Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Предмет, задачи и методы социальной психологии образования

Программа работы секции №1
«Методологические проблемы социологических исследований в образовании».

Руководитель: Куракин Д.Ю., Центр фундаментальной социологии ГУ-ВШЭ, Москва.

Направление 1. Взаимосвязь социальной теории с методологическими решениями.

  • Куракин Д.Ю. (Государственный университет - Высшая школа экономики, Москва). Конфликт метафор и его индикаторы: проблема авторства и современный университет.
  • Абрамов Р.Н. (Государственный университет - Высшая школа экономики, Москва). Университетская автономия: борьба за метафору.
  • Вахштайн В.С. (Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва). Роль метафоры в исследованиях образования.
  • Зборовский Г.Е. (Гуманитарный университет, Екатеринбург). Образование в зеркале междисциплинарного изучения.
  • Рысакова П.И. (Институт телевидения, бизнеса и дизайна, Санкт-Петербург). Проблема определения теоретико-методологических подходов в социологии образования.
  • Юдин Г.Б. (Государственный университет - Высшая школа экономики, Москва). Задачи и проблемы построения типологии общеобразовательных учреждений.

Стендовые презентации:

  • Абрамова М.А. (Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск). Социологический и социально-психологический подходы в исследованиях проблем образования.
  • Фидря Е.С. (Северо-Восточный государственный университет, Магадан). Теория конвенций и концепция множественных форм капитала в анализе образовательных организаций.

Направление 2. Социология образования: методические проблемы и исследовательские приоритеты.

  • Осипов А.М. (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Новгород). О приоритетах социологического изучения образования.
  • Орланов Г.Б. (Академия труда и социальных отношений, Москва). Методологические проблемы исследования государственного управления вузами.
  • Оберемко О.А. (Институт социологии РАН, Москва), Коваленко С.А. (Независимый аналитический центр «Социум-регион», Краснодар). Возможности методического фундирования «Мониторинга экономики образования».
  • Мараева И.В. (ГОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан). Метод социологического мониторинга в образовании: сквозь призму парадигм.
  • Прошкова З.В. (Социологический институт РАН, Санкт-Петербург), Коростышевская П.Р. (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербург). Интернет-методы сбора информации в исследованиях образования и социологическом образовании.
  • Морозова О.Ф. (Академия труда и социальных отношений, Красноярск). Система образования в социокультурном пространстве.

Стендовые презентации:

  • Назарова А.М. (Уссурийский государственный педагогический институт, Уссурийск). Массив публикаций как индикатор состояния социологии образования.
  • Горбачева О.В. (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Казань). Тематический репертуар научных публикаций по социологии образования.
  • Гаврята Е.Ю. (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербург). Рефлексивные методы в изучении жизненных коллизий: учащиеся ПТУ перед проблемой осмысления репродуктивного поведения.

В последние годы в российском образовании происходят коренные перемены, связанные, прежде всего, с переходом на принципиально новую, компетентностную основу обучения и воспитания. Без формирования общекультурных, метапредметных, профессиональных компетенций невозможно полноценное развитие личности в современных условиях. Все более актуальным в современном образовании становится запрос на социально-психологические средства обучения и воспитания учащихся. Это обусловлено целым рядом объективных причин. Перечислим некоторые из них.

Обучение – не просто приобретение знаний, а присоединение к культурному наследию человечества в процессе социализации развивающейся личности. При этом главенствующим в развитии личности является формирование системы ее ценностей на основе взаимодействия с другими людьми, и прежде всего – с референтным окружением. Следует подчеркнуть, что социальное взаимодействие является важнейшим фактором формирования морально-нравственных качеств развивающейся личности, а обучение и воспитание в образовательном учреждении осуществляются непосредственно в системе коммуникативного взаимодействия, в процессе педагогического общения. От эффективности этого коммуникативного процесса в образовательном пространстве во многом зависит полноценное развитие личности.

Традиционно педагогический процесс в организационном и содержательном планах является коллективной деятельностью в системе как вертикальных связей («ученик – учитель»), так и горизонтальных («ученик – ученик»). Успешность образовательного процесса индивида во многом обусловлена его статусной позицией в группе и системой отношений значимости – ориентацией индивида на высокостатусных учащихся, авторитетных взрослых, а также на референтные группы. Поэтому эффективность образовательного процесса для индивида во многом опосредована его социально-психологическим положением в системе межличностных отношений.

Не следует забывать, что наряду с образовательными учреждениями важное влияние на учащихся оказывает семья – базовый институт социализации ребенка. Семья представляет собой разновидность довольно хорошо изученной в рамках социальной психологии малой группы, обладающей характерными особенностями отношений ее членов между собой и с представителями иных групп.

Актуальной остается проблема этнических отношений в образовательном пространстве, которая также является объектом социально-психологических исследований.

И еще одно хорошо проработанное направление – психология управленческой деятельности – также может быть эффективно использовано в сфере образования.

Кроме того, как показывают результаты исследований, в том числе и проводимых на кафедре теоретических основ социальной психологии МГППУ, одной из важнейших проблем эффективности современных образовательных учреждений является гармонизация всей системы взаимоотношений субъектов образовательного процесса – педагогов, администрации, учащихся и их родителей .

Таким образом, практически все ключевые явления, которые изучает социальная психология, рассматривая личностное как групповое и групповое как личностное, существенно влияют на успешность обучения и воспитания. Видимо, поэтому в последние годы все чаще публикуются научные статьи и учебные пособия, проводятся научные конференции, посвященные актуальным социально-психологическим задачам образования.

Ряд авторов (Г.В. Акопов , А.Н. Сухов и др.) поднимают вопрос о необходимости выделения нового научного направления – социальной психологии образования. Психологи и педагоги исследуют вопросы организации эффективной групповой учебной деятельности (Ш.А. Амонашвили, В.В. Рубцов, М.П. Щетинин и др.), а также профессиональной подготовки учителей, ученики которых успешно осваивают коммуникативные и другие социально значимые метапредметные универсальные учебные действия (В.А. Гуружапов, А.А. Марголис, В.В. Рубцов). Рассматриваются проблемы гармонизации взаимодействия школьного психолога с учителями, а также другими субъектами образовательного процесса (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин,
Я.Л. Коломинский, А.А. Марголис, А.К. Маркова, А.А. Реан, В.В. Рубцов, И.С. Якиманская и др.). Исследуются возможности проектирования и экспертизы образовательных сред разного типа (В.А. Гуружапов, В.А. Ясвин и др.). Результаты этих и других работ, выполненных в рамках различных отраслей психологии, стали теоретической базой социальной психологии образования.

В отечественной науке накоплен значительный опыт исследования социально-психологических проблем образования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Донцов,
А.С. Залужный, И.И. Ильясов, М.Ю. Кондратьев, А.С. Макаренко, А.В. Петровский,
В.А. Петровский, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн и др.). В течение многих десятилетий разрабатываются проблемы общения и взаимодействия учащихся и педагогов в образовательных учреждениях разного типа (дошкольные, школа, средне-специальные, высшие, учреждения дополнительного образования). В частности, изучались социально-психологические функции управления педагогическим коллективом (Р.X. Шакуров), среди которых были выделены: целевая ориентация педагогического коллектива, его сплочение и организация, развитие самоуправления, активизация и совершенствование его деятельности. Рассматривались вопросы влияния личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, М.Ю. Кондратьев,
Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.). Затрагивались важные аспекты психологического обеспечения воспитания коллектива (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Поднимались социально-психологические проблемы организации учебно-воспитательного процесса (Л.М. Фридман и др.). Много внимания уделялось изучению социально-возрастных особенностей учащихся (Л.И. Божович, А.М. Прихожан и др.). Педагоги и психологи обращались также к проблемам организации эффективной групповой учебной деятельности (Ш.А. Амонашвили, X.И. Лийметс, И.Б. Первин,
М.Д. Виноградова, В.В. Рубцов, М.П. Щетинин и др.) и организации деятельности ученического «актива» (Л.И. Божович, А.В. Киричук, Т.Е. Конникова и др.). В настоящее время разрабатывается проблема синергетической самоорганизации учебных и профессиональных групп (А.Б. Купрейченко, С.В. Петрушин). Выявлению путей эффективного общения и взаимодействия участников образовательного процесса посвящены работы М.Ю. Кондратьева, Г.С. Кожухарь, О.Б. Крушельницкой, В.А. Орлова,
Н.А. Хаймовской, О.Е. Хухлаева и др. . Проблемы «значимого другого», статусно-ролевых отношений учащихся, а также авторитета, лидерства и руководства в образовательных учреждениях рассматривались в работах М.Ю. Кондратьева,
Ю.М. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, А.В. Петровского, М.Е. Сачковой и других исследователей. Широкий круг отношений учащихся к социально значимым явлениям (в том числе к экологическим проблемам, к целям школьного образования и т.д.) представлен в исследованиях Н.В. Кочеткова, И.Н. Логиновой и др.

Судя по публикациям в журналах «Educational Research Review», «Journal of School Psychology», «Procedia – Social and Behavioral Sciences», «Aggression and Violent Behavior» и в ряде других периодических изданий, для зарубежных социально-психологических исследователей образования актуальны следующие темы: межэтнические проблемы взаимодействия школьных учителей с учениками и их родителями , повышение успеваемости студентов за счет организации качественной обратной связи от сверстников , влияние инклюзивного образования на детей с особыми учебными потребностями и без таковых , влияние ученического состава класса на психологический комфорт и академическую самооценку учащихся , проблемы взаимоотношений учителя со школьниками с различными академическими результатами и мотивацией учения , влияние особенностей взаимодействия в системе «учитель – ученик» на отношения в системе «ученик – ученик» и на качество обучения , проблемы безопасности школьной среды , взаимосвязь агрессивности и популярности ученика в школьном классе и т.д.

Таким образом, в отечественной и зарубежной психологии накоплен значительный теоретический и эмпирический материал для создания основ новой научной отрасли – социальной психологии образования. Оформление новой отрасли социальной психологии предполагает разработку концептуального подхода, включающего в себя обоснование ее необходимости, выделение предмета и методического обеспечения, построение структурного содержания, конкретизацию ее отношений с другими направлениями социальной психологии. Г.В. Акопов , например, определяет социальную психологию образования как новую предметную область научного знания на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии.

Становление социальной психологии образования в нашей стране тесно связано с развитием других разделов социальной психологии, которые также, в свою очередь, являются междисциплинарными. Так, по мнению Я.Л. Коломинского, в науке можно выделить особую социально-психологическую дисциплину – возрастную социальную психологию, которая исследует «...возрастные закономерности формирования личности в коллективе и взаимодействия между ними, а также психологические особенности групп и коллективов на основных стадиях онтогенеза» . Исследователь подчеркивает, что всесторонняя разработка данных проблем необходима для того, чтобы дать педагогам и психологам методы диагностики и управления при работе с учебными группами. Кроме того, сочетание социально-психологических знаний и информации о возрастных особенностях учащихся помогает воплотить программы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом.

Другой ветвью социально-психологической науки, активно разрабатываемой в последние десятилетия, стала социальная психология развития (В.А. Ильин,
М.Ю. Кондратьев, Н.Н. Толстых и др.). Исследователи, работающие в рамках представленного направления, видят в качестве одной из главных задач данной научной области разработку новых теоретических и методологических принципов, позволяющих вскрыть особую взаимосвязь между личностью и группой, личностью и обществом, представляющих собой интегрированную систему взаимно детерминированных развивающихся субъектов . Таким образом, несмотря на то, что все перечисленные специализированные разделы науки направлены, в целом, на решение одних проблем, что делает их, несомненно, близкими друг к другу, ракурс и аспекты рассмотрения социально-психологических феноменов, пути решения, способы и подходы к диагностике, консультационной и коррекционно-развивающей работе в образовательных учреждениях в рамках трех научных областей различаются.

Широта и объем социально-психологических и психолого-педагогических исследований в сфере образования, на наш взгляд, позволяют вплотную подойти к разработке концепции новой отрасли знания. Это значит, что настал момент формирования предмета социальной психологии образования, круга рассматриваемых ею проблем, а также используемых для их решения методов и методик.

В результате проведенного анализа можно сказать, что социальная психология образования изучает социально-психологические особенности людей, их поведения и деятельности, а также социальных групп, включенных в образовательное пространство и детерминирующих эффективность учебно-воспитательного процесса. Или, что она изучает социально-психологические закономерности проявления личностного как группового, а группового как личностного в контексте системы образования. Возможны и другие формулировки.

Естественно, что предложенное нами определение предмета социальной психологии образования не является единственно возможным и неизменным. Определение предмета новой научной области – это, как правило, время непростых дискуссий, в которых вероятно пересечение мнений и позиций специалистов разных профессий.

На наш взгляд, цель новой научной дисциплины – создание социально-психологическими средствами условий для гармоничного и эффективного взаимодействия субъектов образовательного пространства. Предстоит обозначить и обсудить также задачи и круг проблем , решаемых средствами социальной психологии образования.

Многие из этих задач уже сейчас поставлены перед социальными психологами практикой образования. Так, например, в последние годы наиболее частыми запросами школьных педагогов, администрации, учащихся и их родителей являются формирование гармоничной образовательной среды и развитие навыков эффективного общения . Необходимыми становятся социально-психологические средства коррекции нежелательного поведения учащихся. Осознание того факта, что ведущей целью педагогического процесса является развитие личности в образовательном процессе, заставляет учителей искать профессиональные средства влияния на учащихся, которые помогли бы им получить не только знания, навыки, но и необходимые компетенции и средства эффективной социальной адаптации. Возможно, поэтому педагоги все чаще обращают к психологам запрос на формирование «ученического коллектива», подразумевая под ним группу, направленную на учебную деятельность, сплоченную вокруг целей и ценностей образования. Поднимается вопрос о совершенствовании социально-психологического климата в ученических группах. Кроме того, важной проблемой современного школьного образования является создание условий для повышения эффективности взаимодействия ученика и учителя.

Ученическое сообщество – это особый тип социальной контактной группы, в которой личность (ученик) находится в течение длительного периода своей жизни, по крайней мере – на этапе своего взросления. В связи с этим знание и понимание социально-психологических закономерностей формирования и генезиса ученической группы, ее влияния на развитие личности становится необходимым условием реализации тех социальных, учебных, воспитательных, психологических задач, которые стоят перед современной школой или вузом. Если деятельность других групп направлена, зачастую, за пределы самой группы, т. е. в данном случае сама группа, скорее, выполняет инструментальную функцию (такое происходит, например, в спортивной команде или рабочей группе в организации), то в ученических группах деятельность направлена на самих ее членов. Кроме того, ученическая группа является частью большого учебно-воспитательного коллектива, куда также входят педагогический коллектив, администрация учебного заведения. Педагог при этом выступает не просто членом, а руководителем такой группы, регулирующим структуру группы и задающим нормы межличностных отношений.

Ученические объединения – это официально созданные группы, направленные на выполнение, прежде всего, учебных задач. С одной стороны, в ученических группах всегда присутствуют формальные отношения, с другой стороны, эти группы пронизаны разветвленной системой неофициальных взаимосвязей и взаимодействий. Понятие «ученическая группа» происходит от слова «ученик», что фокусирует внимание не столько на процессе обучения, сколько на личности, конкретном участнике группы. Поэтому важно помнить, что в ученическом объединении происходит качественно иное развитие ролей и ролевого поведения, нежели то, что мы наблюдаем в формальных группах. Именно здесь на первый план выступает система неформальных межличностных отношений. Не требует доказательств утверждение, что учителя школ и преподаватели вузов довольно часто пытаются работать с группами именно как с формальными, строго обусловленными только учебной деятельностью, забывая, что имеют дело с сообществами, члены которых тесно связаны, прежде всего, системой межличностных и при этом значимых отношений. На наш взгляд, именно неформальная структура отношений учащихся может оказать серьезное влияние на весь учебно-воспитательный процесс .

Например, В.Н. Антошкин и А.А. Ахмадеев утверждают, что в ряду ведущих факторов эффективности учебного заведения, помимо содержания и методов обучения, мастерства педагогов, отношения к учебе учащихся, особое место занимают межчеловеческие отношения . Отношения эти авторы рассматривают через систему взаимодействия социально-психологических функций, ролей, качеств и статусов учеников. Исследователи подчеркивают, что учащиеся имеют два источника информации – процесс обучения и процесс общения, поэтому ученики, занимающие благоприятное положение в структуре межличностных отношений, получают возможность лучше сориентироваться и в процессе обучения. Вот почему как психологам, так и учителям необходимо особое внимание уделять процессу оптимизации межличностных взаимосвязей в рамках ученических объединений. Таким образом, особенности межличностных отношений, складывающиеся в системах «ученик – ученик» и «ученик – учитель», являются непосредственной «визитной карточкой» образовательной среды конкретного учебного заведения и выступают при этом одним из наиболее значимых факторов становления и развития личности каждого учащегося.

На наш взгляд, проблемное поле социальной психологии образования включает в себя довольно широкий круг вопросов и связанных с ними задач. Среди них – психологические проблемы социальных институтов системы образования (семья; образовательные учреждения разного типа; социальная психология общего, профессионального, дополнительного и непрерывного образования). Важнейшими объектами исследования являются: общение и другие виды деятельности в образовательном процессе; социализация личности учащегося в образовательном процессе; педагог и педагогический коллектив как субъекты образовательного процесса (профессиональная идентичность и профессиональная мотивация педагога, система отношений, личностное и профессиональное развитие); ученические группы (статусно-ролевые отношения, группообразование, неформальные внутригрупповые и межгрупповые отношения, влияние группы на учебную мотивацию и поведение учащихся); социально-психологическое сопровождение образовательного процесса (социально-психологическая компетенция психолога образования, индивидуальные и групповые социально-психологические методы работы, мониторинг системы отношений в образовательном учреждении, социально-психологические проблемы профессионального выгорания педагога и психолога); методы социально-психологического исследования личности и группы в образовательном процессе; социально-психологические средства инновационного образовательного процесса и т.д.

Вопрос о методах социальной психологии образования представляется, на наш взгляд, наиболее разработанным в настоящее время. В связи с тем, что социальная психология образования возникла на базе сложившихся психологических наук, ее арсенал может включать в себя методические средства, свойственные социальной, педагогической и возрастной психологии, успешно апробированные в многочисленных исследованиях, направленных на изучение процессов общения и взаимодействия участников образовательного процесса, повышение эффективности обучения и воспитания школьников и студентов, а также системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Среди методологических оснований отечественных исследований в данной предметной области следует, в первую очередь, упомянуть культурно-историческую теорию (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев), теорию отношений личности (В.Н. Мясищев), концепции стадиальности психического развития (Д.Б. Эльконин и др.), концепции стадиальности личностного развития (А.В. Петровский,
Э. Эриксон и др.), теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах разного типа и трехфакторную модель «значимого другого» (А.В. Петровский), концепцию персонализации (В.А. Петровский).

На уровне конкретных методов и методик средствами социальной психологии образования могут выступать такие традиционные инструменты, как наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ документов, статистическая обработка данных, а также методы воздействия (социально-психологический тренинг, деловая игра, групповая дискуссия и т.д.). Другой классификацией методических средств социальной психологии образования, на наш взгляд, может быть предложенная А.Л. Свенцицким схема из трех составляющих: методы эмпирического исследования, методы моделирования, управленческо-воспитательные методы.

Таким образом, социальная психология образования – активно развивающаяся междисциплинарная практико ориентированная область знания. Она возникла и формируется на базе социальной психологии, а также опирается на достижения педагогической психологии, психологии развития, возрастной психологии, педагогики. Появление новой научной дисциплины продиктовано социальным запросом на решение актуальных проблем, связанных с общением и взаимодействием людей в современном образовательном пространстве.

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне

важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода

объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в

практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка)

людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое понимание широко представлено прежде всего в статистике, где

часто необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то определенный уровень образования, болевших сердечно-сосудистыми заболеваниями,

нуждающихся в жилье и т.д. Иногда в таком понимании термин «группа» употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний

«конструируется» группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа - с другими показателями и т.п.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе,

объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в

реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания

могут быть весьма различными).

Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология, и именно в этом плане ей необходимо четко

обозначить отличие своего подхода от социологического. С точки зрения социологического подхода, самое главное - отыскать объективный критерий

различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических

характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного

критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими.

Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом

многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые

влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с

другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей

многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влиянии, которая и определит содержание

сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее

характеристики значимы для личности, входящей в нее. Именно здесь-то социальная психология и сталкивается с необходимостью соотнесения

социологического подхода, с которым она не может не считаться, и психологического, который тоже имеет свою традицию рассмотрения групп.

Если для первого, как мы видели, характерен прежде всего поиск объективных критериев для различения реальных социальных групп, то для второго

характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности. Это

множество лиц, «окружающих» человека или даже взаимодействующих с ним в какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно, может быть интерпретировано

как «группа», но фокус интереса в данном случае - не содержательная деятельность данной группы, а, скорее, форма действий индивида в условиях

присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах

развития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда»

формирования личности. Однако с такой традицией нельзя не считаться: для некоторых целей, особенно в рамках общепсихологического анализа (например,

при выяснении специфики протекания определенных психических процессов в условиях «группы»), такой подход может быть оправдан. Вопрос лишь в том,

является ли этот подход достаточным для социальной психологии?

По-видимому, на него нужно ответить отрицательно. Что дает для социальной психологии определение группы как простого множества, элементом которого

является человек, или даже как взаимодействия людей, отличающихся общностью социальных норм, ценностей и находящихся в определенных отношениях

друг к другу? Констатация наличия не одного человека, а многих (действующих рядом или даже совместно), не содержит никаких характеристик этой группы, и

из анализа полностью выпадает содержательная сторона этого множества: остается лишь тот факт, что людей в данном случае «много», т.е. весьма

формальная характеристика собранных вместе индивидов. Мало что добавляет и такая прибавка, как наличие внутри множества определенных «отношений».

Хотя само по себе наличие отношений между людьми в рамках какого-то объединения существенно, отсутствие расшифровки характера этих отношений

обесценивает это дополнение. Какие-нибудь отношения возникают, естественно, всегда, если присутствуют несколько человек, а не один; они возникают,

даже если просто посадить рядом двух незнакомых людей. Значимость для личности этих отношений может быть вскрыта лишь тогда, когда сами отношения

поняты как существенная характеристика социальной группы, включенной в некоторую систему общественной деятельности (Обозов, 1979).

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри

него каких-то отношений. Стоит задача объединить социологический и (будем называть его так) «общепсихологический» подход к группе. Если признать, что

социальная психология прежде всего исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные

социальные группы, то надо признать и то, что фокус анализа - именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия на

личность конкретной социальной группы, а не просто анализ «механизма» такого воздействия. Такая постановка логична с точки зрения общих

методологических принципов теории деятельности. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа - это определенная система

деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через

нее включена во всю систему общественных отношений.

Для того чтобы обеспечить такого рода анализ, социальной психологии необходимо опереться на результаты социологического анализа групп, т.е. обратиться

к тем реальным социальным группам, которые выделены по социологическим критериям в каждом данном типе общества, а потом уже на этой основе

осуществить описание психологических характеристик каждой группы, их значимости для каждого отдельного члена группы. Важной составной частью такого

анализа является, конечно, и механизм образования психологических характеристик группы.

Если принять предложенную интерпретацию группы как субъекта социальной деятельности, то, очевидно, можно выделить некоторые черты, свойственные ей

именно как субъекту деятельности. Общность содержания деятельности группы порождает и общность психологических характеристик группы, будем ли мы

называть их «групповое сознание» или каким-либо иным термином. К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые

образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. И хотя

современный уровень развития социальной психологии не располагает ни традицией, ни необходимым методическим оснащением для анализа всех этих

образований, крайне важно поставить вопрос о «законности» такого анализа, ибо именно по этим характеристикам каждая группа в психологическом плане

отличается от другой.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание

факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать,

что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества,

(Поршнев, 1966) было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это

означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования

«мы» в отличие от другого образования - «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным

индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности. Констатация принадлежности личности к группе

представляет для социальной психологии значительный интерес, позволяя рассмотреть психологическую общность как своеобразный психологический

«срез» реальной социальной группы. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные

средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической

общностью, т.е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой.

При такой трактовке фиксируются психологические характеристики группы, а сама группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей

во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия» (Шерковин, 1975). Степень подробности, с которой в дальнейшем

анализе можно раскрыть характеристики такой общности, зависит от конкретного уровня разработки проблемы. Так, например, некоторые авторы не

ограничиваются только исследованием названных групповых характеристик, но и предлагают усмотреть в группе, по аналогии с индивидом, такие показатели,

как групповая память, групповая воля, групповое мышление и т.д. В настоящее время, однако, нет достаточно убедительных теоретических и

экспериментальных доказательств того, что данный подход продуктивен.

В то время как последние из приведенных характеристик вызывают спор с точки зрения того, относятся ли они к психологическому описанию группы, другие,

как, например, групповые нормы или групповые ценности, групповые решения исследуются в социальной психологии именно как принадлежащие к особым

групповым образованиям. Интерес к этим образованиям не случаен: только их знание поможет более конкретно раскрыть механизм связи личности и

общества. Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают посредником

между личностью и обществом. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, и нужно рассмотреть группу не просто как «множество», а как реальную ячейку

общества, включенную в широкий контекст социальной деятельности, выступающей основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной

группы. Общее участие членов группы в совместной групповой деятельности обусловливает формирование психологической общности между ними и, таким

образом, при этом условии группа действительно становится социально-психологическим феноменом, т.е. объектом исследования в социальной психологии.

В истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т.д. Однако

можно отметить несколько характерных черт этих исследований. Во-первых, сам по себе «групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных

вариантов социально-психологического подхода. Наряду с «групповым» подходом в американской, например, социальной психологии существует еще и

«индивидуальный» подход. Эти два подхода являются следствием двух источников происхождения социальной психологии: из социологии и из психологии. Для

сторонников того и другого подхода характерен поиск причин социального поведения людей. Однако сторонники индивидуального подхода ищут лишь

ближайшие причины такого поведения. Поэтому для них группа важна только как факт одновременного присутствия многих людей, но вне широкой социальной

системы, в которую она сама включена. Именно здесь сосредоточено чисто формальное понимание группы. С другой стороны, «групповой» подход в гораздо

большей степени пытается проникнуть за пределы самой группы, где индивид непосредственно черпает свои нормы и ценности, в социальные характеристики

общественных отношений. Такой подход более характерен для европейской социальной психологии, где как раз и обоснована идея необходимости учета

«социального контекста» в каждом исследовании, включая анализ психологии группы. С этой точки зрения подвергается критике такое изучение групп, когда

групповые процессы дробятся на мелкие фрагменты, и значение содержательной деятельности группы полностью утрачивается. На это обстоятельство

указывает С. Московией: «Поразительно, что при исследовании групповой динамики никогда не возникали вопросы о том, каким именно образом группа

становится продуктом своей собственной деятельности» (Московией, 1984).

Во-вторых, как бы ни толковалась группа различными авторами, для многих было характерно известное разъединение двух основных блоков

социально-психологических исследований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и

взаимодействие, т.е. коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции и т.д. В принципе, конечно, подразумевается, что все эти процессы протекают не в

вакууме, а в группе. Однако в исследованиях такая переменная, как групповая деятельность, не представлена. Зато другой блок исследований, связанный

именно с изучением групп, стоит как бы особняком. В рамках этого блока изучаются размер группы, ее композиция и структура, а групповые процессы,

рассмотренные в первом блоке, хотя и упоминаются, но вне связи с совместной групповой деятельностью. В результате возникает относительно

изолированное описание процессов и групп, во всяком случае исключаются существенные параметры группы при изучении происходящих в ней процессов.

Наконец, в-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп,

а именно к малым группам, внутри которых преимущественно исследуются складывающиеся там межличностные отношения без выяснения того, как эти

межличностные отношения зависят от характера групповой деятельности, а следовательно, как они связаны с общественными отношениями.

Все сказанное заставляет с особой четкостью сформулировать требования нового подхода к исследованию группы. Задача заключается в том, чтобы

исследованные в общем виде закономерности человеческого общения и взаимодействия теперь более конкретно рассмотреть в тех реальных общественных

ячейках, где они и проявляются. Но, для того чтобы выполнить эту задачу, кроме принятых определенных методологических принципов, надо еще и задать

концептуальный аппарат, в рамках которого может быть исследована группа в социальной психологии, описаны ее основные характеристики. Эта понятийная

схема необходима для того, чтобы можно было сравнивать группы между собой и получать в экспериментальных исследованиях сопоставимые результаты.

Любая научная дисциплина имеет свой предмет исследования. Однако выделить его бывает непросто. Так, например, отмечая тенденцию выхода в свет учебников и учебных пособий по социальной психологии образования, М.Ю. Кондратьев выражает сомнение в том, всегда ли идет в них речь о заявленной проблематике, или же они посвящены скорее социально-психологическим проблемам, с которыми сталкивается социальный психолог в рамках образовательного учреждения [Кондратьев, 2008, с. 9]. В последнем случае корректно говорить о социальной психологии в образовании и рассматривать ресурсы профессиональной деятельности психолога, обеспеченные средствами социально-психологической науки. Именно эти ресурсы могут быть полезными для решения исследовательских и психологопрактических задач, с которыми в рамках образовательного учреждения не всегда достаточно эффективно справляются средства возрастной и педагогической психологии. В то же время многие задачи системы образования, требующие социально-психологических подходов к их решению, выходят за рамки отдельных образовательных учреждений. Это, например, вопросы, связанные с внедрением компетентностного подхода в обучении, проблемы отношения учащихся и их родителей к таким актуальным аспектам образования, как ЕГЭ, профильное обучение, школьное или студенческое самоуправление. Без учета социально-психологических закономерностей сложно было бы построить и государственную систему образования.

Если же речь идет об оформлении новой отрасли социальной психологии, то эта задача предполагает разработку концептуального подхода, включающего обоснование ее необходимости, выделение предмета и методического обеспечения, построение структурного содержания, конкретизацию ее отношений с другими направлениями социальной психологии.

Выделение новой отрасли знания - процесс, требующий длительного периода научных дискуссий и многолетних усилий специалистов разных профессий. В данном случае следует вспомнить историю становления самой социальной психологии. Ее «рождение» условно относят к 1908 году, в котором вышли в свет две первые социально-психологические книги: «Введение в социальную психологию» английского психолога В. Макдугалла и «Социальная психология» американского социолога Э. Росса. Однако наука не возникает в одночасье, и первые формы социально-психологического знания (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения) сложились еще в XIX столетии. В отечественной же науке дискуссия о предмете социальной психологии велась несколько десятилетий в XX столетии. Развитие в это время зарубежной социальной психологии как экспериментальной области знания привело к методологическому кризису 1960-1970-х годов и глобальному пересмотру ее теоретической базы.

Знакомство с историей становления социальной психологии позволяет предположить, что и ее «дочерняя отрасль» - социальная психология образования - продолжительное время будет развиваться, с одной стороны, достраивая свой концептуальный исследовательский аппарат и стремясь к целостности научного знания, а с другой - решая всё новые задачи, возникающие в связи с переменами в обществе и образовательном пространстве. Следовательно, о предмете социальной психологии образования сейчас можно говорить только в дискуссионном плане, обсуждая различные предложения по его форме и содержанию.

Каков же предмет социальной психологии образования? Какую проблемную область она должна рассматривать?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к предпосылкам формирования социальной психологии образования, а именно к новейшей истории применения социально-психологических знаний в образовании и соответствующим научным исследованиям.

В отечественной науке накоплен значительный опыт исследования социально-психологических проблем образования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, А.С. Залужный, И.И. Ильясов,

М.Ю. Кондратьев, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, В.А. Петровский,

В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн и др.). В течение многих десятилетий разрабатываются проблемы общения и взаимодействия учащихся и педагогов в образовательных учреждениях разного типа (дошкольные, школа, средне-специальные, высшие, учреждения дополнительного образования) как «по горизонтали» (отношения в системах «ученик - ученик», «студент - студент», «учитель - учитель» и др.), так и «по вертикали» («ученик - учитель», «учитель - представитель администрации» и др.). В частности, изучались социально-психологические функции управления педагогическим коллективом (Р.Х. Шакуров), среди которых были выделены целевая ориентация педагогического коллектива, его сплочение и организация, развитие самоуправления, активизация и совершенствование его деятельности. Рассматривались вопросы влияния личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка ю

(Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, М.Ю. Кондратьев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.). Затрагивались важные аспекты психологического обеспечения воспитания коллектива (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Поднимались социально-психологические проблемы организации учебно-воспитательного процесса (Л.М. Фридман и др.). Многие педагоги и психологи обращались к проблемам формирования эффективной групповой учебной деятельности (Ш.А. Амонашвили, Х.И. Лийметс, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, В.В. Рубцов, М.П. Щетинин и др.), а также организации деятельности ученического «актива» (Л. И. Божович,

A. В. Киричук, Т.Е. Конникова и др.). Разрабатывается проблема синергетической самоорганизации учебных и профессиональных групп (А.Б. Купрейченко, С.В. Петрушин). Исследуется профессиональная адаптация личности к педагогической деятельности (А.В. Морозов), предложена новая концепция образования и технологического обеспечения инновационного образовательного процесса (В.М. Минияров), изучается социализация личности в этнокультурном образовательном пространстве (А.В. Сухарев).

Проблеме выявления путей эффективного общения и взаимодействия участников образовательного процесса посвящены работы М.Ю. Кондратьева, Г.С. Кожухарь, В.А. Орлова, Н.А. Хаймовской, О.Е. Хухлаева и др. Проблемы «значимого другого», статусно-ролевых отношений учащихся, а также авторитета, лидерства и руководства в образовательных учреждениях анализировались в работах И.Г. Дубова, М.Ю. Кондратьева, Ю.М. Кондратьева, А.В. Петровского,

B. А. Петровского, О.Б. Крушельницкой, М.Е. Сачковой и других исследователей. Широкий круг отношений учащихся к социально значимым явлениям (в том числе к экологическим проблемам, целям школьного образования и т.д.) представлен в исследованиях Н.В. Кочеткова, И.Н. Логиновой и др. Многие актуальные практико-ориентированные проблемы социальной психологии образования разрабатываются сотрудниками факультета социальной психологии МГППУ. Среди них особое внимание уделяется вопросам социально-психологических ресурсов повышения учебной мотивации школьников и студентов, закономерностей статусно-ролевых отношений учащихся (Ю.М. Кондратьев, О.Б. Крушельницкая, М.Е. Сачкова, М.Н. Расходчикова и др.), диагностики и коррекции системы межличностных отношений в закрытых образовательных учреждениях (М.Ю. Кондратьев), динамики взаимоотношений между студентами и преподавателями вуза (Ю.М. Кондратьев), путей гармонизации внутришкольного общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса (В.А. Орлов), особенностей становления профессиональной идентичности личности (В.А. Ильин) и т.д.

Среди актуальных тем зарубежных социально-психологических исследований в образовании, представленных в публикациях журналов «Educational Research Review», «Journal of School Psychology», «Procedia - Social and Behavioral Sciences», «Aggression and Violent Behavior» и ряде других периодических изданий, - межэтнические проблемы взаимодействия школьных учителей с учениками и их родителями , повышение успеваемости студентов за счет организации качественной обратной связи от сверстников , влияние инклюзивного образования на детей с особыми учебными потребностями и без таковых ]Ruijs, Peetsma], влияние ученического состава класса на психологический комфорт и академическую самооценку учащихся , проблемы взаимоотношений учителя со школьниками с различными академическими результатами и мотивацией учения , влияние особенностей взаимодействия в системе «учитель - ученик» на отношения в системе «ученик - ученик» и на качество обучения , проблемы безопасности школьной среды , взаимосвязь агрессивности и популярности ученика в школьном классе и т.д.

Нередко, при видимом сходстве обозначений научных проблем, их содержание существенно различается в отечественной и зарубежной психологии. Порой различно даже значение терминов, применяемых исследователями. Так, например, подавляющее большинство зарубежных исследований девиантного поведения учащихся посвящено исключительно проблеме употребления психоактивных веществ, что сужает принятое в отечественной науке понимание девиантности. Групповая сплоченность зачастую рассматривается через характеристики отдельно взятых членов группы (агрессивность, тревожность, гендерная принадлежность, социальная идентичность, особенности самокатегоризации, демонстрация отношения к групповым нормам, мотивы конформности и т.д.). В зарубежных исследованиях не уделяется свойственного отечественной науке значительного внимания референтной группе и системе значимых отношений учащихся, а рассматривается, как правило, лишь группа сверстников или ровесников (peer group), а также их взаимоотношения (peer relations). Почти не представлена традиционная для отечественной социальной психологии тематика отношений межличностной значимости субъектов образовательного процесса. Зачастую зарубежные авторы не акцентируют внимание на различиях между понятием группы в общей психологии и социально-психологическим пониманием этого термина; в результате их исследования ограничиваются рассмотрением особенностей отдельно взятых людей, занятых индивидуальной, а не совместной деятельностью и не ощущающих себя единой группой. Многие зарубежные разработки имеют бихевиористский характер и посвящены изучению отдельных значимых для системы образования явлений, но не претендуют на поиск масштабных и устойчивых закономерностей; хотя, безусловно, уважения и внимания заслуживает сосредоточенность ученых на частных исследованиях, результаты которых могут послужить импульсом для рождения новых идей. Что же касается психологического мониторинга в системе образования, то работ, посвященных ему, в зарубежной литературе не много, а их наполнение не содержит существенных отличий от отечественного подхода к созданию мониторинговых систем в образовании.

Многие зарубежные работы выполнены в русле психологии социального познания (social cognition). Примером здесь могут служить исследования распределения оценочной информации в социальной среде (соотношение количества положительных и отрицательных взаимооценок членов малой группы, актов дружественного и недружественного поведения, хорошего и плохого настроения и т.д.). Измеренные таким образом акты внутригрупповых отношений рассматриваются затем с позиции теории социального познания (изучаются особенности атрибутивных процессов, формирования первого впечатления о человеке и т.д.) (J. Bruner, W. Doise, Н. Kelley, Н. Tajfel,

J. Turner, P. Oakes).

Также исследуются групповые нормы проявления креативности в специально созданных ситуациях с различными уровнями социальной идентификации. Сравнивается продуктивность реальных и условных групп на различных стадиях продуцирования идей в процессе выработки группового решения. Изучается влияние структуры группы на интеллектуальную успешность ее членов. Рассматриваются социально-психологические условия различного рода смещений группового решения. Распространены исследования эмоционального интеллекта, конформизма, эмпатии, социальной тревожности, коммуникативных качеств личности, формирования моральных суждений, рискованного поведения, связи детско-родительских отношений с проявлением девиантного поведения подростков и т.д. (I. Adarves-Yorno, Т. Postmes, S.A. Haslam, Т.М. Amabile, Н. Choi, L. Thompson и др.)

В этих и других публикациях зарубежных журналов практически не представлены исследования, в которых всесторонне изучался бы социально-психологический портрет малой группы участников образовательного процесса с помощью выявления специфических для контактного сообщества факторов. Кроме того, в представленных исследованиях отсутствует деятельностный подход, на котором основано понимание психологических и социально-психологических явлений в отечественной науке: в основном рассматриваются непосредственные межиндивидуальные контакты между людьми вне зависимости от их реальной деятельности.

Таким образом, несмотря на большой объем социально-психологических исследований проблем образования, зарубежная наука, видимо, не претендует на создание модели новой сферы знания, имеющей свою специфику, а также четко обозначенный круг рассматриваемых вопросов и методический арсенал.

Задача оформления новой отрасли социальной психологии предполагает разработку концептуального подхода, включающего обоснование ее необходимости, выделение предмета и методического обеспечения, построение структурного содержания, конкретизацию ее отношений с другими направлениями социальной психологии.

Анализируя опыт отечественных исследований, Г.В. Акопов определяет социальную психологию образования как новую предметную область научного знания на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии [Акопов]. В качестве основного объекта исследования в рамках социальной психологии образования выступает, по его мнению, групповое сознание учащихся. Соответственно наиболее актуальными вопросами для исследования в этой предметной области Г. В. Акопов считает образовательные и профессиональные установки учащихся, закономерности их формирования и развития. Однако накопленный массив исследовательских данных, которые можно отнести к области социальной психологии образования, а также запрос на новые психолого-педагогические средства исследования образовательного пространства с целью оказания психологической помощи по повышению эффективности образовательного процесса и гармонизации взаимоотношений его участников требуют более широкого взгляда на предмет новой области знания.

Становление социальной психологии образования в нашей стране тесно связано с развитием других разделов социальной психологии, которые также в свою очередь являются междисциплинарными. Так, по мнению Я.Л. Коломинского, в науке можно выделить особую социально-психологическую дисциплину - возрастную социальную психологию, которая исследует «...возрастные закономерности формирования личности в коллективе и взаимодействия между ними, а также психологические особенности групп и коллективов на основных стадиях онтогенеза» [Коллектив и личность, с. 128]. Исследователь подчеркивает, что всесторонняя разработка данных проблем необходима для того, чтобы дать педагогам и психологам методы диагностики и управления при работе с учебными группами. Кроме того, сочетание социальнопсихологических знаний и информации о возрастных особенностях учащихся помогает также воплотить программы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом.

Другой ветвью социально-психологической науки, активно разрабатываемой в последние десятилетия, стала социальная психология развития (В.А. Ильин, М.Ю. Кондратьев, Н.Н. Толстых и др.). Исследователи, работающие в рамках представленного направления, одну из главных задач данной научной области видят в разработке новых теоретических и методологических принципов, позволяющих 14

вскрыть особую взаимосвязь между личностью и группой, личностью и обществом, представляющими собой интегрированную систему взаимодетерминированных развивающихся субъектов [Ильин]. Таким образом, несмотря на то что все перечисленные специализированные разделы науки направлены в целом на решение одних и тех же проблем, что их делает, несомненно, близкими друг к другу, ракурс и аспекты рассмотрения социально-психологических феноменов, пути решения, способы и подходы к диагностике, консультационной и коррекционно-развивающей работе в образовательных учреждениях в рамках трех научных областей различаются.

Широта и объем социально-психологических и психолого-педагогических исследований в сфере образования позволяют вплотную подойти к разработке концепции новой отрасли знания. Это значит, что настал момент формирования предмета социальной психологии образования, круга рассматриваемых ею проблем, а также используемых для их решения методов и методик.

Таким образом, социальная психология образования изучает социально-психологические особенности людей, их поведения и деятельности, а также социальных групп, включенных в образовательное пространство, детерминирующие эффективность учебно-воспитательного процесса. Или можно сказать, что она изучает социально-психологические закономерности проявления личностного как группового, а группового - как личностного в контексте системы образования. Возможны и другие формулировки.

Понятно, что данное определение предмета социальной психологии образования не является единственно возможным и неизменным. Определение предмета новой научной области - это, как правило, время непростых дискуссий, в которых вероятно пересечение мнений и позиций специалистов разных профессий.

На наш взгляд, цель новой научной дисциплины - создание социально-психологическими средствами условий гармоничного и эффективного взаимодействия субъектов образовательного пространства. Предстоит обозначить и обсудить также задачи и круг проблем, решаемых средствами социальной психологии образования.

Многие из этих задач уже сейчас поставлены перед социальными психологами практикой образования. Так, например, в последние годы наиболее частыми запросами школьных педагогов, администрации, учащихся и их родителей становятся формирование гармоничной образовательной среды и развитие навыков эффективного общения [Личность и группа в образовательном пространстве, 2007-2009]. Запрашиваются также социально-психологические средства коррекции нежелательного поведения учащихся. Осознание того факта, что ведущей целью педагогического процесса является развитие личности в образовательном процессе, заставляет учителей искать профессиональные средства влияния на учащихся, которые помогли бы им получить не только знания, навыки, но и необходимые компетенции и средства эффективной социальной адаптации. Возможно, поэтому педагоги всё чаще адресуют психологам запрос на формирование «ученического коллектива», подразумевая под ним группу, направленную на учебную деятельность, сплоченную вокруг целей и ценностей образования. Поднимается вопрос о совершенствовании социально-психологического климата в ученических группах. Еще одной важной проблемой современного школьного образования является создание условий для повышения эффективности взаимодействия ученика и учителя.

Ученическое сообщество - это особый тип социальной контактной группы, в которой личность (ученик) находится в течение длительного периода своей жизни, по крайней мере на этапе своего взросления. В связи с этим знание и понимание социально-психологических закономерностей формирования и генезиса ученической группы, ее влияния на развитие личности становится необходимым условием реализации тех социальных, учебных, воспитательных, психологических задач, которые стоят перед современной школой или вузом. Если деятельность других групп направлена зачастую за пределы них самих, то есть в данном случае группы, скорее, выполняют инструментальную функцию (такое происходит, например, в спортивной команде или рабочем коллективе в организации), то в ученической группе деятельность направлена на самих ее членов. Кроме того, ученическая группа является частью большого учебно-воспитательного коллектива, куда также входят педагоги, администрация учебного заведения. Педагог при этом выступает не просто членом, а руководителем такой группы, регулирующим ее структуру и задающим нормы межличностных отношений.

Неформальная структура отношений учащихся может оказать серьезное влияние на весь учебно-воспитательный процесс [Сачкова]. Например, В.Н. Антошкин и А.А. Ахмадеев утверждают, что в ряду ведущих факторов эффективности учебного заведения помимо содержания и методов обучения, мастерства педагогов, отношения к учебе учащихся особое место занимают межчеловеческие отношения [Антошкин, Ахмадеев]. Отношения авторы рассматривают через систему взаимодействия социально-психологических функций, ролей, качеств и статусов учеников. Исследователи подчеркивают, что учащиеся имеют два источника информации - процесс обучения и процесс общения, поэтому ученики, занимающие благоприятное положение в структуре межличностных отношений, получают возможность лучше сориентироваться и в процессе обучения. Вот почему как психологам, так и учителям необходимо особое внимание уделять процессу оптимизации межличностных взаимосвязей в рамках ученических объединений. Таким образом, особенности межличностных отношений, складывающиеся в системах «ученик - ученик» и «ученик - учитель», 16

являются непосредственной «визитной карточкой» образовательной среды конкретного учебного заведения, а также выступают одним из наиболее значимых факторов становления и развития личности каждого учащегося.

Проблемное поле социальной психологии образования включает достаточно широкий круг вопросов и связанных с ними задач. Среди них - психологические проблемы социальных институтов системы образования (семья, образовательные учреждения разного типа; социальная психология общего, профессионального, дополнительного и непрерывного образования). Важнейшими объектами исследования являются общение и другие виды деятельности в образовательном процессе, социализация личности учащегося в образовательном процессе, педагог и педагогический коллектив как субъекты образовательного процесса (профессиональная идентичность и профессиональная мотивация педагога, система отношения; личностное и профессиональное развитие), ученические группы (статусно-ролевые отношения, группообразование, неформальные внутигрупповые и межгрупповые отношения, влияние группы на учебную мотивацию и поведение учащихся), социально-психологическое сопровождение образовательного процесса (социально-психологическая компетенция психолога образования, индивидуальные и групповые социально-психологические методы работы, мониторинг системы отношений в образовательном учреждении, социально-психологические проблемы профессионального выгорания педагога и психолога), методы социально-психологического исследования личности и группы в образовательном процессе, социально-психологические средства инновационного образовательного процесса и т.д.

Необходимо изучение особенностей развития личности и группы в условиях становления обновленного российского образования. С этой целью следует изучать проблемы совершенствования системы психологического сопровождения образовательного процесса на всех уровнях образования и в различных типах учреждений как условия формирования и развития человеческого ресурса, подготовки кадров для системы образования и социальной сферы.

Актуальны исследование проблем, возникающих в связи с инновационными процессами в образовании и включающих готовность субъектов образовательного процесса к инновациям, поиск социально-психологических средств обеспечения эффективного внедрения инновационных технологий, повышение качества обучения за счет гармонизации и оптимизации общения и взаимодействия и т.д. Многие положения, высказанные отечественными и зарубежными исследователями, уже вошли в перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник магистратуры, освоивший программу психолого-педагогического образования. Ряд компетенций относится непосредственно к области социальной психологии, и именно ее средствами предстоит их формировать. В частности, это такие требования к личности, как адаптивность, умение гибко реагировать на перемены в трансформирующемся мире, критически мыслить, эффективно работать с информацией, быть общительным, обладать социальной креативностью, проявлять способность к самосовершенствованию.

Еще одной масштабной задачей и сферой практического приложения социальной психологии образования должна стать научно выверенная система психологического сопровождения образовательных учреждений в период их модернизации, включая средства междисциплинарного и межведомственного взаимодействия психологов образования. Социальная психология образования может и должна обеспечивать прикладные разработки технологий оптимизации процессов образования, в частности реализации субъект-субъектного взаимодействия педагога и учащихся.

Вопрос о методах социальной психологии образования представляется наиболее разработанным. В связи с тем что социальная психология образования возникла на базе сложившихся психологических наук, ее арсенал может включать методические средства, свойственные социальной, педагогической и возрастной психологии, успешно апробированные в многочисленных исследованиях, направленных на изучение процессов общения и взаимодействия участников образовательного процесса, повышение эффективности обучения и воспитания школьников и студентов, а также системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

В исследовательской практике социальная психология образования базируется на общефилософских принципах системности, деятельностного подхода, развития, единства внешнего и внутреннего в развитии психологических явлений, гуманизма, детерминизма. Среди методологических оснований отечественных исследований в данной предметной области следует в первую очередь упомянуть культурно-историческую теорию (Л.С. Выготский), деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев), теорию отношений личности (В.Н. Мясищев), концепции стадиальности психического развития (Д.Б. Эльконин и др.), концепции стадиальности личностного развития (А.В. Петровский, Э. Эриксон и др.), теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах разного типа и трехфакторную модель «значимого другого» (А.В. Петровский), концепцию персонализации (В.А. Петровский). Теоретическими основами исследований в области социальной психологии образования также выступают представления о формировании и развитии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев,

А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

На уровне конкретных исследовательских методов и методик средствами социальной психологии образования являются такие традиционные инструменты, как наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ документов, статистическая обработка данных и др. Среди них можно выделить методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, опрос, тестирование, эксперимент и т.д.), методы обработки полученных данных, а также методы воздействия (социально-психологический тренинг, деловая игра, групповая дискуссия и т.д.). Другой классификацией методических средств социальной психологии образования, на наш взгляд, может быть предложенная А.Л. Свенцицким схема из трех составляющих: методы эмпирического исследования, методы моделирования, управленческо-воспитательные методы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История развития социальной психологии в СССР. Проблематика социальной психологии. Развитие социально-психологической мысли в конце XIX - начале XX вв. Становление и развитие социальной психологии. Предмет генетической (возрастной) социальной психологии.

    реферат , добавлен 07.06.2012

    Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Методология и методы социально-психологического исследования. Проблема группы в социальной психологии.

    книга , добавлен 10.02.2009

    Основные этапы истории развития социальной психологии. Суть взглядов на предмет социальной психологии в психологических теориях. Особенности развития отечественной социальной психологии. Предмет, структура и задачи современной социальной психологии.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Место социальной психологии в системе гуманитарного знания. Современные представления о предмете и задачах социальной психологии. Эксперимент как один из основных методов социальной психологии. Особенности применения метода наблюдения, его специфика.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Особенности подготовки эксперимента в практической психологии. Использование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. Характеристика и специфика методов диагностирования психологии личности, применяющихся в практике социальной психологии.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2011

    Социальная психология как отрасль научного знания. Личность в группе, социуме и обществе. Противоречие между индивидуальным и общественным сознанием с точки зрения диалектики. Этапы развития социальной психологии. Разработка концепции психологии народов.

    реферат , добавлен 16.04.2009

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

Похожие публикации