Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Значение общество соединённых славян в большой советской энциклопедии, бсэ. Декабристы

Новгород-Волынский (Украина). В 1825 г. это общество вошло в состав Южного общества.

Доносы на тайные общества : Впервые Александр I был осведомлен о существовании политической конспирации в России, т.е. о Союзе спасения и «московском заговоре», в январе 1818 г. Источник и пути получения этих сведений до сих пор остаются невыясненными. Самые же информативно насыщенные доносы император получил на Союз благоденствия. Это – доносы А.Н.Ронова, М.К.Грибовского, И.М.Юмина. Однако ни один из указанных доносов не имел радикальных последствий для «Тайного общества». Донос А.Н.Ронова был признан ложным, а сам доноситель в глазах монарха представлен моральным релятивистом. Согласно записке М.К.Грибовского, Александр I получил информацию о либерально-просветительском обществе, направленность деятельности которого почти совпадала с его планами долговременной социально-экономической и идеологической подготовки к проведению кардинальных реформ. Донос И.М.Юмина был по существу «заглушен» руководством 2-ой армии, и усилена дисциплинарная составляющая «дела» В.Ф.Раевского и М.Ф.Орлова. В 1825 г. Александру передали два доноса – Бошняка и Шервуда . Император в конце жизни намеревался арестовать только нескольких лиц, указанных в доносе И.В.Шервуда, чтобы посредством их получить более полные сведения о политической конспирации, прежде всего, списки членов и документы.

Таким образом, основным источником информационного обеспечения правительства о «Тайном обществе» декабристов являлись доносы членов политической конспирации по собственной инициативе, донесения секретных агентов И.В.Васильчикова и И.О.Витта, агентурные сведения чиновников секретной полиции, а также перлюстрация. Военное командование в Петербурге – П.М.Волконский и М.А.Милорадович, а также министр внутренних дел В.П.Кочубей – с начала ноября 1820 г.

были информированы о существовании «Тайного общества». Однако государственные деятели, считая сведения доносителей недостаточно обоснованными, невольно дезинформировалиАлександра I. Военачальники 2-й армии – П.Х.Витгенштейн, П.Д.Киселев, И.В.Сабанеев – с 1822 г. также имевшие сведения о деятельности членов политической конспирации в своих войсках, стремились уйти от ответственности и обезопасить себя от обвинения за «разложение» своих армейских частей. В донесениях в Петербург они демпфировали (уменьшили) политическую составляющую дела и усиливали дисциплинарную. В этой ситуации Александр I, имея агентурные сведения о деятельности, политических целях и даже цареубийственных планах «Тайного общества», не стремился проводить репрессивные мероприятия, а делал ставку на агентурную «работу» по сбору информации и поиску документов.

В новейших исследованиях оно объясняется стремлением Александра I не «оповещать мир о противостоящей ему оппозиции, создавать прецедент».

В обстановке международной нестабильности громкий политический процесс был не выгоден императору, пытавшемуся строить свои взаимоотношения с западными партнерами на условиях доминирования России в европейской политике.

Узкая социальная опора

Малочисленность декабристов

Не считали возможным привлечь народ к борьбе

Отсутствие единства в рядах восставших

Пассивная тактика во время восстания

Ставка на заговор и военный переворот

Слабость пропагандистской деятельности

Отсутствие широкой поддержки в обществе, общество было недостаточно подготовлено к восприятию либеральных идей, дворянство в массе своей было консервативно

Считали, что историю делают сильные личности, недооценивали силу объективных обстоятельств, например, силу самодержавия, косность, консервативность, пассивность общества, не понимавшего актуальности поставленных декабристами задач.

Декабристы были политическими романтиками, верили в возможность быстрой реализации высоких политических и социальных идеалов.

Слабость российского либерализма.

У декабристов не было опыта политической борьбы, поскольку в России не было политических свобод.

Значение декабризма:

Декабристы поставили актуальные политические и социальные задачи : ограничение самодержавия, отмена крепостного права, введение гражданских свобод. Необходимость реформ была очевидна мыслящим людям в России.

Значимость решения поставленных декабристами задач подтвердила история России: в 1861 г. отменено крепостное право, в 1874 г. отменена рекрутчина, в 1865 г. ограничена цензура.

Идеи декабристов были восприняты русскими интеллектуалами, они повлияли на развитие русской мысли .

Патриотизм, бескорыстие и самоотверженность декабристов повлияли на формирование представлений о гражданской позиции, декабристы призывали к действию в интересах России . Декабристы первыми открыто повели борьбу за права человека в России и за интересы крестьянства, начали борьбу с деспотизмом самодержавия. Они дали пример самоотверженной борьбы за гуманистические идеалы, за интересы России .

Николай I осознал необходимость решения крестьянского вопроса, наведения правопорядка. Он создавал секретные комитеты для решения этих вопросов, а также II отделение.

Усиление охранительного начала в политике Николая I. С целью недопущения вооруженных восстаний он создал III отделение, боролся с инакомыслием.

Значителен был вклад декабристов в развитие просвещения и культуры Сибири.

Движение декабристов оказало значительное влияние на творчество Пушкина, Вяземского, др. поэтов и писателей.

Таким образом, последствия декабризма были неоднозначными.

В конце лета 1825 г. члены Южного общества, охваченные идеей подготовки открытого выступления, были поражены внезапной и очень важной вестью. Оказывается, бок о бок с ними уже давно существует другая тайная организация - Общество соединенных славян, о которой они раньше и не подозревали.

Общество соединенных славян имело самостоятельную историю. Первоначально это было Общество первого согласия, возникшее весною 1818 г., одновременно с Союзом благоденствия, но совершенно независимо от него.

Члены «Общества первого согласия», основанного в местечке Решетиловка Полтавской губернии, и не подозревали, что где-то в Москве, среди гвардейской молодежи формируется новое тайное общество - Союз благоденствия.

Общество первого согласия было основано юнкером Петром Борисовым , который, по собственному признанию, «с младенчества был влюблен в демократию» и с детства стал питать «любовь к вольности и народодержавию». Поэтому можно предположить, что Общество первого согласия, вероятно, ставило перед собой и какие-то политические цели, а не ограничивалось лишь моральными целями личного самоусовершенствования и «очищения религии от предрассудков», как показывали о том его члены на следствии.

Однако вскоре общество перестало удовлетворять его членов и преобразовалось в Общество друзей природы с республиканской программой. Оно имело устав и письменное клятвенное обещание, к сожалению, не дошедшее до нас.

Петр Борисов был страстным противником крепостного права: «Несправедливости, насилие и угнетения помещиков, их крестьянам причиняемые, рождали всегда во мне подобное чувствование и укрепляли в моем уме либеральные мысли».

Но вновь найденные формы тайного общества и его новая программа вскоре перестали удовлетворять молодую организацию. Она искала более отчетливого самоопределения, более ясных задач.

В 1823 г. полк, в котором служили Петр и Андрей Борисовы, стоял в Новоград-Волынске. В этом году молодой шляхтич Юлиан Люблинский, студент Варшавского университета, за участие в польском революционном движении был в цепях приведен из Варшавы в свой родной город Новоград-Волынск и отдан под надзор полиции. Борисовы, еще раньше знакомые с его родственниками, быстро завязали через них знакомство и с высланным из Варшавы студентом; вскоре, посвятив его в тайну, они нашли в нем внимательного участника своих споров и рассуждений, связанных с поисками новых программных установок и форм тайной организации. Люблинский, как, впрочем, и они сами, критиковал незрелость и неясность их общества. В сотрудничестве с Люблинским братья Борисовы выработали новую цель: всеславянское революционное единение. Было решено вместо «Друзей природы» организовать тайное Общество соединенных славян, чтобы объединить все славянские народы, освобожденные от крепостного права.

Целью общества стало теперь объединение всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию. Членами федерации должны были быть следующие страны: «Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация». Венгров члены общества считали славянами.)

Как говорится в замечательном документе истории Общества соединенных славян-в так называемых «Записках» Горбачевского, фактически являющихся коллективным трудом, написанным под руководством и при ближайшем участии основателя общества Петра Борисова .

«предполагалось с точностью определить границы каждого [славянского] государства, ввести у всех народов форму демократического представительного правления, составить конгресс для управления делами Союза и для изменения, в случае надобности, общих коренных законов, предоставляя каждому государству заняться внутренним устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений».

Таким образом, каждый из объединяемых славянских народов должен был иметь особую конституцию, отвечающую его национальным традициям и местным условиям. Где-то в центре федерации основывалась столица великого славянского федеративного Союза. Тут ежегодно должен был собираться съезд представителей всех славянских республик для решения общих дел. Члены Общества соединенных славян представляли себе свою федерацию как мощное политическое объединение, полное оживленной деятельности, с бурно растущей промышленностью и кипучей торговлей, крупнейшими портовыми городами. Четыре моря должны были омывать берега федерации: Черное, Белое, Балтийское и Адриатическое. Как символ этого, четыре якоря находились в предполагаемом гербе славянской федерации и изображались на печати общества. Их рисунок сохранился в архиве следствия над декабристами.

Клятва членов Общества соединенных славян была составлена по образцу карбонарских клятв . Вступающий в организацию член давал обет бороться «для освобождения себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому». Он клялся: «...самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей и их намерения»; «Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, пройду и посвящу послед-

ний вздох свободе и братскому союзу благородных славян». Были разработаны и особые «Правила соединенных славян», отмеченные стремлением к решительным революционным действиям: «Не надейся ни на кого, кроме твоих друзей и своего оружия. Друзья тебе помогут, оружие тебя защитит»,-гласило первое правило. При этом слово «оружие» было зашифровано изображением солдатского штыка.

Необходимо отметить, что революцию «славяне» считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ: «...в народе искали они помощи, без которой всякое изменение непрочно; собственным же своим положением убеждались, что частная воля, частное желание ничтожны без сего всемощного двигателя в политическом мире»,-пишет мемуарист Славянского общества. «Славяне» были противниками военной революции. Они полагали, что военные революции «бывают не колыбелью, а гробом свободы, именем которой совершаются».

Эти особенности отличают Общество соединенных славян от остальных обществ декабристов. Их революционность несколько отличается от дворянской революционности: некоторые черты славянской идеологии сближают ее с идеологией разночинской демократии.

«Славянский союз носил на себе отпечаток какой-то воинственности»,-говорится в «Записках» Славянского общества. «Страшная клятва, обязывающая членов оного посвящать все мысли, все действия благу и свободе своих единоплеменников и жертвовать всей жизнью для достижения сей цели, произносилась на оружии; от одних своих друзей, от одного оружия славяне ожидали исполнения своих желаний; мысль, что свобода покупается не слезами, не золотом, но кровью, была вкоренена в их сердцах, и слова знаменитого республиканца, сказавшего «обнаживши меч против своего государя, должно отбросить ножны как можно далее», долженствовали служить руководством их будущего поведения».

Члены Славянского общества отличались от членов Северного и Южного обществ декабристов и по своему имущественному положению. Они в основном принадлежали к малоимущему дворянству, подчас совсем разорившемуся. Сами члены Славянского общества, как правило, не владели ни землей, ни крестьянами, родители же их в

большинстве случаев или были безземельными дворянами, или владели ничтожным количеством земли и крестьян. «За отцом его крестьян три души»,-значится, например, в формуляре члена Славянского общества поручика Лисовского. По сведениям, собранным губернатором после ареста Лисовского, его мать и сестра жили в Кременчуге «в маленьком деревянном домике, составляющем все их благосостояние», и содержали себя «собственными трудами» - «шитьем женской одежды, белья и прочего». Основатели общества, братья Борисовы - сыновья отставного майора 8-го класса, живущего на скудный казенный «пансион» (т. е. пенсию) в 200 рублей в год: отец имел дополнительный заработок в качестве провинциального архитектора. Большинство членов Славянского общества жили «с одного жалованья» и еще.содержали подчас на него своих родных. Так, после ареста члена Славянского общества Бечаснова его мать, «дворянка Бечаснова», осталась без всяких средств: единственным ее имуществом было «необходимое одеяние», и ее из жалости приютило одно знакомое дворянское семейство.

Среди «славян» был даже крестьянский сын Павел Фомич Выгодовский (настоящая фамилия Дунцов): он подделал дворянское свидетельство, чтобы поступить на службу в канцелярию волынского губернатора. Член Южного общества М.П. Бестужев-Рюмин организовал присоединение Общества соединенных славян к Южному обществу. Это произошло.в военных лагерях около местечка Лещин, во время летних сборов для маневров. Бестужев-Рюмин провел со «славянами» несколько заседаний, где возникли бурные прения в связи с изложенной Бестужевым программой Южного общества. «Славяне», как сказано, были противниками военной революции, сторонниками народного выступления и врагами диктатуры. Однако близость открытого революционного выступления и жажда принять участие в революции побудили «славян» дать согласие на вступление в Южное общество.

Главное, что привлекало их к Южному обществу,- его демократические идеи, ярко обрисованные Бестужевым-Рюминым во время присоединения Славянского общества к Южному. «Славянин» Петр Борисов понял его так: «Целию сего общества есть введение в России чистой демократии, уничтожающей не токмо сан монарха,

но и дворянское достоинство и все сословия, и сливающей их в одно сословие - гражданское» .

Многие из «славян» дали особую клятву участвовать в цареубийстве; был составлен список цареубийц, принесших клятву выполнить это революционное поручение. Так была заложена основа «cohorte perdue», задуманной еще ранее Постелем и Луниным.

«Славяне» составили в Южном обществе особую «славянскую управу» и стали деятельно готовиться к выступлению.

Важно все же отметить, что Общество соединенных славян не рассталось со своей заветной целью освобождения и объединения славянских народов, когда влилось в Южное общество декабристов. «Славяне», по выражению «Записок», утешали себя надеждой, «что после переворота мысль Славянского союза воспрянет и с новою силою заставит трудиться для освобождения славянских народов». Важно и другое: члены Южного общества во время объединения не чуждались славянской цели, а, наоборот, отозвались о ней весьма сочувственно, только полагали ее более отдаленной, нежели цель освобождения самой России от крепостничества и самодержавия. Член Южного общества Бестужев-Рюмин произнес на объединительном заседании замечательные слова о том, что «преобразование России необходимо откроет всем славянским племенам путь к свободе и благоденствию, что соединенные общества удобнее могут произвести сие преобразование, что Россия, освобожденная от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского союза- освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные-правления и соединить всех федеративным союзом».

Таким образом, «славяне» не расстались со своей главной целью, а лишь отодвинули ее в будущее и справедливо сочли первоочередной целью освобождение России от крепостного права и самодержавия, чтобы затем, как они предполагали, перейти к работе над объединением свободных славян.

Примечания:

) Дальше этот документ называется «Записки» Славянского общее г-ва. Они издавались несколько раз: Записки неизвестного. (Из Общества соединенных славян).-Русский архив, 1882, кн. 1, вып. 2, с. 435-555; Записки декабриста И. И. Горбачевского. М, 1916, 324 с.; Записки и письма декабриста И. И. Горбачевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1925, 399 с.; Горбачевский И. И. Записки. Письма. М, 1963, 354 с.

) Карбонары, или карбонарии, были известными в то время участниками итальянского демократического движения, борцами за освобождение Италии от иноземного ига и за воссоединение ее. Они собирались в лесах у тлеющих костров. От итальянского слова «карбо» - уголь - и произошло название этих революционеров (карбонары - угольщики).

) Восстание декабристов. М., Л., 1926, т, 5, с. 54

На основе Союза благоденствия вес­ной 1821 г. возникли сразу две круп­ные революционные организации: Южное общество на Украине и Се­верное общество в Петербурге. Бо­лее революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными, - Никита Муравьёв.

Политической программой Юж­ного общества стала «Русская прав­да» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 г.

П. И. Пестель был сторонни­ком революционной для того вре­мени идеи верховной власти на­рода. «Народ российский, - писал он, - не есть принадлежность ка­кого-либо лица или семейства. На­против того, правительство есть принадлежность народа, и оно уч­реждено для блага народного, а не народ существует для блага прави­тельства». В «Русской правде» Пес­тель описывал новую Россию - единую и неделимую республику с сильной централизованной вла­стью. Федеративное устройство го­сударства он отвергал, полагая, что «частное благо области, хотя и вре­менное, однако ж всё-таки сильнее действовать будет на воображение её правительства и народа, нежели общее благо всего государства...».

Историческим прообразом де­мократической системы для Песте­ля служило вече (общее собрание, решавшее все главные государст­венные дела) Новгородской респуб­лики. Конечно же, вече всего Рос­сийского государства собрать было невозможно, поэтому Пестель хотел разделить Россию на области, об­ласти - на губернии, губернии - на уезды, а самой мелкой админист­ративной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (на­чиная с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и мог­ли участвовать в ежегодном волост­ном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», т. е. местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народ­ное собрание. Главой волостного наместного собрания становился выборный «волостной предводи­тель», а главами уездного и губерн­ского собраний - выборные «по­садники».

Все граждане имели право изби­рать и быть избранными в любой ор­ган государственной власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступен­чатые выборы: сначала волостные на­родные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды - пред­ставителей в высшие органы госу­дарства. Верховный законодательный орган будущей России - Народное вече - избирался сроком на пять лет. Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло со­бой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Вер­ховным исполнительным органом яв­лялась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на пять лет из членов Народного веча.

Помимо законодательной и исполнительной властей в государ­стве, по мнению Пестеля, должна быть и власть «блюстительная», ко­торая контролировала бы точное исполнение законов в стране и сле­дила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти - Верховный собор - со­стоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.

В России, о которой мечтал Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное... противное законам естественным... Рабство в России должно быть решительно уничтожено...». Глава Южного общест­ва предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселе­ния и передать «поселенную землю» крестьянам в свободное пользова­ние. Все земли волости, писал он, следует разделить на две равные половины: на «землю обществен­ную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни зало­жена, и «землю частную». Общест­венная земля подле­жала раздаче в пользование членам волостного общества сроком на год, по истечении которого земля пере­ходила бы в другие руки или остава­лась за прежним хозяином.

Правительство в новой России, считал Пестель, должно всемерно поддерживать предпринимательст­во. Предложил Пестель и новую на­логовую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности (например, продуктами или работой) следует заменить денежными. Налоги долж­ны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».

Попытался Пестель разрешить в «Русской правде» и национальный вопрос. Он полагал, что право на независимость могут получить толь­ко сильные нации, способные про­тивостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если «они соединятся духом и об­ществом с большим государством и совершенно сольют свою народ­ность с народностью господствую­щего народа...». В то же время Пес­тель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их ра совой и национальной принадлеж­ности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен ис­пользовать своё превосходство для их угнетения.

Южное общество объявило не­эффективной деятельность пред­шественников и признало опорой движения армию, считая её решаю­щей силой революционного перево­рота. Члены Общества намеревались взять власть в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных пре­образований: в него принимались только военные, связанные преиму­щественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех его членов требовалось безоговорочное подчи­нение руководящему центру - Ди­ректории.

«Мы часто собирались вместе, рассуждали, спорили, толковали, пе­редавали друг другу свои задушев­ные помыслы и желания, сообщали всё, что могло интересовать общее дело, и, натурально, нередко очень свободно, скажу более, неумеренно говорили о правительстве. Предло­жениям, теориям не было конца, - вспоминал декабрист Н. В. Басар­гин. - Разумеется, в этих соображе­ниях первенствовал Пестель. Его светлый логический ум управлял нашими прениями и нередко согла­шал разногласия».

В Северном обществе прог­раммные и тактические вопросы обсуждались обычно на вечерах или обедах у Н. Муравьёва или на «русских завтраках» у Рылеева. Уме­ренное крыло северян поддержива­ло «Конституцию» Муравьёва, ради­калы (Рылеев, братья Бестужевы, Оболенский, Пущин и другие заго­ворщики) склонялись к «Русской правде». Бесконечная полемика, несо­гласие, отсутствие общей позиции отталкивали от Общества недоста­точно убеждённых его членов. По­степенно первую роль в нём стал играть К. Рылеев. Его авторитет и умение убеждать привлекли в Об­щество новых «вольнодумцев».

Постепенно между двумя орга­низациями наладились контакты. Лидеры Южного общества стреми­лись объединить все революцион­ные силы России. Весной 1824 г. Пестель побывал в северной столи­це, где вёл переговоры о слиянии обществ и едином плане действий на будущее. Петербуржцы с интересом отнеслись к «Русской правде» как программе южан, хотя их не вполне устраивали положения, регламенти­рующие послереволюционное уст­ройство России. В конце концов за­говорщики запланировали работу над приемлемым для всех проектом конституции и совместное военное выступление летом 1826 г.

ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН

Ещё с лета 1823 г. Южное общест­во поддерживало связь с Поль­ским патриотическим обществом. В 1825 г. к Южному обществу при­мкнуло Общество соединённых сла­вян, которое возникло в Новоград-Волынске по инициативе братьев Петра и Андрея Борисовых и ссыль­ного поляка Юлиана Люблинского ещё в 1823 г. Соединённые славяне принадлежали в основном к мало­имущему дворянству. Основной своей задачей они считали борьбу против крепостничества и деспо­тизма, за объединение всех славянских народов в демократическую федерацию.

Общество соединённых славян стремилось вовлечь в движение местных жителей. Оно было против захвата власти в стране путём воен­ного переворота. Несмотря на рас­хождение с южанами в последнем вопросе, все «славяне» (52 человека) вошли в Южное общество - во имя великой цели.

Планам революционеров не суж­дено было осуществиться. Ситуация междуцарствия подтолкнула активных членов Северного общества к тому, чтобы принять решение о немедлен­ном выступлении в столице. Действо­вать северянам пришлось в изоляции от их южных единомышленников. Разгром восстания на Сенатской пло­щади и выступления Черниговского полка на юге положил конец декаб­ристским организациям. Выработан­ные декабристами основы освободи­тельной борьбы, конституционные проекты и организационный опыт сыграли значительную роль в воспи­тании последующих поколений бор­цов с самодержавием.

В «Общество соединенных славян» входило главным образом младшее офицерство, а также некоторая часть унтер-офицеров, через которых велась агитация среди солдат, проводилась некоторая работа во время восстания Черниговского полка и среди крестьян. Основателями «Общества соединенных славян» были братья Борисовы и поляк Юлиан Люблинский. Отец братьев Борисовых был отставным майором, а позднее учителем. Братья Борисовы, Петр и Андрей, поступили юнкерами в 26-ю артиллерийскую бригаду. Они не имели ни средств, ни связей.
Братья Борисовы возмущались порядками, царившими в царской армии. Затем они основали «Общество первого согласия», ставившее задачей борьбу за демократический строй. В 1823 г., после знакомства со ссыльным поляком Юлианом Люблинским, братья Борисовы основывают «Общество соединенных славян».
У «Общества соединенных славян» не было развернутых программных документов, вроде проектов конституции Пестеля или Никиты Муравьева. Они имели два весьма кратких и лаконичных документа: «Правила общества содиненных славян» и «Клятву», по которым можно установить, в чем состояли взгляды общества.
В «Клятве» «Общества соединенных славян» говорилось, что член его вступает в общество «для избавления себя и других от тиранства и для возвращения свободы».
В «Правилах» имелось 17 пунктов, в которых в лаконической форме формулировались взгляды общества.
Как показывает само название общества, члены его стояли за объединение славян, выдвигали задачу создания славянской федерации, упирающейся своими границами в Балтийское, Черное и Адриатическое моря и Ледовитый океан. В каждой из республик, входящих в славянскую федерацию, должна была быть своя конституция.
«Соединенные славяне» стояли за демократическую республику. Основатель общества Борисов 2-й заявил, что «целью сего общества есть введение в России чистой демократии... уничтожающей не токмо сан монархии, но и дворянское достоинство и все сословия». «Соединенные славяне» хотели ликвидировать крепостной строй. В правилах «Общества соединенных славян» говорилось: «Не желай иметь раба, когда сам рабом быть не хочешь».
«Соединенные славяне» стояли за содействие развитию промышленности. В пункте 16-м «Правил» указывалось: «В портах твоих, славянин, торговля и морская сила, а в городе посреди земли твоей справедливость для тебя обитать станет». Большое внимание члены «Общества соединенных славян» уделяли вопросам просвещения, науки, художеств, ремесел и т. д.
После того как общество «Соединенных славян» слилось с «Южным обществом» декабристов, члены его играли активнейшую роль во время восстания Черниговского полка.
Слияние «Общества соединенных славян» с «Южным обществом» декабристов было не случайным, оно объяснялось близостью их взглядов не только на необходимость переустройства России, но и на славянский вопрос.
Члены «Южного общества», как свидетельствует конституция Пестеля, говорили только о тесном единстве республиканской России и Польши. Но это не означало, что они не интересовались судьбой остальных славянских народов, но не только славянских, но и вообще балканских народов, ибо этот вопрос стоял тогда весьма остро. Русский царизм стремился к объединению славянских и балканских народов под своей эгидой, под своим руководством. В противовес этому реакционному пути декабристы, в первую голову члены «Общества соединенных славян», стояли за революционный путь освобождения славянских народов, путем объединения их в федерацию, имеющую республиканское устройство. Во всех славянских республиках отменялось крепостничество. Во время переговоров с членами «Общества соединенных славян» Бестужев-Рюмин, выступавший от имени «Южного общества», заявил в своей речи, что «преобразование России необходимо откроет всем славянским племенам путь к свободе и благоденствию; что соединенные общества удобнее могут произвести сие преобразование, что Россия, освобожденная от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского союза освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные правления и соединить всех федеративным союзом».
Ранее говорилось, что «Южное общество» декабристов вступило в тесные переговоры о совместных действиях с польскими революционерами и в «Русской Правде» Пестеля предусматривалось создание революционной Польши, связанной тесными узами и договором с революционной Россией.
Известно также, что во время восстания в Греции Пестель, по поручению командования армией, специально изучал положение на Балканах и представлял докладные записки, в которых выражал полнейшее сочувствие освободительной борьбе греков и славянских народов на Балканах и предлагал меры по оказанию им помощи. Славянский и балканский вопросы в целом настолько привлекали внимание Пестеля, что в листах, присоединенных Пестелем к тексту «Русской Правды», имеется набросок под названием «Царство греческое», в котором дается наметка будущего свободного устройства балканских народов, после их освобождения из-под власти турецкого султана. Этот набросок не закончен, но он ясно показывает, что мысль Пестеля и декабристов - членов «Южного общества»- явно работала в направлении обеспечения свободного развития славянских и вообще балканских народов на основе свободного и республиканского устройства их независимых государств.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

тайная революц. орг-ция, созданная в нач. 1823 в Новоград-Волынске офицерами бр. Борисовыми и политич, ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским. В об-во входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных док-тах об-ва ("Правила", "Клятвенное обещание") при политич. незрелости и романтич. окраске (клятва на оружии, символич. знаки и т. д.) отчетливо выступала идея добровольного соединения слав. народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Центр. политич. задачей об-ва было создание респ. федерации слав. и нек-рых соседних народов в составе России, Польши, Богемии, Моравии, Сербии, Молдавии, Валахии, Далмации, Кроации, Венгрии, Трансильвании. Каждый народ должен был иметь свою конституцию, осн. на демократич. принципах, с учетом нац. особенностей этого народа. Верховная власть в федерации возлагалась на собрание представителей от всех республик. Ближайшей целью члены об-ва считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. Большое место в осуществлении задач отводилось самообразованию и моральному совершенствованию членов об-ва, к-рые должны были просвещать и постепенно готовить народ к новым формам гражд. существования. Не исключалась, однако, и возможность революц. переворота при помощи армии. К осени 1825 об-во насчитывало ок. 50 членов, значит. часть к-рых уже не удовлетворяло отсутствие программы конкретных действий. В сентябре 1825 об-во по предложению С. И. и М. П. Бестужева-Рюмина объединилось с Южным об-вом декабристов на основе его платформы. Многие б. члены О. с. с. энергично действовали при подготовке вооруж. выступления декабристов и приняли активное участие в восстании Черниговского полка. Лит.: Восстание декабристов. Мат-лы, т. 5, М.-Л., 1926; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963; Нечкина М. В., Об-во соед. славян, М.-Л., 1927; ее же. Движение декабристов, т. 1-2, М., 1955; Оксман Ю. Г., "Пифагоровы ааконы" и "Правила Об-ва соед. славян", в кн.: Науч. ежегодник Саратовского гос. ун-та за 1954 г., Саратов, 1955, с. 154-58. Л. А. Сокольский. Москва.

Похожие публикации