Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Памятник затопленным кораблям: Севастополь. Памятник затопленным кораблям на фото

Символ Севастополя - Памятник затопленным кораблям. Фото crimea-voyage.info.

Facebook

Twitter

Заграждение фарватера

В начале Крымской войны, после неудачного для русской армии Альминского сражения, реальная угроза нависла над Севастополем. Для предотвращения прорыва неприятельского флота на внутренний рейд, по приказу главнокомандующего князя А.С. Меншикова были затоплены устаревшие парусные суда на входе в Севастопольскую бухту.

Вспоминая ту "Предмировую" войну и затопление кораблей Черноморского флота, чаще всего называют дату 11(23) сентября 1854 года, когда на траверзе Константиновской и Александровской батарей стали на дно корабли "Варна", "Силистрия", "Селафаил", "Три святителя", "Уриил" и два фрегата: "Сизополь" и "Флора". Но после осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре-декабре пришлось дополнительно затопить корабль "Гавриил" и корвет "Пилад". Так общее число парусных судов на линии заграждения достигло девяти.

А 13(25) февраля 1855 года на дно Севастопольской бухты между Михайловской и Николаевской батареями стали корабли "Двенадцать апостолов", "Ростислав", "Святослав" и фрегаты "Кагул" и " Мессемврия". Через трое суток, 16(28) февраля, к ним присоединился фрегат "Мидия". Так, шестью судами была образована вторая линия заграждения.

Команды 15 затопленных военных судов пополнили ряды защитников севастопольских бастионов.

Многие факты говорят о том, что вопрос защиты Севастопольской бухты обсуждался задолго до начала военных действий. Поэтому ещё с 1853 года начали проводить различные мероприятия по проверке эффективности береговых батарей. В августе 1854 года для этой цели пожертвовали одним старым купеческим бригом. Пользуясь попутным ветром, на нём поставили паруса, закрепили руль и пустили его плыть под выстрелами всех береговых орудий. Но каково же было всеобщее удивление, когда судно получило только незначительные повреждения, а в фортах от учащённых выстрелов, наоборот, появились заметные трещины... Так пришли к не простому, но самому разумному выходу из создавшегося положения: в помощь береговым батареям поперёк фарватера поставить на дно устаревшие парусные суда.

С одной стороны, мысль правильная, а с другой... топить свои собственные корабли страшно даже подумать. Поэтому окончательная формулировка такого решения требовала не столько тактической мудрости, сколько мужества и решительности.

9 сентября на военном совете начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Корнилов предложил выйти в море и всеми силами атаковать корабли противника, а в случае неудачи сцепиться на абордаж и умереть со славой, взорвав себя и часть неприятельского флота. Но командир линейного корабля "Селафаил" капитан 1-го ранга Зорин решился высказать иную точку зрения. Он предложил затопить поперёк входа в бухту часть старых судов, а моряков свести на берег, и там, на бастионах, защищать Севастополь. С этим предложением согласились многие, в том числе и командир эскадры вице-адмирал Павел Степанович Нахимов.

Эффективность такого действия признал и неприятель:

Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями, – писал командовавший французским флотом вице-адмирал Гамелен.

Ключом к быстрой и лёгкой победе была Севастопольская бухта. Но даже явное преимущество нападавших не могло принести им успеха. Предпринятая ими морская атака севастопольских батарей закончилась конфузом, многие их корабли получили серьёзные повреждения и поспешили оказаться вне досягаемости выстрелов русских бомбардиров.

Позднее для захвата бухты англичане придумали более радикальное средство... Трудно судить, какой бы мог быть толк от их изобретения, и не получили бы они так же "по ушам" как в контрминной войне, однако на этот раз вмешалась сама природа. 2 ноября во время шторма ушёл на дно винтовой пароход "Принц", который вёз секретное оружие для подрыва затопленных русских судов, заградивших вход в Севастопольскую бухту.

Но как это ни покажется странным, самую большую опасность представляли не вражеские корабли и даже не их "секретное оружие", а то искреннее и честное, но всё же ошибочное убеждение, что корабли в бухте вообще не нужно было топить. Некоторые исследователи даже после войны придерживались того мнения, что заграждение фарватера затопленными кораблями было ошибкой.

Поэтому надо отдать должное главнокомандующему князю Меншикову, что он настоял именно на таком поистине спасительном решении.

Не будем забывать, что целью англо-франко-турецкой коалиции был захват всего Крыма. И падение Севастополя в начале кампании делало этот план не таким уж фантастическим.

Без преувеличения можно сказать, что заграждение фарватера существенно уменьшило возможности противника и явилось первым решающим фактором, повлиявшим на ход войны. Многократно превосходящий по силе и возможностям неприятельский флот значительно утратил своё опасное преимущество без единого выстрела и практически без потерь с нашей стороны.

Затопленные корабли меньше всего заслуживали быть названными потерей. Именно они в обороне больше всех и участвовали, закрыв путь к победе всему неприятельскому флоту.

Когда через 349 дней после начала обороны русское героическое войско оставило южную сторону, неприятельские армии, доведённые за время осады до крайнего морально-психологического истощения, о Крыме уже не мечтали. И европейские политики были вынуждены отказаться от своих "наполеоновских" планов.

11 месяцев слабо укреплённый город сковывал многократно превосходящие силы противника. О беспримерном героизме державших оборону доблестных воинах с уважением писали газеты даже тех государств, которые всё новыми и новыми силами пытались стереть с лица земли непобедимые бастионы.

349-дневная эпопея Севастополя прославила его защитников на весь мир.

Торжественный монумент

Через 50 лет после героической обороны в память о затоплении кораблей, на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море, в десяти саженях (23 м) от берега возвели монумент. Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50 х 75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли. Тогда же родилось и первое название: "памятникъ затопленiя кораблей". Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года.

С тех пор прошло больше века, и у памятника сложилась своя история, такая же удивительная и уникальная, как и сам монумент.

Например, мало кому известно, что после передачи мемориального сооружения в ведение городской управы, так до сих пор и не состоялось его торжественное открытие. Помешали далеко не праздничные события русско-японской войны и начало первой русской революции.

В 30-40-е годы Монумент получил очередное наименование: "колонна памяти погибшим морякам" (за всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у Памятника встречается более 10-ти различных названий).

Движимые благими побуждениями борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением. Возможно, именно тогда с короны сняли крест и придумали легенду, что на капители памятника "бронзовый орёл держит в клюве лавровый венок".

Этот "ветер перемен" был посерьёзнее землетрясения 1927 года, которое Монумент тоже выдержал.

Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, он каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей.

Уже в самом начале войны, рано утром 22 июня 1941 года, между Монументом и берегом взорвалась одна из первых мин, сброшенных в Севастопольскую бухту (другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года). Здесь в ходе боевых действий падали бомбы и летали снаряды. А 9 мая 1944 года передовые отряды красной армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший Памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер "Продромос". На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф чёрного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножья Памятника Затопленным кораблям.

Обратимся к монументу

Стоя на берегу, хорошо любоваться его гранитным пьедесталом и семиметровой диоритовой колонной, но только со стороны моря в символическом образе двуглавого орла можно увидеть, как через много лет после легендарных событий великая держава Россия чествует своих героев. В том числе и тех, чьими усилиями задача обороны Севастопольской бухты была успешно решена с уникальной экономией сил и средств.

По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая – из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах.

Увенчанный большой императорской короной, с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орёл чествует героев.

Он обращён к морю. Поэтому, в сознании тех, кто смотрит на него со стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение: памятник Затопленным кораблям – торжественный монумент славы.

У всемирно известного мемориального сооружения три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.

В газете "Крымский Вестник" удалось обнаружить краткое сообщение о том, что А.Г. Адамсон посетил Севастополь 25 октября 1904 года. Возможно, он привозил отлитые в Петербурге бронзовые детали Памятника и наблюдал за их установкой, ведь работы шли не только до осени 1904 года, но и после этого времени, поскольку празднества были отложены до окончания русско-японской войны, и официальная передача монумента городу состоялась только в 1905 году. Технической стороной дела руководил талантливый военный инженер, строитель Фридрих Оскар Энберг.

Волшебная каpта

В некоторых путеводителях говорится, что на памятнике Затопленным кораблям есть карта Севастопольской бухты с обозначением линий затопления кораблей.

Однако, если подплыть к памятнику и внимательно его осмотреть, никакой карты вы не увидите. Но зато на бронзовой картине, в правом нижнем углу можно заметить отчетливый автограф Амандуса Генриха Адамсона: "А.Адамсонъ Скульп. 1904".

Амандус Генрих Адамсон

В некоторых источниках говорится, что "автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 году в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим, в связи с избранием его действительным членом Академии художеств. В этом списке указан и памятник затопленным кораблям".

Видимо, кому-то проплыть 20 метров от набережной и подняться на высоту 7 метров над уровнем моря было сложней, чем добраться до ленинградского архива.

Описание памятника Затопленным кораблям

Всемирно известный Монумент создан по проекту скульптора академика А.Г.Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга. Он представляет собой стоящую в море, в 23 метрах от набережной искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается светло-серая диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители.

Фото Р. Мустафина 2009г.

Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла – щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца.

База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, также как и орёл выполнены из бронзы.

Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: "А. Адамсонъ Скульп. 1904". Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: "Въ память кораблей затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденiя входа на рейдъ". Общая высота памятника – 16,7 м, высота колонны – 7,1 м, средний диаметр колонны – 0,95 м, размах крыльев орла – 2,67 м.

На вершине скалы, с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом – изображено число "1854", на правом – "1855".

Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля.

На подпорной стене набережной напротив Монумента установлены два якоря с затопленных кораблей.

Памятник Затопленным кораблям – главный символ Севастополя, сооружён в 1905 году к 50-летию Первой героической обороны.

Общепризнанным главным символом города Севастополя является памятник Затопленным кораблям. Его образ напоминает людям о событиях, произошедших в 1854 — 1855 гг. Во время Крымской войны обстоятельства сложились таким образом, что ради того, чтобы не допустить противника на территорию города, потребовалось пожертвовать практически всем Черноморским флотом. Память о героях, принявших такое непростое решение и сражавшихся уже не на море, а на суше, и хранит этот монумент.

Фото памятника:

История музея

Во время Крымской войны, в 1854 году, объединенные силы флота Англии и Франции подступили к берегам Севастополя. В то время город был главной базой Черноморского флота в России. Вражеская эскадра должна была в течение двух недель полностью уничтожить Черноморский флот, захватить Севастополь и другие крупные города Крымского полуострова. Во главе защиты Севастополя стояли вице-адмирал В.А.Корнилов и вице-адмирал П.С.Нахимов. При согласии и поддержке последнего и было принято решение затопить часть наиболее устаревших кораблей, чтобы защитить фарватер и не допустить,чтобы флот неприятеля прорвался в бухту. Главнокомандующий князь А.Меньшиков приказал прямо у входа в бухту затопить несколько кораблей, создав при этом под водой баррикаду. Корабельные мачты, покоящиеся теперь под водой, должны были препятствовать прохождению вражеских судов. Экипажи затопленных кораблей защищали город уже на берегу. Они вошли в состав двенадцати гарнизонов батальона.

После осенней-зимней непогоды часть заграждения разрушилась. Поэтому вскоре пришлось затопить еще два корабля. А в феврале 1855 года образовалась новая линия, из шести судов. Она выросла между Николаевской и Михайловской батареями. На исходе военных действий, в августе 1955 года, был затоплен и остальной флот. Оборона Севастополя шла на протяжении 349 дней. Всего на дно Черного моря легло порядка 90 судов.

Важная информация:
Памятник был сооружен в 1905 году.
Высота монумента — 16,7 метра.
Создатели: А.Адамсон, О.Энберг, В.Фельдман.

Становление монумента

Чтобы увековечить память о тех непростых героических днях, было принято решение воздвигнуть бронзовый монумент. Это случилось спустя 50 лет после знаменитой первой обороны Севастополя, в честь этого знаменитого исторического события. Интересно и необычно местонахождение памятника: он расположен в море, приблизительно в 23 метрах от берега. Пьедестал монумента имеет восемь граней. Наверху выступающего в море сооружения — серая колонна в античном коринфском стиле. Смотрящего в сторону моря двуглавого орла украшает императорская корона. На груди у птицы находится щит, где изображен Святой Георгий Победоносец. Также пьедестал украшен бронзовой картиной небольшого размера, на ней можно увидеть скрещенные мачты тонущих кораблей.


Это интересно:
Монумент не уничтожило землетрясение, произошедшее в 1927 году, не затронули его и снаряды Великой Отечественной войны. С 1969 года изображение памятника Затопленным кораблям можно увидеть на гербе Севастополя.

Как добраться до музея

Находится достопримечательность в удобном месте, практически в самом центре города, недалеко от Приморского бульвара. Поэтому добраться до нее не составляет труда. Можно воспользоваться общественным транспортом (троллейбусы: No 3, 5, 7, 9, 12, 13, маршрутные такси: No 12, 16, 109, 110, 120). Выходить нужно на площади Нахимова. На личном транспорте необходимо ехать к центру города, остановиться можно на набережной Артиллерийской бухты, а дальше до набережной Приморского бульвара дойти пешком.

Памятник на карте Крыма

GPS Координаты: 44.618584, 33.524249 Широта/Долгота

Хобби севастопольского преподавателя физики и математики Владимира Салтанова — Памятник затопленным кораблям. Он всесторонне изучает главный символ Севастополя — от истории его создания до количественных характеристик. Причем делает он это не только по книгам, справочникам и путеводителям, но и на основе самостоятельных практических исследований. Версию истории памятника В.Салтанова мы представляем сегодня читателям «Севастопольской газеты».

Что вы знаете о главном символе Севастополя — Памятнике затопленным кораблям? Каковы общая высота монумента, расстояние от берега, размер колонны? И, вообще, скульптурное изображение какой именно птицы венчает знаменитый рукотворный севастопольский символ? Эти и другие вопросы севастопольский преподаватель физики и математики В.Салтанов неоднократно задавал жителям Севастополя и выяснил следующее: большинство опрошенных имеют об этом весьма расплывчатое представление.

О том, что памятник связан с событиями Первой обороны Севастополя, как правило, верно отвечает большинство опрошенных, но вот в деталях... Оказывается, далеко не все уверены в том, что колонну венчает изображение орла. Некоторые, например, считают, что это чайка.

А вот сколько метров от берега до памятника? Какие только цифры не называют экскурсоводы: 10 метров, 15, 12, 25! В.Салтанов не поленился и измерил расстояние лично… Впрочем, не будем забегать вперед, а расскажем обо всем по порядку.

Тема настолько увлекла В.Салтанова, что он принялся изучать памятник со всей серьезностью настоящего исследователя и продолжает делать это уже много лет. И вот что выяснил.

Чтобы помнили

В канун 50-летнего юбилея Первой обороны города в России было решено воссоздать картину защиты Севастополя и превратить былые места сражений в огромный мемориальный комплекс, который должен был напоминать потомкам о том, как «...русская армия и флот в 11-месячной тяжкой борьбе задерживали нашествие грозной союзной силы».

В 1899 году был образован специальный комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны, который возглавил сам Великий князь Александр Михайлович — сын младшего брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, участника обороны Севастополя, заслужившего Георгиевский крест в Инкерманском сражении.

5 августа 1903 года газета «Крымский Вестник» в статье, посвященной 50-летию Севастопольской обороны, писала: «Государю-Императору благоугодно было назначить празднование юбилея Севастопольской обороны осенью 1904 года... В самом городе, на берегу бухты у Приморского бульвара, разбитого на месте бывшей Николаевской батареи, будут отмечены два события обороны — переправа гарнизона через рейд и преграждение входа в Севастопольскую бухту...»

К тому времени комитет уже рассматривал различные предложения, связанные с возведением монумента, посвященного (ну, если по сути) заграждению севастопольского фарватера.

В архиве Музея ЧФ РФ и по сей день хранятся два проекта памятника, разработанные до 1901 года. Авторы одного из них — севастопольский архитектор A.Вейзен, инженеры Ф.Еранцев и Г.Долин, другого — начальник инженерной службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Ф.Энберг.

A.Вейзен планировал возвести «Общий знак обозначения линии затопления кораблей» на берегу, на существующем и сейчас полукруглом «пятачке» над морем. После чего, вероятно, и возникла идея монумента. Таким образом, спустя 50 лет после обороны 1854-1855 гг. в память о затоплении кораблей на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море в десяти греческих саженях от берега был возведен монумент.

Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50х75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли.

Памятникъ затопления кораблей

Тогда же родилось и первое название — «Памятникъ затопления кораблей». Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года. С этого времени новые путеводители упоминают монумент на своих страницах.

Правда, вначале, не решаясь использовать какое-либо определенное название, писали просто: «Вблизи яхт-клуба, у Приморского бульвара, на искусственно сделанном из гранита островке высится 9-саженной высоты гранитная колонна, увенчанная орлом, в память затопления кораблей Черноморского флота в 1854 г. для заграждения входа в Севастопольскую бухту неприятелю».

Было и такое «полное» описание: «Памяти заграждения фарватера затопленными кораблями, начало которого мы сделали еще 11-го сентября 1854 г., поставлен в воде против центральной части бульвара подобающий монумент».

В путеводителе по Крыму 1914 года уже есть фотография с подписью: «Памятник затопленным кораблям» и лаконичный рассказ: «В нескольких саженях от берега, на отдельной скалке колонна — памятник кораблям, затопленным 11 сентября 1854 г.».

Справедливости ради отметим, что Ф.Энберг нашел более оригинальное решение. Он предложил установить в море два белокаменных обелиска. Один недалеко от набережной Приморского бульвара, другой вблизи Константиновского равелина. Ближайший к Приморскому бульвару обелиск увенчан двуглавым орлом, который, склонив обе головы, держит в клювах венок. При этом нижняя часть венка свисает ниже капители. Орел как бы опускает венок на воду бухты. На берегу, там, где сейчас стоит подпорная стена с якорями, автор предлагал выстроить павильон с двумя статуями.

В свое время именно этот проект и был отправлен в столицу на высочайшее утверждение.

К лету 1901 года его с некоторыми обязательными к исполнению поправками вернули в Севастополь. Архитектор В.Фельдман, следуя замечаниям, внес существенные изменения в проект: он заменил квадратную колонну на круглую и предложил воздвигнуть ее на искусственной скале, выступающей из моря.

Кстати, около 30 лет назад дочь Ф.Энберга Рогнеда Вундер передала Национальному музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию этого проекта. На фотографии надпись: «Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г.», а на самом рисунке видно, что над капителью колонны как бы парит двуглавый орел, несущий в клювах венок и якорь на цепи (одним клювом орел держит венок, а другим поддерживает цепь с якоря).

Три в одном

Амандус Адамсон
Однако севастопольцы привыкли связывать Памятник затопленным кораблям с именем эстонца Амандуса Адамсона. Долгое время севастопольским исследователям памятника не было известно о каких-либо свидетельствах того, что А.Адамсон когда-либо бывал в Севастополе. И вот относительно недавно (в 2011 году) краткую информацию об этом В.Салтанову удалось прочитать в архивном экземпляре газеты «Крымский Вестник».

Напомним, А.Адамсон — автор памятника «Морякам броненосца «Русалка» (Таллин, 1902), в создании которого признанный художник и скульптор проявил себя как мастер монументального искусства. К тому же он — действительный член Академии художеств, в списке работ которого и «Памятник затопления кораблей в Севастополе». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что у Памятника затопленным кораблям три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.

Именно эти авторы упомянуты на аннотационной доске, украшающей верхнюю кромку подпорной стены напротив Памятника затопленным кораблям: «Чугунный барельеф установлен 16.10.2005 г. Севастопольским эстонским национально-культурным обществом во главе с Эрихом Рихардовичем Каллингом к 100-летию со дня сооружения памятника и 150-летию со дня рождения А.Г. Адамсона».

Непобежденный

Интересное обстоятельство: памятник уцелел, пережив революцию 1917 года. Каким образом? В то время монумент получил очередное наименование: «Колонна памяти погибшим морякам». За всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у памятника встречается более 10 различных названий. Правда, движимые благими побуждениями, борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением.

Вполне возможно, что именно тогда с короны сняли крест. Да, революционный «ветер перемен» был тогда посерьезнее землетрясения 1927 года, которое монумент тоже выдержал.

Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, Памятник затопленным кораблям каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей. И это, заметьте, при том, что рано утром 22 июня 1941 года, между монументом и берегом взорвалась одна из первых неконтактных мин, сброшенных в Севастопольскую бухту. Другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года. А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер «Продромос». На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф черного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножия Памятника затопленным кораблям.



Таинственная вуаль

Еще один необъяснимый факт: в это трудно поверить, но у всемирно известного памятника до недавнего времени не было ни одного достоверного описания. Если читать путеводители, справочники и более серьезную краеведческую литературу, создается впечатление, что наш монумент наглухо закрыт какой-то таинственной вуалью.

Может быть, как раз поэтому практически во всех описаниях присутствуют ошибки и неточности. Сами по себе они уже стали историей и даже своеобразной литературной достопримечательностью.

Еще одна загадка кроется в следующем: только со стороны моря открываются главные детали оригинальной скульптурной композиции. Если от закругленного выступа набережной смотреть на орла сбоку, то хорошо видно, что головы его вовсе не склонены и венок опирается на капитель. К верхней же части венка прикован висящий на цепи морской якорь. По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая — из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах. Увенчанный большой императорской короной с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орел чествует героев и он... обращен к морю.

Поэтому в сознании тех, кто смотрит на него со стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение: Памятник затопленным кораблям — торжественный Монумент Славы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: «А.Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для заграждения входа на рейдъ».


На фото 1963 года видно основание памятника

А теперь работа над возможными ошибками. Итак, общая высота памятника — 16,7 м, высота колонны — 7,1 м, средний диаметр колонны — 0,95 м, размах крыльев орла — 2,67 м.

На вершине скалы с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом изображено число «1854», на правом — «1855».

Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Чтобы убедиться в том, что все это именно так, В.Салтанову пришлось не однажды вскарабкиваться на искусственную скалу памятника, демонстрируя поистине чудеса скалолазания в попытках заснять тот самый, необходимый ему фрагмент.

А чтобы убедиться в том, что от берега до памятника на самом деле 23 метра (10 саженей), стоит, как настоящий исследователь, попробовать преодолеть это расстояние вплавь. Кстати, у В.Салтанова получилось на полметра больше!?

Слушала и запоминала Евгения ЩЕРБАКОВА

Почти все памятники Севастополя посвящены не только конкретным событиям, но и мужеству, славе, самоотверженности русских моряков. Памятник затопленным кораблям, ставший одним из самых узнаваемых символов города, подтверждает это.

1854-1855 годы – время Крымской войны и Первой обороны Севастополя, очень трудное для города и героическое одновременно. После того как союзная (франко-англо-турецкая) армия в составе 350 кораблей высадилась в Евпатории, было принято решение устроить на входе в бухту своеобразную баррикаду: затопить старые корабли и тем самым закрыть ее от неприятельских судов.

Решение это вызвало немало споров. Например, адмирал Корнилов считал, что необходимо разрабатывать альтернативный план, предполагающий отчаянный отпор врагу. Нахимов был не согласен с этим, поскольку союзные войска намного превосходили российские как в численности, так и в вооружении.

В споре победила точка зрения Нахимова и главнокомандующего Меншикова. К семи буйкам встали суда — ветераны русского флота, с которых сняли все орудия. В ночь на 11 сентября они были затоплены, позже, в ноябре-декабре, к ним добавились еще три судна, а в феврале затопили еще шесть кораблей. В августе 1855 года, когда защитники крепости вынуждены были оставить южную сторону, ко дну пошел остальной флот.

Интересно, что корабль «Три Святителя» не хотел уходить ко дну, несмотря на стрельбу по нему. По одной из легенд, моряки вспомнили, что на нем хранится икона, подплыли к судну и забрали ее. Лишь после этого корабль был затоплен.

Идея увековечить память об этих событиях появилась еще в конце XIX века, но реализована она была лишь в 1905 году, к 50-летию обороны. В создании знаменитого монумента принимали участие инженер Энберг, который и придумал выступающую из воды колонну, архитектор Фельдман, поставивший колонну на скалу, и скульптор Адамсон.

Композиция

Величественный Памятник затопленным кораблям (погибшим, затонувшим – эти варианты тоже используются туристами, но они не являются точными) представляет собой вырастающую из моря скалу с пьедесталом, на котором возвышается коринфская колонна с бронзовым двуглавым орлом. Склонившая голову птица держит в клюве венок с якорем, а на ее груди – щит с нанесенным на него изображением Георгия Победоносца. Со стороны Приморского бульвара монумент украшает барельеф – трагическая сцена затопления кораблей.

Известен еще один факт, не имеющий отношения к обороне Севастополя, но очень интересный. Монумент установлен на устричной банке (отмели, когда-то населенной устрицами). В первой половине XIX века здесь находился ресторан «Поплавок», в центре которого располагался бассейн. Устриц из него доставали и готовили прямо при посетителях. Вообще, Севастополь был «устричной столицей» России: в городе работало три завода, и именно севастопольские устрицы поставлялись к императорскому столу. Более того, моллюски вывозились и во Францию, и для этого был создан первый в России вагон, оснащенный холодильной установкой.

Памятник затопленным кораблям (Севастополь, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

История этого памятника начинается в один из самых драматичных моментов Крымской войны, когда в сентябре 1854 г. возникла прямая угроза прорыва англо-французской эскадры в Севастопольскую бухту. Опасность ликвидировали, намеренно затопив на рейде 15 судов Черноморского флота. Спустя полвека у берега, где стояла артиллерийская батарея, поставили памятник затопленным кораблям - словно воинам, отдавшим жизни ради победы. Но случилась Цусимская катастрофа, поэтому монумент так и не удосужились торжественно открыть. После революции его сначала хотели снести, но потом лишь переименовали в памятник погибшим морякам и отломали возвышавшийся над ним крест. Во время Великой Отечественной войны рядом с мемориалом падали бомбы, но он уцелел.

Что посмотреть

На искусственной гранитной скале в 20 м от берега высится белая диоритовая колонна, на ее коринфской капители сидит двуглавый бронзовый орел, увенчанный императорской короной. Орлиную грудь украшает орден Георгия Победоносца, в клюве - венок, сплетенный из лавровых и дубовых листьев, а лапы опираются на флотский якорь.

На пьедестале со стороны Приморского бульвара укреплен барельеф со сценой затопления парусных кораблей в бушующих волнах. Автор скульптурной группы - зодчий Амандус Адамсон, создатель мемориала броненосца «Русалка» в Таллине.

Памятник затопленным кораблям давно стал архитектурным символом Севастополя, он красуется на его официальном гербе рядом с золотой звездой города-героя.

Практическая информация

Расположение: Севастополь, Приморский б-р.

Как добраться: троллейбусами №№ 7, 9, 10,12, 13 до ост. «Площадь Нахимова».

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

  • Где остановиться: На главном морском курорте Западного Крыма - в очаровательной и древней Евпатории , пляжи которой славятся своим мелким песком, а вариантов размещения - целая россыпь, от санаториев и курортных отелей до вип-коттеджей. Размещение в Песчаном можно порекомендовать тем, кто устал от «благ» цивилизации, опции - частные гостевые дома и небольшие пансионаты. Николаевка - «пляж Симферополя», она ближе всех к вокзалу. Черноморское подойдёт для отдыха с детьми, в придачу это одно из самых экологически чистых мест Крыма. Остановиться в Севастополе порекомендуем поклонникам «экскурсионки», а в Балаклаве отлично соблюдён баланс «пляж - экскурсии».
  • Что посмотреть: Музей-панорама Севастополя , мемориал на Сапун-горе, Долину смерти, а также руины античного города Херсонес и Военно-исторический музей Черноморского флота. В Балаклаве стоит осмотреть более 50 монументов Крымской, Великой Отечественной и гражданской войн, в том числе блистательный Малахов курган , а также генуэзскую крепость. Must-see Евпатории : турецкие бани, армянская церковь и 600-летний водопровод. В Николаевке можно вдоволь повеселиться в неплохих клубах на набережной или съездить в

Похожие публикации