Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

О грехе сребролюбия. Грех Сребролюбия в православии: что это такое

прот. Сергий Филимонов
  • свящ. Сергий Дергалев
  • свящ. Павел Гумеров
  • прп.
  • Энциклопедия изречений
  • прп.
  • игумен Митрофан (Гудков)
  • Сребролю́бие – третья из восьми главных , состоящая в ненасытном увеличении материальных благ. Противоположной сребролюбию является .

    Однако это свидетельство не идёт вразрез с оценкой . Выражаясь иначе, между ними нет принципиальных противоречий. Объяснить эту кажущуюся разницу можно при помощи следующих доводов.

    Как известно, диавол пал отнюдь не из-за сребролюбия. В самом деле, о каком сребролюбии могла идти речь в невещественном ангельском мире, совершенно чуждом товарно-денежных отношений?

    То есть все те блага, которые в нынешнем веке имеют денежный эквивалент, все те блага, стремясь заполучить которые, современные грешники предаются обогащению, Бог предоставил Адаму и Еве бесплатно.

    Тем не менее они всё же пошли против Бога, склонились ко злу. Что же послужило толчком? Горделивое расположение сердца (а не сребролюбие), желание стать как Бог ().

    Принимая в соображение слова апостола Павла, необходимо обратить внимание на контекст его речи.

    В интересующем нас наставлении он говорит о желающих обогащаться. Здесь же он сообщает, к чему приводит эта греховная : сребролюбцы запутываются в сетях искушений, впадают во многие вредные и безрассудные ; через это они погружаются в бедствия и пагубу ().

    Из слов апостола явствует убедительно, что сребролюбие служит корнем множества зол. Но почему же тогда он не сказал прямо «множества», но сказал «всех» (зол)?

    С одной стороны это можно назвать риторическим преувеличением, использованным им для усиления мысли, (примеры подобного рода преувеличений встречаются в Писании неоднократно).

    Это значит, что хотя не каждый гордец - сребролюбец, тем не менее каждый сребролюбец - гордец. Соответственно сказанному, каждый сребролюбец бывает искушаем как прочие гордецы. До тех пор, пока он подвержен сребролюбию (как одной из особенностей проявления гордости) - он подвержен и самой гордости.

    В этом ключе речение апостола Павла подразумевает следующий комментарий: не сребролюбие как таковое, а гордость, обнаруживаемая (в том числе и) через сребролюбие, есть корень всех зол.

    Предназначение человека - развивать все те добродетели, которые заложены в душу его Творцом. Но как же непроста эта задача. Ведь природа наша повреждена и склонность ко злу обнаруживается с самого раннего детства. Грехи превращаются со временем в страсти, которые очень трудно искоренить. И рабства злу в таком случае не избежать. Один из таких грехов - сребролюбие, что это за грех, как распознать его в себе и вести с ним борьбу, узнаем из дальнейшей статьи.

    Что такое сребролюбие

    Добродетель нестяжательства вложена в нас Творцом изначально. Когда Адам и Ева жили в раю, все было устроено Богом так, что они ни в чем не нуждались. Там имелось все, необходимое им для жизни. После изгнания из рая естественная для нас добродетель нестяжательства трансформировалась в противоположное нравственное качество - страсть к деньгам как источнику всех земных благ.

    Под сребролюбием подразумевается все имущество человека. И, соответственно, и деньги, и недвижимость, и даже лишняя рубашка, - все может стать предметом страсти.

    В природе у животных также встречаются факты накопительства. Но они определяются не безумным стяжательством или страстным порабощением, а вызваны жизненной необходимостью, имеют приспособительный характер.

    А вот человек, одержимый духом собирательства, ищет не только необходимого для жизни, но и старается иметь сверх того. И тогда, как яркие образцы скупости, скряжничества, других проявлений сребролюбия, рождаются персонажи типа знаменитых гоголевских героев. Кто не помнит Плюшкина из «Мертвых душ», ставшего одним из самых узнаваемых примеров этой страсти.


    Происхождение слова

    В Новом завете Бог предостерегает верующих людей, чтобы они усердно стремились к Нему и отвращались от любви к мамоне (богатству): «Не можете служить двум Господам…». Почему же греховная привязанность к материальным благам называется не «златолюбием» или как-то иначе, а именно сребролюбием?

    Здесь прослеживается связь опять же с событиями Евангельской истории. Бог не просто вразумлял христиан о пагубности этой страсти. На страницах Нового Завета мы можем встретить наглядный пример того, как разрушающе действует любовь к мамоне на душу человека и его жизнь.

    Страстью к наживе был безнадежно поражен один из апостолов Христа, Иуда. В то время денежные знаки назывались сребрениками. Отсюда, судя по всему, и пошло название греха. Возможно происхождение слова имеет другие корни. У славян в древние времена деньги всегда назывались «серебром».

    Образ Иуды послужил красноречивой проповедью о том, что Господь предается людьми из-за денег и тех благ, которые можно за них приобрести.

    Ради тленных материальных удовольствий многие из нас теряют возможность получить вечную жизнь и духовную радость, которая неизмеримо выше всех плотских наслаждений.

    Значение понятия

    Сребролюбием в православии называют такое состояние души человека, которое толкает его на нарушение всех Божественных и нравственных человеческих законов в погоне за приобретением богатства. В основе этого лежит решительное предпочтение материальных ценностей в ущерб духовным.

    Сребролюбцы, пустив пагубную страсть в сердце, автоматически нарушают все библейские заповеди:

    1. Первую и вторую - как идолослужение, обожествляя «золотого тельца».
    2. Третью (…имя Господа напрасно…) попирают коммерсанты, которые лживо клянутся, что их товар (услуги) самые лучшие, и цена соответствует заявленному качеству.
    3. Четвертую - в воскресенье работают вместо того, чтобы посвятить седьмой день Богу.
    4. Пятую (почитание родителей) - жалеют денег, чтобы достойно содержать своих состарившихся отца и мать, помогать им финансово.
    5. Шестую (о ценности человеческой жизни) - каждый день случается множество убийств из-за наживы.
    6. Седьмую (о блуде)- широко процветает торговля телом, греховной любовью.
    7. Восьмую (не укради) - распространено воровство как незаконный способ завладеть материальными благами.
    8. Девятую (о лжесвидетельстве) - нарушают в судах и других инстанциях, где за деньги попирается справедливость, обижаются слабые и неимущие.
    9. Десятую (о зависти) - в сердце неуемное желание обладать всеми земными благами.

    Человек, подверженный страсти, способен на многие гнусные поступки. Врач, который ставит неправильный диагноз или назначает неэффективное лечение в надежде «выбить» из пациента мзду, - вот один из распространенных в нашей жизни примеров.

    Людей, зараженных страстью к богатству, сейчас можно встретить на каждом шагу. Все стремятся соответствовать «золотому стандарту». И все делают для того, чтобы выбиться из общей серой массы «неудачников» любыми доступными средствами и путями. Где уж тут помнить о Боге. Он им только мешает жить.

    Упоминание в Библии

    В Священном Писании неоднократно упоминается о страсти к богатству, наживе. О пагубности любви к деньгам говорил в своих поучениях сам Господь Иисус Христос, что «…трудно надеющимся на богатство войти в Царство Небесное!». Апостол Павел утверждал в своих проповедях, что сребролюбие лежит в основе любого греха.

    Всем хорошо известна история предательства Иуды. Еще один яркий пример губительной любви к деньгам - это печальная участь семейной пары, Анании и Сапфиры. Страсть, поселившаяся в сердце, побудила их ко лжи. И обмануть они пытались в лице апостолов самого Бога. Это красноречиво свидетельствует об их неверии. Что привело мужа и жену в христианскую общину, так и осталось неизвестным.

    Страсть стяжательства - это попытка самому, без Бога прожить на этой земле. В Евангелии есть притча про богача, у которого уродился хороший богатый урожай. Этот человек обрадовался, сломал свои старые амбары, создал новые и говорит: «Ешь, пей душа, веселись на многие годы вперед…». Вот здесь также очень хорошо показана основа страсти — как без Бога хочется многое получить и достичь.


    Историческая справка

    Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) - страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.

    Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.

    Источники и причины появления

    Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.

    Развитие и дальнейшая судьба

    На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.

    Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными - сребролюбием, славолюбием, сластолюбием - неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.

    Современное положение

    Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.


    Виды сребролюбия

    Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.

    Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:

    • любостяжание;
    • корыстолюбие;
    • скупость;
    • жадность;
    • лихоимство;
    • мшелоимство;
    • порочную выгоду;
    • своекорыстие;
    • алчность;
    • эгоистическую пользу;
    • спекулянство;
    • прочее.

    Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.

    Скупость

    Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность - это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.

    Любостяжательство

    Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.

    Мшелоимство

    Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.

    Корыстолюбие

    Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.


    Почему сребролюбие - грех

    Страсть к накоплению тесно связана с двумя другими грехами - чревоугодием и блудом. Ведь чтобы ублажать свое чрево, есть дорогие изысканные продукты в большом количестве, нужны деньги. Поэтому у такого человека поневоле будет проявляться и любовь к злату. Для удовлетворения блудной страсти часто также требуются немалые средства.

    Стремление к обладанию богатством порождает в свою очередь печаль и гнев, - также греховные страсти, разрушающие личность человека и его жизнь. Сребролюбец очень тяжело переживает потерю имущества, впадает в гнев, уныние.

    Как выявить в себе

    Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.

    Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:

    • стремление жить в комфорте, роскоши;
    • любовь к дорогим и редким вещам (коллекционирование);
    • воровство, разбой и клептомания;
    • жестокость, жадность и презрение по отношению к малоимущим;
    • завистливость;
    • злоречивость;
    • дерзость;
    • наглость;
    • вероломство;
    • неблагодарность;
    • склонность давать клятвы;
    • мечты и размышления о богатстве;
    • боязнь старости, нищеты, болезней;
    • любовь к подаркам;
    • увлечение суетными тленными предметами и делами;
    • множество забот и попечений;
    • жестокосердие ко всем нуждающимся.

    Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.

    Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.


    Как бороться с грехом

    Святые подвижники оставили христианам богатое наследие своего духовного опыта. Из их книг, поучений мы можем легко можем узнать те способы и приемы, используя которые, можно с Божьей помощью справиться с любым грехом.

    Чтобы искоренить из души сребролюбие, православные духовники советуют применять:

    • милостыню;
    • нестяжание;
    • память смерти;
    • веру в Промысел Божий.

    Наиболее сильным средством в этой борьбе становится нестяжание. Монахи на его принципах, как на камне, строят всю свою жизнь. Произвольная нищета хоть и доставляет скорбь по плоти, но душе дает мир и покой, так необходимые для христианской жизни. Еще одним действенным приемом становится милостыня. Вначале следует приучать себя давать то, что в избытке. Затем легче будет делиться с неимущим последним, что имеется за душой.

    Как говорят святые отцы, сребролюбие - это дочь неверия. Поэтому всеми силами нужно стараться укреплять веру в Промысл Божий, чтобы победить в себе пагубную привычку надеяться исключительно на силу денег и власти.

    Видео

    О том, как бороться с грехом, можно узнать у Иоанна Лествичника и других святых отцов, посмотрев это видео.

    Как воспринимается современным человеком слово «сребролюбие»? Если вдуматься, смысл понятен: сребролюбие есть любовь к деньгам. Эта любовь, наверное, самая главная в современном мире. Без нее не существовало бы «общества потребления». Какие опасности таит такой взгляд на жизнь?

    Само слово «сребролюбие» сегодня воспринимается как достаточно архаичное. «Любовь к серебру» означает, в первую очередь, любовь к деньгам, а деньги уже давно практически везде бумажные. Они всего лишь эквивалент, бумажное (чаще «зеленое», а не «серебряное») выражение золотовалютного запаса страны… Однако Церковь, бережно храня свое наследие богословской и аскетической мысли, активно пользуется и этим, казалось бы, устаревшим словом. Им описывается одна из основных и пагубных человеческих страстей.

    Преподобный Иоанн Лествичник называет эту страсть «тмоглавым бесом сребролюбия». Действительно, существует множество разновидностей и типов этого недуга. Сребролюбие, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, элементарная жадность, скупость, корыстолюбие… Список синонимов и смысловых оттенков можно продолжать, но во всех этих неприятных проявлениях человеческой греховности есть один общий мотив-желание и любовь обладать многим: много иметь, много приобретать; любовь к самому процессу приобретения и обладания. Для описания этого состояния человеческой души мы чаще всего пользуемся словом «сребролюбие» по той причине, что именно деньги дают человеку больше всего возможностей приобретать, обладать, получать услуги и удовольствия, и, соответственно, любовь к обладанию переносится на деньги.

    Сами по себе деньги, имущество, доход не являются греховными. Господь дает их человеку для чего-то, и важно, как человек относится к тому, что имеет. «Богатство аще течет, не прилагайте сердце» (Пс. 61: 11). Можно быть очень богатым человеком и несребролюбцем, а можно, ничего не имея, быть скрягой, готовым перегрызть всем горло из-за шнурка или булавки… Деньги, конечно, искушают человека, но ведь человек к тому и призван, чтобы достойно перед Богом переносить все испытания. В притче о сеятеле Господь указывает, что причиной неприятия слова Божия в сердце человека является «забота века сего» и «обольщение богатства», а не само по себе богатство и не сам по себе век. Мир не может насильно погубить человека. Потому и говорится об «обольщении» богатством, о том, что человек сам себе врет, когда уповает на богатство, на то, что оно принесет славу и удовольствия и застрахует от неприятностей в будущем.

    Такое упование на богатство лежит в основе страсти сребролюбия. Оно же делает сребролюбца по сути идолопоклонником-упование и надежду, которые человек должен возлагать на Бога, любостяжатель переносит на мертвые вещи и металл, или вообще, на абстрактные бумажные знаки, виртуальные деньги, делая из них себе божество, идол. «Сребролюбие,-говорит преподобный Иоанн Лествичник,-есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами… Сребролюбец есть хулитель Евангелия и добровольный отступник».

    Как отмечает святитель Василий Великий, «нередко само благоденствие жизни служит для многих вместо испытания». И надо сказать, что сегодня испытание благоустроенной жизнью оказалось более страшным, чем многие бедствия в истории человечества. Современное «благоденствие» как никогда раньше способствует тому, чтобы, в частности, то же сребролюбие развивалось и проявлялось в самых разнообразных и «экзотических», не сразу распознаваемых формах… Их настолько много, что мы порой не замечаем вовсе, что стали закоренелыми любостяжателями.

    Именно это разнообразие форм сребролюбия двигает нашу экономику и технический прогресс. Самый бросающийся в глаза факт-банковская система, построенная на принципе «роста» -взимания платы за то, что тебе одолжили на время деньги… О противоречии принципам христианства и о греховности такой практики было много сказано в святоотеческой литературе. Сам Господь призывал давать взаймы, не ожидая ничего (Лк. 6: 35).

    Стремление к роскоши и комфорту стало повсеместным проявлением любви к многоприобретению. Удовлетворив свои насущные нужды, человек очень скоро начинает искать не просто многих вещей, но дорогих и выдающихся по своим качествам. Во все времена этот порок обличали и указывали на то, что именно из-за этого стремления льется много слез и крови. Но ослепленные грехом не хотят об этом и думать. К тому же сейчас вся экономика развивается на основе удовлетворения спроса на роскошь и комфорт.

    Поиск особенных вещей выливается в привычку, страсть под названием «коллекционирование». По поводу проявления этой страсти даже в церковной среде стоит привести замечание епископа Варнавы (Беляева): «…Здесь и археология как страсть должна быть обличена, когда не только светские ученые, но и люди с богословским образованием и в высоком сане смотрят на каждую икону и священную вещь только с точки зрения археологии, а не благочестия. Таким образом, иконы у них превращаются в настоящих идолов, и, если обстановка храма не «стильна», они не могут молиться».

    Сребролюбие начинается с забвения Промысла Божия и с заботы о «черном дне». Система страхования основана на этой же тревоге перед неизвестными неприятностями, тревоге, неведомой человеку, уповающему на Господа. Страховать имущество придумали в Средние века средиземноморские купцы, отправлявшие свои товары морем и очень беспокоящиеся о том, доплывет ли их груз по назначению. Теперь страховка стала неотъемлемой частью нашей жизни, страховые компании процветают…

    Та же забота о «черном дне» не позволяет сребролюбцу расслабиться-ему чужда лень, он очень трудолюбив. И здесь доходит до патологии. Многие страны уже обеспокоены размахом трудоголизма. Япония призывает своих граждан «отдыхать, чтобы сохранить здоровье нации»…

    Естественная жажда знаний сегодня перерастает в любостяжательное по сути стремление обладать информацией. Обладать, порой не понимая до конца то, что прочел, услышал или увидел. Казалось бы, пустое многознайство-а какое множество шоу, умных «аналитических» передач и «познавательных» журналов делается на основе этой любви обладать информацией обо всем!.. Вы никогда не задумывались: а зачем Вам персональный компьютер с таким огромным объемом памяти? Все ли из того, что сохранено в нем или записано на множество купленных Вами дисков, Вы сможете хотя бы один раз просмотреть, прослушать или пробежать текст по диагонали? Но Вам ведь приятно чувствовать, что у Вас это есть, что Вы владеете самой широкой подборкой фильмов, и у Вас на флэшке чуть ли не вся Национальная библиотека?..

    К этой же страсти накопительства-накопления многих знаний-можно отнести и просмотр, «потребление» новостных программ и изданий. Зачем нам столько знать о происходящем в мире? Конечно, многознание связано также с тщеславием и гордостью, но сегодня это скорее проявление именно страсти накапливать-ведь мы даже не успеваем похвастаться, блеснуть своими знаниями геополитической обстановки перед своими знакомыми…

    Сегодня мы стремимся накапливать, «коллекционировать» контакты, иметь много знакомых и друзей. Актуальная проблема для тех, кто ведет блоги-«стоит ли продолжать «френдить» всех, кто «зафрендил» тебя, если в твоей «френд-ленте» уже 400 человек?»…

    Еще один «изысканный», и в то же время, повальный вид многостяжания-фотографирование. Мы, как одержимые, стремимся остановить и прикарманить чуть ли не каждое мало-мальски интересное мгновение своей жизни. Многие из сделанных когда-то фотографий (еще на пленочной мыльнице) я до сих пор не распечатал…

    Прогресс-это когда преодолевают естественные преграды, ограничивающие наше стремление обладать многим. У вас нет денег? Не вопрос-дадим в кредит, у нас очень развитая банковская система. Вы не можете себе позволить купить все книги или сделать фотографии всего, что видели? Нет проблем, вот вам диски и флэш-карта-загружайте! И так далее…

    Хотя все основано на простом принципе, подмеченном норвежским писателем Эрлендом Лу: «Похоже, что американцы руководствуются в жизни простой теорией, которая сводится к тому, что два лучше, чем один, а три лучше, чем два и т.д. Так, например, они считают, что иметь двести долларов лучше, чем сто. Умилительная теория! <…> По-видимому, из теории, которая гласит, что два лучше, чем один, как следствие вытекает, что большое лучше, чем маленькое, а высокое лучше, чем низкое. Идея, в общем, привлекательная и ведущая к успеху». Мы привыкли критиковать американцев, но эту идею мы бесспорно разделяем…

    Сребролюбие

    Волнения гнева, самолюбия и блуда если и часто отвлекают человека от Бога, то врываются в душу человека как слепые порывы, как против его желания нападающие враги; сребролюбие же и скупость имеют свойство спокойного настроения души и направления воли. Притом сребролюбцы преступают против Бога Истинного тем, что имеют других богов . А между тем обогащение как руководящая цель всей жизни оказывается уделом многих людей, любящих Церковь и живущих воздержно и трезво.

    Страсть сребролюбия ведет ко многим грехам. Пристрастный к богатству человек непременно отвергает нуждающихся, не помогает родственникам, не поддерживает Церковь, повергает в нужду своих сотоварищей по торговле, бывает бессердечен и жесток. Сребролюбие влечет за собой обманы, лихоимства, немилосердие к ближним и все множество грехов против второй, восьмой и десятой заповедей Закона Божия. Грех воровства и грабительства особенно тяжек в отношении церковного имущества.

    Харьков. Свято-Пантелеймоновский храм

    Врачевством против этой страсти является воздержание от греховных дел, ею производимых, отвержение ложного страха разорения, нищеты, необеспеченной старости и проч. Так, торговец или хозяин, если невозможно без обмана или причинения зла сопернику сохранить свое благополучие, пусть обречет себя на убыток и даже разорение, но не отступит от требования честности, как бы это «безумно» ни выглядело. Кроме того, страсть эта врачуется милостыней и благотворительностью.

    Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора Брянчанинов Святитель Игнатий

    3. Сребролюбие Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу,

    Из книги Семь смертных грехов автора Церковь Православная

    Что такое сребролюбие, лихва и ростовщичество Не можете служить Богу и маммоне (богатству). Мф. 6. 24 Под словом сребролюбие подразумевается не только любовь к серебру, золоту или деньгам, но и ненасытное желание всякого земного богатства и благополучия.Жадность к

    Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

    Сребролюбие Естественная потребность: деньги как эквивалент необходимых для жизни материальных вещей нужны человеку. Но естественная потребность ограничивает количество этих вещей необходимым минимумом.Страсть как извращение и преувеличение естественной

    Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

    Сребролюбие Что есть сребролюбие? И какие его свойства? .Какое имеет мнение сребролюбец о страннолюбце? .Связанный сребролюбием не может чисто молиться. .Сребролюбие начинается под предлогом любви к милостыне; а оканчивается ненавистью к бедным. }

    Похожие публикации