Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных. Материальные и духовные ценности. Ценность и оценка, виды ценностей

Ценности являются одним из основных структурных элементов морали. Моральными ценностями считаются ценности добра и зла, как то: благо, справедливость, свобода, насилие, достоинство, честь, любовь, ненависть и др. Ценности изучает особая философская дисциплина аксиология . Несмотря на то, что понятие ценности применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало философской категорией только во второй половине XIX века. ценность есть особое качество, которое связано с объектами и субъектами, и характеризует их единственность, единство, их место во всеобщей взаимосвязи . Моральные ценности соответственно определяются как особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с точки зрения добра и зла. Приведенное определение ценности ориентируется на некоторые её существенные свойства, которых, конечно, значительно больше у реальных ценностей.

Ценность есть специфическое существенное метакачество реальных объектов и субъектов. Мораль с этой точки зрения включает в себя систему определённых ценностей, специфический ценностный «срез» бытия. Нравственность как она функционирует в обществе, в человеке не сводима, конечно, к ценностям, ценности предстают одной их четырёх основных её подсистем: системы нравственного сознания, действий, отношений, ценностей. Ценности при таком подходе к ним выполняют функцию значений, идеалов, оснований для норм, принципов, выбора в системе морали. А мораль характеризуется не только своей автономностью, но и интенциональностью, т.е. существуют определённые моральные ценности природы, экономики, политики, права, гражданского общества, личности, которые объективны и лежат в основании морального сознания, моральных отношений, моральной деятельности и которые «требуют» предметного ценностного анализа. Одна и та же ценность может быть по-разному оценена . Оценка ценностей есть процесс определения значения, смысла, статуса тех или иных ценностей . И палитра оценок многообразна и субъективна.

Существует плюрализм оценок одной и той же ценности. Более того, плюрализм оценок является нормой существования нравственности. На практике же и в теории очень часто совершается непроизвольная, неосознаваемая подмена в сознании понятия ценности на понятие оценки , подобную подмену тезисов можно обозначить как «аксиологическую ошибку ». И в большинстве случаев, когда рассуждают, делают высказывания о ценностях, имеют в виду одноимённые оценки. Однако, если оценки могут быть соотносительными, когда, например, добро оценивается через соотношение со злом, тепло с холодом и т.п., то ценности безотносительны, абсолютны, субстанциональны. Добро как ценность не зависит от зла, оно в этом смысле автономно. Ценности и оценки являются одним из важнейших предметов социологического анализа. Социология не всегда отделяет ценности от оценок, и собственно в большинстве случаев проводит анализ именно оценок ценностей или того, что понимается в индивидуальном и общественном сознании под ценностями. Но это могут быть и мнимые ценности, которые тем не менее играют определённую роль в жизни людей и потому изучаются социологией.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios - ценность и logos - учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

Классификация ценностей и их виды :

1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят:

Природные объекты, процессы и явления;

Социальные объекты;

б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся:

Установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют:

Просто ценности;

Групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные);

Общечеловеческие.

4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить:

Внешние ценности;

Внутренние ценности.

5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

Абсолютные или вечные ценности (константы);

Ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.

1. Ценность – это понятие, обозначающее, 1) предметы матер. и духовной деятельности людей, общест. отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительную значимость и способные удовлетворять его многообразные потребности (предметные ценности);

2) нормативную, предписательно–оценочную сторону явлений общест. сознания (субъектные ценности). К предметным ценностям относятся: естественное благо, заключенное в природных богатствах; потребительная стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо, содержащееся в общественных явлениях; прогрессивное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; значение научной истины; моральные добро, заключенные в действиях людей; эстет. характеристики природных и общест. объектов и произведений искусства.

2. Ценности являются одним из основных структурных элементов морали. Моральными ценностями считаются ценности добра и зла, как то: благо, справедливость, свобода, насилие, достоинство, честь, любовь, ненависть и др. Ценности изучает особая философская дисциплина аксиология . Несмотря на то, что понятие ценности применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало философской категорией только во второй половине XIX века. ценность есть особое качество, которое связано с объектами и субъектами, и характеризует их единственность, единство, их место во всеобщей взаимосвязи . Моральные ценности соответственноопределяются как особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с точки зрения добра и зла. Приведенное определение ценности ориентируется на некоторые её существенные свойства, которых, конечно, значительно больше у реальных ценностей.

Ценность есть специфическое существенное метакачество реальных объектов и субъектов. Мораль с этой точки зрения включает в себя систему определённых ценностей, специфический ценностный «срез» бытия. Нравственность как она функционирует в обществе, в человеке не сводима, конечно, к ценностям, ценности предстают одной их четырёх основных её подсистем: системы нравственного сознания, действий, отношений, ценностей. Ценности при таком подходе к ним выполняют функцию значений, идеалов, оснований для норм, принципов, выбора в системе морали. А мораль характеризуется не только своей автономностью, но и интенциональностью, т.е. существуют определённые моральные ценности природы, экономики, политики, права, гражданского общества, личности, которые объективны и лежат в основании морального сознания, моральных отношений, моральной деятельности и которые «требуют» предметного ценностного анализа. Одна и та же ценность может быть по-разному оценена . Оценка ценностей есть процесс определения значения, смысла, статуса тех или иных ценностей . И палитра оценок многообразна и субъективна.

Существует плюрализм оценок одной и той же ценности. Более того, плюрализм оценок является нормой существования нравственности. На практике же и в теории очень часто совершается непроизвольная, неосознаваемая подмена в сознании понятия ценности на понятие оценки , подобную подмену тезисов можно обозначить как «аксиологическую ошибку ». И в большинстве случаев, когда рассуждают, делают высказывания о ценностях, имеют в виду одноимённые оценки. Однако, если оценки могут быть соотносительными, когда, например, добро оценивается через соотношение со злом, тепло с холодом и т.п., то ценности безотносительны, абсолютны, субстанциональны. Добро как ценность не зависит от зла, оно в этом смысле автономно. Ценности и оценки являются одним из важнейших предметов социологического анализа. Социология не всегда отделяет ценности от оценок, и собственно в большинстве случаев проводит анализ именно оценок ценностей или того, что понимается в индивидуальном и общественном сознании под ценностями. Но это могут быть имнимые ценности, которые тем не менее играют определённую роль в жизни людей и потому изучаются социологией.

    Виды ценностей

Ценность - это свойство объекта, удовлетворяющее желание субъекта. Желания делятся на желания аспекта сон-сан и желания аспекта хюн-сан и, как следствие, различают также ценности аспекта сон-сан и ценности аспекта хюн-сан. Ценности аспекта сон-сан являются духовными ценностями, которые реализуют желание аспекта сон-сан. Они включают в себя Истину, Добро, Красоту и Любовь. (Уточним, что Любовь составляет основу для ценностей Истины, Добра и Красоты.) Истина, Красота и Добро - это ценности, соответствующие трем видам способностей души: умственным, эмоциональным и волевым. Иначе говоря, когда субъект воспринимает какой-либо элемент объекта как ценность, он оценивает его как истину, красоту или добро, пользуясь своими умственными, эмоциональными или волевыми способностями.

С другой стороны, ценности хюн-сан, удовлетворяющие желания хюн-сан, относятся к ценностям повседневных потребностей, а именно: еде, одежде, крову, то есть материальным (вещным) ценностям. Материальная ценность есть ценность физической жизни, ценность, воплощающая желание души тела. Физическая жизнь - основа для развития души духа и выполнения Трех Благословений. Таким образом, ценность хюн-сан представляет собой необходимое условие для реализации ценности сон-сан.

Любовь служит основой таких ценностей, как Истина, Добро и Красота. Чем сильнее любовь субъекта к объекту, тем глубже любовь объекта к субъекту, а значит, тем истиннее, лучше и красивее представляется объект субъекту. Например, чем больше любовь родителей к своим детям, тем ярче любовь детей к своим родителям, тем красивее дети. А когда дети красивы, родители испытывают к ним еще большую любовь. В этом смысле любовь представляет собой источник и основу ценности. Без любви не может проявиться истинная ценность. Следовательно, чем больше мы ощущаем любовь Бога и чем последовательнее ведем жизнь любви, тем сильнее мы способны воспринимать и осуществлять самые возвышенные ценности.

Таким образом, ценности включают в себя как ценности аспекта сон-сан, так и ценности аспекта хюн-сан. Однако аксиология относится к области философии и рассматривает в первую очередь ценности аспекта сон-сан.

В жизни отдельного человека и всего человечества больщую роль играют такие понятия, как доброи зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, должное и недопустимое и т.д. Все эти, на первый взгляд, разобщенные явления обладают общим свойством – значимостью для человека, нечто желательное, предпочтительное или же нежелательное, пагубное. Все это можно обозначить понятием ценности, а философское учение о ценностях носит название аксиология. Большой вклад в развитие учения о ценностях внесли такие мыслители, как Платон, Аристотель, Кант и др. Как самостоятельная область исследования аксиология возникает в конце XIX века, ее возникновение связано с такими именами, как Риккерт, Виндельбанд, Лотце и др. Что же такое ценности?

Прежде чем определить это понятие, необходимо сделать некоторые предварительные замечания. Все, что имеется в мире – вещи, явления и процессы – мы называем сущее. Ценность – это не вещь, и даже не свойства вещи. Ценности нельзя вывести из знания о сущем. Очевидно, возможно иное видение мира – ценностное, которое включает в себя не только сущее, а должное. В данном случае мы не просто высказываемся о действительности, не просто констатируем, что есть, а одобряем или не одобряем, требуем, чтобы это было осуществлено. Человек, проникаясь идеей ценности, настраивается на практические поступки, предписывает сущему закон совершенства.

Для того, чтобы появилась ценность, необходим субъект, его деятельность, направленность на объект. При этом субъект – свободная, активно действующая сила, может выступать не только как отдельно взятый человек, но и группа людей, класс, нация, человечество в целом. Поэтому имеет смысл говорить о групповых, корпоративных, национальных, общечеловеческих ценностях. Вне субъекта не существует ценности. Таким образом, ценность предстанет перед нами именно как отношение, причем специфическое отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, то есть носителем социальных и культурных качеств.

Для уяснения того, что представляет собой ценности, необходимо понять, чем отличаются ценность от нормы. Норма является чисто рациональным и формализованным регулятором поведения людей, который они получают извне - из традиции, нравственного кодекса, религиозного установления, языковых правил, этикета поведения, юридического закона и т. п. Люди должны подчиняться ей, даже если не понимают ее смысла, целесообразности, соответствия собственным интересам; между тем, ценность - это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и потому воспринимается им как его собственная духовная интенция, а не надличностный, отчужденный от него регулятор поведения. Требование нормы – «так должно быть». Следование норме поведения, от юридической до эстетической, включая даже религиозно-обрядовую, исходит не от внутреннего императива, а от сознания, что "так принято", "так нужно", "так поступали отцы и деды", "таково правило этикета". Норме не только следуют, но и систематически ее нарушают. Но различие норм и ценностей не абсолютно – и то и другое дополняющие друг друга и равно необходимые регуляторы поведения – внешние и внутренние. (сделать ссылку на Кагана).

Такое уяснение отличия ценностей от норм необходимо не только в теоретическом плане, но и в практике социализации, воспитания. Процесс социализации включает в себя усвоение ценностей. Насколько эффективно эти ценности усвоены, настолько же эффективно в последующем будет проходить процесс следование этим нормам.

Ценности следует также отличать от оценки. Оценка может и не носить ценностного характера – в тех случаях, когда мы оцениваем теорию на предмет ее истинности или соответствия критериям научности, или когда оцениваем степень надежности созданного механизма и т.д. . Но оценка может носить и ценностный характер – когда мы оцениваем нечто с позиции ценности. Ценность есть значение объекта для субъекта - благо, добро, красота и т.п., а оценка это эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения

субъектом - переживание блага, приговор совести, суждение вкуса и т. д.

В понимании ценностей необходимо прояснить еще один немаловажный момент: мы определили ценности как субъектно-объектное отношение, в котором устанавливается значимость для субъекта тех или иных предметов, явлений, процессов, а также их свойств. Но в перечислении ценностей мы допустили наряду с положительной значимостью существование и отрицательных ценностей – наряду с добром – зло, с прекрасным – безобразное и т.д. Мы никогда не поймем, что такое добро, если не будет зла, прекрасное – если не будет безобразного. Если из системы ценностей исключить отрицательные ценности, оставив положительные, то необходимость усвоения ценностей будет носить характер морализаторства.

для нее

До сих пор мы говорили о ценностях, не дифференцируя их и даже не называя их. Простое их перечисление (даже не всех, а небольшой части) может дать представление о том, какое разнообразие ценностей может быть представлено в обществе: патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, классовая солидарность, вера, надежда, любовь, героизм, самопожертвование, красота, истина, добро,

В настоящее время у исследователей, изучающих проблему ценностей, нет единого мнения не только о том, как построить систему ценностей, но и о том, что считать ценностями, а что следует исключить из нее. Так, одни авторы полагают, что религиозных ценностей нет и быть не может. Эта точка зрения высказана на том основании, что раз бога нет, как считает автор, то нет и носителя ценности, следовательно, и нет самой ценности (Н.Гартман). Другие полагают, что можно построить пирамиду (лестницу) ценностей, на вершине которой будут именно религиозные ценности (Г.Мюнстерберг, М.Блэз). Не общепринятым считается и убеждение в том, что можно выделить материальные ценности, хотя большинство авторов выделяет материальные и духовные ценности - такое разделение вошло почти во все справочные издания (энциклопедии, словари), но, например, М.С. Каган полагает, что материальные ценности – это понятие из бухгалтерского учета. Равно как и истину он не относит к ценностям, но уже на том основании, что человек зачастую жертвует истиной во имя других, более высоких ценностей.

Ценности имеют исторический характер. Действительно, на каждом этапе жизни общества складывается свое представление о том, что более значимо и что менее значимо, что считать добром, а что злом. Это же относится и к жизни отдельного человека. На то, что мы вкладыаем в понятие добра и зла, накладывает отпечаток национальные и религиозные традиции, специфика мировоззрения в целом (например, Западное или Восточное) и многое другое.

В понимании ценностей необходимо прояснить еще один немаловажный момент: мы определили ценности как субъектно-объектое отношение, в котором устанавливается значимость для субъекта тех или иных предметов, явлений, процессов, а также их свойств. Но в перечислении ценностей мы допустили наряду с положительной значимостью существование и отрицательных ценностей – наряду с добром – зло, с прекрасным – безобразное и т.д. Мы никогда не поймем, что такое добро, если не будет зла, прекрасное – если не будет безобразного. Если из системы ценностей исключить отрицательные ценности, оставив положительные, то необходимость усвоения ценностей будет носить характер морализаторства.

Важнейший аспект понимания ценностей – механизм их формирования. Очевидно, что ценности не передаются по наследству, они носят надбиологический характер. Ценности формируются в обществе, а личность из всего многообразия вещей, явлений и прцессов социальной и природной действительности выбирает именно то, что значимо для нее и может сложиться впечатление, что формирование ценностей – всецело субъективный процесс, зависящий только от предпочтений личности, ее внутренних устремлений.

До сих пор мы говорили о ценностях, не дифференцируя их и даже не называя их. Простое их перечисление (даже не всех, а небольшой части) может дать представление о том, какое разнообразие ценностей может быть представлено в обществе: патриотизм, гражданственность, дружба, партийная дисциплина, любовь, добро и зло, альтруизм и эгоизм, красота и т.д.

Из всего многообразия ценностей – материальных и духовных, политических, правовых, национальных, групповых, общечеловеческих (как мы видим, выделенных по разным основаниям), мы остановимся на нравственных, эстетических и религиозных ценностях как имеющих особое значение для личности.

Добро и зло, справедливое и несправедливое, эгоизм и альтруизм и т.д.- относятся к разряду нравственных ценностей. Эти ценности относятся к миру людей – к природе эти понятия не приложимы, сами по себе природные явления не могут считаться ни добрыми, ни злыми. И хотя мы можем сказать «буря злится», «ураган разбушевался», «доброе и ласковое солнце» - в самих этих природных явлениях нравственных ценностей нет и быть не может, поскольку в них отсутствует субъект ценностного отношения.

На первый взгляд может показаться, что у каждого человека свое представление о добре и зле, справедливом и несправедливом. И эти представления могут не совпадать с представлениями других людей о справедливости, о том, что считать добрым и злым. Если бы это было действительно так, то люди не могли бы вести совместное существование, невозможно было бы воспитание детей и сам процесс социализации потерял смысл (социализация, как известно, процесс усвоения личностью ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе). Личностный момент нравственных ценностей, несомненно, имеет большое значение, но человек черпает представление о них из окружающей социальной среды.

Нравственные и эстетические ценности близки по своему значению Их близость обусловливается тем, что они выражают отношения к миру индивидуального субъекта, т. е. выносятся индивидом от своего имени, на основании испытанного им чувства - эстетического наслаждения или отвращения, трагического сопереживания или удовлетворения чувства юмора, зова чувства долга или мучения совести. Но между ними существует и различие.

Все этические ценности - Добро, Благородство, Справедли-

вость, Самоотверженность, Бескорыстие, Альтруизм и т.п.- проявляются в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку, но характеризуют не проявление, не внешний облик этого поступка, а его внутренний импульс, его духовную мотивацию, - вот поэтому нам не нужно видеть, как совершен поступок, чтобы дать ему нравственную оценку, необходимо лишь знать, почему он совершен: скажем, узнав, что

некто внес определенную денежную сумму детскому дому, мы не торопимся дать этому поступку высокую нравственную оценку, называя это благотворительностью: прежде, чем это сделать, необходимо знать намерение, причину поступка. Это же действие может быть вызвано разными причинами – в том числе и корыстными – желанием прославиться, получить одобрение у окружающих, либо желанием получить налоговые льготы. Высокой нравственной оценки заслуживает лишь тот поступок, который совершен бескорыстно. Отдельная личность черпает нравственную силу где-то в глубине своего субъекта. Но эта глубина субъекта, в свою очередь, соединена с общественными источниками нравственной жизни и в значительной мере определена ими– в этом проявляется противоречивая природа ценностей личности.

В отличие от эстетических ценностей нравственную оценку тому или иному событию можно вынести, не наблюдая непосредственно за ним. Так, рассказ о благородном поступке возможно оценить в категориях нравственности, зная о мотивах поступка, а суждения о прекрасном, скажем, о пейзаже, трудно оценить, не видя его.

В жизни отдельного человека и общества в целом большую роль играют религиозные ценности. В целом складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, начавшийся еще на заре зарождения капитализма процесс секуляризации, уменьшение влияния церкви, религии на все сферы жизни общества и на все стороны жизни человека, продолжается и сейчас. С другой стороны, высокие темпы научно-технического прогресса, казалось бы, должны способствовать этому процессу, но этого не происходит. Более того, религия претендует на то, что именно религиозные ценности должны носить статус общечеловеческих. Особенность религиозных ценностей в том, что они, в отличие от правовых, экономических, политических и т.д. ценностей оказываются способными осмыслить не какую-то часть реальности - материальную или духовную, социальную или природную - а все существующее и несуществующее, мыслимое и чувствуемое. Религия, - как отмечает Э.Дюркгейм, - ценностно осмысляет все сущее, связывая таким образом природу, общество, человека, бытие и небытие, реальное и воображаемое, конкретное и абстрактное, - она может сделать "священными вещами" все, от куска камня, поставленного на могилу, до ритуальных речений, обращенных к мифическому Божеству.

Правовые и политические ценности имеют ограниченную сферу действия, поскольку не затрагивают те глубинные уровни жизни человеческого духа, на которых произрастают ценности религиозные.

Если и право, и политика получают рациональное обоснование, аппелируют к разуму и рационально формулируют свои ценности, то религия овладевает иррациональным уровнем человеческого сознания, объединяя людей не знаниями и рассуждениями, а верой и переживанием, недоступного познанию. Поэтому религия не может быть вытеснена и опровергнута рациональными средствами – она находится с познанием в отношении взаимной дополнительности.

Высшая религиозная ценность – святость; истина, добро, красота – это проявления бога. Возможно, поэтому этические и эстетические ценности немыслимы, с точки зрения верующего человека, вне религии.

В каждой религии есть свои специфические нормы и правила, не совпадающие, а иногда и прямо противоположные другим религиям. Зачастую это является питательной почвой для межрелигиозных конфликтов. Несмотря на это в современном мире для решения многих проблем, в том числе духовного плана, проводится диалог между представителями разных конфессий. В последнее время много говорится о толерантности – терпимому отношению к другому мнению, к другой вере. В каждой религии можно выявить общечеловеческое, принимаемое всеми. Одним из проявлений может быть «золотое правило нравственности» - не делай другому тог, чего не желаешь себе. Эти слова, высказанные Конфуцием в VI веке до н.э., являются важнейшей заповедью многих религий и морали.

Перед человечеством открываются самые разнообразные возможности его дальнейшего пути; какой из вариантов этого пути он выберет – зависит от того, каких ценностей оно придерживается, т.к. именно они (ценности) направляют его деятельность, определяют его ориентиры (недаром говорят о ценностных ориентациях). Все это справедливо не только по отношению к человечеству, но и к отдельно взятой личности.

Конрольные вопросы:

1. Дайте опеделение ценностей.

2. Чем отличаются ценности от норм? От оценки?

3. Покажите на конкретных примерах, как менялись ценности в истории человечества.

10.2. СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.. омский государственный технический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Рецензенты
В.П. ПЛОСКОНОСОВА – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Сибирской автомобильно-дорожной академии; И. А. ОГОРОДНИКОВА – кандидат философских наук, доцент кафедры фил

Объект, предмет и специфика филосоского познания
Поскольку философствование – это необходимое и существенное свойство человека, то оно имеет общие для всех людей правила и основания. Тем более что современная философия отличается

Истоки философского мышления. Миф
Непосредственным источником философского мышления является миф, так как миф – исторически первая форма мировоззрения. Философия возникает как рефлексия над м

Сущность мифа
Миф – это не сказка, не чистая фантазия, как считают многие. Сказка может быть литературно обработанным мифом (чем и является большинство народных сказок), но сказки, как и художес

Мифологическая картина мира
Происхождение мира.Все космогонические мифы (мифы о происхождении космоса) повествуют о происхождении мира (космоса) из хаоса путем его упорядочивания. В древней мифолог

Представление о богах и природе
Мифологические божества – это предельно обобщённые и олицетворённые природные стихии.Например, китайский дракон есть олицетворение обобщенной водной стихии: он олицетворяет все над

Представление о человеке
Человек в мифе – исключительно природноесущество: он «зверь среди зверей и вещь среди вещей» (Лосев А.Ф.). Он одушевлённое тело в ряду других одушевлённых тел космоса. Осо

Философия и миф
Как было указано ранее, философия XX века вышла к возможности понимания мифа как особого рода мышления. Каковы его особенности? Остановимся далеко не на всех особенностях, выделяемых в философской

Библиографический список
1. Леви-Строс К. Структура мифа // Вопросы философии. – 1970. – № 7. 2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – (

Античная философия
Античная философия – это развитие философской мысли в Древней Греции и Древнем Риме (с VI в. до н. э. по IV в. н. э.). Тысячелетняя история античной философии включа

Идеи ранней греческой философии
Раннюю (древнюю) греческую философию представляют следующие мыслители: философы Милетской школы Фалес (ок. 610 – ок. 540 до н.э.), Анаксимандр (585 - 525 до н.э.),

Софисты
Переход от изучения природы к изучению человека и его жизни связан с деятельностью софистов. Софистами первоначально называли мыслителей и мудрецов, позднее – учителей красноречия. В V веке до н.э.

Этические идеи Сократа, Платона и Аристотеля
Первые классические теории морали появились в античный период, когда были поставлены важнейшие этические вопросы. Среди них центральное место занимал вопрос «что есть правильная че

Этические идеи философии греко-римского периода
В IV и III веках до н.э. кризис греческих свободных городов, попавших вначале под римское влияние, отразился на характере греческой философии. В это время в Греции существовало н

Социокультурные условия зарождения философии в Древней Индии. Веды
Мировая философия возникает в древней Индии в середине первого тысячелетия. Первые философские тексты, известные человечеству – упанишады – возникают в рамках так называемой ведиче

Основные этапы развития Индийской философии
1. Ведический период (1500–600 гг. до н. э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации. Это было в

Философские идеи Упанишад
Общепринятой датой для ранних упанишад являются 1000–3000 гг. до н. э. Поздние упанишады создаются уже в буддийскую эпоху. Насчитывается 108 упанишад, созданных примерно 18 авторами разных эпох.

Школы индийской философии. Общие идеи ортодоксальных школ
Классическая философия Индии насчитывает 9 основных школ: 6 ортодоксальных школ (признающих ведическую философию) и 3 неортодоксальные школы (спорящие с Ведами). Признание авторитета Вед п

Буддийская философия
Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (583–483 гг. до н. э.), он же – Шакья Муни (мудрец из царства Шакья). Будучи наследным принцем царства Шакья, в возрасте 29 лет он ушел из

Социокультурные условия возникновения философии
Философия в Древнем Китае возникает в эпоху «чжаньго» (эпоху сражающихся царств), когда Китайская империя переживала период политических междоусобиц, период ослабления центральной власти, кризиса т

Конфуцианство
Основатель – Кун фу цзы, учитель Кун (551-479 гг. до н. э.), уже через сто лет после смерти был объявлен святым. Даже для современно китайца слово «учитель», написанное с большой буквы, означает и

Даосизм
Даосизм – это широкое культурное явление: помимо даоской философии, существует даоская мифология, религия, наука (алхимия), медицина. Философию даосизма можно считать рациональным выражением народн

Библиографический список
1. Упанишады – СПб.: Адити, 2002. – Ведение: С. 36-62, Глоссарий: С. 303-316. 2. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: ВШ, 1999. – С.33-41, 81-92. 3. Дао дэ дзин // Древнеки

Возрождения
История средних веков начинается с IV века, когда христианство было признано государственной религией на территории всей Римской империи, и заканчивается в преддверии первых буржуаз

Религия и философия
Философия средних веков развивалась в тесном контакте с религией. Религия – форма мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественное. Религия обязательно предполагает

Пространство и время
Мир естественный конечен: в системе Птоломея (которая являлась господствующей вплоть до ХVII века) он ограничен сферой неподвижных звезд, за которой, как предполагалось, находился бесконечный божес

Представление о Боге
Бог в религиозной картине мира – это сверхъестественная, универсальная и абсолютная личность. СверхъестественностьБога означает невозможность чувственного его восприятия: бытие Бог

Представление о природе
Природа – это творение Бога, но не сам Бог, как это было в мифе. Природные объекты в религиозной картине мира делятся на те, что Бог наделил «живою душою», и те, что душою не надел

Человек
В отличие от мифа, где человек был исключительно природным существом, в религиозном мировоззрении человек – надприродное существо, венец творения, господин природы. В первой Книге

Теоцентризм средневековой философии
Религиозная картина мира содержит те основные представления о мире, которые уточняет, детализирует, рационально выражает средневековая философия, тем самым выходя за ее рамки.

Теоцентризм в онтологии
Все средневековые философы согласны, что бытие – это Бог, различие – в трактовке степени причастности к бытию тварного мира. В философии Августина Аврелия (наиболее видный представитель патристики)

Теоцентризм в гносеологии
Постижение природы лежит на путях постижения Бога: весь земной мир – это символическое воплощение мира небесного. Расшифровкой символов, проникновением в их смысл и занимается средневековая философ

Теоцентризм в учении о человеке
В теоцентрической философии самопостижение человека осуществляется в виде постижения Бога. Средневековый мыслитель ищет истину не для себя, наоборот, он хочет жить ради истины, пребывать в истине,

Теоцентризм в учении об обществе
Христианские мыслители скептически относятся к «царствам земным», которые, в лучшем случае, могут быть лишь несовершенным отражением «царства небесного». Высшая форма общности людей – общение в дух

Патристика
Первая фаза формирования христианской философии начиналась ещё в древние века, когда становящаяся христианская религия сталкивалась и переплеталась с философскими системами поздней античности. Это

Схоластика
Схоластика (от лат. «схола» – школа) – это вторая фаза развития средневековой философии: период систематической разработки христианской философии (VIII-XVI вв.). Схоластика характеризуется

Социокультурная характеристика эпохи
Эпоха Возрождения – это последние века средневековья, «осень средневековья» (Й. Хейзинга): период XIV–XVI веков. Термином «Возрождение», или «Ренессанс», характеризуют прежде всего культуру Италии,

Антропоцентризм философии Возрождения
Философия эпохи Возрождения антропоцентрична: в центр мироздания поставлен человек (антропос), он же является главной темой философских размышлений большинства философов. Этот сдви

Пантеизм
Основной философской системой эпохи Возрождения является пантеизм.Пантеизм – философское учение, исходящее из тождества бога и природы.(Дословный перевод: «пан» – всё, «теос» – бог

Библиографический список
1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1980. 2. Бруно Д. О героическом энтузиазме. – М.: Мысль, 1991. 3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождени

Особенности новоевропейской философии
Хронологические рамки Нового времени, обычно очерчиваемые историками, это XVII – нач. XX веков, то есть период от первых буржуазных революций до первых социалистических. Однако новейший период в фи

Научная революция
В конце XVI–XVII вв. европейская наука пережила революцию, то есть качественный скачок в своем развитии, а именно: – осуществился переход науки с эмпирического уровня развития – на

Научная картина мира
Научная картина мира – это целостная система представлений о мире, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов. В основе научной к

Философские основания механистической картины мира
Представление о материи Материя в механистической картине мира рассматривается каквещество. Материальное приравнивается к вещественному. Помимо твердо

Проблема метода в философии Нового времени
В силу революционных преобразований в науке, особую актуальность в философии Нового времени приобретает проблема метода. Метод – путь познания. Проблема метода – проблема ос

Сенсуализм
Эта философская концепция за основу познания и критерий истины берущая чувства. Главный принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». В фи

Эмпиризм
Данная философская концепция основу познания и критерий истины усматривает в опыте. Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ, политик и пис

Рационализм
Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории

Дуализм
Дуализм – это философская концепция, все многообразие бытия сводящая к двум субстанциям. В философии Нового времени дуализм представлен в учении Р. Декарта. Р. Декарт определял субстанцию ка

Плюрализм
В философии Нового времени существует третье решение проблемы субстанции, которое можно условно назвать плюрализмом. Это концепция, допускающая бесконечно многое число

Общая характеристика Просвещения
Просвещение – идеологическое течение и философская концепция, «ставящая себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требова

Философия французских просветителей
В философии французских просветителей критика религии, церкви и социального неравенства приняла наиболее радикальные формы. К достижениям французского философии этого периода можно отнести и развит

Философия И. Канта
Философия И. Канта (1724–1804) – завершение и одновременно критика Просвещения. Она положила начало последней фазе развития классической европейской философии, представленной школой немецкого идеал

Философия Гегеля
Г.В.Ф. Гегель (1770–1831) – вершина развития немецкой идеалистической философии. Диалектические идеи, то есть представление о развитии мира, причинах и законах этого развития, кото

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса
В современной литературе нет единого мнения, к какому периоду развития философии отнести философию К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895): к новоевропейской философии или к

Диалектический материализм
Философия К. Маркса и Ф. Энгельса является последовательно материалистической: материальное начало первично по отношению к идеальному началу бытия. Сознание человека является продуктом высокооргани

Исторический материализм
Марксизм видит своё принципиальное отличие от предшествующего материализма не только в диалектическом характере своей философии, но и в последовательном проведении материалистического принципа в по

Учение о человеке
В рамках социальной философии (не выделяя учение о человеке в особый раздел) марксизм выдвигает свое понимание человека. В согласии с материалистическими основаниями своего учения, К. Маркс и Ф. Эн

Проблема отчуждения
К. Маркс начинает свою критику капиталистического устройства общества, исходя из принципа гуманизма: именно при капитализме достиг своей крайней степени процесс отчуждения человека

Теория формаций
Реализуя эту программу исследования общества, К. Маркс и Ф. Энгельс создают теорию формационного развития общества. Общество в своем развитии проходит через исторически определенны

История марксистского учения
Маркс в своем идейном развитии пережил два больших этапа. Первый начинается в 1842 г. и заканчивается в 1848 г. Этот период называют периодом раннего, или молодого Маркса. Он примечателен тем, что

Библиографический список
1. Анталогия мировой философской мысли: В 4 т. – М.: Мысль, 1970. – Т. 2-3. 2. Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х томах. – М.: Мысль, 1978. – Т. 2. 3. Декарт Р. Сочинения. – М.: Мысль, 198

Особенности философии XIX и XX веков. Рационализм и иррационализм
Мы живем в XXI веке, но когда речь заходит о философии XIX века, то ее неизменно именуют современной философией. Как ни странно, в этом нет никакого парадокса. Почти все наиболее зн

Учение о воле
Согласно Шопенгауэру, в основе мира лежит не разум, а воля. Воля – это могучая творческая бессознательная сила, которая порождает все на земле и управляет всей деятельностью человека. Воля с

Обоснование пессимизма и пути возвышения над волей
Шопенгауэра называют великим обоснователем пессимизма. Логика его такова: вначале доказательство тезиса, что вся жизнь человека – страдание, далее мыслитель анализирует и объясняет человеческие стр

Философия жизни
Во второй половине XIX века начинается новый поворот в философии – от классической к неклассической. Классическая философия была представлена философами рационалистического направле

Философия Ф. Ницше
Ницше – выдающийся ученик Шопенгауэра. Он не только придерживался его иррационалистической трактовки человека и мира в целом, но и существенно обогатил учение о воле, о человеке, об обществе. Ницше

Три стадии развития человеческого духа
Человеческий дух проходит в своем развитии три стадии: сначала дух становится верблюдом, верблюд – львом, а лев – ребенком. Что означает каждая стадия? Дух на стадии верблюда символизирует тяжелый

Ницше и христанство
Отношения с религией у Ницше сложные и неоднозначные. Он родился в семье пастора и в детстве с упоением читал молитвы. Но позже отношение к христианству резко изменилось. При этом нельзя сказать, ч

Психоаналитическая концепция личности
Иррационалистическая линия в развитии западно-европейской культуры ещё более укрепилась и распространилась благодаря появлению психоанализа. Именно в рамках психоанализа развивается

Основные положения философии экзистенциализма
Экзистенциализм, одно из ведущих философских направлений современности, возникает после первой мировой войны, но широко распространяется после второй мировой войны, во второй половине XX века. В не

Неопозитивизм
В 20–30-х годах XX века сложилась вторая форма позитивизма – неопозитивизм, именуемый иногда логическим позитивизмом. Первоначально он развивался в Австрии, Англии, Польше, и его возникновение связ

Постпозитивизм
Основные идеи постпозитивизма были высказаны во второй половине XX века Т. Куном, П. Фейерабендом, И. Лакатосом, У. ван Куайном и др. Постпозитивизм разделяет некоторые положения неопозитивизма. Пр

Неокантиантство
Во второй половине XIX века в Германии возникает новое направление в философии – неокантиантство. Оно представлено двумя школами – Марбургской и Баденской. В центре внимания Марбург

Философская герменевтика
Гуманитарное познание обладает рядом особенностей по сравнению с познанием естественнонаучным. Предметом гуманитарного познания являются тексты. Текст – это любая з

Библиографический список
1. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. 2. Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. – М.: Искусство, 1991. 3. Кузнецов, В.Г. Гермен

Социальные измерения постмодерна
Эпоха постмодерна отмечает собой последние три десятилетия прошлого века. Несмотря на пока что узкие хронологические рамки, значение этих перемен в жизни западного общества трудно переоценить. С со

Онтология
Популярные сегодня течения постмодернизма трудно отнести к философии в ее традиционном понимании – как учении о сущем в природе, обществе, мышлении. Джанни Ваттимо понимает под философией постмодер

Эпистемология
Постмодернистская эпистемология связана с деконструкцией. Деконструкция разрушает представление о познании как процессе отражения. Автор концепции деконструкции Жак Деррида (1930–2004) – сторонник

Этика постмодерна
Согласно постмодернизму, онтология предполагает метафизику. Плану онтологии предшествует план этики, следовательно, этика есть метафизика. «Мораль – не ветвь философии, а первичная философия», - го

Эстетика постмодернизма
В обществе постмодерна культура становится главным действующим лицом истории и определяющим фактором рынка благодаря средствам массовой информации. В культуре господствует культура образа. В культу

Библиографический список
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2002. 2. Бек У. Что такое глобализация? – М., 2004. 3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 1

Основные этапы и особенности развития философии в России
Первые философские тексты появились в России – в XII–XIV веках: это были переводы византийских богословов (в частности Дионисия Ареопагита и Иоанна Дамаскина).

Достижения отечественной философии
За неполных два века своего существования отечественная философия внесла свой весомый вклад в развитие мировой философской мысли. К её несомненным достижениям относятся: – экзистенциали

Философия «положительного всеединства» В.С. Соловьева
Одним из виднейших представителей классической русской философии был Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), сын историка С.М. Соловьева, философ, поэт, публицист. Его философия – систем

Проблема «русской идеи». Славянофилы, западники, евразийцы
Будучи учением о всеобщем, философия несёт в себе не только всечеловеческое, универсальное содержание, но и выражает особенности той или иной культуры. Так, русская философия несёт в себе черты рос

Евразийство
В 20-е годы в «русском зарубежье», на основе осмысления опыта коммунистической революции 1917 года, возникает новое решение проблемы «русской идеи» – евразийство. В отличие от славянофилов, которые

Библиографический список
1. Бердяев Н.А. Самопознание. – М.: Книга, 1991. 2. Вехи. Интеллигенция в России / сост. А. А. Яковлева – М.: Правда, 1989. 3. Гиренок Ф.И. Русские космисты. – М.: Наука, 1990.

Общие характеристики бытия
Как уже отмечалось во введении, понятие бытия – одно из древнейших и значимых в философии. Определением данного понятия можно считать целостность всего существующего

Материальное и идеальное
Материальное (от лат. materialis – вещественный) – состоящее из материи. Материя – от лат. materia – материал, вещество; греч. аналог

Пространство и время
К основным атрибутам материи относятся пространство и время, которые представляют собой и особые формы бытия. В истории философской и научной мысли на пространство и время смотрели

Движение и развитие. Диалектика
Важнейшим атрибутом материи является движение. Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по

Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности
Детерминизм (от лат. determine – определяю) – философское учение о различных видах обусловленности явлений материального и духовного мира. Представления о порождени

Библиографический список
1. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. – М.: Наука, 1994. 2. Мякишев Г. Я. Динамические и статистические закономерности в физике. – М.:

Гносеология и её проблемы
Все известные на сегодняшний день культуры объединяет общая идея – обладание знанием оценивается в них как одна из высших человеческих ценностей. Эта идея восходит к области философ

Субъект и объект познания. Познание и практика
Познание – это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Важной чертой познавательной деятельности является её осознанность. По

Чувственное познание и его формы
Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Простейшей формой чувственного познания являются ощущение. Ощущения возн

Рациональное познание и его формы
Рациональное познание – это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания, так как закономерные

Творчество и интуиция
Процесс познания включает в себя не только рациональные процедуры, но и нерациональные, которые, однако, осуществляются мозгом (как и рациональные) на основе особых биосоциальных закономерностей вн

Истина, заблуждение, ложь, критерии истины
Слово «истина» многозначно. В различных контекстах в него вкладывают различный смысл. Можно говорить об «истинной дружбе», «истинном произведении искусства». Это является свидетельством того, что о

Особенности научного познания
Следует различать обыденное и научное познание, так как не все знания, которые соответствуют действительности, носят научный характер. Наряду с научными истинами существуют истины, принадлежащие об

Вненаучное знание
Наряду с наукой существуют такие формы рационального, вненаучного знания как паранаука и квазинаука. Паранауки (от гр. около, возле) можно охарактеризовать как околонаучные знания. Их пред

Эмпирическое познание и его методы
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. В основе разделения этих уровней познания лежит выделение в научном познании эмпирического и теоретического исследований

Теоретическое познание и его методы
Теоретический уровень научного исследования – более высокая ступень научного познания. Как было уже отмечено, эмпирическое и теоретическое познание различаются средствами и методами исследовательск

История науки
Структура научного знания наряду с эмпирическими и теоретическими знаниями включает в себя основания научного знания, которые определяют стратегию научного поиска и обеспечивают ег

Библиографический список
1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990 2. Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. – М., 1994. 3. Кезин А. В

Специфика социально-философского знания и её объект
Раздел философии о человеке и обществе кажется самым доступным, поскольку включает в себя разговор об индивиде, то есть о себе и об обществе, которое тоже представляется некоей реал

Человек и общество как общественные формирования
До сих пор отсутствует единая логика подхода к изложению социальной философии. Это потому, что нет однозначного ответа на вопрос, с чего ее начинать: с рассуждения о человеке или с

Человек – продукт биологической или социальной системы?
В знании о человеке много не устоявшегося, лишенного статуса истинности, и даже ложного и мистического. Сложность и неднозначность самого объекта, различие принципов и подходов к не­му, мно­же­ст­в

Представления общества в философии от античности до XX века
На сегодня нет какого-то единого учения об обществе. И причин тому не меньше, если не больше тех, которые указывались в предыдущей главе и которые до сих пор затрудняют выработку общепринятого пред

Общество как структурированная целостность – системное общественное формирование
Все сказанное показывает, что помимо субъективных причин, тормозящих формирование общественной теории, существуют и объективные. Они-то и объясняют, почему на протяжении как минимум 3,5 тысяч лет ф

Движущие начала: потребности и интересы
Проблема источников и движущих сил развития человека и общества в наше время обрела особую актуальность, но по-прежнему остается дискуссионной. Не только философы, но и психологи, экономисты, полит

О направленности в социальных процессах и способах взаимодействия интересов
До XVIII века вопросы активности людей и наличия противоречий в общественной жизни в философии в основном объяснялись как проблемы сознания, как некое проявление духовно-субъективного начала. И сег

Библиографический список
1. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции. – Томск. ТГУ, 1984. 2. Бернацкий В.О. О государстве и его собственности. Омский научный вестник вып.20- Омск, 2002. с. 69-

Постановка проблемы и ее основные решения
Перед нами центральная проблема мировоззрения. Однако, как показывает опыт, далеко не все понимают сущность проблемы: многие путают проблему смысла с проблемой цели и отвечают на вопрос о смысле жи

Критика эвдемонизма В. В. Розановым
Василий Розанов – русский писатель, публицист, философ. В своей статье «Смысл жизни» он выступает с критикойэвдемонизма – концепции, которая в качестве высшей ценности человеческой

бессмысленности жизни в философии экзистенциализма
В истории философии существуют концепции, утверждающиебессмысленность человеческой жизни. В новейшей философии такую позицию занимали представители атеистического направлени

Библиографический список
Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. – М.: Мысль 1984. – Т. 4. – С. 65-68. Бердяев Н. А. О назначении человека. – М.: Республика, 1994. Библия. Книги Свяще

Философия насилия и ненасилия
В современной философии насилие рассматривают как общественно-историческую категорию, порожденную социальными условиями антагонистического общества. Оно возникло на

Библиографический список
1. Денисов, В.В. Социология насилия / В.В.Денисов. – М.: Изд-во политич. Литературы, 1975. – 213 с. 2. Ильин, И.А. О сопротивлении злу силою / И.А.Ильин. - М.: Айрис Пресс, 2005. – 574 с.

Техника как предмет философского осмысления
Место техники в системе философского знания.Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет св

Философское значение глобальных проблем современности
В множестве смыслов, являющихся особо актуальными для развития научной теоретико-мировоззренческой мысли ХХ и текущего столетия, особое место принадлежит понятию «глобальные проблемы соврем

Библиографический список
9. Воронин А. А. Периодизация истории и проблема определения техники // Вопросы философии. – 2002. – № 5. 10. Вригт Г. Х. Философия техники Николая Бердяева // Вопросы фило

Аксиология - особый раздел философии, предметом которого являются ценности (от феч. axios- ценности, logos- знание: наука о ценностях). Ценности имеют большое мировоззрен­ческое значение. Понятие ценностей раскрывает особый ас­пект отношений человека к миру. Они позволяют глубже по­нять специфику человеческой деятельности, общества, культуры. Совокупность ценностных ориентации имеет фунда­ментальное значение в жизнедеятельности личности. Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интефа-ции их в сообщества. Наличие общих ценностных ориентации обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и фупп. А утрата ценностных ориентиров или от­каз от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачи­вается уфозой распада и дезинтефации общества. Ценности - важнейший системообразующий фактор культуры. По содер­жанию ценностей можно судить об обществе в целом.

Понятие ценности

Со времен античности и до наших дней в философии ведут­ся споры между представителями различных философских школ и направлений по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она результат оценива­ния, продиктованного потребностями личности и общества. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором - поня

тие ценности сводится к субъективным оценочным сужде­ниям произвольного характера. Сущность ценностей выво­дится не из объектов, а из потребностей человека. Обе эти крайние точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения.

Если согласиться с тем, что ценность лищь свойство ре­альности, т.е. явлений природы, общества или культуры, то неизбежно отождествление истины и ценности. Однако уже Сократ, первым сформулировавший основной вопрос акси­ологии: «Что есть благо?», - продемонстрировал суще­ственные различия между ними. Знание является важным, но не единственным условием достижения блага. Это объяс­няется тем, что предметы и явления природы и общества об­ладают свойствами, осознание которых может осуществ­ляться либо в форме знания о том, что есть, реально существует, либо в форме представления о том, какой дол­жна быть эта реальность, как должен вести себя человек в отношении к природе и другим людям. В первом случае зна­ние о предмете характеризуется с точки зрения его истин­ности или ложности, во втором - с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.

Ценность, как и истина, является не свойством, а отно­шением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потреб­ностями и интересами.

Ценностью является то, что обладает положительной зна­чимостью для человека. Значимость определяется не свойства­ми предмета самого по себе, а их вовлеченностью в челове­ческую жизнь. Кант отмечал, что сознанию даны носители ценностей, вместе с мерой ценности, которая превращает их в желаемое. Поэтому бытие ценности постигается в эмоци­ональном, а не в интеллектуальном акте. Субъективно же­лаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значи­мости различных явлений для человека, определяемом его социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллекта и нравственности

Однако не только оценки, но и мир ценностей обнару­живает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейт­ральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его су­ществования и развития. Динамику ценностей мы могли увидеть в сопоставлении норм, характерных для различных цивилизаций. Так, для античной Греции высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человечес­кой жизни, а для Египта - культ смерти, подготовке к ко­торой подчинялась вся человеческая жизнь.

Ценности надындивидуальны, они могут осознаваться или не осознаваться, либо осознаваться неадекватно. Но любой ва­риант осознания ценностей как субъективно желательного вы­ступает в форме оценки. В отличие от истины, оценка состо­ит не в достижении соответствия познания действительному положению вещей, а является осознанием вещей и их свойств как необходимых и важных для человека. Существу­ет глубокое различие между объективным значением (зна­чимостью) предмета и личностным смыслом, который экс­плицируется субъектом в процессе оценивания. Поэтому в оценке может доминировать субъективный момент, объяс­няемый личностным характером осмысления мира. Несмот­ря на это различие, между истиной и ценностью существует неразрывная связь. Как мы уже отмечали в главе «Гносео­логия», истинное знание может быть предметом оценива­ния, характеризоваться как ценность. В свою очередь уста

Различие истины и оценки обнаружива­ется и в способах их постижения, и в форме выражения, и в структурах сознания, участвующих в познавательном и цен­ностном процессе. Истина постигается путем ограничения субъективного, познание предполагает отвлечение от случай­ного и внешнего по отношению к исследуемому явлению. В истине мир раскрывается таким, каков он есть независимо от человека. (Хотя момент субъективности в истине в принци­пе неустраним.) Оценка же в качестве ведущего момента включает в себя субъективное начало, в ней раскрывается не свойство предмета как такового, а его значимость для чело­века (хотя знание и является предпосылкой для оценки).

Существенно отличаются и формы выражения истины и оценки. Истина имеет форму рационального, логически не­противоречивого знания, раскрывающего законы природы, общества, сознания. Оценки обращены в сферу эмоций, по­буждений, воли. Хотя оценки и включают в себя момент зна­ния, однако это знание может иметь весьма смутную образную форму, быть мало доказательным, опираться на интуицию.

Ценности занимают господствующее положение в сфе­ре искусства и религии, морали и права, политической и культурной жизни. Они не переводимы на язык научных по­нятий и зачастую облекаются в художественно-образную мифологическую или сакрализованно-религиозную форму.

Оценка есть определение субъектом социальной значимости явлений для его жизни и деятельнос­ти. Она ориентирует человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна: она оказывает влияние на все виды жизнедеятельности человека, реализуясь на чувствен­ном и рациональном уровнях, в форме эмоций и чувств, пред­ставлений, восприятий, суждений, влечений, желаний, стрем­лений, предпочтений и, конечно, деятельности.

Предмет оценки В структуру оценки входят субъект, пред­мет и основание ^оценивания. Объективное содержание оценки определяется предме­том. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Истинное, достоверное знание само по себе может быть основанием оценки.

Практическая полезность истины позволяет отожде­ствить ее с благом. Однако широко известны негативные оценки истины: жалкая и низкая, жестокая и бесполезная и т.п. Блестящая психологическая характеристика отношения к истине дается Пушкиным: «Тьмы низких истин нам доро­же нас возвышающий обман». А в книге Екклезиаста истин­ное знание оценивается словами: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, тот умножает скорбь». И это не случайно: научное познание абстрагируется от последствий, которое оно несет, и многие ученые отрицают связь науки и нравственности. В отличие от научного знания, ориентирован­ного на бесстрастное объективное описание некоторой уни­версальной связи, оценка является пониманием смысла этой связи, интеллектуальным и эмоциональным осознанием и пе­реживанием ее значимости. Парадокс оценочных суждений состоит в том, что знание не является препятствием для про­извольной оценки явлений действительности. Если познава

тельные суждения интерсубъективны, не зависят от точек зре­ния, то оценочные суждения субъективны, имеют разные ос­нования. Особенно часто с произвольными оценками мы встречаемся в суждениях об эстетических, политических, нрав­ственных, мировоззренческих, идеологических ценностях. В главе «Гносеология» мы имели возможность показать, что оценка результатов, методов и средств - неотъемлемый эле­мент процесса познания. Эта особенность объясняет несовпа­дение реальной ценности гипотез, концепций, открытий и их оценок научным сообществом, современниками. Существен­ной проблемой является и оценка научной значимости оши­бочных представлений, гипотез. Если истинность знания оп­ределяется его отнощением к объективной действительности, то его познавательная ценность устанавливается в процессе развития науки, значимостью влияния на познавательный процесс. Так, многие ложные концепции проиллого (астроло­гия, алхимия, теория теплорода) оказали значительное влия­ние на становление современной науки. Эвристические воз­можности этих ложных представлений оказались значительно богаче их познавательного содержания.

Следует подчеркнуть, что и сами оценочные суждения могут быть предметом оценивания в категориях истинности или ложности, справедливости или несправедливости. Суще­ствуют классы оценочных суждений, квалифицируемых в по­нятиях истинности-ложности. Это суждения о произведени­ях искусства, политических программах и, конечно, о научной и иной информации. Большой класс оценочных суж­дений составляют те, которые характеризуются в категориях справедливости - несправедливости. Это оценки, касаю­щиеся сферы политических, правовых, нравственных, эсте­тических отношений, поступков, деяний.

Например, каков характер суждений, содержащихся в ре­шении суда, заключении следствия и т.п.? Оцениваются ли они в категориях истинности - ложности или справедливо­сти - несправедливости? Являются ли эти суждения оценоч­ными или относятся к сфере познания и должны отвечать критерию истинности? Когда суд квалифицирует то или иное

Существуют так называемые «описательно-оценочные утверждения». Они включают в себя как описание, имеющее истинностное значение, так и оценку, имеющую ценностное содержание. Многие решения суда-можно квалифицировать как описательно-оценочные суждения. Таким образом, оценка включает в себя познавательный момент, требование истинности знания, но не сводится к нему. В свою очередь, знание может быть и основанием, и предметом оценки.

Субъект Существенное влияние на формирование

оценивания оценки оказывает субъект оценивания:

индивид, социальная группа, общество, человечество. Субъективен прежде всего отбор оснований оценки, объясняемый богатством потребностей, сложнос­тью духовной жизни человека. В известных случаях субъект избирает в качестве единственного основания оценки лич­ный (групповой) интерес, сиюминутные эгоистические ус­тремления, в них доминирует его ограниченность и произ­вол. И это не случайно. Множественность и иерархичность общественных и личных отношений индивида не только объясняют, но и предполагают многомерность его подходов к оценке явлений действительности. В то же время в психо­логии и социологии отмечается стабильность, неизмен­ность, повторяемость в оценках разнородных по содержа­нию и значимости явлений со стороны одного и того же субъекта. Личность реализует себя как целостность, руко

водствуясь достаточно упорядоченной системой социокуль­турных и личностных ценностей. Данная система, выраста­ющая из потребностей, выступает в качестве глубинного ос­нования оценки человеком внеположной реальности: мира природы, духовной культуры и самого себя. Тем не менее ценностные ориентации личности, определяющие ее изби­рательность, достаточно изменчивы, как изменчивы и усло­вия жизни и потребности человека. В результате возникает опасность произвола, субъективизма в оценках.

В оценочных суждениях выражается культура человека, его способность адекватного понимания и эмоционального переживания. Предметно воплощенные ценности стабиль­ны и относительно неизменны, потребности и интересы личности изменчивы, отсюда проистекает необходимость постоянной переоценки ценностей, которая сопряжена с из­бирательным отношением к ценностям культуры, с перма­нентной актуализацией одних и пренебрежением другими

Основание Определенным барьером субъективизму

оценки оценки является наличие объективного

основания. Основание оценки - крите­рий, который позволяет субъекту дать квалификацию явле­ния с точки зрения его социальной значимости в данный мо­мент или в перспективе, осуществить селекцию, отбор предметов и явлений действительности и определить стра­тегию своей деятельности. В оценочных суждениях основа­ние оценки может быть выражено явно, а может содержать­ся имплицитно, т.е. в неявном виде. Но основание - неустранимый элемент оценки.

В качестве основания оценки могут выступать непосред­ственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основа­нием и стандарты, правила, образцы, общественные импе­ративы или запреты, цели или проекты, выраженные в фор­ме норм. Область нормативного регулирования практически совпадает со всей сферой человеческой деятельности. Она включает в себя, помимо правовых и моральных норм, так­же правила, команды, директивы, стандарты, технические нормы, служебный распорядок и т.п. Особенностью норм является то, что они одновременно выступают и в качестве ценности, и в качестве основания оценки. Эта двойствен -ность является одной из причин парадоксальности оценоч­ных суждений. Как самостоятельная ценность норма зачас­тую превращается в ритуал, когда в оценке поведения на первый план выступает формальное соответствие правилам

нормам, независимо от цели. В общественном мнении ими­тация деятельности, по форме согласующаяся с нормами и правилами, получает положительную оценку, а содержа­тельная деятельность в интересах дела - негативную. На­пример, в книге Лоуренса Дж. Питера и Реймонда Халла «Принцип Питера» показано, как бюрократическая органи­зация приводит к полному вырождению содержательного начала в деятельности аппарата управления. Ставя превы­ше всего формальный комплекс обязанностей, правил, ин­струкций, процедур, она приводит к тому, что в деятельно­сти бюрократа средство оказывается важнее цели; бумаги важнее того, для чего они были созданы. Он уже больше не видит в себе человека, служащего обществу. Он рассматри­вает общество как сырье, необходимое для существования его самого, анкет, бюрократических процедур.

Любая оценка характеризует и предмет, и потребность субъекта оценивания

Похожие публикации