Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Репрезентативная система модальность человека предполагающая восприятие. Репрезентативная, сенсорная система человека — как люди думают и мыслят

Мы получаем информацию о мире через свои пять чувств, но в действительности для внутренней репрезентации внешнего мира мы используем много больше, чем только их. Например, слух. Чтобы мы могли переработать, сохранить и осмыслить звук, воспринятый нашим ухом, наша нервная система должна проделать массу работу. Тоже самое относится ко всем органам чувств. Кроме того, мы способны создавать картинки в собственной голове, воспроизводить или воображать речь и другие звуки, физические ощущения, вкусы, запахи.

В Нейролингвистическом программировании (НЛП) те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы - известны как репрезентативные системы.

Каждый человек имеет свою предпочитаемую систему получения и хранения информации: визуальную, аудиальную или кинестетическую. Она называется ведущей. В зависимости от того, какая из систем ведущая, люди условно делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Несмотря на то, что каналов как бы только три (В, А, К), внутри себя человек воспроизводит, обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется Внутренний Диалог или Дигитальный канал (Ад). Если В, А и К - аналоговые каналы, то есть объекты воспринимаются как некое целое, то Ад - дискретный, цифровой, он работает со словами и числами.

Обычно человек более ориентирован на один из каналов - он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

Репрезентативная система как характеристика познавательной деятельности индивида

Репрезентативные системы (РС) - это термин, созданный психологами нейролингвистического программирования.

РС является характеризующим способом восприятия и переработки информации, которая зависит от особенностей межполушарного взаимодействия мозга индивида.

Один из фундаментальных принципов НЛП заключается в том, что последовательность переживаний, как порядок слов в предложении, влияет на конечное значение. Ещё один основополагающий принцип заключается в том, что слова не что иное как неадекватные ярлыки для опыта. Одно дело прочитать, как вбивать в доску гвозди, другое - почувствовать в руке молоток и услышать характерный звук, с которым гвоздь входит в доску. Другой опыт - ощутить дрожь молотка и увидеть, как согнулся гвоздь, под характерный звук, который сообщает о незаметном сучке.

Одной из первых моделей НЛП была идея "модальностей" или "репрезентативных систем". Во многих публикациях по НЛП эти термины используются как синонимы. Мы рассматриваем репрезентативную систему как систему, посредством которой субъектом воспринимается и используется информация, поступающая по сенсорным каналам. Репрезентативную систему индивида возможно рассматривать и как состояние психики, которое проявляется в невербальном и вербальном поведении.

Сенсорная репрезентативная система -- система, которая состоит из сенсорного анализатора, воспринимающего и совершающего первичную обработку поступающей информации от внутренних или внешних раздражителей, и нейронных путей, которые передают эту информацию в закодированном виде в соответствующие отделы коры головного мозга для их окончательной переработки и использования.

Фильтры сенсорных репрезентативных систем

Сенсорные репрезентативные системы являются в некотором роде фильтрами восприятия. Они определяют спектр восприятия реального мира, который физиологически доступен человеку (в кинестетической системе: запах многих вредных веществ человек ощущает только тогда, когда их ПДК превышена в несколько раз, в аудиальной -- 20-20000 Гц; в визуальной системе -- 380-680 ммк).

Так как каждая сенсорная репрезентативная система напрямую связана с операциями получения, переработки, организации, хранения и вывода информации, то, используя их в той или иной последовательности, человек создает свою собственную репрезентацию (отражение) реального мира (другими словами, субъективную модель мира). От направленности нашего внимания зависит то, в каких комбинациях используются сенсорные репрезентации для кодирования/записи происходящих вокруг нас процессов и событий. Известно, что сознательно человек может воспринимать 7±2 единицы информации одномоментно, и разные люди по разному "распределяют" этот резерв восприятия между сенсорными репрезентативными системами. Следовательно, тот фильтр, через который пройдет больше битов информации в единицу времени, и обеспечит в конечном итоге полноту и характер (визуальный, аудиальный, кинестетический) "сенсорной записи".

Модальность - качественная характеристика восприятия . В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации РС могут быть представлены в трех основных категориях: визуальные, аудиальные и кинестетические. Каждый индивид, по мнению основоположников НЛП, обладая всеми тремя модальностями восприятия, предпочитает использовать с максимальной нагрузкой все-таки одну. Эта модальность, которую индивид использует чаще других, называется основной модальностью . Именно благодаря основной модальности восприятия осуществляется максимальный доступ к информации. Ведущая модальность отражает деятельность мозга в данный момент, в ситуации "здесь и теперь".

Тип памяти соответствует сенсорному типу. Мышление, по утверждению исследователей нейролингвистического направления, также имеет модальные свойства .

Индивидуальные репрезентации мира различны, и чтобы эффективно осуществлять любые виды коммуникаций (в том числе и учебные) необходимо учитывать эти различия.

Репрезентативные системы индивида имеют качественные и количественные характеристики.

Качественные характеристики составляют модальные различия типов репрезентативных систем.

Количественные характеристики показывают, насколько развиты (или "открыты") те или иные каналы восприятия. На этом основании выделяют мономодальные, бимодальные и полимодальные типы репрезентативных систем. Говоря о мономодальном типе репрезентативной системы, мы имеем в виду, что только одна модальность наиболее развита и используется индивидом чаще других. Бимодальность характеризуется достаточной развитостью двух модальностей, при незначительно развитой третьей модальности. Полимодальность предполагает наличие хорошо развитых всех трех модальностей.

Репрезентативную систему индивида можно рассматривать и как состояние психики, которое появляется в вербальном и невербальном поведении человека.

Использование невербальных сообщений наряду с вербальной информацией для изучения внутренних процессов личности - одна из основ НЛП. Процесс получения бессознательной информации (картин, звуков, слов, и ощущения) называют в НЛП доступом. Симптоматика, специфическое поведение, которое демонстрирует личность, - это ключи доступа. Ключами доступа могут быть позы, мимические реакции, кинестетические ощущения, тембр голоса, а также комплексные движения глаз - паттерны (от англ. pattern - сетка).

Исходя из индивидуального предпочтения способа получения и обработки информации психологами НЛП выявлена следующая типология: визуально, аудиально и кинестетически ориентированные индивиды. Люди опираются на ведущую сенсорную репрезентативную систему как в поведении, так и в речи, а также организуют с ее помощью свои стратегии мышления. Приведем их краткие характеристики.

"Визуал"

Визуальная репрезентативная система -- равнонаправленная и одновременная. Человек, ориентированный визуально, как правило, организован, ориентирован на внешний вид, он тщательно выбирает, запоминает графические изображения, меньше увлекаем шумом. Он с трудом запоминает словесные инструкции, с большим удовольствием читает, нежели слушает. В процессе обучения нуждается в общем обзоре. Он должен видеть цель происходящего, должен рассмотреть детали, будет добиваться полной ясности. При разговоре требует описать или предложить общую картину. Пишет грамотнее других, но испытывает затруднения со словами, которые он читает впервые. Визуальный ученик быстро читает, обладает красивым почерком, живым воображением. Данная модальность - наилучшая для долгосрочного планирования, так как визуалы прекрасно "видят" перспективу.

"Аудиал"

Аудиальная репрезентативная система-- пошаговая и последовательная. Человек с доминантной аудиальной модальностью любит разговаривать с собой, легко отвлекается, легко повторяет услышанное. Ему труднее дается математика и письмо (при письме использует фонетический подход и поэтому пишет неправильно). Легко осваивает разговорный язык, при разговоре использует ритмический паттерн. Хорошо подражает звукам, учится, слушая. Запоминает по шагам, по действиям. Диалоги ведет как внешние, так и внутренние. Не начнет ничего делать до тех пор, пока не проговорит это. Самый разговорчивый индивид, который способен монологизировать разговор и любит дискуссии. Ему присуща тенденция к косвенным описаниям. Пишет с ритмическими движениями, любит читать вслух и слушать. Любит говорить во время письма.

"Кинестетик"

Кинестетическая репрезентативная система -- аналоговая и селективная. При доминирующей кинестетической модальности человек реагирует на тактильные поощрения, при этом любит прикасаться к людям и делает это. Физически ориентирован, много двигается. Для него характерно раннее мышечное развитие. Учится, делая, запоминает, проходя через опыт. Читая, указывает. У него много жестов. Иногда опущен вниз подбородок (у внутренних кинестетиков). Вспоминает общие впечатления от пережитого опыта, в разговоре лаконичен, тактичен, использует слова, описывающие действия, отсчитывает внутренний ритм. Любит книги с активным сюжетом. Пишет с нажимом, толсто и не столь хорошо, как другие. Стремится пережитое передать поведенчески. У них сильная интуиция, но слабость в деталях.

Сенсорные репрезентативные системы имеют две стороны -- внешнюю и внутреннюю. Внешние сенсорные репрезентативные системы (<ВАК>) отвечают за ввод и вывод информации. Внутренние сенсорные репрезентативные системы <ВАК>Ад) участвуют в кодировании информации и организации мыслительных стратегий. Ад (аудиально-дигитальная система), внутренний диалог, является метасистемой по отношению к сенсорным репрезентативным системам, так как оперирует не сенсорной информацией, а только ее кодами в виде слов и цифр. Часто внутренний диалог проявляется как оценочная речь человека.

Существует ряд отличий между кинестетиками, визуалами, аудиалами и дигиталами. Они касаются очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения. Кинестетик запоминает все телом, мышцами - у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал - произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя. Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы "эта штука бренькнула", и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал - рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.

В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое: Визуалы - 35%; Кинестетики - 35%; Аудиалы - 5%; Дигиталы - 25%; А, например, для США это выглядит немного иначе: Визуалы - 45%; Кинестетики - 45%; Аудиалы - 5%; Дигиталы -5%. Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими (древнеиндийские или персидские рисунки).

Известно, что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников и военных весьма большой процент дигиталов и аудиалов. Вообще, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше.

Способы обучения на уроке

Кинестетик выполняет лабораторную часть урока достаточно адекватно, поскольку способен физически "схватить" концепцию, но теряется, когда читает об этом в учебнике.

Визуал испытывает затруднения в лабораторном эксперименте, в то время как чтение учебника позволяет ему спокойно представить общую картину эксперимента.

Аудиал прекрасно работает в небольшой группе читающих учеников, вдали от учительского места и при должном использовании фонетического (пошагового) подхода.

В каждом классе всегда есть и визуалы, и аудиалы, и кинестетики. Как показали результаты исследования, при совпадении основной модальности учителя и ученика последнему значительно проще понять учителя, так как он использует привычные для него предикаты и другие особенности речи. Очевидно, что в лучшем положении находятся полимодальные учащиеся. Они без особого труда воспринимают информацию на всех уровнях, так как все модальности восприятия у них достаточно развиты. Если же у подростка хорошо развита и значительно чаще используется только одна модальность, то на уроке у учителя с другой основной модальностью он будет испытывать значительные трудности. Это связано с тем, что ученик в этом случае вынужден, будет "переводить" информацию в привычную для него форму, как бы на привычный для него язык. На эту процедуру "перевода" информации требуется некоторое время. Учитель же в это же самое время продолжает объяснять материал. И у подростка образуется так называемый "пробел" в потоке воспринимаемой информации. Зачастую это приводит к тому, что ученик не понимает того, что объясняет учитель. Из этого следует, что при объяснении нового материала на уроке необходимо предоставлять ее на различных уровнях.

Одной из психологических причин низкой успеваемости некоторых школьников, наряду с недостатками мотивации к учению, являются недостатки познавательной деятельности учащихся. Они делятся на следующие: неправильное использование ребенком своих качеств, несформированность приемов учебной деятельности, недостатки в развитии мыслительных процессов. В большинстве случаев причиной низкой успеваемости школьников является несовпадение репрезентативной системы учащихся со способами предъявления информации.

Образовательный процесс, как считают психологи НЛП, наряду с различными видами терапии, опытом личностного роста и другими приемами можно отнести к способам внутреннего изменения. В НЛП разработаны высокоэффективные техники повышения грамотности, развития внимания, памяти, мышления и речи, обучения чтению, а так же снятия фобических реакций и другие психокоррекционные техники.

Для эффективного обучения учителю необходима отдельная программа для каждого ученика, широкое использование всего диапазона визуальных, аудиальных и кинестетических стилей и знание того, насколько каждый из них целесообразен для этого ребенка.

Мономодальные учащиеся (трансляторы), предпочитая одну модальность, очень слабы в двух других. Любая информация, идущая через их сенсорную систему, должна "транслироваться" в ведущую единственную модальность памяти. Поэтому, когда содержание информации совпадает с их ведущей модальностью, они справляются прекрасно, но когда возникает необходимости "перевода" ученик вынужден транслировать информацию в свою ведущую модальность. Такая трансляция требует временного "отключения" от реальности, то есть ученик не способен воспринимать информацию, предоставляемую учителем. В результате у него имеется серия пробелов в информации.

Когда мы учим, используя видение и слушание, движение и прикосновение класс в целом получает информацию по одному или нескольким каналам. Такой многосенсорный подход способствует развитию менее развитых сенсорных каналов учеников .

Полимодальный подход будет воздействовать на большую часть учеников, что позволит им получить информацию, выбрав входной канал. Более того, многосенсорное обучение подкрепляет запоминание, усиливает сенсорные каналы. Когда акцент делается на содержание, учитель должен использовать многосенсорные техники так, чтобы учащиеся могли выбирать, на какие представленные аспекты им обратить внимание, решить, могут ли они больше двигаться или больше наблюдать, больше слушать или прикасаться.

Один из упреков общества в адрес современной школы состоит в том, что школа перегружает головы учеников ненужными знаниями, не давая им развития, не стимулируя в должной мере их способностей. Знания выступают как самоцель, а не как средство развития . Деятельность самих учащихся и способы приобретения ими знаний остаются вне поля зрения учителя.

В процессе обучения необходимо ориентироваться на специфику познавательных процессов школьников, причем, "воздействие на познавательную сферу личности учащихся должно быть комплексным" .

Всем привет! Несмотря на своё страшное и непонятное название, репрезентативная система – это всего лишь один из способов восприятия мира. Люди разные, как и их характеристики, то есть уровень памяти, тип мышления, способности, сила воли и многое другое. Зная то, каким образом другой человек получает информацию, мы можем выбрать методы, с помощью которых будет легче повлиять на его мнение и решения.

Типы репрезентативных систем

Визуальная репрезентативная система

Визуалы руководствуются образами, для них важна картинка. Считается, что их в мире наибольшее количество. У них развито воображение, которое вполне регулирует их внутренний мир и ощущения.

Признаки: сосредоточенный взгляд и ровная, выпрямленная спина. Дышит учащённо, в основном верхним, грудным способом.

Интересно, что на момент формирования образа, либо же сосредоточенного рассматривания того, что заинтересовало – способен задержать дыхание. Учитывая, что визуалам нужна картинка, длинную лекцию они не будут способны выдержать. Такова уж их психология.

Информация, которую требуется воспринимать на слух, утомляет и вызывает скуку. А работа при посторонних звуках станет невозможной, как и сон. Память, как вы уже могли догадаться, образная, поэтому при попытке что-то вспомнить, у них всплывают картинки перед глазами.

Важно не мешать им во время общения осматриваться по сторонам, а также не загораживать вид. Наиболее важен контакт глазами, именно такие люди способны замечать, что у вас изменилась причёска, появился новый элемент одежды, а также каким цветом глаза. Говорят быстро и громко, а всё потому, что картинки в голове проносятся молниеносно, и они стремятся успевать за ними.

Визуалы, в основном высокие, худощавые с тонкими губами. Голова поднята, взгляд устремлён вверх. Стараются держаться немного в стороне от собеседника, чтобы полностью его видеть. Шея в основном напряжена, наряду с плечами. Жесты на уровне лица, чтобы хорошо были видны.

Слова и фразы:

  • Посмотрите
  • Я рассмотрю ваше предложение
  • Ответ появился перед глазами
  • Я теперь вижу, что вы пытались мне объяснить
  • Хочу увидеть вас
  • Интересное зрелище
  • Мы там увидим что-то невообразимое

Аудиальная


Информацию улавливают, ориентируясь на звуки, как, в принципе, и запоминают её. Аудиалов намного меньше, всего лишь 20 процентов среди всего населения.

Признаки: дыхание в одном каком-то ритме, чётком и ровном, много говорят, стараясь как можно точнее и правильней изложить свои мысли, чтобы быть наверняка услышанным. Говорят настолько много, что окружающие устают от их присутствия. Порой даже разговаривают вслух с самим собой, когда остаются по каким-либо причинам в одиночестве.

Глаза часто «бегают», не столько потому, чтоб рассмотреть что-то, это просто помогает сосредоточиться и прислушаться. Акцентируют внимание на тембр голоса, интонации. Такого человека непросто обмануть касательно своего эмоционального состояния, так как разницу отследит мгновенно по тому, как именно вы говорите, будучи радостным или грустным и прочее. Жесты на уровне груди, руки ниже не опускают пытаясь что-то объяснить.

Либо полноватые, либо среднего телосложения. Интересно, что в контакте с другими стараются быть как можно ближе, подавая корпус тела ближе к собеседнику. Так лучше слышно. Но когда в голове происходит внутренний диалог, чтобы его лучше уловить, они отстраняются от партнёра.

Так что, если вы внимательны, то всегда сможете отслеживать, отвлекся собеседник, или всё-таки слушает вас и слышит. Голова чаще всего наклонена в одну сторону, а не повернута прямо к партнёру. Так обычно ведут себя люди, когда прислушиваются к тихим или далёким звукам.

Не обижайтесь на то, что контакт глазами будет редким, так как когда они смотрят на другого человека – им сложнее воспринимать поступающую информацию, они попросту отвлекаются.

Слова и фразы:

  • Я слышу
  • Я что, говорю на непонятном языке?
  • Пропустил мимо ушей
  • Держи язык за зубами
  • Не проронил ни слова
  • Вот такая манера говорить
  • Не могу слышать его голос
  • Вот послушай, что я тебе скажу
  • Это же неслыханно!

Кинестетическая


Им очень важно чувствовать и ощущать тактильно, то есть, дотрагиваясь, щупая. И это не только для того, чтобы лучше понять материал и прочее, кинестеты используют прикосновения как способ выразить свои чувства. Так же как и аудиалы, составляют всего лишь 20 процентов среди остальных видов.

Признаки: их легко распознать не просто заметив частые прикосновения к вам, но и, присмотревшись к движениям зрачков, которые обычно имеют направленность сверху вниз и вправо. Дыхание глубокое, животом, его называют мужским, так как у женщин оно более поверхностное, грудное.

Разговаривает немного замедленно, делая многочисленные паузы, дабы прислушаться к внутренним ощущениям. Сам голос низкий, хриплый или тихий. При контакте располагается очень близко, порой нарушая интимную зону. При жестикуляции руки вверх не поднимает, в основном это движения не выше уровня живота.

Пухлые и мягкие губы, как и, в принципе, очертания тела. Нередко бывает мускулистым, крепким и сильным. Темп жизни, как и движений – медленный, поэтому, если хотите обратить на себя внимание, либо поддержать человека, у которого ведущая тактильная модальность – прикоснитесь к нему, погладьте, или просто похлопайте по плечу.

Слова и фразы:

  • У меня чешутся руки, так хочется
  • Да я и пальцем его не трогал
  • Я человек с горячим сердцем
  • И зачем я только с вами связался?
  • Он довольно-таки толстокожий человек
  • Она вела себя хладнокровно
  • Не нужно мне тут хватать звёзды с неба!
  • Я загорелся желанием

Дигитальный


Несмотря на сложность самого слова, определение достаточно простое. Дигиталы – это люди, которые ориентируются на все вышеперечисленные типы репрезентативной системы, только на метауровне. Таких личностей не часто встретишь, так как представляют самое малое количество.

Признаки: используют логику, стараясь во всём найти связь и объяснение. Движение зрачков обычно сверху вниз и влево.

Губы сжаты, руки чаще всего в закрытом положении, то есть, скрещены на груди. Дыхание достаточно неровное, поверхностное, с периодическими паузами. Также можно заметить, что такой человек часто вздыхает, будто его что-то тревожит или печалит. Говорит как на автомате, без особого проявления эмоций, отчего может вызывать скуку своей монотонностью и размеренностью.

Внешних отличий от других типов практически нет, они выглядеть могут совершенно по-разному. Распознать можно по тому, что двигаются как роботы, механически, и используют в своей речи такие фразы, которые кажутся заученными и заранее подготовленными.

Опираются на цифры, статистические данные, поэтому распознать дигиталов сможете по таким фразам и словам, как:

  • Мне всё понятно
  • Я знаю
  • Мне нужно подумать
  • Я должен поразмышлять
  • Это достаточно интересно

Олдфакторы и густаторы


Редко встречающиеся, но всё же существующие виды: олдфакторы (обоняние) и дегустаторы (вкусовые рецепторы ведущие), и то, они существуют в связи с профессиональной деятельностью, или с физическими ограничениями. У тех, кто потерял зрение, обостряются другие органы, с помощью которых они научаются воспринимать поступающую информацию, они лучше слышат, различая людей даже по походке и улавливая их настроение.

Дегустаторы даже по запаху способны назвать продукты, которые входят в состав какого-то блюда.

  • У него такая кислая мина была
  • Моя жизнь горькая, как таблетка
  • Мое сердце почуяло беду
  • Он такой слащавый, аж противно
  1. Учитывая тот факт, что большинство людей являются визуалами, встречаясь с новыми людьми, старайтесь использовать слова, более близкие их типу восприятия, тогда шанс быть услышанным и понятым значительно вырастет.
  2. Обращайте внимание, какую дистанцию выбирают по отношению к вам, тогда вы точно сможете понять, дигитал перед вами или нет. И если от вас находятся слегка на расстоянии, не нарушайте личное пространство собеседника, дабы не спровоцировать его на конфликт или желание попрощаться с вами. Более подробно о зонах контакта вы узнаете из .
  3. В разговоре вам потребуется прислушаться к тому, какие слова использует партнёр, с чем связана его работа, как проводит свободное время, как он выглядит (опрятно, удобно, модно и прочее), а также как именно он получает необходимые знания и что любит. Проанализировав вышеупомянутое, вы легко сможете определить, к какому виду он относится.
  4. Если в ходе беседы вы замечаете, что ваши аргументы и доводы не действуют, подумайте, возможно, вы ошиблись и опираетесь на неподходящие выражения, которые не соответствуют типу репрезентативной системы собеседника? Возьмите на вооружение статью .
  5. Присмотритесь к ребёнку, чтобы понять, какая у него ведущая система, тогда мотивировать его и находить общий язык станет намного проще.
  6. Используйте полученные знания в рабочих процессах, подготавливая речь, презентации и доклады.

Заключение

И помните, что людям свойственно меняться в течение жизни, поэтому даже если вы раньше считали себя, допустим, кинестетом, то профессиональная деятельность, члены семьи и способ проведения досуга могли оставить свой отпечаток, превратив вас в дигитала или аудиала. Так что периодически присматривайтесь к близким и ценным людям, возможно, старые методы обращения с ними утратили свою актуальность, отчего не выходит найти общий язык.

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать. Эта фильтрация происходит на самых различных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать "ненужных" людей, и заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимание на запах книги, находящейся у вас в руках. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Кто-то читает "Известия", кто-то детектив, и это тоже фильтрация. Человек выбрал то, что ему кажется более важным и интересным, или то, что ему ближе и роднее.

Каналы восприятия

Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства . И можно говорить, что существуют три канала восприятия:

Визуалы

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения .
Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы) .
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее . И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: "Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!"
Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:
- Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики . Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они относительно медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать ). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати): "И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед..."
У Кинестетиков часто бывают трудности с планированием – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают "сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже". Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что "разговоров много, а дела мало ”. Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны ) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них "просто рассказ" как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе "все эти красочные прелюдии и разговоры" Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его... Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.
При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются . Именно поэтому им тяжело сказать "нет ”. Просто для пробы несколько раз проговорите про себя "нет ” и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная "телефонная поза" – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.
Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
Как говорила одна героиня комедии Островского: “Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух ?"
Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:
- Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!
- Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!
- Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.
- Вы так галантны!
Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо "поверх толпы". Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).
Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: "Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный."
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: "Я понимаю, что вы чувствуете," – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале. Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в "Дикой Орхидее" Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое: "Дистанция, полный контроль, ничего лишнего..."
Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.
Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и... съедаете его.
Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.
А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу...
Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией. Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Каждый человек воспринимает мир по-своему. В основе его восприятия лежит тот или иной канал поступления информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (телесный). Давайте рассмотрим, какие репрезентативные системы восприятия и обработки информации существуют, поймем, что каждая из них означает и научимся определять типы систем у себя и других.

Есть ведущие системы, которыми мы пользуемся чаще всего для обработки информации. Так, многие люди думают в основном картинками, как бы прокручивая фильм у себя в голове. Другие предпочитают вести внутренний диалог. Третьи будут основывать свои действия на внутренних ощущениях по отношению к ситуации («греет душу» или нет, «цепляет»).

Поэтому разные люди становятся более успешными в решении отдельных задач, в зависимости от того, какова специфика этой задачи. Например, у музыканта аудиальный канал восприятия будет явно более развит, а спортсмену необходимо развивать кинестетический канал. Архитектор же, в силу своей профессии, предпочитает мыслить образами.

Бывает, что люди не могут понять друг друга только потому, что говорят буквально на разных языках – то есть на языках разных репрезентативных систем.

Например:
Жена: «Ты меня совсем не любишь».
Муж: «Но ведь это очевидно , почему ты не замечаешь
Жена: «Ты никогда не говоришь мне о любви».

Ясно, что жена мыслит звуками, а муж образами. В итоге взаимопонимание становится невозможным.

Людей, которые в равной степени владеют всеми каналами восприятия и обработки информации, и могут использовать их по своему усмотрению, очень мало. Хотя репрезентативные системы не являются взаимоисключающими, в основном, у человека есть один ведущий канал восприятия, обработки и хранения информации, второй вспомогательный, третий наименее развитый.

Знание ведущей репрезентативной системы собеседника позволит вам разговаривать с этим человеком «на одном языке», и, таким образом, установить с ним раппорт, вызвать подсознательное доверие человека по отношению к вам.

Как же определить, какой способ обработки информации для человека «родной», а какой нет. Существует целый ряд индикаторов, которые могут нам помочь в этом: поведение (дыхание, скорость речи и т.д.), глазные сигналы доступа, речь (слова и выражения). Разберем каждый из них.

Поведенческие характеристики

Визуал : говорит быстрее, громче и более высоким тоном, т.к. образы возникают в голове быстро и человеку приходится говорить быстро, чтобы за ними поспевать. Дыхание верхнее и более поверхностное. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного. Жесты также «высокие», находятся на уровне лица. Важно видеть собеседника, поэтому важен контакт глаз. Может увеличивать дистанцию, чтобы «охватить» взглядом собеседника. В речи употребляют слова соответствующей модальности: «я вижу, что вы говорите», «у меня в голове прояснилось» и т.д.

Аудиал : дышит всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, резонирующий и вибрирующий, мелодичный. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком (телефонная поза). Некоторые люди повторяют то, что они услышали в такт своему дыханию. Часто не смотрит в глаза, т.к. вслушивается в слова. Жесты в основном находятся на уровне груди, выше талии, движения средней широты. В лексике присутствуют такие слова как, «мне созвучно это», «пропустил мимо ушей» и т.п.

Кинестетик : характерно глубокое низкое дыхание животом, часто сопровождающееся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, богатый обертонами. Предпочитает говорить медленно, с длинными паузами. Жесты также «низкорасположенные», т.е. жестикуляция преимущественно происходит ниже уровня талии. Движения крупные, размашистые, свободные, тело расслаблено. Старается подойти ближе к собеседнику, прикоснуться к нему. Часто употребляет слова типа «я почувствовал», «ощутил», «руки чешутся» и т.д.

В последнее время стали выделять еще один тип людей.

Дигитал : для них характерно неглубокое, поверхностное дыхание, движения механические, заученные, голос также сухой, монотонный, лишенный эмоциональных оттенков. Такие люди предпочитают сенсорно-неопределенные слова и выражения, несущие только сухую информацию, лишенную субъективной эмоциональной окраски. В речи они используют слова, сигнализирующие о понимании, о принятии информации «понятно», «интересно», «знаю», «я подумаю» и т.п., часто оперируют цифрами. Для них самым важным является внутренний диалог.

Помимо вышеперечисленных телесных проявлений, существуют также ключи, которые позволяют прямо и четко определить, каков ход мыслей человека в данный момент времени. Эти ключи называются глазными сигналами доступа.

В зависимости от направления движений глаз, которые, как известно напрямую связаны с деятельностью мозга, можно определить, какой системой восприятия пользуется человек для обработки информации, а также то, он припоминает что-то или все же придумывает.

Ниже представлено краткое описание вариантов перемещения глаз человека, отвечающего на ваш вопрос, и их интерпретация.


Глазные сигналы доступа

Вверх влево.
Визуальное конструирование образа

Если вы попросите кого-нибудь представить фиолетового быка, человек посмотрит вверх и налево, потому что он будет конструировать фиолетового быка в своем мозге.

Вверх вправо.
Визуальное воспоминание образа

Если вы спросите кого-нибудь «Какого цвета были обои в твоей комнате в детстве?», он будет вспоминать и глаза начнут двигаться вверх и вправо.

Влево.
Конструирование звука

Если вы попросите кого-нибудь воспроизвести в голове самый высокий звук, который может издать инопланетянин, он начнет конструировать в голове звук, которого никогда не слышал.

Вправо.
Воспоминание звука

Если вы попросите кого-нибудь вспомнить, как звучит голос его матери, он посмотрит вправо.

Вниз влево.
Доступ к ощущениям

Если вы спросите кого-нибудь «Ты можешь вспомнить запах костра?», он посмотрит вниз и влево.

Вниз вправо.
Внутренний диалог

Это направление глаз во время того, как кто-то «разговаривает с собой».

Расфокусированный взгляд прямо перед собой – визуализация.

Для того, чтобы научиться считывать сигналы с человека, можно потренироваться с кем-то из знакомых, задавая ему вопросы отслеживая реакцию. Ниже представлен целый спектр таких вопросов.

Вопросы, включающие визуальное воспоминание:

  • Какого цвета ваша входная дверь?
  • Что Вы видите, совершая прогулку в ближайший магазин?
  • Как расположены полоски на шкуре у тигра?
  • Сколько этажей в доме, в котором Вы живете?
  • У кого из Ваших друзей самые длинные волосы?

Вопросы, требующие визуального конструирования:

  • Как бы выглядела Ваша комната с розовыми в крапинку обоями?
  • Если карту перевернуть, то в каком направлении будет юго-восток?
  • Представьте себе пурпурный треугольник внутри красного квадрата.
  • Как бы выглядела Ваша фамилия, написанная в обратном порядке?

Вопросы, требующие аудиального припоминания:

  • Можете ли Вы услышать внутри себя свое любимое музыкальное произведение?
  • Какая дверь в Вашем доме скрипит громче всех?
  • Как звучит сигнал занято в Вашем телефоне?
  • Третья нота в национальном гимне выше или ниже второй?
  • Можете ли Вы услышать хоровое пение внутри себя?

Вопросы для аудиального конструирования:

  • Как громко получится, если 10 человек крикнут одновременно?
  • Как будет звучать Ваш голос под водой?
  • Какая дверь скрипит громче всего?
  • Представьте себе вашу любимую мелодию, звучащую в 2 раза быстрее.
  • Какой звук издаст пианино, если оно упадет с 10 этажа?
  • На что будет похож вопль мандрагоры?
  • Как буде звучать цепная пила в сарае из рефленого железа?

Вопросы для внутреннего диалога:

  • Каким тоном Вы разговариваете сами с собой?
  • Прочтите детский стишок про себя.
  • Когда Вы говорите сами с собой, откуда звучит Ваш голос?
  • Что Вы говорите сами себе, когда дела идут плохо?

Вопросы для кинестетического канала восприятия:

  • Что бы Вы ощущали, надевая мокрые носки?
  • На что похоже – опускать свои ноги в холодный бассейн?
  • Какие ощущения вы испытали бы, натянув шерстяной свитер на голое тело?
  • Какая рука сейчас теплее: правая или левая?
  • Насколько приятно было бы Вам устроиться в ванной с теплой водой?
  • Как Вы себя чувствуете после вкусного обеда?
  • Вспомните запах нашатыря.
  • Что Вы чувствуете, после того, как хлебнули целую ложку пересоленного супа?

Движения глаз происходят очень быстро, и вам следует быть наблюдательным, чтобы увидеть их. Они будут показывать последовательность репрезентативных систем, которые человек использует, чтобы ответить на поставленный вопрос. Например, отвечая на аудиальный вопрос о громко скрипящей двери, человек может визуализировать каждую дверь, мысленно почувствовать, как он ее открывает и затем услышать звук. Часто человек будет обращаться сначала к своей ведущей системе, чтобы ответить на вопрос.

В некоторых случаях, отслеживая движения глаз, можно понять, честен ли с вами человек.

Если собеседник собирается что-то утаить, солгать вам, то в этом случае его взгляд перемещается по определенному пути, который называют «траектория лжи» : сначала взгляд направляется влево вверх или влево по горизонтали (относительно вас) – собеседник обращается к зрительной или слуховой конструкции, затем вправо вниз – человек обращается к контролю речи. То есть собеседник сначала представляет, как это может быть, конструирует речь, после этого старается подбирать слова так, чтобы говорить только то, что соответствует представленному, сконструированному, и ничего лишнего.

Кроме сигналов глаз, которые часто отражают ход мыслей человека, его ведущую репрезентативную систему можно определить по наиболее часто употребляемым им в речи сенсорно-определенным словам и выражениям. Ниже представлены примеры слов и выражений, которые могут быть использованы представителями разных модальностей.

Сенсорно-определенные слова и выражения

Визуальные : смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный.

Аудиальные : говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, спрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой.

Кинестетические : хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, холодный, шершавый, взяться, сдавить, взять, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжелый, гладкий.

Нейтральные : решать, думать, помнить, знать, медитировать, понимать, намереваться, осознавать, оценивать, учить, мотивировать. Изменять, сознательный, относиться.

Визуальные выражения:

  • Я вижу, что Вы имеете в виду.
  • Я внимательно рассматриваю эту идею.
  • Мы смотрим глаза в глаза.
  • Я имею смутное представление.
  • У него слепое пятно.
  • Покажите мне, что Вы имеете в виду.
  • Вы посмотрите на это – и рассмеетесь.
  • Это прольет немного света на существо вопроса.
  • Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки.
  • Это прояснилось для меня.
  • Без тени сомнения.
  • Смотреть скептически.
  • Будущее выглядит светлым.
  • Решение возникло перед его глазами.
  • Приятное зрелище.

Аудиальные выражения:

  • На той же длине волны.
  • Жить в гармонии.
  • Говорить на тарабарском языке.
  • Пропускать мимо ушей.
  • Звонить в колокол.
  • Задавать тон.
  • Слово за слово.
  • Неслыханный.
  • Ясно выраженный.
  • Давать аудиенцию.
  • Держать язык за зубами.
  • Манера говорить громко и отчетливо.

Кинестетические выражения:

  • Я связался с вами.
  • Я ухватил эту идею.
  • Задержаться на секунду.
  • Я своей печенкой чувствую это.
  • Человек с холодным сердцем.
  • Хладнокровный человек.
  • Толстокожий.
  • Руки чешутся.
  • Пальцем не тронуть.
  • Палец о палец не ударил.
  • Твердое основание.
  • Загореться желанием.
  • Не хватать звезд с неба.
  • Плавно регулировать.

Ежедневно уделяйте некоторое время тому, чтобы слушать свою и чужую речь, игнорируя содержание, а обращайте внимание только на сенсорно-определенные слова, специфические для сенсорного опыта. На первых порах это будет требовать некоторого сосредоточения, но вскоре необходимость в этом отпадет, и вы научитесь автоматически распознавать паттерны репрезентативных систем.

Как эту информацию можно использовать

От ведущей модальности зависит тактика воздействия на человека. Чтобы создать раппорт (подсознательное доверие), подстройтесь к предикатам другого человека. Вы будете говорить на его языке, и представлять ему идеи именно тем способом, каким он думает о них.

В ходе общения с визуалом используйте обороты «видите ли», «это очевидно», «посмотрите» и т. д. Опирайтесь на образные сравнения, рассказывайте о «ярких перспективах», поддерживайте ожидания «блестящего будущего».

В общении с аудиалом необходимо максимальное внимание уделить интонациям речи, поскольку это будет основной инструмент воздействия. Используйте выделение скрытых внушений с помощью своего голоса (повышение или понижение тона, изменение тембра, повышение громкости, переход на шепот). Употребляйте выражения типа «послушайте», «не верю своим ушам», «как гром среди ясного неба», и т. д. 

При общении с кинестетиком внесите в речь больше описаний возможных ощущений, которые могут возникнуть у собеседника во время взаимодействия. Почаще произносите фразу «вы можете почувствовать, что …», дайте ему «чувство твердой уверенности», или «стержень, на который тот сможет опереться».

Например, если человек говорит вам «Посмотри» – отвечайте: «Вижу», или «Сейчас разгляжу получше». А если он скажет: «Хочу поговорить», ответьте «Слушаю», или: «Ты меня тоже выслушаешь?». В ответ же на слова «Я переживаю», можно сказать: «Я чувствую твое состояние», или «В чем причина твоего настроения?». Так вы сумеете избежать распространенной ошибки, когда один из собеседников говорит: «Вы чувствуете?», а другой отвечает «Не вижу».

Успех будет зависеть, во-первых, от вашей сенсорной остроты и способности увидеть, услышать или ухватить лингвистические паттерны других людей. И, во-вторых, от того, имеете ли вы достаточный запас слов в каждой репрезентативной системе для адекватной реакции. Конечно, не все разговоры будут происходить в одной системе, но подстройка к языку чрезвычайно важна для раппорта.

Обращаясь к группе людей , используйте разнообразные предикаты. Предоставьте возможность визуалам увидеть то, что вы говорите. Позвольте аудиально думающим людям услышать вас громко и отчетливо, постройте переправу к тем кинестетически думающим представителям аудитории, которые смогут ухватить смысл вашей речи. В противном случае, зачем им слушать вас? Если вы ограничите свое объяснение только одной репрезентативной системой, вы рискуете тем, что две трети аудитории не последует за вами.



Похожие публикации