Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Почему Бог не слышит молитв о здравии

Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов.

Дело в том, что это, конечно, не сказано, когда даст. И потом в этом нужно участие и самого болящего. Потому что вот, представьте, некий человек в течение тридцати лет даже не здоровался со своим соседом. Тот говорит «здравствуйте», а он проходит мимо. А потом, когда случилась нужда, он звонит, говорит, не дашь взаймы пятерочку? Ну, извините меня. Ты меня знать не знал. Ты даже ленишься почитать. Ты в церкви никогда не был. А нет… был! Дядюшку своего отпевал. И что ты там делал? Ну со свечкой стоял как столб. А ты же ничего не слышишь, не понимаешь. Узнать этого не хочешь. Тебя что интересует? Чтобы ты был здоровеньким. Ну так нельзя!

Ты почитай Евангелие, там написано. Женщину Он исцелил. Пятнадцать лет страдала. Исцелил другого — 38 лет лежал парализованный. Вот как. Но человек что-то понял очень важное во время своей болезни. // Д. Смирнов


Фото протоиерея Дмитрия Смирнова: kapellan.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В издательстве «Никея» вышла книга игумена Нектария (Морозова) «Что нам мешает быть с Богом». Она сложилась из приходских бесед, которые священник, будучи настоятелем саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», вел на протяжении нескольких лет. Представляем вашему вниманию главу из книги.

Мы все так или иначе чего-то просим у Бога. Просим по-разному и в разных случаях. Просим, когда оказываемся в каких-то сложных жизненных ситуациях и обстоятельствах, когда нам помощь Божия особенно нужна; иногда просим у Бога что-то, оказавшись в таком положении, когда, кроме Него, нам и помочь-то никто не может; порой просим Его о чем-то, когда должны были бы что-то сделать сами, но делать этого не хочется.

И конечно, каждый день, если мы читаем утренние и вечерние молитвы, если мы ходим в храм, мы просим о самом важном – просим о том, чтобы Господь нас помиловал, спас, просим о том, чтобы дал нам все потребное для нашей земной жизни и для нашего вечного благобытия.

Когда человек чего-то ждет от Бога, то, во-первых, исполнение этого прошения бывает очень важным само по себе, а во-вторых, это очень значимо для нас, как отклик на наши молитвы, как свидетельство о том, что Бог действительно есть, что Он слышит нас, что Он милосерд и по Своему милосердию и любви наши прошения исполняет. И вместе с тем практически постоянно приходится слышать вопрос: почему я молюсь, но Господь не исполняет моих просьб? Почему я молюсь, и Господь как бы не слышит меня? Вот об этом я и хотел бы немного поговорить.

Во-первых, наверное, прежде чем судить о том, слышит ли нас Господь или же не слышит и милосерд Он или же немилосерд из-за того, что не исполняет наших просьб, нужно бывает разобраться: а действительно ли мы просим то, что нам полезно, что нам необходимо, что послужит ко благу и не причинит вреда? Часто бывает так, что мы «вымаливаем» у Бога что-либо по страсти, по неразумию – и при этом хотим, чтобы Господь исполнил нашу молитву во что бы то ни стало.

Конечно, человек церковный, имеющий определенный опыт христианской жизни, скорее всего, не будет просить о том, что напрямую греховно и вредно. Не будет требовать, чтобы Господь кому-то за него отомстил, не будет искать того, чтобы Господь помог ему удовлетворить какую-то постыдную страсть; не будет молиться о том, что является проявлением корыстолюбия, сребролюбия, тщеславия. И тем не менее даже если порой мы просим у Бога о вещах каких-то, на первый взгляд, богоугодных, то нужно всегда поразмыслить: а точно ли это в настоящий момент полезно нам?

Порой мы просим о том, чтобы Господь дал нам возможность жить спокойно, бесскорбно и предаваться подвигам христианского благочестия без помех – чтобы нам не мешали в этом ни наши близкие, ни наши ближние, ни какие-то обстоятельства нашей жизни, ни работа. И Господь нам этого не дает, а если мы попытаемся уразуметь почему, то поймем, что как раз все то, что является помехой, и выявляет некое намерение, стремление нашего сердца: действительно ли мы так хотим того, чему оно «мешает»? И если хотим, то все эти помехи удастся преодолеть.

А кроме того свойство помех таково, что посредством преодоления мы стяжеваем опыт, приобретаем христианское мужество и становимся искусными в духовной жизни.

Если бы Господь Сам устранял те помехи, которые есть на нашем пути, то что бы тогда оставалось делать нам? Получать «готовое спасение»? Но оно таковым не бывает, потому что надо всей своей жизнью доказать, что мы его действительно ищем, жаждем. Это спасение должно стать для нас как бы «родным», «нашим». И для кого-то оно действительно становится родным, а для кого-то так и остается чем-то чужим.

Ну и конечно, то, что мы порой воспринимаем как помехи, нередко является тем, мимо чего Господь не хотел бы, чтобы мы проходили. Так например, «помехами» мы очень часто считаем людей ― людей, которые о чем-то просят, людей, которые о чем-то говорят, людей, которые требуют внимания к себе, но на самом деле наше спасение через этих людей и совершается. Вот лишь один из распространенных примеров того, из-за чего Господь может не откликаться на наши молитвы.

И таких вещей на самом деле очень много, вещей, которых мы ждем от Бога и которые нам в данный момент на самом деле не нужны или даже противопоказаны. И поэтому просить-то, может быть, и надо, но вместе с тем надо Богу доверять и надеяться на то, что Его мудрость и любовь помогут избрать то, что нам действительно полезно, и не дать нам того, что вредно.

Бывает и по-другому. Бывает так, что мы просим о том, что нам действительно необходимо – о том насущном, без чего не обойтись. И опять-таки Господь почему-то нас «не слышит» и почему-то нам этого не дает. В таком случае всегда бывает необходимо проверить расположение сердца, с которым мы молитву Богу возносим.

Вот, например, говорит преподобный Исаак Сирин о том, что молитва злопамятного подобна сеянию на камне. И действительно, если человек злопамятен, если держит на кого-то обиду, не говоря уж о том, что желает кому-то зла, то сколько бы он ни молился – даже если он молиться будет часами, днями, ночами, сутками напролет,– никакой пользы эта молитва приносить не будет, и человек только лишь, как говорят, преуспеет на горшее: пребывая в такой молитве и не понимая, что между ним и Богом стоит его желание зла другому человеку, он будет ожесточаться и приходить в еще худшее состояние.

Но не только злопамятность, а и всякая другая страсть, с которой христианин не хочет бороться, которую он любит, которую он принимает, которую он не отвергает и не отторгает от сердца, тоже встает между ним и Богом, как стена, когда он приступает к молитве. Одно дело, когда мы молимся с осознанием своего страстного состояния, когда кто-то из нас говорит: «Господи, я понимаю, что грешен и в этом, и в том, и прошу Тебя, чтобы Ты мне помог с этими грехами справиться, но, помимо этого, прошу еще и о том, чего требует в этот момент мое сердце».

Другое дело, когда мы оставляем все, что Сам Бог считает первостепенным, то есть борьбу со страстями, и просим о чем-то, что беспокоит нас, забывая о том, что в нашей жизни, скажем так, беспокоит Бога. В таком случае молитва наша тоже очень часто остается без ответа.

Есть и еще одна причина, почему Господь не исполняет наших прошений. Но здесь, наверное, нужно говорить именно о тех случаях, когда мы молимся о чем-то, хотя и нужном, но тем не менее житейском. Просим о том, чтобы Господь исцелил болезнь, помог нам в каких-то семейных или рабочих обстоятельствах.

Порой бывает так, что одни верующие люди об этом просят как о чем-то само собой разумеющемся, а другие люди, также церковной жизнью живущие, говорят: а надо ли у Бога об этом просить? Ведь это же не что-то необходимое для нашего спасения и, наверное, нужно просто стараться приобрести то, в чем мы нуждаемся, справиться с тем, с чем нужно справиться, избавиться от того, от чего нужно избавиться, если речь идет о каких-то житейских вопросах. И не беспокоить по этому поводу Бога. Как правильно здесь рассудить?

Преподобный Исаак Сирин говорит, что наша молитва должна быть сообразна с нашей жизнью. Если нас что-то беспокоит, то это что-то, нас беспокоящее, обязательно должно обращаться в повод для молитвы. Если мы можем о чем-то не беспокоиться – например, если мы болеем и совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно об этом не молиться, а просто поблагодарить Бога за то, что Он нам эту болезнь послал. Если мы живем в нищете и тоже совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно не молиться о том, чтобы Господь послал нам работу или кого-то, кто бы нам помог. Но чаще бывает иначе. Мы сталкиваемся с каким-то житейским испытанием и приходим и в смятение, и в состояние скорби, печали. А раз так, то, значит, обязательно Богу помолиться надо.

И вот бывает так, что человек усердно молится, а помощь не приходит и ничего в жизни не меняется. И опять-таки задает он вопрос: «Господи, где Ты и почему Ты не отвечаешь на мою молитву? Или хуже я всех людей?». От такой мысли христианин приходит порой в состояние не смирения, а уныния. А порой и еще какие-то, худшие мысли закрадываются в сердце человека.

А причина неисполнения прошения здесь часто бывает одна и та же: Господь не дает просимого, чтобы не уподобились мы тем самым прокаженным, которые, будучи очищенными, тотчас же радостно удалились по своим делам и не возвратились, чтобы поблагодарить. Господь заранее знает нашу неблагодарность, нашу легкомысленность и ведает, что мы, получив просимое, тотчас же от Него отойдем в сторону или, по крайней мере, уже не будем молиться столь же усердно.

И вот за эту нашу потенциальную неблагодарность Господь оставляет нас пребывать в состоянии прошения, потому что сама эта молитва – молитва прошения – уже нашей душе определенную пользу приносит. И вместе с тем страшный вред нам могло бы причинить неблагодарное оставление молитвы после исполнения просимого.

Тот же преподобный Исаак Сирин говорит о том, что нет такого дара, который Господь бы дал человеку и который остался бы потом не умноженным, кроме того дара, за который человек бывает неблагодарен. Господь готов не только давать, но и давать гораздо больше, чем дал однажды, но если мы Его не благодарим за то, что Он дал, то рука Божия как бы закрывается и мы уже ничего не получаем, чтобы это полученное нам не обратилось в осуждение.

И поэтому, когда мы о чем-то просим, в чем испытываем потребность по-житейски, надо обязательно испытать свое сердце и спросить себя: а буду ли я Богу благодарен, когда Он мне даст то, в чем я сейчас так нуждаюсь? И если мы не можем себе дать однозначный ответ, то, наверное, можно проверить себя еще так: а бываю ли я благодарен в таких случаях людям?

Ведь человек, который умеет быть благодарным людям, скорее всего будет благодарен и Богу. И наоборот, человек, который бывает неблагодарным по отношению к тем людям, которые для него делают что-то благое, и Богу будет точно так же неблагодарен.

Если говорить о тех утренних и вечерних молитвах, которые мы читаем каждый день, и о тех прошениях, с которыми мы в них обращаемся к Богу, то на самом деле, наверное, нужно удивиться вот чему. Мы просим, читая ежедневное правило, о вещах самых важных, самых великих – о том, о чем просили Бога святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, преподобный Макарий Египетский и другие великие святые, потому что молимся их словами. Понятно, что о чем-то пустом, суетном они просить не могли и молились о спасении и о тех добродетелях, которые для спасения человеку потребны.

И возникает вопрос: почему мы каждый день об этом просим, но у нас никак то, о чем мы просим, не появляется? Ведь совершенно очевидно, что святые, которым эти молитвы принадлежат, просимое от Бога в конце концов получили – стяжали эти добродетели не только своими трудами, но и по благодати и по милости Божией.

Очень хорошо говорил об этом в своих поучениях святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он спрашивал: если ты молишься Богу, но при этом самого себя не слышишь, то имеешь ли ты право надеяться на то, что тебя услышит Господь? По-другому можно было бы сказать, что наша «неуслышанность» в молитве имеет свои причины в том, что мы сами не понимаем и не берем на себя труд понять, насколько действительно нуждаемся в тех духовных дарах, которые у Бога в утренних и вечерних молитвах испрашиваем.

Ну и, наверное, очень важно сказать о том главном правиле, которое нужно иметь в виду, когда мы вообще к молитве Богу приступаем. Преподобный Миос Киликийский говорил, что послушание дается за послушание: Бог слушает тех, кто слушается Его. Вот, в сущности, самый главный ответ. Наша жизнь, далекая не только от духа евангельского, но даже от стремления следовать на деле евангельским заповедям, бывает самым великим препятствием к тому, чтобы Бог наши молитвы исполнил.

И наоборот, если жизнь человека всецело посвящена тому, чтобы заповеди Божии здесь, на земле, исполнить, то Господь всю жизнь такого человека просто превращает в чудо, потому что осуществляет все, что только он ни попросит. Вот знаете, родители, которые видят, что их ребенок все делает, чтобы им угодить,– и учится замечательно, и убирается дома, и следит за собой,– как правило, на своего ребенка не нарадуются и готовы бывают ему сделать любой подарок, о котором он попросит, а может быть, даже и не попросит, а они сами догадаются, что ему это нужно. Почему? Потому что они не боятся его испортить и хотят хоть чем-то вознаградить его усердие. Так бывает и с нами: Господь не вознаграждает либо потому, что нечего вознаграждать, либо потому, что это послужит к нашему вреду, а не к нашей пользе.

Ну и еще, наверное, нужно раз за разом самим себе и другим напоминать такую простую истину. Когда мы что-то у Бога просим, никогда не надо усиливаться что-то выпросить. Кроме, пожалуй, одной ситуации: когда мы просим о прощении и спасении нас и наших ближних. В этой молитве можно и колени стереть, и сердце сокрушить, и ничего не будет лишним.

Во всех остальных случаях, когда мы просим о чем-либо, обязательно нужно добавлять те слова, которые добавлял в своей молитве Сам Господь: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Это настолько должно соединиться с духом нашей молитвы, чтобы мы могли порой эти слова и не произносить, но они как бы сами собой подразумевались. И, как ни странно, именно это оставление исполнения нашей молитвы на усмотрение Божие – наш отказ от того, чтобы настаивать на том, что мы хотели бы для себя попросить, является зачастую залогом того, что Господь нашу молитву исполнит. Впрочем, исполнит, возможно, совсем не так, как мы того ожидали.

Мы просим, если перефразировать евангельские слова, не рыбу, а змею – Господь же дает нам рыбу, просим мы камень – Он дает нам хлеб. А на самом деле мы постоянно просим и змею, и камней, и еще что-то более вредное для себя, но если говорим при этом: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь», то Господь дает нам то, в чем мы на самом деле нуждаемся.

Вопросы после беседы

– Уже в двух духовных книгах я встретила такой совет: когда молишься сам, нужно дать возможность Богу сказать что-то тебе, то есть, как я понимаю, не только говорить в одну сторону, а как-то слышать и ответ от Него. Как практически этого достичь? Медленнее молиться или что делать?

– Я думаю, что здесь, скорее всего, идет речь о том совете, который дал митрополит Антоний Сурожский одной старой монахине и который затем цитировался многими авторами. Но дело в том, что этот совет, неправильно понимаемый, многим людям приносит существенный духовный вред, потому что человек, следуя ему, подчас не просто старается дать в своей душе действовать и говорить Богу, а начинает нетерпеливо ждать некоего ответа. А когда человек что-то подобное сильно ждет, то, как правило, приходит враг и дает ему то, что он ждет, а вернее, то, что человек принимает за ожидаемое. И таким образом нетрудно обмануться.

Этого ответа ждать не надо, просто в молитве должно быть как можно меньше человеческого «я». Господь наполняет Собою все, кроме того места, которое занимает человек: ничто в мире – ни растения, ни животные, ни неживая природа – не может «выталкивать» из себя Бога, а человек может. Только в человеке Господь постоянно встречает сопротивление. За каждым всенощным бдением мы слышим возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши». Что значат эти слова: «во святых почиваеши»? То, что Господь может как бы отдохнуть в сердцах святых, потому что святые с Ним не борются. А мы постоянно с Богом боремся. И когда гордый и страстный человек встает на молитву и о чем-то просит Бога, то он во всем этом имеет настолько много самого себя, что эта масса требований и условий не оставляет Богу места в его жизни и в его молитве. Если же мы оставляем Богу место в нас действовать, если действительно хотим поступить так, как желает того Господь, то ответ последует – не в этот момент что-то будет сказано или открыто, а вся последующая жизнь будет ответом на эту молитву.

Если же говорить о совете митрополита Антония, то он давал этот совет пожилой монахине, которая старалась не молиться постоянно Иисусовой молитвой, а именно твердить ее. И он понял, что она настолько надеялась на частоту повторения этой молитвы, на свое усердие в ней и прилагала столько сил, чтобы твердить ее безостановочно, что, судя по всему, молитва как таковая совершенно от этого ушла. Она уже не была тем покаянным деланием, которым по существу должна являться. И он сказал что-то вроде: остановись и дай Богу как-то действовать, а не только сама все время что-то делай. И когда она из этого круга, в котором, как белка в колесе, крутилась, на мгновение вышла, то ее усердие и ревность, которые, безусловно, имели место, и стали основанием того, чтобы Господь действительно ее сердце успокоил. А если взять сейчас «человека с улицы», который о Боге даже не думает, и дать ему совет, который дал митрополит Антоний этой женщине – вот ты сядь в кресло, ни о чем не думай, и ты услышишь ответ от Бога в своем сердце,– я не знаю, что услышит человек. Она потому и услышала, что она все время Его искала, но не знала, что для этого нужно упраздниться от самой себя хотя бы на мгновение.

– Если молишься и вдруг зазвонил телефон, то что делать?

– Лучше всего, как показывает опыт, в большинстве случаев выключать телефон, начиная молиться, то есть сделать так, чтобы этот выбор просто перед нами не стоял. Бывают исключения: допустим, если мы знаем, что у нас есть кто-то из наших родных и близких, кто тяжело болен и в любой момент может нам позвонить и попросить о помощи. Да, наверное, тогда можно телефон не отключать.

Если мы заняты каким-то делом – по церковному послушанию, на работе, по долгу – и у нас выдалось время помолиться, но мы знаем, что нас в любой момент могут потребовать вернуться к делу, то да, тоже надо быть готовым прервать молитву и подойти к телефону, потому что мы молимся, воспользовавшись этим свободным временем. Если же мы дома и ничто нас не связывает, то надо отключать телефон и молиться без оглядки на него.

– А если не телефон звонит, а кто-то из близких зовет в этот момент?

– Что касается близких… Если что-то с близким человеком случилось в этой квартире, то, конечно, надо оставить молитву и идти ему помогать. Но надо своих близких научить, что в это время просто не нужно вас беспокоить без действительной нужды, что нужно отнестись с уважением к тому, что вашей душе необходимо, тем более что время молитвы не такое уж продолжительное: не три, не четыре и не пять часов она, к сожалению, у нас занимает, а гораздо меньше.

– А если во время молитвы начинаешь вспоминать свои грехи, то как быть?

– Продолжать молитву, молясь, в том числе, и о прощении этих грехов. Бросаться и тотчас записывать их, чтобы затем исповедовать, не надо. Ничего страшного: если нам напоминает об этих грехах Господь, то Он напомнит и после молитвы, то есть не даст о них забыть.

– Можно ли слушать молитвы в аудиозаписи? Сейчас есть разнообразные диски с утренним и вечерним правилом, последованием ко Причащению…

– Для кого, в первую очередь, предназначены эти аудиозаписи? В первую очередь, для людей слепых и слабовидящих; еще для людей неграмотных (таких, правда, мало, но им тоже подходит такой вариант); для человека, который лежит в состоянии тяжелой болезни и не в силах подняться и помолиться; ну и, наверное, для тех людей, которые настолько расслаблены, что для них молитва – это что-то невозможное, и слушание молитв в потенциале может постепенно привести их к молитве на практике, в реальности.

Мне приходилось неоднократно видеть людей, которые первый раз приходили в храм на службу после того, как посмотрели пасхальное богослужение по телевизору – и такое, конечно, бывает. Но в принципе, если мы не слепые, не больные и не совсем расслабленные, то, конечно, надо молиться самим. И слушание молитв в этом случае не заменяет собственной молитвы. Наверное, человек, желающий лучше узнать псалмы, может слушать запись псалмов – это вполне будет уместно. Но именно с целью ознакомительной, а не вместо чтения Псалтири. Поэтому лучше для себя традиционный способ молитвы избирать.

– Скажите, пожалуйста, если человека не знаешь, а просят за него молиться, как это правильно делать? Трудно, когда почти не имеешь представления, о ком молишься…

– Преподобный Варсонофий Великий, когда ему подобные вопросы задавали, говорил, что не надо брать на себя именно некий подвиг молитвы о незнакомом, неизвестном нам человеке, а достаточно хотя бы однажды обратиться к Богу с прошением о том, чтобы Господь этого человека помиловал. Если же наша жизнь такова, что мы часто молимся о разных людях – и о знакомых, и о незнакомых, и это уже какое-то сроднившееся с нашей жизнью занятие, то, наверное, можно молиться и более постоянно, но тогда и вопрос такой не возникнет. По существу же Вы исполните просьбу о молитве, если помолитесь хотя бы однажды.

– Вот у меня тоже возникает этот вопрос: как молиться? Просит кто-то помолиться об общем знакомом, а знаешь, что знакомый этот, допустим, алкоголик, наркоман, экстрасенс. Нужно ли брать благословение для того, чтобы молиться о таком человеке или же можно не спрашивать?

– Я прошу прощения, это совершенно разные вещи – алкоголик, наркоман и экстрасенс. Что касается наркомана или алкоголика, то если есть возможность задать вопрос об этом священнику, которому исповедуешься, и взять благословение на такой молитвенный подвиг, ради этого человека подъемлемый, лучше это сделать.

Единственное, что нужно всегда иметь в виду, – это когда мы о человеке, в такой бездне пребывающем, молимся, Господь может каким-то образом потребовать, чтобы мы за эту молитву в своей жизни ответили, потому что когда мы просто молимся, это имеет одну силу, а когда мы готовы молиться за этого человека, невзирая на те или иные скорби, на нас обрушивающиеся, тогда, конечно, совершенно другую силу наша молитва имеет.

А что касается молитвы за экстрасенсов, я думаю, не стоит на себя такое брать, и в том числе даже не стоит на это спрашивать благословения священника, потому что, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Можно просто сказать: «Господи, спаси этого человека и отведи его от этого заблуждения, а меня, грешного, помилуй». Но брать на себя регулярную молитву о нем не стоит.

Читая историю Анны в 1-й книге Царств, мы видим, что Бог отвечает на молитвы.

“Возрадовалось сердце моё в Господе;
Вознесся рог мой в Боге моём;
Широко разверзлись уста мои на врагов моих,
Ибо я радуюсь о спасении Твоём.”
1 Царств 2:1.

Эти слова были молитвой Анны в тот день, когда она привела маленького Самуила в храм, чтобы оставить его у священника Илия. Анна просила у Бога сына и обещала посвятить его на служение Богу, если Бог услышит её молитвы. Мы знаем продолжение этой истории – её молитвы были услышаны. Анна радовалась в тот великий день, когда она привела своего сына, чтобы посвятить его Богу, несмотря на то, что ей нелегко было оставить его там. (1 Царств 1:28)

Бог отвечает на молитвы по-Своему.

Я часто размышляю над историей Анны и Самуила. Мне тоже приходилось переживать нужду в своей жизни, и иногда мне чего-то очень сильно хотелось. И выглядело так, что иногда Бог слышал мои молитвы, а иногда нет. И тогда я вспоминала об истории Анны и задумывалась над тем, почему Бог отвечает на одни молитвы и не слышит другие?

В Исаии 55:8-9 написано: “Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли мои выше мыслей ваших.”

У Бога есть совершенный план для нашей жизни. Он видит всё – с начала и до самого конца. И Он хочет многому научить нас. Мы можем думать, что мы знаем, что является самым лучшим для нас. Например, мне бы хотелось получить эту работу, выйти замуж за этого человека и т.д. Мы можем планировать свою жизнь и думать, что у нас всё под контролем. Однако, как мы видим из написанного в Исаии 55:8-9, мысли Божьи сильно отличаются от наших мыслей. Будучи людьми, мы стремимся к поиску земной выгоды, нашего собственного комфорта. Божьи мысли заключаются в том, чтобы посредством различных жизненных ситуаций преобразовать нас в Божеское естество.

Божий план для моей жизни.

Если нам кажется, что Бог не отвечает на наши молитвы так, как нам хотелось, тогда мы можем использовать эту возможность, чтобы войти в покой. Это подразумевает под собой активную борьбу, потому что тогда я должна отказаться от своей собственной воли и согласиться с планом Божьим для моей жизни. Я могу бороться с такими мыслями, которые говорят мне, что Бог не любит меня, потому что я не получила того, что хотела и о чём просила. Я могу выбрать поверить в написанное в Пс. 138:17-18: “Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка…”

Когда я познаю волю Божью, тогда Его мысли становятся моими мыслями, и Его пути становятся моими путями. Я учусь молиться согласно Его воли для моей жизни.

Утешайся Господом.

Я помню, как услышала слова, написанные в Пс. 36:4: “Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.” В то время я чувствовала, что в моей жизни чего-то не хватало, и я просила Бога восполнить эту нужду. Однако написанные тут слова побуждают нас научиться находить утешение в Господе. Для этого мы должны отказаться от своей собственной воли и передать всё в руки Божьи. Когда я услышала об этом, я приняла сознательный выбор. Я решила, что независимо от того, как сильно бы мне не хотелось чего-то, я хочу отложить все свои желания и направить всё своё внимание на то, чтобы “утешаться Господом.” Я решила каждый день находить те дела, которые Бог приготовил для меня и бодрствовать, чтобы использовать все эти возможности к тому, чтобы познавать Его. (Пс. 138:16) Я должна работать над тем, чтобы войти в покой в простых повседневных ситуациях жизни, чтобы благословлять других, вместо того, чтобы стремиться к исполнению собственной воли.

Прошло много лет с того времени, когда я приняла это решение. Были времена, когда я ощущала влечение к земным вещам в своём сердце. И в такие времена я обращалась к Богу в своих молитвах. И я ощущала, как меня наполняла радость, даже если у Бога были другие планы для моей жизни. Я уверена в том, что Он слышит меня. И ещё больше я уверена в том, что Он любит меня и внимательно наблюдает за мной. Моё сердце переполняет та радость, которая не зависит от земных благословений. Эта та радость, которую ты получаешь, когда исполняешь волю Божью. Когда я учусь смирять саму себя и позволять Богу руководить собой, тогда я переживаю, что Он даёт мне всё необходимое для того, чтобы быть счастливой, несмотря на обстоятельства. Эту радость я могу пронести с собой на протяжении всего своего жизненного пути.

Я думаю, Анна тоже понимала это. Она получила то, о чём просила, и она была готова отдать своего Сына назад Богу. Это очень важно. Когда Бог благословляет нас, мы должны быть готовы отдать эти дары назад Ему. Он хочет испытать, любим ли мы Его больше, чем что-либо ещё на этой земле. И Он очень заинтересован в том, чтобы благословить тех, чьё сердце вполне предано Ему.

“Предай Господу путь твой,
и уповай на Него,
И Он совершит,
и выведет, как свет, правду твою
и справедливость твою, как полдень.”
Пс. 36:5-6.

М ир Вам, дорогие наши посетители!

П орой человек чувствует себя оставленным Богом. Почему возникает такое чувство? Бывает, молишься-молишься, а на душе все равно плохо… Почему Бог не помогает, почему не слышит? И если нет терпения, то как его обрести?

На данный вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«В чем чувствуется оставленность Богом? Господь является Полнотой Жизни, Полнотой Любви; Он никогда никого не оставляет. Мы своими грехами отдаляемся от Него и сами оставляем Господа. Душа чувствует, что мы вдали от Него; мы же думаем, что это Он нас оставил. Поэтому и страдает душа, мучается, и впадает в уныние, в тоску и отчаяние.

— Я много молюсь, но плохо себя чувствую, Бог мне плохо помогает…

— Значит, плохо, неправильно живем. Господь слышит каждое наше слово, каждый вздох. Если человек чувствует, что Господь нас не слышит, значит прервана у него связь с Богом, значит есть грехи. Например, любим осуждать, раздражаться, клеветать, сплетничать… Из-за этого и прерывается связь, потому и тяжело на душе. Нужно покаяться во всех тайных и явных грехах.

— Я устала от жизни: все так плохо. Почему Бог меня не слышит?

— Господь нас любит, и Он постоянно ждет от нас молитвы, обращения к Своему Отцу. Как-то пришел к священнику человек и говорит: «Батюшка, на душе так неспокойно, так тяжело… » – «А ты попробуй хоть одну минутку за 24 часа уделить Богу». – «Как это?» – «Встань перед иконами или у окна, или на улице и скажи: «Господи, как прекрасен мир, так велик, что умом человеческим его не постичь. А каков же Ты, Господи? И как Ты все разумно устроил! Сколько людей, – все разных лиц и характеров, и все неповторимы. Даже отпечатки пальцев у всех разные! Сколько животных, птиц, насекомых, цветов, растений… И все это неповторимо… Ничего постоянного нет, все меняется, растет, изнашивается, стареет, умирает, рождается… Как велика Твоя премудрость, Господи! Ты дал нам не только плоть, дал и душу! Сколько чувств у нас: и разум, и свободная воля, и любовь, и страх, у многих – и вера. Вот я стою пред Тобой и не признаю Тебя за Творца. Ты – все для меня, а я – все для себя. Господи, прости же меня, ибо я хуже всякого скота неблагодарного. Любое животное исполняет заповедь, данную ему Богом. Собаке никто ничего не говорит, а она знает свою работу: сидит у будки, дом сторожит, даже гуси дают знак, когда чужие на двор идут… Все служат своему хозяину… А человек-разумное существо – не признает своего Творца, одичал, ушел, заблудился… Господи! Дай мне веру крепкую, разумную, дай мне покаяние, зрение грехов своих, даруй мудрость, если Тебе угодно, чтобы я прославлял Имя Твое Святое во все дни жизни моей».

— Нет терпения, как его обрести?

— Терпению надо учиться. Вот, ушибли мы ногу до крови – надо спокойно подняться, перекрестить больное место, сказав: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь…Так тебе и надо по грехам твоим. Пусть эта боль тебе напомнит об адских муках». Забивали молотком гвоздь, да по пальцу ударили – не надо молоток бросать, на кого-то злиться. Спокойно положите молоток, палец перекрестите, подуйте на него и скажите: «Ничего, успокойся. Это тебе полезно для терпения твоего. Пройдет, все перемелется».

А то как бывает: водитель машину заводит, а она не заводится, он вытаскивает рукоятку и давай ею машину бить-колотить, да матами посыпать. Тут, конечно, бесы помогут – машина заведется, когда водитель уже весь выйдет из себя. А надо запастись терпением. Стоим на остановке, ждем трамвай, а его все нет; и машины никакой, и автобуса… А у нас билет в кармане на поезд. Не надо волноваться, будьте покойны и ровны. Даже если у нас нет денег на второй билет. А что сделаешь? Слава Богу, значит, так надо. И в это время надо хранить душевный мир, не волноваться, терпеть…

Если кто-то нас ругает, чистит, надо внутренне возрадоваться: идет очищение нашей души. Всегда осуждайте себя, так приобретете терпение. Утром не хочется вставать – надо мигом вскочить. Не хочется? Вставай, быстро! Так надо вскочить, чтобы лень под одеялом осталась. Работать не хочется? Значит, бес на тебе верхом сидит, ножки свесил. Здоровья у тебя нет? Молодая, а здоровья нет? Значит, надо потрудиться как следует.

Тут как-то одна послушница восемнадцати лет у нас в монастыре говорит: «Батюшка, я болею». – «Что у тебя болит?» – «Голова, руки, ноги, живот, – все болит…» Посмотрел за обедом – а она так много ест! За десятерых. Понятна причина, почему все болит. Вызвал ее, говорю: «Давай-ка, дорогая, делай по 100 поклонов». – «Ой, батюшка, тяжело». – «Ничего. Поедешь на скит, будешь работать, там у тебя вся «болезнь» мигом выйдет». Она потрудилась месяц, приехала: «Как хорошо! И ем с аппетитом, и себя прекрасно чувствую». Тело силой налилось, и ничего не болит».

Обсуждение: 45 комментариев

    Уважаемый архимандрит, в 90-х я все время слышал от разных представителей православной церкви что русскому народу необходимо покаяться за гибель царской семьи м что жили мы 70 лет при социализме. Царя и его семью, по-человечески конечно жаль, тем более что убили его, судя по именам, отчествам и фамилиям исполнителей — лица одной известной национальности. Почему кается должен русский народ – непонятно, тем более ныне живущие люди.
    Но, не без греха ли и сама церковь православная? Не следует ли и ей признать свою вину, уже перед русским народом? Я считаю, что на церкви лежит два позорных пятна.
    Первое: преступная поддержка крепостного права. Вместо того, чтобы призывать людей к борьбе и свободе, церковь на протяжении веков внушала народу покорность, смирение, навязывала психологию рабов. Нужно было отчаянно, яростно бороться с крепостным правом, бороться с теми, кто попирал права человеческие, эксплуатировал свой собственный народ, как рабов. Церковь могла использовать в этой борьбе свой непререкаемый авторитет. Но вместо этого она использовала его на подавление самоуважения, на внушение людям ложных посылов. Сколько пыток, унижения, страданий выпало на долю крепостных! Сколько загубленных жизней и сломанных судеб, особенно женских, когда отдавали замуж не спрашивая. Работала уродливая преступная система домостроя. И церковь это не просто допускала. Поощряла и поддерживала! По сути, церковь наряду с дворянством стала таким же эксплуататором.
    Не за это ли Господь послал в 1917 году расплату всем?
    И второе: снова 90-е годы. Почему церковь не выступила жестко и решительно против капитализма? Почему не проклинает во всеуслышание олигархов и не придает их анафеме? Почему не прокляла ельцинский режим и самого этого выродка? Где была церковь, когда рушили основы нравственности, морали, чести и справедливости, что были заложены в советских людей?
    Церковь увлеклась сломом всего советского и не заметила, как сломался народ.
    И сейчас я не слышу от церкви ничего против существующей несправедливости.
    Когда Православная Церковь, наконец будет со своим народом?

    Сразу оговорюсь, я не коммунист, и ни в какой партии не состою. Просто человек, который хочет справедливости, а не рабской покорности.

    Ответить

    1. Александр, здравствуйте!

      Если рассуждать с точки зрения мирского человека, живущего земной жизнью, и хотящего устроиться здесь получше и поудобнее, — Вы полностью правы. Вам сказать нечего.

      Если же мы будем рассуждать с точки зрения веры, то сразу все встанет на свои места.
      Господь наш Иисус Христос, основоположник веры христианской, вел жизнь похлеще крепоснической. У Него не было даже крова над головой. Фактически, Он был бездомный. Ежедневно проповедовал до изнеможения. Трудился, как последний раб, часто оставаясь голодным целый день.
      Апостолы также ходили по всей земле, проповедуя Евангелие. Их били, избивали, и убивали.
      Мученики исповедовали себя рабами Божьими, и за это были убиты.
      Преподобные, поработив себя воле Божией, стали настоящими рабами, ежеденно и еженощно молясь за мир. Кушали меньше, чем крепостные, спали на камнях и голых досках, и тем самым достигли Царства Небесного.
      Как видите, святые стремились к Богу, и земную жизнь использовали для того, чтобы достигнуть Царства Небесного. И достигли!

      Крепостные крестьяне, живущие тяжелой жизнью, во множестве своем не дожили до старости. Умерли. И тоже достигли Царства Небесного! И сейчас находятся у престола Божьего, наслаждаясь неземным блаженством!
      Если же крепостных крестьян освободили от крепостничества, дали вольную жизнь, свободу, они прожили бы земную жизнь в суете, доступных для того время удовольствиях, высокомерии, и т. д.

      Что мы с Вами и можем видеть своими собственными глазами. А именно. Когда пришла советская власть, она весь крестьянский народ повела к свободе от Бога. В итоге, народ отверг веру дедов, отверг Бога, отверг Царство Небесное. Думается, что в большинстве своем люди, жившие в свободном 20 веке, не вошли в Рай… К сожалению…

      Так что Церковь Православная — без греха, и называется Святой. Нам с Вами, простым людям, не понять воли Божией, Который хочет спасения людей. Ибо земная жизнь, это лишь подготовка к Вечной жизни. Либо прожигание шанса и времени на спасение.

      Выбирать Вам.

      Ответить

    Сегодня смотрел фигурное катание. Очень переживал за наших девушек. Мария Сотскова была третьей. Я мысленно попросил бога помочь этой девочке но буквально через пару секунд она упала. Получила низкую оценку. Пусть я и грешник, знаю, но не за себя просил. А теперь от бога, как плевок в душу. А что у Марии в душе, вообще представить страшно.

    Ответить

    1. Здравствуйте, Александр!
      Отрадно, что Вы переживаете и болеете за наших спортсменов и за всю нашу страну. Но что уготовал Господь каждому из нас, мы не можем знать и предугадать. Господь все делает только наилучшим образом для души каждого человека. Попускает только то, что будет полезно для человеческой души, а возможно, и для окружающих. Молиться друг за дружку надо, но молитва должна быть смиренной. Эта девушка наверняка много трудилась, но не всегда получается все сделать отлично. Иногда для человеческой души полезнее проиграть, чтобы не возгордиться. К тому же проиграть достойно, со смирением и без ропота, не опуская в дальнейшем руки, а с ещё большим смирением и упорством трудиться дальше, намного сложнее.
      С Богом!

      Ответить

      1. Спасибо за ответ. Но я не согласен. Я возмущен и даже зол. Почему бог уготовил? А как же моя воля? Почему Он решает что мне нужно или не нужно. Я сам знаю. Сам решу. В чем смысл помощи от бога вообще, если он за нас заранее все решает? Есть ли смысл о помощи, тогда просить?
        Слепое смирение и безмолвная покорность не по мне. Что если все труды мои напрасны? Не дурак ли я, тратить силы и жизнь на что-то, когда Он все решил по-своему и не так, как я хотел, и будет не тот результат, к которому я стремился.

        С уважением, Александр

        Ответить

        1. Здравствуйте, Александр!
          Господь полноправный Создатель всего мира, и только Он Хозяин, мы же Его творения. Только гордый человек пытается убрать из жизни Бога. Мир сотворен Богом и в нем Божии законы. Если человек, почувствовав полную свободу, прыгает с крыши, он ломает ногу. Можно ли винить Бога здесь, если человек сам этого захотел?
          Самое важное для нас, что Господь хочет, чтобы каждый человек спасся. При этом Господь никогда не нарушит свободу человека. Поэтому, если человек не хочет спасаться и упрямо стоит на своем, это его выбор жить во грехе. Свобода человека всегда остается за человеком. Выбирать ему: добро или зло.
          Действия Божии по отношению к нам, всегда зависимы от нашей человеческой свободы. Господь заботиться о нас, чтобы нам дать наилучшие условия для того, чтобы мы могли сами, по своей свободной воле, выбрать добро или зло.
          Теперь самое главное: жизнь наша вся пронизана Божией энергией. Человек, выбравший жизнь без Бога – человек не живущий по Божьей благодати, он один как лист, оторвавшийся от дерева, летит, куда ветер подует, и он себя чувствует в полной свободе.
          А наши молитвы, направленные к Богу, это просьба нарушить нашу свободу и положить всю нашу жизнь в руку Божью. И жизнь в Церкви – это жизнь по воле Божьей и это может быть только по выбору, по воле человека.
          И верующий человек всегда молиться и должен молиться, просить Бога войти в его жизнь, потому что он понимает, что без Бога ничего он не может, только мечтать, и пребывать в иллюзии свободы. И для того, чтобы наши молитвы, наши просьбы были исполнены, нам надо уже жить по законам Божьим, по Его заповедям.
          С Богом!

          Ответить

ВОПРОС: почему Бог никогда не слышит мои молитвы и не отвечает на них?

ОТВЕТ: причины, по которым наши молитвы кажутся нам неуслышанными, различны.

Молитва не нужна для того, чтобы давать Богу указания. Молитва служит для нашего назидания. Когда на наши молитвы нет ответа, мы должны задаться вопросом: что не так в моей жизни и что в ней должно измениться?

Иногда нам кажется, что мы просим о чем-то хорошем, позитивном, но на самом деле то, о чем мы просим, не служит нашему спасению. Именно в такой ситуации оказался святой апостол Павел, писавший: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи ". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор 12,7-9).

В иных случаях наша молитва направлена на благо ближнего. Но ближний, возможно, не расположен принять милости, которые Бог желает ему даровать.

В любом случае не надо забывать о том, что Господь учил нас говорить в молитве « »: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Господь лучше знает, в чем заключается наше благо. Мы должны только склониться перед Ним и перед Его волей, - которая всегда более дальновидна, чем наша.

«Просите, и дано будет вам, - учил Иисус, - ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Мф 7,7-9)

Просительная молитва очень важна, потому что наши нужды необъятны, и столь же необъятны наши пределы. Просительная молитва – это и важное наставление в вере. Христос дал нам торжественное обетование:

«Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф 21,22).

Иисус дал нам Свое слово: молитва прошения тесно связана с верой. Если мы имеем веру, то всегда слышим ответ Бога.

Иисус не уточняет, когда и каким образом Бог ответит, Он утверждает: Бог ответит, помните об этом. Мы крайне нуждаемся в этих словах Христа, ибо велика наша потребность наставления в вере.

Самая большая трудность, возникающая во время молитвы прошения, – это проблема молчания Бога. Мы должны принять это молчание.

Можно сказать, что молитва – это мерило нашей веры. Молчание Бога нередко становится испытанием для нашей веры и любви. Но логично ли ожидать, что Бог сразу же ответит на наши просьбы?

Бог свободен – Он может ответить в нужный момент. Сами мы слишком мало знаем о наших нуждах и о том, каким должен быть исход наших просьб: только Он знает, когда наступит тот благоприятный момент, в который должен прозвучать Его ответ на наш вопрос... Мы склонны искать легких способов решения проблем, Он же знает, каково наилучшее, душеполезное решение.

Если бы Бог сразу же, как по мановению волшебной палочки, отвечал на все наши просьбы, сколько ценностей пришло бы в упадок! И часто мы понимаем это только в тот момент, когда сама проблема уже позади...

Нет, Бог не может содействовать нашей лени и нашему легкомыслию.

Как бы мы посмотрели на мать, которая, как только ребенок попросит помочь решить задачку, тут же сама её решает за него? Вряд ли ребенку это будет полезно. Мудрая же мать, услышав просьбу ребенка, побуждает его решить задачку самостоятельно, помогает ему сделать все самому, не дает готовых решений.

Чтобы понять молчание Бога в ответ на наши прошения, нужно приложить усилия, задуматься.

Молчание Бога – это всегда проявление любви, потому что оно помогает нам расти, приводит в движение наши дремлющие силы, развивает в нас творческое начало.

Молчание Бога нередко открывает нам глаза, указывая на нашу безответственность, на нашу инертность. Оно пробуждает волю и подталкивает к тому, чтобы делать все от нас зависящее.

Молчание Бога часто воспитывает в нас смирение веры. Оно ставит нас перед собственными пределами, чтобы мы с упованием предавались Богу.

Молчание Бога всегда воспитывает в нас молитвенный дух. Мы слабы, непостоянны; обращаясь к Богу с настойчивыми просьбами, с верой, мы взрослеем в вере и ответственности, очищаемся.

Молчание Бога подготавливает почву для еще больших милостей: в терпении ожидания, в борьбе мы еще глубже познаем замыслы Божии. Наша воля укрепляется, наше чувство ответственности растет, и Бог может действовать там, где Ему угодно, – Он везде найдет почву, готовую для принятия Его даров.

Иногда молчание Бога необходимо для того, чтобы мы смогли вместить дары более важные, чем те, о которых просим.

В просительной молитве очень важно задуматься о том, одобряет или нет Бог нашу просьбу.

Мы совершенно ничего не знаем о том, насколько та или иная наша просьба полезна. Мы просим о здоровье, о работе, об успехе предприятия, но уверены ли мы, что все это непременно является благом? Насколько уместны наши прошения? Это покрыто для нас густым мраком.

Однако мы можем быть совершенно уверены в благости таких молитв, как об обращении человека, о мире в семье, о победе над пороком...

О некоторых вещах, которых мы просим у Бога, мы можем с уверенностью сказать: они Ему угодны, и Он их желает еще больше, чем мы сами. В этом случае нет сомнения в том, что молитва будет услышана: мы не знаем, когда именно, и от нас требуется лишь постоянство, но Бог ответит. Не сразу, но непременно ответит.

Бог обязательно ответит на мою просьбу, если я сам сумею исполнить свой долг – но я должен уважать время Божье. Его «опоздания» всегда продиктованы любовью.

Вправе ли мы высказывать Богу свои желания? Конечно, ведь наше доверие к Нему должно быть безграничным.

Но нужно быть разумными. Научиться так выражать свои желания: «Отче, если это – Твоя воля, то вот чего я желаю...»

Бог благосклонно относится к тому, что мы высказываем Ему свои желания. Разве Иисус не сказал нам: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите»?

Он так и сказал: «Все, чего ни попросите». Это «все» включает в себя каждое наше законное желание, при условии Его на то благоизволения, то есть желание, подчиненное Его любви.

Он знает, что полезно, а что – вредно, и мы должны отдаться с полным доверием Его воле. Но не забудем и о том, что сами желания тайным образом направляемы Богом. И если желание согласно с Его волей, значит, Бог уже предварил его.

Когда мы выражаем Богу наши желания, мы выражаем свое доверие, дружбу, предаем себя Ему, создаем узы веры. Высказывая свои желания, избирая прежде всего Его волю, мы взрослеем в вере.

Важно научиться самой красивой молитве: «Отче, да будет не моя, но Твоя воля».

Нет молитвы большей, чем та, которая истекала кровью в Гефсиманском саду, -- это самый чистый жест любви, с которой создание может обратиться к Богу.

Когда мужество и любовь возрастают в нас, мы можем молиться так:

«Отче, предаю себя Тебе, сотвори со мной то, что угодно Тебе. Преломи мою волю до тех пор, пока она не соприкоснется до конца с Твоей, ибо я люблю Тебя!».

Молитва – это не столько просьба, сколько ответ на присутствие Бога, стучащегося в двери нашего ума и сердца. Современный человек панически боится одиночества, ему больше не удается увидеть Бога в чудесах окружающих его вещей, в чуде восходящего и заходящего солнца, в траве, покрывающей луга, в цветах, в птицах. Еще святой Августин говорил, что непрерывные Божьи чудеса теряют в наших глазах свою значимость потому, что они привычны. Сегодня же эти чудеса не только привычны: мы на них просто не обращаем внимания.

«Не все из тех, кто говорит: Господи, Господи!, войдут в Царство Небесное, но лишь те, кто исполняет волю Отца».

Молитва – это не игра слов и красивых мыслей. Она состоит из прочности, из послушания воле Божьей.

Похожие публикации