Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Славянский дом. Строительная жертва. Дом-Вселенная. Обереги дома. Живая традиция дома. Русская изба Как традиции проявляются в обустройстве дома


Спорный участок

Участок земли, о праве владения которым шёл спор, считался неблагоприятным местом для возведения дома. Этот обычай имеет вполне рациональное объяснение, хотя бы по той причине, что исход тяжбы неизвестен, а потому все затраты могут оказаться напрасными. С другой стороны, спорный участок является границей, межой, которая разделяет две территории, не относясь при этом ни к одной, ни к другой из них. Издревле такие места (а иногда целые районы) чуть ли не повсеместно считались неблагоприятными, поскольку нечто, что не находится ни там, ни здесь, связано с потусторонним миром и отчасти принадлежит ему, а значит, дом, построенный на спорной территории, может стать доступным для духов, в том числе и злых.

Ещё одно возможное объяснение связано со следующим любопытным наблюдением. Границы, в том числе и межевые, зачастую проходили по энергетическим структурам на поверхности земли, то есть именно там, где строить жилой дом избегали по определению. Запрет на строительство на спорной земле или на границах является общим и для России, и, фактически, для всей Европы (например, в Ирландии "...существуют запреты на возведение домов или других сооружений, пересекающих тропинки фей )". Думаю, он восходит ещё ко временам индоевропейской общности.

Дом и сырое мясо

В разных точках участка, где предполагалось начать строительство, на достаточно высоких шестах подвешивали примерно одинаковые по качеству куски сырого мяса. Непригодными считались те места, на которых мясо портилось в первую очередь.

Что обусловливало разную скорость порчи мяса - даже тех кусков, что были помещены недалеко друг от друга, в точках с примерно одинаковыми внешними (рельеф, влажность, освещённость) признаками?

Возможно, в этом случае ведущую роль играют не очевидные, но скрытые (энергетические, информационные), так называемые «тонкоэкологические» факторы? Факторы-невидимки... Честно говоря, очень хотелось бы провести эксперимент.

Близкий, видимо, «родственник» русского обычая развешивать сырое мясо был известен и древним римлянам. Он описан классиком архитектуры, древнеримским архитектором Марком Витрувием Поллио в его знаменитом десятитомном трактате «De Architectura». Чтобы выбрать место для разбивки города, следовало на избранной территории устроить пастбище. По прошествии некоторого времени животных забивали и затем тщательно исследовали их внутренности. Если у большинства из них оказывалась поражённой печень, выбранное место признавалось «нездоровым» и следовало искать другое.


Гром, молния и водная стихия

Не принято было строить дом и там, куда когда-то била молния, или в месте, где люди некогда жили, но покинули его из-за болезней и наводнения.

Собственно геомантические обоснования запрета строить дом в затопленном некогда месте отыскать трудно. Возможно, дело только в опасности повторения трагедии.

Что же касается молний, то, занимаясь геомантическими исследованиями и постоянно выезжая в полевые экспедиции, мы обратили внимание на то, что многие районы обладают своеобразным микроклиматом. Известны нам и места, где деревья почти сплошь побиты молниями. Повышенную частоту ударов молнии в одну точку несложно объяснить, если точка расположена на холме или кургане. Если же речь идёт не о господствующей высоте, остаётся предполагать, что молнии бьют в землю над скоплениями подземных вод или металлосодержащих пород.

По ассоциации вспоминается с древнейших времен распространённая по всей Европе примета: «Не ложись спать на водяной жиле». Действительно, именно подземные воды, а иногда и руды, образуя геопатогенные зоны, служат причиной нездоровья. Отчасти именно поэтому, возможно, появился ещё один способ выбора места для дома, связанный со старинным способом обнаружения подземных вод.

На ночь в нескольких местах на участке оставляли перевёрнутые кверху дном сковороды или металлические противни (листы). Утром, на восходе солнца, их поднимали, смотрели, на которых из них влаги собралось больше. Обильная влага на дне посуды свидетельствовала о том, что в этом месте проходит подземная водная жила. Именно такие места и полагали наиболее подходящими для рытья колодцев. Соответственно на них не стоило ставить дом, причём не только потому, что из-за повышенной влажности брёвна сруба станут подгнивать, но и потому, что люди будут, по меньшей мере, плохо спать и просыпаться с головной болью.

Кровь и аварии

Нельзя было строить дом и на том месте, где были найдены человеческие кости, кто-то поранился до крови, где опрокинулся воз или сломалась оглобля.

Уважение к кладбищам, не говоря уже о страхе потревожить покой не по правилам (или по незнакомому обычаю) захороненных покойников, - факт известный и широко распространённый. Он, наверное, достаточно хорошо знаком большинству читателей. А вот запрет, связанный с травмами и, говоря технически, авариями, кажется очень интересным. Это теперь, при бурном развитии транспорта, мы стали обращать внимание на многочисленные участки дорог, которые словно бы притягивают к себе аварии и чрезвычайные происшествия.

Известны мне и современные дома, построенные в геопатогенных зонах, действие которых весьма своеобразно: люди там не столько болеют, сколько травмируются. Травмируются постоянно, как бы они, наученные горьким опытом, не береглись. Например, в Подмосковье есть многоквартирный жилой дом, в котором все жители одного из подъездов имеют постоянные проблемы с... ногами. Даже если они попадают в аварию где-то совсем в другом месте, то страдают, в первую очередь, ноги.


«Пациря»

«...Хозяин приносил с четырех разных полей по камешку (причем нёс под шапкой на голове, либо за пазухой у голого тела) и раскладывал их на избранном месте, помечая будущие углы. Сам же становился в центр перекрестья - в центр Вселенной, на место Мирового Древа - и, обнажив голову, молился, причем с непременным обращением за благословением и помощью к умершим предкам. Через три дня приходили смотреть камешки: если они оказывались непотревоженными, значит можно было строиться...» [Семёнова М. Мы - славяне. - СП6., 1997.]

Четырёхугольник должен был быть таким, чтобы длина стороны его не превышала девяти шагов (то есть около 4,5 м), что примерно соответствует, по нынешним представлениям, удвоенной длине ячейки сети Хартмана. Иногда вместо камней насыпали четыре кучки зерна и оставляли их до утра. Если к утру кучки оставались нетронутыми, то это - хорошее место. Молитва - «Пациря», обращённая к предкам, очевидно, дошла до нас из далёкого прошлого.

Нечто похожее знали и наши северо-западные соседи. Скандинавская «Сага о Кормаке» рассказывает, что перед постройкой дома необходимо провести гадание с целью выяснить, будет ли счастливым новое жильё. Если результаты нескольких повторных обмеров площадки совпадали, это значило, что жить здесь будет хорошо; если же результат повторных измерений оказывался меньше, то добра ждать нечего... Конечно, можно списать все возможные несовпадения и расхождения на несовершенство измерительных инструментов, но...

Строительная жертва

Строительная жертва (Bauopfer) была распространена повсеместно. [Байбурин А. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983.]
Перед актом закладки первого венца устанавливали деревце (символ Мирового Древа), срубленное или выкопанное с корнями, - берёзу или рябину. Некоторые на высоком месте водружали деревянный крест. Для этого брали кедр (Сургут), ёлочку с установленной на ней иконой (Верхняя Волга, Вологда), дубок (Калуга), рябину (Дмитров), а порою - самый высокий репей (Тула)...

«В качестве строительной жертвы использовались у восточных славян конь, петух, курица. Возможно, рогатый скот... Жертвы петуха и курицы были очень распространены вплоть до последнего времени, а жертва коня зафиксирована в прошлом веке лишь на Украине». [Там же.]

От частных информаторов мне довелось услышать об обычае закладки под разные углы дома строго определённых жертвенных предметов. Речь шла о лягушке, петухе, медной монете...

Если отбросить сомнения в достоверности этих сведений, то можно предположить, что эти, столь разные, жертвы имеют глубокий скрытый смысл и должны быть размещены только под соответствующими углами постройки. Под углы дома закладывали и предметы, имевшие охранительное и символическое назначение, например, золотые червонцы или серебро. Мне доводилось встречать немало таких «правильных» домов...

Дом - Вселенная

Наши дома - это зеркальное отражение нас самих. Они отражают наши интересы, наши убеждения, наши сомнения, наш дух и наши пристрастия. Они говорят о том, как мы ощущаем себя и мир вокруг нас. Дом - это больше, чем комфортное н безопасное пространство. Это место, где вы можете встретиться лицом к лицу со вселенной. Это точка пересечения пространства и времени, которая принимает энергию или отражает её. (Д. Линн, «Священное пространство»)

Дом мыслится не просто сооружением, цель которого - укрыть от непогоды, холода, врага и обеспечить более комфортные, нежели вне его, условия существования.

«Крестьянский дом обычно строился как модель Мира. Печь представляла собой землю, а противостоящий ей красный угол с иконами - Солнце и Бога на небе...

…Ближе всего к жерлу печи находится женский угол (кухня). Женская, рождающая стихия, действительно, связана с печью-землей.

Помимо прочего, вызывает интерес символика центрального столба, который является осью коловращения Мира. Он также может быть представлен как некий центральный принцип, объединяющий Черного бога земли и Белого Бога, сопоставляемого с небом. (Белкин И. Как выглядел Черный Бог? // Мифы и магия индоевропейцев - М., 1997.- Вып.4)

Иными словами, дом, жилище можно рассматривать как подобие «особого места», или места Силы, обладающего заданными свойствами, функциями, которые можно условно обозначить как «охрана и защита».

Можно проследить схему планировки, общую как для дома (двора) и населенных пунктов, так и для мест, где возводили культовые сооружения. В каждом случае использовались ритуалы, которые, если и отличались в деталях, несомненно, были тождественны в главном, поскольку выражали одну и ту же идею. Различие вытекало из функционального назначения, хотя жилище также могло выступать и в качестве культового сооружения: известно, что в дохристианские (да и в позднейшие) времена значительное количество обрядов проходило внутри дома под руководством главы семьи.

«Внутри дома проводился целый ряд языческих празднеств. Речь идет не только об узкосемейных делах вроде крестин, постригов, сватовства, свадьбы, похорон.

Почти все общесельские или общеплеменные многолюдные соборы и события проводились в двух планах: какая-то часть обряда совершалась на площадях, в святилищах и требищах, а какая-то - каждой семьей в своей хоромине, у своей печи, у своего коника.

Новые гадания и заклинания будущего урожая, колядки и щедровки, маскарады, медвежьи комоедицы, масленичные разгульные пиры с блинами, обряды, связанные с первым выгоном скота, празднование урожая и многое другое - все это начиналось в каждой семье, внутри дома, где глава семьи («князь» по свадебной терминологии) выполнял функции жреца и руководил всем праздничным церемониалом». [Рыбаков Б. Язычество древней Руси. - М., 1991.]

Недаром утверждение «дом мой - храм мой» было одним из главных тезисов средневековых еретиков-стригольников. Нечто подобное находим мы и у старообрядцев. Сооружение и ориентация жилища в пространстве, как мы уже знаем, обычно сопровождались многочисленными магическими действиями, регламентировались временными и иными правилами и запретами.


«Засулье состояло из двух порядков домов. Оба порядка выходили окнами к реке, потому что это был юг. Этому особенное значение придавалось здесь, на Севере». (Круглова О. Мой Север // Панорама искусств. - М., 1986. - Вып.9)

Не исключено, что такой обычай насчитывает не сотню лет, а тысячелетия. Здесь воедино переплелись и сугубая утилитарность, и присущее человеку стремление к красоте, и символика архаических верований. Древние дома-землянки не имели окон, а южная сторона светлее, чем все остальные, поскольку оттуда светит Солнце. Но в то же время ориентированный выходом на юг дом лучше защищён от неблагоприятных воздействий - от «злых духов».

Сакральную символику несёт также и двор. Это можно проследить, скажем, по обрядовым песням.

«Как ходила Каледа окануне рождества,
Как искала Каледа николаева двора!
Как пришла Каледа к Николаю на двор.
Николаев-он двор, он не мал, не велик:
На семи верстах, на восьми столбах,
На восьми столбах - на высоких кораблях!
Столбы точеные, позолоченные!
А вокруг его двора - железный тын,
На каждой тычинке - по замчужинке».

(Цит. по: Розов А. К сравнительному изучению поэтики календарных песен // Поэтика русского фольклора. - Л., 1981. - (Русский фольклор. - Т. ХХI))

В приведенной кодядке интересно не только описание устройства двора, но и упоминание имени его хозяина: «Николай» - достаточно распространённое мужское имя, которое, однако, устойчиво ассоциируется с соответствующим святым. О передаче функций и атрибутов древних языческих божеств христианским святым говорено уже немало, в том числе - и о наделении Николая Угодника некоторыми атрибутами Велеса... То есть в данном случае имя - выражение, скорее, архетипа, чем конкретной личности или святого.

Логично предположить: у «правильно поставленного» дома должна быть какая-то особенная пространственная ориентация, его размещение относительно энергосиловых структур на поверхности земли (сетей Хартмана и др., значимыми элементами которых являются полосы и узлы - точки пересечения полос) может быть аналогично, например, той, которую обнаружил профессор П. Поддар в Гималаях. (Poddar P. Mysterious energies in and around us // Architecture & Design. – Delhi , 1991) По его сведениям, дом размещали с таким расчетом, чтобы каждое из внутренних его помещений оказывалось внутри ячейки геобиологической сети.

Обереги дома


Особенное отношение к дому одинаково сильно развито в традиционных культурах всех народов мира. В ряде случаев можно говорить даже о сакрализации целого населённого пункта как своеобразного «родового» или «племенного» дома. Индоевропейцы - а значит, и славяне, - не исключение. Культ дома сам по себе очень древний; столь же почтенен и возраст представлений о необходимости защиты дома от вторжения невидимых недругов.

Жилище, возникающее как средство защиты человека от опасностей окружающей среды, само начинает нуждаться в защите: «...Идея охраны стен, окон и кровли жилища при помощи магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. (Рыбаков Б. Цит. соч.)

Можно добавить, что упомянутая «идея охраны» продолжает существовать до сих пор, принимая иной раз среди увлекающихся, скажем, биоэнергетикой горожан совершенно парадоксальные формы... Но не об этом речь.

Не только обитателей дома, но и дом как таковой, защищали при помощи оберегов.

«... Я мысленно перенеслась в далекое прошлое, когда, действительно, дом со всех сторон охраняли стражи, обереги, древние символы и люди верили в их магическую силу. Да и сейчас, стоит только приглядеться, - следы этих языческих верований мы всюду увидим вокруг себя, словно вся деревня заполнена древними духами.

Над крышами огромных северных домов возвышаются охлупни в виде коней и утиц. По преданиям, они хранят весь дом. Конькам с высоты видны все фасадные окна дома, а их очень много - четыре избы на фасад, а окон, значит, шестнадцать...

Боковые фасады, которые имеют огромную протяженность, где тоже прорезано много окон и оконцев и где расположено парадное крыльцо и все хозяйственные входы в дом, - находятся под надежной охраной куриц, которые выступают из-под стока крыши настоящим строем...

На заднем фасаде дома, где взвоз, стоки имеют такие же широкие раструбы, так как каждый сток составлен из двух колоссальных деревьев, вершинами вместе, длины одного дерева не хватило бы. И весь этот могучий желоб держат на своих спинках курицы. Их очень много. (...) Но это еще далеко не вся охрана дома.

Мне думается, что и массивный столб, в который врубалось высокое северное крыльцо, когда-то тоже был оберегом главного входа в избу.

Кроме того, все двери и калитки домов сохранили круглые, как солнце, кованые кольца, над входами висят конские подковы, перед крыльцами здесь, в Засулье, как и в других местах, любили класть круглый камень - часто это был старый жернов. Таким образом, дом со всех сторон обступали духи." (Круглова О. Цит. соч.)

Итак, магическая защита дома осуществлялась посредством правильного его размещения в пространстве и соблюдения специальных ритуалов при выборе места и строительстве, а после постройки при помощи разного рода символических изображений.


Если дом есть «мини-модель» Вселенной, то орнаменты, украшавшие его, были, прежде всего, призваны наглядно показать его подобие и тождественность всему Мирозданию. Очевидно, именно поэтому знаменитая резьба, украшающая и поныне северные избы (не только, впрочем, избы, но и многие деревянные, а впоследствии - каменные храмы), фактически служит иллюстрированным отображением традиционного представления наших предков о мире.

Правильно построенный дом с изображением идеального миропорядка сам по себе должен был служить наилучшей защитой от возможных бед и неприятностей. А защищаться было от чего...

«В лето 6600. Предивно бысть чюдо Полостьце, в мьчте: бывьши ночи, путън станяше, по улици яко человеци рищуще беси. Аще къто вылезяше ис хоромины, хотя видети, абие уязвен будяше невидимо от бесов язвою и с того умираху. И не смеяху излазити ис хором. По семь же начаша в дьне являтися на коних и не бе их видети самих, но конь их видети копыта. И тако уязвляху люди полотьскыя и его область. Тем и человеци глаголаху яко навие биють полочаны». (Описание событий в Полоцке в 1092 г. из Радзивилловской летописи приведено по: Б. Рыбаков, цит. соч.)

Официально принято считать, что таким образом летописец описал моровое поветрие. (См.: Рыбаков Б., цит. соч.) Может быть, но лично мне это описание более всего напоминает колоссальный по мощности полтергейст (герм. миф.: гном; домовой): иначе, откуда бы могли взяться копыта «конь их» - то есть видимые следы и топот (тутън)? Да и что может считаться «чудесным» в моровом поветрии даже с точки зрения человека XI века?

Впрочем, некоторые изображения, действительно, выполняли оборонительные функции. Таковы резные или рисованные кресты, традиция изображать которые представляется гораздо более древней, нежели их христианское наполнение. Нечто похожее мы находим в Западной Европе: Найджел Пенник в «Магических алфавитах» сообщает о старинных домах, на стены которых нанесены (или даже «встроены» в саму конструкцию стен) руны Гебо, Беркана, Ансуз, Лагуз и т.п., обеспечивая тем самым магическую защиту дома от внешних посягательств. (Пенник Н. Магические алфавиты. - Киев: София, 1995)

Аналогичным образом старались защитить и двор. На шестах забора развешивали камни с дырками - «куриных богов». Недаром полагают, слово «куриный» - видоизменённое «чуриный», то есть имеющий отношение к Чуру, или Шуру, божеству или духу предков (возможно, и просто некоему связанному с предками понятию). Немаловажно, что «чур» одновременно означает и «межа», «граница». Иными словами, можно говорить о Чуре и как о духе предка - охранителе, и как о божестве межи.
Глиняные горшки и крынки, которые в русских деревнях и сёлах доныне вывешивают на заборах и плетнях, также имели охранительное магическое значение. Считается, что таким образом можно было отгонять хищных птиц и уберегать птиц домашних. Но уж очень тесно - и едва ли случайно - этот обычай перекликается с западноевропейской традицией размещать вокруг дома ловушки (или бутылки) для ловли недобрых духов.

Ловушки для духов, широко применявшиеся в древности для защиты отдельных домов и целых населенных пунктов, имели вид специальных устройств, бутылочек, хитро сплетённых сетей и тому подобных конструкций. Именно они, как мне кажется, стали прообразами нынешних защитных устройств, что широко применяются для устранения вредного влияния патогенных зон.

Живая традиция дома

В поисках следов древней русской традиции мы обычно устремляемся в глубинку, на Север, в Сибирь... Откуда, дескать, взяться им, этим следам, в самом центре России, где почти всё (или поголовно всё) население превратилось, как считают многие, в «Иванов, не помнящих родства»? Но если Традиция - нечто живое, непрерывное и всегда - скрыто ли, явно - присутствующее в нас и вокруг нас, искать нам надлежит не следы её, но проявления. А для этого - задумайтесь! - вовсе не обязательно ехать за тридевять земель.

Вот, например, немало разъезжая по Подмосковью, я часто встречаю в деревнях и сёлах старые и не очень дома, многие из которых могли бы послужить образцами для исследователей-историков, этнографов или для художников, использующих в своём творчестве традиционные мотивы. Такие дома можно встретить в самых разных местах Московской области, причём не только где-то на её окраинах, но, порою, у самой МКАД. Одни из них интересны не совсем обычной планировкой, другие - предивным резным узорочьем, третьи украшены знаками и оберегами, да какими…

Об одном из таких «просто украшений» и пойдёт речь.


…Лет пятнадцать назад я впервые оказался около небольшого хуторка под городом Серпуховом. Хуторок как хуторок, вполне российского вида: несколько домов, сараюшки, покосившиеся заборы... ну, в общем, всё, как полагается. И единственным, что привлекло моё внимание и запомнилось, было не совсем, с тогдашней моей точки зрения, обычное оформление крыльца одного из домов. Тогда, признаться, в памяти моей отложилось лишь то, что над входной дверью было помещено довольно занятное резное изображение.

На обшитой досками крашеной стене дома почти под самым коньком крыши крыльца неизвестный мастер разместил три резных рельефа. Выполнены они в технике накладной резьбы, достаточно просто - не сложнее, чем флюгеры, которые иные любители украшений нередко ставят на крышах дачных домиков. Две круглые розетки в виде цветка, расположенные одна над другой, а между ними - фигурка человека. Что, казалось бы, проще?

Лишь спустя немало лет я понял смысл и осознал всё значение увиденного. Всякий, кто имеет некоторое представление о традиционной русской символике, без особого труда распознает в этой резьбе не просто симпатичное украшение, но достаточно хитрую композицию, являющую собой не что иное, как традиционный домовой оберег, таящий в себе отголосок представлений наших предков о мире и о месте человека в нём.


Верхняя розетка восьми-, нижняя - шестилучевая. Самым логичным кажется предположение, что вся композиция в целом есть символическое изображение трёх миров: верхнего, среднего и нижнего. Такая модель характерна для большинства традиционных культур. Вверху - солнце, ниже - человек, ещё ниже... Стоп! Нижняя розетка также выполнена в виде солнца. Точно такие же или подобные солнца в изобилии встречаются на полотенцах северных изб. (Полотенце - здесь: элемент отделки традиционного русского дома в виде плоскорезной доски, находящейся на стыке двух скатов кровли.) Но почему мастер изобразил два солнца?

Быть может, для того, чтобы беда не могла проникнуть в этот дом ни летом (верхняя розетка может символизировать солнце «летнее»), ни зимой (тогда нижняя розетка будет изображением нижнего, «зимнего» солнца)? В этом случае человеческая, точнее, женская фигурка оказывается, например, кем-то вроде берегини. Как бы то ни было, перед нами - не просто украшение, а ещё один вариант домового оберега. Я не склонен утверждать, будто такого рода оберег является чем-то уникальным, но ничего подобного на домах в соседних сёлах и деревнях отыскать не удалось.

Мне бы, наверное, никогда не пришло в голову писать об этом обереге, когда бы не одно примечательнейшее обстоятельство, а именно, возраст дома, о котором идёт речь. Логично ожидать, что встретишь подобное изображение на домах старых, построенных, скажем, в девятнадцатом или, па худой конец, в начале ХХ века. Но, по словам обитателей, дому и, соответственно, изображению немногим больше… полувека.

В нём живут те самые люди, для которых этот дом и строился. Однако объяснить, что именно означает изображение, они не могут. Задумали строиться, нашли умельца, он дом поставил, резьбу на фасад поместил: заказчикам поправилось, вот и всё...

Хозяева не помнят имени плотника, ставившего дом. Ещё бы: по меркам человеческой жизни полвека - немалый срок. Мы же вечно спешим куда-то и нередко не в состоянии вспомнить имён людей, с которыми встречались неделю назад. И всё-таки продолжают жить среди нас те, чья память хранит гораздо больше знаний, нежели наша. Им не так важно, чтобы мы помнили их по имени, им куда нужнее нечто другое. В данном случае, думается мне, неизвестный мастер более всего хотел, чтобы жилось в доме, построенном им, хорошо и счастливо.

Станислав Ермаков
http://www.velesova-sloboda.org/heath/russianhouse.html
http://zdravomislie.ru/opitpredkov/narodnie-primeti/237-slavyanskij-dom-1-vybor-mesta-.html?start=4

В наш быстротечный век людям особенно необходимо хоть где-то чувствовать себя под защитой и в безопасности. И естественным местом, дающим такое ощущение является родной дом. Недаром народная поговорка гласит: «мой дом - моя крепость». Но, чтобы дом был домом, его нужно правильно построить и обустроить. Сегодня у всех на слуху искусство обустройство дома фэн-шуй, пришедшее к нам из Китая, чуть меньше людей знает древнеиндийскую «Васту-шастра». Однако, у наших Предков – Славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».

Если обратиться к миропониманию наших Предков, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое - Яр, отражает великое - Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой - Жилом. Для этого необходимо было соблюсти ряд условий, первое из которых выбор правильного места для будущего жилья.

Места есть сильные, нейтральные и гиблые. На последних возводить жильё нельзя, к таким местам относят кладбища, места рядом с действующими храмами и святилищами, или же места, на которых храмы и святилища стояли и были разрушены. Так же к местам, на которых не следует селиться относились крутые излучины рек, места, где раньше проходила дорога - считалось, что в таком месте в доме не задержится счастье и богатство. Сильное же место богато подземными ключами, деревья да кустарники на нём растут ровные да высокие.

Был и специальный обряд, помогающий определить то ли место выбрано для постройки дома.

Расположение дома так же было немаловажным, оно согласовывалось со сторонами света и, соответственно, с т. н. геомагнитной сетью или, по старому - Линиями Нави. Сам дом возводился в традиционной пядевой системе мер, которая была привязана к телу человека. А значит, был изначально сладен со своим хозяином, создавался исключительно под него. И человек в таком доме чувствовал себя свободно и уютно. Внутренняя планировка дома согласовывалась с коловратами, порождаемыми стихийными Потоками Небес и Земли. Внешнее убранство дома обрамлялось обережными узорами, чтобы привлечь в дом положительные стихийные Потоки и устранить воздействие худых Потоков. В комнатах дома помещались специальные Предметы Силы, посвящённые Богам-покровителям данных частей дома.

При строительстве дома, под его фундамент ложился заклад - специальные обереги с рунными символами и заговорами, которые должны были привлекать, притягивать в дом Жило. Такие же обереги и знаки клались или чертились на полу под верхним покрытием, закладывались в углы, под плинтуса и под косяки дверей и окон.

Сам дом устраивался по определённому принципу и каждая часть его была взаимосвязана с Богами. Горизонтально дом делился Перуновым крестом на четыре сектора, соотнесённых с четырьмя Богами - устроителями домового пространства. Причём, каждый из этих секторов так же мог быть разделён по принципу вложенных пространств. Вертикально дом повторял трёхчастное строение мира: нижняя часть - фундамент и подпол или погреб - Навь, прошлое, основа; средняя часть - жилая - Явь, то место, где проходит жизнь домочадцев; чердак и крыша - небесный свод, Правь - обитель высших Сил. Через крышу в дом идут небесные Потоки, именно поэтому в старину крыша любого дома была со скатами, что бы текущая с Небес Сила не застаивалась и не создавала лишнего напряжения, а омывала дом, подобно дождю. Двускатная крыша обычно располагалась по направлению восток-запад, а на коньках её вырезали конские головы, символизирующие колесницу или лодью Дажьбога-Солнца, в которой плывёт он по Небу.
Самой сильной считалась южная сторона дома, сторона в которой по земному коловрату стихий властвовал Стриб (стихия) земли, а по небесному коловрату - Стриб солнечного огня. Именно на южной стороне, по которой ходит Солнце располагали фасад - лицо дома. С этой стороны было обычно и больше всего окон.

В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона - сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт Потоки бродяжные, кочевые - как раз гостей привечать. Покровительствовали гостиной Белобог - устроитель явной жизни и Стривер - хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости. Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт Потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога - хранителя времени, чисел и Божества счёта и расчётов и Макоши - небесной пряхи, покровительницы женщин. Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом - тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых Мест Силы дома - печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог - была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился. Первым печником был Бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет Бог начала, наш Первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика. Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме - жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает. С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как Бог, всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи - Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.

С запада к южной стороне обычно примыкала, приожая или веранда. При чём вход в дом должен быть с заподной стороны, чтобы в дом текли Потоки достатка материального и стабилности. Находиться прихожая и вход под управлением Перуна — он правит потоки, тякущие в дом. И стоя на страже межи отделяющий пространство дома от чужого мира задомья, правит течением Жила в доме. С внешней стороны на крыльце над входной дверью вешают обычно поткову, обязательно побывавшую под лошадью и найденую самостоятельно. Чтобы привлечь счастье и достаток вешают её рогами вверх., рассположеная так подкова семволизирует ещё и полную чашу в доме. А вот с внутренней стороны под наличник обычно втыкают иглы или нож, чтобы перебить течение худых потоков и отвадить иущих в дом с худыми намерениями. Сами же наличники над входной дверью и фронтон крыльца украшают резными знаками Перуна — Градинами.
С заподной стороны дома должны распологаться все материальные ценности, буть то деньги, драгоценности или кладовые с запасами продуктов. Тогда в доме непрерывно удет господствовать достаток и благополучие. На западе нужно обустраивать и деловое место, тогда любое дело будет приносить ощутимый материальный результат.

Это лишь некоторые принципы обустройства Ладного дома нашими Предками, способного быть оберёгом и настоящим родовым гнездом для населяющих его. Сами же Славянские знания по обустройству дома, весьма обширны, и включают в себя в том числе и сведения о создании домашних оберёгов, отгоняющие несчастья и недуги, и превликающих благо, древнии обряды, призывающие в дом Силу и Благодать Богов и Стихий. И многое многое другое.

И даже если вы живёте не в собственном доме, а в квартире многоэтажки, пользуясь мудростью наших Предков можно превратить её из серого типового холодного склепа в согревающий Душу и сердце родной уголок.

Перунов — крест один из вариантов оберёжного знака закладываемого в доме.

Барная стойка в интерьере гостиной

Интерьеры современных гостиных сегодня все чаще дополняют барными стойками. Они становятся не только стильным решением, но и несут полезную нагрузку. С их помощью можно придать гостиной индивидуальности, сделать ее больше, удобнее и обновить интерьер с минимальными затратами. Об это и многом другом читайте в нашей статье.

Как выбрать и разместить кровать в комнате для девочки

С возрастом потребности девочек меняются и от того, насколько правильно подобрана мебель для детской комнаты, напрямую зависит их формирование как личности. В статье мы рассматриваем критерии выбора мебели в детскую для девочек в зависимости от возраста и любимых занятий.

Дизайн кухни с барной стойкой

Какое-то время тому назад дизайн кухни с барной стойкой считался элементом роскоши. Некоторые же люди считали, что барная стойка на кухне - непристойный элемент. Сегодня то, что раньше казалось роскошью, стало элегантной и функциональной частью кухонного интерьера. Как вы уже поняли, тема нашей очередной статьи - дизайн кухни гостиной с барной стойкой.

Дизайн кухни с мебелью из магазина "Икеа"

Выбор кухонной мебели - задача не из простых. Поиск подходящего кухонного гарнитура выливается в однообразное перемещение из одного мебельного салона в другой. Мы предлагаем воспользоваться услугами Икеа, где можно выбрать дизайн кухни и подходящую мебель не выходя из дома. Более подробно об ассортименте шведского бренда и способах выбора читайте в нашей статье.

Шкаф в интерьере гостиной

Шкаф в интерьере гостиной может играть ключевую роль в формировании обстановки. Предлагаемый производителями богатый выбор моделей, стилей и форм может поставить в тупик покупателя. Мы решили разобраться во всем этом многообразии и подготовили для вас небольшой обзор нестандартных решений, которые позволят создать в гостиной приятную и непринужденную атмосферу.

Лучшие идеи дизайна большой кухни

Большая кухня – одно из важных домашних помещений. Она предназначена не только для приготовления еды, но и для проведения свободного времени и общения. Поэтому дизайн большой кухни должен быть функциональным, комфортным и уютным. Из нашей статьи вы узнаете самые новые тенденции оформления огромной кухни и найдете несколько советов от профессиональных дизайнеров.

Декор старого шкафа своими руками

Всегда ли нужно покупать новую мебель для смены домашней обстановки? Может стоит попробовать сделать уникальный декор старого шкафа своими руками? Тем более, что для этого существует множество способов и технологий, о которых мы подробно рассказываем в нашей статье. Также мы раскроем секреты реставрации старого шифоньера и способы его украшения.

Дизайн проекты гостиной для квартиры и частного дома

Интерьер гостиной создает наше настроение, а перед этим мы сами выбираем для нее дизайн проект. Конечно, ремонт на фото дизайнерских агентств смотрится стильно и красиво. При этом мало кто задумывался о том, что эта красота не для живых людей. Так почему бы не сделать его уютнее, обратившись к настоящим профессионалам?

Диван в интерьере гостиной

Диван можно назвать главным предметом любой гостиной. Это центр отдыха, центр комнаты и любимое место для посиделок с друзьями или семьей. Правильно подобранный диван может создать уютную и комфортную атмосферу, поможет настроиться на расслабляющий лад и, конечно, станет стильным акцентом комнаты. Если найти нужный цвет и размер дивана, то вся комната преобразится. В этой статье мы поговорим о том, какую роль играет диван в интерьере гостиной.

Дизайн прихожей в частном доме

Каждый современный человек стремиться сделать свой дом привлекательным, стильным и уютным. Хорошо, что в современном мире для этого есть все условия и возможности для выгодных и практичных покупок. Поэтому многие люди с радостью пользуются такими условиями для того, чтобы украсить свой дом и сделать его ярким и необычным. Каждая комната играет свою большую роль, поэтому не стоит отказываться от перспективы воспользоваться такими отличными условиями. Современный дизайн прихожей в доме помогает сделать его практичным, удобным для каждого. Поэтому многие с радостью заказывают проекта дизайна, или создают его сами, своими собственными силами. Если вы хотите, чтобы дизайн прихожей в доме был выполнен с умом и расстановкой, то обязательно нужно воспользоваться советами данной статьи.

Обустройство дома своими руками - это творческий и очень интересный процесс. Тем более современные материалы и огромный выбор инструментов позволят вам воплотить дизайнерскую идею в жизнь. Многие сейчас спросят: а с чего начать обустройство дома? Создание элементов декора для мужчины, который хоть раз в жизни держал инструменты в своих руках, не составит особых затруднений.





Первоначально необходимо сделать чертеж, приобрести все нужные детали и собрать их по инструкции. Таким образом, экономя свои денежные средства, вы создаете новый неповторимый стиль домашнего оформления. Место для изготовления мебели своими руками обязательно нужно выбрать с хорошим освещением. Согласитесь, что демонстрировать своим друзьям шкаф, который вы сделали своими руками - достойно уважения.




В последнее время индивидуальная постройка становится все более актуальной. Это связано с тем, что люди стараются уединиться, переезжая из крупных городов в мелкие населенные пункты с экологически чистым воздухом. Именно в таком районе человек может ощутить себя спокойно и комфортно, но только для того чтобы построить такой загородный дом, необходимо приложить немало усилий, а также правильно его обустроить. Гармоничное соотношение предметов интерьера даст ощущение уюта и тепла в вашем доме.




Идеи для обустройства дома

Обустройство дома в городе несколько ограничивает творческий размах, но ничего, вы можете самостоятельно модернизировать любую из своих комнат, например, это может быть установка зеркал или сборка мебели, либо просто декорация комнаты необычными цветами. Оборудование балкона декоративной решеткой или веревками для сушки белья и цветников сделает более эффективным балконное пространство для бытовых нужд, а также украсит фасад вашего дома.

Некоторые советы для увеличения площади квартиры:

  • Замена прямых углов на выгнутые перегородки;
  • Разобрать внутренние стены между комнатами и сделать одну;
  • Освободиться от перегородок и сделать квартиру-студию;
  • Произвести замену дверей на раздвижные.

Также есть и другие альтернативы:

  • Повесить полупрозрачные или светлые шторы;
  • Сделать какую-нибудь стену зеркальной;
  • Фотообои либо роспись. К примеру, берег побережья сможет визуально увеличить пространство;
  • Для просторной квартиры будут в самый раз натяжные потолки в гостиной и паркет. А чтобы разбить квартиру на несколько секций, специалисты рекомендуют применять деревянные перекрытия. Также просторные квартиры можно обустроить под рабочий офис, а таких случаев сейчас много.

Стоимость обустройства дома

Сколько стоит обустройство дома? Вопрос, который заинтересовывает многих людей. Приблизительная стоимость обустройства дома колеблется от 100 долларов до нескольких тысяч долларов в зависимости от стоимости материалов и сложности работ.

Традиции обустройства дома

Какие традиции проявляются в обустройстве дома? У наших Предков были иные взгляды насчет расстановки дома, где росли дети, принимали гостей, любили и праздновали. Попробуем восстановить русские традиции и создать пространство, соблюдая обычаи для улучшения домашней жизни. Первоначально выбор места играл очень важную роль. Русские деревни не зря располагались вблизи озер и водоемов, на возвышенности возле ключей. Зона хорошо омывалась энергетическими потоками воздуха и воды.

При строительстве дома мужчина задавал ориентацию по сторонам света. Он ставил жилище, где лучи солнца больше всего давали тепла и света, где открывался живописный вид на обрабатываемые земли. Дома старались строить на южную сторону. Ни в коем случае нельзя строить на месте, где в прошлом была дорога. Потому что энергия жизни не скапливалась в доме, а проходила мимо по старому пути. Так же место неблагоприятное было, если там были обнаружены останки человеческих костей или происходили другие неприятные события. Это влекло за собой несчастья жителям будущего дома.

Строительство на месте бани также запрещено. Потому как баня считалась местом снятия грязи не только физической, но и энергетической. Говорилось, что там обитает дух банника. Это было неосвещенное место, где не было ни одной иконы. Поэтому там иногда происходит нечто необычное, если не соблюдать ритуалы посещения.

Благоприятным местом для строительства дома стало место отдыха рогатого скота. В народе оно обозначало силу плодородия. Животные более чувствительны к энергетическим потокам, и древние знали об этом.

Хочется отметить, что православная вера имеет языческие корни, которые христианство сохранило. Это подтверждают традиции обустройства дома русского народа - это по-прежнему серьезное и ответственное дело.

Славянский интерьер был образцом простоты и уюта. К примеру, русская печь являлась самым важным символом в любом русском доме. Она охватывала площадь около трех квадратных метров. Все тепло шло от печи, равномерно обогревая помещение в течение целых суток. Она позволяла долго удерживать пищу в горячем состоянии, сушить белье, а в сырую и пасмурную погоду спать на ней. Дело в том, что огонь, зажигаемый в печи - это символ всех языческих праздников. А в дальнейшем эта почитаемая стихия перебралась в православный храм в виде зажженных свечей.

Каждый член семьи имел свое пространство в доме. Место хозяйки - возле печи, место хозяина - у самого входа. Это место защитника и стража. Старики часто лежали на теплой и комфортной печи. А дети были разбросаны по всему дому, либо сидели на настиле, поднятом на уровне печи. Красный угол в доме обозначал христианский алтарь, место, куда каждый, кто заходил в избу, обязан был посмотреть и перекреститься, приветствуя хозяев. Из мебели можно назвать только стол и одну или две скамьи, заменяющие современную кровать. Такое пространство характерно для крестьян, ведь зажиточные люди жили совсем по-другому.

А таковы русские традиции в обустройстве дома:

  • Порог дома - это его основа. Бытует мнение, что на его месте скапливаются родовые духи. Именно поэтому на входе двери вешают или рисуют подкову или крест - символ защиты жилища.
  • На кухне расставляли высушенные соцветия подсолнуха и початки кукурузы - оберег для детей от болезней и сглаза. «Косы» из чеснока, лука и перца - дают крепкое здоровье.
  • Вышитые льняные полотенца различными узорами - символ жизни и залог здоровья жителей дома.
  • Окна - это своего рода связь с окружающей средой. Лицо жизни, тепла в славянских традициях - это восточная и южная сторона.
  • Ненужные вещи в доме создают хаос и беспорядок не только в доме, но и мыслях. Поэтому нужно систематически от них избавляться. А лучше всего это делать накануне Пасхи или перед Рождеством.

В былые времена русские соблюдали традиции, по которым каждая вещь в жилище должна иметь свое место, причем на протяжении многих веков. Предки знали, что все живое на нашей земле просыпается благодаря солнцу, поэтому двери должны выходить строго на юг. В некоторых селах до сих пор соблюдают такую традицию.

Левая сторона дома считалась владением потусторонних сил и имела женскую сущность. А правая сторона была живой и носила название «горница». Здесь было царство Бога тепла и света - Даждьбога. Обустройство дома в православных традициях включало в себя наличие множества икон и домашний алтарь.

В нашей славянской культуре существует свои понятия об устройстве дома. Мы знаем, хотя давно не помним откуда, что веник надо держать помелом вверх, что нельзя садиться на углу стола, прощаться через порог, крутить в руках шапку, протягивать соседу нож острым концом и так далее. У нас своя самобытная история, нам есть чем гордиться и есть что почерпнуть из знаний наших предков. Русь – великая держава со своими традициями и обрядами. Русские мастера – гении любимого дела, которые знали толк в строительстве крепких добротных домов из древесины. Именно дерево считалось символом красоты, жизни, величия, которое дарило своим хозяевам тепло и уют. Дом для русского человека был не только кровом, но и настоящим комплексом традиций.

Невозможно переоценить влияние атмосферы нашего дома. Огромную часть нашего времени мы проводим дома. Около восьми часов в сутки мы проводим в постели и остальное время на работе. Атмосфера, обстановка и энергия места влияют на наше настроение, уверенность в себе, отношения с домочадцами и на наш успех в жизни, на то, как мы себя чувствуем на работе. Замечаем ли мы, как по-разному себя чувствуем, заходя в разные помещения? В одном легко дышится, чувствуется какое-то светлое движение воздуха, улучшается настроение, вы получаете удовольствие и расслабляетесь, находясь там. А в другом — с порога на вас обрушиваются плохие предчувствия, нехорошие запахи, темные, неприятные ощущения. Нам хочется поскорее покинуть этот дом. Так что грамотный подход к обустройству жилья никогда не будет излишним.

Так руководствуясь опытом и поверьями предков следует одновременно с закладкой фундамента посреди будущего двора посадить дерево. Раньше сажали березу или рябину, очень красивые и грациозные деревья. Вообще все деревья наши предки наделяли определенными свойствами:

черное дерево символизировало способности к магической защите,
дуб - силу и удачу,
сосна - деньги и выздоровление,
вишня - любовь,
кедр - долголетие,
клен - любовь и материальное благополучие,
орех - здоровье.

С незапамятных времен осталась примета: чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первых бревен клали клочки шерсти, зерно или деньги. Перед тем, как настилать потолок, к основе привязывали вывороченный медвежий полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в переднем углу устанавливали зеленую ветку - она «обеспечит» здоровье семьи.

Согласно славянским верованиям, разные предметы в доме имели свое значение – одни отводили беду от семьи, принося счастье и благополучие, другие предметы накликали несчастье; от таких вещей, конечно, стремились избавиться.
Например, никогда не давали в долг «счастливые» предметы, иначе можно было потерять их благосклонность, а огонь всегда был символом жизни и достатка. Лапти - дар домовому дома. Обычно ими украшали кухню. Веник помогал содержать дом в чистоте, чеснок и перец выгоняли нечистую силу, домашняя выпечка и горшок с гречневой кашей символизировали хлебосольность и достаток. Мешочек с можжевельником помогал освободиться от дурных мыслей. Лапти всегда ходили парами — оттого свидетельствовали о прочности семейных связей.
Но, пожалуй, самая важная черта дома в славянских традициях – это атмосфера уюта, достатка, благополучия и лада, основанных на традициях, почитании предков и семьи.

На Руси верили в огненный дух, который хранил домашний очаг. С печью особенно были связаны приметы, предвещавшие благополучие семьи. Многие делали на стене над печью отверстие, что бы в определенный день в него проникали лучи восходящего солнца, которые сулили мир и добро в доме. Можно предположить, что изба располагалась таким образом, что подобное чудо встречалось раз в один из праздничных дней на Троицу или Пасху. Печи не только служили для приготовления пищи и тепла, но и являлись настоящим произведением искусства, прекрасно вписываясь в интерьер. Печь-каменка в изразцах – поистине захватывающее зрелище, шедевр ручной работы. Весь интерьер избы был целостным, общий стиль задавал тон помещению. По нему можно было понять: богат человек или беден, какой склад у него характера, чистоплотна ли хозяйка.

Красный угол дома – самое нарядное и парадное место, символический центр, на который каждый входящий сразу же обращал внимание. И оформлялась эта часть дома не только для того, что бы любоваться самому, но и для приходящих гостей. Обычно красный угол располагался по диагонали от печи, и их могло быть несколько в комнате. Все вещи ставились на стол или полочку, покрытые расписными полотенцами.

ОБУСТРОЙСТВО СЛАВЯНСКОГО ДОМА.

Место. Ландшафт.
Наши Предки имели иные, нежели у нас, взгляды на то место, называемое домом, где им предстояло жить, растить детей, праздновать, любить, принимать гостей.
Попробуем обратиться к их опыту, восстановить для себя их ощущение пространства бытия, которое «делалось» ими с соблюдением обычаев и обрядов чтобы максимально успешно обслуживать их жизнь.
Прежде всего, выбор места был неслучаен. Русская деревня, как правило, очень живописно расположена. Ставилось поселение на берегу реки, озера, на возвышенности при ключах. Место хорошо продувалось и омывалось энергетическими потоками воздуха и воды.
При постройке жилья крестьянин придавал ему ориентацию по сторонам света. Он ставил избу там, где лучи солнца давали больше тепла и света, где из окон, с площадки крыльца, с территории двора открывался наиболее широкий вид на обрабатываемые им угодья, где был хороший подход и подъезд к дому. Например, в Нижегородской губернии дома старались ориентировать на юг, «на солнышко»; если это было невозможно, то «лицом» к востоку или юго-западу. Дома однорядных поселений ориентированы только на юг. Естественная нехватка мест на солнечной стороне при росте поселения приводила к возникновению второго ряда домов, с фасадами, обращенными на север. На ровной и сухой площадке он строил овин и гумно, «на глазах» – перед домом ставил амбар. На вершину холма поднимал ветряную мельницу, внизу у воды, сооружал баню.
Нельзя было строить жилье, где раньше проходила дорога. Пространство бывшей дороги было пронизывающим, "продувающим"; в доме энергия жизни не скапливалась, а проходила сквозь него по старому маршруту.
Место считалось неблагоприятным для строительства, если там были найдены человеческие кости, или кто-нибудь поранился топором или ножом до крови, или произошли другие, памятные деревне неприятные, неожиданные события. Это грозило несчастьем для жителей будущего дома.
Нельзя было строить дом на месте, где стояла баня. В бане человек не просто смывал с себя грязь, а как бы погружался в сосуд с живой и мертвой водой, рождался каждый раз заново, подвергая себя испытанию огнем и водой, парясь при высокой температуре, и затем окунался в прорубь или реку, или просто обливался ледяной водой. Баня была и родильным домом, и местом обитания духа банника. Баня – место неосвященное – там нет икон. Баня – место, где много всего происходит, если не придерживаться ритуалов ее посещения.
Исходя из всего этого, дом, поставленный на месте бани, строился в пространстве, где много всего происходило и оно продолжало хранить память об этом. Последствия проживания на месте бани были непредсказуемыми.
Благоприятным для строительства считалось то место, где ложится на отдых рогатый скот. Ему в народе приписывалась сила плодородия. Животные более чувствительны к энергетической характеристике места. Древние знали это и широко использовали в жизни. У народов мира есть множество сходных примет и обрядов, где используется чутье животных.
Весь процесс домостроительства сопровождался ритуалами. Один из обязательных обычаев – принесение жертвы, чтобы дом хорошо стоял.
Здесь уместно будет напомнить, что православие имеет языческие корни, которые христианство не уничтожило. Язычество христианина отражает реальность его бытия среди живой природы, которую он воспринимал как одухотворенную, то есть проявляющуюся как равный ему субъект. Предки наши – славяне, как правило, облекали знания в мифологические метафоры, пословицы, поговорки, приметы. От этого нисколько не снижалась ценность накопленного ими знания, сегодня забытого и мало используемого. Мы склонны скорее обратиться к современному дизайнеру, опирающемуся на опять таки на традиционное, но китайское фен-шуй, чем использовать опыт собственных предков.
Осколки картины мира древних славян сохранились у русских практически до конца ХIХ века. Говоря о строительстве дома, мы можем наблюдать ее проявления и в ниже описанном обряде.
На месте будущего сруба устанавливалось деревце, обычно – березка или рябина, которое символизировало «мировое древо» - «центр мира». На наш взгляд этот ритуал отражает представление наших предков о собственном времени и месте пребывания в мире. Заметим, что крестьянами ХIХ века это делалось вряд ли осознанно, с пониманием. Архаический смысл обряда мог означать, что именно здесь, в пространстве будущего дома, будут происходить все самые значимые для хозяина дома события, протекать его жизнь, жизнь его детей и,возможно внуков и правнуков. Ритуальное дерево заменялось живым, посаженным возле дома. Оно несло сакральный смысл древа мирового, а кроме этого, человек, посадивший дерево, манифестировал, что пространство вокруг дома – не дикое, а культурное, освоенное им. Специально посаженные деревья запрещалось рубить на дрова или для иных хозяйственных нужд. Выбор породы дерева – чаще всего сажали рябину, тоже был неслучайный. И плод рябины и лист имеет графику креста, а значит, в картине мира русских, являются естественным оберегом.
Особое значение придавалось закладке первого венца: он делил все пространство на домашнее и недомашнее, на внутреннее и внешнее. Из хаоса окружающей природы, стихии, выделялся остров обетованный – макрокосм человеческой жизни.

Усадьба. ДОМ.
Рассмотрим типическую форму традиционного жилья. Изба – клеть, представляющая из себя прямоугольник, над которой возвышается двускатная крыша. Попробуем прочесть это в системе фен-шуй. По стихиям – это земля, обогреваемая огнем. То есть энергетически дом являлся как бы продолжением стихии Земля, но чтобы она не была размыта стихией воды, льющейся сверху, крыша – огонь защищала и согревала. Огонь соединял пространство дома с Огнем небесным, Солнцем, Светом Звезд и Луны. По двускатной крыше энергия стекает на дом, омывая его. Для сравнения: наши сегодняшние дома-коробки лишены вертикали, которая бы способствовала как антенна, соединению с энергией Космоса. Это на прямую связано с самочувствием человека, живущего в таком доме и среди такой плоской архитектуры. В архитектуре Нижнего Новгорода, например, последних 10 лет стараются сделать башню, шпиль, высокую, устремленную к небо крышу, причем, как у жилых домов, так и у административных. Это интуитивное стремление компенсации за долгий период своеобразного серого застоя во внешнем убранстве и самочувствии. Что мы можем вспомнить из «архитектурных стилей» советского периода? «Сталинки», «хрущевки», панельное строительство. Как их внешний вид, так и внутреннее убранство нельзя назвать комфортным для человека.
На фасадах домов наших предков, например, в нашем лесном Нижегородском крае, была отражена в деревянной резьбе картина мира древних предков или присутствовали отдельные ее детали, как бы намеками ее обозначающие. Суть орнаментального украшения – изображение трех миров. Фронтон – верхний мир, срединная часть фасада – земля. Нижняя часть, как правило, не заполненная орнаментом – хтонический, непроявленный мир. Обилие солярных знаков, знаков плодородия, мирового древа – все было призвано не украшать, а нести определенные смыслы, через которые развертывалось пространство нужного качества. То есть предполагалось, что дом должен быть полной чашей, его пространство способствовать здоровью и счастливой жизни семьи. Это и обслуживали орнаменты фасада.

Интерьер.
Сакральные смыслы в простой русской избе, проявляющиеся в ритуалах, доминировали над чистотой и комфортом с нашей современной точки зрения.
Практически все домашнее пространство как бы «оживало», участвуя как место для проведения определенных семейных обрядов, связанных с взрослением детей, свадьбой, похоронами, приемом гостей
Начнем, как принято, от печки.
Русская печь – самый крупный объем в интерьере дома. Они занимала площадь 2,5 – 3 кв. м. Теплоемкость печи обеспечивал равномерный обогрев жилого помещения в течение круглых суток, позволяя долго держать в горячем состоянии пищу и воду, сушить одежду, в сырую и холодную погоду спать на ней.
Печь, как уже нами отмечалось, домашний алтарь. Она согревает дом, огнем преображает продукты, принесенные в дом. Печь – место, возле которого происходят различные ритуалы. Например, если в дом пришла нарядно одетая женщина и почти без слов подходит к печи и греет у огня руки, значит – сваха, пришла сватать.
А человек, переночевавший на печи, становится «своим».
Дело здесь не в печи как таковой, а в огне. Из всех стихий, огонь – самая почитаемая. Ни один из языческих праздников не обходился без возжигания ритуальных костров. Затем огонь перекочевал в православный храм: огоньки лампад, зажженные с молитвой свечи. В традиционной культуре русских помещение, не имеющее печки, считалось не жилым.
Отметим, что, например, в Нижегородском крае печь топилась по-черному, и ни о каком удобстве в нашем понимании – чистоте, свежем воздухе,- речи вообще не шло. Топка печи по-белому преобразила дом. В то же время традиционная мебель и интерьер заволжской крестьянской избы оставался неизменным. Еще в середине ХIХ века П.И. Мельников-Печерский писал: «Великорусская изба на севере, на востоке и по Волге имеет везде одинаковое почти расположение: направо от входа в углу печь (редко ставится налево, такая изба зовется «непряхой», потому что на долгой лавке, что против печи, от красного угла до коника прясть не с руки – правая рука к стене приходится и не на свету). Угол налево от входа и прилавок от двери до угла зовется «коник», тут место для спанья хозяина, а под лавкой кладутся упряжь и разные пожитки. Передний угол направо от входа – «бабий кут», или «стряпной», он часто отделяется от избы дощатой перегородкой. Лавка от святого угла до стряпного называется « большою», а иногда «красною». Прилавок от бабьего кута к печке – «стряпная лавка», рядом с ней до самой печи – «стряпной ставец», вроде шкапчика и стола вместе, на нем кушанья приготавливаются».(5, с. 199)
У каждого члена семьи в доме было свое пространство. Место хозяйки- матери семейства – у печи, поэтому оно так и называлось – «бабий кут». Место хозяина – отца – у самого входа. Это место стража, защитника. Старики часто полеживали на печи – теплое, комфортное место. Дети, как горох были рассыпаны по всей избе, или сидели на полатях – настиле, поднятом на уровень печи, где им во время длинной русской зимы не страшны были сквозняки.
Грудной ребенок качался в зыбке, прикрепленной к концу шеста, который крепился к потолку через кольцо, укрепленное в нем. Это давало возможность перемещать зыбку в любой конец избы.
Обязательной принадлежностью крестьянского жилища была божница («тябло», «киот»), которая располагалась в переднем углу над обеденным столом.
Место это называлось «красный угол». Это был домашний алтарь. Человек начинал свой день с молитвы, и молитва, со взором, обращенным в красный угол, на иконы, сопровождала все его жизнь в доме. Например, молитва обязательно читалась перед и после трапезы.
Красный угол – христианский алтарь и печь – алтарь «языческий», составляли некое напряжение, располагаясь по диагонали пространства дома. Именно в это – передней части избы – располагалась красная скамья, стол, перед печкой готовилась еда. События будничной жизни протекали в очень насыщенном силой энергетическом пространстве. Входящий в дом гость сразу видел иконы красного угла и крестился, приветствуя хозяев, но останавливался у порога, не смея без приглашения пройти дальше, в это обжитое, хранимое Богом и Огнем, пространство.
Кроме уже выше описанного первого уровня интерьера, был второй, расположенный на печном столбе, который располагался у внешнего угла печи - почти посреди избы и доходил по высоте до плеча печи. От печного столба, опираясь на него, шли два толстых бруса – один к передней, другой к боковой стенам противоположным печи. Они располагались примерно на высоте 1,6 – 1,7 метра от пола. Первый – палатный, так как служил несущей конструкцией палатного настила - традиционного спального места. Хлебный брус ограничивал по высоте печи «бабий кут». На хлебный брус как на полку, ставили свежевыпеченные хлеба и пироги. Как мы видим, второй жилой ярус непосредственно связан с жизненными процессами домочадцев – трапезой и сном. Если открыть дверь и заглянуть в избу, то что творится на полатях вообще не будет видно – они располагаются над головой вошедшего, а место у печки будет скрыто выступающим печным столбом и занавеской, которой иногда отгораживался бабий кут как раз по верхней границе, обозначенной хлебным брусом. Естественно, что с печным столбом – как бы самой сильной несущей конструкцией в дому - связано множество ритуалов. Например, когда ребенок становился на ножки и делал первые шаги, его навещала повитуха. Она ставила своего питомца спиной к печному столбу с приговором: «Как печной столб крепок, так и ты будь здоров и силен»
Из передвижной мебели можем назвать только стол и одну или две переметные скамьи. Пространство избы не предполагало излишеств, да они в крестьянской жизни и не были возможны. Совсем иное пространство в доме зажиточных поволжских или всегда свободных северных крестьян.

Освоение пространства.
Дом являлся как бы моделью самого человека и самой своей конструкцией призван был помогать жизни в нем.
Жилище уподоблялось телу человека. Лоб, лицо (наличники), окно (око), устье (уста), чело, зад, ноги – и т.д. термины общие для описания человека и жилища. Это отражено и в обрядах. Например, при рождении ребенка, открывались двери дома, который мыслился женским телом.
Отстроенный полностью дом - еще не жилое пространство. Его надо было правильно заселить и обжить. Дом считался обжитым семьей, если в нем произошло какое-либо событие, важное для домочадцев: рождение ребенка, свадьба и т.д.
До наших дней даже в городах сохранился обычай впускать вперед себя кошку. В деревнях традиционно кроме кошки дом "обживали" оставленные на ночь петух и курица По народным повериям, дом всегда строился «на чью-либо голову»: это означало возможную смерть одного из домочадцев. Поэтому дом заселялся в определенной последовательности, причем сначала животными, потом людьми.
Переходу на новое жительство предшествовали обряды, связанные с "переселением" домового.
Домового в деревнях до нашего времени почитают как хозяина жилища, и, заселяясь в новый дом, спрашивают у него позволения:
«Хозяин домовой, пусти нас пожить» или:
«Хозяин и хозяюшка,
Будьте вместе с нами,
Дайте жизни хорошей.
Нам не ночь ночевать,
А век вековать».(3, с. 24, 21)

Похожие публикации