний олимпийского движения;
  • знание медико-биологических основ двигательной деятельности;
  • знание правил по технике безопасности.

Представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.

Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, уже сейчас можно предположить, что именно компетентный педагог способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.

МАРС - «Межрегиональная аналитическая роспись статей» - сводный каталог периодики библиотек России.

Аналитическая реферативная база данных журнальных статей - БД МАРС - содержит библиографические описания всех статей из более, чем 1800 российских журналов с 2001 года по настоящее время.

Сейчас объем сводной базы МАРС составляет более 2,7 миллионов записей . Ежедневно база пополняется на 1 тысячу записей.

Марсианская летопись нашей библиотеки ведёт свой отсчёт с 2005 года . И мы имеем возможность вести поиск библиографической информации на сайте АРБИКОНа с 2005 по 2016 гг. в массиве из 2 375 867 библиографических документов.

«Мы были первыми , и поэтому нам было трудно», - сказала в одном из интервью Валентина Терешкова . Так может сказать любой, кто начинает новое дело.

Со всем энтузиазмом первопроходцев мы взялись за это дело - корпоративную роспись журнальных статей в машиночитаемом виде.

Изучив документы и выполнив тестовое задание, мы присоединились к передовым «марсианам» в мае 2005 года.

С мая 2005 г. Центральная библиотека вошла в корпоративный проект по росписи журналов «Межрегиональная аналитическая роспись статей» («МАРС») на базе научной библиотеки Саратовского университета. Предварительно были тщательно изучены документы:

  • Договор простого товарищества (о совместной деятельности),
  • «Методика заполнения полей» на 92 страницах,
  • «Правила заполнения поля «Географическая рубрика»,
  • «Методика заполнения поля «Ключевые слова»,
  • «Методические рекомендации по составлению аннотаций в рамках проекта «МАРС»,
  • «Порядок приема и передачи данных».

Получили конвертор для «МАРКа».

Были расписаны несколько журналов, затем выбраны журналы для росписи, отсутствующие в проекте (что было сделать очень трудно). Были составлены паспорта на 5 журналов с индексами журнала по каталогу Роспечати, указанием вида журнала, тематики журнала, периодичности, среднее количество статей в 1 журнале и количество статей за год, ISSN журнала, о наличии авторских аннотаций и авторских ключевых слов, электронный адрес журнала и электронный адрес редакции журнала.

По условиям договора мы обязаны были расписать от корки до корки все журналы, которые выбрали из нашей подписки. Это были журналы «Азия и Африка сегодня», «Абитуриент», «Всемирный следопыт», «Идеи вашего дома», «Российское общество Красного Креста».

В первый год совместной работы было подготовлено 12 файлов, создано 516 библиографических записей на журнальные статьи.

Терпение и труд всё перетрут. Трудились не покладая рук. Образно говоря, «кровью и потом» доставались библиографические записи. Денно и нощно оттачивалось мастерство, высший пилотаж: выразить суть статьи в одном предложении и при этом не повторить заглавие. Сотрудники, занятые в проекте, бороздили просторы Интернета в поисках точных дат жизни персоналий, правильных названий организаций и событий; расширяли свой кругозор, изучая в словарях непонятные научные и технические термины. Почти сроднились с орфографическим словарём. Отправляя по e-mail на МАРС свои записи, всегда в тайне надеялись, что обойдется на этот раз без РЕКЛАМАЦИИ от библиографа-контролёра.

Корпоративный проект учил нас смирять амбиции, подчиняясь МАРСианскому большинству, неукоснительно соблюдать принятые правила и методики. Мы с достоинством признавали свои ошибки, но иногда спорили с контролерами по отдельным нюансам библиографирования и часто отстаивали свою точку зрения. Смелость и настойчивость требовались порой, чтобы отстоять свою правоту.

Не у всякого есть склонность к кропотливому библиографическому труду. Но вместе с проектом библиографы росли профессионально, осваивали новые технологии: обмен данными, конвертирование форматов, заполнение web-форм. За время существования в проекте мы благополучно пережили неоднократную смену Методики росписи, обновление Рубрикатора, очередную замену библиографа-контролёра, к требованиям которого мы уже успели привыкнуть.

Делай, что должно, и пусть будет, что будет. Слава Богу, проект жив, развивается, приносит ощутимую пользу. Со временем даже самые передовые технологии становятся привычными, обыденными. Кого сейчас взбудоражит полёт в космос? Да, космонавты летают и спокойно делают свою работу. Так и мы, «марсиане». Мы продолжаем достойно трудиться на общее благо. Труд наш не всегда заметен, не на виду, «за шкафом». Но это не умаляет наших заслуг. Нам - честь и слава: организатору «первопроходцев» на МАРС - Павловой Ольге Николаевне и огромная благодарность участнику проекта Екатерине Борисовне Текутьевой , несколько последних лет ответственно, грамотно и тщательно, сверяя через интернет имена, даты, события, расписывающей статьи. Низкий поклон и признательность библиографам-контролёрам и координаторам проекта МАРС. Особое спасибо Игорю Валерьевичу Крутихину за веру в нас, за скорую помощь, оперативные консультации по техническим вопросам, за доброжелательность и терпение. И надежда на будущее поколение, которое продолжит НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО.

Похожие публикации