Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Методы педагогического исследования. Характеристика методов педагогического исследования

Теории и гипотезы - вот арена для человеческого ума,

а факты есть только необходимый фундамент.

М.И. Демков

Любое педагогическое исследование является вкладом в обоснование практической педагогической деятельности. Педагогический процесс - очень сложное, многофакторное явление. Для исследования различных его сторон специально организуется эксперимент, который носит комплексный характер, так как предполагает использование методов исследования, взаимодополняющих друг друга и предназначенных для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

Под методом , по определению, утвердившему в педагогике, следует понимать способ достижения определенных результатов в познании и практике или же прием теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, исходящего из знания закономерностей развития объективной реальности исследуемого явления или процесса. Знание методов имеет огромное практическое и эвристическое значение, так как ориентирует исследователя, помогает ему наметить путь движения от известного к неизвестному, от общего к частному, от единичного к всеобщему.

Методы педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы исследования разделяются на эмпирические («эмпирический» - дословно - «воспринимаемый посредством органов чувств») и теоретические .

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Различают частные специальные методы, которые применяются в предметах одной или нескольких смежных наук, и общие философские методы, в которых отражены наиболее общие законы бытия.

Диалектический метод, выявление и разрешение противоречий, построение гипотез принято называть методами познания . А такие методы, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, т.е. основные мыслительные операции, - методами теоретического исследования .

Исследователи разделяют эмпирические методы исследования на две группы:

1. Рабочие, частные методы . К ним относят изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение, опрос (письменный и устный); метод экспертных оценок; тестирование.

2. Комплексные, общие методы , которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент.


К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция , дедукция, сравнение, абстрагирование , обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ - это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят во всякое научное исследование и, как правило, образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств и признаков.

Синтез - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез - не простое суммирование, а смысловое соединение. Синтез как познавательная операция выступает в различных функциях теоретического исследования. Любой процесс образования понятий основывается на единстве процессов синтеза и анализа. Эмпирические данные, получаемые в том или ином исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения конкурирующих теорий. Существенную роль синтез играет в эмпирическом исследовании.

Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение - это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами.

В педагогических исследованиях применяются, как правило, три вида сравнений:

Сравнение педагогических явлений по одному признаку (например, успеваемости учащихся в контрольных и экспериментальных классах после экспериментального обучения);

Однородных педагогических явлений по нескольким признакам (например, знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов по скорости, прочности усвоения знаний, умению творчески их использовать и т.д.);

Сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления (например, уровня навыков чтения у учащихся по годам обучения).

Абстрагирование - одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.

Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое вычленение возможно только в мысленном плане - в абстракции. Например, геометрическая фигура тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря абстрагированию она мысленно выделяется, фиксируется, например, с помощью чертежа и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций абстрагирования заключается в выделении общих свойств некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств, например, посредством понятий.

Конкретизация - процесс, противоположный абстрагированию, т.е. нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь сначала образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного. Поэтому диалектика выделяет в процессе познания два процесса восхождения: восхождение от конкретного к абстрактному и затем процесс восхождения от абстрактного к новому конкретному (Гегель).

Обобщение - выделение в явлениях общих черт, т.е. подведение итогов исследования.

Индукция и дедукци я - логические методы обобщения полученных эмпирических путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, а дедуктивный - от общего к частному выводу.

Метод остатков - один из методов установления причинной связи явлений природы. Эта схема иллюстрируется правилом, согласно которому, если вычесть из данного явления природы ту его часть, о которой известно, что она есть следствие известных причин, то останется та его часть, которая является следствием остальных невыясненных обстоятельств.

Метод принципов - метод, который основан на аксиоматическом предположении, что любая теория в данной теории есть развитие одного из принципов этой теории.

Метод проб и ошибок - эвристический поиск решения какой-либо задачи в пространстве возможных решений, где выбор осуществляется наугад, со «слепой пробы», пока одна из проб не приведет к результату.

Метод исследования причинных связей - простейший логический метод установления причинных связей между причиной и следствием. Целью этого метода является доказательство того, что предшествующее явление является причиной последующего.

Известны также методы сходства и различия , метод сопутствующих изменений, метод таблицы истинности, экспертных оценок, математического моделирования и др.

Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования и логике его развития; способам определения причинно-следственных зависимостей, источникам используемой и накапливаемой информации, обработки и анализа данных исследования и другим основаниям.

По цели исследования можно выделить методы теоретического поиска и методы выявления путей совершенствования практики. В этом случае условно выделяют методы теоретические и практические. Но, как правило, эти методы применяются во взаимосвязи при некотором превалировании тех или иных из них на соответствующем этапе научного поиска.

По источникам информации методы исследования можно разделить на методы изучения теоретических источников и методы анализа реального педагогического процесса. В свою очередь, методы анализа реального процесса подразделяются на методы его изучения в естественных условиях и методы изучения в специально измененных условиях в соответствии с целями исследования и его гипотезой.

К методам изучения процесса в естественных условиях относятся наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, продуктов учебной и преподавательской деятельности, опыта работы образовательного учреждения и др. К методам изучения процесса в практико-измененных условиях можно отнести методы педагогического эксперимента и опытной проверки.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным наблюдением за ходом педагогического явления практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям.

Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость, зафиксированная в формах оценок, темпов усвоения учебной информации, объемов усвоенного материала. Сама познавательная активность учащихся поддается регистрации опосредованно.

Различают несколько видов наблюдений. Наряду с непосредственным и опосредованным наблюдением выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Сплошными наблюдениями охватываются процессы в целостном виде от начала и до конца. Дискретные наблюдения представляют собой пунктирную, выборочную фиксацию тех или иных изучаемых явлений, процессов. Наблюдение может быть нейтральным, когда ученый ведет его, не включаясь в реальную деятельность.

Наблюдение с позиции руководителя педагогического процесса предполагает, что исследователь сам участвует в процессе, сочетая практические задачи с исследовательскими. И, наконец, включенное наблюдение предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних.

К разновидностям научных наблюдений в педагогике относят открытое и конспиративное наблюдение . Первое означает, что испытуемым известен факт их подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает скрытое отслеживание действий испытуемых. Разница между ними состоит в сопоставлении данных о ходе педагогических процессов и поведении участников педагогического взаимодействия в условиях свободы от глаз наблюдателя.

Кроме того, существуют такие виды наблюдения , как лонгитюдное (продольное) и ретроспективное (обращение к прошлому). При лонгитюдном наблюдении исследователь изучает какое-либо явление в течение продолжительного времени (например, изучаются педагогические условия обучения одаренных детей в лицее с 1-го по 11-й класс), а при ретроспективном - движение к получению фактов идет в обратном направлении. Как и любой метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинством наблюдения является возможность изучения предмета в целостности, естественном функционировании, многоаспектных связях и проявлениях.

Недостатки наблюдения проявляются в том, что этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц; избегать ошибок, связанных с личностью наблюдателя.

Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Эти методы применяются в социологии , политологии , демографии и других науках. В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование.

Беседа в качестве метода научного исследования позволяет выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам, явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было выявлено при наблюдении.

К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариантов вопросов, включая вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и др. беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записи ответов собеседника.

К методу исследовательской беседы близок метод интервью. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих испытуемых к искренности. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых.

Анкетирование представляет собой метод сбора первичных данных. Основным инструментом этого метода является анкета, содержание которой планируется и отвечает поставленным целям. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется исследователем при непосредственном общении его с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете.

Известны три типа анкет: открытая - содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого; закрытого типа - на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы; смешанная - содержит элементы анкет первого и второго типа.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. Способ построения анкет может быть обычным и градуированным (шкальным). При ответе испытуемого по градуированной анкете необходимо выбрать один из ответов и отметить его в соответствующей графе.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование . Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Методы тестирования трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.

Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Моделирование представляет собой метод познания объекта на моделях. Метод моделирования широко применяется в педагогике при проведении так называемого мысленного эксперимента.

Модель - это схематическое воплощение в действительности идеального состояния процесса или явления, которое изучается.

Построение системы-модели изучаемого процесса или явления имеет определенные стадии, этапы.

Например, при изучении личности оно включает:

1) диагностику личности и социума;

2) выявление ведущих факторов, влияющих на сознание личности (традиции, образ жизни в семье, национальные нравы и обычаи и т.п.);

3) регулирование межличностных отношений и сферы общения;

4) коррекцию развития с помощью изменения социальных влияний и условий.

Как метод исследования моделирование применяется в рамках создания новых воспитательных и дидактических систем. Модель сама становится методом исследования, когда включает в себя совокупность нормативных требований, которые реализуются в рамках определенной организаторской деятельности в интересах ее реформирования.

Педагогический эксперимент - преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

В обобщенном смысле педагогический эксперимент определяется как опытная проверка гипотезы. По масштабу различают глобальные , т.е. охватывающие значительное число испытуемых эксперименты, локальные и микроэксперименты , проводимые с минимальным числом участников.

Существует два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент - это активное формирование какой-либо установки.

К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он должен исключить любой риск для здоровья его участников; во-вторых, нельзя проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.

К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогов.

М.Н. Скаткин выделял два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

Новаторство представляет собой деятельность по внесению прогрессивного в существующие системы, процессы.

По способу обработки и анализа данных исследования выделяют методы качественного анализа и количественной обработки результатов (статистический или нестатистический). Чаще всего эти методы применяют во взаимосвязи, так как количественные методы не исключают необходимости качественного анализа результатов эксперимента.

Шкалирование - это превращение качественных факторов в количественные ряды. Такое преобразование дает возможность изобразить в виде шкалы, например, качества личности. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом .

К методам педагогического исследования относится также метод педагогического консилиума, т.е. обсуждение результатов исследования уровня обучения и воспитания учащихся и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, позволяющий установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, поэтому его называют также методом структурного анализа коллектива.

Особое место занимают математические методы и методы статистической обработки результатов исследования.

Математические и статистические методы используются в педагогике для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы исследователя, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа определить свой оптимальный комплекс методов.

Подготовительный этап педагогического исследования

2. Методы педагогического исследования

Методами педагогического исследования являются приемы педагогического исследования процессов и явлений, способы получения научной информации о таких исследованиях с целью формирования и определения принципов отношений и методов формирования научных теорий.

Методы можно разделить на три группы.

1. Методы изучения педагогического опыта.

2. Методы теоретического исследования.

3. Математические методы.

× Ads by MyBrowser 1.0.2V20.10Методы изучения педагогического опыта. Под методами изучения педагогического опыта подразумеваются приемы изучения практического опыта организации педагогического процесса, при изучении которого используются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации. Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических исследований. Данные методы являются способом отбора научно-педагогического опыта, подвергающегося теоретическому анализу.

Наблюдение представляет собой восприятие какого-либо педагогического процесса, в результате которого педагог имеет возможность работать с практическим материалом. В данном случае необходимо вести определенные записи наблюдений, которые состоят из определенных этапов.

Этапы наблюдения:

1) Определение задач и целей;

2) Выбор объекта, предмета и ситуации;

3) Выбор способа наблюдения;

4) Выбор способов регистрации наблюдаемого;

5) Обработка полученной информации.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа является дополнительным методом исследования, который используется с целью выявления и получения необходимой информации, оказавшейся недостаточной при наблюдении. Беседа планируется заранее, определяется план беседы, вопросы, требующие описания. Беседа проводится в достаточно свободной форме, без записи ответов собеседника. Интервьюирование является разновидностью беседы, при его проведении исследователь опирается на ранее определенные вопросы, задаваемые в точной периодичности, в данном случае ответы записываются открыто.

Анкетирование – это метод массового сбора информации с применением различных тестов. Информация, полученная после обработки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков.

Очень ценный материал для педагогического исследования можно получить из изучения продуктов творческой деятельности учащихся, которые могут дать необходимые сведения об уровне развития личности учащегося и т. д.

Эксперимент – это специально созданная проверка любого метода педагогического исследования с целью определения педагогической продуктивности исследования. Эксперимент играет особую роль в педагогических исследованиях. Педагогическим экспериментом является исследовательская деятельность, которая предполагает следующее.

1. Исследование причинно-следственных связей в педагогических процессах.

2. Моделирование педагогических процессов и условий его протекания.

3. Активное влияние ученого на педагогический процесс.

4. Определение обратной связи, итогов педагогического влияния.

5. Повторяемость педагогических явлений и процессов.

Этапы эксперимента.

1. Теоретический этап, определяющий суть проблемы, цели, объект, его задачи и гипотезы.

2. Методический этап – это этап формирования методики исследования и ее плана.

3. Собственно эксперимент, что означает проведение серии опытов с процессом создания экспериментальных явлений, процесс наблюдения, а также управление практическим опытом и выявление уровня реакций испытуемых.

4. Аналитический этап представляет собой анализ количественного и качественного результатов.

× Ads by MyBrowser 1.0.2V20.10Выделяется естественный эксперимент, проходящий в условиях обычного обучающего процесса, и лабораторный, при котором специально создаются искусственные условия проведения эксперимента и научного педагогического исследования. Чаще применяется естественный эксперимент, который может быть длительным или кратковременным. Педагогический эксперимент может разделяться по результативности на констатирующий и развивающий. Констатирующий эксперимент определяет лишь реальное положение явлений в процессе. Развивающий эксперимент необходим тогда, когда проводится специальная организация эксперимента с целью выявления признаков, методов, форм и содержания образования.

Развивающий эксперимент не может проводиться без сравнения результатов нескольких контрольных групп. При данном методе педагогического исследования появляются определенные трудности: педагогу необходимо очень хорошо владеть методикой проведения эксперимента, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Методы теоретического исследования. Данные методы представляют собой выявление отдельных граней, признаков, особенностей, свойств педагогических процессов. Анализируя факты, группируя, систематизируя их, мы определяем в них общее и специфическое, определяем общий принцип или правило. Метод анализа сочетается с методом синтеза, который дает возможность проникнуть в суть исследуемых педагогических процессов.

Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод подразумевает направление движения от частных понятий к общему итогу, дедуктивный, наоборот, – от общего положения к частному выводу.

В свою очередь, изучение литературы считает необходимым использование следующих методов.

1. Создание библиографии, т. е. составление списка источников литературы, выбранных для исследуемой проблемы.

2. Реферирование – предполагает краткий пересказ основного содержания одной или нескольких литературных работ.

3. Конспектирование – этот метод означает обязательное составление подробных записей.

4. Аннотирование – имеется в виду сжатая запись всего содержания литературного источника.

5. Цитирование – это дословная запись фрагмента текста, содержащегося в литературном источнике.

Математические методы. Данные методы в педагогике используются для обработки информационных данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для выявления количественных связей между исследуемыми явлениями. Такими методами являются следующие.

1. Регистрация – подразумевается подсчет определенных качеств у каждого члена группы и подсчет количества тех, у кого данное качество отсутствует.

2. Ранжирование – предполагает расположение имеющихся информационных данных в определенной последовательности с учетом определения места в этом ряду каждого из исследуемых.

3. Шкалирование – это введение цифровых данных в результативную оценку отдельных сторон педагогических процессов.

Таким образом, новые педагогические научные знания формируются посредством выступлений ученых-исследователей на конференциях, через печатные органы, в которых издаются научные статьи, брошюры, книги, через учебники и учебные пособия по педагогике.

Методология и методы педагогических исследований

    Понятие о методологии педагогики.

    Методологические принципы педагогических исследований.

    Классификация и характеристика методов педагогического исследования.

    Понятие о методологии педагогики.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания (Энциклопедический словарь).

Методология науки – это совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Методология – это система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а так же это учение о методе научного познания и преобразования мира.

За последние десятилетия методология получила существенное развитие. Прежде всего, усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает, как принято говорить, нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы.

2. Методологические принципы педагогических исследований .

Методология педагогики основывается на:

а) диалектическом методе изучения социальных процессов деятельности, общения, отношений, взаимодействия (изучение окружающей жизни в развитии);

б) структурном подходе в описании педагогических процессов и объектов деятельности в их функциях, устойчивых связях и отношениях элементов организации;

в) ценностно-смысловом и личностно-временном подходе в рассмотрении педагогических явлений и процессов с позиций активных устремлений, ценностных ориентаций, мотивов, интересов, уровня притязаний личности конкретного человека (раскрытие смысла, перспектив, значимой пользы для воспитанников);

г) системном анализе педагогических процессов и явлений в их целостном построении (формулировка конечной и промежуточной цели, средств, объекта и предмета исследования и программы деятельности, обеспечивающей достижение целевых результатов в конкретной ситуации).

3.Классификация и характеристика методов педагогического исследования.

Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности ученых. Запас научного инструментария педагогики непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и заимствования пригодных для педагогических целей методов других наук.

Рассмотрим основные методы педагогических исследований. Для обобщенного представления сгруппируем эти методы (Табл. 2).

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИИ

    Пассивные:

    • Наблюдение Одномоментные: Школьные:

      анализ продуктов деятельности (анкетирование, (классные,

      изучение школьной документации тестирование) внеклассные)

    Активные: Длительные: Лабораторные:

    • Анкетирование (наблюдение, (в искусственных

      Тестирование эксперимент) условиях)

      социометрические методы

      самооценка

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ЭМПИРИЧЕСКИЕ


сравнительно-исторический анализ наблюдение

моделирование беседа; интервью

причинно-следственный анализ анкетирование

анализ и синтез обобщение независимых характеристик

Метод наблюдения. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость школьников, зафиксированная в формах оценок, темпов освоения учебной информации, объемов освоенного материала, фактов личной инициативы учащихся в добывании знаний. Как видим, сама познавательная активность учащихся поддается регистрации опосредованно.

Различаются несколько видов наблюдений. Непосредственное и опосредованное, где действуют или исследователь, или его ассистенты, или, как указано выше, факты фиксируются по нескольким косвенным показателям.

Выделяются, далее, сплошные или дискретные наблюдения. Первыми охватываются процессы в целостном виде. От их начала и до конца, до завершения. Вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока. А при изучении нервногенных ситуаций в отношениях учитель-ученик исследователь как бы выжидает эти события, чтобы затем подробно описать причины их возникновения, поведение обеих конфликтующих сторон, т.е. учителя и учеников.

Исследовательское наблюдение организуется с трех позиций: нейтральной, с позиции руководителя педагогического процесса и при включении исследователя в реальную естественную деятельность. Например, ученый ведет наблюдение за спадом и подъемом интеллектуальной инициативы учащихся во время уроков по гуманитарным и негуманитарным школьным дисциплинам. В этом случае он располагается в классе так, чтобы держать в поле зрения всех, но самому быть незаметным. Идеально, когда его присутствие ни учителем, ни учащимися не ощущается. Наблюдение же со второй позиции предполагает, что исследователь сам ведет урок, сочетая практические с исследовательскими задачами. Наконец, третья позиция предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних.

К разновидностям научных наблюдений в педагогике относят и такие, как открытое и конспиративное наблюдения. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых.

В методологическом арсенале существуют и такие виды наблюдения, как лонгитюдное (продольное) и ретроспективное (обращенное к прошлому). Предположим, изучаются условия развития математических способностей школьника с первого до одиннадцатого класса. При лонгитюдном наблюдении исследователь стоит перед необходимостью анализа условий и их влияния на школьника в течение 11 лет. При ретронаблюдении движение к получению фактов идет в обратном направлении. Исследователь использует биографические школьные данные студента или специалиста, чтобы вместе с ними или с их школьными учителями выявить то, что оказало решающее влияние на прогресс математических способностей испытуемых в школьные годы.

Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, видео-кино-регистрации, фонографические записи и др. В заключение подчеркнем, что метод наблюдения при всех его возможностях ограничен. Он позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными.

Опросные методы в педагогике. Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии, других науках. К опросным методам науки примыкает практика работы государственных служб изучения общественного мнения, переписей населения, сбора информации для принятия управленческих решений. Опросы различных групп населения лежат в основе государственной статистики. А различные формы госотчетности в принципе близки к опросным методам получения сведений о состоянии тех или иных структур и процессов общественного бытия. Не обходятся без опросных методов и избирательные системы во всем мире.

В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа - диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования 5 соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом; вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.

Близок к методу исследовательской беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Не допускается в педагогической науке оба опросных метода, смахивающих на допрос.

Анкетирование как письменный опрос белее продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем так называемого «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анкетирования. Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченных в опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты. Обработка «вручную» производится путем подсчетов типов ответов по категориям запоминающего. Машинная обработка анкет возможна при индексированных и поддающихся формализации, статистической обработке ответов.

Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы. По масштабу эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.

В качестве организаторов крупных экспериментов могут выступать государственные, правительственные научные учреждения и органы управления образованием. Так, в истории отечественного образования в свое время был осуществлен глобальный эксперимент, в котором проверялась гипотеза по проверке модели общего образования детей с шестилетнего возраста. В результате отрабатывались все составляющие этого крупного, научного проекта и страна затем перешла на обучение детей именно с этого возраста.

Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем.

В технике проведения эксперимента, как правило, выделяются две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая - контрольной. В первой реализуется инновационное решение. Во второй - те же дидактические задачи или проблемы воспитания реализуются в рамках традиционных педагогических решений. Ученые получают возможности сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих верность их гипотезы. Сравнивается, например, усвоение раздела математики при последовательном изучении школьниками программных тем и посредством использования укрупненных дидактических единиц (УДЕ). И когда экспериментатор (проф. П.М. Эрдниев) сопоставил последствия своей инновационной дидактической конструкции с развивающими влияниями традиционных способов обучения, он увидел доказательства превосходства своих разработок над традиционными методиками обучения математике.

Различают, далее, такие виды экспериментов, как «мысленный», «стендовый» и «натурный». Уже по названию нетрудно догадаться, что мысленный эксперимент представляет собой воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. Благодаря многократному проигрыванию эспериментальных ситуаций исследователю удается обнаружить условия, при которых его опытная работа может натолкнуться на препятствия, потребовать каких-либо дополнительных реконструкций раз­работки. Стендовый эксперимент предполагает воспроизведение экспериментальных действий с привлечением участников в лабораторных условиях. Он аналогичен ролевой игре, где воспроизводится опытная модель, чтобы проверить ее прежде, чем включить в натуральный эксперимент, где участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса. В результате программа эксперимента после такого рода предварительной проверки получает всесторонне откорректированный и подготовленный характер.

Известны в педагогике и такие две разновидности эксперимента, как естественный и лабораторный. Естественный эксперимент осуществляется посредством ввода опытной конструкции в обыденные сценарии учебной, воспитательной, управленческой работы педагога-экспериментатора или его партнеров по научным исследованиям. Лабораторный же предполагает создание искусственных условий, где проверяется выдвинутая автором исследования рабочая гипотеза.

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование. Методы тестирования (от английского слова «test» - опыт, проба) трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых. Со времени их разработки тесты использовались прежде всего с практическими целями для подбора специалистов по их способностям и практической подготовке к выполнению различных социальных ролей.

Существуют международные тесты для сравнения показателей достигнутого в образовании и развитии детей и взрослых. Тесты воспринимаются как экзамены на пригодность людей к той или иной сфере деятельности. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования, позволяющие использовать ЭВМ в интерактивном режиме диалога в системе человек-машина. Различают тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты для определения профессиональной предрасположенности людей. Используются тесты и в педагогических исследованиях. В психологической науке используются тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности (способностей), тесты проективные, тесты личностные и так далее.

Таков состав наиболее распространенных методов педагогического исследования. Подчеркнем, что каждый исследователь подходит к применению методов научного поиска творчески. Осуществляется их адаптация, приспособление к теме и задачам, объекту и предмету, условиям научной работы. Как видим, методы модифицируются с целью придать им оптимальные способности продуктивно решать задачи научной работы.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ »

Воспитатель:

Шаерман Е.В.

Введение………………………………………………………………….........

1. Теоретическая часть………………………………………………...

1.1. Блок 1…………………………………………………………..

1.2. Блок 2.………………………………………………………….

1.3. Блок 3…………………………………………………………..

2. Практическая часть…………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………...

Введение

Методология педагогической науки – это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования.

Наличие собственной методологии является условием развития любой науки, поскольку «двигателем» этого развития как раз и являются научные исследования, обогащающие науку новыми знаниями и расширяющими сферу её применения.

Некоторые положения методологического знания являются общими для ряда наук, другие отражают специфику конкретной науки.

Методологию педагогической деятельности можно определить как совокупность принципов построения педагогической деятельности, оптимизации способов и средств её осуществления.

Методологии педагогической науки и педагогической деятельности неразрывно связаны друг с другом общностью охватываемых ими предметов и явлений, то есть если педагогическая наука в целом сориентирована на познание педагогического процесса, то педагогическая деятельность – на его практическую реализацию.

Таким образом, в педагогике осуществляется процесс интеграции методологии науки и методологии практики; это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности.



1. Теоретическая часть

1.1. Блок 1

1. Под методологией вообще понимают учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

1. структуре

2. принципах

3. логической организации

4. методах

5. средствах

6. методике

2. Философская методология содержит совокупность общих принципов и методов познания (представления о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о логике научного познания и т.п.).

1. философская

2. конкретно-научная

3. общенаучная

4. индивидуальная

3. Конкретно-научная методология содержит совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной науке (наблюдения за педагогическим процессом в педагогических науках, спектральный анализ в химии, физике и астрономии и др.).

1. философская

2. конкретно-научная

3. общенаучная

4. индивидуальная

1. тема

2. актуальность

3. проблема

4. цель

5. объект

6. предмет

7. гипотеза

8. задачи

9. методы

10. научная новизна,

11. теоретическая и практическая значимость

5. Проблема исследования определяется противоречием между, например, современными задачами, стоящими перед образованием, и сложившейся практикой обучения, не позволяющей решить эти задачи, и отсутствием теоретической базы, необходимой для их решения; при обосновании этой части исследования проводится анализ сложившейся практики обучения, состояния проблемы в науке, результатов собственных педагогических исследований.

1. тема

2. исследования

3. актуальность исследования

4. проблема исследования

5. цель исследования

6. объект исследования

7. предмет исследования

8. гипотеза исследования

9. задачи исследования

10. методы исследования

6. Цель исследования показывает, что должно быть достигнуто в ходе исследования, т.е. тот научный результат, который должен быть получен.

1. тема исследования

2. актуальность исследования

3. проблема исследования

4. цель исследования

5. объект исследования

6. предмет исследования

7. гипотеза исследования

8. задачи исследования

9. методы исследования

7. К теоретическим методам педагогического исследования относятся: анализ литературы, моделирование педагогических ситуаций, конструирование содержания физического образования и технологий обучения, обработка результатов педагогического эксперимента и их анализ.

1. анализ литературы

3. конструирование содержания образования и технологий обучения

7. опытное преподавание

8. тестирование

8. При проведении наблюдения за учебным процессом экспериментатор составляет программу наблюдений. При этом четко выделяется объект наблюдения, формулируется цель наблюдения, фиксируются необходимые данные.

1. выделяется объект наблюдения

2. формулируется цель наблюдения

3. выделяется методологическая основа исследования

4. формулируются противоречия педагогического процесса

5. фиксируются необходимые данные

9. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним - это: самонаблюдение.

1. наблюдение;

2. эксперимент;

3. тестирование;

4. самонаблюдение.

10. Логика изложения практической части педагогического исследования предполагает: описание входной диагностики, описание формирующей части практической работы, подведение результатов практической части исследования.

1. описание входной диагностики, описание формирующей части практической работы, подведение результатов практической части исследования

2. характеристику объекта исследования, характеристику предмета исследования, теоретическое моделирование взаимосвязи объекта и предмета исследования

3. введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, приложения

4. все ответы верны

1.2. Блок 2

1. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения , а также формирует представления о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

1. компонентов научного исследования

2. объекта

3. предмета анализа

4. задач исследования

5. исследовательских средств, необходимых для решения поставленных задач

6. экспериментальной части

2. Общенаучная методология включает совокупность принципов и методов познания, а также концепций или подходов, действующих в достаточно большой совокупности наук (кибернетический подход, системный подход, экспериментальный и теоретический методы познания, способы обработки результатов эксперимента и др.).

1. философская

2. общенаучная

3. конкретно-научная

4. индивидуальная

3. Конкретно-научная методология включает набор процедур, обеспечивающих получение результата при решении конкретной научно-исследовательской проблемы.

1. философская

2. общенаучная

3. конкретно-научная

4. индивидуальная

4. Гипотеза исследования - научное предположение, которое следует доказать в ходе исследования; оно формулируется в окончательном виде не сразу, обычно сначала выдвигаются рабочие варианты, которые сменяют друг друга и после подтверждения переходят из рабочих в актуальные

1. тема исследования

2. актуальность исследования

3. проблема исследования

4. цель исследования

5. объект исследования

6. предмет исследования

7. гипотеза исследования

8. задачи исследования

9. методы исследования

10. научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

5. Проблема исследования следует из выделенного противоречия и формулируется чаще всего в виде вопроса, на который ищется ответ в ходе исследования (Что надо получить? На какие вопросы ответить?);

1. тема

2. исследования

3. актуальность исследования

4. проблема исследования

5. цель исследования

6. объект исследования

7. предмет исследования

8. гипотеза исследования

9. задачи исследования

10. методы исследования

11. научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

6. Объект исследования - та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело; при его определении обычно следует дать ответ на вопрос, что рассматривается.

1. тема

2. исследования

3. актуальность исследования

4. проблема исследования

5. цель исследования

6. объект исследования

7. предмет исследования

8. гипотеза исследования

9. задачи исследования

10. методы исследования

11. научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

7. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования - те конкретные результаты, которые получены при проведении исследования, и их значение для педагогической теории и педагогической практики.

1. тема

2. исследования

3. актуальность исследования

4. проблема исследования

5. цель исследования

6. объект исследования

7. предмет исследования

8. гипотеза исследования

9. задачи исследования

10. методы исследования

11. научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

8. К экспериментальным методам педагогического исследования относятся анкетирование и интервьюирование, наблюдение за учебным процессом, опытное преподавание, тестирование, экспертная оценка.

1. анализ литературы

2. анкетирование и интервьюирование

3. конструирование содержания физического образования и технологий обучения

4. моделирование педагогических ситуаций

5. наблюдение за учебным процессом

6. обработка результатов педагогического эксперимента и их анализ

7. опытное преподавание

8. тестирование

9. экспертная оценка.

9 . Педагогический эксперимент, как правило, состоит из трех этапов: констатирующий, обучающий (формирующий), контрольный.

1. внедренческий

2. констатирующий

3. контрольный

4. обучающий (формирующий)

5. поисковый

6. эвристический

10. Логика изложения теоретической части педагогического исследования предполагает: характеристику объекта исследования, характеристику предмета исследования, теоретическое моделирование взаимосвязи объекта и предмета исследования.

1. все ответы верны

2. введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, приложения

3. характеристику объекта исследования, характеристику предмета исследования, теоретическое моделирование взаимосвязи объекта и предмета исследования

4. описание входной диагностики, описание формирующей части практической работы, подведение результатов практической части исследования

1.3. Блок 3

Дайте обоснованные ответы на ниже перечисленные воспросы:

1. Перечислите методы педагогического исследования. Какие из них на современном этапе педагогики наиболее целесообразно использовать и почему? Назовите «плюсы» и «минусы» каждого метода.

I . К методам педагогического исследования относятся:

1. Эмпирические методы педагогического исследования:

Метод педагогического наблюдения;

Метод беседы;

Метод анкетирования;

Метод тестирования;

Метод педагогического эксперимента;

Метод изучения школьной документации и ученических работ;

Метод обобщения независимых характеристик;

Метод социометрии;

Метод анализа результатов деятельности ученика.

2. Теоретические методы педагогического исследования:

Анализ и синтез;

Индукция и дедукция;

Сравнение;

Классификация;

Обобщение;

Абстрагирование;

Конкретизация.

3. Математические и статистические методы педагогического исследования:

Метод регистрации;

Метод ранжирования;

Метод моделирования;

Метод измерения.

II . Поскольку образовательный процесс представляет собой сложную многоплановую систему, его эффективное исследование может быть обеспечено только применением всей совокупности общенаучных и специфических, собственно педагогических методов исследования. Важно, чтобы данные, полученные в результате использования одного метода, подтверждались данными, полученными с помощью других методов.

III . «Плюсы» и «минусы» методов педагогического исследования.

1. Эмпирические методы педагогического исследования.

Преимущества метода наблюдения

Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,предубеждение наблюдателя, комплексность наблюдаемых ситуаций,эффект первого впечатления,усталость наблюдателя и наблюдаемого,ошибки в оценках,«гало-эффект»,«эффект снисходительности»,ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),ошибки моделирования,ошибка контрастности.

Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

Сложность соблюдения операциональной валидности.

Преимущества метода беседы

Возможность задавать вопросы в правильной последовательности.

Возможность пользования вспомогательным материалом (запись вопросов на карточке и пр.).

Анализируя невербальные реакции опрашиваемого человека, можно сделать дополнительный вывод о достоверности ответов.

Недостатки метода беседы

Требуется большое количество времени.

Необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Необходимо помнить, что правильно проведенная беседа может быть гарантом качества полученной информации.

Преимущества метода анкетирования

Низкая стоимость. Анкетирование можно считать самым бюджетным методом количественных маркетинговых исследований, основанных на получении информации от респондентов.

Простота организации. Разработка формы анкеты и раздача анкет респондентам – это все, что нужно для сбора данных в процессе анкетирования. Сложных конструкций выборки, обширной географии или трудного рекрутинга анкетирование не предполагает, поэтому организация этого метода опроса достаточно проста.

Большие объемы анкеты. Дневниковые анкеты панельных исследований для анкетирования респондентов на дому могут включать в себя сотни вопросов, поскольку их заполнение не лимитировано по времени, как любое другое интервью.

Недостатки метода анкетирования

Низкая достоверность. Бесконтрольное заполнение анкеты в отсутствии какого-либо живого общения повышает риск автоматических, бездумных ответов на вопросы. Это очень серьезный недостаток метода анкетирования, из-за которого исследователи все чаще предпочитают другие, вербальные методы опроса.

Сложность обработки данных. В отличие от компьютеризированных методов опроса CATI, CAPI или CAWI, «бумажное» анкетирование требует последующего ввода информации из анкет в аналитические базы данных. Это достаточно трудоемкий процесс, особенно если речь идет о крупных выборках.

Географические ограничения. Анкетирование очень сложно провести с широким географическим охватом. Этот метод исследования удобно применять локально, в границах одного города максимум. Иначе организовать раздачу и сбор анкет весьма проблематично.

Преимущества и недостатки метода тестирования

Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов.

Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.

Преимущества и недостатки метода педагогического эксперимента

В отличие от изучения сложившегося опыта с приме­нением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведе­ние. одним из основных мотивов педагогического эксперимента всегда является введение каких-то усовершенствований в учебный процесс, повыша­ющих его качество.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т.е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль.

Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

Преимущества и недостатки метода изучения школьной документации и ученических работ

Использование этого метода дает исследователю разнообразный и весьма содержательный материал, но в нем, как правило, отражается лишь одна сторона процесса обучения, а именно - деятельность учителя.

Преимущества и недостатки метода рейтинга

Он предусматривает оценивание отдельных сторон деятельности опытными судьями (экспертами), которым должны быть присущи компетентность - знание сущности проблемы; креативность - способность творчески решать задачи; положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму - наличие собственного мнения и способность отстаивать ее; научная объективность; аналитичность и конструктивность мышления я; самокритичность.

Преимущества и недостатки метода обобщения независимых характеристик

Особенностью этого метода является обобщение, сравнение, осмысления полученных с помощью других методов сведений об учащихся.

При сопоставлении независимых характеристик некоторые черты могут не совпадать из-за необъективности того, кто характеризует, поспешность, ошибочность выводов. В таком случае выясняют причины разногласий, анализируют факторы, обусловившие их Разногласия возможны и тогда, когда характеристики составляли в разное время, в течение которого поведение воспитанника изменилось.

Преимущества и недостатки метода социометрии

Позволяет изучить структуру и стиль взаимоотношений в коллективе.

Метод социометрии не раскрывает мотивов взаимоотношений в коллективе, а лишь отражает общую их картину, его необходимо сочетать с другими методами.

Преимущества и недостатки метода анализа результатов деятельности ученика

Прибегая к анализу результатов различных видов деятельности ученика (успеваемости, выполнения общественных поручений, участия в конкурсах и др.), можно составить объективное представление о нем.

Деятельность учащегося не дает возможность достоверно охарактеризовать воспитанника.

2. Теоретические методы педагогического исследования

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:

Сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;

Сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;

Соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;

Осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;

Обобщаться в виде кратких выводов.

Результатами теоретического анализа могут быть:

Установление степени достоверности полученных данных;

Выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;

Выявление тенденций;

Прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

Определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;

Обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.

3. Математические и статистические методы педагогического исследования

Эти методы применяются в педагогике для обработки полученных методами наблюдения и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между исследуемыми феноменами Сущность математического политических методов заключается в описании педагогических явлений с помощью количественных характеристик, использовании кибернетических моделей для определения оптимальных условий управления процессом обучения и воспитания Зам осування их для отражения педагогических явлений возможно при условии массовости, типичности, измеримости объявленияищ.

В процессе педагогического исследования нередко возникает потребность в сравнении, сопоставлении педагогических фактов, явлений и процессов по определенным параметрам. Для этого уровне качественных характеристик этих параметров обозначают определенными числовыми показателями Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

2. Дайте характеристику методам анализа и синтеза. Почему нельзя отрывать друг от друга процессы анализа и синтеза? С какой целью используются эти методы?

Анализ – это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда исследователь пользуется методом анализа, он мысленно разделяет изучаемый объект, то есть, выясняет, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.

Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.

Методы анализа и синтеза применяют в теоретических исследованиях при определении проблемы поиска, формулировка гипотезы, задач исследования Используют их и с целью корректировки эксперимента не обходится без них и при подведении итогов опытно-поисковой работы, формулировании выводов и рекомендаций.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.

Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.

Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

3. Почему именно выбор методов исследования выступает решающим условием результативности научной деятельности?

Метод исследования – это способ получения сбора, обработки или анализа данных, способ, общий путь достижения определенной цели, которую выбирает исследователь.

От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.

По И.П. Павлову «Метод – самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьёзность исследования. Всё дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе, и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».

Главная функция методов заключается в их способности добывать научно и практически достоверное и значимое знание, поэтому от выбора соответствующих методов исследования зависит результативность исследования.

4. Перечислите основные требования к составлению вопросов для беседы с ребенком.

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Успешность беседы зависит:

От степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных особенностей, учета условий, места проведения и т.д.).

От искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).

Основные приемы установления контакта:

1. Деловые, естественные взаимоотношения.

2. Учет интересов и потребностей собеседника.

3. Учет событий (объектов), имеющих эмоциональный характер.

При формулировке и постановке вопросов предпочтительно:

Задавать вопросы в косвенной форме;

Вопросы должны быть краткие, максимально понятные собеседнику;

Достижение каждым вопросом определенной цели.

Избегать:

Вопросов в «лоб»;

Малораспространенных слов, слов с двойным значением;

Формулировок, на которые могут быть шаблонные ответы;

Формулировок, внушающих определенные ответы;

Слов, вызывающих определенное отрицательное (положительное) отношение;

Не этично затрагивание интимных сторон личности самого собеседника.

Основные приемы ведения беседы:

1. Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью.

2. Помогать наводящими вопросами.

3. Искренность ответов проверять соответствующими вопросами.

4. Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно.

5. Соблюдать требования воспитательного процесса.

Вопросы для беседы:

1. Прямые – с однозначно понимаемым смыслом, например:

«Нравится ли тебе твоя группа?» Иногда личные вопросы смущают собеседника, поэтому ответ может быть неискренен.

2. Косвенные – истинные цели для собеседника замаскированы. Например: «Всегда ли тебе хочется быть в группе?», «Нравится ли вашим ребятам ваша группа?» При ответе на безличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.

а) Проективные вопросы (разновидность косвенных вопросов). В них речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке или персонаже: «Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали?» При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом, выразит свое собственное отношение.

б) Вопросы внушающего действия.

Очень внушающие: «Не согласен ли ты с тем, что…», «Не считаешь ли ты…», «Не кажется ли тебе…».

Внушающие: «Поделки ты делаешь?» (здесь неизвестно делает ли вообще ребенок поделки).

Менее внушающие: «Или – или» («Любишь ли ты делать поделки или рисовать?»).

Наиболее благоприятная форма вопроса (определительные вопросы) «Чем ты любишь заниматься дома?»

5. Что такое монография?

Монография - научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем. Монография относится к жанрам научной прозы. В монографии обобщается и анализируется литература по исследуемым темам, и выдвигаются, как правило, новые гипотезы, теории, концепции, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т.д. Её создателями могут быть как один автор, так и целый коллектив.

Объём монографии не может регулироваться, так как она представляет собой результат научного творчества, но «классическим» считается объём текста свыше 120 страниц А4, написанных четырнадцатым размером шрифта Times New Roman через полуторный интервал, что примерно равно пяти печатным листам. Перед изданием в виде книги рукопись монографии должна пройти рецензирование специалистов по профилю монографии, имеющих ученую степень. Сведения о рецензентах указываются в выходных данных монографии. Считается, что рецензентов должно быть не менее двух. Если сведения о рецензентах не указаны в выходных данных книги, такое издание не считается научным.

Среди учёных принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определенной темы завершать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов проведённой работы, а также их интерпретацию.

При защите учёной степени монография может быть представлена в качестве диссертации.

В библиотечной науке термин «монография» обозначает любую несерийную публикацию, состоящую из одного или нескольких томов (ограниченного их количества). Именно это отличает её от серийных публикаций, таких как газеты или журналы.

2. Практическая часть

ТЕМА: Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада как педагогическая проблема

1.2. Факторы, влияющие на адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада

1.3. Особенности поведения детей раннего возраста в адаптационный период

1.4. Формы работы по организации успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду

Выводы по главе

2. ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

2.2. Содержание программы психолого-педагогической деятельности успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

2.3. Итоговая диагностика

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ц ель исследования теоретически обосновать и апробироватьпрограмму организации психолого-педагогической деятельности, направленную на оптимизацию процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования – процессадаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Предмет исследования – комплекс мероприятий по организации психолого-педагогической деятельности, направленный на оптимизацию процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза: процесс адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ будет успешным, если:

Разработать комплекс мероприятий, создающих благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду;

Будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;

Вовлекать детей в деятельность, которая приносит ему удовольствие;

Будет проведена работа с родителями по вопросам адаптации.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста.

2. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

3. Провести диагностику выявления уровня адаптации детей раннего возраста.

4. На основании диагностических данных, разработать комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию адаптационного периода детей раннего возраста к условиям детского сада.

5. Апробировать комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию адаптационного периода детей раннего возраста к условиям детского сада.

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов: общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение); анализ литературы по теме исследования.

Теоретическую основу исследования составили :

Работы по проблеме адаптации личности отечественных психологов (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежных психологов (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).

Методические работы, посвященные проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада В.С. Мухиной, Т.В. Костяк, Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика и других ученых.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в процессе оптимизации адаптационного периода детей раннего возраста педагогами дошкольного образования.

Список литературы

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 160 с.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 116 с.

3. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого / авт.-сост. Г.А.Федотова: Великий Новгород, 2006. 112 с.

4. Сидоров С.В. Педагогическая методология // Теоретическая педагогика. 2014. URL : http :// si - sv . com / Posobiya / teor - pedag / Tema _2. htm (дата обращения: 16.10.2015).

Исследованием в педагогической науке называется процесс научной деятельности, целью которого является получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, принципах и механизмах.

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления. По направленности педагогические исследования бывают.

1. Фундаментальные, где в результате исследований составляются обобщающие концепции, которые подводят итоги достижений педагогической науки или предполагают модели развития педагогических систем.

2. Прикладные, т. е. исследования, направленные на глубокое изучение отдельных областей и сфер педагогического процесса.

3. Разработки – исследования направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, при которых учитываются уже известные теоретические положения.

Научное педагогическое исследование выявляет определение общепринятых методологических приемов и принципов. Такими методологическими этапами являются определение проблемы, темы, объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и защищаемых положений. Основополагающими признаками уровня качества педагогического исследования считаются принципы теоретической и практической значимости, действенности, новаторства и новшества.

Программа педагогического исследования состоит из двух частей.

1. Методологическая часть предполагает определение и объяснение важности, значимости и ситуативности темы, определение проблемы исследования, объекта и предмета, целей и задач исследования, основных понятий. Таким образом, методологическая часть педагогического исследования представляет собой предварительный сбор информационного материала, системный анализ предмета изучения и определение рабочей проблемы.

2. Процедурная часть имеет своей основной задачей определение плана и способов сбора и анализа первичных данных, а также, что главное, основного плана развития, по которому необходимо направить данные педагогические исследования.

Важные научно-педагогические исследования позволяют сформулировать ответы на проблемные вопросы в настоящее время, определяют и показывают важнейшие противоречия, имеющие место в практической деятельности педагогического исследования и педагогической науки.

2. Методы педагогического исследования

Методами педагогического исследования являются приемы педагогического исследования процессов и явлений, способы получения научной информации о таких исследованиях с целью формирования и определения принципов отношений и методов формирования научных теорий.

Методы можно разделить на три группы.

1. Методы изучения педагогического опыта.

2. Методы теоретического исследования.

3. Математические методы.

Методы изучения педагогического опыта. Под методами изучения педагогического опыта подразумеваются приемы изучения практического опыта организации педагогического процесса, при изучении которого используются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации. Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических исследований. Данные методы являются способом отбора научно-педагогического опыта, подвергающегося теоретическому анализу.

Наблюдение представляет собой восприятие какого-либо педагогического процесса, в результате которого педагог имеет возможность работать с практическим материалом. В данном случае необходимо вести определенные записи наблюдений, которые состоят из определенных этапов.

Этапы наблюдения:

1) Определение задач и целей;

2) Выбор объекта, предмета и ситуации;

3) Выбор способа наблюдения;

4) Выбор способов регистрации наблюдаемого;

5) Обработка полученной информации.

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа является дополнительным методом исследования, который используется с целью выявления и получения необходимой информации, оказавшейся недостаточной при наблюдении. Беседа планируется заранее, определяется план беседы, вопросы, требующие описания. Беседа проводится в достаточно свободной форме, без записи ответов собеседника. Интервьюирование является разновидностью беседы, при его проведении исследователь опирается на ранее определенные вопросы, задаваемые в точной периодичности, в данном случае ответы записываются открыто.

Анкетирование – это метод массового сбора информации с применением различных тестов. Информация, полученная после обработки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков.

Очень ценный материал для педагогического исследования можно получить из изучения продуктов творческой деятельности учащихся, которые могут дать необходимые сведения об уровне развития личности учащегося и т. д.

Эксперимент – это специально созданная проверка любого метода педагогического исследования с целью определения педагогической продуктивности исследования. Эксперимент играет особую роль в педагогических исследованиях. Педагогическим экспериментом является исследовательская деятельность, которая предполагает следующее.

1. Исследование причинно-следственных связей в педагогических процессах.

2. Моделирование педагогических процессов и условий его протекания.

3. Активное влияние ученого на педагогический процесс.

4. Определение обратной связи, итогов педагогического влияния.

5. Повторяемость педагогических явлений и процессов.

Этапы эксперимента.

1. Теоретический этап, определяющий суть проблемы, цели, объект, его задачи и гипотезы.

2. Методический этап – это этап формирования методики исследования и ее плана.

3. Собственно эксперимент, что означает проведение серии опытов с процессом создания экспериментальных явлений, процесс наблюдения, а также управление практическим опытом и выявление уровня реакций испытуемых.

4. Аналитический этап представляет собой анализ количественного и качественного результатов.

Выделяется естественный эксперимент, проходящий в условиях обычного обучающего процесса, и лабораторный, при котором специально создаются искусственные условия проведения эксперимента и научного педагогического исследования. Чаще применяется естественный эксперимент, который может быть длительным или кратковременным. Педагогический эксперимент может разделяться по результативности на констатирующий и развивающий. Констатирующий эксперимент определяет лишь реальное положение явлений в процессе. Развивающий эксперимент необходим тогда, когда проводится специальная организация эксперимента с целью выявления признаков, методов, форм и содержания образования.

Развивающий эксперимент не может проводиться без сравнения результатов нескольких контрольных групп. При данном методе педагогического исследования появляются определенные трудности: педагогу необходимо очень хорошо владеть методикой проведения эксперимента, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Методы теоретического исследования. Данные методы представляют собой выявление отдельных граней, признаков, особенностей, свойств педагогических процессов. Анализируя факты, группируя, систематизируя их, мы определяем в них общее и специфическое, определяем общий принцип или правило. Метод анализа сочетается с методом синтеза, который дает возможность проникнуть в суть исследуемых педагогических процессов.

Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод подразумевает направление движения от частных понятий к общему итогу, дедуктивный, наоборот, – от общего положения к частному выводу.

В свою очередь, изучение литературы считает необходимым использование следующих методов.

1. Создание библиографии, т. е. составление списка источников литературы, выбранных для исследуемой проблемы.

2. Реферирование – предполагает краткий пересказ основного содержания одной или нескольких литературных работ.

3. Конспектирование – этот метод означает обязательное составление подробных записей.

4. Аннотирование – имеется в виду сжатая запись всего содержания литературного источника.

5. Цитирование – это дословная запись фрагмента текста, содержащегося в литературном источнике.

Математические методы. Данные методы в педагогике используются для обработки информационных данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для выявления количественных связей между исследуемыми явлениями. Такими методами являются следующие.

1. Регистрация – подразумевается подсчет определенных качеств у каждого члена группы и подсчет количества тех, у кого данное качество отсутствует.

2. Ранжирование – предполагает расположение имеющихся информационных данных в определенной последовательности с учетом определения места в этом ряду каждого из исследуемых.

3. Шкалирование – это введение цифровых данных в результативную оценку отдельных сторон педагогических процессов.

Таким образом, новые педагогические научные знания формируются посредством выступлений ученых-исследователей на конференциях, через печатные органы, в которых издаются научные статьи, брошюры, книги, через учебники и учебные пособия по педагогике.

3. Этапы организации исследовательского процесса в педагогике, их содержание

Основными этапами педагогического исследования являются: определение проблемы, цели, выбор темы, объекта и предмета исследования, определение задач, гипотезы и защищаемых положений.

Определение проблемы влияет на выбор объекта изучения, которым может стать и сам педагогический процесс или какая-либо сфера педагогической деятельности, непременно имеющая в себе противоречие.

Предметом исследования является отдельная сторона объекта. Иначе говоря, предметом исследования являются стороны объекта, наиболее важные с практической и теоретической точки зрения, которые следует исследовать.

Исследовательские задачи всегда нацелены на изучение гипотезы, которая являет собой сочетание теоретически обоснованных положений, правдивость которых необходимо подтвердить.

Логическое и динамическое развитие педагогического исследования считает необходимым реализацию следующих этапов педагогического исследования: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического, прогностического.

Эмпирический этап характеризуется следующими показателями.

1. Получение информации о функциональном описании объекта изучения.

2. Выявление противоречий между существующей педагогической практикой и потребностью узнать суть педагогического явления.

3. Формулирование научной проблемы.

Основным результатом эмпирического этапа педагогического исследования является предположение исследования, представленное в качестве системы ведущих положений, истинность которых нуждается в изучении и подтверждении достоверности.

Гипотетический этап представляет собой этап разрешения противоречия между положениями об объекте изучения и задачей изучить суть данного объекта.

Прогностический этап предполагает наличие сформированной теоретической направленности исследования. Прогностический этап дает возможность разрешить данные установленные противоречия.

Таким образом, в результате можно определить теоретическую и практическую значимость педагогического исследования. Теоретическая значимость педагогического исследования состоит в формировании направления педагогической мысли, получении закономерности, метода, модели, понятия, принципа педагогических процессов. Практическим значением педагогического исследования является формирование и подготовка практических предложений и рекомендаций развития педагогического процесса в частности и педагогической науки вообще.

Похожие публикации