Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Ресурсы по географии. Введение. Источники географической информации

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ТЕМА 1. География как наука. Источники географической информации География - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основные объекты изучения географических наук - геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы). Экономическая география изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями (производительные силы включают два фактора: рабочую силу и средства производства предметы и орудия труда). По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются: география природных ресурсов и природопользования; география населения; география хозяйства: география управления и инфраструктуры; коммерческая география; гуманитарная география: социально-политическая география. Методы экономической географии: 1) общенаучные применяются в науках, имеющих родственный объект или предмет: математические методы: конструктивные расчеты; экономико-математические модели; оптимизационные модели; прогностические методы; статистические методы: технико-экономические расчеты; графо-аналитический метод; экономикостатистический анализ; корреляционный метод; 2) специфические методы выработанные и применяемые непосредственно в географии: экономическое районирование, энерго-производственные циклы, территориально-производственные комплексы. Под географической информацией понимается совокупность пространственно-координированных данных и (или) знаний о геосистемах или их элементах, о существующих между ними отношениях и взаимосвязи. Виды источников информации: текстовые изложения; различные документы; статистические данные; картографические материалы и другие графические изображения; аэрофото- и космические снимки. Основные источники географической информации: Визуальные наблюдения; Рассказы очевидцев; Географические карты и атласы; Справочники, учебники; Научно-популярная и энциклопедическая литература; Специальные компьютерные программы, Интернет; Художественные произведения, статьи журналов и газет; Телевидение, радио и другие источники. 1

2 ТЕМА 2. Современная политическая карта мира. Классификация и типология стран Политическая карта мира (ПКМ) это географическая карта, на которой изображены страны мира, территории стран, границы и их столицы. На ПКМ > 230 стран. Суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах (учебник, с. 9). 1. Делимитация определение границ на карте. 2. Демаркация определение и обозначение границ на местности специальными пограничными знаками. Колония это зависимая территория, которая находится под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима (островные государства в Тихом океане). Спорные территории: Гибралтар, Фолклендские острова, Западная Сахара, Курильские острова, Нагорный Карабах. Непризнанные или частично признанные государства территории, которые самостоятельно провозгласили свой суверенитет без согласия ООН. Примеры: Республика Северного Кипра, Косово, Тайвань. Этапы формирования ПКМ 1. Древний (до 5 в. н.э.) возникновение и распад первых государств: Древняя Греция, Древний Рим, Карфаген, Древний Египет. 2. Средневековый (5 16 вв.) возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии: Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия. Великие географические открытия. Крупнейшие метрополии Испания и Португалия. 3. Новый (16 19 вв.) зарождение и утверждение капитализма в мире: Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Колониальные захваты территорий в Америке, Азии, Африке. 4. Новейший (1-я половина 20 в.) изменения, связанные в I и II мировыми войнами. Распад колониальной системы, образование социалистических государств. Распад Австро-Венгрии, Российской империи, раздел Османской империи. 5. Современный (2-я половина 20 в. по н.в.) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии и Африке, крушение социалистической системы, изменения на карте Европы и Азии. Объединение Германии (ГДР+ФРГ). Распад СССР (1991 г.), Югославии, Чехословакии. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) г. 57 суверенных государств, 2000 г Классификация стран ПО ПЛОЩАДИ ТЕРРИТОРИИ: 1. Страны-гиганты (S > 3 млн. км.²): Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. 2. Средние страны: Белоруссия, Республика Корея, Кения. 3. Страны-карлики: Ватикан, Сан-Марино, Маврикий, Барбадос. ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: 1. Страны-гиганты (N > 100 млн.чел.): Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика и Филиппины (учебник, с. 388, табл. 14). 2. Средние страны: Тунис, Польша, Латвия, Аргентина, Азербайджан, Австралия, Новая Зеландия. 3. Небольшие страны и микрогосударства: Ватикан, Андорра, Науру. 2

3 ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ (ПРИМЕРЫ СТРАН УКАЖИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО): 1. Внутриконтинентальные (сухопутные, не имеют выхода к морю): 2. Приморские(имеют выход к морю). 3. Островные: 4. Полуостровные: 5. Страны-архипелаги: Типология стран Критерии: ВВП валовой внутренний продукт (Выпишите определение из учебника, с. 11). ИЧР/ ИРЧП индекс человеческого развития/ индекс развития человеческого потенциала (Выпишите определение из учебника, с. 11). Подгруппы стран: Выпишите из учебника подгруппы стран каждого типа, с Социалистические гос-ва: Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. ДЗ: Учебник, с. 9 14, изучение конспекта лекции, задания в тетради, СР 1, 20 стран и столиц Европы. Просмотр видеоурока 3

4 ТЕМА 3. Государственное устройство стран мира. Влияние международных отношений на политическую карту. «Горячие точки» планеты Формы правления Выпишите из учебника, с определения понятий «республика», «монархия», «теократическая монархия» Заполните таблицы Формы правления Республики Монархии Парламентские Президентские Конституционные Абсолютные Формы административно-территориального устройства Унитарные Федеративные Международная политика 1. Международный терроризм (группировки Аль-Каида, Хезболла, Хамас и др.). 2. Региональные и локальные конфликты (военная операция НАТО в Югославии в 1999 году, в Афганистане в 2001 году, в Ираке в 2003 году, в Ливии в 2011 году, проблемы в Секторе Газа, в непризнанном Курдистане). 3. Борьба за нераспространение ядерного оружия. Ядерные державы: Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. «Полулегально» или потенциально ядерным оружием обладают Индия, Пакистан, Израиль, КНДР. ДЗ: учебник, с, изучение конспекта лекции, задания в тетради, СР 2. 4

5 ТЕМА 4. Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика Воспроизводство населения совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, в результате которого происходит естественное движение населения и смена поколений. Естественное движение населения изменения в соотношении родившихся и умерших. Естественный прирост населения соотношение рождаемости и смертности за определенный период (за год). ЕП = Р - С Среднемировой ЕП=1,2% в год Депопуляция уменьшение численности населения вследствие суженного воспроизводства, естественная убыль населения. Лидеры по численности населения п/п Страны мира с самой большой численностью населения Млн чел. в 2008 г. 1 Китай 1,338 2 Индия 1,148 3 США Индонезия Бразилия Пакистан Бангладеш Нигерия Россия Япония Мексика 110 Выполните следующие задания 1. Выпишите страны с высокими показателями ЕП, свыше 2% в год (не менее 7, атлас, с. 8) 2. Выпишите страны с наименьшими показателями ЕП, менее 1 % в год (не менее 7, атлас, с. 8) 3. Заполните таблицу «Типы воспроизводства населения» Сравниваемые черты Уровень рождаемости Уровень смертности Естественный прирост (ЕП) Доля детей Доля пожилых людей Подгруппы стран внутри типа (с примерами) по ЕП Направление демографической политики I тип воспроизводства ДЗ: учебник, с, изучение конспекта лекции, задания в тетради, СР 3. II тип воспроизводства 5

6 ТЕМА 5. Состав и структура населения планеты. Расселение и миграции Половой состав: соотношение мужчин и женщин в населении В мире мужчин - 50,4%, женщин - 49,6% Пользуясь картами атласа, с. 10, выполните следующие задания. 1. Выписать 5 стран с численным преобладанием мужского населения. 2. Выписать 5 стран с численным преобладанием женского населения. 3. Выписать 5 стран с примерно равным соотношением мужчин и женщин. Возрастной состав: дети (0-14 лет), взрослые (15-59 лет), пожилые (старше 60 лет) 4. Выписать 5 стран с высокой долей детей. 5. Выписать 5 стран с высокой долей пожилых людей. Этнолингвистический состав населения Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная. Е+Н=мулаты Е+М=метисы Н+М=самбо Пользуясь картами атласа (с. 9-12), учебником (68-69), заполните таблицы Однонациональные Двунациональные Многонациональные Крупнейшие языковые семьи Языковые семьи Крупнейшие народы Индоевропейская Американцы Русские Бразильцы Мексиканцы Пенджабцы Бихарцы Государственные языки Государственный(ые) язык(и) Страны Мировые Религиозный состав Религии Христианство 1) православие 2) католичество 3) протестантизм Ислам (мусульманство) Буддизм 1) 2) 3) Страны Национальные 6


Современная политическая карта мира. Классификация и типология стран Политическая карта мира Политическая карта мира (ПКМ) это географическая карта, на которой изображены страны мира, территории стран,

Тема 1. Современная политическая карта мира Страны мира территория суши в определённых границах Государство политическая организация общества в стране Современная политическая карта мира: 1. Географическая

Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты Формы правления Республика Монархия Президентская Конституционная Парламентская Абсолютная (теократическая) Смешанная Учебник, с. 17-18: республика,

Современная политическая карта мира ЕРМУЛКИНА М.Н. учитель географии МОУ СОШ 23 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Этапы формирования политической карты мира 2. Деление стран: по уровню социально экономического развития по

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. 10 КЛАСС Цели: Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные изменения.

Гаджиева Елена Михайловна Лицей 8 «Олимпия» Многообразие стран современного мира Вводная лекция (с компьютерной поддержкой) Выбор типа лекции зависит от цели, содержания материала, степени подготовленности

2. География населения ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ раздел социально-экономической географии, исследующий закономерности размещения населения по территории в различных социальных, экономических и природных условиях

Материалы по теме: Население мира. Численность. Воспроизводство. География М3 профильный уровень 10 класс. Учитель Щекота Л.В. Население. Численность. Воспроизводство Население. Половозрастной состав Изменение

Задания А8 по географии 1. В какой из перечисленных стран доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре 1) Бразилия 2) Алжир 3) Бангладеш 4) Норвегия Норвегия страна северной Европы,которая имеет наименьшую

ГЕОГРАФИЯ 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.8 ББК 74.26 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред. от

Численность населения мира Типы воспроизводства Демография наука о населении О закономерностях воспроизводства населения, О его численности и естественном приросте, О возрастном и половом составе и т.д.

Задания на сайт. 11класс.Профиль. Модуль 1. Политическая карта мира. Тема Знать Уметь География как наука. Методы географии Политическая карта мира Предмет изученияи задачи современной географии. Предмет

Тема урока «Многообразие стран современного мира.» Цели урока: Образовательные познакомить учащихся с группировкой и типологией стран: экономически развитые, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса по географии "Политическая карта мира" разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями концепции профильного обучения,

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ КИБЕРНЕТИКИ, ИНФОРМАТИКИ

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 10 класса по географии Часть 1 При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов 1 под номером выполняемого

Материалы на сайт География 10 класс (профиль). Модуль 1. География как наука. Методы географии. Политическая карта мира. Итоговый тест Тема Знать Уметь География как наука. Методы географии Политическая

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича

ГЕОГРАФИЯ Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 1 Предмет и объект изучения Географии. Понятие о Географической оболочке 2 Политическая карта мира. Количество стран в мире.территория

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 11 Б, В, Д КЛАССОВ Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы среднего общего образования по географии (базовый уровень) и материалов федерального

1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате обучения учащиеся должны Знать/понимать - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; - особенности

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

Задания на сайт. 11класс.Профиль. Модуль 1. Политическая карта мира. Тема Знать Уметь География как наука. Методы географии Предмет изучения и задачи современной географии. Предмет изучения экономической

Вариант 1. 1. Расставьте страны в порядке уменьшения их площади: Австралия, Германия, Канада, Сингапур 2. К азиатским странам относятся: А) Нигерия, Саудовская Аравия, Узбекистан Б) Вьетнам, Иран, Пакистан

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

Тема: Региональные модели демографического баланса и приоритеты демографической политики 1 Лекция 4, 5 Структура темы 2 Региональные факторы динамики численности и демографического развития регионов мира.

Государственный строй стран мира Задачи урока: Познакомиться с формами государственного правления и административно-территориального устройства Государственный строй стран мира Государственный строй характеризуется

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального института педагогических измерений «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по географии Единый государственный экзамен по ГЕОГРАФИИ Кодификатор элементов

Смертность населения и ее география. Продолжительность жизни населения. 12 Структура лекции: Смертность и продолжительность жизни населения. Факторы, основные виды, показатели и причины смертности населения

География 10 Демонстрационный материал 2017 Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения экзамена по экономической и социальной географии мира 10 класс Предлагаемая работа содержит материалы

Приложение к образовательной программе среднего общего образования ГБОУ СО «СОШ 2» Рабочая программа по учебному предмету «География» Базовый уровень 10-11 класс среднего общего образования Составитель:

Методическое сопровождение к итоговой контрольной работе по географии за курс 10 класса Назначение данной контрольной работы состоит в оценке уровня общеобразовательной подготовки учащихся 10 класса. Данная

НАСЕЛЕНИЕ МИРА Таблица 1 2010 2015 2011-2015 млн. чел. доля, % млн. чел. доля, % Среднегодовые темпы прироста, % 1 2 3 4 5 6 МИР 6 923,7 100,00 7 346,6 100,00 1,19 РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 1 002,8 14,48 1 028,0

Тема 3: Население мира. Вариант 1 1.Самые высокие показатели смертности зарегистрированы в: A) Австралии B) Азии C) Латинской Америке D) Океании E) Африке 2. Пребывание значительной части народа вне страны

НАСЕЛЕНИЕ МИРА Таблица 1 2010 2014 2011-2014 млн. чел. доля, % млн. чел. доля, % Среднегодовые темпы прироста, % 1 2 3 4 5 6 ВЕСЬ МИР 6 884,3 100,00 7 207,7 100,00 1,15 РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 1 002,9 14,57 1

ГЕОГРАФИЯ 10 класс профильный уровень Население (продолжение). Модуль 4 Содержание Знать/понимать Уметь Религиозный состав населения мира Расселение населения. Миграции населения Городское и сельское население

Контрольная работа по географии по теме: «социальная экономическая география мира» 1 вариант Государственный строй стран мира 1. Главный объект политической карты мира это 2. Расставьте следующие страны

Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/в.п. Максаковский. 16-е изд., испр М.: Просвещение, ОАО «Моск. учеб.», 2008. Содержание курса Тема 1.Современная политическая

Раздел III. Население Мира Численность и воспроизводство населения Численность населения Земли увеличилась почти с 2,5 млрд человек в 1950 г. до 6,7 млрд в 2008 г. В 60 80-е годы ХХ в. темпы прироста населения

Население мира Новик Алексей Николаевич к.г.н., доцент 1 План Часть 1. Демография. Численность населения Земли. Часть 2. Половой и возрастной состав населения. Возрастно-половая пирамида Часть 3. Этнический

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бекасовская средняя общеобразовательная школа Наро-Фоминского района Московской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС (базовый уровень)

База вопросов по географии 11 класс 1. Главной причиной быстрого увеличения численности населения Земли является: 1)резкое увеличение рождаемости; 2)снижение смертности. 2. В большинстве стран мира рождаемость:

Содержание Предисловие... 4 Тема «География населения мира»... 5 Практическая работа 1. Рост численности населения регионов мира в ХХ веке... 5 Практическая работа 2. Типы воспроизводства населения по

СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

Практическая работа 1. Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК). п\п Страна Нефть, млрд. т Газ, трлн. м3 Уголь, млрд. т Р З Д Р З Д Р З Д 1 Россия 6,7 0,3 4,8 0,5 202 0,1 2 США 3,8

Задания А24 по географии, практика, Задания А24 по географии 1. Какая из перечисленных стран является членом ОПЕК? 1) Аргентина 2) Бразилия 3) Венесуэла 4) Мексика ОПЕК международная организация нефтедобывающих

Примерные вопросы для экзамена (1 часть) 1. Зарубежная Европа. Размеры территории и численность населения. Особенности ПГП и ЭГП. Политическая карта. Количественные и качественные сдвиги на политической

1 Требования к уровню подготовки учащихся На базовом уровне на изучение предмета отводиться 68 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит

Задания А9 по географии, практика, Задания А9 по географии 1. В какой из перечисленных стран доля городского населения в общей численности населения наибольшая? 1) Бельгия 2) Турция 3) Индонезия 4) Египет

9. Ìåæäóíàðîäíûå ñîïîñòàâëåíèÿ S&T 2008 rus_gl 9.p65 299 15.05.2008, 10:46 9. Ìåæäóíàðîäíûå ñîïîñòàâëåíèÿ 300 9.1. ÂÍÓÒÐÅÍÍÈÅ ÇÀÒÐÀÒÛ ÍÀ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈß È ÐÀÇÐÀÁÎÒÊÈ (ìèëëèîíû äîëëàðîâ ÑØÀ; â ðàñ åòå ïî ïàðèòåòó

Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Буретская средняя общеобразовательная школа», Боханского района, Иркутской области Рассмотрено на заседании НМС

Задача 6 варианта 0 Имеются данные о деятельности крупнейших компаний США в 1996 г. п/п Чистый доход, млрд. долл. Оборот капитала, Использованн ый капитал, Численность служащих, Рыночня капитлизация США,

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 8» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ проспект

Тематический план по географии 7 класс Всего 68 ч, 2 час в неделю Наименование разделов, тем Кол. часов Тема 1 «Введение» 3 ч 2 В том числе на работы практические контрольные примеч ание Тема 2 «Население

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч) ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

ЧАСТЬ 1 I вариант А1. Укажите название страны, расположенной в сейсмической зоне. 1)Япония 3)Австралия 2)Вьетнам 4)Танзания А2. Какое из перечисленных государств расположено в Африке? 1)Парагвай 3)Камерун

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации класса по географии Часть При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов под номером выполняемого Вами

УТВЕРЖДЕНО Приложение 1 к Приказу 57/15 от «22» июля 2015 г. и.о. Председателя Правления НКО АО «ЛИДЕР» К. В. Соловьев Тарифный справочник на переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ О. А. Петрусюк География для профессий и специальностей социально-экономического профиля Дидактические материалы Рекомендовано Федеральным государственным

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, смертности и населения, сальдо , ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании , в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является .

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать .

Источниками информации служат учебники, географические справочники и энциклопедии, карты и атласы. Насыщенные информацией географические журналы и газеты.

Многие нового, полезного и интересного можно узнать из радио- и телепередач: прогнозы погоды, сообщения о стихийных явлениях, природные диковинки, культуру населения разных стран и т.п. Сейчас для получения необходимых географических знаний пользуются услугами Интернета - всемирной компьютерной сети. С ее помощью можно с считанные минуты обмениваться географической информацией - картографической, текстовой, видео, звуковой.

Чтобы получить географические сведения и знания пользуются различными методами исследований. Древнейшим является описательный метод исследования. Он заключается в описании объекта (где расположен, как менялся со временем, как влияет на другие объекты и др.). Описание выполняется на основе наблюдений за явлениями и процессами. Этот метод и сейчас является одним из основных. Древним является и экспедиционный метод. Слово "Экспедиция" означает "поход". Экспедиция - это командировке группы людей для исследования определенных объектов или явлений. Материал, собранный в экспедициях, образует основу географии. Опираясь на него, наука развивается.

Исторический метод позволяет выяснить, как возникли и развивались во времени объекты и явления. Литературный метод заключается в изучении литературы - всего, что уже написано с данной теме. Картографический метод исследования состоит в определении местонахождения объектов и нанесение их на карту. Умело читая географические карты, исследователь может получить много необходимой информации. К новым методам относятся аэрокосмический - Изучение поверхности Земли по снимкам с самолетов и космических аппаратов. С помощью метода моделирования, Используя компьютерную технику, предусматривают изменения в окружающей среде.

Глобус. Фото: Eamon Curry

Первичные источники знаний

Первичные источники общественно-географических знаний связаны с общественно-географическими полевыми исследованиями, когда объекты изучаются прямо на местности благодаря непосредственному знакомству с ними, благодаря наблюдениям, инструментальным измерениям, а также опросу, анкетированию подобное. Это обычно исследования отдельных хозяйств и предприятий (сельскохозяйственных, промышленных, строительных, рекреационных и др.), а также населенных пунктов и мест сосредоточения производства и инфраструктуры (совокупности сооружений и служб, обеспечивающих функционирование отраслей производства и условий жизнедеятельности общества).

Первичным источником общественно-географических знаний может также полевое специальное (тематическое) картографирование исследуемой территории - фактического использования земель, расселения населения, уровней техногенной нагрузки на территорию, ее экологического состояния и т. д. Для нужд такого картографирования как основу обычно используют топографические карты или же планы землепользования или земельно-хозяйственного устройства административно-территориальных единиц, отдельных хозяйств, городов.

Первичные источники обычно обеспечивают общественно-географические знания о собственном государстве, ведь не так часто исследователям предоставляется возможность осуществить необходимые полевые исследования за рубежом. Поэтому основными источниками общественно-географических знаний о мире являются вторичные источники. Вторичные источники общественно-географических знаний - это такие, что добытые и определенным образом упорядочены другими исследователями. Классическим примером являются различные литературные источники - историческая, географическая, природоохранная литература.

Сейчас благодаря Интернету существует возможность не выходя из дома «посещать» крупнейшие библиотеки мира. Среди таких учреждений - библиотека Конгресса СЕЛА, Немецкая национальная экономическая библиотека, Российская национальная библиотека, Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского подобное.

Для приобретения знаний в области социальной и экономической географии очень важны различные источники, содержащие упорядоченную статистическую информацию. В Украине такими источниками являются органы государственного управления - областные и районные государственные администрации, а также государственные управленческие структуры - экологической безопасности и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологической службы, водного хозяйства, лесного хозяйства, железнодорожного и водного транспорта, электро- и газоснабжения и др.. Важные географические данные нередко содержатся также в местных органах власти. Так же полезными часто оказываются отдельные предприятия, хозяйства, учреждения с их оперативно-учетной и отчетно-статистической информацией.

Полезны также научно-исследовательские и проектные учреждения и организации, накапливающие фондовой информацию и научные? проектные разработки по своему профилю. Интересную общественно-географическую информацию могут иметь и общественные организации и движения - этнокультурные, конфессиональные, политические (партийные), профессиональные и т. д.

Относительно информации о разных государства, регионы или вообще о мире, тс она есть на сайтах Организации Объединенных Наций, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной туристической организации и других известных международных организаций.

Картографический метод является традиционным методом исследований, а создание карт - это один из их конечных результатов. Географические карты содержат информацию о различных явлениях и процессах, границах их распространения. Огромное количество тематических карт (навигационные, почвенные, климатические, синоптические, геологические, гидрологические и т.д.) содержат сведения, необходимые не только людям разных профессий: геологам и штурманам, военным и агрономам, строителям и архитекторам. Без хорошей подробной карты невозможен поход по незнакомым (и особенно малонаселенным) местам. Карты используются при планировании и проведении полевых исследований. Они же являются основой для составления новых карт, имеющих иное информационное содержание.

Однако не все географические данные можно отобразить на карте. Важнейшим источником информации о природе и природных ресурсах различных территорий служат географические описания в виде научных и научно-популярных изданий, журнальные статьи, научные отчеты об экспедиционных и иных исследованиях, энциклопедии, словари, статистические сборники и др.

Но кто сказал, что знания об окружающем мире мы получаем только из научных изданий? Богатейшим источником информации, в том числе и географической, являются фотоальбомы, документальные и художественные фильмы, прогнозы погоды, а также материалы периодической печати о землетрясениях, засухах, наводнениях, открытиях, путешествиях, событиях политической и экономической жизни. Даже почтовые марки способны многое рассказать о природе и хозяйстве различных стран.

И конечно, современные исследования невозможны без широкого применения информационных технологий. Компьютерные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и распространения данных, привязанных к системе географических координат, называются географическими информационными системами (ГИС). Это обширная база данных, которая в цифровой форме накапливает разнообразную информацию, касающуюся какой-либо территории, и может оперативно дополняться, обновляться, обрабатываться и быть в каком угодно виде, чаще всего в виде карт.

Структуру ГИС можно представить в виде системы информационных слоев. Первый слой - это картографическая основа: координатная сетка, контуры местности. Последующие слои отражают административное деление территории, структуру дорожной сети, характер рельефа, гидрографию, населенные пункты, тип почв, растительности, сельскохозяйственных угодий, возрастной состав населения и т.д. В сущности, ГИС - это электронный атлас. Но не только. Слои в составе ГИС могут выводиться и рассматриваться отдельно, как страницы обычного атласа, но и совмещаться в самых разных комбинациях, сопоставляться между собой, а анализ данных позволяет создать производные слои. То есть на основе имеющегося объема информации возникает новая информация.



ГЕОГРАФИЯ

Базовый и профильный
(Экономическая и социальная география мира)

ОБУЧАЮЩИЕ

Курс дистанционного «География России»
Информация по теме курса, географический справочник, практикум, тесты.
http://scholar.urc.ac.ru:8001/LANG=ru/courses/Geo_rus/index.html.ru

Геосфера. Портал для любителей географии.

Справочник, статьи, ссылки, раздел искусство, юмор.
http://geographer.ru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ

Я иду на урок географии
Сайт создан на основе материалов газеты "География" издательского дома "Первое сентября". Содержит разнообразные дидактические и методические материалы к урокам, сортированные по разделам школьной географии
http://geo.1september.ru/

Частный сайт учителя географии
Программы, поурочное планирование, электронные уроки, практические работы, тесты, ссылки, планы характеристик, работы учеников, экзамены.
http://www.afromberg.narod.ru/




Сборник тестов по географии для старшеклассников и абитурентов
http://geotest.nm.ru/index.dhtml

Экзамены по географии
Примеры экзаменационных вопросов на вступительных экзаменах по географии в вузах Москвы и Санкт-Петербурга
http://www.edunews.ru/task/exam_geo.htm

В помощь учителю географии
Терминологическая информация по темам: Атмосфера, Гидросфера, Литосфера и Биосфера
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project133/index.htm

Мир карт

http://mirkart.ru/

Контурные карты стран мира.


В помощь учителю. Информационный портал.
Портал ссылок на разнообразные Интернет ресурсы для учащихся и учителей географии.
http://www.center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000144


http://www.who.org

Универсальная энциклопедия
Терминологический словарь





DataGraf.Net



Фактбук (английский язык)



Альтапедия (английский язык)

http://www.atlapedia.com/

Энциклопедический словарь

http://www.cbook.ru/peoples/

Интерактивный вэб-атлас.


Весь мир



Страны мира
Информация о странах и достопримечательностях. Информация для путешественников.
http://www.countries.ru/


http://apps.fao.org/

Всемирная география

http://wgeo.ru

Вершины мира (английский язык)
Описание наиболее высоких вершин мира. Ссылки на другие Интернет ресурсы.
http://www.americasroof.com/world.shtml

Атлас – Фото
Географический атлас фотопейзажей. Фотопейзажи всех регионов мира.
http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html

Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ
Информационный веб-узел Центра по изучению проблем народонаселения, содержащий демографические показатели и информацию о движении населения.
http://dmo.econ.msu.ru/demografia/

Демис (английский язык)




http://www.demoscope.ru/

Энциклопедия Кругосвет




http://www.edu.ru/maps/




Где это?
Энциклопедия географических названий
http://gde-eto.narod.ru/

География
Описание всех стран мира
http://geo2000.nm.ru

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
(Глобальная география, Коммерческая география, Основы природопользования, География человеческой деятельности: экономика, политика, культура, Медицинская география)

В помощь учителю. Информационный портал.
Портал ссылок на разнообразные Интернет ресурсы для учащихся и учителей географии.
http://www.center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000144

СПРАВОЧНЫЕ (СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ РЕСУРСЫ)

В помощь учителю. Информационный портал.
Портал ссылок на разнообразные Интернет ресурсы для учащихся и учителей географии.
http://www.center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000144

Мир карт
Карты городов и регионов России
http://mirkart.ru/

Геоэксплорер (английский язык)
Контурные карты стран мира.
http://www.geoexplorer.co.uk/sections/outlinemaps/outlinemaps.htm

Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (английский язык)
Аналитическая и статистическая информация по проблеме здоровья и долголетия населения
http://www.who.org

Официальный сайт Международного энергетического агентства (английский язык)
Аналитическая и статистическая информация по энергетической ситуации в мире.
http://www.iea.org

Статистическая база данных ООН (английский язык)

Последние публикации, методики статистических расчётов. Английский язык.
http://unstats.un.org/unsd/

Официальный сайт ЮНЕП - Программы ООН по окружающей среде (английский язык)
Аналитическая и статистическая информация по экологической проблеме.
http://www.grid.unep.ch/data/index.php

Кибергеография (английский язык)
Введение в кибергеографию, кибергеографический атлас
http://www.cybergeography.org/

Официальный сайт Секретариата Рамочной конвенции ООН по изменению климата (английский язык)
Аналитическая и статистическая информация по проблеме изменения климата.
http://www.unfccc.de

Универсальная энциклопедия

Терминологический словарь
http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=68

Международная демографическая база данных Американского бюро цензов (английский язык)
Демографические пирамиды всех стран мира (графики и статистика). Современная информация и прогноз.
http://www.census.gov/ipc/www/idbpyr.html

DataGraf.Net
Сайт позволяет на основе выбранных из баз данных показателей строить карты, полностью готовые для использования.


Фактбук (английский язык)
Информация обо всех странах мира (природа, население, экономика и т.д.) Изображение флага страны).
http://www.odci.gov/cia/publications/factbook/

Альтапедия (английский язык)
Информация обо всех странах мира (природа, население, экономика и т.д.). Хорошая коллекция физических и политических карт.
http://www.atlapedia.com/

Энциклопедический словарь
Алфавитный перечень статей о религиях и конфессиях. Классификация религий. Основные понятия этнологии. Этнографический словарь.
http://www.cbook.ru/peoples/

«Картографическая машина» (английский язык)
Интерактивный вэб-атлас.
http://plasma.nationalgeographic.com/mapmachine/

Весь мир

Информация по всем странам мира
http://worlds.ru/countries/index.shtml

Официальный сайт Мирового института ресурсов (английский язык)
База данных по вопросам населения планеты, биоразнообразию, загрязнению окружающей среды и использованию ресурсов.
http://www.wri.org/

Официальный сайт ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН) (английский язык)
Комплексная база данных по сельскому и лесному хозяйству, база данных по вопросам продовольствия и питания. Официальная информация по всем странам мира начиная с 1961 года.
http://apps.fao.org/

Всемирная география
Сопоставимая информация по всем странам мира. Региональная информация.
http://wgeo.ru

Демис (английский язык)
Интерактивный атлас «Демис», интерактивная геоинформационная система.
http://www.demis.nl/mapserver/mapper.asp

Все о погоде
Терминологическая, статистическая, картографическая информация по метеорологии. Атлас облаков, прогноз погоды, психрометрические таблицы.
http://www.meteorology.h11.ru/

Демоскоп. Электронная версия бюллетеня Население и общество
Статистический и аналитический материал по населению России и зарубежных стран.
http://www.demoscope.ru/

Энциклопедия Кругосвет
Справочник по странам мира и регионам.
http://www.krugosvet.ru/countries.htm

Климатограммы мира (немецкий язык)
870 климматограмм мира.
http://www.klimadiagramme.de/

Земля из космоса
Атлас космических снимков.
http://www.transparentworld.ru/atlas/atlas.htm

Фотожурнал космических снимков Земли NASA (английский язык)
Обновляется несколько раз в неделю. Все фото расположены в хронологическом порядке поступления.
http://photojournal.jpl.nasa.gov/targetFamily/Earth

Всероссийская перепись населения
Итоги переписи населении. Статистика, графики, аналитический материал.
http://www.perepis2002.ru/

Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации
Гидрометеорологические данные, исследования климата, погода в мире.
http://www.meteo.ru/home_rus.htm

Топографические карты бывшего СССР и не только
Топографические карты России и ближнего зарубежья, описание рек европейской части России.
http://www.topmap.narod.ru

Чудеса природы.
Атлас мировых природных достопримечательностей.
http://nature.worldstreasure.com/

Горы нашей планеты
Сайт посвящен горным система России и зарубежья. Справочник, описание, фото, ссылки.
http://montaro.newmail.ru/

Национальный портал «Природа»
Аналитический, статистический и картографический материал по темам «Природные ресурсы России» и «Состояние окружающей среды России». Информация представлена в региональном аспекте. Ссылки на другие Интернет ресурсы по данной тематике.
http://www.priroda.ru/

Карты: лаборатория учебных карт
Атлас контурных карт для учебного процесса, тематические карты России и мира.
http://www.edu.ru/maps/

Вид Земли из космоса (английский язык)
Возможность взглянуть на нашу планету из космоса. Возможен выбор спутника, вид с луны и.тд.
http://fourmilab.ch/cgi-bin/uncgi/Earth/action?opt=-p/

Россия как система. Вэб атлас
Интерактивны вэб-учебник. Общая информация, аналитический материал, картосхемы, приложения.
http://www.sci.aha.ru/RUS/waa__.htm

Где это? Энциклопедия географических названий
http://gde-eto.narod.ru/

География. Описание всех стран мира

С давних пор человека интересовало, что же располагается за горизонтом - новые территории или край земли. Шли века, цивилизация накапливала знания. Настала та пора, когда ученые, которые никогда не бывали в далеких землях, многое о них знали. В этом им помогали источники географической информации.

Данная статья расскажем вам о том, что же это такое, а также об их разновидностях.

Общие понятия

Как можно догадаться, так называются все из которых человек может получить интересующие его сведения. Какие рассматривает источники географической информации 5 класс (в среднеобразовательной школе)? Давайте их перечислим:

  • Все географические карты, атласы, а также разнообразные топографические планы, включая военные.
  • Разнообразные географические описания конкретной местности.
  • Справочники, энциклопедические статьи, результаты и отчеты различных экспедиций.
  • Аэрофотоснимки и космическая
  • и GPS/ГЛОНАСС.

Вот какие знает источники географической информации 5 класс в среднестатистической общеобразовательной школе. Мы же попробуем рассмотреть характеристики некоторых из них чуть более подробно.

Современные технологии

В последние годы все больше и больше источников переводят из бумажного в цифровой вид. И это неудивительно. Практически все 5 источников географической информации, о которых мы только что говорили, сегодня можно отыскать именно в цифровом виде. Даже профессиональные ученые в последние годы предпочитают работать именно с «цифрой».

С той же системой ГИС работать куда удобнее, чем с грудой книг. А сейчас обсудим некоторые источники географической информации подробнее.

Карты

Картой называют схематическое обобщенное изображение поверхности какого-то участка земли, всей планеты или небесных тел. Она строится по принципу масштабирования, то есть для этого используются математические методы. Именно в зависимости от масштаба все карты принято подразделять на три крупные группы:

  • Крупномасштабные.
  • Среднемасштабные.
  • Мелкомасштабные.

Если говорить о первой категории, то у этих документов соотношение может быть 1:200 000 и крупнее. Сюда входят практически все топографические планы. Мелкомасштабными считаются все карты, соотношение которых меньше 1:1 000 000. Обычный географический атлас включает в себя или мелкомасштабные, или среднемасштабные планы, которые лучше всего подходят для изучения той или иной местности.

Сортировка картографической информации

Следует знать, что еще задолго до создания карты специалисты производят строгий отбор того, что на ней будет изображено. Процесс этот называется следующим образом: картографическая генерализация. Естественно, что наиболее строгий отбор существует в отношении мелкомасштабных карт, так как на них требуется вместить максимальный объем полезной информации при минимально занимаемой площади документа. В самой генерализации чрезвычайно важную роль играет непосредственное назначение карты, а также пожелания ее заказчика.

Планы местности

Так называются чертежи местности, которые выполняются в крупном масштабе (1:5000 и более), причем чертятся с использованием специальных условных обозначений. Этим они напоминают школьный географический атлас. Построение таких планов осуществляется на основе глазомерных, инструментальных измерений, аэрофотосъемки или же комбинированным методом.

Так как на планах указываются сравнительно небольшие участки земной поверхности, при их создании кривизной планеты можно пренебречь. Следует четко понимать, что эти источники географической информации, которые мы только что описали, кардинально отличаются друг от друга.

Основные отличия планов от карт

  • В сантиметре плана редко закладывается более пяти реальных километров на местности. Они куда подробнее карт, в одном миллиметре которых могут быть заложены сотни километров земной поверхности.
  • Все объекты на местности в планах изображаются максимально подробно. В принципе, на среднестатистическом чертеже отмечены все более-менее значимые участки. Так, на топографических планах Генерального штаба ВС РФ (и СССР, конечно же) могут быть отображены даже деревья и мелкие ручейки. На карты невозможно уместить всю эту информацию. Собственно, потому и проводится генерализация, о которой мы говорили выше. Даже точные очертания континентов на многих картах отобразить нельзя, а потому они зачастую наносятся со значительными искажениями. Кроме того, вышеописанная дополнительная литература по географии использует внемасштабные условные обозначения.
  • Еще раз подчеркнем, что при построении плана пренебрегают кривизной земной поверхности. Карты, особенно в маленьком масштабе, учитывают ее в обязательном порядке.
  • На планах никогда не бывает градусной сетки. В то же время параллели и меридианы есть на каждом из них.
  • План всегда прост в плане ориентирования. Верх документа - север, низ, соответственно, - юг. На картах же направление определяется по параллелям.

Способы изображения объектов на планах и на картах

Условными знаками в этом случае являются общепринятые варианты, в которых закодирована характеристика изображенных на карте или плане объектов. С их помощью можно отобразить как что-то конкретное (гору, к примеру), так и нечто совершенно абстрактное, условное (плотность населения в городе, деревне и т. п.). Разумеется, все они существенно облегчают жизнь человеку, который знает основы картографии и умеет читать эти чертежи.

В течение какого времени карта сохраняет свою актуальность?

Этим вопросом хотя бы еиножды задаются практически все географы и геологи. Конкретный ответ на него зависит от назначения, масштаба, автора плана. Так, средневековые исследователи нередко рисовали карты буквально «на коленке», так что об их точности говорить уже не приходится. А вот карты Генштаба, несмотря на время, до сих пор поражают своей точностью.

Не стоит забывать, что карты отличаются достаточно высокой стабильностью, в то время как планы Амазонки и Нила можно смело выбрасывать лет через пятьдесят после их опубликования. Реки эти настолько эффективно и быстро изменяют рельеф поверхности Земли, что от более старых документов толк есть только в исторической перспективе.

Географические описания, открытия

Все источники географической информации, рассмотренные выше, какие-то сухие, неинтересные. Куда увлекательнее почитать описание какого-то региона, местности или даже материка, написанное человеком, который все это открыл!

Шутки шутками, но описания и отчеты о географических (геодезических, биологических) исследованиях порой способны дать куда больше информации, чем самый подробный топографический план местности. Тем более что в последнем не отобразить некоторые неприятные особенности той или иной местности (малярию, встречающуюся в некоторых центральных областях Африки на каждом шагу, к примеру).

Тот список литературы по географии, который учащимся выдается в школе (например, Николина В. В. География, Поурочные разработки; Самкова В. А. Мы изучаем лес; Лесная энциклопедия: в 2 т./гл. ред. Г. И. Воробьёв), как раз-таки и сформирован благодаря трудам исследователей, в свое время заносивших все эти сведения на карту, находясь в самой гуще событий.

Краткие сведения об открытии Африки

Расскажем немного об истории открытия Черного континента. Конечно же, слово «открытие» здесь не совсем корректно: вот Австралия - да, с ней пришлось помучиться. В случае с Африкой были прекрасно исследованы прибрежные районы, где отлавливали чернокожих рабов и покупали у арабских торговцев слоновую кость, а вот о том, что же творится в глубине континента, не знал практически никто.

Все изменилось в XIX веке, когда в Африку прибыл легендарный Именно ему принадлежит честь открытия истоков Нила и великолепного озера Виктория. Мало кто знает, но исследованиями Центральной Африки в свое время занимался русский ученый В. В. Юнкер (в 1876-1886 годах).

Для коренного населения материка все это закончилось печально: основные источники географической информации (то есть карты), данные для которых с таким трудом и постоянной опасностью для жизни собирали все эти отважные ученые, начали активно использоваться работорговцами…

Итак, с картами и планами мы фактически закончили. Географические атласы относятся к той же категории. А какова роль современных источников географической информации? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим принцип совместного использования старых бумажных карт и навигатора, которым сейчас активно пользуются даже профессиональные географы и геологи.

GPS/ГЛОНАСС + карты

Следует отметить, что этот способ великолепно подходит для определения точности карт, атласов и топографических планов. Кроме того, данная методика удовлетовряет нужды историков, так как они могут воочию убедиться, насколько сильно изменилась местность, которую описывают в исторических хрониках современники тех или иных событий. Впрочем, литература по географии нередко содержит планы местности, которые не обновлялись с начала прошлого века.

Чтобы воспользоваться столь точным, но довольно трудоемким и несколько экстравагантным методом, вам придется выполнить трехкратную привязку (три разные карты) к одному и тому же участку местности:

  • Сначала найти более-менее современную карту или топографический план.
  • Желательно иметь при себе свежий аэрокосмический снимок исследуемой местности с топографической привязкой к системе координат.
  • Наконец, нужна та карта, сведения которой вы и собираетесь проверять.

Смысл данной операции в том, чтобы внести в память навигатора все три этих чертежа местности. Современные модели подобных устройств имеют достаточно мощный процессор и впечатляющий объем оперативной памяти, так что переключаться между картами можно будет мгновенно.

Определение маршрута следования

Прокладку маршрута лучше всего осуществлять, пользуясь современной картой или топографическим планом. Не советуем применять для этого старые документы. Вполне возможно, что на месте болота сейчас находится проходимая местность, а вот по опушке некогда редкого молодого леса вы пройти уже не сможете, так как у местности кардинально поменялась география. Карта - это хорошо, вот только в большинстве случаев такие документы не слишком-то точны.

Почему аэрофотосъемка и космические снимки предпочтительнее карт?

Но почему бумажные чертежи так уступают продуктам современных технологий? Дело в двух следующих причинах:

  • Во-первых, актуальность космической съемки или аэрофотоснимка в большинстве случаев намного выше. Когда еще картографы сподобятся провести очередную генерализацию новых данных и выпустят актуальные планы местности?
  • На снимках вы буквально в режиме реального времени сможете определять характеристики той или иной местности. На карте или даже топографическом плане породы деревьев в лесу будут отображены только схематично и лишь в общем порядке. Проще говоря, наткнуться на густой еловый пролесок посреди березняка вполне реально, а в условиях густого хвойного леса заблудиться куда проще.

Выбрав маршрут и сверившись с новыми снимками, рекомендуется обратиться к старой карте. Для чего такие сложности? Представьте, что вы являетесь биологом на полевом выходе. Вам нужно определить, насколько разросся лес, какие новые появились породы деревьев, сколько типов леса сменилось за все эти годы. Идеально подходит для решения всех этих задач простое наложение новой карты на ее старый аналог. Таким образом, все становится видно максимально наглядно.

Вот какие источники использует география. Карта - едва ли не самый главный из них, но при этом не стоит забывать, что за минувшие десятилетия наука и техника сделали огромный шаг вперед, а потому глупо не воспользоваться всеми современными достижениями.

Заключение

Вот вы и узнали, какие источники географической информации в настоящее время наиболее актуальны. Как ни странно, но мы до сих пор применяем все те же самые планы и карты, которые были изобретены еще до нашей эры. Конечно же, с поправкой на их современный вид.

Похожие публикации