Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

К какому компоненту политической системы. Структура и функции политики

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.

Второй необходимый компонент – должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они – основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый – должностные лица занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, главы администрации президента, губернатор и т.п. Второй слой – лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители – посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения; крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.

Третий компонент – правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

Четвертый компонент – территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система.

Политическая система обладает определенной структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации и т.п.

Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

Политические структуры – это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики – политических актеров, которые играют определенные роли. Депутаты парламента, судьи, избиратели, партийные функционеры – это все роли, тесно взаимосвязанные между собой в политике и составляющие структуру политической системы. Политическая система таким образом – это устойчивое взаимодействие ролевых структур.

Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений – процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью. Антагонистические аспекты политических интересов доминируют над интеграционными.

В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния. Политическая сфера, как отмечал американский политолог Г. Лассуэлл, отвечает на вопросы; кто и что получает, когда и как? Конкретная политика, т.е. принятие решений и их реализация на государственном уровне, выступает общественным результатом взаимодействия между интересами и властью.

На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура. Являясь носительницей фундаментальных политических знаний и ценностей, политическая культура выступает в качестве глубинного основания всего общественно-политического устройства. В политической культуре фиксируется субъективная ориентация людей на политику и власть. Именно политико-культурный феномен делает нормативно одинаковые формы государственного правления и устройства многовариантными в реальной жизни. Политическая культура может свести на нет и все попытки реформ, если они не вписываются в ее контекст.

Применяя системный подход к политике, политологи стремились дать общую теорию политической власти, раскрыть механизм ее стабильности. Модель политической системы, предложенная Д. Истоном, дает представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.

Модель политической системы

В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются "вход" и "выход". Современный политический анализ пытается изучить обмены политической системы со средой и объяснить, каким образом она справляется с общественными проблемами, конфликтами и обеспечивает динамизм и постоянство самой системы и общества в целом.

"Вход" – это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на нее и способно ее изменить.

"Выход" – это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, ее специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между "входом" и "выходом" осуществляется через окружающую среду. Это так называемая "петля обратной связи".

На "вход" в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования. Требования направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определенных потребностей. Требования есть не что иное, как выражение мнения о правомерности или неправомерности, справедливости или несправедливости решений властей, связанных с распределением общественных благ и использованием общественных ресурсов. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной информации: ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Все это может совпадать с требованиями или выступать в качестве побудительных причин для требований.

Во-вторых, на "входе" существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Это легитимация политической системы, своеобразный постоянный плебисцит членов общества на доверие политическим институтам. Поддержка может быть открытой и скрытой. Открытая поддержка материализуется в действиях. Это наблюдаемое поведение: участие в выборах, поддержка определенных партий и лидеров, словесное одобрение принимаемых решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях личности, в предрасположенности к определенным политическим идеалам, нормам, моделям поведения.

Д. Истонпришел к выводу, что политическая поддержка может быть эмоциональной (диффузной) и инструментальной (специфической). Эмоциональная поддержка является относительно прочной и стабильной. Она легитимирует данную политическую систему в условиях даже самых тяжелых кризисов, помогает в конечном счете государству и обществу выстоять и адаптироваться к новым условиям среды. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности деятельности правительства. Она формируется путем введения "поощрений" за лояльное поведение и строится на ожидании такого поощрения. Инструментальная поддержка условна, менее прочна, подвержена эрозии.

Без поддержки политические системы недолговечны. Штык всем хорош, но не нем нельзя сидеть, говорил Талейран. Без поддержки можно властвовать, опираясь лишь на голую власть, на силу, но невозможно спокойно управлять. Поддержка как раз и обеспечивает необходимые условия для правления, нормального функционирования политического сообщества.

Политические системы различаются разными комбинациями эмоциональной и инструментальной поддержки. Когда они гармонично дополняют друг друга, то политическая система функционирует стабильно и имеет большой кредит доверия у граждан. Отсутствие поддержки означает, что система находится в глубоком кризисе и обречена на гибель.

На "выходе" из политической системы в среду проявляются результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Обязывающие решения могут быть в форме законов, постановлений исполнительной власти, решений судов. Политическая система перерабатывает огромное количество социальной информации и превращает ее в конкретные авторитетно-властные решения. Процесс переработки требований в политические решения называется внутрисистемной конверсией. В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. "Вход" и "выход" системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют "петлей обратной связи". В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления и выбора новых целей и путей их достижения.

Политическая система, игнорирующая обратную связь, неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, провести конструктивную адаптацию к среде, мобилизовать ресурсы и организовать коллективные действия в соответствии с общественными целями. В конечном счете это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности.

Процесс поступления и регистрации требований на "входе", преобразование (конверсия) их системой в решения и передача на выход с последующим контролем за реализацией – это и есть политический процесс. Политический процесс показывает, как возникают социальные требования, как они превращаются в общезначимые проблемы, а затем в предмет действия политических институтов, направленных на формирование общественной политики, на желаемое решение проблем. Системный подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов системы в политическом процессе.

Политическая система и её компоненты:

Введение в научный обиход понятия «политическая система» означало в рассмотрении политики переход с анализа формальной структуры институтов к их взаимодействию, пониманию целостности политики как самостоятельной сферы.

Политическая система - это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой – система политических институтов, идей, взглядов, правовых норм, традиций, избирательного права в которых субъекты политики реализуют свои интересы посредством осуществления власти, оказания влияния или борьбы за ее завоевание и использование .

Политическая система обеспечивает интеграцию общества и эффективность его деятельности по реализации общезначимых целей.

Политическая система обладает целым рядом характерных особенностей:

1. Верховенство политической системы. Именно с ее помощью осуществляется политическая власть в обществе. Принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества.

2. Зависимость политической системы от характера общественной среды, социально - экономической структуры общества.

3. Политическая система относительно самостоятельна .

Отметим подходы, которые используются при рассмотрении политических систем:

1. Структурно - функциональный подход . Сторонники этого подхода (Г.Алмонд, А.Вуд, Д.Истон ) уделяют основное внимание функционированию политической системы, рассматривают взаимосвязь ее элементов и подсистем.

2. Институциональный подход (П.Гонидек, И.Росс ). В рамках этого подхода политическая система рассматривается как совокупность политических институтов и учреждений , при этом одновременно рассматривается динамика экономической и социальной сфер, ее влияние на функционирование политической системы.

3. Элитарный подход . Приверженцы этого подхода (Б.Брайд, Н.Нельсон, А.Портес ) обращают внимание на раскрытие роли элит , концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой.

4. Системный. Система действия представляет собой комплекс взаимодействий субъектов и объектов, предметов, с которыми человек вступает в те или иные отношения

При этом неверно сводить политическую систему общества лишь к политическим институтам и организациям.

Среди компонентов политической системы можно выделить:

1) политические организации;

2) политические нормы;

3) политические отношения;

4) политическое сознание;

5) политическая коммуникация.

При этом можно заметить, что политические организации как бы образуют материальную основу, каркас, всего здания политической системы. Политические нормы регулируют политические отношения в рамках существующей политической системы, политические отношения представляют собой структурную основу вертикальных и горизонтальных связей между элементами политической системы, политическое сознание - опосредует процесс создания и воспроизводства всех остальных частей политической системы. Таким образом, все основные компоненты политической системы взаимосвязаны, взаимообусловлены, они активно взаимодействуют и в своей совокупности представляют единое целое. Очевидно, что каждый из компонентов политической системы состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (например, подсистема политические организации включает в себя государство, партии, общественные объединения, которые, в свою очередь, имеют свою структуру и выполняют определенные функции).

Политическая система выступает как целостное образование, как единство всех составляющих ее компонентов и элементов. Несмотря на наличие узлов противоречий, она характеризуется взаимосвязью элементов в процессе своего функционирования

Функции политической системы:

Под функциями политической системы понимается любое действие , которое способствует сохранению и развитию достигнутого состояния, взаимодействию со средой . В число основных функций политической системы входит выявление и разрешение возникающих противоречий, как между политической системой, так и внутри самой политической системы.

В современной политической науке по разным основаниям соответственно выделяют различные функции политической системы:

1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) организация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он “включается” в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) регулятивная функция – политическая система направленная на обеспечение легитимности власти.

Однако функции политической системы нельзя сводить к сумме функций ее компонентов и элементов. Они являются результатом совместной деятельности ее элементов.

Политическая система по Истону – совокупность политических взаимоотношений в данном обществе. Основное назначение ее состоит в распределении ресурсов и побуждении принятия этого распределения в качестве обязательного для большинства членов общества. Тем самым Истон акцентирует внимание на функциях власти, где функция – это любое стандартизированное действие по сохранению и стабилизации (агрегации) политической системы.

Истон рассмотрел взаимодействие политической системы с окружающей средой (экономической, социальной, культурной сферами общества) по принципу «входа-выхода», окружающая среда воздействует на политическую систему  значимые изменения, происходящие в ней вызывают определенную реакцию политической системы. Политическая система осуществляет конверсию их действий. Если эти решения и действия адекватны требованиям окружающей среды, то возникает поддержка политической системы (легитимность), если неадекватны, то поступают новые сигналы из окружающей среды в виде требований.

Требования проходят через партии, профсоюзы, союзы потребителей, СМИ.

Следуя положениям Истона «о системе, погруженной в среду», которая поддерживает с ней многочисленные связи и обмены на основе ролей, американские политологи Алмонд и Пауэлл предложили типологию функций политической системы.

К функциям входа относятся:

    артикуляция (выражение) – формирование интересов индивидами и их группами, что проявляется в деятельности профсоюзов, союзов потребителей, СМИ и т.д.

    агрегирование – приведение данных интересов в определенную систему, их комбинирование, перевод на уровень проектов и программ, это функцию прежде всего осуществляют политические партии.

Т.о. на входе работают гражданские институты.

Функции выхода (правительственные функции). Главная роль – государственные институты.

    нормотворчество – выработка правил и норм.

    функция применения правил – введение норм в действие и их выполнение.

    применение норм в судебном порядке функция контроля за применением правил.

4. Политическая коммуникация (передача политической информации от управляющих к управляемым). Обеспечивающая внутреннее развитие политической системы – предполагает разные формы взаимодействия и обмена информацией между элементами политической системы и окружающей средой.

Функции сохранения и адаптации системы включают в себя:

1) Политическое рекрутирование (процесс, посредством которого отбирается и готовится персонал, выполняющий главные политические роли);

2) Политическая социализация (усвоение индивидом социокультурных элементов среды); освоение, включение во внутренний мир личности социальных и политических норм и стандартов).

Функции политической системы так же анализировались на макро - медиа – микроуровнях (Г.А.Белов). На макроуровне выделяются наиболее общие требования, которым подчиняется функционирование политической системы в целом (определение и достижение общих коллективных целей, адаптация, интеграция целей и различных элементов политических отношений, сохранения политической системы). На медиауровне выделяются наиболее характерные направления обеспечения легитимности, устойчивости и динамизма политической системы (регулирование, распределение ценностей, мобилизация ресурсов, реагирование, политическая социализация). На микроуровне анализируются характерные элементы политической технологии или политического процесса (артикуляция и агрегация интересов, их конверсия, принятие решений, типы поддержек и требований). При этом в реальной жизни функции макро - медиа - микроуровня не существуют отдельно друг от друга.

Обобщая все вышеназванные концепции функций политической системы, можно выделить тот круг задач , которые она должна решать в обществе.

Во-первых, это задачи политического руководства обществом. Именно на политическом уровне вырабатываются и определяются цели и программы развития общества, осуществляется согласование интересов социальных сил.

Во-вторых, политическая система должна решать задачи выражения , определения и согласования интересов индивидов и групп, предупреждения (путем выявления и согласования) с помощью институтов власти и политического участия конфликтных ситуаций и конкретных способов их разрешения, угрожающих целостности и нормальной жизнедеятельности социальной системы.

В-третьих, вовлекая людей в социально - политическую деятельность и ориентируя их на господствующие идеалы и ценности, политическая система служит средством преобразования общественных отношений, выполняет социально - преобразующие задачи.

В-четвертых, любая политическая система выполняет огромный объем информационно - коммуникативных задач . Она воспринимает и организует потоки внешней информации, позволяющие ей осуществить целенаправленные взаимодействия с окружением, своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения.

Функции политической системы характеризуются комплексностью, системностью. Они могут осуществляться как на уровне всего общества, так и в отношениях его различных сфер. Действия их при этом окрашиваются в тона, определяемые типом политической системы.

Типология политических систем

Категория (тип) политической системы выполняет в политологии двоякую функцию: с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой - представить политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации.

Типологизация политических систем - явление современности. В ней проявилось противостояние марксистской и веберовской политической мысли. В советском обществоведении господствовал ленинский подход к пониманию природы политической системы. Суть его заключалась в преувеличении классового фактора в функционировании и развитии политической системы.

При этом политические системы различались прежде всего, в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием все политические системы современности подразделялись на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран . Тем самым подчеркивалась классовая противоположность капиталистической и социалистической систем и превосходство политической системы социалистического типа.

Основаниями веберовского подхода (по имени немецкого ученого М.Вебера ) в типологизации политических систем являются формы и способы функционирования политической системы. Данный подход отличается от марксистско-ленинского тем, что в нем отрицаются экономическая предопределенность и решающее влияние преобладающей формы собственности (частная или общественная) на типы политической системы. По Веберу, экономика и политика взаимосвязаны и взаимоприспособлены друг к другу. Согласно этому подходу было признано деление политических систем на традиционные и рациональные (бюрократические).

Традиционная система господства функционирует по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет - монарх или обычай. В новом рационально организованном обществе былые ассоциации распадаются, и формируются два новых начала политической жизни: права человека и возрастание роли государства в регулировании общественных процессов. Рациональный , или легитимный, тип власти и политической системы основан на обосновании разумности существующего порядка, абстрактных принципов и норм (правил и законов), компетентности властных органов. Веберовский подход оказал большое влияние на современные подходы к составлению типологий политических систем. Современные типологии преимущественно основаны на выделении определенного признака или критерия, определяющего характер политической системы. В соответствии с различными критериями и признаками выделяются следующие типы политических систем:

1) По характеру взаимодействия с внешним (внешнеполитическим и внешнеэкономическим) окружением - открытые и закрытые системы. Развивая этот подход, английский философ и социолог К.Поппер выделял открытые и закрытые общества:

а) открытые - свободно взаимодействующие с окружающим миром, демократические, основанные на конкуренции индивидов и социальных групп в борьбе за власть и ресурсы, динамично развивающиеся во всех областях (современные либеральные демократии);

б) закрытые (авторитарные либо тоталитарные режимы) - отгородившиеся от мира, с бесконтрольной властью, консервативные, подавляющие свободы индивида и находящиеся в состоянии застоя (Иран времен “исламской революции”, Северная Корея, до последнего времени - Куба);

В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.

Характерные черты политической системы демократического типа :

Правление большинства;

Свобода критики и оппозиции правительству;

Защита меньшинства и, в свою очередь, его лояльность политическому сообществу;

Право народа на участие в решении государственных дел;

Уважение и охрана права человека.

Использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;

Ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

Централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

Сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Характерные черты тоталитарной политической системы:

Отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

Стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью (Ф. Хайек);

Ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

Радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

2) В зависимости от типа общества развивавшие веберовский подход американский социолог У.Ростоу и французский философ Р.Арон выделили следующие типы политических систем: а) традиционные - основанные на обычаях, с наследственной авторитарной властью, инерционные и застойные - монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Катар), Непал и др.); б) модернизированные демократии - развитые страны Европы и Северной Америки, достигшие высокого уровня социально - экономического развития; в) тоталитарные системы - в бывших странах социалистического лагеря.

3) В зависимости от режима и характера развития (индийский политолог П.Шаран ):

а) динамичные , т.е. осуществляющие изменения во всех областях жизни;

б) статичные - ориентированные на традиции и существующий порядок вещей (статус - кво).

4) В зависимости от господствующего типа политической культуры американский политолог Г.Алмонд выделял:

а) англо-американский тип политической системы;

б) континентально-европейский тип;

в) традиционные системы;

г) развивающиеся системы;

д) коммунистические системы.

Система англо-американского типа основана на антиэтатизме (т.е. здесь отсутствует активное вмешательство государства в жизнь общества), индивидуализме , эгалитаризме (равенство возможностей) и секуляризированной политической культуре. Особенность последней состоит в том, что она плюралистична (признает многообразие убеждений, интересов и позиций) и гомогенна (т.е. опирается на признаваемые большинством членов общества ценности) одновременно. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразие позиций, но, однако, основные цели и средства политики разделяются всеми. В европейско-континентальных политических системах сильны элементы, которые свойственны англо-американской культуре. Однако в целом для европейско-континентального типа характерно влияние традиций этатизма, социалистических мотивов, элементов авторитарности . Англо-американский и европейско-континентальный типы политических систем различаются между собой как развитые системы. Другие типы систем в рамках этой классификации рассматриваются как развивающиеся либо стоящие перед проблемой развития.

5) По характеру осуществляемых целей (классификация американского политолога Зб.Бжезинского ):

а) инструментальные , т.е. стремящиеся к политической и экономической эффективности (либеральные демократии и реформаторские авторитарные режимы);

б) идеологические - т.е. нацеленные на претворение в жизнь определенной идеологии (коммунистической, фашистской, и т.д.).

6) В зависимости от характера отношений с обществом российский политолог А.Панарин различает:

а) Представительские - т.е. демократические системы, выражающие и реализующие интересы разнообразных социальных слоев и групп;

б) Модернизационные - т.е. стремящиеся внедрить, навязать сверху консервативному обществу экономические, политические и культурные нововведения (так действовали политические системы России и многих других заинтересованных в ускоренном развитии стран Азии и Африки).

Место государства в политической системе

Государство - это организация политической власти, оно концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму общественности.(классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Всеобщее значение государственных органов обусловлена самим фактом существования общества и состоит в том чтобы упорядочивать жизнь общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Именно в этом качестве государство придает политической системе целостность и устойчивость. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками:

Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

Интегрирует общество, придает ему качества единого социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;

Является носителем государственного суверенитета;

Располагает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

Обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);

Имеет, как правило, монополию на правотворчество;

Владеет специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).

Коммуникативный компонент политической системы включает

1) идеологические принципы

2) формы взаимодействия партий

3) политические нормы

4) политические организации

Пояснение.

Ответ: 2

Формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы характеризуют ее

1) нормативный компонент

2) коммуникативный компонент

3) культурный компонент

4) организационный компонент

Пояснение.

Коммуникативный - подсказка, это именно взаимодействие и связь чего-либо.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политическая система

Государство, политические партии, общественно-политические движения образуют

Пояснение.

Все термины являются составляющими политической системы, институтами.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политическая система

Валентин Иванович Кириченко

Элементы политической системы:

1. организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления)

2. нормативный (нормы, ценности, обычаи, традиции)

3. культурный (политическая культура - знания, ценностные ориентации, политическая психология, способы практической политической деятельности + идеология)

4. коммуникативный (связи внутри политической системы)

Политическое сознание, политическая идеология образуют

1) нормативный компонент политической системы

2) коммуникативный компонент политической системы

3) культурный компонент политической системы

4) организационный компонент политической системы

Пояснение.

Все это образует политическую КУЛЬТУРУ гражданина.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическая система

Что яв­ля­ет­ся элементом куль­тур­ной подсистемы по­ли­ти­че­ской системы?

1) правовые и по­ли­ти­че­ские нормы

2) сложившиеся вза­и­мо­дей­ствия социальных групп

3) государство, по­ли­ти­че­ские партии

4) политические идеологии

Пояснение.

Политическая культура - это со­во­куп­ность взглядов, идей, пред­став­ле­ний о по­ли­ти­че­ской системе.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политическая система

Политическая идеология относится к

1) политическим институтам

2) политическим нормам

3) политической культуре

4) политическим связям

Пояснение.

Политическая идеология – 1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии); 2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с 5) помощью политической власти или воздействия на неё; 3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическая система

В коммуникативный компонент политической системы входят

1) политические партии и движения

2) отношения гражданских институтов и государственных органов

3) политические идеи и доктрины

4) способы политического участия граждан

Пояснение.

Политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику» .

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политическая система

Политическая си­сте­ма включает в себя не­сколь­ко подсистем. К ком­му­ни­ка­тив­ной подсистеме относится(-ятся):

1) цен­но­сти и эмоции, опре­де­ля­ю­щие политическое по­ве­де­ние граждан

3) по­ли­ти­че­ские партии и го­су­дар­ствен­ные органы

Пояснение.

Политическая си­сте­ма - мно­го­функ­ци­о­наль­ный механизм, вклю­ча­ю­щий государственные и не­го­су­дар­ствен­ные социальные институты, ко­то­рые осуществляют по­ли­ти­че­ские функции.

−институциональная;

−нормативная;

−функциональная;

−коммуникативная;

−культурно-идеологическая.

Коммуникативная под­си­сте­ма представляет собой со­во­куп­ность связей и вза­и­мо­дей­ствий между под­си­сте­ма­ми политической системы, между по­ли­ти­че­ской системой и дру­ги­ми подсистемами. В дан­ном случае - это вза­и­мо­дей­ствие гражданских ор­га­ни­за­ций с ор­га­на­ми государства.

Ценности и эмоции, опре­де­ля­ю­щие политическое по­ве­де­ние граждан - культурно-идеологическая подсистема

Законодательство о вы­бо­рах высших долж­ност­ных лиц - нормативная.

Политические пар­тии и го­су­дар­ствен­ные органы - институциональная.

Правильный ответ ука­зан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политическая система

Политическая си­сте­ма включает в себя не­сколь­ко подсистем. К куль­тур­ной подсистеме от­но­сит­ся (относятся):

1) по­ве­ден­че­ские стандарты, ха­рак­тер­ные для по­ли­ти­че­ской деятельности

2) за­ко­но­да­тель­ство о вы­бо­рах высших долж­ност­ных лиц

3) те­ле­ка­на­лы и иные сред­ства массовой информации

4) вза­и­мо­дей­ствие гражданских ор­га­ни­за­ций с ор­га­на­ми государства

Пояснение.

Политическая си­сте­ма - мно­го­функ­ци­о­наль­ных механизм, вклю­ча­ю­щий государственные и не­го­су­дар­ствен­ные социальные институты, ко­то­рые осуществляют по­ли­ти­че­ские функции.

Компоненты (подсистемы по­ли­ти­че­ской системы)

−институциональная

−нормативная

−функциональная

−коммуникативная

−культурная

Культурная охва­ты­ва­ет политическую психологию, по­ли­ти­че­скую идеология, по­ли­ти­че­скую культуру. Здесь это по­ве­ден­че­ские стандарты, ха­рак­тер­ные для по­ли­ти­че­ской деятельности.

Выделяют основные компоненты, входящие в этот комплекс. Политическая система общества в первую очередь включает в себя институциональный компонент. Он представляет собой государство, общественные организации, партии, органы власти, прочие формирования. Без вышеперечисленных субъектов невозможна политическая система общества, так как именно они вступают во властные отношения.

Вторым элементом комплекса является субстанциональный компонент. Он отражает сущность всей политической системы. Субстанциональный элемент являет собой отношения, формирующиеся по поводу осуществления, удержания или захвата власти в государстве.

Политическая система общества включает в себя нормативный компонент. Этот элемент являет собой нормы, обычаи, традиции и прочие способствующие регулированию властных отношений в государстве. Он призван регламентировать протекающие в обществе. Как правило, регулирование осуществляется при помощи норм права. Вместе с этим, политическая система общества - это комплекс достаточно сложный. Поэтому столь часто большое значение имеют традиционные, устоявшиеся правила социального поведения.

Политическая система общества содержит субъективный элемент. Он является отражением отношения людей к власти в государстве. Субъективный элемент содержит политическое сознание, которое, в свою очередь, представлено психологическими и идеологическими компонентами. Политическое сознание являет собой целостный комплекс чувств, оценок, идей, взглядов, отношений, эмоций. Он отражает субъективное отношение групп, индивидов к имеющемуся (действующему) или предполагаемому (желаемому) руководству страны, поведению деятелей власти, прочим явлениям государственной действительности. Политическое сознание может оказаться под влиянием разных факторов, в том числе поведения лидеров, харизмы деятелей и прочего.

Еще одним элементом комплекса является объективный. Он включает в себя объективные национальные, социальные, экономические, исторические и прочие детерминанты, оказывающие влияние на ход политических процессов в государстве. Они не зависят от сознания или воли народа.

Все указанные компоненты, из которых состоит политическая система общества, считаются значимыми, обладают взаимопроникающим воздействием и, соответственно, являются неделимыми.

Функциями комплекса называют его основные направления влияния на народ. Они детерминированы национальными, социальными, экономическими и прочими условиями, при которых существует политическая система.

Существуют следующие основные функции:

1. Осуществление политического руководства обществом.

2. Определение ориентиров. В условиях политического регулирования, во время борьбы за власть правящий класс, партии и прочие субъекты (в соответствии с тем или другим в государстве) формируют дальнейший путь развития, цели, к которым следует стремиться. Таким образом, обеспечивается ориентирование народных масс к тому или другому варианту поведения.

3. Функция политизации представляет собой вовлечение максимального количества граждан и их групп в политические процессы, проходящие в стране.

4. Структура выполняет регулятивную функцию. Она представляет собой выработку и установку социальных норм в сфере власти.

Похожие публикации