Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Широкоугольная перспектива. Знакомство с широкоугольной фотографией - советы и примеры

Статьи и Лайфхаки

Читая характеристики установленной в смартфоне камеры, нередко мы можем встретить упоминание о том, что объектив в ней широкоугольный.

Почти всегда это относится к , за последние пару лет превратившимся в устойчивый тренд даже на бюджетных моделях.

С другой стороны, далеко не всегда речь идет о «родной» оптике девайса: вполне может иметься в виду специальный аксессуар. Постараемся разобраться во всём ворохе информации, связанном с данным вопросом.

Зачем вообще нужен широкоугольный объектив

Основное предназначение такой оптики – получение панорамных снимков.

Навскидку можно назвать несколько областей, в которых подобная оптика просто незаменима :

  • Съемка интерьеров помещений: музеев, магазинов, выставок.
  • Получение качественных снимков архитектурных сооружений.
  • Фотографирование пейзажей, ландшафтов.
  • Фото масштабных мероприятий: концертов, спортивных состязаний, народных гуляний.
То есть, любая ситуация, когда требуется захватить в кадр как можно больше деталей.

К сверхширокоугольным относятся специализированные объективы под названием «рыбий глаз» или фишай (fish eye). Благодаря неисправленной дисторсии с их помощью можно получать эффект «круглого» изображения пространства.

Основные параметры

Ключевой характеристикой объектива, определяющей угол его обзора, является . Однако для смартфонов она не слишком критична, поскольку в них по умолчанию устанавливается оптика с постоянным коротким фокусом: 27-35 см.

Поэтому, если для фотоаппарата широкоугольным считается объектив с углом поля зрения от 52° до 82°, то в мобильных устройствах эта величина куда выше: 100 – 120°.

Для панорамной съемки, особенно в закрытых помещениях, очень важна хорошая светосила. Именно поэтому она в широкоугольниках обычно существенно выше, чем в «телескопах»: f/1,7-1,8 против f/2,0-2,4.

В двухмодульных камерах


Использование двух модулей с различными характеристиками до определенной степени решило проблему фиксированного фокусного расстояния в объективах мобильных девайсов.

Наиболее распространенным в современных качественных гаджетах является сочетание двух модулей: широкоугольного с высокой светосилой и телескопического, у которого апертура поменьше.

Причем основным в большинстве случаев является именно широкоугольник, угол обзора которого может достигать 125°. В результате разрешение сенсора телевика в бюджетных аппаратах может быть существенно меньше, чем у «ширика».

Любителям селфи


Угол обзора может быть весьма критичен для поклонников селфи, понятно, что в данном случае он относится уже к .

С одной стороны, объективы с широким углом позволяют захватить как можно больше интересных деталей фона, на котором производится съемка: деталей строения, природного ландшафта и т.п.

С другой – в кадр может «поместиться» сразу несколько человек, что очень актуально в больших компаниях.

При этом необходимо помнить о глубине резкости, поскольку в противном случае можно получить незапланированный . Обычно эта проблема решается с помощью автофокуса, но иногда приходится и поковыряться в настройках.

Съемные объективы


Чтобы компенсировать недостатки смартфонной оптики, для мобильных устройств создан аксессуар, представляющий собой насадку, закрепляемую непосредственно на корпусе гаджета. Он еще известен как Clip Lens.

В комплект подобной «прищепки» входит несколько различных объективов, которые можно быстро заменять применительно к конкретной ситуации. Среди них обычно имеется и широкоугольный.


Следует сказать, что качество полученных с использованием таких насадок снимков существенно страдает: возникают искажения, теряется резкость по краям.

Но во многих случаях можно получить эффекты, принципиально недоступные штатной оптике мобильных девайсов, как, например, тот же «рыбий глаз» или макросъемка.

В заключение

С каждым годом камеры мобильных устройств становятся всё совершеннее. Разработчики прилагают максимум усилий, чтобы обойти ограничения, накладываемые на оптику габаритами.

Это делает возможность получения качественных панорамных снимков чуть ли не в любых условиях.

Особенный прогресс в этом отношении был достигнут с широким распространением двойных камер, снявших ультимативное требование универсальности оптики объектива.

Ведь, как известно, универсальный инструмент делает очень многое, но одинаково плохо. Как следствие, пользователям гаджетов теперь не приходится выбирать между углом обзора и масштабом изображения.

Взгляд фотографа дается от рождения, как светлые волосы или голубые глаза. Но чтобы стать настоящим художником, нужен еще и жизненный опыт, культура.
Вилли Ронис

Выбираем объектив

Решение творческих задач в репортажной съемке значительно облегчается, если фотограф имеет опыт работы с разными объективами, знает их преимущества и умело использует при съемке.

В арсенале профессиональной и любительской фотографии в настоящее время имеется большой выбор съемных объективов с постоянным (фиксированным) значением фокусного расстояния и зум-объективов (объективы с изменяемым фокусным расстоянием).

На втором уроке я писал об оптимальном «джентльменском наборе» оптики для репортажного фотографа. Он может содержать небольшую линейку объективов от 24 до 200 мм и/или зум- объективы с фокусом в тех же пределах, желательно светосильные. В зависимости от целей и условий съемки целесообразно подбирать и работать тем объективом, который поможет четко выполнить фотографическую задачу. Как же выбрать нужный объектив? На чем остановиться: на зуме или объективе с фиксированным фокусом?

Напомню, что объективы с фиксированным фокусным расстоянием делятся на нормальные (стандартные, штатные), длиннофокусные (телеобъективы) и короткофокусные (широкоугольные). Эти объективы довольно компактные, как правило, имеют хорошую или высокую светосилу, способны работать в сложных световых условиях. Они различаются прежде всего по фокусному расстоянию и углу зрения объектива.

В центре линейки находятся нормальные объективы. Диапазон фокусов условно нормальных объективов колеблется, на мой взгляд, примерно от 40 до 60 мм для фотоаппаратов с форматом кадра 24×36 мм. Объективы называются нормальными, поскольку «видят» как человеческий глаз, то есть захватывают в кадр приблизительно столько же пространства, сколько может видеть человек акцентированным зрением. Стандартный классический 50 мм объектив («полтинник») наиболее точно отражает наше восприятие мира. Угол съемки у «полтинника» примерно тот же, что и у наших глаз – около 30 градусов. Он составляет так называемое акцентированное зрение или зону ясного зрения. На фотографиях, сделанных нормальной оптикой, линейная перспектива будет выглядеть естественно, правильно. Под линейной перспективой понимается впечатление глубины пространства, создаваемое на плоскости фотографии схождением параллельных линий и уменьшением размеров объектов по мере их удаления от объектива.

Нормальные объективы применимы везде, в том числе в репортаже. Они отличаются высоким качеством изображения и большой светосилой. Многие известные фотомастера начинали свой путь в фотографию с увлечения телевиками, потом широкоугольниками,но в дальнейшем отдавали предпочтение легендарному «полтиннику». Почти все фотографии Анри Картье-Брессона сделаны объективами 50 и 35 мм.

Фотографии Анри Картье-Брессона из альбомов «Москвичи» (1954) и «О России» (1974)

Фотографии Анри Картье-Брессона из альбомов «Москвичи» (1954) и «О России» (1974)

Длиннофокусные объективы имеют по сравнению с нормальными более узкий охват пространства. Фокусное расстояние телеобъективов (телевиков) находятся в диапазоне от 80 до 300 мм и более. В зависимости от фокуса, телевики бывают слабыми (портретными), сильными и сверхсильными. Они позволяют изображать объекты крупным планом, с относительно удаленных точек съемки. Узкий угол съемки создает иллюзию сжатого пространства, в котором расстояние между удаленными предметами укорачивается, мало ощущается. То есть, с одной стороны, телевик «сплющивает» пространство, лишает его глубины, но, с другой стороны, позволяет снять крупным планом недоступные для приближения объекты. Для этих целей пригодны сильные (до 300 мм) и сверхсильные (от 300 мм и более) объективы.

Слабые телеобъективы, находящиеся в самом начале длиннофокусного диапазона, являются портретными (70-105 мм). Они дают возможность хорошо скомпоновать снимок, «собрать» портрет, выдержав привычную для нашего общения дистанцию в 1,5- 2,5 метра. Кстати, именно с такого расстояния художники пишут классические портреты.

Телеоператор Борис Обедников. Фото Михаила Рогозина

Радиожурналист Сергей Сыноров. Фото Михаила Рогозина

Короткофокусные или широкоугольные объективы имеют более широкий угол съемки, чем нормальные объективы. Для 35 мм камер широкоугольными объективами считают такие, у которых фокус 35 мм и меньше. По мере увеличения угла поля зрения объектива широкоугольники делятся на слабые (35-28 мм), сильные (24-20 мм) и сверхсильные (менее 20 мм).

Торговля в порту. Андалусия, Испания. Фото Михаила Рогозина

Сборочный цех авиазавода. Фото Михаила Рогозина

Колокольный звон. Фото Геннадия Михеева

Широкий угол съемки, превышающий угол нормального зрения, позволяет охватить большое пространство, показать в нем взаимодействие людей и окружающей среды. Своим зрением мы можем наблюдать широкое пространство перед собой, только попеременно передвигая и фокусируя свой взгляд на отдельных объектах. А широкоугольник охватывает то же самое пространство моментально в одном кадре. И на плоской фотографии мы видим необычную картину, какую в жизни не наблюдаем.

В порту. Андалусия, Испания. Фото Михаила Рогозина

Май. Фото Михаила Рогозина

Главное достоинство широкоугольника в том, что он позволяет, максимально приблизившись к объекту съемки, выделить его крупно на переднем плане, одновременно как бы раздвинуть пространство за ним, показать максимально все окружение. В результате возникает замечательное ощущение, будто ты в сердцевине события. Наиболее эффективно объектив работает, на мой взгляд, в двух случаях. Во-первых, когда мы хотим укрупнить и выделить передний план, оторвать от фона главное действие. И второе, при создании портрета, в котором человек отражен в окружающем его мире.

Литератор Денни Боржуа. Фото Михаила Рогозина

Писатель Сергей Михалков. Фото Павла Кривцова

Кинооператор Александр Киселев. Фото Павла Кривцова

Широкоугольный объектив годится для любой съемки. Им можно снимать и портрет, и кадр-действие среднего плана, и информационные общие планы, и пейзаж, и архитектуру. Весь репортаж, включающий все типы кадров, можно снять одним широкоугольником.

Окно. Фото Михаила Рогозина

Фото Геннадия Михеева

Соловецкие острова. Вид на Сельдяной мыс. Фото Михаила Рогозина. (Вся серия в Примерах)

Современные зум-объективы позволяют заменить сразу несколько объективов с фиксированными фокусами. Например, зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 24-85 мм способен заменить широкоугольный (24-28 мм), стандартный (50 мм) и портретный (85 мм) объективы.

Преимущество зумов неоспоримо при оперативной и протокольной съемке, когда фотограф ограничен временем и зачастую лишен свободы передвижения. В этих ситуациях зумы более удобны, так как для изменения фокусного расстояния достаточно лишь повернуть кольцо управления и не тратить время на смену объективов.

Во всех остальных случаях я рекомендую использовать объективы с фиксированным фокусом. Они требуют от нас постоянного передвижения в поиске точки съемки. Ведь ключ к созданию яркого фотографического образа заключается в поиске этой, всегда единственной, точки съемки. Чрезмерное же увлечение зумом таит опасность привить себе пагубную привычку заполнять кадр, зумируя фокус, не сходя с места. Ну и, конечно, объективы с фиксированным фокусом компактней, легче и обладают большей светосилой.

Особенности съемки широкоугольным объективом

Изобразительные возможности широкоугольника высоко ценятся профессионалами и мастерами фотографии. В репортажной съемке он применяется весьма часто. Но короткофокусный объектив довольно капризен, легко дает нежелательные оптические эффекты, которые необходимо научиться контролировать и, по возможности, нейтрализовать.

Что я имею в виду? Прежде всего – искажения. При съемке широкоугольником они присутствуют всегда, более выражены у сильных объективов. Искажения могут затрагивать геометрическую перспективу – заметно искривлять линии, вытягивать,деформировать привычные формы по периферии кадра. Если при съемке пейзажа, интерьеров, архитектуры эти эффекты мы можем замечать, но они не мешают и не раздражают нас, то при съемке людей они могут создать неприятные пропорции тела, исказить облик. Эта проблема с людьми возникает при съемке с близкого расстояния. В данных условиях съемка широкоугольником, по меткому выражению Павла Кривцова, это, «как по лезвию ножа…».

Почему? Широкоугольник «просит» как можно ближе подойти к человеку. Чем ближе мы подходим, тем объемнее видим человека, тем шире за ним открывается обзор, расширяется перспектива. Но чем ближе мы приближаемся, тем сильнее искажаются ближайшие к объективу части тела. Они увеличиваются, вытягиваются, нарушая естественные пропорции. Даже сантиметры влияют на ту грань, за которой начинаются грубые, уродующие человека, искажения. Это неприятно, неэстетично! Кому хочется видеть себя Карликом-Носом или тыквоголовым инопланетянином?

Что же предпринять, чтобы не допускать искажений? Безусловно, главный прием – поиск точки съемки! Сделайте шаг назад от вашего героя – искажений не будет. Но если вы хотите максимально приблизиться к портретируемому, то следите за тем, чтобы оптическая ось объектива была направлена перпендикулярно условной плоскости, в которую мысленно вписывается фигура человека, и всегда, обязательно, – в центр этой фигуры. Оптимальная точка съемки будет та, которая расположена на равноудаленном расстоянии от разных частей тела, образующих эту самую плоскость. Тогда по краям будут создаваться приблизительно одинаковые незначительные искажения, то есть они будут незаметными. Активно ищите эту точку!

Еще раз подчеркну, что искажения при съемке широкоугольником бывают всегда, но мастера фотографии снимают так, что они незаметны. Рассмотрим другие секреты уходаот искажений. Это композиционные отвлекающие приемы. Снова вернемся к работам Павла Кривцова. Современные исследователи фотографии считают его непревзойденным
мастером съемки портрета широкоугольным объективом. Разберем его основные приемы.

1. Рядом с ближайшей искажаемой частью фигуры располагаем сюжетно-важный предмет. Изменение его формы, величины может быть даже эффектным и отвлечет внимание от диспропорций тела.

Лена Кочеткова – художник декоративной росписи из Жостово. Фото Павла Кривцова

Писатель Олег Волков. Фото Павла Кривцова

Воспоминание о Курской дуге. Старший сержант Данила Ильич Еремченко. Фото Павла Кривцова

1. Светотеневые композиционные решения. Искаженную часть тела уводим в тень.

Мария. Фото Павла Кривцова

Преувеличенно крупная рука не бросается в глаза своими размерами, потому что уведена в тень.

1. Мощные геометрические композиции, линии способны увести наш взгляд от искажений.

Герой Советского Союза Федор Федорович Архипенко, летчик-истребитель, участник Курской битвы. Фото Павла Кривцова

Мы не замечаем громадную левую руку, потому что наш взгляд уходит в «коридор воздушного боя».

Давайте и мы с вами в работе широкоугольником экспериментировать, искать и другие приемы создания красивых, гармоничных фотографий. В фотографической теории этот раздел мало исследован. Возможно, вы откроете здесь что-то новое.

Дополнительная литература по теме урока

1. Вартанов Анри. «Эстетика фотографии. Ракурс», «Советское фото», 1985, No9
2. Э. Хокинс, Д. Эйвон. «Фотография. Техника и искусство», М., «Мир», 1986

Задания к уроку No7 «Выбор объектива. Съемка широкоугольником»

Учимся снимать широкоугольником портрет без искажений

Снимите широкоугольником репортажные портреты, одиночные или групповые, используя все перечисленные на уроке приемы ухода от искажений (четыре приема). По возможности примените эти приемы в вашей теме.

Напоминаю вам, что выполненные задания принимаются в виде ZIP-архива, внутри которого находятся снятые вами фотографии. Архив необходимо загружать в поле для исходной фотографии, а в поле для загрузки основной фотографии задания необходимо загрузить один выбранный вами снимок.

Широкоугольные объективы часто неправильно используются или выбираются по ошибочным причинам. Многие новички покупают действительно хороший объектив с широким углом, 50-миллиметровый (потому что кто-то посоветовал) и более длинный зум-объектив. Но самой большой ошибкой является непонимание того, как они работают, почему вам нужен конкретно каждый из них и для какой ситуации.

В этой статье мы рассмотрим широкоугольные объективы. Что они делают, как их использовать и как избежать следующих пяти наиболее распространенных ошибок, которые допускают фотографы.

  • Все на изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива.
  • Отсутствует четкий объект съемки.
  • Широкоугольный объектив используется только для того, чтобы поместить больше объектов в кадр.
  • Съемка неудачных фотографий людей.
  • Съемка с широкоугольным объективом без причины.

Что такое широкоугольный объектив?

Технически это любой объектив, который имеет более широкий угол обзора, чем человеческий глаз. Еще во времена пленки 50-миллиметровый объектив считался "нормальным", потому что он дает картинку, которая ближе всего к той, которую видит человек. Теперь с "цифрой" это немного сложнее - 50 мм считается нормальным для полнокадровых камер, что соответствует приблизительно 35 мм для APS-C или кроп-сенсоров (для того же угла обзора).

Таким образом, фокусное расстояние которых превышает 50 мм (полный кадр) или 35 мм (APS-C), считаются широкоугольными объективами. Чем меньше фокусное расстояние, тем шире будет кадр, например; 15 мм, который является сверхшироким (полный кадр) или 10 мм (специальный объектив, сделанный только для камер APS-C). Еще более широкие объективы считаются объективами "рыбий глаз", при съемке изображение становится практически круглым.

Что делает широкоугольный объектив?

Широкоугольные объективы искажают предметы и улучшают перспективу: объекты, расположенные ближе к камере, кажутся более крупными, чем те, которые находятся дальше, даже если они одинакового размера в реальности.

Посмотрите на фотографию знака метро выше; обратите внимание, насколько больше его часть, расположенная ближе к камере, по сравнению с дальней. Это результат работы широкоугольного оптического объектива. То же самое видно на фотографии с Бруклинским мостом сверху и со зданиями ниже.

Давайте сравним изображения ниже, снятые при помощи широкоугольного и телеобъектива соответственно.

17-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (для получения этого угла обзора вам нужно использовать 11 мм на APS-C)

75-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (50-мм объектив на фотоаппарате APS-C даст вам примерно тот же угол обзора)

Посмотрите на размер трактора на двух изображениях. Обратите внимание, насколько визуально больше трактор на первом фото по сравнению с объектом на заднем плане. Посмотрите, как изменилось соотношение размеров на втором изображении? Трактор не двигался между снимками, расстояние между объектами тоже не менялось. Единственное, что изменилось - объектив, который использовал фотограф, а также расстояние между объектом и камерой.

5 ошибок начинающих при использовании широкоугольного объектива

  • Все на вашем изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива

Чтобы использовать широкоугольный объектив правильно, вам нужен какой-то объект на близком расстоянии к объективу.


Это было снято с 24-миллиметровым объективом. Здесь отсутствует объект, потому что все элементы находятся на одном и том же расстоянии от камеры. Сравните с изображением трактора выше, особенно с широкоугольным снимком: трактор на нем буквально оживает

Теперь посмотрим на два изображения велосипеда ниже. На снимке слева нет ничего выделяющегося. По мере приближения переходит на велосипед. Фотограф находился всего лишь в нескольких дюймах от передней шины, когда делал второй снимок.

Вы не можете оставаться незаметным, когда занимаетесь широкоугольной съемкой. Чтобы сделать ваши снимки более интересными, иметь больше глубины и перспективы - вам нужно приближаться к снимаемым объектам. Попытайтесь найти объект на очень близком расстоянии к объективу, что-то еще на среднем расстоянии, а фон оставить еще дальше. Это придаст вашей фотографии глубины.

Изображение выше было снято с бедра (буквально), когда фотограф пересек улицу в Нью-Йорке. Готовое изображение было обрезано и обработано следующим образом.

Истинный Нью-Йорк - шумный центр деятельности. И перспектива, полученная при помощи широкоугольного объектива, переносит зрителя в самую гущу. Вы чувствуете хаос через фото?

Еще один пример.


Красивый восход солнца, но может показаться, что ему чего-то не хватает


Лучше всего добавить человека в кадр, близость к камере вносит глубину

  • В изображении нет четкого объекта

Эта ошибка тесно связана с первой. Когда все находится на равном расстоянии от объектива, . Как только вы приблизитесь, чтобы сделать объект в кадре более крупным, он начнет визуально выделяться.

В этих примерах фотограф начал с 17-мм и очень низкого угла съемки. Он хотел подчеркнуть перспективу через сходящиеся линии железнодорожных путей.


В первом снимке (выше) этого не удалось достичь, в нем нет четкого объекта, на котором бы зритель мог задержать взгляд. Затем фокус был сделан на гвозде, который торчал из доски. Вышло лучше, но потом обнаружился торчащий из гнилых досок желтый лист. Подсвеченный солнцем, он действительно выделялся на фото. Лист стал фокусной точкой изображения не только из-за своего размера в кадре, он яркого теплого цвета, не центрирован, а также на него определенным образом.

Какую историю вы хотите рассказать в своей фотографии?

Используйте все свои чувства, чтобы проникнуться тем, что происходит вокруг вас, когда вы фотографируете. Как вы можете связать это с вашим изображением?

Изображение выше было сделано в Базилике Нотр-Дам в Монреале.

Широкоугольный объектив был использован, чтобы сосредоточить больше внимания на статуях и кафедре и меньше - на главном алтаре. Глаз зрителя "идет" к ним из-за их размера в кадре.

Наконец, продумывайте композицию и освещение. Если объект съемки будет размещен не в центре, фотография будет интереснее. Убедитесь, что он хорошо освещен, а задний план не отвлекает зрителя.

  • Ошибка №3 - попытка вместить слишком много всего в кадр

Уличный продавец в Гаване, Куба; 17-миллиметровый объектив (полный кадр)

Выберите что-то интересное на прилавке, чтобы сфокусироваться, пока остальная его часть будет играть роль фона. Необходимо выбрать какой-то один объект, а не всю комнату, рынок или другое место. Ваш посыл будет разбавленным, если вы попытаетесь вместить как можно больше вещей в кадр.

Упрощайте - упрощайте - упрощайте. Часто в фотографии, меньше - это больше. Скажите больше с меньшим количеством вещей в своих изображениях. Посмотрите, насколько просты, но в то же время графичны, фотографии ниже?

  • Снимаете неудачные фотографии людей

Широкоугольные объективы искажают объекты в кадре. Таким образом, нос человека на фото будет удлиняться, челюсть будет торчать, а голова - выглядеть просто громадной!


17-миллиметровый объектив - не очень удачное фото модели

Такая съемка, как правило, не подходит большинству людей. Если вы хотите удачно сфотографировать человека, просто не используйте широкоугольный объектив. Вам нужно понять, какой эффект он будет производить на фото и использовать с мудростью.


35 мм - немного лучше


70 мм - другое дело. 85 мм является общим фокусным расстоянием для портретных фотографий. Лицо выглядит приятно, отображается меньше фона, внимание зрителя фокусируется на лице модели


160 мм - отлично подходит для съемки головы

Поэкспериментируйте со всеми объективами, которые у вас есть, подумайте, если бы фотографировали вас, то вы бы хотели в итоге получить изображение, снято с каким объективом? С ним и фотографируйте.

Используйте широкоугольный объектив, чтобы фотографировать людей, которые показывают свое окружение (вспомните владельца магазина в приведенном выше примере), добавьте веселья или даже немного юмора, расскажите историю. Но знайте, что это фото, вероятно, не будет лестным для модели.

Если вы намерены сделать лестный для модели портрет - выберите объектив чуть длиннее обычного в коротком телефото диапазоне (85-135 мм в полноэкранном режиме, 60-90 мм APS-C).


Широкоугольный вид показывает всю картину целиком. Это путеводитель и шаман в Перу, играющий в Мачу-Пикчу. Задний план в данном случае очень важен - он рассказывает часть истории


Юмор и широкоугольная съемка отлично сочетаются

Дети - очень важный объект съемки, с которыми вы можете немного повеселиться. Пусть в них проснется дух исследователей, и они приближаются к широкоугольному объективу. Это добавит ощущение игривости и веселья всем фотографиям.

  • Съемка с широкоугольным объективом хороша просто "потому что хороша"

Последняя ошибка заключается в использовании широкоугольного объектива только потому, что "он классный". Часто, когда люди покупают новый объектив, какое-то время только его и используют, причем где нужно и не нужно.

Успех с широким объективом

Выберите свой объектив, отталкиваясь от эффекта, который вы хотите получить в своих снимках.


Сходящиеся линии длинного коридора ведут зрителя к сцене

Подходите ближе, находите четко определенный и понятный объект съемки, не старайтесь поместить в кадр как можно больше вещей, правильно фотографируйте людей с широкоугольным объективом и принимайте осознанные решения о его использовании в целом.

Основываясь на своем опыте, мы собрали основные советы и рекомендации по съемке широкоугольным объективом, которые позволят сделать ваши фотографии более интересными и узнаваемыми как в композиционном, так и содержательном плане. К слову сказать, во всех смартфонах установлены именно такие объективы, а значит, эти советы будут полезны всем любителям мобильной фотографии.

Пейзаж, архитектура, узкие пространства и улочки старых городков, путешествия, уличная фотография и даже портретная съемка. Применение широкоугольника возможно в любом жанре и направлении. Однако, фотосъемка на «ширик» может стать для вас как кошмаром, так и удовольствием в зависимости от того, научитесь ли вы правильно применять приведенные ниже советы и трюки.

Что такое широкоугольный объектив

Прежде всего, в фотографии нет четкого справочного соотношения между категорией объектива и его фокусным расстоянием. Есть некие условные границы, которые каждый фотограф может в некотором роде «подогнать» под себя лично. Если взять небезызвестного Кена Роквела, то он выделяет для себя целых три категории только под широкоугольные объективы :


В данной статье для простоты восприятия предлагаем все упростить и остановиться на следующем: под широким углом будем понимать любой объектив с фокусным меньше 24 мм (в полнокадровом эквиваленте). Когда вы захотите купить себе один из таких объективов, рекомендуем ознакомиться с нашим выбором лучшего широкоугольника для Canon и выбором лучшего широкоугольника для Nikon. В каждой статье мы выбираем основных претендентов в интересующей нас категории, подробно анализируем их слабые и сильные стороны, что позволяет в конечном счете рекомендовать вам определенную модель для покупки.

#1. Выберите интересный передний план


Широкоугольник способен поместить в фотографию значительное расстояние, находящееся перед вами и чтобы зрителю было интересно рассматривать ваше фото, чтобы он не заскучал от огромного пустого пространства – ему нужно что-то показать на переднем плане. Это особенно полезно для пейзажной фотографии.

#2.Снимайте на минимальной дистанции фокусировки


Как правило «ширики» позволяют вам фокусироваться намного ближе, чем стандартные, а тем более телеобъективы. Реально близко! В среднем это 20-24 см и это расстояние считается не от передней линзы, а от матрицы вашего фотоаппарата, т.е. до фотографируемого объекта будет дистанция около 10 см. Получается что-то вроде широкоугольного макро, да еще зачастую с размытием заднего фона.

#3. Используйте искажения в свою пользу


При компоновке кадра во время съемки убедитесь, что искажения, характерные широкоугольным объективам, будут работать в плюс вашей будущей фотографии и вашему замыслу. Чем ближе к краям кадра и ближе к объективу находятся объекты, тем большим искажениям они подвергаются. Сильнее всего это будет бросаться в глаза для человеческих фигур.

Это вовсе не значит, что портрет на широкоугольник невозможен. Как раз наоборот, можно получить очень интересные и эффектные снимки. Если вы захотите сохранить нормальные пропорции фотографируемого, просто поместите человека в центр кадра.

#4. Используйте сходящиеся линии


Сходящиеся линии это очень сильный и часто применяемый композиционный прием. Линии заставляют зрителя переводить взгляд туда, куда нужно именно вам и в итоге оказаться в задуманной точке или на задуманном объекте съемки, который является центральной смысловой точкой вашей фотографии. Очень часто этот прием можно встретить на свадебных фотографиях, снятых внутри помещения или на городских улицах.

Широкоугольный объектив еще больше усиливает перспективу, вытягивает все линии и, немного потренировавшись, вы сможете находить их практически везде. Кстати, линии не обязательно должны быть прямыми, к примеру, тропинка, стволы деревьев, берега реки или ручья так же прекрасно подходят.

#5. Меняйте точку съемки


Этот совет прекрасно сработает и для всех остальных объективов. Меняя точку съемки, у вас есть шанс показать зрителю непривычную ему точку зрения, а это всегда интересно и заставляет остановить взгляд. Попробуйте сделать несколько кадров уровня земли, потом поднимите камеру высоко над головой, еще пару кадров, а затем посмотрите на результат. Обратите внимание, что линии, присутствующие у вас в кадре и о которых мы писали чуть ранее – удлинились еще сильнее.

#6. Следите за экспозицией


Так как в кадр попадает большое пространство, в котором могут быть как темные, так и светлые области, фотоаппарату бывает очень сложно понять, что же является главным объектом съемке. Эта часть полностью ложится на фотографа, у которого не так уж много выходов из этой ситуации.

  1. Внести поправку экспозиции, тем самым пересветить\недосветить определенный участок на фото и потом попытаться выправить его в редакторе.
  2. Скомпоновать кадр по-другому, исключив из него выбивающийся по экспозиции объект.
  3. Если речь идет про съемку пейзажа, то появляется вариант 3 – необходимо использовать градиентный фильтр, который снизит яркость неба на фотографии. В этом варианте вы еще раз скажите нам спасибо, т.к. в своих статьях при выборе лучшего широкоугольника ( и ), мы обращаем внимание на объективы, передняя линза которых не вращается при фокусировке.
  4. Снимать в режимное время, сразу после рассвета или незадолго до заката. Кроме того, что вы получите прекрасный слабо-рассеянный свет, который будет отлично смотреться на фото и который все так любят, это еще и приведет к снижению в разнице экспозиции земли и неба.

#7. Солнечных зайчиков заказывали?


Широкоугольники довольно сильно подвержены такого рода засветке, когда вы снимаете против источника света (так называемый контровой свет). В результате чего на вашем фото достаточно легко может появиться солнечный заяц, убрать который при постобработке будет почти нереально.

Если зайцев на своей фотографии вы видеть не желаете, то убирать его нужно в момент съемки и сделать это достаточно просто. Необходимо понемногу изменять угол съемки и он пропадает сам собой. Если источника света в кадре нет, то можно попытаться закрыть от него объектив свободной рукой. Однако помните, что этот прием в виде зайца можно использовать и себе на пользу, все зависит от того, нравится ли вам этот эффект и будет ли он уместен на фото.

#8. Где ваша тень?


Когда вы фотографируете при источнике света у вас за спиной (а это больше половины всех ваших фото), то очень легко не заметить тот факт, что ваша собственная тень будет присутствовать на каждой фотографии. За этим нужно обязательно следить и менять точку съемку при необходимости.

#9. Учитывайте глубину резкости


Еще одна из особенностей широкоугольных объективов это очень большая глубина резкости, т.е. ГРИП – глубина резко-изображаемого пространства. К примеру, возьмем любительские серии камер Nikon или Canon (серии Nikon D3000+, D5000+, D7000+; серии Canon 1000D+, 550D+, 70D+ и так далее), оденем широкоугольник и выставим фокусное расстояние в 16 мм, диафрагму на значение f/5,6 и сфокусируемся на предмет, находящийся от нас на расстоянии в 2,5 метра. Глубина резкости будет начинаться уже с 1,2 метра и доходить до бесконечности! Если хотите поиграться самостоятельно с глубиной резкости – просто напишите в поисковике слова «калькулятор ГРИП», а лучше всего убедиться в этом на настоящем объективе.

Друзья, в заключение хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что все перечисленные выше приемы и советы могут как навредить и испортить фотографию, так и быть использованы для создания атмосферы, эффектности снимков и большего вовлечения зрителя. Результат вашей съемки широкоугольным объективом будет полностью зависеть от вас, от вашего опыта и вашего творческого видения.

Если вы знаете какой-либо полезный прием и мы забыли его упомянуть, вы хотите рассказать и обратить на него внимание – обязательно напишите о нем в комментариях.

У вас есть друг или подруга, которые любят фотографировать? Поделитесь этими советами, используя кнопки шаринга.

В данной статье речь пойдет о том, как правильно использовать широкоугольные объективы. Также рассматриваются некоторые особенности их работы. Очень часто широкоугольные объективы применяют для следующих целей:

  1. Когда пейзажи хочется расширить большим пространством, например, снимая вид на город.
  2. Когда фотографу желательно оставаться незамеченным, снимая на улице.

Имеют по диагонали 100 градусов, а по ширине - 88 (обычного 35-миллиметрового кадра).

Как работают широкоугольные объективы? Их особенности

Они обладают большой вместимостью пространства. Поэтому объекты, изображенные на фотографии, уменьшаются в два раза. В этом отличие съемки от обычного штатного объектива. Говоря проще, широкоугольник не следует применять для съемки горных пейзажей, потому что он сильно измельчает.

Решить эту проблему можно. Следует добавить в кадр какие-то крупные предметы, которые выступают на переднем плане. Это могут быть:

  • кусты;
  • лужи на дорогах.

Таким образом, создастся эффект активного пятна, за которое может зацепиться взглядом зритель.

При использовании широкоугольных объективов, на снимках могут появиться оптические искажения. Это бочкообразные искривления (дисторсии). Они появляются на периферии кадра. Но не стоит утверждать, что качество фотографии ухудшается из-за этого эффекта. Порой бывает наоборот. Композиция на снимке выглядит более уютной с помощью бочкообразных дисторсий. Если вы не хотели бы искривлять пространство, то присмотритесь внимательнее, чтобы не было деревьев или углов домов по краям. Они сильно изогнутся. Камеру нужно держать точно горизонтально, потому что будут завалы вертикалей.

Широкоугольные объективы обладают повышенной "бликабельностью". Поэтому нужно следить за расположением солнца при съемке в солнечный день. При возможности используйте бленду. Если в вашей экипировке еще нет ее, то вас ожидает маленькая трудность. Из-за большого размера широкоугольников (77 мм и более), затруднительно подбирать бленду и фильтр. Если вы их найдете, то обойдутся они вам в приличную сумму.

Широкоугольные объективы для Canon, сочетаясь с короткофокусным объективом, обладают спецификой использования Поскольку у неба неравномерная поляризация на широком угле, на нем возникнет темно-синее пятно. Если вы хотите снять горизонтальный пейзаж с небом, то широкоугольник не рекомендуется использовать с поляризатором. Если же вы все-таки хотите попробовать, то следует остановить свой выбор на с узким бандажным кольцом. Они сделаны специально для широкоугольных объективов и не позволяет затемнениям попасть в угол кадра.

С такими фотообъективами применение встроенной фотовспышки одновременно с короткофокусным вариантом неэффективно. Слабая вспышка не сможет подсвечивать громадный спектр пространства и будет расположена близко к объективу с большим диаметром. Поэтому на снимках будет темное пятно в форме полукруга. Оно получится из-за того, что от вспышки объектив будет отбрасывать тень. Она попадает в кадр снизу.

Конечно же, не только широкоугольные объективы отбрасывают тень, а и другие типы. Правда, из-за меньшего угла поля зрения, она не попадает в кадр.

Выход из данной проблемы - увеличить или применить выносную вспышку.

Похожие публикации