Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Особенности русской философии. Шпаргалка: Особенности русской философии

Русск. Ф.- феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность - русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую Ф. отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.Характерные черты : религиозное влияние художественное выражение мыслей, с связи с политической несвободой и жесткой цензурой стремление почти всех философов заниматься всем проблемами сразу широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основа предмета: проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом; проблема власти; проблема гос-ва; проблема соц справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт рф); проблема идеального об-ва; проблема будущего. Можно выделить сл основные этапы : период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; относится к 9–13 вв.(отход от язычества) философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского гос-ва (Московской Руси и России); 13–17 вв. Среди видных философов данного периода: Сергий Радонежский, Максимилиана Грек,Андрей Курбский философия 18 в.; Первые философы появились на Руси в XVII-XVIII веках. Однако их философия не была самобытной. Приобщение к новоеропейской философии (прежде всего французской и немецкой) после реформ Петра 1 привело к появлению российских мыслителей просветительского плана: Радищева, Новикова и др. Основные представители материалистического направления- Ломоносов, Радищев. Большое внимание Радищев уделил соц-политической философии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. философия XIX в.; Знакомство с византийской и западноевропейской философией было необходимым подготовительным этапом формирования самобытной русской философии. У историков философии нет единого мнения о том, к какому периоду отнести возникновение философии в России. Однако большинство согласны ассоциирует пробуждения самосознания России со спором западников (А. Герцен, В. Белинский, П. Чаадаев) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков,) Спор славянофилов и западников о русском пути приходится на начало промышленного переворота в России: начались ломка традиций общества, переход к обществу индустриального типа. Таким образом, как и в других странах, философия зародилась в России в кризисный, переходный этап развития культуры и знаменовала вызревание в ней личностного начала. русская и советская философия XX в.

Наивысшей своей продуктивности, своего творческого пика отечественная философия достигла в первой четверти ХХ века: этот период богат разнообразием философских школ (персоналисты, интуитивисты, соловьевцы) Этот период заканчивается в 1922 году высылкой большинства русских философов за пределы Советской России. Советский период в развитии отечественной философии характеризуется тотальным господством идеологизированного марксизма – диалектического и исторического материализма(особо следует отметить работы М.М. Бахтина и Лосева)Постсоветский период, начавшийся с сер. 80-х гг. 20 в. и продолжающийся в н/в характеризуется пересмотром отношения к марксистско-ленинской философии и ренессансом русской религиозной философии (широко изданы и изучаются классические труды религиозных мыслителей, в том числе – созданных в русском зарубежье). Открылся доступ к знакомству и широкому изучению новейших западных исследований по постмодернизму. Современный период характеризуется отсутствием какой-либо ведущей системы или доктрины, и, что вполне естественно в таких ситуациях, изрядным теоретическим и методологическим эклектизмом.

Вопрос 22 Спор славянофилов и западников, его значение для современности.На рубеже 30-40-х гг. в России сложилось два противоположных ф. течения: славянофильство и западничество. Основной вопрос в том особенный ли исторический путь у России или что Россия просто отстала от Западной Европы.Западники. Представители: Кавелин, Грановский. Западники считали, что Россия - та же Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую личность, знающую и уважающую свои права.-выступали за конституционную монархию. Видели идеал государства в парламентском строе Англии и Франции; -выступали за свободу печати и слова, за неприкосновенность личности,введение гласного суда. Славянофилы Хомяков и Киреевский. Заняли противоположную позицию. По их мнению, у России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституции. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.Оба течения выступали за отмену крепостного права, . проведение буржуазных реформ. Те, кого мы сегодня называем «западниками» и «славянофилами», были объединены чувством недовольства существующим режимом, все их помыслы были направлены к поиску путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в России.Исторический опыт дискуссий 40-50-х гг. 19 в. в России между западниками и славянофилами имеет непреходящее значение. Их отзвуки в разной форме, в различной терминологическом выражении проходят и через все последующие десятилетия 19 в. (почвенничество, концепции русских либералов и радикалов), через век XX и продолжают вновь возникать и в 21 в.

Вопрос 23 . Материалистические направления в русской философии.Материалисты :Белинский,Герцен , Чернышевский, Добролюбов, Писарев являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Революционные философы прошли поучительную школу нем.Классич. философии и Француз.просвещения. После глубокого увлечения гегельянством они повернулись в сторону материализма, стремясь сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть св-во не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. Герцен - признавал сущ-вование объективного разума. Критиковал славянофилов за идеализацию православия и поддержку самодержавия. Основоположник народничества. После 1848 г. разочарование в мелкобуржуазном духе Западной Европы. Идея "русской общины". В природе, по Чернышевскому , нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными кач-вами, в рез-те столкновения которой и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постоянной эволюции об-венной истории. Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прилив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. Плеханов стал идейным вождем русского социал-демократического движения и оказал сильное влияние на Ленина. В 1900 он принял деятельное участие в учреждении органа РСДРП газеты «Искра». В работах Плеханова утверждались принципы научного социализма, а в Очерках по истории материализма (1896, первоначально вышедших на немецком языке, русский перевод 1922) диалектический материализм увязывался с методами естествознания. Марксистско– ленинская Ф. теоретического познания исходит из последовательно материалист.решения основного вопроса Ф, т.е. рассматривает познаваемый материальный мир, объективную реальность как сущ-вующую вне и независимо от сознания. Диалектич. материализм исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т.е. агностицизм . Будучи последовательно материалист., марксистско-ленинской теоретическое познание не есть, но простое продолжение сложившейся в домарксистской философии материалистич. линии в решении проблем гносеологии. Основная особенность диалектико-материалистич.теоретич. познания - ее развитие осущ-вляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики, логики и теоретич. познания.

Вопрос 24. Русская религиозная Ф. конца 19 – 20 вв. Значительную роль и влияние в развитии оказали работы русских философов Розанова, Мережковского, Бердяева, Соловьева, Булгакова и др. Русской религиозной философии 20 в. современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами . 1. В рамках этой Ф. ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. 2. Религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. 3. Ф. в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией. Русская религиозная Ф.20 в. представляла собой такую картину мира, в которой соц революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории. Русская Ф. 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов сущ-вования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Русская Ф. сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой Ф. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира, так и самого человека. Русская Ф. - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. Ф.- не только продукт деят-ти чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. В русской Ф. мысль сформировалась в русле так называемой ""Русской идеи"". Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в 16 в. и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. Русская идея разрабатывалась в периоде отечественнойФ. 19 - 20вв. Её основоположники в этот период -Чаадаев, Достоевский, Бердяев. Мотив ""Русской идеи"" - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеч., объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея - идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

Вопрос 25 Позитивизм, его исторические формы. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания). В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Гл тезис позитивизма - все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных спец наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на сущ-вование. Первая историческая форма позитивизма. В 30- 40-е годы 19 в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный Контом. Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления. Осущ-вленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика – астрономия – физика –химия – биология – социология. Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря – нему социология впервые была разработана в опр научную систему. Основные принципы : 1. от простого к сложному. 2. от абстрактного к конкретному 3. Временной. Представители кроме Конта, были Литтре, Вырубов, Лаффит, Тэн, Ренан – во Франции; Милль, Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты-Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус. Вторая историческая форма позитивизма . В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность - резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» - возникает вторая историческая форма позитивизма - махизм, эмпириокритицизм (Мах, Авенариус и др.). Эмпириокритицизм (философская система “чистого опыта”, критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). ДаннаяСохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”,“идеальное”. На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания проблемы: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физ и психического и т. д. «Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм , возникает в 20-е годы 20 в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили Шлик, Карнап, Фейгель, Нейрат, Нагель, Айер, Франк, Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, т. е. сравнение всех положений науки с фактами опыта.


Русская философия- феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.Начальный период становления русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени: – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;– секуляризация общественной жизни.В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: – М.В. Ломоносов; – А.Н. Радищев; – Феофан Прокопович; – В.Н. Татищев; – А.Д. Кантемир и др.Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества. Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм. После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии. Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: – славянофилы (заложили основу русской религиозной философиивторой половины XIX в. – западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.Следующий этап (конец XIX – первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.Основными направлениями русской философии XIX в. являлись: декабристская философия; философия западников и славянофилов; философия Чаадаева; политическая философия консерваторов (монархистов), либералов и революционных демократов; философские системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой); целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Русская философия- феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

Декабристская философия;

Философия западников и славянофилов;

Философия Чаадаева;

Политическая философия консерваторов (монархистов), либералов и революционных демократов;

Философские системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;

Характерными чертами русской философии являются:

Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

Специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

Большая роль проблем морали и нравственности;

Широкое распространение в массах, понятность простому народу.

В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева . Содержащаяся в письме резкая критика российского рабского прошлого и настоящего вызвала в обществе шоковый эффект. Особенности исторической судьбы России он видел в ее трагической разорванности между восточной и западной цивилизациями и неопределенности выбора: «Мы не вполне Запад и не вполне Восток… русские – не название народа, а название исторического предприятия». Роль России в мире, по его мнению, заключается в примере того, как не нужно жить. Будущее Чаадаев видел в выборе одного – европейского пути. В это время формируется специфическая тема русской философии – есть ли у России особая роль и судьба в истории, в чем ее будущее («русская идея»).

Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками (Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский, М. Н. Катков) и славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Революции, прокатившиеся в сер. XIX в. по всей Европе, и общественные проблемы в самой России порожда­ют консервативное, либеральное и радикальное направления в со­циально-политической мысли. Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские круж­ки, разрабатывавшие социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).


Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской религиозной философии , одно из важнейших понятий которой – «цельное знание». Идеал цельного познания как органического всеобъемлющего всеединства привлек многих русских мыслителей, начиная с А. С. Хомякова и В. С. Соловьева (1853- 1900). Они считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также - что очень важно - религиозное созерцание, человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о боге. Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология).

Крупным представителем религиозного направления был философ и священник П.А. Флоренский (1882 - дата смер­ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении). Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с но­вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони­мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не­постоянство времени и пространства.

Новой версией «русской идеи» явилось евразийство, усматри­вавшее единое будущее народов, населяющих пространство Евразии. Это интеллектуальное и социально-философское учение оформилось в 20-30-е гг. XX в. главным образом в среде российской эмиграции. Его основателями выступили Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, В. И. Вер­надский. Значимую роль в процессе возрождения идей евразийства в кон­це XX в. сыграло творчество Л. Н. Гумилева.

Оригинальный характер русской философии проявился в так назы­ваемом «русском космизме» . Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. В.И. Вернадский (1863 - 1945) - крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно пере­ходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

Отличительные особенности классической русской философии - ее принципиальная ориентация на проблемы этико-антропологической на­правленности, стремление к обоснованию синтетических форм миросо­зерцания, космологический и социокультурный синкретизм, глубокая связь с православием, выражение философских идей не только в нормативном, но и литературном жанре.

ЛЕКЦИЯ 6. Русская философия

6.1. Особенности русской философии

6.2. Философия русского Просвещения

6.3. Русский материализм: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев

6.4. Западники и славянофилы

6.5. Философские основы революционно-демократического движения

6.6. Философские идеи второй половины XIX в.

6.7. Русский космизм

6.8. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX в.

Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.

Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемни-цей. В сущности, западноевропейская мысль не начинала, а творчески продолжала и развивала то, что было наработано древнегреческими и древнеримскими мыслителями. Этому способствовал и общий язык образованных слоев - латынь.

Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло. Ни в Киевский, ни в Московский периоды на Русь не пришло ни одно из крупных древнегреческих философских произведений, способных серьезно повлиять на процесс формирования духовной жизни молодого народа. В этом не нужно искать только внешние причины. Это явление, видимо, необходимо объяснить также неготовностью общества к свободному восприятию, тем более усвоению философских идей античности. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама. Это, на наш взгляд, чрезвычайно важный и интересный для понимания специфики нашей духовной культуры вопрос.

Вторая особенность русской философии, во многом обусловленная первой, заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе такая связь присуща философии по существу. «Философия, - писал Гегель, - изучает те же предметы, что и религия... Обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как их истине». Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. «Русская мысль, - справедливо писал В.В. Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли».



Третья особенность : русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни.

Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверхрационального бытия.

В русской философии человек не обособляется от других людей. Все индивиды интегрированы, они не изолированы друг от друга. Субстанциональную основу составляет не Я, а Мы. Мы - это неразложимое единство. Не случайно русские мыслители отвергали идею Лейбница о замкнутости и изолированности монад. Для них монады не только взаимодействуют между собой, не только связаны с Богом и миром, но и обладают собственным бытием в такой взаимной связи. Сущность и специфика русского духа в его соборности.

Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. «Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики». Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер.

Четвертая особенность : в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема «правды», ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа.

Правда не тождественна истине. Она означает не столько совпадение представления и действительности, адекватный образ действительности, сколько нравственную основу жизни, духовную сущность бытия. Правда - это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании. Известное спинозовское кредо «не плакать, не смеяться, а понимать» не удовлетворяло их ввиду его подчеркнутого рационализма. Правда для них - не только сфера разума, но и сердца.

Русские мыслители, начиная от Илариона до Соловьева и Флоренского, - это искатели правды. Они хотят не только познать истину в рациональном смысле, а постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, устранить ложь и неправду, преобразить жизнь, очиститься и спастись. Поэтому русская философия не удовлетворяется только той истиной, которая предлагается теоретическим научным познанием, так как последнее не вскрывает основы жизни и, следовательно, не достигает действительной истины. Правда ориентирована на жизненно-интуитивное постижение бытия в сочувствии и переживании. Для русских философов «правда» - это ключевое понятие, тайна и смысл бытия.

Пятой особенностью русской философии, которая подчеркивается исследователями ее истории, является отсутствие в ней оригинальных философских систем. Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремится к построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. Это в духе философии.

В отечественной философии, напротив, мы не найдем таких построений, как, например, в немецкой философии. В этом смысле у нас нет своего, русского, Гегеля. Это - недостаток отечественной философии, однако отсутствие системы не говорит об отсутствии философии. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной, яркой и живой мыслью. Русская философия состоит как бы из двух частей: первая - это собственно философские труды и вторая - художественная литература. Среди русских, как заметил А.Ф. Лосев, очень мало «чистых» философов. Они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди литераторов. Глубокие и самобытные философские идеи растворились в литературе. Художественная проза и поэзия стали подлинным кладезем русской философской мысли. В них осмысливались важнейшие философские проблемы. Возможно, причина здесь в неудовлетворенности односторонним рационализмом науки.

Русское мышление не чурается систематического и понятийного познания вообще, однако считает его недостаточным для получения полной и живой картины действительности. Для него характерен интуитивизм, который лучше всего достигается через образно-художественное восприятие.

Говоря о характере русской философской мысли, нельзя не отметить и такую ее особенность (во всяком случае, на отдельных этапах), как влияние на ее развитие западноевропейской философии. В XVIII в. Россия с горячим энтузиазмом начала осваивать западную культуру, что было стимулировано главным образом реформами Петра Великого. Хотя «усвоение» чужого наследия в значительной степени носило поверхностный характер, однако нельзя отрицать и положительное значение этого явления. Когда в России происходило становление подлинной национальной философии, свободной от религиозного давления, рядом, на Западе активно и разносторонне развивалась философская жизнь. Русские мыслители имели возможность принять это богатое теоретическое наследие, как бы сокращая долгий и нелегкий путь собственного восхождения к высотам философской мысли. В то же время подобное ученичество, подражание чужому стесняли свободу собственного творчества. Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему, интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигается не посредством сведения его к логическим понятиям и определениям, а посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности. Для русской философской мысли чрезвычайно характерно сочетание чувственного, рационального и иррационального, интуитивного и мистического. Что же касается западноевропейской философии, ее основной принцип - рациональность (ratio). Рационализм, естественно, руководствуется только категориями разума, и все, что невозможно охватить силой разума, он отбрасывает. Таким образом, он не оставляет места для других форм философствования. Именно по этой причине отечественная философия не могла оставаться вечной ученицей Запада и вскоре освободилась из плена. Во второй половине XVIII - начале XIX в. она вышла на собственный путь развития.

Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.

Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемницей. Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло. Ни в Киевский, ни в Московский периоды на Русь не пришло ни одно из крупных древнегреческих философских произведений, способных серьезно повлиять на процесс формирования духовной жизни молодого народа. В этом не нужно искать только внешние причины. Это явление, видимо, необходимо объяснить также неготовностью общества к свободному восприятию, тем более усвоению философских идей античности. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама.

Вторая особенность русской философии заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе такая связь присуща философии по существу. "Философия, - писал Гегель, - изучает те же предметы, что и религия... Обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как их истине". Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. "Русская мысль, - справедливо писал В.В. Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли".



Третья особенность: русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни. Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверхрационального бытия. В русской философии человек не обособляется от других людей. Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. "Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики". Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер.

Четвертая особенность: в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема "правды", ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа. Правда, не тождественна истине. Она означает не столько совпадение представления и действительности, адекватный образ действительности, сколько нравственную основу жизни, духовную сущность бытия. Правда - это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании. Известное спинозовское кредо "не плакать, не смеяться, а понимать" не удовлетворяло их ввиду его подчеркнутого рационализма. Правда для них - не только сфера разума, но и сердца. Русские мыслители, начиная от Илариона до Соловьева и Флоренского, - это искатели правды. Они хотят не только познать истину в рациональном смысле, а постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, устранить ложь и неправду, преобразить жизнь, очиститься и спастись. Поэтому русская философия не удовлетворяется только той истиной, которая предлагается теоретическим научным познанием, так как последнее не вскрывает основы жизни и, следовательно, не достигает действительной истины. Правда ориентирована на жизненно-интуитивное постижение бытия в сочувствии и переживании. Для русских философов "правда" - это ключевое понятие, тайна и смысл бытия.

Пятой особенностью русской философии является отсутствие в ней оригинальных философских систем. Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремится к построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. Это в духе философии. В отечественной философии, напротив, мы не найдем таких построений, как, например, в немецкой философии. В этом смысле у нас нет своего, русского, Гегеля. Это - недостаток отечественной философии, однако отсутствие системы не говорит об отсутствии философии. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной, яркой и живой мыслью. Русская философия состоит как бы из двух частей: первая - это собственно философские труды и вторая - художественная литература. Среди русских, как заметил А.Ф. Лосев, очень мало "чистых" философов. Они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди литераторов. Глубокие и самобытные философские идеи растворились в литературе. Художественная проза и поэзия стали подлинным кладезем русской философской мысли. В них осмысливались важнейшие философские проблемы. Возможно, причина здесь в неудовлетворенности односторонним рационализмом науки.

Говоря о характере русской философской мысли, нельзя не отметить и такую ее особенность как влияние на ее развитие западноевропейской философии. В XVIII в. Россия с горячим энтузиазмом начала осваивать западную культуру, что было стимулировано главным образом реформами Петра Великого. Хотя "усвоение" чужого наследия в значительной степени носило поверхностный характер, однако нельзя отрицать и положительное значение этого явления. Когда в России происходило становление подлинной национальной философии, свободной от религиозного давления, рядом, на Западе активно и разносторонне развивалась философская жизнь. Русские мыслители имели возможность принять это богатое теоретическое наследие, как бы сокращая долгий и нелегкий путь собственного восхождения к высотам философской мысли. В то же время подобное ученичество, подражание чужому стесняли свободу собственного творчества. Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему, интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигается не посредством сведения его к логическим понятиям и определениям, а посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности. Для русской философской мысли чрезвычайно характерно сочетание чувственного, рационального и иррационального, интуитивного и мистического. Что же касается западноевропейской философии, ее основной принцип - рациональность (ratio). Рационализм, естественно, руководствуется только категориями разума, и все, что невозможно охватить силой разума, он отбрасывает. Таким образом, он не оставляет места для других форм философствования. Именно по этой причине отечественная философия не могла оставаться вечной ученицей Запада и вскоре освободилась из плена. Во второй половине XVIII - начале XIX в. она вышла на собственный путь развития.

Похожие публикации