Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Древнейшая история крыма. Крым в античную эпоху

Крым – уникальный историко-культурный заповедник, поражающий древностью и разнообразием.

В его многочисленных памятниках культуры отражены исторические события, культура и религия разных эпох и разных народов. История Крыма – это сплетение Востока и Запада, история греков и Золотой Орды, церкви первых христиан и мечетей. Здесь на протяжении многих веков жили, воевали, заключали мир и торговали разные народы, строились и разрушались города, возникали и исчезали цивилизации. Кажется, сам воздух тут наполнен легендами , о жизни олимпийских богов, амазонок, киммерийцев, тавров, греков …

50-40 тыс. лет назад - появление и проживание на территории полуострова человека кроманьонского типа - предок современного человека. Учеными открыты три стоянки этого периода: Сюрень, у села Танковое , Качинский навес у села Предущельное в Бахчисарайском районе, Аджи-Коба на склоне Караби-Яйлы.

Если до первого тысячелетия до н. э. исторические данные позволяют говорить только о различных периодах развития человека, то позже становится возможным вести речь о конкретных племенах и культурах Крыма.

В V веке до нашей эры в Северном Причерноморье побывал древнегреческий историк Геродот и описал в своих трудах земли и народы, обитающие на них.Считается, что одним из первых народов, живших в степной части Крыма в XV-VII веке до н.э. были киммерийцы. Эти воинственные племена ушли из Крыма в IV - III веках до новой эры из-за не менее агрессивных скифов и затерялись в огромных пространствах азиатских степей. О киммерийцах напоминают, пожалуй, лишь древние топонимы: Киммерийские стены, Боспор Киммерийский, Киммерик...

Они проживали в горных и предгорных районах полуострова. Древние авторы описывали тавров как жестоких, кровожадных людей. Умелые моряки, они занимались пиратством, грабя идущие вдоль побережья суда. Пленников приносили в жертву богине Деве (греки ассоциировали ее с Артемидой), сбрасывая в море с высокого утеса, где находился храм. Однако современные ученые установили, что тавры вели скотоводческо-земледельческий образ жизни, занимались охотой, рыболовством, сбором молюсков.Жили в пещерах или хижинах, а на случай нападения врага устраивали укрепленные убежища. Археологи обнаружили таврские укрепления на горах Уч-Баш, Кошка , Аю-Даг , Кастель, на мысе Ай-Тодор , а также многочисленные захоронения в так называемых каменных ящиках - дольменах. Они представляли собой четыре плоские плиты, поставленные на ребро, пятая закрывала дольмен сверху.

Миф о злобных морских разбойниках таврах уже развенчан, и в наши дни пытаются найти место, где возвышался храм жестокой богини Девы, где совершались кровавые жертвоприношения.

В VII веке до н. э. в степной части полуострова появились скифские племена. Под давлением сарматов в IV веке до н. э. скифы сосредотачиваются в Крыму и на нижнем Днепре. Здесь на рубеже IV-III веков до н. э. образуется скифское государство со столицей Неаполем Скифским (на территории современного Симферополя).

В VII веке до нашей эры началась греческая колонизация Северного Причерноморья и Крыма. В Крыму в удобных для мореплавания и проживания местах возникли греческие "полисы" города-государства Херсонес Таврический (на окраине современного Севастополя), Феодосия и Пантикапей-Боспор (современная Керчь), Нимфей, Мирмекий, Тиритака.

Появление греческих колоний в Северном Причерноморье усилило торговые, культурные и политические связи между греками и местным населением,здешние земледельцы учились новым формам возделывания земли, разведению винограда и маслин. Греческая культура оказала огромное влияние на духовный мир тавров, скифов, сарматов и других племен. Но взаимоотношения разных народов складывались непросто Мирные периоды сменялись враждебными, часто разгорались войны, вот почему греческие города защищали крепкие стены.

В IV в. до н. э. было основано несколько поселений на западном побережье Крыма. Самые крупные из них - Керкинитида (Евпатория) и Калос-Лимен (Черноморское). В последней четверти V века до н. э. выходцы из греческого города Гераклеи основали город Херсонес. Теперь это территория Севастополя. К началу III в. до н. э. Херсонес превратился в независимый от греческой метрополии город-государство. Он становится одним из крупнейших полисов Северного Причерноморья. Херсонес в период расцвета - крупный город-порт, окруженный мощными стенами, торговый, ремесленный и культурный центр всего юго-западного побережья Крыма.

Около 480 года до н. э. из объединения первоначально независимых греческих городов образовалось Боспорское царство. Столицей царства стал Пантикапей. Позднее к царству была присоединена и Феодосия.

В IV веке до нашей эры скифские племена объединились под властью царя Атея в сильное государство, занимавшее огромную территорию от Южного Буга и Днестра до Дона. Уже в конце IV в. и особенно с первой половины III в. до н. э. скифы и, вероятно, находящиеся под их влиянием тавры оказывают сильное военное давление на "полисы".В III веке до нашей эры в Крыму появляются скифские укрепления, селения и города, Столицу скифского государства - Неаполь - построили на юго-восточной окраине современного Симферополя.

В последнем десятилетии II в. до н. э. Херсонес в критическом положении, когда скифские войска осадили город, обратился за помощью к Понтийскому царству (расположенному на южном берегу Черного моря). Войска Понты прибыли в Херсонес и сняли осаду. Одновременно войска Понты взяли штурмом Пантикапей и Феодосию. После этого и Боспор, и Херсонес были включены в состав Понтийского царства.

Примерно с середины I по начало IV века нашей эры в сферу интересов Римской империи входило все Причерноморье и Таврика в том числе. Херсонес стал оплотом римлян в Таврике. В I веке римские легионеры на мысе Ай-Тодор построили крепость Харакс, проложили дороги, связавшие ее с Херсонесом, где находился гарнизон, в Херсонесской гавани разместилась римская эскадра. В 370 году на земли Тавриды обрушились полчища гуннов. Под их ударами погибли скифское государство и боспорское царство, в руинах лежали Неаполь, Пантикапей, Херсонес и многие города и села. А гунны помчались дальше, в Европу, где стали причиной гибели великой Римской империи.

В IV веке, после раздела Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую), в сферу интересов последней вошла и южная часть Таврики. Херсонес (его стали именовать Херсон) становится главной базой византийцев на полуострове.

Из Византийской империи в Крым пришло христианство. Согласно церковному преданию, первым благую весть принес на полуостров Андрей Первозванный, большую проповедническую деятельность вел третий епископ Рима святитель Климент, сосланный в Херсонес в 94 году. В VIII веке в Византии началось движение иконоборчества, уничтожались иконы и росписи в храмах, Монахи, спасаясь от преследований, переселялись на окраины империи, в том числе в Крым. Здесь, в горах они основали пещерные храмы и монастыри: Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие.

В конце VI века в Крыму появляется новая волна завоевателей - это хазары, потомками которых считаются караимы. Они заняли весь полуостров, за исключением Херсона (так называется Херсонес в византийских документах). С этого времени город начинает играть заметную роль в истории империи. В 705 г. Херсон отделяется от Византии и признает хазарский протекторат. На что Византия в 710 г. отправляет карательный флот с десантом. Падение Херсона сопровождалось небывалой жестокостью, но не успели войска покинуть город, как он снова восстал. Объединившись с изменившими Византии карательными войсками и союзниками хазарами, войска Херсона вступают в Константинополь и ставят своего императора.

В IX веке активно вмешивается в ход крымской истории новая сила - славяне. Одновременно происходит закат хазарской державы, окончательно разгромленной в 60-х годах X века киевским князем Святославом Игоревичем. В 988-989 годах киевский князь Владимир взял Херсон (Корсунь), где и принял Христианскую веру.

В течение XIII века несколько раз вторгались в Таврику золотоордынцы (татаро-монголы), подвергая разграблению её города. Затем они стали оседать на территории полуострова. В середине XIII века они захватили Солхат, который стал центром Крымского юрта Золотой Орды и получил название Къырым (как и весь полуостров впоследствии).

В XIII веке (1270 г.) на южное побережье проникают сначала венецианцы, а затем генуэзцы. Вытеснив конкурентов, генуэзцы создают на побережье ряд укреплений-факторий. Главным оплотом их в Крыму становится Кафа (Феодосия), они овладели Судаком (Солдайей), а так же Черкио (Керчью). В середине XIV века они обосновались в непосредственной близости от Херсона - в бухте Символов, основав там крепость Чембало (Балаклава).

В этот же период в горном Крыму образовалось православное княжество Феодоро с центром в Мангупе.

Весной 1475 года у берегов Кафы появился турецкий флот. Хорошо укрепленный город смог продержаться в осаде только три дня и сдался на милость победителя. Захватив одну за другой прибрежные крепости, турки положили конец генуэзскому владычеству в Крыму. Достойное сопротивление встретила турецкая армия у стен столицы Феодоро. Захватив город после шести месяцев осады, они разорили его, жителей убили или увели в рабство. Крымский хан стал вассалом турецкого султана.

Крымское ханство стало проводником агрессивной политики Турции по отношению к Московскому государству. Постоянные набеги татар на южные земли Украины, России, Литвы и Польши.

Россия, стремившаяся обезопасить свои южные границы и получить выход к Черному морю, не единожды воевала с Турцией. В войне 1768-1774 гг. турецкие армия и флот потерпели поражение, в 1774 году был заключен Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. К России перешли в Крыму Керчь с крепостью Ёни-Кале, крепости Азов и Кин-бурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю.

В 1783 году после русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) Крым был присоединен к Российской империи. Это способствовало укреплению России, ее южных границ обеспечивало безопасность транспортных путей на Черном море.

Большинство мусульманского населения покинуло Крым, перебравшись в Турцию, край обезлюдел и пришел в запустение, Чтобы возродить полуостров, князь Г. Потемкин, назначенный губернатором Тавриды, стал переселять из соседних районов крепостных и отставных солдат. Так появились на крымской земле новые деревни Мазанка, Изюмовка, Чистенькое... Труды Светлейшего князя не прошли даром, экономика Крыма стала быстро развиваться, разбивались сады, виноградники, табачные плантации на Южном берегу и в горной части. На берегу превосходной природной гавани закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. У небольшого городке Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической губернии.

В январе 1787 год императрица Екатерина II в сопровождении австрийского императора Иосифа I путешествующего под именем графа Фанкельштейна, послов могущественных стран Англии, Франции и Австрии и многочисленной свиты отправилась в Крым, чтобы осмотреть новые земли продемонстрировать своим союзникам мощь и величие России: Императрица останавливалась в путевых дворцах, выстроенных специально для нее. Во время обеда в Инкермане шторы на окне неожиданно раздвинули, и путешественники увидели строящийся Севастополь, военные корабли, приветствовавшие императриц залпами. Эффект был потрясающий!

В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир. Россия потерпела поражение. В 1856 г. в Париже был заключен мирный договор, запрещавший России и Турции иметь на Черном море военные флоты.

Потерпев поражение в Крымской войне, Россия переживала экономический кризис. Отмена в 1861 году крепостного права позволила быстрее развиваться промышленности, в Крыму появились предприятия, занятые переработкой зерна, табака, винограда, фруктов. В это же время началось курортное развитие Южного берега. По рекомендации врача Боткина царская семья приобретает имение Ливадию. С этого момента по всему побережью строятся дворцы, усадьбы, виллы, принадлежавшие членам семьи Романовых, придворной знати, богатым промышленникам и помещикам. Ялта в считанные годы из деревушки превратилась в знаменитый аристократический курорт.

Большое влияние на развитие экономики края оказало строительство железных дорог, связавших Севастополь, Феодосию, Керчь и Евпаторию с городами России. Все большее значение приобретал Крым и как курорт.

В начале XX века Крым принадлежал Таврической губернии, в хозяйственно-экономическом отношении представлял собой аграрный край с небольшим числом промышленных городов. Основными были Симферополь и портовые города Севастополь, Керчь, Феодосия.

Советская власть победила в Крыму позже, чем в центре России. Опорой большевиков в Крыму был Севастополь. 28-30 января 1918 г. в Севастополе состоялся Чрезвычайный съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Таврической губернии. Крым был провозглашен Советской Социалистической Республикой Тавриды. Она просуществовала немногим более месяца. В конце апреля германские войска захватили Крым, а в ноябре 1918 г. их сменили англичане с французами. В апреле 1919 г. Красная Армия большевиков заняла весь Крым, кроме Керченского полуострова, где укрепились войска генерала Деникина. 6 мая 1919 г. была провозглашена Крымская Советская Социалистическая Республика. Летом 1919 г. деникинская армия заняла весь Крым. Однако осенью 1920 г. Красная Армия во главе с М.В. Фрунзе вновь восстановила советскую власть. Осенью 1921 г. была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.

В Крыму началось Социалистическое строительство. Согласно подписанному Лениным декрету «Об использовании Крыма для лечения трудящихся», Все дворцы, виллы, дачи были отданы под санатории, где отдыхали и лечились рабочие и колхозники из всех союзных республик. Крым превратился во Всесоюзную здравницу.

В годы Великой Отечественной войны крымчане мужественно боролись с врагом. Вторая героическая оборона Севастополя, длившаяся 250 дней, Керченско-Феодосийская десантная операция, Огненная земля Эльтигена, подвиг подпольщиков и партизан стали страницами военной летописи. За стойкость и мужество защитников двум крымским городам - Севастополю и Керчи - присвоено звание город-герой.

В феврале 1945 года в Ливадийском дворце состоялась конференция глав трех держав - СССР, США и Великобритании. На Крымской (Ялтинской) конференции были приняты решения, связанные с завершением войны с Германией и Японией, и установлением послевоенного мирового порядка.

После освобождения Крыма от фашистских оккупантов весной 1944 года началось восстановление его хозяйства: промышленных предприятий, санаториев, домов отдыха, сельского хозяйства, возрождение разрушенных городов и деревень. Черной страницей в истории Крыма стало изгнание многих народов. Участь постигла татар, греков, армян.

19 февраля 1954 года вышел указ о передаче Крымской области Украине. Сегодня многие считают, что Хрущев от имени России сделал Украине царский подарок. Тем не менее указ подписал председатель Президиума Верховного Совета СССР Ворошилов, а подписи Хрущева в документах, касающихся передачи Крыма Украине, нет вообще.

В период советской власти, особенно в 60-е - 80-е годы прошлого века, наблюдался заметный рост крымской промышленности и сельского хозяйства, развитие курортов и туризма на полуострове. Крым, собственно, и был известен как всесоюзная здравница. Ежегодно в Крыму отдыхали 8-9 млн человек со всех концов огромного Союза.

1991 год - "путч" в Москве и арест М. Горбачева на его даче в Форосе. Развал Советского Союза, Крым становится Автономной республикой в составе Украины, а Большая Ялта - летней политической столицей Украины и стран Причерноморского региона.

Обнаруженные археологами на Крымском полуострове стоянки первобытных людей (Киик-Коба, Староселье, Чокурча, Волчий Грот) свидетельствуют о заселении края человеком уже в эпоху каменного века.

Древнейшее население Причерноморья и Крыма состояло из обитавших здесь на рубеже II—I тысячелетий до н. э. полуоседлых и кочевых племен, известных под общим именем киммерийцев. Память о них сохранилась в местных топонимах, упоминаемых в древнегреческих источниках: Боспор Киммерийский, Киммерик, Киммерий. Киммерийцы заселяли, по-видимому, все причерноморские степи, но в Восточном Крыму, как и на Таманском полуострове, они обитали дольше.

В VII в. до н. э. киммерийцы действовали в союзе со скифами. Имеются сведения о разгроме в 652 г. до н.э. лидийской столицы Сард киммерийцами и скифами. Выявленная археологами культура киммерийцев близка скифской и относится к концу эпохи бронзы. Об этом говорят раскопки на Керченском и Таманском полуостровах, где обнаружены захоронения VIII—VII вв. до н. э., связываемые с киммерийцами. Согласно рассказу Геродота, киммерийцы были вытеснены из Северного Причерноморья скифами, которые господствовали здесь уже в VII в. до н. э.

Потомками киммерийцев считаются тавры, обитавшие уже в скифское время в горах Крыма. Тавром назывался и горный хребет на южнобережье полуострова. С этим именем и связано греческое наименование Крымского полуострова — Таврика, которое сохранялось и в эпоху античности, и в средние века.

Основную массу скифов составляли племена, пришедшие в VIII в. до н. э. из Средней Азии. Известно несколько скифских племен Северного Причерноморья: царские скифы, обитавшие и в Крыму, скифы-кочевники, скифы-пахари, скифы-земледельцы, скифы-вонны. Общественный строй скифов в середине I тысячелетия до и. э. характеризуется постепенным распадом родоплеменных и появлением классовых отношений. Известно было у скифов уже и патриархальное рабство. Смена киммерийской культуры скифской в VIII—VII вв. до н. э. совпала с переходом от эпохи бронзы к железному веку. К IV в. до н. э. Скифское царство, объединившее отдельные племена, превратилось в сильную военную державу, успешно отразившую персидское нашествие. Замечательные памятники знаменитого скифского «звериного» стиля обнаружены археологами в курганах и горЬдишах Крыма — в Курганах Кулаковского (близ Симферополя, Ак-мечеть), уникальные золотые изделия с изображением человеческих фигур, животных и растений найдены в известных скифских курганах Куль-Оба, Ак-Бурун, Золотом кургане.

В VIII—VI вв. до н. э. происходит интенсивный процесс греческой колонизации северопонтийского побережья, обусловленный экиномическим и социальным развитием Древней Эллады. В VII в. до н. э. колонизуется западное, а в VI в. до н. э. — северное побережье Черного моря.

Ранее всего в Таврике, вероятно еще в первой половине VI в. до н. э., на месте современной Керчи на берегу Боспора Киммерийского был основан милетцами г. Пантикапей. Сам город назывался греками и просто Боспором. Около середины VI в. до н. э. в Восточном Крыму возникли Тиритака, Нимфей, Киммерик. В VI в. до н. э. греками-милетцами была основана Феодосия, а также Мирмекий, располагавшийся недалеко от Пантикапея.

Около 480 г. до н. э. в Восточном Крыму происходит объединение ранее независимых греческих городов-государств (полисов) в единое Боспорское государство под властью Археанактидов —выходцев из Милета. В 438 г. до н. э. власть в Боспоре переходит к Спартокидам — династии, возможно, фракийского происхождения.

Ремесло, сельское хозяйство, торговля, монетное обращение Пантикапея, где с середины VI в. чеканилась собственная серебряная монета, находились на сравнительно высоком уровне развития. Происходило расширение внешней экспансии Боспорского государства. Однако в III—II вв. до н. э. с запада усиливается натиск скифов, а из Прикубанья проникают сарматы.

Создание в Крыму скифского государства и обострение социальных противоречий в Боспорском царстве способствовали ослаблению последнего.

В западной части Крыма важную роль играл Херсонес, основанный в V в. до н. э. выходцами с южного берега Черного моря (из Гераклеи Понтийской). Первоначально это была торговая фактория, которая стала затем центром сельскохозяйственного и ремесленного производства. Росла и торговля, с развитием которой связан выпуск собственной монеты из серебра и меди. Остатки древнего Херсонеса сохранились на западной окраине современного Севастополя.

Херсонес, вероятно, придерживался враждебной политики по отношению к Боспору. Однако к концу II в. до н. э. усиливается натиск скифов на Херсонес. Понтийский царь Митридат VI Евпатор оказал военную помощь Херсонесу. Восточный Крым и Херсонес переходят затем под власть понтийского царя. Перисад — последний царь Боспора из династии Спартокидов — отказался от престола в пользу Митридата VI. Но это лишь обострило назревшие социальные противоречия в рабовладельческом Боспоре. В 107 г. до н. э. здесь произошло восстание во главе со скифом Савмаком, но оно было подавлено войсками понтийского царя.

Понтийское царство стало главным препятствием для дальнейшей экспансии римлян на Восток. Это привело к войнам Митридата с Римом, длившимся с 89 г. до н. э. вплоть до гибели понтийского царя в 63 г. до н. э. Смерть Митридата означала фактическую утрату этой частью Причерноморья политической самостоятельности. К концу I в. до н. э. на боспорских монетах появляется портрет римского императора и членов его семьи. Правда, в 25 г. до н. э. Рим подтверждает независимость Херсонеса, но эта самостоятельность была во многом номинальной.

Города-государства Таврики в первые века н.э. представляли собой развитые полисы рабовладельческого типа. В пользу такого мнения говорит их административное устройство, а также обнаруженные археологами памятники материальной культуры.

Господствующей силой в степной зоне в этот период были сарматы, во главе которых находилась племенная знать, окруженная дружинниками. Известно несколько союзов сарматских племен — роксоланы, аорсы, сираки. Очевидно, со II в. и. э. сарматы получают общее наименование аланов, вероятно по названию одного из их племен. Однако в Крыму сарматы, судя по всему, уступали по численности массе сохранившихся здесь скифов, а также потомков древних тавров. В противоположность сарматам это старое население именуется в античных источниках тавроскифами, что, возможно, указывает на стирание имевшихся между ними различий.

Центром скифских племен в Крыму был Неаполь Скифский, располагавшийся на месте нынешнего Симферополя. Неаполь Скифский был основан в конце III в. до н. э. и просуществовал до IV в. н. э.

В I—II вв. Боспорское царство переживает новый подъем, оно занимает примерно ту же территорию, что и при Спартокидах. Более того, Боспор осуществляет фактически протекторат над Херсонесом. Одновременно происходит сарматизация населения боспорских городов. Во внешней политике боспорские цари проявляли известную самостоятельность, в том числе и в отношениях с Римом.

В III в. в Крыму получает распространение христианская религия, проникшая сюда, вероятно, из Малой Азии. В IV в. в Боспоре существовала уже самостоятельная христианская епископия.

Херсонес в это время продолжал развиваться как рабовладельческая республика, но прежний, демократический строй (в рамках, естественно, рабовладельческой формации) сменился теперь аристократическим. При этом происходила романизация правящей городской верхушки. Херсонес становится основным опорным пунктом римлян в Северном Причерноморье. В нем находился римский гарнизон, отсюда поступало продовольствие в центр империи.

В середине III в. н. э. Боспорское государство переживает экономический и политический упадок, отражавший общий кризис античной рабовладельческой системы. Начиная с 50—70-х гг. в Крыму усиливается натиск боранов, остготов, герулов и других племен, входивших
в готский союз. Готы нанесли поражение скифам, уничтожили их поселения в Крыму. Захватив почти весь полуостров, за исключением Херсонеса, они установили свое господство над Боспором. Готское нашествие привело к упадку Боспорского царства, но смертельный удар ему был нанесен в 70-х гг. IV в. племенами гуннов, появившимися в Восточном Крыму. Разгромленный ими Боспор потерял свое былое значение и постепенно сошел с исторической арены.

Из сборника «Крым: прошлое и настоящее », Институт истории СССР АН СССР, 1988

Понт Эвксинский — Море Скифское

Для мировой истории Крым стал известен за много веков до нашей эры. В древнейшие времена, полуостров называли Таврикой. Это название зафиксировал византийский историк VI века нашей эры Прокопий нз Кесарии. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» приводит несколько видоизмененную форму этого названия - Тавриания. Только в XII веке татары, завоевавшие полуостров, назвали Крымом греческий город Солхат (теперь Старый Крым), ставший центром их владений. Постепенно, на протяжении XIV-XV веков, это название распространилось на весь полуостров. Названия греческих колоний, возникших в Крыму в VI веке до н.э. нельзя считать самыми старыми крымскими топонимами. До прихода греков в Крым здесь проживали многочисленные племена, оставившие след в истории, археологии, и топонимике.

Крым принадлежит к тем немногочисленным местам на земле, где с незапамятных времен появились люди. Здесь археологами открыты их стоянки эпохи палеолита — раннего каменного века.

Учёные считают, что до начала расхождения народов - около 3700 г. до н.э. на всей территории Прикаспийских степей Восточной Европы и Западной Азии единым языком общения был , корни которого лежат в .

Корни самых древних названий крымских мест, рек, гор, озёр следует искать в Прото-индоевропейском языке – ведическом санскрите: опора, оплот, башня, вышка, пилон. (родственное слово в Др. Русском яз.: КРОМЪ – замок, укрепление, укромный, скрытый от…; Кромный – внешний край (кромка); КРОМА – край, кусок хлеба;) В корне слова Крам - kram — крепость, глагол «kR» и «krta » - создать , построить, сделать, то есть - это рукотворное сооружение - Крепость, Кремль.

Историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любора Hидерле утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры».

Первым известным нам из древнегреческих источников населением Крыма были Скифы, Тавры и киммерийцы, которые были родственны или фракийским.

В юго-западной части Крымского полуострова, в 15 км от Севастополя, находится древний город Балаклава, имеющий богатую историю, насчитывающую более 2500 лет.

С древнейших времён была мощной военной крепостью, созданной самой природой. Балаклавская гавань закрыта высокими скалами со всех сторон от морских штормов, а узкий вход в гавань надёжно защищает её от неприятельских вторжений с моря. сообщает о том, что в горах Тавриды жили тавров, знающих толк в воинском искусстве.

в пределах днепровского Левобережья есть, два топонима древнего славянского вида – Перекоп, у Срезневского – Перекопь, возможная калька реликтового индо-арийского *кrtа – «сделанный (то есть – вырытый вручную)» , отсюда происходит название Крым. Примерно в том же месте, у основания Крымского полуострова есть др.-русск. Олешье , один из «заселённых мест» у моря, которое с незапамятных времён – от геродотовской Гилеи (‘Y – «лесная») до нынешних Алешковских (!) песков – стойко донесло и сохранило образ этого «лесистого» пятачка среди окружающих безлесных пространств.

Название «Балаклава» происходит от слова , сила, мощь, энергия, сила, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из - RV). Возможно, название гавани «Бала+клава» - происходит от «Бала» - военная,«Клап, калпате» - klṛ p, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷ p») , то есть - Военная Крепость.

Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. - 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и военной крепости с именем сына (II в. до н. э.) Палак - «сильны воин». Имена бога войны в древней Греции - Паллас (Pallas), эпитет богини Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) воинственная богиня военной стратегии и мудрости, и имя скифского царевича Палак — «воин» , происходят от одного корня.

В V веке на обоих берегах Керченского пролива возникает могущественное , жители которого состояли из представителей различных народов — греков-колонистов, скифов, меотов. Господствующая династия Спартакидов была фракийского происхождения, из фракийцев же состояла и царская гвардия. В Прото-индоевропейском языке лежат корни языка скифов, киммерийцев, греков, готов, именно поэтому находили общий язык и , допуская на полуострове взаимопроникновение культур и языковые заимствования, например, у германский племён — — скифов, которые состояли в едином готском союзе племён в Крыму.

Роль готов в жизни Крыма была весьма значительной, так как даже в византийских средневековых источниках Крым называли Готией. принадлежит к индоевропейской группе языков. Немногочисленные укрепленные остготские поселения сохранялись в Причерноморье в западной горной части Крыма, заселенной греками и подчиненной Византии, а также с V века в Приазовье на Таманском полуострове остготы в конце IV века оказались отрезанными нашествием гуннов и других кочевников в Причерноморье. Византийский Император Юстиниан I построил в Крыму для защиты поселений остготов (восточных готов) линию укреплений. В Тавриде (Крыму) был готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос), Феодоро, торговцев готов-трапезитов, живущих на «столовой горе» (близ Алушты).

В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. В Крыму долгое время сохранялся крымско-готский язык, восходящий к остготскому диалекту племён восточных готов, пришедших в Причерноморье и в Приазовье в 150 – 235гг., и живших в соседстве с греческими переселенцами и скифами. Фламандский монах В. Рубрук, который свидетельствует в 1253 г., что готы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum). Важное место занимает Крымский полуостров в истории Украины. Население Крыма и Украины было связано общими экономическими, политическими и культурными процессами.

Распространение власти киевских князей Древней Руси на довольно большую часть полуострова тесно и на продолжительное время сблизило население Крыма с древнерусским государством. Здесь были своеобразные ворота, через которые Киевская Русь выходила па общение со странами Востока. В первые столетия нашей эры в Крыму появились славяне . Их переселение на полуостров естественнее всего объяснять так называемым великим переселением народов в II-VII веках.

О славянах в Крыму время от времени вспоминают византийские источники. Но более полное представление об их жизни на полуострове ученые смогли получить, лишь начиная с эпохи Киевской Руси. Археологи обнаружили в Крыму остатки материальной культуры, фундаменты архитектурных сооружений, близкие к тем, которые строились в городах Киевской Руси. Более того, фресковые росписи и сама штукатурка крымских русских церквей по своему составу очень напоминает фресковые росписи киевских соборов XI-XII веков.

Многое о древнерусском населении Крыма становится известным из письменных источников.

Из «Жития Стефана Сурожского» узнаем, что в начале IX века русский князь Бравлин завладел крымскими городами Корсунем (или Херсоном, так в средневековье стал называться Херсонес) и Судаком . А в середине того же века древние руссы надолго осели в Приазовье, овладев византийским городом Таматархой позднее Тмутараканью, столицей будущего древнерусского княжества, часть земель которого простиралась в Крыму. Постепенно киевское правительство распространяет свою власть северо-западную часть его на околицу Херсона, весь керченский полуостров.

Тмутаракансиое княжество сложилось в середине X века. Удаленное от других русских земель, оно находилось под постоянным давлением Византии, но сумело сохраниться. Удачный поход Владимира Святославича на Херсон в 989 году расширил древнерусские владения в Крыму. По русско-византийскому соглашению, Киевская Русь смогла присоединить к Тмутараканскому княжеству город Боспор с околицей, который получил русское наименование Корчев (от слова «корча» - кузня, нынешняя Керчь).

Арабский географ Идриси называл Керченский пролив «устьем русской реки» . Там ему был даже известен город с названием «Россия». Средневековые европейские и восточные географические карты Крыма зафиксировали немало топонимов, названий городов и поселений, свидетельствующих о давнем и продолжительном пребывании руссов в Крыму: «Косаль ди Росиа», «Россиа», «Росмофар», «Россо», «Россика» (последняя вблизи Евпатории) и др.

В конце XII века навала кочевников-половцев, завладевших степями северного Причерноморья, надолго отрезала Крым от Киевской Руси. Тогда же половцы уничтожили Тмутараканское княжество, по значительная часть русского населения удержалась на полуострове. Одним нз его опорных пунктов стал город Судак (русские название Сурож ). Согласно сообщениям арабского писателя Ибн аль-Асира. В конце XII — начале XIII веков в Крыму жило много русских купцов. Русскому населению полуострова, так же, как и представителям других местных народов, нанесло непоправимый удар завоевание полуострова монголо-татарами после 1223 года .

Греческие города-государства Крыма:
история строительства, расположение, общественный порядок

Образование греческих городов-государств в Крыму - это достижение Великой Колонизации эллинов, которая проходила на землях полуострова между VIII и VI вв. до н. э. Иногда считается, что процесс освоения Средиземноморского побережья и Причерноморья лучше обозначать термином «переселение». Однако, что же заставило греков покидать родные места и отправляться туда, где приходилось начинать жизнь заново?

Во-первых, в этот период истории в Греции произошел демографический взрыв. Перенаселение Эллады порождало начало миграционных процессов. Во-вторых, грекам катастрофически не хватало земли хозяйственного назначения. Кроме того, переселенческие процессы были связаны с торговой экспансией, поиском продуктов и источников сырья, дефицитных или, вообще, не существовавших в Греции.

Все это дополняют военные, социальные и этнические причины. Эллинам угрожали лидийцы и персы, да и между греками существовали значительные разногласия, порожденные принадлежностью к разным слоям населения и межэтническими трениями.

Изнеженным под теплым солнцем эллинам вначале не понравился сравнительно холодный местный климат, а жители Крыма наводили страх. Черное море они называли словосочетанием «Понт Аксинский», что означает «негостеприимное море». Однако вскоре они поменяли свою точку зрения и приставка «а» преобразовалась в «эв». Так появился греческий топоним Понт Эвксинский («гостеприимное море»), а история Крыма начала приобретать иной характер.

Греческие города-государства Крыма возводились выходцами из Милета. Реже - переселенцами из Гераклеи Понтийской. Однако ученым удалось отыскать на полуострове следы обитания греков, прибывших из Колофона, Эфеса и Теоса. Сформировался ареал греков-переселенцев: Юго-Восток Крыма, берега Керченского пролива и территория Таманского полуострова.

Греческие города-государства и поселения в Северном Причерноморье:

Политическое устройство крымских античных поселений было схожим с таковым в материковой Элладе. Греческие города-государства Крыма преимущественно были рабовладельческими республиками с демократическим укладом жизни. Полисная модель позволяла органично сосуществовать городу и его хоре, делала такие населенные пункты самостоятельными и жизнеспособными единицами.

Греческие города-государства Крыма имели три традиционные для наших дней ветви власти, они могли решать все внутренние проблемы и самостоятельно выбирать государственные органы. Законодательная власть у них представлялась народным собранием, исполнительная - коллегиями и магистратами. К решению проблем государственной важности допускались взрослые мужчины. Рабы, иностранцы и особи женского пола прав не имели. Суды в греческих колониях Крыма были узкоспециализированными.

Первый греческий город вырос на востоке Крыма, его название — Пантикапей.

Керчь. Руины Пантикапея - первого греческого города-государства на территории Крыма В центре картины К.Ф. Богаевского «Феодосия» (1930 год) - Карантинная горка - предполагаемое место основания греческого города-государства , следы которого теперь скрыты наслоениями последующих цивилизаций. На Карантинной горке изображена генуэзская крепость Кафа .

Со временем на полуострове возвели еще несколько больших населенных пунктов: Херсонес, Керкинитида, Калос-Лимен, Нимфей, Феодосия.

Греческий город-государство Херсонес: руины жилого квартала (Гагаринский район Севастополя) Руины греческого города-государства Калос-Лимен (северо-западное побережье Крыма)

Самое большое греческое государственное объединение Крымского полуострова античных времен - Боспорское царство - появилось в результате постоянных противостояний с местными варварами, о нем будет рассказано отдельно .

Греческие-города-государства на Крымском полуострове можно условно разделить на две части - попавшие в некоторый исторический момент под влияние Херсонеса и оказавшиеся в сфере интересов Пантикапея. Вторые, начиная как независимые города-государства, объединились в союз, точнее, их к этому принудила необходимость - нужно было противостоять местным племенам и развивать торговлю с метрополией. Позже эти полисы вошли в состав Боспорского царства династии Спартокидов. Какие же это города?

Греческие города-государства под влиянием Пантикапея

Если столица была основана в VII веке до нашей эры, то находящийся немного южнее Нимфей - в начале VI. Это было одно из самых крупных и значимых греческих городов-государств.

Основанный милетцами, вскоре он попал под влияние Афин и, соответственно, вошел в Делосскую симмахию, которая в борьбе против Спарты в итоге потерпела поражение. Нимфей отложился от Афин и передал свою судьбу Спартокидам и Боспорскому царству. Не раз город разрушался (особенно катастрофически - готами), не раз артефакты растаскивались уже в наше время, поэтому археологам досталось не так много. Но и то, что осталось, позволяет судить о величии города и его архитектурном великолепии.

Чуть севернее Нимфея, в тот же период что и последний, был основан милетцами ещё один полис - Тиритака. Этот греческий город-государство имел промышленно-хозяйственную направленность, что подтверждают раскопки. Стенами был обнесён лишь в III веке нашей эры. Неоднократно разрушался как неприятелем, так и землетрясениями. При византийцах, в правление Юстиниана I , в Тиритаке была установлена базилика, развалины которой были исследованы в ходе археологической экспедиции.

Среди всех греческих городов-государств Крыма самым притягательным является Акра, всё потому, что этот полис почти полностью ушел под воду в результате трансгрессии, поднятия уровня воды Черного моря. Этот город был не столь большим, как Пантикапей, его главным сооружением был порт. В результате подводных археологических экспедиций были найдены стены, башни, основания зданий, множество мелких предметов и богатая коллекция монет.

С запада портовые греческие города-государства постоянно подвергались набегу кочевников, особенно после падения Понтийского царства. Для защиты полисов от этих набегов из глубины Керченского полуострова был построен город Илурат в I веке нашей эры. Активные раскопки проводились уже после войны, были обнаружены массивные стены, которые не раз перестраивались. Подземные ходы, колодцы, башни - Илурат был построен с использованием всех современных на то время фортификационных знаний. Однако крепость просуществовала недолго, уже в конце третьего века нашей эры защитники покинули её.

История Крыма времен античности - это постоянный поиск соратников и регулярная борьба за выживание. Кого же боялись крымские греки? Отношения с таврами, населявшими полуостров , у них были переменчивыми. Вначале крымские аборигены воспринимались эллинами, только как пиратствующий народ, способный убить чужеземца, чтобы принести его в жертву. В местах поселения тавров практически не найдено предметов, изготовленных греками. Это означает, что торговых связей между народами не существовало.

В античных полисах обнаружены образцы лепной керамики с черными стенками, что позволяет предположить наличие брачных связей между молодыми представительницами таврских племен и сыновьями колонистов. В Пантикапее также было найдено надгробие V в. до н. э., расположенное над могилой уважаемого тавра. Значит, и тавры-мужчины иногда проживали в греческих городах Крыма. Ученые считают, что, как правило, они имели статус рабов, но исключения все же были.

С соседями-скифами греческие переселенцы старались жить мирно, приносили богатые подарки царям варваров, а те уступали им свои территории. Временами между ними все же возникали краткосрочные военные противостояния и напуганные греки строили оборонные крепости. Одна из таких войн ознаменовала конец существования скифского царства .

Во время раскопок некоторых греческих городов были найдены хирургические инструменты, сделанные из бронзы и костей. Эти артефакты позволяют предположить, что в крымских античных поселениях переселенцев из Греции существовала достаточно развитая медицина.

О высоком уровне культурной жизни в греческих городах-государствах Крыма свидетельствует наличие таких же театров, как те, которые существовали на исторической родине эллинов. В таких сооружениях одновременно могло находиться до 3 000 человек. Ученые нашли и музыкальные инструменты, которыми пользовались греки в Крыму: лиру, трубу, флейту, кифару.

Люди, населявшие греческие города-государства Крыма, исповедовали политеизм, многобожие. Они поклонялись языческим богам, которые олицетворяли силы природы. Очень скоро больше внимания начали уделять Аполлону - защитнику переселенцев.

В Херсонесе чтили культ Артемиды, богини-покровительницы этого полиса. Им делали жертвы в виде рыбы, домашних животных, продуктов земледелия. Божествам поклонялись в святилищах, в храмах, у домашних алтарей. Туда нередко приносили глиняные копии жертв. В III в. н. э. язычество в Крыму стало замещаться христианским учением.

Сделаем несколько выводов. Античная колонизация Крыма началась в VIII-VII вв. до н. э. и греческие города-государства просуществовали до нашествия гуннов, которое произошло в IV в. н. э.

Все поселения, основанные выходцами из Милета, Гераклеи Понтийской, Колофона, Эфеса и Теоса, были республиками с тремя ветвями власти. Среди них выделяется только одна монархия - Боспорское царство. Первый греческий город в Крыму - Пантикапей. Он появился в VII в. до н. э.

Столетием позже был построен Нимфей. Потом выросли Тиритака, Акра, Илурат, Китей, Киммерик, Пормфий, Мирмекий, Зенонов Херсонес, Феодосия. Вскоре все они подпали под влияние Пантикапея и вошли в состав Боспорского царства.

В VI в. до н. э. греки возвели Херсонес Таврический, который сумел покорить Керкинитиду и Калос-Лимен. Крымские греки уживались с таврами, скифами, сарматами, которые также обитали на полуострове. С I в. до н. э. власти греческих городов-государств Крыма вынуждены были покориться Риму. Херсонес просуществовал дольше всех остальных греческих полисов и стал оплотом византинизма в Крыму.

INLIGHT / olegman37

Пантикалей ханкай (греч. Παντικάπαιον) основанный на месте современной Керчи выходцами из Милета в конце VII века до н. э., в пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называющейся сегодня - Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся Аполлон, и именно ему был посвящен главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса. Весь город со временем был опоясан мощной системой каменных укреплений, превосходящей афинскую. В окрестностях города находился некрополь, отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял из длинных цепей курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. С южной стороны город окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба - сто холмов. Под их насыпями погребены представители варварской знати - скифские вожди, осуществлявшие военно-политический протекторат над городом. Курганы и сейчас составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярны такие из них, как Куль-Оба, Мелек-Чесменский, Золотой и особенно знаменитый Царский.
История Пантикапея как города началась в конце VII века до н. э., когда на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) древнегреческие колонисты основали ряд независимых городов-государств (полисов) составивших в 40-х гг. VI в. до н. э. военную конфедерацию. Целью межполисного союза было противостояние коренному населению - скифам. Пантикапей являлся наиболее крупным, мощным и, вероятно, первым. На это указывает тот факт, что уже с конца 40-х гг. VI в. до н. э. Пантикапей чеканил свою серебряную монету, а с последней трети 70-х гг. IV в. до н. э. - и золотую.
Город Феодосия был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. Древнее название города было Каффа, упоминаемое во время императора Диоклетиана (284-305).
С 355 года до н. э. Каффа предположительно входила в состав Боспорского царства. Согласно некоторым оценкам, античная Каффа была вторым по значению городом европейской части Боспорского царства с населением 6−8 тысяч человек. Экономический расцвет был причиной начала войны между Феодосией и Боспором. В 380 году до н. э. войска царя Левкона I присоединили Феодосию к Боспорскому царству. В составе античного Боспора Феодосия была самым крупным торговым портом Северного Причерноморья. Отсюда отправлялись торговые суда с зерном. Укрепленный центр Феодосии - акрополь - размещался на Карантинном холме.
Город был разрушен гуннами в IV веке н. э.
Херсонес Таврический , или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος - ἡ χερσόνησος) - полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков) архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI века до н. э.
Через сто с небольшим лет после основания Херсонеса, его территория уже занимала всё пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма).

10.Общественно-политическая жизнь и государственное устройство Херсонеса .
Государственное уст-во
Основную массу свободного населения Херсонеса составляли греки, при этом греки-доряне. На это указывают эпиграфические памятники, которые, вплоть до первых веков нашей эры, были написаны на дорическом диалекте. Характерными особенностями последнего является употребление: α вместо у, например в словах δάμος-δ-^ιος, βουλά,-βοολή, Χερσόνασος вместо Χερσόνησος и др.
Но, наряду с греками, в Херсонесе жили, тавры и скифы. Скифские имена встречаются на амфорных ручках и в эпиграфических памятниках (ΙΡΕ I 2 , 343). Один из херсонесских послов в Дельфах, получивших там проксению, имеет отчество Σκοθα;. То же самое лицо, повидимому, названо и в акте о продаже земли (ΙΡΕ I 2 , 403). Таким образом, некоторые лица из туземного населения не только жили в Херсонесе, но и пользовались в нем гражданскими правами. Было ли это исключением или, наоборот, массовым явлением, сказать трудно. Во всяком случае, несомненно, что Херсонес был тесно связан с местным населением, а не стоял изолированно от него.
Господствующий класс в Херсонесе составляли рабовладельцы: землевладельцы, хозяева мастерских, торговцы, а также мелкие крестьяне и ремесленники. Угнетенным и эксплоатирз"е-мым классом были рабы, происходившие из туземного населения; «Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы». 1 Кроме того, в зависимости от Херсонеса находилось скифское население, жившее на принадлежавшей Херсонесу территории. Восстание скифов под руководством Савмака является убедительным свидетельством того, что скифы эксплоатировались греками.
В рассматриваемый период в Херсонесе была демократическая республика. Формы государственных органов и общий характер государственного устройства Херсонеса имеют много общего с государственным устройством Гераклеи и ее метрополии - Мегар. 1 Главным источником для изучения государственного устройства Херсонеса являются эпиграфические памятники - надписи на мраморных плитах. Ценными документами являются надписи, изданные от имени государства: почетные декреты, проксении, договоры, акты и др. Один из важнейших памятников Херсонеса - присяга, относящаяся к концу IV - началу III в. до н. э. (IPE I 2 , 401). До сих пор было принято считать, что присяга представляет клятву, которую принимали достигшие совершеннолетия юноши - эфебы, получавшие после этого права гражданства, что в присяге перечислены все те обязанности, которые должен был соблюдать каждый гражданин. 2 Акад. С. А. Жебелев 3 считает, что присягу должны были принести все граждане государства после того, как была ликвидирована попытка свергнуть демократию. Это новое понимание текста присяги дает нам возможность узнать о классовой борьбе, происходившей в Херсемесе в довольно ранний период, что делает присягу еще более ценным памятником.
Политическая жизнь
Несмотря на то что государственный строй Херсонеса именовался "демократия", ведущая роль в политической жизни города постепенно переходит в руки представителей наиболее зажиточной части населения. Участие в государственном управлении не оплачивалось и потому практически было недоступно для тех, кто жил только за счет результатов своего труда. Как следует из почетных декретов и посвятительных надписей Херсонеса, фактическая власть в государстве постепенно переходит нескольким семьям, и херсонесская демократия, как и в Ольвии, становится демократией лишь для небольшого круга состоятельных граждан.
Политическая жизнь в античном городе всегда была тесно связана с религиозной. В архитектурном убранстве города выделялись храмы. К сожалению, в результате последующих перестроек и перепланировок городской территории все древние храмы были разрушены и не сохранились. Однако из почетных надписей нам известно, что в городе стояло несколько храмов. Главной святыней Херсонеса с IV веке до н. э. стало святилище Девы с храмом и статуей этого божества. Вообще религиозная жизнь города этого времени была богата и разнообразна. Во главе официального пантеона, судя по присяге граждан, стояли Зевс, Гея, Ге-лиос и Дева. Помимо храма в городе неподалеку от Херсонеса, на мысе Феолент или на Маячном полуострове, располагался еще один храм Девы. В этом храме, по древнейшим греческим преданиям, жрицей была Ифигения - дочь руководителя Троянского похода греков Агамемнона, принесенная им в жертву. Храм Деве был и в самом Херсонесе.

11.Боспорское царство. Государственное устройство и социально-экономическая жизнь. Восстание Савмака
Боспо́рское ца́рство (или Боспор, Воспорское царство (Н. М. Карамзин), Воспорское тиранство) - античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица - Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в. Известно от греко-римских историков. После середины VII века до нашей эры на северном берегу Чёрного моря появляются греческие переселенцы, а к началу второй четверти VI века до н. э. осваивают значительную часть побережья, за исключением южного берега Крыма.Первой колонией в этом районе было, основанное во второй половине VII века до нашей эры, Таганрогское поселение, расположенное в районе современногоТаганрога.Скорее всего, колонии основывались как апойкии - независимые полисы (свободные гражданские коллективы). Греческие колонии были основаны в районе Боспора Киммерийского (Керченского пролива), где постоянное местное население отсутствовало. Постоянное население наличествовало в Крымских горах, где жили племенатавров, в степях периодически кочевали скифы, вокруг реки Кубани жили полукочевые меоты и земледельцы синды. Первое время колонии не испытывали давления со стороны варваров, население их было весьма немногочисленным, а оборонительные стены у поселений отсутствовали. Около середины VI в. до н. э. зафиксированы пожары на некоторых небольших памятниках, в том числе на Мирмекии, Порфмии и Торике, после чего на первых двух из них возникают небольшие укреплённые акрополи. Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива. В настоящее время появилось мнение, что первоначально ему удалось объединить вокруг себя только близлежащие малые города, а на другой стороне пролива центром стала основанная в 3-ей четв. VI в. до н. э. Фанагория. Около 510 г. до н. э. в Пантикапее был построен храм Аполлона ионического ордера. Видимо, от имени священного союза городов, возникшего вокруг храма, выпускалась монета с легендой «ΑΠΟΛ». Был ли этот союз равен политическому, как он был организован, кто в него входил - неизвестно. Существует гипотеза, связывающая выпуск этих монет с Фанагорией.

Социально-экономическая жизнь
Население крупных территорий Боспорского царства находилось на разных ступенях социально-экономического развития и общественных отношений. Здесь царил рабовладельческий способ производства, в связи с чем общество делилось на свободных и подневольных людей. К господствующей верхушки принадлежали царская семья и ее окружение, чиновники центрального и местного аппаратов власти, судовладельцы, работорговцы, владельцы земельных участков, ремесленных мастерских, состоятельные купцы, представители родоплеменной и военной знати, жрецы. Владельцами и распорядителями земли были боспорские правители и крупные землевладельцы. Существовало государственная и частная собственность на землю.В Боспорском государстве жили свободные граждане среднего достатка, которые не имели рабов, иностранцы, а также свободные крестьяне-общинники (Пелата). Последние были основными плательщиками натуральных налогов за право пользования землей и преимущественно несли бремя повинностей в пользу государства и местной аристократии. К тому же крестьяне обязаны были участвовать в ополчении во время нападения кочевых племен на Боспорское царство.низкий ступень социальной лестницы традиционно занимали рабы, делились на частных и государственных. Работа государственных рабов в основном использовалась на строительстве общественных зданий, оборонительных сооружений. В племенных организациях рабство было домашним, патриархальным. Местные аристократы широко использовали труд рабов в земледельческих хозяйствах, где в основном выращивался хлеб на продажу.

Государственное устройство
По историческим типом Боспорское царство было рабовладельческим государством, как и города-государства, вошедшие в его состав. По форме правления это был один из разновидностей деспотической монархии. С начала образования Боспорское царство было аристократической республикой, во главе которой от 483 г. до н.э. стоял род Архенактидив. С середины V в. (438 г. до н.э.) власть перешла к династии Спартокидов, правившей здесь в течение трех веков. Спартокидах долго титуловали себя архонтами Боспора и Феодосии, а царями назывались по вассальных варварских народов. Уже с III ст. до н.э. двойных титул исчезает, правители пойменовують себя царями (боспорские цари сохранили за собой титул архонтов в I в. до н.э. лишь относительно Пантикапея).

Города-государства, которые вошли в состав Боспорского царства, имели определенную автономию, собственные органы самоуправления (народные собрания, советы городов, выборные должности). Но уже на грани новой эры боспорские цари становятся единоличными правителями, обладателями, которые называют себя «царями царей" (с присоединением к государству новых племен титула главы государства - царь - присоединялась их этническое название). В I-III ст. н.э. в Боспоре усилилась тенденция к централизации власти, сопровождалось формированием сложной государственно-бюрократической структуры с царской администрацией во главе.

Савмака восстание
Восстание скифов в Боспорском государстве в 107 до н. э. Вспыхнуло в Пантикапее во время переговоров с Диофантом о передаче власти боспорским царём Перисадом V понтийскому царю МитридатуVI Евпатору (См. Митридат VI Евпатор). Перисад был убит Савмаком, а Диофант спасся бегством вХерсонес. Восставшие овладели всей европейской частью Боспора. В С. в. участвовало скифское население,состоявшее из зависимых крестьян, ремесленников, рабов. С. в. воспрепятствовало осуществлениюполитической сделки, с помощью которой рабовладельческая верхушка Боспора, стремясь найти выход изострого кризиса и сохранить своё классовое господство, пыталась установить режим твёрдой власти, передавеё в руки Митридата VI. Вождь повстанцев Савмак стал правителем Боспора. Строй, установившийся впериод правления Савмака, продолжавшегося около года, неизвестен. После длительной подготовкиМитридат VI направил в Синопу большую карательную экспедицию Диофанта. В Крыму в неё были включеныхерсонесские отряды. Войска Диофанта взяли Феодосию, прошли Керченский полуостров и захватилиПантикапей. С. в. было подавлено, Савмак пленён, а Боспорское государство перешло под властьМитридата VI.

Славяне в Крыму.

Славяне появились в Крыму еще в первые столетия нашей эры. Отдельные историки связывают их появление на полуострове с так называемым великим переселением народов III-VIII вв. н. э. Наиболее выразительные следы славянской культуры, выявленные археологами, относятся ко временам Киевской Руси. Например, при раскопках на холме Тепсель (возле нынешнего поселка городского типа Планерского) обнаружено, что там долгое время существовали славянские поселения, возникшие в XII- XIII вв. Открытый на холме храм по своему плану близок к храмам Киевской Руси, а раскопанная в одном из жилищ печь напоминает древнерусские. То же можно сказать и о найденной при раскопках керамике. Остатки древнерусских церквей выявлены в различных регионах полуострова, большая часть из них находится в восточном Крыму. Фресковые росписи и штукатурка, судя по фрагментам, найденным в этих руинах, близки к подобному материалу киевских соборов XI-XII вв.
Письменные источники свидетельствуют, что Крым еще в начале IX в. попадает в сферу влияния древнерусских князей. Например, житие Стефана Сурожского рассказывает, что в первой четверти IX в. русский князь Бравлин напал на Крым, овладел Херсоном, Керчью и Судаком (часть историков считают этот эпизод полулегендарным).
В середине XI в. древние русы начинают оседать в Приазовье, овладевают греческим городом Таматархой, позднейшей Тмутараканью - столицей будущего древнерусского княжества. Источники дают основание полагать, что к середине X в. власть киевских князей распространялась и на часть земель в Крыму и прежде всего на Керченский полуостров.
В 944 г. киевский князь Игорь посадил своего наместника в Крыму, вблизи Керченского пролива, вытеснив оттуда хазар. Точно установить границы владения русских земель в Крыму в этот период сложно. Но о возросшем влиянии русов в Крыму свидетельствует текст договора, заключенного Игорем с Византией после неудачного похода на Константинополь в 945 г.: «А о Корсуньской стране: елико же есть городов на той части, да не имуть власти князи Рускии... и та страна не покоряется вам», т. е. киевскому князю. Этим договором Вазантия стремилась ограничить влияние русских князей в Крыму, используя поражение русов в 945 г. Этим же договором киевский князь обязался защищать Корсуньскую землю от черных болгар, что было возможно лишь при условии сохранения за Игорем определенной территории в восточной части Крыма или на Тамани, где в то время складывалось будущее Тмутараканское княжество.
Сын Игоря Святослав сумел укрепить влияние киевских князей в Крыму, особенно в период 962-971 гг. Лишь неудачный поход Святослава в Болгарию вынудил его пообещать византийскому императору не претендовать «ни на власть Корсуньскую, и елико есть городов их, ни на страну Болгарську». Но это было временное отступление Руси в Крыму. Сын Святослава Владимир осуществил в 988 г. поход на Корсунь и овладел городом.
Византии пришлось подписать с Киевским князем договор, которым признавались его владения в Крыму и Приазовье. Благодаря этому договору Киевская Русь получила выход к Черному морю и укрепила зависимое от нее Тмутараканское княжество. После корсуньского похода к этому княжеству был присоединен город Боспор с округом, получивший русское название Корчев (от слова «корча» - кузница, нынешняя Керчь).
В течение всего XI в. Тмутараканское княжество, в том числе его земли на Крымском полуострове, принадлежало Древней Руси. В конце XI в. упоминания о Тмутаракани из летописи исчезают, но, очевидно, еще до середины XII в. Керченский полуостров и Тамань были русскими. Во второй половине XII в. Тмутараканское княжество пало под ударами половцев, кочевавших в Северном Причерноморье.
О том, что земли на Керченском полуострове принадлежали киевским князьям, говорит целый ряд письменных источников. Идриси называл Керченский пролив «устьем Русской реки» и знал в этом регионе даже город с названием «Россия» (Можно предположить, что это русский Корчев, который, по сообщению византийского источника 1169 г., какое-то время назывался «Россия»). На средневековых европейских и азиатских картах Крыма сохранилось немало названий городов, свидетельствующих о давнем и длительном пребывании на полуострове русов: «Косаль ди Россиа», «Россиа», «Россофар», «Россо», «Росика» (вблизи Евпатории) и др.
Половецкое, а затем монголо-татарское нашествие надолго отрезало Крым от Киевской Руси.

13.Тмутараканское княжество. Политическое устройство, социально-экономическая жизнь.
В истории древнерусского полуанклава на берегах Керченского пролива - Тмутараканского княжества - остается очень много пробелов. Например, первое упоминание о нем в русских летописях значится под 988 г., когда киевский князь Владимир Святославич отправил княжить в Тмутаракань своего юного сына Мстислава, но обстоятельства, при которых эти земли перешли во владение киевских князей, и время, когда это случилось, остаются предметом спора современных историков. Достоверно неизвестно, кому принадлежали эти земли до прихода русских. Мы не знаем точных границ Тмутараканской земли и времени, когда Тмутаракань перестала быть русским княжеством.
По одной версии, тмутараканский стол был захвачен Святославом во время похода на хазар еще в 965-966 гг. По другой - эти земли во время захвата киевским князем Владимиром Корсуни (средневековый Херсон, современный Севастополь) были пожалованы византийцами русскому князю за обязательство оберегать крымские владения империи от набегов кочевников.
Сохранилось немало достоверных сведений о Тмутараканском княжестве. Можно с уверенностью говорить, что территория его включала Керченский полуостров с городом Корчев (греческий Боспор, современная Керчь) и Таманский полуостров, где находилась столица княжества город Тмутаракань (греческая Таматарха, Матраха, современная станица Тамань). Вероятно, Тмутараканскому княжеству принадлежали и некоторые участки берега Восточного Приазовья, где издавна находились богатые рыбные промыслы.
Жители побережий Керченского пролива занимались земледелием и скотоводством, ловили рыбу, которой изобиловали воды Азовского и Черного морей. В городах процветали ремесла, прежде всего гончарное производство. Но самым важным занятием жителей княжества, расположенного на пересечении торговых путей, была торговля, которая приносила большие доходы горожанам и государству.
Население княжества было пестрым. Здесь проживало немало греков, осевших в городах и селениях тюркских кочевников, в том числе хазар, еврейских купцов и ремесленников, а также выходцев с Кавказа, прежде всего зихов и алан. Со временем появился и заметный славянский слой, представленный княжескими людьми, дружинниками, купцами, ремесленниками и священнослужителями.
Город Тмутаракань являлся местопребыванием главы Зихской епархии, подчинявшейся непосредственно Константинопольскому патриарху. Известны свинцовые печати архиепископа Антония, возглавлявшего епархию в середине XI в.
Князь Мстислав был весьма энергичным правителем. По сообщению «Повести временных лет», в 1022 г. он отправился походом на касогов. Они выступили ему навстречу. Вел их князь Редедя. Оба князя имели крепкое сложение и отличались силой, поэтому согласились разрешить спор поединком, чтобы не губить с моих людей. По обычаям того времени они боролись без оружия, и только победитель имел право убить побежденного. Победа досталась Мстиславу. Согласно договоренности тмутараканский князь получил землю, власть над касогами, имущество и семью побежденного.
Уже в следующем году Мстислав, опираясь на свою дружину, подвластных ему касогов и хазар (жителей княжества), выступил против своего брата Ярослава и борьбе за киевский престол. Разбив Ярослава, он получил половину Руси со столицей в Чернигове. Вскоре Мстислав покидает Тмутаракань, которая отныне управляется его доверенными лицами.
Позднее здесь правил князь Глеб, известный тем, что измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева по льду в 1068 г. и увековечил это событие надписью на знаменитом Тмутараканском камне, найденном на Тамани в конце XVIII в. Некоторое время здесь княжил Ростислав Всеволодович, скрывавшийся от киевского к и язя. Он был отравлен греками по наущению великого князя Святослава. Здесь и позднее не раз находили убежище князья-изгои.
Самым известным тмутараканским князем был Олег Святославич (в крещении Михаил). Впервые он прибыл в Тмутаракань в 1078 г. и, также как Ростислав, скрывался здесь от своих недругов. Потерпев поражение в борьбе за черниговское княжение, он был предан половцами, схвачен «козарами» в Тмутаракани и выдан византийцам. Его судьбу определила смена власти в Константинополе. При покровительстве нового императора Византии Сохранилась свинцовая печать с изображением того же архангела и греческой надписью: «Господи помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии». Деятельный и удачливый политик, Олег одиннадцать лет княжит в Тмутаракани, но внимательно следит за событиями в Киеве, мечтая занять черниговский престол. И после смерти в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода, осознав, что новый великий князь Владимир Мономах еще слаб, в 1094 г. со своими союзниками - половецкими ханами осуществляет свою мечту - утверждается в Чернигове. После этого события Тмутаракань уже не упоминается в летописях как русское владение.
С Тмутараканью тесно связана и история русской церкви. Кроме построенной Мстиславом церкви во имя Богородицы, в благодарность за дарованную девой Марией победу над Редедей здесь вблизи города был основан русский монастырь.
Основателем его явился монах Никон, известный как один из первых русских летописцев и духовных столпов Руси того времени, сподвижник святого Феодосия Печерского. Влияние Никона на духовную и культурную жизнь Киевской Руси невозможно переоценить. Никон подолгу жил в Тмутаракани и иногда выполнял дипломатические поручения горожан. Вероятно, именно здесь он приступил к созданию нового летописного свода, который закончил уже в Киеве.
После прекращения древнерусского княжения в Тмутаракани русские люди еще долго продолжали жить на Тамани, а русский язык использовался здесь даже в середине XIII в.

Похожие публикации