Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Игровая программа мы друзья природы. Всем удачной игры! "Эта хрупкая планета"

Познавательно-развлекательная игровая программа «Окно в природу»

Описание работы . Эта игровая программа подготовлена для педагогов дополнительного образования, её так же могут использовать в своей работе и воспитатели группы продлённого дня, и учителя начальных классов по внеклассной работе. Игровая программа рассчитана на возраст детей 9-10 лет. Это занятие обобщающее, на котором систематизируется изученный материал по нескольким обширным темам эколого-биологической направленности. Проводится оно в осенний период на втором году обучения по авторской программе "К тайнам природы". Во время проведения занятия мы закрепляем ранее изученный материал, определяем победителей. В ходе игры повышается познавательная активность детей, постепенно они приучаются к самостоятельности мышления и творчеству.

Цели игры:

1. закрепить знания о явлениях природы в осенний период, о культурных растениях и центрах их происхождения, о многообразии растительного и животного мира;

2. развивать интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции мышления, сообразительность;

3. учить применять свои силы и знания на практике;

4. воспитывать чувство дружбы и сплочённость у детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: поле форматом 2 на 2 метра, рисунки-знаки "рябинки" и "клёны", муляжи овощей, "чёрный ящик", бумага, карандаши, повязки на глаза, 2 мяча, 2 открытки, костюмы для "младенцев".

Подготовка к игре.

1. Рисуем поле форматом 2 на 2 метра. Клетки игрового поля нумеруются и заполняются названиями девяти конкурсов. Число "9" служит неким символом игры.

2. Формируются 2 команды по 9 человек. Готовятся творческие представления команд ("визитные карточки").

3. Определяется состав жюри.

Условия игры.

1. Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле (у одной команды знаки "рябинки", у другой "клёны").

2. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле, тем самым определяет игру в следующем конкурсе.

3. Победителем игры считается та команда, которой удаётся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, по вертикали, по диагонали) три своих знака. Это основная суть игры. Если командам не удаётся во время игры выстроить три подряд своих знака, то в таком случае разыгрываются все 9 конкурсов, заполняются все клетки игрового поля "рябинки" и "клёны", побеждает та команда, у которой больше всех знаков на игровом поле.

Ход игры.

1. Объявление темы и целей игры.

2. По жребию определяется знак команды. Одни участники игры становятся "рябинками", другие "клёнами". Ведущий вручает командам отличительные знаки.

3. Представляются члены жюри. Каждому вручаются две таблички: на одном знак "рябинки", на другом "клёны". Это конкурсные оценки.

4. Знакомство с правилами игры.

5. Разыгрывается право выбора клетки на игровом поле, команды показывают своё творческое представление. Жюри оценивает выступление. Команда, набравшая большее количество своих знаков, выбирает клетку игрового поля., первого конкурсного задания.

6. После каждого конкурса идут маленькие переменки: концертные номера, выступления членов жюри, игры со зрителями.

7. В конце игры подведение итогов, определяется команда победительница, вручаются награды.

Конкурсы:

1. "Чёрный ящик".

Под музыку выносится чёрный ящик, в котором лежат 2 пакета с чем-то (один для одной команды, другой - для второй команды). Надо отгадать, что лежит в ящике. Условия конкурса: по - очереди каждый член команды задаёт ведущему всего один вопрос, на который можно отвечать словами "да" или "нет". После заданных девяти вопросов, команда, посовещавшись 1 минуту, называет то, что по их мнению лежит в этом ящике. (Например: это съедобно?, это растёт в саду? и так далее). В ящике лежат муляжи какого-либо овоща или фрукта.

2. "Устами младенца".

В гости приходят "малыши" с заданиями для играющих. Каждой команде по два задания. Чем раньше команда угадает о чем хочет сказать "малыш", тем больше очков они заработают и закроют данное игровое поле своим знаком. Если команды так и не догадались, в игру вступают зрители и помогают команде, за которую болеют.

1) 1. Это легко воспламеняется и быстро горит.

2. Это то с помощью чего воздух становится чище.

3. Это очень колючее и в то же время пушистое.

4. Это зимой и летом одним цветом.

5. Это то без чего не обходится ни один Новогодний праздник. (ёлка)

2) 1. Это то без чего не обходится почти ни одно блюдо.

2. Это содержит много витаминов, особенно много в нём витамина С и Е.

3. Это мама даёт мне при гриппе, но я его терпеть не могу.

4. Про него иногда говорят: "злой, как собака".

5. Когда его раздевают, то слёзы проливают. (лук)

3) 1. Её изобрели китайцы.

2. Из неё получается много мусора.

3. Она легко горит.

4. Её получают из дерева.

5. На ней обычно рисуют или пишут. (бумага)

4) 1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (стекло)

3."Эрудит".

Командам предлагается ряд вопросов, на которые они дают ответы без обсуждения, если нет ответа, говорят слово "дальше". В течение 1 минуты надо правильно ответить на большее число вопросов.

Вопросы команде "Рябинки".

1. Жвачное животное - "корабль пустыни"? (верблюд)

2. Прибор для определения сторон горизонта? (компас)

3. Зайчата, родившееся осенью? (листопадники)

4. Самое крупное животное суши? (слон)

5. Самое крупное животное океана? (кит)

6. Растение пустынь с мясистым стеблем, листья колючки? (алоэ, кактус)

7.Основной корм оленей в тундре зимой? (лишайник ягель)

8. Что страшнее для птиц зимой холод или голод? (голод)

9. Перелётные животные? (летучие мыши)

10. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок? (лиственница)

11. В каком месяце 28 дней? (в любом)

12. Куда на зиму исчезают ежи, барсуки, медведи? (ложатся спать)

13. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (цветами картофеля)

14. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)

15. Одна из самых крупных листовых почек? (кочан капусты)

Вопросы команде "Клёны".

1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (паук)

2. Кого ловит кошка? (мышей)

3. Что наступает после осени? (зима)

4. Какой цветок весну начинает? (подснежник)

5. "Цветок солнца"? (подсолнечник)

6. Растёт в земле, а коса на улице? (морковь)

7. На что похожа первая половина яблока? (на вторую половину яблока)

8. Лекарственное растение, растущее у дорог? (подорожник)

9. У какого животного вместо щёк мешки? (хомяк, бурундук)

11. Какие горошины в некоторых странах в древности заменяли деньги? (горошины чёрного перца)

12. Самый большой цветок в мире? (Раффлезия: вес до 7 кг, диаметр до 1 метра)

13. Растение, плоды которого содержат большое количество витамина С? (лимон)

14. Какая птица носит название танца? (чечётка)

15. Это растение называют "кормильцем Востока". Что это за растение? (рис)

4. "Эстафета" - весёлые художники.

"Художникам" - игрокам задаётся тема: нарисовать осенний этюд. По команде ведущего игроки подбегают к мольберту, надевают на глаза повязку, берут карандаш и начинают рисовать. Затем по команде, снимают повязку и бегут к своей команде, повязку передают следующему игроку. Этот игрок надевает повязку и продолжает прерванный рисунок. Побеждает та команда, которая нарисует без грубых ошибок.

5. "Перевёртыши".

К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений надо подобрать названия хорошо известных растений. (Например: Танюшкины глазки - Анютины глазки) Если команда затрудняется ответить, в игру вступают зрители.

1. Отец - и - отчим (мать - и - мачеха)

2. Сахарица (кислица)

3. Своевременник (безвременник)

4. Здоровоголов (болиголов)

5. Заячье лыко (волчье лыко)

6. Зверолюб (зверобой)

7. Василий - да - Ольга (Иван - да - Марья)

8. Марья - кофе (Иван - чай)

9. Мухолюб (мухомор)

10. Забывалка (незабудка)

11. Позднецвет (первоцвет)

12.Подопушник (подорожник)

13. Огородник (пустырник)

14. Варёнка (сыроежка)

15. Волчий глаз (вороний глаз)

16. Бессоница трава (сон трава)

6. "Мозаика".

Детям обоих команд раздают прямоугольники с одинаковыми заданиями. Кусочки мозаики в них перепутаны. Игрокам нужно сложить их в таком порядке, чтобы получилась целая фраза. Чья команда быстрее сложит мозаику и прочитает фразу, та команда и будет победителем. На выполнения задания даётся одна минута. (В письме Осень поздравляет ребят с наступлением каникул.)

7. "Автографы".

От каждой команды участвуют по одному игроку - мальчику. Им даётся задание собрать, как можно больше автографов у девочек из зрительного зала. На выполнение задания даётся 1 минута. Кто больше наберёт автографов, тот и победит.

8. "Кто быстрее?"

Мячик зажать подбородком и передать без помощи рук другому участнику. Мячик не должен падать. Чья команда быстрее справится с заданием - выигрывает. Задание выполняется под музыку.

9. "Блиц - турнир".

Командам задаётся по три вопроса, на обсуждение каждого даётся по 30 секунд.

Вопросы команде "Рябинки".

1. Что в старину на Руси вторым "хлебом" называли? а точнее: какой овощ? (репа)

2. Древние жители Америки обожествляли это растение и изображали бога дождя с его побегом. Что это за растение? (Это кукуруза - древнейший злак американского континента, остатки початков, найденные в пещерах Мексики, имеют возраст 3000-5000 лет)

3. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость? (астра)

Вопросы команде "Клёны".

1. Какой овощ древние римляне называли "головой"? (капусту, происходит от древнеримского слова "капут", что означает голова)

2. Почему гиацинт называют "цветком дождей"? (Родина цветка - Малая Азия, а название в переводе с греческого обозначает "цветок дождей", так как период цветения растения совпадает с наступлением на его родине сезона тёплых весенних дождей)

3. Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов, чтобы они не болели, так как в этом растении содержится большое количество фитонцидов, это родной брат лука. (чеснок).

Игра с залом

Если называется растение, произрастающее в России, то дети хлопают, если нет - топают: свекла, морковь, облепиха, берёза, кактус, чеснок, капуста, мимоза, ель, огурец, лимон, апельсин, какао, пшеница, сосна, мандарин, хлопок, осина, банан. Кофе, рябина, баньян, табак, секвойя, лопух, чай, баобаб, Вини-Пух!

Экологическая конкурсно-игровая программа

«Эта загадочная природа»

Кудровец Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

ГУО «Эсьмонский учебно-педагогический комплекс

детский сад-средняя школа Белыничского района»

Цель:

Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.

Ход конкурса

Ведущий:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

Ведущий: Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа, неповторима и многолика. И сегодня я предлагаю вам провести конкурсную игру «Эта загадочная природа». В нашем турнире будут участвовать две команды. Судить правильность ответов и выполнение заданий будет жюри. (Представление жюри.)

Тур 1. «Представление команд»
Ведущий: Начнем мы с вами нашу игру с представления команд. В этом конкурсе будут оцениваться название, которое обязательно должно быть экологическим, эмблема, представление команды. Итак, согласно жребию, мы приглашаем на сцену 1 команду.

На сцену приглашается вторая команда.

Пока жюри оценивает конкурс, участники команды осваиваются со сценой, я предлагаю вам послушать стихотворение «В природе столько красоты!» (В. Чижов), которое прочитает Колочева Тамара.

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 2 «Разминка»

Ведущий: Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки. Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 - 2, если с 4 – 1 бал. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 бал.

1. Оно может жить до 2000 тыс. лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

1. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
2. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
3. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников.
4. Оно всегда зеленое или голубое. (Ель)

1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из его коры делают много полезных вещей.
3. Из него самые лучшие дрова.

4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Бобры его любят и заготавливают на зиму.
4.Его листья дрожат даже в безветренную погоду. (Осина)

1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебней ягоды.
4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)

1. Цветет летом и очень душистое.
2. Отвар цветков не заменим при простуде.
3. С его цветков лучший мед.
4. Из него делают ложки и лапти. (Липа)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги я предлагаю всем зрителям вспомнить народные приметы и ответить, к чему эти приметы?

1. Ворона прячет нос под крыло - (к морозу).

2. Когда возникает две или три радуги, (бывает продолжительный теплый дождь).

3. Если цветок белок кувшинки совсем не поднимается из воды, (будет затяжной ливень или наступит похолодание).

4. Если клевер складывает листочки, (то это признак надвигающейся бури).

5. Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, (утро будет тихим, солнечным).

6.Вороны, ходящие по земле –(к теплу).

7.Вечером расквакались лягушки –(на весь день «запланирована» ясная погода).

8.Если идет дождь, а домашняя птица не прячется – (скоро распогодится).

9.Воробьи сбились в стайки и летают меж деревьев – (к засушливым дням).

10. Кукушка с самого утра кукует без умолку – (к потеплению).

11.Утром вороны каркают (к дождю).

12.У зайцев шерсть побелела – (зима близко).

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 3. «Рассказ Бабы – Яги»

Ведущий: Переходим с вами к третьему туру.

Появление Бабы – Яги. (Б.Я. появляется на метле)

Б.Я . Здравствуйте, вот и я.

Ведущий: Это что еще за чудо, и взялось оно от куда?
Б.Я . Сама ты чудо! Я ж красавица! Или что-то вам не нравится! А откуда взялась сами догадайтесь. Сейчас вам загадаю загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Лес)
Б.Я. Конечно я пришла к вам из лесу. А пришла, потому что недавно у нас в гостях побывали ваши ребята и нарушили много правил поведения в природе. Вот теперь командам предстоит найти эти ошибки и подчеркнуть. Кто больше найдет ошибок, тот и выигрывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал. А я пока поиграю со зрителями. Значит так!

Сейчас я буду называть месяц так, как его называли наши предки, а вы должны назвать, как называется этот месяц по григорианскому календарю, т. е. так, как мы привыкли называют этот месяц.

1. Зимец -Январь.

2. Бокогрей-Февраль.

3 Протальник- Март.

4. Цветень- Апрель.

5. Травень- Май.

6. Липень- Июнь

7. Сеностав -Июль.

8. Серпень -Август.

9. Хмурень -Сентябрь.

10. Грязник-Октябрь.

11. Полузимник -Ноябрь.

12. Волчий-Декабрь.

(Команды сдают свои работы жюри)

Б.Я. : Пока жюри будет подводить итоги мы с вами попоем.

Игра со зрителями. «Спеть песни о птицах».

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 4. «Собери пословицу»

Ведущий: Задание командам. Нужно собрать разрезанную пословицу и приклеить на лист, потом они будут зачитываться по очереди.(Командам раздаются конверты с разрезанными пословицами). А мы с вами послушаем песню Владимира Шаинского «Облака» в исполнении учащихся начальных классов.

Пословицы.

    Много снега - много хлеба..

    Сорока на хвосте принесла.

Ведущий: Пока жюри работает, мы с вами поиграем в игру «Правда ли что..» . вы должны отвечать «Да» или «Нет».

1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да)
2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да)
3. Стрижи даже спят на лету? (да)
4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).
5. Зеленный картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)

6. Народная молва нарекла аиста сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Нет. Сова)

7. Кукушка считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Да)
8. Бабочки живут всего один день? (нет)
9.Правда ли, что из ландыша делают лекарство, что бы лечить сердце? (Да)

10. Правда ли, что шиповник богат витамином С? (Да)

11. Правда ли, что подорожник лечит" ссадины и раны? (Да)

12. Змея может проглотить добычу крупнее своей головы? (Да)

13. Шипение у змей возникает благодаря трению чешуй друг о друга? (Да)

14. У птиц роль руля выполняет хвост? (Да)

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

ТУР 6. «А мы поем»
Ведущий: Каждая команда готовила домашнее задание-песню. Давайте проверим, как они с ним справились.(Команды исполняют песни)

Ведущий: Пока жюри совещается, послушайте стихотворение «Сберегите Землю».

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля,

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

Можешь только ты,

Разумный человек!

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 7. «Живая буква»

Ведущий: Команды выстраиваются в две колонны. (На расстоянии от команд приготовлены листы с таблицами на разные буквы). Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу два первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя (напр., М: Маргаритка, муравей, медведь и т.д) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу.

Цветок

Дерево

Насекомое

Рыба

Птица

Зверь

Ведущий: Пока жюри трудится, мы поиграет в «Путаницу». В стихотворениях перепутаны понятия. Надо распутать стихотворение, правильно вставить слова.
1. Я гулял по зоопарку.
Мимо клеток проходил.
Вдруг, смотрю, сидит на ветке
Весь зеленый... крокодил.
Попугай.
2. Поздно ночью не усну, –
Кто-то воет на луну!
У него ужасный нрав,
А зовут его... жираф.
Волк.
3. Сладко пахнет спелой земляникой,
Па траве играют солнечные блики.
Верхушки деревьев задевают облака –
Это место называется... река.
Лес.
4. То на дереве сидит,
То, как самолет, летит.
Черный, каркает – сюрприз,
Дружно скажем: это... лис.
Ворон.
5. У него большая грива,
Он, ребята, зверь красивый.
У него большая миска,
Осторожно: это... киска.
Лев.

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Заключительная часть. Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение

Лебеди

Зорька алая вставала под осенним небосклоном.

А по небу пролетала стая диких лебедей.

А куда они так рано с первым колокольным звоном.

Улетают в небе тают серой стаей от людей.

Кто им вслед махал платочком, кто слезу ронял на ветер.

Провожали и встречали их пруды и дерева.

Им шептали вслед цветочки так заведено на свете.

Возвращайтесь поскорее на родные острова.

Припев:

Да, да с берега моря корабли уплывали.

Да, не в радость, не в горе лебеди улетали.

На шальные просторы ветры южные звали.

Через пропасть и горы лебеди улетали.

Солнце выше поднималось, ветерок срывал листочки.

Осень шла и продолжаясь на земле меняя цвет.

Улетала в дали стая, превращались птицы в точки.

А вернутся ли обратно, мне ни кто не даст ответ.

Припев:

Журавлик

То ли в радость, то ли в горе

Земли в головном уборе

Седина у моря на виду.

Только одиноко бродит

Маленький журавлик вроде

белого кораблика на льду.

Где же ты остановился,

Как ты от своих отбился.

Стая на югах давно твоя.

Знаю, мама бы просила

Собери сыночек силы,

Долети скорее до меня

Знаю, мама бы просила

Собери сыночек силы,

Долети скорее до меня

Припев:

Ты плыви, плыви кораблик,

Ты лети, лети журавлик

На краю земли остановись

Вскоре облака растают

В море до небес достанут

Вскоре облака растают

В море до небес достанут

Ты поймешь, что значит эта жизнь

Знаю, тяжела разлука

День за днем сплошная мука

Только ты в дорогу соберись

То, что белый снег растает,

Ты свою увидишь стаю,

То, что белый снег растает,

Ты свою увидишь стаю,

Ты мне в этом сердцем поклянись.

«Кто построил радугу»

1. Кто построил радугу

В небе над землёю

Семь цветов, семь мостиков

И загнул дугою

2. Как бы мне хотелось знать

Кто рукой могучей

В небе замок сказочный

Вылепил из тучи

Это, это, это видно дождик.

Он немного архитектор

И чуть-чуть художник (2 раза)

3. Кто луга весенние

Засадил цветами

Вот теперь я думаю

Догадались сами

Это, это, это видно дождик.

Он немного архитектор

И чуть-чуть художник (2 раза)

«Облака»

Мимо белого яблока луны

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда-то

Припев:

Облака белогривые лошадки

Облака что вы мчитесь без оглядки

Мы помчимся в заоблачную даль

Мимо гаснущих звезд на небосклоне

К нам неслышно опустится звезда

И ромашка останется в ладони

Припев

Не смотрите вы пожалуйста свысока

А по небу прокатите нас облака

Рассказ Бабы Яги.

Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше.

Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится.

Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. Весело прошел день.

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Пословицы.

    Весна красна цветами, а осень - снопами.

    Какова береза, такова и отростка.

    Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    Много снега - много хлеба..

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

    Рощи да леса - всему миру краса.

    Сегодня не тает, а завтра кто знает.

    Сорока на хвосте принесла.

    Что летом родится - зимой сгодится.

    Январь год начинает, а декабрь кончает

Пословицы.

    Весна красна цветами, а осень - снопами.

    Какова береза, такова и отростка.

    Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    Много снега - много хлеба..

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

    Рощи да леса - всему миру краса.

    Сегодня не тает, а завтра кто знает.

    Сорока на хвосте принесла.

    Что летом родится - зимой сгодится.

    Январь год начинает, а декабрь кончает

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля,

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

Валентина Нефёдова
«Загадки природы». Экологическая игровая программа

Загадки природы (экологическая игровая программа )

Цели : Развитие познавательного интереса к природе , выработка умения видеть необычное в привычном, воспитание чувства восхищения и удивления; Воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе ;

Оборудование : иллюстрации, картинки, шаблоны грибов съедобных и мухоморов, корзинки, зонт, шаблоны осенних листьев, аудиозаписи для игр, танцев, песен

Предварительная работа : На роль «лесовиков» и «лисицы» приглашаются дети из старшей подготовительной группы. Играющие должны быть в сказочных костюмах.

Ход занятия:

Игровая ситуация «Загадки лесовиков »

Появляются лесовики.

1- лесовик : Вас, прекрасные друзья,

Приглашаю в гости я,

В мир загадочной природы ,

В мир животных и погоды!

2 - лесовик : Только в мире этом надо

Отгадать чуть – чуть загадок ,

На вопросы отвечать,

В игры весело играть.

1- лесовик : Лесовик я не простой,

С умной шибко головой.

Расскажу вам о природе ,

О зверях и о погоде. 2 – лесовик : Все готовы с нами в путь?

Только знанье не забудь.

Будь внимателен и смел,

Чтоб везде со мной поспел.

1 – лесовик : Догадались, ребята, о чем мы сегодня с вами хотим поговорить? (Ответы детей)

Правильно но чтобы пройти по нашей стране природы и погоды , мы проверим вашу готовность. Внимательно слушайте наши загадки и дружно отвечайте .

Воспитатель :

Осень, осень,

В гости просим :

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем.

Лесовик :

Белая вата

Плывет куда – то. (Облако)

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз. (Дождь)

Лесовики : Молодцы. Ребята посмотрите как красиво в лесу. Какого цвета листья на деревьях? (Ответы детей)

Ребята а кто то к нам спешит в гости. Послушайте внимательно стихотворение оком идет речь.

Воспитатель :

Если деревья меняют наряд :

Золотом листья на ветках горят.

Осень приходит, а, может, лиса

Рыжим хвостом поджигает леса.

Лесовик : Кто это ребята?

Дети : Лисица.

В зал входит лисичка с сумкой, в которой письма.

Воспитатель :

Прошла лисица под кустом

И обожгла листву хвостом.

Огонь по веточкам полез,

И запылал осенний лес.

Лисица : Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в осеннем лесу. Посмотрите какой он красивый, яркий, нарядный. А пришла я к вам, чтобы вместе с лесовиками, провести игры, загадать загадки и от вас услышать стихи и песни.

Лесовики : Ребята а теперь мы с вами поиграем в

игру «Веселые грибники»

(Дети делятся на две группы «грибы» и «грибники» . «Грибники» по парам рассаживаются на стульях в центре зала. «Грибы» расходятся по всему залу и присаживаются на корточки. Во главе с лесовиком дети – «Грибы» исполняют считалочку :

Меж еловых мягких лап,

Дождик кап, кап, кап.

(«Грибы» - ребята хлопают в ладоши.)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

(потирают ладошки)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Ребята поднимаются)

Лесовик : Кто нашел его, друзья?

Грибники : Это я, я, я!

(Дети сидящие на стульях ловят «грибы» парами, взявшись за руки, как бы помещая их в свою корзину). Игру можно повторить несколько раз.

Лисица и лесовики : Молодцы ребята, а теперь помогите нам разобраться в народных приметах о погоде.

Лисица показывает изображение улья.

Лесовик : Посмотрите, чей это домик?

Дети : Да, в этом чудо – домике живут пчелы.

Воспитатель : Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

Лесовик показывает картинку бабочки.

Лисица : Узнаете это насекомое?

Воспитатель : Это бабочка – крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

Лесовик : Ребята, а вы наблюдали за муравьями? (Ответы детей)

Воспитатель : Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.

Лисица и лесовики : Ребята что то мы устали а теперь хотим вас послушать.

1 ребенок :

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора :

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

2 ребенок :

И арбуз увидев важный,

Оживится детвора –

И радушно скажет каждый….

Здравствуй, осени пора!

3 ребенок :

Дождь осенний льет и льет,

Погулять нам не дает.

Нам совсем не страшно

Бегать под дождем.

Если дождик сильный,

Зонтики возьмем.

4 ребенок :

Когда светит солнышко,

Можно погулять :

Хлопать, топать весело,

В садике играть.

5 ребенок :

Если туча хмурится

И грозит дождем –

Спрячемся под зонтиком,

Дождик переждем.

Игра «Солнышко и дождик»

Танец с осенними листьями.

Лисица :

Как вы весело плясали!

Просто молодцы!

А под листочками, смотрите,

Спрятались грибы.

1 ребенок :

Я пойду поутру,

В травяных низинках

Сыроежек наберу

Полную корзинку.

Воспитатель : А теперь поиграем с вами в игру «Собери съедобные грибы»

Танец «Мухоморчики» .

Воспитатель : Спасибо вам лесовики, лисичка! Благодаря вам, мы сегодня узнали много удивительного, много нового.

Лесовики и лисица :

В лес пора нам возвращаться,

Перед тем как попрощаться,

Приготовили игру,

Проведем её в кругу.

Игра «Собери листья»

Сценарий познавательно-игровой программы по экологии

«За природу в ответе и взрослые и дети»

Перед началом мероприятия ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору)

Звучит песня «Чистые пруды»

Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня мы приглашаем вас праздник – праздник нашей Матушки Земли! И на этот праздник пришли все: и ребята, и взрослые; и гости, и участники! И мы рады приветствовать всех на нашем празднике!

Что же это за праздник? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете!

ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору)

Слайдовая программа «Сохраним нашу планету!!!» Приложение 5.

Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, каждый год мы устраиваем этот замечательный праздник!

Слайд

Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками нашего праздника, знают и любят родную природу.

Слайды «Природа» после каждой строчки

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить вовеки.

Природа – это дом, украшенный трудом,

Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?

Что будет, если в нём крыша под огнем,

Что будет, если в нем сломаем стены?

Природа – это дом, в котором день за днём

Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

И этот дом и смех – один, один на всех,

Другого дома нет на целом свете.

Слайд

    Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви.

    В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы её оберегать.

    Наша игра будет проходить в шесть этапов. На первом этапе каждой команде будет задано 5 вопросов. Какой номер вопроса, и из какого сектора достанется – будет зависеть от того, что достанут команды из наших мешочков. За каждый правильный ответ команда получает 30 кипарисов.

    Начинаем 1 этап нашей игры.

Слайд «Кот в мешке»

Слайд «Сектора»

30 кипарисов

    ВОПРОСЫ ЗЕЛЕНОГО СЕКТОРА

    ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ………. (посади).

    КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/

    ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/

    КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, туя/

    НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/

    КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./

    САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? /Липа/

    КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/

    НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/

    КАКОЙ ЦВЕТОК ЛЕТО НАЧИНАЕТ? /Колокольчик/

    ВОПРОСЫ СИНЕГО СЕКТОРА

      ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/

      ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/

      КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/

      ЗИМУЮТ ЛИ ПТИЦЫ В СКВОРЕЧНИКАХ? /Нет/

      ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/

      ГДЕ ЗИМОЙ И ОСЕНЬЮ СПЯТ ВОРОНЫ? /В садах, в рощах/

      С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/

      КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/

      САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/

      КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/

    ВОПРОСЫ КРАСНОГО СЕКТОРА

        КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/

        ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/

        ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? /Умирает/

        КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/

        КАКИХ ЗАЙЦЕВ НАЗЫВАЮТ ЛИСТОПАДНИЧКАМИ? /Которые родятся осенью, в листопад/

        КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ ЗИМОЙ? /Медведь, ёж/

        КУДА ЗАЙЦУ БЕЖАТЬ УДОБНЕЕ, С ГОРЫ ИЛИ В ГОРУ И ПОЧЕМУ? /У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катиться кубарем/

        КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОБЛАДАЕТ САМЫМ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ? /Крокодил/

        САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ НА ЗЕМЛЕ? /Гепард/

        САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? /Барсук/

    ВОПРОСЫ ЖЕЛТОГО СЕКТОРА

    1. КАК УЗНАТЬ О ПРИБЛИЖЕНИИ ДОЖДЯ, НАБЛЮДАЯ ЗА МУРАВЕЙНИКОМ? /Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/

      КУДА ОСЕНЬЮ ДЕВАЮТСЯ БАБОЧКИ? /Большинство с холодами гибнут. Некоторые прячутся в щели, под кору и там зимуют/

      ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫХ ТАК НАЗЫВАЮТ? /От слова «насекать» — у них на брюшке насечки/

      КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕРВИ? /Рыхлят землю/

      КТОТ ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? /Стрекозы/

      НЕ ПТИЦА, А ЛЕТАЕТ, НЕ СЛОН, А С ХОБОТОМ, НИКТО НЕ ПРИРУЧАЕТ, А НА НОС САДИТСЯ? /Муха/

      У КОГО УШИ НА НОГАХ? /Кузнечика/

      ВОЛОСАТА, ЗЕЛЕНА

В ЛИСТЬЯХ ПРЯЧЕТСЯ ОНА.

ХОТЬ И МНОГО НОЖЕК,

БЕГАТЬ ВСЕ РАВНО НЕ МОЖЕТ. /Гусеница/

9. НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА, НОСОК, КАК СПИЦА.

ЛЕТИТ – МОЛЧИТ, СЯДЕТ – МОЛЧИТ. /Комар/

10. ДВА РОГА, А НЕ БЫК,

ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ.

ЛЕТИТ – ТАК ВОЕТ,

СЯДЕТ – ЗЕМЛЮ РОЕТ. /Жук/

    ВОПРОСЫ ЧЕРНОГО СЕКТОРА

    1. ЕСЛИ ВЫ ЧИТАЛИ КНИГУ ИЛИ СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», ТО ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ КАК ЗВАЛИ ПРОДАВЦА ЛЕЧЕБНЫХ ПИЯВОК? /Дуремар/

      КТО ДАЛ БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК? /Черепаха Тортилла/

      КТО ИЗ ГЕРОЕВ КНИГИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» НОСИЛ СЕРЕБРЯННЫЕ ЧАСЫ? /Пудель Артемон/

      К СТВОЛУ КАКОГО ДЕРЕВА ПРИКЛЕИЛАСЬ БОРОДА КАРАБАСА-БАРАБАСА? /Итальянская сосна/

      ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ? /Зверобой/

      КТО МОЖЕТ ПИТЬ НОГОЙ? /Лягушка/

      ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/

      КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? /Берёза/

      КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/

      РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/

    Закончился 1 этап экологического турнира.

    Прежде чем мы перейдем ко 2 этапу нашего турнира. Я хочу вам напомнить, что наш турнир посвящен злободневной, отвечающей духу времени теме: «Берегите свою планету!»

    Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что всё богатство природы принадлежит народу, а значит, и вам, детям.

    Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжны зим серебряная пряжа,

Кружева зелёные весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей.

Узорочье луговин цветное,

Теплый воск желтеющих полей,

Расписные листья листопада

Над бездонной синевой озер –

Все это твоё, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор.

    Начинаем 2 этап нашего турнира.

Слайд «Турнир цветочный»

    — Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. 2 этап турнира мы посвятим цветам. /45 кипарисов/

Слайды на все 9 вопросов

1. Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик. — Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей” ).

2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”. — Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц” )

3. Продолжите стихотворение:

Колокольчики мои,
Цветики степные!

(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой )

4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — полетят в воздухе лёгкие семена. — О каком цветке идёт речь? (Одуванчик )

5. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей — О каком цветке идёт речь? (О розе )

6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов )

7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка )

8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек )

9. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак )

— 3 этап нашего турнира называется «ЗНАК» ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ» /100, 90, 80 кипарисов/

— Ваша задача придумать знак и нарисовать его.

— Начинаем 4 этап нашего турнира. «Заморочки из бочки»

— В нашу бочку залезли разные животные и птицы и их не полностью видно. Ваша задача отгадать кто это. /20 кипарисов/

Слайды /9 шт./

Слайд-заставка

— Живет на Земле человек. Он – маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.

Родина нас окружила
Дивной своей красотой,
Родина нам подарила
Воздух степной и лесной,
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.

— Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Наша небольшая планета Земля добра к нам. Будем отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!

— Часто писатели, поэты, художники, музыканты в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.

— Мы предлагаем вам посмотреть «Танец дождя» и услышать как музыка и природа сливаются воедино.

ВИДЕОСЮЖЕТ «Танец дождя»

Слайд «Составь слова» Приложение 1,2,3.

5 этап нашего турнира называется «СОСТАВЬ СЛОВА»

Слайд

Слова для команд

1 команда 2 команда 3 команда

/25 кипарисов каждое слово + за быстроту 50, 45, 40/

Слайд-заставка

6 этап нашего турнира называется “Знатоки природы”. /50 кипарисов/

— Чтобы любить природу, нужно её знать.

Слайд 1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка )

Слайд 2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик )

Слайд 3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец )

Слайд 4. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, — никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка )

Слайд 5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода )

Слайд 6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи )

— Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой — всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!

— Наш завершающий этап «КОНКУРС КАПИТАНОВ» /100 кипарисов/

Выберите карточку на которой может быть название животного, птицы, насекомого и т.д.

Нужно без слов, без звуков, только жестами, мимикой и телодвижениями показать своей команде, а они должны отгадать.

Приложение 4 . Заяц, Лягушка, Олень, Носорог, Павлин

СИТУАЦИИ ДЛЯ КАПИТАНОВ / 10 кипарисов за каждый дельный совет/

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла с ним. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице»

Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя, а мусор лучше забрать с собой и выбросить в специально отведенное для него место.

Телеграмма: «Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».

Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?

Слайд

— Закончился наш турнир. Счетная комиссия подсчитывает результаты.

Я хочу вновь вернуться к теме нашей программы и еще раз обраться к вам и ко всем жителям нашей планеты со словами: «Охраняйте природу».

    Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых обитателей.

    Услышу ль у сосен в полдневный час

Журчанье струй средь камушков и брода. –

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна, по имени Природа!

У ней для нас хватает доброты,

И мы живем, запечатлев в душе навеки

Её прекрасные черты – поля, луга, моря и реки.

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век понятно всем

Что это «если» значит?

О, человек!

Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых озер…

Цени её доверие, Природы!

Не обмани его!

И в темный лес входи, как в храм, под мраморные своды!

    Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

    Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачки.

Люби цветы, леса, простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей!

Награждение победителей конкурса ЭМБЛЕМ.

Объявление результатов и награждение команд дипломами.

    Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что мы сегодня смогли убедить вас, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.

В конце показ небольшого фильма о природе. (10-15 мин) и раздача буклетов.

Список использованной литературы:

Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем.2003.№ 11.

Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. — № 8.

Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников. 2001. № 1.

Данилова М.З. Занимательная экология. Воспитание школьника. 2005. № 5

Желтова Е.Е., Моисеева С.В.«Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе. 2003. № 5

Экологические сценарии. Педсовет. 2000. № 6; 2001. № 6; 2003. № 6; 2004. № 11.

Видеоматериал используемый в программе: фильмы предоставленные государственной телевизионной и радиовещательной компанией «Югория» г. Ханты-Мансийск. Фильмы с международной акции «Спасти и сохранить».

218-563-937 Седов Роман Геннадьевич – педагог-организатор, руководитель студии театральных экстравагантных постановок «STEP », победитель городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2010» в номинации «Сердце отдаю детям» город Нижневартовск

Сценарий игровой программы

«Зелёная планета собирает друзей»

Цель: создание условий для формирования экологической культуры у участников программы; воспитание коммуникативности, чувства ответственности, умения работать в команде, коллективизма.

Оборудование: - презентация;

- разрезанные картинки;

- бумага, цветные карандаши, фломастеры;

Карточки с заданиями;

Платочки по числу команд (для завязывания глаз);

Верёвочки по числу команд (для завязывания ног);

Чёрный ящик;

Пакеты для сбора мусора, мусор;

Воздушные шарики;

Яблоки по количеству команд;

Фонограмма песни Н.Королёвой «Маленькая страна», слова песни;

Картинку зелёной планеты, цветные кружочки – «смайлики», клей;

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте! Я рада приветствовать всех участников нашей программы «Зелёная планета собирает друзей». Сегодня к нам в гости пришли не только экологи, но и ребята из других творческих объединений.

(Деление на команды по разрезанным картинкам).

1 задание «ВИЗИТКА»

В: ваша задачапридумать название команды и оформить её визитку, которая будет отражать интересы и характер членов команды (5 баллов).

Ведущий: команды представлены и нам пора начинать игровую программу. Хотя люди и считают, что они достаточно хорошо изучили природу, но тем неменее она преподносит и преподносит нам свои неожиданные подарки, раскрывает секреты и тайны. И вы должны сегодня преодолеть, выполнить и раскрыть все приготовленные

для вас природные секреты, тайны и неожиданности.

2

В: прежде чемзаниматься изучениемтаинств природы мы проверим, знаете ли вы экологический словарь. Найдите пары соответствия слова и его значения. (Правильный ответ – 1 бал)





6. Гречиха е) вулкан.


11. Чистотел л) диета.
12. Антилопа м) баня.

(Ответы: 1 – и; 2 – з; 3 – к; 4 – а; 5 - г; 6 – б; 7 – д; 8 – е; 9 – ж; 10 – в; 11- м; 12 – л)

Шуточная игра «УКРАДЕННОЕ СОЛНЦЕ»

В: для участия в игре потребуется по четыре человека из команды. Правила игры: на стуле со связанными ногами сидит игрок - «солнце», которого охраняет другой игрок- «туча». У «тучи» завязаны глаза. Задача «спасателя» - освободить «солнце» из плена «тучи», развязав у «солнца» ноги. «Туча» препятствует этому. Если она прикоснулась к спасателю «солнца», то он проиграл, и его должен заменить другой представитель команды. Выигрывает та команда, игрок которой освободит «украденное солнце». (Победитель приносит команде - 2 балла).

3 задание «ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР»

В: вам нужно из предложенных вариантов ответов выбрать правильный. (Правильный ответ – 1 бал)

Внимание на экран.

Вопрос 1 (1 слайд):

- в Чёрное море,
- в Средиземное море,
- в Каспийское море.

Вопрос 2 (2 слай):
Цунами является последствием:
- шторма,
- подводного землетрясения,
- столкновения кораблей.

Вопрос 3 (3 слайд):

- Красного моря,
- Белого моря,
- Синего моря,
- Жёлтого моря.

Вопрос 4 (4 слайд):
Что растёт на дне морском?
- морской лопух
- морской лук
- морская капуста

Вопрос 5 (5 слайд):
Кто в море не живёт?
- морская черепаха
- морской чёрт
- морская свинка
- морской окунь
- морской ёж

Вопрос 6 (6 слайд):

- луна
- солнце
- ветер

4 задание «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

В: ваша задача, задавая однозначные вопросы для ответов «Да» или «Нет» угадать, что находится в чёрном ящике.

Экологическая ЗАДАЧА

Шла из леса тетя Зина,
Сто грибов несла в корзине.
Подошел Лисичкин Колька
– Тетя Зина, белых сколько?
- Сыроежек много было
Я считала, но забыла,
Белых меньше в десять раз,
Это помню как сейчас.
Есть тут парочка маслят
И десяточек опят…
- Ну а белых, белых сколько?
- Вот не помню да и только!
Кто подскажет тете Зине,
Сколько беленьких в корзине?

(Ответ: 80 сыроежек, 8 белых грибов).

5 задание «КРИПТОГРАММА»

В: расшифровать шифровку, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали (7 слайд)

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Шифровка:

Ответ: Береги лес – наше богатство.

6 задание «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АБОРДАЖ»

В: Но что это? Нам пришли телеграммы!

Срочные! Вот, пожалуйста:

1 телеграмма

«Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили». Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

(Ребята отвечают на вопрос. Все ответившие получают жетоны)

По одному человеку от команды участвуют в конкурсе «Кто быстрее уберет поляну». Участникам завязывают глаза, и они ищут разбросанные предметы. После окончания конкурса подводится итог. (Баллы команды получают по количеству собранного мусора по мере убывания).

2 телеграмма

Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду. Хулиганы вы этакие».

Так ворона и погибнуть может! Поэтому следующая экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене.

А насколько вы быстро можете грызть мы сейчас посмотрим.

Испытание для одного участника команды. Вам нужно съесть яблоко.

3 телеграмма

Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки? Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится?

(Дети отвечают, что озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей, и получают жетоны).

Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?

Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т. д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.

Каждой команде надо надуть по два воздушных шарика до того чтобы они лопнули. (Баллы начисляются по мере убывания).

Ведущий :
- Такое хорошее настроение – прямо петь хочется! А вам? Есть какая-нибудь хорошая песня про экологов (к залу)? А у меня есть.

Исполнение песни «Маленькая страна экологов» (на мотив Н.Королёвой «Маленькая страна»)
1.Есть в одном городе чудесном
Чернушкой зовется он
Маленький уголочек детства
Счастье найдешь ты в нем
Там детский смех всегда искрится,
Там зла и горя нет,
Там суждено мечтам всем сбыться,
И удивить весь свет.
Припев :


Где она, где она.

Там, где душе светло и ясно,
Там, где всегда весна.

2. В эту страну приходят дети,
Мир вокруг нас познать.
И совершив свое открытие,
Юным ученым стать.
Здесь вам всегда про все расскажут,
Знаний откроют дверь,
Много чудес земных покажут,
Много чудес, поверь!
Припев :
Маленькая страна экологов, маленькая страна
Кто мне расскажет, кто подскажет,
Где она, где она.
Маленькая страна экологов, маленькая страна,
Там, где душе светло и ясно,
Там, где всегда весна.
***
Маленькая страна экологов
Маленькая страна,
Здесь хорошо учиться детям,
Им второй дом она.
Маленькая страна экологов,
Маленькая страна,
Здесь вам всегда открыты двери –
Здесь жизнь любви полна!

Рефлексия мероприятия : а сейчас вот на этих цветных кружочках нарисуйте своё настроение, т.е. смайлик и приклейте его на «Зелёную планету» экологов.

В: сейчас каждая команда должна выбрать участника, который принёс команде большое количество баллов.

Подведение итогов. Награждение.

Приложение

Задание «Бестолковый словарь»

Команда

1. Косинус а) это такой лес, в котором хорошо дремать.
2. Заморить червячка б) греческий грипп.
3. Покладистое животное в) любитель плавать кролем.
4. Дремучий лес г) это сложный многоклеточный организм.
5. Тетрадь д) сброс промышленных отходов.
6. Гречиха е) вулкан.
7. Чернослив ж) популярный эстрадный певец.
8. Изверг з) опрыскать сад химикатами.
9. Известняк и) уборочная страда.
10. Кролик к) верблюд с поклажей.
11. Чистотел л) диета.
12. Антилопа м) баня.

Задание «Правильный выбор»

Команда ________________________________

Задание «Криптограмма»

Команда ________________________________

Шифровка:

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

___________________________________________________________________ .

Ответы для жюри.

Задание «Бестолковый словарь»

Ответы: 1 – и; 2 – з; 3 – к; 4 – а; 5 - г; 6 – б; 7 – д; 8 – е; 9 – ж; 10 – в; 11- м; 12 – л

Задание «Правильный выбор»

    В какое море впадает великая русская река Волга?
    - в Чёрное море,
    - в Средиземное море,
    - в Каспийское море.

    Цунами является последствием:
    - шторма,
    - подводного землетрясения,
    - столкновения кораблей.

    Какого моря в природе не существует?
    - Красного моря,
    - Белого моря,
    - Синего моря,
    - Жёлтого моря.

    Что растёт на дне морском?
    - морской лопух
    - морской лук
    - морская капуста

    Кто в море не живёт?
    - морская черепаха
    - морской чёрт
    - морская свинка
    - морской окунь
    - морской ёж

    Что влияет на морские приливы и отливы?
    - луна
    - солнце
    - ветера

Задание «Криптограмма»

Ответ: Береги лес – наше богатство.

Похожие публикации