Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Определение справедливости. Что такое справедливость? (Справедливость как «игра»*)

"Завали правду золотом, затопчи её
в грязь - всё равно наружу выйдет!"

(русская народная пословица)

В самом начале перестройки "нашими демократами" был провозглашён лозунг: "Разрешено всё, что не запрещено законом!" По сути, это было громогласное признание отречения от морали вообще и от понятия "справедливость" в частности. Однако, как выяснилось очень скоро, моральные нормы, закреплённые в традициях и обычаях народа, играют огромную роль в регулировании жизни человеческого общества, в поведении его граждан. К чему это привело, мы сегодня имеем возможность наблюдать и в быту, и в политике, и в экономике, и в искусстве. Безнравственный человек теряет право называться человеком! Соблюдение справедливости не поддерживается репрессивным аппаратом, но прочно закреплено в сознании людей. А, как известно, идея, овладев массами, представляет собой грозную общественную силу, с которой властям нельзя не считаться. Уверенность в безусловном торжестве справедливости, подтверждённая опытом, всегда способствовала подъёму морального духа и оптимизма человека!

Справедливость в широком смысле - это понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Это категория морального сознания, выражающая не отдельную ценность или благо, а их отношение между собой и распределение между индивидами в обществе. Вне общества понятие теряет смысл. Справедливость является также категорией правового и социально-политического сознания. Она оценивает соотношение между ролью отдельных слоёв общества и их социальным положением, между деяниями и воздаяниями, заслугами человека перед обществом и их вознаграждением, правами и обязанностями. При этом несоответствие считается антиподом справедливости - несправедливостью.

Интересны рассуждения на эту тему Аристотеля. Он считал, что разумное существо (человек) всегда является полисным (общественным, государственным), что высшее благо тождественно и для отдельного лица, и для государства, что человек и государство связаны неразрывно, что этика (наука о морали) является наукой политической. Аристотель полагал, что лучшая политика та, которая зиждется на этической основе, на основе существующих в обществе нравов и обычаев. Целью же политики является обеспечение счастливой жизни граждан. Иными словами цель политики находится в сфере этики. Более того, он верил, что добродетельность жизни граждан, обеспечение условий их счастливой жизни является благодатной почвой для самой политики. Отсюда следует обязанность государства по отношению к личности, реализующаяся в такой добродетели как справедливость или правосудность. Справедливость Аристотель называл совершенной добродетелью. Она тождественна законности и имеет отношение ко всем нравственным добродетелям, ибо закон заботится об умеренности и мужестве, о разумности и кротости граждан и пр. и пр. Справедливость касается отношений человека к другим гражданам. То есть, это не часть добродетели, а добродетель в целом! Однако, по Аристотелю, существует и частная справедливость, которая делится на два вида: распределительную (пропорциональную) и направленную (уравнительную) Первый вид связан с распределением имущества, почестей и других, принадлежащих всем гражданам благ. Их не следует распределять поровну, необходимо учитывать достоинство гражданина, его заслуги перед обществом. Второй вид справедливости заключается в том, чтобы уравнять предметы обмена. Это позволяют сделать деньги. При этом справедливость - середина между наживой и убытком. Поэтому судья должен быть равноудалённым от крайностей. Его и называют посредником. Таким образом, справедливость с одной стороны связана с равенством. Она не может существовать в отношениях раб - хозяин, отец - дети. Но с другой стороны именно это равенство требует учёта достоинств вступающих в отношения лиц, и поэтому обязательно оборачивается неравенством. Справедливость отражает интересы общества в целом, укрепляет его! Мысли гения древности не устарели и поныне. Стремление человека при оценке справедливости распределения к равенству и пропорциональности пережило тысячелетия.

Великий русский мыслитель-энциклопедист В.И. Даль толкует это понятие косвенно следующим образом. "Справедливый, правильный, сделанный законно, по правде, по Совести, по правоте - человек, судья, творящий правдивый, праведный суд, идущий по всей правде, неподкупный. Справедливый слух, сказанье - истинный, основательный, не вымышленный. Всё это справедливо, правда, истина, всё так, верно. Правда - истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость".

Таким образом, Даль во многом отождествляет понятия "Правда", "Добро", "Совесть" и "Справедливость". Свои мысли и отношение к этим понятиям он подтверждает народными пословицами и поговорками. "В нём правды нет, Совести", "Кто правдой живёт, тот добро наживёт", "По правде, по истине, по Совести", "Бог тому даёт, кто правдой живёт", "Не ищи правды в других, коли в тебе её нет", "В ком правды нет, в том добра мало", "Не всё то правда, что говорится", "Аще не избудет правда ваша, паче книжник и фарисей, не внидёте в царствие небесное!" Жить по правде в русском языке всегда означало: жить по неписаным, но традиционным, правилам добра и справедливости, по Божьим Заветам, в системе высших духовных ценностей! Русский человек всегда особо уважительно относился к труду ("Труд - всему голова!"), почитал недостойным всякое насилие, грабёж (на Руси никогда не было классического рабства!). Русские традиционно неодобрительно относились к богатству (особенно нажитому неправедно), не считали пороком бедность, сострадали сирым и обиженным, одобряли благотворительность, имели склонность к уравнительности ("Всем сестрам по серьгам"). Мы всегда интересы общества считали выше личных ("Живот свой положи за други своя"), не раболепствовали перед законом ("Благодать выше закона").

Совершенно очевидно, что "справедливость" - понятие историческое, зависящее от конкретных исторических условий. Оно изменялось вместе с развитием человеческого общества, отражая его отношение к индивиду. Большинство индивидов эволюционирующего социума прошло путь от участника в совместной добыче пищи, говорящего домашнего животного (раба); бесправного крепостного на барской усадьбе; пролетария, продающего свои способности и возможности; до совладельца общественной собственности, по-настоящему равноправного члена социалистического государства. Так мораль рабовладельческого общества признавала справедливым рабство, мораль буржуазного - видит справедливость в неравенстве, а вот мораль социалистического - напротив - в равенстве! В то же время понятие "справедливость" включает и широкое общественное содержание. "Если нравственное сознание объявляет какой-либо экономический факт несправедливым, - писал Ф. Энгельс, - то это есть доказательство того, что факт пережил сам себя".

Первоначально справедливость заключалась в требовании наказания за нарушение правил общежития. Лафарг назвал это воздающей справедливостью. Она требовала полного соответствия наказания преступлению ("око за око, жизнь за жизнь"). Здесь проявляет себя принцип уравнительного равенства. Этот принцип генетически укрепился в сознании так глубоко, что продолжает жить и сегодня. С возникновением разделения труда и имущественного неравенства изменилась и мораль, навязываемая обществу правящим слоем, и, соответственно, понимание справедливости. Теперь стало справедливым различие людей, определяемое их достоинством. Толкование достоинства всегда было преходящим. Средневековая (аристократическая) мораль трактовала достоинство как благородство (благородный - рождённый в роду, который принёс благо Отечеству); буржуазная - как особые способности и усердие, воплощённые в богатстве. Равенство как основа справедливости в классовом обществе признаётся только в определённом отношении. Аристократическая мораль допускала равенство людей только в смысле происхождения их от Адама и Евы. Буржуазная мораль провозглашает некое равенство политических прав, равенство всех перед законом, равенство возможностей. Насколько лицемерно это равенство, читатель убедился за последние пятнадцать лет! Социалистическое понимание справедливости предполагает, что достоинство человека, определяющее его положение в обществе и право на пользование общественными благами и почётом, зависят только от его общественно полезной деятельности, а не от происхождения и богатства. Разве не справедлив принцип распределения по труду!? Разве не было реализовано это в лучшие годы Советской власти в СССР!? Однако надо признать, что и это понимание справедливости является ограниченным, что признавал и В.И. Ленин. Он писал: "При социализме различия останутся и различия несправедливые". Дело в том, что пока не найдено адекватного механизма оценки общественной ценности труда и сведения его отдельных видов к единой основе. Нет сомнения, что когда-либо эта задача будет решена. Но общие принципы справедливости ("всем поровну" и "каждому по достоинству") всегда будут жить в общественном сознании и всегда будут эффективными регуляторами общественной жизни! А принцип социализма "от каждого по способностям, каждому по труду" навсегда останется самым основным и гуманным в представлении о справедливости.

Вероятно, справедливость не удастся свести к одной единственной формуле. Чтобы учесть всё богатство её содержания требуется целый ряд конкретных определений или начал. Нельзя забывать и том, что справедливость, как и мораль в целом, носит классовый характер и то, что считает справедливым олигарх, не считает человек, не обременённый мешками денег, будь то рабочий, крестьянин или интеллигент. Кроме того, справедливость проявляет себя не только на логическом, но и на чувственном уровне и тогда говорят о чувстве справедливости. Оба подхода необходимы, ибо дополняют друг друга. А вот описывать эмоции на языке математики мы пока тоже не научились!

Очевидно, предельная общественная справедливость может быть достигнута только при полном равенстве возможностей всех членов бесклассового общества. Оно предполагает всестороннее развитие способностей людей, ликвидацию различия в характере труда, осуществление на практике коммунистического принципа: "От каждого по способностям, каждому по потребностям". Однако и здесь надо признать, что способности у разных людей могут быть разными. Далее за справедливостью надо обращаться к Господу Богу!

Ленинградский комитет учёных, увидев причину всех бедствий, постигших нашу страну в годы реформ, в несправедливости распределения доходов государства, рассмотрел с общенаучных позиций представление о справедливости и сформулировал десять основных Начал (принципов), которые должны приниматься во внимание при оценке общественных отношений. Приведём их без всяких комментариев, в которых они, на наш взгляд, и не нуждаются.

I. Жизнь человека священна. Люди не должны быть жертвами насилия или купли - продажи, служить инструментом наживы или пушечным мясом в агрессивных войнах. Прирост населения, обеспеченного работой, питанием, жилищем и образованием есть критерий дееспособности органов власти.

II. Полная занятость, рабочие места для всех трудоспособных - признак здорового общества. Каждый приходящий в мир - желанный гражданин. Его труда ожидают невозделанные земли, не построенные города, не решённые технические и социальные проблемы.

III. Доходы членов общества должны возрастать пропорционально результатам труда каждого и его вклада в улучшение жизни народа. Размеры зарплаты должны позволять среднему трудолюбивому мужчине содержать семью с тремя детьми. Ничей доход не может быть произвольно ограничен или опущен ниже прожиточного минимума.

IV. Ни один житель России не должен быть оставлен без полноценного питания, в положении, ставящем под угрозу его здоровье или жизнь. Государство ответственно за полноценное питание граждан.

V. Одежда, необходимая для сохранение здоровья в суровом климате страны, должна быть доступна гражданам с любым уровнем дохода, отвечать требованиям удобства, безопасности, достоинства и эстетики.

VI. Тёплое, комфортное жилище, соответствующее составу каждой семьи, есть её неотчуждаемое достояние. Никто, ни по каким основаниям не может быть лишён жилья, независимо от того получено оно от государства, куплено или построено на свои средства.

VII. Здоровье граждан должно рассматриваться как основа существования государства, предмет его постоянной заботы. Всем гражданам должна быть гарантирована своевременная, бесплатная и квалифицированная медицинская помощь.

VIII. Рождение и воспитание детей есть жизненно важный труд, который государство должно оплачивать наряду с другими видами труда. Только трёх и более детные семьи обеспечивают будущее страны.

IX. Образование - необходимое условие духовного роста граждан, база технического и социального прогресса страны. Всенародное бесплатное среднее и общедоступное высшее образование суть обязательные компоненты общества справедливости.

X. Человеку, отдавшему все силы на благо общества, независимо от важности выполнявшейся им работы, справедливо иметь государственную пенсию по старости, поддерживающую его быт на достойном уровне. Нетрудоспособные граждане согласно нормам человечности также должны получать достойную государственную поддержку.

Гражданам России, ныне живущим в условиях дикой, не укладывающейся ни в какие рамки несправедливости, оптимизм должна внушать вся история человечества, ибо она свидетельствует о том, что за попранием справедливости, в конце концов, всегда следует возмездие. Возмездие неотвратимое, не имеющее сроков давности и воздающееся в полной мере в обязательном порядке!

Вопрос о справедливости очень сложный и философский. Каждый человек отвечает на него по-разному, опираясь на свой жизненный опыт. Размышляя на эту тему, можно сказать, что этот вопрос неоднозначный. И как нельзя кстати подойдут слова «Кому-то все, а кому-то ничего». Итак, что такое справедливость?

Понятие справедливости

Справедливость - это понятие о должном, которое включает в себя необходимость деяния и соответствующего ему воздаяния. А именно: соответствия преступления и наказания, прав и обязанностей, заслуг и признания, труда и вознаграждения, роли различных социальных слоев, индивидов и групп в общественной жизни и их социального положения в обществе.

Отвечая на вопрос, что означает справедливость в экономике, мы может сказать, что в требовании равенства людей в распределении определенного ограниченного ресурса. Отсутствие данного соответствия можно расценивать как несправедливость.

Аристотель выделил следующие виды справедливости:

  1. Уравнительная - это вид справедливости, предполагающий отношения людей по поводу предметов, где равным соответствует равное. Эта справедливость имеет отношение к действиям людей, при этом требует соответствия вреда и его возмещения, труда и вознаграждение за него, вещи и цены за нее. Минимальное количество участвующих – 2 человека.
  2. Распределительная - вид справедливости, соответствующий критерию равное получают равные, неравное достается неравным. Минимальное число участвующих – 3 человека, действующих для достижения общей цели. Один из этих лиц является начальником.

Справедливость, которая регулируется принципами морали, соответствует заслугам, будет это наказание или награда, причем это зависит от совершенного Вами поступка. Итак, в чем заключается справедливость? Именно в том, что по справедливости каждому человеку дается столько, сколько он заслуживает своим поведением, действиями и поступками. Поэтому, быть может, стоит задуматься и что-то изменить в своей жизни пока не поздно? Возможно, именно тогда у Вас появиться то, о чем Вы сейчас только мечтаете.

В школьную программу входят задания, в которых необходимо написать сочинение «Что такое справедливость». Независимо от возраста учащихся, понимание о честности и справедливом отношении присуще каждому. И маленькие дети, и учащиеся старших классов даже своими словами смогут описать слово "справедливость". Сочинение может быть написано как о каких-то определенных событиях, так и в форме свободного рассуждения. Задача родителей и учителей - подсказать учащимся, как правильно изложить свои мысли, чтобы получить высокий балл за выполненную работу.

Как составить план сочинения

Чтобы сочинение «Что такое справедливость» было написано идеально, необходимо составить для ребенка план изложения мыслей. Это несложно: достаточно просто взять во внимание основные требования к таким заданиям. План может быть следующим:

  1. Вступительная часть сочинения. Здесь нужно рассказать о том, что такое справедливость, чему это определение присуще в жизни.
  2. В основной части необходимо описать, сталкивался ли ребенок с событиями, в которых с ним поступили неправильно. В этом пункте нужно детально описать свои переживания и четко изложить мысль о понимании справедливости.
  3. В заключение следует указать, что нужно сделать, чтобы справедливость всегда была на стороне того, кто прав.

Такой план поможет ребенку в правильной очередности изложить свои мысли и получить хорошую оценку за свои старания.

Сочинение «Что такое справедливость» для младших классов

Самые маленькие дети прекрасно могут отличить правду от неправды, поэтому написать сочинение про справедливость не составит труда. Как пример можно показать детям следующий вариант сочинения:

"Я люблю, когда все в жизни происходит правильно. Иногда отсутствие справедливости меня очень огорчает. Поэтому очень хочется, чтобы все было честно.

Однажды я столкнулся с ужасным отношением к себе. Я самостоятельно выучил предмет и хорошо написал задание. Один из одноклассников переписал у меня из тетради всё слово в слово. После проверки учитель раздал тетради, и я увидел в своей плохую оценку. Возле отметки было написано, что я переписал работу у того, кто на самом деле списал у меня. Разочарованию не было предела, и я просто не знал, как доказать свою правоту. Самое интересное, что мальчик, который у меня списал, получил хорошую оценку. Это и была настоящая несправедливость.

Хотелось бы пореже сталкиваться с такими ситуациями. Очень больно и обидно, когда происходит такое".

Такое сочинение полно искренности и основано на реальных событиях. Именно такие работы достойны высоких оценок. Ведь главная цель такого творческого задания - передать собственные переживания и правильно их выразить в тексте.

«Что такое справедливость» - сочинение-рассуждение для старшеклассников

Ученики старше пятого класса могут написать более сложную работу с использованием сложных оборотов и изречений. Сочинение «Что такое справедливость» для старшеклассников может быть следующего содержания:

"В жизни каждый человек порой сталкивается с различными ситуациями. Нередко происходят события, в которых с человеком поступают несправедливо без весомой на то причины. Самое главное - правильно реагировать и уметь доказать свою правоту.

Есть множество поступков, в которых можно объяснить справедливое либо несправедливое отношение к человеку. У меня есть конкретный пример, когда с человеком поступили не так, как он того заслуживает. Мой папа уже десять лет работает на одном предприятии. Получает он немного, но на жизнь хватает. Однажды освободилось место начальника как раз того отдела, в котором работает мой отец. Он был полностью уверен, что именно ему дадут эту должность. Тем не менее неведомо откуда вдруг появился новичок в компании и занял вакантное место. Это было очень несправедливо по отношению к моему папе.

Ситуации могут быть разные, самое главное - достойно уметь принять любое отношение к себе. Ведь сколько людей, столько и мнений. Пусть же справедливость восторжествует".

Старшеклассники прекрасно понимают, что такое справедливость. Сочинение будет написано легко и без затруднений. Нужно лишь четко изложить свои мысли и понять, что хочет увидеть преподаватель в данном задании.

Про нее мы часто вспоминаем, когда думаем, что кто-то или что-то несправедливо по отношению к нам. Справедливость – это то, о чем многие мечтают. Что такое справедливость, справедливое общество и какого человека называют справедливым? Сейчас попробуем разобраться.

Что такое чувство справедливости?

Многих интересует, в чем заключается справедливость. Под справедливостью принято понимать понятие, содержащее в себе требование к соответствию прав и обязанностей, труда и его вознаграждения, заслуг и признаний, преступления и наказания. При отсутствии соответствия между такими составляющими уже может идти речь про несправедливость. Справедливость называют одной из главных составляющих этики. Помимо того, как черта характера она является добродетелью.

Что такое справедливость - философия

Нередко становился актуальным вопрос, что такое справедливость в философии. Данная проблема волновала философов и ученых долгое время. В каждый исторический период это понятие трактовалось по-своему, что обуславливалось условиями жизни людей, их представлениями про окружающий мир, структурой общества и местом каждого человека в таком обществе. Справедливость в философии является составляющей не только морального сознания, а и правового, экономического и политического.

Античные философы выделяли справедливость как основную категорию, с целью оценки состояния общества в целом. Особое внимание ей уделял Сократ, который называл ее не иначе как «драгоценнее всякого золота». Он пытался доказать существование общего понятия справедливости. По его мнению, несправедливость является неестественной, поскольку она возникает вследствие незнания.

Чувство справедливости - психология

Заботиться про благо других и понимать, что значит справедливость, человек начинает в возрасте 7-8 лет. Дети младшего возраста склонны вести себя эгоистично. Проведенные швейцарскими психологами исследования показали, что трехлетние малыши, играя, оставляли конфеты партнера по игре себе, а уже семилетние игроки выбирали справедливый вариант. Такой тип поведения отличает человека от животных, которые в своем большинстве ведут себя эгоистично.

Психологи говорят о том, что в будущем человек может поступать несправедливо по отношению к другим, если в детстве оказывался в неблагоприятных для себя ситуациях. Злость, гнев, агрессия, отсутствие сострадания – все эти эмоции часто сопровождаются желанием негативно относится к окружающим. Если же в сердце нет зла и человек ощущает себя счастливым, он будет стремиться нести добро и поступать по совести – справедливо.


Есть ли в мире справедливость?

Когда в своей жизни человек сталкивается с несправедливым к себе отношением, он часто задается вопросом, есть ли справедливость в этом мире и что такое справедливость вообще? Этот вопрос, скорее всего, относится к человеческому обществу. В природе вряд ли это можно наблюдать. Разве справедливо, что животное убивает того, кто слабее? Можно ли справедливым назвать то, что иногда добыча достается не тому, кто ею овладел, а тому, кто сильнее?

Справедливость бывает в человеческом обществе, но ее проявления не так заметны и порой даже принимаются как должное. Зато когда по отношению к кому-то поступают несправедливо, это может и вправду очень сильно ранить. В такие моменты человек уверен, что весь мир настроен против него и нет в этой жизни справедливости. Однако она существует и как часто будет проявляться зависит от самых людей и их желания жить по совести.

Виды справедливости

Еще Аристотель называл такие типы справедливости:

  1. Уравнительная – относят к равноправию людей и непосредственно к действиям. В ее основе равенство труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения.
  2. Распределительная – здесь важна пропорциональность в отношении к людям по определенным критериям. Принимать участие могут не менее трех людей, один из которых должен быть начальником.

Как добиться справедливости?

Хотите узнать, как восстановить справедливость? Предлагаем краткую инструкцию для тех, кто любит побеждать:

  1. Важно понимать, что для торжества справедливости не нужно только вздыхать. Если есть желание добиться правды, перестаньте плакаться и начните действовать. Вам предстоит вооружиться терпением, постараться собрать и проанализировать информацию. Вместе с тем обязательно хорошо подумайте над тем, стоит ли вопрос таких усилий. Постарайтесь объективно оценить ситуацию.
  2. Разберите интересующий вас вопрос. Соберите все данные и при необходимости обратитесь к действующему законодательству. Продумайте, как следует построить линию своего поведения.
  3. Не путайте месть и справедливость. Иногда обиженные люди думают, что нужно с обидчиками поступать так же. Однако всегда лучше отпустить обиду и простить человека, чем мучить себя негативными эмоциями.

убеждение людей в том, что в мире добрые помыслы и дела должны быть вознаграждены, а злые – осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а порок и преступление – наказаны. Один из принципов, определяющих добрые взаимные отношения между людьми. Она заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право, однако при этом не нарушая прав других людей. Поэтому справедливость имеет положительную и отрицательную стороны. В одном отношении утверждается, что человек имеет право на неограниченную деятельность и на ее результаты. В другом – это право ограничивается наличием других людей. Здесь заключено известное противоречие. Платон определял справедливость как добродетель правильного отношения к другим людям. Аристотель различал двойную справедливость: распределяющую и уравнивающую. Одна имеет в виду количественное распределение благ независимо от достоинств отдельных лиц. Другая принимает в расчет тот факт, что люди неодинаковы и имеют разное достоинство. Различают коммутативную справедливость («всем одинаково», по формуле Бабефа) и дистрибутивную справедливость («каждому по заслугам» – принцип, который отстаивал Маркс). Часто разводят справедливость и милосердие, идущее дальше строгого уважения прав другого и предполагающее личное понимание потребностей другого. Ценность справедливости в том, чтобы установить между людьми истинное и анонимное равенство, не зависящее ни от общественной ситуации, ни от личности индивидов. В современной этике справедливость оценивается как предварительное условие, без которого не могут быть реализованы остальные ценности.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

Один из фундаментальных принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми на основе представлений о должном, о сущности человека и его правах. С ее помощью осуществляется распределение и перераспределение всевозможных социальных ценностей в соответствии с выбранными...

Философский словарь

Принцип, включающий в себя представления о должном порядке взаимоотношений между людьми, о соответствии прав и обязанностей личности, о воздаянии каждому по заслугам. Тесно связан с понятием равенства. Религ. учения, как правило, сводят равенство людей к равенству перед богом...

Философский словарь

Общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального...

Похожие публикации