Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Когда был построен храм святой софии. Собор Св. Софии в Стамбуле

Это историческое сооружение является свидетелем многих событий в древнейшем Константинополе (нынешнем Стамбуле) и имеет многовековую историю, насыщенную событиями: войнами, пожарами, землетрясениями, разрушениями.

Достопримечательность указывается почти во всех туристических буклетах, так что можно представить какой популярностью это место пользуется у туристов.

Вконтакте

Собор Софии Константинопольской открылся для прихожан в 537 году, спустя почти 6 лет с момента, когда был заложен первый камень при закладке святыни. Какие знания потребовались строителям собора святой Софии? При строительстве были использованы фрагменты других разрушенных храмов, колонны из храма Артемиды, золото, серебро и драгоценные камни.

Даже иностранные послы, приезжавшие в Константинополь, замирали от восхищения перед храмом святой Софии Константинопольской. Собор этот впоследствии не единожды горел, но каждый правящий император того времени повелевали отстраивать святыню заново.

После завоевания Константинополя (1453 год) собор Св Софии в Константинополе стал мечетью Айя-София. В начале 20 века турецким правительством было принято решение превратить Айя-Софию в музей.

У этой стамбульской достопримечательности несколько названий: Айя-Софья, Софийский собор, собор святой Софии Константинопольской. В переводе с греческого «айя-софья» означает «священная премудрость».

На первый взгляд собор Айя-София ничем не примечателен и не имеет особых украшений – обычное здание в традиционном стиле, коих в Турции очень много. Но если попасть сначала во внутренний дворик, а затем пройти внутрь здания, то понимаешь, что вся красота – внутри.

Даже по меркам современности здание поражает своими размерами: 75 на 68 метров, диаметр огромного купола – 31 метр, высота от пола 51 метр. На строительстве использовался труд более 10 тысяч рабочих, а строительные технологии и удачные дизайнерские решения стали впоследствии с успехом применяться в мировой архитектуре.

Первоначально собор выглядел совсем не так, каким его привыкли видеть сегодня. Ранее собор выглядел как здание с большим куполом и целым рядом пристроек по бокам. В 15 веке (после завоевания Константинополя) крест на куполе сменился на золотой полумесяц, и Собор стал Мечетью Айя-София.

К основному зданию пристроили 4 минарета по углам (кстати, минареты строились в разное время разными султанами, поэтому три минарета из белого камня, а четвертый – из красного кирпича). После многочисленных пожаров и разрушений в 16 веке мечеть было решено отреставрировать и укрепить, дополнительно были пристроены каменные контрфорсы, которые служили некими опорами во избежание «сползания» здания. А после 16 века к зданию начали пристраивать еще и усыпальницы великих султанов.

дают возможность получить высококвалифицированную помощь и консультацию в интересующем вас вопросе.

Аспендос исторический город, от которого остались лишь незаметные крупицы. Более детальную информацию ищите на этом .

Внутренняя отделка поражает своим великолепием. Сводчатые потолки украшены фресками и лепниной. После того, как Константинополь был завоевал турками, все фрески в соборе были замазаны штукатуркой, поэтому они так хорошо сохранились до наших дней, когда в ходе реставрационных работ слой штукатурки был снят и фрески снова были явлены миру.

Из-за цвета мрамора первые два этажа собора святой Софии в Константинополе кажутся темно-серыми, почти черными. А ближе к куполу, особенно верхние ярусы, отливают золотом – из-за тепло-золотого цвета фресок и росписей на куполе.

Пол выложен черно-серой плиткой, которая местами потрескалась и провалилась – эти места огорожены специальными лентами. Стены щедро украшены мозаикой византийского периода. В основном это орнаментальная мозаика, но в более позднее время стали появляться изображения святых и сцены христианской жизни.

Особенно ценится историками мозаичное изображение Божьей матери , которое можно увидеть на апсиде (полукруглая ниша со сводом у алтаря). Мозаика выполнена, как и все другие, на золотом фоне, одежда богоматери имеет темно-синий цвет, и это сочетание темно-синего с золотым отражает дух византийского величия.

Очень хорошо сохранился алтарь и апсид, рядом можно увидеть султанскую ложу (там во время богослужений находился султан с сыновьями и приближенными), а напротив находилась ложа для женской половины семьи султана. Важным элементом оформления внутреннего убранства являются огромные панно на стенах, выполненные в классических традициях османской каллиграфии.

Музей знаменит также огромной коллекцией старинных икон , относящиеся к разным периодам развития христианства, а также предметов христианского культа. У Айя-Софии есть и свои особенности:

На фото собора Святой Софии в Стамбуле (Константинополе), которые можно найти в огромном количестве, четко видны уникальные фрески, мозаики и прочая отделка строения.















Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство - это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга - одна из самых «толстых» в мире.

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части - византийский, османский, современный.

Византийская Святая София - Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία - большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии - Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус - здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий - Младший -(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα - Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы - патриции и плебеи. Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены. Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора - Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы - пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же - по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь - из храма Артемиды в Эфесе.

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни - ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений - Проконес славился белоснежным, Ясос - красно-белым, Каристос - светло-зеленым, а Фригия - розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова - она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени - через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора - купольную систему храма - я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им - величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов. Например, «паруса» - сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол - чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг - 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок - 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» - как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет - эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов - результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Для подробного ознакомления с архитектурой византийских (и не только) храмов можно почитать «Историю архитектуры» Огюста Шуази (Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture).

Безусловно, не последнюю роль в восприятии играет внутреннее убранство собора - его облицовка, мозаики, аксессуары. Об этом подробнее.

Мозаики

Мозаики собора можно разглядывать бесконечно. Самыми удивительными по красоте и мастерству считаются «Богоматерь с младенцем» и «Архангел Гавриил» - они украшаюют апсиду (место в храме, где находится алтарная часть) и виму (возвышение, трибуна, примыкающая к алтарю). Мозаики отличаются особым стилем исполнения - мягкостью лепки, игрой полутонов, отсутствием жестких линий, несмотря на то, что относятся они к самому раннему периоду становления македонской монументальной живописи (второй половине X века).

С точки зрения иконографии интересны мозаики периода правления императора Льва VI (конец IX-начало X века), когда фигурные композиции заменили изображение креста, украшавшее восточную стену нарфика в эпоху Юстиниана (нарфик или нартекса -входное помещение, которое примыкает к западной стороне храма).

Это изображения Иисуса Христа, полуфигуры Богоматери (слева), архангела Михаила (справа) и императора ЛьваVI, припадающего к ногам Вседержителя

Искусствоведы говорят, что на эту мозаику нужно смотреть снизу и на большом расстоянии - только так можно получить прямой угол со взглядом зрителя и достичь необходимого визуального эффекта.

Мозаики южного вестибюл я отличает более зрелый стиль, обусловленный, конечно же, более поздним периодом их создания, хотя разница в «возрасте» с их предшественницами составляет всего пятьдесят лет.

На мозаике люнеты (часть стены, выраженная аркой и располагающаяся над дверью или окном) над дверью из южного вестибюля в нарфик изображена Богоматерь с младенцем и два великих византийских императора - Константин и Юстиниан (вторая половина Х века).

На мозаике южной галереи - Христос на троне, а Константин Мономах и императрица Зоя подносят дары

Эту работу относят к началу ХI века.

В южной галерее также находятся две мозаичные иконы XII века, которые являются единственными представителями эпохи Комнинов, сохранившихся на территории Константинополя.

Это портрет императорской четы - Иоанна II Комнина и императрицы Ирины, расположенных по обе стороны от Богоматери и подносящих ей свои дары.

И Деисус, от первоначального облика которого, к сожалению, осталось лишь меньше половины.

Но даже по этим фрагментам можно увидеть уровень мастерства авторов. Специалисты сравнивают изображение с самыми совершенными образцами византийской живописи того времени - иконами Владимирской Богоматери и фресками Дмитриевского собора во Владимире.

Если вам интересны художественные, исторические, иконографические подробности, профессиональный взгляд, цифры, факты, исследования, можно почитать об этом в «Истории византийской живописи» В. Н. Лазарева.

Еще есть интересное исследование про реставрацию мозаик, правда, на английском языке: Mosaics of Hagia Sophia, Istanbul: The Fossati Restoration and the Work of the Byzantine Institute, Natalia B. Teteriatnikov.

Другие достопримечательности собора, оставшиеся с византийских времен

Находясь на нижнем уровне храма, обратите внимание на омфалион - место коронации императоров Византии.

Чтобы его найти, встаньте под центром купола и посмотрите направо. Это большой квадрат, выложенный цветным камнем, в центре его - круг, на который ставили трон для вновь провозглашенного императора.

По широкому проходу поднимитесь на второй ярус, который использовали церковные синоды и где совершали богослужение женщины. Обратите внимание на интересный наклон дороги - он был рассчитан специально для того, чтобы добиться максимальной плавности при движении, когда императрицу несли на паланкине (носилках на двух жердях).

С верхнего этажа вы сможете получше разглядеть мозаики, посмотреть на нижний уровень с двадцатиметровой высоты, обратить внимание на разницу в восприятии огромного пространства снизу и сверху.

Прогуляйтесь по верхним галереям и найдите Ложу императрицы , расположенную в центре западной галереи.

Отсюда ей открывался отличный вид для наблюдения за ритуалами и церемониями.

Проходя по северной галерее, подойдите к перилам и попробуйте найти на них «граффити» (в переводе с итальянского это слово обозначает «царапины»). Это вовсе не «хулиганство» наших современников, это скандинавские руны - следы, которые в IX веке оставили варяжские воины, видимо, хотели увековечить память о себе.

В южной галерее вы увидите массивную мраморную дверь , которую в свое время члены Синода использовали для входа и выхода в комнату собраний

Османская Айя-София - мечеть

1453 год был последним годом существования христианского Собора Святой Софии. По описаниям историков 29 мая 1453 года в нем состоялась последняя служба, во время которой в храм ворвались османы и разграбили его, не пощадив молящихся. Уже 30 мая Мехмед II приказал переделать Собор Святой Софии в мечеть.

На протяжение следующих пяти веков мечеть, получившая название Айя-София, так же, как и когда была христианским храмом, продолжала претерпевать изменения - ее восстанавливали после разрушений, реконструировали, добавляли одни и убирали другие элементы декора.

В первую очередь к собору пристроили минареты (сначала два наспех при Мехмеде II, затем еще два - при Селиме II и Беязиде II) и заштукатурили мозаики и фрески, в юго-восточную часть храма поместили михраб.

Заменили серебряные канделябры на железные, а позже, при Ахмете III, повесили огромную люстру, которая освещает собор по сей день.

Существенно изменился внешний вид уже в 16 веке, когда здание мечети было решено укрепить массивными контрфорсами.

В середине 19 века была произведена серьезная реставрация храма, которой занимались швейцарские архитекторы - братья Гаспар и Джузеппе Фоссати.

В 1935 году, под правлением Ататюрка, когда Турецкая республика была провозглашена светской, Айя-София обрела статус музея.

Ей возвратили фрески и мозаики, с которых были счищены многовековые слои штукатурки, а для мусульманских обрядов, проводимых сотрудниками музея, выделили небольшое пространство.

Достопримечательности османских времен

С момента превращения христианского собора в мечеть и на протяжение последующих пятисот лет почти каждый османский султан привносил в интерьер Айя-Софии что-то свое.

Каллиграфические надписи

Первое, что бросается в глаза - огромные круги и прямоугольные свитки с каллиграфическими надписями на фоне православной тематики.

Это крупнейшие каллиграфические панели в исламском мире, на них написаны имена пророков и первых халифов. Сделаны они из ослиной кожи.

Мраморные вазы

На первом ярусе у боковых нефов вы увидите огромные вазы, высеченные из цельного куска мрамора.

Они были привезены в Собор из в конце 16 века в период правления Мурада III и использовались для хранения воды - около 1250 литров в каждой.

Библиотека Махмуда I

В 1739 году по инициативе Махмуда II в соборе была построена библиотека. Эта комната, расположенная на первом ярусе в южной галерее, была богато и со вкусом украшена мрамором и изникской плиткой. Библиотека имела читальный зал, соединенный коридором с книгохранилищем. В его шкафах, сделанных из розового дерева, насчитывалось более 5000 книг. В наше время они все хранятся в библиотеке мечети Сулеймание под названием «Специальная коллекция Святой Софии».

На восточной стене библиотеки висит «тугра» - каллиграфическая подпись Махмуда I, который проявлял большой интерес к Святой Софии - помимо библиотеки он приказал отремонтировать собор, во дворе установить фонтан для омовений, на территории организовать столовую для бедных.

Ложа султана

Маленькая «комнатка», в которой султан мог участвовать в ритуалах, не будучи замеченным публикой. Высокие резные решетки укрывали его не только от глаз простого народа, но и от недоброжелателей - обеспечивали безопасность.

Ложа и правда напоминает золотую клетку - красивая резная шестигранная коробочка, водруженная на устойчивые подпорки. Нижняя часть ложи - мраморная ажурная панель, а верхняя - деревянная, покрытая золотом.

Решетки выполнены в турецком стиле, а несущие колонны - византийские.

Ранее ложа находилась на апсиде, имела другой внешний вид, но в 1847 году при реставрации храма братья Фоссати декорировали ее и перенесли туда, где она находится по сей день.

Загадочное холодное окно

У входа, предназначенного для султанов, было прорезано небольшое окошко. Удивление вызывает особый микроклимат, который образовался рядом с ним - в любую погоду, даже в самый жаркий и безветренный день, здесь всегда прохладно.

Плачущая колонна

Эта колонна имеет особенность - стены ее всегда влажные. Когда она начала «плакать», и когда ее стали так называть, доподлинно неизвестно, но сегодня она стала настоящим туристическим «аттракционом» - ведь люди во все времена верят в то, что, исполнив некий ритуал, они станут здоровее, богаче, счастливее.

История «волшебства» берет начало с византийских времен, когда на колонне висела икона Николая Чудотворца, к которой христиане приходили просить об исцелении.

После того, как храм был захвачен османами, икону сорвали, а на ее месте оказалось отверстие. Мусульмане придумали собственный ритуал - в это отверстие нужно вставить большой палец, остальными четырьмя очертить круг и загадать желание. Если палец станет влажным, желание сбудется. Ритуал актуален и сегодня. Вот такая история.

Где она находится? Вам не составит труда ее найти - где очередь, там и колонна.

Некоторые цифры

Часто наше впечатление от визуального восприятия помогают дополнить цифры и факты. Вот некоторые измерения и подсчеты:

  • площадь собора - 7570 кв.м;
  • высота от пола до вершины купола 55,6 м;
  • колонны: всего 104, в нижней галерее 40, в верхней 64;
  • диаметр купола: 31,87 метр - с севера на юг, 30,87 - с востока на запад;
  • количество окон в куполе - 40;
  • вместительность 100 000 человек;
  • диаметр каждого круга с каллиграфическими надписями -7,5 метров.

Было в византийские времена:

  • 6000 огромных канделябров;
  • 6000 переносных подсвечников;
  • каждый переносной подсвечник весил 45 кг.

Современная Святая София - Айя София - музей

Сегодня ведется огромное количество дискуссий на тему принадлежности собора и возврата его христианскому миру. Пока ведутся диспуты, Айя-София продолжает оставаться музеем мирового значения, удивительным образом сочетающая в себе элементы разных эпох, мировоззрений и культур.

Каждый год сюда приходит около трех миллионов человек.

Начать осмотр музея можно с западного сада, в котором собраны остатки колонн и другие фрагменты первых двух церквей, найденные в ходе раскопок, проводимых Стамбульским Институтом археологии.

Потом пройти внутрь, осмотреть все, что вас заинтересовало, на выходе зайти в бывший баптистерий собора, где теперь находится мавзолей Мустафы I и Ибрагима.

И в завершение посмотреть на мавзолей султана Селима II - произведение гениального Мимара Синана, мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, которые находятся на небольшой отдельной территории слева от выхода из баптистерия.

Как добраться

Музей Айя-София находится в самом сердце исторической части города - в районе Султанахмет.

Сюда можно доехать на трамвае ветки Т1, которая проложена практически через весь центр и соединяет район Зейтинбурну и Кабаташ.

Вам нужна остановка «Sultanahmet. Blue Mosque» - название еще одной знаменитости, Голубой мечети.

Выйдя из трамвая, вы окажетесь точно напротив мечети, а слева от нее примерно в пятистах метрах находится Айя-София. Ее трудно не заметить.

Время работы

Музей работает:

  • с 15 апреля по 25 октября с 9.00 до 19.00, кассы и вход в музей закрываются в 18.00;
  • с 25 октября по 15 апреля с 9.00 до 17.00, кассы и вход в музей закрываются в 16.00.

Учитывайте, что практически всегда в музей есть очередь как минимум на 15 минут, в туристический сезон можно простоять и час. Рассчитывайте свое время, не откладывайте визит на вечер.

Также имейте в виду, что:

  • с мая 2016 года музей закрыт по понедельникам;
  • вы не сможете посетить музей в первый день Рамадана и в дни проведения Фестивалей Жертвоприношений (Sacrifice Festivals).

Стоимость билетов и способ их покупки

Обычный полный билет стоит около 12 евро или 14 долларов (40 TL).

Студентам льгот нет.

Бесплатно могут пройти:

  • турецкие дети до 18 лет;
  • дети иностранных граждан до 12 лет;
  • граждане Турецкой Республики старше 65 лет;
  • инвалиды и один сопровождающий;
  • солдаты и сержанты;
  • владельцы карт COMOS, UNESCO, ICOM;
  • студенты, обучающиеся в Турции по программам обмена (например, Erasmus) при предъявлении контракта.

Купить билет можно:

Вход на территорию захоронений султанов свободный.

Что посмотреть рядом

Рядом, конечно же, много всего интересного - и Голубая мечеть, и Дворец Топкапы, и Археологический музей, и музей исламского и турецкого искусства, и еще много чего.

Но раз уж в этом тексте речь идет о главной достопримечательности византийского православия, дабы не смешивать все вместе, назову лишь пару тематических мест.

Собор Святой Ирины

Выйдя из Айя-Софии прогуляйтесь в сторону дворца Топкапы, буквально в пяти минутах ходьбы вы увидите еще один собор, который совсем недавно открыли для посетителей.

Это один из старейших храмов Константинополя - Собор Святой Ирины, который после строительства Святой Софии был объединен с нею.

Сейчас там еще вовсю ведутся реставрационные работы, и лично мне очень понравилась идея открытия собора-музея для посещения на раннем этапе его восстановления.

Кучук Айя-София (Малая Святая София)

Я уже писала, что пятью годами раньше начала строительства Святой Софии ее архитекторы Анфимий и Исидор построили храм Великомучеников Сергия и Вакха. Юстиниан его очень любил и пригласил тех же зодчих повторить его образ в более крупном масштабе, поэтому в сходстве соборов нет ничего удивительного.

В период Бейязида II османы превратили храм Сергия и Вакха в мечеть и дали ей название «Кучук Айя-София», что значит «Маленькая Святая София».

Если вы пройдете от музея Айя-София в сторону Голубой мечети, затем будете двигаться вниз в сторону моря,

вы попадете в довольно тихое место. Лично мне здесь очень нравится.

Зайдите во двор, познакомьтесь с его «обитателями».

А потом пройдите внутрь.

Мозаики все еще покрыты штукатуркой, внутреннее убранство скучновато, здесь нет ничего такого, от чего захватывает дух.

Но мне было любопытно сравнить собор с его «младшей сестрой», и впечатления остались довольно интересные. Зайдите, проверьте, это не займет слишком много времени.

Музей мозаики

И, если хотите дополнить художественный образ древнего Константинополя, зайдите в музей византийской мозаики, который находится на месте бывшего Большого Дворца императоров, буквально за Голубой мечетью.

Великолепные византийские мозаики были обнаружены при раскопках Большого Императорского дворца, но это уже другая история...

После музея

Лично я не люблю смешивать впечатления и сваливать их в одну кучу, поэтому после Святой Софии и близлежащих (в первую очередь, тематически) достопримечательностей рекомендую просто неспешно прогуляться.

Если ваша «экскурсия» закончилась у Кучук Айя-Софии, то можно спуститься к морю, пройтись по набережной и заглянуть в один из рыбных ресторанов на пристани Кумкапы. Здесь очень спокойно, народу немного, всегда свежая и вкусная еда, очень приятное обслуживание - независимо от того, закажете ли вы полный обед или просто выпьете чашку кофе, вам уделят одинаково достойное внимание. Цены немного ниже, чем в туристическом центре города.

Если же вы остались около Айя-Софии, то прогуляйтесь вдоль трамвайных путей в сторону Эминёню. Здесь можно поглазеть на витрины маленьких магазинчиков, за 0.9 евро или 3 TL «отвоевать» мороженое (дондурму) у веселого продавца

посмотреть, как готовят манты и гёзлеме турецкие женщины в ресторане Han и соседнем Ela Sofia.

Конечно, вы можете их тут же и отведать. Мы заходили в этот ресторанчик ради интереса. Вкусно? да. Дорого? Да.

Нужно сказать, что здесь поесть бюджетно будет более проблематично, чем у моря, поэтому, если вы голодны, но не хотите тратить много денег и времени, дойдите до пристани Эминёню.

Любители рыбы могут попробовать знаменитый «балык экмек» - рыба в хлебе. Свежевыловленную сардинку обжаривают при вас и кладут в хрустящий хлеб, щедро добавив зеленый салат и лук 0.9 евро (3 TL), а рядом можно купить стаканчик с маринованными овощами за ту же цену.

Если вы не едите рыбу, то вам подойдут любимые стамбульцами «тефтельные» (или «котлетные»?). Здесь все быстро, вкусно, недорого. Такие заведения называются «köftecisi», они бывают подороже, такие, например, как на фото ниже.

Есть и попроще, туда в основном ходят местные жители. Качество еды везде одинаково хорошее.

Если же вы не голодны, замечательным завершением прогулки будет парк Гюльхане. Вход в него (бесплатный) находится сразу за чередой магазинчиков и кафе, мимо которых вы проходили вдоль трамвайных путей.

а можно просто погулять, помечтать, усвоить новые впечатления,

подняться на возвышенность и полюбоваться городом.

Желаю удачи в путешествии!

Есть что добавить?

Выдающийся памятник архитектуры – Софийский собор Константинополя , является самым известным произведением византийского зодчества. Построенный в VI веке, в период наивысшего расцвета Византийской империи, этот великолепный храм на многие столетия определил направление архитектурного развития в странах Европы и Средиземноморья. Множество путешественников и паломников со всего мира стремились посетить Константинополь, чтобы своими глазами увидеть чудо — древний и прекрасный собор Святой Софии.

Исторические сведения

Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». В христианстве принято отождествление Христа с Софией в смысле знания и разума, то есть представление Иисуса как образа Божественной Премудрости. Поэтому Софийскими были названы многие христианские церкви, в частности первые православные храмы Руси в Киеве и Новгороде также были посвящены Премудрости Божией. Но главным, самым древним и крупным Софийским храмом, является, конечно, София Константинопольская. Ее история началась еще при императоре Константине Великом, основавшем в 324 г. новую столицу Римской империи – город Константинополь. Этот выдающийся римский император, будучи мистически одаренным человеком, всячески покровительствовал христианству, сделав его государственной религией. А в 336 г. Константин построил в своей столице огромную — по тем временам — христианскую церковь, посвятив ее святой Софии. Данный храм, немного расширенный при сыне Константина Великого, императоре Констанции, сгорел в 404 г. во время народного восстания. Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто», император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина.

В 527 г. на императорский трон взошел новый византийский император Юстиниан I, в период правления которого Византия достигла своего наибольшего могущества, военным путем значительно расширив свою территорию. Но для ведения войн нужны большие средства, которые император получал, в частности, и за счет увеличения налогов с населения. Тяжкое налоговое бремя вызывало народные волнения и многочисленные восстания, потрясавшие Империю. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. Подавив восстание, Юстиниан I решил построить новый Софийский храм, который своим величием и роскошью превзошел бы все здания, когда-либо построенные в мире.

По замыслу императора, этот собор должен был стать украшением Константинополя и зримым символом величия Византии. Возведение новой Софии Юстиниан поручил лучшим зодчим того времени – Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому, под руководство которых было созвано 10000 работников. Гигантское и великолепное по архитектуре сооружение строилось около 5 лет, и на это строительство было потрачено 3 годовых бюджета всей Византийской империи. По специальному императорскому циркуляру в Константинополь, помимо лучшего строительного материала, свозились и архитектурные элементы античных языческих построек. Так, из Рима были привезены 8 порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса – колонны зеленого мрамора. Кроме мраморных украшений в отделке Софии использовалось огромное количество золота, серебра, драгоценных камней и слоновой кости. Гигантские силы и средства, вложенные в строительство храма, не были потрачены напрасно, ибо возведенная церковь поражала воображение современников до такой степени, что в народе сложилась легенда об участии в строительстве Софии небесных Сил.

Византийский историк Прокопий Кессарийский так описывал Софийский собор: «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его …». Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Софийский храм более 900 лет был кафедральным собором столицы, главной церковью не только Византии, но и всего православного мира. Много раз повреждалась София из-за пожаров и землетрясений, но всякий раз византийцы восстанавливали ее заново. Огромный урон нанесли храму крестоносцы, захватившие Константинополь в 1204 г. Они разграбили богатейшее убранство и святыни Софийского собора, нанеся храму невосполнимый ущерб – именно тогда из Софии исчезла плащаница Господа Иисуса Христа, позже обнаруженная в Западной Европе и получившая там название Туринской плащаницы. Но самое большое испытание ждало Константинополь в 1453 г., когда турецкий султан Мехмет II во главе своего 200-тысячного войска осадил столицу Византии. Ослабленная к тому времени и материально, и духовно Империя не могла долго удерживать натиск завоевателей, но последний византийский император Константин XI Палеолог не отрекся от престола, а возглавил оставшийся 14-тысячный отряд защитников Византии. Силы были явно неравны, 29 мая 1453 г. император пал в бою, и турецкие воины ворвались в Константинополь.

Султан Мехмет II въехал в Святую Софию на коне, и вначале намеревался разрушить главный христианский храм. Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Почти сразу крест на куполе Софии заменили полумесяцем, позже к храму пристроили 4 минарета, а мозаики и фрески внутри собора практически все были замазаны штукатуркой. На несколько веков Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья, в которой проводились мусульманские религиозные обряды. Лишь в 1935 г. по декрету президента Турции Ататюрка София стала музеем, и приглашенные реставраторы постепенно освободили ее великолепные мозаики и фрески от скрывавших их слоев штукатурки. До сих пор храм используется как музейный комплекс, хотя множество людей и даже международных движений добиваются превращения его в христианский собор Святой Софии.

Интересные факты и события, связанные с храмом

Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. Император Юстиниан I не жалел никаких сил и средств на возведение этого собора, ставшего символом величия Империи. Общие затраты на строительство Софии, как утверждают византийские историки, составили сумму, эквивалентную 320 тыс. фунтов (около 130 т.) золота. По преданию, в декабре 537 г., когда постройка была завершена, Юстиниан первым вошел в собор и, воздев руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон!» (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном).

Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: «… и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой … и служба их лучше, чем во всех других странах». Вероятно, это мнение, наряду с другими обстоятельствами, и предопределило выбор Владимира Крестителя в пользу христианства. Вместе со своим крещением Русь была приобщена и к великой православно-византийской культуре.

16 июля 1054 г. во время богослужения в Софийском храме в его алтаре легат римского папы кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию отлучительную грамоту. В истории христианства именно эту дату принято считать временем окончательного разделения христианских церквей на римскую католическую и византийскую православную церкви.

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II , завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Фотогалерея :

Варварские племена приближались к границам империи, угрожая захватом римских земель. Уже в IV веке перед Римом встала угроза оккупации, тысячелетний город мог быть разрушен и разграблен.

Из-за такого положения дел, новые императоры не строили резиденции в Риме, предпочитая более спокойные и стратегически важные регионы.

Император Константин не стал исключением, но в отличие от других императоров, он решил построить новую столицу, тем самым ознаменовав новый период.

Столицей новой империи, стал греческий город Византий, расположенный на побережье Босфора. Архитекторы задумывали расширить его, за счёт перестройки ипподрома, постройки дворцов и церквей. Вокруг Византии выстроились неприступные стены, обеспечивающие защиту города от вторжений. В 330 году, по поручению Константина Великого, город становится официальной столицей Римской империи.

Главный храм Византийской империи

Построенный в VI веке лучшими зодчими, храм святой Софии в Византии стал настоящим магнитом для христиан. Архитектура долгое время была эталонной и использовалась как пример при построении других христианских соборов в Европе.

Подобные святыни выстраивались и на Руси. Для этого русские князья приглашали византийских зодчих, потому что собственной практики постройки попросту не было. Все храмы в древней Руси строились из дерева и не отличались особой помпезностью. С приходом константинопольских зодчих, все изменилось и первый каменный храм возвели в Киеве. Историки дотируют начала строительства на 989 года. Если верить летописям, то конец строительства пришёл на 996 год.

Первое разрушение

София Константинопольская пережила не одно разрушение. Так, во время правления Юстиниана первого, Византийская империя достигла наибольшего могущества. Успешные военные походы увеличивали популярность императора у военных и снижали у народа, ведь для ведения войны требовались большие средства, которых в казне не было. Из-за этого император решает повысить налоговое бремя для своих граждан.

Повышение налогов вызвало реакцию народа, в Константинополе началось восстание «Ника». Юстиниану удалось подавить восстание, но оно разрушилось большую часть города, в том числе и Софийский собор. И он решает заняться восстановлением храма, который бы своей красотой и великолепием превзошёл прошлый.

Строительство нового Софийского собора

Для этого он собирает со всех уголков Византии рабочих. Во главе работников ставит умельцев - Анфимию Тралльсково и Исиолра Милетского . Планировалось построить самое уникальное здание во всей Византии и масштабы были колоссальными, на плечи зодчих легла тяжёлая задача. Архитектурное великолепие было представлено спустя пять лет, упорного труда рабочих.

В отделке храма использовались передовые материалы. Возведением византийского чуда света, обошлось казне в приличную сумму, примерно три годовых бюджета всей империи. Дороговизна храма обусловлена его уникальными составляющими. Стены в храме украшались драгоценными камнями, фрески покрывались золотом и серебром .

Второе разрушение

Крестовых поход за прибылью в 1204 году привёл католических солдат в Софийский собор в Константинополе. Накопленные за полвека богатства были разграблены крестоносцами . Они не гнушались воровать из стен драгоценные камни. Вековые фрески были разрушены, ведь крестоносцы обдирали со стен золото. Бесценные иконы были осквернены и уничтожены. Сам христианский собор был превращён в католический.

Несмотря на бесчинства крестоносцев, Софийский собор по-прежнему был произведением искусства и продолжал работу, как христианский храм, до завоевания Мехметом I.

Мечеть Айя-Софья

В 1453 году, софийский собор оправдал вложения, из-за его потрясающей красоты, султан Мехмет I. принимает решение не разрушать его, а даёт указание перестроить в мусульманский храм Айя - София . Крест с куполов сняли в первые дни и заменили на полумесяц.

Все фрески замазали побелкой и уничтожили христианские украшения. Для придания храму мусульманского вида, вокруг него выстроили четыре минарета. В дальнейшем храм был главной мечетью в Стамбуле. Дополнительно служил в качестве усыпальницы для османских императоров.

Из мечети в музей

В 1935 году президент Турции издал декрет, по которому Софийский собор стал музеем. Несмотря на это, многие христианские движения хотят вернуть ему былую славу и вновь превратить его в свое пристанище. После издания декрета, на работу по восстановлению храма, были приглашены профессиональные реставраторы. Перед которыми стояла трудная задача - восстановить великолепные мозаики и фрески.

Расположение Софийского собора

Собор располагается на территории Турции, в Стамбуле. Рядом с ним располагаются величайшие архитектурные строения, к примеру:

  • Голубая мечеть.
  • Базилика цистерна.
  • Топканы.

Добраться до храма можно с помощью:

  • Трамвая Эминеню-Зейтинбурну, Султанахмет-Фатих.
  • Автобуса, курсирующего туда же, что и трамвай.

С 15 апреля до 1 октября музей работает с 9 часов утра до 7 часов вечера, а с 1 октября по 15 апреля с 9 до 5 часов. В понедельник не получиться посетить храм, также в праздники режим его работы меняется. Дети туристов до 12 лет, имеет право бесплатного посещения. Цена за один билет почти достигает 8 $.

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи - создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь - у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели - храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе . Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое - люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II , завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.

Похожие публикации