Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Оптическое смешение. Субъективно-оптическое смешение цветов (аддитивное, слагательное) в живописи. Подробнее: при нормальном дневном освещении рассеянным светом хорошо воспринимаются все цвета спектра

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЕШЕНИЯ И НАЛОЖЕНИЯ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ И ФЛУОРЕСЦЕНТНЫХ КРАСОК.

Цвета подразделяют на хроматические , т. е. цветные, и ахроматические (белые, черные и все серые) .

Качественные характеристики хроматического цвета - цветовой тон, светлота, насыщенность.

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый , красный, желтый , синий и др.

Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.

Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического. Качественной характеристикой ахроматического цвета будет только его светлота.

ВИДЫ СМЕШЕНИЯ КРАСОК

Колористы-художники, занимающиеся аэрографией и профессиональной покраской по цвету краски делят на "Спектральные" , которые составляют солнечный цвет, и "Простые" (далее обойдемся без кавычек).

Простыми называют такие краски, которые невозможно составить из других красок, но из смеси простых красок можно составить все остальные.

Простых красок три:

желтая - лимонно-желтого оттенка;

красная - розово-красного оттенка;

синяя - глазурь голубого оттенка.

В природе существует два типа смешения цветов: слагательное (аддитивное) смешение и вычитательное (субтрактивное) смешение.

Первое (слагательное ) смешение заключается в суммировании тем или иным способом световых лучей.

Ниже описаны четыре вида аддитивного смешения :

  • пространственное смешение — характеризуется одновременным совмещением в пространстве разноцветных световых потоков;

  • оптическое совмещение — восприятие человеком некоего суммарного цвета при том, что в реальности слагаемые цвета разделены;

  • временное смешение — наблюдается при быстром движении различных цветов («вертушка» Максвелла );

  • бинокулярное смешение — данный эффект создаётся в том случае, если надеты очки с линзами различных цветов.

Основными цветами аддитивного смешения являются синий, зелёный и красный.

Правила смешения цветов здесь довольно просты:

  • при смешении двух цветов, которые располагаются по хорде цветового круга (10-ти ступенчатого, включающего в себя красный цвет, оранжевый, жёлтый, жёлто-зелёный, зелёный, зелёно-голубой, голубой, синий, фиолетовый и пурпурный ) получается цвет промежуточного цветового тона (как пример — при смешении красного и зелёного выходит жёлтый );

  • при смешении противоположных цветов из данного круга в итоге получается ахроматический цвет.

Сущность субтрактивного смешения заключается в том, что из светового потока вычитаются какие либо цвета (происходит это в случаях наложения полупрозрачных слоёв различных красок друг на друга, их смешения)

Естественно, в данном случае имеют место свои правила смешения цветов, основное из которых гласит, что всякое ахроматическое тело (имеется ввиду фильтр или краска) пропускает или отражает лучи своего цвета и поглощает цвет, который является дополнительным к его собственному цвету.

Основные цвета при субтрактивном смешении — жёлтый, красный, синий.

В колористике же, из вышеописанных, используют только три вида смешения красок, дающих возможность получать необходимый цветовой тон или оттенок:

1) получение нужных цветов и оттенков может достигаться механически , при смешивании красок на палитре,

2) оптически , при нанесении тонкого слоя просвечивающей краски поверх высохшей, ранее нанесенной краски,

3) и так называемое пространственное смешение , являющееся одним из видов оптического смешения.

Механическое смешение алкидных, масляных, автомобильных и нитра-красок красок всегда производят на обычной палитре.

Механическое смешение водоимульсионных красок производят на белой эмалированной палитре, на фаянсовой тарелке, на белой пластмассовой палитре, на стекле с подклеенной белой бумагой или просто на белой бумаге. Такое смешение дает возможность получать истинные цвета красок, разбеливаемых белым цветом фона палитры.
Для механического смешения цветов закономерности оптического смешения цветов неприемлемы, так как результат, получаемый при механическом смешении цветов, часто совершенно другой, чем при оптическом смешении тех же цветов.

Примеры:

1) При оптическом смешении трех спектральных лучей - красного , синего и желтого - получается белый цвет , а при механическом смешении красок тех же цветов получается серый цвет ;

2) При оптическом смешении красного , и синего световых лучей получается желтый цвет , а при механическом смешении двух красок этих же цветов получается тускло-коричневый цвет .

Для достижения - требуемого эффекта при оптическом смешении красок применяются краски просвечивающие, так называемые лессировочные .

В палитре Люминесцентных красок к ним относятся прозрачные днем: салатовая (желто-зеленая) , голубая (или бирюзовая - сине-зеленая), фиолетовая , желтая , белоснежная , красная (при дневном свете имеет чуть-розоватый цвет).
В палитре Флуоресцентных красок , подавляющее большинство относится к лессирующим, обладающим способностью при нанесении на бумагу или на ранее нанесенную краску - просвечивать, разбеливаясь на бумаге или изменяя тон.

Наиболее типичным видом пространственного смешения красок является "пуантельная" живопись, где точечки или мелкие мазки, расположенные близко друг к другу, создают эффект оптической смеси красок. Следует отметить, что на этом принципе смешения цветов построена техника мозаики, набор которой состоит из кусочков цветного стекла - смальты.

Для оптического смешения цветов характерны следующие закономерности:

К любому, оптически смешиваемому хроматическому цвету можно подобрать другой, так называемый дополняющий хроматический цвет , который при оптическом смешении с первым (в определённой пропорции) дает ахроматический цвет - серый или белый .

Взаимно дополняющие цвета в спектре - это красный и зелено-голубой , оранжевый и голубой , желтый и синий , желто-зеленый и фиолетовый , зеленый и пурпурный .


В цветовом круге взаимно дополняющие цвета находятся на противоположных концах его диаметра.
Оптическое смешение двух недополняющих хроматических цветов дает новый цветовой тон, который в цветовом круге находится всегда между смешиваемыми, недополняющими хроматическими цветами .

Как правило, насыщенность цвета полученного в результате оптического смешения двух недополняющих цветов, будет всегда меньше, чем у смешиваемых цветов. Чем дальше друг от друга находятся в цветовом круге смешиваемые недополняющие цвета или чем ближе смешиваемые цвета подходят к взаимно дополняющим, тем менее насыщенным получается цвет смеси.


ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ПО СМЕШЕНИЮ ЦВЕТОВ.

ПРИНЦИП ПИГМЕНТАРНОГО СМЕШИВАНИЯ.

Для того чтобы проникнуть в богатство цветового мира, хорошо бы проделать несколько систематических уп-ражнений по смешиванию цветов между собой. Исходя из чувствительности к цвету и из технических возможностей, для отдельных упражнений можно вы-брать большее или меньшее число цветов, подлежащих смешению. Каждый цвет может быть смешан с чёрном, белым или серым цветом или с любым другим цветом хроматического ряда. Громадное число новых цветовых образований, возникающих при смешении, образует необозримое богатство цветового мира.

Полосы. На двух концах узкой полосы мы помещаем любые два цвета и постепенно начинаем их смешивать. В зависи-мости от двух исходных цветов мы получаем соответст-вующие смешанные тона , которые в свою очередь могут быть осветлены или затемнены.

Треугольники. Каждую сторону равностороннего треугольника мы де-лим на три равные части и соединяем полученные точки линиями, параллельными сторонам треугольника.

Та-ким образом , получается девять маленьких треугольни-ков, в угловые из которых мы помещаем жёлтый, крас-ный и синий цвет, и последовательно смешиваем крас-ный с жёлтым , жёлтый с синим и красный с синим, по-мещая эти смеси в треугольники, расположенные меж-ду угловыми. В каждый из оставшихся треугольников мы помещаем смесь соприкасающихся с ним трёх цве-тов. Подобные упражнения можно провести и с други-ми цветами.

Квадраты. В четырех углах схемы, состоящей из 25 квадратов, по-местим белый , чёрный и основную пару дополнитель-ных цветов — красный и зелёный , затем приступим к смешиванию цветов. Сначала пойдём от исходных уг-лов, затем приступим к смешиванию тонов по диагона-ли, и наконец, получим отсутствующие здесь другие хроматические тона . Вместо чёрного, белого , красного и зелёного можно использовать и две другие пары до-полнительных (комплиментарных) цветов.

Цветовые тона взятых нами треугольника и квадрата об-разуют замкнутую единую систему тонов , которые явля-ются между собой родственными.

Каждый, желающий более подробно изучить возмож-ности смешивания цветов, должен попытаться смешать каждый цвет с любым другим. Для этого следует разде-лить большой квадрат на 13 х 13 маленьких квадратов.

При этом первый квадрат в верхнем ряду слева необхо-димо оставить белым .

В квадраты верхнего горизон-тального ряда следует поместить двенадцать цветов цветового круга, начиная с жёлтого, через жёлто-оран-жевый до жёлто-зелёного .

В квадратах первого верти-кального ряда нужно последовательно дать фиолетовый цвет и через сине-фиолетовый и синий придти к крас-но-фиолетовому цвету .

Квадраты второго горизонталь-ного ряда получаются благодаря смешиванию каждого цвета первого горизонтального ряда с фиолетовым цве-том.

Квадраты третьего горизонтального ряда заполня-ются смесью цветов первого горизонтального ряда с сине-фиолетовым.

Когда каждый цвет первого вертикаль-ного ряда будет смешан с цветами первого горизон-тального ряда, то в общей схеме слева направо будет ясно видна диагональ серых тонов , ибо именно здесь происходит соединение дополнительных тонов .

После того, как Вы выполните известное число упражнений по смешиванию цветов, можете перейти к более точному репродуцированию заданных Вам тонов . Образцы тональных решений могут быть взяты из природы, произведений искусства или из любых других художественно осмысленных вещей.

Ценность подобных упражнений заключается в том, что здесь можно проверить своё восприятие цвета . Совер-шенно ясно, что как в тончайших технических процессах измерения и расчёты часто в конце концов оказываются недостаточными и нужный результат может быть полу-чен только благодаря тонкому чутью особо одаренного рабочего, так и в художественном отношении смеси цветов и цветовые композиции могут быть безупречно выполненными только благодаря высокой чувствитель-ности художника к цвету .

Вообще говоря, восприятие цвета соответствует субъек-тивному вкусу. Люди, особо чувствительные к синему цвету , будут различать множество его оттенков , в то вре-мя как оттенки красного, возможно, будут им малодо-ступны. По этой причине очень важно приобрести опыт работы с цветами всего хроматического ряда, в связи с чем и «чужие» для кого-то группы цветов смогут быть оценены в соответствии с их достоинствами.

НЕКОТОРЫЕ РЕЦЕПТЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ

Требующийся цвет

Инструкция по смешиванию

Розовый

Белый + немного красного

Каштановый

Красный + чёрный или коричневый

Королевский красный

Красный + голубой

оранжево-красный

Красный + жёлтый

Оранжевый

Жёлтый + красный

Золотой

Жёлтый + капля красного

Жёлтый

Жёлтый + белый для осветления, красный или коричневый для получения тёмного оттенка

Бледно-зелёный

Жёлтый + синий

Травянисто-зелёный

Жёлтый + синий и зелёный

Оливковый

З еленый + желтый

Салатовый

Зеленый + желтый

Бирюзово-зеленый

Зеленый + синий

Бутылочно-зеленый

Желтый + синий

Хвойный

Зеленый + желтый и черный

Бирюзово-синий

Синий + немного зелёного

Бело-синий

Белый + синий

Веджвуд-синий

Белый + синий и каплю чёрного

Королевский синий

Синий + чёрный и каплю зелёного

Тёмно-синий

Синий + чёрный и каплю зелёного

Серый

Белый + немного чёрного

Перламутрово-серый

Белый + чёрный, немного синего

Средний коричневый

Жёлтый + красный и синий, белый для осветления, чёрный для тёмного.

Красно-коричневый

Красный & жёлтый + синий и белый для осветления

Золотисто-коричневый

Жёлтый + красный, синий, белый. Больше жёлтого для контрастности

Горчичный

Жёлтый + красный, чёрный и немного зелёного

Бежевый

Взять коричневый и постепенно добавлять белый до получения бежевого цвета. Добавлять жёлтый для яркости.

Не совсем белый

Белый + коричневый или чёрный

Розово-серый

Белый + капля красного или чёрного

Серо-голубой

Белый + светло-серый плюс капля синего

Зелёно-серый

Белый + светло-серый плюс капля зелёного

Серый уголь

Белый + чёрный

Лимонно-жёлтый

Жёлтый + белый, немного зелёного

Светло-коричневый

Жёлтый + белый, чёрный, коричневый

Цвет зелёного папоротника

Белый + зелёный, чёрный и белый

Цвет лесной зелени

Зелёный + чёрный

Изумрудно-зелёный

Жёлтый + зелёный и белый

Салатовый

Жёлтый + белый и зелёный

Цвет морской волны

Белый + зелёный и чёрный

Авокадо

Желтый + коричневый и чёрный

Королевский пурпурный

Красный + синий и жёлтый

Тёмно-пурпурный

Красный + синий и чёрный

Томатно-красный

Красный + жёлтый и коричневый

Мандарин, оранжевый

Жёлтый + красный и коричневый

Рыжевато-каштановый

Красный + коричневый и чёрный

Оранжевый

Белый + оранжевый и коричневый

Цвет красного бургундского

Красный + коричневый, чёрный и жёлтый

Малиновый

Синий + красный

Сливовый

Красный + белый, синий и чёрный

Каштановый

Жёлтый + красный, чёрный и белый

Цвет мёда

Белый, жёлтый и тёмно-коричневый

Тёмно-коричневый

Жёлтый + красный, чёрный и белый

Медно-серый

Чёрный + белый и красный

Цвет яичной скорлупы

Белый + жёлтый, немного коричневого

.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПТИЧЕСКОГО СМЕШЕНИЯ В ОПТОЭЛЕКТРОНИКЕ, ПОЛИГРАФИИ И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИИ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ.

Кроме изложенных выше принципов пигментарного смешивания , существует также и метод оптического цветового смешения . Он основан на том, что смешивае-мые чистые цвета маленькими мазочками или точками располагаются рядом друг с другом.

Когда покрытая та-ким образом поверхность начинает рассматриваться на определённом расстоянии, то все эти цветовые точки смешиваются в глазах в единое цветовое ощущение.

Преимущество подобного рода смешивания заключает-ся в том, что действующие на наши глаза цвета являют-ся более чистыми и сильнее вибрируют.

Разделение цветовой поверхности на элементарные точки-растры применяется в полиграфии и, в частнос-ти, в полноцветной офсетной печати, где все эти точки объединяются в глазах воспринимающих в сплошные цветовые поверхности.

ОБМАН ЗРЕНИЯ?

Почему же сразу «обман»? Как вы теперь уже знаете, свет — это электромагнитное излучение, воспринимаемое рецепторами сетчатки глаза. В свою очередь рецепторы способны посылать нервные импульсы в мозг и формировать там ощущение какого-либо цвета.

Как выяснилось, рецепторы бывают трех видов, и каждый из них реагирует только на «свои», определенные д…лины волн, соответствующие красному, зеленому или синему цвету. Сложение интенсивностей импульсов от каждого их вида в разных пропорциях дает некий промежуточный цвет. Белый, к примеру, образуется при одновременном одинаковом уровне раздражения всех трех видов.

Цвет разделяют на излучаемый и отражаемый.

С излученным, думаю, все понятно — он попадает в глаз непосредственно от активного источника (лампы, огня).

А вот отраженный образуется путем поглощения освещаемой поверхностью части упавших на нее световых волн и отражением остальных. Так, при дневном освещении объект имеет белый цвет, если отражает весь падающий на него свет, черный — если весь свет, наоборот, поглощает, а красный — если поглощает весь световой поток, за исключением составляющей, соответствующей красному цвету (она отражается и попадает на сетчатку глаза).

Восприятие цвета у всех людей несколько различается. Для того чтобы хоть как-то математически описать цвет, в 1931 г. Международной комиссией по освещению (CIE — Commission Internationale de L’Eclairage) была разработана система XYZ, охватывающая все цвета и оттенки, которые только может видеть человек. В дальнейшем, после усовершенствования XYZ, создается модель цветового пространства CIELab :

по оси вверх — увеличение яркости цвета; от оси a к оси b по периметру окружности — изменение цветового тона, а по радиусу — изменение насыщенности цвета и на ее основе известные нам цветовые системы R G B и C M Y K . В результате CIELab позволяет отдельно оперировать такими характеристиками, как цвет, цветовой тон, яркость, насыщенность.

Надо понимать, что цветовая система описывает только некоторые цвета из общего цветового пространства. Например, изменить яркость в R G B невозможно!

Вы, вероятно, возразите: мол, в Photoshop легко увеличить яркость изображения. Да, но не с помощью наращивания составляющих R G B , так как при этом изменяются исходные цвета пикселов, причем не равномерно, а путем математического пересчета цвета R G B в пространство Lab . Именно в нем и изменяется яркость цвета, а затем он конвертируется обратно в R G B .

Так почему же были созданы системы R G B и C M Y K ?

Как известно, ощущение цвета у человека формируется с помощью трех цветовых составляющих: красной, зеленой и синей. В излучающих источниках, в частности в кинескопах, получить их довольно просто — надо лишь заставить светиться точки люминофора разных цветов.

Если светящиеся точки красного, зеленого и синего разместить близко друг от друга, то человеческий глаз будет воспринимать их как один целый элемент — пиксел.

Изменяя интенсивность их свечения в разных пропорциях, можно получать практически все другие цвета и оттенки. Значит, на экране монитора отображается цвет не отдельного элемента изображения, а триады цветовых составляющих, за счет которых наше зрение и формирует в мозге ощущение цвета того самого элемента. Этот способ называется аддитивным (от английского add — суммировать, складывать) , а цветовая система на его основе — R G B .

Но как же быть с печатными изображениями и отраженным светом? Ведь нельзя же формировать цвет триадами и аддитивным синтезом — здесь необходимо получать цвет светом, отраженным от поверхности. А поскольку в основном на поверхность падает солнечный свет (т. е. белый) , то требуется каким-то образом выделить из него необходимый цвет, отразить его, а все другие составляющие — поглотить. Озадачившись этим вопросом, научное сообщество в очередной раз «напрягло» комиссию CIE и получило решение в виде системы C M Y (Cyan — голубой, Magenta — пурпурный , Yellow — желтый).

Было установлено, что голубой поглощает только красный цвет, пурпурный — зеленый , а желтый — синий (диаметрально противоположные цвета поглощают друг друга — вот так!).

Благодаря этой особенности были созданы полиграфические краски, работающие как светофильтры.

Из света, проходящего сквозь них, вычиталось все лишнее, а нужная цветовая составляющая проходила и отражалась от поверхности бумаги.

Любые иные цвета получались при наложении базовых красок C M Y друг на друга в разных пропорциях. Однако возникали проблемы с «радикально черным цветом» , как и у Кисы Воробьянинова из «Двенадцати стульев». Он имел оттенок, правда, не зеленый, а бурый. Вот и было решено добавить в систему отдельную черную составляющую, а чтобы не возникало путаницы (B — black могло трактоваться и как blue — синий ), взяли букву K (последнюю в слове black ).

Назвали такой метод субтрактивным (от английского subtract — вычитать), а систему, основанную на нем, — C M Y K.

Но поскольку у C M Y K диапазон цветности меньше, чем у R G B , то при конвертировании изображения из R G B в C M Y K теряются некоторые оттенки.

Одним из самых быстрых и качественных способов печати до недавнего времени считался офсетный. Он используется и по сей день, а технологии печати на персональных лазерных и струйных принтерах в свое время создавались именно на его основе.

В общем, суть этого метода заключается в том, что сначала делается цветоделение печатаемого изображения, т. е. оно раскладывается на четыре изображения, каждое из которых соответствует интенсивностям базовых цветов. Потом эти изображения последовательно наносятся друг на друга.

В обыкновен-ной четырёхцветной печати различные опенки получа-ются путём комбинаций или смесей четырёх стандарт-ных цветов - жёлтого, сине-зелёного, синевато-крас-ного и чёрного.

Совершенно ясно, что эти четыре ком-понента и их смеси не всегда дадут максимальную точ-ность репродукции.

В тех случаях, когда необходимо чрезвычайно высокое качество репродукции, использу-ется семь и даже большее количество цветов.

ЦВЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Если вы возьмете увеличительное стекло и внимательно присмотритесь к распечаткам, сделанным на каком-либо недорогом струйном принтере, то увидите там «цветной мусор».

Если рассматривать книжные репродукции, отпечатанные на офсете , даже в слабенький микроскоп, то эти точки отчётливо видны.

Такой эффект особенно заметен в равномерных серых областях при печати из R G B -исходника. Дело в том, что серый цвет должен печататься за счет необходимого процента одной только черной краски. Однако тот же черный цвет в системе R G B не эквивалентен черному в C M Y K, что обусловлено особенностями формирования цвета вообще: в R G B — это отсутствие свечения точек экрана (все составляющие равны 0), а в C M Y K черный цвет получается либо смешением в определенных пропорциях базовых красок C M Y , либо, что более правильно, при условии отсутствия C M Y - красок, но со 100%-ным наложением четвертой специальной (действительно черной) краски Black . Поэтому при конвертировании изображения из R G B в C M Y K будет получаться композит (рис. ниже) . При печати он приведет к тому, что для образования черного или серого цвета на бумаге краски всех четырех цветов будут накладываться друг на друга примерно в том процентном отношении, какое указано на (рис. ниже) .

Другой наглядный пример пространственного смешивания цветов можно найти в ткачестве. Различно окрашенные основа и уток комбинируются согласно узору ткани в более или менее одно цветовое целое.


Хорошо знакомым образцом здесь являются шотландские ткани. В тех местах, где цветные нити основы пересекаются с нитями утка того же цвета , возникают квадраты чистого яркого цвета . Там же, где пересекаются и смешиваются нити, окрашенные в разные цвета , ткань образуется как бы из разноцвет-ных точек и её цвет воспринимается достаточно кон-кретным только на определённом расстоянии. Ориги-нальные решения этих клетчатых тканей из тонкой шер-сти были геральдической принадлежностью отдельных шотландских кланов и до настоящего времени по своей цветовой гамме и цветовым отношениям служат образ-цами для текстильных рисунков .

Если мы возьмем пару недополнительных цветов и получим из них оптическую смесь, то они будут давать не ахроматические цвета — серые, а новые цвета — хроматические. Эта задача на пространственное смешение основана на получении чисто зрительного эффекта в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии. Мы не увидим выкрашенную плоскость из двух разных цветов, а только один сплошной цвет — суммарный, как результат их смеси. Именно такое смешение цветов (сложение), получаемое на соответствующем расстоянии, носит название пространственного и является одним из видов оптического.

Этот способ имеет широкое применение в текстильной промышленности в частности в ткацком производстве (хлопчатобумажном, шелковом, шерстяном) в тканях из разноцветной пряжи при переплетении основы и утка, при скручивании двух тонких разноцветных нитей в одну (мулине) или же смешивании отдельных крашеных элементарных волокон (меланжирование).

Характерным примером, где можно видеть наглядно эффективное использование и применение такого способа смешения цветов, является широко распространенная клетчатая плательная ткань «шотландка», а также шерстяные пледы, головные платки, шарфы и другие изделия.
На этом принципе основана и мозаичная монументальная живопись, т. е. стенная или плафонная живопись, в которой цветные плоскости выложены из отдельных мельчайших цветных частиц (плиток), сливающихся на расстоянии в один цвет.

СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ С ПОЗИЦИИ ДЕКОРАТИВНОСТИ

Гармония всегда выше и шире понятия "декоративности". Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.

Сочетания цветов

Кра

Ора

Жел

Зел

Гол

Син

Фио

Роз

Бел

Сер

Кор

Зол

Сер

Красный

Оранжевый

Желтый

Зелёный

Голубой

Синий

Фиолетовый

Розовый

Белый

Черный

Серый

Коричневый

Золото

Серебро

ПРАВИЛА СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ В ДЕКОРАТИВНОЙ ОТДЕЛКЕ

Под функциональными свойствами отделочных материалов обычно подразумевают рисунок , фактуру и цвет — именно благодаря им мы воспринимает помещение определённым образом: одна и та же комната в различном декоративном оформлении может показаться нам большой или маленькой, тёплой или холодной, уютной или абсолютно некомфортной.

Если внимательно посмотреть на примеры отделки комнат, несложно заметить, что декоративные материалы с расплывчатым контуром и мелким рисунком визуально увеличивают помещение, делают его просторнее.

Напротив, внутренняя декоративная отделка стен материалом, на который нанесён довольно крупный и чёткий рисунок, всегда делает комнату меньше, чем это есть на самом деле.

Что касается фактуры, то она также зрительно сжимает пространство, гладкие же стены (особенно глянцевые) буквально наполняют комнату воздухом.

Современная отделка комнат в доме представляет собой гармоничное сочетание цвета, рисунка и фактуры, однако для того, чтобы достичь требуемого эффекта, необходимо узнать о свойствах декоративных материалов как можно больше. Как правило, в данном случае наибольшее внимание уделяется цвету .

В упрощённой трактовке, цвет интерьера можно охарактеризовать как ощущение, возникающее в наших органах зрения при воздействии на них света.

Любой цвет можно охарактеризовать посредством определённых параметров (речь идёт о спектральном составе, яркости и других физических величинах).

Так, к примеру, оттенки одинаковой насыщенности одного и того же цвета могут обладать различной степенью яркости, причём сильное снижение яркости приводит к тому, что любой цвет становится чёрным.

Тут, впрочем, необходимо упомянуть, что яркость деталей интерьера в какой-то мере субъективна: допустим, отделка стен декоративной краской жёлтого цвета сделает расположенный рядом синий диван более ярким.

Оттенки одного тона могут отличаться друг от друга также степенью насыщенности. Обращаясь для примера уже к упомянутому нами выше синему цвету , стоит заметить, что снижение насыщенности превращает его в серый . Это следует учитывать, подбирая строительный материал, ибо если он будет слишком блёклый, может получиться весьма неудачная декоративная отделка стен. Фото таких испорченных интерьеров наверняка встречал каждый, кто проглядывает сайты с рассказами о самостоятельных ремонтах: вблизи материал кажется очень красивым и спокойным, но в конечном итоге поверхность стен, если смотреть на неё издалека, смотрится невыразительно.

Светлота — также важный параметр, характеризующий цвет. И чем светлее цвет, тем ближе он к белому.

Каждому хроматическому цвету соответствует определённый спектральный тон.

Как мы уже писали выше, различают тёплые тона (красный цвет, оранжевый, жёлтый и их оттенки ) и холодные (синие, голубые и фиолетовые оттенки ).

Как мы уже говорили выше, современная отделка комнат — это отделка гармоничная во всех отношениях и цвет в данном случае играет здесь одну из первостепенных ролей. Для того, чтобы интерьер хорошо воспринимался человеком, необходимо обязательно учитывать то, как различные оттенки согласуются между собой. Поэтому подбор цвета потолка, пола, отделка стен декоративной краской и другими материалами — всё это должно быть тщательно продуманно.

Подбирая отделочный материал для будущего интерьера, следует хорошо усвоить правила смешения цветов и постоянно руководствоваться ими.

Внутренняя декоративная отделка стен и других деталей интерьера производится с учётом того, что хроматические цвета могут значительно усиливать друг друга, если рядом с ними располагаются дополнительные цвета.

Так, жёлтый цвет может быть усилен фиолетовым , голубой станет ярче, если будет оттеняться оранжевым и т. д. Если же цвета в интерьере будут взяты с одной части цветового круга, они сделают друг друга мягче.

Осуществляя подбор цвета потолка, следует помнить, что если планируется отделка стен декоративной краской тёмного цвета, поверхность над головой будет казаться светлее, а если стены будут ближе к белому цвету, потолок зрительно станет темнее.

Для того, чтобы точно определить цвет строительного материала, пользуются специальными приборами — трёхцветными колориметрами или спектроколориметрами , если же они недоступны, цвет оценивается визуально и сравнивается с эталонами в специальных каталогах.

Блеск отделочного материала также измеряется — для этого существует прибор под названием фотоэлектрический блескомер.

На восприятие цвета довольно сильно влияет и фактура декоративного материала.

Существует несколько типов фактур:

  • гладкая (мелкозернистая (перепад высот 0,5−2 мм), среднезернистая (перепад высот 2−35 мм), крупнозернистая (перепад высот 3,5−5 мм));

  • бугристая (неровности 5−12мм);

  • рельефная (поверхность имеет определённое сечение).

Фактура может быть менее заметна при окраске поверхности в холодные тона и становится более выразительной, если используются тёплые оттенки.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЕШЕНИЯ И НАНЕСЕНИЯ КРАСОК В ЖИВОПИСИ

Располагать краски на палитре следует в строгом порядке. Рекомендуется чистые краски располагать в порядке спектра. Можно в середине красок класть белила. При этом необходимо придерживаться расположения красок: одна группа должна состоять из зелено-синих красок, а другая из оранжево-красных, коричневых и сине-фиолетовых.
Беря краски для смешения, следует иметь в виду не только их цвет и насыщенность, но и фактуру мазка. Не нужно смешивать более трех красок во избежание загрязнения красочной смеси.

При смешении красок следует учитывать процессы, приводящие к изменению цвета, связанные с химическим взаимодействием пигментов при смешивании некоторых красок: потемнение, выцветание, растрескивание красочного слоя.

В палитре выпускаемых красок для масляной живописи следует обратить внимание на те краски, которые уже состоят из смеси красок. К таким краскам относятся: неаполитанская желтая, состоящая из свинцовых белил, кадмия желтого и охры красной; умбра натуральная изготовляется заводом красок в виде смеси трех земель: волконскоита, марса коричневого и феодосийской коричневой.

Специфической особенностью отличается охра светлая, склонная при контакте со сталью зеленеть, что происходит в масляной живописи при работе мастихином или разведении акварельной краски в железной чашечке.

В наборах акварельных красок есть также краски, обладающие своими особенностями. Эти краски склонны при большом разведении водой к агломерации , когда частицы пигмента связываются (слипаются) между собой, образуя хлопья, и краски теряют способность равномерно разноситься по бумаге. К таким краскам относятся: кадмий красный, ультрамарин и в меньшей степени кобальт синий.

Для уменьшения агломерации рекомендуется для разведения красок применять дождевую (профильтрованную) воду или дистиллированную.

При оптическом-лессировочном нанесении красок, просвечивающие краски следует наносить лишь после полного высыхания ранее положенных красок. При большой цветовой насыщенности акварельных красок их прозрачность пропадает, так как исчезает просвечиваемость бумаги. В случае необходимости устранения прозрачности акварельных красок краски размешивают мыльной водой или к ним добавляется гуашь.

При работе гуашевыми красками следует помнить о склонности этик красок к высветлению при высыхании. Как указывалось, гуашевые краски бывают двух видов - плакатные и художественные. Гуашь плакатная обладает более вязкой настой и иногда требует разведения водой. При нанесении плакатной гуаши на материал в нее необходимо добавлять 2-3-процентный раствор столярного клея.

При работе гуашью не следует брать краску из банки кистью, так как смоченная кисть каждый раз будет брать краску различной густоты и при высыхании на ней могут быть обнаружены полосы или пятна. Поэтому краски перед работой следует разводить в отдельных Чашечках.

При "пуантельном" нанесении красок, чем меньше будут мазки, пятна или точки краски, тем значительнее будет эффект пространственного-отического смешения цветов; из этого можно сделать вывод, что в процессе живописи следует учитывать отношения цветов" так как расположенные рядом цвета влияют круг на друга. Поэтому, начиная работать над живописью, следует обязательно наносить все основные тона сразу, чтобы видеть отношения между ними.

КАКОЙ СВЕТ НЕ ИСКАЖАЕТ ЦВЕТОПЕРЕДАЧУ?

К сожалению, только солнечный, которого нам почти всегда не хватает. Все искусственные источники света цвет изменяют. Так, теплый свет ламп накаливания заставляет теплые краски светиться, а холодные при нем выглядят сероватыми и приглушенными. Холодный люминисцентный свет, наоборот, ослабит теплые краски , но сделает более интенсивными холодные .

Осторожней нужно быть с оранжево- красными оттенками, особенно с интенсивными, сине- фиолетовыми и индиго-синими . В одном и том же пространстве можно использовать разные типы ламп, и каждая из них будет «работать» на тот или иной цвет по-разному. При грамотно поставленном освещении даже неизбежное искажение может стать выигрышным.

МЕТАМОРФОЗЫ ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ОСВЕЩЕННОСТИ

Рассмотрим кривые основных излучений (авторы теории Юнг, Ломоносов, Гольц) на рис.1.

Обратите внимание на то, что площади кривых Синего , Зеленого и Красного цвета равны.

Из рисунка видно, что Синий цвет обладает самой высокой возбудимостью. Это значит, что при уменьшении освещенности Синий цвет пропадает самым последним.

Подробнее: при нормальном дневном освещении рассеянным светом хорошо воспринимаются все цвета спектра.

Цвета, которые видны при естественных условиях, обычно являются результатом смешения основных цветов. Есть три главных способа такого смешения, а именно: пространственное, механическое, а также оптическое.

Оптическое (аддитивное) смешение цветов

В основе оптического смешения цветов лежит волновая природа света. Оптическое смешение можно получить при вращении круга с окрашенными в определенные цвета секторами. Основными цветами при таком смешении являются зеленый, синий и красный. Кроме них, есть еще два которые дают ахроматический серый цвет. При аддитивном смешении основных цветов получаем белый цвет.

Чтобы получить многокрасочное изображение, можно взять три обычных проектора с разными фильтрами основных цветов и перекрещивать лучи от них. Таким образом можно получить любой цвет на белом экране. Область экрана, к примеру, которая будет освещена одновременно зеленым и станет голубой, а при сложении красного и синего лучей получим пурпурный цвет. Кстати, обратите внимание, что при смешении цвета получаются не такими.

Оптическое смешение цветов обычно производится при помощи более сложных приборов. Яркий пример - телевизор, различные оттенки в котором также появляются в результате смешения зеленого, красного и

Пространственное смешение цветов

Пространственное смешение имеет место, когда человек смотрит на небольшие цветовые пятна, касающиеся друг друга, с некоторого расстояния. Эти пятна сливаются в одно пятно - с новым цветом, который будет зависеть от смешения цветов мелких областей.

Пространственное слияние цветов получается в результате светорассеяния. На него также влияют строение глаза и правила оптического смешения.

Особенности такого смешения должен учитывать в своей работе художник, так как, вероятнее всего, картина будет рассматриваться с определенной дистанции. Так, если с расстояния смотреть на картину, нарисованную мелкими мазками, они зрительно сольются, и она создаст впечатление целостной.

Пространственное смешение лежит в основе получения изображений цветовых оттенков при печати с растровых форм. Если рассматривать участки, образованные мелкими разноокрашенными точками, с определенного расстояния, человек не будет различать их цвета, а будет воспринимать цвет как пространственно смешанный.

Механическое смешение цветов

Третий тип смешения - механический - происходит при смешивании красок на бумаге, холсте или палитре. Чтобы лучше понимать его механизм, нужно провести четкую грань между такими понятиями, как «краска» и «цвет». Цветов, которые имеют оптическую природу, больше, чем красок, обладающими химическими свойствами.

Как правило, цвета красок менее насыщены, чем цвета окружающих нас предметов, поэтому молодые и неопытные художники сталкиваются с проблемой передачи цветов. Как передать разнообразие цветов в природе десятком красок в наборе?

Тем не менее, эта проблема разрешима, если художник смыслит в цветоведении и умеет выбирать правильные колористические и тональные отношения между цветами. В принципе, если вести речь о художниках, то рано или поздно все они овладевают техникой механического смешения.

Очень часто механическое смешение красок может дать результаты, похожие на результаты оптического смешения, но обычно они различны. Например, в то время как при оптическом смешении всех красок получается белый цвет, при смешении механическом мы получим серый, бурый, черный или коричневый цвета. Существует которая расскажет, какой цвет можно получить в результате смешения тех или иных красок или лучей.

Применяемые в живописи краски разделяют по цвету на простые и спектральные, составляющие солнечный цвет. Первые краски нельзя составить из других, но если их смешать, то можно составить все остальные цвета. Выделяют три простых краски: красную – краплак с розово-красным оттенком, желтую – стронциевую с лимонно-желтым оттенком и синюю – лазурь с голубым оттенком.

Леонардо да Винчи первым создал тройную систему цветов.

Им было установлено, что многообразие цвета, найденное еще древними римлянами и греками, ограничено. Леонардо относил к простым цветам: белый, красный, черный, зеленый, синий и желтый. Леонардо да Винчи определил наличие двух возможных аспектов цвета – художественного и физического.

Существующие в живописи несколько видов смешения красок делают возможным получить необходимые цветовые тона или оттенки. Получить нужный цвет и оттенок можно механическим способом, к примеру, смешивая краски на палитре. Также известен оптический метод: тонкий шар просвечивающейся краски наносится поверх уже высохшей, первоначально положенной краски. Художники различают еще и пространственное сочетание как подвид оптического смешения.

Механическое смешение

Смешение масляных красок механически обычно производят на палитре. Акварельные же краски смешивают на фаянсовой тарелке, светлой пластмассовой или эмалированной палитре, на белой бумаге и стекле с подложенной белой бумагой. Такие смешения дают возможность получить истинный цвет красок.

Законы оптического соединения цветов при механическом сочетании неприемлемы. Это поясняется тем, что полученный при механическом сочетании цветов результат отличается от того, который образовался вследствие оптического смешения. Для примера соединим три спектральных луча – желтый, красный, синий. Таким образом, получится белый цвет.

Механически смешав краски тех же цветов, можно получить серый цвет. Желтый цвет можно получить при оптическом соединении синего и красного световых лучей, а при механическом смешении две этих краски дадут тускло-коричневый цвет.

Оптическое смешение

Чтобы получить требуемый эффект при оптическом смешении цветов, применяют просвечивающие краски, или, как их еще называют, лессировочные. Палитра масляных красок имеет просвечивающие краски: золотисто-желтая «ЖХ», Ван-Дик коричневый, кобальт синий спектральный, кобальт синий, изумрудная зеленая и волконскоит, тиоиндиго розовая. Еще имеются полулессирующие краски: марс коричневый светлый, марганцевая голубая, сиена натуральная, охра темная.

Для техники корпусного письма создали масляные краски. Корпусное письмо предназначено для отображения рельефной фактуры и передачи света. Мазки масляной живописи часто достигают эффекта пространственной комбинации красок. Это когда используют оптическую смесь пары расположенных близ друг друга цветов. Посмотрев на них с довольно большого расстояния, можно рассмотреть новый цвет. Большинство акварельных красок в палитре относится к лессирующим. Они полностью растворяются в воде (эти краски готовятся на красителях).

При нанесении таких красок на бумагу или на первоначально нанесенную краску цвета просвечиваются или разбеливаются, изменяя тон. Другие акварельные краски изготавливаются посредством земляных пигментов. Краски не способны раствориться в воде, поэтому пигменты оказываются во взвешенном состоянии.

Оптическое сочетание цветов имеет характерные закономерности. Отметим, что к любым оптически образованным хроматическим цветам можно найти другие, так называемые дополняющие хроматические цвета. Такого рода цвет при оптической смеси с первым, взятым в определенной пропорции, будет давать ахроматический цвет – белый или серый. Взаимодополняющими цветами в спектре являются: голубой и оранжевый, красный и зелено-голубой, желто-зеленый и фиолетовый, желтый и синий, пурпурный и зеленый. Данные цвета располагаются на противоположных сторонах цветового круга. Два не дополняющих хроматических цвета в результате оптического смешения дают новый цветовой тон. Этот тон в цветовом круге расположен между сочетаемыми, не дополняющими хроматическими цветами.

Всегда насыщенность цвета, полученная вследствие оптического соединения двух не дополняющих цветов, окажется меньше, чем у смешиваемых цветов.

Пространственное смешение

«Пуантельная» живопись является типичным способом пространственного сочетания красок, при котором точки либо мелкие мазки, находящиеся рядом, создают эффект оптического смешения цветов. На этом принципе основана техника мозаики. Набор мозаики состоит из мелких кусков разноцветного стекла, называемого смальтой. Создавая картину, художнику важно учитывать законы пространственного соединения цветов, так как ее обязательно будут рассматривать с расстояния.

Работая над значительными по своим размерам живописными произведениями, обязательно нужно помнить о достижении возможных эффектов объединения цветов в пространстве, которые рассчитаны на восприятие с больших дистанций.

Художники-импрессионисты в своем творчестве использовали это цветовое свойство. Чаще всего к данному методу обращались те, которые писали мелкими разноцветными пятнами, применяя технику раздельных мазков. Рассматривая картины таких художников с некоторого расстояния, возникает ощущение единого цвета, так как мелкие мазки разных цветов зрительно сливаются.

>> Смешение цветов. Оптическое смешение цветов

Смешение цветов

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое.


Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света . Его можно получить при очень быстром вращении круга , сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовив специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов (см. упр. 11),можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части - цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.

В науке «Цветоведение» (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.

Основные цвета в оптическом смешении - красный, зеленый и синий.

Основные цвета при механическом смешении цветов - красный, синий и желтый.

Оптическое смешение

цветов

Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).

Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет (ил. 84).

Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.

Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.

Сравните: если мы смешиваем краски, то получаем совсем другие цвета (ил. 85).


Механическое смешение

цветов

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды , то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного.

Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор . Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство . Основы живописи: Учебник для уч. 6 кл. - Обнинск: Титул, 2008. - 80 с:цв.ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Принято выделять 3 основных цвета: желтый, синий и красный.

Путем смешивания из этих трех цветов теоретически можно создать все остальные (хотя художники заметят, что это не так просто).

Смешанные в равных частях два основных цвета дают 3 вторичных цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый

Эти цвета называются бинарными.

Продолжив смешивать, из смешения основного сцета с бинарным, мы получим третичный цвет.

Комплиментарные цвета

Про комплиментарные цвета я уже писала в посте .
При смешении двух комплиментарных цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге, получается нейтральный темно-серый.

Новый цветовой круг

Изменяя насыщенность и интенсивность можно получить большее разнообразие цветового круга:

На самом деле между цветами в спектре нет четких границ - каждый цвет постепенно переходит в соседний.

Цветовые схемы

В нашем новом цветовом круге действуют те же схемы, о которых я писала в первом посте

Аналогичные цвета (расположены рядом)
Комплиментарные цвета (расположенные на кругу напротив)
Сплит-комплиментарная (два смежных с комплиментарным цвета) и триада. Такие треугольники:

Чуть сложнее четырехугольник, где цвета попарно комплиментарны:

Цветоведение

Красный оттенок считается самым теплым цветом (цвет раскаленного метала или вулканической лавы), а синий - самым холодным (цвет воды, льда). Тем не менее имейте в виду, что температура цвета всегда относительна: сине-фиолетовый, к примеру - это холодный цвет, но он выглядит более теплым, если стоит рядом с сине-зеленым.

Немного о колористике

Ахроматические цвета (черный, белый, серый) различаются только по светлоте, степени приближения к белому цвету.
Наш глаз способен распознать более 600 переходов по светлоте.

Хроматические цвета отличаются целым рядом признаков:

Цветовой тон
Это основной признак хроматического цвета: зеленый, красный, синий и т.п.

Светлота
Помимо приближенности к белому цвету, хроматические цвета отличаются по светлоте между собой. Желтый светлее фиолетового, голубой светлее синего, розовый - красного. Это легко можно проверить, если перевести цветную картинку в черно-белый формат.

Чистота
К чистым относят только спектральные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

Насыщеннось
Отличие хроматического цвета от ахроматического. Чем сильнее отличается, тем насыщеннее. К наиболее насыщенным можно отнести пурпурный и ультрамарин.

Интенсивность
Степень яркости цветового пятна. Зависит от интенсивности отраженного от него света. К наиболее интенсивным можно отнести лимонно-желтый, ярко-красный, ярко-оранжевый.

Психология цвета

Ученые давно изучают влияние цвета на человеку. В общем случае было выявлено, что цвета желто-красной цветовой гаммы влияют на человека положительно, сине-фиолетовой - отрицательно, а зеленый относится к нейтральным.

Однако, разные люди воспринимают цвета по-разному, поэтому не существует интерьера, в котором уютно будет всем без исключения.

Проценты и соотношения

Очень часто, когда мы ищем цветовые схемы, мы видим подобные иллюстрации:

На самом деле цвета используются не в равных пропорциях.

Предлагаю рассмотреть иллюстрации ниже, чтобы разобраться, почему эта рекомендация верна только в общем случае (спасибо за них компании Dulux):

Пастельные оттенки. Они не настолько интенсивны, чтобы подавлять друг друга.

В случае с яркими цветами, мы можем взять аналогичный оттенок и тогда тоже пропорция будет не столько важна.

Два примера, когда насыщенного цвета немного и когда его много:

Насыщенные цвета приблизительно в равных пропорциях, но белый служит вспомогательным цветом.

Подробнее об основных, дополнительных и вспомогательных цветах я расскажу через неделю. А также вместе пособираем цветовые комбинации.

Похожие публикации