Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Сценарий внеклассного мероприятия «Литературно-математическая дуэль. Сценарий поэтической дуэли "Пламени вспышка - слово!"

Жогова Рашида Исмаиловн а,

учитель русского языка и литературы школы-лицея №101

«Пламени вспышка – слово!»

Краткая аннотация . Конкурс состоял из 3 раундов. Участники поэтической дуэли в первом раунде рассказали о себе. Их визитной карточкой было любимое стихотворение. Во втором раунде поединка соперники разбивались на пары. У каждого из дуэлянтов в запасе три выстрела – стихотворения на определенную тему. Каждое прочитанное стихотворение - ответ на предшествовавшее ему стихотворение противника. О времени и о себе, о чувствах, о счастье, красоте размышляли поэты. По правилам дуэли в 3 раунд проходил один только дуэлянт из пары.

В 3 раунде «Поэтический экспромт» из зала предлагалась тема, которую победители в течение 15 минут должны были развить в полноценное поэтическое произведение. На помощь поэтам пришли секунданты. Зал предложил такие темы: добро и зло, любовь, ода сопернику, вечность. Жюри выбрало тему «Добро и зло»

Ключевые понятия: поэтическая дуэль, раунды, экспромт, красота, мир.

Цель мероприятия : приобщение учащихся к богатствам поэтического мира, развитие способности эстетического восприятия и оценки лирических произведений и явлений жизни, отражённых в них .

Описание работы . Работа отнесена к разделу «Сценарий воспитательного мероприятия».

Вызов на поединок приняли 12 начинающих поэтов школы. Победителями конкурса поэтическая дуэль «Пламени вспышка – слово!» стали старшеклассники Құрал Шалқар и Сычева Кристина.

Кроме поэтических строк, в рамках мероприятия звучали романсы, песни на стихи С. Есенина и другие музыкальные номера.

Сценарий конкурса поэтическая дуэль

«Пламени вспышка – слово!»

В гостиной мягкий полусвет. Трое ведущих сидят за столиком, на котором лежат альбомы, портреты, томики стихов, цветы. Горят свечи.

Ведущие начинают повествование.

Звучит «Элегия» Рахманинова.

За кулисами звучат слова на казахском, русском и английском языках о поэзии.

Учитель русского языка и литературы:

В мире всегда что-то изменяется... Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

1ведущий : Дорогие любители поэзии! Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о поэзии.

2 в едущий : Қайырлы кеш , жырсүйерқауым !

3 ведущий : Today we are here to talk about poetry!

1 ведущий: Мысль поэта, живая и трепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой, не разрушишь ее.

Рашида Жогова
Сценарий конкурса «Поэтическая дуэль «Пламени вспышка - слово!» Видео

В гостиной мягкий полусвет. Трое ведущих сидят за столиком, на котором лежат альбомы, портреты, томики стихов, цветы. Горят свечи.

Ведущие начинают повествование.

Звучит «Элегия» Рахманинова.

За кулисами звучат слова на казахском , русском и английском языках о поэзии.

Учитель русского языка и литературы :

В мире всегда что-то изменяется. Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

1ведущий : Дорогие любители поэзии! Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о поэзии.

2 ведущий : айырлы кеш, жырсйерауым!

3 ведущий : Today we are here to talk about poetry!

1 ведущий : Мысль поэта , живая и трепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой, не разрушишь ее.

2 ведущий : Поэзия – асиетті де діретті ым. Ол - адамны ішкі сезіміні тіл жетпес тылсымында жатан сем лемі. Жеке адамны ешкімге айтпас пия, астерлі ішкі сыры.

1 : Кто же такой поэт ? Давайте послушаем, что говорят об этом сами поэты .

(Сценка )

Входят Николай Гумилев, Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Абай, Шекспир, Игорь Северянин, Владимир Маяковский.

Николай Гумилев (обращается к окружающим) :

Я Николай Гумилев. Я считаю, что поэзия - такая же наука, как, скажем, математика. Без изучения поэзии нельзя писать стихи и правильно оценивать их. Этому надо учиться так же долго и усердно, как играть на рояле. Когда вы усвоите все правила и проделаете бесчисленные поэтические упражнения , тогда вы сможете, отбросив их, писать по вдохновению. Тогда, как говорил Кальдерон, вы сможете запереть правило в ящик на ключ и бросить ключ в море.

Марина Цветаева (входит и обращается к Брюсову) :

Извините, не посмотрите ли.

Брюсов :

Посмотрим, посмотрим. Стишки пописываете, Марина Цветаева (перелистывает, небрежно возвращает) .

Послушайте мои советы ("Юному поэту ".)

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета :

Первый прими : живи настоящим,

Только грядущее - область поэта .

Помни второй : никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни : поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта .

Так вы поняли, что главное : лелеять слово , оживлять слова забытые .

Мен жазбаймын ледіермекшін,

Жо-барды, ертегінітермекшін.

Ккірегісезімді, тіліорамды,

Жаздымлгіжастарабермекшін.

Блсздітасырпас, талаптыар,

Кілінікзіашы, сергекшін.

He, nor that affable familiar ghost

Which nightly gulls him with intelligence,

As victors of my silence cannot boast;

I was not sick of any fear from thence:

But when your countenance filled up his line,

Then lacked I matter; that enfeebled mine.

Цветаева :

Так кто же все-таки Поэт ?

И. Северянин :

Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен : я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! Я покорил литературу! Взерлил, гремящий, на престол! Я думаю, вы слышали о моем небывалом, невероятном, громкокипящем успехе. Уличное движение останавливали, когда я выступал в зале… А в Керчи, в Симферополе, на Волге лошадей распрягали, и поклонники на себе везли меня, триумфатора.

Марина Цветаева :

Ну, вот одна. Как обычно. (читает стихотворение "Моим стихам") .

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт ,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В Святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

(Подходит В. Маяковский и подает платок)

В. Маяковский :

Ну что вы? Мокрая, будто ее облизала толпа! Для кого вы стараетесь?

М. Цветаева : А вы кто?

В. Маяковский : Я поэт . Этим и интересен, об этом и пишу. Об остальном, если это отстоялось словом . (Читает стихотворение "Нате!") :

Через час отсюда в переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир .

Цветаева : Зачем же так грубо?

В. Маяковский (Оборачивается. Читает стихотворение "А вы смогли бы?") :

Я сразу смазал картину будней,

плеснувши краску из стакана,

Я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ,

а вы ноктюрн сыграть

смогли бы

на флейте водосточных труб?

(Отходит в угол. С потолка свисают звезды. Он глядит на них задумчиво) .

Послушайте, если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.

Все застыли.

2 : Біз бгін поэзияны жаа жлдыздарын жаамыз.

1 : У каждого из вас, сидящих в этом зале, у каждого человека в нашем огромном мире своё понимание поэзии, индивидуальное, принятое только им одним, и пусть для одного поэзия сравнима со свечой, а для другого с путеводным маяком – не важно. В нашем же зале горит свеча не случайно, потому как наш вечер посвящён поэзии, начинающим поэтам . Авторы - учащиеся нашей школы. Их голос пока ещё слаб, как это трепетное пламя .

2 :«Поэзия – адам ккірегіні е алыс ткпірлеріне дейін шымырлап-жаырып, шулап-буыранып жететін е слу жан сыры, ттас бір халыты басынан кешірген рухани міріні кркем тарихы.

3 :There are no indifferent people here. There are only those who have come here because of dictates of their hearts! Some of you can write their own verses, others like to listen to them.

1 :Представляем уважаемое жюри :

3 :Токсанбаева Шолпан Амреновна, доцент, кандидат филологических наук Карагандинского Государственного университета им. Е. Букетова.

2 : Жарылапов Жансая Жаназылы араанды Мемлекеттік Университеті каза дебиеті кафедрасыны мегерушісі, филология ылымыны докторы, профессор

1 :Харитонова Лариса Михайловна, доцент, кандидат филологических наукКарагандинского Государственного университета им. Е. Букетова

2 :Жмагелдин Жанайдар Шаймерденлы, аа оытушы, араанды МемлекеттікУниверситеті филология ылымдарыны магистранты

3 :Шильке Вячеслав Васильевич, магистрант филологических наук Карагандинского Государственного университета им. Е. Букетова

1 :Заместитель директора по научно-методической работе Жукенова Гульназ Эндуардовна

3 : Ученица Екатерина Габова

1 :Почетные гости : Рахимова Галина Сагандыковна - первый диктор Карагандинского телевидения . Ее узнают во всех городах СНГ и зарубежья, где она бывает, ведь повсюду встречаются карагандинцы, и для них она - привет из юности….

3 :Карагандинские поэты :

Шалкар Жалел Куандыкулы

Иосиф Вульфович Брейдо

Вениамин Алексеевич Лагай

Владимир Вишняков

Вадим Ким

Виктория Орешкина

(Ведущие по очереди.)

1 : Приглашаем на сцену наших дуэлянтов .

2 :ошемет крсетейік!

3 :Welcome!

1 : Мечтательная Наталья

2 :Екатерина

3 :Purposeful Роман

1 : Resolute Бексултан

2 :Аылы ке, жалындап транАйдосым

2 : Шалыан шабыт иесі Шалар

1 : Кристина

3 :Artistic Давид

2 :Тлабойытнан талант иесі Азалия

2 :Аылдаан а кілді Аглім

2 :Дарыны тал бойына жарасан сем

2 :Жасындай жарылдаан Жаслан

1 : Открыть наш поэтический вечер приглашаем поэта Шалкар Жалел Куандыкулы

Ведущие рассказывают об условиях проведения дуэли .

1 : А теперь мы хотим ознакомить вас с правилами дуэли .

Визитная карточка поэта . Каждый из участников дуэли представляется , рассказывает немного о себе, читает на выбор стихотворение, выбирает из зала секунданта, помощь которого ему в дальнейшем может пригодиться.

Жекпе – жек кезеі. Бл кезеде рбір атысушы аын тадап алан таырыбы бойынша дайындап келген ледерін ортаа салады. Дуэльге атысушылар жптасады . Аындара ойылатын шарт- таырыпты жан-жаты арастыра отырып, мн-маынасын ашуа баса назар аудару. ділазылар аласы жптарды ішіндегі жеімпаздарды анытайды. Жеімпаздараты сайыса атысады.

1 : Одно условие есть : стихи-выстрелы состоят из 8-14 строчек.

We want to intrigue you, so the rules of the third round will be announced later!

2 : Жекпе – жекті бастаймыз. Ортаа зіні визит карточкасымен Екатеринаны шаырамыз.

Визитная карточка дуэлянта . Выступают по очереди.

3 :Thank you for your visiting cards!

1 : Послушайте романс «Ночь светла» в исполнении Гольской Людмилы Викторовны из областной филармонии им. К. Байжанова.

Ведущие :

1 :И первыми сделает 3 выстрела пара, вытянувшая номер №1, - Наталья и Екатерина!

Тема для выстрелов - «Судьба и провидение »

2 :Жекпе – жектіжаластыратын жп №2 Адосым мен Шалкар!

Таырып : «Баыт» .

3 :Third pair will be Асем and Жасулан!

They have written verses about Kindness.

1 :Настала очередь четвертой паре – Роман и Бексултан!

Поэты будут размышлять «О себе и о времени»

2 : 5-жпты жекпе-жегінтамашалайы. Ортаа Акгулим мен Азалияны шаырамыз.

Таырып : «Тн слулыы мен жан слулыы»

3 :And 6th pair which is Kristina and David will finish the duel

The topic of performance is “War”

2 : «Шын поэзия жасырыныптран дние слулыыны шымылдыын сыпырып тастайды» - деген еді Шелли Хан. Поэзия – апас уыста тынысыды кеейтер таза ауа секілді дірет. Оны тсіне білу де -наыз нер. Бл – поэзия діреті.

Ортаа «Вальс» бишілерін шаырамыз.

3 :Жюри объявляет победителей 2 раунда.

И ими стали 6 начинающих поэтов : Шалар, Роман, Екатерина, Кристина, Азалия и Асем.

1 : Приветствуем победителей.

2 : «ле – сзді патшасы сз сарасы,

иыннан иыстырар ер данасы.

Тілге жеіл жрекке жылы тиіп,

Теп-тегіс, жмыр келсін айналасы»,- деп лы Абай атамыз айтандай, лемен сырларын суреттеп, рнектеген аындарымы келесі сыны да келіп жетті. Жекпе- жекті 3- кезеі - суырып салып айту- аынды абілетін крсету.

3 :And now it is time for the third round! Finalists will receive a topic which must be the topic of their future verses. They only have 15 minutes to complete the task. Thus, there will be 6 participants of the 2nd round and three of them will take the place. Moreover, you, our dear guests, should choose the topics. Please, we would like you to suggest your own themes and our assistants submit them to the jury, so they will choose the best for impromptu verse.

1. Тему определяет зритель! Мы вас слушаем. Помощники записывают и передают жюри. Жюри выбрало тему «Добро и зло» .

Поэты уходят и в течение 15 минут сочиняют произведения.

3 :Every poet is the whole world. Ones enjoy pictures of nature, the others convey storm of passion in their verses or tell readers about their true feelings and somebody does all these things. placeWe want to invite here Golskaya Lyudmila Viktorovna with her song "Green Sleeves"(Гольская Людмила Викторовна)

2 :Рахмет, Людмила Викторовна!

1 :Музыка и Слово . Они всегда рядом. Поэты прислушиваются к музыке своей души. Тот, кто любит Музыку, тот любит и Поэзию, тот любит и саму Жизнь. Послушайте в исполнении Копеевой Асель композицию М. Таривердиева «Воспоминание»

2 :Суырып салу кезеі. Аындарымызды з шыармаларын оуа жекпе – жектегі кезектері бойынша шаырамыз.

Поэты читают свои произведения.

3 :Thank you for your performance, dear poets! And now juryisgoingtoworkhard. They need to choose the winner of the 3rd round.

1 :Пока жюри совещается, о Музыке и Слове расскажет

Жанибек, который на стихи С. А. Есенина сочинил музыку. И получилась удивительная песня.

3. Let’s applaud Zhanabek for this wonderful song!

2 :Приглашаем на сцену Георгия , который споет о любви.

1 :Спасибо Георгию за душевную песню!

3 : This is the long-expected moment for us. Jury is going to announce the winners.

1 : Наступил долгожданный момент – награждение. Слово жюри .

3 : Приглашаем на сцену Асем Елубаевну , заместителя директора по воспитательной работе. Наши победители : Кристина и Шалар

1 : Поэзию любят красивые люди,

Поэзия делает землю красивей

2 : Поэзия – жастыы жалын шан,

Керемет сыра толы досым са.

3 : Poetry is a sword of lightning, ever unsheathed, which consumes the scabbard that would contain it.(Перси Шелли)

1 : До новых встреч!

2 : Келесі кездескенше, достар!

3 : See you, dear friends!

Послесловие

Вы скажете, что в наше цивилизованное время дуэли среди поэтов не приняты ?

Что ж, вы очень ошибаетесь. Они существуют! И доказательством служит проведенная поэтическая дуэль «Пламени вспышка – слово

Поэтический вечер удался благодаря сотрудничеству с Карагандинским Государственным университетом им. Е. Букетова, библиотекой НИШ, благодаря талантливым ученикам, учителям казахского, русского и английского языков, Областной филармонии им. К. Байжанова.

В сценарии частично использован материал сайта http://scenaristu.narod.ru/vecher/litkafe.html

Жогова Рашида Исмаиловна, учитель русского языка и литературы.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ПЕТРУШКА
АЛЕНКА
ПАРЕНЬ - он же СКОМОРОХ
ДЕВУШКА - она же СКОМОРОШИНА
(Впрочем, скоморохов в этом спектакле может быть и не два, а двадцать два. Или 7. Или 14. Короче, сколько театр пожелает).

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

СКОМОРОХИ:
Балалайка, балалайка,
Нам веселое сыграй-ка!
Ведь теперь, на этот раз
Про Петрушку наш рассказ.
Ну, избушка, ох, избушка!
У задорного Петрушки.
Много окон и дверей,
Да полным-полно зверей.
Серый котик Ерофей,
Поросенок Патрикей.
(Возможно, скоморохи при этом показывают маски животных. Или, может, вообще - целые картины вырастают в воображении скоморохов при их рассказе!)
Два барашка - Бим и Бом,
Петушок Пантелеймон.
Встав пораньше, чистит перья
Курочка его - Лукерья.
А за будкой у Полкана
Поселились тараканы -
Двадцать девять басурманов.
Ну такие хулиганы!
То дерутся, то поют,
А то кость у пса сопрут.
Умывается с утра
Вся Петрушкина семья.
Как обычно, чистят перья
Петушок с женой Лукерьей.
Чешут спинки Бим и Бом
Сразу где-то за углом.
Кот за молоко и кашу
Лижет с головы до ног Полкашу.
Тараканы гомонят -
Умываться не хотят.
Но зато с утра сияет,
Пятачком своим сверкает
Самый чистый из зверей
Поросенок Патрикей.
А потом уж по порядку
Все выходят на зарядку.
Тут, конечно, всех ловчей
Серый котик Ерофей.
А потом опять в избушку,
Будет их кормить Петрушка,
Всех за столик рассадив
И тарелки разложив.
Предлагает всем мышей
Щедрый котик Ерофей.
Патрикей зовет к корытцу -
Свежим пойлом угоститься.
Их никто не хочет слушать:
Кушать - только у Петруши!
Так вот и жила, друзья,
Эта славная семья!
СКОМОРОХ: Но однажды, ребята, вот что случилось… (Скоморошине).
Ладно, а теперь ступай. Дальше я сам расскажу.
СКОМОРОШИНА: А про Аленочку? Можно, я о ней ребятам поведаю?
СКОМОРОХ : Как-нибудь в другой раз. Ступай!

(Если есть еще скоморохи, то этот гонит и их: «И вы ступайте. Я сам, сам теперь!»
СКОМОРОШИНА уходить не желает. СКОМОРОХ показывает ей кулак. Она ему два. Он ей - оба кулака и угрожающе занес ногу. Она соображает, как ответить на этот раз и, ничего не придумав, фыркает и, показав ему язык, наконец сердито уходит.
СКОМОРОХ открывает занавес, за которым декорация сельской улицы. На переднем плане забор и под ним скамейка.)

СКОМОРОХ: Так вот что, значит, случилось как-то, ребята…

И тут из-за забора ПЕТРУШКА вынырнул, да ка-ак треснет его большущей книгой по голове. И опять спрятался.

СКОМОРОХ : (схватившись за голову и шатаясь). - Ох! Да кто ж это меня так погладил, славную шишчонку на головенке наладил? Говорите, Петрушка? Ах, вот оно что! Ла - адно! Ну, сейчас я ухвачу этого поросенка - или за пятачок или за колпачок! (Присел на скамейку, глядя вверх и приготовил руку, чтобы схватить Петрушку).
Дорогие зрители! А сейчас я вам расскажу…
(Тишина). Хм! (Чуть привстал). Расскажу о том, как… (Тишина). А, ладно! (Наконец поднялся во весь рост спиной к забору). Итак, ребята, сегодня у нас в театре… (И опять выскочил ПЕТРУШКА, треснул его книгой по голове и исчез.)
(Присев и схватившись за голову). Та-ак!.. А вот подросла и сестренка - малюсенькая, вторая шишчонка! (Сердито). Эй, Петрушка! А ну, кончай хулиганить!
(Выскочил ПЕТРУШКА).
ПЕТРУШКА : А я вовсе не хулиганю - я стихи сочиняю!
СКОМОРОХ: Сти-хи?!
ПЕТРУШКА: Ага! Чтобы стихи Петрушкины были, как у самого Пушкина! (Потряс книгой). Ох, и забористо же, чертяка, пишет! Вот я и залез на забор - чтоб и у меня забористо вышло!
СКОМОРОХ: Я-асно. Своей, значит, башкой сочиняешь, а на моей стихотворный такт отбиваешь?
ПЕТРУШКА: Не-е! Это я тоненько намекал, чтобы ты мне сочинять не мешал.
СКОМОРОХ: Да-а, тонкий намек. Вот только шишки, боюсь, будут толстенькие.
ПЕТРУШКА : Ладно, все, рот закрыть, молчать! Гениальный Петруша суперстихи будет слагать!
(Расхаживает, бормоча: «Как у леса на опушке танцевали две лягушки… Нет. У Петрушки на макушке целовались две лягушки…Опять нет. Две лягушки на макушке ели сладкую ватрушку…Да не, не, не то все…Двум чудесным лягушам настучали по ушам». (Сердится). Ррр! Не выходит! (Скомороху). Эй! И как не стыдно тебе молчать? А ну-ка, научи меня стихи сочинять!
СКОМОРОХ : Да зачем тебе стихи-то, Петрушка?
ПЕТРУШКА : А у меня дуэль скоро.
СКОМОРОХ: Ду-эль?!
ПЕТРУШКА: Да!
СКОМОРОХ: Ну и ну! И с кем же?
ПЕТРУШКА: А гуляла тут вчера девушка одна с парнем. Такая краси-ивая-а! Обалденные глазки, улыбается мило - тут же мне, короче, сердце разбила, одни черепки остались.
СКОМОРОХ: Неужели?
ПЕТРУШКА: Не веришь? Смотри. (Постучал себя по груди, там - звякает). Вот.
СКОМОРОХ : Н-да-а…
ПЕТРУШКА: От такой любви Петрушке хоть башкой ныряй в кадушку! Ну а парнишка -то этот все ей стихи шпарил, как ненормальный. Ну, я тут, короче, не вытерпел, да и сказал, что ему, мол, до поэта Петрушки - как до ближайшей африканской опушки. И на стихотворную дуэль-то его, в общем, и вызвал.
СКОМОРОХ( оторопел). - На дуэль? Стихотворную?!
ПЕТРУШКА : Да! Сражаемся здесь, сегодня, в трех шагах друг от друга.
СКОМОРОХ: Да ох, ты, елки-моталки, орлы, соловьи, да галки, куры да петухи - но сам ведь сознался, что не умеешь писать стихи!
ПЕТРУШКА : (виновато вздыхает). - Не умею…
СКОМОРОХ: А кто ж тебя тогда за язык-то тянул? «Дуэль!»
ПЕТРУШКА: Что делать? И на Петрушку бывает прорушка… То есть на Петруху проруха. Так ты научишь меня стихи сочинять?
СКОМОРОХ: И рад бы, да я и сам не умею.
ПЕТРУШКА: Эх! Ну что ж, раз помощь от тебя не так велика, как от козла молока - потащусь-ка на сеновал, чтобы никто мне сочинять не мешал. (Задрав глаза к небу и что-то вполголоса завывая, исчез за забором).
СКОМОРОХ: (чешет затылок). - Ну и ну-у! Вот дела-то! Дуэль!
(Появилась АЛЕНКА с ведрами, полными воды).
АЛЕНКА: (напевает негромко).
Я хожу по улочке,
И никто не знает,
Что лишь о Петрушечке
Душа моя страдает!
(Наконец заметила Скомороха, испуганно). Ах!
СКОМОРОХ: О, привет, Аленка!
АЛЕНКА : Здравствуйте… (Поставила ведра). Вы…вы не слыхали сейчас мою песенку?
СКОМОРОХ : Песенку твою? Не-а! Ни сном, ни духом, ни левым, ни правым ухом. А что?
АЛЕНКА: Да так…Скажите…а это не Петруша только что убежал?
СКОМОРОХ: Он самый. Нет, ты представляешь, Аленка - влюбился ведь наш Петрушка!
АЛЕНКА: Ка…как влюбился? И …в кого?
СКОМОРОХ: Да в девушку тут одну.
АЛЕНКА: В девушку?..
СКОМОРОХ: Ну! Так мало того - он же еще из-за нее, чудак этакий, и дуэль затеял.
АЛЕНКА: (схватившись за сердце, ахнула). - Дуэль?!
СКОМОРОХ : Ну да. Стихотворную. С пареньком одним.
АЛЕНКА: Понятно…(Отвернулась).
(Пауза).
СКОМОРОХ: Да ох, ты, елки-моталки, турники да скакалки, кочки, пни да березы - а у Аленки-то слезы! Да что это с тобой, Аленка? (Лишь сейчас стал догадываться). Да ты…ты…любишь никак Петрушку?
(Аленка молчит).
(Ласково). Да уж мне-то скажи. Ведь я же к тебе всегда с добром. Любишь его, Аленка?
(Аленка кивнула).
И давно?
АЛЕНКА : Очень.
Ах, почему ж в упор ты
Не видишь девчонку,
Тихую да скромную
Соседку Аленку?
Может, я и глупая,
Может, и дурнушка,
Но, поверь, мне счастья нет
Без тебя, Петрушка.
Да, я простая девчонка
И что же?
И у Аленки
Есть сердце тоже.
Я хожу по улочке,
Глаз не поднимая.
Неужели жить одной -
Мне судьба такая?
(Вздыхает, Скомороху). Но только о любви моей вы ему, пожалуйста, ни словечка - ладно?
СКОМОРОХ: Шапочкой этой клянусь, Аленка! (Швырнул шапку оземь). Эх, ты, елки-моталки, учебники да шпаргалки, бури, снега да метели - да чтобы у меня штаны у всех на виду слетели!
АЛЕНКА: И еще…Знаете, мне по душе больше, когда меня Аленушкой кличут.
СКОМОРОХ : Аленушкой?
АЛЕНКА: Да. Мамочка когда-то так меня величала. (И задумалась тут глубоко АЛЕНКА - маму, видать, вспомнив.

СКОМОРОХ удалиться хотел тихонько, а навстречу ему СКОМОРОШИНА).

СКОМОРОШИНА: Что это с нею?
СКОМОРОХ: Тссс! Маму вспомнила!
СКОМОРОШИНА: (понимающе). - А-а-а-а!
СКОМОРОХИ: (в зал, негромко и доверительно).
Прошлым летом случилось, ребята, это.
Пошли родители ее за грибами -
Да так и пропали!
То ли в болоте сгинули,
То ль в лесу заблудились.
Ну а то, может, в брюхе у волков очутились -
Бог знает! Но только малый братик у Аленки остался, который души в ней
не чает. Некогда девчушке теперь сидеть на печи -То братику Ване надо печь калачи,
То телочку покормить, то кошку,
Да и уточкам зерна подсыпать немножко.
Опять же сад на ней, огород.
Дел, короче - невпроворот.
Ох, и нелегко, ребята, Аленке -
Бедной, разнесчастной девчонке!
Ладно, пойдем, не будем мы ей мешать
Батюшку да матушку вспоминать.
(Уходят на цыпочках).
(На заборе появился ПЕТРУШКА с гармошкой).
АЛЕНКА: (радостно). - Здравствуй, Петруша!
ПЕТРУШКА: (недовольно). - Ступай, Аленка, ступай! К дуэли готовиться не мешай!
(АЛЕНКА грустно уходит с ведрами).
Ну никак не лезут стихи в голову! Но, может, с любимой моей гармошкой полезут быстрей немножко? (Какое-то время негромко играет, пытаясь подобрать рифмованные слова под ту или иную мелодию). «Налетает любовь…расцветает морковь, красненькая, как кр-ровь!» Не - а, не то! «Голубые небеса…жареная колбаса!» Вообще не то! «Больше арбуза, нежнее груши сердце Петруши, сердце Петруши-и!» Опять не то!
(Появилась ДЕВУШКА). Ой, она, девушка! Ладно, уберу-ка пока гармошку, да причешуся немножко. (Нырнул за забор).
(ДЕВУШКА присела на скамейку).
(Вынырнул). Ниж-жайшее почтение и глубочайшее уважение!

ДЕВУШКА (испугалась). Кто, кто тут?
ПЕТРУШКА: Я, Петр-руша!
ДЕВУШКА (улыбнулась). А, дуэлянт! Ну и что же вы тут делаете?
ПЕТРУШКА : Я? А я тут живу.
ДЕВУШКА : На заборе?
ПЕТРУШКА: Не, за ним сразу. А пока дружок ваш носит где-то кудри свои, да кости - пожалте к Петруше в гости! Я гостей всегда привечаю, веду за стол и наливаю им чаю.
ДЕВУШКА: Благодарю вас, но…
ПЕТРУШКА: А не хотите чаю - так сыграю, чтоб не скучали!
(Достав гармошку, играет задорно). Ну - и как, по-вашему, я играю?
ДЕВУШКА: (с невольным восхищением). Да - а! Да вам бы с ней с концертами выступать.
ПЕТРУШКА: Раз плюнуть. Да не люблю зря гармонь трепать. Так что редко, редко играю - лишь когда красоту этакую встречаю. Эх! Да я…я…да я б для таких-то ушек играл с раннего утра и до вечерних лягушек. Все, что хочешь, все, что надо - вальсы, польку иль ламбаду! (Играет зажигательно).
ДЕВУШКА: Ну, а если вы еще и стихи сочиняете, так же, как на гармошке играете…
ПЕТРУШКА: Надеюсь.
ДЕВУШКА: Тогда вам нечего дуэли бояться.
ПЕТРУШКА : Да не боюсь я! Еще чего!
ДЕВУШКА : И зря. Ведь паренек-то этот - настоящий поэт. Профессиональный. У него даже книжки выходят.
ПЕТРУШКА: Все равно не боюсь!
ДЕВУШКА: (примирительно). - Ладно, тогда, пожалуйста, прочтите что-нибудь из своих стихов.
(Пауза).
(Удивленно). Ну - чего ж вы молчите?
ПЕТРУШКА : Прочитать? Свое?
ДЕВУШКА: Ну конечно, свое.
ПЕТРУШКА: Я понял. Свое. Я понял.
ДЕВУШКА: Вот и прочтите. (Пауза). Ну - чего же вы?
ПЕТРУШКА : Робею.
ДЕВУШКА: Чего же?
ПЕТРУШКА: Сказать?
ДЕВУШКА: Конечно.
ПЕТРУШКА: Красоты вашей я робею, ну никакими стихами неописуемой.
ДЕВУШКА: Подлиза. Подлиза и вруша. Не умеете, поди, сочинять стихов - оттого и молчите.
ПЕТРУШКА : Мычите?
ДЕВУШКА: Молчите. Ну, в молчанку играете.
ПЕТРУШКА: В мочалку?
ДЕВУШКА: Ну вот. А теперь еще и глухим прикинулся. Эх, вы! Тоже мне, поэт!
ПЕТРУШКА : (вскинулся). - Поэт, да! И большущий- пребольшущий. Во какой!
ДЕВУШКА: Неужели?
ПЕТРУШКА: Да! Мне по наследству талант достался. Да вы хоть знаете, какие у меня предки?
ДЕВУШКА: У вас? И какие ж?
ПЕТРУШКА: А о Пушкине вы слыхали?
ДЕВУШКА: Александре Сергеевиче? Конечно.
ПЕТРУШКА: Ну а фамилия его вам известна?
ДЕВУШКА: (озадачена). - Кого - Пушкина?
ПЕТРУШКА : Пушкина!
ДЕВУШКА: (неуверенно). - Ну, Пушкин…
ПЕТРУШКА: А вот и нет! Петр-рушкин!
ДЕВУШКА: Неужели?
ПЕТРУШКА : Исторический факт. Доказано всей наукой и, что гораздо важнее - лично мною, что это мой прапрапрапрапрапра-дедушка.
ДЕВУШКА: А почему же писал он тогда, что он Пушкин?
ПЕТРУШКА : Да ленился он полностью-то писать (водит рукой): Пет-руш-кин. Вот и сокращал постоянно: Пуш-кин!
ДЕВУШКА : Что-то не верится…Да вы, наверное, просто дуэли боитесь, оттого и несете Бог знает что.
ПЕТРУШКА: Да не боюсь я!
ДЕВУШКА: Ладно, раз своих стихов читать не хотите, то почитайте тогда, что ли, хотя бы стихи (с иронией) своего родного прапрапрапрадедушки. Уж их-то, надеюсь, вы помните?
ПЕТРУШКА : О, еще бы! Да вот хотя бы…(Завывает).
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря.
В темнице там царевна тужит,
А ей Петрушка верно служит…
ДЕВУШКА : А вы уверены, что Петрушка? А по-моему, серый волк ей там верно служит.
ПЕТРУШКА: А, да, да, да! Ошибся. Ну конечно, волчара.
Ладно, теперь вот отсюда двину.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Петрушка там на курьих ножках
Стоит…
ДЕВУШКА: (хохочет). На чем, на чем он стоит? На курьих ножках? Ха-ха-ха!
ПЕТРУШКА: Смеетесь? Весело? Все, я обиделся! (Играет на гармошке что-то грустное).

(Появился кудрявый ПАРЕНЬ. Они его не замечают. Прислонившись к забору и скрестив на груди руки, он мрачно слушает).

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

(Те же, там же. Петрушка продолжает играть).

ПАРЕНЬ (наконец подошел): Ха! Да тебе на кладбище лишь играть.
ПЕТРУШКА : А тебе…тебе…а тебе под музыку мою там лежать!
ДЕВУШКА: (аплодирует). Браво! (Петрушке). Один - ноль в вашу пользу.
ПАРЕНЬ: Или на паперть бы шел играть - милостыньку собирать.
ДЕВУШКА : Один - один.
ПЕТРУШКА: А ты…ты…на свалке читал бы свои стихи, где мухи лишь да жуки - тут же протянут лапки с тоски!
ДЕВУШКА: Отлично. Два - один.
ПАРЕНЬ:
Красный нос - как пятачок
У сердитой хрюши.
Что играет, что острит -
Невозможно слушать.
ДЕВУШКА: Два - два!
ПЕТРУШКА: А ты…у тебя…
ПАРЕНЬ:
Вот пустая голова -
Не находятся слова.
Раздается лишь мычанье,
Да и то едва-едва.
ДЕВУШКА: Три - два!
ПЕТРУШКА : А ты…ты…
ПАРЕНЬ:
Да любая бы корова
Отыскала два-три слова.
Этот же ни бэ, ни мэ.
Ни сравненья, ни мыслишки,
Ни какой-нибудь рифмишки
В красноносой голове.
ДЕВУШКА: Превосходно! Четыре - два. (Петрушке).
Так, ваша очередь.
(ПЕТРУШКА, задрав глаза к небу и шевеля губами, лихорадочно пытается что-нибудь сочинить).
ПАРЕНЬ:
Ну и ну! Вот так поэт!
Хоть бы хрюкнул что в ответ -
Хочется послушать.
Нет - молчит, как сивый пень
Пустоцвет Петруша.
ДЕВУШКА : Пять - два! Все, победил он. За явным
преимуществом. (Поднимает руку Парня).
ПАРЕНЬ: Заслуженный поцелуй победителю. (Показывает на свою щеку).
ДЕВУШКА: С удовольствием! (Целует его).
ПЕТРУШКА: Ну уж не-ет! (Достает книгу). Такие игрушки не проходят с Петрушкой! А ну, братец, получай в лоб - не сердил впредь Петрушку чтоб! Теперь держи справа, башка кудрява!
(ПЕТРУШКА замахивается ногами, словно пытаясь пнуть, а когда ПАРЕНЬ отдергивает руки от головы, обороняясь, то бьет его книгой по голове).
Ну а чтобы стало поровну, пять на пять - вновь по котелку хвать!
ПАРЕНЬ: Чего он дерется? Это нечестно!
ДЕВУШКА : Что вы делаете?!
ПЕТРУШКА :Арифметикой прикладной занимаюсь. Шесть - успевай книжку прочесть! Семь! Да благословят меня небеса причесать тут одному волоса…Номер восемь нижайше отведать просим! Теперь хлоп тебя по затылку - чтоб не лез не в свою бутылку! Ну и наконец номер десять позвольте очень нежно отвесить! Все! Десять - пять в мою пользу. Поцелуй в студию!
ДЕВУШКА: (в негодовании). Но это нечестно! Да это…это… Ну нельзя же так! (Парню). Все, уходим отсюда! (Петрушке). Я уважаю поэтов - ясно? Поэтов, а не драчунов и хулиганов! (Парню). Идем!
(Решительно уводит его).
ПЕТРУШКА: (топнув ногою). И все равно я лучше его поэтом заделаюсь! Через год опять вызову его на дуэль - да и!.. А пока…пока…Пока я в Москву отправлюсь! Да! Вот именно! К самому лучшему, наиотличному, великому поэту столичному! Приду, повалюсь ему в ноги прямо с пути-дороги, да как зальюсь смехом!.. то есть слезами! Скажу: - О, наипервейший в России поэт! Не дай же увять мне, цветку Петруше, во цвете золотых моих лет! Обучи, Христа ради, меня стихам! А не то я, цветочек нежный, тебе по башке ка-ак дам!.. Ой, нет, не так…Но что-нибудь непременно ему скажу. И вот тогда-то…тогда…(Швырнул колпачок оземь). Новая дуэль! Через год! Не на жизнь, а насмерть!.. В общем, все, а теперь - в Москву! В Москву!..
(Вырастает табличка «На Москву». Мелькают пейзажи, поезда, деревни…И под бодрую, маршевую музыку он уходит.
Появились СКОМОРОХИ).

СКОМОРОХИ:
И пошел, пошел в Москву -
Разгонять печаль-тоску.
Поволокся он в столицу
Чтоб стихи писать учиться.
День идет, два, три, четыре дня…
Вон уж и Москва видна.
Москва, Москва!..
(Музыка о Москве - возможно - «Конфетки-бараночки, словно лебеди саночки!..» Скоморохи под нее танцуют. Остановились).
И вдруг…вдруг, ребята…
Вспомнил лишь сейчас Петрушка
О своих родных зверюшках!
Что дома-то одни там остались,
Хозяина не дождались!
И пока в Москву шел Петя
Звери уж, поди, при смерти.
И тут, ребята, он вдруг представил себе, да так ярко-ярко…
Тощий пес прикован цепью,
Исхудал петух с Лукерьей.
Кот ослаб, печаль в очах.
Патрикей совсем зачах.
Плачет Бом, и вслед за ним
Заревел худышка Бим.
Тараканы с голодухи
Добрались до дохлой мухи.
Все с тоской глядят на дверь -
Где ж хозяин их теперь?
Нет еды, пустые кружки…
Или бросил их Петрушка?
Горько, горько плачут звери -
Никому уж нет доверья.
Нет Петрушки - подлеца!
Остается ждать конца…
И тогда…тогда, ребята…
Тут же вмиг домой Петрушка,
Чтоб успеть помочь зверюшкам.
Вновь оврагами, полями,
Перелесками, холмами…
Сам в пути не ест, не пьет,
Лишь бежит, да слезы льет.
И к дверям, измучен гонкой.
(ПЕТРУШКА торопливо подбегает к дверям своего домика).
А навстречу - глянь! - Аленка!
(Из дверей выходит АЛЕНКА).
ПЕТРУШКА: Ты, Аленка?
АЛЕНКА: Я, Петруша.
ПЕТРУШКА: Как мои?!
АЛЕНКА: Дала покушать.
ПЕТРУШКА( радостно): Так они не голодны?
АЛЕНКА: Раздались за эти дни!
Поросенок Патрикей
Ну такие наел щеки -
Не увидишь и ушей!
Курочки давным-давно
Воду пьют, клюют зерно.
Молочишко у кота
Плещет прямо изо рта.
ПЕТРУШКА: Ну а как же Бим и Бом?
АЛЕНКА: Так храпят - трясется дом!
ПЕТРУШКА : Так. Теперь мой друг Полкаша?
АЛЕНКА: В будке спит, откушав каши.
ПЕТРУШКА: Тараканы - хулиганы?
АЛЕНКА: Спят, наевшись, в конуре над Полканом на стене.
Так что не печалься, Петруша. Я как услыхала, что зверюшки твои плачут от голода - сюда сразу. Лишь одно грызет всем душу…
ПЕТРУШКА : Что?
АЛЕНКА: Все тоскуют по Петруше.
ПЕТРУШКА: Ясно! Ну а о своих, о своих-то не забыла зверюшках?
АЛЕНКА: Ой, ну что ты! Я ведь ухватистая. И тут кручусь, и там успеваю - так что враз на оба двора поспеваю.
ПЕТРУШКА: Вот спасибо тебе…Аленушка!
АЛЕНКА: А х!
ПЕТРУШКА: (любуясь ею). Как же раньше не замечал я, какая ты прелесть, Аленушка? Где были мои глаза?
Есть ли сердечко добрее,
Есть ли улыбка милее,
Чем у Аленки, соседки моей?
Как хорошо-то мне с ней!
Есть ли заботливей ручки,
Есть ли проворнее ножки,
Чем у Аленки, соседки моей?
Как хорошо-то мне с ней!
(Задумчиво). Так вот, значит, она какая - любовь-то…
АЛЕНКА : (затаив дыхание). И…и какая ж она, Петрушечка?
ПЕТРУШКА: А это когда сердце само поет, ну а стихи-то из него так и сыплются, как горох из мешка с дыркой. Во, во…опять! (Голосит).
Натянувши колпачок,
Побежал, как дурачок.
Полетел скорей в столицу,
Чтоб стихи писать учиться!..
Ну все, все, сердечко! Угомонись, глупенькое!.. Ну да постой же!..
(Голосит).
И не понял дуралей,
Бестолковенький Петрушка,
Что Аленки нет милей,
Нет чудеснее подружки!
(Испуганно). Ой, да как бы остановиться? (Зажимает себе рот. Борьба с ладонью). И…ап!...и…ап!..
(СКОМОРОХИ охают, ахают, всплескивают руками - сочувствуют бедолаге).
(Голосит).
И…и вот что я нашел в той девчушке?
Ну, носик, ну, глазки, ну, ушки…
Ай! Спасай же, Аленка, меня, спасай!
АЛЕНКА: (и она испугана). Тебя? Как? Как, Петрушечка?
ПЕТРУШКА: Что-нибудь говори скорей, да меня перебей!
АЛЕНКА : Зачем?
ПЕТРУШКА: Да я ж так тебя люблю, что рот закрыть не могу!
Ой! Вот! Опять, снова!.. (Голосит).
Нет в мире лучше девчонки
Милой и доброй Аленки!
АЛЕНКА: (в ужасе затыкает ему рот, голосит). - А уж как дома, дома-то по тебе, Петруша, соскучились!
ПЕТРУШКА : Ммм?
АЛЕНКА: Угуммм!
ПЕТРУШКА: (понимающе). Ммм!
АЛЕНКА : Ага! Все-все-все по тебе тоскуют!
ПЕТРУШКА : Фу-у…Ну а я-то, я-то, Аленушка, по моим как соскучился! Эх! (Да как свистнет молодецким посвистом!)
СКОМОРОХИ:
Тут слетелась, гомоня,
Вся Петрушкина семья.
Завизжали Бим и Бом,
Завопил Пантелеймон.
Патрикей навстречу мчится -
Звонко цокают копытца.
Кот запрыгнул на плечо
И целует горячо.
А Полкан слегка напрягся.
Как какой-то богатырь.
Да, к испугу тараканов,
Будку с места своротил!
Но и это не конец.
Не-ет, мальчишки и девчонки!
Потому как появились
Вдруг…родители Аленки!
Они в чаще заблудились,
А потом и простудились.
Год лежали без сознанья
В домике у лесника.
Помогла спастись от смерти
Им Всевышнего рука.
Услыхали шум соседи -
Набежали, как медведи.
Кто с гитарой, кто с гармошкой,
Кто умел играть на ложках.
А один, совсем уж пьяный
Приволок фортепиано.
Кто-то в шутку крикнул: «Горько!»
Покраснела тут Аленка.
А Петрушка молодец.
Взял ее - и под венец!
В общем, верьте иль не верьте -
Заплясали люди, звери.
Загудело все село.
То-то было весело!
Подмигнув, пригладив перья,
Пляшет петушок с Лукерьей.
Бим и Бом с одной овечкой
Пляшут где-то недалечко.
Поспевает за сестренкой
И Ванюшка - брат Аленки.
Пес Полкан, с цепи отпущен,
Изливает в танце душу.
Не щадя своих когтей,
Скачет котик Ерофей.
Пляшут утки, пляшут кони,
И паромщик на пароме,
Тараканы, и быки,
Малышня и мужики.
Даже вроде где-то в сенцах
В пляс пустились два младенца.
Позабыла их сестрица -
В хоровод ушла кружиться.
Ну а лучше всех зверей.
Что зверей! Да и людей!
Так, что все могли дивиться -
И ребята, и девицы,
В небе стая лебедей.
Так вот глазками сверкая,
Пятачком своим сияя,
Жарче всех плясал на свадьбе
Поросенок Патрикей!
(Музыка, танец. Наконец, прощаясь со зрителями, актеры утанцовывают со сцены).

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ «НАШ ПУШКИН» (ЛИТЕРАТУРНАЯ ДУЭЛЬ)

Наумова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Организация свободного времени студентов – очень важная часть воспитательного процесса. Внеклассная работа по литературе не только служит одним из наиболее эффективных средств формирования личности студента, но и создаёт речевую среду, содействующую приобретению речевых умений и навыков студентами, развивает их художественную самодеятельность, творческие способности, оказывает неоценимую помощь в сплочении коллектива.

Литературная дуэль – это увлекательная, познавательная игра, укрепляющая и углубляющая знания ребят.

Название учебного предмета – литература.

Тема: « Наш Пушкин»

Форма мероприятия: массовая

Вид мероприятия: литературная дуэль (по произведениям А. С. Пушкина)

Цели мероприятия:

    Повторение и обобщение материала по творчеству А. С. Пушкина.

    Воспитание чувства любви к чтению.

    Развитие познавательных, творческих способностей, эстетического вкуса обучающихся.

Оборудование:

    Компьютер, экран.

Презентация: на слайдах названия конкурсов, задания, ответы,

иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина.

2.Портрет А. С. Пушкина

3.Выставка произведений А.С.Пушкина.

Девиз : « Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу».

Ход мероприятия.

Слово учителя. Дорогие друзья! Сегодня мы с вами проводим литературную дуэль по произведениям А. С. Пушкина. Вы будете свидетелями встречи двух команд: «Пиковая дама» (гр.3-13 и 4-13) и «Капитанские дети» (гр.8-13 и 7-13.).

Болельщики должны сесть там, где будет находиться их команда. Устраивайтесь поудобнее и будьте готовы принять самое активное участие в дуэли, чтобы помочь своей команде в победе.

Взвешивать находчивость, умения и знания будет жюри в составе…

Пусть у нас будет настоящая литературная дуэль - серьезная, остроумная и находчивая.

Победят самые дружные. Победят самые настойчивые. Успеха командам.

1-ведущий: Из русской классической литературы нам известен дворянский ритуалов того старорусского времени - дуэль. Наиболее точное определение данному действу дал русский военный писатель начала XX века П. А. Швейковский: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами, смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя ».

2-й ведущий: Дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов, порой дистанция между дуэлянтами колебалась от 3 до 25 шагов, встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, русские дуэлянты из оружия в своем большинстве предпочитали в основном пистолеты.

1-ведущий: Долгое время правила эти были негласными и только в 1894 году, в самом конце царствования Александра III, поединки были официально разрешены.

2-й ведущий: Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно было не принимать и кого не принято было вызывать) считались:

    Лица, опозоренные в общественном мнении (шулера; ранее отказавшиеся от дуэли; подавшие жалобу на обидчика в уголовный суд);

    Сумасшедшие;

    Несовершеннолетние, т. е. не достигшие 21 года (кроме женатых, студентов и служащих - вообще же четкой границы не было);

    Лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (т. е., как правило, представители простого народа);

    Должники по отношению к своим кредиторам; близкие родственники (до дядей и племянников включительно);

    Женщины.

1-ведущий: Защищать честь женщины был обязан ее естественный покровитель. Необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины являлось ее нравственное поведение - то есть за женщиной, известной легким поведением, справедливо не признавалось право на защиту от оскорблений.

2-й ведущий: Наиболее сложным вопросом всегда считался вопрос о степени тяжести нанесенных оскорблений. Степени оскорблений подразделялись на три основных категории:

    Легкие, если оскорбление пусть и особо язвительное, но затрагивает несущественные стороны личности - внешность, манеры, привычки и т. д.; в таком - случае оскорбленный мог выбрать только вид оружия;

    Средней тяжести, если оно соединено с бранью; тогда оскорбленный мог выбрать вид оружия и способ дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти);

    Тяжелые, если оскорблению сопутствовали рукоприкладство или особо тяжкие, порочащие обвинения; в таком случае потерпевший выбирал вид оружия, способ дуэли и назначал расстояние.

1-ведущий:

По подсчетам подсчетами дуэлей с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских.

Секундант: Оскорблённый и оскорбитель до дуэли не должны были встречаться и общаться между собой. Чтобы договориться об её условиях, каждый из них приглашал одного или двух своих представителей - секундантов. Он выступал в двоякой роли: он обеспечивал организацию дуэли, отстаивая при этом интересы своего подопечного, и являлся свидетелем происходящего.

Дуэльные кодексы рекомендовали выбирать секундантов из числа равных по положению людей, не являющихся заинтересованными в исходе дела и ничем не запятнавших свою честь. Секундантом нельзя было выбирать близкого родственника, своего или противника, а также одного из тех, кого непосредственно затрагивало нанесённое оскорбление.

В своих переговорах секунданты обсуждали возможность примирения и, если таковое оказывалось недостижимым, организацию дуэли, в первую очередь, те технические детали, которые не определял оскорблённый согласно тяжести оскорбления: вид дуэли (до первой крови, до серьёзного ранения, до смерти одного из участников и так далее), в движении или без, барьерное расстояние, очерёдность стрельбы и так далее. Основной задачей секундантов на этом этапе считалось договориться о таком порядке дуэли, при котором ни одна из сторон не имела бы явного преимущества.

Если секундантам не удавалось договориться об условиях дуэли между собой, они могли совместно пригласить уважаемого человека выполнить функцию третейского судьи. Обычно на дуэль приглашался также врач, для удостоверения тяжести ранений, констатации смерти и оказании безотлагательной помощи раненым.

Стихотворение в исполнение студента

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю; прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

(А.С. Пушкин)

1-ведущий: Ребята, кто написал это стихотворение? (А.С. Пушкин). Жена знаменитого историка Николая Карамзина Екатерина Андреевна писала князю Петру Вяземскому: "Пушкин всякий день имеет дуэли."

2-ведущий: Поэт был отменным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым.

Впервые Пушкин вызвал на дуэль своего дядю со стороны матери Павла Ганнибала, внука того самого "арапа Петра Великого". Поэту тогда было 17 лет, он гостил у дяди в селе Вознесенское Опочецкого уезда. Ганнибал на балу отбил у племянника барышню Лукашову, в которую молодой поэт был влюблен. Пушкин тут же вызвал обидчика на дуэль. Но друзья и родные уговорили вспыльчивого юношу помириться. А дядя сочинил экспромт.

1-ведущий: В 1817 году гусар Каверин был едва ли не первым человеком, с которым Пушкин дружил, хотя с ним же чуть и не подрался на дуэли из-за сочиненных им шуточных стихов "Молитвы лейб-гусарских офицеров". Командир гвардейского корпуса Васильчиков принял меры к примирению поссорившихся.

2-ведущий: В сентябре 1819 г. Пушкин дрался с Кондратием Рылеевым. В Петербурге кто-то пустил слух, будто бы Пушкина высекли в тайной канцелярии, а Рылеев имел глупость повторить эту сплетню в светской гостиной.

Впоследствии за подобные пересуды Пушкин вызвал на дуэль и графа Федора Толстого. Дуэлянты обменялись едкими эпиграммами, но у барьера так и не встретились.

1-ведущий: С Вильгельмом Кюхельбекером Пушкин стрелялся в ноябре 1819 г.

В декабре 1819 г. в Петербургском театре Пушкина вызвал на дуэль майор Динесевич. "Молодому человеку не хорошо кричать в театре, мешать своим соседям слушать пьесу", - объяснил он. Но на следующий день сам извинился перед поэтом... .

2-ведущий: 27 января 1837 года состоялась последняя дуэль А.С.Пушкина с Дантесом.

1-ведущий: Ребята, назовите самые знаменитые дуэли (Пушкин-Дантес, Лермонтов – Мартынов, Базаров - Кирсанов, Онегин- Ленский, Печорин- Грушницкий.)

Слово учителя: Мы же проведем литературную дуэль между командами «Пиковая дама» и «Капитанские дети».

    Приветствие команд.

2.Вопросы команде.

    Знак зодиака Пушкина

    Близнецы

    Фамилия прадеда

    Ганнибал

    Способ разрешения конфликта во времена Пушкина

    Дуэль

    «Береги честь смолоду» – эпиграф к какому произведению?

    «Капитанская дочка»

    Имя сестры поэта

    Ольга

    Преимущественное состояние Онегина

    хандра

    Отчество Татьяны Лариной

    Дмитриевна

    Продолжите: «Мы все учились понемногу…»

    «…Чему-нибудь и как-нибудь…»

    День встречи лицеистов

    Место захоронения Пушкина

    Святогорский монастырь

    Дата рождения Пушкина

    Родина Пушкина

    Москва

    Имя матери поэта

    Надежда

    Как во времена Пушкина называли извозчика?

    Ванька

    Кому принадлежат слова: «Угас, как светоч, дивный гений»?

    Лермонтову

    Кому посвящается стихотворение «Мадонна»?

    Наталье Николаевне Гончаровой

3.Вопросы капитанам.

1. В. А. Жуковский подарил А. С. Пушкину портрет с надписью. Что она гласит? «Победителю-ученику от побеждённого учителя»

2. Кого Пушкин имел в виду, восклицая: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

3.Продолжите стихотворение Пушкина «Зимнее утро»:

«Мороз и солнце; день чудесный!»

«Ещё ты дремлешь, друг прелестный?

Пора, красавица, проснись,

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою Севера явись!»

4.Средство политического наказания поэта. Ссылка.

5. Видео запись.

6. Видео запись.

Слово жюри.

Награждение.

2-й чтец (исполняет стихотворение Б.Ахмадулиной)

И снова, как огни мартенов,

Огни грозы над темнотой.

Так кто же победил - Мартынов

Иль Лермонтов в дуэли той?

Дантес иль Пушкин?

Кто там первый?

Кто выиграл и встал с земли?

Кого дорогой этой белой

На черных санках повезли?

Но как же так? По всем приметам,

Другой там победил, другой,

Не тот, кто на снегу примятом

Лежал кудрявой головой.

Что делать, если в схватке дикой

Всегда дурак был на виду.

Меж тем, как человек великий,

Как мальчик, попадал в беду?

Чем я утешу пораженных

Ничтожным превосходством зла,

Прославленных и побежденных

Поэтов, погибавших зря?

Я так скажу: не в этом дело,

Давным давно, который год

Забыли мы иль проглядели,

Но все идет наоборот!

Мартынов пал под той горою,

Он был наказан тяжело,

И воронье ночной порою

Его терзало и несло.

А Лермонтов зато – сначала

Все начинал и гнал коня,

И женщина ему кричала:

«Люби меня, люби меня!»

Дантес лежал среди сугробов,

Подняться не умел с земли,

А мимо медленно, сурово,

Не оглянувшись, люди шли.

Он умер или жив остался –

Никто того не различал.

А Пушкин пил вино, смеялся,

Ругался и озорничал.

Стихи писал, не знал печали,

Дела его прекрасно шли,

И поводила все плечами,

И улыбалась Натали.

Для их спасения – навечно

Порядок этот утвержден.

И торжествующий невежда

Приговорен и осужден!

Белла Ахмадулина

Заключение

Литературная дуэль как один из видов творческой деятельности учащихся способствует развитию нравственных качеств, приобретению и закреплению знаний, умений и навыков, активизирует художественно-эстетические потребности детей, развивает их культурный вкус.

Накануне дуэли.

Драма в одном действии

Действующие лица

  • Первый ведущий
  • Второй ведущий
  • Хозяйка бала
  • Хозяин бала
  • Молодой человек
  • Первая дама
  • Вторая дама
  • Третья дама
  • Пушкин А.С.
  • Недоброжелатель
  • Недоброжелательница
  • Мужчины
  • Воронцова Елизавета Ксаверьевна
  • Наталья Николаевна
  • Дантес

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Явление первое

Сцена. На ней два ведущих. От портрета А.С.Пушкина, спроецированного на экран, ведущие идут к зрителям с томиками стихов в руках.

Первый ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

Второй ведущий . Здравствуй, мой современник!

Первый ведущий . На дворе 21 век. И среди дот, мелькающих на календаре, есть одна, особенная дата, 6 июня - день рождение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Второй ведущий . Два столетия разделяют нас с ним. Но чем дальше он уходит от нас, тем ближе и дороже становится.

Первый ведущий. Пушкин всегда современен. Пушкин и сегодня близок и дорог нам.

Второй ведущий.

Девятнадцатый век.
Он как будто за тонкой стеной.
Динь-динь-динь колокольчик-
В Тригорское, Болдино, Линцы.
Петербург и Москва,
Размышленья о жизни иной,
Декабристы, дуэли.
Доносы, балы, разночинцы.

Первый ведущий. Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого столетия. Приятное времяпровождения, поиски женихов и невест. Последние светские новости и сплетни. И мы приглашаем вас, дорогие друзья, на бал пушкинской поры.

Второй ведущий. Бальный сезон начинался осенью и разгорался зимой. Лунный свет заливает улицы, сыплет пушистый снег. А из особняка доносятся звуки музыки.

(Ведущие разворачиваются к сцене, раскрывают томики стихов Пушкина и читают):

Первый ведущий.

Глухая полночь.
Строем длинным
Осеребрённые луной
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным.

(Звучит “Полонез” на фоне танца).

Второй ведущий.

Пылает тысячью огней обширный зал,
С высоких хоров ревут смычки, толпа гостей,
Гул танца с гулом разговоров…

(Читает на фоне звучащего “Полонеза”.

Явление второе

Зала, где походит бал. Хозяева и гости.

Хозяйка бала. Кажется, всё в порядке, дорогой: гости прибыли, все в прекрасном расположении духа.

Хозяин. Как много нынче молодёжи! Надеюсь, скучать им не придётся

Хозяйка бала. Почему-то до сих пор нет молодой четы Пушкиных. Неужели этот светский ветреник не порадует наше общество своей красавицей-женой?

Хозяин. Да, жёнка Пушкина – очень милое творение. Верно, говорит Жуковский, “и душа, и жизнь, и поэзия Пушкина в выигрыше от этого союза”. Но где же они?

(Уходит в глубину сцены, берёт бокалы и проходит ко второму микрофону).

Разговор двух дам.

Первая дама. Ты слышала, Пушкин женился! Венчание состоялось в церкви Большого Вознесенья. Говорят, он очень счастлив.

Вторая дама. Неужели? Долго же ему пришлось идти к этому. История сватовства тянулась около двух лет.

Первая дама. Да. Госпожа Гончарова боялась отдать свою дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя.

Вторая дама. Говорят, он даже обратился с письмом к шефу жандармов графу Бенкендорфу, прося выдать ему вроде свидетельства о благонадёжности.

Первая дама. Чего не сделаешь ради любви?! Но госпожа Гончарова тоже хороша! Скупа до чрезвычайности, злобна и сварлива. Я слышала, что она третировала Пушкина, устраивала оскорбительные сцены, заставила жениха выдать под видом заима 11-ти тысяч для покупки приданного.

Хозяин бала с молодым человеком с бокалами в руках у второго микрофона.

Молодой человек. Ты видел Александра?

Хозяин. Нет, после женитьбы он не очень жалует наши мальчишники.

Молодой человек.

А раньше он не прочь был бы покутить вместе с нами. Помнишь, как бывало? Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жёны, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!

Хозяин (продолжает)

Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы! Да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари.
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

(Поворачивается к гостям, видит входящую Воронцову, отдаёт бокал товарищу и спешит ей на встречу).

О, госпожа Воронцова, рады видеть вас в добром здравии! (Провожает её к гостям)

Разговор двух дам, потом подходит третья.

Первая дама. Посмотрите, как всё ещё хороша Аннет. Интересно, как она встретила весть о женитьбе Пушкина. Ведь, говорят, у них был роман, и не шуточный.

Вторая дама . Не знаю, как насчёт романа, но их случайная встреча в Тригорском у Осиповой в 25 году не прошла бесследно. Керн утверждает, что именно тогда было написано и подарено ей стихотворение “Я помню чудное мгновенье”.

В разговор вступает третья дама.

Третья дама. Возможно, стихотворение и было написано, но можно ли верить поэту, тем более такому ловеласу, как Пушкин! Ни одну хорошенькую барышню не оставит без внимания. Согласитесь, что и на сегодняшнем балу немало таких, в чьих альбомах есть послания этого пиита. “… Гений чистой красоты…” Всё это лишь воображение и ничего более.

Вторая дама. Но стихи получились замечательные! (Читает на фоне скрипки стихитворение “Я помню чудное мгновенье”)

Третья дама. Боже, какая ты наивная мечтательница!

Хозяин.

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Где же Пушкин?

На фоне мазурки в зале появляется чета Пушкиных. Шёпот: “Пушкин! Пушкин!” Хозяева спешат им навстречу.

Хозяин. Возможно ли прятать такую красавицу от других!

Пушкин. Да, я женат и счастлив, одно желание, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь.

Сзади подходит пара из гостей

Недоброжелательница. Похоже не только вы изменили нам после женитьбы, но и ваша муза изменила вам?!

Недоброжелатель. Как объяснить ваше обращение к прозе? Все эти “Выстрелы”, “Метели” с их будничностью и примитивностью сюжета? Исписались, сударь?

Пушкин.

Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.

Недоброжелатель. Ах, вот оно как! А может быть…

Хозяйка бала. (Прерывая назревающий скандал). Господа, господа, внимание! Прошу внимания! Наша племянница Надин со своими кузенами приготовила сюрприз. Вам представляется заключительная сцена из романа “Евгений Онегин” нашего уважаемого Александра.

(Гости рассаживаются. Хозяин помогает актёрам расставить декорации. Звучит сцена объяснения Татьяны с Онегиным)

После представления все хлопают, дамы подходят к актёрам с репликами: “Ах шарман, шарман!”, “Вы великолепны, сударыня!”, “Ах, Мишель, каков Мишель! Мужчины берут бокалы и окружают Пушкина.

Разговор между мужчинами у первого микрофона.

Первый мужчина. Поздравляю! В вашем “Онегине” сама жизнь во всех её проявлениях.

Второй мужчина. Мы видим себя, смотрим на свои причуды.

Третий мужчина. Слышал, Раевский роман бранит. Ожидал романтизма, нашёл сатиру и цинизм.

Пушкин. Знаю, уже эпиграммы появились и на меня, и на роман.

Четвёртый мужчина. А язык!!! Те, кто ругают роман, спешат с выводами, спешат!

Пятый мужчина. И всё-таки мне в вас больше нравится другое. Конечно, вы мастер в искусстве страсти нежной, но как смелы и дерзки в эпиграммах:

Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Четвёртый мужчина. Боже мой, но ведь это пахнет каторгой?! (Мужчины смеются и расходятся, ставя бокалы на поднос, на катильон.)

Звучит музыка. Воронцова проходит к микрофону. Монолог на фоне танца и разговаривающего Пушкина с хозяином. В это время Дантес подходит к сидящей в глубине зала Наталье Николаевне и начинает ухаживание, передаёт записку.

Монолог Воронцовой. Однако, как это тяжело и грустно! Он уже не тот юноша, но всё так же обаятелен, подвижен и влюблён… влюблён в свою Натали, как, возможно, тогда был влюблён в меня. А кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем он всё ещё хранит. Кто знает, не внесены ли в отношения Татьяны и Онегина наши с ним чувства. Так много общего. Он в Кишинёве, несмотря на молодость и жизненную энергию, одинок, несчастен и влюблён, влюблён в меня, в жену своего непосредственного начальника. Я сама увлечена его стихами, его страстью, но переступить брачные узы не могу. Редкие письма, великолепные стихи, вот и всё, что осталось от этой любви; накануне женитьбы, словно навсегда прощаясь со мной, он написал:

Последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с некой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг обнявший молча друга
Пред заточением его.

Воронцова, закрывшись веером, уходит в глубину зала.

Первый ведущий (за кулисами) . Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, что многие без памяти влюблялись в неё.

Второй ведущий (за кулисами). Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине тёплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем ей изменило, она приказала читать их себе вслух.

К этому времени катильон закончен. Хозяин обратил внимание Пушкина на Наталью Николаевну и вьющегося вокруг неё Дантеса. Пушкин в возмущении выплёскивает вино, резко произносит: “Каков нахал!” - и направляется к Наталье Николаевне.

Хозяйка бала, видя всё это и боясь ссоры, вновь спасает ситуацию.

Хозяйка бала. Серж, дорогой! Ты ведь тоже приготовил для новобрачных подарок. Александр Сергеевич, Наталья Николаевна, этот романс звучит для вас.

Все вновь расходятся с возгласами: “Просим! Просим!”, “Как мило!” Хозяин подходит к инструменту.

Хозяин. Господа, не обессудьте за исполнение. Я несколько не в голосе. Но романс мне очень понравился. Стихи ваши, Александр Сергеевич, ваши!

Звучит романс “Я ехал к вам” из кинофильма “Станционный смотритель”.

После романса растроганный Пушкин подходит с Натальей Николаевной к хозяину с благодарностью: “Тронут, Серж, сердечно тронут, благодарю!”

Потом отходит с Натальей Николаевной к микрофону, будто уединившись:

Пушкин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю ещё более твоего лица.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатаков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Замирает, с восторгом глядя на Наталью Николаевну.

Две дамы.

Первая дама (с раздражением). “Чистейшей прелести, чистейший образец”. Как бы этот образец не наставил рога. Не случайно Пушкина назначили камер-юнкером. Это в его-то 30 с лишним лет получить чин, даваемый юношам! Всё это сделано только для того, чтобы постоянно видеть при дворе его красавицу жену. Вы знаете, сам император Николай не равнодушен к этой красотке.

Вторая дама. Да что вы говорите? А кто этот молодой человек, что так откровенно и восторженно рассматривает Натали весь вечер.

Первая дама. И вы заметили? Впрочем, это трудно не заметить. Приёмный сын Геккерна Дантес так же нагл, как и красив. Он-то уж ни за что не откажется поухаживать за первой петербургской красавицей. Попомните моё слово – быть скандалу!

Вторая дама. Не всё коту масленица! Пушкин! Пушкин! Да что он из себя представляет! Ни роду, ни племени, ни внешнего вида. Сущая обезьяна!

А стихи… Да бог его знает, хороши ли они на самом деле! В наше время вон их сколько этих поэтов развелось.

В середине зала появляются хозяева бала.

Хозяйка. Жена Пушкина - прекрасное создание, но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Эта женщина не будет счастлива… Какую же трудную ей предстоит нести судьбу – быть женой поэта и такого поэта, как Пушкин!

Голос первого ведущего (за кулисами). Пророчества Долли Фикельмон вскоре сбудутся: цензурные препоны, безденежье, ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь сделают неизбежной ту роковую дуэль на Чёрной речке.

Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный.
Чета мелькает за четой.

Явление третье.

Гаснет свет. Танцующие пары исчезают за кулисами. На экране слайд: памятник на могиле Пушкина. На сцене появляются ведущие. Они подходят к памятнику-могиле.

Первый ведущий.

Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд
погиб…

Второй ведущий.

Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас.

Закрывают томики стихов.

Первый ведущий. Его смерть стала его бессмертием.

Второй ведущий. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, мы и сегодня признаём великими и неоценимыми.

Первый ведущий. В минуты радости, грусти, одиночества, дружеского застолья или минуты душевной смуты мы вновь и вновь будем обращаться к Пушкину…

Второй ведущий. Будем обращаться к Пушкину, чтобы, наслаждаясь, умнеть и прозревать.

Уходят со сцены, оставив свечи у памятника Пушкину. Звучит стихотворение “Не поминайте Пушкина вотще…”

Ряды томов “пушкинианы…”
Как много накопилось их!
Одни солидны, как романы,
Другие трепетны, как стих.
Всё выясняем, проясняем,
Разыскиваем, узнаём,
И кажется: чем больше знаем,
Тем меньше знаем мы о нём.
Тут даже сетовать напрасно-
Закономерность! Но зато
Про нас – так беспощадно ясно,
Как под рентгеном: кто есть кто.
Кто мыслью дорожит, кто сплетней.
Кто неподделен и глубок,
А кто – отличник школы средней,
Всё затвердивший назубок,
Кто честолюбием снедаем,
Кто мудр и смел – не напоказ…
Всё проясняем, проясняем…
Нет! Пушкин проясняет нас!

Литература:

  1. Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый. Москва “Просвещение”, 1989
  2. Губер П.К. Дон-Жуанский список Пушкина. Издательство “Петроград” - М., 1990
  3. Дейг П.М. Всё ли мы знаем о Пушкине? – М., 1989
  4. Зархи С.Б. Я вас любил.// Рус.яз. и литература в средних учебных заведениях УССР – 1991- №5.
  5. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры // Лит. В школе – 1998 - №2 – С. 62-70
  6. Фоняков И. На своей единственной земле – М., 1986

Похожие публикации