Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Трое числительное. План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Собирательные числительные

Читала рассказ и запнулась на предложении, где было «три мужчины». Привыкшая слышать «трое мужчин», пришла в замешательство. В итоге полезла искать в интернете. Первый запрос в Яндексе оказался очень неудачным: на вопрос «Трое мужчин и три мужчины как правильно» мне выдало такой вот списочек (ссылки на страницы удалены):

  • «Как правильно ссориться с мужчиной — женский портал Микруша.ру»
  • «Как правильно управлять мужчиной?»
  • «Как Правильно Ласкать Мужчину? — Всё о сексе — Женский Форум «Зеркало…»
  • «Как правильно флиртовать с мужчинами — Женский сайт «Катерина»
  • «Как правильно питаться мужчинам. Часть 3 | Мужская территория»
  • «Видео Как правильно мастурбировать (для мужчин) – смотреть онлайн…»
  • «Как правильно выбрать мужчину: Как правильно выбрать мужчину…»
  • «3 правила, чтобы найти мужчину своей мечты | Как влюбить…»
  • «Как правильно ласкать мужчину»

Не знала смеяться или плакать. «Яндекс – найдётся всё» что надо и что не надо, причём второе скорее…

Убрав из запроса мужчин, уже стало значительно лучше. Но и тут пришлось повозиться. Написать своими словами как-то не получилось, поэтому сборка материала с разных источников.

Три мужчины – тут используются количественное числительное, то есть указывает количество как признак.

Трое мужчин – собирательное числительное. Вот тут и начинаем разбираться – что это такое и с чем вообще едят. Собирательные числительные – термин условный, которым обозначают количество предметов как совокупность, как одно целое.

Подобно количественным числительным, собирательные числительные не имеют рода и числа; при их склонении противопоставляются две формы – именительного-винительного и остальных падежей; в соединении с существительными в именительном-винительном падеже представляют неразложимые сочетания.

Собирательные числительные двое , трое склоняются как полные прилагательные мягкого варианта во множественном числе (двоих, двоим, двоими, двоих); прочие собирательные числительные – как прилагательные твёрдого варианта (четверых, четверым, четверыми, четверых). Ударение в косвенных падежах собирательных числительных всегда падает на окончание.

Собирательные числительные отличаются от количественных более узким употреблением, так как сочетаются с ограниченным кругом существительных :

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот ;

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, трое саней (начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять суток );

3) с существительными дети, люди, ребята, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое молодых людей, четверо ребят, пятеро незнакомых лиц ;

4) с личными местоимениями: нас двое, вас трое, их было пятеро ;

5) с субстантивированными числительными (т.е. числительными, употребляющимися в роли существительных): вошли двое, трое в карнавальных костюмах .

Но употребление собирательных числительных ограничено стилем речи: в официальной речи предпочтительны количественные числительные: Требуются на работу четыре инженера (а не «четверо инженеров»).

Собирательные числительные не сочетаются :

1) с существительными мужского рода, называющими животных (нельзя сказать: «двое волков»), однако в разговорной речи возможно употребить собирательное числительное при названии молодого животного (двое медвежат, трое щенят );

2) с существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: «трое портних», «четверо преподавательниц»), однако в разговорной речи по аналогии с сочетанием трое ребят встречается сочетание трое девчат (при нейтральной форме три девушки ).

В качестве формы, вариантной количественным числительным, употребление собирательных числительных допустимо при существительных со значением:

1) лиц мужского пола: четверо учеников и четыре ученика ;

2) единичных предметов, имеющих только множественное число (кроме двое, трое, четверо): пятеро ножниц и пять ножниц ;

3) при личных местоимениях мы , вы , они : их было четверо, пригласили нас четверых , в косвенных падежах более употребительны сочетания с количественными числительными: с ними четырьмя, у них четырёх .

Существительные – названия предметов, считающихся парами, могут обозначать единичные предметы (две перчатки ) и пары (двое перчаток ).

Собирательные числительные двое , трое , четверо в именительном-винительном падеже управляют родительным падежом множественного числа существительных (ср.: четверо мальчиков и четыре мальчика ), а в прочих падежах согласуются с существительными в падеже (ср.: трое детей троими детьми ).

Собирательные числительные мало употребительны при существительных в косвенных падежах и заменяются косвенными падежами соответствующих количественных числительных (двое студентов и два студента , но чаще – двум студентам , а не двоим студентам ). Такая замена обычна при существительных, употребляемых только во множественном числе и сочетаемых с собирательными числительными (ср. двое суток в течение двух суток ).

При изолированном употреблении, вне связи с существительными, собирательные числительные являются обозначениями лиц как мужского, так и женского пола: Семеро одного не ждут .

Собирательные числительные всегда препозитивны, т.е. употребляются перед существительными , .

При числительных два , три , четыре , двое , трое , четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: Два солдата с котомками равнодушно глядели на окна поезда… (А. Н. Толстой); Тридцать два человека… дышали одним духом (Шолохов); Двое рабочих в белых фартуках копались около дома (Чехов) . Но сказуемые-глаголы со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве и т. д. (т. е. со значением состояния, а не действия) обычно в этих случаях употребляются в форме единственного числа, например: Три царства перед ней стояло (Некрасов); …При больнице состояло два человека (Тургенев); Умерло от удара… ещё три человека (Л. Толстой); У него было два сына (Чехов); В комнате было два окна с широкими подоконниками (Каверин); Может быть две смелости: одна – привитая воспитанием, другая – врождённое свойство характера (В. Панова).

Общим собирательным и объединительным признаком может быть:

а) единство места,

б) единство времени,

в) единство места и времени,

г) совместно с предыдущими – дополнительный(-е) качественный(-е) параметр(-ы).

При этом мощность собирательности признака растёт от а) к б) и далее. Это хорошо просматривается на примере: В этой гостинице в разные века останавливались трое великих людей: Пётр I, Карл XII и Наполеон…

а) Если в одной и той же гостинице два и более человека находились в разное время, и ничем, кроме записей своих имён в книге посетителей, не выделились, то объединить их в троицу можно при одном условии – при том условии, что только эти трое, и только они за всё время существования этой гостиницы были её постояльцами. Да и выполнить это объединение может лишь историк или архивариус, отнесённый в будущее после последнего посетителя.

Исключение приведённого выше тривиального условия всегда требует наличия каких-то дополнительных объединительных параметров и признаков для правомерности собирательного именования группы. И эти признаки всегда есть, для случаев а), б) и в) где-то на грани осознания и уровне «само собой разумеющегося», и явно для случая г).

б) Три человека, в одно и то же время проживающие в разных местах города, страны,… и ничего не знающие друг о друге, уже тем могут быть объединены в троицу, и тем этот случай отличен и приоритетен от предыдущего, что одновременно с ними найдётся Созерцатель, Наблюдатель, Изыскатель, Инкарнатор, Креатор, Хранитель и Декларатор Истины, который скажет, придя вечером домой: «Трое случайно опрошенных мной сегодня прохожих сообщили мне по своим часам время на один час меньшее, чем по моим… Здесь что-то не то… «

Таящийся признак собирательности в группу – контакт с единым наблюдателем.

в) Единство места и времени весьма весомое обстоятельство «собирательности», в меньшей мере против а) и б) требующее дополнительных признаков:

«Двое в комнате. Я и Ленин – фотографией на белой стене.»(В. Маяковский)

г) Единство места и/или времени плюс признак. Пример на единство места плюс признак:

В этой гостинице в разные века останавливались трое великих людей: Пётр I, Карл XII и Наполеон

В этом примере слово «трое» выражает собирательное значение по объединительному признаку объективной принадлежности к когорте безусловной исторической известности (оценку славы и величия оставляю на субъективное усмотрение почитателей). Давайте уберём из предложения слово «великих». Что получим? «В этой гостинице в разные века останавливались трое людей: Пётр I, Карл XII и Наполеон… » Вот тут-то и есть резон вопроса «Неужто вместе?» И сразу возникает второй вопрос: «А что, останавливались только лишь «оне»?»

Примечание к п. г). При таком применении слов «трое великих людей » может создаться впечатление, что кроме этих упомянутых трёх/троих лиц других великих людей история и не знала. А гостиница тем и достопримечательна, что удостоилась случая и чести принимать ВСЮ великую троицу разных времён и народов. Спасает от такого понимания наша общая историческая осведомлённость и обученность «чему-нибудь и как-нибудь» .

Сорок связано с древнерусской мерой отсчёта беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определённого объёма, отсюда сорочка – первоначально ‘мешок’): шесть сороков соболей . Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа – четыредесяте .)

В случае, если числительные обозначают количество предметов в виде единого целого, то их называют собирательными числительными. В статье описаны их особенности употребления с примерами, свойства. Для лучшего усвоения материала представлена таблица, в которой описаны все варианты склонений собирательных числительных.

Слова, которые обозначают количество предметов как одно целое, в русском языке представляют небольшую группу: их всего 11. Эти слова называются собирательными числительными .

Во всех числительных данной категории ударение падает на первый слог: дво́е, пя́теро, де́сятеро .

Примеры собирательных числительных и порядок их образования можно изучить по следующей таблице:

Особенности употребления собирательных числительных

Слова данной категории имеют свойство сочетаться только с определёнными существительными, которые могут иметь несколько значений. Все эти особенности употребления отражаются в следующей таблице:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой


Числительные

Двое-десятеро

Значения существительных, с которыми обычно сочетаются

1. Лица, принадлежащие к мужскому полу: двое мальчишек

Сущ. муж. и ср. рода: оба брата, оба существа

Сущ. женск. рода: обе сестры

2. Существительные, относящиеся к общему роду: шестеро задир

3.Люди, дети, ребята, лица (в значении «личность»): пятеро ребят, четверо загадочных лиц

4. Субстантивированные прилагательные: пятеро рабочих

5. Детёныши живых существ: пятеро котят

Все собирательные числительные кроме слов оба, обе имеют свойство сочетаться также с личными местоимениями, например: их восьмеро, а нас - пятеро.

Нельзя сочетать собирательные числительные со следующими категориями слов:

  • Существительными, которые обозначают представительниц женского пола: трое школьниц, пятеро гимнасток .
  • Неодушевлёнными существительными: четверо столов, двое тортов.
  • Существительными, которые обозначают наименования взрослых животных: шестеро волков, четверо лошадей.

Изменение собирательных числительных

Особенности склонения числительных данного лексико-грамматического разряда можно отразить в следующей таблице:

Числительные

Особенности изменения


Примеры

Двое, трое

Как прилагательные в форме множ. числа с основой на мягкий согласный. Всего получено оценок: 270.

Тема урока «Собирательные числительные»

Ильичева Елена Петровна, учитель русского языка и

литературы МБОУ «Старицинская СШ»

Цели урока:

предметные :

  • формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,

употреблении в речи;

  • формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.

метапредметные:

  • формирование умений определять цель предстоящей деятельности;
  • коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: исследовательский, эвристический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал, учебник.

Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.

Ход урока

І. Организационный момент

Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.

Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).

ІІ. Мобилизующий этап.

Сегодня мы продолжим путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи (слайд 2).

Но прежде чем отправиться в путь на поиски новых сокровищ, проверим, готовы ли мы. Начнём с небольшой разминки.

  1. Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 3).
  1. Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной (Миллиард, одиннадцать, миллион).
  1. Назовите простые числительные (Одиннадцать, пятьсот, девятьсот)

Что же нам предстоит сегодня узнать, где побывать, вы узнаете после того, как выполните задание (слайд 4).

Задание : прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?

А) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.

б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

(В них есть количественные числительные)

- Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили ?

(Слушаются ответы).

Действительно, числительные пятеро, трое - собирательные.

ІІІ. Формулирование темы и целей урока.

В гостях у каких числительных мы уже побывали? А с каким будем знакомиться сегодня?

(Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные.)

Итак, тема нашего урока «Собирательные числительные» (слайд 5)

(Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные››)

Что мы уже знаем об этих числительных? (Проблемная ситуация)

(Обозначают несколько предметов как одно целое, группируются, собираются, отвечают на вопрос сколько?)

Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)

Обратимся к карте урока. Чтобы подружиться с собирательными числительными, научиться употреблять их в речи, мы с вами должны ответить на несколько вопросов (слайд 6) На первый вы уже дали ответ (слайд 7)

1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?

2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные?

(правописание окончаний числительных в косвенных падежах). Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке?

3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

Когда на предыдущих уроках я вас просила найти числительные, вы не сразу смогли найти числительное оба. Почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа и т. д.) Ещё на один вопрос мы сегодня должны ответить.

4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

ІV. Изучение нового материала.

Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 8)

Собирательные числительные

Образуются

Сочетаются

Два

Двое

Друзей

Котят

Ножниц

Три

Четыре

Пять

Шесть

Семь

Восемь

Девять

Десять

Собирательные числительные образуются от количественных от 2 до 10 с помощью суффиксов -ой-, -ер

Рассмотрите иллюстрации (слайд 9, 10,11 по гиперссылке). Собирательные числительные сочетаются

  • с существительными, обозначающими лиц мужского пола ;

Надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг!!!

  • с существительные, обозначающие детей или детёнышей животных;
  • с существительными, употребляющимися только во множественном числе.

Мы с вами ответили на 2 вопрос плана? А что надо сделать, чтобы правильно ответить на 3

вопрос плана? (Нужно просклонять числительное) (слайд 12) (Работа у доски и в тетрадях)

И.п. трое сильнейших спортсменов

Р. п. троих сильнейших спортсменов

Д. п. троим сильнейшим спортсменам

В. п. троих сильнейших спортсменов

Т. п. троими сильнейшими спортсменами

П. п. о троих сильнейших спортсменах

Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.

Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.

И у нас остался еще один вопрос: в чем особенность употребления числительных обе-оба?

Давайте посмотрим небольшую ситуацию.

Инсценировка. (В основе инсценировки лежит отрывок из текста передачи «Радионяня». Роли играют 2 ученика и учитель).

Учитель (обращается к ученикам-актерам) : Итак, подходите поближе к доске.

1-й ученик . Нам обеим подойти?

Учитель. Да, да, конечно, обе подойдите.

2-й ученик . Почему обе ? Мы что, девчонки, что ли?

Учитель . Нет, вы не девчонки, но вы сами сказали обеим , значит, вы женского рода.

1-й ученик . Почему вдруг женского?

Учитель . Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики.

2-й ученик . Ясно!

Учитель . Обоим ясно?

Ученики (вместе) : Обоим!

Учитель . Тогда попрошу вас обоих ответить на еще один вопрос. Как вы скажете, что на этой и на той стене наклеены обои?

1-й ученик . Очень просто: на обоих стенах наклеены обои.

2-й ученик . Нет, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.

1-й ученик . Какие такие обеи?

2-й ученик . Какие? С цветочками.

Учитель . А где вы видели такие обеи, в обейном магазине?

2-й ученик . Ой, я оговорился, не обеи, а обои. Обои стены оклеены обоями.

Учитель (обращается к классу ): Ребята, помогите разобраться своим друзьям.

Рассмотрите запись на слайде и ответьте на вопрос: (слайд 13)

С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе? Как они склоняются? (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)

Оба и обе склоняются по-разному

Мужской и средний род

Женский род

И.п. оба

Р.д. обоих

Д.п. обоим

В.п. оба

Т.п. обоим

П.п. (об) обоих

И.п. обе

Р.д. обеих

Д.п. обеим

В.п. обе

Т.п. обеим

П.п. (об) обеих

основа обо-

(обоих игроков)

основа обе- (обеим командам)

V. Физминутка.

Поработали – отдохнем.

Если называю собирательное числительное – встали, если числительное, обозначающее целое число, - сели.

Двое, десять, пятеро, десятеро, одиннадцать, семеро, восемь, шестеро.

VІ. Закрепление нового материала.

Мы познакомились с собирательными числительными. Следуя карте урока, выполним задания.

1) Задание: волшебные квадраты (слайд 14-15)

За каждым квадратом спрятано слово. Вы должны сказать, с какими из них будут употребляться собирательные числительные и почему? Словосочетания записываются на доске

2) Задание: прочитайте предложения, укажите, в каких допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их. (слайд 16-17)

1.Трое подруг приехали в Сочи.

2. Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях.

3. Пятерым спортсменам из Китая были вручены призы.

Какая ошибка допущена во 2 предложении? Кто внимательно слушал правило, сможет ответить. (Собирательными числительными могут быть числительные двое-десятеро)

3) Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. Работа на карточках. Взаимопроверка. (слайд 18-19)

1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес.

2) Малышка крепко держала куклу______ руками.

3) ______ братьев приняли в спортивную школу.

4) Склоны______оврагов размыты дождями.

5) В_______случаях ответ был неверным.

Индивидуально у доски упр. 773, с последующей проверкой

VІІ. Самостоятельная работа

Проверим, чему вы научились сегодня на уроке. Возьмите задания для самостоятельной работы. Проверка. (слайд 20-21)

Тест

1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:

а) пятнадцать, три вторых, семеро;

б) двое, три, четверо

в) трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

а) семеро козлят;

б) пятеро девчат;

в) четверо друзей.

3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

а) двое подруг;

б) двое котят;

в) двое фигуристок.

4. Найди ошибку в употреблении числительных оба / обе:

а) на обоих журналах;

б) на обоих катках;

в) обоим подругам.

VІІІ. Рефлексия (слайд 22)

Ребята, важным было наше сегодняшнее путешествие? Нашли вы сокровища?

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме).

А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам (слайд 23)

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

ІX. Домашнее задание:

Данная группа числительных является достаточно замкнутая, она включает в себя числительные , которые обозначают совокупность предметов, которое осмысливается как целое: «двое», «восьмеро» и другие. Собирательные числительные можно «узнать» по нескольким признакам:

их значение менее математизировано, чем у количественных числительных , и не может быть обозначено цифрами;

они обладают ограниченной сочетаемостью с существительными: сочетаются только с именами существительными мужского пола: «пятеро школьников», с названиями детенышей животных: «семеро козлят», с существительными pluralia tantum: «четверо ножниц», с именами существительным «дети», «ребята», «люди»: «трое детей».

Правила сочетания с существительными собирательных числительных совпадает с аналогичными правилами количественных числительных .
Склонение собирательных числительных происходит по модели прилагательных во множественном числе, кроме именительного и винительного падежей: «двое», «двоих», «двоих»/ «двое», «двоими», «двоих».
Иногда к собирательным числительным относят слова «оба», «обе», но они не образованы от числительного и не участвуют в образовании составных и сложных числительных . Статус этих слов в русской морфологии до конца не определен, не случайно академик А.А. Шахматов выделял специальный разряд количественных местоимений.

Порядковые числительные

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете, и все они, кроме слов «первый» и «второй», образованы от количественных числительных . Грамматические свойства порядковых числительных близки к прилагательным.

Дробные числительные

Дробные числительные обозначают часть от целого числа. Они всегда представляют собой словесные комбинации: «три четвертых» - и являются аналогами математических дробей. Состоят из количественного и порядкового числительных.
Сочетаются с другими словами дробные числительные по следующим правилам:

если дробное числительное находится в форме именительного или винительного падежа, то порядковое числительное принимает форму родительного падежа множественного числа: «три шестых» за исключением случаев, когда в знаменателе дроби находится «2»: «одна вторая»;



во всех остальных падежах второй компонент согласуется с числительным в числителе: «тремя шестыми».

К дробным числительным иногда относят слова «полтора» и «полтораста», которые имеют по две словоформы: «полтора» и «полутора» и «полтораста» и «полутораста». Однако до сих пор точного определения этих слов нет.

37 билет. Сочетаемость собирательных числительных. Собирательные числительные - это семантическая разновидность количественных числительных, употребляемая преимущественно в разговорной речи.

В состав собирательных числительных входит девять слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Некоторые учёные считают числительными и относят к собирательным слова оба и обе. По поводу слов оба, обе в науке нет единого мнения. Одни лингвисты считают их указательными местоимениями в значении «и тот и другой», а другие относят их к собирательным числительным на том основании, что они по значению близки числительному «двое». Например: Мы с тобой единственно близки, мы оба идём на восток (3. Гиппиус).

Особенностью собирательных числительных является то, что они могут сочетаться с довольно ограниченным кругом существительных: 1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола (трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат); 2) с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат); 3) с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо во­рот, семеро суток).

При одушевлённых существительных в косвенных падежах собирательные числительные могут заменяться числительными, обозначающими целое число, например: троими детьми - тремя детьми, семерым солдатам - семи солдатам. Числительное оба при сочетании с существительными в винительном падеже принимает соответствующие окончания именительного или родительного падежей: вижу оба стола - вижу обоих всадников, вижу обе книги - вижу обеих сестёр.

Существительные, называющие лиц женского пола или животных, с собирательными числительными не сочетаются. В таких случаях употребляются сочетания с числитель­ными, обозначающими целые числа: три сестры, восемь овец, два медведя.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа

38 билет. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Употребление фразеологизмов в речи регулируют фразеологические нормы. Можно выделить следующие речевые ошибки, связанные с нарушением фразеологических норм.

Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологизма за счёт включения или исключения отдельных слов.

Она бросилась бежать со всех своих длинных ног (правильно: СО ВСЕХ НОГ).

Необходимо отметить это усугубляющее обстоятельство (правильно: усугубляющее вину обстоятельство).

Замена какого-либо компонента фразеологизма, как правило, слова.

Молодому человеку все удается, должно быть он родился под счастливой луной (правильно: РОДИЛСЯ ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ).

Не мудрствуя долго, приведу отрывок из статьи (правильно: не мудрствуя лукаво).

Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма.

На выпускном вечере представитель администрации сказал, что в полку талантливых управленцев прибыло (правильно: ПОЛКУ ПРИБЫЛО).

Во главе угла руководство поставило два вопроса (правильно: ВО ГЛАВУ УГЛА).

Контаминация, или смешение, двух фразеологических оборотов.

Взаимопонимание играет большое значение в семейной жизни (ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ и ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ).

Язык не поднимается говорить об этом (язык не поворачивается и рука не поднимается).

Употребление фразеологизма без учёта его значения.

В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом (сводить последние счеты (с жизнью) имеет значение ‘кончать жизнь самоубийством’).

Разрушение образного значения фразеологизма.

Обломов был знаменем времени (правильно: знамением времени).

Прочтение фразеологизма в прямом значении (деидиоматизация).

Не хлебом единым сыт человек, нужны еще картошка, вермишель, не помешало бы мясо (Фразеологизм Не хлебом единым сыт указывает на необходимость духовной пищи, здесь же речь идёт о пище материальной, продуктах питания).

Объявление в тире: Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю (ПОЛУЧИТЬ ПУЛЮ имеет значение ‘быть расстрелянным, убитым’, в контексте же говориться о возможности дополнительного выстрела).

39 билет. Речевые штампы и канцеляризмы.

Речевые штампы и канцеляризмы – неотъемлемый элемент официально-делового стиля. Они упрощают подготовку документов, владея ими можно с легкостью читать деловые письма или приказы. Однако они обедняют, как сам деловой язык, так и литературный. Все чаще авторы художественных произведений употребляют канцеляризмы в литературном языке. И если деловое письмо или приказ выглядят тарабарщиной только для непосвященных, то художественное произведение становится на самом деле тарабарским.

Распространенные виды речевых штампов и канцеляризмов

1. Советские штампы и канцеляризмы: напутствие в адрес молодежи, поставить во главу угла, в деле воспитания, передовой авангард рабочего класса, колоссальный размах и пр. Стоит открыть любую советскую газету и можно выписывать канцеляризмы и речевые штампы до бесконечности. Мне встречались статьи в газете «Правда», полностью состоящие из подобных речевых оборотов, естественно, смысла в таких статьях просто не было. Настоящая тарабарщина. Большинство советских канцеляризмов и речевых штампов можно встретить в художественной литературе советского периода. И сегодня чиновники очень любят говорить на «советском языке»


К собирательным числительным относятся слова двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Они обозначают совокупность предметов, состоящую из такого количества, которое названо производящим количественным числительным. Ср.: два рыбака и двое рыбаков; четыре сына и четверо сыновей.
Собирательные числительные, употребленные без существительных, обозначают совокупность лиц: Семеро одного не ждут (пословица). Самолет за один рейс может взять только шестерых (Б. Полевой).
Все собирательные числительные образуются на базе количественных числительных: дв(а) - de-olj]-e (суффикс -о/-); четыре - четв-ер-о, (суффикс -ер-).
Собирательные числительные легко сочетаются с названиями лиц мужского, а также общего рода: пятеро водителей автобуса, шестеро мальчиков, двое сирот и т. п. Ограничения носят лишь стилистический характер: эти сочетания имеют разговорный оттенок. Поэтому в строго нормированной речи не встречаются сочетания типа «двое генералов», «четверо академиков».
Собирательные числительные сочетаются также с существительными люди, дети (трое детей, четверо людей), с личными местоимениями мы, вы, они (позвали нас двоих, их осталось двое).
Употребление собирательных числительных носит обязательный характер в сочетаниях с субстантивированными прилагательными со значением лица: двое дневальных, трое военных, четверо смелых, пятеро русских, шестеро пленных.
Собирательные числительные не сочетаются с названиями лиц женского пола и с названиями животных (не говорят «двое девушек», «трое волков»). Однако вполне допустимо употребление их при назывании детенышей животных: трое козлят, двое щенят, четверо поросят (ср.) три козленка, два щенка, четыре поросенка).
Исключительно с собирательными числительными двое, трое, четверо сочетаются: 1) существительные, употребляющиеся только во множественном числе: двое суток, трое саней, четверо щипцов; 2) существительные, обозначающие парные предметы: трое перчаток, двое чулок.
Начиная с пятеро, собирательные числительные сочетаются с существительными pluralia tantum наряду с количественными: пятеро суток и пять суток, шестеро саней и шесть саней, семеро ножниц и семь ножниц. Сочетания с количественными числительными в косвенных падежах более правильны: трех суток (а не «троих суток»), четырех щипцов (а не «четверых щипцов»).
Сочетания типа двое брюк, трое перчаток в современном русском языке уступают по употребительности сочетаниям две пары брюк, три пары перчаток. В косвенных падежах сочетания с количественными числительными являются единственно правильными: двух пар брюк (а не «двоих брюк»).
Собирательные числительные двое, трое склоняются, как прилагательные с мягкой основой во множественном числе, остальные - как прилагательные с твердой основой:
И. двд-е трд-е чётвер-о дгсятер-о
Р. дво-йх тро-йх четвер-ых десятер-ых
Д. дво-йм тро-йм четвер-ым десятер-ым
В. двд-е и трд-е и чётвер-i и дёсятер-о и
дво-йх тро-йх четвер-ых десятер-ых
Т. дво-йми тро-йми четвер-ыми десятер-ыми
П. (о) дво-йх (о) тро-йх (о) четвер-ых (о) десятер-ых
Нередко к собирательным числительным относят слово оба (обе). Это слово имеет сходство с числительным два (две): указание на количество, наличие форм рода, некоторые синтаксические свойства. Тем не менее это не числительное. Оно не обозначает количества, а лишь указывает на ранее названные (или известные говорящему) два предмета, имеет значение «и тот и другой»: Пред испанкой благородной Двое рыцарей стоят, Оба смело и свободно В очи прямо ей глядят (Пушкин). Эго типичное местоименное значение, что дает основание рассматривать слово оба (обе) как местоимение.

Похожие публикации