Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "откуда есть пошла грамота на руси". Издевка над историей (о сценарии «Русь»)

МАОУДО «Центр детского творчества»

Подростковый клуб «Аленушка»

Подготовила: педагог – организатор

МАОУДО «ЦДТ»

Калибовец О.Н.

Биробиджан 2016 г.

Сценария фольклорного праздника «Русь - это сказка, Русь - это быль».

10. 02. 2016 год

15 – 30

Филиал № 5 ЦГБ

Цель: Приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры, знакомство детей с народным творчеством, народными традициями и обычаями. Воспитание любви и интереса к народным праздникам.

Ведущий 1.

Очень часто мы порою,

За событиями дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

Ведущий 2.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир русской народной культуры.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто из вас знает, что такое русский фольклор?

( Дети отвечают ). Правильно! Это - потешки, загадки, игры, пословицы, поговорки, прибаутки, дразнилки, небылицы, песни и, конечно же, русские ремесла.

Ведущий 1.

Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.

Ведущий 2.

На Руси, в старину, не только пели песни, но и водили хороводы, и сейчас мы все дружно встанем в хоровод, и споем песню «Во поле березка стояла».

(звучит русская народная песня «Во поле березка стояла »).

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.

Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Стихи в исполнении детей о Родине

Алена.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Настя.

Что мы родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Полина.

Что мы родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Ведущий 1.

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем Вас,

К загадкам поскорее!

Ведущий 2.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Дети отвечают )

Ну, слушайте.

Загадка 1.

У наших ворот рассыпался горох,

Ни лопатой не сгрести,

Ни метлой не смести.

А как стало рассветать,

Нечего собирать. (Звезды на небе )

Ведущий 1.

Без него плачем,

А как появится, -

От него глаза прячем. (Солнце )

Ведущий 2.

Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Шелкова бородушка. (Петух)

Ведущий 1.

Пришел Яшка-

Белая рубашка,

Где он пробегает-

Ковром устилает. (Снег)

Ведущий 2.

Ночью на земле спит,

Утром в небеса летит. (Роса )

Ведущий 1.

Сколько по ней не иди,

Все будет бежать впереди. (Тень)

Ведущий 2.

Его бьют, а он не плачет,

Только глубже ножку прячет (Гвоздь)

Ведущий 1.

Один вход, да три выхода. (Рубашка )

Ведущий 2.

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил. (Стол)

Ведущий 1.

А сейчас за две минутки,

Вам расскажем прибаутки,

С вами поделятся сполна

Федул, и брат его - Фома

Прибаутки. (Выступают дети за ширмой с куклами Петрушками)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Фома, что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет.

Так сам иди!

Да он меня не пускает.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Фома, у тебя дома тепло?

Тепло, на печи в шубе согреться можно.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Федул, что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Где ты, брат Фома?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

Петр что делает?

Да на печи лежит.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Федул, ты пирог съел?

Нет, не я.

А еще хочешь

Хочу!

Ведущий 1.

Ехали на кобылице

Одноногой и хромой,

Три веселых небылицы,

Каждая к себе домой

Стало страшно небылицам,

Стало вовсе не смешно,

Развернули кобылицу,

Закричали, «Тпру-у-у и но-о-о»

Ведущий 2.

Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? ( Дети отвечают )

Небылицы - это нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Ведущий 1.

Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор,

На булановой телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.
Ведущий 2.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.

Ведущий 1.

Есть у нас урок фольклора:

Игры, шутки, тары-бары,

Песни, игры и забавы.

Все пришло из старины,

Из далекой глубины.

Ведущий 2.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшее знание пословиц.

Я начинаю пословицу, а вы завершайте.

1. Семеро одного …… (не ждут)

2. Без труда….(не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Делу время…(а потехе час)

4. С миру по нитке… (голому рубашка)

5. Дареному коню….. (в зубы не смотрят)

6. Волков бояться …. (в лес не ходить)

7. Ученье свет …..(а неученье - тьма)

8. Разбитую чашку….(не склеишь)

9. Поспешишь….(людей насмешишь)

10. Кто везет, того и….(погоняют)

Ведущий 1.

Разрешите нам начать,

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Ведущий 2.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшее проговаривание скороговорок.

Приглашаются 3 девочки на каждую скороговорку

1. От топота копыт, пыль по полю летит.

2. Добры бобры, идут в боры.

3. У перепела и перепелки пять перепелят.

4. Вставай Архип, петух охрип.

Ведущий 1.

А сейчас все дружно встанем,

И немного поиграем,

А игра то непростая, озорная, заводная.

Русская народная игра «Слепые ворота»

Подвижная игра в помещении «Слепые ворота». Перед началом игры выбирают пару водящих. Они встают лицом друг к другу, берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Если игроков много, то «ворот» можно поставить сразу несколько. Водящим завязывают глаза. Все остальные игроки стараются как можно тише и незаметнее проскользнуть в «ворота». Если водящие заподозрят, что в «ворота» кто-то пробегает, то они опускают руки, стараясь поймать игрока. Пойманный игрок меняется ролью с одним из водящих и игра продолжатся.

Ведущий 2.

Но прежде, чем начать игру, я вам считалку проведу.

Шла коза по мостику...

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!

Черепаха хвост поджала...
(русская народная считалочка)

Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди.
Кто не верит - выходи

Ведущий 1.

Много сказок есть на свете,

Знают их почти все дети,

Если сказки вы читаете,

Мои вопросы разгадаете.

Ведущий 2.

Ребята, вы, наверное, любите сказки? Слушайте загадку до конца, а потом отвечайте.

1. Прибежище мышки-норушки,
Зеленой лягушки-квакушки,
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название? (Теремок)

Ведущий 1.
2. Сидит в корзине девочка,
У Мишки за спиной,
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь
Названье этой сказки... (Маша и Медведь)

Ведущий 2.
3. Кто за кого-то ухватился крепко.
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может это...(Репка)

Ведущий 1.
4. Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула,

Три подушки,

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Ведущий 2.

5. Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не бросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек, Удивительный конек,

По прозванью….. (Горбунок)

Ведущий 1.
6. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну подскажите, как звали ее? (Красная шапочка)
Ведущий 2.

7. Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек - копытца.

Трое их, и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Ниф-Ниф, Наф-Наф,Нуф-Нуф)

Ведущий 1.

Всех невеж, лентяев, жадин.

Чтобы в миг их проучить

На Руси не забывали их немножко пожурить.

Ведущий 2.

Дразнилки были сложены почти на все русские имена. Часто они высмеивают жадность, трусость, хвастовство, грубость или невежество. Ребята не только поддразнивали друг друга, но и воспитывали, тем самым, указывая на недостатки.

Обманули простака-

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зеленую лягушку.

Ведущий 1.

Миронушка - Мирон

Полна пазуха ворон.

Выглянул в окошко-

Голова с лукошко,

Нос крючком,

Волоса клочком!

Ведущий 2.

Фома чудак,

Полез на чердак,

Шлепнулся пузом,

Стал карапузом!

Ведущий 1.

Жадина- говядина,

Кислая капуста,

Съел мышонка без хвоста

И сказал: «Как вкусно»!

Ведущий 2.

Любил русский народ стихи складывать

Про природу, про птиц, про край родной.

(Стих про Журавля прочитает Дарья П).

Дарья П.

Жура- жура- журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Ведущий 1.

Славилась Россия чудо - мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили

Просмотр видеофильма о русских ремеслах.

А сейчас девочки прочитают стихи о русских умельцах.

(Дети читают стихи)

Алина Т.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Кристина М.

В Твери делают игрушки

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Валерия Ф

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ведущий 2.

Подошел к концу наш праздник, и закончим мы его стихами о нашей Родине - России.

(Дети читают стихи)

Диана Г.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Мария Ж.
Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Вера К.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

Звучит песня «Кострома»

Ведущий 1:

Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не найдете вы праздника краше!

Ведущий 2:

Желаем, друзья, вам в жизни успеха,

В учебе и дружбе. В семье и труде…

Вместе:

Желаем вам счастья во всем и везде!!!

Сценарий дружинного мероприятия «От Святой Руси до Великой России»

Цель:

  1. Вызвать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

  1. формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
  2. сплочение коллектива;
  3. воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
  4. пополнение знаний об отдельных страницах истории России и людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа;
  5. расширять кругозор детей;
  6. стимулировать интерес к изучению истории России.

Вступительная часть.

(играет тихая музыка)

Ведущий1:

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Ведущий2:

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

Ведущий1:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем классном часе. Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Барнауле, другой - в городе Рубцовске. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и в Барнауле, и в Рубцовске, и в Махачкале, и в других городах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия».

Песня «Гимн Великой России»

Ведущий2:

-«От Святой Руси до Великой России» так называется наше мероприятие,на котором речь пойдёт о истории нашей Родины. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои навыки и знания,но и узнаете много нового и интересного.

Ведущий1:

Лидеры отрядов,подходите к сцене и получайте ваши маршрутные листы!...Сейчас мы вам предлагаем пройти по станциям,которые напечатаны на вашем листе. И желаем вам удачи и море позитива!Время пошло!

Основная часть.Станции.

  1. «Шифровщики» (1-ая часть танцевальной площадки).С помощью изображенного предмета расшифровать крылатое выражение.

Баллы ставятся в зависимости сколько правильных ответов было названо.

Максимум-6 баллов.

  1. «Патриоты» (Пирс).Нужно ответить на вопросы викторины.
  2. Каков вес Царь – пушки? (40 т.);
  3. Имя первого князя на Руси.(Рюрик );
  4. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий )
  5. Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке);
  6. Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск);
  7. Бог солнца в древней Руси.(Ярило ).

Максимум за 1-ую часть-6 баллов.

-Сейчас вам будут прочитаны некоторые стихотворения,а вы,ребята,должны угадать про какой город нашей Великой Родины ведётся речь,кто его основал и если знаете,главные достопримечательности.

  1. Святой Софии купола
    Отсюда путнику светили,
    Славян столица здесь была,
    Впервые русских здесь крестили.(г. Киев,князь Кий,Золотые ворота, Софийский собор,Петергоф);
  2. Есть город с пыльными заставами,
    С большими золотыми главами,
    С особняками деревянными,
    С мастеровыми вечно пьяными,
    И столько близкого милого
    В словах: Арбат и Доргомилово (Москва,князь Юрий Долгорукий,собор Василия Блаженного);
  3. На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полон,
    И вдаль глядел… И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложён
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно. (Петербург,Пётр I);
  4. О каком городе идёт речь? (1 балл)
  5. Кто его основал? (1 балл)
  6. Назвать архитектурно-исторические памятники этого города. (1 балл)

Т.е. в идеале команда может получить за эту станцию 3 балла, но может и больше, если сообщит нам об этом городе ещё какую-либо информацию.

3. «Танцоры» (2-ая часть танцевальной площадки). На этой станции отряды должны показать 3 русских танца.

  1. «Яблочко»
  2. «Калинка»
  3. «Хоровод»

Баллы ставятся в зависимости насколько отряд был дружен,и сколько из трёх танцев показал.

Максимум-3 балла.

4. «Музыканты» (Штаб).Отгадать песню и продолжить её.

  1. «Валенки»;
  2. «Виновата ли я»;
  3. «Во поле берёза стояла»;
  4. «Журавли»;
  5. «Эх,дороги»;
  6. «Хуторянка».

Баллы ставятся в зависимости от количества отгаданных песен.

Максимум-6 баллов.

Заключительная часть.

(После прохождения всех станций отряды собираются на танцевальной площадке).

Перекличка отрядов.

Ведущий1:

-Ну что ж ребята,вот и подходит к концу наше мероприятие,а я ещё раз удивляюсь сколько в нашем лагере умных,весёлых и культурных детей!А пока наше жюри выносит свой вердикт,для вас выступает «….» с песней «С чего начинается Родина»

Как учились на Руси

Сценарий Дня знаний

Ведущий 1 : Ребята! Сегодня у нашей страны особенный день. Весь наш народ отмечает День Знаний. Я поздравляю вас с этим замечательным днём, хочу пожелать вам хорошо и с интересом учиться. Сейчас я расскажу вам, как учились наши предки на Руси. Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир Красное Солнышко решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники. Владимир приказал брать у «лучших людей» ребят и отдавать их в «обучение книжное». Но народ в то время был ещё дик, в новой вере не утвердился и боялся грамоты. Вербовать учеников приходилось силой, и матери, приводя детей, плакали и причитали, как над покойниками.

В 1028 году сын князя Владимира - Ярослав Мудрый - собрал в Новгороде 300 человек детей и велел «учити книгам». Это было первое большое училище.

Ведущий 2: Чтобы совершить путешествие во времени, «заглянуть» в прошлое и собственными глазами увидеть ушедшую жизнь, особых фантастических приспособлений не надо. Достаточно заглянуть в древний документ - самый надёжный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Одним из таких документов была книга под названием «Стоглав» - собрание постановлений Стоглавого собора, проходившего с участием Ивана 4-го и представителей Боярской думы в 1550-1551 года.

Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях (так называемые церковно-приходские школы). Учителями в них были священники (служители церкви). Обилие переведённых с греческого языка книг, существовавших тогда, показывает, что школа делала своё дело - создавала читателя и любителя просвещения. Книга пользовалась большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги старались спасти в первую очередь. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», - говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

Нашествие монголо-татарских завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.

К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в сёлах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные.

Ведущий 1: Учили в школах только мальчиков - уделом девочек было домашнее хозяйство, где можно было обойтись и без умения читать и писать. За обучение нужно было платить, поэтому учиться могли лишь дети состоятельных родителей. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались с 1 декабря, но мальчик мог поступить в школу в любое время. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать - закончил школу. Всё зависело от способностей.

В школах готовили в основном священников - только церкви нужны были в то время грамотные люди. Поскольку церковные службы велись на латинском языке, ему и учили школяров.

Латинский в то время уже был «мёртвым» языком - не было на земле народа, говорившего на нём. На латыни читали молитвы, писали религиозные книги. Врачи пользовались латынью, чтобы не вызывать излишнего волнения у больных, особенно если болезнь была достаточно серьёзной. Этому «мёртвому» языку и учили в средневековой школе.

Сначала мальчики заучивали наизусть молитвы, повторяя их за учителем. Потом их учили читать те же молитвы по книге. Книг было в то время мало, их переписывали от руки, были они очень дорогими. Поэтому на весь класс книга была одна, и с этой единственной книгой учитель переходил от ученика к ученику.

Ведущий 2: Последуем за учеником, вошедшим в училище. Вот он положил свою шапку на полку, поклонился образам, учителю и всей ученической «дружине». Здесь ему предстоит провести целый день, до звонка к вечерней службе, который был сигналом к окончанию занятий. В «Азбуковнике» по этому поводу были написаны наставления, которые ученики упорно твердили, закрепляя тем самым и навыки чтения.

В доме своём, от сна восстав, умыйся,

Прилучившимся плата краем добре утрися,

В поклонении святым образам продолжися,

Отцу и матери низко поклонися.

В школу тщательно иди

И товарища своего веди,

В школу с молитвой входи,

Тако же вон исходи.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву, в которой просили Бога: «Вразуми мя и научи книжного писания…». Затем проходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным ученическим столом - каждый на указанное учителем место.

Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале 17 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв. «А»-«Аз», «Б»-«Буки», «В»-«Веди», «Г»-«Глаголь», «Д»-«Добро»… Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать «полным именем» каждую букву слова. Пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно началось! Представьте себя учениками школы 17 века: сложите из букв, которые я вам буду показывать, слова.

(Показать последовательно карточки с названиями букв, составляющих слово, а потом ребята составляют слово.)

Буквы для карточек:

«Добро», «Он», «Мыслете». (Дом).

«Ша», «Како», «Он», «Люди», «Аз». (Школа).

Писали школьники гусиными перьями на очень дешёвой рыхлой бумаге, о которую перо непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

Ведущий 1: Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине). Будучи выдающимся мастером печатного дела и высокообразованным человеком, он поставил перед собой цель: «…духовные семена по вселенной рассеивать и всем по порядку раздавать духовную пищу эту». В «Азбуке» Ивана Фёдорова были не только буквы, слоги, слова, но и тексты для чтения, а также православные молитвы. «Азбука» Фёдорова примечательна ещё и тем, что в ней давались начальные сведения по грамматике: состав слов, правописание безударных гласных, правила склонения существительных и спряжения глаголов и прочее. А в конце книги автор призывал родителей учить детей грамоте. В 1578 году Иван Фёдоров переиздал свою «Азбуку», поместив в ней сведения о первоучителях Кирилле и Мефодии. В течение многих лет дети учились грамоте именно по этой книге. Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, а так, как было удобно учителю и ученикам. В 1692 году знаменитый поэт и выдающийся просветитель Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый букварь с картинками. В этом букваре на каждой странице было показано, как по-разному можно писать одну и ту же букву.

Книги были собственностью школы, они являлись главной ценностью, и поэтому учитель воспитывал уважительное отношение к ней. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые учащиеся должны были неукоснительно выполнять. Правила эти были единые для всех училищ 17 века. Вот как написано в «Азбуковнике».

Книги ваши добре храните

И опасно наместо кладите;

Книгу кладя, печатью вверх закрывай

Указательного же древца в нею отнюдь не влагай.

Книги к старосте в соблюдение,

Со молитвой, приносите,

Тако же заутро принимая,

С поклонением, относите.

Книги свои не вельми разгибайте,

И листов в них тож не пригибайте.

Книг на седалищном месте не оставляйте,

Но на уготованном столе

Добре поставляйте.

Книг аще кто не бережёт.

Таковый души своей не бережёт.

Ведущий 2: За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами (тонкими прутьями, вымоченными в воде), но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!

Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, но надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный чулан. Есть в «Азбуковнике» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»:

«Если кто урока не учит,

Таковой из школы свободного отпуска не получит…»

И не нужно думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры - хорошее учение искусной поркой не заменишь. Об этом говорилось в книге «Стоглав», бывшей, по сути, руководством для учителей в обучении и воспитании детей: «… не яростью, не жадностью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

Вот между двумя полюсами, возможно, и пролегала стезя воспитания. И если «сладкое поучение» не шло впрок, тогда и применялся «педагогический инструмент», «вострящий ум, возбуждающий память».

Ведущий 1: Большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Кто же помогал учителю, если ему надо было отлучиться по неотложным делам или просто отдохнуть? Для этого в каждом классе учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Староста должен был наблюдать за ходом учёбы в отсутствие учителя и даже имел право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Ещё староста выслушивал уроки младших школьников, собирал и выдавал книги, следил за их сохранностью и должным с ними обращением. Распоряжался отоплением, освещением и уборкой школы.

Учитель выбирал старосту из старших учеников, в учёбе прилежных и благоприятных душевных качеств. Все управления школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, к коллективной жизни в «дружине». Были случаи, когда учитель не мог найти провинившегося, а «дружина» его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам. Часто виновник, чтобы не подводить «дружину», признавался в своей вине и безропотно принимал наказание.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

А да Б как Аз да Буки,

В - как Веди, Г - Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Н. Кончаловская.

Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми. Поэтому недаром говорил наш замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский…

«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги».

Только что прошли-пролетели летние каникулы. Давайте проведём разминку-тест наших знаний. Для этого проведём викторину.

Первое задание « Викторина».

1. Какие учреждения являлись культурными центрами на Руси, распространяющими просвещение? (Монастыри, церкви, там обучали детей грамоте.)

2. В кириллице каждая буква имела название (аз, буки, веди и так далее). А как в кириллице называлась буква «д»? (Добро).

3. Как называется контроль официальных властей над содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции? (Цензура).

4. Как называется вымышленное имя, которым лицо (писатель, журналист) заменяет своё настоящее имя? (Псевдоним).

5. Как называется предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и так далее? (Издательство).

6. Как называются записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий? (Мемуары).

7. Как называется печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, связанных с этими днями? (Календарь).

8. Назовите имя и фамилию русского первопечатника. (Иван Фёдоров).

9. Название этой священной книги в переводе с греческого означает «книга». (Библия).

10. «Чтение - вот лучшее учение». Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин).

11. Кто такой книгочей? (Любитель чтения).

12. Букинист - это… (Торговец старыми книгами).

В названиях многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова.

Задание - вспомнить, какие прилагательные пропущены в следующих названиях произведений.

А. Погорельский «… курица». (Чёрная).

В. Гауф «… Мук». (Маленький).

А. М. Волков «Семь…королей». (Подземных).

Х.К.Андерсен «… королева». (Снежная).

В.Г.Губарев «Королевство…зеркал». (Кривых).

Х.К.Андерсен «…Утёнок». (Гадкий).

А.Н.Толстой «…ключик, или Приключение Буратино». (Золотой).

Братья Гримм «… портняжка». (Храбрый).

Е.Л.Шварц «Сказка о … времени». (Потерянном).

П.П.Бажов «…копытце». (Серебряное).

Следующее задание - перекрёстный блицтурнир : одна команда называет слово, другая - антоним к нему, и наоборот. Например: белый - чёрный, сладкий - солёный, плакать - смеяться.

Ещё один конкурс «Буква заблудилась».

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

Но едва туда зашла

Буква озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

1. Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

2. На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи (грачи).

3. Шумливые палки (галки)

Затеяли драку,

Но вмиг улетели,

Увидев собаку.

4. Закричал охотник: «Стой!

Двери (звери) гонятся за мной!».

5. На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

6. На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам) скок да скок.

Задание: «Интеллектуальная игра».

  1. 1. Кто написал стихотворение «Бородино»?
  • А.С.Пушкин;
  • М.Ю.Лермонтов;
  • Н.А.Некрасов.

2. Какое произведение А.С.Пушкина начинается со слов

«У Лукоморья дуб зелёный…»

  • «Руслан и Людмила»;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Зимний вечер».

3. Кто из русских классиков родился в 1799 году?

  • А.С.Пушкин ;
  • Н.В.Гоголь;
  • А.П.Чехов.

4. Какой литературный герой предлагал дохлую кошку как средство от бородавок?

  • Карлсон;
  • Буратино;
  • Том Сойер.

5. Кто был третьим, от кого ушёл Колобок?

  • Медведь;
  • заяц;
  • лиса.

6. Этот писатель совершил путешествие в Лилипутию, в Лапуту, в Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб, Японию и в страну Гуингнмов. Кто это?

  • Ж.Верн;
  • Дж.Свифт;
  • Д.Дефо.

Задание «Отгадайте по описаниям сказочных героев».

    • Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже немного украшает. Однажды, погнавшись за Белым Кроликом, она прыгнула в его нору, которая оказалась бездонным колодцем, приведшим её в Замечательную чудесную страну. Кто эта девочка? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».)
    • Бедный арабский юноша из сказок «Тысяча и одна ночь». Это он разыскал волшебную лампу, внутри которой находился Джинн. Этот герой храбрый и весёлый. Его врагом стал злой волшебник... Назовите имя этого литературного героя. (Аладдин из сказки «Аладдин и волшебная лампа» из книги «Тысяча и одна ночь».)
    • Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором кукольного театра. Как звать мальчугана? А директора театра? Кто написал повесть-сказку и как она называется? (Буратино. Карабас-Барабас. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
    • Самая завидная сказочная невеста. Всё умеет: засеять и вырастить поле ржи за одну ночь, построить дворец из воска, обернуться то голубкой, то уточкой… Никто не знает, кто она и откуда. А вы сейчас должны назвать её имя. Трудно? Подсказываю: она и Премудрая, она и Прекрасная… (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная из русских народных сказок.)
    • Любит варенье, любит мёд и другие вкусности. Его друг - маленький поросёночек. Как зовут этого героя? (Винни - Пух. А. Милн « Винни - Пух все-все-все»)
    • Самый бесстрашный и самый добрый доктор на свете, который понимает язык животных. Кто же он? (Доктор Айболит из одноимённой сказки К.И. Чуковского.)
    • Очень маленькая и очень красивая девочка. Даже не девочка, а фея, которая родилась в цветке. Она много путешествовала по земле, по воздуху, по суше. Даже под землёй побывала… Вспомните, как звали эту девочку. (Дюймовочка из одноимённой сказки Х. К. Андерсена.)
    • Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у мальчика зажиточное, современное. Есть надежда, что со временем он станет богатым фермером. А в этом ему помогут пёс и кот. Вам знаком этот мальчик? Назовите его и автора книги о нём. (Дядя Фёдор. Э.Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».)
    • Милая, работящая, добрая девушка, которая познакомилась с настоящим принцем, полюбила его и стала, в конце концов, принцессой. Кто эта девушка? (Золушка из одноимённой сказки Ш. Перро.)
    • Самый загадочный герой русской народной сказки. Чепуха какая-то: батон - не батон, пирог - не пирог, что - то вроде сухой сдобной булки без изюма, а все его съесть хотят. Никому этот герой ничего доброго не сделал. А все его жалеют… Как его зовут? (Колобок из русской народной сказки.)

Сейчас ребята, подведём итог нашего соревнования и узнаем, кто у нас самый начитанный.

(Слово жюри).

Итак, титул «Самый интеллектуальный Добрый молодец класса» присваивается -……, « Самая интеллектуальная Красна девица класса» - …… Вручаются сертификаты и книги.

Список использованной литературы:

  1. Димиянова В.Е. Игры со словами / В.Е. Димиянова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №9. - С.70-71.
  2. Завьялова Н.В.Добро пожаловать в библиотеку! / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №12. - С.34-36.
  3. Завьялова Н.В. «Чтение - вот лучшее учение» / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2007. - №8. - С.70-74.
  4. Из истории казачьего образования на Дону // Казачья школа. История и современное казачье образование на Дону / сост. Г.Н. Рыков. - Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2003. - С. 5-98.
  5. Каркачёва Н.А. Как учились на Руси / Н.А.Каркачёв // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №6. - С.11-14.
  6. Культура России XVI века // История России XVI-XVIII вв.: учебник / А.Л. Юрганов, Л.А.Кацва. - М.: МЦРОС РОСТ, 1997. - С.70-90.
  7. Средневековая школа // Я познаю мир: История: Дет. энцикл. / Н.В. Чудакова, А.В. Громов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - С. 271-272.

Подготовила Задачина Н.В.

«Путешествие по Древней Руси»
Игра по истории для учащихся 6­х классов
Цели:
­ повторить, обобщить и расширить знания учащихся по истории России в период
Древней Руси;
­ способствовать формированию учебно­логических умений обобщать,
анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности,
события, исторические явления;
­ создание благоприятных условий для выявления умений и знаний обучающихся
в нестандартных игровых ситуациях, развитие умения оперировать
историческими знаниями;
­ формирование уважения к историческому прошлому нашей Родины;
­способствовать формированию познавательного интереса учащихся
к истории Отечества;
­ продолжать совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать
формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе
решения продуктивных и творческих задач.
Материально­техническое оснащение урока: раздаточный материал (конверты
с заданиями, листы с заданиями), компьютер, мультимедийные проектор и
экран, презентация, отражающая этапы игры с заданиями.
Формируемые компетенции:
1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
4. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию
с использованием информационно­коммуникационных технологий.

5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
Формировать следующие знания:
­ теории образования государства у славян;
­ о территории расселения, названия и образ жизни восточнославянских племен,
основные занятия и верования славян;
­ о первых князьях на Руси, основные направления внешнеполитической и
внутриполитической деятельности первых русских князей;
­ хронологические рамки существования Древнерусского государства;
­ содержание таких исторических документов, как «Русская Правда», «Повесть
временных лет».
и умения:
­ ориентироваться в основных исторических понятиях;
­ называть князей, оценивать и характеризовать их деятельность.
План занятия.

1. Организационный момент.
­ Определение проблемы и целей занятия
­ Создание рабочих групп (2 группы по 10 человек)
­ Правила работы в группе




1 Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение­это метод решения
общих задач посредством взаимодействия. Организация работы в группах предполагает
выполнение следующих процедур:
1. усадить участников лицом друг к другу;
2. поставить перед ними общую задачу;
3. наделить каждого участника определенной ролью. Например, ведущий (руководит работой
в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант
(обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист
(следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).

Ход работы
1. Вводное слово:
Каждый человек оставляет после себя след. Мы должны знать свою историю.
Всё, что мы узнаём, остаётся с нами на всю жизнь и передаётся нашим потомкам.
История Древней Руси включает в себя период становления
древнерусского государства и деятельность первых русских князей,
направленную на объединение русских земель под властью одного князя,
установление порядков и законов, принятие новой религии, формирование
международного авторитета.
Сегодня наше мероприятие пройдет в форме командной игры. Командам
предстоит участвовать в разнообразных конкурсах, показать прочность знаний и
умений по теме «Древняя Русь», полученных на уроке истории. Всем желаю
удачи! Слайд 1
Слайд 2
Проблема: Какова роль первых киевских князей в становлении
государственности?
Слайд 3
Устанавливаются следующие правила игры: Игра состоит из нескольких
этапов. На ответы устанавливается ограниченное время, но не более 3 минут.
Ответы на задания каждая команда представляет по очереди.
За скорость добавляются дополнительные баллы, за нарушение правил
команде даются штрафные баллы.
Команды выполняют задания на скорость или по времени, за что получают
баллы (жетоны). Один жетон равен одному баллу. Побеждает команда,
набравшая большее количество баллов.
Представляю вам своих помощников... Их задача заключается в том,
чтобы доставить вам задания, видеть, какая команда первой выполнила задание,
передать выполненные задания членам жюри для оценки.
Представляю вам многоуважаемое жюри.
2. Представление команд


1.
2.
3.

Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие на ладьях по самому важному
торговому пути ……?…….(«из варяг в греки»). По пути следования нас ждут остановки,
где вы должны будете выполнить задания. Конечный пункт – Константинополь (Царьград).
Что вы туда привезете на своих ладьях? (получают монетки)
Класс делится на 2 команды (ладьи).
Первую ладью в путь снарядили племена – ВАРЯГИ
Возглавил ее ­ ……………….(капитан).
Вторую ладью собрали в путь – ПОЛЯНЕ, ей управляет ­………..(капитан).
Слайд 4 ВАРЯГИ и ПОЛЯНЕ
Сегодня меж ладьями здесь сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня станет кто­то среди вас.
Я буду рада, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою
Уменье, знанья и веселье
Позволит вам сыграть вничью.
Мы отправляемся в путь!
Слайд 5
Конкурс № 1 Разминка «Что? Где? Когда?» (макс по 13 б.)
Задание – каждая команда «вытягивает» определенное количество карточек (12) и
отвечает на вопросы. За скорость (кто первый готов отвечать – 1 балл) Каждый верный
ответ оценивается 1 баллом.
Кого на Руси называли варягами? (норманнов, викингов)
Назовите трех братьев­основателей Киева? (Кий, Щек, Хорив)
Как называли ежегодный сбор князем дани с подвластных племен? (полюдье)
Народное собрание на Руси (вече)
Изготавливался в печи, по форме круглый, душистый; им славяне приветствовали
Для их изготовления требовался гусь, ими пользовались летописцы. (Перо)
Изображение лика святого, размещалось в правом «красном» углу русской избы.
1.
2.
3.
4.
5.
друг друга при встрече. (Каравай).
6.
7.
(Икона)
8.
9.
русских)
10.
11.
12.
13.
14.
Балтийское море с Черным морем)
15.
Что такое дружина?
Какой князь основал Древнерусское государство? (Олег)
Что такое греческий огонь? (горячая смесь, которой византийцы сожгли ладьи
Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море)
Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)
Какой князь по, подсчётам историков, совершил около 50 походов? (Святослав)
Чтобы отомстить этому племени княгиня Ольга использовала птиц. (древляне)
Почему главный торговый путь Руси называли «из варяг в греки» (соединял

Какое основное занятие восточных славян?
Вера во множество богов и обожествление сил природы
Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
Из какой летописи нам известны сведения о восточных славянах?
Вокруг какого племенного союза объединились восточнославянские племена?
16.
17.
18.
19.
20.
Почему? (дополнительный балл)
21.
22.
гонцов с предупреждением: «Иду на вы!» (Святослав)
23.
24.
Сколько человек изображено на картине Васнецова «Богатыри» (3.)
Этот князь никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним
Первый свод законов на Руси назывался…
Какие вы знаете версии о происхождении государства «Русь»
Подсчет баллов
Слайд 6
Конкурс № 2 «Найти и исправить ошибку»
Команда обговаривает. Один отвечает (за скорость один балл и за каждую исправленную
ошибку по 1 баллу). максимум 10 баллов. Подсказка – ошибок пять.
Слайд 7
К восточным славянам относятся русские, поляки, украинцы. Главное занятие славян
­охота. Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, которые поклонялись
одному богу. Во главе рода стоял князь, обладающий большой властью. Родовую общину
сменила соседская, которая называлась вече.
№ ошибка
исправление
Подводим итоги
Слайд 8 Конкурс № 3 «Хронология ­ наука о времени»
Слайд 9, 10
Соедини дату и событие. Каждой команде дается карточка с заданием.
Соотнести даты и события (макс 5 б.)
 1097г. разгром печенегов
 1036г. начало правления князя Рюрика
 907, 911гг Собор в Любече
 882­ 912гг походы князя Олега на греков

 862г правление князя Олега в Киев
Ответ: 1­в, 2­а, 3­г, 4­ д, 5 ­ б





879 г. Период раздробленности
882 г. Разгром Хазарского каганата
945 г. Начало правление князя Игоря
965 г. Начало правления княгини Ольги
12­13 век Образование древнерусского
государства
Ответ: 1­в, 2­д,3­г, 4­б, 5­а.
Пока жюри подсчитывает промежуточный результат, мы все просмотрим
видеофрагмент (слайд 11)
Видеофрагмент…
Слайд 12 Конкурс № 4 Загадки для зрителей
1 Деревянный домик, ставенки на нём,
Русская деревня за его окном.
(Изба)
2 Зимой, когда по снегу
Не катится телега,
В них лошадь запрягали.
Как их называли?
(Сани)
3 В каждом городе большом
Средь церквей его найдём.
Как зовётся главный храм,
Предстоит ответить вам.
(Собор)
4 Им сверху церковь украшают,
И купола под ним сияют.
Вопрос тебе несложный дан –
Назвать лишь символ христиан.
(Крест)
5 Подскажи, кто самый главный
В Русской церкви православной?

(Патриарх)
6 Такой пирог раз в год пекут
И в церковь к батюшке несут.
Он станет после освященья
Для православных угощеньем.
(Кулич)
7 Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева... (Матрёшка)
8 Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль)
9 Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Масленица.)
10 Святой Софии купола
Отсюда путнику светили,
Славян столица здесь была,
Впервые русских здесь крестили.
(Киев)
Слайд 13
Конкурс № 5 Черный ящик (10 баллов за правильный ответ)
Этот предмет люди используют издревле. В Древней Руси он был в каждом
доме, пользовались этим предметом повседневно. Известно, что отправляясь в
долгое путешествие, каждый русский человек брал этот предмет с собой,
причем у каждого такой предмет был свой, личный. Чтобы защититься от
злых этот предмет всегда клали кверху дном. Самый простой работой
считалось изготовление заготовок для этого предмета – называли их
баклушами. Так появилось знаменитое выражение «бить баклуши» ­ так
говори о человеке, который вообще ничего не делает. Помимо своего прямого
назначение, этот предмет использовали и по­другому. Тогда говорят о таких
приемах его использования, как «хлопушка», «веер», иногда использовали как
музыкальный инструмент. Через 3 минуты скажите, какой предмет в черном
ящик.
Ответ: Деревянные ложки (слайд 14)

Слайд 15
Конкурс № 6 Цифры в русских пословицах Командам необходимо составить дату
(указать век) из всех цифр, упомянутых и пропущенных в пословицах. За каждую
правильно указанную дату команда получает по одному баллу, за каждый правильно
указанный век (учитывается и правильность написания века римскими цифрами) –
дополнительный балл. Если назовут, событие, которое произошло в этом году + 1 балл.
Слайд 16
Карточка для 1 команды
1) ….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

…. сапога – пара
Наговорил с …… короба.
Слайд 17
Карточка для 2 команды
1) Одна голова хорошо, а ….. лучше.
У ….. нянек дитя без глазу.
Пошел на все ….. стороны.
2) Пошел на все ….. стороны.
У ….. нянек дитя без глазу.
Какое чувство отвечает за интуицию? (цифра)
Слайд 18 Ответ первой команды
1714 год (XVIII век) – основание Петром 1 Кунсткамеры
Вернувшись в Россию из поездки в Голландию, Англию, Пётр 1 занялся обустройством
русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в
Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была
размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий
манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году
и стало считаться датой основания музея.
1223 (ХІІІ) ­ битва на реке Калке ­ сражение между объединённым русско­половецким
войском и монгольским войском.
Слайд 19

1274 год (XIII век)­ Владимирский собор 1274 года - архиерейский собор Русской
Церкви, проведённый по инициативе митрополита Кирилла III в 1274 году во Владимире
для устранения разногласий в церковном праве.
476 г. (V век) ­ Падение Западной Римской империи ­ процесс упадка Западной Римской
империи, вследствие этого оказалась разделена на несколько государственных
образований - преемников Римской империи.
Конкурс № 7 Собрать картинку и назвать событие: (скорость ­ 1 балл,
правильность и полнота ответа– 3 балла)
После выполнения задания
Слайд 20
 Картина «Крещение княгини Ольги»
Слайд 21
 Картина «Крещение киевлян на Днепре»
Слайд 22 Конкурс № 8. Жизнь замечательных людей (кто первый поднимет флажок)
По 1 баллу за ответ
Задание 1
1. Кто сказал? «Если кто не придет завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий,
или раб, ­ будет мне врагом». Какое событие В каком году это произошло? (крещение
киевлян, 988 г.)
2. Кто, в каком году провел первую налоговую реформу на Руси и в чем она заключалась?
(княгиня Ольга, установила уроки и погосты)
3. «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не
столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа…Велел переводить
священные книги с греческого на славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у
иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских… При
нём русское государство достигло расцвета…». (Ярослав Мудрый.)
4. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов не варил мяса, но, тонко нарезав
конину или зверину, или говядину и зажарив на углях так ел. Не имел он и шатра, но спал,
подостлав потник, с седлом на головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас
идти» (Святослав)
5. «Получил прозвище, которое означало единоборец. Был известен на Руси как вдохновитель
и руководитель многих походов против половцев. Занял киевский престол, когда ему было
уже 60 лет» (Владимир Мономах).
«Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не
убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал
уже всю дань» (Игорь).
6.

Слайд 23 Задание 2. Написать прозвища всех великих князей Древнерусского
государства (9­12 вв.), распределив их в хронологической последоватльности
(Олег, Владимир1, Владимир 2, Ольга, Игорь, Ярослав, Святослав)
Проверим ответы (Слайды с изображением князей 24­31)
Политика правления первых киевских князей
Князь
Время
правления
Политика
Киевские князья
Кий
V – VI века
Основал Киев. Ходил походом на Царьград.
Аскольд и Дир
VIII – IX
века
Продолжили правление в Киеве. Ходили походом на
Царьград. Убиты Олегом.
Династия Рюриковичей
Олег Вещий
882 – 911
гг.
В 882 г. ­ Объединил Русь (Киев и Новгород). Собирал
дань с подвластных территорий. Заключил мир с
Варягами. Ввел великокняжеский титул.
Игорь Старый
912 – 945 Начал править в зрелом возрасте 35 лет. Заключил мир с

гг.
печенегами. Вел войну с Византией. Византия признала
земли в устье Днепра, Дуная за Русью.
Ольга Хитрая
(Святая)
945 – 962
гг.
Отомстила за смерть мужа.
Упорядочила взимание дани в земле древлян. Первая из
правителей приняла христианство. Заключила мир с
Византией о совместной борьбе с Хазарией.
Святослав
Храбрый
962 – 972
гг.
Самый воинственный из князей. Разгромил Волжскую
Булгарию и Хазарский каганат. Продолжил политику
централизации княжеской власти.
Владимир
Святославович
(Великий,
Креститель)
980 – 1015
гг.
Восстановил единство Русской земли. Укрепил систему
управления страной. Борьба с печенегами. Укрепление
южных границ. Ввел систему светового оповещения.
Крещение Руси по византийскому обряду.
Ярослав Мудрый
1019 (1036)
– 1054 гг.
Восстановил единство Русской земли. Объявил себя
самовластцем. Ввел первый на Руси писаный свод
законов – «Русскую правду». Строительство собора
Святой Софии. Киев – один из самых крупных и
красивых городов Европы. Строительство новых
городов. Поборник развития культуры. Династические
браки – зарок мира с западными, южными и северными
соседями. Прекратил набеги печенегов.
Владимир
Мономах
(1113­1125) Занял престол в возрасте 60 лет. Мономах – с греческого
«единоборец», внук греческого императора
Константина Мономаха. 1097 г. Был инициатором
Любечского съезда (вопрос об объединении против
общего врага – половцев). Разбил половцев в 1111 г. Был
писателем. Написал «Поучение детям»
Таблицей можно воспользоваться при подготовке к экзамену.
Список великих князей 32
Подсчет баллов (жюри)
Пока жюри подсчитывает баллы, мы подведем итог.

Итог: Сегодня, подводя итог нашего мероприятия, можно говорить о том, что мы
повторили истоки становления древнерусского государства. Закрепили знания о личных
вкладах первых русских князей в укрепление великокняжеской власти.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих князей великих поминают
За их труды, за славу, за добро…
Вопрос классу:
Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?
Учащиеся отвечают на вопрос и приходят к выводам:
1.Князья проводили политику объединения земель вокруг Киева.
2.Укрепляли центральную власть
3.Охраняли и защищали торговые пути, а также русскую землю от кочевников
Награждение победителей
Всем спасибо!!!

Негосударственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

«Царицынская №1»

Сценарий внеклассного мероприятия

«ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА

ГРАМОТА НА РУСИ»

для учащихся 5 класса

Разработала:

учитель русского языка

НОУ СОШ «Царицынская №1»

Старикова Елена Юрьевна

Волгоград

Цели и задачи:

    Выявить истоки становления славянской письменности;

    Рассмотреть значение письма для развития Руси

    Развивать речь, мышление, творческие навыки учащихся

    Привить любовь к Отечеству, ее истории

Материалы и наглядные пособия: компьютер, проектор, экран для мультимедийного сопровождения, карта Древней Руси, раздаточный материал для практической части занятия.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя: (Слайд)

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим беседу, посвященную истории письменности. Вы узнаете о том, как возникла письменность, какой материал использовали для письма и многое другое, связанное с историей написания книг.

I . История письменности.

Чему перво-наперво учат ребят, пришедших в школу? Грамоте, конечно: учат читать и писать.

А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом, они хранили информацию в своей памяти и передавали её друг другу, используя различные символы-сигналы.

Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь. Но трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Нарисуют озеро, рядом – огромную рыбу. Это память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холмы и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии. Картинки – это очень хорошая придумка.

Рисуночное письмо называют ПИКТОГРАММОЙ. (Слайд)

Пиктограмма: рисунки первобытного человека в пещере Альтамира

А теперь попробуем написать предложение при помощи пиктограмм:

СВЕТИТ СОЛНЦЕ.

РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ.

Оказывается, что при помощи пиктограмм не так просто выразить все, что ты думаешь. Даже простенький рисунок рисовать не просто. И человек не всегда может прочитать твое письмо так, как ты этого хочешь.

Когда люди придумали рисуночное письмо, они сделали большой шаг по дороге к письменности. Но впереди их ждало много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунка. И появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, а также действие и понятие – ИДЕОГРАММА.

В древнем Китае на основе рисуночного письма возникли ИЕРОГЛИФЫ, как один из видов идеографического письма. Их называли «священными знаками». Каждый иероглиф обозначал слово ил его часть.

(Слайд: Рисунок с изображением иероглифов древних египтян)

А теперь вам задание : придумайте свои иероглифы к понятиям: смеяться, плакать, спать.

Постепенно иероглифы упрощались и человек старался картинки делать все проще и проще. Например, вместо быка стали рисовать только его голову, потом голова с рогами превратилась в три черточки, или А. Древний народ - шумеры называли быка Алеф. Вот откуда буква А. Человек придумал БУКВЫ или знаки для звуков.

Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. Финикийцы знакомили со своей письменностью другие народы. На её основе появился буквенный АЛФАВИТ древних греков. Но в их языке было много гласных звуков.

Пришлось и для них придумывать буквенные обозначения. В течение многих лет греки усовершенствовали свое письмо, делая его более понятным и удобным. Греческий алфавит завоевал почти весь мир, он помог многим народам создать свою письменность.

А теперь давайте вспомним, кто такие славяне, где они жили.

    Кто такие славяне?

    Где находилось их государство?

    Что мы знаем об образе их жизни?

    Кто граничил с Русью?

Но государство не может быть без правителя. Вспомним, основателя первой правящей династии на Руси? (Слайд)

    Кто такой Рюрик?

    Как он оказался на Руси?

    Годы его правления?

Обратимся к нашей карте.

    Скажите, ребята, может ли какое-либо государство существовать самостоятельно, отдельно от других стран?

  • Как поддерживали древние русичи взаимоотношения с соседями?

Но для полной связи славянам не хватало письма. И крепко задумались русские мужи.

Сообщение первого учащегося (Слайд)

От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси - “Повести временных лет” - мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

“Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что “ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках”.

Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: “Да исполнится слово Писания: “Пусть восхвалят Бога все народы!” То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке”. Так он утвердил Богослужение на славянском языке.

Слово учителя:

Так что представляла собой славянская письменность – Кириллица?

Глаголица и Кириллица (Слайд)

По мере того как развивалась славянская письменность, кириллица вытесняла глаголицу и закрепилась в качестве основы многих славянских языков, в том числе и русского.

Обучение азбуке было очень не простым занятием, намного сложнее, чем у современных школьников. Сначала буквы произносил учитель, а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали.

Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. АЗ, БУКИ, ВЕДИ и т.д. (Название букв кириллицы).

Вот отсюда и пошли старинные русские пословицы: (Слайд)

    Азбука – наука, а ребятам бука.

    Аз, буки, веди страшат как медведи.

    Азбуку учат, на всю кричат.

    Юс да ижица – конец делу ближитца.

Со временем в кириллице произошли многочисленные изменения

исчезли ненужные буквы, появились новые. В современном русском алфавите добавились три буквы –Й, Е, Э, - а исчезло намного больше.

А теперь давайте составим словарик по изученному:

А – алфавит, азбука

Б – буква

Г - глаголица

И – идеограмма, иероглифы

К - кириллица

П – пиктограмма

II . Древние книги (Слайд)

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а КНИГА

ОСТАЛАСЬ.

А. Герцен

Мысли людей, записанные в виде рисунков, иероглифов, букв, незримыми нитями привязаны к месту и времени своего возникновения. Они стали доступны для нас благодаря тому материалу, который донес их до нашего времени. От материала зависела и форма книги. Разные народы использовали доступный для них писчий материал.

Сообщение второго учащегося (Слайд):

В древних государствах Вавилон, Ассирия, Шумер писали на глине, из которой делали также посуду и жилище. Книги изготавливали из глины в виде табличек разных размеров. Писали на глине трехгранным резцом. При нажиме на мягкую глину резец давал клинообразный отпечаток. Такое идеографическое письмо называлось КЛИНОПИСЬ. Затем таблички обжигали, и они становились твердыми, не боясь ни огня, ни сырости. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик. (Глиняная табличка).

До наших дней сохранились целые библиотеки из таких книг. При раскопках была найдена сказочно богатая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, правившего в 669-633 гг. до н.э. Она состояла из десятков тысяч табличек по различным отраслям знаний.

Сообщение третьего учащегося (Слайд):

В Древнем Египте в большом количестве по берегам реки Нил рос тростник, который называли ПАПИРУС. Это растение вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком, не кораблями. Славен он тем, что на нем писались первые книги.

Было это свыше шести тысяч лет назад. Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились книги-свитки.

Книгу-свиток создавали профессиональные писцы. Писали тростниковой палочкой – КАЛАМОМ, обмакивая его в черные чернила, которые приготовлялись из угля, смешанного со смолой. Первые слова текста, а также названия месяца и дня писали красными чернилами. Текст писали узкими столбцами, направление строк было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца. Как вы думаете: удобно ли это?

Папирусные свитки (до 40 метров длиной) наматывали на деревянные или костяные стержни и прятали в кожаные или деревянные футляры. Папирус не переносил влагу, она разрушала его. Многие свитки сгорели во время пожара. И только египетские и греческие свитки смогли сохраниться в течение двух тысячелетий в абсолютно сухом египетском песке. Большинство известных свитков дошло до нас в виде отрывков. Сейчас они хранятся в музеях и крупных библиотеках мира.

Сообщение четвертого учащегося (Слайд):

Наряду с папирусом, для обучения грамоте использовали более дешевый материал для письма – воск. Древние римляне делали книжечки из деревянных дощечек: несколько дощечек, выструганных в середине, заполняли воском и скрепляли между собой шнурками. Первая и последняя дощечки воском на заполнялись. Такие книжечки служили очень долго: запись можно было стереть и заполнить заново. Стальная палочка для письма на восковых дощечках – СТИЛЬ – была с одного конца острой (для письма),

с другой – круглой (для затирания воска). Такая форма книги сохранялась у многих народов, в том числе на Руси. Она получила название КОДЕКС.

Самая большая библиотека из папирусных свитков находилась в городе Александрия. Она насчитывала около 70 тысяч свитков. Но царь города Пергама решил создать библиотеку, превосходящую александрийскую. Когда египтяне узнали об этом, они запретили вывозить папирус из Египта. Тогда жители этого города научились делать материал для письма из кожи животных. Этот материал стали называть ПЕРГАМЕНТ. Так легенда объясняет возникновение писчего материала, которому суждено было вытеснить папирус и существовать более двух тысяч лет.

Сначала из него продолжали делать свитки, но вскоре прочность этого материала дала возможность листы пергамента складывать, разрезать, сшивать их в тетради и заключать в переплет. Так окончательно книга приобрела форму КОДЕКСА.

Слово учителя. Изготовление пергамента (Слайд):

Сырую шкуру (козью, овечью, телячью) вымачивали сначала в воде, чтобы сделать её мягче. Потом соскабливали ножом мясо и клали шкуру в воду с золой. После такой обработки шерсть легко снималась ножом. Готовую шкуру натирали мелом и выглаживали пемзой. Получалась тонкая желтоватая кожа, одинаково чистая и гладкая с обеих сторон. Её края обрезали так, чтобы получился большой кожаный лист. Лист складывали вдвое, и из нескольких таких листов составляли тетрадь. Потом складывали кожу и в четыре, и в восемь и шестнадцать раз. Так получались книги.

Писали на пергаменте калалом (тростниковой палочкой) или птичьим пером, заостренным и расщепленным. Чаще всего использовали гусиные перья. Для пергамента использовали особые прочные чернила, которые впитывались в кожу так глубоко что их нельзя было смыть. Пока ими писали, они были очень бледными, а чернели спустя некоторое время.

Пергамент материал очень дорогой. Для изготовления одной книги нужно было целое стадо животных. Поэтому для письма использовали и более дешевые материалы, чаще растительного происхождения.

В Китае применяли бамбук и шелк, в Индии – пальмовые листья, а в Древней Руси использовали бересту. БЕРЕСТА - это кора березы, подвергнутая специальной обработке. На ней писали наши предки – восточные славяне. Буквы кириллицы наносили на бересту костяным или металлическим стержнем – ПИСАЛОМ. Несколько сотен берестяных грамот было найдено при раскопках в Новгороде.

Писали и переписывали книги в основном при монастырях. При них создавали мастерские по переписыванию книг – СКРИПТОРИИ. Перепиской занимались монахи-переписчики. Они сначала терпеливо и осторожно линовали пергамент, потом тщательно, выводя букву за буквой, начинал писать.

Когда все листы были переписаны и украшены, их соединяли и помещали в ПЕРЕПЛЕТ. Его основой служили хорошо высушенные и обработанные доски. Переплеты, созданные по особым заказам, часто украшали жемчугом и драгоценными камнями. Края переплета соединялись металлическими застежками. Таким образом, книга напоминала сундучок или шкатулочку.

В основном древнерусские рукописные книги были религиозного содержания: Библия, Евангелия, жития святых, Книга пророков, Апостол, Псалтырь. Но монахи-переписчики переписывали не только богослужебные книги, они вели летописи, записывая хронику исторических событий год за годом.

Замечательный летописный свод «Повесть временных лет» создан монахом-летописцем НЕСТОРОМ, который включил в летопись географические, этнографические сведения, а также отрывки песен и былин, сказаний и легенд.

Практическая часть занятия:

Игры и задания.

    Подчеркни материалы, из которых делали древние книги.

СТЕКЛО ПАПИРУС ПЕРГАМЕНТ ГЛИНА МЕТАЛ БЕРЕСТА

    Соотнеси форму книги и материал, из которого она была сделана (соедини стрелочками)

КНИГА – СВИТОК ПЕРГАМЕНТ

КНИГА - ТАБЛИЧКА ПАПИРУС

КНИГА - КОДЕКС ГЛИНА

    Соедини начало русских пословиц и их окончания из правой колонки:

Грамоте учиться а правду сказывают

Книги не говорят, ума набраться

С книгами знаться - всегда пригодится

Сперва аз, да буки, а то, что понял

Говори не о том, что прочел, а там и наука

4. Кроссворд

По вертикали:

    Имя монаха, создавшего славянскую азбуку. (Кирилл)

    Имя его брата и помощника. (Мефодий)

    Материал, на котором писались древние книги до изобретения бумаги. (Пергамент)

    Название красивой заглавной буквы. (Буквица)

    Название русской азбуки (Кириллица)

    Материал, на котором писали люди в старину на Руси. (Береста)

По горизонтали:

    Буквы построились по порядку. Название этого порядка. (Алфавит)

5. Расшифруй.

(Ребятам предлагается отгадать поговорку. Шифром служат буквы алфавита, пронумерованного по порядку)

14 21 5 18 16 19 20 10

19 20 21 17 6 15 30 12

Ответ: Азбука – к мудрости ступенька.

III . Заключение.

За свою долгую историю книга изменялась, но осталась не только надежным источником информации, но и верным другом человека. А друзей надо уметь выбирать, грамотно общаться с ними, хорошо знать историю их жизни. Но книга – это не только текст, в ней важно все: оформление, иллюстрации, переплет. Все это – единое целое, продукт человеческого разума, предмет мировой культуры. Ведь если вдуматься, разве не удивительно, что книга с помощью написанных в ней слов рассказывает нам сокровенные мысли давно ушедших о нас людей, переносит нас в другой мир, в прошлое или будущее, вызывает у нас радость и боль, возмущение и надежду, негодование и любовь. «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

В подтверждение этому приведу исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них блюда. На вопрос, почему он подает только языки. Раб ответил: « А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несет зло, горе, оскорбление.

Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре В.И. Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения. В разных странах люди сегодня говорят на 6000 языках. Международный день родного языка – 21 февраля, был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 г.

Литература

    Зимина, А.И. Праздник славянской письменности и культуры [Текст] / А.И. Зимина // Классный руководитель. Научно-методический журнал. – 2007. - №6. – с.41-46.

2. Зубков, Б. Книжка про книжку [Текст] / Б. Зубков. – М.: Малыш, 1984. – 24 с.

    Сидорова, М. Заветное слово [Текст] / М. Сидорова // Читаем. Учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. – 2004. – №2. – с.56-58.

    Скударь, З. Слово и человек [Текст] / З. Скударь // Воспитание школьников. Научно-методический журнал. – 2006. - №4. – с.27-32.

    Лысенко Л.В. Лишь слову жизнь дана [Текст] / Л.В. Лысенко // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2004. – №10. – с.44-49.

    Люстрова, З.Н. Беседы о русском слове [Текст] / З.Н. Люстрова. – М.: Знание, 1976. – 143 c.

Похожие публикации