Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Поэт а блок биография. Творческий и жизненный путь блока александра александровича

Мальчик был отдан в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1898 году.

В 1898 году Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1901 году перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению.

С начала 1900-х годов Александр Блок сблизился с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 году в руководимом Мережковскими журнале "Новый путь" появилась первая подборка стихотворений Блока "Из посвящений". В том же году в альманахе "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме" (название предложено Брюсовым).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907 годов, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирике этого времени становится ведущей тема "стихии" - образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества. Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок публиковался в символистских журналах "Вопросы жизни", "Весы", "Перевал", "Золотое Руно", в последнем с 1907 года вел критический отдел.

В 1907 году в Москве вышел сборник Блока "Нечаянная Радость", в Санкт-Петербурге - цикл стихов "Снежная Маска", в 1908 году в Москве - третий сборник стихов "Земля в снегу" и перевод трагедии Грильпарцера "Праматерь" со вступительной статьей и примечаниями. В 1908 году он обратился к театру и написал "лирические драмы" - "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка".

Поездка в Италию весной и летом 1909 года стала для Блока периодом "переоценки ценностей". Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи".

В 1909 году , получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах. С 1910 года он начал работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена). В 1912-1913 годах написал пьесу "Роза и Крест". После выхода в 1911 году сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (1911-1912). При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-1921 годах.

С осени 1914 года Блок работал над изданием "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора.

В июле 1916 года во время Первой мировой войны он был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском (ныне город в Белоруссии).

После Февральской революции 1917 года Блок возвратился в Петроград, где в качестве редактора стенографических отчетов вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Материалы следствия были им обобщены в книге "Последние дни императорской власти" (1921).

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы "Двенадцать" и "Скифы".

После "Двенадцати" и "Скифов" Александр Блок написал шуточные стихи "на случай", готовил последнюю редакцию "лирической трилогии", однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года. В этот период поэт делал культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы — Вольной философской ассоциации, в Школе журнализма, писал лирические фрагменты "Ни сны, ни явь" и "Исповедь язычника", фельетоны "Русские денди", "Сограждане", "Ответ на вопрос о красной печати".

Огромное число написанного было связано со служебной деятельностью Блока: после Октябрьской революции 1917 года он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 года он стал членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 года сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 года перешел в Большой драматический театр. Одновременно работал членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством Максима Горького, с 1920 года был председателем петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Но несоответствие между представлениями поэта об "очищающей революционной стихии" и кровавой повседневностью наступающего режима приводило его к разочарованию в происходящем. В его статьях и дневниковых записях появился мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о "тайной свободе" художника были высказаны в речи "О назначении поэта" на вечере памяти Александра Пушкина и в стихотворении "Пушкинскому Дому" (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Весной 1921 года Александр Блок просил выдать ему выездную визу в Финляндию для лечения в санатории. Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало Блоку в выезде.

В апреле 1921 года нарастающая депрессия поэта перешла в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 года Александр Блок скончался в Петрограде. Он был похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 года прах поэта был перенесен на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

С 1903 года Александр Блок был женат на Любови Менделеевой (1882-1939), дочери известного химика Дмитрия Менделеева, которой были посвящен цикл "Стихи о Прекрасной Даме". После смерти поэта она увлеклась классическим балетом и преподавала историю балета в Хореографическом училище при Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Свою жизнь с поэтом она описала в книге "И быль и небылицы о Блоке и о себе".

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где последние девять лет жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока.

В 1984 году в усадьбе Шахматово, где Блок проводил свое детство и юность, а также в соседних усадьбах Боблово и Тараканово Солнечногорского района Московской области был открыт Государственный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Александр Блок вошёл в историю русской и мировой литературы, в первую очередь, как тончайший лирик. В его несравненной словесной живописи воссозданы и сбережены для потомков нежное лирическое озаренье, искренность, накал драматичных ситуаций, патриотизм.

Александр Блок разделил участь тех, кто жил и «глаголил» на рубеже двух эпох. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на два периода: До и После. Именно в это переломное время творил поэт. Глобальные революционные изменения, происходящие в обществе, не могли не оказать влияния на жизнь и творчество стихотворца.

В творчестве Александра Блока чётко прослеживаются мотивы классической поэзии, и в то же время налицо элементы новаторства. Тончайший лиризм, «правильность» и чёткость стиха перемежаются у автора со свободным стихотворным размером.

Характерные для поэзии в целом напевы одиночества и любви соседствуют в его творчестве с темой «страшного мира» и патриотическими стихами.

Поэтические сборники Блока – , — по-разному воспринимали современники. От его вознесения к вершинам поэтического олимпа («Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость»), до не понятой критиками третьей книги «Земля в снегу». А затем – вновь победа. Знаменитый сборник «Ночные часы», в который вошёл цикл итальянских стихов. «…меня как бы вторично прославили» , — писал Блок.

Театр Блока – особенный. Выступая в роли драматурга, автор поражает нас удивительными переплетениями сценических моментов и стихов. Театр – это продолжение, мощное развитие лирики на высших ступенях искусства. «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» — «драматическая трилогия, связанная в одно художественное целое единством поэтического замысла». Сам автор подчёркивает: «Все три драмы связаны между собою единством основного типа и его стремлений» . Главные герои пьес персонифицируют «как бы разные стороны души одного человека», «ищут жизни прекрасной, свободной и светлой».

Выдающиеся произведения Блока «Роза и крест» (вершина драматургии литератора, 1912 год), и поэма «Двенадцать», ставшая воплощением нравственных исканий поэта, его мыслей и идей, характеризуют его как несомненного новатора, творца, великого мастера поэтического слова.

Обращаясь к творчеству Блока, нельзя обойти вниманием одну из его последних работ. Она написана 11 февраля 1921 года и называется «Пушкинскому дому». Необычна история появления этой работы. Пятого февраля 1921 года одна из служащих Пушкинского дома Е.П.Казанович обратилась к Александру Блоку с просьбой написать ей в старинный альбом стихотворение. Поэт согласился. Но женщина заболела, и смогла передать альбом поэту лишь спустя полтора месяца. «Каково было мое смущение, восхищение и радость, когда, открыв альбом, я увидела на первых трёх страницах его большое, написанное прекрасным блоковским почерком новое стихотворение. Оно называется «Пушкинскому дому». В этом стихотворении Блок подтверждает верность идеалам Пушкина. И его главным лозунгам: Гармонии, Красоте, Радости…

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

В сокращённом варианте «Пушкинскому дому», Александр Блок

1. Характерные особенности поэзии Блока.
2. Раннее творчество Блока.
3. Образ родины в поэзии Блока.
4. Тема революции в жизни и творчестве поэта.
5. «Двенадцать» — возмездие старому миру.

От тебя приходила ко мне тревога
И уменье писать стихи...
А. А. Ахматова

В этих скупых ахматовских строках, посвященных А. А. Блоку, очень точно выражены стиль и манера творчества поэта. Действительно, поэтическое мастерство Блока поражает, а магия его стихотворных строк, где есть и тайна, и глубокий смысл, и ощущение тревоги, запоминается навсегда. В чем-то это — дань его принадлежности к символистскому течению в поэзии. Но, как и у любого большого художника, творчество Блока перерастает рамки любого направления.

Начинал свой путь в поэзии Блок как символист. Для поэтов, причислявших себя к этому течению, в творчестве были характерны: поиск новых тем, демонстрация индивидуализма, мистики, ирреального и иррационального, интерес к переломным историческим эпохам. Условное изображение действительности передавалось символами, в которые вкладывался особый мистический смысл. Поэт принадлежал к так называемым младосимво-листам, хотя деление это достаточно условно. Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов, Блок прошел сложный творческий путь к реальной действительности, к революции. Можно сказать, что вся лирика А. А. Блок — поэтический дневник жизни русского человека рубежа веков.

А. А. Блок (1880—1921) родился в интеллигентской семье. Его отец Александр Львович вел свой род от врача И. фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать будущего поэта Александра Андреевна из-за деспотического характера мужа была вынуждена уйти от него еще до рождения сына. Детские и юношеские годы Блок проводил в доме деда Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета, в доме отчима и в подмосковном имении Шахматове. В либеральной семье Бекетовых приветствовались занятия литературным трудом. Эта атмосфера рано пробудила в нем непреодолимое стремление к поэзии.

К раннему творчеству Блока принадлежит книга стихов, вышедшая в 1904 году и получившая название «Стихи о Прекрасной Даме». Раскрытию и постижению этого образа, имевшего реального прототипа, посвящен весь цикл стихотворений. Здесь открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта, в котором он предстает рыцарем, отдающим жизнь служению своей даме и преклоняющимся перед идеалом красоты, гармонии и женственности.

Основная часть творчества Блока относится к дореволюционному периоду, когда обнажается противоречивость жизни, уходит стабильность и покой. В такой ситуации все человеческие чувства становятся не искренни и фальшивы, когда человек ощущает одиночество, наталкивается на непонимание окружающих. Единственным светлым чувством остается для Блока любовь к Родине. Поэт неоднократно повторял, что все его творчество о России: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель». На эту тему написаны стихи «Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом».

Самобытно раскрывается образ отчизны в стихотворении «Русь» (1906). В нем Русь предстает как тайна, что определено кольцевой композицией стихотворения. Тайна Руси — там, «где разноликие народы из края в край, из дола в дол ведут ночные хороводы под заревом горящих сел». Разгадка тайны — в «живой душе» народа, не потерявшей на огромных просторах своей «первоначальной чистоты». Для ее постижения необходимо жить одною жизнью с народом.

В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее истокам. Именно в прошлом поэт ищет животворящую силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы — ночной и зарубежной», направляющей ее путь. Просто и без прекрас говорит он о судьбах родины:

Идут века, шумит война
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.

Блок всегда чутко прислушивался к биению жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе народа. В его творчестве отражаются многие стороны разнообразной и бесконечно изменчивой русской жизни. Особое значение приобретают стихотворения, где перед нами предстает всеобъемлющий образ родины и где поэт подчеркивает свою неразрывную связь с ней. В стихотворениях, созданных в годы первой русской революции, он предчувствует новый «пожар» 1917 года, который перевернет судьбу России:

Я вижу над Русью далеко
Широкий и тихий пожар...

Отношение к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Это чувство спасало его в страшные годы душевного кризиса и отчаяния. Блоку принадлежит создание особенного образа Родины — образа красавицы женщины, возлюбленной невесты. Это женщина с «разбойной красотой», повязанная в «плат узорный до бровей»:

О, Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь!..
И нет конца!

«Необъятные просторы», «песни ветровые», «дороги дальние», «тройки удалые», «расхлябанные колеи», «дали туманные», «неба осветленный край средь дымных пятен» — такова неповторимая блоковская Россия. Как и многие поэты, чуждые революции, но принявшие ее, он ждал перемен, надеялся, что с приходом 1917 года «свет одолеет тьму».

Поэт воспринял события революции как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным царством исторического застоя и социального бесправия. Блок сам пострадал во время революции (крестьяне сожгли его имение в Шахматове, в том числе знаменитую богатую библиотеку, собиравшуюся многими поколениями его предков), но он сумел понять и другое — чаша терпения народа переполнилась.

Эволюция мировоззрения поэта нашла воплощение в его зрелом творчестве. Поэма «Двенадцать» — одно из самых характерных произведений русской поэзии начала XX века. Ее можно назвать дневником революционных событий. В основе произведения — конфликт, борьба «двух миров». Поэтому поэма построена на контрастах: «Черный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек!». Это ощущение стихийности и непредсказуемости роднит многих поэтов и писателей Серебряного века. Поэт выступает за созидание в революции, а не бессмысленный и беспощадный бунт, от которого предостерегал Россию еще А. С. Пушкин. Поэзию, романтический триумф революции Блок трактует в христианском понимании — «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз — впереди — Исус Христос».

В такой трактовке революция, рожденная и принесенная теми, кому «на спину надо б бубновый туз», тем не менее ведет к добру и справедливости. Не относясь к «революционному сословию», не будучи соратником большевиков, «пролетарским» писателем, «выходцем из низов», Блок принял революцию. Но как фатальную неизбежность, как неотвратимое событие, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым национальную трагедию.

В поэме «Двенадцать» революция воспринимается Блоком как возмездие старому миру, бывшему господствовавшему классу, рафинированной элите, оторвавшейся от народа.

А. А. Блоку, на мой взгляд, удалось точно и ярко запечатлеть как образ России, так и революционную эпоху в своем небольшом и, на первый взгляд, сложном для восприятия произведении. М. Горький называл его «человеком бесстрашной искренности», а К. А. Федин после смерти 40-летнего поэта говорил, что уже «не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил А. Блок».

Александр Александрович Блок родился в 28 ноября (по новому стилю) 1880 г. в Петербурге. Его отцом был известный юрист, но родители разошлись еще до рождения сына. Блок рано начал писать стихи. Его поэтическое возмужание пришлось на 1900-1901 гг., когда громко заявила о себе школа символистов. В 1903 г. в их журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл блоковских стихов «Из посвящений». В том же году в альманахе символистов «Северные цветы» появился еще один его цикл - «Стихи о Прекрасной Даме». Они были довольно равнодушно приняты публикой, но в узком кружке, группировавшемся вокруг Мережковского, Гиппиус, Брюсова и Белого, дарование Блока сразу оценили по достоинству, и он был принят в поэтических салонах как равный. Впрочем, близость Блока с символистами оказалась непродолжительной. Талант его был слишком значительным, чтобы долго оставаться в узких рамках их школы. Духовно обособившись от кружка Гиппиус и Мережковского, Блок в январе 1906 г. написал пьесу «Балаганчик», в которой довольно зло высмеял расхожие образы поэтов их круга.

Скорбные мотивы в поэзии Александра Блока

С этого времени в поэзии Блока стали все явственнее звучать скорбные мотивы, навеянные реальной жизнью. Хотя сама внешняя жизнь почти не отразилась в его глубоко психологической лирике, трагизм ее был передан Блоком с потрясающей силой. Все поэтические циклы Блока, появившиеся между 1907 и 1917 г., полны тревожных предчувствий надвигающейся на Россию катастрофы. Наверно, ни в каком другом художественном произведении тех лет духовная драма, переживаемая русским обществом, не получила такого полного и всеобъемлющего воплощения. Блок прочувствовал ее до самых сокровенных глубин и пережил эту тягостную полосу безвременья, как свою великую личную трагедию.

Семейная жизнь Александра Блока

Обстоятельства семейной жизни еще усугубляли трагизм его мироощущения. В 1903 г. он женился на Любови Дмитриевне Менделеевой , дочери великого русского химика. Однако их семейное счастье не сложилось. Любовь Дмитриевна, отвергнутая Блоком, пережила сначала бурный и мучительный роман с его прежним другом Андреем Белым, потом вступила в связь с известным в то время писателем и критиком Георгием Чулковым. Затем были и другие увлечения, не давшие ей никакого личного счастья.

Порой Блоки подолгу жили врозь, но все же их тянуло друг к другу - расстаться навсегда они были не в состоянии.

Сам Блок искал душевного равновесия в случайных скоротечных связях и вине. В эти годы начинаются его долгие бродяжничества по Петербургу. Излюбленными местами поэта были бедные переулки Петербургской стороны, просторы островов, безлюдные шоссе за Новой деревней, поля за Нарвской заставой, и особенно грязные ресторанчики с их убогой, непритязательной обстановкой - лакеями в засаленных фраках, клубами табачного дыма, пьяными криками из биллиардной. Один из них, в Озерках, особенно сильно тянул к себе. Блок был его постоянным завсегдатаем и заканчивал в нем почти каждую свою прогулку. Обычно он тихо проходил среди праздной толпы, садился у широкого венецианского окна, выходившего на железнодорожную платформу, и медленно вливал в себя бокал за бокалом дешевое красное вино. Он пил до тех пор, пока половицы под ногами не начинали медленно покачиваться. И тогда скучная и серая обыденность пре­ображалась, и к нему, среди окружающего шума и гама, приходило вдохновение. Именно здесь было написано в 1906 г. одно из самых «блоковских» стихотворений - «Незнакомка ». С весны 1907 г. Блок встал во главе критического отдела журнала «Золотое Руно» и опубликовал обширный цикл литературно-критических статей, посвященных проблемам искусства и шире - месту творческой интеллигенции в современном обществе. Все они были полны резких выпадов против духовной и интеллектуальной элиты. Блок возмущался отрешенностью русской интеллигенции, ее погруженностью в собственные псевдозна­чимые проблемы и требовал от писателей-эстетов, чтобы они осознали ответственность «перед рабочим и мужиком». Сам Блок в эти годы мучительно пробивался к темной, неизвестной ему, но такой важной «народной жизни». С особенной силой тяга к единению с ней выразилась в драме «Песня Судьбы» и цикле из пяти гениальных стихотворений «На поле Куликовом», над которыми он работал в 1908 г. Куликовская битва, по мысли Блока, была глубоко мистическим событием русской истории. В своем обращении к ней ему меньше всего хотелось просто воскресить страницу далекого прошлого. Великая битва послужила поводом к тому, чтобы сказать о нынешнем, о своем. («О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь... И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль. Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль...») В этой поэме о России Блок впервые поднялся над всеми школами и направлениями и стал наравне с великими русскими национальными поэтами: Пушкиным , Лермонтовым , Тютчевым . И как следствие - сразу несравнимо выросла известность Блока. У него появилось много новых, «своих» читателей. Уже не только столичная интеллигенция, но и более широкие демократические слои общества начинали видеть в Бло­ке первого поэта современности.

Холодное одиночество Александра Блока

Слава Блока росла, но тягостное ощущение одиночества и безысходности не покидало его. В декабре 1907 г. он писал матери: «Жизнь становится все трудней - очень холодно. Бессмысленное прожигание больших денег и какая пустота кругом: точно все люди разлюбили и покинули, а впрочем, вероятно, и не любили никогда...» В январе 1908 г. он жаловался жене: «Жить мне нестерпимо трудно... Такое холодное одиночество - шляешься по кабакам и пьешь» . В начале 1909 г. в письме матери опять о том же: «Я никогда еще не был, мама, в таком угнетенном состоянии, как в эти дни. Все, что я вижу, одинаково постыло мне, и все люди тяжелы» . В 1909 г. Блок пишет несколько стихотворений, которые позже объединил в цикл «Страшный мир ». Стихия этих стихов - страсти, кровь, смерть, «безумный и дьявольский бал», «метель, мрак, пустота», вампиризм сладострастия. Через три года он создал цикл «Пляски смерти », в который включил одно из самых пессимистических своих стихотворений «Ночь, улица, фонарь...» , проникнутое глубоким ощущением бессмысленности жизни: «Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала, и повторится все как в старь: ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь». В конце 1913 - начале 1914 г. были созданы многие стихи, включенные потом в циклы «Черная кровь », «Седое утро », «Жизнь моего приятеля » и «Ямбы ». В стихах этой поры облик страшного мира был дан без всякого мистического ту­мана. «Ужас реальности» - этими словами определял Блок существо своей темы. («Да. Так диктует вдохновенье: моя свободная мечта все льнет туда, где униженье, где грязь и мрак и нищета... На непроглядный ужас жизни открой скорей, открой глаза, пока великая гроза все не смела в твоей отчизне...» ) В его сознании возникает образ бездны, куда вот-вот провалится старая Россия. Блок живет ощущением полета над ней. («Он занесен - сей жезл железный - над нашей головой. И мы летим, летим над грозной бездной среди сгущающейся тьмы». ) «Вся современная жизнь людей есть холодный ужас, несмотря на отдельные светлые точки, - ужас, надолго непоправимый, - писал он в одном из писем. - Я не понимаю, как ты, например, можешь говорить, что все хорошо, когда наша родина, может быть, на краю гибели, когда социальный вопрос так обострен во всем мире, когда нет общества, государства, семьи, личности, где было бы хоть сравнительно благополучно ».

Александр Блок в Первую Мировую войну

Первая мировая , начавшаяся летом 1914 г., с самого начала вселяла в Блока зловещие предчувствия. «Казалось на минуту, - писал он позже о войне, - что она очистит воздух; казалось нам, людям чрезмерно впечатлительным; на самом деле она оказалась достойным венцом той лжи, грязи и мерзости, в которых купалась наша родина...» В следующие годы записные книжки Блока пестрят такими записями: «Дурные вести с войны », «Плохо в России» , «На войне все хуже », «Страшные слухи ». Но как раз в это время общество безмолвно признало за Блоком право называться первым поэтом России . Все издания его стихов становились литературным событием и мгновенно расходились. Небольшой томик «Стихи о России» , изданный в мае 1915г., имел невероятно шумный успех. В апреле 1916 г. Блок был призван в армию. Правда, на фронт он не попал, а благодаря хлопотам знакомых был определен писарем в 13-ю инженерно-строительную дружину Союза земств и городов. Дружина была расквартирована в прифронтовой полосе, в районе Пинских болот, и занималась сооружением запасных оборонительных позиций. Блок все время находился при штабе.

Александр Блок и революция 1917 года

В Петербург Александр Блок вернулся в марте 1917 г. уже после Февральской революции. Его назначили секретарем Чрезвычайной следственной комиссии, только что учрежденной Временным правительством для расследования противозаконных действий прежних царских министров и высших чиновников.

Тетка Блока Бекетова писала позже: «Переворот 25 октября Блок встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно, по его собственному свидетельству, раздавался у него в ушах». «Крушение старого мира» - это тема всей жизни Блока. С первых лет своего творчества он был охвачен предчувствием конца мира, тема гибели присутствует во всех его произведениях. Революция не была для Блока неожиданностью. Можно сказать, он ждал и предсказывал ее еще задолго до того, как она назрела, и готовился принять революцию во всей ее страшной реальности. Уже в 1908 г. на заседании религиознофилософского общества Блок прочел два нашумевших доклада: «Россия и интеллигенция» и «Стихия и культура». В «России и интеллигенции» Блок говорит, что в России «есть действительно» не только два понятия, но и две реальности: «народ и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч с другой; люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном» .

Между народом и интеллигенцией - «непреодолимая черта », которая определяет трагедию России. Пока стоит такая застава, интеллигенция осуждена бродить, двигаться и вырождаться в заколдованном кругу. Без высшего начала неизбежен «всяческий бунт и буйство, начиная от вульгарного "богоборчества" декадентов и кончая откровенным самоуничтожением - развратом, пьянством, самоубийством всех родов». Интеллигенция, все более одержимая «волей к смерти», из чувства самосохранения бросается к народу, искони носящему в себе «волю к жизни», и наталкивается на усмешку и молчание, «а, может быть, на нечто еще более страшное и неожиданное...» В «Стихии и культуре» эта мысль еще более заострена. Блок рисует образную картину: интеллигенция бесконечно и упорно строит свой муравейник культуры на «не отвердевшей коре», под которой бушует и волнуется «страшная земная стихия - стихия народная», неукротимая в своей разрушительной силе.

Теперь, через десять лет, в статье «Интеллигенция и революция» (начало 1918 г.) и докладе «Крушение гуманизма» (апрель 1919 г.) Блок довел свои выводы до логического конца. Четыре последних века, писал он, Европа развивалась под знаком гуманизма, лозунгом которого был человек, свободная человеческая личность. Но в тот момент, когда личность перестала быть главным двигателем европейской культуры, когда на арене истории появилась новая движущая сила - массы - наступил кризис гуманизма. Он умер вместе с Шиллером и Гёте, которые были «последними из стаи верных духу музыки» (под музыкой Блок понимал первооснову и сущность бытия, своего рода высшую гармонию жизни). XIX в. теряет цельность и единство культуры, дух музыки отлетает от него, с чудовищной быстротой развивается механическая цивилизация, «устраняется равновесие между человеком и природой, между жизнью и искусством, между наукой и музы­кой, между цивилизацией и культурой - то равновесие, которым жило и дышало великое движение гуманизма». Музыка покинула «цивилизованное» человечество и вернулась в ту стихию, из которой возникла, - в народ, в варварские массы. «Массы, не владея ничем кроме духа музыки, оказываются теперь хранителями культуры». Блок с поразительной остротой предчувствовал, что грядет новая, жестокая антигуманная эпоха, когда на место «человека гуманного, общественного и нравственного» придет новый человек - «человек-животное», «человек-растение», одаренный «нечеловеческой жестокостью» и стремящийся «жадно жить и действовать», глухой к мелодии об «истине, добре и красоте». И тем не менее Блок объявлял, что он с этим человеком! К старому «гуманному» миру он не испытывал не малейшей симпатии. Этот мир гибнет за «измену музыке», за роковую немузыкальность (пошлость, серость). И отсюда вывод Блока - нужно принять жестокость нового мира, каких бы жертв это ни стоило, и слепо отдаться стихии музыки, ибо только музыка спасет человечество от гибели в тисках «цивилизации». В дневнике его этих дней есть такая запись: «Ясно, что восстановить... права музыки можно было только изменой умершему... Но музыка еще не помирится с моралью. Требуется длинный ряд антиморальный. Требуется действительно похоронить отечество, честь, нравственность, право, патриотизм и прочих покойников, чтобы музыка согласилась примириться с миром». В Октябрьской революции Блок увидел последнее, победное восстание «стихии», «окончательное разрушение», «мировой пожар». В слове «революция» он, по его словам, ощущал нечто «страшное»: беспощадность народной расправы, большую кровь и невинные жертвы. В темном зеркале «музыки» он увидел торжество «стихии»: черную ночь, белый снег, красный флаг, красную кровь на снегу и вьюгу, вьюгу, вьюгу... Все эти мысли, ощущения, наблюдения и предчувствия воплотились в последнем великом творении Блока - «Двенадцать» . Поэма эта питалась восторгом гибели. Он воспел здесь именно то, от чего в свое время с ужасом отшатнулся Пушкин - русский бунт, «бессмысленный и беспощадный». Центральной темой поэмы о революции он сделал историю уголовного преступления - ненужное и случайное убийство проститутки Катьки.

Поэма Александра Блока «Двенадцать»

Работу над «Двенадцатью» Блок начал в январе 1918г. (По его собственному признанию, первыми стихами из нее, пришедшими на ум, была строчка: «Уж я ножичком полосну, полосну!» Только потом он перешел к началу.) Поэма была закончена 29-го числа. В этот день он записал в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг... Сегодня я - гений ». На другой день - 30 января - Блок написал «Скифов». Оба сочинения были вскоре напечатаны в левоэсеровской газете «Знамя труда». Ни одно литературное произведение того времени не вызывало такого бурного резонанса в обществе - такой хвалы и хулы, таких восторгов и проклятий, как «Двенадцать». Поэма мгновенно разошлась на лозунги, цитаты, поговорки, вышла на улицу. Вскоре Блок мог видеть свои стихи на плакатах, расклеенных на стенах или выставленных в магазинных витринах, на знаменах красноармейцев и моряков. Однако и тех, кто безусловно принял поэму Блока, и тех, кто обрушился на нее с гневными нападками, одинаково смущал Христос, появившийся с красным флагом перед красногвардейцами, в последней главе «Двенадцати». Образ этот, увенчавший поэму, явился в ней не как плод рассудочных рассуждений - Блок «увидел» его в «музыке». Но, по собственному его признанию, Христос был неожиданностью даже для него самого. Действительно, почему именно он? 20 февраля Блок записал в дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы "недостойны" Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой» . «Другой» с прописной буквы - это, несомненно, Антихрист...

После «Двенадцати» и «Скифов» Блок написал только несколько слабых стихотворений. Поэтическое вдохновение покинуло его навсегда, словно этими произведениями он привел свое творчество к логическому концу. На вопрос: «Почему он больше ничего не пишет?» Блок отвечал: «Все звуки прекратились. Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» Самую, казалось бы, шумную, крикливую и громкую эпоху он вдруг ощутил как безмолвие. Его жизнь между тем продолжалась. Некоторое время Блок работал в Театральном отделе, где возглавлял Репертуарную секцию. Потом он сотрудничает с Горьким в его издательстве «Всемирная литература» - готовит к выпуску восьмитомное собрание сочинений Гейне.

Потеря Блоком интереса к жизни

В апреле 1919 г. Блоку предложили стать председателем художественного совета недавно основанного Большого драматического театра. Но все эти занятия вскоре перестали его удовлетворять. Возвратилось прежнее ощущение бессмысленности существования. В начале 1921 г. Блоком овладело чувство бесконечной усталости. Возникли и стали быстро развиваться симптомы серьезной болезни, появились одышка и сильная боль в руках и ногах. Вскоре Блок потерял всякий интерес к жизни и однажды признался Чулкову, что «очень хочет умереть» . Врачи, к которым в конце концов ему пришлось обратиться, определили у него запущенную болезнь сердца и острую психастению. Состояние его вскоре стало безнадежным. Последние недели жизни Блок мучительно задыхался и невыносимо страдал.

Умер он 7 августа 1921 г. неожиданно для многих и еще сравнительно молодым человеком. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах перенесен на Волково кладбище.

филологическом факультете Петербургского университета рано способствовали развитию в нем литературных способностей.

Раннее творчество Блока

В жизнь будущий поэт вступал, по его признанию, далеким от действительности, с полным незнанием и неумением общаться с нею. Эта оторванность от реальной жизни обусловила характер его ранней лирики. Для его первых стихотворений, написанных в 1898- 1900 годах, характерны мотивы одиночества, тоски, традиционной романтической грусти:

Пусть светит месяц - ночь темна.

Пусти жизнь приносит людям счастье,-

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.

Лирический герой подобных произведений - гордый одиночка, сознательно декларирующий свою оторванность от мира:

Затянут в бездну гибели сердечной,

Я - равнодушный, серый нелюдим.

Толпа кричит - я хладен бесконечно,

Толпа зовет - я нем и недвижим.

Здесь уже робко проглядывает будущий талант. Но в выражении чувств он еще ученик Жуковского, Фета, Лермонтова.

«Стихи о Прекрасной Даме»

Свое, блоковское, ярко проявилось в цикле стихотворений поэта 1901 - 1902 гг.- «Стихи о Прекрасной Даме», написанном под влиянием идей Вл. Соловьева в соответствии с требованиями философии и эстетики младосимволистов.

Прекрасная Дама Блока - это воплощение Вечной Женственности, вечный идеал Красоты, призванной спасти Мир. И хотя центральный образ цикла возник в сознании поэта в результате влюбленности в Л. Д. Менделееву, главное здесь - туманные, призрачные видения.

Любовь в этом цикле изображена не как реальное, земное чувство, а как религиозное служение, поклонение мистическому существу, неземной святыне. Образ любимой бесплотен, лишен конкретности. Она не имеет реального облика, а предстает как воплощение божественного начала. Мелькают только символы, аллегорические знаки,- Дева, Дама, Купина,- заменяющие живого человека, а сами стихи нередко похожи на торжественные молитвы:

О, Святая, как ласковы свечи.

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи .

Но я верю: Милая - Ты.

(«Вхожу я в темные храмы»)

Лишь только в некоторых стихах цикла реальный женский образ проступает сквозь завесу тайны:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

(«Мы встречались с тобой на закате»)

«Стихи о Прекрасной Даме» - свидетельство несомненной творческой оригинальности их автора, вдохновленного соловьевской идеей о грядущем сошествии на Землю Вечной Женственности и синтеза небесного и земного.

Мотив романтического поклонения мистической Даме сочетается в них с чувством любви-страсти, личное, интимное трансформируется во вселенское, в идею преображения мира Красотой. В то же время эта книга впитала в себя мировую (Данте. Петрарка) и отечественную (Жуковский, Пушкин) традицию рыцарского поклонения женщине.

В начале 900-х годов поэт открывает для себя многие противоречия реальной действительности. И хотя и здесь встречаются мистические образы и настроения, картины окружающего реального мира все чаще и настойчивее вторгаются в его лирику. Не случайно свой следующий цикл Блок назвал «Распутья» (1902-1904), куда вошли стихотворения «Фабрика» (1903), «Из газет» (1903), изображающие социальные контрасты.

Блок и Революция 1905 года

Революция 1905 года вызвала оптимистический настрой в Блоке-поэте. У него появляется потребность отразить ее в своих стихах. Восторженным гимном жизни, всему земному звучит знаменитое стихотворение Блока «О, весна, без конца и без краю…» (1907):

О, весна, без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Эмоционально-романтический отклик события революции нашли в стихотворениях Блока «Сытые», «Ее прибытие», «Митинг», «Шли на приступ» и др. Главное в них - чувство оптимизма, решительного обновления жизни, стремление радостно приветствовать все новое, неизведанное:

Настежь ворота тяжелые!

Ветер душистый в окна,

Песни такие веселые

Похожие публикации