Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Александр I и политика модернизации России. Почему россии не нужна модернизация

Введение

Политика Александра 1 в послевоенное время

Крушение преобразование Александра 1

Заключение


Введение

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода можно было бы озаглавить: «Россия на распутье» - между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны. В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра 1, независимо от того, преувеличивают ли они роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи.

Преобразованиям Александра 1 и в настоящее время уделяется огромное значение. Многочисленными авторами пишутся статьи о его деятельности, изучается то колоссальное влияние проведенных преобразований на социально-экономическое развитие страны в целом. То, что люди спустя столько лет не только помнят, но и анализируют, пытаются сопоставить сдвиги прошлых лет с ситуацией на сегодняшний день, заслуживает уважение и подтверждает то, что Александр 1 по праву занимает столь высокое место в истории России.

В данной работе мы рассмотрим то, как Александр 1 пришел к власти и начало его реформаторской деятельности, политику проводимую им в послевоенное время, а также неудачи, которые постигли его преобразования.

1. Начало реформаторской деятельности Александра 1

реформаторская александр политика

Александр 1 взошел на российский престол, намереваясь осуществить радикальную реформу политического строя России путем создания конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля 1801г. был создан Непременный совет - законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя.

Первые годы царствования Александра 1 оставили наилучшие воспоминания у современников. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил короткий период «просвещенного абсолютизма». Открывались университеты, лицеи, гимназии. 25 февраля 1803 года Александр 1 издал указ «О свободных землепашцах». По этому указу помещики, желавшие освободить крестьян, могли освобождать крестьян целыми селениями, на основании договоренности с крестьянами.

Министр Внутренних дел получил право утверждать соглашения помещиков с крестьянами. Из этого дело ничего не вышло. Те, кто больше всех выступал против крепостного права, помещики-якобинцы, вроде графа Строганова, заявлявшего на собраниях Негласного Комитета, что опасность заключается не в освобождении крестьян, а в удержании их в крепостном состоянии, и не подумали освободить крестьян. Только граф С.П. Румянцев освободил 5000 крепостных. В течение царствования Александра было освобождено добровольно всего лишь около 50.000 крестьян. Граф же Строганов, говоривший в Париже во время французской революции, что он мечтает дожить до такой же революции в России и больше всех настаивавший на освобождении крестьян, и не подумал отпустить на волю всех своих крестьян. Но идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание реформы 1861 г.

Крики о необходимости срочной отмены крепостного права были только одним из способов расшатывания царской власти со стороны масонов и якобинцев. Вот, дескать, смотрите, как сидящий на троне тиран не желает дать свободу миллионам своих подданных. Это только распаляло страсти масонов, вольтерьянцев и сторонников французской революции против тирана. С другой стороны, эти крики вызывали вражду к царю среди той части дворянства, которая вовсе не желала расставаться с теми выгодами, которые им давало пользование бесплатным трудом крещеной собственности. А таких дворян было много между средних и низших слоев дворянства, которые являлись приверженцами православия и сторонниками монархии. Затрагивать интересы этих слоев дворянства и освобождать крестьян против их желания было опасно.

Желание Александра 1 освободить крестьян наталкивалось на сложную политическую игру слоев враждебных монархической власти и на материальные интересы ее убежденных сторонников.

Одного желания Александра 1 как можно скорее освободить крестьян было мало. Он должен был считаться с реальной политической обстановкой в стране. А она, благодаря расцвету масонства, падению влияния православного и монархического сознания в высших слоях дворянства, в России была очень и очень напряженной.

Александр 1 хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил.

Причиной этого непостоянства политики было вовсе не непостоянство его характера, как это обычно утверждают, а двойственность его мировоззрения, смешение в его мировоззрении двух враждебных политических доктрин - монархической и республиканской.

Александр 1 несомненно, желал принести пользу русскому народу. Но все его самые лучшие намерения почти всегда роковым образом оборачивались и против него и против исторических национальных интересов русского народа. Причиной всех его неудач было его мировоззрение - странная противоестественная смесь монархических идей с республиканскими, православия с европейским мистицизмом, либерализма с консерватизмом.

В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на свидание с Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. «Не угодно ли вам, государь, - в шутку спросил он Александра, - обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. По поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти - законодательная, исполнительная и судебная - соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и заключался его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными. Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр 1 все более входил во вкус самодержавного правления.

2. Политика Александра 1 в послевоенное время

Когда бури военных лет пронеслись, правительство не возвратилось к деятельности в прежнем направлении.

События этих лет неодинаково подействовали на общество и на правительство: в первом они вызвали необычайное политическое и нравственное возбуждение; общество непривычно оживилось, приподнятое великими событиями, в которых ему пришлось принять такое деятельное участие.

После наполеоновских войн Александр 1 еще не сразу стал поклонником абсолютизма. В значительной мере под его влиянием новый французский король Людовик XVIII дал своему народу конституционную хартию (хотя и с очень ограниченным кругом избирателей). Сам Александр, сделавшись после Венского конгресса «царем польским», дал Польше (в декабре 1815 г.) конституцию, предоставлявшую законодательную власть в стране польскому сейму. Наместником в царстве Польском был назначен старый польский генерал Зайончек (бывший начальником одной из дивизий в армии Наполеона). Польша имела свое правительство (из 5 министров) и свою особую армию (около 40 тыс.); командующим польской армией был назначен брат царя, великий князь Константин (женатый на польской аристократке). В речи при открытии польского сейма в 1818 г. Александр сказал, что свободные учреждения совершенно согласуются с общественным порядком и утверждают истинное благосостояние народов, и заявил о своем намерении - благодетельное влияние свободных учреждений распространить на все страны, попечению. В это время Александр поручил другу своей молодости Новосильцеву составить план конституции для России, и последний составил «уставную грамоту», однако Александр отложил осуществление проекта Новосильцева.

Известно, что во вторую половину царствования император очень мало занимался внутренними делами России, все его внимание постепенно сосредоточилось на устройстве политического порядка в Польше, на поддержании устройством Священного союза политического порядка в Западной Европе.

Одно дело внутри государства живо интересовало Александра - это была организация военных поселений, начальником которых был назначен все тот же Аракчеев. Главною целью военных поселений было уменьшение расходов казны на содержание армии. Система военных поселений состояла в том, что некоторые территории, населенные казенными крестьянами, передавались из гражданского ведомства в военное; они освобождались от обычных податей и повинностей и зато должны были из состава населения комплектовать и содержать определенные воинские части; семейные солдаты должны были составлять коренное население волости: у них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали у хозяев как батраки и взамен заработной платы получали от них полное содержание. Правительство заботилось об улучшении материального положения военных «поселян», давало им скот, инвентарь, ссуды и пособия, но вся жизнь их была скована строгими правилами военной дисциплины и находилась под непрестанным надзором начальства, и потому население (как и общество) относилось с ненавистью к этой системе и считало ее худшим видом крепостного права. Военные поселения при Александре 1 получили широкое развитие: к 1820 г. корпус военных поселений состоял из 90 батальонов пехоты в Новгородской губернии и 36 батальонов пехоты и около 250 эскадронов кавалерии в украинских поселениях.

В 1816-1819 гг. было произведено освобождение крепостных крестьян в Прибалтийском крае, но условия реформы не соответствовали интересам крестьян, ибо вся земля оставалась в собственности помещиков. «Учреждение» для эстляндских крестьян, изданное в 1816 году, гласило, что «эстляндское рыцарство, отрекаясь от всех доселе принадлежащих ему крепостных наследственных прав на крестьян, предоставляет себе токмо право собственности на земли». Однако в этом «токмо» заключалось весьма многое! Крестьяне, сделавшись лично свободными, но не получив никаких земельных наделов, попали в полную экономическую зависимость от помещиков и должны были превратиться или в арендаторов помещичьей земли, или в батраков в помещичьих хозяйствах. На таких же условиях были «освобождены» в 1817 г. крестьяне Курляндской губернии, а в 1819 г.- крестьяне в Лифляндской губернии и на о. Эзеле.

В области культуры и просвещения последние годы Александрова царствования характеризовались попытками привлечения религии на службу реакции и обскурантизма. В 1817 г. было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения (с князем А.Н. Голицыным во главе), которому было поручено заботиться о том, «дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения». Сам князь Голицын был человек религиозный, культурный и гуманный, но его помощники (как пресловутые Магницкий и Рунич, попечители Казанского и Петербургского учебных округов) - ханжи, лицемеры и карьеристы - взялись насаждать «христианское благочестие» путем злобных преследований всяких проявлений «безбожия» и «вольнодумства»; эта политика повела к разгрому свободной науки в университетах.

После войны в России началось движение за освобождение крестьян от крепостной зависимости. В 1816 г. в Петербурге было создано первое тайное политическое общество - «Союз спасения». Инициаторами создания этого общества были шестеро молодых офицеров. Во главе их стоял 24-летний полковник гвардейского Генерального штаба Александр Муравьев. Тайное общество имело свою программу и устав, Оно вербовало в свои ряды новых молодых членов. В 1818 г. этот союз принял новую программу и выработал организационные формы. Вскоре родилась вторая дворянская тайная организация - «Союз благоденствия», который просуществовал до 1821 г. На их основе в сложной и противоречивой обстановке возникли два новых общества - Южное и Северное.

Южное общество было создано в мартовскую ночь 1821 г. в Тульчине, на Украине, где располагались части Второй армии, в которой проходила служба его основателя Павла Пестеля. Северное общество возникло в Петербурге осенью 1822 г. после возвращения гвардии из Москвы в Санкт-Петербург. Оба общества сознавали себя частями одного целого, одной общей организации. Под руководством Никиты Муравьева был разработан проект конституции. Та группа декабристов Северного общества, которая подготовила и организовала восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге, в своем руководящем ядре придерживалась республиканских убеждений.

Так при всеобщем недовольстве и при полном идейном отчуждении интеллигентного общества от царя и его правительства заканчивалось царствование Александра 1, возбудившее вначале такие светлые надежды у всех.

Крушение преобразование Александра 1

Нам уже доподлинно известно, сто начинания Александра 1, почти все были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т. е. ухудшили положение дел. В самом деле, мечты о конституционном порядке осуществлены были на западном крае России, в Царстве Польском. Действие этой конституции причинило неисчислимый вред истории. Вред этот имел случай почувствовать сам виновник польской конституции.

За пожалованную конституцию поляки вскоре отплатили упорной оппозицией на сейме, которая заставила отменить публичность заседаний и установить в Польше, помимо конституции, управление в чисто русском духе. Одним из лучших законов первых лет был указ 1803 г. 20 февраля о вольных хлебопашцах; на этот закон возлагали большие надежды, думали, что он подготовит постепенно и мирно освобождение крестьян. Лет за 20 со времени издания закона вышло на волю по добровольному соглашению с помещиками 30 тыс. душ крепостных крестьян, т. е. около 0,3% всего крепостного населения империи (по VI ревизии в 1818 г., его считалось до 10 млн. ревизских душ).

Государственный совет, Сенат и комитет министров были построены на том же коллегиальном начале, какое проведено было в губернских учреждениях Екатерины, а учреждения, служившие посредниками между теми и другими, министерства и главные управления, были основаны на начале единоличной власти и единоличной ответственности своих управителей; верх и низ управления построены были на ином начале, не на том, на каком держалась средина управления (это система передаточных учреждений).

В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т. е. на идее твердого и для всех одинакового закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе.

Но по молчаливому или гласному признанию действующего закона целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. душ обоего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованы с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены или задуманы.

Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили.

Люди тех поколений были уверены, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществлен нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т. е. система правительственных учреждений. Они расположены тем более были к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать в короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.

На той же точке зрения, на какой стоял Александр 1 и его сотрудники, стояли и люди 14 декабря; если они о чем размышляли и толковали много, то о тех формах, в какие должен облечься государственный порядок, о той же конституции. Правда, все, что они проектировали определенного и практически исполнимого, все было уже сказано раньше их, в проекте Сперанского. Они касались и частных гражданских отношений, т. е. взаимных отношений лиц и сословий, но их мысли касались этого, как язвы отечества, не зная, как устранить, каким строем отношений заменить действующий общественный порядок.

Как сотрудники Александра, так и люди 14 декабря, односторонне увлеченные идеей личной и общественной свободы, совсем не понимали экономических отношений, которые служат почвой для политического порядка. Эта односторонность тех и других, и воспитателей и воспитанников (ибо декабристы были воспитанниками Александра и Сперанского), особенно резко выразилась в вопросе о крепостном праве; как правительство Александра, так и декабристы были в большой уверенности, что стоит дать крестьянам личную свободу, чтобы обеспечить их благоденствие; о материальном их положении, об отношении их к земле, об обеспечении их труда они и не думали или думали очень мало.

Движение 14 декабря было последним гвардейским дворцовым переворотом; им кончается политическая роль русского дворянства. Оно еще останется некоторое время при делах, как сословие, будет принимать деятельное участие в областных учреждениях, но оно уже перестанет быть правящим классом, а превратится в такое же орудие правительства, в такое же вспомогательное средство бюрократических учреждений, каким оно было в старые времена, в XVII столетии.

Заключение

Царствование Александра 1 началось событиями ночи с 11 на 12 марта 1801 г. и закончилось пушечной пальбой 14 декабря 1825 г. Между смертью Павла 1 и расстрелом декабристов - глубокая внутренняя связь, хотя социальная сущность этих явлений глубоко различна: в XVIII в. - только дворцовый переворот, в XIX в. - налицо признаки революционных настроений в широких кругах.

Первая четверть 19 века, время царствования Александра 1, явилась временем наивысшего подъема Российского государства. В данной работе мы выяснили как складывались черты характера Александра 1, каким образом проходило его воспитание. Тем более, что политические идеи и личные взгляды были тесно связаны с воспитанием, какое получил император, и с его характером, какой образовался под влиянием его воспитания. Вот почему воспитание Александра 1, как и характер его, получают значение важных факторов в истории нашей государственной жизни.

Александр стоял на рубеже двух веков, резко между собой различавшихся. XVIII столетие было веком свободных идей, разрешившихся крупнейшею революцией. XIX век, по крайней мере в первой своей половине, был эпохой реакций, разрешавшихся торжеством свободных идей. Император Александр 1 сам по себе, не по общественному положению, по своему природному качеству был человек средней величины, не выше и не ниже общего уровня. Ему пришлось испытать на себе влияние обоих веков, так недружелюбно встретившихся и разошедшихся.

Таким образом, Александр 1, несмотря на не совсем удачную реформаторскую деятельность в целом, внес свой вклад в дело развития России, преумножения ее богатств, укрепления позиций на международной арене, расцвета культуры.

Список использованной литературы

1.Анисимов Е.В. Россия в XVIII - первой половине XIX века: эксперим. учеб. пособие для ст. кл. / Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский. - М.: МИРОС, 1994. - 336 с.

2.Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах, XVIII-XIX века: энциклопедия для школьников / В.П. Бутромеев. - М.: Олма-Пресс, 1999. - 320 с.

.Заорская, И.Ю. Отечественная история: учебное пособие для студентов вузов / И.Ю. Заорская, М.В. Зотова, А.В. Демидов и др. - М.: Логос, 2002. - 560 с.

.Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. - М.: ЭКСМО, 2002. - 830 с.

.Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли: учебник / В.О. Ключевский, В.А. Александров. - М.: Правда, 1990. - 623 с.

.Ключевский В.О. О русской истории: сборник / Под ред. проф. В.И. Буганова, В.О. Ключевский. - М.: «Просвещение», 1993. - 576 с.

.Корнилов А.А. Курс истории России XIX века: учебник / А.А. Корнилов. - М.: Высш. шк., 1993. - 446 с. - (Историческое наследие).

.Мережковский Д.С. Александр Первый: роман / Д.С. Мережковский. - М.: Современник, 1993. - 448 с. - (Государи Руси Великой).

.Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. / С.В. Мироненко, отв. ред. С.С. Дмитриев. - М.: Наука, 1989. - 238 с.

Александр был не доволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили и править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1 обещал следовать политическому курсу Екатерины 2.

1 Этап преобразований

Начало правления Александра 1 ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. создается Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее, 20 февраля 1803 г. был выпущен в свет указ о свободных хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян.

Также Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы образования, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялись министром, каждый министр подчинялся Сенату.

2 Этап реформ

Александр вводит в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручает разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского, в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.

Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началась Отечественная война . После изгнания войск Наполеона, усилился авторитет Александра 1.

Послевоенные реформы

В 1817-18 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» и утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

Особенностью внутренней политики Александра 1 был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано «Министерство духовных дел и народного просвещения» возглавляемое А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1 запретил в России тайные общества, включая масонство.

Мнения B. О. Ключевский указывал на два основных стремления, которые составляли содержание внутренней политики Александра I: 1) «уравнение сословий перед законом» и 2) «введение их в совместную дружную государственную деятельность». Однако Ключевский видел Александра I «роскошным цветком, который завял перед трудностями». Он выявил скрытный, двуличный характер воспитания императора. А реформаторская деятельность Александра, по его мнению, ничего не дала ни стране, ни се народу: напротив, в итоге «правительство и общество разошлись, как никогда не расходились прежде».

C. М. Соловьев, напротив, доказывал, что Александр I имел свой собственный отчетливо выраженный принцип во внутренней политике: избегать крайностей. По мнению историка, в характере Александра не было ничего загадочного - он был убежденным сторонником модернизации России. Благодаря этому Россия избежала революционного взрыва.

Некоторые современные историки, вслед за дореволюционными авторами, развивают идею о стремлении императора к законности как главном мотиве его преобразований. М. М. Сафонов считает, что при всей сложности и противоречивости личности Александра I и проводимой им политики трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральные реформы. Автор показал, что, действуя бюрократическими способами, самодержавие не сумело провести жизненно необходимых для страны преобразований. Ответом на это стало появление радикально революционного (декабристского) движения в России в первой четверти века. По словам С. В. Мироненко, «осуществлению намеченных реформ помешало мощное и вполне определенное сопротивление подавляющей части дворянства. К преобразованиям стремился 56 очень узкий общественный слой». НИ. Казаков подчеркивает, что, «изучая законотворческую деятельность царя и его талантливых помощников М. Сперанского и М. Балугьянского, невольно поражаешься широте и глубине разрабатываемых ими проблем, свидетельствующих о намерении Александра I ограничить произвол чиновнического аппарата и абсолютную власть монарха и ввести в русскую практику западные либеральные нормы и принципы». По мнению Н. Я. Эйдельмана, отказ от преобразований произошел в силу мнимой или истинной узости социальной базы для них и боязни Александра I войти в конфликт с основной массой дворянства. В подавляющей своей массе дворянство не принимало попыток либеральных преобразований. Не нашедшие социальной опоры в господствующем сословии проекты реформ оказались нежизнеспособными. Н. Я. Эйдельман замечает: «Оппозиция справа: «невидимый» и тем особенно страшный бюрократический аппарат. угрожал «удавкою», и пример отца, пример Павла ясно определял характер угрозы. Эти люди скинули Сперанского, заставили Александра отступить».

Крестьянская реформа 1861 г, ее содержание и порядок осуществления.

Варианты российского абсолютизма в XVIII веке.

В 80-е годы 18 в. Екатерина II все более отходит от политики

«просвещенного абсолютизма». Распространение крепостного права на Украину (1783), Жалованная грамота дворянству и городам (1785) свидетельствуют против забот об «общем благе».

Революция во Франции в 1789 г. вначале расценивалась в России как обычный

бунт черни. Но вскоре Екатерина осознала опасность, исходившую из Франции,

и принялась за искоренение «французской революционной заразы» внутри страны. Была введена строгая цензура. Русским было запрещено путешествовать

по Франции. Репрессии по отношению к Радищеву (1790) и. Новикову (1792).

23. Александр П. Попытка модернизации России А. Необходимость реформ.

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей

речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал:

«лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено

снизу». Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд

намного уступает по производительности наемному. Но наем работников

требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был

даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства,

применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и

т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к

усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед

кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной

системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России

значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон

государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по

перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее,

армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только

с реформами Петра I.

Б. Отмена крепостного права.

реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением

и председательством самого императора. Цель комитета была обозначена как

«обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом,

правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого

вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось.


крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были

подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О

всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных

сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6

миллионов крестьян от крепостной зависимости.

«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых

насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была объявлена

обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной

земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за

установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти

лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою

усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование

таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что

касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по

общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами

и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при

посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и

губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и

особых поверочных комиссий.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых,

удельных, приписных и государственных. Весной-летом 1861 года крестьяне, не

получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний

В. Земская реформа.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было

выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми

сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов

(уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и

губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы –

собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли

от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая

курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев

недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии

(сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания

избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и

нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность

ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Все это требовало

больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги,

облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59

российских губерний.

Г. Городская реформа (в продолжение земской).

1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы,

избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган)

избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую

управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре

года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем

и городской думы и городской управы. Городские думы находились под

контролем правительственных чиновников.

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только

жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы

домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное

собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто

хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ,

попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское

налогообложение).

Д. Судебная реформа.

Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние

на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее

совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной

власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена на 108 судебных округов. Сущность судебной

реформы сводится к следующему: а.)суд делается устным и гласным; б.)власть

судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого

участия административной власти; в.)основной формой судопроизводства

является процесс состязательный; г.)дело по существу может разбираться не

более как в двух инстанциях.

Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового

судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал

500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями,

утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию

или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная

палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела.

1.) по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с

лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение

виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных

обывателей всех сословий; 2.) устраняется канцелярская тайна; 3.) и для

ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах присяжные

поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации.

В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами,

плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных Но

сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для

ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

Е. Военная реформа.

Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены

унизительные телесные наказания.

Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В

высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и

Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….».

Призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из

призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25%

призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей,

единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника

отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных

войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет

действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное

образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших

городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших

высшее образование - до полугода.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного

времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить

управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра

управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе

поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный

начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В

некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов

населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1

миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек,

причем военный потенциал сохранялся.

Ж. Реформы в области просвещения.

Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное

значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских

народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при

главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров

Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно

широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров,

университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные,

учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием

университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство,

церковь и общество (земства и города).

равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было

доступно только детям обеспеченных родителей.

прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему

женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

З. Реформы в области печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре

цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы

общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество

периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2058).

Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его

обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая -

непосредственно на министра народного просвещения.

освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не

менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые

периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для

периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного

денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

в Росси достиг своей кульминации. Крепостничество сдерживало развитие

промышленности и торговли, консервировало низкий уровень сельского

хозяйства. Росли недоимки крестьян, увеличивалась задолженность помещиков

кредитным учреждениям.

Впервые о необходимости крестьян император заявил в речи, произнесенной в

1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза

о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до

того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу».

Непосредственно разработка концепции реформ началась с января 1857 г.,

когда был создан специальный секретный комитет для подготовки крестьянской

реформы. Первым проектом, который обсуждался в комитете был проект,

разработанный летом 1856 г. зам. министра внутренних дел Левшиным. С

некоторыми корректировками основные положения этой программы были разосланы в виде рескриптов губернаторам (сначала Петербургскому и Виленскому), и одновременно создавали специальные губернские комитеты. Вскоре после этого

секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу

(1858 г.), а в его составе основные функции выполнял Земский отдел

Министерства внутренних дел во главе с Милютиным. В губернских комитетах

обсуждались различные варианты проектов, которые затем направлялись в

созданные при главном комитете редакционные комиссии (февраль 1859 г.).

Среди множества проектов принято обращать внимание на: 1. Унковского, где

наиболее последовательно отразились стремления помещиков нечерноземной зоны (полный выкуп крестьян с землей, при содействии правительства). 2. Проект

Полтавского (черноземные зоны (наделы крестьянам давались лишь на время,

крестьянам свобода без земли). 3. Проект Самарина (наиболее

последовательно отражавший проекты степной зоны (промежуточный вариант.

Манифест «19 февраля 1861 г.» предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права (мог владеть движимым и недвижимым имуществом,

заключать сделки, выступать как юр. Лицо, вступать в брак без ведома

помещика, поступать на службу и в учебные заведения, менять место

жительства, переходить в сословия мещан и купцов). Но сохранялась община.

Крестьянство (единственное сословие, которое платило подушную подать,

несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. В

«положении» раскрывалась суть реформы. Россия была условно разделена на три

полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Для каждой из них

устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В

этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с

помещиком. Конкретные размеры участка должны были фиксироваться в уставных

грамотах, которые должны были быть составлены отдельно для каждого помещика и каждой общины. Если они не приходили к соглашению, то к решению спора привлекались мировые посредники. При решении земельного вопроса наделы были

значительно урезаны. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у

крестьян. При размежевании угодий помещики стремились к тому, чтобы их

земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилось чересполосица,

заставлявшая крестьян арендовать помещичью землю. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить выкупные платежи. Размер выкупных платежей

устанавливался не в зависимости от рыночной стоимости земли, а из

соображений компенсировать помещику потерю бесплатного крестьянского труда.

80% - ссуда государства, в течении 49 лет крестьяне должны были возвратить

ссуду государству. 20% - крестьянин должен отдать сам помещику. Выплаты

крестьянами помещику растянулось на 20 лет. Так появилось временно

обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять

некоторые повинности, до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел.

Удельные крестьяне получали те наделы, которые имели до реформы, с

некоторым уменьшением в Петербургской, Самарской и Владимирской и с

В 1863-1865 гг. они были переведены на выкуп. Оброчная подать в пользу

царской семьи была преобразованы выкупные платежи сроком на 49 лет.

Государственные крестьяне получили в наделы те земли, которые были ранее в

их пользовании и еще получали лесные наделы. В 1886 г. государственная

оброчная подать была переведена в выкупные платежи с увеличением ее, в

среднем, на 45% и с уплатой в 44 г. В национальных районах крестьяне

получали наделы меньше, чем было до отмены, за большие повинности.

Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить

радикальную реформу политического строя России путем создания конституции,

гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он

сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации

самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он

также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в

единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны

заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских

стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что

1801 был создан Непременный совет - законосовещательный орган при государе,

получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года

Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи

крестьян без земли, но члены

Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет

брожение среди дворян и приведет к новому

государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия

на разработке реформы в кругу своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А.

Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко времени коронации

Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект

«Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», содержавшей

гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати,

совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т. д.),

проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без

земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект

реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые

противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из

трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о прекращении

раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение

«свободных хлебопашцах», разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю

и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. Параллельно Александр осуществлял

административную реформу и реформу образования. Второй этап реформ. В эти

же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить

преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении

заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с

сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а

позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М.

Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта

государственной реформы. Проект Сперанского предполагал фактическое

преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была

бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.

Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика

приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный

Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что

изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном

совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к

сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование

министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление

придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить

радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и

«Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно,

повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и

международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции

трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную,

а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.

1. В каком году началась Отечественная война? а) 1853г. б) 1812г. в) 1856г. 2. Верховная власть в России в начале 19 в принадлежала: а) императору, б) С

енату, в) Синоду. 3. Причина неудач реформ М. М. Сперанского: а) консерватизм большей части дворянства; б) противодействие армии; в) опасение царя за свою судьбу. 4. Укажите высший административный орган в России в первой половине 19 века а) Комитет министров; б) Сенат; в) Синод. 5. «Битва народов» в 1813г. , в которой были полностью разбиты войска Наполеона произошла: а) под Берлином; б) под Лейпцигом; в) при Ватерлоо. 6. Укажите государства, вошедшие в «Священный союз» , созданный в 1815г.: а) Россия, Франция, Испания; б) Россия, Австрия, Пруссия; в) Россия, Польша, Турция. 7. Из приведенных ниже названий укажите то, которое не связано с событиями войны 1812г.: а) р. Березина; б) Тильзит; в) Смоленск; г) Малоярославец. 8. Укажите, какое из обществ декабристов возникло раньше других: а) «Союз спасения», б) «Союз благоденствия», в) «Южное общество», г) «Северное общество». 9. «Южное общество» декабристов возглавлял: а) К. Ф. Рылеев; б) Н. М. Муравьев; в) П. И. Пестель. 10. Новым в экономическом развитии России в первой половине 19 в. не было: а) начало промышленного переворота; б) дальнейшее развитие внутреннего рынка; в) расцвет крестьянских хозяйств. 11. В России в первой половине 19 в. основным собственником земли являлись: а) церковь; б) дворяне; в) чиновники. 12. К 1843г. в России было укреплено денежное обращение при помощи: а) введение твердой серебряной валюты; б) получения крупного иностранного займа; в) введения бумажных денег. 13. Россия в середине!9 в. была: а) абсолютной монархией; б) конституционной монархией; в) республикой. 14. С чьим именем связана подготовка « Свода законов Российской империи»: а) М.М. Сперанский; б) граф П.Д. Кисилев; в) граф А. Х. Бенкендорф. 15. Укажите одну из причин отставания России в Крымской войне: а) отставание от европейских стран в промышленном развитии; б) плохое военное командование; в) гибель русской Черноморской эскадры. 16. Командующий русской эскадрой в Синопском сражении: а) Ф. Ф. Ушаков; б) П. С. Нахимов; в)В. И. Истомин. 17. Государство, где духовенство оказывает решающее влияние на государственные дела, а глава государства соединяет в своих руках духовную и светскую власть называется: а) теократическим; б) тотолитарным; в) феодальным. 18. Кто лишний в ряду: а) В. Г. Белинский; б) А. И. Герцен; в) Н. П. Огарев. г) Е. Ф. Канкрин. 19. Кто стал имамом на Кавказе в 1834г.? а) Шамиль; б) Аслан; в) Мустафа. 20. Парижский мир, завершивший Крымскую войну, был подписан: а) в 1856г.; б) 1855г.; в) 1860г. 21. Когда было отменено крепостное право? а) в 1861г. б) в 1800г. в) в 1860г. 22. Какие крестьяне считались «временнообязанными»? а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы; б) крестьяне сибирских губерний; в) государственные крестьяне. 23. Кто сыграл решающую роль в подготовке и проведении военной реформы 1874г.? а) Д. А. Милютин; б) П. Н. Игнатьев; в) Я. И. Ростовцев. 24. Какой процент населения России был занят в сельском хозяйстве во второй половине 19в.? а) 90; б) 50; в) 35. 25. Укажите даты правления Александра 2? а) 1855-1881; б) 1843-1871; в) 1861-1881. 26. Члены какой организации совершили убийство Александра 2 1 марта 1881г.? а) «Черного передела»; б) «Земли и воли»; в) «Народной воли». 27. Что было учреждено вместо упраздненного в 1880г. третьего отделения? а) Охранное отделение; б) Департамент государственной полиции; в) Министерство полиции. 28. Русский министр внутренних дел в 1880- 1881гг., чью политику Н. К. Михайловский определил как « политику лисьего хвоста и волчьей пасти»: а) М. Т. Лорис – Меликов; б) К. П. Победоносцев; в) Д. А. Толстой. 29. Кто в окружении Александра 3 был сторонником модернизации России? а) С. Ю. Витте; б) Д. А. Толстой; в) И. Н. Дурново 30. После гибели Александра2 в России начинается: а) курс контрреформ; б) усиление народнического движения; в) расширение либерального движения. 31. Какие государства объединил Тройственный союз в 1882г.? а) Австро- Венгрию, Германию и Италию; б) Австро- Венгрию, Германию и Россию; в) Германию, Италию и Турцию. 32. Одна из социал- демократических организаций, действовавшая в Петербурге в 1880-е гг.: а) «Народная воля»; б) группа « Освобождение труда» в) «Черный передел»

1. Дайте оценку внутренней и внешней политики Бориса Годунова. 2. В чём суть "угличского дела"? Как вы думаете, был ли причастен Борис Годунов к смерти

ццаревича Дмитрия? 3. Какие новые черты в государственной жизни проявились при воцарении Бориса Годунова? 4. Как вы думаете, какие возможности открывались перед страной в период правления бориса Годунова? 5. Каковы были причины проявления первого самозванца?


Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода можно было бы озаглавить: «Россия на распутье» - между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны. В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра 1, независимо от того, преувеличивают ли они роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи.

Преобразованиям Александра 1 и в настоящее время уделяется огромное значение. Многочисленными авторами пишутся статьи о его деятельности, изучается то колоссальное влияние проведенных преобразований на социально-экономическое развитие страны в целом. То, что люди спустя столько лет не только помнят, но и анализируют, пытаются сопоставить сдвиги прошлых лет с ситуацией на сегодняшний день, заслуживает уважение и подтверждает то, что Александр 1 по праву занимает столь высокое место в истории России.

Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии (1813-1815) тяжело отразились на экономике Рос сии. Материальные убытки составили 1 млрд. рублей (годо вой доход казны - 100 млн. рублей). Пришлось взять крупный кредит у Англии и уничтожить тарифный устав (преобладание вывоза над ввозом). Помещики усиливали эксплуатацию крестьян. В России наступил экономический кризис. Во главе департамента государственной экономики был поставлен реформатор Н. С. Мордвинов (друг Сперанского). В следствии реформ кризисные явления в экономике стали слабее.

Александр I поручил разработать проект аграрной реформы военному сановнику графу А. А. Аракчееву. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительской деятельности. По проекту Аракчеева освобождение крестьян могло бы рас тянуться на 200 лет. Но выгодные для помещиков условия освобождения крестьян встретили сопротивление реакционного дворянства. Александр I не решился на проведение этой реформы.

Наиболее реакционным мероприятием во внутренней поли тике Александра I явилось учреждение военных поселений. Рекрутская система в России не позволяла резко увеличивать численность армии в военное время и сокращать - в мирное; содержание армии стоило огромных денег. Граф Аракчеев раз работал план так называемых военных поселений, суть которых состояла в следующем: в избранном регионе крестьян обращали в военных поселенцев, в селение вводились воинские части, которые должны были помогать крестьянам в сельскохозяйственных работах. Таким образом, путем перевода части солдат на «самоокупаемость» решались вопросы комплектования армии и снижения расходов на ее содержание. После окончания войны с Наполеоном многие в России ожидали реформ: дворяне мечтали о конституции, крестьяне на деялись на отмену крепостного права, нерусские народы ожидали послаблений в национальной политике.

Царствование Александра 1 началось событиями ночи с 11 на 12 марта 1801 г. и закончилось пушечной пальбой 14 декабря 1825 г. Между смертью Павла 1 и расстрелом декабристов - глубокая внутренняя связь, хотя социальная сущность этих явлений глубоко различна: в XVIII в. - только дворцовый переворот, в XIX в. - налицо признаки революционных настроений в широких кругах.

Первая четверть 19 века, время царствования Александра 1, явилась временем наивысшего подъема Российского государства. В данной работе мы выяснили как складывались черты характера Александра 1, каким образом проходило его воспитание. Тем более, что политические идеи и личные взгляды были тесно связаны с воспитанием, какое получил император, и с его характером, какой образовался под влиянием его воспитания. Вот почему воспитание Александра 1, как и характер его, получают значение важных факторов в истории нашей государственной жизни.

Александр стоял на рубеже двух веков, резко между собой различавшихся. XVIII столетие было веком свободных идей, разрешившихся крупнейшею революцией. XIX век, по крайней мере в первой своей половине, был эпохой реакций, разрешавшихся торжеством свободных идей. Император Александр 1 сам по себе, не по общественному положению, по своему природному качеству был человек средней величины, не выше и не ниже общего уровня. Ему пришлось испытать на себе влияние обоих веков, так недружелюбно встретившихся и разошедшихся.

Таким образом, Александр 1, несмотря на не совсем удачную реформаторскую деятельность в целом, внес свой вклад в дело развития России, преумножения ее богатств, укрепления позиций на международной арене, расцвета культуры.



Похожие публикации