Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Словообразование: примеры и способы. Способы словообразования слов в русском языке


Морфологический способ является основным способом словообразования в русском языке.

Аффиксация - это образование новых слов путём при­соединения к производящей основе или производящему слову тех или иных словообразовательных аффиксов.

1. Суффиксальный способ - это образование новых слов путём присоединения к производящей основе суффиксов: гордый - гордость, глаз - глаз-н-ой.

2. Приставочный способ - это образование новых слов путём присоединения к производящему слову приставок: группа - под-группа, грузить - разгрузить.

3. Приставочно-суффиксальный способ - это образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: берёза - под-берёзовик, окно - под-окон-ник.

Следует отличать слова, образованные одновременным присоединением приставки и суффикса, от слов, в которых приставка и суффикс добавлялись постепенно, на разных этапах словообразования, например: оружие - вооружить (способ образования морфологический, приставочно-суффиксальный); вооружить - вооружение (способ образования морфологический, суффиксальный); люди -нелюдимый (приставочно-суффиксальный способ образования); нелюдимый -нелюдимость (суффиксальный способ образования) и т. д.

4. Бессуффиксный способ - это образование имён существительных от основ глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких-либо суффиксов становится основой существительного: выходить - выходу, заплывать - заплыв^, зелёный - зелень^, сухой - сушъ^.

5. Сложение - это способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов. В зависимости от того, что объединяется при образовании новой лексической едини­цы, различаются способы сложения слов и сложения основ.

При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис: выставка-продажа, диван-кро вать, плащ-палатка.

При сложении основ образуются сложные слитные слова. Основы могут соединяться при помощи соединительных гласных -о-, -е- (чернозём, сталевар) или без помощи соединительных гласных (завуч, спецкор). При соединении основ без соединительных гласных образуется сложносокращённое слово - аббревиатура (от лат. abbreviare - сокра­щённо излагать). В зависимости от характера сокращённых основ выделяются следующие типы аббревиатур:

Типы аббревиатур

Сложение сокращённой основы и целого слова.

Примеры

Физкультура, главврач, оргстекло.

2. Сложение начальных частей основ (слоговая). Завуч, спецкор, мопед.
3. Сложение начальных зву­ков основ (звуковая). БАМ, ЛЭП, вуз.
4. Сложение названий началь­ных букв основ (буквенная). ВВС, ЭВМ, МГУ.
5. Комбинированный тип (сло­говой + звуковый или бук­венный тип; звуковой + буквенный и др.). Самбо, завуч, КамАЗ.

Сложению основ часто сопутствует суффиксация: доб рая воля - добровольный, плавить сталь - сталепла вильный, иной город - иногородний. Такой способ назы­вается сложносуффиксалъным (или сложение с суффиксацией).

При определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы, необходимо выяснить, когда, на каком этапе образования в слове появился суффикс. Ср., например, слова «пароходный» и «быстроходный»: паро ходн ый - образовано от пароход (способ образования морфологический, суффиксальный), быстроходный - об­разовано от слов быстро ходить + 6 (способ образования сложносуффиксальный, то есть сложение основ с одновременным присоединением суффикса).

Морфологические: 1.Сложение слов (вагон-ресторан,кресло-качалка, фабрика-кухня) 2.Сложение основ (пароход,кашевар, землетрясение, новостройка). При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем: сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр; сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово красный (багровый + крас ный); языкознание (знание язык(а)). Сложносуффиксальный способ образования характеризуется одновременным сложением нескольких основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сено- косилка (сено + кос(итъ) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Не путать: паровозик (паровоз + -ик-), самолетик (самолет + ик). 3.Абревиация (вуз, МГУ,МОУ..) Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но-вое слово, состоящее: из сокращенных частей слов: БГПУ - [БэГэ- - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин); начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ - [БэГэ- ПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ - [эНТэ Вэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); начальных звуков исходных слов: ТЮЗ - [т"ус] (Театр юного зрителя); РИА - [р"йа] (Российское информационное агентство); вуз - [вус] (высшее учебное заведе-, ние). Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но-вое слово, состоящее: из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин); начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ - [БэГэ- ПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ - [эНТэ Вэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС - [эМЧээС] (Министерство чрез- вычайных ситуаций); начальных звуков исходных слов: ТЮЗ - [т"ус] (Театр юного зрителя); РИА - [р"йа] (Российское информационное агентство); вуз - [вус] (высшее учебное заведе-, ние). 4.Преход одной части речи в другую- субстантивация Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: дет-ская (прил.) комната - пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец - рядо-вой (сущ.); командующий (прич.) округом - командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар - всякий (сущ.) знает. Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в резуль-тате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо - просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке - благодаря (дееприч.) за службу. Применение алгоритмов Задание 1. «подумайте» из предложения: Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фор- тепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми^ вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор). Образец рассуждения ПОДУМАЙТЕ - глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» - приставочный. Задание 2. Определите способ образования слова «поначалу» из предложения: Пона- чалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения ко- торого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках. Образец рассуждения «Поначалу» - наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова - не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, спо-соб образования слова - не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, спо-соб образования наречия «поначалу» - приставочно-суффиксальный. Задание 3. Определите способ образования слова «орденоносец». Образец рассуждения «Орденоносец» - имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня - « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец» - сложно-суффиксальный Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным способом: Цель его - тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честно-стью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, пото- му что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд Образец рассуждения 1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продол- жать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), по-зор (сущ.), унижение (сущ.). 2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследо- вать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и об-разованы суффиксальным способом. 3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать - должать, наука - ука, согласен - гласен, по- зор - зор - таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образо-вания данных слов - не приставочный. Претерпеть - терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо». 4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, - ПРЕ-ТЕРПЕТЬ.

Сложение

Способ

Пример

Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис!)

Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д.

Сложение основ слова без соединительной гласной.

Стенгазета, турпоход, медкабинет,

профсоюз, спортзал и т. д.

Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е

Хлебозавод, путепровод, новостройка, овощебаза, железнодорожный,

русско-английский, отчетно-выборный и т. д

Сложение основ с одновременным присоединением суффикса

Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д.

Слияние слов

Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый

Сложение сокращенных основ

Сложение слогов или частей слова

Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный кор респондент), агитпункт(агитационный пункт) и.т. д

Сложение названий начальных букв.

МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т. д.

Сложение начальных звуков

Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т. д

Смешанный способ

Районо (районный отдел народного образования)

Переход из одной части речи в другую. В этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки.

Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало

В какую часть речи перешло, его новое значение

Прилагательное (признак)

Существительное (предмет)

Учительская комната

В учительской повесили

объявление

Числительное (порядок

при счете)

Прилагательное

(признак)

Первый день наступившего года

Иванов-первый (в значении лучший) ученик

Причастие (признак

по действию)

Прилагательное

(признак)

Болеющий гриппом

Болеющий за "Зенит"

Деепричастие

(добавочное действие)

Наречие (признак

действия)

Загорал, лежа на песке

Существительное (предмет)

Наречие (признак действия)

Медленным шагом

Ехали шагом

Деепричастие

Предлог

Благодаря друга

Благодаря помощи друга

В2 Морфология В3 Способы подчинительной связи в словосочетании .

Согласование

Управление

Примыкание

Способ связи, при которого у главного и зависимого слова. Общие род, число, падеж:1. синий бант прил.+сущ.2. летящий шарприл. + сущ.3. мой дом мест.+сущ.

4. первый том числ.+сущ.

Такой способ связи, при котором зависимое слов в косвенном падеже:1. лист бумаги2. вижу тебя3. читаю книгу4. читая книгу5. выезд от знакомого

6. его уход

Такой способ связи, при котором зависимое слово выражено деепричастием, инфинитивом, наречием.1. очень громко2. пел громко3. иду не торопясь4. очень красивый

5. иду заниматься

В4 Повторить типы односоставных предложений . Особенно- безличные. Способы выражения сказуемого в безличных предложениях. В5 Повторить согласованные и несогласованные определения, обособленные члены предложения, приложения В6 Сложное предложение. Виды придаточных. Типы связи придаточных в СПП. В7 Средства связи предложений в тексте проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложе-ниями в нем. Неумение найти средства связи предложений в тек-сте приводит к неспособности строить собственное высказыва-ние на заданную тему, чему посвящено задание части С. Вспомним, что основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть от-сутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста. Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:
    слова-заместители: местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы (быстро, стремительно), антонимы имя собственное - имя нарицатель-ное (офицер - Соболевский); лексические повторы: ...рядом стоял дед. Дед был очень старый. повтор грамматической формы, связывающей два предложе-ния: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание (В. Белов) Сказуемые попил и перечитал выражены одинако-выми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и по-этому могли бы быть однородными сказуемыми одного пре-дложения. синтаксический параллелизм: ...что знаешь в детстве -зна-ешь на всю жизнь... чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева); противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог; вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы"?);
союзы; союзные слова, частицы, вводное слова;
    порядок слов в предложениях (прямой, обратный); слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует; вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.
Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последую-щим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

В 8

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на четыре большие группы: фонетические, лексические средства, тропы и синтаксические средства.

    Фонетические:

Аллитерация- повтор согласных звуков(В полноЧной тиШи ШурШат камыШи).

Ассонанс- повтор гласных (вОдА с грОхОтОм ОбрУшилАсь)

2.Лексические средства:

* Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый - злой, могучая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

* Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя.

* Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.

* Индивидуально-авторские неологизмы благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

* Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность - любовь, приятель - друг.

* Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский).

* Стилистические синонимы - отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся - хихикнул - засмеялся - заржал (градация).

* Синтаксические синонимы - параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки - приступить к подготовке уроков.

* Фразеологизмы - это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они - важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

3. Тропы:

* Метафора - скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

В метафоре автор создает образ - художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы… опрокинулся и затонул.

* Метонимия - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

* Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко - борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…

1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.

2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.

3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

5. Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Обобщение в виде таблицы (к B1)

1. Приставочный Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах

писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать.

внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ

модный → СВЕРХмодный

всегда → НАвсегда

2. Суффиксальный Этот

способ действует в образовании всех основных частей речи

желтый→ желтОК,

мечтать→ мечтаТЕЛЬ,

глаз →глазНой,

красный → краснЕТЬ,

красивый→ красивО

два → двоЕ,

белый → белИЗНа

3. Приставочно-суффиксальный Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ)

город → ПРИгородНый,

звук → ОзвучИТЬ,

пятеро → ВпятерОМ,

плотный → ВплотнУЮ,

свеча ПОД свечНИК

мечтать → РАЗмечтатьСЯ

4. Бессуффиксный Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

синий → синь

входить → вход

переходить переход

5.Сложение:

-слов или основ

- сокращением основ

- аббревиатура

Этот способ часто действует в образовании существительных.

Язык , знание – языкознание

Физ ическая культура – физкультура

М осковский Г осударственный У ниверситет – МГУ

6. Переход слов одной части речи в другую

Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.)

Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya

Иногда вместо длинных нескольких слов можно произнести всего лишь несколько звуков. Это можно сделать с помощью сложносокращенных слов. О том, что такое сложносокращенные слова и как их правильно использовать в речи, вы узнаете из этого урока.

Тема: Словообразование

Урок: Сложносокращенные слова

1. Понятие о сложносокращенных словах.

Сложносокращённые слова - это слова, которые одновременно являются и сложными (то есть состоят из нескольких основ), и сокращенными (так как эти основы использованы в усеченном виде).

Таким образом, сложносокращенные слова (или аббревиатуры ) - это слова, образованные путем сложения сокращенных основ.

2. История возникновения и значения сложносокращенных слов.

Такой способ словообразования заявил о себе в конце XIX столетия и не миновал ни один из европейских языков. В русском языке первые сложносокращенные слова появились в конце 90-х годов XIX века.

Это были, например, слова:

РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия

Продамет - одна из торгово-промышленных компаний, занимавшаяся продажей металла.

В годы Первой мировой войны сокращению подверглась и военная лексика:

Главкоюз - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом

Начресидун - начальник речных сил Дуная

И всё же до событий 1917 года в устной речи сложносокращенные слова почти не использовались, употреблялись, в основном, в письменной речи.

Так, повсеместно использовалось сокращение Е.И.В. - Его Императорское Величество.

В 1920-е годы появилось множество сложносокращенных слов:

местком, Моссовет, ревтрибунал, нэп и так далее.

Эта тенденция в языке проявилась так ярко, что стали появляться имена, образованные таким образом. Так, например, в 20-30-ых годах были популярны следующие имена:

Вилен и Владлен - Владимир Ильич Ленин,

Ким - Коммунистический интернационал молодежи,

Даздраперма - Да здравствует Первое мая.

После Великой Отечественной войны тяга к сокращениям проявлялась только в названиях учреждений.

В современном русском языке также достаточно активно происходит процесс образования сложносокращенных слов:

Каждый из нас слышал слово УЕФА (UEFA) - Европейский союз футбольных ассоциаций (Union des associations européennes de football)

Многим из нас знакомо название фирмы ЛУКойл - англ. oil - нефть; ЛУК - Лангепас, Урай, Когалым.

Зачастую мы уже не замечаем, что слово сложносокращенное.

Так, например, произошло со словом лавсан . Лавсан - это название искусственного волокна. Слово образовано из звуков, входящих в название учреждения, где было придумано это волокно: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук.

Также сложносокращенными являются слова прораб, мотель, универсам, вуз, лазер, радар и так далее.

3. Группы сложносокращенных слов по способу образования.

В русском языке по способу образования все сложносокращенные слова делятся на следующие группы:

1. Образованные из начальных звуков, букв или сочетаний:

вуз - высшее учебное заведение,

ВДНХ - выставка достижения народного хозяйства,

ЦСКА - центральный спортивный клуб армии.

2. Образованные из начальных частей слов:

завхоз - заведующий хозяйством.

3. Смешанный тип, сочетающий первые два способа:

ИМЛИ - институт мировой литературы.

4. Образованные из комбинации начальной части слова с целым вторым словом:

запчасти - запасные части.

5. Образованные из комбинации начала первого слова с концом второго:

мопед - мотоцикл и велосипед.

6. Образованные из комбинации начала первого слова с началом и концом второго:

эсминец - эскадренный миноносец.

В сложносокращенных словах могут быть представлены не все слова, составляющие полные наименования:

Госплан - государственный плановый комитет

Также в сложносокращенных словах порядок следования основ может быть изменен:

лизоблюд - блюдолиз . Эти слова являются синонимами.

Сложносокращенные слова получили широкое распространение в официально-деловом стиле во многих языках мира.

4. Род сложносокращенных слов.

Род буквенных аббревиатур и аббревиатур, оканчивающихся на гласную, обычно определяется по роду главного слова в полном наименовании.

ВДНХ - Выставка достижений народного хозяйства. Главное слово - выставка - женского рода. Значит, сложносокращенное слово ВДНХ тоже будет женского рода.

РИА - Российское информационное агентство. Главное слово - агентство , средний род. Значит, аббревиатура РИА тоже будет среднего рода.

Звуковые аббревиатуры, оканчивающиеся на согласную, относятся в большинстве своем к мужскому роду. Например, старейший вуз . Хотя, если мы расшифруем, получится высшее учебное заведение . Главное слово - заведение, средний род. Но вуз - слово мужского рода.

Вместе с тем,

ООН - Организация Объединенных Наций - ж.р.

АЭС - атомная электростанция - ж.р.

ГЭС - гидроэлектростанция - ж.р

Поэтому полезно обратиться к словарю.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Правописание сложносокращенных слов ().
  2. О сложносокращенных словах ().

Домашнее задание

1. Упражнение №1.

Определите род сложносокращенных слов.

Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного:

ООН НИИ МЧС

2. Упражнение №2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.

Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ , которготовит металлургов.

В ближайшее время в городе намечено построить дв… АТС по двадцать тысяч номер кажд

Иркутск… ГЭС - первенец ангарского каскада станций.

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    - де - - надеть, переодеть;
    - ня - - занять, нанять, отнять;
    - пт - - птенец, пташка, птица;
    - сяг - - присяга, досягать, посягать;
    - у - - разуть, обуть;
    - ул - - улица, переулок;
    - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются:
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).

Похожие публикации